Как найти нарушения в контракте

Содержание

1. Существенные нарушения контракта по 44 ФЗ
2. Существенные нарушения исполнения контракта
3. Существенные нарушения условий контракта
4. Видео-инструкция существенные условия в договоре поставки

1. Существенные нарушения контракта по 44 ФЗ

В качестве существенного нарушения контракта будет признаваться нарушение, которое стороны прописали в самом контракте, как существенное на основании с п 4 ст 421 ГК России.

В виде данного нарушения может быть признано нарушение в виде просрочки оплаты на 5 дней. Кроме того в качестве существенного нарушения условий договора может пониматься то, которое указано в самом законе. К нему может относиться не одноразовое нарушение сроков поставки товаров и их оплаты согласно с п.п 1-3 ст 523 ГК России.

Таким образом суд должен установить, что именно такое нарушение будет являться существенным. В связи с этим необходимо будет учесть, что по итогу данного нарушения контрагентом контракта вторая сторона может лишиться того, чего она могла бы получить в итоге заключения контракта.

На основании этого в качестве нарушений может выступать неполучение прибыли, а наоборот возникновение непредвиденных затрат или иных последствий, которые могут затронуть вторую сторону контракта.

Помимо этого стоит учесть, что все суды могут по своему оценивать одни и те же по характеру нарушений, но при возникновении разного рода ситуаций. 

Решили принять участия в торгах или аукционах? Мы можем оказать для вас комплексное сопровождение при участии в торгах или аукционах на всех этапах, от поиска интересных закупок и до заключения выгодного контракта.

2. Существенные нарушения исполнения контракта

На основании решения суда существенными признаются ниже представленные виды нарушений:

  • Так, в качестве одно из случаев признается, тот при котором первоначальный кредитор по контракту не предает другому кредитору документы, свидетельствующие о наличии у последнего прав и не указал какими свойствами будут обладать имеющие значения информации. Если арендатор вносит не всю сумму арендной платы
  • В том случае, если поставщик нарушает сроки завершения работ по строительству и превышает сметную стоимость строительства
  • Когда покупатель не совершил необходимого перечисления аванса по контракту, обязательства на основании которого появляются с даты получения аванса.

Под термином существенного нарушения понимается способность скорректировать или преждевременно прекратить отношения по контракту.

Чтобы выполнить данное действие для необходимо будет обратиться в суд согласно с п 2 ст 450 ГК России.

Но все же в законе, предпринимательском контракте или другом правовом акте предполагаются случаи, при которых с помощью существенного нарушения будет иметься способность на корректировку условий договора или отказаться от его дальнейшего выполнения в одностороннем внесудебном порядке согласно с п. п 1,2 ст 310 и п 1 ст 450.1 ГК России.

Если происходит внесение корректировок в сам текст контракта или он вовсе был расторгнут из-за существенного нарушения одной из сторон. Именно с нее можно будет взыскать убытки, которые были приченены из-за ранее перечисленных действий.

В качестве примера может выступать разница между стоимостью контракта, который подлежит расторжению и ценой подобного контракта, заключенного после расторгнутого контракта. Подробнее о том, как происходит одностороннее расторжение контракта читайте в данной статье.

Остались вопросы по существенным нарушениям контракта?

             У нас в штате работают только квалифицированные специалисты, которые всегда готовы ответить на все ваши вопросы!

Обратиться за бесплатной помощью

3. Существенные нарушения условий контракта

При возникновении нарушений существенных условий контракта на поставщика или заказчика могут быть наложена определенная неустойка, выступающая в размере штрафа или пени. Еще одним вариантом при наличии данных нарушений может быть расторжение контракта. неустойка может быть рассчитана согласно с условиями ПП России под номером 1042 от 30 августа 2017 г.

Более плачевна может выглядеть ситуация для поставщика при расторжении контракта заказчика, так как сведения о нем могут попасть в РНП.

Если брать во внимание ч 4 ст 7.32 КоАП РФ внесение правок в условия договора и увеличение цен на ТРУ, тогда внесение правок в сами условия контракта не предполагаются на законодательном уровне РФ, а точнее в законе “О контрактной системе в сфере закупок, то на основании этого может последовать наложение штрафных санкций на должностных лиц суммой 20 тыс руб и на юр лиц 200 тыс руб.

А в ч 5 ст 7.32 КоАП РФ внесение корректировок в условия договора, а также совершение действий по повышению цен на ТРУ, то в этом случае не предполагается способность менять условия контракта на уровне законодательства РФ  и данные корректировки могут привести к дополнительным затратам средств, которые носят соответствие бюджетов бюджетной системы РФ или сокращение числа поставляемых ТРУ для удовлетворения гос и муниципальных нужд, так как это ведет приведет к наложению штрафных санкций на должностных лиц и юр лиц в количестве двукратного размера дополнительно использованных денежных средств бюджетной системы РФ или цен на ТРУ, их число и объем которых идет на спад и которые выступают предметом нарушения.

4. Видео-инструкция существенные условия в договоре поставки

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

  • Ошибки в предмете контракта
  • Ошибки в положениях о цене
  • Ошибки в положениях, касающихся вопросов изменения контракта, в том числе изменения цены контракта
  • Ошибки в положениях о сроке исполнения контракта
  • Ошибки в положениях о возможности одностороннего расторжения контракта

Подготовка документации по 44-ФЗ, в том числе и проекта контракта, — это трудоемкий процесс. Необходимо учесть как требования законодательства, так и особенности и характеристики конкретного товара, работ или услуг, ситуацию на рынке. 

Проект контракта должен соответствовать документации, извещению и составленной на их основании заявке участника, с которым будет заключен этот контракт (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 54 Закона 44-ФЗ). Именно контрактом, а не документацией будет определяться взаимодействие заказчика с контрагентом.

Далеко не все ошибки при составлении контракта — злоупотребления. Большинство из них носит технический характер.

В первую очередь необходимо проверить соответствие условий контракта условиям документации. Так, суды сочли законными решение УФАС по Магаданской области от 03.03.2020 по делу №049/06/83.2-58/2020 и предписания от 03.03.2020 №5. Антимонопольный орган выявил расхождения направленного исполнителю проекта контракта и документации, а также технические недочеты, в том числе ссылки на несуществующие пункты (дело № А37-1011/2020)

Ошибки в предмете контракта

Предмет контракта, как и предмет любого договора, является его существенным условием. По необходимости, предмет должен быть конкретизирован в соответствующих приложениях, которые по сути (или даже по форме) могут повторять техническое задание. В некоторых случаях (например, для строительной сферы) содержание таких приложений определяется отраслевыми актами.

В документации описание объекта закупки должно соответствовать КТРУ. При рассмотрении заявки и при заключении контракта следует убедиться в том, что в них нет несоответствия требованиям документации. Ведь после заключения контракта исправление технических ошибок будет уже затруднительно. 

Подробно опишите предмет контракта, опираясь на данные, представленные как в заявке, так и в документации. Это обезопасит вас от рисков, связанных с неисполнением или иными недобросовестными действиями поставщика (исполнителя). Так, суды однозначно встали на сторону заказчика и отклонили довод исполнителя о том, что он не исполнил контракт на поставку медицинских изделий ввиду несогласования конфигурации продукта (Дело №А07-984/2020), указали, что поскольку исполнитель подал заявку и участвовал в торгах на условиях документации, он согласился с теми характеристиками товара, которые были указаны заказчиком. 

С другой стороны, при составлении документации и проекта контракта не предъявляйте излишние требования к товару (работам, услугам), чтобы это не привело к ограничению конкуренции. При описании объекта закупки не выходите за рамки, предписанные положениями ч.ч. 1,2 ст. 33 Закона 44-ФЗ. Большинство из таких нарушений устраняются еще на стадии подачи заявок после получения заказчиком запросов о разъяснении положений документации от участников закупки. Так, например, в рамках закупки гастроскопа для нужд БУЗ УР ГКБ №6 МЗ УР (извещение № 0813500000121004571) заказчик исключил из ТЗ положение о наличии защитных колпачков для переноски и хранения эндоскопа. Вместе с тем, если бы закупка была бы выиграна поставщиком, который предлагает эндоскоп в комплекте с защитными колпачками, указание на это в тексте самого контракта позволило бы избежать проблем при приемке.

Также обратите внимание на то, следует ли в данном случае применять типовой контракт или типовые условия — необходимо сравнить ТРУ по кодам ОКПД 2 и другие показатели закупки с информационной картой типового контракта соответствующей тематики (ПП РФ №606 от 02.07.2014). 

Ошибки в положениях о цене 

В большинстве случаев цену нужно указать в контракте в виде конкретной суммы (п. 2 ст. 34). Есть исключения — когда невозможно определить количество товаров или объем работ (услуг). Тогда указывают цену за единицу ТРУ,  а также в некоторых иных случаях, например, при заключении контракта на оказание агентских услуг, услуг по обязательному страхованию, оценке недвижимости (ПП РФ №19 от 13.01.2014). В этом случае в контракте должна быть формула подсчета цены и максимальное ее значение. 

Чаще всего в отношении цены ошибки совершаются не на стадии заключения контракта, а ранее — при определении НМЦК. Как правило, это связано с тем, что  используются либо неверные данные для ее расчета или неверные методы расчета. Например, УФК по Республике Бурятия в Представлении от 11.05.2021 г. №02-12-34/22-1355 было указано, что заказчиком при определении и обосновании цены путем метода анализа была неправомерно использована информация о цене товара из контракта, характеристики товара по которому не соответствовали тому товару, который закупался заказчиком. Кроме того, по контракту, цену из которого взяли для расчета НМЦК, были взысканы неустойки.

Ошибки в положениях, касающихся вопросов изменения контракта, в том числе изменения цены контракта

Такие положения должны быть предусмотрены документацией и контрактом при конкурентной процедуре либо контрактом при закупке у единственного поставщика и возможно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ. 

Можно предусмотреть в том числе снижение цены, если:

  • при этом не меняется количество товаров, объем работ или услуг;

  • или изменение количества товаров (работ или услуг) не более, чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения, при этом цена не может быть увеличена более, чем на 10%, но должна быть уменьшена пропорционально уменьшению количества (объема ТРУ);

  • при изменении регулируемых тарифов;

  • уменьшении доведенных ранее до заказчика лимитов бюджетных средств.

Менять цену можно и в некоторых других случаях. Однако это не всегда соблюдается, особенно это касается поставок большого количества товаров.

Например, отделом внутреннего финансового контроля администрации финансового управления администрации муниципального образования города Новомосковска в представлении от 11.05.2021 №8/21 было выявлено необоснованное изменение условий контракта — уменьшение количества поставленных товаров одного вида более чем на 10% и увеличение поставки более чем на 10%, хотя контрактом это предусмотрено не было.

Ошибки в положениях о сроке исполнения контракта

Порядок определения срока определяется не только законодательством о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства, в зависимости от конкретного предмета контракта. Для договоров поставки и выполнения работ срок в любом случае является существенным условием договора (ст.ст. 506, 708 ГК РФ). 

Во избежание разногласий с проверяющими органами предпочтительнее максимально определенно указывать сроки — при возможности с указанием на конкретные даты и объемы работ (услуг), на количество и номенклатуру товаров. 

Исходя из судебной практики при установлении срока возможно также не только указание точных дат, но и временных промежутков, а также указаний на события. Антимонопольный орган указал, что в нарушение статьи 34 Закона 44-ФЗ заказчик, указав на возможность поставки товара «в течение 90 дней с момента заключения контракта», срок не установил. Суды (дело №А33-21159/2017) посчитали иначе и признали решение антимонопольного органа незаконным.

Ошибки в положениях о возможности одностороннего расторжения контракта

Заказчик имеет право расторгнуть контракт по своей инициативе, если такая возможность в контракт включена ( ч. 14 ст. 34, ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ). При этом не обязательно указывать на конкретное основание для одностороннего отказа, хотя и возможно, например, с уточнением порядка взаимодействия между сторонами (позиция изложена в п.14 Обзора судебной практики ВС РФ от 28.06.2017, подтверждается и последней судебной практикой, например Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2021 по делу №А27-1953/2020). В конкретном деле исполнитель поставил медоборудование (анализатор наркотических и сильнодействующих средств), но маркировка не совпала с данными регистрационного удостоверения. Работать на таком оборудовании на территории РФ запрещено. Соответственно, при условии, что в контракте было закреплено общее право на одностороннее расторжение контракта, у заказчика имелись все основания, предусмотренные гражданским законодательством, и он совершенно обоснованно воспользовался своим правом, направив исполнителю соответствующее уведомление.

Напомним, что особенности проведения бюджетными учреждениями закупок установлены ст. 15 Закона о контрактной системе[1]. Согласно указанной статье бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе. В статье на основе анализа материалов контрольных мероприятий органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, приведем обзор наиболее часто встречающихся нарушений Закона о контрактной системе.

Недостатки при организации закупок.

В ходе проверки данного вопроса контрольные органы в сфере закупок довольно часто выявляют:

– несоблюдение принципа профессионализма в контрактной системе и неприменение профессиональных стандартов. Напомним, что до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе). Начиная с указанной даты работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе). Отметим, что с 01.07.2016 профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Бюджетные учреждения обязаны соблюдать установленные Законом о контрактной системе требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих, а также руководителя организации, если он исполняет трудовые функции по обеспечению закупочных процедур;

  • нарушения порядка формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), а также выбора специализированной организации и наделении ее соответствующим функционалом. Довольно распространенными ошибками являются принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупки после размещения извещения об осуществлении обозначенной закупки, несоответствие количества членов комиссии по осуществлению закупок требованиям ч. 3 ст. 39 упомянутого закона, а также неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50% общего числа ее членов;
  • нарушения порядка организации централизованных закупок (ст. 26 Закона о контрактной системе);
  • нарушения порядка организации совместных конкурсов и аукционов (ст. 25);
  • несоблюдение требований по осуществлению закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30);
  • неприменение национального режима при осуществлении закупок товаров (предоставление преференций участникам закупки, предлагающим для поставки товары иностранного производства) (ст. 14);
  • отсутствие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков (ст. 19).

Несоблюдение требований о планировании закупок.

В силу ст. 16 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения должны планировать закупки исходя из определенных с учетом положений ст. 13 названного закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • планов закупок;
  • планов-графиков закупок.

К нарушениям при планировании закупок можно отнести:

  • несоблюдение требований, согласно которым государственные (муниципальные) контракты (договоры) заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке;
  • нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в открытом доступе;
  • нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе;
  • несоблюдение требований к форме и содержанию планов-графиков (планов закупок), в том числе отсутствие необходимых реквизитов.

Следует отметить, что на практике нередки ситуации, когда учреждения не соблюдают требования о размещении информации о закупках. Так, довольно часто встречаются случаи неразмещения или нарушения сроков размещения на официальном сайте документации о закупке, протоколов, составленных в ходе закупки, отчетов об исполнении контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным. Например, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., и в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона о контрактной системе, – не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока (ч. 1 ст. 74 обозначенного закона). Исходя из смысла данной нормы срок подачи заявок участников закупки должен составлять:

  • не менее семи рабочих дней – для закупки на сумму, превышающую 250 тыс. руб.;
  • не менее четырех рабочих дней – для закупки на сумму менее 250 тыс. руб.

Кроме того, нередки случаи:

  • неразмещения или нарушения сроков размещения на общероссийском официальном сайте планов-графиков закупки;
  • невнесения или нарушения сроков внесения изменений в планы-графики закупок при изменении потребности в товарах, работах, услугах;
  • неразмещения иных документов и информации, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе.

Нарушения порядка составления документации о проведении закупке.

При проверке правильности подготовки и формирования извещений о проведении закупок и документации о закупке контрольными органами нередко устанавливаются случаи:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований, предусмотренных ст. 22 Закона о контрактной системе;
  • отсутствия в документации о закупке обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • установления в документации о закупке требований к объекту закупки, не соответствующих упомянутому закону;
  • установления в документации о закупке требований к объекту закупки, участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не соответствующих названному закону;
  • использование при обосновании начальной (максимальной) цены контракта несопоставимой ценовой информации, использование единственного коммерческого предложения или предложений от аффилированных лиц в случаях, когда такие действия привели к завышению начальной максимальной цены контракта (ч. 3, 5, 18 ст. 22);
  • установления в документации о закупке требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информации и документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе;
  • включения в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе;
  • ограничения доступа к информации о закупке, приводящие к необоснованному ограничению числа участников закупки;
  • несоблюдения требований к содержанию документации (извещения) о закупке;
  • нарушений при установлении преимуществ отдельным участникам закупок (субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов);
  • нарушений при формировании порядка оценки заявок и критериев этой оценки;
  • нарушений, связанных с обеспечением заявок при проведении конкурсов и закрытых аукционов.

Нарушения при определении победителя закупки.

При проверке правильности осуществления процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) зачастую выявляются следующие нарушения:

  • нарушение при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что учреждение самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика с превышением годового объема закупок, установленного п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика путем заключения разового договора на сумму, превышающую 100 тыс. руб. (400 тыс. руб.), предусмотренную п. 4 (5) ч. 1 ст. 93 данного закона;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг с нарушением ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе путем проведения запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 500 тыс. руб.;
  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 обозначенного закона без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований;
  • заключение контракта с нарушением п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок, когда требуется такое согласование;
  • сокращение срока на подачу заявок на участие в закупках;
  • нарушение при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или при отказе от заключения контракта (договора);
  • нарушение порядка приема заявок на участие в закупках;
  • нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки, установленного документацией о закупке;
  • нарушение срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
  • нарушение требований к протоколам, составленным в ходе закупок, их содержанию и размещению в открытом доступе;
  • непродление срока на подачу котировочных заявок в случаях, установленных Законом о контрактной системе;
  • отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, запросе котировок по основаниям, не предусмотренным обозначенным законом;
  • неприменение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона (ст. 37, 96 Закона о контрактной системе);
  • признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • выбор победителя с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Ошибки при заключении и исполнении контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

К наиболее распространенным нарушениям, допускаемым учреждениями при заключении и исполнении контрактов, относятся следующие:

  • несоблюдение требований, в соответствии с которыми поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта (договора) (ст. 525 ГК РФ);
  • несоблюдение требований, в соответствии с которыми государственный или муниципальный контракт (договор) заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 527 ГК РФ);
  • несоблюдение требований, в соответствии с которыми для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта (договора) является обязательным, если иное не установлено законом (ст. 527 ГК РФ);
  • несоблюдение порядка заключения государственного или муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 527 ГК РФ);
  • несоблюдение порядка заключения государственного или муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 – 534, 763 – 768 ГК РФ);
  • нарушение сроков заключения контракта. Так, заключение контракта по итогам проведения конкурса и аукциона должно осуществляться не ранее чем через десять дней с момента размещения соответствующих протоколов на официальном сайте, а по итогам запроса котировок – не ранее чем семь дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на официальном сайте;
  • заключение контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта;
  • заключение контракта на условиях, отличных от условий, предусмотренных документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемого товара, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований;
  • отсутствие в контрактах обязательных условий, предусмотренных Законом о контрактной системе. Названный закон устанавливает перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт, которые установлены его ч. 4 – 9, 11 – 13, 23, 26 – 28 ст. 34. Перечень случаев, когда указанные требования могут не применяться, установлен в его ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе;
  • отсутствие в контракте (договоре) сведений о расчете и обосновании цены контракта (договора) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе);
  • несоответствие заключенного контракта (договора) требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки;
  • непроведение экспертизы поставленного товара на предмет соответствия условиям заключенного контракта. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе;
  • нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • пролонгация действия контракта;
  • изменение условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований, установленных в ст. 95 Закона о контрактной системе.

Нарушение сроков представления в контрольный орган сведений.

Исходя из ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе учреждение в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта направляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство.

При этом если в соответствии с упомянутым законом были внесены изменения в условия контракта, то заказчики направляют в названный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Информация, поименованная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, указанная информация направляется заказчиком в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в ситуациях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о данной закупке. Уведомление о закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Отметим, что учреждения обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию названных органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (ч. 28 ст. 99 Закона о контрактной системе).

Прочие нарушения.

Помимо вышеперечисленных нарушений, довольно часто выявляются следующие:

  • закупка товаров, не отвечающих требованиям энергетической эффективности. Напомним, что в силу ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2011 не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;
  • невыполнение требований предписаний контрольных органов в сфере закупок;
  • нарушения при организации и проведении ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков;
  • несоответствие поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах (договорах);
  • неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствие взысканий неустойки (пеней, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя).

* * *

Как можно убедиться, перечень ошибок, выявляемых контрольными органами в сфере закупок, довольно-таки обширен. Надеемся, что статья поможет учреждениям не допустить их в своей деятельности, поскольку их совершение может стать причиной привлечения должностных лиц учреждения к административной ответственности.

ЗАКАЗАТЬ ВОЗРАЖЕНИЕ НА ЖАЛОБУ УЧАСТНИКАЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ЗАКАЗЧИКА

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

ГОТОВИМ ОТВЕТ НА ЖАЛОБУ УЧАСТНИКА ГОСЗАКУПКИ И УЧАСТВУЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЗАКАЗЧИКА В ФАС

Таблица штрафов по 44-ФЗ

жалоба в ФАС

№ п/п

Вид нарушения

Статья КоАП

Размер штрафа, руб.

Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

1 Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1 статьи 7.29. 30 000
2 Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2 статьи 7.29. 50 000
3 Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Часть 2.1 статьи 7.29. 50 000
4 Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные

лица

20 000 – 50 000

Нарушение порядка осуществления закупок *

5 Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены Часть 3 статьи Должностные
контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) 7.29 лица 10 000
6 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные лица 30 000
7 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок Часть 3 статьи 7.29 Должностные лица 30 000
8 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня Часть 1 статьи 7.30. Должностные лица 5 000

Юридические лица — 15 000

9 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня Часть 1.1 статьи 7.30. Должностные лица -30 000 Юридические лица — 100 000
10 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на один рабочий день Часть 1.2 статьи 7.30. Должностные лица -3 000 Юридические лица — 10 000
11 Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на один рабочий день Часть 1.3 статьи 7.30. Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000
12

Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44 Нарушение порядка:

•   предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,

•  приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений

Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000
13 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки Часть 1.5 статьи 7.30 Должностные лица 30 000
14 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график Часть 1.6 статьи 7.30 Должностные лица 30 000
15 Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено Часть 1.7 статьи 7.30 Должностные лица 30 000
16

По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44

•  отклонение заявки на участие в конкурсе,

•  отказ в допуске к участию в аукционе,

•  признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,

•  отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе

В случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44:

•   признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации,

•   признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,

Нарушение порядка:

•   вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов,

•   рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией

Часть 2 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 5 000 и не более 30 000

17 Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Часть 2.1 статьи 7.30. 10 000
18

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44

Часть 3 статьи 7.30. Должностные лица -50 000 Юридические лица — 500 000
19 Установление не предусмотренных ФЗ-44:

•  порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,

• требований к участникам закупки,

Часть 4 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 5 000 и не

•  требований к размеру обеспечения заявок на участие,- требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,

•  требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов

более 30 000
20 Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 10 000 и не более 50 000

21

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством

Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные лица – 3 000
22 Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

Часть 6 статьи 7.30. 5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000
23

Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства

Часть 7 статьи 7.30. Должностные лица – 50 000
24 Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44 Часть 8 Должностные
Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) статьи 7.30. лица – 30 000
25** Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 Часть 11 статьи 7.30. Должностные лица – 50 000
26

Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня

Часть 13 статьи 7.30. Должностные лица – 3 000
27 Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня Часть 14 статьи 7.30. Должностные лица – 30 000
Примечания: *- До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная статьей 7.30, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. **- Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30, является дата окончания календарного года.

Нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков

28 Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Часть 1 статьи 7.31. Должностные лица – 50 000
29 Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с ФЗ-44 Часть 2 статьи 7.31. Должностные лица – 20 000

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

30 Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня Часть 1 статьи 7.31.1. Должностные лица -5 000 Юридические лица — 30 000
31 Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, Часть 2 статьи 7.31.1. Должностные лица -15 000
исполнителя), более чем на три рабочих дня Юридические лица — 90 000

Нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении контрактов

32 Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт Часть 1 статьи 7.32. Должностные лица -1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 5 000 и не более 30 000 Юридические лица — 1% от начальной (максимальной) цены контракта,

но не менее 50 000 и не более 300 000

33 Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 2 статьи 7.32. Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
34

Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта

Часть 3 статьи 7.32. Должностные лица -50 000
35 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 Часть 4 статьи 7.32. Должностные лица -20 000 Юридические лица — 200 000
36 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такоеизменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, Часть 5 статьи 7.32. Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен

оказываемых услуг

товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
37

Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта

Часть 6 статьи 7.32. Должностные лица -50 000 Юридические лица — 200 000
38 Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности Часть 7 статьи 7.32 Влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных
контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 000 рублей
39 Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации Часть 8 статьи 7.32 Должностные лица – 20 000
40 Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания Часть 9 статьи 7.32 Должностные лица – 20 000
41 Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Часть 10 статьи 7.32 Должностные лица 20 000 — 50 000

Нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности

42 Осуществление закупок товаров, работ, услуг не соответствующих требованиям их энергетической эффективности Часть 11 статьи 9.16 Должностные лица -30 000 Юридические лица — 100 000

Невыполнение в срок законного предписания

43 Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок Часть 7 статьи 19.5 Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа,

уполномоченного учреждения, член

комиссии-50 000 Юридические лица — 500 000

Нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок

44 Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ-44, либо представление заведомо недостоверной информации и документов Статья 19.7.2. Должностные лица -15 000 Юридические лица — 100 000

Читайте подборку нарушений со стороны поставщиков и заказчиков. Цена вопроса — одностороннее расторжение контракта

В Школе электронных торгов прошел вебинар «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы». На вебинаре адвокат Юлия Межникова прокомментировала основания для одностороннего отказа от исполнения госконтракта и права заказчика в этой ситуации. В этой статье вы найдете отрывок из вебинара и обзор практики по спорам с комментариями эксперта.

Основания для одностороннего расторжения контракта

Нарушение № 1: заказчик не предоставил поставщику возможность выполнить контракт

Ситуация. Подрядчик нарушил срок исполнения контракта. Заказчик расторг контракт в одностороннем порядке и передал сведения о поставщике в ФАС для внесения информации в Реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик доказал, что его нарушение вызвано неисполнением обязательств заказчиком: заказчик не предоставил возможности подключиться к источникам электропитания, поэтому нарушены сроки.

Поставщик неоднократно обращался к заказчику с просьбой обеспечить условия и фиксировал свои обращения в документах. У него были все письменные доказательства. ФАС не нашла правовых оснований, чтобы включить сведения о поставщике в РНП.

Совет: после заключения контракта поставщик и заказчик выходят на его исполнение, наступает еще более ответственная часть работы. Все обстоятельства и факты своей хозяйственной деятельности сторонам необходимо отслеживать, фиксировать, правильно своевременно оформлять претензии, рекламации по нарушениям контракта.

Нарушение № 2. Поставщик не выходил на связь с заказчиком

Ситуация. Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, так как поставщик не выполнял обязательства и не выходил на связь, не отвечал на почту и на телефон.

Онлайн-курсы по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка. Для поставщиков и заказчиков. Обучение в Контур.Школе

Расписание курсов

Заказчик направил уведомление по почте, разместил в ЕИС, выдержал сроки и опубликовал решение о расторжении. Поставщик обратился в суд. 

Суд признал контракт расторгнутым, проверив всю процедуру, которую провел заказчик на этапе одностороннего расторжения. Суд убедился, что процедура одностороннего расторжения контракта выполнена правильно: сроки и мероприятия проведены в точном соответствии закону о контрактной системе (Решение АС Московской области от 04.06.2019 по делу № А41-36736/19).

Нарушение № 3. Заказчик нарушил алгоритм уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта

Ситуация. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от контракта. Но у него не было доказательств, что он надлежащим образом уведомил поставщика об этом. Антимонопольный орган не вправе включать сведения о таком поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков.

Совет: заказчик должен уведомить своего поставщика соответствующим образом (ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Зафиксировать обращения к поставщику, в ЕИС разместить решение об одностороннем отказе, правильно определить сроки в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Иначе ФАС посчитает, что заказчик нарушил нормы законодательства о контрактной системе и будет не вправе включать сведения о таком поставщике в РНП.

Заказчики и поставщики, обратите внимание на условия контракта!

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Проанализируйте регламент одностороннего отказа от исполнения контракта (установлен в ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Необходимо понимать, что отсутствие связи с поставщиком при направлении решения об одностороннем отказе не лишает заказчика возможности расторгнуть такой контракт.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При условии, если это предусмотрено контрактом.

Обратите также внимание: односторонний отказ от исполнения контакта — основание для включения сведений о поставщике-нарушителе в РНП».

Нарушение № 4: заказчик забыл про существенный срок для просрочки в контракте и руководствовался сроком ст. 798 ГК РФ

Ситуация. В контракте был указан срок, который будет определяться как существенный при просрочке: нарушение срока поставки более чем на 30 дней. Заказчик, руководствуясь статьей 708 ГК РФ, направил уведомление об одностороннем расторжении контракта уже через 7 дней после просрочки.

Контракт был расторгнут, но поставщик обратился в суд с требованием признать такой отказ недействительным, так как он условиям контракта не соответствует.

Суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в 30 дней есть в контракте — он разумный и позволяет сторонам отрегулировать свои взаимоотношения. То, что заказчик воспользовался сроком просрочки в 7 дней, не оправдано ни условиями контракта, ни обстоятельствами в деловой практике. Суд признал односторонний отказ от контракта недействительным.

Совет: выдерживайте сроки для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, указанные в контракте. Верховный Суд РФ указал, что «стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта» (п. 15 Обзора практики применения законодательства о контрактной системе, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017).

Комментирует Юлия Межникова, адвокат, ведущая вебинара «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы»:

«Обратите внимание на позицию Верховного Суда РФ, которая касается регулирования порядка одностороннего расторжения контракта. Такое расторжение возможно. Основания могут быть любыми, которые предусматривает Гражданский кодекс. Важно, чтобы заказчик изначально и в проекте контракта, и в документации предусмотрел возможность одностороннего отказа от контракта».

Нарушение № 5. Заказчик не предоставил поставщику материалы и расторгнул контракт молча

Ситуация. Заказчик заключил контракт на разработку схем водоснабжения и водоотведения, но не выполнил свое обязательство — не предоставил подрядчику материалы в нужном объеме. Подрядчик приостановил работы, уведомил заказчика, что для работы нужны материалы, тем более что в контракте были указаны сроки. Заказчик ничего не ответил, а позднее принял решение об одностороннем расторжении контракта, предупредил участника.

Поставщик обратился в суд и выиграл, так как его вины в неисполнении обязательств не было — заказчик не выполнил свои обязательства. Суд признал правоту поставщика (Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 №307-ЭС-19-621).

Совет: фиксируйте любые нарушения обязательств по контракту письменными претензиями. Нарушение заказчиком регламента одностороннего отказа от исполнения контракта — основание для признания такого решения недействительным.

Нарушение № 6: заказчик самовольно изменил перечень и характеристики

Ситуация. Заказчик заключил контракт на поставку спецодежды. К контракту было приложение №1 «Описание объекта закупки», где указан размерный ряд костюмов и количество каждого размера. Заказчик внес изменения: размерный ряд дополнил размерами, которых изначально в документации не было, а часть размеров исключил. Общее количество, цена не изменились, однако изменился перечень и характеристики — закон это не допускает! Контролеры выявили нарушение (акт плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок от 06.02.2018 № 01/01-19/2018).

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

Совет. «Внимательно анализируйте проект контракта на предмет соответствия объявленным заказчиком и предложенным участником условиям. Контракт заключается на условиях объявленной процедуры закупки, конкретизированных в заявке, окончательном предложении участника. Изменение контракта на этапе его исполнения возможно по ограниченному перечню оснований, предусмотренных ст. 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Об этом должны помнить и заказчики, и участники закупок. Заключение и изменение контракта с нарушением нормативных требований грозит применением мер административной ответственности по ст. 7.32 КоАП РФ».

Нарушение № 7: поставщик нарушил специальные характеристики

Ситуация. Федеральная таможенная служба заключила контракт на поставку тросовых пломб. У пломб — специальные характеристики, указанные в ГОСТ. Поставщик поставил пломбы, вес которых превышал предусмотренный контрактом. Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке. Поставщик подал иск. Судебно-техническая экспертиза подтвердила нарушение поставщика: характеристики пломб отличались от указанных в контракте и в ГОСТе. Односторонний отказ заказчика признан правомочным (Постановление АС Московского округа от 21.02.2019 по делу № А40-32183/2018).

Совет: условия исполнения обязательств по контракту участник определяет при подаче заявки на закупку. Внимательно изучите условия исполнения контракта, определенные закупочной документацией. Возникли вопросы — подайте запрос на разъяснение положений документации. Изменение условий контракта возможно по соглашению сторон в соответствии с положениями ст. 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В противном случае неисполнение обязательств по контракту влечет риски в том числе одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Нарушение № 8: поставщик поставил продукцию низкого качества

Ситуация. Заказчик отказался от контракта из-за низкого качества молочной продукции. У заказчика не было возможности отказаться от контракта, предъявив претензию голословно, поэтому он заказал лабораторное исследование. Результаты исследования подтвердили, что продукты не соответствуют условиям контракта (по жирности и составу) и санитарным нормам. Поставщик попытался оспорить это решение, ссылаясь на то, что экспертизу проводили неправомерно, так как его не предупредили о ней и не пригласили на экспертизу.

Суд признал правоту заказчика (Постановление ЗААС от 05.06.2019 по делу № А33-28770/2018). Заказчик вправе заказать экспертизу. Должен ли он предупреждать поставщика — это закон не регулирует. Суд указал на нарушения со стороны поставщика, тем более речь шла о пищевой продукции.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Совет: исполнение контракта должно соответствовать условиям, на которых контракт был заключен. Если невозможно исполнить обязательства по контракту, можно попытаться расторгнуть контракт по соглашению сторон. В таком случае поставщик избежит риска оказаться в РНП, а у заказчика появится возможность заключить контракт с участником № 2 (ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Добавить комментарий