Как найти настоящее время в русском языке

Настоящее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который выражает, что действие происходит в момент речи.

Узнаем, что такое настоящее время глагола, укажем его грамматические особенности, как определить глагол в форме настоящего времени и в какой последовательности выполнить морфологический разбор.

Прежде чем выяснить, что такое настоящее время, укажем, что действие, обозначенное глаголом связано с течением времени. Грамматическая категория времени глагола выражает отношение действия к моменту речи о нём. С этой точки зрения у глаголов изъявительного наклонения можно указать три формы времени:

  • настоящее время я (что делаю?) танцую (в момент речи);
  • будущее времяя (что буду делать?) буду танцевать (планирую действие в будущем);
  • прошедшее времяя (что делал?) танцевал (действие состоялось в прошлом).

Времена глагола

Рассмотрим более подробно, что такое настоящее время глагола в русской грамматике.

Что такое настоящее время глагола?

Глагол может обозначать действие, которое происходит непосредственно в момент речи о нем.

  • птица (что делает?) поёт;
  • котенок (что делает?) мяукает;
  • спортсмен (что делает?) бежит;
  • музыкант (что делает?) играет на скрипке.

Все эти глаголы обозначают действие, которое совершается сейчас. Слова этой части речи могут обозначать также постоянное действие, безотносительное к течению времени или регулярно повторяющееся:

  • город (что делает?) строится;
  • солнце (что делает?) светит;
  • пшеница (что делает?) растёт.

Перечисленные слова обозначают реальное действие в настоящем времени и отвечают на вопрос что делает? Обратим внимание, что все эти глаголы имеют постоянный грамматический признак  — несовершенный вид.

Важно!

Глаголы совершенного вида не образуют форм настоящего времени.

Выяснив это, сделаем следующий вывод.

Вывод

Настоящее время — это непостоянный грамматический признак глаголов несовершенного вида, выражающий, что действие происходит в момент речи, постоянно или повторяется.

Цветущая весна (что делает?) сменяет морозную зиму.

Луна (что делает?) вращается вокруг Земли.

Вечером солнце (что делает?) уходит за горизонт.

Настоящее время глагола

Как образуется настоящее время глагола?

Чтобы понять, как образуется настоящее время глагола, укажем, что в русской грамматике глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам, что называется спряжением. В зависимости от личных окончаний различают I и II спряжение глаголов 

Понаблюдаем, как изменяется в настоящем времени по лицам и числам глаголы:

украшать I спряжение

  • 1 лицо  я (что делаю?) украшаю — мы (что делаем?) украша́ем
  • 2 лицо  ты (что делаешь?) украша́ешь — вы (что делаете?) украша́ете
  • 3 лицо  он (что делает?) украша́ет — они (что делают?) украша́ют

платить II спряжение

  • 1 лицо  я плачу — мы пла́тим
  • 2 лицо  ты пла́тишь — вы пла́тите
  • 3 лицо  он пла́тит — они пла́тят

Настоящее время глаголов характеризуется наличием личных окончаний, которые присоединяются к основе слов.

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Как определить глагол настоящего времени?

Чтобы правильно определить, что глагол имеет форму настоящего времени, предлагаем воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. в предложении отыщем глагол (слово, обозначающее действие или состояние предмета);
  2. зададим к нему соответствующий вопрос что делаю? что делаешь? что делает? и пр.
  3. определим, что глагол обозначает действие в момент речи, сейчас;
  4. посмотрим на личное окончание (-у/-ю, -ешь/-ишь, -ет-/ит и т. д.);
  5. сделаем вывод.

Образец рассуждения

За окном бушует осенняя непогода.

Слово «бушует» обозначает действие и отвечает на вопрос:

непогода что делает? бушует.

Это глагол, который обозначает действие в этот момент речи о нём. Слово имеет личное окончание -ет. Значит, это глагол в форме настоящего времени.

Как выполнить морфологический разбор глагола настоящего времени?

Морфологический разбор глагола в форме настоящего времени выполним последовательно, указав его постоянные и непостоянные признаки.

В качестве примера используем слово «бушует».

Бушует

I. Часть речи. Общее значение

«Бушует» — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?

Начальная форма «бушевать».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • несовершенный вид;
  • непереходный
  • невозвратный
  • I спряжение

б) непостоянные признаки:

  • изъявительное наклонение
  • настоящее время
  • 3 лицо
  • единственное число

III. Синтаксическая роль

В предложении является простым глагольным сказуемым.

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 20

Времена глаголов


Времена глаголов

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1246.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1246.

Как обозначить изменение глагола по временам? В русском языке для этих целей существует такой грамматический признак, как время глагола. В статье описаны способы определения времени глагола, особенности изменения глагола по временам, а также разновидности данного грамматического признака.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Прошедшее время Настоящее время Будущее время
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
Муж. род смотрел,
нарисовал
смотрели,
нарисовали
1-е лицо смотрю,
мою
смотрим,
моем
буду смотреть,
нарисую
будем смотреть,
нарисуем
Жен. род смотрела,
нарисовала
2-е лицо смотришь,
моешь
смотрите,
моете
будешь смотреть,
нарисуешь
будете смотреть,
нарисуете
Ср. род смотрело,
нарисовало
3-е лицо смотрит,
моет
смотрят,
моют
будет смотреть,
нарисует
будут смотреть,
нарисуют

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Mark Nikiforov

    6/7

  • Варя Петрова

    6/7

  • Татьяна Горбунова

    7/7

  • Меня-Зовут Аймир

    7/7

  • Лина Савенкова

    7/7

  • Гена Попеску

    5/7

  • Татьяна Киселёва

    6/7

  • Agfer Satimov

    7/7

  • Кирилл Савельев

    7/7

  • Алиса Александрова

    7/7

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1246.


А какая ваша оценка?

Настоящее время, презенс (лат. praesens) — граммема грамматической категории времени, которая означает, что развёртывание описываемой в высказывании ситуации включает момент речи. Ср. рус. девочка поёт, лат. puella cantat — действие в момент высказывания; рус. победа любит заботу, лат. amat victoria curam — постоянно верное, неизменное положение дел.

Глагол в настоящем времени может также выражать наклонение (условное, желательное и т. д.) и залог (активный/пассивный). Характер протекания действия во времени выражается в разных языках с помощью грамматической категории глагольного вида (совершенного, несовершенного, длительного и др.), а иногда также подвидов и способов глагольного действия.

В некоторых языках настоящее время является грамматической категорией существительного, означая, что предмет существует в настоящее время (а не, скажем, будет построен или был разрушен).

Грамматические формы и их значения[править | править код]

В русском языке одна общепризнанная[1][2], основная форма настоящего времени — настоящее время несовершенного вида (отвечающая на вопрос что делаю? что делаем? и т. д.), но она обладает развитой сетью значений, описанных филологами для русского и других языков[3]. В некоторых других языках — например, в английском и турецком — этой форме соответствует несколько разных форм вида и времени, но и английские видо-временные формы глагола имеют по несколько значений. Настоящее актуальное в узком смысле обозначает действие, совершающееся в момент речи о нём сейчас обедаю), и это значение русской формы соответствует английскому настоящему длительному (I am having lunch now) в его основном значении, второе значение[4] которого — расширенное настоящее, когда действие совершается ограниченный период времени, названный с помощью обстоятельства времени (В этом месяце он обедает на работе. — He is having lunch at work this month), что противостоит настоящему постоянного действия (в английском форма настоящего простого / неопределенного) (В этом месяце он обедает на работе, а обычно обедает дома. — He is having lunch at work this month, but he usually has lunch at home). Настоящее время постоянного действия (настоящее постоянное) может сопровождаться обстоятельствами широкого периода бытийного времени, но может быть и без них: Всю жизнь я испытываю горечь того, что между мною и моими детьми существует пропасть (Яшин. Угощаю рябиной). Жизнь не стоит на месте… (Бунин. Эпитафия); Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом… (Лермонтов. Княжна Мери).[5]

В целом настоящее актуальное, привязывающее называемое действие к моменту речи, противопоставлено настоящему неактуальному, которое к моменту речи не привязано; такое противопоставление действия, привязанного к определенному моменту времени, и действия, не локализованного в бытийном времени, отмечалось у славянских глаголов ещё учёными 19 века. А. А. Потебня писал: «Славянские глаголы могут означать действие или во время самого его совершения — конкретно пишу теперь, я писал, когда он вошел), или как возможность его, способность, привычку к нему не дурно пишу; пишупо вечерам)— отвлеченно. В одних случаях, как например в приведенном, значения эти формально не различаются …но в других случаях значения эти различаются и формально»[6]. Это категория временной локализованности / нелокализованности[7].

Связь настоящего с прошлым[править | править код]

Расширенное настоящее и настоящее постоянного действия описывают ситуации, которые начались иногда задолго до момента высказывания.

В английском языке 4 видо-временных формы, в названии которых есть настоящее (англ. Present). Кроме упомянутых выше настоящего длительного и настоящего простого это настоящее совершенное (Present Perfect) и настоящее совершенное длительное (Present Perfect Continuous), которые выражают связь прошлого и настоящего[8].

Эти видо-временные формы глагола обозначают действие или состояние, начавшееся в прошлом, результат которого присутствует в бытийном настоящем времени. При этом действие в недлительном настоящем современном могло уже закончиться к моменту речи, а в длительном продолжается к самому моменту высказывания об этом действии:

  • I have run 3 miles todayпробежал сегодня 3 мили — перевод на русский с помощью прошедшего времени совершенного вида, но в отличие от действий в простом прошедшем времени английского языка (Past Simple) называемый отрезок времени ещё не закончился);
  • I have been running for 3 hours (Я бегу / бегаю уже 3 часа — перевод русским настоящим временем).

Глаголы со статическими значениями не могут употребляться в английском в длительных формах, и даже если ситуация продолжается, то используется недлительное настоящее совершенное: I have known him for 10 years. — Я знаю его уже 10 лет

Переносное употребление[править | править код]

Подобно тому, как отдельные слова имеют прямое и переносное лексические значения, глагольные формы настоящего времени употребляются не в прямом значении — для обозначения прошедшего и будущего.

Настоящее историческое время (латин. Praesens historicum) (его также называют настоящее повествовательное[9]) используется для оживления рассказа о прошедших событиях, которые предстают как нынешние[10]: Иду я вчера по улице и неожиданно вижу старого друга.

Применительно к будущему формы настоящего времени глагола передают уверенность в том, что намеченное осуществится (Завтра он идёт в кино), либо в независимости событий от воли говорящих. В английском языке для обозначения планов на будущее говорящими используется[4] настоящее длительное время, а для упоминания времени отправления транспортных средств и других событий, запатентованных по расписанию используются формы простого[4] настоящего (Our train leaves at 5 «Наш поезд уходит в 5»’). Предсказания результата наблюдаемого развития событий могут высказываться с использованием формы настоящего длительного времени глагола to be going to «собираться», который некоторые иностранные учебники грамматики современного английского языка считают отдельной видо-временной формой («to be going to» tense).

В русском и английском языках форма настоящего в отношении ближайшего будущего используется для представления будущего действия как вполне реального: Ну где же ты? — (Уже) иду, сейчас иду! I am coming (this minute)!

В языках мира[править | править код]

В русском языке[править | править код]

Если инфинитив оканчивается на -ть, то в настоящем времени 1 л. ед. ч. глагол независимо от спряжения приобретает окончание -ю или -у (играть — играю, мыслить — мыслю, мыть — мою, стоять — стою, гулять — гуляю; сидеть — сижу, орать — ору, кричать — кричу, лететь — лечу). Во 2 л. ед. ч. присутствует окончание -шь, причем в 1 спряжении перед шь стоит е, а во 2-м — и.

Инф. играть, орать (I спряжение), визжать, стоять (II спряжение)

Лицо Ед.ч. Мн.ч.
1л. играю, ору, визжу, стою играем, орём, визжим, стоим
2л. играешь, орёшь, визжишь, стоишь играете, орёте, визжите, стоите
3л. играет, орёт, визжит, стоит играют, орут, визжат, стоят

В русском языке нет отдельного настоящего длительного времени (Continuous), однако существуют отдельные соотносимые глаголы, относящиеся к группе бесприставочных глаголов движения. Глаголы этой группы отличаются тем, что образуют пары внутри несовершенного вида, в которых один участник пары обозначает однократное и (или) однонаправленное движение, а второй — многократное и (или) двунаправленное (разнонаправленное, хаотичное):

Я бегу (в настоящий момент, I am running) (на работу) — Я бегаю (в течение некоторого времени, I run) (на работу / на работу и с работы; каждый день / много лет / много раз).

В английском языке[править | править код]

В английском языке нет спряжений, но есть разные формы настоящего времени: простое (simple) и длительное (continuous). В простом времени только к глаголу третьего лица добавляется окончание -s. Длительное время образуется окончанием -ing.

Инф. to play (играть)

Лицо Ед.ч. Мн.ч.
1 л. I play (am playing) We play
2 л. You play (‘re playing)
3 л. He plays (is playing) they play

В немецком языке[править | править код]

В латинском языке[править | править код]

Значение латинского praesens indicativi вполне совпадает со значением настоящего времени в русском языке. Он выражает как действие, одновременное с моментом высказывания, так и вообще постоянно длящееся: puella cantat — девочка поёт (в момент высказывания); amat victoria curam — победа любит заботу (постоянно длящееся действие).
У глаголов I, II, III и IV спряжений формы настоящего времени изъявительного наклонения действительного и страдательного залога образуются прибавлением к основе инфекта обычных личных окончаний: -o, -s, -t, -mus, -tis, -nt (действительный залог); -or, -ris, -tur, -mur, -mini, -ntur (страдательный залог).

У глаголов III спр. во 2-м лице и 3-м лице ед. ч. и в 1-м и 2-м лице мн. ч. личное окончание присоединяется с помощью гласного -i-, а также в 3-м лице мн. ч. с помощью гласного -u- (в IV спр. употребляется только -u- 3-го лица: capiunt, audiunt).

В новогреческом языке[править | править код]

В новогреческом языке есть одно настоящее время, которое называется Энестотас. Глаголы имеют два спряжения. Неправильный глагол всего один — это глагол «быть»[источник не указан 693 дня].

См. также[править | править код]

  • Настоящее

Примечания[править | править код]

  1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. — М.: Просвещение, 1971. — С. 51.
  2. Хотя А. В. Бондарко подробно рассматривает и упоминаемую А. А. Шахматовым форму настоящего-будущего совершенного типа ”приду, открою” в предложениях Приду я обычно домой рано и сразу открою книгу.
  3. Бондарко А. В. Вид и время русского глагода. М., Просвещение, 1971.
  4. 1 2 3 Doolie, J., Evans V. Appendix III // Round-Up 6. Students’ Book (англ.). — Pearson Education.
  5. Вид и время… — стр.68.
  6. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. — М.Л., 1941. — Т. IV. — С. 78.
  7. Вид и время… — стр. 6
  8. К. Н. Качалова, Е. Е. Израилевич. Практическая грамматика английского языка с упражнениям и ключами. — Киев: Методика, 2003. — С. 108, 128-133, 142-145.
  9. Грамматика русского языка / Виноградов В.В., Истрина Е. С., Бархударов С. Г.. — Институт русского языка Академии наук СССР. — М.: Издательство АН СССР, 1954. — Т. I. Фонетика и морфология. — С. 484—485.
  10. Вид и время. — стр. 52.

Литература[править | править код]

  • Бондарко А. В. Вид и время русского глагола. М., Просвещение, 1971.
  • Мельчук И. А. Курс общей морфологии. Т. II. Грамматические значения. М.-Вена, 1998.
  • Плунгян В. А. Общая морфология: введение в проблематику. М., 2000.
  • Козаржевский А. Ч. Учебник латинского языка. М., 2003.
  • Пахотин, А. И. Все о временах в английском языке — Москва: издатель Карева А. К., 2006. ISBN 978-5-98035-013-0

Времена глаголов

Как обозначить изменение глагола по временам? В русском языке для этих целей существует такой грамматический признак, как время глагола. В статье описаны способы определения времени глагола, особенности изменения глагола по временам, а также разновидности данного грамматического признака.

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Настоящее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие пред­ме­та про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить после него или уже совер­ши­лось.

Время гла­го­ла — это грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия, кото­рая выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи.

Грамматическая кате­го­рия вре­ме­ни свя­за­на с накло­не­ни­ем гла­го­ла. О вре­ме­ни мож­но гово­рить толь­ко при­ме­ни­тель­но к гла­го­лам изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, кото­рые харак­те­ри­зу­ют­ся с точ­ки зре­ния вре­ме­ни:

  • я (что делаю?) зво­ню (в момент речи);
  • я (что буду делать?) буду зво­нить (после момен­та речи);
  • вче­ра я (что делал?) зво­нил (до момен­та речи).

Глаголы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Рассмотрим подроб­нее, что выра­жа­ет насто­я­щее, буду­ще­го и про­шед­шее вре­мя гла­го­ла. Узнаем, как пра­виль­но опре­де­лить вре­мя у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния.

Настоящее время глагола

Глагол может обо­зна­чать дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та непо­сред­ствен­но в момент речи:

В эти пред­ло­же­ния мож­но доба­вить наре­чие «сей­час», кото­рое помо­га­ет понять, что дей­ствие совер­ша­ет­ся в эту мину­ту, то есть в насто­я­щем вре­ме­ни.

Глаголы могут так­же выра­жать дей­ствие без­от­но­си­тель­но к опре­де­лен­но­му отрез­ку вре­ме­ни. В таком слу­чае сло­ва этой части речи обо­зна­ча­ют посто­ян­ное или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие:

После зимы (что дела­ет?) при­хо­дит вес­на.

Вечером (что дела­ют?) зажи­га­ют­ся фона­ри на ули­цах горо­да.

Обратим вни­ма­ние, что кате­го­ри­ей насто­я­ще­го вре­ме­ни обла­да­ют толь­ко гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида, к кото­рым мож­но поста­вить вопро­сы что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и т. д.

Настоящее вре­мя — это грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, посто­ян­но или повто­ря­ет­ся.

Глаголы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ют­ся).

Единственное чис­ло

Множественное чис­ло

  • 1 лицо я (что делаю?) дума ю — мы (что дела­ем?) дума ем
  • 2 лицо ты (что дела­ешь?) дума ешь — вы (что дела­е­те?) дума ете
  • 3 лицо он (что дела­ет?) дума ет — они (что дела­ют?) дума ют .

Формы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем лич­ных окон­ча­ний, напи­са­ние кото­рых зави­сит от при­над­леж­но­сти гла­го­ла к I или II спря­же­нию.

Будущее время глагола

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, кото­рое про­изой­дет в буду­щем. Они обра­зу­ют слож­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни, состо­я­щую из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть», выра­жа­ю­ще­го лицо и чис­ло гла­го­ла, и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го гла­го­ла:

  • кра­сить — я (что буду делать?) буд у кра­сить;
  • пла­кать — ты (что будешь делать?) буд ешь пла­кать.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Если гла­гол совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, кото­рое пред­по­ла­га­ет­ся, что оно ско­ро про­изой­дёт, то это сло­во нахо­дит­ся в фор­ме про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни:

  • я (что сде­лаю?) нари­сую;
  • ты (что сде­ла­ешь?) поспишь.

Итак, гла­го­лы име­ют про­стую или слож­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни в зави­си­мо­сти от их вида.

Глаголы в буду­щем вре­ме­ни пока­зы­ва­ют, что дей­ствие будет про­ис­хо­дить после момен­та речи и отве­ча­ют на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Глаголы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола

Прошедшее время глагола

Глаголы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни пока­зы­ва­ют, что дей­ствие состо­я­лось до момен­та речи о нём.

Осенью пев­чие пти­цы (что сде­ла­ли?) уле­те­ли на юг.

Ночью дождь (что делал?) лил как из вед­ра.

Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

  • дедуш­ка (что делал?) смот­рел фильм;
  • мама (что дела­ла?) смот­рел а в окно;
  • дитя (что дела­ло?) смот­рел о на нас;
  • ребя­та (что дела­ли?) смот­рел и фут­бол.

Запомним!Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни не име­ют кате­го­рии лица!

Прошедшее вре­мя обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -л-. Чтобы полу­чить осно­ву неопре­де­лен­ной фор­мы, отде­лим от гла­го­ла окон­ча­ние -ть, -ти.

Понаблюдаем, как обра­зо­вать фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов:

  • сла­ви ть — сла­ви л , сла­ви л а , сла­ви л о , сла­ви л и ;
  • погас­ну ть — погас , погас л а , погас л о , погас л и ;
  • отполз ти — отполз , отполз л а , отполз л о , отполз л и ;
  • при­влечь — при­влек , при­влек л а , при­влек л о , при­влек л и .

У гла­го­лов с суф­фик­сом -ну- в неопре­де­лен­ной фор­ме, а так­же закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ти и -чь, в фор­ме муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни ука­жем две нуле­вые мор­фе­мы — суф­фикс и окон­ча­ние.

Подытожим

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида изме­ня­ют­ся в насто­я­щем, буду­щем и про­шед­шем вре­ме­ни:

  • ты зна­ешь;
  • ты будешь знать;
  • ты знал.

Глаголы совер­шен­но­го вида име­ют толь­ко две фор­мы вре­ме­ни:

  • про­стое буду­щее вре­мя — ты узна­ешь;
  • про­шед­шее вре­мя — ты узнал.

Как определить время глагола?

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить, во-первых, выяс­нив, что гла­гол име­ет фор­му изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Важно понять, что речь идет о дей­ствии или состо­я­нии пред­ме­та, кото­рое свя­за­но с его про­те­ка­ни­ем во вре­ме­ни. Далее выяс­ним, что дей­ствие про­ис­хо­дит сей­час, состо­ит­ся после или состо­я­лось до момен­та речи. С этой целью зада­дим соот­вет­ству­ю­щие вопро­сы к иссле­ду­е­мо­му гла­го­лу:

  • что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? (насто­я­щее вре­мя);
  • что сде­ла­ет? что будет делать? (буду­щее вре­мя);
  • что сде­лал? что делал? (про­шед­шее вре­мя).

Рассмотрим сле­ду­ю­щие при­ме­ры пред­ло­же­ний и опре­де­лим вре­мя гла­го­лов.

Образец рассуждений

Слово «сту­чит» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит имен­но сей­час или повто­ря­ет­ся в момент речи о нем. Глагол име­ет лич­ное окон­ча­ние -ит и отве­ча­ет на вопрос:

дождь (он) (что дела­ет?) стуч ит .

Это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Мы посмот­рим этот спек­такль на сле­ду­ю­щей неде­ле.

Речь идет о дей­ствии, кото­рое состо­ит­ся после того, как о нем гово­рят. Глагол «посмот­рим» отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол совер­шен­но­го вида в фор­ме про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни.

Действие совер­ши­лось до момен­та речи о нем. Глагол «плы­ла» отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода.

[spoiler title=”источники:”]

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vremena-glagolov

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/168633-nastoyaschee-buduschee-i-proshedshee-vremya-glagola.html

[/spoiler]

Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать

Они показывают, когда произошло действие.

3 052

Времена глагола в русском языке: настоящее, прошедшее и будущее

Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.

Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.

Настоящее время

Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.

Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».

В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.

Про английский

В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).

Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:

  1. Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
  2. С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).

Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.

Или смотрите в видео. Оно тоже мое

Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.

Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.

Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.

Прошедшее время

Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).

Опять про английский

С ним у нас колоссальная разница. Смотрите:

  • Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
  • Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
  • Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
  • Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
  • Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).

В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.

Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.

Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.

Правило

Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.

Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.

Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.

А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.

Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.

Будущее время

Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.

Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.

Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.

Что обязательно надо знать

Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.

Домашнее задание

Образуйте все возможные формы времен вот от этих глаголов:

  1. Распоясаться.
  2. Переметнуться.
  3. Мурлыкать.
  4. Хихикать.

Присылайте в комментариях, я проверю. До встречи.

( 5 оценок, среднее 4.4 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Добавить комментарий