Родилась статейка связанная с автомобильной тематикой только тем, что мы несколько лет назад заезжали в то место, о котором речь пойдет ниже. Но я все равно оставлю ее здесь.
Существовала ли на самом деле Баба Яга? Была она доброй или злой? Как сейчас выглядит жилище Бабы Яги? Это не сказка, это расследование!
Баба Яга — одна из жен Велеса, прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
В период становления христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Существовал ритуал «перепекания ребенка» — бабки-знахарки использовали его, если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, т.е. «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Для этих целей использовалась печь, в ней была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар, туда на непродолжительное время помещался младенец. После перевирания этого обряда и пошло поверье, что Яга жарит в печи младенцев и ест их.
Обряд «перепекания ребенка».
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детей.
В тоже время, в славянской мифологии встречается упоминание Бабы Яги, как богини смерти. Дескать, она живет в избушке на границе двух миров, стережет вход в подземный мир и провожает души умерших в царство мертвых. Сама же она принадлежит сразу двум мирам, отсюда ее почти безграничные возможности.
Поразительно много у Бабы Яги совпадений с другой богиней славянской мифологии — Мокошей (Макошь). Мокша — тоже жена Велеса, тоже прародительница, богиня колдовства, повелительница лесного мира и хозяйка перехода из этого мира в мир иной. Многие исследователи считают, что Баба Яга и Мокша — одно и тоже.
День Макоши — пятница, в православии этот образ в свою очередь слился с Параскевой Пятницей — покровительницей хозяек и жен (что нисколько не противоречит изначальной роли Бабы Яги). Один из дней, в который особо чтят Макошь — это ближайшая к 8 апреля пятница, а также 27 октября — собственно Параскева Пятница.
Полный размер
Параскева Пятница.
Итак, получается, что между Бабой Ягой и Параскевой Пятницей можно поставить знак равно. Тогда получается, что каждая Пятницкая церковь, коих полно как в России, так и за ее пределами — это церковь посвященная Бабе Яге…
Перенесемся в небольшой районный центр Тверской области — Старицу.
На гербе города, утвержденном 10 октября 1780 года изображена «идущая с костылем старуха в серебряном поле» (металл Параскевы Пятницы, кстати — серебро).
Герб города Старица.
Есть предание, что на этом месте раньше существовал город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. Спастись удалось только одной старухе — она укрылась в пещере и осталась в ней жить (жила там и до этого?). Потому при заложении нового города ему и дали название — Старица.
По легенде именно в этой пещере в XVIII веке была построена Пятницкая церковь. Она необычна как своим расположением — не на вершине холма, а в крутом влажном берегу реки Волги, так и по форме — целый комплекс, больше похожий на портал-вход внутрь горы, аналогов такому архитектурному решению среди храмов просто не существует.
Пятницкая церковь. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.
Полный размер
Пятницкая церковь, современное фото.
Да что уж там, даже с названием у той церкви путаница: в писцовой книге 1624 года на этом месте упоминается деревянная Пятницкая церковь, в 1728 году Тверской архиепископ указывает строить здесь новую каменную церковь — Рождества Богородицы. Здание построили, но осветили как Пятницкую. В начале 19-го века церковь решают расширить, и в переписке по этому поводу поп называет свой храм Пятницким, а в документах Тверской консистории он проходит как Рождественский. Как будто церковные власти хотели забыть, кому издревле посвящено это место, а местные — не давали.
К 1825 году местный архитектор Матвей Чернятин пристраивает к барочной Пятницкой церкви две ротонды, но алтарей в них не устраивается. Получается нечто странное: то ли одна церковь, но каково тогда назначение ротонд? То ли сразу три церкви, но почему две из них безалтарные?
На эти вопросы нашелся интересный ответ: все ведь знают, что Баба-Яга, она же Мокша, она же Параскева Пятница жила в избушке на курьих ножках, которая поворачивалась к лесу передом, а к людям задом и наоборот? Так вот архитектор нашел гениальный ход для выражения этой идеи поворота: алтарной частью Пятницкая церковь обращена к Волге, т.е. повернута к входящим как бы задом, но по бокам ее – два входа в ротонды. Эти ротонды естественным образом поворачивают церковь к горе задом, а к входящим — передом.
Так что же, Пятницкая церковь в Старице и есть жилище Бабы Яги, ? Именно здесь существует преход между мирами? Где же тогда сама хозяйка?
Ответить сложно. Сейчас Пятницкая церковь заброшена, но в ней витает что-то необычное, эту атмосферу невозможно забыть! Кого-то это место пугает, но большинство все же притягивает, в определенных кругах церковь даже считают местом силы.
А какое гулкое это здание: если шепнуть что-нибудь в одном углу, то в на противоположном конце различимо каждое слово!
Может быть Баба Яга до сих пор здесь, просто скрывается от любопытных глаз до поры до времени?!
В Удмуртии живёт Баба Яга.
Живёт она в Граховском районе, в д. Котловка.
Я посетила усадьбу Бабы Яги летом. Показываю как живёт Удмуртская Баба Яга.
У Бабы Яги большая резиденция в деревне. Здесь дом, горница, скульптуры.
Но тут не самое интересное.
Чтобы попасть в сказку, нужно уйти немного дальше, на окраину деревни.
На небольшом пустыре между домами стоит камень, возле камня указатель: “Налево пойдешь – богатым станешь. Прямо пойдёшь – погибель сыщешь. Направо пойдешь – коня потеряешь”.
Угадайте куда я пошла? Конечно же, искать погибель…
Через пару метров начинается “колдовская поляна” со всякими жуткостями!
Тут поджидают леший, различные удмуртские вредные божества, Кощей Бессмертный. С Кощеюшкой у меня случилась особая любовь, он настолько милый, что хотелось унести его с собой 😃
А дальше… Дальше ворота в лесную глушь, окутанные паутиной со свисающими пауками!
Прохожу через ворота и тут мостик через речку Ягу.
Да, да! У Бабы Яги есть собственная речка!
Сразу за мостиком большая поляна. Тут ступа Бабы Яги, кострище, черепа на частоколе…
И конечно же, тут стоит Избушка На Курьих Ножках! Та самая, как в сказках!
Место нереально крутое!
Здесь устраивают представления для экскурсионных групп. В основном, представления рассчитаны на детей. Я абсолютно не люблю сказки, но в это место очень хочу приехать именно на представление, чтоб познакомиться с настоящей Бабой Ягой!
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на мой блог и путешествуйте вместе со мной!
Читайте также о других сказочных местах Удмуртии:
Сказочный парк в с. Бабино
Парк деревянных скульптур в с. Дебесы
Усадьба Тол Бабая – Удмуртского Деда Мороза
Поляна сказок на Истоке реки Вятки
Опубликовано:
06 ноября 2020, 17:00
Баба-яга часто упоминается в народных сказках. Однако в каждой из них у старухи новая роль: ведьма, губительница или защитница и берегиня. Образ Яги куда более многогранный, чем может показаться, и имеет долгую увлекательную историю. Откуда в мифологии взялся этот персонаж, в чем его отличительные черты и существует ли Баба-яга на самом деле? Все самое интересное о героине сказок узнаете из статьи.
Кто такая Баба-яга?
Кто такая Баба-яга, как выглядит и чем промышляет, многие знают с детства. А вот откуда пошел этот древнейший мифологический образ, известно не всем. Исследователи долго изучали этот вопрос и собрали множество теорий ее происхождения.
Мы же знаем Бабу-ягу как популярного персонажа русских сказок. Вот ее главные черты:
- косматые, растрепанные волосы;
- страшный вид;
- большой, длинный и горбатый нос;
- костяная нога.
Примечательно также, где живет Баба-яга. В качестве жилища сказочной старухи всегда изображали избушку на курьих ножках без окон и дверей. Она расположена на краю леса, а вход в нее всегда скрыт от человеческих глаз. Передвигается Баба-яга в летающей ступе.
И хотя ее принято считать негативным персонажем, в народном эпосе присутствуют разные интерпретации образа Бабы-яги:
- мудрая старуха, которая может дать ценный совет, подарить магический предмет, накормить и даже спасти жизнь;
- злая Баба-яга, которая ворует и ест детей, владеет темной магической силой и может запросто погубить кого угодно.
Уникальная способность Бабы-яги заключалась еще и в том, что она умела перевоплощаться в обычных женщин и под их видом могла поселиться в любой деревне. Из-за этого деревенских ведьм часто подозревали в связях с Бабой-ягой.
Кроме русских сказок, колдунья также популярная героиня чешского, словацкого и белорусского фольклора. Однако история Бабы-яги своими корнями уходит глубоко в древнюю славянскую мифологию.
Этнографы убеждены, что давным-давно этот сказочный персонаж считался божеством смерти. Баба-яга охраняла вход в царство мертвых и провожала души усопших в потусторонний мир. И хотя в сказках о такой ее роли речи не идет, она все равно осталась значимым персонажем: к ней приходили за помощью и советом, когда, казалось, надежды больше не было. Кроме того, Бабу-ягу всегда считали истинной хозяйкой леса: ей подчинялись силы природы, звери и птицы, а также она обладала мощным даром прорицания.
Исследователи отмечают: множество фактов о Бабе-яге свидетельствуют о том, что она мертва и вполне может быть проводницей в подземный мир:
- У старухи распущены волосы, а в давние времена косы расплетали только мертвым женщинам.
- Раньше умерших хоронили в специально отведенных домиках, которые стояли на срубленных деревьях и не касались земли. Такую «домовину» очень напоминает избушка на курьих ножках.
- Мертвецов хоронили ногами к выходу. Заглянув в домик, можно было увидеть только их костлявые ноги. Отсюда, говорят, и пошло выражение «костяная нога».
- Также предки верили, что мертвецы могут летать в гробах — прямо как Баба-яга в своей ступе.
В самые трудные времена славяне приходили к умершим предкам за советом и поддержкой. Однако по пустякам их тревожить было запрещено, поэтому домовины открывали только в крайних случаях.
Еще одним предметом изучения была тайна, скрытая в имени героини. Что значит сочетание «Баба-яга»? Происхождение такого прозвища лингвисты объясняют двумя теориями:
- Слово «яга» в разных языках имеет негативные значения: болезнь, ужас, гнев, чахнуть, раздражать, скорбеть.
- Праславянское слово «яга» использовали для обозначения змей. К слову, многие эксперты склоняются к мнению, что Баба-яга обладала змееподобной внешностью и характерным хвостом.
Зарождение образа Яги уходит корнями глубоко в историю древних племен. За время существования он не раз менялся, и историкам остается лишь высказывать о нем предположения, ссылаясь на имеющиеся факты.
Существует ли Баба-яга?
Баба-яга — персонаж вымышленный, однако эксперты считают, что у нее были реальные прототипы. Что послужило основой для возникновения такого образа в народном творчестве? Вот несколько самых популярных версий:
Баба-яга — жрица
По некоторым сведениям, прообразом Бабы-яги была жрица, которая в давние времена руководила ритуалом кремации мертвых. Отсюда и пошло поверье, что некоторые колдуньи были проводниками между мирами живых и мертвых.
Баба-яга — распорядительница ритуала
Другая версия гласит, что настоящая Баба-яга была распорядительницей важного ритуала — инициации. Его проходили мальчики-подростки десяти-двенадцати лет, когда готовились стать охотниками. Их уводили в лес и подвергали суровым, даже жестоким испытаниям:
- закапывали в землю;
- испытывали огнем и голодом;
- отрезали пальцы рук и пр.
Считалось, что во время такого экзамена на зрелость юноши временно «умирали» и попадали в царство Смерти. А затем им на смену «рождались» настоящие мужчины. Любопытно, что сами испытуемые действительно верили, что побывали в загробном мире.
Исследователи предполагают, что проводить такой обряд могла ведунья племени. Она же впоследствии стала Ягой из мифов, которая якобы похищала и убивала детей. Согласно другой теории, обрядом инициации руководил мужчина, переодетый в женские одежды, что было данью древним традициям матриархата.
Баба-яга — древняя лекарка
Также многие эксперты считают, что прототипами Бабы-яги могли стать обычные знахарки и ведуньи:
- Они исцеляли людей, были в тесной связи с природой, обладали мощной интуицией и способностями к прорицанию.
- Жили ведуньи обычно подальше от людей — на окраинах деревень, а то и у самого леса.
Сказки о том, что Баба-яга любит поджаривать людей в печи и съедать, отсылают к реально существующему обряду перепекания младенцев. В древние времена считалось, что если ребенок родился слишком маленьким и хилым, больным или раньше срока, он не дозрел в утробе матери. Тогда в дом звали ведунью, она укладывала новорожденного на лопату и отправляла в теплую печь без огня.
Печь была самым священным местом в доме. А рождение ребенка сопоставляли с выпеканием хлеба: во время ритуала младенцев даже обмазывали ржаным тестом на воде. Более того, в некоторых местностях обряд проходили все новорожденные без исключения.
Как видите, прототипы Бабы-яги, как и сам мифологический персонаж, изначально имели положительный посыл: они помогали людям и защищали от злых сил. Лишь со временем в сказках образ Бабы-яги демонизировали: ее хорошие черты превратились в плохие, а благие намерения трансформировались в зло.
В наше время древние ритуалы упразднились, мифологическое сознание сменилось научным мировоззрением. Поэтому Баба-яга существует теперь лишь как сказочный персонаж.
Источники:
- Ковальчук Л.П. Концептуальная интеграция смешанного пространства «Баба-Яга» в сказочном дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — №3. — С. 33–39.
- Махлина С.Т. Образ Бабы Яги в межкультурной коммуникации // Вестник СПбГИК. — 2016. — №1 (26). — С. 21–25.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2000. — 336 с.
- Соляник О.Е. Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова «яга» // Гуманитарная парадигма. — 2018. — №3 (6). — С. 103–107.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1883419-susestvuet-li-baba-aga-na-samom-dele/
Все любили в детстве читать и слушать сказки. Истории, пропитанные славянским духом. Они открывают новый мир, мир, в котором ты многому можешь научиться, и в котором добрые герои всегда побеждают. Не важно, сколько трудностей и испытаний выпадает на их долю — они все равно побеждают. Добро оказывается сильнее зла.
В этом мире сказок существует вполне определенный герой, или скорее, героиня. Великая и ужасная Баба Яга. Чем она злее, страшнее, чем более жестоки ее поступки – тем правдоподобнее воспринимается ее образ.
Существует ли Баба-яга
В какой-нибудь огромной энциклопедии вы найдете определение близкое к такому: Баба Яга – великанша-людоедка, которая крадет, готовит, и поедает своих жертв (P.S. обычно — это маленькие дети). Кто-то может согласиться с тем фактом, что Баба Яга – омерзительная, жестокая, брутальная старуха, но она вряд ли гигантский монстр! Существует также не совсем верное представление, будто Баба Яга происходит исключительно из русского фольклора.
Дети из соседних славянских стран обиделись бы, узнав, что украинской, или польской Бабы Яги не существует. Советский вариант энциклопедии говорит, что эта героиня старая, злая женщина, занимающаяся колдовством. Очень популярный персонаж славянских сказок. Какие бы версии не предоставляли нам энциклопедии патриархального капиталистического или социалистического общества, хотелось бы проследить, куда ведут корни этой мифической представительницы злодеек.
Само слово «баба» в русском языке значит женщина, старше, чем девочка. Обычно любую замужнюю женщину называли «баба», абсолютно не опираясь на возрастную категорию. На Руси все девочки выдавались замуж очень рано. Как только одну такую выдали замуж – на нее вешали ярлык «баба» до конца дней.
А еще слово «баба» — это уменьшительно-ласкательный вариант вечно ноющей, кричащей и огорченной женщины. «Баба» — производное слово для «бабушка». Хотя последнее звучит теплее и приятнее, нежели грубое, резкое «баба».
Как выглядит Баба-Яга и где живет
Повелось так, что баба Яга – устрашающая ведьма, которая живет в гуще непроходимого леса, куда трудно добраться, если только клубок пряжи, или волшебное перо не укажут дорогу. Эта старая ведьма живет в деревянной хижине, хижина на куриных ногах, причем ног может быть две, три, или четыре. Дом, естественно, не рад случайным прохожим, поэтому не повернут крыльцом к встречному герою.
Только магическое заклинание заставит хижину развернуться. Для пущей убедительности в своем черном могуществе, хата Бабы Яги при вращении ужасающе неприятно скрипит. Естественно, намерение у старухи вызвать некий приступ раболепия у героя, или чтобы показать, насколько стар этот мир, и она в нем, и ее долгоигрющая избушка, о которой она совсем не заботится.
Образ «избушки на курьих ножках» — явление уникальное, составляющее единое целое с образом самого исчадия ада. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна видеть с помощью окон, говорить дверью, и думать. Все черные думы хижины кооперируются в форме туч над ее крышей, а в моменты особенного негодования, или же умиротворенности из дымохода валит дым столбом.
Изба часто обнесена забором, сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями. А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги, вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован человеческий рот с острыми зубами. Сторожат домик неприступной ведьмы-старушки голодные черные псы, или знаменитые охранники –гуси-лебеди. А может быть и просто – черный кот. Кстати ворота на вилле Бабы Яги также одушевлены. Они либо пускают и запирают, либо выпускают ее жертву.
Что до самой Яги, у нее есть транспорт передвижения по воздуху – это ее ступа, которой она управляет чем-то вроде метлы. Метла будто расчищает ей дорогу во время полета. Русская баба Яга не представляется без «костяной ноги». Вот прямой указатель на тот факт, насколько худощава и физически немощна эта старуха. Но все же движет ею дьявольская сила – это ее злодейственные планы, обязательные для исполнения.
Внешностью баба Яга не особенно похвастается: она сгорблена почти вдвое, так, что часто бьется подбородком о землю. Как альтернатива, ее нос может быть настолько непоправимо длинным, что, когда она ложиться спать, он скребет потолок избушки. Ну, и конечно, множественные бородавки по всему ее отвратительному лицу не делают ее привлекательнее.
Вот уже которую сотню лет баба Яга не моет и не стрижет свои длинные седые волосы, ее одежда превратилась в лохмотья. Она либо охотится на свою жертву, либо выжидает ее в хижине, зная, что она придет, и чувствуя ее по запаху. Перед тем, как съесть свою добычу, злая старуха отправляет ее попариться в бане, а затем приглашает отведать добротные калорийные блюда из русской кухни, которые, хозяйка готовит в печи. Самому гостю Яга предлагает присесть на большую лопату, искусно расположенную возле печи, и в зависимости от того, как сядет гость, решается его судьба: он может попасть в печь, а может нет.
С другой точки зрения, баба Яга является Великой Богиней, обладающей даром Великой смертельной силы. Баба Яга, к тому же, исключительно необходимый персонаж для славянского фольклора.
Баба Яга – славянский вариант индусской богини смерти Кали, танцующей на могилах. Более того, являясь символом смерти, Яга представляет собой одну из старух Тройственной символики. Она смерть, ведущая к перерождению. Любопытно, что в некоторых славянских сказках Баба Яга живет в избушке с двумя своими сестрами, олицетворяя собой тройственный союз Девушки, Матери и Старухи. Часто она описывается как хранитель Животворной и Смертельной воды. Когда герой умирает от ран, нанесенных ему мечом, стоит только оросить его тело смертельной водой – раны залечиваются, а животворная вода возвращает его из того света.
С точки зрения психоанализа печь в избе бабы Яги является символом женского начала, через которую жертва проходит обновленной, возродившейся. Не случайно баба Яга дает герою выбор, как он сядет на лопату: если он достаточно силен и сообразителен, то его ждет жизнь, а если глуп и слаб, то прямая дорога для него – смерть.
А вот другие идеи. Вы бы ни за что не вошли в избу. Для современного человека дом на куриных ногах уже сам по себе словно табличка с горящими буквами «ОПАСНО! НЕ ВХОДИТЬ!!!» Но почему же тогда сказочные герои так настойчиво шагают через порог по ту сторону двери?
Для первобытных людей пойти к колдунье значило пойти за мудростью, за знаниями, за правдой. И этими знаниями и мудростью получить волшебную воду Жизни и Смерти, проявив силу либо открыв чистое сердце. Ведь, как и все силы природы, обычно дикие и неприрученные, Баба Яга может быть доброй.
Так кто же она, Баба Яга? Ведьма? Может она – Богиня?
Арийское происхождение Бабы Яги
Яга – известная личность, но откуда пошло ее имя? Баба Ёжка, от Яша, Ящур, а далее пращур. Пращуры – прародители всех живых, то есть Баба Яга занимала почетную должность в пантеоне древних Язычников. Она, как жрица, обладает правом проводить обряд инициации (как Яга, сажая в печь героев) подростков.
По некоторым версиям в Африке есть племя Яга. О нем рассказывали английские моряки, приходившие в ужас от сложенных там веками порядков. В племени процветал матриархат, жрица носила на себе берцовую кость убитого зверя. Так же был там естественным каннибализм.
На языке коми Яга – это бор. То есть женщина, живущая в лесу. Во многих индоевропейских языках есть слово характерное звучанию Яга, и обозначает оно «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражаться, скорбить»
Обратимся к избушке. Прототип избушки – домик, в котором хоронили умершего, вернее его прах в древности. Гроб ставили на старые пни, корни которых торчали из земли и явно напоминали куриные ноги. Либо эти пни окуривали дымом, поэтому «курьи» вовсе не курьи, а «курные» ноги. В таком неподвижном состоянии, как и Баба Яга в сказках, находились мертвые среди живых. Они не видели их, считалось, могли уловить их «живой» запах, неприятный мертвым. Как говорила Баба Яга: «Русским духом пахнет».
Баба Яга – это образ застрявшего на границе миров похороненного не по традиционным обрядам человека. Ученый Пропп полагает, что пытаясь накормить гостя, баба Яга приглашает его в мир мертвых. «Еда отверзает уста умершего», герой словно умирает временно, чтобы пройти сквозь испытания потустороннего мира. Часто в сказках сама избушка «пирогом подперта», а в западных сказках это пряничные домики.
Еще одна легенда о Бабе-Йоге, Йогине-Матушке – вечнопрекрасной, доброй, сердечной богине-покровительнице детей и сирот. Она путешествовала на огненной небесной колеснице, иногда верхом на коне по землям, на которых жили потомки Рода Великой Расы и собирала беспризорных детей-сирот. И в каждом Славяно-Арийском поселении ее узнавали по излучающей огненной доброте.
Детей она оставляла у подножия Ирийских гор на Алтае, чтобы они не были истреблены, как последние представители Арийской и Славянской рас. Йогиня проводила огненный обряд инициации подростков в Капище, высеченном внутри горы.
Космическая версия существования Бабы-Яги
Во-первых, красотой Яга не отличалась, но кто когда смог привыкнуть к внешнему виду инопланетян?
Во-вторых, летательный аппарат. Достаточно шумный, в виду работы реактивного двигателя. Огненная метла есть не что иное как факел от двигателя. Появление бабы Яги сопровождал неминуемо гул, шум и треск, от которого валились деревья. Как только летательный аппарат производил посадку на специальных поставках, древний,«темный» человек, наблюдающий за данным устройством, не мог придумать другого им названия, кроме «куриные ноги».
И вовсе не ела Баба Яга людей, а проводила лабораторные исследования. Четвертовала трупы, сливала кровь, разбирала по костям и высушивала их для коллекции. Чем не инопланетное создание, в собственных целях, так и непонятых, навещавшее нашу планету в древности? В принципе, как и сегодняшние Иноземные гости в НЛО.
Никогда не интересовались, а где же живёт Баба-Яга? Понятно, что в избушке на курьих ножках. Но вот в каком конкретно царстве-государстве? Причём не эта, хоть и вредная, но относительно безопасная старушка, знакомая нам по сказочным мультфильмам, а та самая, злая и мистическая, сторожащая вход в потусторонний мир, окруженный забором из человеческих костей и черепов. Та самая кровожадная Баба-Яга, что жарила детей в печке и питалась их плотью.
Все же помнят русскую сказку о Бабе-Яге да Иване-Дураке? Дурак не дурак, но Иван сообразил, как обмануть старую ведьму, чтобы не быть зажаренным заживо. Сел на лопату, да руки-ноги расшарашил в разные стороны, в печку и не пролазит. Решила Яга научить его, как надо на лопате сидеть, села сама. Иван, не будь дураком, её в печь и засунул. И это уже окончание сказки, а по её ходу Иван умудрился таким же образом зажарить и скормить Бабе-Яге её собственных дочерей. Запомните этот момент. Такая вот сказочка… Зло наказано, все счастливы. А теперь перейдем к реальности.
Был у меня уже пост посвященный Бабе-Яге. Точнее, развенчиванию свидомого мифа об её финском происхождении. Как оказалось, в украинских патриотических кругах принято считать, что такой персонаж русских народных сказок, как Баба-Яга, это одно из прямых доказательств финно-угорского происхождения самих русских. Мол, ни у одного славянского народа Бабы-Яги не было, кроме как у отсталых саамов и угрофиннов-москалей. Истина, как водится, оказалась очень далека от свидомых русофобских фантазий, и Баба-Яга таки обнаружилась и в других славянских фольклорах, включая украинский.
Ну, так где же живёт настоящая Баба-Яга? Небольшой поиск в сети выдает парочку неоднозначных результатов. Село Кукобой Первомайского района Ярославской области присвоило себе в 2004-м году почетное звание Родины Бабы-Яги. Само собой, я проверил, так сказать, легитимность этого смелого поступка. Спешу вас огорчить, никаких научных или юридических предпосылок для присвоения кукобойцами имени Бабы-Яги нет. Да они и сами не скрывают, что просто позавидовали массам туристов, которые через их село едут в Великий Устюг, на Родину Деда Мороза, да в Кострому к Снегурочке.
Поставили избушку на курьих ножках, посадили кота на цепь, и объявили всё это музеем. Возможно, что и табличка имеется с надписью «В этом доме жила и трудилась почётная ведьма Баба-Яга с такого-то по такой-то год». Т.е. это чисто коммерческий проект, который дал селу дополнительные 16 рабочих мест. В принципе, неплохо для сказочной старушки с костяной ногой. Но к реальной ведьме это село отношения, конечно же, не имеет.
Примерно по такому же принципу пошли и жители города Фурманов Ивановской области. Причины, полагаю, те же, т.е. коммерческие. Доводы, что Фурманово является родным домом Бабы-Яги, выдвигаются следующие: бывшее название города, Середа, является именем дочки Бабы-Яги; и второе, это наличие дремучих лесов по соседству. Там даже какие-то краеведы высказались о ненулевой вероятности того, что Баба-Яга отсюда родом. Но в целом, всё равно неубедительно. Что еще?
Ну, ещё можно вспомнить, как англичанин Джильс Флетчер в 16-м веке пытался найти золотую Бабу-Ягу в краю пермяков и самоедов. Но, увы, не нашел и объявил всё это пустой басней. Тоже мне авторитет мелкобританский! Это их Робин Гуд – глупая басня, а Баба-Яга – это древняя реальность, данная нашим далеким предкам в ощущениях. Флетчер просто не там её искал.
Ну а теперь перейдём к местам, которые могут претендовать на высокое звание Родины Бабы-Яги с гораздо большими правами, чем у жалких ярославско-ивановских самозванцев. Само собой, что это звание должно быть подтверждено, так скажем, документально. Справки, доверенности, выписки с мест работы… Ну что б броня, а не бумага, как говаривал профессор Преображенский.
И для этого обратимся к труду академика Рыбакова Б.А. «Язычество древней Руси». Надеюсь, все понимают, что Баба-Яга пришла в русские сказки именно из далекого языческого прошлого? Ага, так и есть. Это сейчас Баба-Яга персонаж народного фольклора с прибаутками, а когда-то была всесильным божеством, которому приносили человеческие жертвы.
Сразу отбросим совсем уж далёкие от нас легенды о степной воительнице Яге, хотя её летающая ступа растёт именно оттуда, из индоевропейской древности. Нас же интересует Баба-Яга более близкая к нам по времени и являющаяся женским божеством, олицетворением смерти, требующим себе кровавых жертв. И физическое воплощение такого божества имеется. Как вам такая милая дама?
Это, чтоб вы знали, уникальное ритуальное сооружение, обнаруженное в 1964 г. у поселения Шумска близ Житомира. Сейчас это Украина, а на момент функционирования в IX–X вв. это была область расселения древлян. Тех самых предков украинцев, которых жёстко примучивала княгиня Ольга. Рыбаков назвал её древлянской Мореной.
Что же представляет эта Морена собой? Слово академику Рыбакову.
…здесь перед нами вырезанное в дерне гигантское изображение какой-то женской фигуры, сказочной великанши, расположенное головой на север, ногами на юг. Расшифровка всей фигуры не должна вызвать возражения:
1. Верхний полукруг (северный выступ) — голова фигуры.
2. Два нижних выступа — ноги.
3. Верхняя пара боковых выступов — груди великанши с гипертрофированными сосками (менее вероятно, что это — раскинутые в сторону руки).
4. Нижняя пара боковых выступов — бедра, резко подчеркивающие женскую суть фигуры.
Так себе женщина, на мой взгляд, но кто знает вкусы этих древлян? Сам академик Рыбаков считал, что это сооружение использовалось лишь один раз по великому поводу, другие исследователи считали, что функционировало пару веков. Но нас должна заинтересовать другая информация. Кому же было посвящено это культовое сооружение? И опять слово академику.
Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от «мор», «морить»), которое
впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги.
Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: «в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула»; «Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает» (иногда — «титьки ее на грядке висят»)…
Двойником Бабы-Яги является Лихо Одноглазое: «Лихо олицетворяется в наших сказаниях бабой-великанкой, жадко пожирающею людей». Украинские сказки, в которых главным противником героя является Лихо, уравнивают Лихо с Бабой-Ягой: эта великанша живет в лесу, едва умещается в своей избе, жарит зарезанных ею людей в печи…
В книге Рыбакова этому культовому сооружению посвящена целая глава, поэтому не вижу смысла выкладывать весь текст с размышлениями и аргументами академика. Достаточно вывода:
На одном можно настаивать: шумское кострище IX–X вв. с четкими контурами огромной женской фигуры является остатком общественного жертвоприношения какому-то женскому божеству. Наиболее вероятно, что это не Макошь, богиня урожая, а иное, хтоническое божество, отраженное в фольклоре под именами Мары, Морены, Лиха, Бабы-Яги. Причиной необычного жертвоприношения могла быть болезнь-мор, угроза войны или последствия уже состоявшихся сражений.
Так что село Шумск и город Житомир вполне могут считаться первыми кандидатами на звание Родины Бабы-Яги. Монументальность сооружения впечатляет, налицо имеется нестандартный подход местного населения к идолопоклонничеству, но всё портит неподтверждённость человеческих жертв. О возможном их наличии говорят лишь косвенные признаки, такие как вещи людей в кострище, но костный материал разрушен настолько, что невозможно определить, кому он принадлежит. Да и печь нашлась лишь в сооружениях неподалеку. В общем, твердая четверка по пятибалльной шкале. Молодцы, житомирцы.
В целом, кандидатов на звание родного дома Бабы-Яги хватает. По мнению академика Рыбакова древняя языческая топонимика зачастую свидетельствует о сакральном прошлом таких мест. К подобным топонимам относятся и производные от слова «баба». И в этом плане я согласен с академиком, в таких местах действительно часто обнаруживаются следы языческих ритуальных сооружений.
Например, Бабина Гора – городище на берегу Днепра с характерным могильником по соседству. Главной особенностью этого могильника является захоронение здесь младенческих черепов без ритуального инвентаря. Ученые считают это признаком языческих жертвоприношений. Бабина Гора – очень древнее жилище Бабы-Яги, которое функционировало в 1-м веке нашей эры. Есть и ещё одна Бабина Гора, уже на Западной Украине. Там, правда, ещё ничего не раскопали. Зато раскопали в других «бабиных» местах.
Бабка, Ровенская область, Украина. Городище на песчаной возвышенности. Трупосожжение в горшке. Кости животных. VIII–X вв.
Бабин, Черновицкая область, Украина. Городище на берегу Днепра. Центральная площадка круглой формы, кальцированные кости. IX–X вв. Неплохо, но не так грандиозно, как в Шумске.
Древние топонимы прямо указывает на то, кому принадлежали эти святилища. Так что, все эти места по праву могли бы являться претендентами на почетное звание Родины Бабы-Яги, но, увы, они меркнут на фоне мощного конкурента, речь о котором пойдет ниже.
И вот вам главный кандидат! Бабина Долина, Тернопольская область, Западная Украина. Уникальный Збручский культовый центр. Та самая Галичина, культурный и идеологический центр Украины, подаривший миру Бандеру, Шухевича и одноименную дивизию СС. Так в чём же уникальность этого языческого культового центра? Даю слово ученым…
Этот и последующие скрины с отрывками взяты из труда известных археологов Русановой И.П. и Тимощук Б.А. «Языческие святилища древних славян».
Как вы видите из приведенного выше отрывка, уникальность Збручского культового центра состоит во времени функционирования и в масштабах человеческих жертвоприношений. Дело в том, что русские летописи довольно много говорят о борьбе язычества с христианством в северо-восточной Руси. И очень часто украинские патриоты-русофобы используют это в качестве аргумента в пользу русофобского мифа об вековой отсталости русских. Мол, предки русских яростно сопротивлялись христианству в те времена, когда просвещенные и высококультурные предки украинцев были уже продвинутыми гуманистами-христианами. Но нет, археологические исследования полностью опровергают этот миф. Предки украинцев массово резали людей в угоду своим языческим богам аж в середине 13-го века, когда даже восточные вятичи, крестившиеся последними из всех славян, уже успокоились.
Но это лирическое отступление. Вернемся к нашему отбору кандидатов на звание Родины Бабы-Яги. И галицкая Бабина Долина подходит на её роль лучше всех остальных претендентов. Здесь есть всё: соответствующий языческий «бабин» топоним, ритуальные колодцы, служащие переходом в другой мир, научно подтвержденные факты человеческих жертвоприношений, большой процент детей среди этих жертв… Имеются даже искомые хлебные печи Бабы-Яги и останки детей, зажаренных в ней!
В книге имеется и фотография одной из таких печей. Фотофакт, по-современному.
Жаль ребенка. Похоже, что эта жертва Бабы-Яги была не такая сметливая и удачливая, как Ванька из русских сказок.
Так что галичане могут по праву гордиться почетным званием земляков настоящей Бабы-Яги, кровожадной пожирательницы детей. Мои искренние им поздравления. Хотя я призываю остальных украинцев не отчаиваться. Баба-Яга тоже ваша по праву, плоть от плоти, дух от духа. И это не просто слова.
Смотрите: читая научные труды, посвященные Збручскому языческому культовому центру, поймал себя на мысли, что уже читал описания подобных сценок. Вот только они были посвящены не далекой древности, а совсем недавним подвигам героев ОУН, УПА, СС Галичина. Эти герои Украины тоже подходили к убийству человека с фантазией и изобретательностью. Сожжение, сбрасывание в колодец, расчленение человеческого тела… Мне, например, намертво врезались в память фотографии людей, распиленных бандеровцами на части. Не буду шокировать своих читателей этими фото, желающие могут сами найти их в сети сами. И попробуйте сравнить их с археологической сценой Збручского культового центра на Галичине…
[…если любопытно]
Ну что, похоже? Ага, в Бабиной Долине можно увидеть то же самое, что и в архивных документах о деятельности ОУН-УПА. Та же расчлененка, те же сожжения, те же детоубийства. Украинские националисты явили себя славными продолжателями древнего кровавого язычества. А некоторым древним культовым местам они даже дали вторую жизнь. Например, Бабьему Яру, носившему в древности вполне конкретное языческое имя Бесовой Бабы. Украинские патриоты помогли немецким нацистам заполнить бывшее языческое капище новым сакральным смыслом и тысячами новых человеческих жертв. Трупы жертв Бабьего Яра, кстати, по традиции сжигали в печах, хотя и не все. Галицкая Баба-Яга радостно бегала вдоль расстрельных рвов, волоча свои древние сиськи по пропитанной кровью земле. Столько нового мяса в её честь!
И складывается парадоксальная ситуация. Мы, русские, помним о нашей русской Бабе-Яге, но она выродилась в хоть и злого, но достаточно неопасного сказочного персонажа, с которым легко совладать. Современные же украинские патриоты забыли о ней, и древняя кровавая богиня поселилась прямо в их душах. Они не видят ничего страшного в том, чтобы сжечь человека. Коктейль Молотова, это так модно и современно… Тем более их жертвы сами виноваты. Они, украинские националисты, тоже любят кромсать и расчленять. Пусть пока и не на уровне своих предшественников из ОУН-УПА. Ещё не живых людей, но всё живое, что ещё окружает их современное украинское неоязычество. Они кромсают Русь, её историю, её народ, её церковь и веру… И пытаются из этих мёртвых обрубков соорудить что-то своё древнее темное злое и украинское.
Они страстно хотят попробовать на вкус мясо русского Ваньки. Баба-Яга скрипит железными зубами и сглатывает тягучую слюну… Хочу! Она просто воет от своего желания! Яга ликует при виде разорванных в клочья «самок колорада» из Луганска. Радуется и хлопает, глядя на сожженных людей. Запах «паленой ваты» ласкает ей галицкий нюх. Она хочет русского мяса. И желательно детского. Кого-то после этого удивило ритуальное поедание тела русского младенца в Киеве? Символизм украинства зашкаливает…
Но вы же помните нашу русскую сказку? Баба-Яга, в тщетных попытках съесть русского Ваньку, сожрала своих собственных детей. Так что, украинцы, у меня для вас печальная новость, независимо от того, националисты вы или нет, патриоты или адекватные. Галицкая Баба-Яга будет есть вас самих. Она жрёт вас уже прямо сейчас, торопливо и жадко, обсасывая косточки и сглатывая ещё непережёванное. Жрёт, жжёт, кромсает, делит на части… Вашими же руками, зубами и головами.
А русский то Ванька кинул позадь себя гребень, дарёный Василисой Премудрой. Вырос тут лес, дремучий да высокий, корни на три сажени в землю уходят, вершины облака подпирают. Тысячи деревьев да цветов диковинных встали Ваньке стеной да на защиту. Тополя разные, Гиацинты, Пионы, Тюльпаны, Акации… ну и прочие Сарматы с Кинжалами. Не получится у тебя, Яга, сожрать Ваньку. Топай к себе на Родину в Галичину. Жри своих детей, как обычно.