Настроение стихотворения – это настроение самого поэта, которое он переживал, когда создавал произведение. Для его передачи поэт использовал художественные средства выразительности, выбирал композицию.
Читателю же предстоит проделать свою работу – выйти на волну настроения поэта и найти слова, чтобы сказать, что именно звучит в стихотворении: радость или грусть, сожаление или надежда, тревога или уверенность, призыв к веселью или просьба о сострадании…
Выделив главное настроение, следует подумать, пронизывает оно всё стихотворение, или автор передаёт и другие эмоции. Например, в стихотворении Пушкина “Зимнее утро” печальные переживания ненастного вечера сменяются радостью созерцания ослепительного солнечного зимнего утра.
Говоря о настроении стихотворения, уместно назвать, какие художественные средства поэт использовал для его передачи.
Опубликовано 27 марта, 2019
НАСТРОЕНИ У СТИХА КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ? литература! СРОЧНООО!
ЭмОцИоНаЛьНаЯ дЕфОчКа
Ученик
(165),
закрыт
3 года назад
Через час пишу пробный ГИА по литературе. Там в общем дается стих и потом задания к нему. Вот скажите, какое может быть настроение у стиха? Как это сказать? Не хорошее и плохое, а как это по литературному?
Как красиво писать?
Катя Питер
Ученик
(103)
4 года назад
позитивное настроение торжественое восторженое очарованое радостное радужное весёлое светлое восхищение восторг восторжено-радостное лёгкое нежное игривое умиртворёное тёплое спокойное приподнятое
негативное
грустное печалится жалеет сожалеет о поэту жаль пережевает за негодует расстроен поэту больно от с болью в сердце пишет о сердито тоскует по с волнением говорит о испытывает чувства горичи
Подчас, когда мы классифицируем поэтические произведения мы забываем ещё об одном параметре – а именно о настроении стиха. Стихи могут быть лиричными, как воды неторопливой реки, могут быть пессимистичными или излишне оптимистичными, могут быть веселыми и грустными, могут быть искроментными, талантливыми и музыкальными. Тоесть они могут быть разными… Именно за настроение я и люблю читать стихи. Когда мне грустно – я читаю лиричные стихи, когда мне весело – музыкальные, а когда я хочу о чем то задуматься – я читаю исторические произведения. Конечно передать настроение стиха не просто. Для этого требуется талант. Не каждому это удается. Многие носятся только с грамматикой и правильным и точным выставлением рифм. Иногда это оправдано, но не это нас привлекает в поэзии. Вы не задумывались почему нам интересен Блок, Есенин, Тютчев и другие знаменитые поэты? Они нам интересны потому, что сумели передать свои эмоции. Именно эмоции и трогают нашу душу… А что Вы думаете по этому поводу?
«Что хотел сказать автор?» — мучительный вопрос для многих выпускников. За годы работы репетитором я заметила, что анализ стихотворений многим дается тяжелее, чем анализ прозы. Но есть несколько лайфхаков, которые облегчат вам жизнь, по крайней мере, во время ЕГЭ по литературе. Мы готовим для вас целый цикл полезных советов по лирике, и начнем с ответа на вопрос: «Каким чувством проникнуто стихотворение?»
На такой вопрос в ЕГЭ по литературе хочется ответить односложно: веселым, патриотическим, печальным. Но эксперты ждут от вас связного и логичного ответа, состоящего из 5-10 предложений. Что же писать?
— обращаем внимание на пафос произведения. Пафос — это настроение, эмоция, которая должна передаться читателю, которую закладывает автор. Например, пафос «Войны и мира» гуманистический и патриотический, пафос «Мастера и Маргариты» сатирический, пафос стихотворения Сергея Есенина «Черный человек» — трагический и так далее. Вместо слова «настроение» лучше использовать в ЕГЭ слово пафос, в данном вопросе действительно стоит начать ответ с определения того, какой он.
— пытаемся понять, почему пафос именно такой, почему вообще стихотворение выстроено именно с такой эмоцией, как это связано с историей его создания или с литературным направлением, в русле которого творит автор. Например, трагизм любовной лирики Лермонтова можно объяснить и моментами его биографии, и тем, что он поэт-романтик, для которого характерна некая неудовлетворенность действительностью. Почему стихотворения Фета практически никогда не касаются тяжелых, серьезных социальных тем? Потому что поэт творит в русле «чистого искусства», которому чужд такой подход. Вместо того, чтобы размазывать свои мысли о настроении на 10 предложений, попробуйте подкрепить их чем-то конкретным. Так эксперты увидят, что вы склонны к анализу, вы в теме и действительно хорошо подготовлены.
— не забываем про средства выразительности, которые помогают поэту передать ту самую эмоцию. Вы анализируете лирику, поэтому здесь крайне важно обратить внимание на метафоры, сравнения, приемы звукописи, цветописи. Выберите несколько особенно ярких, характерных для этого стихотворения и поэта. И проанализируйте их в вашем небольшом сочинении.
Почему школьники не понимают русскую классику
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 23.05.2023 09:34
Бугрышева Наталия Андреевна
учитель начальных классов
50 лет
60 731
183
Местоположение
Российская Федерация, Екатеринбург
“Словарь настроений стихов”
22.09.2018 16:28
Данный “Словарь настроений стихов” для уроков литературного чтения замечательно работает, когда дети изучают стихи. В словаре “все настроения” написаны в алфавитном порядке, поэтому детям очень удобно подобрать “нужное настроение”. Словарик вклеивается на обложку рабочей тетради по чтению.