Как найти научные связи

Порядок установления причинно-следственных связей в научных работах

В любом важном научно-исследовательском проекте автору предстоит грамотно диагностировать и описать проблему, оценить текущее положение дел (следствие) и выработать оптимальное решение, способное разрешить все нюансы и привести к положительному исходу (избежать больших потерь). Но на самом деле важно не просто констатировать «уязвимое звено» и показать ее воздействие на объект, но и установить причинно-следственные связи.

Что это такое?

Прежде чем решать какую-либо проблему, важно понять: почему она возникла, что спровоцировало такие изменения? Поэтому каждому автору предстоит провести целый комплекс действий и определить потенциальные или реальные первопричины негативных перемен и текущих событий. Согласитесь, ведь у каждого начала есть свое основание, причина, определенный толчок. Уже на этой почве у автора зарождаются определения предположения-гипотезы, которые он должен проверить. Ведь целесообразно лечить не симптом болезни, а первопричину.

Установление причинно-следственных связей в исследовании предполагает определение связей между конкретными событиями, результатами и определение степени воздействия каждого элемента или фактора в этой цепи на объект. Такой подход позволяет определить «самое слабое звено» и определить максимально эффективную траекторию по решению проблемы.

Сущность причинно-следственной связи

Сущность причинно-следственной связи

Анализ причинно-следственных связей можно представить, как уникальный метод исследования, применяемый в любой студенческой и научно-исследовательской работе.

Этапы установления причинно-следственных связей в НИР

Установить причинно-следственную связь бывает непросто, но очень важно. Поэтому мы подготовили инструкцию по реализации действия для констатации основных моментов:

  • Анамнез: для начала автору необходимо собрать максимум информации относительно объекта исследования и/или по теме НИР. Притом важно изучать не только текущее положение дел, но и иметь на руках сведения за последние 3-5 лет для определения динамики, изменения, оценки принимаемых ранее решений и пр.

Миссия данного этапа – сбор и проверка информации на предмет актуальности, достоверности и обоснованности;

  • Непосредственная оценка положения: на данной стадии целесообразно изучить общее положение дел в науке и на объекте, провести первичную диагностику «проблемных зон» и определить конкретную причину, которая в значительной степени ухудшает деятельность компании/объекта. Здесь же уместно сформировать общую характеристику объекта исследования, проанализировать основные технико-экономические показатели или провести анализ согласно описанной в теории методике для получения информации относительно действующих проблем и нюансов.

Основная задача данного этапа – осмыслить текущие процессы, определить динамику основных показателей и характер изменений, выделить первичный (явные) проблемные зоны. Здесь же целесообразно определить признаки изменений и симптомы проблемы (как она начала проявляться и на каком этапе).

Схема определения причинно-следственных связей в студенческих и научных работах

Схема определения причинно-следственных связей в студенческих и научных работах
  • Определение доминирующего фактора-провокатора, негативных изменений и существенных признаков, свидетельствующих об ухудшении ситуации. Здесь целесообразно выделить наиболее яркие, сильные изменения показателей в худшую сторону (из ранее реализованной методики) и провести факторный анализ для констатации первопричин (какой показатель или элемент провоцирует ухудшение и почему). Притом проводить оценку необходимо в динамике. Главное – определить степень воздействия доминирующего фактора на следствие (текущий результат). Фактически результаты данного этапа позволят определить корректирующее направление: что следует изменять и как;
  • Описание установленной причинно-следственной связи с констатацией фактов по схеме: первопричина – проблема – действия – следствие.

Далее на основе полученных результатов автор НИР вырабатывает план мероприятий по решению проблемы, где будет опираться на устранение первопричины (доминирующего фактора) и проверять выработанный механизм: прогнозирование результатов или их апробация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Методы установления причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах

Диагностика причинно-следственных связей сводится не просто к осмыслению и поиску ответа на вопрос: почему возникла проблема и как ее решить? Для проведения констатации первопричины необходимо разобраться в ситуации «от» и «до». Для этого авторы НИР и студенты применяют следующие простые, но эффективные приемы и методы.

Вариант №1. Метод сходств. Суть данного приема сводится к установлению схожих черт в одном и том же событии, но в разных временных периодах или условиях. Притом доминирующим фактором будет считаться именно схожий признак.

Например, один и тот же результат Р достигается при выполнении определённый условий: АВС, АВД, АЛТ. Во всех случаях сходство очевидно – условие А. Тогда можно предположить, что именно этот параметр является «провокатором».

Вариант №2. Метод различий. Для реализации данного сценария необходимо анализировать две ситуации со схожим или одинаковым результатом. Притом здесь важно установить, при каком действии в первой ситуации возникает явление, а во втором оно не происходит (то есть выявить различие). Если ситуации отличаются между собой только конкретным параметром и ли обстоятельством, то скорее всего он и есть первопричина.

Например, явление С появляется при выполнении комбинаций действий АВС и ВСВ. При второй комбинации результат достигается быстрее, но действия разнятся. Скорее всего, ухудшает или тормозит процесс условие А.

Вариант №3. Метод сопутствующих изменений или факторный анализ. Здесь главное расчленить масштабное событие на составные и взаимосвязанные звенья, а затем поочередно меняя их оценивать характер изменений. Данный прием чаще всего используется в технических, экономических, естественнонаучных исследованиях, где результат можно рассчитать на основе конкретной формулы.

Вариант №4. Эксперимент. Здесь исследователь реализует один и тот же опыт несколько раз. Если он допускает изменения в действиях, схемах и формулах, то обязательно должен их зафиксировать и отметить полученный результат, а затем оценить его характер. При реализации одного и того же эксперимента (по принципу «1 в 1») он перепроверяет достоверность результатов. Чаще всего такой прием реализуется в психологических, социологических и маркетинговых, педагогических исследованиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Принципы и роли причинно-следственных связей в исследовании

Определение причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах предполагает соблюдение простейших правил, которые гарантируют верность дальнейших суждений и решений:

Основные функции причинно-следственных связей в НИР

Основные функции причинно-следственных связей в НИР
  • Актуальность и динамичность данных. Данный момент предполагают, что автору предстоит основательно оценивать текущее положение дел, то есть полагаться на актуальные (свежие, текущие) данные, а также сопоставлять их в динамике (с показателями предшествующих периодов, базовыми или нормативными данными);
  • Достоверность. При констатации причин, следствий и связей важно использовать только подлинные и проверенные данные, официальные ресурсы, научную литературу, отчетность и пр. В противном случае все полученные результаты будут банальными домыслами и не более того.
  • Связность. Анализ причинно-следственных связей призван показать связь между явлениями и процессами и определить, какое именно з них оказало негативное воздействие на объект и результат. Без связи между событиями понять первопричину не удастся.
  • Объективность. При оценке ситуации автор НИР не должен быть прямо заинтересован в исходе событий. Важно учитывать всевозможные факторы и события, оценивать их доступными способами.
  • Аргументированность. Все выводы автора по результатам причинно-следственного и факторного анализа должны быть обоснованными и базироваться на конкретных фактах: расчеты, результаты сравнительного анализа и т.д.

Роль установления причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах велика, так как именно установление первопричины способствует выработке эффективного и оптимального (по срокам, действиям и пр.) мероприятиям по решению проблемы. Притом автору удастся устранить не симптом, а именно «корень зла», гарантировав оптимизацию, улучшение ситуации и минимизировав аналогичный рецидив (повторение).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Оформление процесса установления причинно-следственных связей в НИР

Сам по себе алгоритм констатации провоцирующего фактора и первопричины, спровоцировавшей ухудшение ситуации, раскрывается на протяжении всей работы, начиная с теории – где описывается общая методика исследования, и заканчивая практикой – где она поэтапно реализуется с углублением в отдельные моменты.

Самый оптимальный вариант оформления данного исследовательского процесса – это использование графических и табличных данных с анализом материалов, отраженных в них.

Как схематически оформить причинно-следственные связи?

Как схематически оформить причинно-следственные связи?

Также допускается для установления общей картины использовать диаграмму Ишикавы (Исикавы), которая отразит конечный результат (следствие), основные факторы и «подфакторы». Далее, их анализ позволит выявить доминант и определить стратегию и тактику по решению проблемы.

Аналитика и процесс выявления причинно-следственных связей строится на вышеописанных методах и приемах, аналитике и грамотной формулировке полученных результатов с учетом принципа научной аргументации: полученные результаты должны быть оценены с научной и практической точек зрения.

Конечное выделение причинно-следственной связи должно быть сформулировано в выводах по главе и заключении по схеме: первопричина – проблема (причина) – действия – следствие – план мероприятий по решению проблемы – оценка результатов.

Общее оформление процесса должно соответствовать типичными ГОСТам и параметрам при выполнении курсовых, дипломных, диссертационных работ и НИР, специфическим требованиям отрасли (чертежи, расчеты, программы, документация и пр.).

Время на прочтение
9 мин

Количество просмотров 25K

Продолжение (начало – здесь)

1.3. Поисковые системы – специализированные и не очень

В общем случае результаты поиска в первую очередь зависят от поставленной задачи и корректности запроса. Но эти результаты чаще всего, с одной стороны,

а) избыточны
и с другой стороны — б) неполны.

К счастью, и авторы и издатели, как правило, заинтересованы в том, чтобы информация о публикациях индексировалась поисковиками, но тут есть нюансы: не всегда разрешается индексация содержимого pdf-файлов, и в некоторых случаях разрешена индексация сайтов только определёнными поисковиками (например, крупнейшая отечественная электронная библиотека elibrary.ru одно время запрещала для google индексацию большинства файлов).

Кроме всего прочего, результаты запроса зависят от порядка слов и от IP-адреса, с которого осуществляется поиск.

Если говорить о поиске публикаций, то вопрос «какой поисковой системой пользоваться» имеет один ответ – Google (это если не считать специализированные библиографические поисковые системы, о них ниже).

Во-первых, google достаточно полно индексирует содержимое Сети. Во-вторых, большое количество настроек расширенного поиска (в т.ч. с использование операторов) сильно облегчают работу. В третьих, как я уже указывал, содержимое пдф-файлов googl’ом индексируется даже в том случае, когда пдф состоит из изображений и текстовый слой в файле отсутствует.

Ка известно, в гугле любят пошутить. Вот такой у меня однажды вылез результат при попытке найти книгу Pander, C. H. (1830). Beiträge zur Geognosie des Russischen Reiches. St.Petersburg, Karl Kray. 150 S.

Настройки расширенного поиска google. На Яндексе, к сожалению, большая часть настроек расширенного поиска из имевшихся ранее давно сгинула, остались мелочи типа поиска по расширению файла (только вместо гугловского filetype: используется оператор mime: )

Для поиска публикаций наиболее полезными являются расширенные настройки и операторы, позволяющие ограничивать поиск файлами определённого формата (например, pdf c помощью filetype:pdf ), определёнными сайтами / доменами. Например, если мне понадобится посмотреть, на каких китайских сайтах выложены публикации в формате pdf, где упоминаются аммониты, то поможет вот такой запрос: ammonites filetype:pdf site:cn. Ну а “+” и “-” используются для указания обязательных или нежелательных терминов. К примеру, при поиски информации по головоногим моллюскам — аммонитам обычно не нужны сведения об одноимённом взрывчатом веществе или племени, некогда обитавшем на Ближнем Востоке и регулярно упоминающемся в Библии. Соответственно, запрос можно подкорректировать таким образом: аммониты filetype:pdf -взрывчатка -Библия
Если ищется какая-то конкретная публикация, то желательно часть её названия или всё название взять в кавычки.

Ещё немаловажно, что у гугла есть два отдельных проекта, имеющих прямое отношение к поиску публикаций:

1) Google books – это фактически отдельная поисковая система, индексирующая содержимое огромного количества книг, журналов, сборников и других изданий. При этом существенная часть публикаций доступна для скачивания в виде пдф (как правило, это старые издания, от начала ХХ века и старше); в зависимости от IP список доступных для скачивания изданий может существенно различаться, максимально число работ доступно пользователям из США.

Довольно много публикаций доступно для просмотра целиком или частично. Такие работы можно скачать с помощью специальных программ типа EDS Google Book downloader или плагинов (таких как Greasemonkey для Mozilla в сочетании с программой для автоматической загрузки файлов, например Download Master).

И, наконец, немалую пользу можно получить даже от той информации, которая присутствует в публикациях, которые вообще недоступны для просмотра в каком-либо виде кроме фрагментов в несколько строк (snippet view). С такими публикациями, правда, есть две основные сложности:

а) можно, конечно, попробовать поискать такие работы где-то ещё, но вероятность того что с ними можно будет ознакомиться только в библиотеке довольно велика.

б) в названиях источников (особенно тех, которые исходно даны не латиницей) путаницы очень и очень много, и отображаемая информация обычно неполна.

Тем не менее информация, содержащаяся в таких фрагментах может быть очень важной и практически не находимой другими способами

Так выглядит типичный вариант выдачи на google books в формате snippet view: как правило, отсутствует часть нужной библиографической информации (номер выпуска для журнала, иногда — важные части названия издания). Хорошо, если у журнала выходит 2 номера в год. А если 20? А если название указано с ошибкой?

2) Google Scholar (в русскоязычном варианте Академия Google ). Это библиографическая поисковая система, которая неплохо ищет как сами статьи, так и ссылки на них, заодно позволяя сразу скопировать названия публикаций, отформатированные согласно популярным типам цитирования (APA, Harvard, ГОСТ и т.д.). К числу удобств данной системы стоит отнести то, что индексируются не только сайты издателей, но и специализированные социальные сети и самые разные сайты, где нередко безвозмездно выкладываются научные работы, и все ссылки на полнотекстовые версии группируются в единый кластер. Тем не менее, Google Scholar индексирует не все публикации – это легко проверить с помощью идентичного поискового запроса «ключевые слова» filetype:pdf в Google и Google Scholar. Особенно это ярко это различие проявляется с редко встречающимися ключевыми словами.

Ну а наиболее полезная функция google scholar – это возможность подписки на самые разные оповещения (об этом подробнее — в продолжении данного поста)

Выдача поиска по ключевым словам на google scholar. Обратите внимание на варианты сортировки, возможности выбора временного диапазона и кластеры статей.

Библиографические поисковые системы (БПС), ориентированные на работу с публикациями, сейчас весьма разнообразны и многочисленны. Кроме перечисленных выше проектов Google можно отметить следующие сайты, которые могут рассматриваться как БПС:

1) сайты, индексирующие огромное количество публикаций по всему миру. В первую очередь это Scopus и Web of Science, доступные по подписке (в случае со Scopus доступ также предоставляется рецензентам Elsevier’овских журналов), а также крупнейший сайт, присваивающий DOI публикациям (CrossRef) или агрегатор информации о публикациях, грантах, исследователях и т.д. Dimensions.

Все они кроме Dimensions позволяют искать информацию по ограниченному массиву данных – это преимущественно название / ключевые слова / резюме. В худшую сторону тут выделяется CrossRef – там поиск идёт только по названию, причём со строгой привязкой к форме слова. Правда, в CrossRef существенно больше проиндексировано русскоязычных публикаций, чем в других БПС из этого пункта, и плюс к тому это наиболее удобный способ решить задачу типа «у меня есть название публикации, надо найти её DOI» (все DOI так не найти – это не единственный регистратор цифровых идентификаторов к публикациям, есть ещё DataCite, например – но универсального сервиса для решения такой задачи, как ни странно, просто нет).


Простой поиск в Dimensions

Dimensions – совсем недавно появившийся очень интересный проект, в первую очередь благодаря множеству самых разнообразных настроек, широкому охвату публикаций (индексируются только публикации с DOI, их пока немного меньше чем есть на CrossRef) и полнотекстовому поиску. Вернее, тут можно выбирать разные опции поиска (полнотекстовый / по резюме / по названию и ключевым словам). Результаты можно сортировать самыми разнообразными способами (дата / релевантность / число ссылок / число альтметрик), и ограничивать по разным параметрам (источник / автор / годы / тематика и многое другое ). У Dimensions есть разные версии (включая платную и корпоративную), здесь рассматривается только бесплатный вариант (с другими пока не доводилось иметь дело). Отдельно можно искать информацию как по публикациям, так и по базам данных и грантам (последняя опция доступна только по подписке).

Во вкладке Analytical view можно посмотреть, например, кто или в каких журналах публиковался по интересующей нас тематике в то или иное время (в данном случае — с 2016 по 2020 годы). Ну а нажав на фамилию автора, можно посмотреть с кем вместе он публиковался, в каких журналах и т.д.

Дополнительные опции предлагаются во вкладке Analytical view. Они позволяют легко понять, кто сейчас или в любом выбранном временном диапазоне занимается той или иной тематикой, в какие журналы эти люди пишут статьи и с какими соавторами. Это удобный способ для поиска потенциальных соавторов и рецензентов, особенно для тех, кто только начал заниматься какой-либо тематикой и не очень хорошо себе представляет что с ней в мировом масштабе делается. Для тех исследователей, у которых в статьях имеется ORCID, в профиле приводится и этот идентификатор, и Scopus author ID, а также (при наличии) цепляющийся к ним «автоматом» ResearcherID / профиль на Publons. Повторюсь – Dimensions это крайне полезный проект, причём интуитивно понятный. Можно просто тыкать на все кнопки подряд и залезать во все вкладки.

2) также в качестве специализированных БПС можно рассматривать сайты крупнейших международных издателей (Elsevier, Wiley, Springer, Taylor & Francis и т.д.) и распространителей (Ingentaconnect, GeoscienceWorld) научных изданий. Впрочем, ограничение результатов поиска тем или иным издателем или распространителем на пользу, как правило, не идёт и скорее может быть полезно для того, чтобы кратко ознакомиться с той или иной темой.

3) в какой-то мере функции БПС выполняют научные социальные сети (Academia.edu, ResearchGate ), а также «гибрид» социальный сети и библиографического менеджера Mendeley (доступна как оффлайн-версия в виде программы, так и её онлайн-вариант; сейчас, после покупки Mendeley компанией Elsevier там доступны многие опции Scopus). Впрочем, содержимое научных социальных сетей хорошо индексируется googl’ом, и тут разве что есть смысл регулярно просматривать ленту обновлений в поисках чего-нибудь совсем нового.

4) в отдельную категорию БПС можно выделить региональные или специализированные сайты, где в основном имеются данные о публикациях, изданных в какой-либо стране или нескольких странах (например, Национальная электронная библиотека elibrary.ru в России, Национальный институт информатики в Японии, Национальная библиотека Франции ), а также специализированные сайты, посвящённые каким-то конкретным научным направлениям (например, BiodiversityHeritageLibrary (BHL))

Характерной особенностью таких порталов является то, что они крайне неохотно дают индексировать своё содержимое сторонним поисковикам, так что если нужно найти что-то французское или японское – надёжнее заглянуть на соответствующие сайты и поискать там.

До недавнего времени на сайте Национальной библиотеки Франции весь интерфейс был франкоязычный, пока они туда в конце концов не приделали сначала англоязычную версию сайта, а затем и автоматический перевод по IP

Отдельно следует сказать про BHL. Это крайне полезный проект для всех исследователей, которые так или иначе связаны с изучением современных или ископаемых организмов. Данную библиотеку отличает широкий охват источников (включая разные редкости) и наличие специальных поисковых инструментов (таких как поиск по таксону во вкладке Advanced search – если кто-то собирает материалы по той или иной группе животных и растений, это очень хороший способ быстро найти публикации по теме). Из недостатков BHL можно отметить то, что нередко текстовый слой может быть распознан неверно (с ошибочно выбранным языком), а также чудовищное качество иллюстраций по умолчанию (качество плохого размытого .djvu ).

Поскольку для таксономических исследований качество изображений обычно имеет большое значение, то здесь наиболее правильным подходом является скачивание нужной публикации в формате jp2, а потом – обработка файлов (сначала переформатирование в обычный jpg / tiff, потом обработка ScanTailor и OCR). Кстати, все публикации с BHL размещаются на archive.org, и иногда удобнее проводить полнотекстовый поиск именно по archive.org (это может быть актуально в случае поиска каких-либо редкостей – тут может попасться кое-что интересное, в том числе загруженное пользователями.

Пример выдачи при поиске по таксону на BHL

Если нужен качественный пдф — лучше сохранить файл способом «Download Content — Download book — Download JPEG 2000», а потом обработать

И, конечно, в случае необходимости найти русскоязычные публикации не обойтись без поиска в elibrary в сочетании с cyberleninka. Хотя в elibrary охват источников намного больше, регулярно встречается ситуация, когда в elibrary за ту или иную статью предлагают заплатить – а на сайте Киберленинки та же статья лежит в отрытом доступе.

Несмотря на ряд недостатков, заложенных в elibrary, кажется, с рождения (отсутствие возможности скачать даже работу открытого доступа без ввода логина / пароля; отсутствие англоязычной версии и опции подписки на те или иные обновления) поиск там достаточно приличный. Но если есть необходимость регулярно отслеживать информацию по русскоязычным журналам, стоит сделать также отдельный каталог ссылок на сайты необходимых изданий – на elibrary не угадаешь, когда и почему они могут вдруг закрыть доступ к тем или иным изданиям. И ещё один момент – в том случае, когда журнал отсутствует в открытом доступе и распространяется только за деньги как через elibrary, так и через сайт издательства, то на сайте издательства статьи могут быть дешевле (такова ситуация, например, с журналом «Нефтяное хозяйство»).

Настройки расширенного поиска на elibrary (на заглавной странице сайта — слева сверху ссылка «расширенный поиск»). Здесь же сохраняется история предыдущих поисковых запросов

5) в качестве БПС можно рассматривать и крупнейшие «пиратские» проекты, обеспечивающие свободный доступ к научным публикациям – SciHub и LibGen, поскольку на них в том или ином виде реализована возможность поиска по названию публикации или ключевым словам.
И если sci-hub может быть скорее использован в качестве удобного дополнения к поиску на Dimensions, то на LibGen регулярно появляются редкие монографии, которых в других местах нет – они сканируются энтузиастами и размещаются на ЛибГене в частном порядке.

И напоследок отдельно стоит сказать про поиск диссертаций. Хотя многие диссертации (как современные российские, так и иногда достаточно старые зарубежные) выложены в Интернете в открытом доступе и индексируются поисковиками, для получения информации о свежих диссертациях, которые только планируется защитить, имеет смысл заглядывать на сайт ВАКа. Там сейчас диссертации можно искать по специальностям, ключевым словам, дате защиты и другим параметрам (при этом отдельно поиск ведётся по ВАКовским диссертациям, а отдельно – по тем, которые защищаются на советах организаций, обладающих правом самостоятельного присуждения степеней). Но есть нюанс – если у вас установлен uBlock Origin, то он блокирует поиск по данному сайту.

Пример поиска по сайту ВАК

Продолжение: часть 3

Взаимосвязь наук

На чтение 2 мин. Опубликовано 7 января 2011
Обновлено 24 октября 2014

Науки

Классификация наук, зачастую, бывает такой запутанной и сложной, что очень сложно проследить четкие взаимосвязи между отдельными научными областями исследований. Разобраться в этом и призвана эта инфографика.

Набор базовых наук и отношений между ними сплетены в единую паутину, где взаимосвязи с другими науками четко видны при наведении мышки на название любой из них. Интересная карта-схема, облаченная в оригинальный графический дизайн демонстрирует взаимосвязи между различными науками в очень удобной форме.

Эта работа — попытка всеохватывающей и точной формализации области научных знаний с помощью новой концептуальной схемы:

Взаимосвязь наук на карте-схеме

Взаимосвязь наук

Данная визуализация, показывает взаимосвязи, приблизительно, между 175 научными науками на 18 языках (включая даже арабский язык). Русский язык также там присутствует. Чтобы переключиться в режим русского или другого языка, необходимо выбрать язык в меню, расположенном в левой части карты. Карту-схему можно увеличивать и уменьшать с помощью мышки.

Также, есть возможность переключения между разными типами карты в верхнем меню. Язык при этом действии придется менять заново.

Карта наук

Для того, чтобы создать такую инфографику, было проделано огромное количество работы и изучено много материалов. Работа велась при поддержке более чем 22 международных экспертов, которые, совершенно добровольно работали над проектом.

Цель этой визуализации состояла в том, чтобы показать людям то, что наука охватывает весь наш мир и все науки тесно взаимосвязаны между собой.

_________________________________________________________________________

К сведению всех автолюбителей. Качественная, высокопрофессиональная тонировка автомобиля осуществляется в «Центре тонирования автомобилей Запад».

Международные научные связи

Одним
из важных, практически значимых аспектов
современного международного культурного
обмена, безусловно, являются междуна­родные
научные связи, международное научное
сотрудничество. От уровня развития
науки зависит как внутренняя жизнь
страны (уровень экономического развития,
уровень жизни граждан), так и авторитет
на , международной арене. Не случайно
развитие научного сотрудничества
относится к приоритетным направлениям
политики большинства современных
государств. Не следует забывать, что
высокий уровень развития национальной
науки и интенсивность международных
научных связей определяет позитивный
образ страны и включен в сферу внешней
куль­турной политики. Промышленно
развитые общества все сильнее зависят
от науки и новейших технологий.
Проникновение науки и технологий во
все области жизни порождает не только
новые возможности, но и новые проблемы,
которые необходимо учитывать как в
масштабе одного госу­дарства, так и
в международном масштабе. Прежде чем
обратиться к сущности этого явления в
его актуальном состоянии, необходимо
рас­смотреть этапы его формирования,
понять основные понятия и катего­рии,
раскрывающие смысл международного
научного обмена.

Наука
имеет огромное значение для развития
любой страны. Науч­ный потенциал
государства обеспечивает его
конкурентоспособность на международном
уровне и внутри страны, обеспечивая
качественный уровень жизни ее граждан.
Немаловажную роль в этом отношении
игра­ет международный обмен научным
опытом, тем более, что сама научная мысль
имеет интернациональное значение и
невозможна в только в го­сударственных
рамках.

Наука
– систематизированный опыт и целенаправленное
исследова­ние закономерностей природы
и общества. Исходя из характера
иссле­дуемых вопросов, наука бывает
фундаментальная и прикладная. С точки
зрения содержательной стороны, она
подразделяется на гуманитарные,
естественные, точные и другие науки.

Современное
международное научное сотрудничество
имеет целый ряд отличительных особенностей.

Особенности
современного международного научного
сотрудни­чества:

– Поддержка
фундаментальной науки на государственном
уровне, которая проводится практически
всеми странами. Она может осуществляться
и на межгосударственном уровне и
регули­роваться межгосударственными
соглашениями о научном сотрудничест­ве.
Эта поддержка может быть оказана как в
форме непосредственного субсидирования
фундаментальной науки, так и непосредственно
в форме государственного заказа на
целевое научное исследования. С этой
целью создаются различные фонды,
оказывающие поддержку как индивидуальным
исследователям, так и научным коллективам,
а также научно- исследовательским
организациям;

Сращивание
науки и промышленности. В данном
направлении во многих европейских
странах и США при крупнейших вузах и
научно- исследовательских центрах
создаются специальные научно-
исследовательские группы и институты,
в которые входят представители
фундаментальной науки и крупнейшие
специалиста крупнейших про­мышленных
фирм. Они могут основываться как на
внутреннем научном потенциале страны,
так и на опыте специалистов, привлекаемых
из дру­гих стран, международных
институтов, транснациональных корпораций;

– Осуществление
мероприятий по включению научно-технических
институтов и организаций в международные
и региональные программы. Пример –
Рамочные программы ЕС по научно-техническому
сотрудни­честву;

– Создание
международных структур научного
образования. Такие структуры часто
организуются международными культурными
и научными центрами с целью разработки
программ международного научного
сотрудничества в приоритетных областях
обучения и подготовки специалистов из
разных стран мира. Такие центры обычно
оказывают информационную и
материально-техническую поддержку,
предоставляя стипендии и гранты
исследователям и научным коллективам:


Включение научно-исследовательских
центров в инновацион­ную коммерческую
деятельность в международном масштабе,
которая может сводиться как к международному
составу участников исследова­тельских
центров, так и к различным формам
международного научного обмена.

Па
современном этане международные научные
связи развива­ются в следующих формах:

Создание
международных бюро и центров совместных
исследо­ваний и технологического
сотрудничества, международных научных
консорциумов и групп. Например,
Международное бюро BIT
в
Авст­рии, созданное при участии
различных научно-исследовательских
ин­ститутов Германии, Франции и США
и финансируемое целым рядом Министерств
этих государств. Основные направления
его деятельности сводятся к определению
потенциальных партнеров в научно-
технической сфере, создание базы данных,
распространение информа­ции,
консультативная деятельность, разработка
совместных проектов, организация и
проведение научных конференций и
семинаров, монито­ринг европейских
научных программ.

Кроме
многосторонних проектов в научной сфере
существует и це­лый ряд международных
бюро и центров, организованных на
дву­сторонней основе.

Пожалуй,
самой распространенной и наиболее
эффективной формой научных связей на
современном этапе являются международные
науч­ные программы, которые, в свою
очередь, подразделяются на между­народные,
региональные и межрегиональные, на
двусторонние и много­сторонние.

Необходимо
отметить, что число таких программ
постоянно растет и затрагивает практически
все сферы современной науки. Особого
внима­ния заслуживают программы
Европейского Союза, неизменным участ­ником
которых в последнее время является
Россия. Следует указать на большое
количество таких программ.

В
настоящее время особое значение приобрели
Рамочные про­граммы научных исследований
и технологического развитии Евро­пейского
Сообщества. Эти рамочные программы
нацелены на создание единого научного
пространства, призванного объединить
ученых, про­мышленников, бизнесменов
и политиков стран ЕС, активно вовлекать
в него страны мира, в том числе, СНГ,
Россию, обладающих существен­ным
интеллектуальным потенциалом.

Рамочные
программы является основным инструментом,
используе­мым ЕС для финансирования
исследований в Европе. Европейская
Ко­миссия готовит проект Рамочной
программы, который принимается со­вместно
с Советом министров и Европарламентом.
Обычно рамочная программа охватывает
5-ти летний срок. Исключением стала 7-я
Рамоч­ная программа, принятая сроком
на 6 лет, последний год предыдущей
программы и первый год следующей
совпадают.

Первая
Рамочная программа была принята в 1984
г. Она планирова­лась как основной
инструмент Европейского Союза по
финансированию научно-исследовательской
деятельности. РП предлагается Европейской
Комиссией и принимается Советом и
Европейским Парламентом после процедуры
согласования.

Цели
Рамочной программы: способствовать
созданию европейского научного
пространства, стимулировать научные
достижения, повышать конкурентоспособность
европейской экономики путем укрепления
со­трудничества и координации между
участниками на всех уровнях. РП направлена
на концентрацию и интеграцию исследований
на европей­ском уровне, структурирование
и укрепление основ европейского науч­ного
пространства. В Рамочных программах не
существует националь­ных квот. Вся
ответственность за расходование средств
возлагается на Европейскую Комиссию.

Основные
принципы финансирования Рамочных
программ:


Финансируются только проекты с участием
нескольких партне­ров из разных стран
на основе конкурсных заявок.

254

– Финансируются
только те проекты, тематика и задачи
которых соответствуют приоритетам
Рамочных программ,

– Качество
и техническая значимость предлагаемых
проектов оце­нивается независимыми
экспертами.

Эта
программа включала 15 подпрограмм по
приоритетным науч­но-техническим
направлениям, как, например, «Окружающая
среда». «Информационные и телекоммуникационные
технологии», «Неядерная энергетика» и
др.

6-я
Рамочная программа Европейского
Сообщества по исследо­ваниям и
технологическому развитию (6 РП) была
рассчитана на 2003-2006 гг. и нацелена на
исследования по семи приоритетным
темам:

• геномика
и биотехнологии для целей здравоохранения,

• технологии
информационного общества.

• нанотехнология
и нанонаука,

• космос
и аэронавтика,

• качество
и безопасность продовольствия (продуктов
питания),

• устойчивое
развитие и глобальные изменения,

• граждане
и управление в обществе, основанном на
знании.

Кроме
того, в программе выделены следующие
направления:

• Исследования
и инновации,

• Кадровые
ресурсы и мобильность,

• Научная
инфраструктура,

• Наука
и общество.

Общий
бюджет 6-й Рамочной программы составил
17,5 млрд. евро. Это около 4% от общего
бюджета ЕС на финансирование невоенных
исследований в Европе. 7% от этой суммы
запланировано на финансиро­вание
ядерных исследований по программе
ЕВРАТОМ. В качестве важ­нейших
направлений в программу также включены
конкретные меры в области международного
сотрудничества, исследования по поддержке
малых и средних предприятий, развитие
человеческих ресурсов. Специ­альная
часть программы посвящена и поддержке
мобильности ученых, студентов и аспирантов
(Программа Марии Кюри).

Поддержка
мобильности ученых была одним из наиболее
успешных направлений в прошлых программах.
В 6 Рамочная программа это направление
было усовершенствовано, в частности,
были приняты меры, направленные на
противодействие утечке мозгов, создание
условий для возвращения европейских
ученых в Европу. Также был решен ряд
структурных проблем, связанных с
мобильностью ученых.

Определенная
часть программы призвана стимулировать
карьеру ученых, повышать привлекательность
труда исследователей, повышать
прак­тическую ориентацию научных
исследований, консолидировать
исследова­телей из разных стран с
целью создания международной
исследовательской сети для решения
наиболее актуальных научных проблем.

В
составе этой программы выделяются две
группы грантов: коллективные и
индивидуальные. В отличие от предыдущих
программ, в рамках 6-ти Рамочная про­грамма
организации и ученые из России получили
возможность полно­ценно участвовать
во всех ее направлениях.

В
настоящее время действует Седьмая
рамочная программа (Seventh
Framework Programme) ЕС
по научным исследованиям и технологическому
развитию. Процедура принятия 7 РП
завершилась 18 декабря 2006 г. Программа
нацелена на содействие ускорению
экономиче­ского роста и повышение
конкурентоспособности европейских
экономик через инвестирование в знания,
инновации и человеческий капитал.

Научные
организации из стран, не являющихся
членами ЕС, но заключивших с ЕС соглашения
о сотрудничестве в научно-технической
области имеют значительные возможности
участия в проектах 7 РП. включая, во
многих случаях рав­ноправное
финансирование из бюджета программы.

Эта
программа несколько отличается от
предыдущих: в нее внесено предложение
о том, чтобы Седьмая Рамочная Программа
продолжалась семь лег. Программа вступила
в силу 1 января 2007 года и будет завер­шена
в 2013 году. Программа разработана на
основе предшествующих достижений и
направлена на создание Европейского
Научного Про­странства (European
Research Area), а
также на развитие экономики и общества
знаний в Европе.

Общий
бюджет 7 РП увеличился по сравнению с
предыдущими про­граммами. В предложениях
Комиссии для Седьмой Рамочной Програм­мы
(proposals
for
the
Seventh
Framework
Programme),
направленных
Ев­ропейскому Парламенту и Совету 6
апреля 2005 года, было рекомендо­вано,
чтобы максимальная доля финансового
участия Сообщества в Седьмой Рамочной
Программе ЕС составила 50,521 млрд. евро
на пе­риод 2007-2013 гг. Основная часть
выделяемых средств пойдет на фи­нансирование
программы «Сотрудничество» – 32 413 млн.
евро. На вы­полнение исследований и
образовательную деятельность в сфере
ядер­ной энергетики в соответствии
с договором Евратом предусмотрено
вы­деление 3092 млн. евро на период
2007-2013 гг.

Отличие
7 PII
от предшествующих программ заключается
в сле­дующем. Основываясь на предыдущих
достижениях. Седьмая Рамочная Программа
«просто еще одна Рамочной Программой».
По своему содержанию, организации,
методам внедрения и инструментам
управления она разработана как ключевой
компонент выполнения об­новленной
Лиссабонской стратегии ЕС.

В
отличие от предыдущих рамочных npoгpaмм,
в
7 РП основной ак­цент сделан на
исследовательские темы, а не на
«инструменты» сотруд­ничества.

Новые
элементы 7 РП включают:

• Существенное
упрощение функционирования программы,

• Акцент
на развитие исследований, отвечающих
требованиям ев­ропейской промышленности
посредством работы Технологических
Платформ и новых Совместных Технологических
Инициатив,

• Создание
Европейского Совета по Исследовательской
деятель­ности, финансирование лучшего,
что есть в европейской науке,

• Развитие
Регионов Знаний,

• Возможность
разделения финансовых рисков, направленная
на стимулирование частных инвестиций
в исследовательскую деятельность.

Однако
Рамочные программы не исчерпывают всего
многообразия форм научных связей в
современной мире. Кроме них, существуют
мно­гие другие международные научные
мероприятия, которые бывают различными
по форме, срокам, периодичности проведения,
составу уча­стников и решаемым задачам.
Такие мероприятия ежегодно проводятся
во всех странах мира; данные о них
публикуются в специальных изданиях.
например, о международных научных
мероприятиях, проходящих в нашей стране.
Информацию о них можно получить в
еже­годнике «Сводные данные (планы)
международных научно-технических
мероприятий на текущий год».

Виды
международных научных мероприятий
весьма различны: съезд, конгресс,
конференция, семинар, симпозиум, форум,
коллоквиум, ассамблея, совещание, круглый
стол и др. По итогам их работы из­даются
сборники, материалы, груды, тезисы,
отчеты, бюллетени и дру­гие научные
издания. Международные научные издания
выпускаются, в основном, на английском
языке и знакомят с современными
тенден­циями науки, международной
научной мыслью.

Наиболее
известными международными научными
изданиями явля­ются Yearbook
of
International
Congress,
издающийся
в Брюсселе с 1969 года, International
Congress
Calendar
(1961),
автором которого является международный
коллектив ученых, исследователей из
различных стран мира: Франции,
Великобритании, Германии, США.

Безусловно,
важную информационную функцию в наши
дни выпол­няет Интернет. Практически
все научные мероприятия как международ­ного,
так и национального уровня анонсируются
в Интернете, междуна­родные научные
организации, фонды, программы имеют
свои электрон­ные сайты, издаются
специальные электронные научные Издания.

Важную
роль в международном научном обмене
выполняют Меж­дународные научные
премии.

Они являются еще одной формой международного
научного обмена в настоящее время. Они
бывают национальные и международные и
служат своеобразным индикатором
научно­го прогресса в мире. Они
способствуют обмену информацией, делают
научные открытия более известными,
способствуют их продвижению в экономику
и бизнес, помогают международному
общению ученых.

Научные
премии можно классифицировать следующим
образом:

по
содержанию:

– научные
номинации в составе премии с широким
спектром номинаций (например, премия
фонда Вольфа. Израиль),

– собственно
научные, которые могут присуждаться в
одной науч­ной отрасли (например,
медаль Филдса, математика) или в нескольких
научных областях,

Также
можно выделить именные премии (Нобелевская
премия. Хольберговская премия и др.).

Самой
престижной, одной из наиболее универсальных
и известных международной премией в
мире науки, безусловно, является
Нобелев­ская премия, носящей имя
выдающего шведского инженера –
изобрета­теля Альфреда Нобеля (1833 –
1896). Кстати, наиболее важным критери­ем
при составлении рейтингов вузов и
исследовательских институтов за рубежом
служит количество нобелевских лауреатов.

Нобелевская
премия – уникальная система награждения
выдаю­щихся деятелей науки, культуры,
политики, одна из высших оценок
че­ловеческой деятельности и наиболее
престижная награда в области нау­ки.
Нобелевская премия не единственная в
мире науки и культуры, так. например,
старейшая в мире Римская премия
присваивается француз­ской Академией
в области архитектуры и искусства.
Гонкуровская пре­мия в области
литературы, премия им. Макса Планка
присваивается бер­линским университетом
в области математики и физики, американская
премия Альбатроса присваивается в
области геологии и метеорологии. Однако
по кругу охватываемых научных дисциплин,
популярности сре­ди ученых, престижу
в мировом общественном мнении именно
Нобелев­ская премия по праву занимает
ведущее место.

В
своем знаменитом завещании, написанном
в Париже 27 ноября 1895 года выдающийся
шведский инженер химик, изобретатель
Альфред Нобель сформулировал «все мое
оставшееся состояние должно быть
преобразовано в фонд, назначение которого
– ежегодное награждение призами тех
лиц. которые…сумели принести наибольшую
пользу чело­вечеству своими научными
открытиями». Сказанное относительно
на­значения капитала предусматривало,
что призовой фонд должен был делиться
на пять равных частей, присуждаемых
следующим образом: одна часть – лицу,
которое совершит наиболее важное
открытие или изобретение в области
физики: вторая часть – лицу, которое
добьется наиболее важного усовершенствования
или совершит открытие в облас­ти
химии; третья часть – лицу которое
совершит наиболее важное от­крытие
в области физиологии или медицины;
четвертая часть – лицу, которое в области
литературы создаст выдающееся произведение
идеалистической направленности, и,
наконец, пятая часть – лицу, которое
внесет наибольший вклад в дело укрепления
содружества наций, в лик­видацию или
снижение напряженности противостояния
вооруженных сил, а также в организацию
или содействие проведению конгрессов
ми­ролюбивых сил.

Награды
в области физики и химии должны
присуждаться Шведской королевской
Академией наук: награды в области
физиологии и медици­ны должны
присуждаться Каролинским институтом
в Стокгольме: на­грады в области
литературы присуждаются Шведской
Академией, а на­грады в области защиты
мира присуждаются комитетом из пяти
членов, выбираемым норвежским стортингом
(парламентом). Присуждение на­град не
должно увязываться с принадлежностью
лауреата к той или иной нации, равно как
сумма вознаграждения не должна
определяться принадлежностью к тому
или иному подданству.

После
продолжительных организационных проблем
указ об учреж­дении Нобелевского
фонда был подписан шведским королем 29
июня 1900 года. Тогда же был принят и устав
фонда, регламентирующий его деятельность
и остающийся и сейчас основным нормативным
докумен­том нобелевской организации.
В результате был создан фонд, целью
ко­торого стало награждение исследований,
имеющих в первую очередь реальное,
практическое значение и оказание помощи
и поддержки ис­следованиям молодых
ученых.

Согласно
уставу с 1901 года ежегодно вручаются
премии в области физи­ки. химии,
физиологии и медицины, литературы, в
деле защиты мира.

В
1968 году в честь 300-летия Шведского
национального банка была учреждена еще
одна премия в области экономики, которая
стала прису­ждаться Нобелевским
фондом с 1969 года.

Устав
фонда регламентирует деятельность ряда
организаций (нобе­левские комитеты),
занимающихся вопросами присуждения
премии, к ним относятся:

• Королевская
шведская Академия наук Присуждает
премии в об­ласти физики, химии,
экономики (совместно со шведским банком);

• Королевский
Каролинский медико-хирургический
институт при­суждает премии в области
физиологии и медицины;

• Шведская
королевская академия литературы
присуждает премии в области литературы;

• Нобелевский
комитет из 5 человек при норвежском
стортинге присуждает премию в области
защиты мира.

Основная
задача нобелевских комитетов заключается
в отборе кандидатов на премии и экспертиза
их работ. Каждый комитет состоит из пяти
человек, которые избираются в Шведской
Академии наук на 2-4 года. Из их же числа
избирается и председатель нобелевского
комитета.

Также
в структуру Нобелевского фонда входит
совет попечителей, осуществляющий
проверку отчетности, а также нобелевские
институты,

занимающиеся
экспертизой научных исследовании,
представленных на соискание премии. В
здании Нобелевского фонда в старой
части Сток­гольма располагается
богатейшая нобелевская библиотека,
музей, информационный центр и издательство.

Лауреатами
Нобелевской премии неоднократно
становились русские и советские ученые,
литераторы и общественные деятели:
самым первым российским лауреатом из
России стал выдающийся русский ученый,
физиолог И. II. Павлов, удостоенный премии
в области физио­логии и медицины в
1904 году, а затем в 1908 г. И. Мечников,
который в то время уже работал во Франции.

Целый
ряд русских – советских ученых в разное
время получили но­белевскую премию
в области физики: П. Черенков, И. Франк.
И. Тамм (все трое – 1958), Л. Ландау (1962), А.
Прохоров. Н. Басов (1964), П. Ка­пица
(1978), Ж. Алферов (2000). В. Гинзбург и А.
Абрикосов (оба в 2003) (А. Абрикосов работает
в США); в области химии – Н. Семенов (1956)
и И. Пригожин (1977), который получил премию
как гражданин Бельгии.

Многие
выдающиеся русские-советские литераторы
гак же были удостоены этой престижной
награды: И. Бунин (1933), живший тогда во
Франции, М. Шолохов (1965), Б.Пастернак
(1958), А. Солженицын (1970), И. Бродский (1987),
живший и работавший в США.

Нобелевская
премия в области защиты мира была вручена
трем оте­чественным общественным
деятелям: А. Сахарову (1975), А. Чазову
(1985), М. Горбачеву (1990), по экономике – В.
Канторовичу (1975) и В. Леонтьеву (1973,
работал в США).

Помимо
Нобелевской премии, существует масса
других междуна­родных премий в области
науки, присуждаемых как общественными
фондами, так и вузами, исследовательскими
структурами. Например, Международный
математический союз вручает три премии
– Премия (медаль) Джона Филдса, премия
Рольфа Неванлинны, премия Карла Фридриха
Гаусса (с 2006). Также существует премия
Ласкера (медици­на), и премия Лейбница
(физика и математика). Существуют премии,
присуждаемые в нескольких научных
областях, а также в сфере культуры –
премия Вульфа, Израиль (сельское
хозяйство, медицина, физика, математика,
химия), премия Больцана. Италия – Швейцария
(физика, математика, естественные науки),
премия принца Астурийского. Испа­ния
(науки, культура, общественная деятельность)
и др.

Также
можно отметить Международную Хольберговскую
премию за выдающиеся достижения в
области гуманитарных, общественных,
теологических и юридических наук,
учрежденную Норвежским стортингом.
Размер премии – около 520
000
евро. Правление Мемориального фонда
Людвига.Хольберга расположено при
Бергенском университете. Премия вручается
ежегодно. Впервые вручение состоялось
3 декабря 2004 г. Цель премии – привлечение
внимания общественности к ценно­сти
исследований в вышеупомянутых науках,
на их большое значение, поддержать
талантливых ученых и повысить престиж
культуры страны- учредителя. Другая
цель – стимулировать интерес молодежи
к данным наукам.

Премия
носит имя датского и норвежского ученого
Людвига Хольберга (р. в 1864). Он родился
в Бергене, преподавал в Копенгагенском
университете логику, историю и метафизику,
принимал активное уча­стие в модернизации
этих наук.

Премия
вручается одному или нескольким ученым,
внесшим выдающийся и заслуживающий
международное признание вклад в разви­тие
гуманитарных, юридических, теологических,
общественных наук. В состав экспертного
совета фонда входят ведущие ученые –
специалисты в данных отраслях.

Премия
имени Рене Декарта, позиционирующая
себя в мире как аналог Нобелевской
премии, была учреждена в 2000 г. Генеральным
Директоратом Исследований Еврокомиссии
в рамках 6-й Рамочной про­граммы для
поддержания и поощрения удачного опыта
работы между­народных научных
консорциумов. Ежегодно
вручается международным исследовательским
коллективам за выдающиеся результаты,
полученные при выполнении совместных
проектов в любой научной сфере. На
получение премии могут претендовать
кандидаты – научные коллективы, включающие
как минимум две организации из разных
стран – членов ЕС или из страны ЕС и
страны, не являющимся членом ЕС. Оглашение
результатов проходит в Лондоне, в стенах
Королевского общества. Сумма приза – 1
150 000 евро.

Существует
также премия за международное научное
сотрудниче­ство (США), которая
присуждается ученому или небольшой
группе ученых за вклад в развитие
международного научного сотрудничества.
Премия вручается американской Ассоциацией
поддержки науки ежегод­но, размер
премии – 5 000 долларов.

Демонстрируя
широкий подход к тендерной проблеме в
научной сфере, компания Л’Ореаль и ЮНЕСКО
начали в 1998 году совместную программу
поддержки научной деятельности женщин
в области естест­венных наук во
всемирном масштабе. Помимо пяти ежегодных
денеж­ных премий регулярно распределяются
также 15 международных гран­тов и
национальные фанты «Л’Ореаль» молодым
(до 35 лет) научным работникам-женщинам,
которых рекомендуют комиссии ЮНЕСКО
соответствующих стран.

Акторы
международных научных связей очень
многочисленны и разнообразны. Во-первых,
это, безусловно, сами ученые, объединения
и коллективы (национальные, международные).
Во- вторых, это различные исследовательские
организации, лаборатории, научные
центры. Отдельно следует упомянуть
университеты, ведущие
научно-исследовательскую
и педагогическую деятельность, и
некоторые другие вузы. В-третьих, это
различные общественные объединения,
ор­ганизации ученых и других лиц,
занятых в научном обмене. В- четвергых.
Академии наук, отвечающие за научную
жизнь в своей стра­не. В-пятых,
представители бизнеса и промышленности.
В-шестых, это различные госструктуры –
министерства, агентства, ведомства,
отве­чающие на государственном уровне
за научное направление.

Классифицировать
международные научные организации
можно следующим образом:

Международные
организации в области науки, которые
объеди­няют ученых, специалистов в
определенной научной отрасли. Они
игра­ют огромную роль в развитии
науки, международных научных связей,
распространении научной информации,
для обмена идеями, специали­стами,
координации международной научной
деятельности.

Структура
международных научных организаций, как
правило, единообразна. Обычно высшим
органом является Генеральная Ассамблея,
во главе организации стоит президент,
значительную организационную работу
ведет генеральный секретарь. Международные
организации в области науки издают
бюллетени, другие периодические издания,
где размещают информацию, непосредственно
отражающую основные на­правления
деятельности данной организации.

Международные
организации в области науки, как правило,
занима­ются подготовкой международных
научных конгрессов, конференций,
симпозиумов. Активно проводят работу
по распространению информа­ции.
оказывают содействие в поддержании
научных исследований, осу­ществляют
представительские функции на международном
уровне. Об­щую координационную
деятельность и руководство данными
организа­циями осуществляет Союз
международных научных ассоциаций, а
также Международный Совет научных
союзов, который был основан в 1931 году и
является одной из старейших международных
научных организаций. Штаб-квартира этой
организации находится в Париже. Це­лью
Международного совета научных союзов
является содействие раз­витию
национальной науки, оказание помощи
национальным научным организациям.
Наиболее перспективными направлениями
деятельности являются: агрокультура,
океанография, арктические и космические
исследования. Высшим органом Международного
совета научных союзов является Генеральная
ассамблея, которая собирается один раз
в три года. В настоящее время членами
этой организации являются научные
объединения из 80 стран, 20 международных
научных союзов. 26 ассоцииро­ванных
членов.

Кроме
организаций общего характера, занимающихся
широкой на­учной проблематикой,
координационной деятельностью, существует
множество международных научных союзов
но отдельным отраслям.

В
основном, эти союзы объединяют
представителей естественных и точных
наук, а гуманитарные науки представлены
Международным союзом психологических
наук (1951, Бельгия, г. Левен) и международ­ным
союзом истории и философии (1954, Швеция,
г. Упсала). В качестве еще одного примера
можно отметить недавно созданный (1988)
Международный Математический институт
им. Леонарда Эйлера в составе
Санкт-Петербургского отделения
Математического института им. В. А.
Стеклова при РАН с целью организации
международного научного сотрудничества
и создания условий для совместных
исследований рос­сийских и зарубежных
математиков.

Важным
актором международных научных связей
являются между­народные научные
фонды. Такие фонды представлены во
многих стра­нах мира, но большинство
из них сконцентрировано в США, где роль
науки в обществе, степень ее поддержки
на государственном и негосу­дарственном
уровне необычайно высока. Такие фонды
могут быть част­ными и государственными,
коммерческими и некоммерческими. Одним
из крупнейших негосударственных
(частных) фондов, оказывающих поддержку
международной науке, является фонд
Джорджа Сороса. Институт «Открытое
общество» (Фонд Сороса) – международная
благотво­рительная организация,
учрежденная финансистом и филантропом
Дж.
Соросом.
Институт «Открытое общество» поддерживает
программы в области образования,
культуры, искусства, здравоохранения,
граждан­ских инициатив, способствующие
развитию идей и механизмов открыто­го
общества. Представительства фонда
работают более чем в 30 странах. Руководство
расположено в Нью-Йорке и Будапеште.

На
сегодняшний день это один из крупнейших
международных неправительственных
фондов, поддерживающий широкий спектр
инициа­тив в области науки, культуры,
общественной деятельности.

В
1970 году Дж. Сорос совместно с выпускником
Иельского универ­ситета создал фонд
Soros
fond ménagement, состояние
которого первона­чально составляло
20 млн. долларов, а к 1980 году 381 млн.
долларов. Свое же состояние Сорос
оценивал в 100 млн. долларов. В 1979 г. он
основал Фонд Открытого общества (Ореп
Society
Fund), который
стал началом сети благотворительных
организаций и фондов.

Сначала
Дж. Сорос отвергал благотворительность
и считал, что основное дело каждого
преследование собственных интересов.
Однако вскоре он стал оказывать финансовую
поддержку открытым обществам и
способство­вать подрыву коммунистических
режимов в Восточной Европе.

Благотворительные
акции Дж. Сороса начались с Южной Африки.
В 1979 году он учредил стипендию для
чернокожих студентов в универси­тете
Кейптауна. Затем у себя на Родине в
Венгрии в 1983 году им был организован
Соросовский фонд, который осуществлял
финансирование библиотек, медицинских
учреждений, выделял стипендии для
студентов, организовывал для них
заграничные стажировки.

Попытки
учреждения подобного фонда в СССР были
им предприня­ты в 1987 году и через год,
при поддержке академика А. Д. Сахарова
фонд был открыт в Москве. Вскоре филиалы
фонда появились в Киеве, Свердловске,
Ленинграде, Иркутске. В основном, в это
время фонд Со­роса финансировал
стажировки, закупку оборудования,
издательскую деятельность. Сейчас
деятельность фонда Дж. Сороса охваты­вает
следующие направления:

– поддержка
гражданского общества;

– образование;

– культура
и искусство;

– независимые
СМИ;

– экономика:

– правовая
культура.

Кроме
создания общественных организаций,
фонд Сороса является инициатором
различных программ, преимущественно в
сфере общественных наук в области
культуры и искусства. Например, по
программе правовая культура были
выделены значительные денежные
ассигнова­ния общественной комиссией
по гуманитарному сотрудничеству и
пра­вам человека. Программа поддержки
образования предоставляет стипен­дии
лучшим российским студентам, преподавателям
вузов и учителям.

Негосударственные
фонды, такие как фонд Сороса и др., –
явление в значительной степени уникальное,
возрождающееся после длительного
перерыва. Несмотря на множество споров
и критики, высказанных в ад­рес фонда
Сороса и его организатора, можно сказать,
что в трудное вре­мя экономических
реформ и преобразований в
странах СНГ он оказал
значительную поддержку российской
науке, культуре и образованию.

Если
говорить о подобных фондах европейского
уровня, то, в пер­вую очередь, надо
назвать Европейский научный фонд. Это
ассоциа­ция, объединяющая 68 организаций,
занимающихся научно- исследовательской
деятельностью из 24 стран Европы. Фонд
координи­рует общеевропейские научные
проекты с целью поддержки исследова­ний
высокого уровня. Задача фонда –
содействовать развитию европей­ской
науки, сотрудничеству ученых. Фонд
проводит также экспертизу исследовательских
проектов, осуществляет научное
руководство, осуще­ствляет подбор
научных партнеров для исследований из
числа европей­ских исследовательских
учреждений.

Европейский
научный фонд поддерживает следующие
виды дея­тельности: исследовательские
семинары, где рассматривается некая
про­блема совместно учеными из разных
стран, научные сети, которые орга­низуются
для обсуждения, планирования, внедрения,
анализа исследова­ний, европейские
научные конференции, на которых должны
обсуждать­ся отдельные научные
проблемы, научные программы,
концентрирую­щиеся вокруг решения
какой – либо задачи.

Еще
одной формой деятельности фонда являются
совместные Евро­пейские научные
проекты (EUROCORES).
Эти
программы позволяют подключать
национальные фонды к поддержке и участию
в исследова­ниях. И, наконец, проект
«Взгляд в будущее», который призван
сформи­ровать новый взгляд на
перспективы междисциплинарных научных
ис­следований.

Также
в научном обмене участвуют различные
профессиональные объединения, общества,
как, например. Национальное Географическое
общество и Фонд Бенджамина Франклина
в США, Королевское Гео­графическое
общество в Великобритании.

Фонд
Бенджамина Франклина (США). В 1992 г.
благодаря прави­тельственной программе
этот фонд стал предоставлять возможность
по­лучить образование в США в сфере
бизнеса. Он предоставляет 125 сти­пендий
на 1-2 года для обучения в аспирантуре
или профессиональной стажировки в США.
а также 35 стипендий на 1 год тем, кто
имеет 2-х летний стаж работы без присвоения
ученой степени. Эта программа
под­держивается Информационным
Агентством США и входит в сферу пуб­личной
дипломатии. К участию приглашаются и
жители стран бывшего СССР. Основные
направления исследований – экономика,
право, управ­ление, государственными
учреждениями, управление в сфере бизнеса.

Безусловно,
национальные научные фонды действуют
и в других странах. Например, одно из
старейших в мире научных обществ –
Коро­левское общество (The
Royal
Society) Великобритании.
Цель общест­ва – поддерживать развитие
науки и образования в Великобритании,
ук­реплять связи науки и промышленности,
а также способствовать уста­новлению
научных контактов. Основная тема его
деятельности очень широкая – наука в
обществе. Оно имеет различные формы
деятельности:

• Ежегодно
в июне проводится международная выставка
«Новые границы науки», где экспонируются
новые достижения науки и технологии.

• Поддержка
талантливых ученых в форме дополнения
к жалова­нию или погашения расходов
на исследования

• Поддержка
ученых с мировым именем особенно в плане
их меж­дународного сотрудничества

• Финансирование
национальных (английских), международных
или зарубежных исследовательских
проектов, которое позволяет ученым
работать над научными проектами в
международных исследовательских центрах
в Великобритании и за ее пределами.

Общество
выделяет финансовую поддержку в
нескольких видах – для краткосрочных
посещений Великобритании (от 6 месяцев
до 4 лег), для работы над международными
исследовательскими проектами в
Ве­ликобритании и за ее пределами (до
3 лег), для проведения научных конференций.

Одной
из основных форм научного сотрудничества
в рамках международных организаций
является проведение исследований по
крупным научно-исследовательским
про­граммам и проектам. Эти исследования,
ставшие прямым результатом процессов
глобализации современного мира, позволяют
их участникам осуществлять регулярный
обмен научными данными о перспективных
направлениях развития фундаментальной
науки в различных странах и регионах
мира, участвовать в научных экспериментах,
проводимых на самых современных
установках п приборах, имеющихся лишь
в самых технологически развитых странах,
знакомиться с самыми передовыми методами
научного поиска.

Доступ
к базам данных этих программ и проектов
дает возможность использовать
значительный, порой уникальный научный
материал и бо­гатейший опыт участников,
результаты новейших научных открытий
и параллельно решать важные научные, а
порой социально-экономические и
политические задачи, стоящие перед
странами-участницами, в том числе в
области экологической и ядерной
безопасности, энергетических и
биологических ресурсов будущего и др.

Результаты
деятельности глобальных программ и
проектов стано­вятся предметом
обсуждения всемирных научных форумов,
созываемых в рамках ООН, ЮНЕСКО, ВМО,
ВОЗ и других правительственных
ор­ганизаций. К примеру, именно на
базе материалов, полученных в резуль­тате
глобальных международных исследований,
были подготовлены до­кументы и
материалы Конференции ООН по окружающей
среде и разви­тию в Рио-де-Жанейро,
определившие политику этой крупнейшей
орга­низации в области мировой экологии
на десятилетия вперед.

Такая
проверенная временем форма международного
общения уче­ных является очень
эффективной и поддерживается всем
мировым сообществом: правительствами
большинства стран, международными
пра­вительственными и неправительственными
организациями, благотвори­тельными
фондами, предоставляющими значительную
финансовую под­держку на проведение
подобных исследований.

О
динамике роста такого сотрудничества
свидетельствуют следую­щие данные:
если в 1932-1933 гг. проводилась лишь одна
международ­ная научно-исследовательская
программа – «Международный полярный
год», в 70-х годах – двенадцать, в 80-х –
восемнадцать, то в настоящее время
только крупных программ глобального
уровня – более ста. К та­ким программам
планетарного уровня, рассматриваемым
ниже, можно отнести Международную
геосферно-биосферную программу,
Междуна­родную программу по исследованию
климата. Международную про­грамму
геологической корреляции. Международную
программу по ли­тосфере и др.

Одним
из наиболее масштабных проектов
современности является Международная
геосферно-биосферная программа (МГБП).
которая проводится Международным
советом по науке (МСНС) с 1986 г. В
осуществлении МГБП принимают участие
научные организации 77 стран. Цель
программы состоит в изучении долговременного
взаимодейст­вия между различными
оболочками Земли (литосферой, биосферой,
гид­росферой, атмосферой и окружающим
космическим пространством). В этих целях
используется глобальная взаимосвязанная
система наземных и космических наблюдений
за рядом физических, химических и
биоло­гических параметров суши,
океана, атмосферы и космоса. В ходе
иссле­дований проводится моделирование
возможных в будущем изменений глобальной
среды обитания человека.

Международная
геосферно-биосферная программа (МГБП)
учреж­дена Международным Советом
научных союзов в 1986 г. для координа­ции
сотрудничества ученых в понимании и
описании взаимодействия физических,
химических и биологических процессов,
протекающих в геосфере Земли, регулирующих
изменения в этой системе и реагирую­щих
на воздействия деятельности человека
на Земле. Одной из перво­степенных
задач Программы является моделирование
отдельных оболо­чек геосферы в единую
модель планеты. В настоящее время
исследова­ния в рамках МГБП ведутся
следующим ключевым проектам: «Глобаль­ная
атмосферная химия (IGAC)»,
«Глобальные
изменения и наземные экосистемы (GCTE).
Землепользование
и изменение наземного покрова (LUCC)»,
«Биосферные
аспекты гидрологического цикла (ВАНС)»,
«Взаимодействие суша-океан в береговой
зоне (LOICZ)»,
«Глобальные
потоки вещества в океане (JGOFS)»,
«Динамика
глобальных океаниче­ских систем
(GLOBEC)»
и
«Глобальные изменения в прошлом (PAGES)».

В
рамках проекта «Стратосферические
процессы и их роль в изме­нении климата»
получены новые данные, которые позволяют
усовер­шенствовать систему долгосрочного
прогнозирования погодных измене­ний.
Одной из самых крупных и длительных по
времени в международ­ной практике
является Международная программа
геологической корре­ляции (МПГК),
осуществляемая с 1972 г. ЮНЕСКО совместно
с Меж­дународным союзом геологических
наук. В реализации программы при­нимают
участие геологи из 60 стран мира.

С
момента начала реализации программы
страны-участницы прове­ли исследования
по более чем 300-м проектам, 200 из которых
уже за­вершены.

В
ходе исследований был получен ряд
интересных данных. В том числе выявлена
история растительности и климата на
Кольском полу­острове за последние
10000 лет. Проведена серия палеоклиматических
пространственных реконструкций для
Северной Евразии. Получены ко­личественные
палеоклиматические реконструкции для
основных этапов позднеледниковья и
голоцена.

Подготовлены
версии реконструкции оледенения для
максимума последнего оледенения 18-20
тыс. лег назад. Исследованы особенности
распространения оледенения в среднем
плейстоцене. Обобщены иссле­ования
изменений климата и ландшафтов за
последние 65 миллионов лет. В области
истории взаимодействия природной среды
и первобытно­го человека проведены
реконструкции условий обитания и
адаптации человека к критическим
условиям ландшафтно-климатических
кризисов эпохи последнего ледникового
максимума.

Проводятся
работы но развитию информационной
системы. Создана страница в сети Интернет,
которая пополняется отчетами по ключевым
проектам МПГК. Вышел из печати «Атлас
снежно-ледовых ресурсов мира»,
представляющий собой комплексную
информационную картину состояния
природы нивально-гляциальных областей
на 50- 70 гг. XX столетия. На его основе
ведутся работы по созданию геоинформацион­ной
системы для изучения изменений
нивально-гляциальной среды на разных
масштабных уровнях, ее реакции на
глобальные изменения.

Все
эти исследования по десяткам крупных
программ, сотням проек­тов, тысячам
тем, часть которых проводится в нашей
стра­не, позволяют без значительных
финансовых затрат использовать
уни­кальное оборудование ведущих
научных центров западных стран. Кроме
того, это сотрудничество позволяет
участвовать в экспедици­ях, финансируемых
ЮНЕСКО, МСНС и другими международными
ор­ганизациями. Все это дает возможность
развивать науку и добиваться высоких
результатов даже в условиях недостаточного
или полностью отсутствующего
финансирования.

Международные
научные связи на современном этапе
стали не толь­ко ведущим культурным,
но и одним из решающих факторов
экономи­ческого и политического
развития и эффективным способом
междуна­родного общения. Особенно
важно это учитывать именно сейчас, когда
обмен информацией, высококвалифицированными
специалистами, но­вейшими научными
технологиями и исследованиями становятся
непре­менным условием не только
научно-технического прогресса, но и
поли­тического и экономического
успеха многих стран мира в условиях. В
условиях современного информационного
общества роль интеллекту­ального,
творческого общения народов возросла
и стала одним из важ­нейших условий
дальнейшего развития цивилизаций. Это
обстоятельст­во позволяет рассматривать
научные связи как один из важнейших
век­торов современного развития.

Рано или поздно перед каждым из нас появляется важный вопрос: как найти качественную информацию и не оплошать с недостоверными источниками? Информации в Сети много, но вот её релевантность слишком важна, чтобы использовать первый попавшийся источник как истину в последней инстанции. На самом деле, это не так сложно. Давайте разбираться!

[Upd]: Из-за технической неполадки пришлось с помощью администрации сайта и подсайта распубликовать статью, чтобы всё исправить. Изменений в материале нет.

Конечно, если просто необходимо найти какое-то определение или произвести уточнение уже имеющихся данных, можно просто воспользоваться Гуглом (или любой другой доступной поисковой системой), но, когда речь заходит о более серьёзных изысканиях, на них уже нельзя всецело полагаться.

Стоит отметить, что данная статья посвящена поиску достоверной научной информации в виде статей, диссертаций, журналов и прочей специализированной литературы. Она рассчитана на людей, которые нашли какую-то интересную научную информацию и желают проверить её релевантность.

Где и как стоит искать информацию?

Для начала, необходимо определить, что именно Вас интересует – научные статьи или патенты.

Для описания первого случая стоит ввести условные обозначения:

[1] – Индексирует русскоязычные источники информации (РИНЦ);

[2] – Не индексирует русскоязычные источники информации;

[3] – Интерфейс поддерживает русский язык;

[4] – Интерфейс на английском языке;

[5] – Для использования необходима регистрация.

А теперь, после указания всех ключей, можно перейти к списку источников:

  • Научная электронная библиотека. Это российский информационный портал, в котором собраны электронные версии журналов по теме технологии, науки, химии, медицины и образования. [1, 3, 5]

  • Академия Google. Поисковая система научной электронной литературы от Google. Максимально проста и удобна в использовании. В результатах поиска выдаёт ссылки на различные журналы/статьи/диссертации/рефераты и многое другое, что может послужить источником информации. [1, 3, 4]
  • Поисковая система научных публикаций. Не хранит полные тексты научных статей, зато выдаёт ссылки на публикации вместе со всей информацией (автор, дата публикации, аннотации, DOI). [3]
  • ПоискВАК. Ищет публикации из перечня ВАК старого списка. [1, 3]
  • ScienceDirect. Является крупнейшим в мире ресурсом информации о науке, технологии и медицине. Часть журналов находятся в свободном доступе. [1, 4]
  • Science Research Portal. Способна производить полнотекстовый пойск. Содержит множество крупных издательств – Elsevier, Highwire, IEEE, Nature, Taylor & Francis и др. Может искать информацию в открытых научных базах данных. [1, 4]
  • CiteSeer Publications ResearchIndex. Индексирует статьи в формате PDF. Многие статьи можно бесплатно скачать. Также способная выдавать информацию о публикации (автор, дата публикации, аннотации, DOI). [4]
  • Ingenta. Включает в себя описание англоязычных научных статей. Пополняется начиная с 1988 года и имеет в своей базе более 13 миллионов записей. [2, 4]

  • Scopus. Огромная база данных, индексирующая более 22 тысяч различных журналов. Есть издания на русском языке. В свободном доступе только каталог авторов. [2, 4, 5]

  • CAS Source Index (CASSI) Search Tool. Представляет собой ресурс по поиску информации о журналах, индексируемых CAS (Chemical Abstracts Service), начиная с 1907 года (аббревиатура и полное название, ISSN и др.). [4]

  • Википедия. Как мы все знаем, Вики – свободно редактируемый источник информации, но в конце интересующей Вас статьи может быть приведён список используемой литературы, по которой можно произвести дальнейший поиск. [1, 3, 4]

Как скачать статью, если её нет в открытом доступе?

Ответом на этот вопрос послужат 2 всем известных источника:

  • Sci-hub
  • Library Genesis

Если интересующей Вас статьи нет в свободном доступе, то узнав DOI и введя его в строке поиска первого источника, можно получить доступ к необходимой информации.

При использовании второго источника достаточно в строке поиска указать автора или название статьи.

Патентный поиск

Это более сложный метод поиска информации, включающий в себя отбор документов и данных касательно определённой темы. Обычно требует много времени и сил. А если этим занимается какая-то специализированная организация, ещё и много денег.

Для него так же существуют собственные базы данных:

  • Федеральный институт промышленной собственности. Есть бесплатный ограниченный доступ к базам. Получить его можно зайдя в кабинет на странице поиска используя в качестве логина и пароля слово «guest», написанное строчными буквами.

  • Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ). Доступ платный.

  • Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ). Есть бесплатный доступ.

  • Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ). Предоставляет бесплатный поиск в базах данных, в том числе к базам авторефератов диссертаций.

  • Всемирная организация по интеллектуальной собственности.
  • Европейская патентная организация.

P.S. Автор не агитирует использовать пиратские методы получения научных статей или информации и напоминает, что очень важно поддерживать издательства – так они смогут и дальше выпускать научную литературу. Эта информация является совершенно открытой.

P.P.S. Напоминаю о существовании прекрасного Дискорд-сервера, где всем начинающим авторам окажут посильную поддержку.

Добавить комментарий