Как найти научный стиль в русском языке

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Особенности[править | править код]

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

  1. Логичность — это, по возможности, наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
  2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
  3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

Лексика[править | править код]

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определённой системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведём примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15—20 % общей лексики научного стиля. В приведённом фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определённом значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твёрдый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением). Обобщённость, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика)[1]. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочинённое предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.

Морфологические особенности[править | править код]

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлечённость и обобщённость научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте.
Формы единственного числа имён существительных используются в значении множественного числа: «волк — специализированное хищное животное из класса млекопитающих из рода волков из семейства псовых»; «липа начинает цвести в конце июня». Вещественные и отвлечённые существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприёмнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщённости научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: «быть», «являться», «называться», «считаться», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «заключаться», «составлять», «обладать», «определяться», «представляться» и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передаёт грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчёты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Ещё одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: «при раздражении определённых мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения»; «углерод составляет самую важную часть растения». В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: «Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определённое значение». По наблюдениям учёных, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67—85 % от всех глагольных форм.

Отвлечённость и обобщённость научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: «рассмотрим…», «уравнение примет вид». Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: «Металлы легко режутся».

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты в научной речи отвлечённые по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлечённости и обобщённости в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Синтаксические особенности[править | править код]

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как» и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: «во-первых», «наконец», «с другой стороны», указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: «таким образом», «в заключение» и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщённо-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо — всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

В научной речи обычно отсутствуют предложения, передающие экспрессивные качества речи, смысловые и интеллектуальные тонкости. Редки эмоционально окрашенные предложения, всевозможные умалчивания, недоговорённость и т. д., нежелательны разнообразные виды неполных предложений. Редко встречаются вопросительные и восклицательные предложения. Такой синтаксис не требует пунктуационной сложности — пунктуация стандартизирована и лишена индивидуальной осмысленности. В ходе исследования обширного текстового материала из художественной и научной литературы выявлена частотность употребления основных знаков препинания. Например, точка с запятой в русском и английском языках преобладает в классической литературе XIX века, а тире наоборот, в современной[2].

Современный научный стиль речи в русском языке характеризуется минимальным количеством приложений, сравнительных оборотов, поэтому количество точек с запятой невелико по сравнению с художественной литературой. Высокой частотностью в научном стиле речи обладает тире. Вместе с тем для научного стиля в русском языке по сравнению с английским отмечены преобладающая частотность употребления тире (162 случая и 95 соответственно) и меньшая — точки с запятой (34 и 86 соответственно)[2]. Меньшая частотность применения точки с запятой в научной литературе на русском языке обусловлена, в частности, тем, что при переводе с английского на русский точка с запятой может превратится и в запятую, и в двоеточие.

Подстили[править | править код]

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля [источник не указан 3438 дней]:

  • Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».[3]
  • Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».[3]
  • Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно»[4], то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощённый характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).
  • Научно-технический. Адресат — специалисты технико-технического профиля. Цель — применение достижений фундаментальной науки в практике.
Пример: «Если в процессе вывода двигателей на взлётный режим происходит страгивание самолёта с места, отпустите тормоза и увеличьте режим работы двигателей до взлётного с учётом выдерживания направления разбега. При этом ВП [второй пилот] убеждается в готовности взлётного автофлюгера на обоих двигателях и контролирует выход двигателей на взлётный режим (РЛЭ самолёта Ан-28)».

Жанры, использующие научный стиль[править | править код]

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции или симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, обзор (конспект) публикаций, тезисы научной работы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста. Не следует путать разделение текстов на первичные и вторичные с принятым в источниковедении разделением источников на первичные, вторичные и третичные. Так, автореферат является вторичным (по отношению к диссертации) текстом, однако в отношении оригинальных результатов, полученных его автором, он является первичным источником.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

История научного стиля[править | править код]

Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, в то время распространившем своё влияние на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Пример[править | править код]

Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения.Г. Фетисов

Примечания[править | править код]

  1. «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. — М., 1961. — С. 144, 248).
  2. 1 2 Теоретические основы исследования современной пунктуации в русском и английском языках. — С. 7—10. mirznanii.com. Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 26 июля 2019 года.
  3. 1 2 Савко, 2005, с. 444—445.
  4. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.: Наука, 1985.

Литература[править | править код]

  • Научный стиль — статья из Стилистического энциклопедического словаря русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. — М. : Флинта : Наука, 2003.
  • Котюрова М. П. Стилистика научной речи. — Академия, 2008. — 240 с. — ISBN 978-5-7695-6035-4.
  • Аросева Т. Е., Рогова Л. Г., Сафьянова Н. Ф. Пособие по научному стилю речи.
  • Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. — М. : Высшая школа, 1976. — 263 с.
  • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к учёному и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. — СПб. : БХВ-Петербург, 2005. — 496 с. — ISBN 5-94157-804-0.
  • Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. — Мн. : Харвест, 2005. — 512 с. — ISBN 985-13-4208-4.
  • Лапшина О. Н. Стилистика русского языка. — 2009

Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций.

Узнаем, что такое научный стиль в русском языке, определим его задачу, стилевые черты, жанры и языковые средства. Приведем примеры текстов научного стиля речи.

Что такое научный стиль?

Определение

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере научных исследований и формулированию их результатов. Эта разновидность литературного языка используется в трудах учёных и исследователей в какой-либо области знаний.

Задача научного стиля

Основная задача научного стиля — сообщить точные сведения, проанализировать их, объяснить причинно-следственные связи, обобщить результаты исследований.

Обычная форма реализации исследуемого стиля — это монолог.

Научный стиль речи

Языку науки характерны следующие стилевые черты:

  • объективность изложения;
  • подчёркнутая логичность;
  • точность формулировок;
  • доказательность.

Пример научного стиля речи

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

В научной литературе широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реализуется в следующих жанрах:

  • диссертация
  • научный доклад, статья;
  • монография
  • аннотация
  • тезисы
  • лекция
  • курсовые и дипломные работы студентов;
  • энциклопедия, учебник, справочник и пр.

Языковые средства научного стиля

Для этого книжного стиля характерно предварительное обдумывание излагаемого материала, строгий отбор языковых средств, соблюдение лексических, морфологических и синтаксических норм русского языка. С этой точки зрения научный стиль — это нормативный язык науки.

Языковые особенности научного стиля

Языковые средства Примеры
Уровень языка: лексика
Термины – точное название какого-либо понятия из об­ласти науки, техники, искус­ства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания).

Общенаучная лексика, а также книжная (но не вы­сокая) лексика абстрактного значения.

Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.

Философия: агностицизм, ба­зис, диалектика, материя.

Число, система, функция, про­цесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться.

Уровень языка: морфология

Преобладание имени существительного над другими частями речи. Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество.
Частотность существительных в И. п. и Р. п. Социальная лингвистика – наука об общественном харак­тере возникновения, развития и функционирования языка.
Широкое использование абстрактных сущ. ср. рода Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение.
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени. Среди стилистически окрашен­ных средств выделяются такие, которые довольно регулярно ис­пользуются в определенных функциональных стилях.
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использо­вание формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Со­ответственно использование местоимения мы вместо ме­стоимения я. Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложе­нии определителя по элементам какого-нибудь столбца.
Употребление указательных местоимений. В данном случае, этот процесс
Употребление причастий и деепричастий. Варианты – разновидности од­ной и той же языковой едини­цы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобра­зие стилистических категорий.

Уровень языка: синтаксис

Грамматически полные предложения, повествова­тельные невосклицательные предложения с прямым по­рядком слов. Стилистическая норма относит­ся к общеязыковой как частное к общему.
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения. К деловым текстам предъявля­ются те же требования, что и к текстам других функцио­нальных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обо­значить эту функцию также через ХУ.
Языковые средства Примеры
Предложения, осложненные однородными, обособленны­ми членами, вводными сло­вами и конструкциями; сложные предложения. В социальной лингвистике изу­чаются дифференциация языка, вызванная социальной неодно­родностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, националь­ный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и ди­глоссии (использование двух форм существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта.
Вводные и вставные конструкции. По мнению автора; как отмеча­ет автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой сто­роны; например; напротив; итак; таким образом.
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство. Вначале попытаемся…; сказан­ное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчеркнуто…

Синтаксис научного стиля

Рассмотрим подробнее особенности средств научного стиля на разных уровнях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль требует точности в изложении материала, поэтому слова употребляются в прямом значении. Для научного стиля речи характерно использование множества терминов и однозначных слов.

В текстах преобладают абстрактные имена существительные. В соответствии с областью применения (математика, медицина, психология, лингвистика и пр.) отметим существенные отличия в терминологии текстов научного стиля, но основные стилевые черты остаются неизменными.

Разговорная лексика отсутствует.  Эмоционально окрашенные и экспрессивные слова употребляются редко.

Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.

Пример научного стиля

В области морфологии научного стиля речи отметим следующие характерные черты:

  • использование единственного числа имен существительных в значении множественного при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков.

Ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.

  • вещественные имена существительные приобретают форму множественного числа (высокопрочные стали, смазочные масла);
  • употребление глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (считается, полагают, утверждают);
  • причастия и деепричастия;
  • составные предлоги и союзы (в связи с, из-за того что, ввиду того что, благодаря тому что).

Отметим такую немаловажную особенность, что в научной литературе предпочтителен выбор большого количества имен существительных и прилагательных, уточняющих и расширяющих их значение, чем глаголов.

Для синтаксиса научного стиля характерны признаки:

  • прямой порядок слов в предложении;
  • преобладание сложных предложений;
  • использование вводных слов и конструкций.

Подстили научного стиля

В зависимости от задач текста различают следующие разновидности научного стиля:

  • научно-популярный
  • научно-деловой
  • научно-технический
  • научно-публицистический
  • учебно-научный.

Видео «Научный стиль (10 класс)»

Научно-популярный стиль

Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.

Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня,  в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:

«Зри в корень!» — гласит известный афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно помнить, когда нам нужно разобрать слово по его составу. Тут уж действительно надо «зреть», то есть смотреть, остальные части слова, понять его и написать без ошибок. Недаром среди учащихся ходит поговорка:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Как ствол и ветки дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.

«Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Мы узнаем, что медведь не простое слово, а сложное, и составлено оно из двух корней: мёд и ведать. Так назвали зверя потому, что он любит лакомиться мёдом (отведывать мёд).

Научный стиль речи


Научный стиль речи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1506.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1506.

Среди всего многообразия стилей русского языка обычно выделяют несколько функциональных стилей. Наша статья посвящена одному из них – научному.

Стили речи

В зависимости от коммуникативной цели ученые выделяют несколько стилей, которые различаются лексикой, синтаксисом, а также своими задачами и адресатами, которым предназначается текст.

Обычно выделяют пять стилей:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • разговорный;
  • публицистический;
  • художественный (стиль художественной литературы).
  • У каждого из них свои цели, свой жанровый состав, свои особенности.

Научный стиль

Научный стиль речи, в первую очередь, обслуживает нужды науки. Его основная цель – передача точной научной информации, подтвержденных фактов. Поэтому различные утверждения в научном тексте обычно сопровождаются ссылками на источники, на результаты исследований, подтверждаются цитатами. Часто материал преподносится в виде цифр, схем, графиков. Научному стилю свойственно использование терминов, сложного синтаксиса; личность автора скрыта; изложение фактов сухое и безэмоциональное.

Неязыковые элементы (графики, формулы и т.п.) в текстах по ряду наук могут занимать очень важное место, почти дублируя собственно слова; известны случаи, когда из-за отсутствия переводчика на научных конференциях ученые знакомились с докладами специалистов из других стран только по неязыковым элементам и получали внятное представление о сути доклада.

К жанрам научного стиля можно отнести научную статью, монографию, энциклопедическую статью, отчет об исследовании или эксперименте, параграф в учебнике и т.д.

Адресатом текста в научном стиле чаще всего является ученый или студент, но нередки и тексты, адресованные школьникам, учащимся каких-либо курсов или просто людям с различным уровнем образования, интересующимся той или иной наукой. В зависимости от адресата выделяют несколько подстилей научного стиля.

Подстили научного стиля

Адресатом научного текста очень часто является ученый. Но не всегда. Ведь есть и студенты, которые пока только изучают науки, и школьники, знакомящиеся с основами наук, и просто люди любой специальности, которые по работе или из любознательности интересуются научной информацией. Но ведь невозможно для них всех писать одинаково! Как бы ни была интересна докторская диссертация, едва ли ее поймет пятиклассник!

Поэтому стиль изложения научной информации меняется в зависимости от того, кто адресат данного текста: в учебнике для школьника и для студента одна и та же информация может быть изложена по-разному.

Если адресат текста – учащийся, то автор стремится избегать слишком большого количества терминов, приводить различные примеры, соответствующие уровню подготовленности или жизненному опыту школьников, подбирать лишь наиболее важные факты, объяснять материал подробно. Это черты учебно-научного стиля. Его жанры – это лекция, учебная энциклопедия (например, «Словарь юного физика»), учебник и т.п.

Если же текст рассчитан на взрослого читателя, но не специалиста в данной области, а просто интересующегося, то там будет не так уж много терминов, из фактов будут отобраны наиболее интересные (а не только важные), могут даже присутствовать некоторые черты публицистического стиля (например, апелляция к читателю). Это научно-популярный стиль, а его жанры – очерк, научно-популярная статья, книга (типа «Психология для всех» и т.п.)

Есть и другие разновидности. Например, научно-информационный стиль – это стиль отчета о лабораторном исследовании, каком-либо эксперименте, автореферат и т.п. В научно-справочном стиле создаются словарные статьи, каталоги и так далее.

Заключение

Что мы узнали?

Примеры научного стиля речи можно найти в изобилии: это и учебники, и научные исследования, и словари или энциклопедии, и популярные книги, знакомящие со сведениями из разных областей знания и многое другое. При всем разнообразии жанров у таких текстов есть и общие черты. В научных текстах обязательно присутствует строгое, безэмоциональное перечисление фактов и их интерпретация; на лексическом уровне заметно большое количество терминов, отсутствие разговорных и экспрессивно окрашенных слов.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Arman Abdrahmanov

    7/10

  • Ксения Масюк

    9/10

  • Rita Yarotska

    10/10

  • Анжелика Шахматова

    10/10

  • Сергей Ефремов

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1506.


А какая ваша оценка?

Сфера применения научного стиля

Научный стиль речи используется для написания рефератов, докладов, лекций, научных трудов и статей. Этот стиль речи можно встретить в научных журналах, учебниках, справочниках, словарях, энциклопедиях.

Цель научного стиля речи – точно передать научную информацию, сообщить сведения, имеющие познавательный характер, назвать научные факты, объяснить, доказать научную точку зрения.

Характерные признаки официально-делового стиля

1. Для научного стиля характерно наличие:
– терминов: диаметр, азимут, слоистые облака, фонетика, суффикс; часто можно встретить слова с иноязычными элементами: биосинтез, геология, гидропоника, аэрономия, интерлингвистический;
– слов с обобщённым и отвлечённым значением, часто с суффиксами -ость, -ени-: скорость, проходимость, растение, движение, ускорение;
– возвратных глаголов, обычно со значением отношения, а не действия: применяется, используется, является, относится, имеется, разхличаются;
– союзов со значением причины: потому что, поскольку, так как, вследствие того что, ввиду того что, благодаря тому что, в связи с тем что, в результате того что;
– вводных слов: по мнению автора, как известно, следовательно, во-первых, кроме того, итак.

2. В текстах научного стиля общеупотребительные слова используются только в прямом значении. Каждое слово обозначает не конкретное явление или предмет, а общее. К примеру, в предложении Рысь – это млекопитающее рода кошек, указывается характеристика этого класса животных, а не какой-то определённой особи.

3. Для текстов научного стиля речи характерно употребление сложных предложений, предложений с однородными членами.

4. В текстах научного стиля отсутствуют выразительные средства языка. Для объяснения того или иного явления, сопоставления результатов наблюдений, исследований часто используются сравнения.

5. Тексты научного стиля речи часто содержат символы, формулы, графики, таблицы и схемы.

6. Особенностью текстов научного стиля речи является точность формулировок и последовательность (последовательность в развитии мысли показывают вводные слова).

Пример научного стиля

Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6–7 мм. Обложной дождь – дождь, состоящий из капель средней величины, длительно выпадающий из облаков слоисто-дождевых или высокослоистых, умеренный и достаточно равномерный по интенсивности. Выпадение обложных дождей непрерывно или с короткими перерывами продолжается несколько часов, иногда значительную часть суток или даже более суток.

Е. Ковалева,
19 сентября 2020

При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем.

Содержание:

  1. Научный стиль и его характеристика
  2. Подтипы научного стиля
  3. Признаки научного стиля
  4. Основные способы построения научного текста
    1. Описание
    2. Рассуждение
    3. Повествование
  5. Структура научного текста
  6. Примеры текстов в научном стиле

Научный стиль и его характеристика

Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.

Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:

  • предварительное обдумывание высказываний;
  • монологический характер;
  • строгий отбор языковых средств;
  • тяготение к нормированной речи. 

Научный стиль обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. В нем широко применяются следующие языковые средства: 

  • специализированные слова (в том числе термины); 
  • специфическая фразеология; 
  • сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются, к примеру, вводные слова); 
  • конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Такому стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются преимущественно в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.

Подтипы научного стиля

В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля:

  • Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
  • Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
  • Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком. 
  • Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
  • Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
  • Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.

Каждому подстилю и жанру свойственны индивидуальные стилевые особенности, которые не нарушают единство научного стиля, соблюдая его общие признаки и специфику.

Признаки научного стиля

Научный стиль отражает серьезность владения предметом и общий уровень знаний автора проекта. Специфика данного стиля повествования прослеживается в следующих особенностях:

  • Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, многократного применения терминов и специальной лексики.
  • Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д.
  • Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку.
  • Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор.
  • Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование.
  • Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты.

Научному стилю не свойственно употребление восклицательных высказываний, а также изложение собственного субъективного мнения. 

Основные способы построения научного текста

Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы:

Описание

Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).

Пример: 

Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»).

Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».

Рассуждение

Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.

Пример:

В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».

Повествование

Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.

Пример:

«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.

Структура научного текста

Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа.

  • В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь.
  • В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы.
  • Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения.

В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.

Примеры текстов в научном стиле

Из учебника химии по теме «Агрегатные состояния вещества»:

Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

Из учебника биологии по теме «Амеба протей»:

Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.

Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:

Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).

Из учебника о животных:

На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами.

Из медицинского пособия:

Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Добавить комментарий