Как найти нечетный узел

Увы, Вашу фигуру невозможно начертить, не отрывая инструмента от материала и не проводя ни одной линии дважды. (Это называется “одним росчерком”.)

Дело в том, что у Вас на рисунке 4 нечётных узла.

Узлом называют любую точку фигуры.

Нечётный узел — это узел, в котором сходится нечётное количество линий.

Соответственно чётный узел — это узел, в котором сходится чётное количество линий.

На Вашем рисунке четыре нечётных узла. Я обозначил их красными точками:

текст при наведении

В каждой красной точке сходится по 5 линий, и таких точек имеется 4.

Правила таковы:

1) Количество чётных узлов в фигуре может быть каким угодно (обычно их бесконечно много).

2) Количество нечётных узлов в фигуре должно обязательно быть чётным. То есть, например, одного нечётного узла в фигуре быть не может. (Ноль является чётным числом.)

3) Если в фигуре нет нечётных узлов, то данную фигуру можно нарисовать одним росчерком, начав в совершенно произвольной точке и закончив в этой же точке. Примеры: окружность, квадрат.

4) Если в фигуре ровно два нечётных узла, то данную фигуру можно нарисовать одним росчерком, начав в одном нечётном узле, а закончив в другом. Пример: отрезок.

5) Если же в фигуре более двух нечётных узлов, то данную фигуру нарисовать одним росчерком нельзя. Пример: Ваша фигура.

Посмотрите на эту фигуру:

Она похожа на открытый конверт.

Наверное, многие из вас раньше пробовали
нарисовать такой конверт, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя больше
одного раза по одной и той же линии.

У
кого-то это получалось, а у кого-то –
нет.

Вообще,
эту фигуру можно нарисовать одним росчерком,
если проводить линии, например, вот в такой последовательности.

Обратите внимание, что не было проведено дважды ни по одной из
линий фигуры.

А теперь посмотрите вот на такую фигуру:

Эта фигура напоминает закрытый конверт.

На
первый взгляд данная фигура кажется более простой, ведь она содержит меньше
линий. Но вот нарисовать её, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя никакой
линии дважды, у нас не получится.

Почему
какие-то фигуры получается нарисовать, не отрывая карандаш от бумаги и не
проводя никакую линию больше одного раза, а какие-то – нет?

Давайте
разберёмся. Посмотрите на рисунок, который создан при помощи нескольких линий. Такие
рисунки ещё называют графами.

Вы,
наверное, слышали, что словом «граф» называют богатого и знатного человека в старинных
романах. Однако в математике граф – это рисунок, созданный при помощи
прямых линий, образующих углы.

«Граф»
в переводе с греческого означает «пишу». Точки, в которых соединяются линии
графа, называются узлами.

В
нашем графе пять узлов.

Посмотрите,
в первом, втором и третьем узлах соединяется по 2 линии. То есть чётное число.
Поэтому эти узлы называются чётными.

А
вот в четвёртом и пятом узлах соединяется по 3 линии. То есть нечётное число.
Поэтому эти узлы называются нечётными.

Получается,
что в этом графе 3 чётных узла и 2 нечётных.

Попробуем
нарисовать данную фигуру одним росчерком, то есть, не отрывая карандаш от
бумаги и не проводя никакую линию дважды.

Получилось.

Теперь
посмотрите на фигуру, которая похожа на домик с дверью.

В
первом, втором, третьем, шестом и седьмом узлах соединяется по 2 линии. А
значит, эти узлы являются чётными.

В
четвёртом, пятом, восьмом и девятом узлах соединяется по 3 линии. А значит, эти
узлы являются нечётными.

Получается,
что в этом графе 5 чётных узлов и 4 нечётных.

Надо
отметить, что нечётных узлов здесь больше двух.

Запомните! Если в фигуре (на графе) число нечётных
узлов
больше двух, то её нельзя нарисовать одним росчерком.

Значит,
фигуру в виде домика с дверью нельзя нарисовать одним росчерком. Ведь у этой
фигуры целых 4 нечётных узла.

А
сейчас давайте выполним несколько заданий.

Задание
первое
. Выясните, какие из фигур можно вычертить, не отрывая
карандаш от бумаги и не проводя больше одного раза по одной и той же линии.

Решение.

А
догадался ли кто-нибудь из вас, что те фигуры, которые можно нарисовать одним
росчерком, можно сделать и сгибанием из одного куска проволоки?

Задание
второе
. Можно ли из одного куска проволоки получить фигуру,
которая изображена на рисунке?

Решение.

Задание
третье
. Выясните, можно ли нарисовать фигуру, которая
изображена на рисунке, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя более одного
раза ни одной линии.

Решение.

Игорь Акулич
«Квантик» №6, 2020

— Сегодняшнее занятие математического кружка назовём почтовым. Конечно, можно было бы придумать что-нибудь более торжественное, например «Эйлерово» или «Кэрроллово», но дело не в названии. Для начала посмотрите на эти две картинки (рис. 1).

Рис. 1. Закрытый конверт» и «открытый конверт» («Квантик» №6, 2020)

Рисунок Алексея Вайнера («Квантик» №6, 2020)

Они имеют вполне почтовые имена — «закрытый конверт» (слева) и «открытый конверт» (справа). Сумеете ли вы нарисовать каждую из этих фигур, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды одну и ту же линию? Задача очень известная…

— Да, нам её задавали! Закрытый конверт изобразить нельзя, а открытый — можно.

— Правильно. Причём при рисовании открытого конверта начинать надо непременно от одного из нижних углов, а заканчивать — в другом нижнем углу, иначе вы обречены на неудачу. А закрытый конверт откуда ни начинай рисовать — ничего не выйдет.

— А почему?

— Сейчас поговорим об этом. Началось всё с легендарной истории, которую можно прочесть чуть ли не в каждой книге по истории математики. Шёл XVIII век. Великий учёный Леонард Эйлер, проживавший тогда в Кёнигсберге, задался вопросом: можно ли обойти все семь имевшихся в нём мостов (соединявших острова в дельте реки), пройдя по каждому только один раз? Эйлер поступил очень остроумно: «стянул» острова, соединявшие мосты, в точки, а сами мосты «растянул» в линии (которые, кстати, не обязаны быть прямолинейными!). И получилась вот такая фигура (рис. 2), задача же свелась к тому, чтобы выяснить, можно ли её нарисовать, соблюдая те же требования (будем называть их «эйлеровыми»), что и для наших конвертов.

Рис. 2. Эйлер «стянул» острова, соединявшие мосты, в точки, а сами мосты «растянул» в линии. Получилась такая фигура («Квантик» №6, 2020)

Эйлер доказал, что нельзя, но самое главное — разработал простые правила, позволяющие по внешнему виду любой подобной фигуры определить, можно её нарисовать или нет. Во-первых, фигура, которую можно изобразить, должна быть связной, то есть не состоящей из отдельных кусков (это очевидно). Далее необходимо рассмотреть так называемые узлы — точки, в которых сходятся несколько линий или же от которых отходит ровно одна линия («свободный конец»). Например, у закрытого конверта пять узлов — четыре угла и центр, а у открытого… вообще-то тоже пять.

— Как это пять? А верхний угол?

— Ну, формально можно считать его узлом, в котором сходятся две линии. Но тогда с тем же успехом можно считать узлом и вообще любую точку на любой линии. Поэтому принято точки на линиях узлами не считать, то есть не рассматривать узлы, к которым подходят две линии. Впрочем, это не имеет значения, поскольку итоговый ответ от наличия таких узлов не зависит.

— А от чего он зависит?

— Сейчас скажу. Разделим узлы на два типа: чётные и нечётные — в зависимости от того, сколько линий сходится в узле. Если одна, три, пять и т.д. — узел нечётный, а если четыре, шесть, восемь… — то чётный.

Рисунок Алексея Вайнера («Квантик» №6, 2020)

Пусть мы нарисовали какую-либо фигуру по указанным правилам. Рассмотрим любой промежуточный узел, то есть узел, где маршрут не начинается и не заканчивается. При рисовании карандаш сколько-то раз «входит» в этот узел и столько же раз «выходит» из него. А значит, промежуточный узел — непременно чётный! Поэтому если у фигуры больше двух нечётных узлов, её изобразить нельзя — ведь не более двух из них могут быть крайними, и обязательно найдётся промежуточный нечётный узел, что недопустимо.

Несколько сложнее доказать, что если у связной фигуры нечётных узлов ровно два или вовсе нет, то фигуру нарисовать можно (попробуйте это сделать!). При этом если нечётных узлов нет, то начинать рисовать можно с любой точки, и закончится процесс в той же самой точке, а если нечётных узлов два, то начинать нужно непременно с одного из них (а закончится путь в другом).

— А если нечётный узел один?

— Я ждал этого вопроса. Кто скажет, какова судьба фигуры, содержащей ровно один нечётный узел?

— Пусть он сначала покажет такую фигуру!

— Очень точное замечание. Потому что таких фигур не бывает. Кто может доказать?

— Я! Допустим, что фигура с одним нечётным узлом всё-таки существует. Подсчитаем для каждого узла количество отходящих от него линий и сложим все эти числа. Получится сумма одного нечётного числа и нескольких чётных. Ясно, что эта сумма будет нечётной. Но поскольку каждая линия соединяет два узла, эта же сумма равна удвоенному количеству линий и обязана быть чётной. Противоречие!

— Верно. Итак, фигур с единственным нечётным узлом быть не может, как, впрочем, и фигур с любым нечётным количеством нечётных узлов.

Основываясь на результатах Эйлера, мы видим, что закрытый конверт имеет четыре нечётных узла (в углах), вследствие чего его изобразить невозможно, а открытый — только два, так что его нарисовать удастся, однако начать придётся с одного из этих узлов. В «мостовой» же схеме Кёнигсберга все 4 узла — нечётные, то есть ответ для неё отрицательный.

Рис. 3 («Квантик» №6, 2020)

А теперь перенесёмся в XIX век — следующий после Эйлера — когда лучший математик среди писателей и лучший писатель среди математиков, несравненный и загадочный Льюис Кэрролл предложил задачу: нарисовать по правилам Эйлера фигуру на рисунке 3.

Вооруженные нашими знаниями, мы без труда определим, что нарисовать такую фигуру можно, но Кэрролл кое-что усложнил — дополнительно потребовал, чтобы в процессе рисования никакие линии не пересекались (кстати, эта задача встречалась и в «Квантике»). Его собственное решение весьма остроумно: он закрасил некоторые части, на которые делят плоскость проведённые линии, после чего чуть-чуть «срезал углы» (рис. 4). Осталось просто обвести контур закрашенной фигуры — и готово!

Рис. 4 («Квантик» №6, 2020)

Рисунок Алексея Вайнера («Квантик» №6, 2020)

И возникает естественный вопрос: каким условиям должна удовлетворять фигура, чтобы её можно было нарисовать «по правилам Кэрролла» — то есть без пересечения линий? Понятно, что требования Эйлера должны быть соблюдены. Но, может быть, этого мало и есть ещё ограничения? Подумайте.

Пауза

— Похоже, ничего в голову не приходит. Тогда возьмите «из головы» несколько фигур, которые можно нарисовать «по Эйлеру», и попытайтесь сделать для них то же «по Кэрроллу». Получится или нет? Начните хотя бы… с открытого конверта! Ну как?

— Есть! Получилось!

— И не удивительно. Оказывается, справедлива следующая теорема (кстати, совсем не очевидная): если фигуру можно нарисовать по правилам Эйлера, то её же всегда можно нарисовать и по правилам Кэрролла. Какие будут мысли насчёт доказательства?

— А если использовать раскраску, как Кэрролл?

— Идея, конечно, заманчивая. Но мы попробуем рассуждать по-другому. Итак, пусть у нас имеется фигура из линий и узлов, которую можно нарисовать «по Эйлеру». Понятно, что при её рисовании возможные пересечения линий могут быть только в узлах — и не просто в узлах, а только если сходящихся линий в узле не меньше четырёх. Возьмём любое такое пересечение. Пронумеруем линии, образующие пересечение, в том порядке, в котором мы их проходим при рисовании (рис. 5, а). Будем рисовать по-другому: с первой линии пойдём на третью, затем обходим участок старого маршрута карандаша в обратном направлении, приходим во вторую линию и сворачиваем на четвёртую, далее как раньше (рис. 5, б). Как изменилось количество пересечений?

Рис. 5 («Квантик» №6, 2020)

— Уменьшилось на один!

— Не торопитесь. Да, одно пересечение мы устранили. Но в узле может сходиться больше четырёх линий, и тогда карандаш ещё сколько-то раз проходит через узел. Если, например, он подошёл к узлу из угла между линиями 1 и 4 и вышел в угол между линиями 2 и 3, как на рисунке 6 обозначено красным, то число пересечений уменьшится ещё на два.

Рис. 6 («Квантик» №6, 2020)

Рисунок Алексея Вайнера («Квантик» №6, 2020)

— А если карандаш по-другому прошёл через узел?

— В других случаях все пересечения сохранятся, а новых не добавится. Случаев мало, на рисунке 6 указаны все, не считая аналогичных. В результате число пересечений уменьшилось на 1 и ещё на 2 для каждого красного прохода карандаша, поэтому, продолжив изменять маршрут, мы устраним все пересечения.

Итак, если фигуру можно нарисовать «по Эйлеру», то и по «Кэрроллу» тоже можно! Вижу, всех радует это открытие, кроме… вон того молодого человека с унылым видом. В чём ваше горе?

— Я нашёл фигуру ровно с одним нечётным узлом!

— Очень любопытно. Покажите.

— Показать могу только кусочек, и могу ещё дать общее описание. Вот посмотрите.

— Что это… А! Понятно! Можете успокоиться, противоречия нет: тут законы чётности неприменимы. Так что всего хорошего, занятие закончено.

Вопрос к читателям. Какую (хоть примерно) фигуру мог найти «строптивый» кружковец?

Ответ

Линии, делящие бесконечнуюnплоскость на клетки; один из лучей, идущий вверх из какого-то узла, удален («Квантик» №6, 2020)

Почему ученик не смог нарисовать всю схему целиком? А что если она… бесконечная! Вот пример. Возьмём линии, делящие бесконечную плоскость на клетки. Все узлы (вершины клеток) будут чётными, поскольку в каждом сходятся 4 линии. А теперь удалим один из лучей, идущий вверх из какого-то узла. Фрагмент получившейся фигуры показан на рисунке. У неё ровно один узел нечётный (в нём сходятся три линии), а остальные — чётные.

Никакого противоречия нет — в доказательстве мы подсчитывали, сколько линий суммарно выходит из всех узлов, но если сумма бесконечна, то говорить о её чётности не имеет смысла.

Художник Алексей Вайнер

Научно-практическая конференция учащихся городского округа г. Кулебаки

«Старт в науку – 2016»

ПРИМЕНЕНИЕ ЧЁТНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

проект

(математика)

                                                                                   Выполнила Чучелова Екатерина,                                                                                        

                                                                                    учащаяся 5а класса МБОУ школы №8

                                                                                   Руководитель: Желтова А.В.,              

                                                                                   учитель математики МБОУ школы №8

г. Кулебаки

2016

Оглавление

Введение        

3- 3

Глава I   Чётность натуральных чисел

1.1 Чётные и нечётные  натуральные числа

4- 4

1.2. Свойства чётности

4- 5

Глава II   Применение чётности при  решении задач

2.1 Задачи на разрезание

6 – 8

2.2 Размен денег        

8- 9

2.3. Не отрывая карандаша от бумаги

9-11

Заключение         

12-12

Литература

13-13

Введение

 Однажды на уроке математики, когда мы изучали тему «Делимость чисел», учитель показала нам фокус с монетами: Попросила  ученика спрятать в  одной руке пятирублёвую, а в другой — десятирублёвую  монету. Затем попросила  умножить число рублей в правой руке на 2, в левой — на 3,  результаты сложить, и сообщить лишь, является сумма чётной или нет.  После чего, учитель определила,   в какой руке пятирублёвая монета, а в какой – десятирублёвая монета. Фокус повторили после урока несколько раз и всякий раз учитель правильно определяла в какой руке, какая монета.  Секрет фокуса заключается в использовании свойств чётности натуральных чисел.

 Меня заинтересовала эта тема, и я решила изучить чётность подробнее.

Объект исследования –  чётность натуральных чисел.

Цель исследования – изучение свойств чётности и применение их к решению задач, выявление области применения.  

Задачи  исследования:

  • Изучить научно – популярную литературу по теме исследования.
  • Изучить  свойства чётности натуральных чисел и научиться решать задачи на их применение.

Гипотеза исследования: чётность натуральных чисел можно использовать при  решении  задач.

Глава 1.  Чётность натуральных чисел

  1.   Чётные и нечётные  натуральные числа

Числа, употребляемые при счете предметов или для указания порядкового номера того или иного предмета среди однородных предметов, называются натуральными. Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Натуральные числа, расположенные в порядке возрастания, начиная с 1 и до бесконечности, называются натуральным рядом.

Например: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7;…

Натуральные числа бывают четными и нечетными.

 Чётное число — целое число, которое делится на 2. Чётные числа – это те числа, которые оканчиваются цифрами 0; 2; 4; 6; 8.

 Нечётные числа – это те числа, которые оканчиваются цифрами 1; 3; 5; 7; 9. Нечётное число — целое число, которое не делится на 2 без остатка.

Если число  m чётно, то оно представимо в виде m = 2 k, а если нечётно, то в виде        m = 2 k + 1, где k –натуральное число.

Числа на чётные и нечетные поделили последователи Пифагора. Первым приписывалась энергия мужской силы, вторым – женской. Полагалось, что мужские числа приносят удачу и счастье. Женские же, наоборот, считались несчастливыми.

В Китае,  из древне,   нечётные числа отождествляются с понятием «ян» — небесным, неизменным (непреложным) и благоприятным. Чётные — с понятием «инь» — земным, изменчивым и зачастую неблагоприятным.

  1.    Свойства  чётности

Для решения задач используются свойства чётности:

1. Сумма двух чётных чисел чётна. Сумма двух нечётных чисел четна. Сумма чётного и нечётного чисел – нечётна.

2. Сумма любого количества чётных чисел чётна.

Доказательство:  при последовательном вычислении суммы всегда все промежуточные результаты будут чётными, согласно свойству 1, либо: все чётные числа делятся на 2, поэтому из их суммы можно вынести множитель  2 за скобку.

3.Сумма чётного числа нечётных чисел чётна, сумма нечётного числа нечётных чисел нечётна.

Доказательство: если нечётных чисел – чётное число (2k), то разобьем их на пары (всего k пар). Сложим числа в каждой паре (сумма двух нечётных чисел – чётная). Получим сумму k чётных чисел, которая чётна согласно свойству 2. Если дано  нечётное число (2k+1) нечётных чисел, то возьмем все числа, кроме одного, т.е.  2k чисел. Их сумма чётна. Прибавим к ней оставшееся нечётное число и получим, что сумма всех чисел нечётна по свойству 1.

4. Сумма нескольких целых чисел чётна тогда и только тогда, когда среди них чётное число нечётных чисел.

Доказательство: сложим отдельно все чётные и отдельно все нечётные числа. Первая сумма всегда чётна (свойство 2), вторая чётна тогда и только тогда, когда в ней чётное число нечётных чисел (свойство 3). Если вторая сумма чётна, то сумма всех  чисел чётна, если она нечётна, то сумма всех чисел  нечётна (свойство 1), поэтому чётность суммы всех чисел определяется указанным в условии правилом.

5. Разность двух чётных чисел чётна. Разность двух нечётных чисел чётна. Разность чётного и нечётного чисел в любом порядке – нечётна.

6. Разность двух чисел имеет ту чётность, что и их сумма. Например: 3+2=5 и 3-2=1 – оба нечётны.

Можно заметить, что а+b=(а-b)+2b, т.е. сумма и разность двух чисел различаются на чётное число, следовательно, имеют одинаковую чётность.

7. Если один из множителей – чётное число, то и произведение чётно.

8. Если все множители нечётны, то и произведение нечётно.

        Рассмотрим некоторые задачи, которые ярко иллюстрируют применение  свойств чётности:

1.Чётно или нечётно число 1+2+3+4+…+2000?

Решение:  в приведенной сумме чётных и нечётных слагаемых по 1000 штук. Если число нечётных слагаемых чётно, то и сумма чётна. Сумма чётных слагаемых – чётна.  

Ответ: чётно.

2. Верно ли равенство 12+23+34+…+99100 = 20002007?

Решение: каждое слагаемое есть произведение чётного и нечётного числа, а значит, оно чётное (если один из множителей – чётное число, то и произведение чётно).  Сумма чётных слагаемых всегда чётна. Поэтому равенство неверно.

Ответ: нет.

Глава 2.  Применение чётности при решении задач

2.1.  Задачи на разрезание

Использование идеи чётности позволяет решать разнообразные задачи, в условии которых ничего не говорится о чётности.

Задача 1. Имеется 13 листов бумаги. Некоторые разрезали  или на 3, или на 5 частей. Затем некоторые из листов  опять разрезали  или на 3, или на 5 частей, и так несколько раз. Можно ли после нескольких таких операций получить 100 листов?

Решение.

        В условии задачи не сказано, сколько листов разрезали  на части каждый раз и насколько именно частей, поэтому перебирать возможные варианты сложно.

Будем рассуждать так:  если один лист разрезать  на 3 части, то листов станет на 2 больше, а если один лист разрезать  на 5 частей, то листов  станет на 4 больше. Разрезая лист или на 3, или на 5 частей, мы увеличиваем их общее число или на 2, или на 4, т. е. на чётное число листов.  Первоначальное число листов  13  –  нечётное, и, прибавляя  к нему каждый раз  чётное число листов,  нельзя  получить чётное число 100, так как сумма нечётного и чётного чисел нечётная (свойства 1 и 4).

Ответ: нельзя.

        Исследуем,  как изменится решение, если разрезать на чётное число частей.

Задача 2. Имеется 13 листов бумаги. Некоторые разрезали  или на 4, или на 6 частей. Затем некоторые из листов  опять разрезали  или на 4, или на 6 частей, и так несколько раз. Можно ли после нескольких таких операций получить 100 листов?

Решение.

        В условии задачи не сказано, сколько листов разрезали  на части каждый раз и насколько именно частей.

Если один лист разрезать  на 4 части, то листов станет на 3 больше, а если один лист разрезать  на 6 частей, то листов  станет на 5 больше. Разрезая лист или на 4, или на 6 частей, мы увеличиваем их общее число или на 3, или на 5, т. е. на нечётное число листов.   Первоначальное число листов  13  –  нечётно.  Если к нему прибавить нечётное число  нечётных слагаемых, то получить чётное число 100 возможно, так как получим чётное число нечётных чисел. Если к нечётному числу 13 прибавить чётное число  нечётных слагаемых, то получить чётное число 100 невозможно.

Таким образом, отвечая на вопрос задачи  «Можно ли после нескольких таких операций получить 100 листов», скажем : «Да»

Например, сначала 10 листов разрезать на 6 части – добавится 50 частей, и 3 листа разрезать на 4 части – добавится 9 частей.

13 + 50 + 9 = 72 части

Затем, ещё 5 листов разрезать на 6 частей – добавится 25 частей и 1 лист на 4 части –добавится 3 части.

72+ 25 + 3 = 100 частей

Мы к числу 13 добавили 75 + 12 = 87 частей

 Ответ: можно

        А если первоначальное число листов чётно?

Задача 3. Имеется 12 листов бумаги. Некоторые разрезали  или на 3, или на 5 частей. Затем некоторые из листов  опять разрезали  или на 3, или на 5 частей, и так несколько раз. Можно ли после нескольких таких операций получить 100 листов?

Решение.

        Если один лист разрезать  на 3 части, то листов станет на 2 больше, а если один лист разрезать  на 5 частей, то листов  станет на 4 больше. Разрезая лист или на 3, или на 5 частей, мы увеличиваем их общее число или на 2, или на 4, т. е. на чётное число листов.  Первоначальное число листов  12  – чётное, и, прибавляя  к нему каждый раз  чётное число листов,  можно   получить чётное число 100, так как сумма  любого числа чётных слагаемых чётна.

Например, сначала  5 листов разрезать на 3 части – добавится 10 частей, и 5 листов разрезать на 5 частей – добавится 20 частей.

12 + 10 + 20 = 42 части

Затем, ещё 14 листов разрезать на 5 частей – добавится 56 частей и 1 лист на 3 части –добавится 2 части.

42 + 56 + 2 = 100 частей

Ответ: можно.

Задача 4. Имеется 12 листов бумаги. Некоторые разрезали  или на 4, или на 6 частей. Затем некоторые из листов  опять разрезали  или на 4, или на 6 частей, и так несколько раз. Можно ли после нескольких таких операций получить 100 листов?

Решение.

        Если один лист разрезать  на 4 части, то листов станет на 3 больше, а если один лист разрезать  на 6 частей, то листов  станет на 5 больше. Разрезая лист или на 4, или на 6 частей, мы увеличиваем их общее число или на 3, или на 5, т. е. на чётное число листов.  Первоначальное число листов  12  – чётное. Если к нему прибавить  чётное число нечётных или чётных слагаемых, то   можно   получить чётное число 100.

Например, сначала  10 листов разрезать на 6 частей – добавится 50 частей, и 2 листа разрезать на 4  частей – добавится 6 частей.

12 + 50 + 6 = 68 частей

Затем, ещё 4 листов разрезать на 4 частей – добавится 12 частей и 4 листа на 6 частей –добавится 20 частей.

68 + 12 + 20 = 100 частей

Задача 5. Можно ли квадрат размером 25 х 25 разрезать на прямоугольники 1 х 2?

Решение:

 Площадь квадрата равна квадрату его стороны.  Площадь прямоугольника    .  Число 625  не делится на 2 . Значит,  квадрат размером         25 х 25 нельзя разрезать на прямоугольники 1 х 2.

Ответ: нет.        

2.2.  Размен денег

Задача 6. Можно ли разменять 20 рублей  семью монетами, достоинство каждой из которых 1 руб. или 5 руб.?

Решение.

        В задаче требуется чётное число 20 представить в виде суммы нечётного числа 7 нечётных слагаемых  1 и 5.

Если взять любые две монеты, то получится чётное число рублей:

1 + 1 = 2,     1+5 = 6,     5 + 5=10,

поэтому любые шесть монет дают чётное число рублей. Если же добавить седьмую монету достоинством 1 руб. или 5 руб., то получится нечётное число рублей.    

        Следовательно, 20 руб. нельзя разменять семью монетами по 1 руб. и 5 руб.

Ответ: нельзя.

Задача 7. Можно ли разменять 25 рублей при помощи десяти купюр достоинством в 1 , 3 и 5 рублей?

Решение. 

        Каждая купюра – нечётное число рублей.

В задаче требуется нечётное число 25 представить в виде суммы чётного числа 10 нечётных слагаемых  1, 3 и 5.

Сумма чётного числа нечётных чисел чётна, поэтому не может равняться 25.

Ответ: нельзя.

2.3.   Не отрывая карандаша  от бумаги

Рассмотрим задачи, в условии которых нет чисел, но,  тем не менее,  именно идея чётности позволяет решить их.

Задача 8. Можно ли не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по линии дважды, нарисовать одним росчерком:

а) распечатанный конверт

б) нераспечатанный конверт

Нарисовать, соблюдая условия задачи, распечатанный конверт умеют многие, а вот нарисовать нераспечатанный конверт не удалось ещё никому. В чём тут дело? Обратим внимание на то, что в одних точках сходится чётное число линий, назовём их чётными узлами, а в других нечётное число линии, назовём их нечётными узлами.

Отметим, что если узел нечетный, то в нём обязательно должно или начинаться, или заканчиваться рисование линии. Если же узел чётный, то в нём не обязательно начинать или заканчивать рисование линии — его можно пройти один или несколько раз, но если всё же если в нём начать рисование линии, то в нём же нужно и закончить.

Обозначим  чётные и нечётные узлы соответственно буквами «ч» и «н».

На распечатанном конверте  два нечетных узла, поэтому, начав рисование в одном из них и пройдя по всем линиям по одному разу, закончим рисование в другом нечётном узле. Так как на рисунке  имеется два нечётных узла и у линии, которую мы рисуем, одно начало и один конец, то распечатанный конверт можно нарисовать, соблюдая условия задачи (на рисунке  стрелками показано направление движения карандаша).

На нераспечатанном конверте  нечётных        узлов больше двух. Начав рисование линии в одном из них, невозможно его закончить во всех остальных нечётных узлах одновременно, так как искомая линия имеет одно начало и один конец. Поэтому нераспечатанный конверт нельзя нарисовать, соблюдая условия задачи.

Задача 9. Какие из приведенных  фигур можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по линии дважды.

1)

2)

3)http://le-savchen.ucoz.ru/Novosti/17.png

Решение.

Все фигуры на первом рисунке можно  нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, т.к. нет “нечетных” узлов.  

Все фигуры на втором рисунке можно  нарисовать, не отрывая карандаш от бумаги, т.к. “нечетных” узлов 2. Начать надо  в одном из этих узлов, а закончить рисунок в другом узле.

         Фигуры на третьем  рисунке невозможно нарисовать таким способом, т.к. “нечетных” узлов в первой фигуре 4, а для куба таких узлов 8.

В следующих задачах ничего не говорится о карандаше и бумаге, но идея решения такая же.

Задача 10. Почтальон разнёс почту во все дома деревни, после чего зашёл с посылкой к Феде. На рисунке  показаны все тропинки, по которым проходил почтальон, причём, как оказалось, ни по одной из них он не проходил дважды. В каком доме живёт Федя? Каков мог быть маршрут почтальона?

Решение.

Воспользуемся идеей чётности. Выясним,  есть ли нечётные узлы, и если есть, то сколько? Нечетных узлов  два:  Почта и  дом 5. Провести  линию,  не  отрывая карандаша от бумаги можно при условии, что обход начнется в одной из нечетных узлов и закончиться в другом нечётном узле. Поэтому почтальон начал обход в нечетном узле Почта, а закончил его в доме Феди, который  является нечётным узлом, т.е. в доме 5.

От почты идём к дому №7- 6- 5- 4- 3- почта- 1- 3- 2- 1-7- 5. Мы дошли до дома 5, и не прошли не по одной и той же дорожке ни разу.

 Ответ: Федя  живет в доме 5.

Задача 11.  Экскурсоводу нужно выбрать маршрут по залам музея так, чтобы обойти все залы, не проходя ни через одну дверь дважды. Где нужно начать и где закончить осмотр? Найдите один из возможных маршрутов.

Решение.

Среди залов музея есть только два — 5-й и 8-й, которые имеют  нечётное число дверей. Значит, начать можно в одном из них, а закончить в другом. В остальных залах чётное число дверей — они будут пройдены по одному разу, а 6-й и 7-й залы (в которых по 4 двери) — два раза.

Возможные маршруты:

5, 1, 2, 6, 5, 9, 10, 6, 7, 11, 12, 8, 4, 3, 7, 8.

8, 7, 11, 12,  8, 4, 3,  7, 6, 2, 1, 5, 6, 10, 9, 5.

Заключение

        В ходе исследования  я изучила вопросы, связанные с   чётностью натуральных чисел и её свойствами, выделила некоторые виды задач, при решении которых используется идея чётности.

        Практически все задачи, в которых используется чётность, не относятся к тем, которые решают на уроках математики. Чаще всего такие задачи встречаются на олимпиадах.  Поэтому работа над проектом для меня стала  подготовкой к олимпиаде по математике.

В процессе  работы подтвердилась выдвинутая мной  гипотеза. Действительно чётность  можно использовать при решении задач.

В ходе исследования мы выявили целый ряд задач, решение которых не может быть рассмотрено на уровне ученика 5 класса, поэтому работа по данной теме может быть продолжена по мере изучения школьного курса математики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Медников Л. Э. Чётность—4-е изд., стереотип. М.: МЦНМО, 2013.60 с : ил.
  2. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Математика. 5 класс, – М.: Просвещение, 2015
  3. Шарыгин  И.Ф., Шевкин А.В. Математика: задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012 .-80с

Инфоурок


Математика

ПрезентацииПрезентация по математике на тему “В царстве смекалки”(5 класс)

Скачать материал

без ожидания

Не отрывая карандаша от бумаги

В  ЦАРСТВЕ СМЕКАЛКИМБОУ «Октябрьская школа-...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 16 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Не отрывая карандаша от бумаги

В  ЦАРСТВЕ СМЕКАЛКИМБОУ «Октябрьская школа-...

    1 слайд

    Не отрывая карандаша от бумаги

    В ЦАРСТВЕ СМЕКАЛКИ
    МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
    учитель математики
    Приходько Галина Владимировна

  • Узнаём новоеВ  учебнике математики 5 класса мы
 решали  задачи на рисование...

    2 слайд

    Узнаём новое
    В учебнике математики 5 класса мы
    решали задачи на рисование фигур
    не отрывая карандаша от бумаги, и
    не проходя по одной линии дважды.
    Возник вопрос- а много ли таких
    фигур можно найти кроме тех,
    что есть на страницах
    школьного учебника?

  • ЦелиИзучить литературу по данному вопросу.
Ответить на вопрос- почему одни фи...

    3 слайд

    Цели
    Изучить литературу по данному вопросу.
    Ответить на вопрос- почему одни фигуры можно нарисовать не отрывая карандаша от листа бумаги и не проходя по одной линии дважды, а другие нельзя?
    Развитие интереса к математике.

  • Можно ли, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по линии дважды,...

    4 слайд

    Можно ли, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по линии дважды, нарисовать одним росчерком распечатанный конверт и нераспечатанный конверт.
    (задача3. стр.153 из учебника: Математика.
    5 класс. Авторы: С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин)

  • Внимание!Обратим внимание, что в одних точках сходится чётное число линий (на...

    5 слайд

    Внимание!
    Обратим внимание, что в одних точках сходится чётное число линий (назовём их чётными узлами), а в других -нечётное число линий (назовём их нечетными узлами).
    Если узел нечетный, то в нём должно начинаться или заканчиваться рисование линии.

  • Нарисовать распечатанный конверт умеют и пятиклассники, а вот нарисовать нера...

    6 слайд

    Нарисовать распечатанный конверт умеют и пятиклассники, а вот нарисовать нераспечатанный не удалось никому.
    Отметим четные и нечетные узлы соответственно буквами «ч» и «н».
    Нечётных узлов больше двух.
    Начав рисование линии в одном из них, невозможно закончить его во всех остальных нечетных узлах одновременно, так как искомая линия имеет одно начало и один конец.
    Поэтому нераспечатанный конверт нельзя нарисовать, соблюдая условие задачи.

    ннн
    н
    н
    нн
    н
    ччч
    н
    н
    н
    ч
    чч
    чч
    ч
    чч
    ч

  • Распечатанный конверт

  • Рисуем распечатанный конверт.

    8 слайд

    Рисуем распечатанный конверт.

  • Как рисовать?

  • Считаем чётные и нечетные узлы.Одной линией?

    10 слайд

    Считаем чётные и нечетные узлы.
    Одной линией?

  • Одной линией.Нарисуй!

    12 слайд

    Одной линией.
    Нарисуй!

  • Одной линией

  • Другие фигуры

  • Начерти!

  • Новые фигурыНе отрывая карандаша

    24 слайд

    Новые фигуры
    Не отрывая карандаша

  • Придумай сам фигуры, которые можно нарисовать, не отрывая карандаша от листа...

    25 слайд

    Придумай сам фигуры, которые можно нарисовать, не отрывая карандаша от листа бумаги и не проходя одну линию дважды.
    Красота!

  • Литература. 1.Математика.  5 класс: учебник для общеобразовательных организац...

    27 слайд

    Литература.
    1.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,А.В.Шевкин.-13-е издание-М.: Просвещение, 2014.-272с.
    2.В царстве смекалки. Е.И.Игнатьев.-издание второе-М.:Наука, 1979.-208с.
    Интернет ресурсы:
    1.go.mail.ru/search_images?
    2.worldofchildren.ru/to-kids/zadachi-i-golovolomri/1505-ne-otryvaya-karandasha.html
    3.www.kasatik.ru/training.aspx?stori=23

Краткое описание документа:

Презентация по математике на тему “В царстве смекалки” может быть использовано в 5 классе после изучения темы “Делимость натуральных чисел”. В учебнике для 5 класса, автора С.М.Никольского, после этой темы следуют дополнения к главе 3 “Использование чётности при решении задач”. На базе этого материала и книги Е.И. Игнатьева “В царстве смекалки” создана данная презентация. В ней рассматриваются задачи на рисование фигур не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды.Кроме общеизвестных распечатанного и нераспечатанного конвертов приведены примеры других фигур и сделаны выводы при каких условиях фигуру можно нарисовать не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 251 849 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.01.2015
  • 1315
  • 1
  • 28.01.2015
  • 951
  • 2
  • 28.01.2015
  • 1781
  • 6
  • 28.01.2015
  • 1497
  • 3

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.01.2015
  • 12884
  • 277
  • 28.01.2015
  • 1093
  • 1
  • 28.01.2015
  • 755
  • 0
  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Приходько Галина Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Приходько Галина Владимировна

    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 54493
    • Всего материалов:

      15

Добавить комментарий