Как найти недостатки в машине

Осмотр подержанной машины.

Осмотр подержанной машины.

Как купить подержанный автомобиль? Проще простого! Рынок буквально завален самыми разными предложениями отечественного и иностранного автопрома, так что с выбором проблем особо не возникает. Задача существенно усложняется, когда наряду с функциональностью и комфортом мы хотим видеть в своём будущем, но уже не таком новом автомобиле заводское качество и отсутствие набора неприятных сюрпризов.

Настало время раскрыть все секреты правильного выбора бывших в употреблении автомобилей, акцентировав своё внимание на выявлении самых слабых мест подержанных машин.

Как подготовиться к осмотру подержанного автомобиля

Осмотр «внутренностей» автомобиля/ Фото: youtube.com

Осмотр «внутренностей» автомобиля/ Фото: youtube.com

Нельзя просто так пойти и купить автомобиль с рук – этому важному шагу в жизни должен предшествовать последовательный осмотр и некоторые знания, арсенал которых в грамотных руках не позволит продавцу манипулировать желаниями и слабостями потенциального покупателя, особенно если автомобиль и правда очень неплохо смотрится со стороны.

Практически любой недостаток в подержанной машине можно скрыть от глаз автолюбителя-дилетанта, поэтому для осмотра такого транспортного средства лучше взять с собой друга или соседа, который разбирается в автомобилях.

Грязная машина затрудняет осмотр важных частей кузова/ Фото: avtovzglyad.ru

Грязная машина затрудняет осмотр важных частей кузова/ Фото: avtovzglyad.ru

Не спешите приступать к осмотру, если кузов автомобиля грязный. Попросите продавца тщательно отмыть лакокрасочное покрытие или откажись от покупки. Возможно, за слоем грязи и пыли скрывается серьёзный дефект, о котором владелец авто предпочтёт умолчать.

Кроме того, на грязной машине сложно определить правильность геометрии кузова и разницу цветовых гамм его элементов, если менялись двери и крылья.

Чистый кузов снижает вероятность покупки автомобиля, побывавшего в ДТП, минимум на 50 процентов. А вот до блеска начищенный двигатель, коробка передач, патрубки, шланги и другие элементы подкапотного пространства не сулят ничего хорошего, кроме скрытых проблем с силовыми агрегатами, о которых покупатель узнает не сразу и за которыми в 90 процентах случаев будет стоять дорогостоящий ремонт.

Нечистые на руку продавцы «давят» на психологию покупателя/ Фото: 1gai.ru

Нечистые на руку продавцы «давят» на психологию покупателя/ Фото: 1gai.ru

Задействуйте психологию. Все нечистые на руку продавцы авто будут выдавать себя своим же поведением, если с их автомобилями явно что-то не так. Возьмите с собой на осмотр провод USB и телефон, сообщите автовладельцу, что хотите узнать реальный пробег на основании данных датчиков АБС, коленвала и блоков управления. Если пробег скручен, сравнение этих показателей действительно позволит раскрыть обман, и продавец после такого заявления ощутимо занервничает, что позволит отказаться от покупки, сэкономив личное время для осмотра другой машины.

Возможные скрытые дефекты подержанной машины

Поиск проблемных мест на кузове автомобиля/ Фото: evo-rus.com

Поиск проблемных мест на кузове автомобиля/ Фото: evo-rus.com

И вот мы готовы приступить к тщательному осмотру автомобиля, результатом которого должен стать вердикт – есть ли вообще смысл везти транспортное средство на станцию технического обслуживания.

Естественно, первым делом рекомендуется медленно и очень внимательно осмотреть авто со всех сторон на предмет выявления дефектов кузова, ведь восстановление лакокрасочного покрытия – одна из самых больших статей расходов после ремонта двигателя.

Далее действуем по следующему плану:

Открываем капот и багажник, осматриваем места крепления стоек, раму и другие детали, принимающие на себя основную нагрузку от ходовой части автомобиля. Обычно мелкие трещины остаются незамеченными, а более крупные замазывают герметиком. Открытые части металла должны быть голыми и блестящими, без нанесения специальных средств, сколов и трещин. Если это не так, от авто можно отказываться уже на этом этапе.

Осмотр багажника/ Фото: motor1.com

Осмотр багажника/ Фото: motor1.com

Распахиваем двери и продолжаем осмотр, обращая внимание на сварочные швы. Все швы в автомобиле должны быть заводскими – их ни с чем не спутать, поэтому если одно из сварных соединений явно отличается от соседствующих с ним швов, без сомнения, здесь было вмешательство гаражного мастера. А что этому предшествовало, мелкая авария или неудачная парковка, можно только гадать.

Иногда на самодельные швы накладывают слой герметика и маскируют его под заводскую сварку, которая позже окрашивается в цвет кузова. Достаточно взять гвоздик и пройтись по всем проблемным местам автомобиля. Выявить ложный участок не составит труда.

Проверяем пробег на «скрученность»/ Фото: avtocod.ru

Проверяем пробег на «скрученность»/ Фото: avtocod.ru

Перемещаемся в салон и, вы не поверите, проверяем соответствие указанного на тахометре пробега реальному – тому, который автомобиль проехал на самом деле. Сначала смотрим на сиденье водителя – если на нём образовалась сильная вмятина, но пробег не настолько велик для таких метаморфозов, вполне вероятно, что автомобиль эксплуатировался для дальних поездок в такси или курьерских доставок. На большой пробег также явно указывает стёртость руля, поцарапанное стекло панели приборов, обветшалый пластик и «уставшая» резина автомобильных ковриков.

Необычным способом выявить проблемные участки в подержанном автомобиле будет сравнение стоящих на нём деталей с оригинальными запчастями, с особенностями формы и конструкции которых можно ознакомиться на официальном сайте производителя. Этот способ подойдёт, если вы точно знаете, какой автомобиль будете смотреть. Найдите в Интернете описание китайских и тайваньских аналогов запчастей, которые можно проверить без разбора авто, а именно – рулевые наконечники, шаровые опоры, стойки стабилизаторов, глушитель. Если по ходу осмотра будут найдены установленные низкосортные аналоги запчастей, от автомобиля лучше отказаться.

Смазка и охлаждение мотора/ Фото: zil-130-431410.ru

Смазка и охлаждение мотора/ Фото: zil-130-431410.ru

Одно из самых проблемных мест в б/у автомобиле – это система смазки и охлаждения двигателя. При осмотре обязательно заведите мотор и дайте ему поработать десять – пятнадцать минут, а лучше полчаса. За это время с исправным агрегатом ничего не случится, а проблемный двигатель сразу выдаст себя повышенной температурой охлаждающей жидкости, нехарактерными звуками работы и возможным срабатыванием «Чека», если проблемы с двигателем куда более серьёзные, чем просто плохое моторное масло или неисправные свечи зажигания.

Определяем автомобиль-»утопленник»/ Фото: cartechnic.ru

Определяем автомобиль-»утопленник»/ Фото: cartechnic.ru

Одна из распространённых проблем с автомобилем в целом – утопление – чаще всего тщательно маскируется самыми разнообразными способами от обогащения внутренней атмосферы салона ароматическими маслами до тщательной мойки автомобиля изнутри и снаружи, что в любом случае может навести на мысль, что с машиной что-то не так.

Не стоит забывать, что подобные проблемные автомобили всегда стараются продать побыстрее и подешевле, поэтому если вы видите авто с ценником на 20-30 процентов ниже рыночной стоимости, не верьте заверениям продавца о срочной необходимости в деньгах. Скорее всего, вместе с дешёвым автомобилем вы получите в придачу дорогостоящий ремонт и ещё кучу проблем, с которыми не сможет справиться ни один мастер в мире – например, с запахом тины в салоне.

Как не упустить проблемные места при осмотре автомобиля

Внимательный осмотр б/у машины перед покупкой/ Фото: blamper.ru

Внимательный осмотр б/у машины перед покупкой/ Фото: blamper.ru

Самый простой способ заметить все проблемные зоны подержанного авто, а главное, найти ту самую проблему, которая заставит тебя отказаться от покупки – позвать с собой специалиста. В самый ответственный момент он поможет вам снять «розовые очки» и взглянуть на уже полюбившийся автомобиль под другим углом.

Иногда долгожданная машина, которая уже через пару минут может стать вашей, буквально сводит с ума, позволяя вам благополучно закрыть глаза на большинство серьёзных недостатков, которые впоследствии могут вылиться в существенную сумму денег в виде ремонта агрегатов или восстановления лакокрасочного покрытия. Такая проблема может возникнуть, если продавец – хороший психолог, чьи сладкие речи буквально растворяют в мыслях о владении автомобилем мечты. Не поддавайтесь на провокации и вежливо попросите владельца автомобиля постоять в сторонке, ведь спокойный осмотр без лишних глаз – ваше законное право.

Если же торопливый продавец на протяжении всего осмотра, который может занимать до часа и более, не устаёт приводить всё новых и новых покупателей, готовых купить именно этот автомобиль за любые деньги, скорее всего он – лишь часть спектакля, в котором вы – жертва заведомо мошеннических действий. Если автомобиль действительно хорош собой, и у него есть реальные покупатели, автовладелец никогда не будет стравливать их между собой, если только в автомобиле нет существенного недостатка, а один из покупателей – не друг нерадивого продавца.

При осмотре машины обращайте внимание на поведение продавца/ Фото: drivenn.ru

При осмотре машины обращайте внимание на поведение продавца/ Фото: drivenn.ru

Добросовестный продавец всегда даст столько времени на осмотр, сколько того потребуют обстоятельства. Он никогда не будет ёрзать от нетерпения и нервно потирать руки, а наоборот, останется спокойным и уверенным в безупречном состоянии своего автомобиля. Продавец, которому нечего скрывать, скорее всего, либо совсем не пойдёт на торг, либо заявит минимальную сумму скидки, никогда не превышающую пяти процентов от стоимости машины.

Ну и самое простое правило, как стопроцентно купить надёжный и долговечный автомобиль с рук – это обратиться в специализированное СТО, где точно скажут, стоит покупать эту конкретную машину или нет. Все вышеописанные способы всего лишь позволят вам не возить в автосервис несколько транспортных средств с целью выявить их недостатки, а выбрать для себя наиболее подходящий вариант без видимых проблемных мест и проверить его более досконально у профессионального мастера.

Если вы – продавец подержанной машины, не спешите от нее избавляться. Есть проверенные способы, как продлить жизнь старого автомобиля и тем самым сэкономить на покупке нового транспортного средства.

Покупка б/у автомобиля сопровождается рисками, поэтому важно заранее проверить машину на юридическую чистоту и грамотно оценить ее техническое состояние. В этом материале я подробно расскажу, как проверить авто перед покупкой. Предлагаю пошаговую инструкцию, состоящую из пяти этапов.

ЭТАП 1: ПРОВЕРКА ПО БАЗАМ

Именно с этого этапа стоит начинать проверку автомобиля. С одной стороны, вы сэкономите время на личных осмотрах, если варианты неудачные. С другой, — получите полную информацию об истории авто и, если проблемы незначительные, сможете выторговать скидку у продавца.

Самые распространенные проблемы при покупке авто с пробегом:

● ограничения ГИБДД;
● залог;
● лизинг.

Одна из самых распространенных проблем авто с пробегом – ограничения ГИБДД. Чаще всего они возникают из-за неуплаты долгов, например, алиментов. Также их могут наложить из-за неоплаченных штрафов, поэтому перед покупкой, помимо всего прочего, проверьте историю штрафов.

Машину с ограничениями ГИБДД не получится поставить на учет. Проблема осложняется тем, что снять запрет может только продавец. Он гасит задолженность непосредственно судебному приставу-исполнителю ФССП России, после чего ограничения снимаются. И очень хорошо, если у вас остался контакт продавца, а тот, в свою очередь, идет на общение и готов снять запрет на регдействия.

А если контакта нет, продавец не берет трубку или сменил телефон, вы остаетесь с проблемой один на один. Продать машину не получится – это считается мошенничеством. Придется обращаться в суд, а это судебные издержки и длительные разбирательства. За это время продавец уже потратит деньги, а вы лишитесь и средств, и машины.

Залоговый автомобиль вы сможете поставить на учет, но, если бывший собственник перестанет платить по долгам, залогодатель может изъять автомобиль.

С лизинговыми машинами нужно быть особенно осторожными. Пока компания-собственник не закроет лизинг, вы не перерегистрируете авто.

Как проверить автомобиль с пробегом по базам данных

Проверка автомобиля по каждой базе отдельно займет много времени, да и не все базы есть в бесплатном открытом доступе. Эту проблему решают сайты-агрегаторы. Они собирают информацию из множества баз данных и генерируют в один отчет. Один из самых первых, самых полных и самых известных сервисов – avtocod.ru.

Аvtocod.ru собирает данные с официальных сервисов и коммерческих источников: ГИБДД РФ, РСА, ФССП, Бюро кредитных историй, Федеральной нотариальной палаты РФ, страховых компаний, банков, автодилеров, ФТС и так далее. Полный отчет формируется за 5 минут и стоит 349 рублей.

Чтобы проверить авто, достаточно ввести госномер или VIN. Сервис показывает всю историю использования автомобиля и его возможные проблемы: количество владельцев б/у автомобиля, последний пробег, наличие ДТП, расчет ремонтных работ, коммерческое использование, использование в такси, нахождение в розыске, залоге, лизинге, наличие штрафов и возможных запретов на регистрационные действия, дубликата ПТС, отзывные кампании на проверяемый автомобиль, историю сервисного обслуживания, прохождение обязательного технического осмотра, актуальные и ранее выдаваемые государственные регистрационные знаки (госномера) и другую информацию.

ЭТАП 2: ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ

Как проверить машину перед покупкой на предмет чистоты документов и продавца:

Смотрим ПТС: вклеек, исправлений, зачеркиваний и иных корректировок быть не должно. Если они присутствуют, то они должны быть удостоверены подписью и печатью должностного лица ГИБДД. Иногда вместо оригинала ПТС на б/у автомобиль продавец предоставляет дубликат ПТС. Сам по себе факт наличия дубликата должен включить «режим повышенного внимания» у покупателя, особенно если продавец ничего не сказал о нем по телефону.

Наличие дубликата безопасно, если его выдали вместо оригинального, в котором закончились места для внесения новых владельцев. Копию также выдают в случае кражи или утери оригинала. Но если оригинал ПТС находится в банке, а авто кредитное, мошенники получают дубликат и с ним продают машину ничего не подозревающему покупателю.

В дубликате ПТС имеется отметка о причине его выдачи. Если причиной является «утеря» (возможно, кража) оригинала, от покупки следует отказаться. Если причиной указана «утилизация», само по себе это не значит, что автомобиль «криминальный», но за этим может скрываться большое количество владельцев.

Смотрим СТС. Здесь указывается информация о марке и модели ТС, VIN, номер кузова (рамы), номер двигателя, мощность и собственник автомобиля.

Вас должны насторожить любые несовпадения данных СТС с данными в ПТС, помарки, исправления, нечеткие или размазанные данные. Следует обратить внимание на основание права собственности в СТС: обычно это договор купли-продажи с указанием его номера и даты. Такой же договор с номером и датой должны быть указаны в ПТС. Собственник в СТС и в ПТС должны совпадать.

Сверяем данные об автомобиле. VIN автомобиля должен совпадать в СТС, ПТС и непосредственно в самом проверяемом автомобиле. В большинстве современных автомобилей VIN размещается:

● в специальном окошке в низу лобового стекла со стороны водителя;
● на кузове под передним пассажирским сиденьем;
● на кузове автомобиля в виде специальной таблички завода-изготовителя с указанием VIN и иных характеристик автомобиля.

Отсутствие при проверке машины этой таблички на кузове должно насторожить. Возможно, она исчезла вследствие кузовного ремонта проверяемого автомобиля.

Проверяем паспорт продавца. Фамилия, имя, отчество должны совпадать с данными, которые указаны в ПТС и СТС. Если это одно и то же лицо, прекрасно! Мы имеем дело с собственником. Если же нет (что часто и бывает), то, скорее всего, это лицо не имеет к истории проверяемого автомобиля никакого отношения: вы «попали» на перекупщика.

Возможно, перекупщик, который приобрел автомобиль за пару недель до осмотра, сам по себе и неплохой человек, но чаще всего он ничего не знает ни о машине, ни об обслуживании, ни о замене каких-либо крупных узлов и деталей.

Иногда автомобиль продают по доверенности. В этом случае обратите внимание, кем и кому она выдана, дату выдачи и срок действия, а также полномочия поверенного, указанные в ней.

Она должна быть выдана собственником автомобиля, который указан в ПТС и СТС. Срок ее действия не должен истечь на момент заключения договора купли-продажи, а полномочия, указанные в ней, должны предполагать возможность продажи автомобиля и получения денежных средств за него от покупателя.
Удостовериться в том, что перед вами доверенное лицо вы можете, сверив паспортные данные продавца, лица, указанного в доверенности и собственника, указанного в ПТС и СТС.

При любом несоответствии данных собственника и продавца, истекшей доверенности, от покупки такого авто следует отказаться.

ЭТАП 3: ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Если вы определились с маркой и моделью б/у автомобиля, вам, скорее всего, уже известны все слабые места и возможные «болячки», и вы понимаете, куда и на что смотреть.

Как проверить машину перед покупкой на соответствие ее технического состояния вашим ожиданиям? Лучше всего сделать это в профильном или клубном сервисе, специализирующемся на обслуживании именно этой марки автомобилей, или у официального дилера. Здесь же вы узнаете стоимость устранения обнаруженных недостатков автомобиля и понимать, сколько можно выторговать у продавца.

Можно, конечно, проверить автомобиль в гаражном кооперативе у местного механика-любителя или в мультибрендовом автосервисе, но широкая специализация таких мастеров не позволить выявить каких-то специфических недостатков именно этой модели.

Проверяя автомобиль с пробегом, следует знать, что недостатки автомобиля можно условно разделить на устранимые «малой кровью» или не мешающие эксплуатировать автомобиль (например, царапина на кузове или трещина на стекле или фаре), и неустранимые (либо устранимые, но большими деньгами, когда стоимость соизмерима со стоимостью автомобиля и нецелесообразна). К последним можно отнести нарушение геометрии кузова, сильный износ основных узлов таких, как двигатель или коробка передач, автомобили, побывавшие в воде («утопленники») или горевшие.

Правильно будет обратить внимание на крупные, сложные (и дорогие) узлы и агрегаты автомобиля:

Двигатель. Он должен быть сухой, без течей или следов технических жидкостей (масла, антифриза). Если течь есть, важно понять, что является ее причиной и сколько стоит ее устранение. Насторожить должен и свежевымытый, блестящий двигатель – так обычно устраняют течи и их следы.

Если есть подозрения к его техническому состоянию, следует тщательно проверять двигатель: возможно, заглянуть в маслозаливную горловину или в цилиндры, выкрутив свечи Не лишним будет считать коды возможных ошибок специальным сканером.

Косвенным признаком неисправного двигателя может являться цвет и запах дыма из выхлопной трубы автомобиля. Если он слишком черный или белый, имеет запах несгоревшего топлива, следует насторожиться. Если техническое состояние двигателя Вас устраивает, переходим к дальнейшему осмотру. Если нет, лучше отказаться от покупки авто с проблемным двигателем. Устранить недостатки на современном двигателе небыстро и недешево.

Коробка передач. Проверяется как на стоящем автомобиле, так и на ходу. Вас должны насторожить посторонние шумы, вибрации, толчки, удары, нечеткое включение передач. Визуально можно увидеть потеки на стыке двигателя и коробки передач. В большинстве случаев без «вскрытия» понять, в каком состоянии находится трансмиссия, невозможно. Можно лишь предположить, сколько будет стоить замена той или иной детали в ней, и с учетом этого вести торг.

Стоит поинтересоваться, сколько стоит контрактная коробка на эту модель. Если вы не уверены, что именно придется менять, стоит отказаться от покупки авто. Либо иметь в запасе деньги для ремонта или покупки коробки в сборе.

Кузов автомобиля. Его общее состояние оценивается как визуально, так и с помощью толщиномера. Так можно понять, был ли автомобиль в серьезной аварии либо красился косметически, без шпаклевки. Кузовные недостатки такие, как ржавчина, царапины, вмятины, сколы могут быть устранимы, если находятся в доступных местах автомобиля или снимаемых элементах (крылья, бамперы, зеркала). Важна цена вопроса.

Если же присутствуют механические или коррозионные повреждения несущей конструкции, порогов, стоек, лонжеронов, крыши, устранить их либо очень дорого, либо вообще невозможно. То же может касаться ржавой или поврежденной рамы внедорожника.

Будущий автовладелец после проверки технического состояния должен хорошо себе представлять, сможет ли он устранить обнаруженные недостатки, во сколько ему это обойдется и готов ли он на это. Так, устранение «простых стуков» в подвеске может вылиться в несколько десятков тысяч рублей, а замена цепи ГРМ на некоторых моделях авто может легко перевалить за сто тысяч. Если не готовы платить, лучше откажитесь.

ЭТАП 4: ПРОВЕРКА VIN-НОМЕРА НА ПРЕДМЕТ КОРРЕКТИРОВКИ

Другими словами: не перебит ли VIN. Важно знать, где именно на проверяемом авто располагается VIN. Как я уже писал, на современных автомобилях он может располагаться под лобовым стеклом, передним сиденьем пассажира. На внедорожниках рамной конструкции он может быть продублирован на раме автомобиля. Последнее часто бывает причиной проблем: реагенты, частая смена климатических условий может повлечь усиленную коррозию рамы и номера на ней, и как следствие – к трудностям при постановке на учет. В этом случае от покупки следует отказаться.

Номер также располагается на двигателе автомобиля, но часто найти его и увидеть, а уж тем более определить, перебит ли он или имеет следы корректировки, простой обыватель не сможет. В случае, если вы имеете желание проверить автомобиль, входящий в топ-список угоняемых авто, целесообразно привлечь эксперта-криминалиста именно на этапе проверки авто. За небольшое по сравнению со стоимостью автомобиля вознаграждение вы получите заключение эксперта и спокойствие за целостность VIN и отсутствие криминального прошлого вашего будущего автомобиля.

Стоимость работы приглашенного криминалиста варьируется в диапазоне 3000-10000 рублей в среднем и зависит от сложности исследования. Но в любом случае это часто гораздо лучше, чем в последующем стать участником уголовного дела, если машина угнана. Автомобиль получит статус вещественного доказательства и на все время следствия оставаться у правоохранительных органов.

ЭТАП 5: ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЯ ПО БАЗАМ

Этот этап проверки авто завершающий, однако не менее важный и актуальный. С момента первичной проверки машины, документов на б/у автомобиль, вашего осмотра и технической проверки машины перед покупкой может пройти несколько дней, а то и неделя или более. За это время продавец на уже почти вашем автомобиле может попасть в ДТП, «нахватать» штрафов (это бывает актуально, когда продавец знает, что точно продаст вам автомобиль) или заложить его в ломбард. Поэтому проверить машину перед покупкой, непосредственно перед заключением договора купли-продажи и передачи автомобиля, будет очень правильным. Это окончательно снимет все риски с вас и автомобиля и позволит в полной мере насладиться покупкой.

Выбор автомобиля с пробегом является достаточно сложным делом, но его может существенно упростить моя пошаговая инструкция.

Как правильно выбрать подержанную машину Как правильно выбрать подержанную машину

Как правильно выбрать подержанную машину

Как определить скрученный пробег и скрытые дефекты б/у автомобиля, если вы не специалист?

Покупка подержанного автомобиля – почти всегда риск. Но его можно свести к минимуму, если хорошо подготовиться. У меня своя небольшая автомастерская. Я лично сменил более 30 машин и столько же помог подобрать друзьям и клиентам.

Плюсы и минусы машины с рук

Плюсы:

  • Цена. Уже после трех лет эксплуатации автомобиля она снижается на 35–60%. Кроме того, есть возможность торга.
  • Дополнительное оборудование. В отличие от новой машины, подержанная уже оснащена всем, что было необходимо прежнему владельцу. Например, сигнализацией, шумоизоляцией, ковриками и т.д. Бывший хозяин может подарить вам автомагнитолу или зимнюю резину.
  • Отсутствие заводских дефектов. Если они и были у машины, то предыдущий владелец уже их устранил.
  • Выбор моделей. За те же деньги он намного больше, чем на рынке новых авто.

Минусы:

Скрытые проблемы. Недобросовестный продавец может умолчать о серьезном ДТП, в котором побывала машина. Скажем, произошла деформация лонжерона, в результате нарушилась геометрия кузова, а при ремонте это не исправили. В итоге авто идет некомфортно, “съедает” колеса (то есть происходит преждевременный износ резины).

Расходы на диагностику и последующие ремонты. Диагностику подержанного автомобиля перед покупкой, конечно, надо провести. Что касается ремонта, то чем старше машина, тем чаще она его требует. А гарантия производителя, скорее всего, уже закончилась.

Несвежий вид. Не все хозяева хорошо ухаживают за своим авто. Внутри салона может быть испорченная обивка или неприятный запах. Потребуется химчистка.

Необходимость проверки на юридическую чистоту. Машина может оказаться под залогом, в угоне и т.д.

Где искать подержанное авто

1‑й вариант, надежный. У знакомых, которым вы можете доверять, и по их рекомендации.

2‑й вариант, приемлемый. В автосалоне. С помощью услуги трейд-ин там обменивают старый транспорт на новый. Подержанным авто делают диагностику, приводят их в порядок, а некоторые крупные салоны даже вписывают себя в ПТС, что гарантирует надежность сделки. Цена здесь, конечно, завышена процентов на 15–20, пробег может быть скручен. Однако обычно в салонах проверяют машины добросовестно. К тому же дают гарантию на основные узлы.

3‑й вариант, сомнительный. В каршеринге. К сожалению, машины продаются сильно изношенными, но по относительно низкой цене и с честными документами.

4‑й вариант, неоднозначный. В интернете, например, на сайтах “Авито.ру”, “Дром.ру”, “Авто.ру”. Но тут очень важно на нарваться на перекупщика. К сожалению, 80% объявлений о продаже авто дают именно такие люди, которые скупают подержанные машины, устраняют мелкие недостатки, скручивают пробег, а затем продают дороже. О скрытых недостатках машины они, конечно, не упоминают. И вы рискуете приобрести некачественное авто. Перекупы не несут никакой ответственности, они не вписаны в ПТС. В случае проблем с машиной предыдущих хозяев будет не найти.

Как распознать перекупа

Важно обратить внимание на некоторые особенности, которые выдают перекупщика:

  • в объявлении. Вместо имени перекупы часто пишут “частное лицо”, “владелец”, “продавец”. Также вас должен смутить слишком маленький пробег (в среднем за год машина проезжает 20 000 — 30 000 километров). Обратите внимание и на шаблонные фразы в описании авто: “чистый салон”, “вложений не требует”, “в отличном состоянии”, а также шаблонные фото.
  • в телефонном разговоре. Задайте главный вопрос: “вписали ли продавец в ПТС?”. Если начнутся увиливания: мол, продаю машину жены/мамы/брата, лучше отказаться от покупки. Кроме того, перекуп будет уходить от прямых ответов на вопросы о состоянии автомобиля и отвечать общими фразами.
  • во внешнем виде автомобиля. Перекупы любят полировать кузов воском перед продажей, а также увешивать салон ароматизаторами, чтобы замаскировать неприятные запахи.
  • в документах. Если данные владельца в ПТС и продавца не сходятся, это точно перекуп.
Нередко перекупов можно встретить на авторынках

Как правильно провести осмотр автомобиля

  • Встречайтесь с продавцом в светлое время суток.
  • Обратите внимание на чистоту автомобиля, на присутствие посторонних запахов в салоне.
  • Сядьте за руль, чтобы понять, комфортно ли вам в этой машине.
  • Осмотрите ее снаружи: ровное ли лакокрасочное покрытие.
  • Если вы не специалист, определить техническое состояние транспортного средства очень сложно. Лучше это сделать в независимом автосервисе, где проверят состояние приводных ремней, тормозных дисков и колодок, сайлентблоков, коробки передач, лонжеронов, брызговиков, положение руля. Жестянщик измерит специальным прибором толщину лакокрасочного покрытия и расскажет, какие элементы кузова менялись или были покрашены.
  • В идеале стоит провести эндоскопическое исследование двигателя на предмет износа цилиндро-поршневой группы — это самая дорогая деталь авто. Будет не лишней компьютерная диагностика — через нее может вскрыться скрученный пробег.

Знания о недостатках авто позволят вам либо принять решение отказаться от покупки, либо грамотно торговаться.

Что должно насторожить при осмотре автомобиля

У машины сильно изношен руль, стерты резинки на педалях тормоза, газа и сцепления (если это механика), при этом выставлен пробег до 100 000 километров. Это нонсенс, потому что при таком пробеге на резинках практически не должно быть износа. Следовательно, пробег скручен, и в реальности он больше 200 000 километров. Также о значительном пробеге может говорить продавленность водительского сиденья.

Так могут выглядеть резинки на педалях до 100 000 километров…
… а вот так они сношены при пробеге около 200 000 километров
Состояние руля также показывает, насколько большой у машины пробег
 

Даты выпуска лобового, боковых и заднего стекол (указаны в углах) не соответствуют дате выпуска автомобиля. Это означает, что их меняли, и вам нужно выяснить, бывала ли машина в серьезных ДТП.

Уровень масла на минимуме. Это говорит о том, что владелец не очень добросовестный и редко проходит техобслуживание, что влечет для вас дополнительные расходы. Или о том, что у автомобиля повышенный расход масла, а, значит, есть дефекты. Если же масла достаточно, но оно слишком светлое, есть вероятность, что его подлили перед осмотром.

На приборной доске горят какие-то непонятные сигнальные лампы. Это признак неисправности.

Цвет лакокрасочного покрытия неровный. Значит, была замена элементов кузова и покраска в результате ДТП.

Если цвет лакокрасочного покрытия неровный, это может говорить о том, что машина была в ДТП

При тест-драйве машину “ведет” вправо или влево. Будьте осторожны: руль стоит криво.

Владелец не дает вам провести тест-драйв. Это, конечно, не значит, что в машине обязательно есть дефекты. Возможно, продавец беспокоится, что вы стукните пока еще его автомобиль или нарушите ПДД. Однако совершенно ненормально, если владелец отказывается от тест-драйва с вами в качестве пассажира.

Хозяин уклоняется от проведения диагностики в автосервисе. В таком случае от покупки лучше отказаться.

Какие недостатки машины не критичны

Например, замятое крыло, царапина или треснутый бампер, которые предыдущий продавец решил не менять и не красить. На сегодняшний день небитых машин практически нет. Даже на новых авто из салонов бывают царапины из-за неаккуратности менеджеров.

Такие мелочи, как треснутый бампер, царапина или замятое крыло, можно легко устранить за небольшие деньги
 

Если вы проверили машину в автосервисе и выяснилось, что у нее нет недостатков, кроме этих мелочей, то не стоит отказываться от покупки. А мелочи вы устраните за относительно небольшие деньги.

Как провести юридическую проверку машины

Юридическую проверку транспортного средства можно запросить на официальном сайте ГИБДД по идентификационному номеру (VIN). Там вы получите информацию по истории регистрации машины в ГИБДД, об участии автомобиля в ДТП, о том, не находится ли он в розыске, нет ли ограничений на регистрационные действия. Проверить, не находится ли машина под залогом, можно на сайте ФНП (Федеральной нотариальной палаты).

Как правильно оформить покупку подержанной машины

Сегодня оформить сделку продавец и покупатель могут самостоятельно

Распечатайте бланк договора купли-продажи (он есть в интернете) в трех экземплярах. Аккуратно заполните все поля согласно ПТС — паспорту транспортного средства. Имейте в виду: небрежно оформленный договор в ГИБДД могут не принять.

Впишите ФИО нового владельца и его домашний адрес в ПТС. В графе “основание продажи” укажите: договор купли-продажи. Поставьте дату продажи, подписи прежнего и нового собственника.

Впишите ФИО нового владельца и его домашний адрес в ПТС. В графе “основание продажи” укажите: договор купли-продажи. Поставьте дату продажи, подписи прежнего и нового собственника.

Можно также отправить их через портал Госуслуг. В каталоге услуг нужно выбрать пункт «Транспорт и вождение», затем — «Регистрация транспортного средства». Там же можно произвести оплату госпошлины со скидкой 50%. Вы сможете выбрать удобное отделение ГИБДД и время для своего визита.

Можно ли переоформить ОСАГО с бывшего владельца на нового

У прежнего владельца авто есть несколько вариантов, как поступить с ОСАГО:

  • Разорвать договор ОСАГО и получить компенсацию за неиспользованный период. Однако в этом случае страховщик удержит 20% неустойки.
  • Включить покупателя в страховку и передать ее ему. Компенсацию продавцу выплачивает уже покупатель.
  • Переоформить ОСАГО на нового хозяина. Прежний и новый владельцы сначала заключают между собой договор о возмещении суммы страховки. Затем им нужно подойти в офис страховой компании с пакетом следующих документов: заявление о внесении изменений в страховку, паспорт покупателя, оригинал договора ОСАГО, ПТС, договор купли-продажи, свидетельство о постановке на учет, технический паспорт и водительские права. Однако для нового владельца будет проведен перерасчет страховки с учетом его повышающих коэффициентов, и, возможно, потребуется доплата.

Опыт: Юрий Горбунов, автоэксперт, владелец автосервиса Текст: Ирина Смоляная

Я работал продавцом в трейд-ине у официального автодилера.

За несколько лет я побывал на десятках осмотров автомобилей с пробегом. Расскажу, как проверить подержанную машину при покупке.

О том, как выбрать сам автомобиль по объявлению, мы писали в отдельной статье. Вкратце: если в объявлении скрыт номер, не указан вин-код или цена стоит ниже рыночной — это повод не доверять продавцу. В этой статье рассмотрим ситуацию, когда вы уже подобрали несколько подходящих вариантов и из них нужно выбрать лучший.

Проверка по базам

Еще до очного осмотра обязательно проверьте автомобиль по базам. Возможно, ехать на осмотр после этого и не придется.

Для проверки по базам вам нужно знать VIN, или вин-код, — это индивидуальный идентификационный номер машины. Иногда продавцы сразу указывают его в объявлении, иногда скрывают. Если объявление вам нравится, а вин-кода нет, попросите продавца прислать его. Если продавец отказывается, объясните, что вин-код сам по себе не тайна: любой желающий может посмотреть его на табличке под лобовым стеклом. Если продавец наотрез отказывается присылать вин-код, просто не покупайте такую машину.

Кроме вин-кода, понадобится ФИО собственника автомобиля. С этой информацией мы будем проверять машину в открытых источниках: на сайте ГИБДД, ФССП и в сервисах «Автокод» и «Автотека».

О том, как проверить машину по базам ГИБДД, Федеральной нотариальной палаты или через личное обращение, мы уже писали в другой статье.

Сервис «Автокод». Если машина из Москвы, то с помощью этого сервиса и вин-кода можно сделать проверку еще и по московским базам. Это бесплатно. Будьте внимательны: в интернете есть похожие по дизайну сайты, где отчет о проверке стоит 250—300 рублей. На «Автокоде» проверка бесплатная.

Сервис «Автотека». Сервис предлагает купить отчет по всем имеющимся сведениям об истории автомобиля. На апрель 2021 года отчет стоит 129 Р. Программа собирает данные из государственных баз и с коммерческих организаций: СТО, страховых компаний, банков и «Авито». Помимо официальной информации пользователь узнает, когда и как делали ТО, сколько раз ремонтировали машину и с каким пробегом она продавалась на «Авито» в прошлый раз. Чтобы проверить машину, потребуется только вин-код.

Пример отчета из «Автотеки»

Что взять на осмотр

Толщиномер — его можно арендовать, но предварительно изучите, как им пользоваться. Толщиномер показывает толщину лакокрасочного слоя — ЛКП. Слишком большой слой краски — косвенный признак аварии. Посмотрите заранее, какая толщина ЛКП должна быть у выбранной модели, чтобы понимать, где заводская окраска, а где нет. Если брать прибор неохота, осмотрите автомобиль визуально: если в целом все понравится — съездите на СТО, где мастер проверит лакокрасочное покрытие толщиномером.

Фонарик — им можно подсветить подкапотное пространство или части кузова.

Где и как осматривать автомобиль

Автомобиль нужно осматривать чистым, на свету и не в тесном гараже, а в просторном помещении или на открытом воздухе. Так у вас больше шансов увидеть недостатки лакокрасочного покрытия, возможные следы ДТП и кузовного ремонта.

Осматривать автомобиль на подземной парковке, в условиях тусклого искусственного освещения опасно: запросто упустите дефекты. Если машина припаркована вплотную к другим автомобилям или к забору, попросите отогнать ее на свободную площадку. Если машина грязная, попросите продавца ее помыть. Нормальный продавец не будет против. Возможно, продавец будет против, потому что зимой в грязную погоду машины пачкаются буквально за один день, и перед каждым показом мыть машину накладно.

Если машина стоит на тесной и темной парковке, попросите продавца переставить ее в просторное и хорошо освещенное место. Если осматривать на парковке вроде той, что на фото, легко упустить дефекты

Документы

Во время осмотра в первую очередь проверяем документы: паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) и паспорт продавца.

Смотрим ПТС. Если у машины было до четырех владельцев включительно, то очень желательно, чтобы ПТС был оригинальным. Дубликат ПТС могли выдать просто взамен утилизированного, если закончилось место в старом паспорте. А могли выдать взамен утраченного — я не рекомендую покупать автомобили с таким ПТС. Есть риск, что это угнанный автомобиль-двойник или машина, восстановленная после серьезного ДТП и списанная страховой компанией.

Причину замены ПТС указывают в графе «Особые отметки».

Смотрим СТС. Если продавец — частное лицо, он должен быть вписан в ПТС и СТС. Это делает его собственником автомобиля.

Сверяем данные об автомобиле. Вин-код, номера кузова и двигателя, мощность и другие данные должны быть одинаковыми в СТС и в ПТС. Исправления недопустимы, либо должна стоять печать ГИБДД. Любые корректировки всегда должны быть заверены подписью и печатью.

Проверяем паспорт продавца. Проверьте, чтобы ФИО владельца в ПТС и СТС совпадали с данными продавца в паспорте. В крайнем случае машину жены может продавать муж. Если продавец говорит, что он брат, друг или сват владельца — насторожитесь. Скорее всего, это частный перекупщик, который перепродает некачественные автомобили. Такие дельцы покупают машину в плохом состоянии по цене ниже рынка — после аварии или с пробегом в несколько сотен тысяч километров. Дальше они ее как можно дешевле чинят, скручивают пробег и стараются продать по цене хорошего автомобиля.

Кузов

Кузов — один из ключевых элементов автомобиля. От его состояния зависит ваша безопасность. Восстановленный после сильного ДТП кузов непредсказуем при повторной аварии. В то же время небольшая авария, в которой пострадали только навесные элементы, для кузова не критична.

Один из способов проверить, что кузов нетронутый, — посмотреть на болты, которыми детали крепятся друг к другу. Иногда, чтобы скрыть следы вмешательства после смены детали, болты красят. Чтобы определить реальное состояние, проведите пальцами по поверхности болта. Если он заводской, то будет гладким и без задиров. Если же его откручивали, на нем останутся следы. То же касается внутренней части крыла — в заводском состоянии она гладкая и ровная.

Оцените состояние болтов и навесных элементов. Хорошо, если у них нет задиров от гаечного ключа. Также обратите внимание на форму крепежных элементов — они должны быть ровными, как на фотографии
Поверхность ровная, без задиров, а болт в заводском окрасе

Зазоры

Зазоры между кузовными панелями должны быть равномерными на всем протяжении стыка кузовных панелей.

Если зазоры между аналогичными деталями с правой и левой стороны автомобиля отличаются по толщине, это косвенный признак аварии в истории машины.

Если покупаете автомобиль самостоятельно, рекомендую осмотреть несколько вариантов одной модели. Так вы будете понимать, какие зазоры нормальные, а какие нет. Дело в том, что у дешевых автомобилей с завода качество сборки может хромать, и зазоры будут большими или неровными.

Обратите внимание, капот идет ровно вдоль бампера, но фара немного выпирает. Для данной модели «Киа-Сид» это норма. Иногда, чтобы понять допустимые пределы, нужно посмотреть несколько автомобилей одной модели
Если зазоры очевидно неравномерные, то, скорее всего, автомобиль попадал в ДТП. Источник: malceva.mostlux.ru

Лакокрасочное покрытие

Эксперты могут определить крашеные детали на глаз и на ощупь, но обычному автолюбителю лучше научиться пользоваться толщиномером или обратиться к специалистам-автоэкспертам.

Обратите внимание на цвет соседних кузовных элементов. Если есть разница между оттенками, возможно, автомобиль повторно красили. Разные тона между пластиковыми и металлическими элементами для автомобилей среднего и экономкласса — норма.

Проведите пальцами по торцу кузовного элемента. Окрашенная на заводе поверхность — гладкая, а перекрашенная — шершавая и выпуклая, как апельсиновая корка.

Толщиномер надо откалибровать и прикладывать строго перпендикулярно

Маркировка стекол

Единого стандарта маркировки стекол не существует. Каждый производитель зашифровывает данные о годе выпуска по-своему. Если не разбираетесь в особенностях конкретной машины, сравните маркировку с другим стеклом на этом же автомобиле.

Логотип Мерседеса означает, что это оригинальное стекло, сделанное по заказу автопроизводителя. Saint-Gobain — производитель стекла. Цифра 16 — это год выпуска стекол. Здесь они 2016 года, как и машина. Вместо 16 может стоять 6 — так тоже обозначают год выпуска стекол

На машине 2016 года могут быть стекла 2015-го. Но стекла, выпущенные после года сборки автомобиля, могут появиться на нем только в результате замены. Стекло могли поменять по причине ДТП, из-за износа или из-за того, что его просто разбили и что-то украли из машины. Если стекло меняли, важно понять причину и внимательнее проверить ближайшие кузовные элементы.

Логотип автопроизводителя говорит о том, что это стекло оригинальное. При ремонте после аварии обычно ставят дешевые китайские стекла Xyg, SAT, Benson.

То же касается кузовных элементов. Если на капоте есть логотип марки автомобиля — это хорошо. Если нет, то капот, скорее всего, не оригинальный, а после аварии.

Подкапотное пространство

Под капотом смотрите на внутренние кузовные элементы и состояние двигателя. Основные силовые элементы — лонжероны и полки крыла.

Нижние трубки квадратного сечения — это лонжероны. На них не должно быть заломов, следов сварки и деформации. На фото лонжерон справа, с серыми следами, — после ремонта: он пострадал в ДТП

Металл в верхней части подкапотного пространства — это полка крыла. Она должна быть ровной, без заломов и трещин. Толщина слоя краски по толщиномеру на внутренних элементах кузова не должна превышать 150 мкм. Герметик на стыках деталей должен быть нанесен равномерно.

Лонжероны со следами деформации, ржавчины, зарождающимися трещинами свидетельствуют либо о тяжелом ДТП, либо о плохом состоянии кузова.

Салон

По состоянию салона часто можно определить пробег машины. Обычно его выдают износ руля, педалей и сидений.

Иногда, чтобы скрыть большой пробег, продавцы меняют в салоне все элементы, на которых видны следы интенсивной эксплуатации: водительское кресло, рычаг КПП, кнопки приборной панели, обивку и так далее.

Один из ключевых показателей состояния автомобиля — пробег. Продавцы нередко скручивают показания одометра, так что о реальном пробеге приходится догадываться по косвенным признакам
Царапины и потертости свидетельствуют о том, что на автомобиле долго и много ездили. Если руль в таком состоянии, как на фото, продавцы часто перешивают его обивку. Понять это можно по грубой строчке или отличному от других аналогичных машин материалу. Перешитый руль — это не подарок вам, а попытка скрыть пробег. Источник: iconsult.by
Истертые педали тоже свидетельствуют о большом пробеге — уж точно больше 100 000 км. Источник: rocketmotors.ru

С другой стороны, состояние салона зависит от бережливости владельца. Если салон плохой, скорее всего, хозяин плохо следил за машиной. Еще на износостойкость материалов в салоне влияют марка и модель машины. Я рекомендую изучить износостойкость материалов в модели автомобиля, которая вас интересует. Для этого можно посмотреть серию видеороликов на Ютубе от автоподборщиков и обзорщиков. Потом нужно осмотреть несколько подержанных автомобилей этой модели с пробегом. Так вы будете знать, какие повреждения характерны для салона этой машины, а какие нет.

Двигатель

Самостоятельно провести полную диагностику двигателя трудно, потому что не хватит квалификации и оборудования. При первом осмотре оцените работу двигателя в целом, а если автомобиль понравится — сделайте диагностику на СТО.

Осмотрите подкапотное пространство. Там должно быть сухо и пыльно, никаких подтеков, пятен и разводов. Если течь есть, только мастер на СТО точно скажет, что это за неисправность и сколько стоит ремонт.

Когда под капотом чисто — это повод насторожиться. Обычно продавцы моют двигатель, когда хотят скрыть течи и обмануть покупателя. Я знаю только одного водителя, который моет подкапотное пространство для красоты, и пятерых хитрых хозяев, которые отмывали масляные подтеки, чтобы продать неисправные машины.

Попросите продавца завести машину и послушайте работу двигателя. Исправный агрегат работает ровно и ритмично, без посторонних вибраций и щелчков. Пусть хозяин погазует — звук должен остаться ровным. Если слышите посторонний шум, придется диагностировать неисправность на СТО, даже если вы догадываетесь, в чем проблема.

Обратите внимание на выхлоп. Очень темный или, наоборот, светлый цвет, а также слишком резкий запах говорят о том, что у автомобиля проблема.

Проверьте уровень и цвет моторного масла с помощью штатного щупа. Черный цвет означает, что продавец не менял масло по регламенту, а низкий уровень — что машина «жрет» масло и двигатель неисправен.

Ходовая часть

Проверить ходовую часть и найти все изношенные детали можно только на подъемнике. При обычном осмотре на улице подвеску не продиагностировать. Поэтому попросите продавца пустить вас за руль и дать немного проехать. Желательно прокатиться через трамвайные пути или лежачих полицейских — неисправная подвеска стучит на неровностях. Если услышите посторонние звуки, обратитесь на СТО. Там машину посмотрят на подъемнике и скажут, что конкретно сломано и сколько стоит замена.

Коробка передач

Без пробной поездки невозможно оценить работоспособность коробки передач. Попросите продавца пустить вас за руль и прокатитесь. Передачи должны переключаться без рывков, толчков и постороннего шума.

Проверьте масло на автоматической коробке. Оно должно быть розовым, а уровень соответствовать допустимому. Если масло темное или его мало — значит, коробка неисправна. Если чувствуете, что с коробкой что-то не то, лучше отказаться от покупки.

Кондиционер

Заведите машину и включите кондиционер. Если он не охлаждает воздух — значит, потребуется ремонт. Мастер на СТО скажет, что сломано и сколько стоит починить.

Электроника

Проверьте всю электрику: свет, музыку, центральный замок. Если что-то не включается или не работает, надо ехать на СТО и диагностировать неисправность.

Пробег

Недобросовестные продавцы уменьшают пробег, чтобы продать авто подороже. Заподозрить скрутку можно при осмотре салона и кузова. Истертые педали и руль, изношенные сиденья и сколы краски говорят о том, что на машине много ездили. Если пробег маленький, то это странно. Мастер на СТО всегда скажет, соответствует ли автомобиль заявленному пробегу.

Подушки безопасности

Поищите в салоне неравномерные зазоры между элементами обшивки. Это может быть признаком ремонта после аварии. Следы разрыва панели в зоне подушки безопасности — очень плохой сигнал и косвенный признак серьезного ДТП.

Подушки безопасности при ДТП раскрываются резко и с силой. При этом рвутся пластиковые детали салона и ломаются крепления деталей обшивки. Если у машины с пробегом кривые зазоры между панелями интерьера, а на местах вылета подушек видны швы или шишки, велика вероятность, что эта машина была в сильной аварии. Источник: hellhoundcustom.ru
Восстановить руль могут и так: просто засунули все обратно. Источник: airbagrostov.ru

Скрытые дефекты после ДТП

Скрытыми называют повреждения, которые не видно при визуальном осмотре. При покупке подержанной машины есть опасность, что после аварии не до конца отремонтировали такие дефекты. Покупатели боятся, что автомобиль начнет ржаветь или будет небезопасным.

Был ли кузовной ремонт, видно при осмотре кузова. Если машину чинили, рекомендуем проверить ее на СТО. Мастер расскажет, какие элементы меняли и красили, какие повреждения, возможно, получил автомобиль. При этом скрытые дефекты можно не заметить даже на станции техобслуживания.

Износ деталей

Чем старше автомобиль и больше пробег, тем сильнее износ деталей. Когда что-то ломается, это обычно меняют. Если на СТО не нашли неисправностей — значит, машина может ездить.

Подлинность вин-кода

Найдите вин-код на автомобиле и сверьте его с тем, что указано в документах. Так вы удостоверитесь, что перед вами именно эта машина. Номер должен читаться четко, без следов размытия, сильной ржавчины, царапин. Если номер выглядит сомнительно, то есть подозрения, что его перебили: взяли похожую машину, документы от другого авто и попытались изменить вин-код. Так обычно продают угнанный транспорт, поэтому лучше отказаться от покупки.

Вин-код находится на табличке под лобовым стеклом, на пороге под пассажирским сиденьем или на кузове под капотом. Заранее посмотрите в интернете, где находится вин-код у выбранной модели.

Проверьте машину сканером

Когда вы уже выбрали автомобиль с пробегом и готовы его купить, проведите проверку электроники диагностическим сканером. Сканеры бывают переносными — для проверки машины на месте — и стационарными — для работы на станции техобслуживания (СТО). Я рекомендую обратиться на СТО и там провести компьютерную диагностику. Цена зависит от марки и модели, в среднем 1000—5000 рублей.

Ошибка подушек безопасности (Airbag) может косвенно свидетельствовать о сильном ДТП. Ошибка коробки передач — повод внимательно ее проверить в сервисе. Чем дороже машина, тем больше датчиков у нее есть и тем актуальнее такая проверка.

В идеале ошибок не должно быть совсем.

Когда необходимо обращаться к специалистам

Рекомендую обязательно осматривать автомобиль на СТО перед покупкой. Лучше выбрать станцию, которая специализируется на этой марке, потому что мастера знают, как должна выглядеть и работать конкретная модель.

Нет смысла диагностировать каждую машину. Сначала осмотрите сами, и если все устраивает, приглашайте продавца на СТО. Обычно хозяева не возражают против такой проверки.

Запомнить

  1. Если цена подержанной машины на 30% ниже среднерыночной, не покупайте ее.
  2. Проверяйте приглянувшиеся машины и их владельцев по открытым базам ГИБДД и ФССП и через «Автотеку». Часть предложений отпадет еще до этапа осмотра.
  3. Осматривайте автомобиль в чистом виде и при хорошем освещении.
  4. Убедитесь, что продавец вписан в ПТС, а сам документ оригинальный.
  5. Внимательно осмотрите салон: внешний вид руля и сиденья может рассказать больше, чем показания одометра.
  6. Если машина нравится, не поскупитесь на диагностику на СТО: аналога проверки сертифицированным оборудованием нет.

Предположим, с новой машиной не сложилось, а без личного транспортного средства жизнь не мила. Придется, стиснув зубы, покупать авто в возрасте. Конечно, хотелось бы найти «ту единственную» в состоянии «как новая», но вы же понимаете, что это маловероятно (хотя многие свято верят, что старая машина будет такая же, как новая, только дешевле). На самом деле, разве что автомобили возрастом лет до трех–пяти могут порадовать будущего владельца абсолютно идеальным состоянием новой машины с легкой обкаткой. И то, чтобы найти такой экземпляр, нужно постараться. Как показывает практика, действительно достойные варианты не продают молодыми, рынок полон откровенного неликвида. Придется искать что-то менее идеальное, а значит, у машины будут какие-то проблемы, с которыми нужно смириться при покупке. И чем старше и дешевле, тем хуже будет состояние авто.

Да, я тоже читал примерно миллион статей на тему, «как найти идеальную машину не от перекупа», «как определить битую», «как определить скрученный пробег». Но это вам совершенно не поможет, если все авто за ваши деньги были слегка помяты и отремонтированы, у всех скручен пробег и у всех есть потеки масла, потертые сиденья и тот или иной набор неисправностей.

Задача покупки в этом случае преобразуется, если нельзя найти идеальный экземпляр, то надо найти такой, который можно будет успешно отремонтировать и эксплуатировать дальше. Желательно, при наименьших финансовых затратах и с минимальными рисками полного отказа.

Чем можно поступиться при выборе б/у машины, а чем – нельзя ни в коем случае? И как изменится стратегия выбора в зависимости от предполагаемого возраста, срока владения и стиля эксплуатации машины? Конечно, жизнь немного сложнее любой статьи, но тем не менее я надеюсь, что смогу немного помочь с выбором.

Кузов

Начнем, пожалуй, с ниспровержения авторитетов. Большая часть руководств покупателей автомобилей советует в первую очередь найти машину с кузовом в отличном состоянии, без коррозии и следов аварий. Если авто сравнительно новое (то есть примерно лет до пяти), то, несомненно, совет дельный.

Если же речь идет о машине возрастом в десять–пятнадцать лет, то отсутствие следов коррозии и аварий, скорее всего, говорит лишь о недавней перекраске. Качество малярно-кузовных работ перед продажей обычно варьируется от «так себе» до «бессовестный кошмар», то есть под блестящим лаком, как правило, дожидается своего часа зародившаяся коррозия и покоится килограмм-другой шпатлевки. Действительно идеальные экземпляры в «родной» краске встречаются, но в основном в регионах с теплым климатом и по цене, которая ничего общего не имеет со здравым смыслом.

autowp.ru_lada_samara_1.5_4

Фактически это означает, что типичная машина «за 10» обязательно имеет следы коррозии на кузове, и поделать с этим решительно ничего нельзя. И да, большая часть автомобилей побывала в мелких и не очень авариях.

Надо учитывать, что внешние следы коррозии сильно снижают стоимость авто, а значит, можно найти машину в технически лучшем состоянии и в лучшей комплектации за ту же сумму, пожертвовав внешним видом.

Пока коррозия не затронула силовые элементы конструкции (стойки, лонжероны, усилители порогов, моторный щит) и не углубилась в швы, это в основном проблема косметическая. Конечно же, если порог гнилой насквозь, в рамке лобового стекла дыры, а швы «аквариума» разбухли и оттуда лезет ржа, то это уже серьезно, да и, скорее всего, в скрытых полостях коррозия уже давно точит металл.

Но вот коррозия передней кромки капота, крыльев, низов дверей и даже крышки багажника – не повод для паники. Это просто расходы, куда менее серьезные, чем по мотору, трансмиссии, рулевому управлению, тормозам и электрической части. Во всяком случае, такого рода кузовные болячки совершенно не сказываются на эксплуатационных характеристиках машины. Локальные коррозийные повреждения, связанные с не очень качественным восстановлением после старых аварий, тоже зачастую не являются серьезным недостатком.

Не всякие следы аварий стоит воспринимать как повод отказаться от покупки. Однозначно не стоит приобретать авто стоит, лишь если все намекает на серьезное ДТП и плохое восстановление после него. Отсутствие подушек, преднатяжителей, перешитая приборная панель – все это повод исследования кузова на предмет повреждений и обычно – отказа от такого экземпляра.

Если же машина восстановлена хорошо, то вы, во-первых, вряд ли найдете следы ремонта (они проявят себя только через много лет), а во-вторых, ухудшение качества машины – скорее, умозрительное. Может, при следующем серьезном ДТП конструкция кузова сработает хуже. А может и нет.

Лечение кузовных проблем – не такое уж дорогое. Обратное можно сказать про сильно запущенные случаи и очень редкие автомобили, на которые не найти кузовных деталей. Но мы с вами говорим о масс-маркете. И тут в среднем четыре–семь тысяч рублей за покраску элемента с подготовкой, до 10-ти – в сложных случаях. Как правило, снижение цены на машину за подобные проблемы обычно держится на уровне стоимости устранения повреждений с некоторым запасом. А если нет, то это прекрасный повод поторговаться.

repairman sanding plastic car bumper

Однозначно не стоит покупать машину с серьезной коррозией силовых элементов или поверхностной коррозией большей части кузовных элементов. Это уже или кандидат на свалку, или в руки умельцев, для обычного покупателя восстановление такого кузова не имеет экономического смысла. Конечно, если стоит задача отъездить буквально пару месяцев, или разница в цене с хорошими экземплярами больше полутора сотен тысяч рублей, то можно попробовать, но я бы не рекомендовал даже в этом случае.

Вы же не хотите знать, что бывает, когда на скорости 80 километров в час отрывает рычаг подвески или перекашивает подрамник? Или на сколько месяцев может «зависнуть» машина в кузовном сервисе? Оставьте эти «приключения» для любителей настоящего треша.

Все промежуточные стадии коррозийных повреждений стоит рассматривать, только точно зная цену кузовных элементов, цену работ на восстановление и с уверенностью в своих мастерах. Ведь не секрет, что типичный маляр искренне считает, что любая покраска держится буквально пару лет, потому что не умеет делать сколь-нибудь качественно и даже не представляет себе, что хорошая окраска просто обязана продержаться десятилетия.

Салон

Состояние салона в первую очередь говорит об отношении к машине. Это действительно так, только не стоит на основании этого правила делать глобальные выводы обо всех автомобилях и тем более выбирать машину «по салону». Всегда есть исключения.

Ban smoking in all vehicles

Предпродажная подготовка с дешевой химчисткой творят чудеса, и у перекупов салоны всегда в отличном состоянии. Цена такой операции – от полутора до пяти тысяч рублей, и что мешает вам проделать ее после покупки машины, решительно непонятно.

Если владельцем машины была девушка, то салон часто идеально вычищен, но о состоянии авто это, опять же, не скажет ничего.

Идеальный салон после детейлинга, конечно, явно говорит о том, что машина была любимой игрушкой, на которую не жалели денег. Но, скорее всего, внешний вид авто скажет от этом не менее красноречиво. А затертый и убитый салон разъездной машины вполне будет соответствовать ее внешнему виду. Но в большинстве случаев вам предстоит увидеть в меру грязный интерьер типичной машины. С кучей мелких и не очень мелких неисправностей.

autowp.ru_daewoo_nexia_sedan_1

На современных автомобилях стоимость оснащения салона и, соответственно, цена ремонта всей начинки может оказаться очень высокой. И если машина посложнее типичного Logan или Solaris, то и цена салонных неисправностей может оказаться существенной.

К числу весьма дорогих и неприятных проблем в этой области можно отнести протечки, неработающие элементы блока климатической установки, текущие радиаторы печки, поломки испарителя кондиционера, разнообразных заслонок, датчиков и прочего.

autowp.ru_renault_logan_29

На большей части машин цена работ по устранению будет включать в себя снятие приборной панели и центральной консоли, а это означает сумму от 15 тысяч рублей только за работу. И неважно, что цена моторедуктора с разборки – рублей 500. Чтобы действительно дешево сделать такую работу, нужно досконально знать конструкцию, но вряд ли вы настолько хорошо знакомы с приобретаемой моделью машины.

На практике это означает, что можно ограничиться простейшей проверкой климатики, наличия влаги на коврах, состояния систем безопасности и… смело торговаться за всю остальную «мелочь», от порванных сидений до неработающих блоков мультимедийной системы, стеклоподъемников, замков и многого другого.

SVA_2859

Если только вы не покупаете что-то новое и престижное, например, скромный Mercedes W211 или Audi A6 С5 в возрасте, на которых надеетесь еще пофорсить. На машинах подобного класса есть еще сложная система управления салонными опциями, завязанная вдобавок на противоугонные системы. Устранение проблем с ней может быть очень дорогим, вплоть до необходимости заказа оригинальных новых деталей и установки у дилера. В общем, в этом случае даже банальные сбои системы центрального замка – уже повод для тщательной проверки и серьезной скидки. А то и отказа от покупки.

Электрика и электроника

Обычно на состояние собственно проводки и всех ее узлов не обращают особого внимания. Ну а что там смотреть, провода и есть провода, блоки электронные лишь бы работали. Опытный владелец более-менее современной машины классом повыше уже понимает, что вливания в эти системы могут быть бесконечными.

Особенность электроники авто в связности огромного числа элементов системы, от генератора до последнего проводочка и лампочки. В этой системе не работают простые принципы «посмотрел и заменил», которыми пользуются почти все автосервисы. А плохой ремонт или откровенный «колхозинг» будут аукаться значительными суммами и простоем машины еще долго.

Особую лепту в копилку отказов электрики вносят установщики «ксенона» и сигнализаций. Не зря многие дилеры пытаются всеми правдами и неправдами отказывать в обслуживании машинам с установленными не у них «сигналками» и прочим дополнительным оборудованием. Способности «гаражников» в создании проблем сложно переоценить.

Close-up of auto mechanic using laptop

Даже вполне исправная на первый взгляд машина может иметь десятки заложенных «мин» в электросистеме. Причем большая часть будет не документирована и вылезет в самый ответственный момент.

Машина даже с прекрасным кузовом и мотором, но с проблемной электрической частью, например, после не очень качественного свопа мотора, установки незаводских опций, переделках «под рестайлинг» или просто нескольких лет ремонтов у сельского электрика, должна стоить на уровне самых страшных и убитых экземпляров.

Банально потому что для восстановления в нормальное состояние ей нужен капитальный ремонт, с полной разборкой салона, снятием косы моторного отсека и прочими недешевыми и травматичными для машины работами, по сложности сравнимыми с «капиталкой» мотора или восстановлением кузова. Тем более что большая часть проблем с электрической начинкой приводит к неработоспособности машины, а ряд неисправностей – и к пожару.

Менее серьезные же случаи, когда проводка банально изношена от перегрева (что характерно для «заряженных» машин с плотной компоновкой подкапотного пространства), часть блоков залиты и не работают, тоже не должны оцениваться как мелкие неприятности.

Тормоза, подвеска и рулевое управление

Несмотря на важность этих систем, по большому счету все их компоненты можно считать расходными материалами. Желательно просто учесть состояние систем при покупке и получить скидку на доведение до среднего состояния. Все равно со временем вы замените эти элементы.

Износ дисков, колодок и даже тормозных шлангов и трубок не может считаться серьезным фактором для отказа для покупки. Конечно, цена замены может быть шестизначной, особенно на машинах премиум-класса, но все эти компоненты ремонтируются без всякого ущерба для их дальнейшей работоспособности.

Checking car brake system

А вот электроника тормозной системы может создавать уже очень серьезные неприятности. Тут и высокая цена компонентов, и не всегда простая починка. Вспомним, опять же, про многострадальный SBC на Mercedes. Цена блоков АБС даже старых машин кусается, не говоря уже о более свежих системах с ESP и многочисленными датчиками ускорений, положения руля и т. д.

Подвеска, кроме современных пневматических и сложных систем с электронным регулированием, обычно тоже чинится сравнительно недорого. Конечно, бывают перекосы, как, например, на VW-Audi с передней многорычажкой или Volvo 960, когда комплект подвески стоит треть цены машины, но по большому счету это все весьма скромные расходы и легкий ремонт. Пневматика – явно выбор не для рассматриваемого нами сегмента, но основная проблема с ней даже не в цене деталей такой подвески, а в вероятности полного отказа машины и количестве компонентов системы, от которых этот отказ зависит. Потому в ценовой категории «до 500» периодически встречаются разнообразные W220 и прочие BMW X5, основным плюсом которых для будущего покупателя преподносится «сейчас пневма работает».

Depositphotos_86550200_original копия

Неисправности рулевого управления встречаются куда чаще, чем принято считать. Просто гидравлика таких систем – все же штука крайне надежная, она годами работает с убитыми насосами, грязным маслом и подтекающими сальниками, что владельцами за неприятности не считается. А электрические усилители просты по конструкции и установлены на сравнительно новых машинах. Как и другие компоненты шасси, рулевое управление обычно дает много поводов сбить цену, но при этом его неисправности не служат причиной отказа от покупки.

По-настоящему дорогие рулевые рейки встречаются в основном на сравнительно свежих немецких премиальных марках, во всех остальных случаях цена восстановления или замены не так уже велика. Если сервис пугает ценами в 20–40 тысяч рублей за замену, то, скорее всего, они искренне заблуждаются, их отдел запчастей пытается вам продать что-то новое и не хочет ремонтировать старое. Ну или же вас банально хотят «развести».

Трансмиссия

Компоненты трансмиссии обычно считают крайне надежными и на их цену не обращают особого внимания. Но на практике ломается все, особенно на старых машинах. И не всегда можно купить б/у запчасть в достойном состоянии.

Обычно это касается авто с проблемными узлами вроде раздаток, АКПП, МКПП и приводных валов. Поскольку все меняется хорошо и без последствий, то вопрос выбора превращается в задачу оценки стоимости восстановления компонентов. Критичными являются те, которые нельзя быстро и легко заменить на целые или отремонтировать.

Боюсь, перед покупкой конкретного авто придется проделать некоторую подготовительную работу: покопаться на сайтах разборок и прочих барахолках. Сюрпризы в виде полного отсутствия в продаже отдельно ШРУСов, ломких раздаточных коробок и МКПП встречаются регулярно. Обычно новыми эти узлы стоят очень дорого, а если существуют конструктивные недостатки, то на хорошее б/у надежды мало.

Ну а про надежность АКПП можно много чего сказать, но эту тему мы не раз рассматривали. К счастью, рынок контрактных АКПП весьма развит, как и их ремонт, чего нельзя сказать о восстановлении других узлов. Получается, что неприятности с АКПП встречаются чаще, но устраняются проще и быстрее. А вот состояние других узлов стоит проверить тщательно: может статься, что ремонт окажется «золотым», особенно на полноприводных машинах, с их множеством карданов и двумя мостами.

Моторы

Понятно, что от мотора зависит многое, ремонт стоит дорого, и без двигателя машина – лишь бесполезный кусок металла. Но моторы бывают очень и очень разные. Пренебречь состоянием можно в целом ряде случаев. Например, вы покупаете японскую машину, контрактный агрегат для которой можно самому заказать в Японии, а не купить у посредников со свалки в Польше. Или мотор распространенный, хорошо чинится, имеет дешевые запчасти и высокий ресурс – тут в крайнем случае найдете любой б/у агрегат, а в идеале вам его починят.

autowp.ru_renault_logan_34

К тому же в большинстве случаев неисправность мотора не означает необходимость его капитального ремонта или замены. Зачастую можно рассчитывать на проверку и ремонт только навесного оборудования и отдельных узлов. Впрочем, и тут есть много нюансов.

Только на очень новых и очень сложных машинах неприятности с двигателем устраняются дорого и сложно. Даже замена ГРМ может существенно влиять на цену, если ее стоимость составляет четверть цены авто. На современных автомобилях ресурс механизма ГРМ составляет обычно 100–160 тысяч километров, а стоимость замены цепей только начинается от 40 тысяч рублей у абсолютного большинства машин. В ряде случаев цена может достичь 100–200 тысяч реблей.

Ford Focus, 2004.

Много хлопот может доставить система непосредственного впрыска. Отчасти потому что цена компонентов велика и стоимость работ при замене большая – тут требуется дилерский сканер и специальное оборудование. А еще потому, что такие системы действительно сложно диагностируются, а цена неудачной замены составит десятки тысяч рублей.

Особое внимание обратите на цельноалюминиевые моторы с алюсиловыми гильзами. Они крайне уязвимы к любым проблемам – поломка топливной аппаратуры, впуска или, скажем, системы смазки вызовет, скорее всего, очень дорогой ремонт. При этом число б/у моторов в достойном состоянии будет небольшим, а цена – высокой.

autowp.ru_daewoo_nexia_12

К счастью, есть много хороших моторов, да и с возрастом цена починки падает. Буквально пять–восемь лет – и вот уже есть и запчасти, и практика недорогих ремонтов, и б/у двигатели за вполне адекватную цену. А иногда можно заменить «родной» мотор на что-то более удачное и распространенное, устроить «своп» первого рода, причем можно будет найти описание работ и не выступать «пионером».

Если вы покупаете не авто немецких производителей последних десяти лет выпуска, то, скорее всего, моторные проблемы будут сравнительно легко решаемы и ими можно пренебречь.

Напоследок скажу о «недвижимости на колесах», которую иногда можно встретить в продаже по бросовой цене. Если машина не на ходу совсем, то невозможно проверить ни мотор, ни трансмиссию, ни состояние подвески. А значит нужно закладывать в цену риски и по этим узлам. Это очень опасная покупка.

Резюме

Чем новее машина, тем важнее для нее отсутствие механических проблем. Ведь цена мелкого кузовного ремонта, при котором детали не меняют, а лишь красят и шпаклюют, примерно одинакова для старых и новых авто. Стоимость же узлов и компонентов снижается год от года.

Пренебрежение электрической частью может дорого обойтись впоследствии, причем особенно важно отсутствие недокументированных изменений и плохое качество исполнения работ. Часто даже при кажущейся полной работоспособности всех элементов на момент покупки стоит очень тщательно проверить абсолютно все.

Market of second hand used cars in Kaunas city

В трансмиссии больше всего хлопот могут доставить те узлы, которые основная масса водителей считает отменно надежными: МКПП и элементы привода. Как ни странно, но складывается ситуация, когда эти компоненты купить сложнее, чем б/у АКПП, а найти специалистов по ремонту еще сложнее.

И, конечно, всегда полезно проверить, какие узлы на конкретной модели авто отличались ломучестью. Например, прочитать об этом в нашем разделе, посвященном выбору подержанных машин. Часто оказывается, что простейшая на первый взгляд деталь на недорогом авто оборачивается реальной проблемой. Как правило, в этот список список попадают дроссели, блоки АБС, блоки управления впрыском, модули зажигания… Порой конкретная модификация узла встречается редко, ломается часто и стоит очень дорого, а цена замены на нечто более надежное сопоставима со стоимостью самой машины.

В общем, не верьте гаражно-рыночным стереотипам и подходите к выбору «бэушного» автомобиля рационально. И все будет хорошо.

Опрос

Покупали ли вы машину с проблемами?

Добавить комментарий