Математика, 3 класс
Урок № 3.Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
– Что такое уравнение?
– Как найти неизвестное уменьшаемое?
– Как найти неизвестное вычитаемое?
Глоссарий по теме:
Уравнение – равенство с неизвестным.
Уменьшаемое – компонент вычитания. Число, из которого производят вычитание.
Вычитаемое – компонент вычитания. Число, с помощью которого вычитают.
Разность – результат вычитания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 8-9.
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 7.
- М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 4-6.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим группы уравнений. Чем они отличаются?
В первой группе записана сумма чисел. Неизвестный компонент в уравнениях – слагаемое.
Вспомним: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. В первом уравнение х = 29; во втором – х = 23.
Во второй группе уравнений записана разность чисел. Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое. Результат вычитания – разность. Неизвестным в уравнениях может быть уменьшаемое или вычитаемое.
Рассмотрим рисунок и составим равенства
8 – 6 = 2 2 + 6 = 8 8 – 2 = 6
Вывод: если к разности прибавить вычитаемое, то получим уменьшаемое.
Это правило позволит решать уравнения, в которых неизвестное число – уменьшаемое.
Вывод: если из уменьшаемого вычесть разность, то получим вычитаемое.
Это правило позволит решать уравнения, в которых неизвестное число – вычитаемое.
При решении любого уравнения обязательно пользуемся алгоритмом решения уравнения.
Алгоритм:
- Прочитать уравнение и определить компоненты действий;
- Определить неизвестный компонент;
- Вспомнить правило для его нахождения;
- Применить это правило;
- Выполнить вычисления;
- Записать ответ;
- Выполнить проверку правильности решения.
Применим знания в решении уравнений.
Х – 36 = 40
В уравнение неизвестно уменьшаемое. Вспоминаем правило: чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. Применяем правило и вычисляем.
Х = 40 + 36
Х = 76
Необходимо выполнить проверку.
76 – 36 = 40
Производим вычисления в левой части равенства.
40 = 40
Уравнение решено верно.
Решим следующее уравнение.
82 – х = 5
В уравнение неизвестно вычитаемое. Вспоминаем правило для его нахождения: чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Применяем правило и производим вычисление.
Х = 82 – 5
Х = 77
Выполняем проверку.
82 – 77 = 5
5 = 5
Выполним тренировочные задания.
1. Выберите значения х, которые получатся при решении уравнения:
Х – 28 = 40
Х = 16;
Х = 68;
Х = 12.
Правильный ответ:
Х = 68.
2. Образуйте пары: компоненты вычитания – их названия. Соедините линиями.
Правильный ответ:
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Вычитание
Познакомимся с вычитанием.
Рассмотрим числовой ряд и вспомним, в каком порядке идут числа.
Числа идут слева направо, по порядку, как при счёте.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Посмотри на числовой ряд, по которому идёт заяц.
Какое действие выполняет заяц?
Вычитает число 6.
Из какого числа он вычитает число 6?
Из числа 9. Мы поставили зайчика на число 9.
В какую сторону он пойдёт?
Влево, потому что у него на табличке знак минус.
Сколько шагов влево сделает зайчик? 6.
На каком делении он остановится? На числе 3.
Когда вычитаем, становится меньше.
Чем левее, тем числа меньше.
9 – 6 = 3
Рассмотрим еще один пример.
Какое действие выполняет заяц?
Вычитает число 3.
Из какого числа он вычитает число 3?
Из числа 7. Мы поставили зайчика на число 7.
В какую сторону он пойдёт?
Влево, потому что у него на табличке знак минус.
Сколько шагов влево сделает зайчик? 3.
На каком делении он остановится? На числе 4.
Когда вычитаем, становится меньше.
Чем левее, тем числа меньше.
7 – 3 = 4
Как называются числа при вычитании?
Число, из которого вычитают, становится МЕНЬШЕ, уменьшается, поэтому его называют “уменьшаемое”.
Число, которое вычитают, называют “вычитаемое”.
Число, которое получается в результате вычитания, называют “разность”.
Рассмотри рисунок.
У жонглёра было 9 шариков.
Когда несколько шариков упало, осталось ещё 5 шариков.
Сколько шариков упало?
Каким действием будем находить? Вычитанием.
9 – 4 = 5
Как называются числа при вычитании?
9 – уменьшаемое
4 – вычитаемое
5 – разность
Как найти неизвестное вычитаемое
Рассмотри рисунок.
У жонглера было 9 шариков. Когда несколько шариков упало, осталось 5. Упали, значит, убрали.
Решаем вычитанием. Что нужно найти?
Нужно найти вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
9 – 5 = 4
Вычитаемое равно 4.
Упало 4 шарика.
Как найти неизвестное уменьшаемое
Что известно?
Вычитаемое – 4.
Разность – 5.
Нужно найти уменьшаемое.
Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
5 + 4 = 9
Проверка вычитания
Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое.
Именно эта связь между разностью, уменьшаемым и вычитаемым используют для проверки вычитания.
Например, 35 – 15 = 20.
Правильно ли произведено вычисление? Можно проверить так:
20 + 15 = 35, мы к разности прибавили вычитаемое и получили уменьшаемое. Значит, вычисление произведено верно и пример решен правильно.
Советуем посмотреть:
Табличное вычитание
Письменное вычитание в столбик
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 6,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 29,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 49,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 7,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 30,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 13. Урок 7,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 29. Урок 15,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 57. Урок 29,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 31. Урок 16,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 84. Урок 43,
Петерсон, Учебник, часть 3
2 класс
Страница 17,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 42,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 54,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 71,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 15. Тест 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 68. Тест 1. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 94,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 40,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 65,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 95. Повторение,
Петерсон, Учебник, часть 3
3 класс
Страница 8,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 10,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 37,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 57,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 33. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 59,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 73. Урок 25,
Петерсон, Учебник, часть 1
Страница 85. Урок 37,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 29. Урок 13,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 37. Урок 17,
Петерсон, Учебник, часть 3
4 класс
Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 40,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 72,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 25,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 14. Тест 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 40. Тест 1. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 80. Тест 1. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 51,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Инфоурок
›
Начальные классы
›Другие методич. материалы›Памятка. Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Памятка. Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 46 человек из 27 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 286 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 21.06.2017
- 1022
- 1
- 21.06.2017
- 1472
- 4
- 21.06.2017
- 427
- 0
- 21.06.2017
- 381
- 0
- 21.06.2017
- 460
- 0
- 21.06.2017
- 606
- 1
- 21.06.2017
- 274
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Сафронова Ольга Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 10 месяцев
- Подписчики: 15
- Всего просмотров: 70809
-
Всего материалов:
38
Памятка по математике “Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка № 2
Разность
- Уменьшаемое вычитаемое разность
5 – 2 = 3
2) Самое большое число в разности – уменьшаемое.
3) Уменьшаемое равно разности, если вычитаемое равно 0.
Например: 6 – 0 = 6
4) Разность равна 0, если уменьшаемое равно вычитаемому.
Например: 8 – 8 = 0
5) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
Например: 8 – х = 5
х = 3 + 5
х = 8
________
8 -3 = 5
5 = 5
6) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Например: 8 – х = 5
х = 8 – 5
х = 3
________
8 -3 = 5
5 = 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Как найти неизвестное уменьшаемое? Вариантов — два. Лучший — применить правило:
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
Что делать, если правило не вспоминается? Выход есть.
Надо придумать легкий пример на вычитание, и с его помощью понять, как искать неизвестное уменьшаемое.
Например: 8-3=5. 8 — уменьшаемое. Чтобы получить 8, нужно к 3 прибавить 5. Точно так же находим и неизвестное уменьшаемое в своем уравнении.
Примеры на нахождение неизвестного уменьшаемого:
1)
x | — | 34 | = | 58 |
ум. | в. | р. |
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность:
x=34+58
x=92
Ответ: 92.
2)
z | — | 351 | = | 503 |
ум. | в. | р. |
Для нахождения неизвестного уменьшаемого к вычитаемому прибавим разность:
z=503+351
z=854
Ответ: 854.
Позже мы рассмотрим решение более сложных уравнений.