Как найти неизвестное уменьшаемое правило по математике

Балакирева Татьяна Евгеньевна

Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:

  1. Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  1. Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
  1. Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
  1. Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:

  1. Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  1. Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
  1. Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
  1. Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 
 

В последнее время Интернет просто ломится от желающих поделиться секретами простого обучения школьников любого возраста. Больше достаётся малышам. Один советует не учить таблицу умножения, а выполнять умножение многозначных чисел диковинным японским способом — при помощи подсчёта точек пересечения прямых.

Как же находить уменьшаемое и вычитаемое?

При этом советующий не думает о последствиях, ведь надо будет учить не только умножению, но и делению, где используется умножение, а также действиям с обыкновенными и десятичными дробями.

https://zen.yandex.ru/media/shevkin/tablica-umnojeniia-bolshe-ne-nujna-5f8dee7cb5e4d5370eefe9f6

Второй предлагает складывать и вычитать обыкновенные дроби по правилу «бабочки».

Как же находить уменьшаемое и вычитаемое?

И при этом не задумывается о громоздкости вычислений даже в простом примере: 5/36 + 7/72.

https://zen.yandex.ru/media/tehno_chtivo/genialnyi-metod-slojeniia-drobei-i-ego-podvodnye-kamni-5f5f94295622142b93db0f92

Разумеется, я прокомментировал и это предложение. Критикуя, предложил, как надо учить сложению и вычитанию дробей самым традиционным способом — без лайфхаков, вызывающих у читателей этих лайфхаков оглушительные восторги.

https://zen.yandex.ru/media/shevkin/sovet-protiv-laifhaka-5f5a36b98279b40946603e1a

Про ролик, прославивший молодого учителя миллионными просмотрами, написала МК (10.09.2020) и блогер, указавший на “подводные камни” метода на примере 4/6 + 2/12 = 60/72. Блогер решил задачу проще: 4/6 + 2/12 = 10/12, но не заметил ещё более простого решения: 4/6 + 2/12 = 4/6 + 1/6 = 5/6.

Хорошо, что у него были внимательные читатели. Вот и решайте, чему надо учить: тупо применять единственный алгоритм, показанный учителем, или учить анализировать ситуацию и поступать по ситуации.

На днях я прочитал на Дзене предложение некоей KUMONo-мамы об упрощении запоминания правил нахождения уменьшаемого и вычитаемого. Вот начало статьи Как находить уменьшаемое и вычитаемое — Простая техника запоминания для малышей.

«Ваши первоклашки уравнения уже решают по Петерсон? Ну второклашки-то уж точно!

Малыши, не знакомые с отрицательными числами, решают уравнения, запоминая адские правила про «сложить разность и вычитаемое».

Ага, осталось только запомнить, что из них что…

Я, кстати, в школе была отличницей и прекрасно знала математику… и до сих пор помню, как чудовищно сложно (и, главное, в 1-2 классе непонятно, ради чего) было запомнить эти слова: вычитаемое, уменьшаемое…»

https://zen.yandex.ru/media/kumon/kak-nahodit-umenshaemoe-i-vychitaemoe-prostaia-tehnika-zapominaniia-dlia-malyshei-5f85864fa144c35a271d1920

Итак, мама видит проблему в том, что ребёнку, не знающему отрицательных чисел, трудно запомнить термины «уменьшаемое» и «вычитаемое». Она старается помочь, называя уменьшаемое, вычитаемое и разность одинаково — «числа».

Неужели так сложно донести до ребёнка, наученного вычитать, что при вычитании первое число уменьшается, его называют уменьшаемое? Это надо делать обязательно, так как развитие понятийного мышления, если хотите, научного мышления, предполагает использования терминов для обозначения изучаемых объектов. Станет ли ребёнку легче учиться, если мы избавим его от заучивания двух терминов из десяти, используемых для обозначения компонентов арифметических действий? Ребёнок и дальше будет обходиться без терминологии и называть словом «числа» каждое из чисел в следующих равенствах?

4 + 3 = 7
6 – 1 = 5
3 ∙ 2 = 6
8 : 4 = 2

Без терминов, которыми советчица пользуется, ребёнку станет легче выражать свои мысли и описывать свои действия? Чем же именно? Или термины знать всё-таки надо, но трудно запомнить, какое действие надо выполнить при поиске неизвестного компонента?

Раскрою секрет: обсуждаемые здесь термины гораздо важнее для развития речи и мышления школьника, чем для изучения математики, так как в старших классах эти правила уже не используются. Там говорят о переносе слагаемого в другую часть уравнения с противоположным знаком, о прибавлении к двум частям уравнения одного и того же числа, об умножении (делении) обеих частей уравнения на одно и то же число. Очевидно, что с этого нельзя начинать в начальной школе. А вот приучать малыша использовать речевые «шаблоны»: «чтобы найти… надо…» полезно именно для развития речи и мышления обучаемого.

В чём суть предложения KUMONo-мамы? Она записывает на листке уравнение х – 6 = 22 «на нахождение уменьшаемого», далее пишет: «Скажите ребенку, что числа стоят рядышком — так просто представить, что они ВМЕСТЕ, так и просят сложиться, чтобы стать ещё поближе друг к другу».

Интересный аргумент! А в уравнении x ∙ 2 = 6 числа 2 и 6 стоят так же близко. Они тоже будут просить сложиться? Ведь основание для выбора действия (они близко) одно и то же. А вот и рисунок, советующий ребёнку действие, а под ним умилительная запись с использованием тех самых терминов, которые детям трудно запомнить.

Вычитаемое и разность так близко... и хотят сложиться еще больше... такой вот романтИк ❤️❤️❤️
Вычитаемое и разность так близко… и хотят сложиться еще больше… такой вот романтИк ❤️❤️❤️

Что из этого поймёт ребёнок ещё вопрос, и поймёт ли?

Ещё изобретательнее KUMONo-мама объясняет нахождение вычитаемого. Она пишет на листке уравнение 12 – x = 7 «на нахождение вычитаемого». Далее пишет: «Предложите ребенку представить, что минус пытается выыыытянуться и дотянуться до ближайшего числа:

Минус пытается дотянуться до разности
Минус пытается дотянуться до разности

Теперь можно вычесть и получить вычитаемое.

Осталось только запомнить, как искать слагаемые. Если знаете такие же техники про них — обязательно напишите в комментариях».

Наша советчица ещё не придумала, как объяснять поиск неизвестного слагаемого. А там ещё неизвестные множители, делимое и делитель…

Но ещё больше, чем советы блогерши, меня огорчили «лайки» и восторги читателей.

Я оставил краткий комментарий: «Прекрасные примеры того, как не надо учить детей. Пытаясь придумать про “рядышком” и “выыыытянуть” автор хочет дать детям какой-то рецепт, никак не связанный с математикой. Не проще ли показывать связь операций на очевидных примерах?

1 + 2 = 3.

Накроем пальцем (монеткой…) первое слагаемое:

x + 2 = 3.

Каким действием можно найти спрятанное слагаемое?

И вопреки мнению автора, надо формулировать: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Также со вторым слагаемым, уменьшаемым,… всего шесть правил. Это и развитие речи, и развитие наблюдательности, умения замечать закономерности».

Развиваю мысль. В начале 80-х годов прошлого века я недолго увлекался идеей использования опорных конспектов (В.Ф. Шаталов). В 5 классе у меня был такой опорный конспект, возникавший в процессе работы с классом.

Как же находить уменьшаемое и вычитаемое?

Глядя на него, ребята лучше запоминали упомянутые выше термины (первая буква термина стоит над числом), а также действия, с помощью которых находится неизвестная компонента (знак действия под числом). Ребята на отметку сдавали мне зачёт — формулировали каждое правило и приводили пример на его применение, я уточнял: а как называется это число, а это? Первые сдавшие зачёт увлечённо и строго экзаменовали одноклассников…

Может быть, и в начальной школе стоит попробовать применить этот опорный конспект? Только надо двигаться постепенно. Изучили сложение и вычитание — учим правила нахождения неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

Вместо заключения. Говорят, что лечить и учить умеет каждый. Не знаю, как насчёт лечить, но желающих учить — хоть отбавляй. Это явление, к сожалению, подстёгивают наши «учёные», твердящие из каждого утюга: «учитель утратил монополию на знание». Ну и чего хорошего мы дождёмся от этой утраты? От появления новых непрофессиональных желающих “сеять разумное, доброе, вечное”? Чему радуемся? Много ли пользы получим от непрофессионалов?

Инфоурок


Начальные классы

Другие методич. материалыПамятка. Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Памятка. Решение уравнений. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 263 259 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 21.06.2017
  • 1023
  • 1
  • 21.06.2017
  • 1478
  • 4
  • 21.06.2017
  • 427
  • 0
  • 21.06.2017
  • 381
  • 0
  • 21.06.2017
  • 460
  • 0
  • 21.06.2017
  • 607
  • 1
  • 21.06.2017
  • 274
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Скачать материал


    • 21.06.2017


      4324
    • DOCX
      32 кбайт
    • 82
      скачивания
    • Рейтинг:
      3 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Сафронова Ольга Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Сафронова Ольга Николаевна

    • На сайте: 7 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 15
    • Всего просмотров: 71176
    • Всего материалов:

      39

Математика, 3 класс

Урок № 3.Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

– Что такое уравнение?

– Как найти неизвестное уменьшаемое?

– Как найти неизвестное вычитаемое?

Глоссарий по теме:

Уравнение – равенство с неизвестным.

Уменьшаемое – компонент вычитания. Число, из которого производят вычитание.

Вычитаемое – компонент вычитания. Число, с помощью которого вычитают.

Разность – результат вычитания.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 8-9.
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 7.
  3. М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 4-6.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим группы уравнений. Чем они отличаются?

В первой группе записана сумма чисел. Неизвестный компонент в уравнениях – слагаемое.

Вспомним: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. В первом уравнение х = 29; во втором – х = 23.

Во второй группе уравнений записана разность чисел. Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое. Результат вычитания – разность. Неизвестным в уравнениях может быть уменьшаемое или вычитаемое.

Рассмотрим рисунок и составим равенства

8 – 6 = 2 2 + 6 = 8 8 – 2 = 6

Вывод: если к разности прибавить вычитаемое, то получим уменьшаемое.

Это правило позволит решать уравнения, в которых неизвестное число – уменьшаемое.

Вывод: если из уменьшаемого вычесть разность, то получим вычитаемое.

Это правило позволит решать уравнения, в которых неизвестное число – вычитаемое.

При решении любого уравнения обязательно пользуемся алгоритмом решения уравнения.

Алгоритм:

  1. Прочитать уравнение и определить компоненты действий;
  2. Определить неизвестный компонент;
  3. Вспомнить правило для его нахождения;
  4. Применить это правило;
  5. Выполнить вычисления;
  6. Записать ответ;
  7. Выполнить проверку правильности решения.

Применим знания в решении уравнений.

Х – 36 = 40

В уравнение неизвестно уменьшаемое. Вспоминаем правило: чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. Применяем правило и вычисляем.

Х = 40 + 36

Х = 76

Необходимо выполнить проверку.

76 – 36 = 40

Производим вычисления в левой части равенства.

40 = 40

Уравнение решено верно.

Решим следующее уравнение.

82 – х = 5

В уравнение неизвестно вычитаемое. Вспоминаем правило для его нахождения: чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Применяем правило и производим вычисление.

Х = 82 – 5

Х = 77

Выполняем проверку.

82 – 77 = 5

5 = 5

Выполним тренировочные задания.

1. Выберите значения х, которые получатся при решении уравнения:

Х – 28 = 40

Х = 16;

Х = 68;

Х = 12.

Правильный ответ:

Х = 68.

2. Образуйте пары: компоненты вычитания – их названия. Соедините линиями.

Правильный ответ:

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Вычитание

Познакомимся с вычитанием.

Рассмотрим числовой ряд и вспомним, в каком порядке идут числа.

Числа идут слева направо, по порядку, как при счёте.

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Посмотри на числовой ряд, по которому идёт заяц. 

Какое действие выполняет заяц?

Вычитает число 6.

Из какого числа он вычитает число 6?

Из числа 9. Мы поставили зайчика на число 9.

В какую сторону он пойдёт?

Влево, потому что у него на табличке знак минус.

Сколько шагов влево сделает зайчик? 6.

На каком делении он остановится? На числе 3.

Когда вычитаем, становится меньше.

Чем левее, тем числа меньше. 

9 – 6 = 3


Рассмотрим еще один пример.

Какое действие выполняет заяц?

Вычитает число 3.

Из какого числа он вычитает число 3?

Из числа 7. Мы поставили зайчика на число 7.

В какую сторону он пойдёт?

Влево, потому что у него на табличке знак минус.

Сколько шагов влево сделает зайчик? 3.

На каком делении он остановится? На числе 4.

Когда вычитаем, становится меньше.

Чем левее, тем числа меньше. 

7 – 3 = 4


Как называются числа при вычитании?

Число, из которого вычитают, становится МЕНЬШЕ, уменьшается, поэтому его называют “уменьшаемое”.

Число, которое вычитают, называют “вычитаемое”.

Число, которое получается в результате вычитания, называют “разность”.


Рассмотри рисунок. 

У жонглёра было 9 шариков.

Когда несколько шариков упало, осталось ещё 5 шариков.

Сколько шариков упало?

Каким действием будем находить? Вычитанием.

9 – 4 = 5 

Как называются числа при вычитании?

9 – уменьшаемое

4 – вычитаемое

5 – разность


Как найти неизвестное вычитаемое

Рассмотри рисунок.

У жонглера было 9 шариков. Когда несколько шариков упало, осталось 5.  Упали, значит, убрали.

Решаем вычитанием. Что нужно найти?

Нужно найти вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

9 – 5 = 4

Вычитаемое равно 4.

Упало 4 шарика.


Как найти неизвестное уменьшаемое

Что известно?

Вычитаемое – 4.

Разность – 5.

Нужно найти уменьшаемое.

Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

5 + 4 = 9


Проверка вычитания

Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое.

Именно эта связь между разностью, уменьшаемым и вычитаемым используют для проверки вычитания.

Например, 35 – 15 = 20.

Правильно ли произведено вычисление? Можно проверить так:

20 + 15 = 35, мы к разности прибавили вычитаемое и получили уменьшаемое. Значит, вычисление произведено верно и пример решен правильно.

Советуем посмотреть:

Табличное вычитание

Письменное вычитание в столбик


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 59,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 65,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 75,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 90,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 96,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 109,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 12,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 31. Урок 16,
Петерсон, Учебник, часть 3

2 класс

Страница 59,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 65,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 22,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 31,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 41,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 61,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 83,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 14. Урок 4,
Петерсон, Учебник, часть 2

Страница 38. Урок 15,
Петерсон, Учебник, часть 2

3 класс

Страница 21,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 97,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 35,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 5,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 9,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 80,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 90,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 73. Урок 25,
Петерсон, Учебник, часть 1

Страница 95. Урок 36,
Петерсон, Учебник, часть 1

4 класс

Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 90,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 93,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 8,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 25,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 82. Тест 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 83. Тест 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 84. Тест 3. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 51,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 95,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2


Добавить комментарий