Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:
- Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
- Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
- Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:
- Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
- Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
- Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.
учебно-методический материал по математике на тему
Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_nakhozhdeniya_komponentov.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:
- Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
- Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
- Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:
- Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
- Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
- Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
Памятка для обучающегося “Правила нахождения компонентов при решении уравнений”, 5 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
ПРАВИЛА НАХОЖДЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ
ПРАВИЛА НАХОЖДЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ
Компоненты при сложении:
I слагаемое, II слагаемое.
Результат сложения: Сумма.
I сл + II сл = Сум
I сл = Сум – II сл
II сл = Сум – I сл
Компоненты при вычитании:
Результат вычитания: Разность.
Ум = Разн + Вычит
Вычит = Ум – Разн
Компоненты при сложении:
I слагаемое, II слагаемое.
Результат сложения: Сумма.
I сл + II сл = Сум
I сл = Сум – II сл
II сл = Сум – I сл
Компоненты при вычитании:
Результат вычитания: Разность.
Ум = Разн + Вычит
Вычит = Ум – Разн
Сложение показывает сумму всех слагаемых
Вычитание показывает на сколько уменьшаемое больше вычитаемого
Сложение показывает сумму всех слагаемых
Вычитание показывает на сколько уменьшаемое больше вычитаемого
Компоненты при умножении:
I множитель, II множитель.
Результат умножения: Произведение.
I мн · II мн = Произвед
I мн = Произвед : II мн
II мн = Произвед : I мн
Компоненты при делении:
Результат деления: Частное .
Делим : делит = Частное
Делим = Част · делит
делит = Делим : Част
Компоненты при умножении:
I множитель, II множитель.
Результат умножения: Произведение.
I мн · II мн = Произвед
I мн = Произвед : II мн
II мн = Произвед : I мн
Компоненты при делении:
Результат деления: Частное .
Делим : делит = Частное
Делим = Част · делит
делит = Делим : Част
Умножение показывает сумму нескольких одинаковых слагаемых
Деление показывает во сколько раз делимое больше делителя
Умножение показывает сумму нескольких одинаковых слагаемых
Деление показывает во сколько раз делимое больше делителя
Компоненты при сложении:
I слагаемое, II слагаемое.
Результат сложения: Сумма.
I сл + II сл = Сум
I сл = Сум – II сл
II сл = Сум – I сл
Компоненты при вычитании:
Результат вычитания: Разность.
Ум = Разн + Вычит
Вычит = Ум – Разн
Компоненты при сложении:
I слагаемое, II слагаемое.
Результат сложения: Сумма.
I сл + II сл = Сум
I сл = Сум – II сл
II сл = Сум – I сл
Компоненты при вычитании:
Результат вычитания: Разность.
Ум = Разн + Вычит
Вычит = Ум – Разн
Сложение показывает сумму всех слагаемых
Вычитание показывает на сколько уменьшаемое больше вычитаемого
Сложение показывает сумму всех слагаемых
Вычитание показывает на сколько уменьшаемое больше вычитаемого
Компоненты при умножении:
I множитель, II множитель.
Результат умножения: Произведение.
I мн · II мн = Произвед
I мн = Произвед : II мн
II мн = Произвед : I мн
Компоненты при делении:
Результат деления: Частное .
Делим : делит = Частное
Делим = Част · делит
делит = Делим : Част
Компоненты при умножении:
I множитель, II множитель.
Результат умножения: Произведение.
I мн · II мн = Произвед
I мн = Произвед : II мн
II мн = Произвед : I мн
Компоненты при делении:
Результат деления: Частное .
Делим : делит = Частное
Делим = Част · делит
делит = Делим : Част
Умножение показывает сумму нескольких одинаковых слагаемых
Деление показывает во сколько раз делимое больше делителя
Умножение показывает сумму нескольких одинаковых слагаемых
Деление показывает во сколько раз делимое больше делителя
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 939 человек из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 686 человек из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 313 человек из 69 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционные курсы для педагогов
«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 590 237 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
- 04.02.2016
- 12579
- 45
- 04.02.2016
- 1388
- 0
- 04.02.2016
- 4410
- 9
- 04.02.2016
- 5236
- 122
- 04.02.2016
- 7376
- 558
- 04.02.2016
- 1815
- 12
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 04.02.2016 6290
- DOCX 43.5 кбайт
- 49 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Чеснокова Светлана Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 6 лет
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 28398
- Всего материалов: 9
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Инфоурок стал резидентом Сколково
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад
Время чтения: 1 минута
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля
Время чтения: 1 минута
Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как найти компоненты уравнения 5 класс
Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и т. д., которые используют при счете предметов, называют натуральными.
Сравнение натуральных чисел
Число меньше любого натурального числа.
Из двух натуральных чисел, которые имеют разное количество цифр большим является то, у которого количество цифр больше.
Из двух натуральных чисел с одинаковым количеством цифр большим является то, у которого больше первая (при чтении слева направо) из неодинаковых цифр
Свойства сложения
Переместительный закон:
Сочетательный закон:
Формула пути
= 50км, = 2ч, = 25км/ч
, 50км = 25км/ч· 2ч
, 25км/ч = 50км : 2ч
, 2ч = 50км : 25км/ч
Корень уравнения
Корнем (решением) уравнения называют число, которое при подстановке его вместо буквы превращает уравнение в верное числовое равенство.
Что значит «Решить уравнение»
Решить уравнение — это значит найти все его корни или убедиться, что их вообще нет.
Правила решения уравнений
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
- Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.
- Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
Отрезок, прямая, луч
Отрезок
Отрезок — часть прямой, ограниченная двумя точками(концами) и все точки между этими концами(внутренние точки отрезка)
Свойство длины отрезка
Если на отрезке отметить точку , то длина отрезка равна сумме длин отрезков и .
Равные отрезки
Два отрезка называют равными, если они совмещаются при наложении.
Свойство прямой
Через две точки проходит только одна прямая.
Измерить отрезок
Измерить отрезок означает подсчитать, сколько единичных отрезков в нем помещается
Ломаная
Ломаная — геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных друг с другом
Луч (полупрямая) — это геометрическая фигура, часть прямой, состоящая из точки(начала луча) и всех точек прямой, лежащих по одну сторону от начала луча.В названии луча присутствуют две буквы, например, . Причем первая буква всегда обозначает точку начала луча, поэтому менять местами буквы нельзя.
Угол, биссектриса угла
Фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало, называют углом.
Равные углы
Два угла называют равными, если они совмещаются при наложении.
Свойство величины угла
Если между сторонами угла ∠ провести луч , то градусная мера ∠ равна сумме градусных мер углов ∠ и ∠, то есть ∠ = ∠+ ∠.
Биссектриса угла
Луч, который делит угол на два равных угла, называется биссектрисой угла.
Углы: развернутый, прямой, острый, тупой
Развернутый угол
Угол, стороны которого образуют прямую, называют развернутым. Градусная мера развернутого угла равна 180°.
Прямой угол
Угол, градусная мера которого равна 90°, называют прямым.
Острый угол
Угол, градусная мера которого меньше 90°, называют острым.
Тупой угол
Угол, градусная мера которого больше 90°, но меньше 180°, называют тупым.
Многоугольники. Равные фигуры
Равные многоугольники
Два многоугольники называют равными, если они совмещаются при наложении.
Равные фигуры
Две фигуры называют равными, если они совмещаются при наложении.
Треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный
Остроугольный треугольник
Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником.
Прямоугольный треугольник
Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.
Тупоугольный треугольник
Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.
Треугольники: равнобедренный, равносторонний, разносторонний
Равнобедренный треугольник
Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным треугольником.
Равносторонний треугольник
Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним треугольником.
Периметр равностороннего треугольника
Если сторона равностороннего треугольника равна , то его периметр вычисляют по формуле
Разносторонний треугольник
Если три стороны треугольника имеют разную длину, то его называют разносторонним треугольником.
Прямоугольник. Квадрат. Периметр
Прямоугольник
Если в четырехугольнике все углы прямые, то его называют прямоугольником.
Свойство прямоугольника
Противоположные стороны прямоугольника равны.
Периметр прямоугольника
Если соседние стороны прямоугольника равны и , то его периметр вычисляют по формуле
Квадрат
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом.
Периметр квадрата
Если сторона квадрата равна , то его периметр вычисляют по формуле .
Умножение. Свойства умножения
Умножение
- Произведением числа на натуральное число , которое не равно 1, называют сумму, состоящую из слагаемых, каждый из которых равен . В равенства числа и называют множителями, а число и запись — произведением.
- Если один из двух множителей равен 1, то произведение равно второму множителю.
- Если один из множителей равен нулю, то произведение равно нулю.
- Если произведение равно нулю, то хотя бы один из множителей равен нулю.
Свойства умножения
- Переместительный закон умножения:
- Сочетательный закон умножения:
- Распределительное свойство умножения относительно сложения:
- Распределительное свойство умножения относительно вычитания:
Деление. Деление с остатком
Деление
Для натуральных чисел равенство является правильным, если является правильным равенство
В равенстве число называют делимым, число — делителем, число и запись — частным от деления, отношением, долей.
На ноль делить нельзя.
Для любого натурального числа правильными являются равенства:
,
Деление с остатком
, где — делимое, — делитель, — неполное частное, — остаток, .
Если остаток равен нулю, то говорят, что число делится нацело на число .
Площадь. Площадь квадрата, прямоугольника
Свойства площади фигуры
Равные фигуры имеют равные площади;
Площадь фигуры равна сумме площадей фигур, из которых она состоит.
Площадь прямоугольника
Площадь прямоугольника равна произведению длин его соседних сторон, выраженных в одних и тех же единицах.
Площадь квадрата
,
где — площадь квадрата, — длина его стороны.
Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба
Свойства объема фигуры
Равные фигуры имеют равные объемы;
Объем фигуры равен сумме объемов фигур, из которых она состоит.
Объем прямоугольного параллелепипеда
- ,
где — объем параллелепипеда, , и — его измерения, выраженные в одних и тех же единицах;
, где — площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
- ,
где — площадь основания параллелепипеда, — его высота.
Объем куба
,
где — объем куба, — длина его ребра.
Дроби: правильная, неправильная, сравнение дробей
Правильная дробь
Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называют правильной
Неправильная дробь
Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называют неправильной.
Сравнение дробей
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, числитель которой больше, и меньше та, числитель которой меньше.
- Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, знаменатель которого меньше, и меньшая та, знаменатель которой больше.
- Все правильные дроби меньше единицы, а неправильные — больше или равны единице.
- Любая неправильная дробь больше любой правильной дроби.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
- Чтобы найти сумму двух дробей с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.
- Чтобы найти разность двух дробей с одинаковыми знаменателями, надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить тот же.
Сложение и вычитание смешанных чисел
- Чтобы найти сумму двух смешанных чисел, надо отдельно сложить их целые и дробные части.
- Чтобы найти разность двух смешанных чисел, надо от целой и дробной части уменьшаемого вычесть соответственно целую и дробную части вычитаемого.
Преобразование неправильной дроби в смешанное число
Чтобы неправильную дробь, числитель которой не делится нацело на знаменатель, преобразовать в смешанное число, нужно
- числитель разделить на знаменатель;
- полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток — как числитель его дробной части.
Преобразование смешанного числа в неправильную дробь
Чтобы преобразовать смешанное число в неправильную дробь нужно
- целую часть числа умножить на знаменатель дробной части;
- к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
- эту сумму записать как числитель неправильной дроби;
- в его знаменателе записать знаменатель дробной части смешанного числа.
Десятичные дроби: свойства, сравнение, округление
Свойства десятичной дроби
Если к десятичной дроби справа приписать любое количество нулей, то получим дробь, равную данной.
Значение дроби, которая заканчивается нулями, не изменится, если последние нули в его записи отбросить.
Сравнение десятичных дробей
Из двух десятичных дробей больше та, у которой целая часть больше.
Чтобы сравнить две десятичные дроби с равными целыми частями и разным количеством цифр после запятой, надо
- с помощью приписывания нулей справа уравнять количество цифр в дробных частях,
- после чего сравнить полученные дроби поразрядно.
Округление десятичных дробей
Для того чтобы десятичную дробь округлить до единиц, десятых, сотых и т. д., надо
- все следующие за этим разрядом цифры отбросить.
- если при этом первая из цифр, которые отбрасывают равна 0,1, 2, 3, 4 , то последнюю из цифр, которые оставляют, не меняют ;
- если же первая из цифр, которые отбрасывют, равна 5, 6, 7, 8, 9 , то последнюю из цифр, которые оставляют, увеличивают на единицу.
Десятичные дроби: сложение, вычитание
Сложение десятичных дробей
Чтобы найти сумму двух десятичных дробей, нужно:
- уравнять количество цифр после запятых;
- записать слагаемые друг под другом так, чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;
- сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа;
- поставить в полученной сумме запятую под запятыми.
Вычитание десятичных дробей
Чтобы найти разность двух десятичных дробей, нужно:
- уравнять количество цифр после запятых;
- записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого;
- выполнить вычитание так, как вычитают натуральные числа;
- поставить в полученной разности запятую под запятыми.
Десятичные дроби: умножение, деление
Умножение десятичных дробей
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
- перемножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые;
- в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятых в обоих множителях вместе.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д. цифры.
Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево соответственно на 1, 2, 3 и т. д. цифры.
Деление десятичных дробей
Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную, надо:
- перенести в делимом и в делителе запятую вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе;
- выполнить деление на натуральное число.
Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифры.
Среднее арифметическое
Средним арифметическим нескольких чисел называют результат деления сумму этих чисел на количество слагаемых.
Найти среднее арифметическое чисел 15, 25 и 20.
15 + 25 + 20 ⏞ с у м м а ч и с е л 3 ⏟ к о л и ч е с т в о ч и с е л = 60 3 = 20
Примечание:
Задача. Автомобиль 200 км ехал со скоростью 50 км/ч. Затем 120 км он ехал со скоростью 30 км/ч. Найти среднюю скорость.
V с р е д н я я = S о б щ t о б щ .
1) 200 + 120 = 320(км) -весь путь;
2) 200 : 50 = 4(ч) — время, затраченное на 1-ую часть пути;
3) 120 : 30 = 4(ч) — время, затраченное на 2-ую часть пути;
4) 4 + 4 = 8(ч) — все время;
5) 320 : 8 = 40(км/ч) — средняя скорость.
Процент
Процентом называют сотую часть величины или числа 1%=
Основные правила математики с примерами. 5 класс: 22 комментария
Спасибо большое! Я решил вспомнить материал по математике и вы мне с этим помогли
Уважаемая Наталья Владимировна! По структуре и подаче материала — это лучшее, что мне удалось найти на просторах интернета. Спасибо вам за труд!
Пожалуйста! Я очень рада, что Вы высоко оценили мой труд.
Спасибо огромное ! У меня завтра впр , и я надеюсь я получу 5 😇💖
[spoiler title=”источники:”]
http://infourok.ru/pamyatka-dlya-obuchayuschegosya-pravila-nahozhdeniya-komponentov-pri-reshenii-uravneniy-klass-842407.html
[/spoiler]
Чтобы научиться быстро и успешно решать уравнения, нужно начать с самых простых правил и примеров. В первую очередь надо научиться решать уравнения, слева у которых стоит разность, сумма, частное или произведение некоторых чисел с одним неизвестным, а справа другое число. Иными словами, в этих уравнениях есть одно неизвестное слагаемое и либо уменьшаемое с вычитаемым, либо делимое с делителем и т.д. Именно об уравнениях такого типа мы с вами поговорим.
Эта статья посвящена основным правилам, позволяющим найти множители, неизвестные слагаемые и др. Все теоретические положения будем сразу пояснять на конкретных примерах.
Нахождение неизвестного слагаемого
Допустим, у нас есть некоторое количество шариков в двух вазах, например, 9. Мы знаем, что во второй вазе 4 шарика. Как найти количество во второй? Запишем эту задачу в математическом виде, обозначив число, которое нужно найти, как x. Согласно первоначальному условию, это число вместе с 4 образуют 9, значит, можно записать уравнение 4+x=9. Слева у нас получилась сумма с одним неизвестным слагаемым, справа – значение этой суммы. Как найти x? Для этого надо использовать правило:
Для нахождения неизвестного слагаемого надо вычесть известное из суммы.
В данном случае мы придаем вычитанию смысл, который является обратным смыслу сложения. Иначе говоря, есть определенная связь между действиями сложения и вычитания, которую можно в буквенном виде выразить так: если a+b=c, то c−a=b и c−b=a, и наоборот, из выражений c−a=b и c−b=a можно вывести, что a+b=c.
Зная это правило, мы можем найти одно неизвестное слагаемое, используя известное и сумму. Какое именно слагаемое мы знаем, первое или второе, в данном случае неважно. Посмотрим, как применить данное правило на практике.
Возьмем то уравнение, что у нас получилось выше: 4+x=9. Согласно правилу, нам нужно вычесть из известной суммы, равной 9, известное слагаемое, равное 4. Вычтем одно натуральное число из другого: 9-4=5. Мы получили нужное нам слагаемое, равное 5.
Обычно решения подобных уравнений записывают следующим образом:
- Первым пишется исходное уравнение.
- Далее мы записываем уравнение, которое получилось после того, как мы применили правило вычисления неизвестного слагаемого.
- После этого пишем уравнение, которое получилось после всех действий с числами.
Такая форма записи нужна для того, чтобы проиллюстрировать последовательную замену исходного уравнения равносильными и отобразить процесс нахождения корня. Решение нашего простого уравнения, приведенного выше, правильно будет записать так:
4+x=9,x=9−4,x=5.
Мы можем проверить правильность полученного ответа. Подставим то, что у нас получилось, в исходное уравнение и посмотрим, выйдет ли из него верное числовое равенство. Подставим 5 в 4+x=9 и получим: 4+5=9. Равенство 9=9 верное, значит, неизвестное слагаемое было найдено правильно. Если бы равенство оказалось неверным, то нам следовало бы вернуться к решению и перепроверить его, поскольку это знак допущенной ошибки. Как правило, чаще всего это бывает вычислительная ошибка или применение неверного правила.
Нахождение неизвестного вычитаемого или уменьшаемого
Как мы уже упоминали в первом пункте, между процессами сложения и вычитания существует определенная связь. С ее помощью можно сформулировать правило, которое поможет найти неизвестное уменьшаемое, когда мы знаем разность и вычитаемое, или же неизвестное вычитаемое через уменьшаемое или разность. Запишем эти два правила по очереди и покажем, как применять их при решении задач.
Для нахождения неизвестного уменьшаемого надо прибавить вычитаемое к разности.
Например, у нас есть уравнение x-6=10. Неизвестно уменьшаемое. Согласно правилу, нам надо прибавить к разности 10 вычитаемое 6, получим 16. То есть исходное уменьшаемое равно шестнадцати. Запишем все решение целиком:
x−6=10,x=10+6,x=16.
Проверим получившийся результат, добавив получившееся число в исходное уравнение: 16-6=10. Равенство 16-16 будет верным, значит, мы все подсчитали правильно.
Переходим к следующему правилу.
Для нахождения неизвестного вычитаемого надо вычесть разность из уменьшаемого.
Воспользуемся правилом для решения уравнения 10-x=8. Мы не знаем вычитаемого, поэтому нам надо из 10 вычесть разность, т.е. 10-8=2. Значит, искомое вычитаемое равно двум. Вот вся запись решения:
10-x=8,x=10-8,x=2.
Сделаем проверку на правильность, подставив двойку в исходное уравнение. Получим верное равенство 10-2=8 и убедимся, что найденное нами значение будет правильным.
Перед тем, как перейти к другим правилам, отметим, что существует правило переноса любых слагаемых из одной части уравнения в другую с заменой знака на противоположный. Все приведенные выше правила ему полностью соответствуют.
Нахождение неизвестного множителя
Посмотрим на два уравнения: x·2=20 и 3·x=12. В обоих нам известно значение произведения и один из множителей, необходимо найти второй. Для этого нам надо воспользоваться другим правилом.
Для нахождения неизвестного множителя нужно выполнить деление произведения на известный множитель.
Данное правило базируется на смысле, который является обратным смыслу умножения. Между умножением и делением есть следующая связь: a·b=c при a и b, не равных 0, c: a=b, c: b=c и наоборот.
Вычислим неизвестный множитель в первом уравнении, разделив известное частное 20 на известный множитель 2. Проводим деление натуральных чисел и получаем 10. Запишем последовательность равенств:
x·2=20x=20:2x=10.
Подставляем десятку в исходное равенство и получаем, что 2·10=20. Значение неизвестного множителя было выполнено правильно.
Уточним, что в случае, если один из множителей нулевой, данное правило применять нельзя. Так, уравнение x·0=11 с его помощью решить мы не можем. Эта запись не имеет смысла, поскольку для решения надо разделить 11 на 0, а деление на нуль не определено. Подробнее о подобных случаях мы рассказали в статье, посвященной линейным уравнениям.
Когда мы применяем это правило, мы, по сути, делим обе части уравнения на другой множитель, отличный от 0. Существует отдельное правило, согласно которому можно проводить такое деление, и оно не повлияет на корни уравнения, и то, о чем мы писали в этом пункте, с ним полностью согласовано.
Нахождение неизвестного делимого или делителя
Еще один случай, который нам нужно рассмотреть, – это нахождение неизвестного делимого, если мы знаем делитель и частное, а также нахождение делителя при известном частном и делимом. Сформулировать это правило мы можем с помощью уже упомянутой здесь связи между умножением и делением.
Для нахождения неизвестного делимого нужно умножить делитель на частное.
Посмотрим, как применяется данное правило.
Решим с его помощью уравнение x:3=5. Перемножаем между собой известное частное и известный делитель и получаем 15, которое и будет нужным нам делимым.
Вот краткая запись всего решения:
x:3=5,x=3·5,x=15.
Проверка показывает, что мы все подсчитали верно, ведь при делении 15 на 3 действительно получается 5. Верное числовое равенство – свидетельство правильного решения.
Указанное правило можно интерпретировать как умножение правой и левой части уравнения на одинаковое отличное от 0 число. Это преобразование никак не влияет на корни уравнения.
Переходим к следующему правилу.
Для нахождения неизвестного делителя нужно разделить делимое на частное.
Возьмем простой пример – уравнение 21:x=3. Для его решения разделим известное делимое 21 на частное 3 и получим 7. Это и будет искомый делитель. Теперь оформляем решение правильно:
21:x=3,x=21:3,x=7.
Удостоверимся в верности результата, подставив семерку в исходное уравнение. 21:7=3, так что корень уравнения был вычислен верно.
Важно отметить, что это правило применимо только для случаев, когда частное не равно нулю, ведь в противном случае нам опять же придется делить на 0. Если же частным будет нуль, возможны два варианта. Если делимое также равно нулю и уравнение выглядит как 0:x=0, то значение переменной будет любым, то есть данное уравнение имеет бесконечное число корней. А вот уравнение с частным, равным 0, с делимым, отличным от 0, решений иметь не будет, поскольку таких значений делителя не существует. Примером может быть уравнение 5:x=0, которое не имеет ни одного корня.
Последовательное применение правил
Зачастую на практике встречаются более сложные задачи, в которых правила нахождения слагаемых, уменьшаемых, вычитаемых, множителей, делимых и частных нужно применять последовательно. Приведем пример.
У нас есть уравнение вида 3·x+1=7. Вычисляем неизвестное слагаемое 3·x, отняв от 7 единицу. Получим в итоге 3·x=7−1, потом 3·x=6. Это уравнение решить очень просто: делим 6 на 3 и получаем корень исходного уравнения.
Вот краткая запись решения еще одного уравнения (2·x−7):3−5=2:
(2·x−7):3−5=2,(2·x−7):3=2+5,(2·x−7):3=7,2·x−7=7·3,2·x−7=21,2·x=21+7,2·x=28,x=28:2,x=14.
Названия компонентов |
Неизвестный компонент |
Нахождение неизвестного компонента |
10 + 20 = 30 слагаемое слагаемое сумма |
Х + 20 = 30 Х = 30 – 20 Х = 10 |
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. |
16 – 6 = 10 уменьшаемое вычитаемое разность |
Х – 6 = 10 Х = 10 + 6 Х = 16 |
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. |
16 – Х= 10 Х = 16 – 10 Х = 6 |
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. |
|
2 * 5 = 10 множитель множитель произведение |
Х * 5 = 10 Х = 10 : 5 Х = 2 |
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. |
16 : 2 = 8 делимое делитель частное |
Х : 2 = 8 Х = 8 * 2 Х = 16 |
Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. |
16 : Х = 8 Х = 16 : 8 Х = 2 |
Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. |
Названия компонентов |
Неизвестный компонент |
Нахождение неизвестного компонента |
10 + 20 = 30 слагаемое слагаемое сумма |
Х + 20 = 30 Х = 30 – 20 Х = 10 |
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. |
16 – 6 = 10 уменьшаемое вычитаемое разность |
Х – 6 = 10 Х = 10 + 6 Х = 16 |
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. |
16 – Х= 10 Х = 16 – 10 Х = 6 |
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. |
|
2 * 5 = 10 множитель множитель произведение |
Х * 5 = 10 Х = 10 : 5 Х = 2 |
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. |
16 : 2 = 8 делимое делитель частное |
Х : 2 = 8 Х = 8 * 2 Х = 16 |
Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. |
16 : Х = 8 Х = 16 : 8 Х = 2 |
Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. |
Компоненты
арифметических действий и их взаимосвязь.
1.
Компоненты
при сложении:
1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
2.
Компоненты
при вычитании:
уменьшаемое, вычитаемое, разность.
3.
Компоненты
при умножении:
1 множитель, 2 множитель, произведение.
4.
Компоненты
при делении:
делимое, делитель , частное.
5.
Назвать
результаты всех действий:
при сложении – сумма
при вычитании – разность
при умножении – произведение
при делении – частное
6.
Как найти
неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно
из суммы вычесть известное слагаемое.
Х+4=12 или 4+х=12
Х=12-4 х=12-4
Х=8 х=8____
8+4=12 4+8=12
12=12 12=12
7.
Как найти
неизвестное уменьшаемое?
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо
к разности прибавить вычитаемое.
Х-7=3
Х=3+7
Х=10
10-7=3
3=3
8.
Как найти
неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо
из уменьшаемого вычесть разность.
8-х =5
х=8-5
х=3
8-3=5
5=5
9. Как
найти неизвестный множитель?
Чтобы найти неизвестный множитель, надо
произведение разделить на известный множитель.
х·3=6 4·х=8
х=6:3 х=8:4
х=2 х=2
2·3=6 4·2=8
6=6 8=8
10. Как найти неизвестное делимое?
Чтобы найти неизвестное делимое, надо
частное умножить на делитель.
х:5=3
х=3·5
х=15
15:5=3
3=3
11.
Как найти
неизвестный делитель?
Чтобы найти неизвестный делитель, надо
делимое разделить на частное.
6:х=2
х =6:2
х=3
6:3=2
2=2
Геометрический материал.
Квадрат – это прямоугольник, у которого
все стороны равны.
13.
Что такое
прямоугольник?
Прямоугольник – это четырёхугольник, у
которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны.
14.
Что такое
треугольник?
Треугольник – многоугольник, у которого
три угла и три стороны.
15. Что такое четырёхугольник?
Четырёхугольник – геометрическая фигура,
у которой четыре угла и четыре стороны.
Периметр ( Ρ) – это сумма длин сторон
какой-нибудь геометрической фигуры.
Площадь (S) – это внутренняя часть
какой-нибудь геометрической фигуры
(прямоугольника, квадрата и т.д)
17.
Как найти
периметр квадрата?
У квадрата 4 стороны, равные между
собой. Чтобы найти периметр (Р) квадрата, нужно длину одной стороны (а) умножить на 4.
Р□ =
a · 4
18.
Как найти
периметр прямоугольника?
Чтобы найти периметр
прямоугольника, нужно сложить все 4 стороны прямоугольника
Или
сложить длину и ширину
прямоугольника и умножить на 2.
Ρ=a+b+a+b
или
Ρ=(a+b)·2
19.
Как найти
периметр треугольника?
Чтобы найти периметр
треугольника, нужно сложить все 3 стороны.
20.
Как найти
сторону квадрата, если известен периметр?
У квадрата 4 стороны, равные между
собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4.
a=Ρ:4
21.
Как найти сторону прямоугольника, если известен
периметр и другая сторона?
Чтобы найти сторону
прямоугольника, нужно
Ρ разделить на 2
и вычесть
другую сторону.
a=Ρ:2 – b
b=Ρ:2 – a
22. В каких единицах измеряется периметр?
Периметр
измеряется в мм, см, дм, метрах.
23.
Как найти площадь квадрата?
Площадь квадрата равна произведению двух
его сторон.
S□ = a · a
24. Как найти площадь прямоугольника?
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо
длину прямоугольника умножить на его ширину.
S = a · b
25. Как найти сторону прямоугольника,
если известна площадь и другая его сторона?
Чтобы найти одну из сторон
прямоугольника, нужно площадь прямоугольника разделить на известную сторону.
a=S : b
b= S : a
26. В каких
единицах измеряется площадь?
Площадь измеряется в квадратных единицах: мм², см², дм², м².
27. Назвать единицы длины.
Единицы длины
– мм,
см,
дм, м, км.
28. Рассказать таблицу мер длины.
1см
= 10мм
1дм
= 10см
1дм
= 100мм
1м
= 10 дм
1м
= 100 см
1км = 1000м
29. Сколько
квадратных сантиметров
в
1квадратном метре?
1м²
= 10 000см²
30. Сколько
квадратных дециметров
в
1 квадратном метре?
1м²
= 100дм²
31. Рассказать таблицу мер площади.
1м²
= 100дм² = 10 000см²
1дм²
= 100см² = 10 000мм²
1см²
= 100мм²
Масса.
32. Назвать единицы массы.
Масса измеряется в граммах, килограммах,
центнерах, тоннах.
33. Рассказать таблицу мер массы.
1кг
= 1000г
1ц
= 100кг
1т
= 10ц
1т
= 1000кг
Время.
34. Назвать
единицы измерения времени.
Время
измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами,
годами, веками.
35. Рассказать таблицу мер времени.
1мин
= 60сек.
1час
= 60мин
1час
= 3600сек.
1сут.
= 24часа
1год
= 12мес. =
365сут. или 366сут.
1век
= 100лет
Взаимосвязь скорости, времени и расстояния.
36. Как
найти скорость?
Чтобы найти скорость ( v ), надо расстояние ( S ) разделить на время ( t ), затраченное в пути.
v = S : t
37. Как найти время?
Чтобы найти время ( t ), надо расстояние ( S ) разделить на скорость
( v ).
t = S : v
38. Как найти расстояние?
Чтобы найти расстояние ( S ), нужно скорость ( v ) умножить на время ( t ).
S = v · t
Взаимосвязь цены, количества, стоимости.
39. Что такое цена?
Цена – стоимость одного предмета,
единицы товара.
40. Как найти стоимость?
Чтобы найти стоимость, нужно цену
умножить на количество.
Ст = Ц · К
41. Как найти цену?
Чтобы найти цену, нужно стоимость
разделить на количество.
Ц
= Ст : К
42. Как найти
количество?
Чтобы найти количество, нужно стоимость
разделить на цену.
К = Ст : Ц
43. Задачи на дроби.
Дробь – ⅔
2
– числитель
3
– знаменатель
44. Как найти дробь числа?
Чтобы найти дробь числа, нужно число
разделить на знаменатель, а потом умножить на числитель.
45. Как найти число по дроби?
Чтобы
найти число по дроби, нужно число разделить на числитель и умножить на
знаменатель.
Взаимосвязь
работы, времени и производительности.
46. Что такое производительность?
Как найти производительность?
Производительностью
( v )
называют работу, выполненную за единицу времени.
Чтобы
найти производительность ( v ), надо всю
выполненную работу разделить на время.
v = A : t
47. Как найти выполненную работу?
Выполненная работа равна
производительности, умноженной на время работы.
A = v · t
48. Как найти время работы?
Чтобы узнать время работы, надо работу
разделить на производительность.
t = A : v
49. Как
найти среднее арифметическое?
Чтобы найти среднее арифметическое надо
сумму разделить на число слагаемых.