На этом уроке мы продолжим изучать обыкновенные дроби, узнаем, как можно сравнить дроби, потренируемся в сравнении дробей на координатном луче.
Действия с дробями
Представим, что ты приходишь домой, а там стоит тарелка с пирогом. Вкусный пирог, но не очень большой. Ты съедаешь $frac{1}{4}$ пирога, но этого маловато, поэтому ты съедаешь ещё одну $frac{1}{4}$. Получается, всего съедено $frac{2}{4}$ пирога. И осталась ещё половина. Выходит, и съедена тоже половина!
$$frac{2}{4} = frac{1}{2}$$
Если мы отложим на координатном луче отрезок ОА, где начало находится в точке 0, а точка А на расстоянии $frac{2}{4}$, а затем отложим отрезок В, который начинается в той же точке, но имеет длину $frac{1}{2}$, то мы увидим, что эти точки совпадут.
Две равные дроби обозначают одно и то же дробное число.
Дробные числа (или дроби) можно сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить.
На этом уроке мы поговорим о сравнении дробей.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
На рисунке 3 изображены две скамейки, на которых стоят коробки. Длина каждой коробки составляет пятую часть от длины скамейки. На первой скамейке 3 коробки, а на второй 2. Какая часть от каждой скамейки занята?
Показать ответ
Скрыть
$frac{3}{5}$ и $frac{2}{5}$
Видите, у нас получаются две дроби, у которых одинаковые знаменатели, но при этом разные числительные.
Какая скамейка больше занята? Какое из чисел больше?
Показать ответ
Скрыть
Больше занята первая скамейка, так как $frac{3}{5}$ > $frac{2}{5}$
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой меньше числитель, и больше та, у которой больше числитель.
Рассмотрим ещё один пример на сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
В неделе 7 дней, из них 5 рабочих и 2 выходных. Получается, что неделя делится на 7 равных долей. Выходные дни составляют $frac{2}{7}$, а будние $frac{5}{7}$. Так как 2 доли меньше, чем 5 таких же долей, то $frac{2}{7}$ < $frac{5}{7}$
Правильно читаться это будет так: «Две седьмых меньше, чем пять седьмых».
Потренируемся и закрепим материал.
На рисунке 5 вы видите шоколадку, которая разделена на квадратики. Ответьте на вопросы.
Сравнение дробей с разными знаменателями
Анна делала полочки для книг. Она взяла две доски, тёмную и светлую, одинаковой длины. Тёмную разрезала на $4$ части (рисунок 6, а), а светлую — на $3$ части (рисунок 6, б).
Видите, что получается? Из $frac{1}{4}$ доски получается маленькая полочка, а из $frac{1}{3}$ — полочка побольше (рисунок 6, в).
Можно сделать такой вывод:
Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой больше знаменатель, и больше та, у которой знаменатель меньше.
Проверим? Длина доски 120 см.
Значит, длина тёмной полочки будет 120 : 4 = 30 сантиметров, а светлой 120 : 3 = 40 сантиметров. Чем больше делитель, тем меньше частное.
Сравнение дробей на координатном луче
Рассмотрим рисунок 6. Расстояние от двери до окна шесть метров. Стол стоит в трёх метрах от двери, а шкаф – в пяти метрах.
Давайте попробуем представить это расположение на координатном луче, где дверь будет точкой отсчёта. Расстояние от двери до стола – 3/6, от двери до шкафа – 5/6.
Видите, точка С (стол) расположена слева от точки Ш (шкаф)?
Точка на координатном луче, имеющая меньшую координату, лежит слева от точки, имеющей большую координату.
А что делать, если и числитель, и знаменатель дроби не совпадает? Как их сравнить? Обычно в таких случаях дроби приводят к общему знаменателю. Как это делать, объясним позднее.
Данная статья рассматривает сравнение дробей. Здесь мы выясним, какая из дробей больше или меньше, применим правило, разберем примеры решения. Сравним дроби как с одинаковыми, так и разными знаменателями. Произведем сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
Когда производится сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, мы работаем только с числителем, а значит, сравниваем доли числа. Если имеется дробь 37, то она имеет 3 доли 17, тогда дробь 87 имеет 8 таких долей. Иначе говоря, если знаменатель одинаковый, производится сравнение числителей этих дробей, то есть 37 и 87 сравниваются числа 3 и 8.
Отсюда следует правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: из имеющихся дробей с одинаковыми показателями считается большей та дробь, у которой числитель больше и наоборот.
Это говорит о том, что следует обратить внимание на числители. Для этого рассмотрим пример.
Произвести сравнение заданных дробей 65126 и 87126.
Решение
Так как знаменатели дробей одинаковые, переходим к числителям. Из чисел 87 и 65 очевидно, что 65 меньше. Исходя из правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями имеем, что 87126 больше 65126.
Ответ: 87126>65126.
Сравнение дробей с разными знаменателями
Сравнение таких дробей можно соотнести со сравнением дробей с одинаковыми показателями, но имеется различие. Теперь необходимо дроби приводить к общему знаменателю.
Если имеются дроби с разными знаменателями, для их сравнения необходимо:
- найти общий знаменатель;
- сравнить дроби.
Рассмотрим данные действия на примере.
Произвести сравнение дробей 512 и 916.
Решение
В первую очередь необходимо привести дроби к общему знаменателю. Это делается таким образом: находится НОК, то есть наименьший общий делитель, 12 и 16. Это число 48. Необходимо надписать дополнительные множители к первой дроби 512 , это число находится из частного 48:12=4, для второй дроби 916 – 48:16=3. Запишем получившееся таким образом: 512=5·412·4=2048 и 916=9·316·3=2748.
После сравнения дробей получаем, что 2048<2748. Значит, 512 меньше 916.
Ответ: 512<916.
Имеется еще один способ сравнения дробей с разными знаменателями. Он выполняется без приведения к общему знаменателю. Рассмотрим на примере. Чтобы сравнить дроби ab и cd, приводим к общему знаменателю, тогда b·d, то есть произведение этих знаменателей. Тогда дополнительные множители для дробей будут являться знаменатели соседней дроби. Это запишется так a·db·d и c·bd·b. Используя правило с одинаковыми знаменателями, имеем, что сравнение дробей свелось к сравнениям произведений a·d и c·b. Отсюда получаем правило сравнения дробей с разными знаменателями: если a·d>b·c, тогда ab>cd, но если a·d<b·c, тогдаab<cd. Рассмотрим сравнение с разными знаменателями.
Произвести сравнение дробей 518 и 2386.
Решение
Данный пример имеет a=5, b=18, c=23 и d=86. Тогда необходимо вычислить a·d и b·c. Отсюда следует, что a·d=5·86=430 и b·c=18·23=414. Но 430>414, тогда заданная дробь 518 больше, чем 2386.
Ответ: 518>2386.
Сравнение дробей с одинаковыми числителями
Если дроби имеют одинаковые числители и разные знаменатели, тогда можно выполнять сравнение по предыдущему пункту. Результат сравнения возможет при сравнении их знаменателей.
Имеется правило сравнения дробей с одинаковыми числителями: из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, которая имеет меньший знаменатель и наоборот.
Рассмотрим на примере.
Произвести сравнение дробей 5419 и 5431.
Решение
Имеем, что числители одинаковые, значит, что дробь, имеющая знаменатель 19 больше дроби, которая имеет знаменатель 31. Это понятно, исходя из правила.
Ответ: 5419>5431.
Иначе можно рассмотреть на примере. Имеется две тарелки, на которых 12 пирога, анна другой 116. Если съесть 12 пирога, то насытишься быстрей, нежели только 116. Отсюда вывод, что наибольший знаменатель при одинаковых числителях является наименьшим при сравнении дробей.
Сравнение дроби с натуральным числом
Сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом идет как и сравнение двух дробей с записью знаменателей в виде 1. Для детального рассмотрения ниже приведем пример.
Необходимо выполнить сравнение 638 и 9.
Решение
Необходимо представить число 9 в виде дроби 91. Тогда имеем необходимость сравнения дробей 638 и 91. Далее следует приведение к общему знаменателю путем нахождения дополнительных множителей. После этого видим, что нужно сравнить дроби с одинаковыми знаменателями 638 и 728. Исходя из правила сравнения, 63<72, тогда получаем 638<728. Значит, заданная дробь меньше целого числа 9, то есть имеем 638<9.
Ответ: 638<9.
Преподаватель математики и информатики. Кафедра бизнес-информатики Российского университета транспорта
Дробно-рациональные неравенства
25 января 2018
Этот урок будет жёстким. Настолько жёстким, что до конца его дойдут лишь Избранные. Поэтому перед началом чтения рекомендую убрать от экранов женщин, кошек, беременных детей и…
Да ладно, на самом деле всё просто. Допустим, вы освоили метод интервалов (если не освоили — рекомендую вернуться и прочитать) и научились решать неравенства вида $Pleft( x right) gt 0$, где $Pleft( x right)$ — какой-нибудь многочлен или произведение многочленов.
Полагаю, что для вас не составит труда решить, например, вот такую дичь (кстати, попробуйте для разминки):
[begin{align} & left( 2{{x}^{2}}+3x+4 right)left( 4x+25 right) gt 0; \ & xleft( 2{{x}^{2}}-3x-20 right)left( x-1 right)ge 0; \ & left( 8x-{{x}^{4}} right){{left( x-5 right)}^{6}}le 0. \ end{align}]
Теперь немного усложним задачу и рассмотрим не просто многочлены, а так называемые рациональные дроби вида:
[frac{Pleft( x right)}{Qleft( x right)} gt 0]
где $Pleft( x right)$ и $Qleft( x right)$ — всё те же многочлены вида ${{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+…+{{a}_{0}}$, либо произведение таких многочленов.
Это и будет рациональное неравенство. Принципиальным моментом является наличие переменной $x$ в знаменателе. Например, вот это — рациональные неравенства:
[begin{align} & frac{x-3}{x+7} lt 0; \ & frac{left( 7x+1 right)left( 11x+2 right)}{13x-4}ge 0; \ & frac{3{{x}^{2}}+10x+3}{{{left( 3-x right)}^{2}}left( 4-{{x}^{2}} right)}ge 0. \ end{align}]
А это — не рациональное, а самое обычное неравенство, которое решается методом интервалов:
[frac{{{x}^{2}}+6x+9}{5}ge 0]
Забегая вперёд, сразу скажу: существует как минимум два способа решения рациональных неравенств, но все они так или иначе сводятся к уже известному нам методу интервалов. Поэтому прежде чем разбирать эти способы, давайте вспомним старые факты, иначе толку от нового материла не будет никакого.
Что уже нужно знать
Важных фактов не бывает много. Действительно потребуются нам всего четыре.
Формулы сокращённого умножения
Да, да: они будут преследовать нас на протяжении всей школьной программы математики. И в университете тоже. Этих формул довольно много, но нам потребуются лишь следующие:
[begin{align} & {{a}^{2}}pm 2ab+{{b}^{2}}={{left( apm b right)}^{2}}; \ & {{a}^{2}}-{{b}^{2}}=left( a-b right)left( a+b right); \ & {{a}^{3}}+{{b}^{3}}=left( a+b right)left( {{a}^{2}}-ab+{{b}^{2}} right); \ & {{a}^{3}}-{{b}^{3}}=left( a-b right)left( {{a}^{2}}+ab+{{b}^{2}} right). \ end{align}]
Обратите внимание на последние две формулы — это сумма и разность кубов (а не куб суммы или разности!). Их легко запомнить, если заметить, что знак в первой скобке совпадает со знаком в исходном выражении, а во второй — противоположен знаку исходного выражения.
Линейные уравнения
Это самые простые уравнения вида $ax+b=0$, где $a$ и $b$ — это обычные числа, причём $ane 0$. Такое уравнение решается просто:
[begin{align} & ax+b=0; \ & ax=-b; \ & x=-frac{b}{a}. \ end{align}]
Отмечу, что мы имеем право делить на коэффициент $a$, ведь $ane 0$. Это требование вполне логично, поскольку при $a=0$ мы получим вот что:
[b=0]
Во-первых, в этом уравнении нет переменной $x$. Это, вообще говоря, не должно нас смущать (такое случается, скажем, в геометрии, причём довольно часто), но всё же перед нами уже не линейное уравнение.
Во-вторых, решение этого уравнения зависит исключительно от коэффициента $b$. Если $b$ — тоже ноль, то наше уравнение имеет вид $0=0$. Данное равенство верно всегда; значит, $x$ — любое число (обычно это записывается так: $xin mathbb{R}$). Если же коэффициент $b$ не равен нулю, то равенство $b=0$ никогда не выполняется, т.е. ответов нет (записывается $xin varnothing $ и читается «множество решений пусто»).
Чтобы избежать всех этих сложностей, просто полагают $ane 0$, что нисколько не ограничивает нас в дальнейших размышлениях.
Квадратные уравнения
Напомню, что квадратным уравнением называется вот это:
[a{{x}^{2}}+bx+c=0]
Здесь слева многочлен второй степени, причём снова $ane 0$ (в противном случае вместо квадратного уравнения мы получим линейное). Решаются такие уравнения через дискриминант:
[D={{b}^{2}}-4ac]
Дальше всё зависит от знака дискриминанта:
- Если $D gt 0$, мы получим два различных корня;
- Если $D=0$, то корень будет один, но второй кратности (что это за кратность и как её учитывать — об этом чуть позже). Либо можно сказать, что уравнение имеет два одинаковых корня;
- При $D lt 0$ корней вообще нет, а знак многочлена $a{{x}^{2}}+bx+c$ при любом $x$ совпадает со знаком коэффициента $a$. Это, кстати, очень полезный факт, о котором почему-то забывают рассказать на уроках алгебры.
Сами корни считаются по всем известной формуле:
[{{x}_{1,2}}=frac{-bpm sqrt{D}}{2a}]
Отсюда, кстати, и ограничения на дискриминант. Ведь квадратный корень из отрицательного числа не существует. По поводу корней у многих учеников жуткая каша в голове, поэтому я специально записал целый урок: что такое корень в алгебре и как его считать — очень рекомендую почитать.:)
Действия с рациональными дробями
Всё, что было написано выше, вы и так знаете, если изучали метод интервалов. А вот то, что мы разберём сейчас, не имеет аналогов в прошлом — это совершенно новый факт.
Определение. Рациональная дробь — это выражение вида
[frac{Pleft( x right)}{Qleft( x right)}]
где $Pleft( x right)$ и $Qleft( x right)$ — многочлены.
Очевидно, что из такой дроби легко получить неравенство — достаточно лишь приписать знак «больше» или «меньше» справа. И чуть дальше мы обнаружим, что решать такие задачи — одно удовольствие, там всё очень просто.
Проблемы начинаются тогда, когда в одном выражении находятся несколько таких дробей. Их приходится приводить к общему знаменателю — и именно в этот момент допускается большое количество обидных ошибок.
Поэтому для успешного решения рациональных уравнений необходимо твёрдо усвоить два навыка:
- Разложение многочлена $Pleft( x right)$ на множители;
- Собственно, приведение дробей к общему знаменателю.
Как разложить многочлен на множители? Очень просто. Пусть у нас есть многочлена вида
[Pleft( x right)={{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+…+{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}]
Приравниваем его к нулю. Получим уравнение $n$-й степени:
[{{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+…+{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}=0]
Допустим, мы решили это уравнение и получили корни ${{x}_{1}}, …, {{x}_{n}}$ (не пугайтесь: в большинстве случаев этих корней будет не более двух). В таком случае наш исходный многочлен можно переписать так:
[begin{align} & Pleft( x right)={{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+…+{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}= \ & ={{a}_{n}}left( x-{{x}_{1}} right)cdot left( x-{{x}_{2}} right)cdot …cdot left( x-{{x}_{n}} right) end{align}]
Вот и всё! Обратите внимание: старший коэффициент ${{a}_{n}}$ никуда не исчез — он будет отдельным множителем перед скобками, и при необходимости его можно внести в любую из этих скобок (практика показывает, что при ${{a}_{n}}ne pm 1$ среди корней почти всегда есть дроби).
Задача. Упростите выражение:
[frac{{{x}^{2}}+x-20}{x-4}-frac{2{{x}^{2}}-5x+3}{2x-3}-frac{4-8x-5{{x}^{2}}}{x+2}]
Решение. Для начала посмотрим на знаменатели: все они — линейные двучлены, и раскладывать на множители тут нечего. Поэтому давайте разложим на множители числители:
[begin{align} & {{x}^{2}}+x-20=left( x+5 right)left( x-4 right); \ & 2{{x}^{2}}-5x+3=2left( x-frac{3}{2} right)left( x-1 right)=left( 2x-3 right)left( x-1 right); \ & 4-8x-5{{x}^{2}}=-5left( x+2 right)left( x-frac{2}{5} right)=left( x+2 right)left( 2-5x right). \end{align}]
Обратите внимание: во втором многочлене старший коэффициент «2» в полном соответствии с нашей схемой сначала оказался перед скобкой, а затем был внесён в первую скобку, поскольку там вылезла дробь.
То же самое произошло и в третьем многочлене, только там ещё и порядок слагаемых перепутан. Однако коэффициент «−5» в итоге оказался внесён во вторую скобку (помните: вносить множитель можно в одну и только в одну скобку!), что избавило нас от неудобств, связанных с дробными корнями.
Что касается первого многочлена, там всё просто: его корни ищутся либо стандартно через дискриминант, либо по теореме Виета.
Вернёмся к исходному выражению и перепишем его с разложенными на множители числителями:
[begin{matrix} frac{left( x+5 right)left( x-4 right)}{x-4}-frac{left( 2x-3 right)left( x-1 right)}{2x-3}-frac{left( x+2 right)left( 2-5x right)}{x+2}= \ =left( x+5 right)-left( x-1 right)-left( 2-5x right)= \ =x+5-x+1-2+5x= \ =5x+4. \ end{matrix}]
Ответ: $5x+4$.
Как видите, ничего сложного. Немного математики 7—8 класса — и всё. Смысл всех преобразований в том и состоит, чтобы получить из сложного и страшного выражения что-нибудь простое, с чем легко работать.
Однако так будет не всегда. Поэтому сейчас мы рассмотрим более серьёзную задачу.
Но сначала разберёмся с тем, как привести две дроби к общему знаменателю. Алгоритм предельно прост:
- Разложить на множители оба знаменателя;
- Рассмотреть первый знаменатель и добавить к нему множители, имеющиеся во втором знаменателе, однако отсутствующие в первом. Полученное произведение и будет общим знаменателем;
- Выяснить, каких множителей не хватает каждой из исходных дробей, чтобы знаменатели стали равны общему.
Возможно, этот алгоритм вам покажется просто текстом, в котором «много букв». Поэтому разберём всё на конкретном примере.
Задача. Упростите выражение:
[left( frac{x}{{{x}^{2}}+2x+4}+frac{{{x}^{2}}+8}{{{x}^{3}}-8}-frac{1}{x-2} right)cdot left( frac{{{x}^{2}}}{{{x}^{2}}-4}-frac{2}{2-x} right)]
Решение. Такие объёмные задачи лучше решать по частям. Выпишем то, что стоит в первой скобке:
[frac{x}{{{x}^{2}}+2x+4}+frac{{{x}^{2}}+8}{{{x}^{3}}-8}-frac{1}{x-2}]
В отличие от предыдущей задачи, тут со знаменателями всё не так просто. Разложим на множители каждый из них.
Квадратный трёхчлен ${{x}^{2}}+2x+4$ на множители не раскладывается, поскольку уравнение ${{x}^{2}}+2x+4=0$ не имеет корней (дискриминант отрицательный). Оставляем его без изменений.
Второй знаменатель — кубический многочлен ${{x}^{3}}-8$ — при внимательном рассмотрении является разностью кубов и легко раскладывается по формулам сокращённого умножения:
[{{x}^{3}}-8={{x}^{3}}-{{2}^{3}}=left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)]
Больше ничего разложить на множители нельзя, поскольку в первой скобке стоит линейный двучлен, а во второй — уже знакомая нам конструкция, которая не имеет действительных корней.
Наконец, третий знаменатель представляет собой линейный двучлен, который нельзя разложить. Таким образом, наше уравнение примет вид:
[frac{x}{{{x}^{2}}+2x+4}+frac{{{x}^{2}}+8}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}-frac{1}{x-2}]
Совершенно очевидно, что общим знаменателем будет именно $left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)$, и для приведения к нему всех дробей необходимо первую дробь домножить на $left( x-2 right)$, а последнюю — на $left( {{x}^{2}}+2x+4 right)$. Затем останется лишь привести подобные:
[begin{matrix} frac{xcdot left( x-2 right)}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}+frac{{{x}^{2}}+8}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}-frac{1cdot left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}= \ =frac{xcdot left( x-2 right)+left( {{x}^{2}}+8 right)-left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}= \ =frac{{{x}^{2}}-2x+{{x}^{2}}+8-{{x}^{2}}-2x-4}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}= \ =frac{{{x}^{2}}-4x+4}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}. \ end{matrix}]
Обратите внимание на вторую строчку: когда знаменатель уже общий, т.е. вместо трёх отдельных дробей мы написали одну большую, не стоит сразу избавляться от скобок. Лучше напишите лишнюю строчку и отметьте, что, скажем, перед третьей дробью стоял минус — и он никуда не денется, а будет «висеть» в числителе перед скобкой. Это избавит вас от множества ошибок.
Ну и в последней строчке полезно разложить на множители числитель. Тем более что это точный квадрат, и нам на помощь вновь приходят формулы сокращённого умножения. Имеем:
[frac{{{x}^{2}}-4x+4}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}=frac{{{left( x-2 right)}^{2}}}{left( x-2 right)left( {{x}^{2}}+2x+4 right)}=frac{x-2}{{{x}^{2}}+2x+4}]
Теперь точно так же разберёмся со второй скобкой. Тут я просто напишу цепочку равенств:
[begin{matrix} frac{{{x}^{2}}}{{{x}^{2}}-4}-frac{2}{2-x}=frac{{{x}^{2}}}{left( x-2 right)left( x+2 right)}-frac{2}{2-x}= \ =frac{{{x}^{2}}}{left( x-2 right)left( x+2 right)}+frac{2}{x-2}= \ =frac{{{x}^{2}}}{left( x-2 right)left( x+2 right)}+frac{2cdot left( x+2 right)}{left( x-2 right)cdot left( x+2 right)}= \ =frac{{{x}^{2}}+2cdot left( x+2 right)}{left( x-2 right)left( x+2 right)}=frac{{{x}^{2}}+2x+4}{left( x-2 right)left( x+2 right)}. \ end{matrix}]
Возвращаемся к исходной задачи и смотрим на произведение:
[frac{x-2}{{{x}^{2}}+2x+4}cdot frac{{{x}^{2}}+2x+4}{left( x-2 right)left( x+2 right)}=frac{1}{x+2}]
Ответ: [frac{1}{x+2}].
Смысл этой задачи такой же, как и у предыдущей: показать, насколько могут упрощаться рациональные выражения, если подойти к их преобразованию с умом.
И вот теперь, когда вы всё это знаете, давайте перейдём к основной теме сегодняшнего урока — решению дробно-рациональных неравенств. Тем более что после такой подготовки сами неравенства вы будете щёлкать как орешки.:)
Основной способ решения рациональных неравенств
Существует как минимум два подхода к решению рациональных неравенств. Сейчас мы рассмотрим один из них — тот, который является общепринятым в школьном курсе математики.
Но для начала отметим важную деталь. Все неравенства делятся на два типа:
- Строгие: $fleft( x right) gt 0$ или $fleft( x right) lt 0$;
- Нестрогие: $fleft( x right)ge 0$ или $fleft( x right)le 0$.
Неравенства второго типа легко сводятся к первому, а также уравнению:
[fleft( x right)ge 0Leftrightarrow left[ begin{align} & fleft( x right) gt 0, \ & fleft( x right)=0. \ end{align} right.]
Это небольшое «дополнение» $fleft( x right)=0$ приводит к такой неприятной штуке как закрашенные точки — мы познакомились с ними ещё в методе интервалов. В остальном никаких отличий между строгими и нестрогими неравенствами нет, поэтому давайте разберём универсальный алгоритм:
- Собрать все ненулевые элементы с одной стороны от знака неравенства. Например, слева;
- Привести все дроби к общему знаменателю (если таких дробей окажется несколько), привести подобные. Затем по возможности разложить на числитель и знаменатель на множители. Так или иначе мы получим неравенство вида $frac{Pleft( x right)}{Qleft( x right)}vee 0$, где «галочка» — знак неравенства.
- Приравниваем числитель к нулю: $Pleft( x right)=0$. Решаем это уравнение и получаем корни ${{x}_{1}}$, ${{x}_{2}}$, ${{x}_{3}}$, … Затем требуем, чтобы знаменатель был не равен нулю: $Qleft( x right)ne 0$. Разумеется, по сути приходится решить уравнение $Qleft( x right)=0$, и мы получим корни $x_{1}^{*}$, $x_{2}^{*}$, $x_{3}^{*}$, … (в настоящих задачах таких корней вряд ли будет больше трёх).
- Отмечаем все эти корни (и со звёздочками, и без) на единой числовой прямой, причём корни без звёзд закрашены, а со звёздами — выколоты.
- Расставляем знаки «плюс» и «минус», выбираем те интервалы, которые нам нужны. Если неравенство имеет вид $fleft( x right) gt 0$, то в ответ пойдут интервалы, отмеченные «плюсом». Если $fleft( x right) lt 0$, то смотрим на интервалы с «минусами».
Практика показывает, что наибольшие трудности вызывают пункты 2 и 4 — грамотные преобразования и правильная расстановка чисел в порядке возрастания. Ну, и на последнем шаге будьте предельно внимательны: мы всегда расставляем знаки, опираясь на самое последнее неравенство, записанное перед переходом к уравнениям. Это универсальное правило, унаследованное ещё от метода интервалов.
Итак, схема есть. Давайте потренируемся.
Задача. Решите неравенство:
[frac{x-3}{x+7} lt 0]
Решение. Перед нами строгое неравенство вида $fleft( x right) lt 0$. Очевидно, пункты 1 и 2 из нашей схемы уже выполнены: все элементы неравенства собраны слева, к общему знаменателю ничего приводить не надо. Поэтому переходим сразу к третьему пункту.
Приравниваем к нулю числитель:
[begin{align} & x-3=0; \ & x=3. end{align}]
И знаменатель:
[begin{align} & x+7=0; \ & {{x}^{*}}=-7. \ end{align}]
В этом месте многие залипают, ведь по идее нужно записать $x+7ne 0$, как того требует ОДЗ (на ноль делить нельзя, вот это вот всё). Но ведь в дальнейшем мы будем выкалывать точки, пришедшие из знаменателя, поэтому лишний раз усложнять свои выкладки не стоит — пишите везде знак равенства и не парьтесь. Никто за это баллы не снизит.:)
Четвёртый пункт. Отмечаем полученные корни на числовой прямой:
Все точки выколоты, поскольку неравенство — строгое Обратите внимание: все точки выколоты, поскольку исходное неравенство строгое. И тут уже неважно: из числителя эти точки пришли или из знаменателя.
Ну и смотрим знаки. Возьмём любое число ${{x}_{0}} gt 3$. Например, ${{x}_{0}}=100$ (но с тем же успехом можно было взять ${{x}_{0}}=3,1$ или ${{x}_{0}}=1 000 000$). Получим:
[fleft( x right)=frac{x-3}{x+7}Rightarrow fleft( 100 right)=frac{100-3}{100+7}=frac{97}{107} gt 0]
Итак, справа от всех корней у нас положительная область. А при переходе через каждый корень знак меняется (так будет не всегда, но об это позже). Поэтому переходим к пятому пункту: расставляем знаки и выбираем нужное:
Возвращаемся к последнему неравенству, которое было перед решением уравнений. Собственно, оно совпадает с исходным, ведь никаких преобразований в этой задаче мы не выполняли.
Поскольку требуется решить неравенство вида $fleft( x right) lt 0$, я заштриховал интервал $xin left( -7;3 right)$ — он единственный отмечен знаком «минус». Это и есть ответ.
Ответ: $xin left( -7;3 right)$
Вот и всё! Разве сложно? Нет, не сложно. Правда, и задачка была лёгкая. Сейчас чуть усложним миссию и рассмотрим более «навороченное» неравенство. При его решении я уже не буду давать столь подробных выкладок — просто обозначу ключевые моменты. В общим, оформим его так, как оформляли бы на самостоятельной работе или экзамене.:)
Задача. Решите неравенство:
[frac{left( 7x+1 right)left( 11x+2 right)}{13x-4}ge 0]
Решение. Это нестрогое неравенство вида $fleft( x right)ge 0$. Все ненулевые элементы собраны слева, разных знаменателей нет. Переходим к уравнениям.
Числитель:
[begin{align} & left( 7x+1 right)left( 11x+2 right)=0 \ & 7x+1=0Rightarrow {{x}_{1}}=-frac{1}{7}; \ & 11x+2=0Rightarrow {{x}_{2}}=-frac{2}{11}. \ end{align}]
Знаменатель:
[begin{align} & 13x-4=0; \ & 13x=4; \ & {{x}^{*}}=frac{4}{13}. \ end{align}]
Не знаю, что за извращенец составлял эту задачу, но корни получились не очень: их будет трудно расставить на числовой прямой. И если с корнем ${{x}^{*}}={4}/{13};$ всё более-менее ясно (это единственное положительное число — оно будет справа), то ${{x}_{1}}=-{1}/{7};$ и ${{x}_{2}}=-{2}/{11};$ требуют дополнительного исследования: какое из них больше?
Выяснить это можно, например, так:
[{{x}_{1}}=-frac{1}{7}=-frac{2}{14} gt -frac{2}{11}={{x}_{2}}]
Надеюсь, не нужно объяснять, почему числовая дробь $-{2}/{14}; gt -{2}/{11};$? Если нужно, рекомендую вспомнить, как выполнять действия с дробями.
А мы отмечаем все три корня на числовой прямой:
Точки из числителя закрашены, из знаменателя — выколоты Расставляем знаки. Например, можно взять ${{x}_{0}}=1$ и выяснить знак в этой точке:
[begin{align} & fleft( x right)=frac{left( 7x+1 right)left( 11x+2 right)}{13x-4}; \ & fleft( 1 right)=frac{left( 7cdot 1+1 right)left( 11cdot 1+2 right)}{13cdot 1-4}=frac{8cdot 13}{9} gt 0. \end{align}]
Последним неравенством перед уравнениями было $fleft( x right)ge 0$, поэтому нас интересует знак «плюс».
Получили два множества: один — обычный отрезок, а другой — открытый луч на числовой прямой.
Ответ: $xin left[ -frac{2}{11};-frac{1}{7} right]bigcup left( frac{4}{13};+infty right)$
Важное замечание по поводу чисел, которые мы подставляем для выяснения знака на самом правом интервале. Совершенно необязательно подставлять число, близкое к самому правому корню. Можно брать миллиарды или даже «плюс-бесконечность» — в этом случае знак многочлена стоящего в скобке, числителе или знаменателе, определяется исключительно знаком старшего коэффициента.
Давайте ещё раз посмотрим на функцию $fleft( x right)$ из последнего неравенства:
[fleft( x right)=frac{left( 7x+1 right)left( 11x+2 right)}{13x-4}]
В её записи присутствуют три многочлена:
[begin{align} & {{P}_{1}}left( x right)=7x+1; \ & {{P}_{2}}left( x right)=11x+2; \ & Qleft( x right)=13x-4. end{align}]
Все они являются линейными двучленами, и у всех старшие коэффициенты (числа 7, 11 и 13) положительны. Следовательно, при подстановке очень больших чисел сами многочлены тоже будут положительны.:)
Это правило может показаться чрезмерно сложным, но только поначалу, когда мы разбираем совсем лёгкие задачи. В серьёзных неравенствах подстановка «плюс-бесконечности» позволит нам выяснить знаки намного быстрее, нежели стандартное ${{x}_{0}}=100$.
Мы очень скоро столкнёмся с такими задачами. Но сначала разберём альтернативный способ решения дробно-рациональных неравенств.
Альтернативный способ
Этот приём мне подсказала одна из моих учениц. Сам я никогда им не пользовался, однако практика показала, что многим ученикам действительно удобнее решать неравенства именно таким способом.
Итак, исходные данные те же. Нужно решить дробно-рациональное неравенство:
[frac{Pleft( x right)}{Qleft( x right)} gt 0]
Давайте подумаем: чем многочлен $Qleft( x right)$ «хуже» многочлена $Pleft( x right)$? Из-за чего нам приходится рассматривать отдельные группы корней (со звёздочкой и без), думать о выколотых точках и т.д.? Всё просто: у дроби есть область определения, согласной которой дробь имеет смысл только тогда, когда её знаменатель отличен от нуля.
В остальном никаких отличий между числителем и знаменателем не прослеживается: мы так же приравниваем его к нулю, ищем корни, затем отмечаем их на числовой прямой. Так почему бы не заменить дробную черту (фактически — знак деления) обычным умножением, а все требования ОДЗ прописать в виде отдельного неравенства? Например, так:
[frac{Pleft( x right)}{Qleft( x right)} gt 0Rightarrow left{ begin{align} & Pleft( x right)cdot Qleft( x right) gt 0, \ & Qleft( x right)ne 0. \ end{align} right.]
Обратите внимание: такой подход позволит свести задачу к методу интервалов, но при этом нисколько не усложнит решение. Ведь всё равно мы будем приравнивать многочлен $Qleft( x right)$ к нулю.
Давайте посмотрим, как это работает на реальных задачах.
Задача. Решите неравенство:
[frac{x+8}{x-11} gt 0]
Решение. Итак, переходим к методу интервалов:
[frac{x+8}{x-11} gt 0Rightarrow left{ begin{align} & left( x+8 right)left( x-11 right) gt 0, \ & x-11ne 0. \ end{align} right.]
Первое неравенство решается элементарно. Просто приравниваем каждую скобку к нулю:
[begin{align} & x+8=0Rightarrow {{x}_{1}}=-8; \ & x-11=0Rightarrow {{x}_{2}}=11. \ end{align}]
Со вторым неравенством тоже всё просто:
[x-11ne 0Rightarrow xne 11.]
Отмечаем точки ${{x}_{1}}$ и ${{x}_{2}}$ на числовой прямой. Все они выколоты, поскольку неравенство строгое:
Правая точка оказалась выколотой дважды. Это нормально. Обратите внимание на точку $x=11$. Получается, что она «дважды выколота»: с одной стороны, мы выкалываем её из-за строгости неравенства, с другой — из-за дополнительного требования ОДЗ.
В любом случае, это будет просто выколотая точка. Поэтому расставляем знаки для неравенства $left( x+8 right)left( x-11 right) gt 0$ — последнего, которое мы видели перед тем, как начали решать уравнения:
Нас интересуют положительные области, поскольку мы решаем неравенство вида $fleft( x right) gt 0$ — их и закрасим. Осталось лишь записать ответ.
Ответ. $xin left( -infty ;-8 right)bigcup left( 11;+infty right)$
На примере этого решения хотел бы предостеречь вас от распространённой ошибки среди начинающих учеников. А именно: никогда не раскрывайте скобки в неравенствах! Наоборот, старайтесь всё разложить на множители — это упростит решение и избавит вас от множества проблем.
Теперь попробуем кое-что посложнее.
Задача. Решите неравенство:
[frac{left( 2x-13 right)left( 12x-9 right)}{15x+33}le 0]
Решение. Это нестрогое неравенство вида $fleft( x right)le 0$, поэтому здесь нужно внимательно следить за закрашенными точками.
Переходим к методу интервалов:
[left{ begin{align} & left( 2x-13 right)left( 12x-9 right)left( 15x+33 right)le 0, \ & 15x+33ne 0. \ end{align} right.]
Переходим к уравнению:
[begin{align} & left( 2x-13 right)left( 12x-9 right)left( 15x+33 right)=0 \ & 2x-13=0Rightarrow {{x}_{1}}=6,5; \ & 12x-9=0Rightarrow {{x}_{2}}=0,75; \ & 15x+33=0Rightarrow {{x}_{3}}=-2,2. \ end{align}]
Учитываем дополнительное требование:
[15x+33ne 0Rightarrow xne -2,2.]
Отмечаем все полученные корни на числовой прямой:
Если точка одновременно и выколота, и закрашена, она считается выколотой Опять две точки «накладываются» друг на друга — это нормально, так будет всегда. Важно лишь понимать, что точка, отмеченная одновременно выколотой и закрашенной, на самом деле является выколотой. Т.е. «выкалывание» — более сильное действие, чем «закрашивание».
Это абсолютно логично, ведь выкалыванием мы отмечаем точки, которые влияют на знак функции, но сами не участвуют в ответе. И если в какой-то момент число перестаёт нас устраивать (например, не попадает в ОДЗ), мы вычёркиваем его из рассмотрения до самого конца задачи.
В общем, хватит философствовать. Расставляем знаки и закрашиваем те интервалы, которые отмечены знаком «минус»:
Ответ. $xin left( -infty ;-2,2 right)bigcup left[ 0,75;6,5 right]$.
И снова хотел обратить ваше внимание вот на это уравнение:
[left( 2x-13 right)left( 12x-9 right)left( 15x+33 right)=0]
Ещё раз: никогда не раскрывайте скобки в таких уравнениях! Вы только усложните себе задачу. Помните: произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Следовательно, данное уравнение просто «разваливается» на несколько более мелких, которые мы и решали в предыдущей задаче.
Учёт кратности корней
Из предыдущих задач легко заметить, что наибольшую сложность представляют именно нестрогие неравенства, потому как в них приходится следить за закрашенными точками.
Но в мире есть ещё большее зло — это кратные корни в неравенствах. Тут уже приходится следить не за какими-то там закрашенными точками — тут знак неравенства может внезапно не поменяться при переходе через эти самые точки.
Ничего подобного мы в этом уроке ещё не рассматривали (хотя аналогичная проблема часто встречалась в методе интервалов). Поэтому введём новое определение:
Определение. Корень уравнения ${{left( x-a right)}^{n}}=0$ равен $x=a$ и называется корнем $n$-й кратности.
Собственно, нас не особо интересует точное значение кратности. Важно лишь то, чётным или нечётным является это самое число $n$. Потому что:
- Если $x=a$ — корень чётной кратности, то знак функции при переходе через него не меняется;
- И наоборот, если $x=a$ — корень нечётной кратности, то знак функции поменяется.
Частным случаем корня нечётной кратности являются все предыдущие задачи, рассмотренные в этом уроке: там везде кратность равна единице.
И ещё. Перед тем, как мы начнём решать задачи, хотел бы обратить ваше внимание на одну тонкость, которая покажется очевидной для опытного ученика, но вгоняет в ступор многих начинающих. А именно:
Корень кратности $n$ возникает только в том случае, когда в эту степень возводится всё выражение: ${{left( x-a right)}^{n}}$, а никак не $left( {{x}^{n}}-a right)$.
Ещё раз: скобка ${{left( x-a right)}^{n}}$ даёт нам корень $x=a$ кратности $n$, а вот скобка $left( {{x}^{n}}-a right)$ или, как часто бывает, $(a-{{x}^{n}})$ даёт нам корень (или два корня, если $n$ — чётное) первой кратности вне зависимости от того, чему равно $n$.
Сравните:
[{{left( x-3 right)}^{5}}=0Rightarrow x=3left( 5k right)]
Здесь всё чётко: вся скобка возводилась в пятую степень, поэтому на выходе мы получили корень пятой степени. А теперь:
[left( {{x}^{2}}-4 right)=0Rightarrow {{x}^{2}}=4Rightarrow x=pm 2]
Мы получили два корня, но оба они имеют первую кратность. Или вот ещё:
[left( {{x}^{10}}-1024 right)=0Rightarrow {{x}^{10}}=1024Rightarrow x=pm 2]
И пусть вас не смущает десятая степень. Главное, что 10 — это чётное число, поэтому на выходе имеем два корня, и оба они вновь имеют первую кратность.
В общем будьте внимательны: кратность возникает только тогда, когда степень относится ко всей скобке, а не только к переменной.
Задача. Решите неравенство:
[frac{{{x}^{2}}{{left( 6-x right)}^{3}}left( x+4 right)}{{{left( x+7 right)}^{5}}}ge 0]
Решение. Попробуем решить её альтернативным способом — через переход от частного к произведению:
[left{ begin{align} & {{x}^{2}}{{left( 6-x right)}^{3}}left( x+4 right)cdot {{left( x+7 right)}^{5}}ge 0, \ & {{left( x+7 right)}^{5}}ne 0. \ end{align} right.]
Разбираемся с первым неравенством методом интервалов:
[begin{align} & {{x}^{2}}{{left( 6-x right)}^{3}}left( x+4 right)cdot {{left( x+7 right)}^{5}}=0; \ & {{x}^{2}}=0Rightarrow x=0left( 2k right); \ & {{left( 6-x right)}^{3}}=0Rightarrow x=6left( 3k right); \ & x+4=0Rightarrow x=-4; \ & {{left( x+7 right)}^{5}}=0Rightarrow x=-7left( 5k right). \ end{align}]
Дополнительно решаем второе неравенство. На самом деле мы уже решали его, но чтобы проверяющие не придрались к решению, лучше решить его ещё раз:
[{{left( x+7 right)}^{5}}ne 0Rightarrow xne -7]
Обратите внимание: никаких кратностей в последнем неравенстве нет. В самом деле: какая разница, сколько раз вычёркивать точку $x=-7$ на числовой прямой? Хоть один раз, хоть пять — результат будет один и тот же: выколотая точка.
Отметим всё, что мы получили, на числовой прямой:
Как я и говорил, точка $x=-7$ в итоге будет выколота. Кратности расставлены исходя из решения неравенства методом интервалов.
Осталось расставить знаки:
Поскольку точка $x=0$ является корнем чётной кратности, знак при переходе через неё не меняется. Остальные точки имеют нечётную кратность, и с ними всё просто.
Ответ. $xin left( -infty ;-7 right)bigcup left[ -4;6 right]$
Ещё раз обратите внимание на $x=0$. Из-за чётной кратности возникает интересный эффект: слева от неё всё закрашено, справа — тоже, да и сама точка вполне себе закрашена.
Как следствие, её не нужно обособлять при записи ответа. Т.е. не надо писать что-нибудь в духе $xin left[ -4;0 right]bigcup left[ 0;6 right]$ (хотя формально такой ответ тоже будет правильным). Вместо этого сразу пишем $xin left[ -4;6 right]$.
Такие эффекты возможны только при корнях чётной кратности. И в следующей задаче мы столкнёмся с обратным «проявлением» этого эффекта. Готовы?
Задача. Решите неравенство:
[frac{{{left( x-3 right)}^{4}}left( x-4 right)}{{{left( x-1 right)}^{2}}left( 7x-10-{{x}^{2}} right)}ge 0]
Решение. В этот раз пойдём по стандартной схеме. Приравниваем к нулю числитель:
[begin{align} & {{left( x-3 right)}^{4}}left( x-4 right)=0; \ & {{left( x-3 right)}^{4}}=0Rightarrow {{x}_{1}}=3left( 4k right); \ & x-4=0Rightarrow {{x}_{2}}=4. \ end{align}]
И знаменатель:
[begin{align} & {{left( x-1 right)}^{2}}left( 7x-10-{{x}^{2}} right)=0; \ & {{left( x-1 right)}^{2}}=0Rightarrow x_{1}^{*}=1left( 2k right); \ & 7x-10-{{x}^{2}}=0Rightarrow x_{2}^{*}=5; x_{3}^{*}=2. \ end{align}]
Поскольку мы решаем нестрогое неравенство вида $fleft( x right)ge 0$, корни из знаменателя (которые со звёздочками) будут выколоты, а из числителя — закрашены.
Расставляем знаки и штрихуем области, отмеченные «плюсом»:
Точка $x=3$ — изолированная. Это часть ответа Перед тем, как записать окончательный ответ, внимательно посмотрим на картинку:
- Точка $x=1$ имеет чётную кратность, но сама выколота. Следовательно, её придётся обособить в ответе: нужно записать $xin left( -infty ;1 right)bigcup left( 1;2 right)$, а никак не $xin left( -infty ;2 right)$.
- Точка $x=3$ тоже имеет чётную кратность и при этом закрашена. Расстановка знаков свидетельствует, что сама точка нас устраивает, но шаг влево-вправо — и мы попадаем в область, которая нас точно не устраивает. Такие точки называются изолированными и записываются в виде $xin left{ 3 right}$.
Объединяем все полученные кусочки в общее множество и записываем ответ.
Ответ: $xin left( -infty ;1 right)bigcup left( 1;2 right)bigcup left{ 3 right}bigcup left[ 4;5 right)$
Прежде чем мы пойдём дальше, хотелось бы ещё раз напомнить, что означает термин «решить неравенство» (любое — не обязательно дробно-рациональное). А означает он буквально следующее:
Определение. Решить неравенство — значит найти множество всех его решений, либо доказать, что это множество пусто.
Казалось бы: что тут может быть непонятны? Да в том-то и дело, что множества можно задавать по-разному. Давайте ещё раз выпишем ответ к последней задаче:
[xin left( -infty ;1 right)bigcup left( 1;2 right)bigcup left{ 3 right}bigcup left[ 4;5 right)]
Читаем буквально, что написано. Переменная «икс» принадлежит некому множеству, которое получается объединением (значок «U») четырёх отдельных множеств:
- Интервал $left( -infty ;1 right)$, который буквально означает «все числа, меньшие единицы, но не сама единица»;
- Интервал $left( 1;2 right)$, т.е. «все числа в пределах от 1 до 2, но не сами числа 1 и 2»;
- Множество $left{ 3 right}$, состоящее из одного-единственного числа — тройки;
- Интервал $left[ 4;5 right)$, содержащий все числа в пределах от 4 до 5, а также саму четвёрку, но не пятёрку.
Интерес здесь представляет третий пункт. В отличие от интервалов, которые задают бесконечные наборы чисел и лишь обозначают лишь границы этих наборов, множество $left{ 3 right}$ задаёт строго одно число путём перечисления.
Чтобы понять, что мы именно перечисляем конкретные числа, входящие в множество (а не задаём границы или что-либо ещё), используются фигурные скобки. Например, запись $left{ 1;2 right}$ означает именно «множество, состоящее из двух чисел: 1 и 2», но никак не отрезок от 1 до 2. Ни в коем случае не путайте эти понятия.
Правило сложения кратностей
Ну и в заключение сегодняшнего урока немного жести от Павла Бердова.:)
Внимательные ученики уже наверняка задались вопросом: а что будет, если в числителе и знаменателе обнаружатся одинаковые корни? Так вот, работает следующее правило:
Кратности одинаковых корней складываются. Всегда. Даже если этот корень встречается и в числителе, и в знаменателе.
Иногда лучше решать, чем говорить. Поэтому решаем следующую задачу:
Задача. Решите неравенство:
[frac{{{x}^{2}}+6x+8}{left( {{x}^{2}}-16 right)left( {{x}^{2}}+9x+14 right)}ge 0]
Решение. Приравниваем к нулю числитель:
[begin{align} & {{x}^{2}}+6x+8=0 \ & {{x}_{1}}=-2; {{x}_{2}}=-4. \ end{align}]
Пока ничего особенного. Приравниваем к нулю знаменатель:
[begin{align} & left( {{x}^{2}}-16 right)left( {{x}^{2}}+9x+14 right)=0 \ & {{x}^{2}}-16=0Rightarrow x_{1}^{*}=4; x_{2}^{*}=-4; \ & {{x}^{2}}+9x+14=0Rightarrow x_{3}^{*}=-7; x_{4}^{*}=-2. \ end{align}]
Обнаружены два одинаковых корня: ${{x}_{1}}=-2$ и $x_{4}^{*}=-2$. Оба имеют первую кратность. Следовательно заменяем их одним корнем $x_{4}^{*}=-2$, но уже с кратностью 1+1=2.
Кроме того, есть ещё одинаковые корни: ${{x}_{2}}=-4$ и $x_{2}^{*}=-4$. Они тоже первой кратности, поэтому останется лишь $x_{2}^{*}=-4$ кратности 1+1=2.
Обратите внимание: в обоих случаях мы оставили именно «выколотый» корень, а «закрашенный» выкинули из рассмотрения. Потому что ещё в начале урока договорились: если точка одновременно и выколотая, и закрашенная, то мы всё равно считаем её выколотой.
В итоге у нас есть четыре корня, причём все оказались выколоты:
[begin{align} & x_{1}^{*}=4; \ & x_{2}^{*}=-4left( 2k right); \ & x_{3}^{*}=-7; \ & x_{4}^{*}=-2left( 2k right). \ end{align}]
Отмечаем их на числовой прямой с учётом кратности:
Расставляем знаки и закрашиваем интересующие нас области:
Всё. Никаких изолированных точек и прочих извращений. Можно записывать ответ.
Ответ. $xin left( -infty ;-7 right)bigcup left( 4;+infty right)$.
Правило умножения кратностей
Иногда встречается ещё более неприятная ситуация: уравнение, имеющее кратные корни, само возводится в некоторую степень. При этом меняются кратности всех исходных корней.
Такое встречается редко, поэтому большинство учеников не имеют опыта решения подобных задач. А правило здесь следующее:
При возведении уравнения в степень $n$ кратности всех его корней тоже увеличиваются в $n$ раз.
Другими словами, возведение в степень приводит к умножению кратностей на эту же степень. Рассмотрим это правило на примере:
Задача. Решите неравенство:
[frac{x{{left( {{x}^{2}}-6x+9 right)}^{2}}{{left( x-4 right)}^{5}}}{{{left( 2-x right)}^{3}}{{left( x-1 right)}^{2}}}le 0]
Решение. Приравниваем к нулю числитель:
[x{{left( {{x}^{2}}-6x+9 right)}^{2}}{{left( x-4 right)}^{5}}=0]
Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. С первым множителем всё понятно: $x=0$. А вот дальше начинаются проблемы:
[begin{align} & {{left( {{x}^{2}}-6x+9 right)}^{2}}=0; \ & {{x}^{2}}-6x+9=0left( 2k right); \ & D={{6}^{3}}-4cdot 9=0 \ & {{x}_{2}}=3left( 2k right)left( 2k right) \ & {{x}_{2}}=3left( 4k right) \ end{align}]
Как видим, уравнение ${{x}^{2}}-6x+9=0$ имеет единственный корень второй кратности: $x=3$. Затем всё это уравнение возводится в квадрат. Следовательно, кратность корня составит $2cdot 2=4$, что мы в итоге и записали.
Дальше — стандартно:
[{{left( x-4 right)}^{5}}=0Rightarrow x=4left( 5k right)]
Со знаменателем тоже никаких проблем:
[begin{align} & {{left( 2-x right)}^{3}}{{left( x-1 right)}^{2}}=0; \ & {{left( 2-x right)}^{3}}=0Rightarrow x_{1}^{*}=2left( 3k right); \ & {{left( x-1 right)}^{2}}=0Rightarrow x_{2}^{*}=1left( 2k right). \ end{align}]
В сумме у нас получилось пять точек: две выколотых и три закрашенных. Совпадающих корней в числителе и знаменателе не наблюдается, поэтому просто отмечаем их на числовой прямой:
Расставляем знаки с учётом кратностей и закрашиваем интересующие нас интервалы:
Снова одна изолированная точка и одна выколотая Из-за корней чётной кратности вновь получили парочку «нестандартных» элементов. Это $xin left[ 0;1 right)bigcup left( 1;2 right)$, а никак не $xin left[ 0;2 right)$, а также изолированная точка $xin left{ 3 right}$.
Ответ. $xin left[ 0;1 right)bigcup left( 1;2 right)bigcup left{ 3 right}bigcup left[ 4;+infty right)$
Как видите, всё не так сложно. Главное — внимательность. Последний раздел этого урока посвящён преобразованиям — тем самым, которые мы обсуждали в самом начале.
Предварительные преобразования
Неравенства, которые мы разберём в этом разделе, нельзя назвать сложными. Однако в отличие от предыдущих задач здесь придётся применить навыки из теории рациональных дробей — разложение на множители и приведение к общему знаменателю.
Мы детально обсуждали этот вопрос в самом начале сегодняшнего урока. Если вы не уверены, что понимаете, о чём речь — настоятельно рекомендую вернуться и повторить. Потому что нет никакого смысла зубрить методы решения неравенств, если вы «плаваете» в преобразовании дробей.
В домашней работе, кстати, тоже будет много подобных задач. Они вынесены в отдельный подраздел. И там вас ждут весьма нетривиальные примеры. Но это будет в домашке, а сейчас давайте разберём парочку таких неравенств.
Задача. Решите неравенство:
[frac{x}{x-1}le frac{x-2}{x}]
Решение. Переносим всё влево:
[frac{x}{x-1}-frac{x-2}{x}le 0]
Приводим к общему знаменателю, раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые в числителе:
[begin{align} & frac{xcdot x}{left( x-1 right)cdot x}-frac{left( x-2 right)left( x-1 right)}{xcdot left( x-1 right)}le 0; \ & frac{{{x}^{2}}-left( {{x}^{2}}-2x-x+2 right)}{xleft( x-1 right)}le 0; \ & frac{{{x}^{2}}-{{x}^{2}}+3x-2}{xleft( x-1 right)}le 0; \ & frac{3x-2}{xleft( x-1 right)}le 0. \end{align}]
Теперь перед нами классическое дробно-рациональное неравенство, решение которого уже не представляет трудности. Предлагаю решить его альтернативным методом — через метод интервалов:
[begin{align} & left( 3x-2 right)cdot xcdot left( x-1 right)=0; \ & {{x}_{1}}=frac{2}{3}; {{x}_{2}}=0; {{x}_{3}}=1. \ end{align}]
Не забываем ограничение, пришедшее из знаменателя:
[xleft( x-1 right)ne 0Rightarrow xne 0;xne 1]
Отмечаем все числа и ограничения на числовой прямой:
Все корни имеют первую кратность. Никаких проблем. Просто расставляем знаки и закрашиваем нужные нам области:
Это всё. Можно записывать ответ.
Ответ. $xin left( -infty ;0 right)bigcup left[ {2}/{3};;1 right)$.
Разумеется, это был совсем уж просто пример. Поэтому сейчас рассмотрим задачу посерьёзнее. И кстати, уровень этой задачи вполне соответствует самостоятельным и контрольным работам по этой теме в 8 классе.
Задача. Решите неравенство:
[frac{1}{{{x}^{2}}+8x-9}ge frac{1}{3{{x}^{2}}-5x+2}]
Решение. Переносим всё влево:
[frac{1}{{{x}^{2}}+8x-9}-frac{1}{3{{x}^{2}}-5x+2}ge 0]
Перед тем как приводить обе дроби к общему знаменателю, разложим эти знаменатели на множители. Вдруг вылезут одинаковы скобки? С первым знаменателем легко:
[{{x}^{2}}+8x-9=left( x-1 right)left( x+9 right)]
Со вторым чуть сложнее. Не стесняйтесь вносить множитель-константу в ту скобку, где обнаружилась дробь. Помните: исходный многочлен имел целые коэффициенты, поэтому велика вероятность, что и разложение на множители будет иметь целые коэффициенты (на самом деле так будет всегда, за исключением случаев, когда дискриминант иррационален).
[begin{align} & 3{{x}^{2}}-5x+2=3left( x-1 right)left( x-frac{2}{3} right)= \ & =left( x-1 right)left( 3x-2 right) end{align}]
Как видим, есть общая скобка: $left( x-1 right)$. Возвращаемся к неравенству и приводим обе дроби к общему знаменателю:
[begin{align} & frac{1}{left( x-1 right)left( x+9 right)}-frac{1}{left( x-1 right)left( 3x-2 right)}ge 0; \ & frac{1cdot left( 3x-2 right)-1cdot left( x+9 right)}{left( x-1 right)left( x+9 right)left( 3x-2 right)}ge 0; \ & frac{3x-2-x-9}{left( x-1 right)left( x+9 right)left( 3x-2 right)}ge 0; \ & frac{2x-11}{left( x-1 right)left( x+9 right)left( 3x-2 right)}ge 0; \ end{align}]
Дальше легко. Приравниваем к нулю числитель.
[2x-11=0Rightarrow x=5,5]
Приравниваем к нулю знаменатель:
[begin{align} & left( x-1 right)left( x+9 right)left( 3x-2 right)=0; \ & x_{1}^{*}=1; x_{2}^{*}=-9; x_{3}^{*}=frac{2}{3} \ end{align}]
Никаких кратностей и совпадающих корней. Отмечаем четыре числа на прямой:
Расставляем знаки:
Записываем ответ.
Ответ: $xin left( -infty ;-9 right)bigcup left( {2}/{3};;1 right)bigcup left[ 5,5;+infty right)$.
Всё! Лайк тому, то дочитал до этой строчки.:)
Смотрите также:
- Тест по методу интервалов для строгих неравенств
- Особенности решения неравенств с радикалами
- Комбинаторика в задаче B6: легкий тест
- Профильный ЕГЭ-2022, задание 6. Геометрический смысл производной
- Задача B2: лекарство и таблетки
- ЕГЭ 2022, задание 6. Касательная к графику функции
Основная суть сравнения дробей, заключается в том, чтобы узнать какая дробь больше, а какая меньше. На конкретных примерах разберем, как сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми и разными числителями и знаменателями, как сравнивать дроби с целыми числами и другие случаи.
Как сравнивать обыкновенные дроби?
Существует несколько способов сравнения дробей. Сегодня поговорим о наиболее распространенных. О перекрестном сравнении дробей и сравнении дробей с промежуточным числом — смотрите на соответствующих страницах.
Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями считается самым простым. Для этого необходимо лишь сравнить числители дроби. В общем виде правило выглядит так:
При сравнении двух дробей с одинаковыми знаменателями, больше будет та дробь — числитель которой больше.
Пример 1: сравнить дроби
4 8
и
2 8
Числитель первой дроби — 4, второй — 2. Т.к. знаменатели одинаковые — сравниваем числители: 4 > 2, соответственно:
Пример 2: сравнить дроби
84 50
и
47 50
Аналогично — сравниваем числители: 84 > 47, соответственно:
Сравнение дробей с одинаковыми числителями
Сравнить дроби с одинаковыми числителями не труднее, чем с одинаковыми знаменателями. Для этого сравнить придётся знаменатели двух дробей. Правило гласит:
При сравнении двух дробей с одинаковыми числителями, больше будет та дробь — знаменатель которой меньше.
Пример 3: сравнить дроби
5 6
и
5 10
Числители дробей — одинаковые. Соответственно сравниваем знаменатели 6 и 10. 6 < 10, отсюда:
Как сравнить дроби с разными знаменателями?
Сравнение дробей с одинаковыми числителями, как и с одинаковыми знаменателями — труда не составляет. А вот, сравнить дроби с разными знаменателями потребует чуть больше усилий. Итак:
Сравнение дробей с разными знаменателями сводится к тому, что необходимо привести дроби к одинаковому знаменателю, а затем сравнить числители.
Пример 4: сравнить дроби
2 5
и
3 6
Чтобы привести дроби к общему знаменателю, необходимо найти такое число, которое будет без остатка делиться и на знаменатель первой дроби и на знаменатель второй, т.е. число кратно обоим знаменателям. Ищем такое число для наших знаменателей 5 и 6 — это 30. Теперь найдем дополнительные множители для каждой дроби. Для этого общий знаменатель разделим на знаменатель каждой дроби:
30 : 5 = 6
30 : 6 = 5
Полученные множители перемножаем с числителями:
2 5
?
3 6
=
2 ∙ 6 30
?
3 ∙ 5 30
=
12 30
?
15 30
Осталось просто сравнить числители. 12 < 15, соответственно:
Отсюда следует, что:
Бывают ситуации когда необходимо сравнить правильную дробь с неправильной. Для подобных случаев существует правило:
При сравнении неправильной дроби с правильной — большая всегда будет неправильная дробь.
Правила сравнения дробей
Резюмируя вышесказанное, выведем общий алгоритм сокращения дробей:
- Если знаменатели одинаковые — сравниваем числители. Большей будет та дробь — числитель которой больше.
- Если числители одинаковые — сравниваем знаменатели. Большей будет та дробь — знаменатель, которой меньше.
- Если знаменатели разные — приводим дроби к общему знаменателю и сравниваем числители. Большей будет та дробь — числитель которой больше.
Смотрите также:
- Смотрите также
- Калькуляторы
- Последние примеры
Калькулятор сравнения дробей
Оцените материал:
Загрузка…
Не только простые числа можно сравнивать, но и дроби тоже. Ведь дробь — это такое же число как, к примеру, и натуральные числа. Нужно знать только правила, по которым сравнивают дроби.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Если у двух дробей одинаковые знаменатели, то такие дроби сравнить просто.
Чтобы сравнить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сравнить их числители. Та дробь больше у которой больше числитель.
Рассмотрим пример:
Сравните дроби (frac{7}{26}) и (frac{13}{26}).
Знаменатели у обоих дробей одинаковые равны 26, поэтому сравниваем числители. Число 13 больше 7. Получаем:
(frac{7}{26} < frac{13}{26})
Сравнение дробей с равными числителями.
Если у дроби одинаковые числители, то больше та дробь, у которой знаменатель меньше.
Понять это правило можно, если привести пример из жизни. У нас есть торт. К нам в гости могут прийти 5 или 11 гостей. Если придут 5 гостей, то мы разрежем торт на 5 равных кусков, а если придут 11 гостей, то разделим на 11 равных кусков. А теперь подумайте в каком случаем на одного гостя придется кусок торта большего размера? Конечно, когда придут 5 гостей, кусок торта будет больше.
Или еще пример. У нас есть 20 конфет. Мы можем поровну раздать конфеты 4 друзьям или поровну поделить конфеты между 10 друзьями. В каком случае у каждого друга будет конфет больше? Конечно, когда мы разделим только на 4 друзей, количество конфет у каждого друга будет больше. Проверим эту задачу математически.
(frac{20}{4} > frac{20}{10})
Если мы до решаем эти дроби, то получим числа (frac{20}{4} = 5) и (frac{20}{10} = 2). Получаем, что 5 > 2
В этом и заключается правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.
Рассмотрим еще пример.
Сравните дроби с одинаковым числителем (frac{1}{17}) и (frac{1}{15}) .
Так как числители одинаковые, больше та дробь, где знаменатель меньше.
(frac{1}{17} < frac{1}{15})
Сравнение дробей с разными знаменателями и числителями.
Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, необходимо дроби привести к общему знаменателю, а потом сравнить числители.
Пример:
Сравните дроби (frac{2}{3}) и (frac{5}{7}).
Сначала найдем общий знаменатель дробей. Он будет равен числу 21.
(begin{align}&frac{2}{3} = frac{2 times 7}{3 times 7} = frac{14}{21}\\&frac{5}{7} = frac{5 times 3}{7 times 3} = frac{15}{21}\\ end{align})
Потом переходим к сравнению числителей. Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
(begin{align}&frac{14}{21} < frac{15}{21}\\&frac{2}{3} < frac{5}{7}\\ end{align})
Сравнение неправильной и правильной дроби.
Неправильная дробь всегда больше правильной. Потому что неправильная дробь больше 1, а правильная дробь меньше 1.
Пример:
Сравните дроби (frac{11}{13}) и (frac{8}{7}).
Дробь (frac{8}{7}) неправильная и она больше 1.
(1 < frac{8}{7})
Дробь (frac{11}{13}) правильная и она меньше 1. Сравниваем:
(1 > frac{11}{13})
Получаем, (frac{11}{13} < frac{8}{7})
Вопросы по теме:
Как сравнить дроби с разными знаменателями?
Ответ: надо привести к общему знаменателю дроби и потом сравнить их числители.
Как сравнивать дроби?
Ответ: сначала нужно определиться к какой категории относятся дроби: у них есть общий знаменатель, у них есть общий числитель, у них нет общего знаменателя и числителя или у вас правильная и неправильная дробь. После классификации дробей применить соответствующее правило сравнения.
Что такое сравнение дробей с одинаковыми числителями?
Ответ: если у дробей одинаковые числители, та дробь больше у которой знаменатель меньше.
Пример №1:
Сравните дроби (frac{11}{12}) и (frac{13}{16}).
Решение:
Так как нет одинаковых числителей или знаменателей, применяем правило сравнения с разными знаменателями. Нужно найти общий знаменатель. Общий знаменатель будет равен 96. Приведем дроби к общему знаменателю. Первую дробь (frac{11}{12}) умножим на дополнительный множитель 8, а вторую дробь (frac{13}{16}) умножим на 6.
( begin{align}&frac{11}{12} = frac{11 times 8}{12 times 8} = frac{88}{96}\\&frac{13}{16} = frac{13 times 6}{16 times 6} = frac{78}{96}\\ end{align})
Сравниваем дроби числителями, та дробь больше у которой числитель больше.
( begin{align}&frac{88}{96} > frac{78}{96}\\&frac{11}{12} > frac{13}{16}\\ end{align})
Пример №2:
Сравните правильную дробь с единицей?
Решение:
Любая правильная дробь всегда меньше 1.
Задача №1:
Сын с отцом играли в футбол. Сын из 10 подходов в ворота попал 5 раз. А папа из 5 подходов попал в ворота 3 раза. Чей результат лучше?
Решение:
Сын попал из 10 возможных подходов 5 раз. Запишем в виде дроби (frac{5}{10} ).
Папа попал из 5 возможных подходов 3 раз. Запишем в виде дроби (frac{3}{5} ).
Сравним дроби. У нас разные числители и знаменатели, приведем к одному знаменателю. Общий знаменатель будет равен 10.
(begin{align}&frac{3}{5} = frac{3 times 2}{5 times 2} = frac{6}{10}\\&frac{5}{10} < frac{6}{10}\\&frac{5}{10} < frac{3}{5}\\ end{align})
Ответ: у папы результат лучше.