Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.
Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений.
Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему.
Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.
Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.
Инструкция. «На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки.
Инструкция для 2-го этапа. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале:
+1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;
0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.
–1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.
Примеры: «Школьное руководство… меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя… как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1).
Лист незаконченных предложений
1. Я учусь так…
2. Школьное начальство…
3. Моя мама…
4. Когда меня нет, мои друзья…
5. Когда мне начинает не везти…
6. Большинство известных мне людей…
7. Я думаю, что в будущем…
8. Я хотел бы учиться…
9. Наша школа…
10. По сравнению с большинством семей моя семья…
11. Что касается нашего класса…
12. Я достаточно способен…
13. От незнакомых людей…
14. Мне кажется, что в будущем я…
15. В учебе я вижу…
16. В школе я…
17. Моя семья обращается со мной, как с…
18. Когда я высказываю свое мнение…
19. Мне кажется, что я…
20. Люди чаще всего живут…
21. Я думаю, что планировать будущее…
22. Что касается уроков, то я…
23. Наши учителя…
24. Я хотел бы, чтобы мой отец…
25. Я думаю, что мои ровесники…
26. Я мог бы быть очень счастливым…
27. Почти все люди стремятся…
28. Думать о будущем…
29. Я могу учиться…
30. Большинство учителей…
31. Считаю, что большинство матерей…
32. В классе я чувствую себя…
33. Моим скрытым желанием является…
34. Мне кажется, что люди в основном…
35. Мне кажется, что лет через пять…
36. Домашние задания я…
37. Когда я иду в школу…
38. Моя мать и я…
39. Что касается моих товарищей в классе…
40. Больше всего я боюсь…
41. Люди видят смысл в…
42. В будущем я займусь…
43. Большинство учебных предметов…
44. Я думаю, что учителя…
45. Думаю, что мой отец…
46. Мне не нравится, когда ребята…
47. Больше всего я люблю…
48. В основном люди относятся друг к другу…
49. Часто мне кажется, что в будущем…
50. Когда я вспоминаю об учебе…
51. Когда я вспоминаю нашу школу…
52. Мой отец и я…
53. Когда летом я вспоминаю наш класс…
54. Я думаю, что обо мне…
55. Люди часто…
56. Целью своей жизни я считаю…
Ключ
Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, –1, +1, +1, +1, –1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.
Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:
весьма положительная — больше 3;
положительная — от 1 до 3;
нейтральная — от 0 до 1;
отрицательная — от –3 до –1
крайне отрицательная — меньше –3.
Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.
В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т. п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.
Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например:
Наташа П., ученица 8-го класса
Сфера и балл:
Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4.
Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем.
Продолжим анализ того же примера:
«Когда меня нет, мои друзья… не вспоминают обо мне» (–1).
«Когда я высказываю свое мнение, … меня никто не слушает» (–1).
«Что касается нашего класса, … то он не очень хороший» (–1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений.
Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ «Я»:
«Мне кажется, что я… необщительна и неинтересна» (–1).
«Больше всего я боюсь… остаться брошенной всеми и любимым человеком»(–1).
«Я думаю, что обо мне… часто говорят нехорошее» (–1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности.
Блок «Я» дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа «Я». «Большинство людей… способны на обман» (–1).
«Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя» (–1).
«Больше всего я люблю тех людей, … которые любят и понимают меня» (–1).
Подросток «вымещает» на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало.
Сферы проявления обобщенных смысловых установок
Учеба | Школа | Семья | Сверстники | Я | Люди | Будущее | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл | № предл | Балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |||||||
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |||||||
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | |||||||
43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | |||||||
50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
Источник
Фото с сайта psychojournal.ru
Содержание
- 1 Описание методики
- 2 История создания
- 3 Процедура проведения
- 3.1 Инструкция
- 4 Обработка и интерпретация результатов
- 4.1 Ключ
- 4.2 Количественная анализ
- 4.3 Качественный анализ
- 5 Стимульный материал
- 5.1 Тестовый материал
- 6 Литература
Описание методики
Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно – аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.
История создания
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 – к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика “незаконченных предложений” является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
Процедура проведения
Исследованию методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция
Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.
Обработка и интерпретация результатов
Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.
Ключ
№ | Группы предложений | NN заданий | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Отношение к отцу | 1 | 16 | 31 | 46 |
2 | Отношение к себе | 2 | 17 | 32 | 47 |
3 | Нереализованные возможности | 3 | 18 | 33 | 48 |
4 | Отношение к подчиненным | 4 | 19 | 34 | 49 |
5 | Отношение к будущему | 5 | 20 | 35 | 50 |
6 | Отношение к вышестоящим лицам | 6 | 21 | 36 | 51 |
7 | Страхи и опасения | 7 | 22 | 37 | 52 |
8 | Отношение к друзьям | 8 | 23 | 38 | 53 |
9 | Отношение к своему прошлому | 9 | 24 | 39 | 54 |
10 | Отношение к лицам противоположного пола | 10 | 25 | 40 | 55 |
11 | Сексуальные отношение | 11 | 26 | 41 | 56 |
12 | Отношения к семье | 12 | 27 | 42 | 57 |
13 | Отношение к сотрудникам | 13 | 28 | 43 | 58 |
14 | Отношение к матери | 14 | 29 | 44 | 59 |
15 | Чувство вины | 15 | 30 | 45 | 60 |
Количественная анализ
Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:
- “+2” — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
- “+1” — положительное отношение;
- “0” — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
- “-1” — отрицательное отношение;
- “-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении”.
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от “+8” до “-8”, может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.
Пример. Отношение к семье – утверждения 12, 26, 42, 57.
Ответы испытуемого и их экспертная оценка:
- (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
- (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
- (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
- (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).
Таким образом сумма баллов по шкале “Отношение к семье” составит: [math]+2+1-1+1=+3[/math]
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Качественный анализ
Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.
Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.
Стимульный материал
Тестовый материал
Литература
- Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. – 1989. – N 3. – С. 154-157.
- Румянцев Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. – Л., 1965. – С. 267-274.
- Sachs J.M. Levy S. The sentence completion test // Bellak L. (ed.) Projective psychology. – N.Y.: Knopf, 1950. – P. 357-397.
Методика (метод) незаконченные предложения позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям. Все предложения теста можно объединить несколько групп, отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию.
Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950 годах (Sacks sentence completion test, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий.
Тестируемому предлагается 60 незаконченных предложений, которые он должен дописать по своему усмотрению. SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут, возраст испытуемых от 20 до 60 лет.
Тест Сакса Леви Незаконченные предложения:
Инструкция:
На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение.
Незаконченные предложения Сакса Леви:
1. Думаю, что мой отец редко _________
2. Если все против меня, то _________
3. Я всегда хотел _________
4. Если бы я занимал руководящий пост _________
5. Будущее кажется мне _________
6. Мое начальство _________
7. Знаю, что глупо, но боюсь _________
8. Думаю, что настоящий друг _________
9. Когда я был ребенком _________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является _________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _________
12. По сравнению с большинством других моя семья _________
13. Лучше всего мне работается с _________
14. Моя мать и я _________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _________
16. Если бы мой отец только захотел _________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы _________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством _________
20. Надеюсь на _________
21. В школе мои учителя _________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь _________
23. Не люблю людей, которые _________
24. Когда-то _________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек) _________
26. Супружеская жизнь кажется мне _________
27. Моя семья обращается со мной как с _________
28. Люди, с которыми я работаю _________
29. Моя мать _________
30. Моей самой большой ошибкой было _________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том _________
33. Моим скрытым желанием в жизни является _________
34. Мои подчиненные _________
35. Наступит тот день, когда _________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _________
37. Хотелось бы мне перестать бояться _________
38. Больше всех люблю тех людей, которые _________
39. Если бы я снова стал молодым _________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) _________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь _________
42. Большинство известных мне семей _________
43. Люблю работать с людьми, которые _________
44. Считаю, что большинство матерей _________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если _________
46. Думаю, что мой отец _________
47. Когда мне начинает не везти, я _________
48. Больше всего я хотел бы в жизни _________
49. Когда я даю другим поручение _________
50. Когда буду старым _________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _________
52. Мои опасения не раз заставляли меня _________
53. Когда меня нет, мои друзья _________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является _________
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) _________
56. Моя половая жизнь _________
57. Когда я был ребенком, моя семья _________
58. Люди, которые работают со мной _________
59. Я люблю свою мать, но _________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это _________
Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация.
В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
1.Отношение к отцу
1. Думаю, что мой отец редко
16. Если бы мой отец только захотел
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
46. Думаю, что мой отец
2. Отношение к себе
2. Если все против меня,то
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
47. Когда мне начинает не везти, я
3. Нереализованные возможности
3. Я всегда хотел
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
33. Моим скрытым желанием в жизни является
48. Больше всего я хотел бы в жизни
4. Отношение к подчиненным
4. Если бы я занимал руководящий пост
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
34. Мои подчиненные
49. Когда я даю другим поручение
5. Отношение к будущему
5 Будущее кажется мне.
20. Надеюсь на
35. Наступит тот день, когда
50. Когда буду старым
6.Отношение к вышестоящим лицам
6. Будущее кажется мне
21. В школе мои учителя
36. Когда ко мне приближается мой начальник
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю
7.Страхи и опасения
7. Знаю, что глупо, но боюсь
22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
37.Хотелось бы мне перестать бояться
52. Мои опасения не раз заставляли меня
8. Отношение к друзьям
8. Думаю, что настоящий друг
23. Не люблю людей, которые
38. Больше всех люблю тех людей, которые
53. Когда меня нет, мои друзья
9.Отношение к своему прошлому
9.Когда я был ребенком
24.Когда-то
39. Если бы я снова стал молодым
54. Моим самым живым воспоминанием детства является
10.Отношение к лицам противоположного пола
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
11.Личная жизнь
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
26. Супружеская жизнь кажется мне
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
56. Моя личная жизнь
12.Отношения к семье
12.По сравнению с большинством других моя семья
27. Моя семья обращается со мной как с
42.Большинство известных мне семей
57. Когда я был ребенком, моя семья
13.Отношение к сотрудникам
13.Лучше всего мне работается с
28.Люди, с которыми я работаю
43.Люблю работать с людьми, которые
58. Люди, которые работают со мной
14.Отношение к матери
14.Моя мать и я
29. Моя мать
44.Считаю, что большинство матерей
59. Я люблю свою мать, но
15.Чувство вины
15.Сделал бы все, чтобы забыть
30. Моей самой большой ошибкой было
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Примечание.
Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они “чувствуют себя намного лучше”. Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.
Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов)
Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например:
Отношение к отцу
Пункты
1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
16. Если бы только мой отец стал лучше.
31. Я хочу, чтобы мой отец умер.
46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
Слова курсивом – это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: “Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти”.
Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:
- · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.
- · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.
- · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.
- · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.
Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений. Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок. Авторам SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов. Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом.
Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:
1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.
2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как “слишком нервозную” и “мелочную”. Он считает, что большинство матерей “слишком любят своих детей и балуют их”. Он утверждает, что его семья “нормальная”, но они относятся к нему “как к маленькому”. Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как “лживых особ, которым нельзя доверять”. Он осторожно относится к браку: “Брак хорош, если заранее все обговорено”. Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот “перестал упрямиться”. Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: “Со мной неправильно обращались”. Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность ‘что-либо сделать”. Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает “заработать миллион”.
Примеры оценки результатов теста.
1. Отношение к матери
Случай № 2 Оценка: 2
Пункты
14. Моя мать — ворчунья.
29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга.
44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих детей.
59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.
Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной.
Случай № 23 Оценка: 1
Пункты
14. Моя мать бережлива.
29. Моя мать и я — хорошие друзья с разными позициями.
44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают свои же доводы.
59. Мне нравится моя мать, но нет никаких “но”.
Заключительная интерпретация: Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу во взглядах.
Случай № 56 Оценка: 0
Пункты
14. Моя мать — замечательная женщина.
29. Моя мать и я — большие друзья.
44. Я считаю, что большинство матерей — значимые персоны.
59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего.
Заключительная интерпретация: Выражает только положительные чувства по отношению к матери.
2. Отношение к отцу
Случай № 52 Оценка: 2
Пункты
1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
16. Если бы только мой отец стал лучше.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец умер.
46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
Заключительная интерпретация: Крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти.
Случай № 71 Оценка: 1
Пункты
1. Мне кажется, что мой отец редко говорит со мной как отец с сыном.
16. Если бы только мой отец прислушался.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец (без ответа).
46. Мне кажется, что мой отец — значимая персона.
Заключительная интерпретация: Восхищается отцом, но хочет, чтобы их отношения стали ближе.
Случай № 14 Оценка: 0
Пункты
1. Мне кажется, что моему отцу редко не хватает чувства юмора.
16. Если бы только мой отец взял отпуск.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец остался таким, как сейчас.
46. Мне кажется, что мой отец — очень хороший человек.
Заключительная интерпретация: Выражает полное удовлетворение личностью отца.
3. Отношение к членам семьи
Случай № 12 Оценка: 2
Пункты
12. По сравнению с большинством семей, моя семья редко бывает вместе.
27. Моя семья относится ко мне как к чужому, но не показывает этого.
42. Большинство семей, которые я знаю, в своем роде страдальцы.
57. Когда я был ребенком, моя семья ссорилась, и мы не ладили друг с другом.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя отвергнутым семьей, в которой всегда не хватало солидарности и где постоянно были проблемы.
Случай № 10 Оценка: 1
Пункты
12. По сравнению с большинством семей моя семья в порядке.
27. Моя семья относится ко мне как к маленькому мальчику.
42. Большинство семей, которые я знаю, похожи на мою.
57. Когда я был ребенком, моя семья хорошо со мной обращалась.
Заключительная интерпретация: Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней.
Случай № 16 Оценка: 0
Пункты
12. По сравнению с большинством семей моя семья самая лучшая.
27. Моя семья относится ко мне как к близкому другу.
42. Большинство семей, которые я знаю, — неплохие люди.
57. Когда я был ребенком, моя семья много переезжала.
Заключительная интерпретация: Частая смена места жительства лишь незначительно повлияла на его замечательное отношение к семье.
4. Отношение к женщинам.
Случай № 1 Оценка: 2
Пункты
10. Я представляю себе совершенную женщину как — нет такой.
25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять.
40. Я считаю, что большинство женщин лживы.
55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола.
Заключительная интерпретация: Чрезвычайно недоверчив. Возможна тенденция к однополым отношениям.
Случай № 26 Оценка: 1
Пункты
10. Я представляю себе совершенную женщину как понимающую и прекрасную.
25. Я считаю, что большинство девушек обыкновенные.
40. Я считаю, что большинство женщин хорошие.
55. В женщинах мне меньше всего нравится их макияж.
Заключительная интерпретация: Высокие идеалы, но амбивалентные чувства.
Случай № 31 Оценка: 0
Пункты
10. Я представляю себе совершенную женщину как идеал.
25. Я считаю, что большинство девушек прелестны.
40. Я считаю, что большинство женщин привлекательны.
55. В женщинах мне меньше всего нравятся длинные юбки.
Заключительная интерпретация: Лишь незначительная и поверхностная критика.
Случай № 25 Оценка: 1
Пункты
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне интересно, как они ладят.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это может быть приятно, если оба партнера встречают друг друга на полпути.
41. Если бы у меня была личная жизнь, я был бы больше удовлетворен.
56. Моя половая жизнь не была очень интересной.
Заключительная интерпретация: Хочет иметь личную жизнь, но сомневается в своей способности вступить в брак.
Случай № 70 Оценка: 0
Пункты
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне это нравится.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.
41. Если бы у меня была личная жизнь, но у меня они есть.
56. Моя половая жизнь — я ей доволен.
Заключительная интерпретация: Показывает на удовлетворение в этой области.
6. Отношение к друзьям и знакомым
Случай № 83 Оценка: 2
Пункты
8. Мне кажется, что настоящий друг помогает тебе выжить.
23. Я не люблю людей, которые пялятся на меня.
38. Больше всего мне нравятся люди — таких мало.
53. Когда меня нет, мои друзья — я не очень-то верю в своих друзей.
Заключительная интерпретация: Недоверчив и очевидно одинок.
Случай № 22 Оценка: 1
Пункты
8. Мне кажется, что настоящий друг — это тот, кто искренен.
23. Я не люблю людей, которые лгут.
38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.
53. Когда меня нет, мои друзья иногда говорят обо мне.
Заключительная интерпретация: Вероятно ждет одобрения от окружающих, перед тем как эмоционально выразить себя.
Случай № 76 Оценка: 0
Пункты
8. Мне кажется, что настоящий друг поможет мне.
23. Я не люблю людей, которые говорят громко.
38. Больше всего мне нравятся люди, которые близки ко мне.
53. Когда меня нет, мои друзья ищут меня.
Заключительная интерпретация: Выражает хорошие взаимные чувства между друзьями и им самим.
7. Отношение к начальству на работе и в школе
Случай № 48 Оценка: 2
Пункты
6. Мое начальство часто бывает несправедливым.
21. В школе мои учителя слишком властные.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я опускаю голову.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я боюсь их.
Заключительная интерпретация: Обижается на начальство и боится его.
Случай № 45 Оценка: 1
Пункты
6. Мое начальство — нормальные люди.
21. В школе мои учителя преимущественно были хорошими людьми.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я немного напрягаюсь.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я так к ним и отношусь.
Заключительная интерпретация: Небольшие трудности в признании авторитета.
Случай № 98 Оценка: 0
Пункты
6. Мое начальство любит меня.
21. В школе мои учителя были неплохими людьми.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю делать то, чем занимался.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, — это мои родители.
Заключительная интерпретация: Выражает отсутствие конфликта с авторитарными персонами. Чувствует, что они тоже его воспринимают надлежащим образом.
8. Отношение к подчиненным
Случай № 55 Оценка: 2
Пункты
4. Если бы я занимал ответственную должность, я был бы строже.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы был плохим начальником.
34. Люди, которые работают под моим руководством, должны сожалеть об этом.
48. Отдавая приказы другим людям, я (без ответа).
Заключительная интерпретация: Чувствует, что он был бы не в состоянии контролировать свою враждебность при управлении другими людьми.
Случай № 22 Оценка: 1
Пункты
4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы увидел, что все хорошее уже сделано.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы относился к ним хорошо.
34. Люди, которые работают под моим руководством, довольны.
48. Отдавая приказы другим людям, я иногда чувствую трудности.
Заключительная интерпретация: Чувствует способность выполнять хорошую руководящую работу, но имеет какие-то предубеждения по поводу применения авторитета.
Случай № 79 Оценка: 0
Пункты
4.Если бы я занимал ответственную должность, я бы делал все от меня зависящее.
19. Если люди работали бы под моим руководством, я был бы добр с ними.
34. Люди, которые работают под моим руководством, думают, что я — хороший босс.
48. Отдавая приказы другим людям, я делаю это нормально.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя в своей тарелке и хорошо воспринимается подчиненными.
9. Отношение к коллегам на работе и в школе
Случай № 9 Оценка: 2
Пункты
13. На работе я лучше всего лажу ни с кем.
28. Те, с кем я работаю, — плохие люди.
43. Мне нравится работать с людьми, которые дружелюбны.
58. Мои сослуживцы обычно не любят меня.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя отверженным коллегами и осуждает их.
Случай № 39 Оценка: 1
Пункты
13. На работе я лучше всего лажу с моими коллегами.
28. Те, с кем я работаю, очень мне помогают.
43. Мне нравится работать с людьми, которые счастливы.
58. Мои сослуживцы обычно думают, что я не вполне компетентен.
Заключительная интерпретация: Имеются небольшие трудности по работе, респондент зависим от помощи своих коллег. Доверяет им.
Случай № 2 Оценка: 0
Пункты
13. На работе я лучше всего лажу почти со всеми.
28. Те, с кем я работаю, преимущественно приятные люди.
43. Мне нравится работать с людьми, которые приятны.
58. Мои сослуживцы обычно любят меня.
Заключительная интерпретация: Выражает взаимные хорошие чувства.
10. Страхи
Случай № 40 Оценка: 2
Пункты
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь ложиться спать.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь высоты.
37. Я хотел бы избавиться от боязни ложиться спать.
52. Иногда мои страхи заставляют меня волноваться, и я не знаю, что мне надо сделать, чтобы побороть их.
Заключительная интерпретация: Нарушения в области очевидных страхов потери идентичности или сознания и, возможно, контроля над своими импульсами.
Случай № 68 Оценка: 1
Пункты
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь некоторых людей.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь (без ответа).
37. Я хотел бы избавиться от боязни говорить перед людьми.
52. Иногда мои страхи заставляют меня отступать.
Заключительная интерпретация: Страх самоутверждения, которые часто возникает и не прогрессирует.
Случай № 84 Оценка: 0
Пункты
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь — ничего не боюсь.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь — никого не боюсь.
37. Я хотел бы избавиться от боязни — не могу вспомнить ни одной.
52. Иногда мои страхи заставляют меня (у меня нет страхов).
Заключительная интерпретация: Выражает отсутствие явно выраженных страхов.
11. Чувство вины
Случай № 74 Оценка: 2
Пункты
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я делал всякие глупости.
30. Моей величайшей ошибкой было отступить и приспособиться.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за мастурбации.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — я потерял веру в бога.
Заключительная интерпретация: Расстройства связаны с душевными неудачами и физическими желаниями.
Случай № 13 Оценка: 1
Пункты
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда у меня были детские проблемы.
30. Моей величайшей ошибкой было бежать от трудностей.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину за половое влечение.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — пошел в армию.
Заключительная интерпретация: Имеются сожаления о прошлом и слабое расстройство по поводу неудач в борьбе с трудностями.
Случай № 72 Оценка: 0
Пункты
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я — не знаю.
30. Моей величайшей ошибкой было — уволиться из армии, я думаю.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за — не из-за чего.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — научился слишком много думать.
Заключительная интерпретация: По-видимому, не обеспокоен чувством вины.
12. Отношение к собственным способностям
Случай № 89 Оценка: 2
Пункты
2. Когда обстоятельства против меня, это плохо.
17. Я считаю, что у меня есть способность ничего не делать.
32. Моя самая большая слабость — это болезнь.
47. Когда удача отворачивается от меня, мне грустно.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя совершенно некомпетентным и беспомощным.
Случай № 19 Оценка: 1
Пункты
2. Когда обстоятельства против меня, я продолжаю в том же духе.
17. Я считаю, что у меня есть способность учить.
32. Моя самая большая слабость — это страх.
47. Когда удача отворачивается от меня, я чувствую отвращение.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что у него есть определенные способности и настойчивость, но есть трудности со страхами.
Случай № 98 Оценка: О
Пункты
2. Когда обстоятельства против меня, я работаю упорнее.
17. Я считаю, что у меня есть способность преодолевать обстоятельства.
32. Моя самая большая слабость — это давать взаймы.
47. Когда удача отворачивается от меня, я стараюсь еще больше.
Заключительная интерпретация: Уверен в своей способности преодолевать обстоятельства. Они вдохновляют его на большие старания.
13. Отношение к прошлому
Случай № 33 Оценка: 2
Пункты
9. Когда я был ребенком, мне приходилось решать все самому.
24. До войны я служил в армии.
39. Если бы я снова стал молодым, я хотел бы, чтобы мама была жива.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — это ощущение, что я ничего не значу.
Заключительная интерпретация: Остро чувствует отсутствие матери, отверженность, эмоционально одинок.
Случай № 11 Оценка: 1
Пункты
9. Когда я был ребенком, я много думал.
24. До войны я ходил в школу.
39. Если бы я снова стал молодым, я сделал бы все так же, как сделал.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — как меня бьет отец.
Заключительная интерпретация: Имеет неприятные воспоминания, но не кажется сильно травмированным ими.
Случай № 82 . Оценка: 0
Пункты
9. Когда я был ребенком, все казалось важным.
24. До войны я жил один.
39. Если бы я снова стал молодым, я бы много работал.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — окончание школы.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя свободно. Положительные чувства. Воспоминания о достижениях.
14. Отношение к будущему
Случай № 33 Оценка: 2
Пункты
5. Я вижу будущее в черных тонах.
20. Я надеюсь на излечение.
35. Однажды я буду на коне.
50. Когда я стану старше, я еще больше поглупею.
Заключительная интерпретация: Пессимист. Нет надежды на свои собственные источники счастья или успеха.
Случай № 48 Оценка: 1
Пункты
5.Я вижу будущее неопределенно.
20. Я надеюсь на окончание школы.
35. Однажды я стану лучше.
50. Когда я стану старше, я надеюсь приобрести хороший дом.
Заключительная интерпретация: Неуверен в себе, но в целом оптимист.
Случай № 64 Оценка: 0
Пункты
5.Я вижу будущее светлым.
20. Я надеюсь на работу.
35. Однажды я буду при деньгах.
50. Когда я стану старше, я буду лучше.
Заключительная интерпретация: Кажется уверенным в достижении своих материальных целей.
15. Цели
Случай № 9 Оценка: 2
Пункты
3. Я всегда хотел убить кого-нибудь.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я был один.
33. Моя тайная мечта в жизни — прославиться.
49. Больше всего от жизни я хочу всего.
Заключительная интерпретация: Прямое выражение враждебности.Отвергает общество. Экстравагантный, нереалистичный.
Случай № 19 Оценка: 1
Пункты
3. Я всегда хотел быть актером.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы был богат.
33. Моя тайная мечта в жизни — быть богатым.
49. Больше всего от жизни я хочу счастья.
Заключительная интерпретация: По-видимому, идентифицирует счастье с материальным успехом.
Случай № 79 Оценка: 0
Пункты
3. Я всегда хотел быть счастливым.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я заработал достаточно денег, чтобы хорошо содержать свою семью.
33. Моя тайная мечта в жизни — достичь чего-то в жизни.
49. Больше всего от жизни я хочу хорошего здоровья.
Заключительная интерпретация: Желает материального достатка для семьи, так же как и для себя. Видит важность здоровья для счастливой жизни.
Иллюстративный случай.
Следующие ответы, заключительные интерпретации и независимые клинические взгляды психиатров, которые наблюдали респондента, были получены при экспериментальном изучении SSCT Саксом.
Респондент № 6 Мужчина 19 лет
Диагноз: смешанный психоневроз тяжелой степени.
I. ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ ОЦЕНКА: 2
14. Моя мать мне мешала.
29. Моя мать и я сильно привязаны друг к другу.
44. Я считаю, что большинство матерей любят своих детей.
59. Мне нравится моя мать, но она мне очень мешала.
Заключительная интерпретация: Очень обеспокоен эмоциональными отношениями с матерью и проблемами, касающимися этих отношений.
(Клиническое впечатление: Амбивалентная зависимость с желаниями инцеста и враждебностью.)
II. ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ОЦЕНКА: 2
1. Мне кажется, что мой отец редко проявлял свою привязанность ко мне.
16. Если бы только мой отец вел себя как отец.
31. Я бы хотел, чтобы мой отец вел себя как мужчина.
46. Мне кажется, что мой отец не ведет себя как настоящий мужчина.
Заключительная интерпретация: Показывает потребность в отношениях с адекватным отцовским образом. Чувствует, что его собственный отец не подходит на эту роль.
(Клиническое впечатление: Отец не является сильной личностью. Не хочет идентифицировать себя с ним.)
III. ОТНОШЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ОЦЕНКА: 2
12. По сравнению с большинством семей, моя семья более строгая и более европейская.
27. Моя семья относится ко мне как к умному человеку.
42. Большинство семей, которые я знаю счастливы.
57. Когда я был ребенком, моя семья не уделяла мне достаточно внимания.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что семья отвергала его в детстве, но теперь они его уважают. Чувствует, что ему навредили ригидные установки родителей и взрослого мира.
(Клиническое впечатление: Компульсивная лояльность, основанная на зависимости.)
IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ ОЦЕНКА: 0
10. Я представляю себе совершенную женщину как красивую и привлекательную.
25. Я считаю, что большинство девушек ищет мужей.
40. Я считаю, что большинство женщин обладают хорошими качествами.
55. В женщинах мне меньше всего нравится (без ответа).
Заключительная интерпретация: Хорошо, но робко.
(Клиническое впечатление: Крайние либидозные импульсы, пугающие его.)
V. ОТНОШЕНИЕ К ОДНОПОЛЫМ СВЯЗЯМ ОЦЕНКА: 2
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я им завидую.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.
41. Если бы у меня была личная жизнь, я точно не знаю, как я отреагировал бы.
56. Моя половая жизнь вызывает у меня чувство вины.
Заключительная интерпретация: Недостаток уверенности в своих навыках в личной жизни или способности устанавливать отношения. Дополняется чувством вины.
(Клиническое впечатление: Строгое суперэго. Жесткое воспитание.)
VI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ ОЦЕНКА: 1
8. Мне кажется, что настоящий друг — я бы к нему привязался.
23. Я не люблю людей, которые высокие и громадные.
38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.
53. Когда меня нет, мои друзья говорят обо мне.
Заключительная интерпретация: Зависимый и пассивный.
(Клиническое впечатление: Хорошо социализирован. Хорошо воспринимается.)
VII. ОТНОШЕНИЕ К НАЧАЛЬСТВУ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0
6. Мое начальство — ответственные люди.
21. В школе мои учителя любили меня.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю заниматься
текущими делами.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, должны быть обаятельнее, чем я.
Заключительная интерпретация: Уважает начальство и хорошо воспринимается им.
(Клиническое впечатление: Хорошо контролируемая зависимость.)
VIII. ОТНОШЕНИЕ К ПОДЧИНЕННЫМ ОЦЕНКА: 2
4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы сделал все, чтобы стать хорошим руководителем.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы слишком легко отпускал их.
34. Люди, которые на меня работают, меня не любят.
48. Отдавая приказы другим людям, я чувствую их неприязнь ко мне.
Заключительная интерпретация: Боится, что не сможет сдерживать враждебность, возникшую благодаря власти.
(Клиническое впечатление: Неизвестно.)
IX. ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0
13. На работе я лучше всего лажу со всеми.
28. Те, с кем я работаю, — хорошие люди.
43. Мне нравиться работать с людьми, которые работают и выполняют свои обязательства.
58. Мои сослуживцы обычно любят меня.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что коллеги хорошо к нему относятся и в одной команде с ним.
(Клиническое впечатление: Внимательный, хороший сотрудник.)
X. СТРАХИ ОЦЕНКА: 2
1. Я знаю, что это глупо, но я боюсь выделиться и быть отвергнутым.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь быть отвергнутым и выделиться.
37. Я хотел бы избавиться от боязни дать себе волю.
52. Иногда мои страхи заставляют меня замыкаться в себе и даже вырвать.
Заключительная интерпретация: Страх, что любое достижение с
его стороны отвергается другими, заставляет его замыкаться или
проявляется в пищеварительных симптомах.
(Клиническое впечатление: Либидозные импульсы, враждебность, соблазны.)
XII. ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОЦЕНКА: 1
2. Когда обстоятельства против меня, мне становится тоскливо.
17. Я считаю, что у меня есть способность делать все, что сочту нужным.
32. Моя самая большая слабость — это страх.
47. Когда удача отворачивается от меня, я жду, когда она вернется ко мне.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что у него есть большие потенциальные возможности, но впадает в депрессию, когда сталкивается с обстоятельствами. Пассивный и подавленный, когда имеет дело с ними.
(Клиническое впечатление: Слишком много амбиций в отношении способностей. Хотел бы быть более блистательным.)
XIV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ ОЦЕНКА: 0
5.Я вижу будущее светлым.
20. Я надеюсь на то, когда мне будет лучше.
35. Однажды я действительно буду счастлив.
50. Когда я стану старше, я буду мудрее.
Заключительная интерпретация: Оптимистичный взгляд в отношении здоровья, счастья и интеллектуального роста.
(Клиническое впечатление: Конфликты отсутствуют. Чувствует себя способным делать то, что хочет.)
XV. ЦЕЛИ ОЦЕНКА: 1
3. Я всегда хотел выделяться.
18. Я бы был абсолютно счастлив, если бы был умнее.
33. Моя тайная мечта в жизни — быть знаменитым.
49. Больше всего от жизни я хочу немного ума, тогда я смогу получить все остальное.
Заключительная интерпретация: Хочет быть знаменитым и выделяться, несмотря на страхи, упомянутые выше. Цели несколько неопределенные.
(Клиническое впечатление: Жена, семья, жизнь среднего класса.)
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РЕСПОНДЕНТ № 6)
1. Основные области конфликта и расстройства: Мать, отец, члены семьи, отношения между мужчиной и женщиной, подчиненные, страхи и чувство вины.
2. Взаимосвязи между установками: Проблема тесной эмоциональной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в личной жизни. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.
3. Структура личности:
(a) степень реагирования — реагирует в первую очередь на внутренние импульсы (X и XI);
(b) эмоциональная адаптация — эмоционально зажат (37);
(c) зрелость — эгоцентричные цели и отсутствие адаптации к личной жизни отражают умеренную незрелость;
(d) уровень реальности — имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности (17);
(e) в какой манере выражаются конфликты — потребность в признании и принятии (VI, VIII, IX), конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими (X). Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения.
Раздел: тесты по психологии с ответами.
Тесты по психологии личности.
Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT).
Эта
методика находит самое широкое применение
в современной психологии, психиатрии
и педагогике56.
Она достаточно проста, ее применение и
интерпретация результатов, в отличие
от
ММИЛ,
не требуют специальной подготовки.
Существует
множество вариантов этой методики, мы
применяли наиболее распространенный
вариант метода «незаконченных предложений»
Д. С. Сакса и Л. Сиднея. Он (стр. 60) состоит
из 60 незаконченных предложений, которые
обследуемому необходимо завершить как
можно быстрее первой пришедшей в голову
мыслью. Наш опыт показывает, что
оптимальной является следующая техника
проведения обследования. Осужденному
предлагается читать вслух предложения;
при этом предложения предъявляются
так, чтобы он не смог прочесть следующее,
не закончив предъявляемого. Желательно
фиксировать время реакции, т. е. время,
которое понадобилось обследуемому для
завершения предложения после прочтения.
Это время сравнительно небольшое при
нейтральном содержании и увеличивается,
если затрагивается конфликтная область.
Все
60 предложений методики могут быть
разделены на 15 групп, характеризующих
в той или иной мере систему отношений
обследуемого к семье, к представителям
того же или противоположного пола, к
половой жизни, к вышестоящим по служебному
положению или подчиненным. Некоторые
группы предложений направлены на
выявление страхов и опасений, осознания
вины, от ношения к прошлому и будущему,
особенностей взаимоотношений с родителями
и друзьями, характеристики жизненных
целей.
После
того, как обследуемый завершит все 60
предложений, они разбиваются на 15 групп
(по 4 предложения в каждой группе) и
подвергаются анализу и интерпретации.
Используется
как количественная обработка результатов,
так и качественная. При количественной
обработке для каждой группы предложений
выводится характеристика, определяющая
данную систему отношений как положительную,
отрицательную или безразличную57.
Критерием здесь служит субъективная
оценка (стр. 61) ис
следователя,
формальных индикаторов не существует.
На основе количественной обработки
результатов, если проводится групповое
обследование, составляется таблица,
образец которой мы приводим ниже.
Таблица
1 Примерная таблица оформления результатов
применения методики неоконченных
предложений
Основные |
1
обследуемых, |
2
обследуемых, |
3
обследуемых, |
||||||
Полож. |
Безразлич. |
Отриц. |
Полож. |
Безразлич. |
Отриц. |
Полож. |
Безразлич. |
Отр. |
|
К
К
К
К И |
75 75 |
15 10 |
10 15 |
45 35 |
45 45 |
10 20 |
40 50 |
50 50 |
10 0 |
И |
В
таблице могут быть наглядно представлены
результаты об следования, например,
различных групп осужденных, что позволит
проводить их сравнительный анализ по
всей совокупности охватываемой методикой
отношений и психологических качеств.
Однако
более перспективным является качественное
изучение законченных предложений,
проводимое с учетом результатов беседы
и изучения личного дела. Это позволяет
выявить переживание и те особенности
отношений, которые могут скрываться
осужденным или даже не осознаваться
им.
При
обследовании осужденных за изнасилование
с помощью методики незаконченных
предложений обращает на себя внимание
крайне отрицательная аффективная
заряженность отношения к женщинам.
Предложения из этой сферы отношений,
как правило, заканчиваются отрицательными
оценками. Например, такое предложение,
как: «Идеалом женщины для меня является…»,
заканчивается словами: «Никто не
является», «Все шлюхи», «Все развратные»
и т. п. или иногда: «Только мать».
Серьезные конфликты у этой категории
осужденных часто содержатся и в сфере
супружеских отношений, о чем подробнее
мы будем говорить при описании отдельных
типов.
И
в заключение мы приведем пример завершения
соответствующих предложений осужденным
за изнасилования с выраженным чувством
вины, что послужит примерным индикатором
для качественного
анализа завершенных предложений не
только этой группы отношений, но и
других.
«Сделал
бы все, чтобы забыть… Но не могу». «Моей
самой большой ошибкой было… То, что я
сделал». «Когда я был молодым, то
чувствовал себя виноватым, если… Если
был виноват». «Самое худшее, что мне
случилось совершить, это… преступление».
Приведенные
четыре предложения направлены на
выявление наличия или отсутствия чувства
вины. При отсутствии чувства вины
завершение соответствующих предложений
может быть следующим: «…Нечего забывать»,
«…Все было правильно», «…Оказывался
не у дел», «…Преступление».
Завершение
последнего предложения словом
«Преступление» не обязательно означает,
что осужденный раскаивается в содеянном
и испытывает чувство вины. Например, в
нашем случае обследуемый имел в виду,
что в результате совершенного преступления
он теперь отбывает наказание и поэтому
лишен тех возможностей, которые имел
на свободе. Никакого отношения это к
чувству вины перед обществом или
потерпевшей не имеет. Но та кую информацию
можно получить лишь в ходе беседы с ним.
Поэтому основывать свои выводы о
личностных характеристиках (стр. 62)
только на основе использования одной
методики недопустимо. Все данные тестов
должны быть проверены в беседе и с
помощью непосредственного наблюдения
за поведением. Подчеркнем, что данных
любой экспериментальной методики не
могут носить абсолютный характер и
всегда должны находить подтверждение
в практике и результатах других методик.
Поэтому ошибочными являются, на наш
взгляд, исследования, в которых сделана
попытка вскрыть сложные психологические
феномены с помощью какой либо одной
методики (теста). Такого рода исследования,
их результаты, приводят только к
дискредитации самих тестов и
экспериментальной психологии.
Соседние файлы в папке Методика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Двадцатый век стал очень плодотворным для развития психологии ка науки, в том числе методов ее исследования.
Также были разработаны различные методики терапии и обследования.
Многие из них не потеряли своей актуальности и активно используются психологами по всему миру и через много десятков лет после создания, но с некоторыми модификациями. К одной из таких методик относится методика незавершенных предложений Сакса Леви.
- Из истории возникновения
- Описание
- Как проводится?
- Анализ результатов
- Применение у детей
- Плюсы и минусы
О плюсах и минусах метода беседы в психологии читайте здесь.
Из истории возникновения
В пятидесятых годах прошлого столетия группа американских психологов выдвинула идею о создании особого опросника.
Он включал в себя группы предложений, на завершение которых испытуемым предлагались различные варианты, составленные самими учеными или взятые из литературы.
Все предложения имели по несколько вариантов ответа и формировали группы или категории, к примеру категория вопрос о семье обследуемого и его к ней отношении.
Всего было разработано порядка нескольких сотен таких предложений, которые и составили базу методики. Окончательную доработку этой идеи осуществил ученый-психолог Джозеф Сакс в 1950-ом году.
Это методика получила название методика прерванных предложений — все утверждения в ней «прерывались» и человеку предлагалось выбрать вариант в соответствии с личным ощущением.
Чем-то этот метод напоминает тестовый опрос, однако дает более полное и разностороннее понимание психологических особенностей пациента.
Через несколько десятков лет данная методика успешно прошла испытания в советском союзе, где ведущий специалист по психологии Румянцев Г.Г. нашел ей применение в реабилитационных мероприятиях больных с психологическими отклонениями.
Также он предложил использовать этот метод для скрининга больных шизофренией. Эта методика несколько усовершенствовалась и в настоящее время представляет собой опросник из 60 предложений, которые разделены на 15 групп.
к содержанию ↑
Описание
Методика незаконченных предложений относится к группе методик дополнения, поскольку человеку предлагается закончить или дополнить имеющуюся информацию.
При этом она также является аддитивной и проективной, что означает наличие различных вариантов развития событий, которые моделируются исследователем.
Испытуемый при этом выбирает свой «проект», добавляя в него завершение предложения.
Проективная методика помогает:
- Выявить психические расстройства.
- Оценить степень выраженности расстройств.
- Сориентировать в отношении пациента к семье, работе или учебе.
- Составить индивидуальный психологический портрет испытуемого.
- Диагностировать степень нарушения межличностных отношений.
- Оценить степень психологической зрелости.
- Оценить степень эффективности проводимой психологической терапии.
- Выявить положительные и отрицательные качества личности (характера, мотиваций и так далее).
Область применения методики очень широка: от психологических исследований до методов терапии в психологии.
Однако чаще всего эту методику используют при:
- Приеме на работу в рамках профессионального отбора.
- Для определения профессиональной пригодности.
- В рамках учебного процесса для выявления склонностей ребенка в вопросах выбора будущей специальности.
- Оказании психологической помощи.
- Проведении тренингов и обучающих психологических мероприятий.
- Работе в судебной экспертизе с психиатром.
- Проведении специальных осмотров (служба в армии, длительно-замкнутых коллективах и так далее).
к содержанию ↑
Как проводится?
Методику можно провести в виде письменного опроса, когда на специально заготовленных бланках печатаются группы предложений, которые нужно закончить.
Сделать это можно выбрав один из вариантов или сформулировав свой собственный.
В последнем случае оценивается окраска ответа — от выраженной положительной до резко негативной в баллах. 2 балла ставится за максимально позитивное выражение отношения, 1 балл за менее выраженное, а ноль означает нейтральный оттенок ответа.
Отрицательные баллы также имеют свое значение: минус один балл означает незначительный негативный настрой, а минус 2 отражает резкую отрицательную реакцию.
На время выполнения задания в письменной форме отводится неограниченное время, однако сама длительность ответов имеет диагностическое значение. Средне-нормальное время ответа на задание составляет 20 минут.
Устный порос также может успешно применяться, при этом есть возможность уточнить какие-либо детали ответов, а также оценить эмоциональный ответ на предложение закончить какую-либо фразу.
Но при беседе сложно оценить время как один из значимых признаков, поскольку весь процесс управляется испытателем.
Группы, на которые делится опросник включает отношение человека к:
- самому себе;
- к маме и папе;
- к семье в целом;
- к друзьям и дружеским отношениям;
- к противоположному полу и сексуальным отношениям;
- к сотрудникам-коллегам;
- к начальству;
- к подчиненным;
- к переживаниям и тревогам за будущее;
- к будущему в общем;
- к не произошедшим, но желаемым поступкам;
- к чувству вины и совести;
- к поставленным целям и задачам в жизни.
Всего насчитывается 15 групп предложений по 4 в каждой, таким образом 60 предложений.
На них нет неправильных ответов, о чем стоит предупредить человека перед исследованием.
Вопросы не всегда стоят в логически взаимосвязанном порядке. Это означает что они могут быть перемешаны, чобы испытуемый наиболее объективно на них ответил.
Также при интерпретации следует обратить внимание на изложение материала — если написано кратко и сжато, то можно попросить пояснения, а также ненавязчиво выяснить почему сразу не был дан полный ответ.
Оценка результатов требует от психолога подготовки в этой области, поскольку нет четких ответов, а важна сама интерпретация продолжения предложений, которая нередко бывает довольно абстрактной.
к содержанию ↑
Анализ результатов
Интерпретацию методики можно провести качественным и количественным способами. Количественный означает подсчет баллов за характер ответов. Значение баллов описано выше. При этом:
- Суммируются ответы на вопросы из одной группы.
- Общий балл за группу выражает степень и характер настроя на данную область: от резко положительных до полного неприятия.
- Положительный результат может выражать как отношение человека, так и приоритетность данной сферы на данный момент: то есть насколько эта область его волнует.
- На основе «иерархии» областей по количеству баллов можно выстроить приоритеты человека и его потребности в настоящее время(тест не позволяет оценить прошлое отношение).
Качественная оценка результатов складывается из интерпретации времени прохождения задания, а также реакции личности на задании на основе средств вербальной коммуникации.
Качественный анализ затрагивает более сложные для оценки аспекты личности, которые нельзя выразить в каком-либо цифровом эквиваленте.
В результате формируется заключение по тому или иному пункту (к примеру отношение к семье) на основе балльной оценки и личных впечатлений испытателя.
Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: тест.
к содержанию ↑
Применение у детей
Основной опросник предназначен для людей от 20 до 60 лет и включает такие пункты, которые нельзя оценить у детей младшего возраста.
Однако методика нашла свое применение у школьников и дошкольников.
У детей данная методика имеет свои ограничения: в первую очередь это умение писать, однако можно применить устный подход.
Он иногда более сложен у детей в связи с их невнимательностью и рассредоточенностью, однако является успешной альтернативой.
Она используется для:
- определения отношения к себе и окружающим;
- выявления внутриличностных и внутрисемейных конфликтов;
- оценки замотивированности ребенка в учебе;
- оценки уровня тревожности.
Особенностями методики у данной категории является:
- Сокрещание количества вопросов — 56 у детей от 7 лет до подросткового периода и 24 у дошкольников.
- Более частом и широком применении устного способа сбора информации.
- Изменение характера некоторых в групп: исключаются блоки касаемо межполовых отношений, работы.
Добавлены категории учебы, отношения к сверстникам и воспитателям или учителям.
- Ребенок должен писать ответы быстро, не задумываясь долго над ответом.
- Нет возможности как-либо интерпретировать время ответа (менее показательно чем у взрослых).
- Следует подключать игровую форму подачи задания.
- Методика оценивания складывается из качественных и количественных составляющих.
Часто эту методику используют при приеме в детские дошкольные учреждения, а также в школы.
к содержанию ↑
Плюсы и минусы
Методика незаконченных предложений имеет свои достоинства:
- Простота реализации.
- Минимум необходимых материалов.
- Позволяет решить многие психологические задачи.
- Позволяет оценить состояние на данный момент.
- Имеет долгий успешный опыт применения в психологии.
- Успешно используется в профессиональной деятельности для различных отборов.
- Может применяться как элемент оценки эффективности терапии.
- Используется для выявления некоторых психиатрических заболеваний на этапе скрининга.
- Может быть использована у всех возрастных категорий.
Однако существуют свои недостатки:
- Невозможность проследить какое-то развитие проблемы, так как не затрагивает прошлое.
- Требует подготовки психолога в тонкой интерпретации ответов.
- Оперирует большим количеством абстрактных понятий.
- Может иметь высокий процент погрешности.
Методика прерванных предложений является старым и проверенным способом составления психологического портрета личности, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими и с окружающей обстановкой.
Она успешно используется в различных сферах: науке, профессиональной деятельности, учебе, терапии отклонений. Эта методика может применяться как у детей, так и у взрослых. Однако детский вариант имеет свои особенности в применении.
Результаты этого способа исследования являются точной характеристикой личности, но должны оцениваться вместе с другими способами психологического обследования человека.
О том, как проводится методика «Закончи предложение», вы можете узнать из видео:
Наша интересная группа Вконтакте: