Как найти ноев ковчег

Символ Ливана – это кедр. Когда-то эти великолепные деревья росли по всей стране, но бесконтрольная вырубка привела к тому, что сейчас их осталось очень мало. Кстати, именно кедр изображен на флаге этой страны. А еще, по легенде, именно из этого дерева библейский Ной построил свой ковчег – самый загадочный и разыскиваемый корабль на планете. В Ветхом Завете подробно описано, как по божьему приказу Ной возвел судно, на котором в дни Великого потопа спаслась его семья и каждой твари по паре. О том, как выглядел ковчег люди спорят веками. Самый разыскиваемый в мире корабль найден. Или это очередная ошибка? Одни ученые уверены: судно – не вымысел, другие заявляют – ковчег был, но он никогда никуда не плавал. Кто прав? Что же построил Ной? Об этом рассказывает программа “Невероятно интересные истории” с Алексеем Корзиным и Сергеем Долей на РЕН ТВ.

Как выглядел ковчег Ноя?

Недавно профессор библейской археологии Техасского университета Шелли Вахсманн опубликовал свой труд на тему Ноева ковчега. Он уверен, что спасительное судно внешне напоминало не корабль, а ящик с ногами. Якобы именно так его изображали художники первого тысячелетия до нашей эры. Вот только, может, и они ошибались в своих представлениях.

“Ковчег существует, я видел его собственными глазами”. Такую фразу сказал летчик царской авиации Владимир Росковицкий американским газетчикам. Он утверждал, что в 1916 году летал над горой Арарат и видел вмерзший в лед корабль на его вершине. Также он утверждал, что подал об этом рапорт Николаю II.

В существовании ковчега не сомневались и древние художники. На территории современной Турции археологи нашли мозаику с изображениями сцен Великого потопа. Удивительно, но на этих картинках спасительное судно на корабль тоже не похоже: все тот же ящик на курьих ножках, а вокруг толпы животных, которые ждут свой очереди, чтобы взойти на борт.

Вахсманн уверен, что Ноев ковчег никогда не пришвартовывался к горе Арарат. Его там и построили. Он просто простоял на вершине все наводнение. Ведь тогда о кораблестроении почти ничего не знали. А Ной был праведником, верующим, но в морском деле не разбирался.

Фото: © Скриншот видео

Где находится Ноев ковчег?

На протяжении нескольких веков ученые пытаются найти ковчег или доказать эту легенду. К сожалению, убедительных доказательств так никто и не предоставил. Ищут не там. В этом уверены многие исследователи и охотники за ковчегом, ведь до Средневековья эту вершину так даже не называли.

Под Араратскими подразумевали все пики Урарту – территории месопотамского государства Ассирии. Впрочем, современный Арарат тоже входил в их число. Так, где же искать ковчег Ноя?

“Пастухи видели его не с нашей стороны, а больше со стороны Турции. Обошли, поднялись наверх и увидели Ноев ковчег”, – отметил настоятель монастыря Хор Вирап, архимандрит Тарон Гуликян.

Араратская аномалия – так назвали это место после публикации нескольких фото со спутника. Вот только назвать их достаточным доказательством существования ковчега пока никто не решился. Хотя пять лет назад китайские исследователи уже пытались убедить весь мир, что нашли фрагменты легендарного ковчега.

Фото: © Скриншот видео

Фейк о нахождении Ноева ковчега

Новость тут же подхватили и растиражировали СМИ. Британские газеты на первых полосах писали о сенсационной находке. Публиковали фото археологов-везунчиков. И никого даже не смутило, что поначалу на снимках не было даже намека на знаменитое судно – только исследователи на фоне заснеженных и каменистых склонов.

Искатели уверяли, что всему виной та самая аномалия, из-за нее их техника постоянно выходит из строя. А потом внезапно в Сети появились фото и даже видео, сделанные якобы внутри ковчега.

Вот только ни одно серьезное издание сенсационное открытие никак не прокомментировало. И это насторожило многих ученых, хотя в своих интервью новостным каналам китайские археологи заявили, что провели замеры находки, сопоставили их с описанием из Ветхого Завета. И все совпало. Но в научном мире им все-таки не поверили.  

“Если бы действительно нашли Ноев ковчег, то в огромном количестве в серьезных изданиях была бы эта информация, а также об исследователе, который обнаружил ковчег. Скорее всего, это, конечно, фэйки “, – отметил кандидат геолого-минералогических наук Александр Колтыпин.

Фото: © Скриншот видео

Существовал ли ковчег Ноя на самом деле?

Самое удивительное, что при этом в реальности Великого потопа большинство ученых не сомневаются. Вот только был ли ковчег? Археолог Борис Гаспарян побывал в десятках научных экспедиций. Он уверен: глобальное наводнение было, и из-за него люди по всему миру поднялись в горы, чтобы переждать катаклизм в пещерах. А когда вода стала уходить, они вернулись в долины, поэтому легенды о ковчеге есть почти у всех древних народов.

“То есть ковчег – это просто пространство, где человечество смогло выжить после этих катаклизмов. После таяние ледников огромная вода хлынула в эти котловины, и людям пришлось просто некоторое время жить на высокогорьях. Поэтому я думаю, есть очень много Ноев, и есть очень многие народы, которые это пережили”, – сказал научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН Армении Борис Гаспарян.

И у каждого из этих народов действительно мог быть свой Ной, который пережил потоп, а потом спустился с горы. Поэтому одни ищут ковчег на Эльбрусе или Казбеке, другие – на границе Сирии и Ирана. Свои предания о ковчеге есть даже в Индии, хотя никому из искателей пока так и не удалось доказать существование спасительного судна. Все, кто пытался найти легендарный корабль на Арарате, уверяют: это место заколдованное. Гора словно не пускает ученых к своим тайнам.

Фото: © Скриншот видео

Кто смог покорить Арарат?

Однако, по легенде, покорить вершину смог один из самых почитаемых армянских святых – Яков. Он поднимался на пик семь раз. Вот только не мог рассказать, что увидел на горе. Так уж вышло, что каждый раз по пути он засыпал в нескольких шагах от цели, а когда открывал глаза, снова был у подножия Арарата. По преданию, на седьмой раз ангелы сжалились над Яковом и подарили ему небольшой фрагмент священного корабля.

“Когда он проснулся, рядом увидел кусок дерева, а ему приснилось, что это ангелы положили эту реликвию из Ноева ковчега”, – пояснил Тарон Гуликян.

После этого Яков построил в долине монастырь. Туда приходили паломники со всего мира, чтобы увидеть святыню своими глазами и помолиться. Вот только до наших дней обитель не сохранилась. Мало кто знает, но Арарат – это стратовулкан. Из-за него в 1840 году здесь было мощнейшее землетрясение, которое разрушило монастырь Святого Якова.

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе “НИИ РЕН ТВ”.

В реальное существование Ноева ковчега из библейского писания стали верить все больше, после экспедиции американского анестезиолога Рона Уайетта, который, увидев фото-снимки вероятного судна на горе Арарат, в статье журнала «Лайф Магазин» в 1957 году, осуществил такое путешествие в 1960-ом.

Автором фотогарфий был турецкий летчик Ильхам Дюрупинар. На них выделялась форма корабля с четкими правильными очертаниями кормы и носа. Американец настолько заинтересовался этим фактом, что отправился в эти места на поиски объекта и подтверждения повествования в Библии.

История Ноева ковчега в Библии

Согласно библейскому писанию, Бог отдал Ною повеление о строительстве огромного судна, чтобы спасти не только его с семьей, но и всех животных, населяющих планету. Для этого от каждого вида должна была быть отобрана пара.

Конструкция судна предполагала параметры:

  • длина 300 локтей или 133,5 м;
  • ширина 50 локтей или 22,25 м;
  • высота 30 локтей или 13,35 м.

Сбоку в ковчеге должна была быть изготовлена дверь, а внутри 3 этажа. В качестве материала для судна следовало взять древесину «гофер». Всю конструкцию требовалось осмолить внутри и снаружи. Постройка судна было закончена Ноем в 4352 году до н.э. К этому времени ему уже исполнилось 600 лет. Работа продолжалась в течение 100 лет.

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео

По велению Бога Ной с женой, животными и необходимыми продуктами сел на судно и оно было затворено. Затем на землю излился дождь, который продолжался в течение 40 суток.

Вода поднялась настолько, что затопила верхушки самых высоких гор, уничтожив все живое на земле. Лишь потом стала спадать и ушла. Бог повелел выйти всем из ковчега, сказав, что больше гибели никого не будет и все живое может спокойно размножаться.

Упоминания в античных и средневековых источниках разных народов мира

Ноев Ковчег упоминается в средневековых источниках:

  • В летописях еврейского полководца Иосифа Флавия – I век до н. э.
  • Легендарного путешественника Марко Поло – XIII век. Упоминание ведется в Книге о разнообразии мира.
  • В «Повести временных лет» — 1114 год.

В мифологии ближневосточных народов:

  • Упоминание о Ное есть в Коране. Здесь он представляется пророком, который пытался наставить людей на путь истинный. Однако его назвали лжецом и не поверили. В числе неверующих оказался и его сын, который в итоге погиб во время потопа. Также в Коране упоминается, что изготовлен ковчег был из досок, скрепленных гвоздями или заклепками.
    Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео
  • В вавилонской библиотеке англичанин Генри Лейерд обнаружил таблички, датируемые 275 годом до н.э. В XIX веке они были переправленные в Британский музей. После их расшифровки обнаружилось, что написанный на них текст напоминает историю о Ное. Здесь его называют именем Кси, а сам ковчег Ксисутроса.
  • В летописи История Финикии, написанная в VI века до н. э. египтянином Иеронимом.
  • 150 лет до н. э. есть упоминание о ковчеге у Мнасея.
  • Святой Феофил Антиохийский в 185 г н. э. писал Автолику об останках ковчега, которые находятся на горе Арарат.
  • В Ираке обнаружены летописи о наводнении происшедшим более 5000 – 6000 лет назад. Найдены они были в XIX веке. Для спасения от водной стихии так же строилось судно больших размеров.
  • Уже в 2010 году в Британском музее Ирвином Финкелем были обнаружены таблички с описанием сказаний об Атрахасисе. Их дата соответствует 1700 году до н. э. Герой строит круглый корабль из тростника и спасает свою жизнь от наводнения.

Поиски ковчега Ноя

Ноев ковчег на горе Арарат, фото которого представлено в виде огромного судна, относится к загадочным событиям. У человечества существует постоянное желание его раскрыть. Попытки поиска начались еще с IV века до н.э. В дальнейшем они повторялись в XIX и XX веках.

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото предполагаемого объекта.

Согласно Библии существует мнение, что ковчег пристал к Арарату. Однако здесь можно подразумевать не гору, а место в Ассирии, которая носит название Урарту. Тем ни менее, начиная с IV века, поиски ковчега ведутся именно на горе Арарат. По преданию первые попытки совершил Акоп Мцбнеци, который был отцом Армянской Апостольской церкви.

Легенда гласит, что он сделал несколько попыток восхождений, но регулярно засыпал на своем пути. После пробуждения опять оказывался у подножья горы. Так совершалось до тех пор, пока к нему не подлетел ангел, предложивший оставить свои попытки. Взамен он ему обещал доставить кусочек ковчега. Святой отец дал согласие и получил реликвию, которая и сейчас хранится в Эчмиадзинском соборе.

В дальнейшем было проведено множество попыток найти Ноев ковчег. Часто результаты были положительными, но не несли в себе доказательств, которые бы стали научным подтверждением события.

Ноев ковчег на горе Арарат

Ноев ковчег на горе Арарат, фото в различных ракурсах которого имеется в Археологическом музее Рона Уайетта, считается что был найден в 1970 году. По крайней мере, так заявил американец Рональд Уайетт, после восхождения на гору Арарат с группой исследователей. Он не был по профессии археологом, но уверенно опирался на библейские тексты.

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео

На высоте его глазам предстало огромное судно, законсервированное в лаве, как в коконе. На основании предположений, появление его из недр земли произошло после землетрясения, когда совершился выброс затвердевшей лавы.

Раскопку судна провести не удалось, поэтому исследование проводилось при помощи приборов. По утверждению американца корпус изготовлен из клееной древесины. В результате воздействия внешней среды судно сильно повреждено.

Отчетливо виден якорный камень с отверстием. Он очень больших размеров. В его задачу входило удержание судна во время стоянки.

Это место является территорией Турции, и она официально признала нахождение Ноева ковчега. Сейчас здесь построен одноименный национальный парк. По поводу достоверности фактов существуют разные мнения. Некоторые исследователи утверждают, что это просто природное образование.

Из экспедиции Рон привез с собой кусок окаменелой древесины с целью проведения ее анализа. Главной целью было получение информации о присутствии органического углерода, который отсутствует в обычном камне.

Его количество составило 0,7019%. Это означало, что раньше древесина была живой материей. Много споров вызвал материал, из которого было изготовлено судно. По текстам Библии это должно было быть дерево «гофер».

Ученые тут приводят разные доводы:

  • Поскольку «гофер» напоминает слово «кофер», что обозначает смола, можно прийти к выводу, что использовалось смолистое дерево. Здесь подходит кипарис.
    Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео
  • Другие считают, что это был ливанский кедр, который обладает такими свойствами как прочность, легкостью в обработке и антисептическими характеристиками. По этим причинам он часто использовался для постройки кораблей.
  • Если ориентироваться на множество древних источников, то варианты расширяются. Ковчег мог быть изготовлен из индийского можжевельника, сосны, иракского дуба или тиса.

Также Роном были привезены останки заклепок. Видимо ими были скреплены деревянные балки. После проведения их анализа выяснилось, что площадь головки заклепки, прижимаемая к древесине, составляет 1 см. Оказывается, что уже в те времена для строительства использовался металл.

Экспедиции

Ноев ковчег на горе Арарат  постоянно интересовал исследователей. В изданиях часто появлялись фото этого судна, якобы кем-то виденным. Это привело к организации ряда экспедиций в поисках древнего корабля.

Год Описание экспедиции
1829 Несмотря на запрет подъема на гору Арарат в поисках ковчега, француз Фридрих Парро все же совершил его. Результаты были отрицательные, однако, он положил название новой науке «ковчеология»
1856 В поисках приняли 3 иностранца, фамилии которых остались неизвестными. После их восхождения на гору Арарат, по их словам, ковчег был найден. У них было желание его уничтожить, но это оказалось им не под силу из-за массивности конструкции. Тогда они дали слово никому об этом не рассказывать. Однако перед смертью один из участников все же рассказал историю этой экспедиции
1876 Поднявшийся на высоту 4,3 км, лорд Брайс нашел в этом месте огромный кусок обработанного бревна. Его длина была 1,3 м
1893 Восхождение совершил архидиакон Несторианской Церкви Нурри. По его словам ковчег им был найден и измерен. Все параметры соответствовали тексту Библии. Доски были темно-коричневого цвета большой толщины. Возвратившись в Америку, он организовал сбор пожертвований на доставку ковчега в Чикаго. Однако этому воспрепятствовали турецкие власти
1916 Поводом для проведения 2 экспедиций организованных царским правительством послужило известие русского летчика Росковицкого, который пролетал над Араратом и увидел там очертание огромного судна.  Первая группа состояла из 15 человек, а вторая насчитывало до 100. Останки корабля были ими найдены и составлен отчет. По непонятным причинам в дальнейшем он был утерян.
1949 Экспедиция доктора Смита. К этому времени он являлся уже неработающий миссионером из Северной Каролины. Отправился он туда вместе с 3 спутниками. Причиной организации похода явилось видение доктора. Энтузиастами были собраны средства и восхождение началось. Результат был неудачным, ковчег не нашли.
1955 Руководителем экспедиции был Джон Либби, который во сне увидел точные контуры корабля. В составе 2 человек было совершено восхождение на гору Арарат, но безрезультатно
1969 Экспедицию организовал француз Фернанд Наварра. Восхождение на гору Арарат он совершил с сыном. Итогом было нахождение шпангоута корабля метровой длины. Проведенные исследования в Мадриде и Каире показали, что древесина пролежала более 5000 лет
2009 В начале XX века Турция сняла запрет на проведение исследовательских экспедиций на горе Арарат. Этим тут же воспользовались представители «Космопоиска» и организовали экспедицию. Состояла она из 4 человек. Их ожидала неудача. Совершая восхождение на Арарат, они действительно увидели в отдалении очертания корабля. Однако добравшись до нужного места, оказалось, что это природа так искусно выложила контур судна из камней.
2010 Была сформирована официальная международный экспедиция. В ее состав вошло 15 человек. Это были турецкие и японские ученые. В отчете сказано, что была найдена деревянная конструкция, возвышающаяся над землей не менее чем на 5 м. По словам ученых они проникли внутрь находки и сделали там не только фотографии, но и видеосъемку. Однако доказательств, что это был именно ковчег Ноя, добыто не было.

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео

Все последующие годы совершались восхождения с переменным успехом. Каждая новая находка опровергала предыдущую версию или была недостаточно объективной, так как не имела неопровержимых доказательств.

Противники истории существования ковчега и почему им выгодно это отрицание

К противникам поиска ковчега Ноя относятся те, кто считает, что этого делать нельзя. Если опираться на летописи видно, что после его нахождения стразу же наступит конец света. Сторонники такой теории существуют и в нынешние времена – в основном это глубоко религиозные люди, не считающие, что древние летописи вообще нужно чем-то подтверждать.

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео

Для верующих армян гора Арарат является священным местом. По их мнению, проведение поисков в таком месте является кощунством, поэтому совершать восхождения на святыню нельзя.

Факты в пользу реальности истории

Вокруг факта существования ковчега Ноя присутствует много мифов.

Однако, если посмотреть объективно, то можно привести и доводы в пользу реальности такой теории:

  • Наличие следов огромного корабля, а вокруг столбчатые образования, напоминающие корабельные балки. Возможно, это части судна, которые отваливались во время его сползания со склона горы.
  • При обзоре хребта издалека отчетливо виден в леднике корпус огромного корабля.
    Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео
  • Во время исследования места были обнаружены огромные обработанные валуны с отверстием. По предположению это якоря. Их размер говорит о масштабах судна.
  • Исследователи, которые посетили эти места, нашли вмурованный в ледник корпус. Просветили его и обнаружили скрепленные деревянными гвоздями ребра, дверь и огромную пробоину. В течение длительного времени любой металл или дерево разрушается. Однако, находясь в ледниковой массе, материал хорошо сохраняется.
  • Во время обследования территории были найдены надгробные плиты. Видимо здесь была похоронена вся семья Ноя.

Предположения и их обоснования

Существуют разные мнения по поводу существования Ноева ковчега.

Теория основывается на предположениях и попытках их обосновать:

  • Несмотря на огромные размеры ковчега поместить в него такое количество животных как 30 млн. было бы невозможно. А учитывая, что нужно было взять все в двойном количестве, то величина возрастала вдвое. Возможно, требовалось принять только тех животных, которые присутствовали в месте жительства Ноя. Читая Книгу Бытия, там указано немного видов. В итоге погрузить требовалось 260 особей.
  • Останки корабля найдены на высоте 4000 метров. Но последние исследования показали их возраст 800 лет до н. э. Возникает предположение, что судно строилось изначально на такой высоте, но закончено не было.
  • Другое предположение говорит о том, что корабль пристал к вершине горы Арарат, возвышающейся над водной гладью. Видимо усталые путники нашли здесь место приюта.
    Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео
  • Размеры корабля были огромными. Построить его силами 1 семьи задача непосильная. Однако замеры указаны в локтях, а эта мера не отличается точностью. Возможно, судно было значительно меньших размеров.

Явные домыслы, не имеющие разумного подтверждения

История, связанная Ноевым ковчегом вызывает сомнения у скептиков.

Состоят они в следующем:

  • Найденные останки корабля на горе Арарат выглядят окаменелыми. Это должно было произойти в результате длительного контакта древесины с горной породой. При этом разрушающаяся органика замещалась минералами. Однако анализ показал, что такая окаменелость превращает материал в кварц, который является твердым подобно алмазу. Исследуемые образцы такими свойствами не обладают.
  • Изучая след от движения судна по склону горы, научные работники пришли к выводу, что это обычная складка от сползающего ледника. Поскольку такое явление происходит часто, то корпус судна сейчас находился бы не на склоне горы, а у её подножья.
  • Вызывает сомнение и потоп. Такой катаклизм должен был оставить глубокий след в природе. Геологические исследования не нашли его подтверждения.

Ноев ковчег на горе Арарат. Фото со спутника, раскопок, где находится, координаты, доказательства, остатки. Видео

Ноев ковчег на горе Арарат, а вернее практически идеальная форма судна, оставшаяся после многих тысяч лет в указанном в Библии месте, действительно подтверждает вероятность его существования.

Несмотря на наличие фотографий, демонстрирующих это и добытых материалов окаменелого дерева, металлических заклепок и валунов с резьблёными отверстиями для верёвок, служивших якорями, а также других подтверждений из многих экспедиций, на сегодня существует немало скептиков этой теории.

Связано это с тем, что все собранные факты не являются неопровержимыми доказательствами для утверждения этого исторического события. Что касается верующих людей, то им никакие доказательства не нужны, ведь Библия не вызывает у них сомнений.

Автор: Кудрявый Александр Юрьевич (kudrale)

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Ноевом ковчеге на горе Арарат

Ноев Ковчег. Что за объект находится на горе Арарат:

Гора Арарат, находящаяся на Армянском нагорье, окутана не только облаками, но и мифами, легендами и различными историями. Многие из них связаны с Ноевым ковчегом – ведь и своё нынешнее название гора получила именно благодаря легенде о всемирном потопе, хотя по факту никаких доказательств того, что Ной высадился именно здесь, так и найдено. История покорения Арарата, разумеется, также связана с попытками найти Ноев Ковчег.

Шикарный Арарат в облаках от Армена Григоряна
Шикарный Арарат в облаках от Армена Григоряна

Напомним, это гора у самих армян и живущих рядом народов имеет другие названия, мы уже писали об этом. А Арарат – название, данное уже позже, в каком-то смысле навязанное. Интересно, что для самих армян Арарат когда-то был как бы запретным местом, попытки подняться на вершину Арарата считались нарушением самых важных заповедей.

Самой старой и основной легендой о восхождении на Арарат можно считать рассказ о Святом Якове – который на гору так и не поднялся. Согласно легенде, это был монах, который очень хотел добраться до Ковчега и трижды пытался это сделать. Но в итоге он всякий раз засыпал по дороге, а просыпался снова внизу. Легенда гласит, что сам Ноев Ковчег в ясную погоду был отлично виден – Яков видел его и не прекращал попытки.

Говорят, это вид с вершины Арарата - вдали, видимо, Малый Арарат
Говорят, это вид с вершины Арарата – вдали, видимо, Малый Арарат

Однажды во сне ему явился ангел и сообщил, что Бог запретил смертным касаться Ковчега. Но за упорство вознаградил – подарил кусок дерева, из которого был построен корабль Ноя. В селе Ахури, построенном на месте, где якобы изначально поселился Ной, затем появилась церковь Святого Якова – говорят, там находился тот самый кусок дерева, переданный Якову ангелом.

Считается, что именно здесь Ной посадил первый виноградник (название села так и переводят – “посадил виноград”) и прожил какое-то время. А вот потом он ушёл отсюда – и поселился в новом месте, которое получило название Нахичевань. Такой город недалеко от Арарата есть и сейчас – и там вполне уверены в древности этого места и его связи с Ноем.

Деревня Енидоган, расположенная на месте села Ахури у подножья Арарат. Скрин с Google Maps
Деревня Енидоган, расположенная на месте села Ахури у подножья Арарат. Скрин с Google Maps

А вот село Ахури и церковь Святого Якова, которая находилась выше на горе, посмотреть возможности нет – их уничтожило землятресение в 1840 году. Вернее говоря, уничтожил их сход лавины, ставший результатом землятресения. Деревня практически со всеми жителями была похоронена под этой лавой. Исчезла и сама долина, где по преданию Ной посадил первый виноградник – всё превратилось в каменную пустыню.

Деревня эта в контексте разговора о попытках подняться на Арарат известна тем, что именно отсюда стартовало первое удачное восхождение. В 1829 году профессор Фридрих Паррот со своими студентами первыми в зафиксированной истории совершили восхождение на Большой Арарат. Ноев Ковчег они, впрочем, не искали – а вот различные метеорологические измерения провели, а также изучили местную флору.

Реконструкция - как мог бы выглядеть Ноев Ковчег. Согласно Библии длина ковчега составляла 160, ширина - 25, а высота - 15 метров.
Реконструкция – как мог бы выглядеть Ноев Ковчег. Согласно Библии длина ковчега составляла 160, ширина – 25, а высота – 15 метров.

Интересно, что при этом сообщается, что двое из сопровождавших профессора – заметим, армяне – убеждали потом, что до вершины горы они так и не добрались. Впрочем, в 1845 году ещё один немец – Герман Абех – снова покорил Арарат. В его “команде”, кстати, был один из армян, который покорил Арарат вместе с Парротом – его звали Хачатур Абовян.

Это легендарный человек для Армении, потому что благодаря Парроту – который взял его с собой в горы как переводчика, знавшего русский язык – молодой человек получил образование в Европе, а затем вернулся в свою страну. Говорят, он знал уже восемь языков и вёл личную переписку с Шиллером и Гёте. Хачатур Абовян побывал на вершине Арарата трижды – ещё и в 1846 году, с экспедицией уже английского учёного Данби Симура.

Этой фотографией очень часто иллюстрируют "находку" Ноева Ковчега. Но это просто снимок с самолёта, сделанный блогером Дмитрием Терновским в 2010 году - судя по всему, при перелёте над Ираном
Этой фотографией очень часто иллюстрируют “находку” Ноева Ковчега. Но это просто снимок с самолёта, сделанный блогером Дмитрием Терновским в 2010 году – судя по всему, при перелёте над Ираном

Затем экспедиций было очень много – но никто не смог найти Ноев Ковчег. Однако информация, подогревающая интерес к поискам Ковчега, всё же появлялась. Так писатель Чарльз Берлиц рассказывал, что некий армянин Георгий Хагопьян рассказал ему в 1905 году, что будучи мальчиком поднимался со своим дедушкой на вершину Арарата и видел Ноев Ковчег.

И даже был внутри – на верхней палубе он видел строение со множеством окон, а сам корабль якобы был очень большой и твёрдый. Напомним, в Библии сказано, что Ковчег был построен из дерева под названием Гофер, которое максимально подходило для постройки корабля благодаря своим особым свойствам. Так что такие подробности можно объяснить и просто “знанием предмета” – чтоб поверили.

Картина "Сошествие Ноя с горы Арарат" Ивана Айвазовского, который, кстати, армянин - Ованнес Айвазян
Картина “Сошествие Ноя с горы Арарат” Ивана Айвазовского, который, кстати, армянин – Ованнес Айвазян

А в 1939 году в американском журнале появилось интервью с бывшим летчиком российской царской армии лейтенантом Владимиром Росковицким. Он якобы рассказал, что обнаружил ковчег в 1916 году во время разведывательного полёта. А затем по велению царя Николая Второго на Арарат отправилась экспедиция из 150 человек и нашла Ковчег.

Подробности тоже были: лейтенант описал корабль как огромную баржу, похожую на товарный вагон. Внутри корабля было найдено множество комнат, часть из которых, небольшие по размеру, были затянуты металлической сеткой. Тоже “знание предмета”, возможно – какие-то комнаты логично было затянуть сеткой, ведь в Ковчеге должны были плыть мелкие животные или птицы, которые должны держаться в клетках.

Говорят, таким увидел Ноев Ковчег  Владимир Росковицкий
Говорят, таким увидел Ноев Ковчег Владимир Росковицкий

В 1921 году, когда Арарат стал территорией Турции, активные восхождения прекратились. Попытки подняться на Арарат возобновились уже после Второй мировой войны, в 50-х годах. Как сказали бы сейчас, хайп с Ноевым Ковчегом запустил американец Аарон Смит. Он был специалистом по истории Всемирного потопа, так что на Арарат он собирался именно с целью найти следы Ноева Ковчега.

Пишут, что в итоге ничего найдено не было – но Смит выпустил целую книгу и в общем-то сделал тему Ковчега и Арарата максимально популярной. В книге он выразил уверенность, что именно Арарат является той горой, к которой причалил Ной. Поэтому последователи и желающие повторить успех хотя бы с книгами не заставили себя ждать.

Снимок, который "рассекретили" в ЦРУ
Снимок, который “рассекретили” в ЦРУ

“Прорыв” случился в 1955 году, когда французский исследователь Фернан Наварра в ходе своей уже третьей экспедиции всё-таки нашёл дубовую деревянную доску со следами обработки и выразил уверенность, что это – след Ковчега. Проводились анализы доски, шли споры о возрасте древесины – в общем “движуха”. В итоге он тоже выпустил книгу – под названием “Я нашел Ноев ковчег”, которая стала бестселлером и была переведена на множество языков.

С пониманием того, что вот так “в лоб” никто уже не верит, поиски “сместились” в очень интересном направлении. В 1959 году военный картограф Ильхан Дурупынар обнаружил необычный рельеф местности, напоминающий корабль – о чём вроде как появились публикации в прессе, а на них отреагировал ученый Артур Бранденбергер из США и даже получил разрешение провести своё исследование.

Странный рельеф на горе Арарат, который напоминает очертания корабля
Странный рельеф на горе Арарат, который напоминает очертания корабля

А может это было и задание – по крайней мере результатов опубликовано не было, хотя известно, что отчёт, довольно подробный, составлен был. И были проведены лабораторные анализы взятого с этого места грунта, горной породы и пр. Сейчас пишут “отчёт был засекречен” – так даже звучит солидней и таинственней.

Но эта находка вернулась в новости про Ноев Ковчег не так давно – сообщалось, что компьютерный инженер и археолог Эндрю Джонс в паре с геофизиком Джоном Ларсеном с помощью трёхмерной томографии создали 3D-изображение найденного в 1959 году аномального рельефа. Это изображение попало в документальный фильм 2017 года режиссёра Джема Сертесена. Но, как мы понимаем, сверхсенсацией это не стало.

3D-модель якобы Ноева Ковчега
3D-модель якобы Ноева Ковчега

Но совсем недавно, через 2 года после выхода этого фильма, Джем Сертесен заявил, что снимает новый документальный фильм “Ноев ковчег-2” – и вот там-то будут обнародованы настоящие изображения Ковчега, находящегося под землёй. Что это будет, конкретней неизвестно – остаётся только ждать.

Но надо понимать, что кроме этого осуществлялась не одна экспедиция на Арарат и, конечно, были те, кто заявлял о найденном Ноеве Ковчеге. В Интернете можно найти даже ролики с якобы съёмками из самого корабля, найденного во льдах. Понятно, что там всегда были помещения, деревянные балки, гвозди, к которым привязывали животных и т.п.

"Ковчег" на горе Садой-Лам в Чечне
“Ковчег” на горе Садой-Лам в Чечне

В “движуху” успели вписаться даже ЦРУ (фото есть выше по тексту) со съёмками местности с самолётов и спутников, и даже обещаниями опубликовать сенсационные снимки. Заявляли о каких-то находках и сами турки, проводившие исследования на Арарате – всё-таки их территория. Но всё это по сути превращается в “15 минут славы” и текущие итоги поиска Ноева Ковчега на Арарате ничем не отличаются от тех, что были достигнуты 100 лет назад – то есть Ноев Ковчег официально так и не найден.

Осталось упомянуть “альтернативные течения” поисков, основа которых – отсылка к библейским “горам араратским”. То есть это могут быть любые горы в непонятном “араратском краю”, который современные учёные сопоставляются с государством Урарту.

Примерные границы Урарту - везде мог быть Ноев Ковчег
Примерные границы Урарту – везде мог быть Ноев Ковчег

Летом 2018 года формация, похожая по форме на корабль, была найдена на горе Садой-Лам в Чечне. А в конце 2018 года иранские учёные заявили, что им кажется, что Ной причалил на своём Ковчеге на территории современного Ирана. Подходящая гора тоже нашлась – Тахте Солейман, потухший вулкан, где тоже нашли куски окаменевшей древесины.

Новости эти была озвучены в 2018 году, но больше по поводу иранского и чеченского Ноева Ковчега ничего слышно не было. Так что Ноев Ковчег пока можно продолжать искать. Хотя вот на Google Maps место, где найдена упомянутая природная формация, похожая на корабль, обозначено как турецкий национальный парк Ноева Ковчега. А почему бы и нет.

Noah's Ark National Park
Noah’s Ark National Park

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал – это позволит алгоритму “Дзена” показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!

Но́ев ковче́г (в Библии ивр. ‏תֵּבַת נֹח‏‎, тева́т Hóax; от ивр. ‏תֵּבָה‏‎, тева́ коробка, сундук, ковчег) — судно, которое, согласно Библии, построил Ной по повелению Бога для спасения от Потопа своей семьи и всех животных.[1].

Библейское повествование[править | править код]

Повествование о Всемирном потопе содержится в первой книге Библии, Бытие. 6 — 9.

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека:

И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём

В те времена жил Ной, человек праведный и непорочный «в роде своём» (Быт. 6:9), угодный Господу.

И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё].

Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег со своими сыновьями и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по семь особей чистых и по две нечистых, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый [27-й — согласно переводу Септуагинты] день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт. 7:19). И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней, после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8:4,5).

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных <…> И не буду больше поражать всего живущего <…> И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…

Согласно еврейской традиции, все даты в Библии соответствуют лунным месяцам еврейского календаря. Таким образом, Потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году[2].

Длительность строительства ковчега[править | править код]

К возрасту 500 лет Ной имел трёх сыновей: Сима, Хама и Иафета. Ко времени начала Потопа Ною было 600 лет. В Библии умалчивается о том, когда именно Ной приступил к работе над ковчегом, но шестая глава Бытия с описанием повеления строительства Ковчега следует после 500-летия Ноя (Быт. 5:32.)

Упоминания в античных и средневековых источниках[править | править код]

Ноев ковчег упоминается Иосифом Флавием (I век н. э.) и Марко Поло (XIII век), а также в целом ряде средневековых летописей (например, в русской «Повести временных лет», 1110-е годы).

Цитаты

После того как Господь Бог предостерег [людей], Он наслал дождь, и в продолжение сорока дней беспрерывно лились потоки воды, так что она покрыла землю на пятьдесят локтей в вышину. Это было причиною того, что вообще больше (кроме Ноя с семейством) никто не спасся, так как не было средства к отступлению и бегству. Лишь сто пятьдесят дней после того, как перестал лить дождь, именно на седьмой день седьмого месяца, начала мало-помалу сбывать вода. Затем, когда ковчег остановился на вершине одной горы в Армении, а это заметил Ной, последний открыл его и, увидев около ковчега несколько суши, стал надеяться на лучшее и успокоился. Несколько дней спустя, когда вода ещё более убыла, он выпустил ворона, желая узнать, нет ли ещё где-нибудь свободной от воды и уже доступной для высадки земли. Однако тот вернулся к Ною, найдя, что ещё все покрыто водою. Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя. Когда же последний вернулся к нему запачканный [землею] и неся лист маслины, то Ной увидел, что земля освободилась от воды, и, прождав ещё семь дней, выпустил из ковчега животных и сам вышел со своими домочадцами. Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега.

Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев. В числе их находится и халдеянин Берос. В одном месте [своего сочинения] он высказывается следующим образом о потопе: говорят, что ещё до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею в большинстве случаев как средством против заболеваний. Об этом упоминает также египтянин Иероним, написавший древнейшую историю Финикии, Мнасей и некоторые другие.

Равным образом и Николай Дамасский, рассказывая об этом в девяносто шестой книге, сообщает следующее: выше области Миниады находится в Армении высокая гора по имени Барис, на которой, по преданию, искало убежища и нашло спасение множество людей во время потопа. Сообщается также, что некто в ковчеге остановился на её вершине и что в продолжение долгого времени сохранялись [здесь] остатки этого судна. Быть может, это тот самый человек, о котором писал и Моисей, иудейский законодатель.

Иосиф Флавий, I век[3]

В Великой Армении, скажу вам ещё, на высокой горе — Ноев ковчег.

Марко Поло, XIII век[4]

Ковчег в сказаниях других народов[править | править код]

Сказания о потопе встречаются в мифологии других ближневосточных народов, а также в Индии, Бирме и др. странах, однако до нас практически не дошли описания судов, на которых спасались персонажи этих сказаний.

В середине XIX века англичанин Генри Лейерд обнаружил много клинописных глиняных табличек в руинах вавилонской библиотеки в Ниневии и отправил их в Британский музей, где они хранились в запасниках. В 1872 году сотрудник музея Джордж Смит расшифровал их — на них был записан Эпос о Гильгамеше. Смит обнаружил сходство между «Эпосом о Гильгамеше» и библейской историей о Ное. После этого на территории Ирака археологические экспедиции обнаружили следы большого наводнения с датировкой не менее 5000 лет назад. Потоп также описан в более раннем Сказании об Атрахасисе. В обоих текстах герой строит судно и спасается от наводнения[5].

В 2010 году исследователь Ирвинг Финкель из Британского музея обнаружил клинописную табличку с описанием сказания об Атрахасисе, в которой между прочим сообщалось и о форме корабля. Табличка датируется примерно 1700 годом до н. э. По тексту судно, на котором спасся Атрахасис, было круглым и сделанным из тростника, о размерах этого судна ничего не говорится. Согласно рассказу, сообщивший Атрахасису о грядущем потопе Бог, велел ему разрушить его жилище и сделать из тростника круглый корабль, длина и ширина которого были бы равны («оставь имущество и спаси жизнь!»). После строительства Атрахасис зашёл внутрь и велел оставшемуся снаружи слуге законопатить вход, таким образом сумев спастись от наводнения[6].

Поиски ковчега Ноя[править | править код]

История поисков[править | править код]

На горе Арарат[править | править код]

Фотография Араратской аномалии, сделанная разведывательным управлением Минобороны США в 1949 году.

  • Согласно армянскому историку Фавстосу Бузанду (V век), святой Иаков Низибийский (арм. Акоп Мцбнеци), желавший найти Ноев ковчег, предпринимал попытку восхождения на гору Арарат, но на самом трудном месте возле вершины он почувствовал крайнюю усталость и заснул. Тогда ему явился ангел Божий и положил перед ним кусок Ноева ковчега, сказав, что он не должен больше стараться увидеть ковчег. Тогда Иаков встал, взял этот кусок и спустился с горы[7]. Впоследствии эта доска была размещена в Эчмиадзинском монастыре, где находится и поныне. На месте, где, согласно поверью, Иаков получил этот фрагмент, позже был воздвигнут монастырь Святого Иакова[8].
  • В XIX и XX веках на горе Арарат побывали экспедиции, и, хотя ни одна из них не обнаружила Ноева ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, идентифицированное как его остатки[9].
  • В 1887 году Джон Джозеф, называвший себя принцем Нури и архиепископом Вавилона, сообщил, что нашёл останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать Ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Это ему не удалось, так как те, к кому он обращался, посчитали слишком великим риск, связанный со столь длительным путешествием, и что будут слишком большие расходы на его транспортировку. Критики считают сообщение Нури сомнительным из-за личности Нури, использовавшего неподтвержденные титулы и проведшего какое-то время в госпитале для умалишённых в Калифорнии[10][11].
  • В 1940 году в американском журнале «New Eden» была опубликована статья, в которой сообщалось, что накануне русской революции военный летчик Владимир Росковитский и его товарищ при облете вокруг горы Арарат увидели огромное судно, лежащее на берегу озера, расположенного на высоте 14 тысяч футов. О находке было отправлено донесение российскому правительству, царь направил две специальные роты солдат из 150 человек для восхождения на гору, которые почти через месяц достигли ковчега, сделали точные измерения и множество фотографий. В ковчеге оказались сотни небольших комнат и несколько больших помещений. Затем в статье сообщалось, что через несколько дней после того, как экспедиция послала свой отчет царю, правительство было свергнуто, и власть захватили большевики, так что отчет так и не был опубликован и, возможно, был уничтожен большевиками. Статья заканчивалась тем, что после этой находки автор рассказа и еще трое его сослуживцев бежали в Америку. Впоследствии стало известно, что эта статья была основана на рассказе американского геолога Бенджамина Франклина Аллена, который, по его словам, получил от родственников двух военнослужащих царской армии во время Первой мировой войны информацию о том, что один русский пилот увидел подозрительное сооружение в одном из темных каньонов Арарата, на это место была отправлена пехота, которая решила, что нашла Ноев ковчег, один конец которого был погружен в небольшое болото. Геолог сообщил, что статья в журнале была опубликована без его ведома и является на около 95 % чистым вымыслом, однако некоторые подробности, сообщенные бывшими солдатами, могут быть правдой[12].
  • В 1952—1955 годах французский альпинист и исследователь Фернан Наварра[13] предпринял три экспедиции на Арарат, из последней из которых он привёз остатки доски, отломанной, по его словам, от деревянного остова, предположительно являющегося Ковчегом. Он считал, что это остатки плоского дна библейского судна, верхние части которого были растащены. Наварра также утверждал, что датирование по радиоуглеродному анализу доставленного им во Францию куска дерева показало его возраст в 4489 лет[14]. Исследования, проведённые Институтом лесного хозяйства Мадрида, показали возраст дерева в 5000 лет[15]. Однако предполагается, что этот результат весьма субъективный и вариабельный. В частности, исследователи расходились в мнении насчёт того, какой именно это был вид дуба, а одна из лабораторий принципиально отказывалась рассматривать вариант, что это мог быть вид с меньшей плотностью древесины, что показало бы более молодой возраст. Данные радиоуглеродного анализа, полученные из пяти лабораторий, датировали остатки дерева от III до VIII века нашей эры[16].
  • Одним из мест, где, по мнению искателей, находится ковчег, является Араратская аномалия, расположенная в нескольких сотнях метрах от места, где Фернан Наварра сделал своё открытие. Аномалия была открыта в 1949 году, когда самолет ВВС США выполнял секретную фотографическую миссию над горой Арарат. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на юго-западном склоне Арарата[17]. Длина аномалии составляет около 160[18]—180 метров, ширина ― около 25—30 метров[19]. Отношение её длины к ширине близко к 6:1, как указано в ветхозаветной книге Бытия для Ноева ковчега[20]. Американский специалист по дешифрированию спутниковых данных Поршер Тэйлор предоставил снимки, сделанные со спутника IKONOS в 2000 году, и рассекреченные фотографии 1949 года группе ученых и аналитиков. Четверо экспертов заявили, что аномалия могла быть создана человеком, двое экспертов заявили, что это скала, и один эксперт назвал доказательства неубедительными[19]. На снимках со спутника, сделанных в 2003 году, отчётливо видны различия в её гладкой поверхности и окружающих горных пород, что может служить признаком их различного состава[21]. При этом директор Центра дистанционного зондирования Бостонского университета Фарук Эль-Баз считает, что аномалию можно интерпретировать как естественные формы рельефа[22].
  • В 2010 году группа евангельских христианских исследователей из Турции и Китая, базирующаяся в Гонконге, сделала заявление, что она нашла остатки Ноева ковчега под снегом и вулканическими обломками на горе Арарат с вероятностью 99,9 процентов. Группа утверждает, что в 2007 и 2008 годах она обнаружила семь больших деревянных отсеков, погребенных на высоте 4000 метров над уровнем моря, недалеко от пика горы Арарат. Cъемки они произвели в октябре 2009 года[23]. Они сообщили, что радиоуглеродный анализ древесины, взятой с места находки, показал, что предполагаемому Ковчегу около 4800 лет. При этом американский биолог Тодд Вуд считает, что радиоуглеродные даты необходимо откалибровать и эта древесина должна иметь радиоуглеродную дату в несколько десятков тысяч лет, если её возраст действительно составляет 4800 лет. Он считает, что Ноев ковчег не сохранился, так как его могли использовать как строительный материал. Американский учёный Пол Зиманский считает, это мог быть храм, построенный ранними христианами в ознаменование того места, где, по их мнению, должен был находиться Ноев ковчег[24]. Официальный сайт исследовательской группы: Noahsarksearch.com. Участники группы выступают с лекциями в разных странах мира, докладывая о своей работе[25].

В окрестности Тендюреке[править | править код]

Фотография, сделанная турецким лётчиком Дюрупинаром около Тендюрека в 1957 году.

Предполагаемые останки Ноева ковчега около Тендюрека в Турции.

Другим гипотетическим местом нахождения ковчега является окрестность стратовулкана Тендюрек примерно в 30 километрах южнее горы Арарат в Турции (39°26′26″ с. ш. 44°14′04″ в. д.HGЯO). Журнал «Лайф» в 1957 (по другим данным, в 1959) году опубликовал статью со снимками окрестностей стратовулкана Тендюрек, которые сделал с воздуха пилот турецкой армии капитан Ильхам Дюрупинар. На изображении есть непонятные формирования, напоминающие останки судна. Американский анестезиолог Рон Уайетт изучил фотографии, решил, что это и есть Ноев ковчег и в 1977 году нашел в горах Арарата то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразную формацию окружало что-то похожее на глиняные стенки, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега, к его мнению присоединились другие искатели. Эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд по настоянию Уайетта передал образец породы профессору геологии Лари Коллинзу, который дал заключение, что образец этой глины не имеет ничего общего с окаменевшим деревом. После этого Фэсселд признал, что заключения Уайетта ошибочны. Несмотря на это, Рон Уайетт до конца жизни оставался фанатично уверенным, что нашёл Ноев ковчег. В 1987 году жители близлежащего городка Насар открыли в этом месте туристический центр[5][26].

В горах в Иране[править | править код]

Существует ещё несколько районов, которые различные организации, занимающиеся поиском ковчега, считают его потенциальным местонахождением.
Так христианская археологическая экспедиция «Bible Archaeology Search and Exploration Institute» (BASE) в 2006 году сообщила, что в Эльбурсских горах на северо-западе Ирана обнаружила деревянное образование, напоминающее Ноев ковчег[27]. Однако профессор седиментологии Кевин Пикеринг предполагает, что это образование представляет собой окрашенные железом осадочные породы[28].

Критика поисков ковчега на Арарате[править | править код]

На основании того, что название Арарат эквивалентно Урарту, местности и древнему государству севернее Ассирии, считается, что горы Араратские из ветхозаветной книги Бытия (Быт. 8:4) являются горами в Урарту, в которой находится и гора Арарат[29][30][31]. Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат[32].

Известный советский востоковед И. Ш. Шифман пишет, что «огласовка „Арарат“ — поздняя, впервые засвидетельствована в Септуагинте. Однако хронологически близкие к ней кумранские рукописи сохранили также вариант ‘wrrt, предполагающий огласовку „Урарат“»[33]. В научном переводе Пятикнижия, сделанном Шифманом, соответствующее место Быт. 8:4) звучит так: «И остановился ковчег в седьмой месяц, в семнадцатый день месяца, у гор Урарту»[34]. Однако еврейский текст Библии имеет огласовки, сделанные в VII веке н. э. масоретами (хранителями иудейской традиции), и предлагает чтение названия горы (согласно этим огласовкам) как «Арарат».

Противники поиска ковчега[править | править код]

В Средние века люди не решались искать ковчег. В самой средневековой Армении поиски ковчега осуждались, так как гора Арарат считалась святой, и искать там ковчег было равносильно кощунству[35].

Ковчег в литературе и искусстве[править | править код]

В литературе[править | править код]

  • Кобо Абэ. «Ковчег „Сакура“» (1984). Роман о земле после ядерной войны.
  • Владимир Маяковский. «Мистерия-буфф». Ковчег — одно из мест действий, наряду с раем, адом и землёй обетованной.
  • Андрей Платонов. «Ноев ковчег» (1951). Незавершенная пьеса-мистерия.
  • Джеральд Даррелл. «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове». Известный натуралист использует имя Ной и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.
  • Джулиан Барнс. «История мира в 10½ главах». Сборник рассказов, объединенный библейскими мотивами.

Ноев Ковчег (слева вверху) в гербе города Нахичевань (основанного, по легенде, Ноем) Грузино-Имеретинской губернии, 1843

В музыке[править | править код]

  • Бенджамин Бриттен. Опера «Ноев ковчег» (1958), для детей.
  • Клип на песню «Forever Not Yours» норвежской поп-группы a-ha показывает недалёкое будущее и постройку похожего Ковчега.
  • Обложка альбома «Гражданской обороны» «Зачем снятся сны?» — «Ноев Ковчег» с некоторыми изменениями в цветовой гамме.

В кино[править | править код]

  • Ноев ковчег (фильм, катастрофа, США, 1928)
  • Библия (фильм, драма, Италия/США, 1966)
  • Яйцо ангела (аниме, Япония, 1985)
  • Безбилетники на Ноевом ковчеге (мультфильм, 1988)
  • Ноев ковчег (мультфильм, 1994)
  • Спригган (мультфильм, боевик, Япония, 1998)
  • Ноев ковчег (фильм, 1999)
  • Небесный капитан и мир будущего (фильм, дизельпанк, США/Великобритания/Италия, 2004)
  • Ноев ковчег (мультфильм, VOX Film / VOX Video, 2007)
  • Эван Всемогущий (фильм, комедия, США, 2007)
  • 2012 (фильм, катастрофа, США/Канада, 2009)
  • Ной (фильм, фэнтези/катастрофа/драма, США, 2014)
  • Упс… Ной уплыл! (мультфильм, 3D-комедия, Бельгия/Ирландия/Германия/Люксембург, 2015).

Документальные фильмы[править | править код]

  • Ноев Ковчег. Подлинная история. — Noah’s Ark: The Real Story (BBC, 2004)
  • Загадки Библии: В поисках Ноя. — Riddles of the Bible: Search of Noah (National Geographic, 2006)
  • Ноев ковчег. В поисках смысла (Неизвестная планета, 2008).

В геральдике[править | править код]

  • Ноев Ковчег изображён на государственном гербе Армении, на гербах Армянской области[36] и Грузино-Имеретинской губернии[36] Российской Империи, а также городов, входивших в Армянскую область[36] и Грузино-Имеретинскую губернию[36] (верхняя часть щита).

Примечания[править | править код]

  1. Быт. 6:13 — Быт. 8:19
  2. Комментарий Раши со ссылкой на Берешит Рабба 33: «Дожди начались в семнадцатый день второго месяца (7:11). Это одиннадцать дней, на которые солнечный год больше лунного, ибо наказание поколения потопа продолжалось целый солнечный год».
  3. Иудейские древности. Архивная копия от 4 февраля 2021 на Wayback Machine, кн. I, гл. III
  4. Книга о разнообразии мира. Архивная копия от 11 июня 2017 на Wayback Machine, кн. I, гл. XXII
  5. 1 2 Фадеева, 2016.
  6. Ноев ковчег оказался круглым, Lenta.ru (2 января 2010). Архивировано 13 апреля 2016 года. Дата обращения: 24 ноября 2017.
  7. Фавстос Бузанд. История Армении. Повести Бузанда. Глава X. Об Иакове, епископе Мцбинском. Дата обращения: 20 июля 2022. Архивировано 28 июля 2021 года.
  8. Ակոռիի Ս. Հակոբ Վանք. «Քրիստոնյա Հայաստան», Երևան, 2002, էջ 31. Дата обращения: 27 марта 2012. Архивировано 27 марта 2012 года.
  9. David N. Livingstone and others. Evangelicals and Science in Historical Perspective. — Oxford University Press, 1999. — P. 246—262.
  10. Rene Noorbergen. The Ark File. — USA, 2004. — ISBN 978-1-57258-266-8.
  11. Каммингс Вайолет М. Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря. Глава 3. Оправдание принца.
  12. Каммингс Вайолет М. Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря. Глава 2. Дата обращения: 20 июля 2022. Архивировано 7 октября 2021 года.
  13. Протоиерей Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. azbyka.ru. Дата обращения: 7 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  14. Каммингс Вайолет М. Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря. Глава 11. Дата обращения: 20 июля 2022. Архивировано 7 октября 2021 года.
  15. Lloyd R. Bailey. Noah: The Person and the Story in History and Tradition. — 1989. — P. 94. Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  16. Mark Isaak. CH504.2: Navarra’s wood from Ararat. TalkOrigins Archive: Exploring the Creation/Evolution Controversy. Дата обращения: 24 ноября 2017. Архивировано 29 ноября 2017 года.
  17. Montasano А. The Ararat Anomaly. Дата обращения: 21 октября 2021. Архивировано 7 августа 2008 года.
  18. Satellite Search for Noah’s Ark. Архивная копия от 14 апреля 2021 на Wayback Machine. 30.08.2002.
  19. 1 2 Timothy W. Maier. Anomaly or Noah’s Ark? Дата обращения: 25 октября 2021. Архивировано 30 декабря 2019 года.
  20. Joe Kovacs. New photo resparks ‘Noah’s Ark mania’. wnd.com (3 октября 2006). Дата обращения: 31 декабря 2013. Архивировано 31 декабря 2013 года.
  21. “Ноев Ковчег” из космоса похож на авианосец?, CNews.ru (17 марта 2006). Архивировано 20 июня 2015 года. Дата обращения: 24 ноября 2017.
  22. Leonard David. Exclusive: Satellite Sleuth Closes in on Noah’s Ark Mystery, 2006. Дата обращения: 21 октября 2021. Архивировано 25 октября 2021 года.
  23. Найден Ковчег. Ноев Ковчег. YouTube (23 марта 2013). Дата обращения: 24 ноября 2017. Архивировано 5 июня 2019 года.
  24. Ker Than. Noah’s Ark Found in Turkey? Архивная копия от 19 февраля 2021 на Wayback Machine. National Geographic, 2010.
  25. Ark InSight. Дата обращения: 19 декабря 2019. Архивировано 5 февраля 2020 года.
  26. Судникович, 2012.
  27. Noah’s Ark in Iran? Архивная копия от 22 октября 2021 на Wayback Machine The Shiloh Excavations, 2006.
  28. Noah’s Ark Discovered in Iran? Архивная копия от 22 октября 2021 на Wayback Machine National Geographic, 2006.
  29. Urartu, Archaeology, and the Bible Account. Дата обращения: 22 марта 2018. Архивировано 21 марта 2018 года.
  30. Richard James Fischer. Historical Genesis: From Adam to Abraham. — University Press of America, 2008. — P. 110. Дата обращения: 22 марта 2018. Архивировано 21 марта 2018 года.
  31. Лопухин А. П. Толковая Библия. Толкование на книгу Бытия. Глава 8. Дата обращения: 22 марта 2018. Архивировано 23 марта 2018 года.
  32. Ринекер Ф., Майер Г. Арарат // Библейская энциклопедия Брокгауза. — Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. — 1226 с.
  33. Учение. Пятикнижие Моисеево / Пер., введение и коммент. И. Ш. Шифмана. — М.: Республика, 1993. — С. 273. — 335 с. — ISBN 5-250-00781-3.
  34. Учение. Пятикнижие Моисеево / Пер., введение и коммент. И. Ш. Шифмана. — М.: Республика, 1993. — С. 63. — 335 с. — ISBN 5-250-00781-3.
  35. Всемирный потоп. Архивная копия от 22 октября 2021 на Wayback Machine. azbyka.ru
  36. 1 2 3 4 П.П. фон-Винклер. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год. — Издание книготорговца Ив. Ив. Иванова. — СПб., 1899. — 312 с.

Литература[править | править код]

  • Ольга Судникович. Сколько ковчегов на Арарате? Часть 3. Наземные экспедиции и второй ковчег. Великая Эпоха (The Epoch Times) (21 июля 2012). Дата обращения: 8 марта 2019.
  • Ольга Фадеева. Ноев ковчег: правда и вымысел. Naked Science (26 сентября 2016). Дата обращения: 8 марта 2019.
  • Уайетт, Мэри Нелл. Подобный судну объект на горе страшного суда = Mary Nell Wyatt. The Boat-Shaped Object on Doomsday Mountain. 2005 : [пер. с англ.].

Ссылки[править | править код]

  • Ноев ковчег — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Араратская аномалия со спутника (WikiMapia)
  • Ноев ковчег. Новейшие библейские археологические открытия. Ненахов (20 июня 2005). Дата обращения: 24 ноября 2017.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Ноев ковчег

Ноев ковчег

Симон де Миле. Ноев ковчег.

Пожалуй, мало о каком библейском артефакте существует столько споров ученых, богословов, просто интересующихся. Есть ли он сейчас, где находится? Был ли, равно как сам великий потоп, однажды уничтоживший жизнь на земле?

История Ноя и всемирного потопа согласно Библии

Согласно 5 главе библейской Книги Бытия, Ной был сыном прямого потомка праведного сына Адама, Сифа – Ламеха. Он появился на свет, по еврейскому тексту Библии, примерно через 1000 лет, по славянскому же, основанному на греческом переводе (Септуагинте) – через 1600 по сотворении Богом мира.

Ной

Праотец Ной, икона.

По рождении этого сына Ламех сказал, что он «утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог» (Быт 5:29). Эти слова не случайны, ведь имя «Ной» означает «покой» или «успокоение», которого так просили души немногих праведных людей тех лет, живущие среди все более забывающего Бога мира. Однако, Ной стал больше, чем «утешением» для человечества. Фактически благодаря его праведности, тому что он, как говорит Библия «ходил перед Богом» существует современное человечество – его потомки.

Люди допотопного времени

То было время, когда человек еще не вовсе утратил Благодать Божию, пока сохранял связь с Источником Жизни: пусть он был смертен, болел, старел, но все же праотец Адам прожил более 1000 лет, его потомки жили немногим меньше. Почти достиг продолжительности жизни первого человека Мафусал – родной дед Ноя, проживший 969 лет (Быт.5:27). Ну а отец, Ламех, судя по всему, скончался незадолго до всемирной катастрофы, ставшей следствием все умножающихся грехов людей.

О том, что происходило тогда, Библия не сообщает подробно, лишь говорит, о «развращении человеков на земле» (Быт. 6:5), так что их дела, мысли, все более удаляли человечество от Бога. Первым вразумлением стало сокращение жизни согрешающих – до 120 лет, но это никого не вразумило. Остановить падение можно было только, прервав жизнь мира.

Ко времени, когда Господь открыл Своему рабу о будущем бедствии, Ною было 500 лет. У него была супруга, взрослые женатые сыновья – Сим, Хам, Иафет, которые пока, однако, не имели детей, вероятно, будучи достаточно молоды.

На всей тогдашней земле только эта семья хранила веру Создателю, значит, имела надежду на спасение, тогда как «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12), так что всему живому предстояло одно: гибель.

Место спасения

Однажды Господь обратился к Своему угоднику, говоря:

  • что скоро наступит «конец всякой плоти», но Ной, его семья будут избавлены от смерти;
  • что Ною необходимо построить «ковчег»; слово это на еврейском звучит как «теват», означая коробку, сундук; таким образом, это не должен был быть корабль, но – лишь укрытие, где единственный оставшийся на земле праведник, его близкие, могли избавиться от смерти.

Когда, где и сколько времени Ной строил свой ковчег

О том, где жили Ной, его семья, Библия не говорит ничего. Поэтому место строительства тоже неизвестно. Кроме того, после потопа география Земли могла существенно измениться – ввиду этого ныне даже не пытаются определить, где именно появился ковчег.

Ноев ковчег

Икона Ной и ковчег

Время же его строительства толкователи Библии связывают с двумя цифрами, которые она приводит:

  • возраст Ноя, 500 лет, к достижению которого он имел трех сыновей;
  • число лет праведника на момент начала потопа – ему было 600.

Исходя из того, что после первого упоминания о возрасте Ноя начинается рассказ о всеобщем растлении земли, о воле Божией, наконец, о том, как праведнику дается повеление строить ковчег, многие толкователи думают, что выполнять волю Господню он начал, будучи 500 лет, а на строительство ушло 100 лет. Таким образом, исходя из даты рождения Ноя по еврейской Библии, строительство началось около 1500 г., а окончилось около 1600 г. от сотворения мира. А по Септуагинте и славянскому переводу Писания даты смещаются на 100 лет – к 2000 и 2100 г. соответственно.

Однако все это – лишь умозаключения, выводимые из текста Писания. Само оно ничего не говорит о том, сколько лет строился ковчег, когда именно началось и окончилось его сооружение. Возможно, на все строительство у Ноя ушло даже менее столетия.

Из чего был построен Ноев ковчег

Его Библия упоминает всего раз: это «дерево гофер», применить которое для строительства повелевает Сам Господь. О том, что это было за растение, современным ученым ничего не известно. Возможно, что:

  • это ныне не произрастающая на планете порода дерева, которая исчезла после потопа;
  • «гофер» не название древа, а его свойство: слово переводится с еврейского, как «смолистый»; исходя из этого многие полагают, что это мог быть кедр, сосна, кипарис, или другое дерево, обильно выделяющее смолу; Ной выбрал его, так как необходимо было как следует осмолить борта, чтобы предотвратить попадание воды.

Размеры ковчега, как он выглядел

Ноев ковчег

Библия дает их, пользуясь традиционной для людей того времени мерой длины – локтем. Это расстояние от локтя до кончиков пальцев взрослого человека, которое составляет примерно 45 см. Переведя библейские меры длины на современные, мы узнаем, что:

  • длина уникального «корабля» составляла около 130 м, или 300 локтей;
  • ширина – 50 локтей или около 20 м;
  • высотой он был чуть более 13 м.

Иногда можно встретить утверждение, что для того времени ковчег можно считать уникальным, ведь технологии строительства подобных больших кораблей появляются намного позже. Однако, стоит делать поправку на то, что мы практически ничего не знаем о допотопной цивилизации, ее технологических возможностях – ведь она была полностью стерта с лица земли.

Что до внутреннего строения, корабль Ноя имел «три жилья», то есть этажа. Вверху Господь повелел сделать «отверстие» шириной в локоть, видимо, для доступа воздуха. Вход же находился сбоку.

Сколько людей были взяты на ковчег

Согласно Книге Бытия, это были сам Ной с женой, а также трое его сыновей, тоже с супругами – всего, таким образом, 8 человек.

Сколько животных было в ковчеге

Вероятно, по Божию повелению, которому повинуется вся тварь, к праведнику пришли животные, обитавшие на земле, столько, сколько было нужно для продолжения существования их вида. Господь прямо повелел принять:

  • «по паре» «мужеского пола и женского» всех животных, птиц, обитающих на земле;
  • некоторое исключение было сделано для «чистых» животных, птиц (которые годились для хозяйства, пропитания человека) – таких можно было брать «по семи» пар.

Все они разместились на трех палубах, площадь каждой из которых превышала 3000 кв. м. Библия не указывает общее количество животных, что дает основания для разного рода рассуждений на эту тему:

  • многие думают, что Ною пришлось бы разместить несколько миллионов животных, птиц, что, очевидно, невозможно, если принять библейские размеры корабля, как достоверные; отсюда сам ковчег понимается как своего рода миф;
  • однако, современные биологи скептически оценивают эту позицию; на Земле действительно сейчас обитает более миллиона видов живых существ – однако в защите нуждались совсем не все: значительная часть животных живет в воде, так что количество видов, нуждавшихся в спасении, не превышало 18000; а разместить около 35000 животных на этой площади не только возможно, но даже для людей вполне достаточно места.

Как долго они странствовали по воде

Писание точно обозначает время начала катастрофы – то был второй месяц года, «семнадцатый день месяца». Дождь продолжался 40 суток – конечно, вода прибыла не сразу, какое-то время ковчег еще оставался на твердой земле. Но, наконец, вышли из берегов моря, реки, суша покрылась водой, более того, под ней исчезли горы. Вероятно, однажды закрывшиеся внутри корабля люди увидели, что он несется по воле волн.

Книга Бытия указывает, что «умножение воды» продолжалось 150 дней – по сути, около полугода, так, что на земле умерло все живое, от человека до животного. Но после того, как самое страшное миновало, выходить на сушу было нельзя: ее пока просто не было. Вода уходила медленно, постепенно. Именно поэтому, даже после того, как, по промыслу Божию, корабль оказался на твердой земле, выйти все еще было нельзя: на земле буквально не было сухого места, а в горах страшные селевые потоки могли смыть человека. Ной с сыновьями медлили выйти еще 54 дня, а покинули укрытие по прямому Божию повелению. Было это во втором месяце, на его 27 день. Таким образом, от начала потопа прошел целый год.

Где они пристали к берегу

Судя по Библии, «корабль» Ноя никак не управлялся, полностью преданный на Божию волю со всеми, находившимися там. Поэтому о нем говорится, что он не «пристал к берегу», как бы ведомый кормчим, но «остановился… на горах Араратских» (Быт.8:4,5). В Средние века существовало распространенное убеждение, что Ной вышел на сушу на горе Арарат, однако «горы Араратские» представляют целую гряду. Где именно, на какой из гор, остановилось странствие, Писание не открывает.

Какая птица сообщила им о приближении суши

Прежде, чем выйти, Ной выпускал двух птиц, чтобы проверить, обсохла ли земля. Сначала это был ворон, затем голубь. Однако, он несколько раз возвращался обратно: земля была под водой. Только через 47 дней выпущенная птица вернулась, но принесла лист маслины: так Ной понял, что начали возвращаться к жизни растения. Именно к преданию о потопе восходит традиция считать голубя, несущего ветвь маслины, символом мира, то есть того самого покоя, значения, которое несет имя Ноя.

Где сейчас находится ковчег

К настоящему времени уникальный корабль Ноя не найден. Христиане многие века полагали, что он находится на Арарате. Христиане Средневековья, однако, не дерзали на поиски древней святыни, армяне же, на территории которых была гора, считали гору священной еще с языческих времен, позже, приняв христианство – по причине нахождения здесь древней реликвии.

Что говорит наука о потопе, Ное и его ковчеге, а также о возможном местонахождении этого артефакта

Однако, позиция ученых была иной. В XIX-XX вв. на Арарат несколько раз отправлялись экспедиции, которым, однако, не удалось обнаружить артефакт. Зато появились различные неподтвержденные данные от «энтузиастов», которым удавалось «найти» артефакт:

  • в 1887 г. его «обнаружил» Д. Джозеф, который даже пытался собрать средства на транспортировку реликвии на выставку в Чикаго, однако, ему не удалось этого сделать, ввиду сомнительной репутации Джозефа как авантюриста, который, по некоторым данным, был нездоров психически;
  • в 1940 г. появилось сообщение, что якобы ковчег обнаружил накануне 1 мировой войны один из русских летчиков, облетавший Арарат; на место лично царем Николаем IIдаже якобы была отправлена воинская команда; впоследствии, однако, оказалось, что статья написана на непроверенных, частью вымышленных фактах;
  • спустя около 15 лет несколько экспедиций на Арарат предпринял француз Фернан Наварра, который привез из поездки кусок дерева, утверждая, что его возраст составляет примерно 5000 лет; однако, данные радиоуглеродного анализа показали датировку VIIIв. н.э., впрочем, корректность их также оспаривается.

О находке на горе Арарат

Ноев ковчег на горе Арарат

Находка на горе Арарат

Новый этап исследований начинается с 2010-х гг., когда группа турецких и китайских исследователей объявила о находке на 4000 м над уровнем моря. Это 7 вмерзших в лед деревянных отсеков. Исходя из их возраста, примерно 4800 лет, их определили как остатки искомого артефакта. К настоящему времени исследования продолжаются, создана интернет-страница проекта.

Был ли потоп?

К настоящему времени ученые всерьез относятся к библейской истории Великого Потопа, так как она имеет объективные подтверждения в исследованиях палеогеографов: например, известно, что около 7000 лет назад имел место катастрофический (на 140 м сразу) воды Черного моря, вызванный таким же подъемом соседнего Средиземного. Именно так образовался пролив Босфор, через который вода попала в Черное море.

Следы затопления находят исследователи древних городов Месопотамии – впрочем, не подтверждая гипотезу о том, что оно было массовым, одновременным. Возможно под «всемирным» характером катастрофы Библия имеет ввиду не всю планету, но – ее часть, известную тогдашним людям.

Церковь же не сосредоточена на поисках реликвии, как «доказательства» потопа, на убеждении неверующих в том, что событие было. Куда важнее духовные смыслы события.

По словам православного публициста Сергея Худиева, потоп – следствие греха человека. При этом

«в истории Церкви – начиная с Апостолов – повествование о Ное воспринималось как прообраз реалий Нового Завета. С точки зрения Апостолов – и Отцов – повествование о Ное относится к нам самым непосредственным образом. Потоп означает грядущий суд; Ковчег – Церковь, в которой спасаются верные; жертвы, которые принес Ной, предуказывают на жертву Христа. Выходя из Крещальной купели мы оказываемся, как Ной, новыми людьми в новом мире. Церковь призывает всех людей занять свое место в Ковчеге спасения – из спастись от потопа греха и смерти».


А существует ли сейчас ковчег праведного Ноя – уже не так важно.

Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Добавить комментарий