При перевозке транспортом любого опасного груза первым делом нужно оформить документ строго установленного образца. Им является аварийная карточка. Информация, заключенная в ней, поможет в непредвиденной ситуации спасательно-аварийным службам как можно быстрее устранить последствия ЧП. О содержании, форме и особенностях этого документа мы и поговорим в данном материале.
Роль документа
Аварийная карточка на опасный груз содержит в себе данные о потенциальной его опасности, способах предупреждения аварии и правила, которых важно придерживаться при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Таким образом, документ фиксирует все, что нужно знать об отдельном опасном веществе в составе груза или сочетании особо вредных для окружающей среды элементов.
Ответственность за данный документ лежит на экспедиторе (шофере). Хранится документ в кабине ТС или в папке у агента отправителя, если таковой сопровождает небезопасный груз. Карточку стараются поместить в материал, устойчивый ко многим негативным факторам на случай возникновения критической ситуации.
Изготовление аварийных карточек – прерогатива получателя груза. А все требующиеся данные вносит в нее уже перевозчик. В случае перемещения небезопасных наименований отправитель и получатель должны заключить между собой договорной документ. Отличает его красный оттиск “Опасный груз” в верхнем правом углу лицевой страницы. Договор содержит в себе следующую информацию:
- наименование груза;
- его физико-химические свойства;
- инструменты по защите перевозимого и для устранения аварий;
- копия содержания аварийной карточки.
Описание документа
Карточка на опасный груз содержит важную информацию на обеих сторонах:
- Внешняя: расшифровка информационных обозначений СИО (системы информации об опасности).
- Оборотная: примеры символов опасности, поведение при возгорании вещества, работы при попадании ядовитых соединений в сточные воды, правила защиты людей.
Аварийная карточка – лишь одно из обозначений и описаний опасного груза. Кроме этого перевозчику необходимо выкрасить любую разновидность ТС (автоцистерну, ж/д вагон, цистерну, прицеп и т. д.) в соответствующий требованиям цвет, определяющий груз повышенной опасности, нанести предупреждающие надписи.
Виды карточек
Аварийные карточки на опасный груз подразделяются на две группы:
- Индивидуальные на каждое наименование груза.
- Групповые для случаев, когда несколько грузов содержат в себе схожие опасные элементы.
Содержание карточки
Стандартная информация в аварийных карточках следующая:
- Номер опасного элемента по классификации ООН, код экстренных мер (КЭМ), знак и класс опасности. Номер ООН – это та важная информация, которая помогает идентифицировать опасный груз. У каждой карточки должен быть определенный числовой код. Его альтернативой служит ряд грузовой сопроводительной документации. При этом на вагонах и контейнерах черной краской на белом фоне наносятся номера и знаки опасности опасных грузов, а также код аварийной карты.
- Пожаро- и взрывоопасность, уровень содержания ядовитых веществ, степень опасности для людей, рекомендуемые способы индивидуальной защиты человека.
- Наименование опасного груза.
- Уровень небезопасности перевозимого, его характеристика.
- Протокол эксплуатации инструментов индивидуальной защиты.
- Мероприятия, которые следует провести при возникновении ЧС: что необходимо предпринять, когда пролилось, высыпалось, развеялось, утекло вещество, случился пожар или взрыв.
- Способы зачистки последствий ЧС.
- Методы оказания неотложной помощи пострадавшим.
Знаки опасности опасных грузов
Символы опасности разделяются на 9 классов, каждый из которых имеет собственные подклассы:
- Взрывчатые вещества. Пожарная опасность, опасность взрыва массой, высокая чувствительность, большой радиус разбрасывания.
- Газы. Токсичные, легковоспламеняющиеся, окисляющие, коррозионные.
- Легковоспламеняющиеся жидкие массы.
- Легковоспламеняющиеся материалы. Твердые, способные к самовозгоранию, выделяющие газы, которые быстро воспламеняются при контакте с водой.
- Органические пероксиды и окисляющие элементы.
- Инфекционные и ядовитые материалы.
- Радиоактивные компоненты. Альфа-, бета-, гамма-лучи, делящиеся элементы.
- Коррозионные и едкие компоненты.
- Прочие опасные компоненты. Твердые и жидкие загрязнители окружающей среды, литиевые батареи, генетически измененные организмы и проч.
Задачи документа
Как аварийная карточка системы информации об опасности (СИО), так и все другие документы на опасный груз обязательно содержат в себе номерной код опасности по классификации ООН. Карточка выполняет также важные задачи, вмещая в себя следующую информацию:
- Техника безопасности при проведении аварийно-спасательной деятельности.
- Радиус зоны, которая будет поражена опасными факторами пожара.
- Экстренные меры на случай, если ЧП произошло в дороге: как перемещать взрывоопасные элементы.
- Строгая регламентация мероприятия по устранению последствий ЧП.
Но при этом всем налицо недостаток карточки – она прилагается лишь к транспортным документам, а не к самому опасному грузу. На упаковке, контейнере столь развернутая полезная информация не содержится.
Пример аварийной карточки
Давайте рассмотрим конкретный пример аварийной карты – рандомный № 109:
- Условный номер: 302, 305, 307, 308, 328, 330.
- Груз: взрывчатый материал.
- Классификационный код: 1.3.
- Основные свойства и разновидности опасности:
- Свойства: твердое монолитное взрывчатое вещество, может быть в оболочке. Горение без доступа воздуха. Нет реакции на воду.
- Пожаро-, взрывоопасность: чувствительный как к механическим воздействиям, так и к открытому пламени. Радиус опасной зоны – 300 м и проч.
- Опасность для человека: ожоги, отравления газообразными элементами, осколочные ранения.
- Средства защиты:
- Работа с россыпью, развалом: антиэлектростатическая х/б одежда и обувь.
- Пожар: защитный костюм То, противогаз марки В с фильтром аэрозольного типа.
- Необходимые мероприятия:
- Общие рекомендации: прекратить движение в радиусе аварии, удалить из ее зоны потерпевших, прохожих. Организовать оцепление, вызвать пожарную, медицинскую помощь, специалистов по ликвидации аварии и проч.
- При рассыпе и развале: прекратить движение в зоне аварии, удалить из нее посторонних. Устранить источники искрообразования, открытого огня и пр.
- При пожаре: остановить состав в безопасном месте, устранить очаг возгорания, применив пену, воду, углекислоту и пр.
- Первая медицинская помощь: при отравлении продуктами горения дать пострадавшему человеку кислород. Наложение асептических повязок на ожоги, раневые поверхности и пр.
Аварийная карточка – важный документ, который не только содержит информацию об опасном грузе, но и данные о его безопасной перевозке, действиях в случае ЧС, мерах спасения людей.
- СДО
Определить номер аварийной карточки можно по
Номеру ООН
Наименованию груза
Коду опасности
Условному номеру
Классификационному шифру
Номеру вагона
Найти другие ответы на вопросы
Связанные темы
Темы, в которых встречается данный вопрос:
- Зачетный тест курсы повышения квалификации приемосдатчик груза и багажа, приемщик поездов
На каждый груз
класса 1(ВМ) разрабатываются
аварийные карточки. Каждой аварийной
карточке присваивается номер,
указываемый в перевозочных документах.
В аварийных карточках указывается:
Свойства ВМ
Пожаро- и
взрывоопасность
Опасность для
жизни людей
Меры безопасности
и предосторожности
Действия при
аварийной ситуации
Порядок ликвидации
последствий
17. Перевозка опасных грузов в баллонах
Баллоны перед
наполнением проверяют на максимальное
давление. После наполнения вентиль
плотно закрывают крышкой и пломбируют.
Поверхность баллона должна быть окрашена
в цвет, соответствующий содержимому, и
нанесено наименование груза. На баллон
должны быть одеты два защитных резиновых
кольца. Транспортировка баллонов
производится в горизонтальном положении.
Между каждым рядом устанавливаются
прокладки из досок с вырезами гнёзд.
Цвета баллонов:
Кислород – голубой
Водород – зелёный
Фреон – белый
Аммиак-жёлтый
18. Как можно определить номер аварийной карточки, если вагоны с опасным грузом попали в аварию, а перевозочные документы отсутствуют?
Номер аварийной
карточки указан на знаках опасности,
которые наносятся:
На крытых вагонах
– в центре двери обеих сторон вагона На
контейнерах и контейнерах-цистернах –
с четырёх сторон и сверху На цистернах
в правой нижней части котла, с обеих
сторон между днищем и хомутом котла
На пакетах и
упаковках – на трёх поверхностях(боковой,
торцевой, верхней)
На бочках – на одном
из днищ и на цилиндрической части с двух
противоположных сторон На кипах и тюках
– на торцевой и боковой поверхностях.
19. Сопровождение опасных грузов
Ряд опасных
грузов(аназит, жидкость этиловая и др.)
перевозится в сопровождении проводников.
Они должны знать служебные инструкции,
опасные свойства груза, меры оказания
первой помощи, меры безопасности.
Проводники должны быть снабжены
средствами индивидуальной защиты и
спец одеждой, инструментом, средствами
пожаротушения и дегазации.
При обнаружении
в пути следования неисправности вагона
или группы вагонов, они отцепляются от
поезда и остаются под охраной проводников.
20. Порядок подачи вагонов под погрузку вм
Перед подачей
вагонов под погрузку ВМ ДСП(маневровый
диспетчер) или другой работник станции
обязан по журналу формы ВУ-14 убедиться
в том, что вагоны осмотрены и признаны
годными в техническом отношении для
перевозки ВМ в соответствии с требованиями
правил перевозок опасных грузов по
железным дорогам(п. 16.6 ИДП).
21. Порядок устранения технических и коммерческих неисправностей, обнаруженных в пути следования у вагонов с вм.
Устранение
технических и коммерческих неисправностей,
обнаруженных в пути следования у вагонов
с ВМ, сопровождаемых военизированной
охраной МПС может производится как с
отцепкой и последующей подачей на
отдельные выделенные для этих целей
пути, так и без отцепки от состава.
Отцепка на станциях
отдельных вагонов с ВМ по неисправностям
допускается только в случаях, если
обеспечивается охрана отцепляемых
вагонов. В противном случае отцепляется
вся охраняемая нарядом военизированной
охраны группа вагонов. Начальник станции
обязан вызвать дополнительный наряд
охраны и после его прибытия отправить
исправные вагоны отцепленной группы
по назначению.
Отцепка вагонов
от воинских транспортов, а также от
групп вагонов, следующих в сопровождении
воинского караула запрещается. Для
устранения неисправностей или перегрузки
грузов в исправные вагоны задерживается
весь транспорт.
При необходимости
отцепочного ремонта вагонов, входящих
в состав секции для перевозки ВМ, такие
вагоны могут быть отцеплены от секции
и поданы на ремонтные пути только с
согласия и под наблюдением сопровождающего
груз специалиста, начальника караула.
В этом случае весь состав секции
задерживается(п.16.16 ИДП).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Определить номер аварийной карточки можно по — Ответ СДО РЖД
Определить номер аварийной карточки можно по
Номеру ООН
Наименованию груза
Коду опасности
Условному номеру
Классификационному шифру
Номеру вагона
Вам также может понравиться
Ввод номера пути может осуществляться как на стоянках
Ввод поездных характеристик, выбор режима движения
КЛУБ-УП — система обеспечения безопасности, унифицированная
Приступать к работам вблизи устройств контактной сети
Работникам запрещается переходить или перебегать железнодорожные
Взрыв петарды требует: Немедленной остановки поезда
Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков
Обо всех обнаруженных неисправностях КЛУБ-УП машинист
Раздел 5. УКАЗАТЕЛЬ ПОИСКА АВАРИЙНОЙ КАРТОЧКИ
НА ВЗРЫВЧАТЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСЛОВНОМУ НОМЕРУ
ИЛИ НОМЕРУ ООН
Условный номер |
Номер аварийной карточки |
101 |
107 |
102 |
143 |
103 |
114 |
104 |
104 |
105 |
101 |
106 |
101 |
107 |
133 |
108 |
104 |
109 |
104 |
110 |
139 |
112 |
104 |
113 |
101 |
114 |
133 |
115 |
112 |
116 |
139 |
117 |
143 |
118 |
111 |
119 |
112 |
120 |
139 |
121 |
113 |
122 |
107 |
123 |
133 |
124 |
130 |
125 |
117 |
126 |
112 |
127 |
152 |
128 |
101 |
129 |
107 |
130 |
112 |
131 |
152 |
132 |
111 |
133 |
107 |
134 |
111 |
137 |
116 |
138 |
139 |
140 |
101 |
141 |
112 |
142 |
111 |
143 |
112 |
144 |
111 |
145 |
133 |
148 |
101 |
149 |
107 |
151 |
146 |
153 |
152 |
154 |
112 |
155 |
111 |
156 |
101 |
157 |
143 |
158 |
152 |
159 |
119 |
161 |
133 |
162 |
139 |
163 |
137 |
164 |
104 |
165 |
133 |
166 |
133 |
167 |
111 |
168 |
112 |
170 |
139 |
171 |
152 |
172 |
151 |
173 |
148 |
174 |
151 |
175 |
152 |
176 |
101 |
179 |
129 |
180 |
119 |
181 |
101 |
182 |
112 |
187 |
186 |
188 |
183 |
189 |
181 |
190 |
182 |
191 |
183 |
192 |
184 |
199 |
112 |
201 |
144 |
202 |
144 |
203 |
132 |
205 |
140 |
209 |
144 |
211 |
144 |
212 |
140 |
213 |
156 |
214 |
134 |
216 |
138 |
217 |
105 |
218 |
140 |
219 |
134 |
220 |
140 |
222 |
144 |
223 |
134 |
225 |
140 |
226 |
149 |
228 |
103 |
229 |
134 |
230 |
105 |
231 |
140 |
232 |
103 |
233 |
103 |
234 |
108 |
235 |
140 |
236 |
108 |
237 |
140 |
239 |
155 |
240 |
140 |
250 |
157 |
251 |
134 |
252 |
126 |
253 |
149 |
254 |
122 |
257 |
175 |
260 |
185 |
263 |
159 |
264 |
164 |
301 |
120 |
302 |
109 |
303 |
124 |
304 |
120 |
305 |
109 |
306 |
131 |
307 |
109 |
308 |
109 |
309 |
106 |
310 |
106 |
311 |
124 |
312 |
142 |
313 |
124 |
314 |
124 |
316 |
135 |
317 |
124 |
318 |
147 |
319 |
135 |
320 |
120 |
321 |
154 |
322 |
106 |
323 |
124 |
324 |
125 |
325 |
106 |
328 |
109 |
329 |
124 |
330 |
109 |
331 |
124 |
332 |
135 |
333 |
128 |
350 |
169 |
351 |
187 |
352 |
188 |
353 |
177 |
358 |
178 |
359 |
179 |
360 |
168 |
361 |
167 |
362 |
166 |
363 |
171 |
364 |
162 |
365 |
170 |
401 |
121 |
402 |
121 |
403 |
110 |
405 |
136 |
406 |
121 |
407 |
121 |
408 |
153 |
409 |
121 |
410 |
121 |
411 |
153 |
412 |
127 |
413 |
121 |
414 |
123 |
415 |
153 |
416 |
121 |
417 |
141 |
418 |
145 |
419 |
121 |
420 |
121 |
421 |
153 |
422 |
121 |
424 |
153 |
425 |
121 |
426 |
141 |
427 |
123 |
428 |
123 |
429 |
121 |
430 |
136 |
431 |
153 |
432 |
123 |
433 |
121 |
435 |
141 |
437 |
123 |
438 |
145 |
439 |
110 |
440 |
121 |
441 |
153 |
443 |
123 |
444 |
121 |
445 |
121 |
446 |
110 |
447 |
121 |
448 |
153 |
450 |
110 |
451 |
141 |
455 |
127 |
458 |
118 |
471 |
160 |
476 |
180 |
477 |
180 |
501 |
102 |
507 |
115 |
Номер ООН |
Наименование груза |
Номер аварийной карточки |
0029 |
ДЕТОНАТОРЫ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ |
191 |
0030 |
ДЕТОНАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ |
191 |
0059 |
ЗАРЯДЫ КУМУЛЯТИВНЫЕ без детонатора |
192 |
0065 |
ШНУР ДЕТОНИРУЮЩИЙ гибкий |
192 |
0099 |
ТОРПЕДЫ ВЗРЫВЧАТЫЕ для нефтескважин без детонатора |
192 |
0124 |
СНАРЯДЫ ПЕРФОРАТОРНЫЕ для нефтескважин без детонатора |
192 |
0161 |
ПОРОХ БЕЗДЫМНЫЙ |
190 |
0278 |
ПАТРОНЫ ДЛЯ НЕФТЕСКВАЖИН |
190 |
0290 |
ШНУР (ЗАПАЛ) ДЕТОНИРУЮЩИЙ в металлической оболочке |
192 |
0377 |
КАПСЮЛИ-ВОСПЛАМЕНИТЕЛИ |
191 |
0381 |
ПАТРОНЫ ДЛЯ ЗАПУСКА МЕХАНИЗМОВ |
189 |
0409 |
ТРУБКИ ДЕТОНАЦИОННЫЕ с защитными элементами |
189 |
0439 |
ЗАРЯДЫ КУМУЛЯТИВНЫЕ без детонатора |
189 |
0442 |
ЗАРЯДЫ ВЗРЫВЧАТЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ без детонатора |
192 |
Скачать документ целиком в формате PDF