нашел такую штуку
Формула для расчета номинального тока трехфазного асинхронного электродвигателя переменного тока: Iн=1000Pн/√3*(ηн*Uн*cosφн) ,
где Рн — номинальная мощность электродвигателя, Квт;
Uн — номинальное напряжение электродвигателя, В;
ηн — номинальный коэффициент полезного действия двигателя;
cos φн — номинальный коэффициент мощности двигателя.
Номинальные данные электродвигателя указываются на заводском щитке или в другой технической документации.
Пример: Необходимо определить номинальный ток трехфазного асинхронного электродвигателя переменного тока, если Рн = 25 Квт, номинальное напряжение Uн = 380 в, номинальный коэффициент полезного действия ηн = 0,9, номинальный коэффициент мощности cos φн = 0,8.
В этом случае: Iн = (1000×25)/√3*(380 * 0,9 * 0,8) = 52 А
тоесть получается что на все 3 фазы потому как они от мощности считают а мощность то общая, но я могу и ошибаться .. в проводах нагрузка на одну жилу потому как считают от сечения одной жилы
Номинальная мощность электродвигателя
Механические и электрические характеристики асинхронных электродвигателей
В данной статье осветим тему механических и электрических характеристик электродвигателей. На примере асинхронного двигателя рассмотрим такие параметры как мощность, работа, КПД, косинус фи, вращающий момент, угловая скорость, линейная скорость и частота. Все эти характеристики оказываются важными при проектировании оборудования, в котором электродвигатели служат в качестве приводных. Сегодня особенно широко распространены в промышленности именно асинхронные электродвигатели, поэтому на их характеристиках и остановимся. Для примера рассмотрим АИР80В2У3.
Номинальная механическая мощность асинхронного электродвигателя
На шильдике (на паспортной табличке) электродвигателя указывается всегда номинальная механическая мощность на валу данного двигателя. Это не та электрическая мощность, которую данный электродвигатель потребляет из сети.
Так, например, для двигателя АИР80В2У3, номинал в 2200 ватт соответствует именно механической мощности на валу. То есть в оптимальном рабочем режиме данный двигатель способен выполнять механическую работу 2200 джоулей каждую секунду. Обозначим эту мощность как P1 = 2200 Вт.
Номинальная активная электрическая мощность асинхронного электродвигателя
Чтобы определить номинальную активную электрическую мощность асинхронного электродвигателя, опираясь на данные с шильдика, необходимо принять в расчет КПД. Так, для данного электродвигателя КПД составляет 83%.
Что это значит? Это значит, что только часть активной мощности, подаваемой из сети на обмотки статора двигателя, и безвозвратно потребляемой двигателем, преобразуется в механическую мощность на валу. Активная мощность равна P = P1/КПД. Для нашего примера, по представленному шильдику видим, что P1 = 2200, КПД = 83%. Значит P = 2200/0,83 = 2650 Вт.
Номинальная полная электрическая мощность асинхронного электродвигателя
Полная электрическая мощность, подаваемая на статор электродвигателя от сети всегда больше механической мощности на валу и больше активной мощности, безвозвратно потребляемой электродвигателем.
Для нахождения полной мощности достаточно активную мощность разделить на косинус фи. Таким образом, полная мощность S = P/Cosφ. Для нашего примера P = 2650 Вт, Cosφ = 0,87. Следовательно полная мощность S = 2650/0,87 = 3046 ВА.
Номинальная реактивная электрическая мощность асинхронного электродвигателя
Часть полной мощности, подаваемой на обмотки статора асинхронного электродвигателя, возвращается в сеть. Это реактивная мощность Q.
Реактивная мощность связана с полной мощностью через sinφ, и связана с активной и с полной мощностью через квадратный корень. Для нашего примера:
Q = √( 3046 2 – 2650 2 ) = 1502 ВАР
Реактивная мощность Q измеряется в ВАР — в вольт-амперах реактивных.
Теперь давайте рассмотрим механические характеристики нашего асинхронного двигателя: номинальный рабочий момент на валу, угловую скорость, линейную скорость, частоту вращения ротора и ее связь с частотой питания электродвигателя.
Частота вращения ротора асинхронного электродвигателя
На шильдике мы видим, что при питании переменным током частотой в 50 Гц, ротор двигателя совершает при номинальной нагрузке 2870 оборотов в минуту, обозначим эту частоту как n1.
Что это значит? Поскольку магнитное поле в обмотках статора создается переменным током частотой 50 Гц, то для двигателя с одной парой полюсов (коим является АИР80В2У3) частота «вращения» магнитного поля, синхронная частота n, оказывается равной 3000 оборотов в минуту, что тождественно 50 оборотам в секунду. Но поскольку двигатель асинхронный, то ротор вращается с отставанием на величину скольжения s.
Значение s можно определить, разделив разность синхронной и асинхронной частот на синхронную частоту, и выразив это значение в процентах:
s = ( ( n – n1 )/ n) *100%
Для нашего примера s = ( (3000 – 2870)/3000 ) *100% = 4,3%.
Угловая скорость асинхронного двигателя
Угловая скорость ω выражается в радианах в секунду. Для определения угловой скорости достаточно частоту вращения ротора n1 перевести в обороты в секунду (f), и умножить на 2 Пи, поскольку один полный оборот составляет 2 Пи или 2*3,14159 радиан. Для двигателя АИР80В2У3 асинхронная частота n1 составляет 2870 оборотов в минуту, что соответствует 2870/60 = 47,833 оборотам в секунду.
Умножая на 2 Пи, имеем: 47,833*2*3,14159 = 300,543 рад/с. Можно перевести в градусы, для этого вместо 2 Пи подставить 360 градусов, тогда для нашего примера получится 360*47,833 = 17220 градусов в секунду. Однако подобные расчеты обычно ведут именно в радианах в секунду. Поэтому угловая скорость ω = 2*Пи*f, где f = n1/60.
Линейная скорость асинхронного электродвигателя
Линейная скорость v относится к оборудованию, на котором асинхронный двигатель установлен в качестве привода. Так, если на вал двигателя установлен шкив или, скажем, наждачный диск, известного радиуса R, то линейная скорость точки на краю шкива или диска может быть найдена по формуле:
Номинальный вращающий момент асинхронного двигателя
Каждый асинхронный электродвигатель характеризуется номинальным вращающим моментом Мн. Вращающий момент М связан с механической мощностью P1 через угловую скорость следующим образом:
Вращающий момент или момент силы, действующей на определенном расстоянии от центра вращения, для двигателя сохраняется, причем с ростом радиуса уменьшается сила, а чем радиус меньше, тем больше сила, поскольку:
Так, чем больше радиус шкива, тем меньшая сила действует на его краю, а наибольшая сила действует непосредственно на валу электродвигателя.
Для приведенного в качестве примера двигателя АИР80В2У3 мощность P1 равна 2200 Вт, а частота n1 равна 2870 оборотов в минуту или f = 47,833 оборота в секунду. Следовательно угловая скорость составляет 2*Пи*f, то есть 300,543 рад/с, и номинальный вращающий момент Мн равен P1/(2*Пи*f). Мн = 2200/(2*3,14159*47,833) = 7,32 Н*м.
Таким образом, исходя из данных, указанных на шильдике асинхронного электродвигателя, можно найти все основные электрические и механические его параметры.
Надеемся, что данная статья помогла вам разобраться в том, как связаны между собой угловая скорость, частота, вращающий момент, активная, полезная и полная мощность, а также КПД электродвигателя.
Что можно узнать о электродвигателе, зная его каталожные данные
Каталоги асинхронных двигателей содержат все необходимые данные для выбора двигателей.
В каталогах указываются: типоразмер двигателя, номинальная мощность для режима S1 (длительный режим), частота вращения при номинальной мощности, ток статора при номинальной мощности, коэффициент полезного действия при номинальной мощности, коэффициент мощности при номинальной мощности, кратность начального пускового тока, т. е. отношение начального пускового тока к номинальному, или кратность пусковой мощности, т. е. отношение полной мощности при пуске к номинальной мощности, кратность начального пускового момента, кратности минимального момента, динамический момент инерции ротора.
Кроме этих данных, относящихся к номинальному или пусковому режимам, в каталогах сообщаются более подробные данные об изменении КПД и коэффициента мощности при изменении нагрузки на валу электродвигателя. Эти данные приводятся в табличной или графической форме. Пользуясь этими данными, можно рассчитать также ток статора и скольжение при различных значениях нагрузки на валу.
В каталогах указываются также размеры, необходимые для установки двигателя на объекте и присоединения его к питающей сети.
На различных этапах создания, распределения, установки, эксплуатации и ремонта двигателей требуется различная детальность описания. Для большинства целей достаточна детализация на уровне типоразмера. Каталожное описание типоразмера двигателей серий 4А и АИ содержит признаки, обозначаемые максимально 24 символами.
Примеры. 4А160М4УЗ — асинхронный двигатель серии 4А, со степенью защиты IP44, станина и щиты чугунные, высота оси вращения 160 мм, выполнен в станине средней длины М, четырехполюсный, предназначен для эксплуатации в умеренном климате, категория размещения 3.
4АА56В4СХУ1 — асинхронный двигатель серии 4А со степенью защиты IP44, станина и щиты алюминиевые, высота оси вращения 56 мм, имеет длинный сердечник, четырехполюсный, сельскохозяйственная модификация по условиям окружающей среды, предназначен для эксплуатации в умеренном климате, категория размещения 1.
Номинальной мощностью двигателя называют механическую мощность на валу в режиме работы, для которого он предназначен предприятием-изготовителем.
Ряд номинальных мощностей электродвигателей: 0,06; 0,09; 0,12; 0,18; 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3,7; 5,5; 7,5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75; 90; 110; 132; 160; 200; 250; 315; 400 кВт.
Предельно допустимая мощность двигателя может изменяться при изменении режима работы, температуры охлаждающего агента и высоты установки над уровнем моря.
Двигатели должны сохранять номинальную мощность при отклонениях напряжения сети от номинального значения в пределах ±5 % при номинальной частоте сети и при отклонениях частоты сети в пределах ±2,5 % при номинальном напряжении. При одновременном отклонении напряжения и частоты сети от номинальных значений двигатели должны сохранять номинальную мощность, если сумма абсолютных отклонений не превосходит 6 % и каждое из отклонений не превышает нормы.
Синхронная частота вращения электродвигателя
Ряд синхронных частот вращения асинхронных двигателей установлен ГОСТ и при частоте сети 50 Гц имеет следующие значения: 500, 600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Динамический момент инерции ротора электродвигателя
Мерой инерционности тела при вращательном движении является момент инерции, равный сумме произведений масс всех точечных элементов на квадрат их расстояний от оси вращения. Момент инерции ротора асинхронного двигателя равен сумме моментов инерции многоступенчатого вала, сердечника, обмотки, вентилятора, шпонки, вращающихся частей подшипников качения, обмоткодержателей и нажимных шайб для фазного ротора и т. д.
Крепление электрических электродвигателей на объекте производится посредством лап, фланцев или лап и фланцев одновременно.
Установочные размеры асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором на лампах (а) и с флянцем (б)
Электрические электродвигатели на лапах имеют четыре главных установочных размера:
h(H) – расстояние от оси вала до опорной поверхности лап (основной размер),
b10 (A) – расстояние между осями крепительных отверстий,
l10 (B) – расстояние между осями крепительных отверстий (боковой вид),
l31 (C) – расстояние от опорного торца свободного конца вала до оси ближайших крепительных отверстий в лапах.
Электрические электродвигатели с фланцами имеют четыре главных установочных размера:
d(M) – диаметр окружности центров крепительных отверстий,
d25(N) — диаметр центрирующей заточки,
d24(P) — внешний диаметр фланца,
l 39(R) — расстояние от опорной поверхности фланца до опорной поверхности свободного конца вала.
Механические характеристики и пусковые свойства двигателя
Механическая характеристика представляет зависимость вращающего момента двигателя от его частоты вращения при неизменных напряжении, частоте питающей сети и внешних сопротивлениях в цепях обмоток двигателя.
Пусковые свойства характеризуются значениями пускового момента Мп, минимального момента М min , максимального (критического) момента Мкр, пускового тока I п или пусковой мощности Рп или их кратностями. Зависимость момента, отнесенного к номинальному моменту, от скольжения называется относительной механической характеристикой электродвигателя .
Номинальный вращающий момент электродвигателя , Н/м, определяется по формуле
Мном = 9550 (Рном / n ном)
где Рном — номинальная мощность, кВт; n ном — номинальная частота вращения, об/мин.
Разновидности механических характеристик для различных модификаций асинхронных двигателей показаны на рисунке.
Механические характеристики асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором: 1 – базового рада, 2 – с повышенным пусковым моментом, 3 – с повышенным скольжением.
Механические характеристики группы двигателей, представляющих отрезок серии, укладываются в некоторую зону. Среднюю линию этой зоны назовем групповой механической характеристикой отрезка серии. Ширина зоны групповой характеристики не превышает поля допуска на моменты.
Рабочие характеристики электродвигателей
Рабочие характеристики — это зависимости подводимой мощности P1, тока в обмотке статора I , вращающего момента М, КПД, коэффициента мощности cos ф и скольжения s от полезной мощности двигателя Р2 при неизменных напряжении на выводах обмотки статора, частоте сети и внешних сопротивлениях в цепях обмоток двигателя. Если такие зависимости отсутствуют, то значения КПД и cos ф могут быть приближенно определены по рисункам.
Типовые рабочие характеристики асинхронных электродвигателей
Коэффициент полезного действия электродвигателя при частичных нагрузках: 1 – Р2 / Р2ном = 0,5, 2 – Р2 / Р2ном = 0,75, 3 – Р2 / Р2ном = 1,25
Коэффициент мощности электродвигателя при частичных нагрузках: 1 – Р2 / Р2ном = 0,5, 2 – Р2 / Р2ном = 0,75, 3 – Р2 / Р2ном = 1,25
Скольжениение электродвигателя приближенно может быть определено по формуле:
s ном = s2 (P2 / P ном),
а линейный ток статора электродвигателя — по формуле:
где I — ток статора, А, cos ф — коэффициент мощности, U ном — номинальное линейное напряжение, В.
Частота вращения ротора электродвигателя :
где nc – синхронная частота вращения электродвигателя, об/мин.
Степень защиты электродвигателей
Степень защиты для электрических электродвигателей установлена в ГОСТ 17494-72. Характеристики степеней защиты и их обозначения определены в ГОСТ 14254-80. Этот стандарт устанавливает степени защиты персонала от соприкосновения с находящимися под напряжением или движущимися частями, находящимися внутри электродвигателей, и от попадания твердых посторонних тел и воды внутрь электродвигателей.
Степени защиты обозначаются двумя латинскими буквами IP (International Protection) и двумя цифрами. Первая цифра обозначает степень защиты персонала от соприкосновения с движущимися или находящимися под напряжением частями, а также степень защиты от попадания внутрь электродвигателей твердых посторонних тел. Вторая цифра обозначает степень защиты от проникновения воды внутрь электродвигателей
Способы охлаждения электродвигателей
Способы охлаждения обозначаются двумя латинскими буквами 1С (International Cooling) и характеристикой цепи охлаждения.
Каждая цепь охлаждения электродвигателей имеет характеристику, обозначаемую латинской буквой, указывающей вид хладагента, и двумя цифрами. Первая цифра обозначает устройство цепи для циркуляции хладагента, вторая — способ подвода энергии для циркуляции хладагента. Если электродвигатель имеет две или более цепи охлаждения, то в обозначении указываются характеристики всех цепей охлаждения. Если воздух является единственным хладагентом электродвигателя, то разрешается опускать букву, обозначающую природу газа.
В асинхронных двигателях применяются следующие способы охлаждения: IC01 —двигатели со степенями защиты IP20, IP22, IP23 с вентилятором, расположенным на валу двигателя, IC05 —двигатели со степенями защиты IP20, IP22, IP23 с пристроенным вентилятором, имеющим независимый привод, IC0041 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с естественным охлаждением; IC0141 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с наружным вентилятором, расположенным на валу двигателя, IC0541 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с пристроенным вентилятором, имеющим независимый привод.
Закрытый обдуваемый электродвигатель (степень защиты IP44)
Классы нагревостойкости системы изоляции электродвигателей
Изоляционные материалы, применяемые в электрических электродвигателях, разделяются по нагревостойкости на классы.
Изоляционный материал относится к тому или иному классу в зависимости от максимальной допустимой температуры. Двигатели работают при различных температурах окружающего воздуха.
За номинальную температуру окружающего воздуха для умеренного климата, если не оговорено противное принимают температуру 40 °С. Предельно допустимое превышение температуры обмотки двигателя получается вычитанием из температурного индекса системы изоляции числа 40.
При выборе более высокого класса нагревостойкости (например, F вместо В) могут быть достигнуты на выбор две цели:
1) увеличение мощности двигателя при неизменном теоретическом сроке службы,
2) увеличение срока службы и надежности при неизменной мощности. В большинстве случаев применение более нагревостойкой изоляции имеет целью повысить надежность двигателя в тяжелых условиях работы.
Онлайн расчет характеристик трехфазных электродвигателей
1. Расчет мощности электродвигателя
Расчет мощности электродвигателя по току можно произвести с помощью нашего онлайн калькулятора:
Полученный результат можно округлить до ближайшего стандартного значения мощности.
Стандартные значения мощностей электродвигателей: 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3,0; 4,0; 5,5; 7,5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75 кВт и т.д.
Расчет мощности двигателя производится по следующей формуле:
P=√3UIcosφη
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- I — Номинальный ток электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя, а при их отсутствии определяется расчетным путем);
- cosφ — Коэффициент мощности — отношение активной мощности к полной (принимается от 0,75 до 0,9 в зависимости от мощности электродвигателя);
- η — Коэффициент полезного действия — отношение электрической мощности потребляемой электродвигателем из сети к механической мощности на валу двигателя (принимается от 0,7 до 0,85 в зависимости от мощности электродвигателя);
2. Расчет тока электродвигателя
Расчет номинального и пускового тока электродвигателя по мощности можно произвести с помощью нашего онлайн калькулятора:
Расчет номинального тока двигателя производится по следующей формуле:
Iном=P/√3Ucosφη
- P — Номинальная мощность электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателялибо определяется рассчетным путем);
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- cosφ — Коэффициент мощности — отношение активной мощности к полной (принимается от 0,75 до 0,9 в зависимости от мощности электродвигателя);
- η — Коэффициент полезного действия — отношение электрической мощности потребляемой электродвигателем из сети к механической мощности на валу двигателя (принимается от 0,7 до 0,85 в зависимости от мощности электродвигателя);
Расчет пускового тока электродвигателя производится по формуле:
Iпуск=Iном*K
- К — Кратность пускового тока, данная величина берется из паспорта электродвигателя, либо из каталожных данных (в приведенном выше онлайн калькуляторы кратность пускового тока определяется приблизительно исходя из прочих указанных характеристик электродвигателя).
3. Расчет коэффициента мощности электродвигателя
Онлайн расчет коэффициента мощности (cosφ) электродвигателя
Расчет cosφ (косинуса фи) двигателя производится по следующей формуле:
cosφ=P/√3UIη
- P — Номинальная мощность электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателялибо определяется рассчетным путем);
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- I — Номинальный ток электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя, а при их отсутствии определяется расчетным путем);
- η — Коэффициент полезного действия — отношение электрической мощности потребляемой электродвигателем из сети к механической мощности на валу двигателя (принимается от 0,7 до 0,85 в зависимости от мощности электродвигателя);
4. Расчет КПД электродвигателя
Онлайн расчет КПД (коэффициента полезного действия) электродвигателя
Расчет коэффициента полезного действия электродвигателя производится по следующей формуле:
η=P/√3UIcosφ
- P — Номинальная мощность электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателялибо определяется рассчетным путем);
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- I — Номинальный ток электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя, а при их отсутствии определяется расчетным путем);
- cosφ — Коэффициент мощности — отношение активной мощности к полной (принимается от 0,75 до 0,9 в зависимости от мощности электродвигателя);
Оказались ли полезны для Вас данные онлайн калькуляторы? Или может быть у Вас остались вопросы? Напишите нам в комментариях!
Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.
{SOURCE}
САРАТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕКННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БАЛАКОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНО
– СТРОИТЕЛЬНЫЙ
КАФЕДРА «УПРАВЛЕНИЕ
И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА №4
по дисциплине
Электромеханические
системы
РАСЧЁТ ХАРАКТЕРИСТИК
АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Вариант 13
Выполнил: ст. гр.
УИТ – 53
Колотилин И.С.
Приняла:
Мефёдова Ю. А.
2008
Задача
1.
Трехфазный асинхронный двигатель с
короткозамкнутым ротором типа АИР
180 М2, используемый в качестве электропривода
насосного агрегата консольного типа
марки ВК 10/45, предназначенного
для перекачивания воды для технических
нужд, негорючих
и нетоксичных жидкостей, имеет следующие
номинальные
данные: мощность на валу Р2н=30
кВт; скольжение Sн=0,025
(2,5%); синхронная частота вращения n1н=3000
об/мин; коэффициент полезного действия
ηн=
0,905 (90,5%); коэффициент мощности обмотки
статора cos
φн=0,88.
Известны также: отношение пускового
момента к номинальному Мп
/Мн=1,7;
отношение пускового
тока к номинальному Iп/Iн=7,5;
отношение максимального (критического)
вращающего момента к номинальному
Мmax/Mн=2,7.
Питание двигателя осуществляется от
промышленной сети переменного тока
380/220 В, 50 Гц. Требуется определить:
-
номинальную
частоту вращения ротора двигателя; -
вращающий
номинальный, критический и пусковой
моменты
двигателя; -
мощность,
потребляемую двигателем из сети Р1н; -
номинальный и
пусковой токи;
5)пусковой
ток и вращающие моменты, если напряжение
в
сети
снизилось по отношению к номинальному
на 5, 10 и 15% (Uc
=
0,95∙Uн;
Uc
=
=0,9∙Uн;
Uc
=
0,85∙Uн).
РЕШЕНИЕ.
1.
Номинальная
частота вращения:
n2н
= n1н∙(1
– Sн)
=
3000∙(1 – 0,025) = 2925 об/мин.
2.
Номинальный
вращающий момент на валу:
Мн=9,55∙
3.
Пусковой
вращающий момент двигателя:
Мп
=
1,7∙Мн
= 1,7∙97,95 = 166,5 Н∙м.
4.
Максимальный
вращающий момент:
Мmах
= 2,7∙Мн
= 2,7∙97,95 = 264,5 Н∙м.
5.
Номинальную
мощность Р1н,
потребляемую двигателем из сети,
определим из выражения:
ηн=Р2н/Р1н Р1н=
Р2н/
ηн
=
30/0,905 = 33,15 кВт;
при
этом номинальный ток, потребляемый
двигателем из сети, может
быть определен из соотношения:
Р1н=
а
пусковой ток при этом будет:
In
=
7,5∙I1н
= 7,5∙57
= 427,5 А.
6.
Определяем вращающий момент при снижении
напряжения в
сети:
− на
5%. При этом на двигатель будет подано
95% UH,
или
U
=
0,95∙Uн.
Так
как известно, что вращающий момент на
валу двигателя пропорционален квадрату
напряжения М
≡U2,
то
он составит (0,95)2
=
0,9 от номинального. Следовательно,
пусковой вращающий момент будет:
М5%
= 0,90∙Мп
= 0,9∙166,5
= 149,9 Н∙м;
− на
10%. При этом U
=0,9∙Uн;
M10%
=
0,81∙Мп
=
0,81∙166,5
= 134,9 Н∙м;
− на
15%. В данном случае U=0,85∙Uн;
М15%
= 0,72∙166,5
= 119,9 Н∙м.
Отметим,
что работа на сниженном на 15% напряжении
сети допускается,
например, у башенных кранов только для
завершения
рабочих операций и приведения рабочих
органов в безопасное
положение.
7.
Находим, как влияет аналогичное снижение
напряжения на пусковой
ток двигателя Iп:
− на
5%. Учитывая, что пусковой ток можно
приближенно считать
пропорциональным первой степени
напряжения сети,
получим:
Iп5%
≈0,95∙Iп
= 0,95∙427,5
= 406,1 А;
− на
10%:
Iп10%
≈0,9∙Iп
= 0,9∙427,5
= 384,8 А;
− на
15% :
Iп15%
≈0,85∙Iп
=
0,85∙427,5
= 363,4 А.
Задача
2.
Трёхфазный
асинхронный двигатель с короткозамкнутым
ротором типа АИР 13256
имеет следующие номинальные
данные: мощность на валу Р2н=5,5
кВт; скольжение Sн=0,04
(4%); синхронная частота вращения n1н=1000
об/мин; коэффициент полезного действия
ηн
= 0,85 (85%); коэффициент мощности обмотки
статора cos
φн
= 0,8. Известны также: отношение пускового
момента к номинальному Мп
/Мн=2;
отношение пускового
тока к номинальному Iп/Iн=7;
отношение максимального (критического)
вращающего момента к номинальному
Мmax/Mн=2,2.
Питание двигателя осуществляется от
промышленной сети переменного тока
380/220 В, 50 Гц.
Определить
мощность, потребляемую двигателем из
промышленной
сети переменного тока 220/380В, 50Гц, ток в
цепи статора
при включении в сеть 220/380В и 220/127В,
номинальные вращающий
момент на валу двигателя.
РЕШЕНИЕ.
1.
Мощность, потребляемая трёхфазным
двигателем из сети при
номинальном режиме работы:
Р1н
= Р2н/ηн
= 5,5/0,85 = 6,47
кВт.
2. Ток,
потребляемый обмоткой статора из сети
при соединении
обмотки:
− звездой:
− треугольником:
3. Номинальный
вращающий момент на валу двигателя.
Сначала
найдём номинальную
частоту вращения:
n2н
= n1н∙(1
– Sн)
=
1000∙(1 – 0,04) = 960 об/мин.
4. Находим число
пар полюсов р
обмотки
статора, имея в виду, что частота
промышленной сети f=
50 Гц:
Задача
3. Для
привода промышленной вентиляционной
установки
используется трехфазный асинхронный
двигатель с короткозамкнутым
ротором типоразмера АИР
13256. Используя
его технические данные, приведенные в
задаче 2,
построить для него механическую
характеристику в виде зависимости
n2=f(М).
РЕШЕНИЕ.
-
Из выражения:
где n2н
–
частота
вращения ротора двигателя при номинальной
нагрузке;
n1
– синхронная
частота вращения магнитного поля статора
(в этом случае n1
= 1000 об/мин);
Sн
– скольжение при номинальной нагрузке
(SH=0,04)
Определяется
величина частоты вращения ротора
двигателя в номинальном
режиме:
n2н
= 1000∙(1 – 0,04)
= 960 об/мин.
2. По значениям Sн
и
,
находим
критическое скольжение:
3. Находим номинальный
Мном
и максимальный (критический)
Мmах
моменты:
4. Для построения
механической характеристики воспользуемся
формулами:
,
где S
– текущее значение скольжения.
Задаваясь значениями
S
от 1 до 0, с требуемым шагом (например
так, как показано в таблице 3) вычисляем
величины n
и М,
им
соответствующие. Результаты заносим в
эту таблицу и по ним строим
механическую характеристику n2=f(М).
На ней отметим
(*)А, соответствующую номинальному
режиму
работы.
Таблица 1 –
Результаты
расчета механической характеристики
электродвигателя
S |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
SК |
0,1 |
0,05 |
SН |
0,02 |
0,01 |
0 |
n, |
0 |
200 |
400 |
600 |
800 |
830 |
900 |
950 |
960 |
980 |
990 |
1000 |
M, |
39,8 |
48,9 |
63,1 |
86,6 |
118,7 |
120,3 |
105,1 |
65,1 |
53,6 |
27,9 |
14,1 |
0 |
Рисунок 1
– Механическая
характеристика трехфазного асинхронного
двигателя п2
= f(M).
Соседние файлы в папке лабораторная работа
- #
12.02.201428.32 Кб49ПОСТОЯННОГО ТОКА.MCD
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
12.02.201425.6 Кб55эмс2.xls
В этой статье мы разберем, что такое мощность трехфазного асинхронного двигателя и как ее рассчитать.
Понятие мощности электродвигателя
Мощность – пожалуй, самый важный параметр при выборе электродвигателя. Традиционно она указывается в киловаттах (кВт), у импортных моделей – в киловаттах и лошадиных силах (л.с., HP, Horse Power). Для справки: 1 л.с. приблизительно равна 0,75 кВт.
На шильдике двигателя указана номинальная полезная (отдаваемая механическая) мощность. Это та мощность, которую двигатель может отдавать механической нагрузке с заявленными параметрами без перегрева. В формулах номинальная механическая мощность обозначается через Р2.
Электрическая (потребляемая) мощность двигателя Р1 всегда больше отдаваемой Р2, поскольку в любом устройстве преобразования энергии существуют потери. Основные потери в электродвигателе – механические, обусловленные трением. Как известно из курса физики, потери в любом устройстве определяются через КПД (ƞ), который всегда менее 100%. В данном случае справедлива формула:
Р2 = Р1 · ƞ
КПД в двигателях зависит от номинальной мощности – у маломощных моделей он может быть менее 0,75, у мощных превышает 0,95. Приведенная формула справедлива для активной потребляемой мощности. Но, поскольку электродвигатель является активно-реактивной нагрузкой, для расчета полной потребляемой мощности S (с учетом реактивной составляющей) нужно учитывать реактивные потери. Реактивная составляющая выражается через коэффициент мощности (cosϕ). С её учетом формула номинальной мощности двигателя выглядит так:
Р2 = Р1 · ƞ = S · ƞ · cosϕ
Мощность и нагрев двигателя
Номинальная мощность обычно указывается для температуры окружающей среды 40°С и ограничена предельной температурой нагрева. Поскольку самым слабым местом в двигателе с точки зрения перегрева является изоляция, мощность ограничивается классом изоляции обмотки статора. Например, для наиболее распространенного класса изоляции F допустимый нагрев составляет 155°С при температуре окружающей среды 40°С.
В документации на электродвигатели приводятся данные, из которых видно, что номинальная мощность двигателя падает при повышении температуры окружающей среды. С другой стороны, при должном охлаждении двигатели могут длительное время работать на мощности выше номинала.
Мы рассмотрели потребляемую и отдаваемую мощности, но следует сказать, что реальная рабочая потребляемая мощность P (мощность на валу двигателя в данный момент) всегда должна быть меньше номинальной:
Р < Р2 < Р1 < S
Это необходимо для предотвращения перегрева двигателя и наличия запаса по перегрузке. Кратковременные перегрузки допустимы, но они ограничены прежде всего нагревом двигателя. Защиту двигателя по перегрузке также желательно устанавливать не по номинальному току (который прямо пропорционален мощности), а исходя из реального рабочего тока.
Современные производители в основном выпускают двигатели из ряда номиналов: 1,5, 2,2, 5,5, 7,5, 11, 15, 18,5, 22 кВт и т.д.
Расчет мощности двигателя на основе измерений
На практике мощность двигателя можно рассчитать, прежде всего, исходя из рабочего тока. Ток измеряется токовыми клещами в максимальном рабочем режиме, когда рабочая мощность приближается к номинальной. При этом температура корпуса двигателя может превышать 100 °С, в зависимости от класса нагревостойкости изоляции.
Измеренный ток подставляем в формулу для расчета реальной механической мощности на валу:
Р = 1,73 · U · I · cosϕ · ƞ, где
- U – напряжение питания (380 или 220 В, в зависимости от схемы подключения – «звезда» или «треугольник»),
- I – измеренный ток,
- cosϕ и ƞ – коэффициент мощности и КПД, значения которых можно принять равными 0,8 для маломощных двигателей (менее 5,5 кВт) или 0,9 для двигателей мощностью более 15 кВт.
Если нужно найти номинальную мощность двигателя, то полученный результат округляем в бОльшую сторону до ближайшего значения из ряда номиналов.
Р2 > Р
Если необходимо рассчитать потребляемую активную мощность, используем следующую формулу:
Р1 = 1,73 · U · I · ƞ
Именно активную мощность измеряют счетчики электроэнергии. В промышленности для измерения реактивной (и полной мощности S) применяют дополнительное оборудование. При данном способе можно не использовать приведенную формулу, а поступить проще – если двигатель подключен в «звезду», измеренное значение тока умножаем на 2 и получаем приблизительную мощность в кВт.
Расчет мощности при помощи счетчика электроэнергии
Этот способ прост и не требует дополнительных инструментов и знаний. Достаточно подключить двигатель через счетчик (трехфазный узел учета) и узнать разницу показаний за строго определенное время. Например, при работе двигателя в течении часа разница показаний счетчика будет численно равна активной мощности двигателя (Р1). Но чтобы получить номинальную мощность Р2, нужно воспользоваться приведенной выше формулой.
Другие полезные материалы:
Степени защиты IP
Трехфазный двигатель в однофазной сети
Типичные неисправности электродвигателей
Содержание:
- Расчет мощности электродвигателя.
- Расчет тока электродвигателя.
- Расчет коэффициента мощности электродвигателя.
- Расчет КПД электродвигателя.
1. Расчет мощности электродвигателя
Расчет мощности электродвигателя по току можно произвести с помощью нашего онлайн калькулятора:
Расчет мощности трехфазного электродвигателя
Полученный результат можно округлить до ближайшего стандартного значения мощности.
Стандартные значения мощностей электродвигателей: 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3,0; 4,0; 5,5; 7,5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75 кВт и т.д.
Расчет мощности двигателя производится по следующей формуле:
P=√3UIcosφη
где:
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- I — Номинальный ток электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя, а при их отсутствии определяется расчетным путем);
- cosφ — Коэффициент мощности — отношение активной мощности к полной (принимается от 0,75 до 0,9 в зависимости от мощности электродвигателя);
- η — Коэффициент полезного действия — отношение электрической мощности потребляемой электродвигателем из сети к механической мощности на валу двигателя (принимается от 0,7 до 0,85 в зависимости от мощности электродвигателя);
2. Расчет тока электродвигателя
Расчет номинального и пускового тока электродвигателя по мощности можно произвести с помощью нашего онлайн калькулятора:
Расчет тока трехфазного электродвигателя
Укажите мощность электродвигателя в килоВаттах
Укажите номинальное напряжение
Укажите коэффициент мощности (cosφ)*
*при отсутствии данных укажите значение:
от 0,75 до 0,8 – для двигателей мощностью до 1,1 кВт
от 0,8 до 0,85 – для двигателей мощностью 1,1 – 7,5 кВт
от 0,85 до 0,9 – для двигателей мощностью более 7,5 кВт
*при отсутствии данных укажите значение:
от 70 до 75 – для двигателей мощностью до 1,1 кВт
от 75 до 80 – для двигателей мощностью 1,1 – 7,5 кВт
от 80 до 85 – для двигателей мощностью более 7,5 кВт
Расчет номинального тока двигателя производится по следующей формуле:
Iном=P/√3Ucosφη
где:
- P — Номинальная мощность электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя либо определяется рассчетным путем);
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- cosφ — Коэффициент мощности — отношение активной мощности к полной (принимается от 0,75 до 0,9 в зависимости от мощности электродвигателя);
- η — Коэффициент полезного действия — отношение электрической мощности потребляемой электродвигателем из сети к механической мощности на валу двигателя (принимается от 0,7 до 0,85 в зависимости от мощности электродвигателя);
Расчет пускового тока электродвигателя производится по формуле:
Iпуск=Iном*K
где:
- К — Кратность пускового тока, данная величина берется из паспорта электродвигателя, либо из каталожных данных (в приведенном выше онлайн калькуляторе кратность пускового тока определяется приблизительно исходя из прочих указанных характеристик электродвигателя).
3. Расчет коэффициента мощности электродвигателя
Онлайн расчет коэффициента мощности (cosφ) электродвигателя
Расчет коэффициента мощности трехфазного электродвигателя
Расчет cosφ (косинуса фи) двигателя производится по следующей формуле:
cosφ=P/√3UIη
где:
- P — Номинальная мощность электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя либо определяется рассчетным путем);
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- I — Номинальный ток электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя, а при их отсутствии определяется расчетным путем);
- η — Коэффициент полезного действия — отношение электрической мощности потребляемой электродвигателем из сети к механической мощности на валу двигателя (принимается от 0,7 до 0,85 в зависимости от мощности электродвигателя);
4. Расчет КПД электродвигателя
Онлайн расчет КПД (коэффициента полезного действия) электродвигателя
Расчет КПД трехфазного электродвигателя
Укажите мощность электродвигателя в килоВаттах
Укажите номинальное напряжение
Укажите коэффициент мощности (cosφ)*
*при отсутствии данных укажите значение:
от 0,75 до 0,8 – для двигателей мощностью до 1,1 кВт
от 0,8 до 0,85 – для двигателей мощностью 1,1 – 7,5 кВт
от 0,85 до 0,9 – для двигателей мощностью более 7,5 кВт
Расчет коэффициента полезного действия электродвигателя производится по следующей формуле:
η=P/√3UIcosφ
где:
- P — Номинальная мощность электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя либо определяется рассчетным путем);
- U — Номинальное напряжение (напряжение на которое подключается электродвигатель);
- I — Номинальный ток электродвигателя (берется из паспортных данных электродвигателя, а при их отсутствии определяется расчетным путем);
- cosφ — Коэффициент мощности — отношение активной мощности к полной (принимается от 0,75 до 0,9 в зависимости от мощности электродвигателя);
Оказались ли полезны для Вас данные онлайн калькуляторы? Или может быть у Вас остались вопросы? Напишите нам в комментариях!
Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.
↑ Наверх