Как найти нормативное время выполнения работы

Добавить в «Нужное»

Нормирование труда: зачем нужно и как реализуется

Нормирование труда предполагает измерение затрат труда и установление норм труда на выполнение работ на определенном участке. На первый взгляд может показаться, что тема нормирования труда в условиях свободного рынка потеряла свою актуальность. А повышения эффективности и производительности труда каждая организация добивается как может. Однако это не так.

Определение: что такое нормирование труда

Нормирование труда – это исследование количества выполняемой сотрудником работы за промежуток времени, что позволяет оценить трудоемкость работ. Нормы труда устанавливает работодатель с учетом действующих типовых норм, в том числе межотраслевых (ст. 159 ТК РФ, Правила разработки и утверждения типовых норм труда, утв. Постановлением Правительства от 11.11.2002 N 804).

Установление норм труда полезно для организации с точки зрения определения уровня заработной платы работников, а в более глобальном смысле – для целей планирования и бюджетирования. Поскольку размер зарплаты зависит от квалификации работника, сложности, количества, условий выполняемой работы и ряда других факторов (ст. 129 ТК РФ). Можно сказать, что норма труда определяет цену рабочей силы.

Задачи нормирования труда

Нормирование труда проводится с целью:

  • определить себестоимость произведенной продукции;
  • установить справедливую оплату труда, а также разработать меры стимулирования и поощрения работников;
  • рассчитать объем выполняемой работы в единицу времени с учетом допустимой интенсивности труда;
  • определить квалификационный состав и оптимальную численность работников.

Нормирование труда в ТК РФ

ТК РФ требует от работодателя устанавливать нормы труда в соответствии с имеющимся уровнем техники, технологии, а также организации производства (ст. 160 ТК РФ). Это значит, что нормы труда должны определяться с учетом:

  • средств производства (оборудования, инструментов и т.д.) и применяемых технологий. Условно говоря, на станке 1960 года выпуска невозможно добиться такой же производительности труда, как и на станке 2000 года;
  • наиболее рационального режима работы технических средств и оптимальной организации рабочего пространства, в том числе расположения рабочих мест;
  • требований к безопасности труда, соблюдения режима труда и отдыха. Очевидно, что определенный в соответствии с нормами труда уровень производительности труда не может достигаться в ущерб здоровью работников.

Таким образом, нормы труда в организации должны быть обоснованы со всех указанных точек зрения.

Какие бывают виды норм труда и нормативов

Существуют различные виды норм труда. В ТК прямо поименованы нормы выработки, нормы времени (о них поговорим отдельно), а также нормативы численности (ст. 160 ТК РФ). Последний показатель – это количество работников определенных профессий и квалификаций, которое требуется для выполнения набора функций конкретного подразделения (отдела, цеха и др.), либо организации в целом.

Также в экономической и юридической литературе встречается такое понятие, как норма обслуживания.

Одна из классификаций норм труда – по длительности действия. В соответствии с ней выделяют:

  • постоянные нормы. Они, как правило, устанавливаются локальным нормативным актом компании бессрочно (пока работодатель не примет решение о пересмотре норм);
  • временные. Их вводят, к примеру, для освоения нового оборудования;
  • разовые. Они могут быть установлены при выполнении персоналом разовых работ.

По «ареалу распространения» нормы труда делят на индивидуальные и коллективные.

Также нормы труда подразделяются на операционные (установленные в отношении конкретной операции) и комплексные (установленные на несколько операций, действий).

Норма времени

Под нормой времени понимается то количество рабочего времени, которое установлено для выполнения определенного объема работ сотрудником определенной квалификации в конкретных организационных условиях соответствующего предприятия. Норму времени также можно установить для группы работников (бригады, отдела, цеха).

Норма выработки

Под нормой выработки понимается объем работы (например, конкретное число единиц продукции), которое работник или группа работников должны выполнить (изготовить, обработать, доставить и т.д.) за определенный промежуток времени.

Выполнение норм выработки невозможно без обеспечения работников необходимыми условиями труда (ст. 163 ТК РФ). В связи с этим работникам должны быть предоставлены оборудованные рабочие места в технически исправных помещениях, а также материалы, инструменты и иные средства, без которых они не смогут нормально выполнять свои трудовые функции. И, конечно, условия труда сотрудников должны соответствовать требованиям охраны труда.

Если для работника не созданы нормальные условия труда и из-за этого он не смог выполнить норму труда, то вина за это ложится на работодателя. В такой ситуации работнику все равно должно быть оплачено отработанное время или оплачен объем выполненной работы. При этом размер оплаты не может быть меньше средней зарплаты работника, определенный пропорционально отработанному времени (ст. 150 ТК РФ).

Если же работник не смог выполнить норму труда по независящим ни от него самого, ни от работодателя причинам (к примеру, из-за остановки производства по причине аварии на электростанции), то ему должна быть выплачена зарплата, рассчитанная исходя из 2/3 тарифной ставки или оклада.

Норма обслуживания

Речь идет об обслуживании оборудования, помещений, рабочих мест и т.д. Нормы обслуживания устанавливают количество таких объектов (к примеру, станков или офисных рабочих мест), которые работник или определенное число работников должны обслужить за единицу времени. Допустим, провести проверку готовности оборудования к работе или провести уборку на этих объектах.

Как разработать и ввести нормы труда

Существуют типовые нормы для однородных работ, которые выполняются в сопоставимых условиях (п. 2 Правил, утв. Постановление Правительства от 11.11.2002 N 804). Такие нормы разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в рамках своей отрасли.

К примеру, Минздрав России установил Типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта (утв. Приказом Минздрава от 19.12.2016 N 973н), Минэнерго РФ – Нормы времени на геофизические услуги в горизонтальных скважинах, пробуренных на нефть и газ (утв. Приказом Минэнерго от 02.02.2001 N 34), а Минкультуры – Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях кинематографии (утв. Приказом Минкультуры от 21.07.2017 N 1226).

Есть также межотраслевые типовые нормы. Они не ограничиваются конкретной сферой производства или видом экономической деятельности. Такие нормы утверждает Минтруд. В качестве примера можно привести Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы (утв. Постановление Минтруда от 17.10.2000 N 76). В этом документе содержатся нормы времени на погрузку, разгрузку и складские работы в отношении таких грузов, как тарно-упаковочные и штучные, мясные, хлебобулочные изделия, тяжеловесные грузы, металлы и металлические изделия, лесоматериалы, огнеупорные грузы, навалочные, зерновые и др. То есть в этом списке грузы из совершенно разных отраслей (пищевое производство, лесозаготовки, сельское хозяйство и т.д.). Следовательно, и применять эти нормы можно не только организациям транспортной отрасли, но и многим другим.

Нормативно-правовые акты, устанавливающие отраслевые и межотраслевые типовые нормы, собраны в Справочной информации: «Нормы труда» системы Консультант Плюс. Оформив бесплатный доступ, вы сможете ознакомиться с любым из этих документов.

На основе типовых норм работодатель может разработать свое положение о нормировании труда и ввести нормы для своих работников.

Справедливости ради отметим, что некоторые Постановления и Приказы ведомств приняты много лет назад и зачастую требуют пересмотра. Однако за неимением более свежих НПА работодатели вправе опираться и на такие довольно старые документы.

Оформите бесплатный доступ к Консультант Плюс и читайте о том, как организовать нормирование труда в Готовом решении «В каком порядке провести нормирование труда в организации».

Методы нормирования труда: основные подходы

К методам нормирования труда относятся такие методы, как хронометраж, фотографирование рабочего места, самозапись, метод опроса и интервью и др.

Хронометраж предполагает проведение измерений времени, затрачиваемого на выполнение конкретных операций. Измерения проводятся неоднократно, после чего выводится среднее значение, которое корректируется с учетом объема выполненной работы. На выходе получается норма труда по времени.

При фотографировании рабочего места делаются фотоснимки в определенные моменты времени в течение рабочего дня. Цель нормирования в данном случае – определение норм времени и выработки.

(см. также – Готовое решение: «Как провести фотографирование рабочего дня»).

При самозаписи сведения о выполненной работе (конкретных операциях) фиксирует сам работник или работники. Затем на основе полученных данных выводят средние показатели временных трудозатрат, которые и служат ориентиром для определения норм труда.

При методе опроса и интервью необходимые сведения записывает не сам работник, а инженер по нормированию труда (или иной сотрудник, в чьи обязанности входит процедура нормирования).

Кстати, зачастую держать в штате именно нормировщика работодателю невыгодно. Не так часто в компаниях приходится вводить и пересматривать нормы труда. Поэтому в такой ситуации проще отдать функции по нормированию на аутсорсинг.

Организация и управление нормированием труда: пересмотр норм

ТК предусматривает возможность пересмотра норм труда. Но для изменения норм должны быть веские основания: изменение техпроцесса, переход на новое оборудование, использование новых организационных мероприятий, которые должны привести к росту производительности труда и т.д. То есть работодатель не может просто так взять и повысить нормы труда. А если в компании есть профсоюзная организация или иной представительный орган работников, то пересмотренные нормы необходимо согласовать и с ним (ст. 162, 372 ТК РФ).

Об изменении норм труда работников необходимо уведомить не менее чем за 2 месяца до их введения в письменной форме. Но если работник откажется выполнять работу с учетом изменившихся норм (как правило, увеличившихся), его нельзя будет уволить за нарушение трудовой дисциплины (пп. «б» п. 35 Постановление Пленума ВС от 17.03.2004 N 2).

Дело в том, что обязанности работника, в том числе их объем, являются существенным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Соответственно, изменение норм труда влечет за собой изменение этого существенного условия. Поэтому в случае отказа сотрудника от работы по новым нормам работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся у него работу (ст. 74 ТК РФ). Если подходящая вакансия так и не будет найдена, то трудовой договор прекращается по причине отказа работника от продолжения работы из-за изменившихся условий труда (п. 7 ст. 77 ТК РФ).

Норма труда

Что такое норма труда

Норма труда – это определяет количество выполняемого труда работником. Нормы труда служат также для расчета трудоемкости работ, стоимости затрат на виды работ.

  • Каждый работодатель нацелен на получение максимума профессиональных возможностей от своих работников и рассчитывает, что сотрудники будут добросовестно выполнять трудовые обязанности, с полной отдачей подходить к любому заданию. Одним из важных аспектов организации работы компании является распределение функционала, расчет ресурсов и нормирование рабочих процессов.

В соответствии со ст. 160 Трудового кодекса РФ нормы труда — это нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, установленные в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда

Статьей 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

Норматив численности — это необходимое количество мастеров для выполнения определенного объема работы, изготовления новогодних игрушек. Очевидно, что повысь работодатель норму выработки за смену до ста — двух человек для этого станет недостаточно. Соответственно, норма выработки — объем трудового задания, установленного в каких-либо единицах измерения (штуки, килограммы, метры).

Однако есть еще понятие «норма времени» — это значение, измеряемое в секундах, минутах, часах и т.д. и показывающее количество рабочего времени, необходимого для выполнения единицы работы. На примере елочных шаров нормой времени будет количество рабочего времени, затрачиваемого на изготовление одной игрушки. В данном случае расчет норм труда не так сложен, как, скажем, в установлении таких цифр для дизайнера, автора статей или оркестранта филармонии. Помимо перечисленных, существуют другие нормы: нормы обслуживания, нормированное задание и т.д. Нормы труда подразделяются на индивидуальные и коллективные (коллективная ответственность за выполнение плана или отдельного задания).

Что такое нормирование труда

Нормирование труда — важная составная часть организации труда. Нормы труда классифицируют по различным основаниям, в том числе в зависимости от сферы применения нормы подразделяются:

  • на отраслевые и межотраслевые,
  • типовые,
  • местные.

Типовые профессиональные нормы утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ, порядку их разработки посвящено Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 №804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда» (должны устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, ответственным за управление, регулирование и координацию деятельности в отрасли), отраслевые (профессиональные) нормы предназначены для работы в организациях одной отраслевой направленности, межотраслевые — для осуществления трудовой деятельности на предприятиях двух и более отраслей экономики. Местные нормативные показатели работодатели принимают, когда или отсутствуют отраслевые нормы, или есть необходимость установить иные данные. Например, в соответствии с технологическим уровнем, организационными особенностями или внедрением нового оборудования, принципиально отличающихся видов деятельности (ноу-хау, новая область в экономике и т.д.).

Если работодатель принимает свои нормы труда на предприятии, то необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • прогрессивность норм труда (учет технологических достижений, эффективное распределение задач в рамках рабочего графика, рациональная организация производства и труда);
  • дифференциация норм труда (то есть разработка нормативов в соответствии с изменяющимися/перманентными условиями для равной оплаты за равный труд);
  • экономичность различных способов выполнения работ для сокращения издержек и сохранения работоспособности сотрудников;
  • создание нормальных условий для выполнения норм труда, соблюдение техники безопасности.

Основания для пересмотра норм труда

Основания для пересмотра норм труда

В соответствии с абз. 2 ст. 160 Трудового кодекса РФ нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Изменение норм труда затрагивает интересы и работодателя, и работника. Работодатель заинтересован в ужесточении норм труда, повышении производительности, сокращении издержек, возможного, например, за счет сокращения штата. Работник, в свою очередь, преследует иные цели: рост заработка при снижении (либо сохранении) трудовых усилий.

Толкование абз. 2 ст. 160 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что для пересмотра норм труда необходимы объективные причины: организационные или технологические изменения рабочих процессов. Такими причинами можно считать внедрение оборудования нового поколения, изменение технологий производства, существенные изменения в составе штатных работников, перераспределение функционала и прочее. Нормы труда могут быть пересмотрены и в сторону снижения, в случае если предприятие использует физически и морально устаревшее оборудование.

Новые нормы труда работодатель может ввести только после проведения обязательных мероприятий, которые в действительности обеспечивают рост производительности труда. В соответствии со ст. 160 ТК РФ нормы труда не пересматриваются, если производительность повысилась за счет мастерства отдельных работников. Правильность в расчетах норм труда очень важна, так как влияет на эффективность работы компании и качество жизни работников (причем влияние прослеживается даже после прекращения трудовых отношений).

Пример из судебной практики

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда по делу №33-5731/2017 оставлено в силе решение суда первой инстанции по иску гражданки Ш. к Управлению Пенсионного фонда РФ об отказе во включении в стаж периода работы. Суть дела: решением УПФР гражданке Ш. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Специальный стаж для назначения пенсии должен был составлять 25 лет, по расчетам Пенсионного фонда истец проработал 22 года 4 месяца 27 дней. Но Ш. с этим не согласилась, так как в стаж не был засчитан период работы в учреждении детского дошкольного образования в должности социального педагога и работы в должности учителя начальных классов. Решение обосновывалось тем, что работник не выполнял необходимого объема трудовой нагрузки.

Выводы суда апелляционной инстанции:

  • Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, периоды работы засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Как определить нормы труда

Каждый работник обязан выполнять свои трудовые обязанности. Круг обязанностей определяется трудовым договором, кроме того, расширенное или более конкретное значение обязанностей может быть установлено в должностной инструкции, должностном регламенте. Нередко работнику приходится трудиться больше, интенсивнее. В таком случае работодателю важно знать, как оформить труд работника в соответствии с законом, чтобы избежать судебных тяжб.

Во-первых, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение дополнительной работы. Дополнительное задание необязательно должно соответствовать профессии сотрудника, но, разумеется, должно быть оплачено. Поэтому, если в текущие вопросы вклинивается что-то неординарное, ситуацию можно разрешить с помощью расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ (ст. 60.2 ТК РФ). Но в законе отсутствует четкое разграничение понятий «расширение зоны обслуживания» и «увеличение объема работ», в оформлении и оплате разницы нет. Соглашение об увеличении объема работ или расширении зоны обслуживания заключается в письменной форме, в нем указывается:

  • какую именно дополнительную работу выполняет сотрудник;
  • срок, в течение которого действует соглашение;
  • размер оплаты дополнительного труда.

Относительно размера оплаты доптруда закон не устанавливает ограничений: нет ни максимального, ни минимального размера оплаты. Но в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности.
Во-вторых, работа должна организовываться с учетом всех ключевых показателей. Налаживание эффективной работы организации любой отраслевой принадлежности в принципе невозможно без нормирования труда. Это обязательный элемент управления, который необходим для расчета необходимых затрат для достижения определенных результатов, расчета размера заработной платы сотрудников (включая оклады, тарифные ставки, стимулирующие надбавки и премии), себестоимости и стоимости товаров, производимых предприятием, или оказываемых компанией услуг.

Нормы труда — это цифры, которые формируются путем анализа произведенных подсчетов, данных, полученных в процессе исследования экономического, технического и правового обоснования норм выработки, численности, времени и др. Как их получить? Любой рабочий процесс можно разделить на этапы и элементы, подсчитать затраты на выполнение каждого из них, соотнести с показателями рынка по оплате труда определенной квалификации, рассмотреть возможность привлечения к задаче более «дешевого» сотрудника, дабы квалифицированный специалист тратил время на сложные операции, при расчетах исходить из поставленных целей — какой результат является желаемым и какое решение в связи с этим оптимально. Некоторые компании прибегают к услугам хронометражиста — специалиста по организации рабочих процессов, с его помощью можно проверить нормы выработки, распределить время на выполнение различных заданий, закрепить наиболее рациональный режим работы.

Процесс нормирования труда включает в себя этапы:

  • обоснование и разработка норм труда (техническая часть);
  • установление норм труда;
  • введение в действие установленных норм труда;
  • обеспечение нормальных условий для выполнения норм труда;
  • замена и пересмотр действующих норм труда.

Локальные нормативные акты по утверждению норм труда принимаются с учетом мнения представительного органа работника (например, профсоюза). Это значит, что работодатель обязан информировать представительный орган о процессе разработки норм труда, согласовывать проект, а тот, в свою очередь, давать комментарии по его содержанию. Согласованный проект с нормами труда вводится в действие приказом работодателя (или распоряжением). Напомним, что работники должны быть извещены об этом не позднее чем за два месяца, иначе нормы труда не будут иметь юридической силы.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 сентября 2013 г. N 504

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с пунктом 10 приложения N 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, приказываю:

Утвердить методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях согласно приложению.

Министр
М.ТОПИЛИН

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 сентября 2013 г. N 504

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях (далее – Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда).

2. При разработке (определении) системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении (далее – учреждение) формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре, определяющий:

применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее – нормы труда), а также методы и способы их установления;

порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;

меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

3. Основными целями системы нормирования труда в учреждении являются:

создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.

4. Состав и содержание работ по нормированию труда в учреждении определяются целями и задачами нормирования трудовых процессов работников учреждений в определенных организационно-технических условиях выполнения технологических (трудовых) процессов.

5. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении несет работодатель. Организация работы, связанной с нормированием труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, может осуществляться как непосредственно руководителем учреждения, так и в установленном порядке может быть поручена руководителем одному из его заместителей.

6. Разработка (определение) системы нормирования труда в учреждении должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. С учетом численности работников и специфики деятельности учреждения для выполнения работ, связанных с нормированием труда, рекомендуется создание в учреждении специализированного структурного подразделения (службы) по нормированию труда. При его отсутствии выполнение работ, связанных с нормированием труда, может быть возложено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.

II. Рекомендуемые подходы к разработке системы нормирования труда

7. При разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении. В ходе анализа организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется учитывать используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг), параметры работы и обслуживания применяемого оборудования, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.

8. При определении норм труда рекомендуется проводить анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 “О правилах разработки и утверждения типовых норм труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583) (далее – типовые нормы труда), и соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

9. На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

10. Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда.

11. Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

12. Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени приведены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

13. При определении норм труда в учреждении на основе типовых норм труда используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики.

При совпадении с ними организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется использовать типовые нормы труда.

Аналогичное решение рекомендуется принимать, если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда. Решение о значимости различий организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов принимается с учетом мнения представительного органа работников.

Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают прогрессивные режимы работы оборудования, рациональные приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест, оптимальную занятость работников, максимальное использование возможностей рабочих мест, высокое качество продукции (работ, услуг), сохранение здоровья и работоспособности работников.

14. При создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.

15. При планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;

при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке.

16. При отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.

17. Содержанием работы по определению норм труда являются:

анализ трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;

выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

При проведении указанной работы рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. N 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.

18. При закупке в установленном порядке нового оборудования учреждениям рекомендуется проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования. При этом рекомендуется предусмотреть сравнение характеристик закупаемого оборудования с характеристиками оборудования, использованного при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда – с оборудованием, применяемым в учреждении).

19. Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Срок действия временных норм труда, определяемых учреждением, рекомендуется устанавливать не более 3 месяцев.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

III. Установление системы нормирования труда в учреждении

20. Систему нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее – Положение), которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

21. Учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.

22. В Положение рекомендуется включать следующие разделы:

а) “Применяемые в учреждении нормы труда”.

В приложении к данному разделу приводятся:

ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

б) “Порядок внедрения норм труда”;

в) “Порядок организации замены и пересмотра норм труда”;

г) “Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда”.

23. При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

24. Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок времени работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов).

С учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.

25. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.

26. Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

27. При проведении работ по освоению норм труда рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.

При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется проведение обучения работников.

При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.

28. Рекомендуется предусмотреть срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда не реже чем один раз в пять лет. По итогам анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Рекомендуется внедрять новые нормы труда в учреждениях одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).

Иные основания пересмотра норм труда не установлены трудовым законодательством. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работодателю рекомендуется осуществлять меры, направленные на соблюдение установленных норм труда, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда. К таким условиям, в частности, относятся:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке системы нормирования
труда в государственных
(муниципальных) учреждениях,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 30 сентября 2013 г. N 504

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ ЧИСЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ТИПОВЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ И ТИПОВЫХ НОРМ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТИПОВЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ

1. Рекомендуемая методика определения нормы численности на основе типовых норм времени

Норма численности на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нч = (То / Фп) * Кн, где: (1)

Нч – норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;

Фп – плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум * Чср), где: (2)

Вр – суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Фсум – нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

Чср – среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);

То – общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками, (часы) определяются по формуле:

То = Тр * Кр, где: (3)

Тр – затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени;

суммируются значения по всем видам выполняемых работ;

Кр – коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

Тр = Нв * Oi, где: (4)

Нв – типовая норма времени на работу i-того вида, часы;

Oi – объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

Пример 1. Определение нормы численности на основе типовых норм времени

1. Исходные данные.

Работники учреждения, занимающие должность служащего “ДС1”, выполняют работы по предоставлению гражданам социальных услуг (далее – су): су1, су2, су3, су4. Все работы по предоставлению гражданам социальных услуг охвачены нормами труда, то есть по данному виду работ коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени Кр(су) = 1.

Кроме того, в их должностные обязанности входит подготовка методических, справочных и отчетных материалов (далее – ом): ом1, ом2, ом3. Среди работ данного вида в учреждении есть работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени. Доля затрат времени на указанные работы – 20% от общего времени на подготовку методических, справочных и отчетных материалов. По данному виду работ коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени Кр(ом) = 1,2.

Установлены типовые нормы времени по каждой из работ:

Нв (су1) = 0,5 часа;

Нв (су2) = 1 час;

Нв (су3)= 1,5 часа;

Нв (су4) = 3 часа;

Нв (ом1) = 5 часов;

Нв (ом2) = 12 часов;

Нв (ом3) = 20 часов.

Определен объем по каждой из работ, выполняемый в течение года:

О (су1) = 8500 единиц;

О (су2) = 2380 единиц;

О (су3) = 7900 единиц;

О (су4) = 2500 единиц;

О (ом1) = 100 единиц;

О (ом2) = 8 единиц;

О (ом3) = 4 единицы.

Работникам установлена пятидневная рабочая неделя, рабочее время – 40 часов в неделю, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска – 28 календарных дней.

Суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников за расчетный период времени (Вр), составило 7213 часа.

Среднесписочная численность работников учреждения за 2011 – 2012 годы (Чср) составила – 215 человек.

2. Проведение расчетов.

По формуле 4 (Тр = Нв * Oi) определяются затраты времени на соответствующие работы:

Тр (су) = Нв (су1) * О (су1) + Нв (су2) * О (су2) + Нв (су3) * О (су3) + Нв (су4) * О (су4) = 0,5 * 8500 + 1 * 2380 + 1,5 * 7900 + 3 * 2500 = 25980 часов;

Тр(ом) = Нв (ом 1) * О (ом 1) + Нв (ом 2) * О (ом 2) + Нв (ом 3) * О (ом 3) = 5 * 100 + 12 * 8 + 20 * 4 = 676 часов.

По формуле 3 (То = Тр * Кр) определяются общие затраты времени на объем работы за год, выполняемых работниками:

То = Тр (су) * Кр(су) + Тр(ом) * Кр(ом) = 25980 * 1 + 676 * 1,2 = 26791,2 часа.

Нормативный фонд рабочего времени одного работника за 2013 год Фп и нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени Фсум определяются по производственным календарям на соответствующие года. В данном примере берем два предшествующих календарных года (2011 и 2012 годы). При 40-часовой рабочей неделе фонд рабочего времени одного работника составлял: в 2013 году – 1970 часов, в 2012 году – 1986 часов, в 2011 году – 1981 час.

Нормативный фонд рабочего времени одного работника сокращается с учетом времени оплачиваемого ежегодного отпуска. При этом учитываются ежегодный основной оплачиваемый отпуск и предоставляемые работникам ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. В приводимом примере продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней, дополнительные оплачиваемые отпуска работникам не предоставляются.

Время оплачиваемого отпуска переводится в рабочие часы. Для этого число календарных дней отпуска делится на число календарных дней в одной календарной неделе (7 дней) и умножается на число рабочих дней в одной календарной неделе (5 дней) и число рабочих часов в одном рабочем дне (8 часов). После этого определяются Фп и Фсум (с учетом того, что фонд рабочего времени определяется за два календарных года, время на оплачиваемый ежегодный отпуск увеличивается в два раза).

Фп = 1970 часов – (28 календарных дней / 7 дней календарной недели * 5 рабочей недели * 8 часов) = 1810 часов.

Фсум = 3967 часов – (2 года * 28 календарных дней / 7 дней календарной недели * 5 рабочей недели * 8 часов) = 3647 часов.

По формуле 2 (Кн = 1 + Вр / (Фсум * Чср) определяется коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.

Кн = 1 + 7213 / (3647 * 215) = 1,0092.

По формуле 1 (Нч = (То / Фп) * Кн) определяется норма численности:

Нч = 26791,2 / 1810 * 1,0092 = 14,94.

Соответственно, в штатном расписании учреждения необходимо предусмотреть 15 должностей служащего “ДС1”.

2. Рекомендуемая методика определения нормы численности на основе типовых норм обслуживания

Определяется расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п. по формуле:

Нрн = Твр / Ноб, где: (5)

Нрн – расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п.;

Ноб – типовая норма обслуживания;

Твр – единица рабочего времени, для которого была рассчитана норма обслуживания, часы.

Норма численности на основе расчетных норм времени определяется по формуле:

Нч = (То / Фп) * Кн, где: (6)

Нч – норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы обслуживания;

Фп – плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум * Чср), где: (7)

Вр – суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Фсум – нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

Чср – среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);

То – общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы), определяются по формуле:

То = Тр * Кр, где: (8)

Тр – затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены расчетные нормы времени;

суммируются значения по всем видам выполняемых работ;

Кр – коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

Тр = Нрн * Oi, где: (9)

Нрн – расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п., часы;

Oi – объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

Пример 2. Определение нормы численности на основе типовых норм обслуживания

1. Исходные данные.

Работники учреждения, занимающие должность служащего “ДС2”, выполняют работы по предоставлению гражданам комплекса социальных услуг (далее – ог). По всем работам имеются установленные нормы труда, то есть по данному виду работ коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени Кр(ог) = 1.

Типовая норма обслуживания Ноб составляет 16 обслуживаемых граждан за рабочий день (Твр = 8 часов).

Число обслуживаемых граждан равно 320 человек. Каждому из них ежедневно предоставляется комплекс социальных услуг.

Работникам установлена пятидневная рабочая неделя, рабочее время – 40 часов в неделю, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска – 28 календарных дней.

Суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников за расчетный период времени (Вр), составило 15050 часов.

Среднесписочная численность работников учреждения за 2011 – 2012 годы (Чср) составила – 430 человек.

2. Проведение расчетов.

По формуле 5 (Нрн = Ноб / Твр) определяется расчетная норма времени на одного обслуживаемого гражданина за один календарный день:

Нрн = 8 / 16 = 0,5 часов.

По формуле 9 (Тр = Нрн * Oi) рассчитываются затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени. При этом объем работы, выполняемый в течение года, равен произведению числа облаживаемых граждан на количество календарных дней в году (ог) = 430 * 365 = 156960 комплексов социальных услуг.

Тр(ог) = 0,5 * 156960 = 78475 часов.

По формуле 8 (То = Тр * Кр) рассчитываются общие затраты времени на объем работы за год, выполняемой работниками:

То(ог) = 78475 * 1 = 78475 часов.

Нормативный фонд рабочего времени одного работника за 2013 год Фп и нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени Фсум определяются по производственным календарям на соответствующие года. В данном примере берем два предшествующих календарных года (2011 и 2012 годы). При 40-часовой рабочей неделе фонд рабочего времени одного работника составлял: в 2013 году – 1970 часов, в 2012 году – 1986 часов, в 2011 году – 1981 час.

Нормативный фонд рабочего времени одного работника сокращается с учетом времени оплачиваемого ежегодного отпуска. При этом учитываются ежегодный основной оплачиваемый отпуск и предоставляемые работникам ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. В приводимом примере продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней, дополнительные оплачиваемые отпуска работникам не предоставляются.

Время оплачиваемого отпуска переводится в рабочие часы. Для этого число календарных дней отпуска делится на число календарных дней в одной календарной неделе (7 дней) и умножается на число рабочих дней в одной календарной неделе (5 дней) и число рабочих часов в одном рабочем дне (8 часов). После этого определяются Фп и Фсум (с учетом того, что фонд рабочего времени определяется за два календарных года, время на оплачиваемый ежегодный отпуск увеличивается в два раза).

Фп = 1970 часов – (28 календарных дней * 8 часов / 7 дней календарной недели * 5 рабочей недели) = 1810 часов.

Фсум = 3967 часов 2 года * (28 календарных дней * 8 часов / 7 дней календарной недели * 5 рабочей недели) = 3647 часов.

По формуле 7 (Кн = 1 + Вр / (Фсум * Чср) определяется коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.:

Кн(ог) = 1 + 15050 / (3967 * 430) = 1,008823.

По формуле 6 (Нч = (То / Фп) * Кн) определяется норма численности:

Нч = 78475 / 1810 * 1,008823 = 43,7.

Соответственно, в штатном расписании учреждения необходимо предусмотреть 44 должности служащего “ДС2”.

3. Рекомендуемая методика определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени

Норма обслуживания на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нобр = Фрв / Нв, где: (10)

Нобр – норма обслуживания;

Фрв – фонд рабочего времени за период, для которого определяется норма обслуживания (смена, неделя, месяц и др.);

Нв – типовая норма времени, часы.

Пример 3. Определение нормы обслуживания за один рабочий день на основе типовых норм времени

1. Исходные данные.

Работник учреждения, занимающий должность служащего “ДСЗ”, в рамках реализации мер социальной поддержки выполняет работы по выдаче гражданам материальных ценностей (продуктов питания, товаров первой необходимости и др.).

Определена типовая норма времени на обслуживание одного обслуживаемого гражданина – 0,5 часа. Рабочий день работника составляет 8 часов.

2. Проведение расчетов.

По формуле 10 (Нобр = Фрв / Нв) определяется норма обслуживания:

Нобр = 8 / 0,5 = 16 обслуживаемых граждан.

Норма обслуживания для работника, занимающего должность служащего “ДСЗ”, составляет 16 обслуживаемых граждан, что необходимо учесть при организации оказания соответствующей социальной услуги.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке системы нормирования
труда в государственных
(муниципальных) учреждениях,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 30 сентября 2013 г. N 504

ПРИМЕРЫ (АЛГОРИТМЫ) РАСЧЕТА НОРМ ТРУДА ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ТИПОВЫХ НОРМ ТРУДА С УЧЕТОМ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ (ТРУДОВЫХ) ПРОЦЕССОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) УЧРЕЖДЕНИИ

Пример 1. Расчет нормы времени учреждения путем применения поправочного коэффициента к типовой норме времени.

Типовая норма времени – “А” минут, необходимых для выполнения работ, связанных с сопровождением работником учреждения гражданина, поступившего в приемное отделение, до отделения дневного пребывания при условии, что расстояние между ними не превышает 50 метров. Кроме того, предусмотрены поправочные коэффициенты при следующих расстояниях:

от 50,1 до 60 метров – 1,2;

от 60,1 до 70 метров – 1,4.

В учреждении четыре отделения дневного пребывания, расстояние между приемным отделением и отделениями дневного пребывания составляет:

отделением N 1 – 40 метров;

отделением N 2 – 54 метра;

отделением N 3 – 65 метров;

отделением N 4 – 80 метров.

Соответственно норма времени при сопровождении до отделения N 1 должна быть определена в “базовом” размере – “А” минут (расстояние до 50 метров).

При сопровождении до отделения N 2 норма времени определяется в размере “А” минут * на 1,2 (с учетом поправочного коэффициента, предусмотренного типовой нормой времени – 1,2 для расстояния от 50,1 до 60 метров).

При сопровождении до отделения N 3 норма времени определяется в размере “А” минут * на 1,4 (с учетом поправочного коэффициента, предусмотренного типовой нормой труда – 1,4 для расстояния от 60,1 до 70 метров).

Для определения нормы времени учреждения при сопровождении до отделения N 4 следует рассчитать поправочный коэффициент к “базовому” значению типовой нормы времени (“А” минут). При проведении расчета рекомендуется использовать наиболее близкий к фактическому расстоянию

Расчет производится в два этапа. Сначала определяется среднее расстояние, на которое сопровождающий и гражданин переместятся за 1 минуту = “А” минут * 1,4 / 70 метров. При этом рекомендуется учесть максимальное расстояние, для которого применима типовая норма времени.

Затем на втором этапе определяется норма времени как среднее, на которое сопровождающий и гражданин переместятся за 1 минуту, умноженное на 80 метров (фактическое расстояние при сопровождении до отделения N 4).

Пример 2. Определение нормы времени на оказание одной услуги путем сопоставления характеристик применяемого оборудования.

Типовой нормой времени определено время оказания одной услуги “Н” – 60 минут. Расчет нормы труда был проведен с учетом применения аппарата “X1”.

В учреждении при оказании услуги “Н” применяется аппарат “X5”. Таким образом, учреждению необходимо оценить, какое влияние окажет на время оказания услуги “Н” замена аппарата “X1” на “X5”.

Согласно инструкции по эксплуатации аппарата “X1” перед началом работы он должен разогреваться в течение 10 минут. Одновременно необходимо ввести программу работы аппарата. Каждый раз программа вводится вручную оператором. Время выполнения программы, используемой при оказании услуги “Н”, составляет 2 минуты. Таким образом, из 60 минут оказания услуги “Н” 12 минут приходится на работу аппарата “X12”.

Согласно инструкции по эксплуатации аппарата “X5” разогрев аппарата “X5” занимает 1 минуту, в течение которой необходимо выбрать программу работы аппарата. Программы введены в память аппарата “X52. Время выполнения программы, используемой при оказании услуги “Н”, составляет 2 минуты. Следовательно, общее время работы аппарата “X5” при оказании услуги “Н” составляет 3 минуты. Соответственно замена аппарата “X1” на аппарат “X5” позволяет сэкономить 9 минут (12 минут – 3 минуты). Общее нормативное время оказания одной услуги “Н” сокращается до 51 минуты, что должно быть зафиксировано при определении системы нормирования труда учреждения.

Пример 3. Определение нормы времени на оказание услуги в учреждении с учетом различий организационно-технических условий при оказании услуги.

Типовой нормой времени определено время на оказание одной услуги “К” – 45 минут. При этом указано, что она включает пять последовательных этапов. Анализ оказания услуги “К” учреждением показывает, что с учетом особенностей технических или природно-климатических условий (например, дополнительный прогрев оборудования, расположенного на неотапливаемой площадке перед запуском в зимний период времени) необходим еще один дополнительный этап. Соответственно учреждение должно определить нормативное время, необходимое для выполнения дополнительного этапа, и с его учетом определить норму труда учреждения.

Добавить комментарий