Как найти ноты для пианино

На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать — это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Октавы пианино

Малая, первая, вторая октава

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть,  в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Ключ Соль

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Ключ Фа

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше,  являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта. 

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

Изображение тактовой черты в середине произведения

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Завершающая тактовая черта

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью,  киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Длительности нот в виде окружности

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Половинная = ½ целой

Четвертые = ½ половинной = ¼ целой

Восьмая =  ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей :-) (размер 4/4).  То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Итак, у нас  остался один завершающий штрих – размер такта.

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Такт размером 4/4

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера — означает сколько в такте долей, а нижняя — какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

  • 1 – целая
  • 2 – половинная
  • 4 – четвертная
  • 8 – восьмая
  • 16 – шестнадцатая
  • 32 – тридцать вторая и т.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

2/4 3/4 4/4 такты

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Рисунок размера такта 2/4

Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:

Рисунок размера такта 3/4

¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Знаки паузы в партии

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Фа мажор (F dur)

Гамма F dur

Соль мажор (G dur)

Гамма G dur

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

  1. В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это — скрипичный ключ.
  2. После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
  3. 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
  4. Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
  5. Две восьмые ноты Ре первой октавы.
  6. Тактовая черта.
  7. Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино  — оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно,  если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в  качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот.

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

Музыкальные инструменты

Ноты на фортепиано для начинающих

Ноты на фортепиано для начинающих

Содержание

  1. Расположение
  2. Составляющие нотного стана
  3. Обозначение знаков альтерации
  4. Тональность
  5. Как легко выучить?
  6. Как читать ноты с листа?
  7. Примеры красивых мелодий

Играть музыку без знания нот возможно. Однако такой уровень вряд ли выйдет дальше любительского. Чтобы иметь возможность сочинять мелодии, важно сперва выучить ноты.

Расположение

Всего фортепиано имеет 88 клавиш. Из них 52 белого цвета, 36 чёрного. С помощью белых клавиш извлекаются звуки открытых нот. Открытыми они называются, потому что они без изменений. Чёрные клавиши изменяют звучание. С их помощью проигрываются диезы и бемоли.

Светлые музыкальные кнопки располагаются в ряд. Чёрные расположены по 2-3 кнопки между белыми. Эта особенность связана со звукоизвлечением.

Порядок нот на пианино следующий: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Эти ноты входят в первичную базовую гамму «До мажор». Начальная нота «До» относится к первой октаве, конечная «До» – ко второй. Последовательность этих звуков повторяется по всей клавиатуре фортепиано. «До» находится слева от группы из двух тёмных клавиш.

Помимо расположения и названия нот, важно то, какими пальцами нажимаются клавиши. Пальцы нумеруются следующим образом: первый – большой, второй – указательный, третий – средний, четвёртый – безымянный, пятый – мизинец. Это делается для удобства игры и эстетического процесса. Начинающим подписывают ноты цифрами, чтобы быстрее запомнить, каким пальцем нужно играть. Обучение по цифрам помогает довести процесс до автоматизма.

Составляющие нотного стана

Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.

Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.

Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.

Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.

Ключи

Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.

Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.

Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.

Самый распространённый вариант ритмического рисунка 3/4 – 3 четвертных ноты в ладу. Возможен вариант использования одной половинной с точкой, расположенной сбоку. Тогда одна нота будет звучать весь такт. Размер 3/8 схож с 3/4. Однако вместо четвертных лад вмещает восьмушки.

Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».

Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.

Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры.

Такты и тактовые черты

Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.

Окончание композиции обозначается двойной тактовой чертой. При этом вторая вертикальная линия утолщена.

Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.

Обозначение знаков альтерации

Под музыкальной альтерацией понимается изменение звучания нот. Символами альтерации являются диез, двойной диез, бемоль, двойной бемоль и бекар.

Диез внешне напоминает решётку на кнопках мобильного телефона. Это знак повышения звука на полтона. Бемоль похож на английскую букву «b». Этот символ понижает звук на полтона. Бекар отменяет любые изменения звучания. Символ выглядит как цифра «4» с квадратом наверху. Двойной диез повышает звучание на два тона. Он пишется как крест с острыми концами, напоминающими ромб. Двойной бемоль понижает лад на два тона. Символ пишется как две буквы «bb», расположенные вплотную друг другу.

Тональность

Для того чтобы разобраться, что представляет собой тональность, стоит осветить такие понятия как «звукоряд», «лад» и «тоника». Звукоряд – это расположенные друг за другом ноты. Они имеют либо восходящий, либо нисходящий порядок. То есть звукоряд может начинаться либо со стандартного До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До, либо выглядеть так: До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

Ладом называется связь звуков между собой, их созвучность и упорядоченность. Ступеней лада 7, по количеству основных нот. Ступени обозначают римскими цифрами.

Тоника – первая и главная ступень лада. На ней находится устойчивое трезвучие: До-Ми-Соль. Оно задаёт окраску всему ладу.

Тональностью называется лад, имеющий определённую тонику. Тоникой является нота, от которой строится лад. Стоит рассмотреть на простом примере: гамма «До мажор». Здесь нота «До» выступает в качестве тоники, так как с неё начинается мелодия. Мажор окрашивает гамму позитивным настроением, а значит, является ладом. В гамме «До минор» «До» остаётся тоникой, при этой лад будет минор. Соответственно «настроение» мелодии изменится на грустное.

Как легко выучить?

Чтобы самостоятельно выучить ноты, достаточно выполнить ряд нетрудных упражнений. Первое, что нужно запомнить, – названия нот. Необходимо проговорить их в прямом и обратном порядке. Знание нужно довести до автоматизма. Также знания теоретические нужно соотнести с практическими. Наличие инструмента в домашних условиях обязательно. Нужно проиграть гамму «До мажор» несколько раз. Игру на фортепиано тоже важно доводить до автоматизма.

Существует множество тренажёров для новичков, по которым можно быстро учить нотную грамоту с нуля. Простой способ запомнить составляющие нотного стана – сверять их по клавишам. Одной теории недостаточно для свободной игры на фортепиано. Важно совместить изучение теории и практических занятий. Теоретические понятие и термины станет намного проще понять, проверяя всё с помощью музыкального инструмента.

Как читать ноты с листа?

Для начинающих фортепиано может показаться сложным. Особенно новичков ставит в тупик чтение нот с листа. На первых порах обучения нотной грамоте допускается подписывание нот. Однако лучше сразу переходить к чтению музыкальных знаков без дополнительных подписей. В этом поможет несколько упражнений.

Необходимо записывать основные ноты на нотном стане. Это позволит быстрее запомнить, на каких линейках находятся музыкальные знаки, что поможет в чтении с листа.

Стоит заучить, что скрипичный ключ указывает на «Соль» первой октавы. Басовый ключ указывает на «Фа» малой октавы. Важно запомнить, что нота «До» первой октавы всегда расположена на первой добавочной линеечке.

Для контроля своих знаний стоит воспользоваться преимуществами технологий и установить программу «нотный тренажёр». Можно потренироваться с незнакомым нотным текстом. Программа поможет определить, правильно ли подобраны ноты.

Примеры красивых мелодий

Прежде чем начать играть мелодии по нотам, важно осветить такое понятие, как «музыкальный штрих». Штрихом называют способ исполнения нот. Начинающие исполняют мелодии штрихом нон-легато, то есть не связно. При этом пауза между звуками составляет не больше 1/4. Также существует такой способ звукоизвлечения, как легато, или связно. Легато предполагает плавную игру, когда одна нота «перетекает» в другую. Ещё один штрих – стаккато, отрывисто. При этом ноты играются резко, остро, не сливаясь в цельную мелодию.

Начинающим лучше всего обратить внимание на детские песни. Не стоит сразу выбирать сложные произведения, занимающие 2-3 листа. Существует множество песен, которые состоят не больше, чем из 5-8 тактов. Новичкам можно посоветовать музыкальный сборник Б. Милича. В нём содержатся простые песни для детей.

  • «Праздничная». Мелодия состоит из восьми тактов. Установленный размер – 4/4. Музыка записана четвертными и целыми нотами. Звуки альтерации отсутствуют.
  • «Зима». Зимняя мелодия, состоящая из восьми тактов, отлично подойдёт для тренировки. Размер составляет 4/4. Медленный ритм и небольшое количество нот помогут быстро освоить игру на фортепиано.
  • «Флажки». Эта мелодия немного сложнее. Она играется со знаками альтерации в тональности «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Также здесь появляется нота с точкой. Точка, располагающаяся под нотой или над ней, показывает, что её нужно исполнять штрихом стаккато.

Потренировавшись на простых песенках, можно переходить к более сложным. Такие мелодии могут состоять из 15-20 тактов.

  • «В траве сидел кузнечик». Популярная мелодия, которая имеет знаки альтерации, ноты с точками. Песня поможет закрепить и улучшить умения, полученные ранее.
  • «Перепёлочка». Эта грустная мелодия познакомит с гаммой «Ля минор». Она играется в размере 2/4. Существует несколько вариантов этой песни. В одном отсутствуют знаки альтерации, в другом – присутствуют. Это позволяет выбрать между простым и усложнённым вариантами исполнения.

Чтобы увлечь детей занятиями, можно предложить сыграть современные песни из мультфильмов.

  • Мелодия из «Фиксиков». Мелодия кажется незатейливой, однако это только на первый взгляд. Нотный стан представлен скрипичным и басовым ключами, присутствуют бемоль, диез и бекар. Чтобы сыграть эту песню, нужно «познакомиться» с шестнадцатыми и аккордами.
  • «Мой маленький пони». Мелодия «Дружба – это магия» представлена только скрипичным ключом. Она играется в тональностях «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Другие знаки альтерации отсутствуют.

Помимо чтения с листа и запоминания нот, важно уделить время извлечению звуков на слух. Можно прослушать любую мелодию и попытаться подобрать на музыкальном инструменте. Это поможет развить творческие навыки.

Для того чтобы в совершенстве овладеть игрой на фортепиано, уйдёт не один год. Однако начать можно буквально с нуля. Необходимая теория изучается в процессе обучения. Остальное зависит от желания и упорства.

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.Пока будешь читать, включи музыку по активной ссылке для хорошего настроения! А мы продолжаем тему прошлых выпусков “Эстрадный вокал. Никаких секретов!”

Эстрадный вокал понятие широкое, к нему можно отнести и джаз, и рок, и народный вокал, так как само понятие “эстрада” обозначает “сцену”, выступление артиста перед публикой, эстрадный вокал – это синтез разных направлений, важны как профессиональная вокальная техника (как в академическом вокале), так и свобода и подвижность (как в джазе).

Таким образом, ваша задача заключается в том, чтобы из всего разнообразия эстрады, найти свой стиль. Который в свою очередь будет синтезом того, что уже существует.

Сегодня у нас подборка из 25 интернет-ресурсов, которые помогут быстро отыскать нужные ноты.

Это очень важные сведения – ведь часто так трудно найти нужные ноты для занятий по эстрадному вокалу! Особенно, если они никогда и не печатались! Поэтому берёшь понравившуюся песню, нотный лист – слушаешь и подбираешь мелодию, и, обязательно, гармонию, потому что не стоит учить только с голоса, особенно с детского голоса, надо разобрать мелодию по интервалам, скачкам, проанализировать гармонию, отклонения, модуляции.

Сегодня ищем интернет ресурсы, которые помогают найти нужные ноты – Зачем изобретать велосипед, если есть сайты, где можно скачать ноты бесплатно и без регистрации, или сделать заказ на ноты? Вы сможете найти нужные ноты на одном из из 25 сайтов.

Никаких секретов от вокалистов и педагогов!

Сайт Musicnotes

(смотри моё краткое видеопутешествие по этому сайту ниже)

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

В этом видеоролике я показываю как путешествовать по многочисленным разделам этого сайта.

Как найти нужное произведение на сайте? Если знаете название фильма или мультфильма и т.д. – идёте через поисковик “Жанры”, или “Композиторы”, или “Исполнитель”, или в колонке слева через “Инструменты”. Если повезёт – найдёте, если нет – заходите в “Поик нот” и делайте заявку. Не все ноты бесплатны, но лично я нашла бесплатно многое из того, что раньше подбирала на слух. Жаль , не знала об этом сайте – сэкономила бы себе кучу времени.

Кстати, в ВК есть группа этого сайта, там на форуме можно попросить ноты или на сайте заказать –

“Коллекция нот. Скачать бесплатно.”

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

спуститесь по ленте, посмотрите ноты, что народ ищет и получает, в “Статьи” в “Ссылки” – там тоже можете найти полезное и любопытное.

Кто ищет – тот найдёт!

Далее, я просто перечислю удобные поисковики.

Подробные советы подготовлю как-нибудь позже.

Ещё один сайт по поиску нот – СlassON.ru

– но для детской школы искусств, (если надо поискать ноты Евгения Крылатова, советских композиторов, какие-то детские сборники.) –

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.И ещё один не коммерческий сайт, но с регистрацией –

Сайт для музыкантов и любителей музыки “Звуки надежды”

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

На сайте есть библиотека, видеотека, видеохрестоматии по классической музыке, файлообменник, форум. Я вскользь пробежалась, мне кажется, много ценного можно найти.

На следующем сайте нет нот – но я его предлагаю, как ссылку. Там очень много информации для ученика и учителя общеобразовательной школы.

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных рессурсов.

я выбрала, для примера, один из многочисленных разделов – подборку МУЗЫКА в энциклопедия КРУГОСВЕТ. И нашла кучу “полезностей” Если будет интерес читателей – в дальнейшем, создам краткие видео для удобства.

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.Есть ещё один любопытный сайт, который может пригодится. Это –

Сайт Ноты для синтезатора

Если найдёте на нём видео с исполнением нужного произведения на синтезаторе, то нетрудно по ссылке отыскать и ноты этого произведения как я показываю в этой активной ссылке.

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.Представляю следующий нотный поисковик –

Сайт PIANOKAFE

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.Ещё один нотный поисковик удобен для поющих гитаристов

Сайт PRIMANOTA -аккорды, табулатуры, ноты

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

. И ещё один нотный клондайк

Сайт НОТНЫЙ АРХИВ РОССИИ

Вот его вокальный архив в активной ссылке и в качестве примера найденые ноты песни Городские цветы , которые мне в своё время пришлось тратить время и самой подбирать

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.Поисковик нот – Scorcer

не очень разобралась в его навигации, может и удобно в дальнейшем будет искать по этой его ТАБЛИЦЕ.

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.
но мне было сложно искать нужные ноты, может быть не разобралась пока
но мне было сложно искать нужные ноты, может быть не разобралась пока

.Серьёзный нотный поисковик

Нотный архив Бориса Тараканова

очень большой выбор нот, поисковик активно востребован, по-моему там нужно делать взнос .

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.На этом сайте тоже частенько находила нужные ноты –

Сайт Пропианино

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.А здесь, при необходимости, можно купить интересные детские сборники – это интернет магазин

Сайт НотаТорг

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.
Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

десь активный обменник – форум. обмен нотами

Форум Международный музыкальный клуб

фото

. И ещё нашла для вас сайт – Ноты для фортепиано

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

. Здесь кроме поисковика и заказа нужных нот – можно заказать набор нот или распечатать чистые нотные листы в нужном формате.

Сайт Ноты тут

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.И ещё один сайт. Попробуйте им воспользоваться –

Сайт Ноты на заказ. Студия музыки I play piano

можно и бесплатные найти

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.этот поисковик мне тоже однажды помог –

Mnogonot.ru

удобный поисковик который быстро ищет ноты по заказу

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

Я попробовала его оперативность – забила в поисковик “I Got Ritm” – через секунду ине выдали результат и различные ссылки. (Чаще всего работает ссылка на большой Архив Тараканова) –

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

. Тестируйте очередной найденный мной поисковик –

Сайт 100НОТ

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.. или попробуйте вот этот сайт –

Библиотека нот и музыкальной литературы

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.
Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

этого сайта есть группа в ВК “Сообщество музыкантов и творческих людей”

А может вам больше подойдёт этот многофункциональный сайт с разделами: теория, гармония, импровизация и ещё много интересного.

Сайт Сайт 7 НОТ

...
Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

. Мне он тоже понравился, многосторонний.

Сайт ПОДБОР НОТ

Видео разбор произведений, и не надо тратить время на подбор и запись очередной детской песенки, например “Три желания”

Отличный сайт, если нот нет - можно заказать
Отличный сайт, если нот нет – можно заказать

..тоже ценный рессурс –

Sheets Piano – отличный поисковик

Я быстро в нём нашла для примера песенку Юрия Энтина “Мама” осталось только скачать.

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.
Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

..На этом сайте тоже можно поискать, немного побродила –

Terminal Pay

и нашла ноты в разделах “Нотный магазин” -“Детская воокальная студия” и “Джаз, вариации””

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.
Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.
Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

.На этом сайте тоже не только классику можно найти, но и ноты современных авторов.

Сайт НОТОМАНИЯ

Где найти ноты песни? 25 нотных сайтов. Эстрадный вокал. Никаких секретов! Выпуск 9.

И, на прощание, – ловите несколько активных ссылок от студии “Илосик” –

Студия “Илосик” Минусовки, ноты, караоке

Поиск нот, минусовок ОТЕЧЕСТВЕННЫХ исполнителей (Россия, Украина и другие) .

Поиск нот, минусовок ЗАРУБЕЖНЫХ исполнителей.

Поиск и обмен минусовок

Karafun (караоке файлы KFN) , Видеокараоке. (Добавляем и меняемся KFN файлами)

Если хотите больше поисковиков – загляните СЮДА

На сегодня – всё!

Выбирайте удобные поисковики из подобранного для вас большого списка. Не забудьте, пожалуйста, поблагодарить сайты, которые вам помогли. ))

Если вам была интересна тема, ищите все выпуски “Эстрадный вокал. Никаких секретов!”

Если вам интересна тема, ищите все выпуски “Эстрадный вокал. Никаких секретов!”

на канале “Эскизы TaiS”

в чате “Педагогу эстрадного вокала в помощь”

на канале “Эскизы TaiS”

И – НИКАКИХ СЕКРЕТОВ от музыкантов-вокалистов!

Спасибо за внимание!

Буду благодарна за “пальцы вверх”!

Всем удачи!

здесь

Найдите нужные ноты на фортепиано, гитаре и укулеле

Начните с выбора ноты и знака альтерации вверху. Нажмите на кнопку “Инструмент”, чтобы выбрать между фортепиано, гитарой, укулеле и нотной записью. Озвучьте выбранную ноту с помощью кнопки “Воспроизвести ноту” или нажав пробел на вашей клавиатуре.

Нажмите на клавиши фортепиано или используйте вашу клавиатуру, чтобы играть на фортепиано. Первый ряд букв на вашей клавиатуре соответствует белым клавишам фортепиано, а ряд цифр на вашей клавиатуре соответствует чёрным клавишам. Вы можете воспроизводить несколько нот одновременно.

Нажмите на струны или используйте вашу клавиатуру чтобы играть на гитаре. Каждый из четырёх рядов клавиш компьютера соответствует конкретной струне. Нажмите и удерживайте Shift (⇧) и используйте два верхних ряда клавиш компьютера, чтобы играть на двух верхних струнах гитары.

Бесплатные упражнения для изучения нот

Попробуйте наши бесплатные упражнения для изучения нот и научитесь распознавать, записывать и играть ноты. Вы также найдете множество других упражнений для развития чтения нот с листа и тренировки слуха, эти упражнения расширят ваше понимание музыки и ваши музыкальные способности.

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.

Оглавление

  • Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
  • Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
  • Интервалы между нотами
  • Буквенные обозначения нот
  • Деление на октавы
  • «Нот всего семь»
  • Упражнения и вопросы для самоконтроля

Клавиатура фортепиано. Белые клавиши

Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.

Клавиатура фортепиано

Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.

Полутоны на клавиатуре фортепиано

Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.

Нота до на клавиатуре фортепиано

Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:

Ноты на фортепиано - белые клавиши - одна октава

При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.

Ноты на фортепиано - белые клавиши - две октавы

Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.

Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.

Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм

Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.

Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.

Ноты на фортепиано - чёрные клавиши - диезы

С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.

Ноты на фортепиано - чёрные клавиши - бемоли

Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.

Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.

Интервалы между нотами

Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Интервалы между нотами белых клавиш фортепиано

Буквенные обозначения нот

Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.

В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.

Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.

Буквенные обозначения нот

Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.

Деление на октавы

Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.

Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.

При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.

Октавы на фортепиано

«Нот всего семь»

Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.

Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
  2. Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
  3. Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
  4. Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
  5. Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
  6. Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
  7. Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
  8. Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
  9. Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и сиси и до?
  10. Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
  11. Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
  12. Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
  13. Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?

Успехов!

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Добавить комментарий