Аппликатура саксофона. Долгожданная и самая приятная часть обучения — реальная игра на саксофоне. Сначала общая информация:
Аппликатура, это порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатура саксофона обозначает какие клавиши (кнопки) на инструменте следует нажимать, чтобы прозвучала та или другая нота.
Некоторые ноты на саксофоне можно извлечь применяя разные сочетания клавиш. В таком случае говорят об основной (часто употребляемой) и альтернативной аппликатуре.
На рисунке ниже представлены основная и альтернативные варианты аппликатуры саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон. Для скачивания сохраните картинку с аппликатурой либо скачайте по ссылке с Яндекс-диска под картинкой (полный размер изображения):
Аппликатура саксофона скачать с Яндекс-диска
Начнем изучение аппликатуры саксофона с отдельных нот. Разучим какие клавиши для какой ноты надо нажимать.
С этого урока играйте на саксофоне ежедневно. Перерыв в занятиях (выходной) не чаще одного дня в неделю. Длительность занятий вначале до получаса. Не перегружайтесь. Дайте мышцам, участвующим в игре окрепнуть.
На занятиях отрабатывайте упражнения из Школы игры на саксофоне. В течение нескольких месяцев доведите время занятий до часа и более — сколько позволят ваши возможности.
Каждую репетицию начинайте с длинных нот (объяснения в ходе уроков).
К этому уроку вы должны уметь:
- выставить трость, собрать мундштук и подготовить саксофон для игры (урок 1);
- дышать животом — быстрый вдох в живот и плавный выдох с прессом (урок 2);
- правильно держать саксофон во время игры (урок 3);
- управлять губами, языком и лицевыми мышцами (амбушюр) (урок 4);
- извлекать звук из собранного мундштука и эски (урок 5);
- и понимать, что саксофон транспонирующий инструмент — играют одни ноты, звучат другие (урок 6).
Если вы успешно прошли предыдущие 6 уроков, приступайте к освоению аппликатуры саксофона. Если вы не прошли или не усвоили предыдущие уроки, лучше вернитесь к ним.
Потому что не освоив азы наделаете ошибок, которые позже трудно будет исправить.
Раздел 2. Аппликатура саксофона
Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.
Ноты для саксофонов от сопрано до баритона записываются в скрипичном ключе и имеют одинаковый диапазон — от си-бемоль малой октавы до фа-диез третьей октавы.
Взять ноту ниже си-бемоль малой октавы на саксофоне не возможно.
Взять ноту выше фа-диез третьей октавы можно вполне. Диапазон выше фа-диез третьей октавы называется диапазоном флажолетов.
Флажолет — приём игры на музыкальных инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон.
Этот диапазон становится доступным через несколько лет игры на саксофоне. Неподготовленный музыкант взять их не сможет даже зная аппликатуру этих нот.
Таким образом, верхняя граница диапазона саксофона ничем не ограничена, кроме умения исполнителя. На саксофоне можно играть ноты ре, ми и, даже, соль четвертой октавы. Бывают мастера играющие до пятой октавы! Правда, это звучит уже как крик чайки и не известно, есть ли в такой игре практический смысл.
Но в будущем, хотя бы ноту ре четвертой октавы играть надо уметь.
Аппликатура саксофона. С чего начать?
Как правило, нотную запись начинают изучать с ноты до. Это базовая нота для тональности до-мажор, в которой нет диезов и бемолей. Поэтому с этой тональности очень удобно начинать изучение нот.
Изучить нотную запись и ознакомиться с элементарной теорией музыки можно на сайте уроки музыки. Там доходчиво рассказано что такое ноты. Как их записывать и читать.
Без этих знаний будет трудно стать полноценным саксофонистом.
У духовых инструментов есть особенность — самые низкие ноты на них берутся труднее, чем ноты повыше.
На саксофоне нота до первой октавы находится очень низко и не всегда берется начинающими музыкантами. У новичков эта нота может «хрипеть» и «булькать». Поэтому начинать изучение аппликатуры саксофона с ноты до первой октавы не будем.
С ноты до второй октавы начинать тоже не удобно. Она входит во вторую октаву, а это уже другой диапазон. Впрочем, до второй октавы разучивается уже на этом уроке. Только в конце урока.
Начнем с самой легкой ноты на саксофоне.
Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.
Записывается нота соль первой октавы на второй линейке нотного стана:
Возьмите саксофон для игры как рассказано на уроке 3.
Пальцы рук расположите на соответствующих кнопках инструмента. Пока никакие кнопки не нажимайте.
На этом уроке работаем пальцами только левой руки.
Нажмите тремя пальцами левой руки — указательным, средним и безымянным — три кнопки, которые лежат под ними. Это аппликатура ноты соль первой октавы:
Техника извлечения звука разучивается на уроке 5. Извлеките звук. Должно получиться так:
Кто интересовался транспортом нот, тот обратит внимание, что когда на саксофоне альт играют ноту соль первой октавы, звучит нота си-бемоль малой октавы.
В связи с тем, что начинается практика игры на саксофоне, позвольте рекомендовать обучающую компьютерную программу «Свирелька».
Программа показывает ноты мелодии и аппликатуру для каждой ноты, а также проигрывает мелодию. Особенностью «Свирельки» является то, что темп мелодии можно изменять. Обучаемый сам устанавливает удобный для разучивания мелодии темп — сначала медленный, затем побыстрее.
Возьмите ознакомительную версию программы:
По функционалу полная и ознакомительная версии одинаковы. В полной версии добавлена возможность загружать новые ноты, а в ознакомительной мелодий для разучивания только три.
Стоимость полной версии Свирельки — не дороже одного единственного занятия с преподавателем, а программа будет вам служить все время обучения и даже после.
Кроме того, Свирелька здорово развивает чувство ритма, а это основа всей музыки.
Совет: попробуйте как удобно пользоваться программой и насколько быстрее пойдет саксофон для начинающих.
Продолжаем разучивать аппликатуру саксофона.
Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.
Следующая нота ля первой октавы.
Место этой ноты на нотном стане между второй и третьей линейками:
Положение пальцев как для предыдущей ноты, но теперь нажаты только две кнопки — указательным и средним пальцами левой руки. Безымянный палец отпускаем. Аппликатура ля первой октавы на саксофоне:
Внимание! Палец, который не нажимает кнопку остается вблизи кнопки. Пальцы не топырить!
Звучит ля первой октавы:
Аппликатура саксофона для ноты ля первой октавы на Свирельке:
Переходим к следующей ноте.
Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.
Нота си первой октавы записывается на третьей линейке нотоносца (нотного стана).
Аппликатура ноты: отпускаем из положения как для предыдущей ноты средний палец. Нажимает свою кнопку только указательный.
Звучит си первой октавы:
Ещё раз обратим внимание — пальцы, которые не нажимают следует держать вблизи от кнопок. Не следует их подымать или убирать со своих мест. Это относится к работе пальцев обеих рук. Нормальное положение пальцев во время игры на саксофоне — лежать как можно ближе к своих кнопкам.
Аппликатура саксофона для ноты си первой октавы. Разучиваем на Свирельке:
И обещанная в начале урока нота:
Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.
Записывается до второй октавы между третьей и четвертой линейкой.
Играем ноту до второй октавы. Нажимает на кнопку только средний палец левой руки. Аппликатура саксофона:
Звучит нота до второй октавы:
На Свирельке нота до второй октавы саксофона:
Обратите внимание, что на «Свирельке» показана и основная и дополнительная (альтернативная) аппликатура саксофона.
При обучении рекомендуем пользоваться основной аппликатурой. В дальнейшем альтернативная аппликатура пригодиться для быстрого перехода между нотами.
При разработке «Свирелька» имелись разные мнения по поводу транспонирования нот. Было учтено, что со «Свирелькой» будут заниматься начинающие музыканты, возможно, даже не знающие нот. Поэтому было сделано так, что программа читает ноты натурального ряда. Такие как для флейты и фортепиано.
Все ноты для саксофона на этом сайте сделаны под «Свирельку». Поэтому ноты с сайта не придется переделывать под саксофон.
Для продвинутых музыкантов, которые пользуются нотами переделанными для саксофона, в Свирельке есть режим транспонирования нот. Так что и опытные саксофонисты могут воспользоваться программой.
Разучили четыре ноты. Что теперь?
Мы прошли первые четыре ноты на саксофоне. Теперь, используя разученные ноты, перейдем к «длинным нотам». Напомним, что длинные ноты это ноты на протяжении всего выдоха. Упражнение на длинные ноты выполняют ежедневно перед игрой на саксофоне.
Во время упражнений на длинные ноты необходимо контролировать насколько ровный тон длинных нот на всем протяжении звучания.
Продолжайте выполнять упражнение на длинные ноты ежедневно. Только теперь играйте не на эске с мундштуком, как на уроке 5, а на собранном саксофоне, проигрывая четыре разученных ноты в виде следующих упражнений:
Первое упражнение: вытягиваете длинную ноту на полное дыхание сначала соль, затем ля, затем си и до.
Второе упражнение: повторяете те же ноты теперь с атакой.
С атакой должно звучать примерно так:
Ошибки начинающих саксофонистов.
- Незадействованные в игре пальцы непроизвольно прогибаются, скрючиваются, а мизинцы опускаются под педали клапанов. Контролируйте положение пальцев на кнопках. Держите их как можно ближе к своим кнопкам, даже когда пальцы не нажимают кнопки. Это приходится повторять снова и снова, потому что положение пальцев влияет на качество игры. Недостатки в постановке пальцев должны устраняться сразу. Так как закрепление этих недостатков потребует для исправления много усилий и времени.
- Неправильная атака языка. Контролируйте качество атаки. Если атака делается под трость или атака длится очень долго, получается что-то вроде этого:
В таком случае при атаке следует переместить язык ближе к кончику трости и двигать языком быстрее.
Язык должен находиться у самых зубов, очень близко к кончику мундштука. Язык не должен двигаться откуда-то из горла.
Делать атаки следует настолько быстро, чтобы поток воздуха не успел остановиться. Движение должно быть быстрым и точным в кончик трости.
В следующих уроках разучим разные типы атак: маркато, деташе, легато, а пока научитесь правильно быстро и точно проводить атаку на первых нотах при игре на саксофоне.
На этом урок Аппликатура саксофона завершен. Были разучены первые четыре ноты: соль, ля, си первой и до второй октавы.
Выполните упражнения из сборника Школа игры на саксофоне Александра Ривчуна.
Упражнения здесь:
Упражнения Школы на разученные ноты
Бонус тем, кто прошел урок и освоил первые ноты на саксофоне:
в конце видео-ролика Николай Годына сыграл небольшую композицию. У обучаемых всегда есть желание как только разучены первые ноты, начать играть мелодии. И это правильно.
Кто хочет повторить за Николаем вот ноты первой композиции в формате Свирельки. Загружайте их в программу и разучивайте эту простую мелодию.
Темп для разучивания установите сами. Выглядеть это будет так:
После того как отработаете упражнения из школы саксофона переходите к следующему уроку по разучиванию аппликатуры саксофона:
Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы
Если остались невыясненные вопросы или пожелания, пишите в комментариях:
Саксофон для начинающих
В основе аппликатурной точности лежит способность саксофониста применять рациональную, то есть наиболее удобную, экономную аппликатуру и увязывать ее с исполняемой музыкой.
Основная и вспомогательная аппликатура для саксофона
Обычно при игре на саксофоне активно используют два вида аппликатуры — основную и вспомогательную. Под основной аппликатурой понимают такую аппликатуру, которая в наибольшей степени отвечает требованиям качественного звукоизвлечения, естественного образования хроматического звукоряда и логичного движения пальцев. К вспомогательной аппликатуре относятся те аппликатурные комбинации, которые образуются либо с помощью замены одной аппликатуры другой, отличающейся существенно от основной, либо при частичном добавлении к основной аппликатуре дополнительных клапанов и рычагов. Аппликатура саксофона имеет свои условные обозначения, которые выставляются по мере необходимости в нотном тексте (см. рис. выше).
Применение вспомогательной аппликатуры преследует, по крайней мере, четыре главные цели:
- Облегчение игры технически сложных переходов.
- Корректировку звуковысотной интонации.
- Исполнение мелодических украшений (трелей, тремоло, форшлагов и т. п), особых эффектов (клапанного вибрато, глиссандо).
- Извлечение интервалов, выходящих за рамки темперированного строя (четвертьтоновой альтерации, многозвучий), нетрадиционных приемов.
С самого начала занятий на саксофоне исполнителю нужно тщательно изучить, а затем и осмысленно применять в игре так называемую аппликатуру одних и тех же звуков.
Например, в хроматическом переходе и при игре трели фа – фа-диез, особенно в быстром темпе, лучше использовать вспомогательный клапан (Tf):
Для исполнения звуков си-бемоль первой и второй октавы саксофонист располагает пятью способами. Наиболее активно используется способ (Р), так как обеспечивает большую устойчивость интонации, плавность и независимость переходов от звука си-бемоль к различным интервалам, например:
Однако для исполнения трели ля – си-бемоль, а также при игре хроматической гаммы необходимо применять аппликатуру Та. При переходах со звуков фа, соль-бемоль первой и второй октавы на звук си-бемоль (или же обратно) аппликатурные неудобства устраняются, если воспользоваться способом 1/4 или 1/5.
Аппликатуру Тс, как правило, используют для исполнения трели си – до и в быстрых пассажах, когда звук до второй и третьей октавы является вспомогательным.
Наиболее удобной для исполнения вспомогательного звука ре и трели до – ре второй и третьей октавы будет аппликатура С2, а при переходах от звука до к звуку фа третьей октавы заменяют основную аппликатуру звука фа – С4 на вспомогательную Х.
Благодаря наличию в механике саксофона передаточного соединения между клапаном G# и клавишами С#, Н и В можно без подъема левого мизинца с клавиш этих нижних звуков легко преодолеть неудобные скачки в мелодии, как, например:
Применяя ту или иную аппликатуру одних и тех же звуков, необходимо придерживаться следующих закономерностей:
- При подвижных или быстрых темпах стремиться избегать неудобных аппликатурных комбинаций и добиваться большей ровности в пассажах.
- В кантиленной музыке, где характер переходов выражается более ясно, следует стремиться к сглаживанию интонационных недостатков, достижению выразительной фразировки, не допуская при этом ненужных толчков, связанных со сменой аппликатурной комбинации.
В целом выбор того или иного аппликатурного приема предполагает осмысленный и творческий подход. А хорошие знания аппликатурных, а также и интонационных особенностей своего инструмента помогут саксофонисту успешнее решить стоящие перед ним технологические задачи.
Аппликатура (от лат. applico) — приклад: твердо, прижимаю. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.
Подписывайтесь на бесплатный Телеграм канал «Саксофон для души», где публикуется лучшая саксофоновая музыка со всего мира, а также редкие оцифрованные виниловые пластинки! Слушайте хорошую музыку везде — дома или в путешествии!
Музыкальная школа для детей и взрослых
Будние с 14:30 до 23:00, выходные с 10:00 до 21:30 Минск, ул. Богдановича д. 9
Находимся в самом центре Минска, 3 минуты пешком от метро Немига
Саксофон — очень красивый по своему звучанию музыкальный инструмент, но для начинающих с нуля его изучение — труднейшая задача. А если образование происходит самостоятельно и в домашних условиях — невыполнимая и вовсе. Виды саксофонов:
- Сопрано;
- Тенор;
- Альт;
- Баритон.
Но не стоит думать, что их нужно осваивать все. У всего семейства саксофон абсолютно одинаковая аппликатура. И освоив один вид, Вы сможете играть на всех остальных.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Что такое аппликатура
Аппликатура саксофона — это расположение пальцев на клапанах для извлечения определенной ноты. Чтобы сыграть просто ноты До, или Ми нужно зажать один клапан на саксофоне, но чтобы сыграть Си бемоль уже понадобится зажимать определенную комбинацию клапанов.
Ой, тут много нот! Если Вам не ясен данный момент, советуем посмотреть Уроки сольфеджио у нас в блоге. В любом случае, даже если Вы хотите играть «для себя» — это развивает комплексно как музыканта. Да — это не просто, но зато потом Вы почувствуете результат, мотивацию и простое удовлетворение «Я играю и знаю как это делать красиво».
Так как саксофон — инструмент довольно новый, понадобилось время, чтобы мастерство музыкантов выросло, и постепенно они смогли добраться до высоких диапазонов. Сейчас для саксофонистов доступна 4 октава, хоть и лишь нота До. Такие высокие диапазоны доступны для альта и тенора, в то время как баритону и сопрано достаточно третьей октавы. После третьей октавы всегда можно уйти и выше, но это уже альтиссимо — высшая школа игры на саксофоне. Для большего понимания Вы можете посмотреть аппликатуру саксофона альт в картинках.
Кстати, аппликатура регистра альтиссимо для альт-саксофона одна из самых сложных, но ее звучание умеет очаровать, как и сам саксофон, в принципе.
Как лучше учиться играть на саксофоне
Просто выучить расположение нот на саксофоне по таблицам недостаточно и дома изучать такой сложный инструмент не стоит. Самый лучший вариант — пойти в музыкальную школу, в которой профессиональный преподаватель объяснит Вам все сложности игры и научит играть на саксофоне правильно и по — настоящему завораживающе.
Почему именно МузШок
Для начала Вы можете посмотреть фото музыкальной школы МузШок и изучить отзывы, чтобы убедиться в высоком уровне данной музыкальной школы. Аппликатура саксофона альт в картинках, не намного наглядней объяснения преподавателя по саксофону, который поможет не допускать ошибки на первых порах. Индивидуальные занятия располагают к быстрому освоению столь сложного инструмента, и уже в скором времени Вы легко сможете сыграть самые невероятные джазовые соло.
Также в школе МузШок Вы сможете найти педагогов по вокалу, гитаре, фортепиано и даже укулеле.
Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…
Подробнее
Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же,…
Подробнее
Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…
Подробнее
Игра на саксофоне, если говорить об аппликатурах, осуществляется руками и пальцами, но для этого они должны находиться в определенном положении. Самое лучшее положение рук при игре аппликатур на саксофоне – это такое, которое дает ощущения расслабленности и естественности рукам. Если вы освободите ваши руки от напряжения и движения пальцев сведете к минимуму, то вы будете играть с большей точностью и скоростью.
Руки на инструменте располагаются таким образом, что создается ощущение, что вы держите что-то круглое. Кончики пальцев касаются кнопок подушечкой. Очень важно точно разместить подушечки пальцев в центре кнопки и не сдвигать их во время исполнения аппликатур на саксофоне.
Очень мягко и аккуратно сжимайте кнопки на клапанах инструмента. Движения пальцев должны быть быстрыми, даже если вы играете длинные звуки. Когда вы открываете клапан, то необходимо располагать пальцы максимально близко к клапанам.
Первый этап освоения аппликатур
Если классифицировать аппликатурное мышление саксофониста, то можно условно разделить его на три типа: игра по белым кнопкам, игра с применением мизинца и игра с применением ладони или боковой ее части. Для саксофонистов, которые только начали осваивать инструмент, предпочтительнее закреплять аппликатуры на практике. Те, которые играются по белым кнопкам. Эти аппликатуры считаются самыми удобными, и они формируют самое правильное положение пальцев на инструменте. В устройстве саксофона также имеется определенный механизм, который называется «октавный клапан». Он располагается рядом с большим пальцем левой руки, и его назначение – использовать его для нот второй октавы для саксофона. Без него в саксофон пришлось бы конструировать еще десяток дополнительных аппликатур. Это было бы совершенно неэргономично и неудобно.
Второй этап освоения аппликатур
Уже после освоения простых аппликатур саксофона можно приступить к изучению более трудных – с использования мизинцев. Такие аппликатуры применяются для игры нижнего регистра и некоторых отдельных нот, таких как Ми-бемоль или Ре-диез и Ля-бемоль или Соль-диез. Также в саксофоне имеется одна нота, которая не требует зажатия ни одной кнопки – нота Ре-бемоль или До-диез.
И последним этапом при изучении аппликатур саксофона можно выделить группу, которая играется с использованием боковой части правой руки и кистью левой руки. В основном это ноты, которые находятся выше Ре-бемоль или До-диез первой октавы, а также отдельно ноты Си-бемоль или Ля-диез. Ноты, которые находятся выше Ре-бемоль и До-диез первой октавы, определяются в инструменте как регистр «альтиссимо».
В саксофоне, помимо стандартных аппликатур, существуют еще и дополнительные. Такие аппликатуры на саксофоне применяются в основном для игры трелей в быстрых пассажах, а также в регистре «альтиссимо».
Технические трудности
Саксофон – инструмент с большим семейством. Помимо самых применяемых из его классификаций – сопрано, альт, тенор и бас, существует еще много других, которые применяются гораздо реже, чем эти четыре.
Конструкция всех саксофонов создана таким образом, что аппликатуры саксофона альта ничем не могут отличаться от аппликатур других саксофонов – тенора, сопрано или баритона. Это упрощает задачу для музыканта, и ему не нужно тратить дополнительные усилия для освоения аппликатур для других инструментов этого семейства.
Главной трудностью при применении аппликатур является большая разница между ощущениями при игре стандартных и дополнительных, а также при игре регистра «альтиссимо».
Большую роль также играют особенности самих инструментов семейства. На саксофоне сопрано аппликатуры намного удобнее, чем на баритоне. Хотя у последнего имеется дополнительная аппликатура ноты Ля малой октавы. Эта аппликатура есть только у этого саксофона. Игра регистра «альтиссимо» может аппликатурно отличаться у тенора от альта и сопрано от баритона.
Порядок расположения пальцев на клапанах инструмента называется аппликатурой. Все семейство саксофонов имеет одинаковую аппликатуру. Вначале для большей ясности графически изобразим основные клапаны в виде шести кружочков, разделенных горизонтальной чертой(на рисунке это нота “до диез”). Верхние три клапана закрываются пальцами левой руки (указательным, средним и безымянным). Нижние три клапана закрываются пальцами правой руки (указательным, средним и безымянным). Полый кружок изображает открытый клапан, черный кружок – закрытый. Для запоминания аппликатуры звуков, извлекаемых при помощи основных клапанов (т.н. рабочий диапазон саксофона), дана следующая табличка:
Буквой Т обозначается октавный клапан (нажимается большим пальцем левой руки).
фа III октавы – T,1,2,3
ми III октавы – Т,1,2,8
ре# III октавы – T,1,2
ре III октавы – Т,1
до# III октавы – Т
до III октавы – Т,Б
си II октавы – Т,А
си b II октавы – Т,А,Б,10 либо Т,А,Б’ либо Т,А,Д
ля II октавы – Т,А,Б
соль# II октавы – Т,А,Б,В,4
соль II октавы – Т,А,Б,В
фа# II октавы – Т,А,Б,В,Д
фа II октавы – Т,А,Б,В,Г
ми II октавы – Т,А,Б,В,Г,Д
ми b II октавы – Т,А,Б,В,Г,Д,Е,12
ре II октавы – Т,А,Б,В,Г,Д,Е
В первой октаве ноты от “ре первой октавы” до “до# второй” берутся также, как и от “ре второй октавы” до “до# III октавы”(представлены выше), только без октавного клапана(Т).
до# I октавы – А,Б,В,Г,Д,Е,13,5
до I октавы – А,Б,В,Г,Д,Е,13
си малой октавы – А,Б,В,Г,Д,Е,13,6
си b I октавы – А,Б,В,Г,Д,Е,13,7
АППЛИКАТУРА ВЫСОКИХ ЗВУКОВ:
Со временем выросло мастерство саксофонистов, и диапазон саксофона в верхнем регистре увеличился до ноты “ДО” четвертой октавы. Это новшество характерно для альта и тенора. Ниже приводится аппликатура высоких звуков.