Многогранники
Многогранник – это поверхность, составленная из многоугольников, ограничивающая некоторое геометрическое тело.
В данной теме мы рассмотрим составные многогранники (многогранники, состоящие обычно из нескольких параллелепипедов).
Объемы различных многогранников:
- Призма $V=S_{осн}·h$
- Пирамида $V={1}/{3}S_{осн}·h$
- Параллелепипед $V=a·b·c$, где $a, b$ и $c$ – длина, ширина и высота.
- Куб $V=а^3$, где $а$ – сторона куба
Задачи на нахождение объема составного многогранника:
- Первый способ.
- Составной многогранник надо достроить до полного параллелепипеда или куба.
- Найти объем параллелепипеда.
- Найти объем лишней части фигуры.
- Вычесть из объема параллелепипеда объем лишней части.
Пример:
Найдите объём многогранника, изображённого на рисунке (все двугранные углы прямые).
Решение:
1. Достроим составной многогранник до параллелепипеда.
Найдем его объем. Для этого перемножим все три измерения параллелепипеда:
$V=10·9·4=360$
2. Найдем объем лишнего маленького параллелепипеда:
Его длина равна $9-4=5$
Ширина равна $4$
Высота равна $7$
$V=7·4·5=140$
3. Вычтем из объема параллелепипеда объем лишней части и получим объем заданной фигуры:
$V=360-140=220$
Ответ: $220$
- Второй способ
- Разделить составной многогранник на несколько параллелепипедов.
- Найти объем каждого параллелепипеда.
- Сложить объемы.
Задачи на нахождение площади поверхности составного многогранника.
– Если можно составной многогранник представить в виде прямой призмы, то находим площадь поверхности по формуле:
$S_{полн.пов.}=P_{осн}·h+2S_{осн}$
Чтобы найти площадь основания призмы, надо разделить его на прямоугольники и найти площадь каждого.
Пример:
Найдите площадь поверхности многогранника, изображённого на рисунке (все двугранные углы прямые).
Представим данный многогранник как прямую призму с высотой равной $12$.
$S_{полн.пов.}=P_{осн}·h+2S_{осн}$
$P_{осн}=8+6+6+2+2+4=28$
Чтобы найти площадь основания, разделим его на два прямоугольника и найдем площадь каждого:
$S_1=6·6=36$
$S_2=2·4=8$
$S_осн=36+8=44$
Далее подставим все данные в формулу и найдем площадь поверхности многогранника
$S_{полн.пов.}=28·12+2·44=336+88=424$
Ответ: $424$
– Если составной многогранник нельзя представить в виде призмы, то площадь полной поверхности можно найти как сумму площадей всех граней, ограничивающих поверхность.
Задачи на нахождение расстояния между точками составного многогранника.
В данных задачах приведены составные многогранники, у которых двугранные углы прямые. Надо соединить расстояние между заданными точками и достроить его до прямоугольного треугольника. Далее остается воспользоваться теоремой Пифагора для нахождения нужной стороны.
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
$АС^2+ВС^2=АВ^2$
Задачи на нахождение угла или значения одной из тригонометрических функций обозначенного в условии угла составного многогранника.
Так как в данных задачах приведены составные многогранники, у которых все двугранные углы прямые, то достроим угол до прямоугольного треугольника и найдем его значение по тригонометрическим значениям.
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике:
В прямоугольном треугольнике $АВС$, с прямым углом $С$:
Для острого угла $В: АС$ – противолежащий катет; $ВС$ – прилежащий катет.
Для острого угла $А: ВС$ – противолежащий катет; $АС$ – прилежащий катет.
- Синусом ($sin$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
- Косинусом ($cos$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
- Тангенсом ($tg$) острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету.
Значения тригонометрических функций некоторых углов:
$α$ | $30$ | $45$ | $60$ |
$sinα$ | ${1}/{2}$ | ${√2}/{2}$ | ${√3}/{2}$ |
$cosα$ | ${√3}/{2}$ | ${√2}/{2}$ | ${1}/{2}$ |
$tgα$ | ${√3}/{3}$ | $1$ | $√3$ |
$ctgα$ | $√3$ | $1$ | ${√3}/{3}$ |
Задачи на рассмотрение подобия фигур.
При увеличении всех линейных размеров многогранника в $k$ раз, площадь его поверхности увеличится в $k^2$ раз.
При увеличении всех линейных размеров многогранника в $k$ раз, его объём увеличится в $k^3$ раз.
Статьи
Среднее общее образование
Геометрия
Математика
Объемы геометрических тел
Раньше для определения объемов геометрических тел традиционно использовались интегралы. Сегодня есть и другие подходы, которые подробно представлены в учебниках нашей корпорации. В одном из вебинаров Алексей Доронин рассказал о методах определения объема разных геометрических тел с помощью принципа Кавальери и других аксиом.
01 апреля 2019
Объемы геометрических тел
Раньше для определения объемов геометрических тел традиционно использовались интегралы. Сегодня есть и другие подходы, которые подробно представлены в учебниках нашей корпорации. В одном из вебинаров «Российского учебника» учитель высшей категории Алексей Доронин рассказал о методах определения объема разных геометрических тел с помощью принципа Кавальери и других аксиом.
Определение объема
Объем можно определить как функцию V на множестве многогранников, удовлетворяющую следующим аксиомам:
- V сохраняется при движениях.
- V удовлетворяет принципу Кавальери.
- Если внутренности многогранников M и N не пересекаются, то V(M ∪ N) = V(M) + V(N).
- Объем прямоугольного параллелепипеда V = abc.
Принцип Кавальери (итальянского математика, ученика Галилея). Если при пересечении двух тел плоскостями, параллельными одной и той же плоскости, в сечениях этих тел любой из плоскостей получаются фигуры, площади которых относятся как m : n, то объемы данных тел относятся как m : n.
В открытом банке заданий ЕГЭ есть много задач для отработки этого способа определения объема.
Примеры
Задача 1. Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 2 и 6. Объем параллелепипеда равен 48. Найдите третье ребро параллелепипеда, выходящее из той же вершины.
Задача 2. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
Задача 3. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
Разберем, как можно вычислять объемы изучаемых в школе фигур.
Объем призмы
В представленном случае известны площадь основания и высота призмы. Чтобы найти объем, используем принцип Кавальери. Рядом с призмой (Ф2) поместим прямоугольный параллелепипед (Ф1), в основании которого — прямоугольник с такой же площадью, как у основания призмы. Высота у параллелепипеда такая же, как у наклонного ребра призмы. Обозначим третью плоскость (α) и рассмотрим сечение. В сечении виден прямоугольник с площадью S и, во втором случае, многоугольник тоже с площадью S. Далее вычисляем по формуле:
V Sосн h
Математика. Геометрия. Углублённый уровень. 11 класс. Задачник.
Задачник является Частью УМК для 10-11 классов, предназначенного для изучения предмета на углубленном уровне, и содержит более 1000 задач разной степени трудности, помогающих изучению и усвоению материала, изложенного в учебнике.
Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.
Купить
Объем пирамиды
Лемма: две треугольные пирамиды с равновеликими основаниями и равными высотами равновелики. Докажем это, используя принцип Кавальери.
Возьмем две пирамиды одинаковой высоты и заключим их между двумя параллельными плоскостями α и β. Обозначим также секущую плоскость и треугольники в сечениях. Заметим, что отношения площадей этих треугольников связаны непосредственно с отношением оснований.
V 1/V2 = 1 <=> V1 = V2
Известно, что объем любой пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту. Данной теоремой апеллируют довольно часто. Однако откуда в формуле объема пирамиды появляется коэффициент 1/3? Чтобы понять это, возьмем призму и разобьем ее на 3 треугольные пирамиды:
V1 = V2
V2 = V3
Vпризмы S h = 3V
V = 1/3 Sh
Объем цилиндра
Возьмем прямой круговой цилиндр, в котором известны радиус основания и высота. Рядом поместим прямоугольный параллелепипед, в основании которого лежит квадрат. Рассмотрим:
Vцил = πh × R2
Объем конуса
Конус лучше всего сравнивать с пирамидой. Например, с правильной четырехугольной пирамидой с квадратом в основании. Две фигуры с равными высотами заключаем в две параллельные плоскости. Обозначив третью плоскость, в сечении получаем круг и квадрат. Представления о подобиях приводят к числу π.
SФ1/SФ2 = π
Vконуса = 1/3 πR2 h
Объем шара
Объем шара — одна из наиболее сложных тем. Если предыдущие фигуры можно продуктивно разобрать за один урок, то шар лучше отложить на последующее занятие.
Чтобы найти объем шара, шар часто предлагается сравнить со сложным геометрическим телом, которое связано с конусом и цилиндром. Но не стоит строить цилиндр, из которого вырезан конус, или вроде того. Возьмем половину шара с высотой R и радиусом R, а также конус и цилиндр с аналогичными высотами и радиусами оснований. Обратимся к полезным материалам на сайте
«Математические этюды», где объем шара рассматривается с использованием весов Архимеда. Цилиндр располагается на одной стороне уравновешенных весов, конус и половина шара — на другой.
Заключаем геометрические фигуры в две параллельные плоскости и смотрим, что получается в сечении. У цилиндра — круг с площадью πR2. Как известно, если внутренности геометрических тел не пересекаются, то объем их объединения равен сумме объемов. Пусть в конусе и в половине шара расстояние до плоскости сечения будет x. Радиус — тоже x. Тогда площадь сечения конуса — π ∙ x2. Расстояние от середины верха половины шара к краю сечения — R. Площадь сечения половины шара: π(R2 — x2).
Заметим, что: πR2 + πR2 — πR2 = πR2
Vцил = πR2 × R = πR3 = 1/3 R3 π + Vшара
Vшара = 4/3 πR3
Итак, чтобы найти объем нового, не изученного геометрического тела, нужно сравнить его с тем телом, которое наиболее на него похоже. Многочисленные примеры заданий из открытого банка задач показывают, что в работе с фигурами имеет смысл использовать представленные формулы и аксиомы.
#ADVERTISING_INSERT#
Тема. «Объёмы многогранников».
Методическое пособие по решению задач для студентов 2 курса СПО.
Дистанционная форма обучения.
1. Теоретический материал.
Вид многогранника |
Формула объёма |
1. Призма
|
V=Sосн H |
2. Прямоугольный параллелепипед
|
V=abc |
3. Куб
|
V=a3 |
4. Пирамида
|
V=Sосн H |
5.Усеченная пирамида
|
V=h |
2. Решение задач.
Задача № 1
Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит ромб с диагоналями, равными 25 и 60, и боковым ребром, равным 25.
|
Дано: АВСДА1В1С1Д1 – прямая четырехугольная призма АС = 60; ВД = 25; АА1 = 25 Найти: V призмы Решение V призмы = Sосн H; Н=АА1 АВСД – ромб, следовательно Sосн = ; Sосн = ; V призмы = 75025=18750 Ответ. 18750 |
Задача № 2
Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 8 и 15, боковое ребро равно 9. Найдите объем призмы.
|
Дано: АВСА1В1С1 – прямая треугольная призма. АВС – прямоугольный; АС и ВС – катеты АС = 15; ВС = 8; АА1 = 9 Найти: V призмы V призмы = Sосн H; Н=АА1 АВС – прямоугольный треугольник, следовательно Sосн = ; Sосн = ; V призмы = 609=540 Ответ. 540 |
Задача № 3.
В основании наклонной треугольной призмы лежит треугольник со сторонами 14; 12 и 12. Боковое ребро равно 6 и наклонено к плоскость основания под углом 30. Найти объём призмы.
|
Дано: АВСА1В1С1 – наклонная треугольная призма. АС = 12; ВС = 12; АВ = 14; СС1 = 6; С1СО=30. Найти: V призмы V призмы = Sосн H; ОСС1 – прямоугольный треугольник, так как С1О плоскости АВС; С1СО = 30; С1О = С1С sin 30= 6= 3 Н=ОС1 = 3 Sосн = ; р=; р =; Sосн = V призмы = Ответ. 21 |
Задача № 4.
Три ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 4, 6, 9. Найдите ребро равновеликого ему куба.
|
Дано: прямоугольный параллелепипед; а=4; в=6; с=9. Vп.п = Vк Найти : d Решение: Vп.п =авс; Vп.п = 469=216; Vк = d3; d3 = 216; d = Ответ. 6 |
Задача № 5
От треугольной пирамиды, объем которой равен 34, отсечена треугольная пирамида плоскостью, проходящей через вершину пирамиды и среднюю линию основания. Найдите объем отсеченной треугольной пирамиды.
|
Дано: VSАВС = 34; SМN – сечение SАВС MN – средняя линия треугольника АВС Найти: VSMNC Решение: Так как MN – средняя линия треугольника АВС, то MN = АВ , поэтому АВС подобен MNC. Коэффициент подобия к=2, следовательно ; 22; 4; Так как высоты пирамид SАВС и SMNC совпадают, то VSMNC = VSАВС : 4= 34:4=8,5 Ответ. 8,5 |
Задача № 6
Основанием пирамиды является прямоугольник со сторонами 3 и 4. Ее объем равен 16. Найдите высоту этой пирамиды.
|
Дано: SABCD – пирамида; ABCD – прямоугольник; АВ=3; ВС = 4; VSABCD = 16 Найти: H Решение: V=Sосн H; VSABCD = SАВСDH; SАВСD = АВВС; SАВСD = 34=12; 16=; 4Н=16; Н=4 Ответ. 4 |
Задача № 7
Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна 6см, боковая грань наклонена к плоскости основания под углом 60°. Найти объем пирамиды.
|
Дано: SABCD – правильная четырехугольная пирамида; АВ=6см; SKO=60° Найти: VSABCD Решение: VSABCD =Sосн H; Sосн = AB2; Sосн = (6)2 = 363=108(см2) SKO – прямоугольный треугольник, так как SO – высота пирамиды; SKO – линейный угол двугранного угла при основании пирамиды SABCD, следовательно SKO = 60; ОК=АВ; ОК=6=3(см) ; SO=OKtg60°=3=9(cм); Н=SО = 9см; VSABCD =108 9=324(см3) Ответ. 324 см3 |
Задача № 8
Основанием пирамиды является прямоугольник со сторонами 6см и 8см. Все боковые ребра равны 13 см. Найти объём пирамиды.
|
Дано: SABCD – пирамида; ABCD – прямоугольник; АВ=6см; ВС = 8си; SA=SB=SC=SD=13cм. Найти: VSABCD Решение: VSABCD =Sосн H; SАВСD = АВВС; SАВСD = 68=48(см2) АВС – прямоугольный, по теореме Пифагора АС2 = АВ2 + ВС2 ; АС2 = 62 + 82 =100; АС=10; AO=5см SO АВСD, поэтому SАO прямоугольный, по теореме Пифагора SO2 = АS2 – AO2 ; SO2 = 132 – 52 =169-25=144; SO=12см Н=SO VSABCD =48 12=192(cм3) Ответ. 192см3 |
Задача № 9
Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, стороны основания которой равны
2см, а объем равен см3.
|
Дано: SABC-правильная треугольная пирамида; АВ=2см; VSABC = см3 Найти: Н Решение: VSABC =Sосн H; АВС – правильный, поэтому SABC = ABACsin600; SABC = 22sin600=2(см2); =Н; Н=(см) Ответ. 3 |
Задача № 10
Стороны оснований правильной четырехугольной усеченной пирамиды равны 3см и 5см. Найдите объем пирамиды, если ее боковое ребро равно 2см и наклонено к плоскости основания под углом 60 градусов.
|
Дано: ABCDA1B1C1D1-правильная усеченная четырехугольная пирамида; АВ=5см; A1B1 = 3 см; DD1 = 2см; D1F(ABCD); D1DF=600 Найти: V Решение: V=h S1 =; S2 =; h = D1F =АВ2; = 52 = 25(см2) =А1В12; = 32 = 9(см2); D1DF – прямоугольный, поэтому D1F= D1Dsin600; D1F = 2sin600=2(см); V=(cм3) Ответ. 49 см3 |
Задания для самостоятельного решения
1. Найдите объем правильной треугольной пирамиды, стороны основания которой равны 1, а высота равна .
2. В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 6, боковое ребро равно 10. Найдите ее объем.
3. Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 3 и 5. Объем призмы равен 30. Найдите ее боковое ребро.
4. Основанием прямой призмы является ромб со стороной 12см и углом 60º. Меньшее из диагональных сечений призмы является квадратом. Найти объем призмы.
5. В кубе AD1 через середину ребер АВ, DС и вершину D1 проведено сечение. Найдите объем куба, если площадь этого сечения равна .
Объём многогранника
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 390 человек из 62 регионов
- Сейчас обучается 271 человек из 65 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Объём многогранника
-
2 слайд
Многогранник
Многогранник – это такое тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников. -
3 слайд
Многогранник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от любой плоскости, содержащей его грань.
Многогранник называется невыпуклым, если существует такая грань, что многогранник оказывается по обе стороны от плоскости, содержащей эту грань. -
4 слайд
Что такое в житейском смысле объем тела, в частности многогранника? Это то, сколько жидкости может быть налито внутрь этого многогранника. Отрежем вершинки и нальем внутрь каждого многогранника воду. Выпуклый многогранник уже наполнился, а невыпуклый — еще нет. Но возможно вода наливалась с разной скоростью: чтобы правильно сравнить объемы, выльем жидкость из каждого многогранника в одинаковые стаканы. Уровень воды в правом стакане выше, чем в левом, значит объем невыпуклого многогранника действительно больше объема выпуклого.
-
5 слайд
Многие значительные достижения математиков Древней Греции в решении задач на нахождение кубатур
(вычисление объемов) тел связаны с применением метода исчерпывания, предположенным Евдоксом Книдским (около 408-355 до нашей эры).
Известна формула, которая дает возможность найти объем многогранника, если известны лишь длины его ребер.
Объем произвольного многогранника можно вычислить, зная лишь длины его ребер. Однако многогранник должен быть специального вида. -
6 слайд
В общем случае можно показать, что обобщённые объёмы многогранников — корни полиномиальных уравнений с коэффициентами, которые не зависят от расположения вершин многогранника в пространстве, а представляют собой многочлены от квадратов длин его рёбер. Числовые коэффициенты этих многочленов определяются комбинаторным строением многогранника.
-
7 слайд
Объем пирамиды
Теорема. Объем пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту. -
8 слайд
Объем многогранника
Объем многогранника равен сумме объемов пирамид, имеющих своими основаниями грани многогранника, а вершиной – центр сферы. Так как все пирамиды имеют одну и ту же высоту, равную радиусу R сферы, то объем многогранника: -
9 слайд
Объем многогранника больше объема шара, ограниченного сферой, но меньше объема шара с тем же центром и с радиусом R+ε. Таким образом,
-
10 слайд
Площадь поверхности описанного многогранника при неограниченном уменьшении размеров его граней, т.е. при неограниченном уменьшении ε, стремится к 4πR^2 и поэтому эта величина принимается за площадь сферы.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 008 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 21.12.2020
- 201
- 0
- 16.12.2020
- 106
- 0
- 02.12.2020
- 106
- 0
- 23.10.2020
- 140
- 0
- 20.10.2020
- 160
- 0
- 09.10.2020
- 203
- 0
- 05.10.2020
- 184
- 0
- 01.10.2020
- 108
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Макаров Виктор Алексеевич. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 2 года и 4 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 52837
-
Всего материалов:
211
Объёмы многогранников
Куб
V = a3 , где а — ребро куба
Прямоугольный параллелепипед
V = a * b * c, где a, b, c — рёбра фигуры: высота, ширина и длина
Параллелепипед
V = Sоснования * h, где h — высота параллепипеда.
Призма
V = Sоснования * h, где h — высота призмы
Пирамида
V = 1/3 Sоснования * h, где h — высота пирамиды
Объёмы тел вращения
Цилиндр
V = πR2h, где R — радиус основания, h — высота
Конус
V = 13 Sоснования * h
Шар
V = 43πR3 , где R — радиус шара
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!