Как считать? Подобные расчеты может произвести только специалист с помощью определенного метода калькулирования, имея в виду при этом единичные расценки на стоимость монтажа и текущие цены на необходимые ресурсы.
Для чего это нужно? Без подобных подсчетов практически невозможно вычислить сметную стоимость объекта, составляемую для технического проекта.
В статье рассказывается:
- Необходимость определения объема строительных работ
- Общие требования к подсчету объемов работ в строительстве
- Порядок и принципы подсчета объемов работ в строительстве
- Подсчет объемов строительных работ по отдельным конструктивным элементам
Рассчитайте стоимость здания
и выберите свой подарок
Необходимость определения объема строительных работ
Пожалуй, самый трудоемкий и важный процесс в сметном строительстве – это определение объемов предстоящих работ. От показателей, полученных на данном этапе, будет зависеть, сколько времени уйдет на возведение объекта, какие именно и в каком количестве понадобятся материалы, и во сколько вообще в итоге обойдется заказчику вся стройка.
Можно назвать ряд ситуаций, когда необходимо высчитать объем работ в строительстве:
- чтобы дать предварительную оценку предстоящих затрат;
- чтобы проверить, как расходуют средства подрядчики;
- чтобы оценить, во сколько обойдется ремонт здания;
- чтобы высчитать расходы на проведение инженерных коммуникаций.
Чаще всего считать объем работ в строительстве приходится именно для того, чтобы получить данные, по которым далее будет составляться смета на будущие строительные или ремонтные работы. Затем с учетом этих показателей определяется сумма, полагающаяся строительной фирме за выполнение заказа.
Нередки ситуации, когда между заказчиком и исполнителем возникают разногласия, для разрешения которых требуется заново правильно посчитать объемы работ в строительстве. Практика показывает, что довольно часто объем реально выполненных работ значительно меньше, чем заявляет заказчик (разница может составлять 20% и более, даже до 60%).
Поэтому и возникает необходимость в повторном вычислении строительного объема здания. По итогам экспертизы, проведенной до момента расчета с исполнителем, выносится заключение, на основании которого подрядчику можно предъявить претензии и убедить его пересмотреть требуемые к оплате суммы. Это позволяет заказчику не потратить деньги впустую и инвестировать в проект именно столько, сколько было запланировано.
В случае, когда заказчик уже рассчитался с исполнителем, но экспертиза показала, что часть работ все же не выполнена, клиент может обратиться с заявлением в суд, представив экспертное заключение в качестве доказательства своей правоты.
Нормы, согласно которым проводятся экспертизы по определению объемов выполненных работ, регулируются государством и прописаны в ГОСТах и СНиПах.
Общие требования к подсчету объемов работ в строительстве
Смета – это документ с перечнем предстоящих строительных работ и расценками к ним. И одним из самых трудных моментов в определении стоимости намеченных работ по строительству, ремонту, реконструкции или техническому перевооружению объекта является установление перечня этих работ и их объемов. Вот для чего необходимо считать объемы работ в строительстве, с этого, собственно, и начинается составление сметы.
Составляется специальная ведомость объемов. В ней коротко описываются сами работы и приведены формулы, по которым принято считать объемы работ в строительстве. Эта ведомость формируется на основании полного комплекта проектной документации, включающей в себя чертежи, спецификации, иные полагающиеся материалы. Все работы должны быть расписаны по номенклатурам, характеристикам и единицам измерения, согласно установленным законодательством сметным нормам.
Укрупненные общероссийские расценки в стране пока еще не приняты, поэтому при составлении смет для объектов гражданского и промышленного строительства специалисты отталкиваются от ФЕР-2001 (ТЕР-2001). Таким образом, считать объемы работ в строительстве необходимо в соответствии с правилами, предписанными ГЭСН-2001 (именно по ним и составлялись ФЕР-2001 (ТЕР-2001)).
При этом стоит заметить, что тут мало просто знать эти правила и придерживаться их. Необходимо еще уметь применять рациональный метод при выполнении подсчетов.
Инструкции не предписывают делать копии ведомости подсчетов, она составляется в единственном экземпляре и остается на хранении в проектной организации. Когда предстоит проверка и согласование сметы, организация, которая будет этим заниматься, делает запрос и получает ведомость в свое распоряжение на время проведения работ.
Ведомость — важный документ, который должен быть заполнен грамотно и четко. Помарки не допускаются, формулы и текстовые комментарии вписываются именно в отведенные под них графы, максимально разборчиво и в установленном порядке. К подсчетам прилагаются ссылки на чертежи (по номерам), их отдельные составляющие и иные материалы, имеющиеся в проекте.
Если речь идет о составлении смет для объектов, подлежащих капитальному ремонту, то расчеты ведутся на основании проекта, данных инвентаризационных планов и обмеров в натуре. При этом считать объемы работ в строительстве для отдельных элементов или видов работ необходимо именно в тех единицах измерения, которые прописаны в сметных нормах и главах СНиПов (а именно – в их технических частях).
Порядок и принципы подсчетов объемов работ в строительстве
Для подсчета объемов предстоящих работ лучше всего использовать имеющиеся эскизы, типовые схемы и таблицы. Они наглядно демонстрируют, какие расчеты, и в какой последовательности необходимо провести. Плюс проверяющему лицу при таком подходе проще будет оценивать полученные результаты.
Таблицы необходимо отбирать именно те, которые отражают конкретную специфику работ. Все подсчеты должны вестись в установленном порядке. На практике принято сначала обсчитывать фундамент и стены подвалов, потом – объемы предстоящих земляных работ. Специалисты рекомендуют для надземной и подземной частей сооружения, а также для жилой и нежилой части дома, делать отдельные расчеты.
Считать объемы работ в строительстве лучше всего примерно в следующем порядке:
- Изучить собранные в проекте документы и расположить именно в той последовательности, в которой их удобно будет использовать.
- Сформировать и подготовить таблицы для заполнения.
- Разработать отдельно дополнительные таблицы для подсчетов по типовым элементам и конструктивным деталям объекта.
- На основании проектных спецификаций посчитать объемы работ в предстоящем строительстве.
- Высчитать объемы работ, не учтенных в подсчетах по спецификациям (возможно по отдельным конструктивным составляющим, или касательно каких-то отдельных работ).
Читайте также!
Как проверить земельный участок: документы, выписки, границы
В расчетах рекомендуется использовать приведенные ниже принципы:
- Делать ссылки на конкретные листы проекта (по названиям), чертежи, детали (по номерам) и альбомы, данные из которых применялись в подсчетах.
- Выполнять привязку конструктивных элементов к осям здания и отметкам высот.
- Формулы, по которым считали объемы работ в строительстве, описывать развернуто (по каждому элементу).
- Вести подсчеты не для всего здания целиком, а по отдельности для помещений, этажей, участков, секций либо осей (для случаев, когда речь идет о многоквартирном доме или помещении, предназначенном под офисы).
- Использовать формулы и показатели, задействованные в проекте.
- Если нет готовых чертежей, то сделать эскизы (такая необходимость чаще возникает при обсчете земляных работ).
Вот несколько советов для упрощения подсчетов:
- Пользоваться готовыми таблицами со сметными показателями по типовым и часто встречающимся элементам зданий, работам, или по типовым и стандартным изделиям.
- Пользоваться (по максимуму) типовыми бланками локальных смет (с перечислением основных работ, конструктивных составляющих, расценок и данных по стоимости работ).
- Все расчеты для конструктивных составляющих и предстоящих работ делать сразу на готовых сметных бланках либо в таблицах (в бумажном либо электронном формате).
Обычно ведомость объемов работ включает в себя расчеты по конструктивным элементам и отдельным видам работ.
Подсчет объемов строительных работ по отдельным конструктивным элементам
Считать объемы работ в строительстве по проекту (и по отдельным элементам, и по видам работ) и вносить данные в ведомость необходимо в таком порядке, чтобы при формировании следующих таблиц в них можно было использовать сведения, уже имеющиеся в созданных ранее таблицах. Для этого нужно в процессе построения таблиц вносить в них данные, которые пригодятся в дальнейшем.
К примеру, если высчитать заранее объем работ по заполнению проемов, то потом, при подсчете объемов отделочных работ (по стенам, перегородкам и иным поверхностям) площади проемов уже известны, и их можно не учитывать.
Таким образом, формируется следующий, оптимально удобный порядок проведения подсчетов по объемам работ в строительстве:
- проемы во внешних стенах здания;
- проемы во внутренних стенах (в том числе в перегородках);
- стены;
- фундамент;
- объемы земляных работ;
- перегородки;
- пол;
- перекрытия;
- кровля;
- лестничные марши;
- балконы, козырьки, крыльца;
- объем работ по внутренней отделке;
- объем работ по наружной отделке;
- иные работы.
Далее, в процессе формирования сметы, работы и конструктивные элементы могут следовать в том порядке, в котором их удобнее выполнять.
Для техники ведения подсчетов по объемам работ и внесения полученных данных в таблицы тоже существуют некоторые правила:
- всегда указывать номера и названия документов, данные из которых применялись в расчетах (номера и названия чертежей, альбомов, схем и проч.);
- если делаете расчеты для работ, к которым в проекте чертежи не прилагаются (чаще всего это земляные работы), то для них необходимо нарисовать эскиз (ручной набросок);
- по возможности для каждого элемента здания (помещения, секции, этажа, оси) составлять отдельную (желательно короткую) формулу и по ней считать объем работ, а не «хвататься» за весь объект целиком.
Считать объемы работ в строительстве следует с учетом данных, которые уже есть в проекте. Имеются в виду спецификации на всевозможные элементы из дерева, металла, железобетона, кроме того, электротехнические, санитарно-технические и иные изделия.
Информация о конкретном количестве расходуемых изделий и материалов (штуки, метры квадратные и кубические, тонны) содержится в сметах проектных спецификаций. Они обязательно должны быть включены как самостоятельный раздел в ведомость объемов работ. А в сметных параграфах прописываются подробно данные по всем используемым изделиям (марки, типы, чертежи (указываются их номера) и прочие сведения).
Разумеется, принимаются в расчет и иные данные, указанные архитекторами в проектной документации (имеется в виду площадь помещений (жилая, рабочая, общая), число квартир, комнат, офисов и т. д). По этим показателям потом высчитываются (для сметы) площади полов, потолков, стен, число дверей (их виды) и многое другое.
В современном проектировании устойчивы принципы типизации и унификации разработок. Это касается как типовых проектов, так и индивидуальных. Набор конструктивных, объемно-планировочных и иных решений достаточно строго ограничен установленной номенклатурой, а спектр доступных для использования модулей и параметров весьма узок. Взгляните хотя бы на типовые городские застройки, они говорят сами за себя.
Зато это позволяет считать объемы работ в строительстве тоже по типовому принципу, с использованием заготовок типовых расчетов, представленных, к примеру, в формате таблиц. Тексты в таких таблицах следует по возможности прописать заранее, вручную исполнитель вносит лишь данные, которые ему сначала были неизвестны.
При этом записи должны быть компактными, четко описывающими вид работы или элемент. По эти данным потом будет составляться смета. Необходимо в тексте оставить для исполнителя варианты на выбор, чтобы он мог вычеркнуть ненужное, что-то видоизменить, а что-то оставить как есть.
Читайте также!
Кадастровый план территории земельного участка: зачем нужен и как получить
Существуют и формулы для подсчета объемов работ в строительстве. Они выработаны с использованием величин, которые чаще всего фигурировали в подобных расчетах и потому были приняты за постоянные.
Постоянными величинами в таких формулах являются: длина стен (то есть, периметр), площадь здания (в горизонтали, по наружным осям). Постоянные величины считаются обычным путем и фигурируют в формулах как исходные данные.
Хотите качественный гараж, который будет служить вам долгие годы?
- Мы уже более 10 лет занимаемся строительством гаражей, и за это время смогли завоевать доверие многих клиентов. Мы гарантируем сроки строительства по договору, поэтому вы можете быть уверены, что ваш гараж будет готов вовремя.
- У нас работают опытные мастера со средним стажем 5 лет, которые знают все тонкости строительства гаражей. Мы также предоставляем бесплатный выезд инженера, который поможет вам определиться с выбором материалов и конструкции.
- Мы строим здания, учитывая ваши пожелания. Мы готовы предложить вам различные варианты дизайна и конструкции гаража, чтобы он соответствовал вашим требованиям и пожеланиям.
Если вы хотите заказать гараж, переходите по ссылке
или звоните нам: +7 (800) 511-04-38. Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы и поможем вам выбрать оптимальный вариант.
Цели:
- сформировать представление о величине
«производительность», выявить зависимость между
величинами: объем выполненной работы (А),
производительность (V) и время (t), построить
формулу работы А = V * t, V = A : t, t = A : V. - повторить и закрепить решение примеров на
порядок действий, соотношение между единицами
дины, времени, массы.
ХОД УРОКА
I.
– Кто из Вас знает, кем работают ваши родители и
на каком предприятии они трудятся?
– А кто из Вас знает пословицы о труде?
- Работа силушку копит, а лень ее топит.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Трудолюбив, как муравей.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Кто мало говорит, тот много делает.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Дело мастера боится.
- Всякое умение трудом дается.
- Без труда нет добра.
- Без труда день годом станет.
- Горька работа, да сладок мед.
II. Актуализация знаний
(На доске таблица и формулы. Дети придумывают
задачи и решают устно)
S | V | t |
? км | 60 км/ч | 4 ч |
720 км | ? км/ч | 6 ч |
57 км | 19 км/ч | ? ч |
– Найдите среди формул те, которые показывают,
как найти неизвестные значения пути, скорости и
времени. (Формулы выставляются на доске и
комментируются)
– А зачем вообще нужны формулы? (Показывают,
как решать похожие между собой задачи).
– Подберите формулы для решения первой задачи.
(S = V * t)
– Придумайте по этой формуле задачу, аналогичную
первой задачи.
– Запишите формулу, подходящую к задаче: «Один
всадник проскакал 70 км за 2 ч, а второй – 90 км за 3
ч. Какой из них скакал быстрее?» (V = S: t)
– Решите эту задачу, пользуясь формулой.
(1. 70 : 2 = 35 (км/ч) – скорость первого всадника.
2. 90 : 3 = 30 (км/ч) – скорость второго всадника.
3. 35 км/ч > 30 км/ч => 1 всадник скакал быстрее)
III. Постановка проблемы
– Подберите формулу к задаче: «Один мастер
сделал 2 детали за 4 часа, а второй – 21 деталь
за 3 часа. Кто из них работал быстрее?» (Подходящей
формулы среди данных нет)
– Сформулируйте цель урока –
установить, какие величины описывают процесс
выполнения работы, и установить взаимосвязь
между ними.
– Тема урока – Формула работы.
IV. «Открытие» детьми нового знания.
– О каких величинах идет речь в последней
задаче – о площади, объеме, пройденном пути? (Нет.
В задаче говориться о количестве деталей,
сделанных рабочими, о скорости и времени их
работы).
– Как найти скорость работы мастеров? (Надо
количество сделанных деталей разделить на время
работы).
– Скорость работы называют производительностью
и обозначают (V), всю выполненную работу – А, время
работы – t.
– Попробуйте установить взаимосвязь между этими
величинами. (А = V * t, V = A : t, t = A : V)
– Теперь, зная формулу работы, давайте решим
задачу.
V = A : t
1. 24 : 4 = 6 (дет./ч) – производительность первого
мастера.
2. 21 : 3 = 7 (дет./ч) – производительность второго
мастера.
3. Второй мастер работал быстрее.
Практическая работа на производительность
– Решите устно в течение 2 минут следующие
уравнения.
9 + х =
12
х – 27 =
8 5
* х = 25
8 * х =
480
52 : х =
13 420
: х = 7
40 – х =
12
х : 19 =
4 800
+ х = 823
90 : х =
5
34 – х =
17 х
– 36 = 15
х * 50 = 250
18 + х =
110 х
– 25 = 118
– Давайте проверим количество правильных
ответов и вычислим производительность каждого
из вас.
– Как это сделать? (Количество верных ответов
разделить на 2).
– А какая у вас производительность за урок? (То
что получилось умножить на 45 минут).
Закрепление понятия «производительность»
- С. 44, №1
V. Первичное закрепление
- С.44, №2
- С. 44, №3
- С.44, №4 (а)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону
- С.44, №4 (б).
VII. Закрепление пройденного
- С.45, №10 (а)
VIII. Итог
– Что сегодня на уроке было самым интересным?
– Что сегодня на уроке было главным?
– Где нам могут пригодиться эти знания?
– Какую поговорку выберем своим девизом?
IX. Домашнее задание
- С.44, №5 и №7
Приложение 1
2-й способ решения — без таблицы
Как обойтись без составления таблицы?
Сразу составить уравнение.
Для этого определим, какая величина нам не нужна в уравнении, чтобы затем приравнять.
Производительность? Ее и надо найти. Работа? Она нам дана по условию, поэтому глупо от нее избавляться. Остается время: оно нам и неизвестно, и не нужно.
Слева от знака равно будем писать формулу времени для первого рабочего, а справа – для второго.
Напомню, что первый работал на ( displaystyle 2) часа дольше, поэтому к времени второго надо будет прибавить ( displaystyle 2):
( displaystyle frac{112}{x}=frac{112}{x+1}+2)
То же самое уравнение, что и в первом способе, только без таблицы и системы уравнений.
А теперь вспомним, что я говорил в сааамом начале: задачи на работу и на движение – это то же самое. Спорное заявление, да? Ну, давай проверим, есть ли аналогия.
Во-первых, сравним формулы:
Движение | Работа |
( displaystyle v=frac{S}{t}) | ( displaystyle P=frac{A}{t}) |
Скорость движения | Скорость выполнения работы, т.е. производительность |
Пройденный путь | Выполненная работа |
Потраченное на движение время | Потраченное на работу время |
Теперь рассмотрим задачу:
Пример №1
Расстояние ( displaystyle 112) км первый велосипедист проезжает на ( displaystyle 2) часа дольше, чем второй.
Сколько км в час проезжает первый велосипедист, если известно, что второй за час проезжает на один километр больше, чем первый?
Ничего не напоминает? Да я же просто заменил слова: «Заказ» на «расстояние», «деталь» на «километр», «рабочий» на «велосипедист», «выполняет» на «проезжает». Суть осталась той же. Даже решение будет точно таким же (разберу здесь только II способ – без таблицы).
Пусть скорость первого ( displaystyle x), тогда второго ( displaystyle x+1). Сколько времени едет первый? ( displaystyle frac{112}{x}). Сколько времени едет второй? ( displaystyle frac{112}{x+1}). На сколько время первого больше, чем второго? На ( displaystyle 2) часа:
( displaystyle frac{112}{x}=frac{112}{x+1}+2).
То же самое уравнение! Вот и получается, что работа и движение – одно и то же.
Как решать задачи на совместную работу
Задачи на совместную работу отличаются от обычных, представленных выше, тем, что в них работа выполняется одновременно (совместно) несколькими рабочими (трубами и т.д.).
Пример №2
Первая труба заполняет бассейн за ( displaystyle 6) часов, а вторая – за ( displaystyle 4).
За какое время они заполнят бассейн, работая вместе?
Решение
Во-первых, давай придумаем аналогию с движением.
Придумал?
Бассейн – это путь. Допустим, из ( displaystyle A) в ( displaystyle B). Итак, первый автомобиль проезжает путь ( displaystyle AB) за ( displaystyle 6) часов, второй – за ( displaystyle 4).
А теперь как сформулировать вопрос? За какое время они проедут весь путь, двигаясь вместе? Бред.
Если двигаться параллельно, то каждый проходит весь путь самостоятельно. А в какой ситуации нам важно, какой путь автомобили проходят в сумме? Все гениальное просто: если они движутся навстречу друг другу!
Тогда что нас просят найти? Время, через которое они встретятся.
Поразмысли немного над этой аналогией. Все понял? Тогда идем дальше.
Какова «скорость» (а по-настоящему, производительность) первого? Путь (работа) деленный на время: ( displaystyle {{P}_{1}}=frac{A}{{{t}_{1}}}=frac{A}{6}). А второго? ( displaystyle {{P}_{2}}=frac{A}{{{t}_{2}}}=frac{A}{4}).
С какой производительностью работают две трубы вместе (не забывай, это задачи на совместную работу)? Берем количество литров, которое налила в бассейн первая труба за один час, прибавляем количество литров, которое налила в бассейн вторая труба за один час, – именно столько наливают в бассейн обе трубы за один час. То есть производительности складываются:
( displaystyle P={{P}_{1}}+{{P}_{2}})
То же самое, что и относительная скорость: с какой скоростью второй автомобиль приближается к первому? Со скоростью, равной сумме скоростей: ( displaystyle v={{v}_{1}}+{{v}_{2}}).
Итак,
( displaystyle P={{P}_{1}}+{{P}_{2}}=frac{A}{6}+frac{A}{4}=frac{5A}{12}).
Тогда время, за которое с такой производительностью будет выполнена работа ( A):
( displaystyle t=frac{A}{P}=frac{A}{frac{5A}{12}}=frac{12}{5}=2,4) (ч)
Итак, правило:
При совместной работе производительности складываются
А теперь давай рассмотрим самый сложный пример, научившись решать который, ты сможешь с легкостью справится с любой задачей на ЕГЭ.
Пример 8
На изготовление ( displaystyle 600) деталей первый рабочий тратит на ( displaystyle 10) часов меньше, чем второй рабочий на изготовление ( displaystyle 500) таких же деталей. За какое время, работая совместно, они изготовят партию в ( displaystyle 1000) деталей, если известно, что за час первый рабочий делает на ( displaystyle 5) деталей больше?
Решение:
Давай определимся, что нам нужно найти? Нам нужно найти время, за которое рабочие изготовят ( displaystyle 1000) деталей, то есть: ( displaystyle frac{1000}{{{P}_{1}}+{{P}_{2}}}).
Значит, нужно найти ( displaystyle {{P}_{1}}) и ( displaystyle {{P}_{2}}).
Первый рабочий за час делает на ( displaystyle 5) деталей больше. Обозначим производительность первого рабочего за х, тогда производительность второго – ( displaystyle x-5).
( displaystyle 600) деталей первый рабочий делает за ( displaystyle {{t}_{1}}) часов, а ( displaystyle 500) таких же деталей второй рабочий делает за ( displaystyle {{t}_{2}}={{t}_{1}}+10) часов.
То есть: ( displaystyle {{t}_{1}}=frac{600}{x}, a {{t}_{2}}={{t}_{1}}+10=frac{500}{x-5}).
Приравняв ( displaystyle {{t}_{1}}), получаем уравнение:
21.1.
Определение
объемов строительных работ
по
конструктивным элементам
и видам работ
Перед
составлением смет для определения
сметной стоимости
строительства здания, сооружения или
производства
строительно-монтажных работ выполняют
подсчет
объемов работ на основе графических
материалов проекта,
данных проекта организации строительства,
проекта производства работ и пояснительной
записки.
Объемы
строительных работ должны подсчитываться
под
руководством
автора проекта работниками проектной
организации, хорошо знакомыми с
технологией и организацией
строительного производства, чтением
чертежей и сметными нормами.
Подсчет
объемов работ осуществляется отдельно
по видам
работ и частям зданий и сооружений.
Выделяются
следующие группы: общестроительные
работы (с разбивкой
на конструктивные элементы и виды
работ); внутренние
санитарно-технические работы (водопровод,
канализация,
отопление, вентиляция, кондиционирование
воздуха,
газоснабжение); электроосвещение,
электросиловые
установки, промышленные трубопроводы;
монтажные
работы по видам оборудования, по
контрольно-из-
219
мерительным
приборам и средствам автоматики; монтаж
оборудования
автоматизированной системы управления;
устройство
промышленной связи и сигнализации;
специальные
строительные работы (фундаменты под
оборудование, обмуровка и изоляция
оборудования и трубопроводов,
химические защитные покрытия, каналы,
промышленные
печи и трубы и т. п.) и др.
Правила
исчисления объемов работ по конструктивным
элементам и видам работ изложены в
сборниках элементных
сметных норм на строительные конструкции
и работы (приложение к СНиП IV-2-84
«Правила разработки
и применения элементных сметных норм
на строительные
конструкции и работы»). При определении
объемов строительных и монтажных работ
необходимо учитывать
состав работ, приведенный в Общих
указаниях
Технической части каждого сборника
сметных норм. Элементными сметными
нормами предусмотрено выполнение
полного комплекса работ, учитывающего
мелкие и
второстепенные операции, а также
горизонтальную и
вертикальную транспортировку материалов
и конструкций
от приобъектного склада до места укладки
их в
дело или установки.
При
подсчете объемов работ по рабочим
чертежам за
единицу измерения количества работ
принимается единица,
указанная в соответствующих параграфах
элементных
сметных норм и единых районных единичных
расценок (100 м3,
1 м3,
1 т, 1 шт. и т. п.). Количество материалов,
деталей и конструкций, необходимых для
выполнения работ, принимается по
спецификациям, составленным
к рабочим чертежам.
На
объемы работ влияют намечаемые методы
выполнения
отдельных строительных процессов и
местные условия
производства работ. Например, объем
земляных работ
по рытью котлованов будет различным
для разных грунтов
(изменяется угол естественного скоса).
При устройстве
фундаментов под колонны в некоторых
случаях
может оказаться целесообразным отрытие
сплошной
траншеи вместо отдельных котлованов.
Все это должно быть учтено при подсчете
объемов работ.
Исчисление
объемов работ производят по схемам,
позволяющим легко проследить ход
расчетов, последовательность
их выполнения и формулы подсчетов.
Например, объем земляных работ,
определяемый по проектным
данным, исчисляется отдельно в зависимости
от
220
способов
выполнения земляных работ, предусмотренных
сметными
нормами, и классификации грунтов по
трудности
разработки. Объем работ при механизированной
разработке
котлованов и траншей определяется за
вычетом
объема недобора грунта. Глубину котлованов
или траншей
следует принимать по проектным данным
от черной отметки до подошвы заложения
фундамента. Объемы
земляных масс подсчитываются в кубических
метрах
по обмеру грунта в плотном состоянии.
По некоторым подготовительным и
вспомогательным процессам объемы
земляных работ определяют в квадратных
метрах
поверхности (планировка площадок и
откосов, срезки
растительного слоя грунта и т. п.).
Для подсчета объемов
земляных работ используют различные
методы в зависимости
от геометрических форм земляных
сооружений и особенностей рельефа
земной поверхности. Если земляные
сооружения имеют правильную геометрическую
форму,
то их объемы подсчитывают по известным
формулам
геометрии. Объемы земляных сооружений
сложной
формы определяют по составляющим их
простым геометрическим
фигурам или используют приближенные
методы подсчета.
Объемы
общестроительных работ для определения
сметной
стоимости здания подсчитывают в
соответствии с
последовательностью строительной
технологии для каждого
этапа его возведения: при возведении
подземной
части здания определяют объемы работ
по планировке
и уплотнению грунтов, разработке выемок,
устройству
фундаментов, обратной засыпке пазух с
уплотнением
грунта и др.; при возведении наземной
части здания
— по возведению стен, заполнению оконных
и
дверных проемов, монтажу сборных
перекрытий, перегородок,
лестничных площадок и маршей,
замоноличи-ванию
стыков, устройству кровли и др.; при
выполнении i
отделочных работ — по стекольным,
штукатурным, облицовочным,
малярным и другим работам.
Для
различных по характеру зданий и сооружений
группировка
объемов работ по разделам может быть
различна.
При
исчислении объемов работ наименование
и характеристика
работ или конструкций должны быть
указаны
с необходимой точностью для обеспечения
правильного применения сметных норм
и единичных расценок. Например,
объем работ при устройстве монолитных
же-
221
лезобетонных
и бетонных фундаментов под здание,
сооружение
должен исчисляться за вычетом стаканов,
ниш,
проемов и других элементов, не заполняемых
бетоном
(за исключением гнезд сечением до 150×150
мм для
установки анкерных болтов). Площадь
сборных железобетонных
конструкций следует определять по
наружному
обводу без вычета проемов. Объемы работ
по окраске
фасадов известковыми, силикатными или
цементными
составами следует определять с учетом
переломов
фасадных стен в плане без вычета проемов,
при этом
оконные и дверные откосы, а также
развернутые поверхности
карнизов, тяг и других архитектурных
деталей
учитываться не должны.
Подсчеты
объемов работ должны быть ясными и
удобными для использования при составлении
смет. Это
достигается применением табличной
формы подсчета
объемов работ (табл. 21.1).
Таблица
21.1
п.п. |
№ |
Наименование |
Единица |
Формула |
Объем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
В
таблицах подсчетов объемов работ
приводятся ссылки
на чертежи, шифры и марки типовых деталей,
каталоги индустриальных изделий и
т. п. с указанием их номеров.
При необходимости к приведенной форме
подсчетов
объемов работ (см. табл. 21.1) добавляются
графы
для указания пролетов, секций, этажей
и т. п. Например,
если здание состоит из одинаковых
секций, то подсчет
объемов каждого вида работ целесообразно
вести
для одной типовой секции этажа, а затем
находить объемы
работ для всего здания путем умножения
полученных
объемов на количество секций и этажей.
Подсчеты
объемов по внутренним санитарно-техни-ческим
работам ведутся отдельно по каждому
виду работ,
например, на систему производственного
водоснабжения, питьевого водопровода,
внутренних водостоков, производственной
и фекальной канализации и т. п. Подсчеты
объемов работ производятся только по
тем раз’
делам
и системам, которые предусмотрены в
чертежах данного
здания или сооружения.
Объемы
монтажных работ определяются на
основании
спецификации на оборудование и монтажных
чертежей.
Объемы монтажных работ группируются
по однородному
оборудованию и приборам, например,
технологическое,
подъемно-транспортное оборудование,
комп-прессорные
машины, насосы, оборудование связи и
сигнализации
(телеграфной, телефонной, почтовой,
радиосвязи,
телевизионной), силовое (энергетическое)
оборудование и др. При подсчетах
объемов монтажных работ руководствуются
соответствующими сметными нормами
(расценками)
на монтаж оборудования, которые
используются
при разработке сметной документации.
Математика
Тема. Формула работы.
Цели: 1. Познакомить с понятиями
«производительность», «время работы», «работа»; установить взаимосвязь между
этими величинами; вывести формулу работы А = в х с; соотнести данную формулу с
ранее изученными.
2.
Развивать навыки умножения на трехзначное число, сравнения и преобразования
именованных чисел, быстрого устного счета.
Формирование УУД
на уроке: 1.Познавательные,
развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Регулятивные, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
3. Личностные, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности
4. Коммуникативные, развиваем умение слушать и понимать других, умение
работать в паре
Ход урока.
1.Самоопределение
к деятельности. (1-2 мин.)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам
впрок,
Постарайтесь все
понять,
Учитесь тайны
открывать,
Ответы полные
давать,
Чтоб за работу
получать
Только лишь
отметку «пять»!
2. Актуализация
знаний и мотивация. (4-5 мин)
– А зачем вообще нужны формулы?
(показывают, как решать похожие между собой задачи)
– А какие пословицы о работе или о труде вы знаете?
*Безделье-
мать пороков.
*Трудолюбив
как муравей.
*Не
спеши языком, торопись делом.
*Без
труда не вытащишь рыбку из пруда.
*Рабочие
руки не знают скуки.
*Дело
мастера боится.
*Всякое
умение трудом дается.
*Без
труда нет добра.
3 Постановка
учебной задачи.
-Вот песочные
часы, песок высыпается в нижнюю часть за 1 минуту. Перед вами карточки с
заданиями. Проведем «Блиц- турнир». Сколько заданий вы успеете выполнить за
одну минуту.
Проверьте
выполненные задания по доске и отметьте сколько заданий выполнено
– Минута закончилась.
Переверните листок, проверьте правильность решения. Поставьте + или – за
решение
-Сколько заданий за 1
минуту выполнили?
-А сколько бы вы
выполнили за 40 минут, если бы решали весь урок аналогичные задания?
( 3 х 40=120 (з.); 4
х 40= 160 (з) и т. д.)
-Что такое 40 минут?
(Время выполнения задания)
– Что обозначает
число 3? (Количество заданий, выполняемых за 1 минуту)
-А что обозначает
число 120? ( Количество заданий, которое можно выполнить за урок)
4. «Открытие
детьми нового знания.
– Как вы думаете, над
чем нам сегодня предстоит работать?
(будем учиться
находить время работы, кол- во заданий ,и всю работу)
– В математике
существуют понятия: (карточки)
работа, время
работы и производительность.
– А как вы
понимаете слово «производительность»?
( это объем работы,
выполненной за единицу времени)
-В случае с
заданиями на «Блиц- турнире» что будет являться производительностью труда?
(кол-во заданий,
которые выполнили за 1 мин.)
-Одинаковой ли
была производительность у каждого из вас?
(она разная)
–Когда умножали
производительность своего труда на время 40 мин., что вы получили?
(кол-во заданий,
которое можем выполнить за весь урок, объем всей работы)
–Почему объем
работы оказался разным у разных учеников?
(потому что разная
производительность труда)
Если объем всей
работы обозначим буквой А,
время работы – t,
а производительность
– буквой v,
то какую формулу
зависимости работы от времени и производительности вы можете записать?
Объем работы Время
работы Производительность
А t v
5. Первичное
закрепление (4-5мин)
-Откройте учебник с.
44
№1 – устно
– Проговаривание
вслух №2 (таблица на доске)
№3 (таблица на доске)
6. Самостоятельная
работа с проверкой по эталону.
(4-5мин)
№5
Анализ условия
задачи.
Поиск решения.
Эталон А = v 208 х 365 = 75920 (ав.) Ответ: 75920
|
7. Включение в
систему знаний и повторение. (7-8 мин.)
№4
– Предлагаю работу в парах. 1 в. Объясняет под а), 2 в. под б)
8. Рефлексия.
-Что нового узнали?
– Где можно использовать знание формулы?
– Что нужно еще?
Д/з Составить задачи на альбомных листах на нахождение работы,
производительности , времени в виде таблицы.