Как найти обеспеченность стран лесными ресурсами

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

      Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым  носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

      Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

    Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

     Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для  закрепления и систематизации  знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
  • развивающая –  способствовать выработке умений  применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

     В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять,  делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

     На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

     В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания,  самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

     Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений)  – М., «Просвещение», 2012.
  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

Россия

20

350

Ирак

15,1

130

Сопоставив полученные данные, сделать вывод – какие факторы  влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

Бразилия

488

Австралия

160

Сопоставить данные таблицы.  Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO).  От каких факторов зависит различие в  потреблении воды  данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа        

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

8,6

7,3

84,1

Азия и Тихоокеанский регион        

7,3

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

71

107

США

25,4

58

Бразилия

49,3

162

Сопоставив полученные данные, сделать вывод – какие факторы  влияют на ресурсообеспеченность государства?

 2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

50

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

81,36

Россия

20

350

57,14

Ирак

15,1

130

116,15

     Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

     В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод  – ресурсообеспеченность  стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления.

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран ( по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

6.2

Бразилия

488

186,1

2,7

Австралия

160

20,3

7,8

     Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена  лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее  решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б).  Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира»  учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона.  Потребление  воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем  в регионах  со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения.  Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов  уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками  географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

Таблица “Обеспеченность стран ресурсами”


Таблица

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 169.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 169.

Природные ресурсы мира распределяются неравномерно, некоторые страны имеют различные ресурсы в большом количестве, другие бедны ресурсами. Статья рассказывает о ресурсообеспеченности, как ее оценивают, об обеспеченности разных стран ресурсами.

Что такое ресурсообеспеченность?

Ресурсообеспеченность показывает, как соотносится количество ресурсов и уровень его добычи или другого использования.

Существует 2 способа расчета.

  • Подсчитывается соотношение запасов определенного ресурса и ежегодной добычи. Показатель непостоянный, так как оба показателя могут изменяться в сторону увеличения или уменьшения.
  • Второй способ – расчет на душу населения. В этом случае пользуются отношением запасов к количеству населения в данном регионе. Показатель более постоянный, но тоже может изменяться.

Обеспеченность стран ресурсами

Ресурсообеспеченность стран мира позволяет выделить 3 группы: с богатыми, средними и специализированными запасами. К первой группе относятся Россия, США, Китай, к последней страны, имеющие один тип ресурсов (страны Персидского залива).

Добыча нефти в ОАЭ

Рис. 1. Добыча нефти в ОАЭ.

В таблице приведены данные по самым важным на сегодняшний день минеральным ресурсам.

Таблица “Обеспеченность стран ресурсами”

Страна

Нефть

Газ

Уголь

Железная руда

Запасы, млрд т

Обесп.,лет

Запасы, трлн м3

Обесп.,лет

Запасы, млрд т

Обесп.,лет

Запасы, млрд т

Обесп.,лет

Россия

6,7

22

48,1

87

202

808

57,8

664

США

3,8

10

4,7

8,7

445

436

15,9

252

Китай

4,0

25

296

239

9,0

40

ОАЭ

16,2

135

5,8

145

Сауд Аравия

43,1

96

5,4

120

Венесуэла

10,3

59

4,1

136

Канада

2,2

13

11,7

334

Индия

78

236

11,5

153

Австра

лия

116

414

16,0

95

Британия

45

900

В развивающихся странах добыча полезных ископаемых часто производится вручную, так как нет оборудования и специалистов; кроме того это дает возможность получить работу.

Добыча серы в жерле вулкана Иджен, Индонезия

Рис. 2. Добыча серы в жерле вулкана Иджен, Индонезия.

Почвенные ресурсы

В данную группу относятся земли сельскохозяйственного назначения. Это пашни, сады, луга и пастбища.

В развитых странах на полях и фермах работает техника, урожаи стабильные. В бедных странах сельское хозяйство малопродуктивное, преобладает ручной труд, многие жители не имеют достаточного питания.

С 2016 года Россия занимает первое место в мире по экспорту пшеницы.

Россия, уборка пшеницы

Рис. 3. Россия, уборка пшеницы.

Водные ресурсы

На планете много воды, но количество пресной воды 2,5%. Часть содержится в ледниках и находится под землей.

Обеспеченность водными ресурсами в разных регионах различна: в Европе 90% жителей пользуются водопроводом, в Африке 10%. Маловодные страны находятся в пустынных областях. Часть стран, имея разветвленную речную сеть, испытывают водный дефицит из-за устаревшего промышленного оборудования.

Для решения проблемы чистой воды необходим новый подход к ее использованию в промышленности, в сельском хозяйстве, а также современные методы ее добычи.

Заключение

Что мы узнали?

Мы узнали, что такое ресурсообеспеченность, как ее рассчитывают. Приведены сведения об обеспеченности ресурсами разных стран, о разных видах ресурсов и проблемах в их использовании.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 169.


А какая ваша оценка?

Скачать материал

без ожидания

Проверка домашнего задания

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

  • Сейчас обучается 42 человека из 25 регионов

  • Сейчас обучается 51 человек из 34 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проверка домашнего задания

    1 слайд

    Проверка домашнего задания

  • Что такое водные ресурсы –
Водопотребление – 
Гидроэнергетический потенциал –...

    2 слайд

    Что такое водные ресурсы –
    Водопотребление –
    Гидроэнергетический потенциал –
    Как распределены водные ресурсы на территории земного шара? Укажите регионы и страны обладающие большими ресурсами пресных вод

  • Что такое водные ресурсы –пригодные для употребления пресные воды, содержащие...

    3 слайд

    Что такое водные ресурсы –пригодные для употребления пресные воды, содержащиеся в реках, озерах, ледниках и подземных горизонтах.
    Водопотребление – использование воды на нужды населения, промышленности и с/х с изъятием её из водных объектов

  • 3. Гидроэнергетический потенциал – речные воды, пригодные для использования и...

    4 слайд

    3. Гидроэнергетический потенциал – речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии.

  • 4. Как распределены водные ресурсы на территории земного шара? Укажите регион...

    5 слайд

    4. Как распределены водные ресурсы на территории земного шара? Укажите регионы и страны обладающие большими ресурсами пресных вод.(Неравномерно. Ю.Америка – Бразилия; Европа – Россия; Азия – Китай, Мьянма; С.Америка – Канада, США; Африка – ДР Конго; Австралия. Однако если анализировать обеспеченность стран водными ресурсами на душу населения, то наиболее обеспечены – Суринам, ДР Конго, Папуа – Новая Гвинея, Канада и др., наименее обеспечены – Египет, Бурунди, Алжир, Саудовская Аравия)

  • Мы сегодня продолжаем знакомство с мировыми природными ресурсами и вы, наверн...

    6 слайд

    Мы сегодня продолжаем знакомство с мировыми природными ресурсами и вы, наверное, уже догадались, о каких ресурсах сегодня пойдет речь.

  • Что представляет собой лес в жизни обычного человека?
Лес – это группа дере...

    7 слайд

    Что представляет собой лес в жизни обычного человека?
    Лес – это группа деревьев, где можно собирать грибы, ягоды, слушать пение птиц.

     Вывод: лес вдохновляет человека, поднимает настроение, успокаивает.
    Лес – это наша кладовая.
    Задача человека бережно относиться к богатствам леса, охранять его. А для этого необходимо лес изучать

  • Лесные ресурсы

  • Значение лесаПоддержание жизни на Земле: 
	Источник О2 (1/2 кислорода, поступ...

    9 слайд

    Значение леса
    Поддержание жизни на Земле:
    Источник О2 (1/2 кислорода, поступающего в атмосферу), поглощают от 30 до 50 млрд т СО2

  • Значение лесаСохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы.
Леса –...

    10 слайд

    Значение леса
    Сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы.
    Леса – источник конструкционных материалов и сырья, имеющих многоцелевое назначение.
    Широко используются сопутствующие материалы: смолы, древесные опилки, растительная масса (сок, почки, листья)

  • Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать лес с точки зрения - ресурсов....

    11 слайд

    Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать лес с точки зрения – ресурсов.
    Что же такое – лесные ресурсы?

    Лесные ресурсы – запасы древесины на корню (в лесах);
    возобновимые и, при правильном ведении лесного хозяйства, неисчерпаемые ресурсы.

  • Запасы и размещение30% суши – леса. Они отличаются по породному составу, зап...

    12 слайд

    Запасы и размещение

    30% суши – леса. Они отличаются по породному составу, запасам древесины, возрасту, техническим качествам и другим признакам.
    Sобщ (лесов мира) = 5,1 млрд га – это площадь древесной растительности без учета экономической ценности.
    С точки зрения экономики лесные ресурсы характеризуются – запасами древесины, продуктивностью лесов, составом древесных пород

  • Распределение лесной площади

    13 слайд

    Распределение лесной площади

  • Десять первых стран мира по размерам лесной площади

    14 слайд

    Десять первых стран мира по размерам лесной площади

  • С помощью карты «Лесные  ресурсы мира», а также 
текста в учебнике  на стр.32...

    15 слайд

    С помощью карты «Лесные ресурсы мира», а также
    текста в учебнике на стр.32, охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Заполните таблицу.

    Дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами отдельных стран мира,
    выделив страны очень богатые и очень бедные ими.

  • Обеспеченность лесными ресурсами на душу населения

    16 слайд

    Обеспеченность лесными ресурсами на душу населения

  • Два пояса лесов на Земле

    17 слайд

    Два пояса лесов на Земле

  • Оценку лесных ресурсов производят по параметрам: •	Лесистость- отношение лесо...

    18 слайд

    Оценку лесных ресурсов производят по параметрам:
    •Лесистость- отношение лесопокрытой площади к общей площади страны, региона, материка
    Лесистость = S леса / S общ
    Самая высокая лесистость:
    СЛП – Финляндия, Швеция;
    ЮЛП – Суринам и Гвиана (Латинской Америке), Габон и Конго (Африка)

  • Лесные ресурсы России

    19 слайд

    Лесные ресурсы России

  • Используя карту определите страны, имеющие самую большую и самую маленькую об...

    20 слайд

    Используя карту определите страны, имеющие самую большую и самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами

  • ЛесопользованиеОбщий объем заготовок древесины в мире - 4 млрд м3/год:
•	50%...

    21 слайд

    Лесопользование
    Общий объем заготовок древесины в мире – 4 млрд м3/год:
    •50% – используется в качестве топлива ( большая часть приходится на государства тропической Азии, Латинской Америки и Африки – развивающиеся страны)
    •Развитые страны – в основном являются импортерами деловой древесины (строевого леса): Япония – свой лес не расходует, а импортирует из ЮВ Азии, в Великобритании – лесистость возросла на 20%, но древесину импортирует.

    Расширились масштабы переработки древесины(фанера, бумага, целлюлоза и т. д): развитые страны – из 1000 м3 древесины получают 200 т бумаги и картона, в Африке – 13 т, в России – 40 т.

  • Страны экспортеры – импортеры древесины

    22 слайд

    Страны экспортеры – импортеры древесины

  • Обеспеченность на душу населенияНаиболее высока в Австралии и Океании:  186,4...

    23 слайд

    Обеспеченность на душу населения
    Наиболее высока в Австралии и Океании: 186,4 га
    на 1 жителя
    Среди стран выделяются: Гвиана (144 га), Суринам
    (36 га), Габон (36 га),
    Конго (20 га)
    В России на душу населения приходится более 5 га

  • Сжигание древесины в качестве топлива – нерациональное использование лесных...

    24 слайд

    Сжигание древесины в качестве топлива –
    нерациональное использование лесных ресурсов.

  • Какой смысл заложен в этих высказываниях?«Первое срубленное дерево явилось на...

    25 слайд

    Какой смысл заложен в этих высказываниях?
    «Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее срубленное дерево будет означать её конец».

    «Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним».
    Ф. ШАТОБРИАН

  • Главная причина сокращения площади лесов – хозяйственная деятельность человек...

    26 слайд

    Главная причина сокращения площади лесов – хозяйственная деятельность человека.

    За последние 200 лет площадь лесов сократилась минимум в два раза. Ежегодно площадь лесов сокращается на 25 млн га

    Исчезают постоянно влажные тропические леса (невозобновимые)
    Деградируют от загрязнения воздушной среды и почв лесные массивы развитых стран

  • Лесные  ресурсы  мираСокращение  площади  лесовНерациональное  использование...

    27 слайд

    Лесные ресурсы мира
    Сокращение площади лесов
    Нерациональное использование
    лесных ресурсов
    50 % вырубленного леса
    в развивающихся странах
    идёт на дрова
    Проблема обезлесения планеты!
    Огромные масштабы
    вырубки лесов
    Отсутствие лесовосстановительных
    работ в России
    и в развивающихся странах.
    Проблемы использования:

  • Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями 
      а)...

    28 слайд

    Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями
    а) размерами лесной площади (4,1 млрд. га )
    б) запасами древесины на корню (330 млрд. )

    За последние двести лет лесистость земной суши уменьшилась вдвое и обезлесение приобрело угрожающие масштабы. С ним связано и расширение эрозии почв, и сокращение запасов кислорода в атмосфере.

  • Лесные пожары

  • Лес, пострадавший от кислотных дождей

    30 слайд

    Лес, пострадавший от кислотных дождей

  • Детский писатель Виталий Бианки много рассказов написал о природе. Сейчас я в...

    31 слайд

    Детский писатель Виталий Бианки много рассказов написал о природе. Сейчас я вам зачитаю отрывок из его обращения к человечеству:

    «…Природа человеку не враг!
    Человек находил и находит в ней все, что ему нужно для жизни. Не покорять ее нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса – столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу – дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и рыбы. Мало тебе зверей в лесу – организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!…»

  • Каковы пути решения проблем использования лесных ресурсов?вести комплексную...

    32 слайд

    Каковы пути решения проблем использования лесных ресурсов?

    вести комплексную переработку лесного сырья;
    не вырубать леса в объеме, превышающем их прирост;
    выполнять лесовосстановительные работы;
    контролировать качество вод, воздуха;
    заменять древесину другими конструкционными материалами.
    сократить долю дров в топливном балансе

  • Обобщение и подведение итогов урока:Леса располагаются по территории суши………....

    33 слайд

    Обобщение и подведение итогов урока:
    Леса располагаются по территории суши………..
    Можно выделить …. лесных пояса: ……….. и …………. .
    Северный пояс это леса………………
    Самые большие площади леса имеют страны
    …, …, …, …, … .
    Наибольшая обеспеченность лесными ресурсами в стране … -…. лесного пояса
    Леса находятся в опасности из-за …… …… ….. ….

  • Обобщение и подведение итогов урока:Леса располагаются по территории суши нер...

    34 слайд

    Обобщение и подведение итогов урока:
    Леса располагаются по территории суши неравномерно
    Можно выделить 2 лесных пояса: северный и южный
    Северный пояс это леса умеренных широт
    Самые большие площади леса имеют страны Россия, Бразилия, Канада, США, Китай.
    Наибольшая обеспеченность лесными ресурсами в стране Габон – южного лесного пояса
    Леса находятся в опасности из-за хозяйственной деятельности человека.

  • Показать по карте крупнейшие страны мира по площади лесов, к какому поясу отн...

    35 слайд

    Показать по карте крупнейшие страны мира по площади лесов, к какому поясу относится
    Россия,
    Бразилия,
    Канада,
    США,
    Китай

  • А закончить наш урок мне бы хотелось словами из произведения Антона Павловича...

    36 слайд

    А закончить наш урок мне бы хотелось словами из произведения Антона Павловича Чехова “Дядя Ваня”

    «… когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.»
    Берегите природу!

  • Домашнее задание:§ 7
стр. 35 уметь отвечать на вопросы

    37 слайд

    Домашнее задание:

    § 7
    стр. 35 уметь отвечать на вопросы

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 250 437 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 16.02.2018
  • 760
  • 12
  • 16.02.2018
  • 1688
  • 11
  • 16.02.2018
  • 2158
  • 6

Рейтинг:
4 из 5

  • 16.02.2018
  • 8187
  • 234

Рейтинг:
5 из 5

  • 16.02.2018
  • 2785
  • 245
  • 16.02.2018
  • 2801
  • 14

Рейтинг:
5 из 5

  • 16.02.2018
  • 3996
  • 166
  • 16.02.2018
  • 896
  • 3

«География России. Хозяйство и географические районы», Под. ред. Алексеева А.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

. Мировые лесные ресурсы

В
научной литературе часто встречается
характеристика роли леса, лесной
растительности как составной части
биосферы. Обычно отмечают, что леса
образуют на Земле самые крупные
экосистемы, в которых аккумулируется
большая часть органического вещества
планеты. Что они имеют большое значение
для фотосинтеза, для нормального
протекания процессов стабилизации
кислородного баланса атмосферы,
поглощения углекислого газа, а также
для сохранения плодородия почв, чистоты
вод. Что они – самые крупные хранилища
генофонда биосферы, место обитания для
большого числа растений и животных,
важный источник древесных, пищевых,
кормовых, технических, лекарственных
и других ресурсов. Помимо всего этого
леса поглощают шум, многие загрязняющие
воздух вещества, тем самым благоприятно
влияя на качество окружающей природной
среды, а опосредованно и на настроение
людей, находящих положительные эмоции
в общении с природой. Словом, и
экономическое, и экологическое, и
эстетическое значение лесов всегда
оценивают очень высоко.

Для
количественной оценки мировых лесных
ресурсов, как важной составной части
биологических ресурсов суши, используются
различные показатели. Самые главные
среди них – это показатели лесной
площади, лесистости
(доля
лесной площади во всей территории) и
запаса
древесины на корню.
Однако
при знакомстве с ними обращает на себя
внимание довольно значительная разница
в оценках. Если попытаться сравнить
оценки ФАО, других международных
организаций и отдельных специалистов
в этой области, то подобная разница
обнаружится довольно легко. Например,
в разных источниках мировая лесная
площадь оценивается в 51,2 млрд га;
43,2; 39,6; 36,0; 34,4;

30,0 млрд
га. Соответственно велики и разночтения
в показателях лесистости земной суши
(37 %, 32, 30, 27 % и т. д.), а также в
показателях запасов древесины (385 млрд
м3,
350, 335 млрд м3
и т. д.).

Этот
разнобой объясняется тем, что те или
иные из этих оценок относятся к различным
категориям лесной площади. Самые высокие
из них относятся к площади всех земель
лесного фонда, которые, помимо собственно
лесных угодий, включают также кустарники,
редины, вырубки, гари и пр. Средние
соответствуют более строгому подходу
к определению лесных угодий, более
низкие – к лесопокрытой, т. е.
непосредственно занятой лесами, площади,
а самые низкие – к сомкнутым лесам,
которые занимают не более 2/3 всех лесных
площадей и, пожалуй, наиболее точно
характеризуют истинную лесистость
территории. Иногда статистика учитывает
также первичные и вторичные леса.

Представление
о региональных различиях в распределении
мировых лесных ресурсов дает таблица
28.

Из
приведенных в таблице 28 данных вытекают
следующие выводы. Во-первых, о том, что
лидирующее место в мире по всем важным
«лесным» показателям занимает Латинская
Америка. Во-вторых, о том, что во «второй
эшелон» по этим показателям попадают
СНГ, Северная Америка и Африка. В-третьих,
о том, что зарубежная Азия, отличающаяся
высокими общими показателями, имеет –
как и можно было ожидать – самую низкую
обеспеченность лесными ресурсами из
расчета на одного жителя. И в-четвертых,
о том, что по всем основным показателям,
включенным в таблицу, замыкают ранжир
крупных регионов зарубежная Европа и
Австралия с Океанией.

Таблица
28

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
МИРОВЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ПО КРУПНЫМ
РЕГИОНАМ

*
Без стран СНГ.

Наряду
с распределением мировых лесных ресурсов
по крупным регионам мира большой интерес
представляет и их распределение по
основным лесорастительным поясам
(рис. 24).
На
рисунке 24 хорошо прослеживается
распространение хвойных лесов холодной
зоны (или хвойных бореальных лесов),
протягивающихся широкой полосой через
северные части Евразии и Северной
Америки. Южнее простирается пояс
смешанных лесов умеренного пояса. Леса
сухих областей наиболее характерны для
Африки (там они представлены редкостойными
лесами и кустарниками зоны саванн), но
встречаются также в Северной и Южной
Америке, в Австралии. Экваториальные
дождевые леса произрастают в поясе с
постоянно высокими температурами и
обильными осадками к северу и югу от
экватора. Главные их массивы расположены
в бассейнах рек Амазонка и Конго, а также
в Южной и Юго-Восточной Азии. Тропические
влажные леса в целом сохранились гораздо
хуже, и их следует искать только в
отдельных районах Центральной и Южной
Америки, Африки и Южной Азии. Наконец,
влажные леса теплого умеренного пояса
встречаются в виде отдельных довольно
крупных ареалов в Северной и Южной
Америке, в Восточной Азии и в Австралии.

Рис. 24.
Схематическая
карта лесов мира (по И. С. Малахову): 1 –
хвойные леса холодной зоны; 2 – смешанные
леса умеренного пояса; 3 – леса сухих
областей; 4 – экваториальные дождевые
леса; 5 – тропические влажные леса; 6 –
влажные леса теплого умеренного пояса

Рисунок
24 дает основание и для более генерализованного
подхода к выделению лесорастительных
поясов, чаще используемого в учебной
литературе. Он заключается в объединении
их в два
главных лесных пояса Земли

северный и южный, которые разделены
широким поясом аридных территорий.

Площадь
северного
лесного пояса

2 млрд га (в том числе под сомкнутым
древостоем 1,6 и под кустарниками и
редколесьем 0,4 млрд га). Самые большие
лесные площади в этом поясе находятся
в пределах России, Канады, США. Хвойными
породами занято 67 % всей лесной
площади, а лиственными – 33 %. Разнообразие
видов в лесах северного пояса не столь
велико: например, в зарубежной Европе
насчитывается примерно 250 видов деревьев
и кустарников. Прирост древесины также
происходит довольно медленно. Так, в
хвойных лесах России в среднем за год
на 1 га прирастает 1,3 м3,
в Финляндии – 2,3 м3,
в США – 3,1 м3.
В зоне смешанных лесов этот прирост
заметно больше.

Площадь
южного
лесного пояса

также примерно 2 млрд га, но на 97 %
он состоит из широколиственных лесов.
При этом половину всей лесной площади
занимает высокоствольный лес, а остальное
приходится на низкоплотный разреженный
лес, кустарник, а также лесной перелог.
В южном лесном поясе древостой гораздо
разнообразнее, чем в северном: во всех
тропических лесах на 1 га можно
встретить более 100 и даже 200 различных
видов деревьев. Средний годовой прирост
древесины с 1 га здесь в несколько
раз больше, чем в лесах северного пояса.
А средний запас древесины на корню
достигает 250 м3/га,
что в десятки раз превышает такой запас
в некоторых видах лесов северного пояса.
Поэтому и общий запас древесины в лесах
южного пояса больше.

Естественно,
что страны с самыми большими размерами
лесных площадей надо искать в пределах
либо северного, либо южного лесных
поясов (рис. 25).
В
состав этих же поясов входят и страны
с самой высокой лесистостью: в северном
поясе это прежде всего Финляндия, Швеция,
а в южном – Суринам и Гайана в Латинской
Америке, Габон и Демократическая
Республика Конго в Африке, Папуа– Новая
Гвинея в Океании.

Россия
– самая богатая лесными ресурсами
страна мира. Из рисунка 25 вытекает, что
это относится как к ее лесной, так и к
лесопокрытой площади (последняя
составляет 22,1 % от мировой). Общий
запас древесины в лесах России – 82 млрд
м3
– превышает запасы любого крупного
зарубежного региона, за исключением
Латинской Америки. Это означает, что на
долю России приходится более 1/5 мировых
запасов древесины, в том числе почти
1/2 запасов древесины хвойных пород. По
соответствующим душевым показателям
(5,2 га и 560 м3)
она уступает только Канаде. Однако
распределены лесные ресурсы России по
ее огромной территории очень неравномерно:
почти 9/10 всей лесопокрытой площади
находится в зоне тайги, в особенности
в пределах Восточной Сибири и Дальнего
Востока.

Рис.
25.
Первые
десять стран по размерам лесной площади

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
О лесных ресурсах планеты: обеспеченность и проблемы использования

Мировые запасы лесных ресурсов.

Леса покрывают больше 26 % поверхности суши, что составляет немногим более 3,8 миллиардов гектаров. На общее количество мировых запасов лесных ресурсов, отрицательно влияет обезлесение, в результате чего глобальная чистая потеря лесов составляет около 8 млн. га в год. Однако, параллельно с обезлесением, в некоторых регионах наблюдается рост лесных территорий, благодаря естественным процессам или посадке новых насаждений.

Карта лесных ресурсов мира.

О лесных ресурсах планеты: обеспеченность и проблемы использования

Размещение лесных ресурсов.

На Земле лесные ресурсы размещаются крайне неравномерно, они сосредоточены преимущественно в зонах тайги, смешанных, широколиственных, влажных экваториальных лесах (север Евразии, Северной Америки, экваториальный пояс Южной Америки (Амазония), Азии и Африки). Значительные лесные ресурсы сконцентрированы в областях высотной поясности (Россия, Китай, США, Канада, Перу, Боливия и др.), но их использование затрудняет горный рельеф и транспортную недоступность. К обеспеченным лесным ресурсам относятся такие страны как Финляндия, Бразилия, Швеция, Индонезия, Малайзия, ДРК, Канада, Россия, Мьянма, США, Папуа – Новая Гвинея. Одновременно есть страны, бедные на лесные ресурсы или которые вообще их не имеют (Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.).

Высокие показатели лесистости характерны для Латинской Америки, а самые низкие – для Азии. Крупнейшими лесными площадями обладают Россия, Бразилия, Канада, США, Китай и Индонезия. Среди стран мира высокие показатели лесистости имеют Суринам (95%), Папуа – Новая Гвинея – 84 %, Гайана – 83 %, Габон – 78 % и др., а самые низкие – Оман (0%), Кувейт (0,1 %), ЦАР (0,2 %).

За последние две сотни лет площадь лесов на Земле сократилась примерно вдвое. Леса вырубают под пашню, плантации и строительство. В результате площадь лесов сокращается ежегодно на 15 млн га, а это в свою очередь приводит к сокращению деревообрабатывающей промышленности. Каждую минуту на Земле исчезает 14-15 га леса.

О лесных ресурсах планеты: обеспеченность и проблемы использования

Более половины мирового объема лесозаготовки приходится на древесину, что связано с большим ее использованием для дальнейшей переработки в развитых и постсоциалистических странах и преимущественно в качестве топлива – в развивающихся странах (в странах Африки, Индонезии, Индии и Латинской Америки). Из всей производимой древесины на деловую составляющую приходится в Швеции и Канаде – 90 %, в России и США – 80 %, в Бразилии – 25 %, а в Индии – всего 10 %.

Экологическая проблема использования лесных ресурсов

За последние 20 лет, более 300 миллионов гектаров тропических лесов (больше, чем площадь Индии) были уничтожены для сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых или городского развития. Из-за активной деятельности людей, лесные ресурсы утратили около 50% площади, что само по себе, значительно нарушает глобальный углеродный цикл.

Подсчитано, что один человек за свою жизнь использует примерно 200 деревьев – на жилье, мебель, спички, газеты, книги, тетради и т. п. Только в виде спичек жители планеты Земля ежегодно сжигают 1500000 м3 древесины.

Основными причинами исчезновения лесов являются:

1. сельскохозяйственная деятельность (выращивания с/х продукции, скотоводство и т.п.);

2. лесозаготовительная промышленность;

3. горнодобывающая промышленность и нефтедобыча;

4. строительство крупных плотин для гидроэлектростанций (которые приводят к затоплению обширных лесных массивов);

5. неразумная политика, при которой увеличивается экспорт лесов;

6. глобальное потепление (вырубка лесов способствует глобальному потеплению, а оно в свою очередь приводит к исчезновению лесов не способных приспосабливаться к изменениям климата);

7. лесные пожары (ежегодно от пожаров исчезает 6-14 млн. га лесов);

8. незаконная вырубка лесов (на нее приходится почти 70% от общего объема вырубок);

9. использование лесов для получения тепла (в основном в неразвитых регионах).

О лесных ресурсах планеты: обеспеченность и проблемы использования

Последствия вырубки лесов:

1. усугубляется глобальное потепление, мы создаем потепление не только путем увеличения количества выбрасываемого углерода в атмосферу, но и избавляясь от деревьев, которые его поглощают из воздуха;

2. воздействие на экосистему – леса сохраняют воду, почву, растения и диких животных. Их разрушение усугубляет засуху, эрозию почв, загрязнение водотоков, а также вызывает обширные наводнения и рост популяций вредителей из-за экологического дисбаланса;

3. потеря видов – тропические леса содержат, по крайней мере, половину видов биоразнообразия Земли, поэтому вырубка лесов приводит к значительному уменьшению популяций живых организмов. Массовое уничтожение лесных ресурсов является главной причиной вымирания многих видов во всем мире.

Ущерб воде:

Леса можно считать естественными плотинами, которые задерживают дождевую воду в своих деревьях, листьях и подстилке, а также очищают ее. Вырубка лесов позволяет воде быстро стекать и разрушает способность почвы ее впитывать.

Охрана и рациональное использование лесных ресурсов:

1. Регулируемая и планируемая вырубка деревьев

Одной из главных причин обезлесения является коммерческая вырубка деревьев. Хотя деревья считаются неисчерпаемым и возобновляемым природным ресурсом, при эксплуатации в очень больших масштабах, их восстановление может быть невозможным. При таком подходе для вырубки используются только зрелые и бесполезные деревья, а площадь вырубленной территории не превышает 1/10 от общей. Затем, на их место высаживают молодые деревья, которые будут выполнять все необходимые функции гораздо лучше.

2. Контроль лесных пожаров

Уничтожение или утрата лесов в результате пожаров является довольно распространенным явлением. Это связано с легкой воспламеняемостью деревьев и трудностями при контроле, и тушении огня. Иногда, пожар начинается из-за природных факторов (удар молнии, трение деревьев при сильном ветре либо аномальная жара), однако, в большинстве случаев это происходит из-за умышленного или неумышленного участия людей. Для того, чтобы спасти леса от пожаров, необходимо принять новейшие методики борьбы с огнем, которые включают комплексные действия и специальное обучение пожарных, а также максимальное обеспечение современным оборудованием.

3. Лесовосстановление и лесоразведение

Всякий раз, когда деревья вырубаются, безлесная область подлежит лесовосстановлению. При этом могут использоваться как естественные, так и искусственные методы. Точно так же, любая лесистая территория, которая была разрушена в результате пожара или горных работ, должна быть восстановлена. Помимо всего этого, необходимо вводить перспективные программы лесоразведения. Новые лесные территории не только увеличат общую площадь лесных ресурсов, но и помогут создать экологический баланс. Для облесения, необходимо выбирать деревья в соответствии с местными географическими условиями.

4. Контроль вырубки лесов для сельскохозяйственных и жилищных целей

Большинство современных сельскохозяйственных земель и земель под населенным пунктами было когда-то лесами, которые очистили от деревьев и начали активно использовать. В настоящее время, этот процесс достиг той стадии, когда дальнейшая вырубка лесных ресурсов повредит всей экосистеме. Для сохранения лесов, необходимо разработать альтернативный метод, позволяющий не навредить экологической системе, и в то же время, удовлетворить все необходимые потребности человечества.

5. Защита лесов

Существующие леса должны быть защищены. Существуют определенные заболевания, связанные с паразитическими грибками и вирусами, вызывающие разрушения деревьев. Леса должны быть защищены путем использования антибиотиков или химического опрыскивания, либо выведением новых сортов деревьев, стойких к различным заболеваниям.

6. Активное участие правительства в сохранении лесов

Для сохранения лесов на государственном уровне, необходимо вводить региональные и общегосударственные программы по рациональному использованию и охране лесов, выявить области для лесовосстановления, регулировать коммерческое использование лесов, создавать Национальные парки, поощрять облесение, а также создать краткосрочные и долгосрочные концепции эффективного использования лесов.

Добавить комментарий