Как найти область допустимых значений с корнем

Область  допустимых  значений  (ОДЗ)  – это  все  значения  переменной, при которых не нарушаются правила математики.

Например:

– если в выражении (frac{x}{x-1}) значение переменной будет равно 1, нарушается правило: на ноль делить нельзя. Поэтому здесь (x) не может быть единицей и ОДЗ записывается так: (xneq1);

– если в выражении (sqrt{x-2}) значение переменной равно (0), нарушается правило: подкоренное выражение не должно быть отрицательно. Значит, здесь (x) не может быть (0), а также (1, -3, -52,7) и т.д. То есть, икс должен быть больше или равен 2 и ОДЗ будет: (xgeq2);

– а вот в выражение (4x+1) мы можем подставить любое число вместо икса, и никакие правила нарушены не будут. Поэтому область допустимых значений здесь – вся числовая ось. В таких случаях ОДЗ не записывают, потому что оно не несет в себе полезной информации.

Как найти ОДЗ?

Если переменная (икс) в уравнении или неравенстве стоит в знаменателе, логарифме, под корнем, в тангенсе или котангенсе ОДЗ записать нужно.

таблица с примерами использования ОДЗ

В квадратных и линейных  уравнениях
(неравенствах) ОДЗ писать не нужно. В иррациональных, дробно-рациональных, логарифмических, а также тригонометрических
с тангенсом
и котангенсом
– ОДЗ обязательно. В уравнениях с синусом и косинусом – если нет знаменателей или других «отягощающих» функций – ОДЗ не записывают.

Чтобы осознать важность ОДЗ, давайте сравним два решения уравнения: с ОДЗ и без ОДЗ.

Пример:      Решить уравнение  (frac{x^2-x}{x+3}=frac{12}{x+3})
Решение:

Без ОДЗ:                          С ОДЗ:
(frac{x^2-x}{x+3}=frac{12}{x+3})   (frac{x^2-x}{x+3}=frac{12}{x+3})
 
 ОДЗ:  (x+3≠0) (⇔) (x≠-3)
(x^2-x=12) (x^2-x=12)
(x^2-x-12=0) (x^2-x-12=0) 
(D=(-1)^2-4·1·(-12)=49) (D=(-1)^2-4·1·(-12)=49)
(x_1=)(frac{-(-1) + sqrt{49}}{2·1})(=4) (x_2=)(frac{-(-1) + sqrt{49}}{2·1}) (=4)
(x_1=)(frac{-(-1) – sqrt{49}}{2·1})(=-3) (x_2=)(frac{-(-1) – sqrt{49}}{2·1})(=-3) – не подходит под ОДЗ
Ответ: (4; -3)   Ответ: (4)

Видите разницу? В первом решении у нас в ответе появился неверный, лишний корень! Почему неверный? А давайте попробуем подставить его в исходное уравнение.

(frac{(-3)^2-(-3)}{(-3)+3})(=)(frac{12}{(-3)+3})
(frac{12}{0})(=)(frac{12}{0})

Видите, у нас получились и слева, и справа невычислимые, бессмысленные выражения (ведь на ноль делить нельзя). И то, что они одинаковы уже не играет роли, поскольку эти значения – не существуют. Таким образом, “(-3)” – неподходящий, посторонний корень, а область допустимых значений оберегает нас от таких серьезных ошибок.

Именно поэтому за первое решение вы получите двойку, а за второе – пятерку. И это не занудные придирки учителя, ведь неучет одз – не мелочь, а вполне конкретная ошибка, такая же как потерянный знак или применение не той формулы. В конце концов, итоговый ответ-то неверен!

Нахождение области допустимых значений часто приводит к необходимости решать системы неравенств или уравнений, поэтому вы должны уметь это делать хорошо.

Пример: Найдите область определения выражения (sqrt{5-2x}+)(frac{1}{sqrt{14+5x-x^{2}}})

Решение: В выражении два корня, один из которых в знаменателе. Кто не помнит ограничения, накладывающиеся в этом случае, тот смотрит таблицу. Кто помнит, записывает, что выражение под первым корнем больше или равно нулю, а под вторым – больше нуля. Понимаете, почему ограничения именно такие?

(begin{cases}5-2xgeq0\14+5x-x^{2} > 0end{cases})

Дело за малым, нужно решить систему неравенств.
В первом неравенстве перенесем (5) вправо, второе умножим на (-1)

(begin{cases}-2xgeq-5\x^{2}-5x-14 < 0end{cases})

Поделим первое неравенство на (-2).
Второе разложим на множители.

(begin{cases}xleq2,5\(x-7)(x+2) < 0end{cases})

Отметим все корни первого неравенства на числовой оси.
Чтобы решить второе – воспользуемся методом интервалов

решение системы неравенств.png

Запишем общий ответ для системы – это и есть допустимые значения для икса.

Ответ: ((-2;2,5])

Скачать статью

Область допустимых значений функции

О чем эта статья:

Допустимые и недопустимые значения переменных

В 7 классе заканчивается математика и начинается ее-величество-алгебра. Первым делом школьники изучают выражения с переменными.

Мы уже знаем, что математика состоит из выражений — буквенных и числовых. Каждому выражению, в котором есть переменная, соответствует область допустимых значений (ОДЗ). Если игнорировать ОДЗ, то в результате решения можно получить неверный ответ. Получается, чтобы быстро получить верный ответ, нужно всегда учитывать область допустимых значений.

Чтобы дать верное определение области допустимых значений, разберемся, что такое допустимые и недопустимые значения переменной.

Рассмотрим все необходимые определения, связанные с допустимыми и недопустимыми значениями переменной.

Выражение с переменными — это буквенное выражение, в котором буквы обозначают величины, принимающие различные значения.

Значение числового выражения — это число, которое получается после выполнения всех действий в числовом выражении.

Выражение с переменными имеет смысл при данных значениях переменных, если при этих значениях переменных можно вычислить его значение.

Выражение с переменными не имеет смысла при данных значениях переменных, если при этих значениях переменных нельзя вычислить его значение.

Теперь, опираясь на данные определения, мы можем сформулировать, что такое допустимые и недопустимые значения переменной.

Допустимые значения переменных — это значения переменных, при которых выражение имеет смысл.

Если при переменных выражение не имеет смысла, то значения таких переменных называют недопустимыми.

В выражении может быть больше одной переменной, поэтому допустимых и недопустимых значений может быть больше одного.

Пример 1

Рассмотрим выражение

В выражении три переменные (a, b, c).

Запишем значения переменных в виде: a = 0, b = 1, c = 2.

Такие значения переменных являются допустимыми, поскольку при подстановке этих значений в выражение, мы легко можем найти ответ:

Таким же образом можем выяснить, какие значения переменных — недопустимые.

Подставим значения переменных в выражение

На ноль делить нельзя.

Что такое ОДЗ

ОДЗ — это невидимый инструмент при решении любого выражении с переменной. Чаще всего, ОДЗ не отображают графически, но всегда «держат в уме».

Область допустимых значений (ОДЗ) — это множество всех допустимых значений переменных для данного выражения.

Пример 2

Рассмотрим выражение

ОДЗ такого выражения выглядит следующим образом: ( – ∞; 3) ∪ (3; +∞).

Читать запись нужно вот так:
Область допустимых значений переменной x для выражения — это числовое множество ( – ∞; 3) ∪ (3; +∞).

Пример 3
Рассмотрим выражение

ОДЗ такого выражения будет выглядеть вот так: b ≠ c; a — любое число.

Такая запись означает, что область допустимых значений переменных b, c и a = это все значения переменных, при которых соблюдаются условия b ≠ c; a — любое число.

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с точными науками, Skysmart предлагает курс подготовки к ЕГЭ по математике (профиль).

Как найти ОДЗ: примеры решения

Найти ОДЗ — это значит, что нужно указать все допустимые значения переменных для выражения. Часто, чтобы найти ОДЗ, нужно выполнить преобразование выражения.

Чтобы быстро и верно определять ОДЗ, запомните условия, при которых значение выражения не может быть найдено.

Мы не можем вычислить значение выражения, если:

  • требуется извлечение квадратного корня из отрицательного числа;
  • присутствует деление на ноль (математическое правило номер раз: никогда не делите на ноль).

Теперь, приступая к поиску ОДЗ, вы можете сверять выражение по всем этим пунктам.

Давайте потренируемся находить ОДЗ.

Пример 4

Найдем область допустимых значений переменной выражения a 3 + 4 * a * b − 6.

В куб возводится любое число. Ограничений при вычитании и сложении нет. Это значит, что мы можем вычислить значение выражения a 3 + 4 * a * b − 6 при любых значениях переменной.

ОДЗ переменных a и b — это множество таких пар допустимых значений (a, b), где a — любое число и b — любое число.

Ответ: (a и b), где a — любое число и b — любое число.

Пример 5

Найдем область допустимых значений (ОДЗ) переменной выражения

Здесь нужно обратить внимание на наличие нуля в знаменатели дроби. Одним из условий, при котором вычисление значения выражения невозможно явлется наличие деления на ноль.

Это значит, что мы может сказать, что ОДЗ переменной a в выражении — пустое множество.

Пустое множество изображается в виде вот такого символа Ø.

Пример 6

Найдем область допустимых значений (ОДЗ) переменных в выражении

Если есть квадратный корень, то нам нужно следить за тем, чтобы под знаком корня не было отрицательного числа. Это значит, что при подстановке значений a и b должны быть условия, при которых a + 3 * b + 5 ≥ 0.

Ответ: ОДЗ переменных a и b — это множество всех пар, при которых a + 3 * b + 5 ≥ 0.

Запомните

  • Если число входит в ОДЗ, то около числа ставим квадратные скобки.
  • Если число не входит в ОДЗ, то около него ставятся круглые скобки.

Например, если х > 6, но х

Зачем учитывать ОДЗ при преобразовании выражения

Иногда выражение просто невозможно решить, если не выполнить ряд тождественных преобразований. К ним относятся: перестановки, раскрытие скобок, группировка, вынесение общего множителя за скобки, приведение подобных слагаемых.

Кроме того, что видов таких преобразований довольно много: нужно понимать, в каких случаях какое преобразование возможно. В этом может помочь определение ОДЗ.

Тождественное преобразование может:

  • расширить ОДЗ
  • никак не повлиять на ОДЗ
  • сузить ОДЗ

Рассмотрим каждый случай в отдельности.

Пример 7

Рассмотрим выражение a + 4/a – 4/a

Поскольку мы должны следить за тем, чтобы в выражении не возникало деление на ноль, определяем условие a ≠ 0.

Это условие отвечает множеству (−∞ ; 0) ∪ (0 ; +∞).

В выражении есть подобные слагаемые, если привести подобные слагаемые, то мы получаем выражение вида a.

ОДЗ для a — это R — множество всех вещественных чисел.

Преобразование расширило ОДЗ — добавился ноль.

Пример 8

Рассмотрим выражение a 2 + a + 4 * a

ОДЗ a для этого выражения — множество R.

В выражении есть подобные слагаемые, выполним тождественное преобразование.

После приведения подобных слагаемых выражение приняло вид a 2 + 5 * a

ОДЗ переменной a для этого выражения — множество R.

Это значит, что тождественное преобразование никак не повлияло на ОДЗ.

Пример 9

Рассмотрим выражение

ОДЗ a определяется неравенством (a – 1) * (a – 4) ≥ 0.

Решить такое неравенство можно методом интервалов, что дает нам ОДЗ (−∞; 1] ∪ [4 ; +∞).

Затем выполним преобразование исходного выражения по свойству корней: корень произведения = произведению корней.

Приведем выражение к виду

ОДЗ переменной a для этого выражения определяется неравенствами:
a – 1 ≥ 0
a – 4 ≥ 0

Решив систему линейных неравенств, получаем множество [4; + ∞).

Отсюда видно, что тождественные преобразования сузили ОДЗ.
От (−∞; 1] ∪ [4 ; +∞) до [4; + ∞).

Решив преобразовать выражение, внимательно следите за тем, чтобы не допустить сужение ОДЗ.

Запомните, что выполняя преобразование, следует выбирать такие, которые не изменят ОДЗ.

Область допустимых значений (ОДЗ): теория, примеры, решения

Любое выражение с переменной имеет свою область допустимых значений, где оно существует. ОДЗ необходимо всегда учитывать при решении. При его отсутствии можно получить неверный результат.

В данной статье будет показано, как правильно находить ОДЗ, использовать на примерах. Также будет рассмотрена важность указания ОДЗ при решении.

Допустимые и недопустимые значения переменных

Данное определение связано с допустимыми значениями переменной. При введении определения посмотрим, к какому результату приведет.

Начиная с 7 класса, мы начинаем работать с числами и числовыми выражениями. Начальные определения с переменными переходят к значению выражений с выбранными переменными.

Когда имеются выражения с выбранными переменными, то некоторые из них могут не удовлетворять. Например, выражение вида 1 : а , если а = 0 , тогда оно не имеет смысла, так как делить на ноль нельзя. То есть выражение должно иметь такие значения, которые подойдут в любом случае и дадут ответ. Иначе говоря, имеют смысл с имеющимися переменными.

Если имеется выражение с переменными, то оно имеет смысл только тогда, когда при их подстановке значение может быть вычислено.

Если имеется выражение с переменными, то оно не имеет смысл, когда при их подстановке значение не может быть вычислено.

То есть отсюда следует полное определение

Существующими допустимыми переменными называют такие значения, при которых выражение имеет смысл. А если смысла не имеет, значит они считаются недопустимыми.

Для уточнения вышесказанного: если переменных более одной, тогда может быть и пара подходящих значений.

Для примера рассмотрим выражение вида 1 x – y + z , где имеются три переменные. Иначе можно записать, как x = 0 , y = 1 , z = 2 , другая же запись имеет вид ( 0 , 1 , 2 ) . Данные значения называют допустимыми, значит, можно найти значение выражения. Получим, что 1 0 – 1 + 2 = 1 1 = 1 . Отсюда видим, что ( 1 , 1 , 2 ) недопустимы. Подстановка дает в результате деление на ноль, то есть 1 1 – 2 + 1 = 1 0 .

Что такое ОДЗ?

Область допустимых значений – важный элемент при вычислении алгебраических выражений. Поэтому стоит обратить на это внимание при расчетах.

Область ОДЗ – это множество значений, допустимых для данного выражения.

Рассмотрим на примере выражения.

Если имеем выражение вида 5 z – 3 , тогда ОДЗ имеет вид ( − ∞ , 3 ) ∪ ( 3 , + ∞ ) . Эта область допустимых значений, удовлетворяющая переменной z для заданного выражения.

Если имеется выражения вида z x – y , тогда видно, что x ≠ y , z принимает любое значение. Это и называют ОДЗ выражения. Его необходимо учитывать, чтобы не получить при подстановке деление на ноль.

Область допустимых значений и область определения имеет один и тот же смысл. Только второй из них используется для выражений, а первый – для уравнений или неравенств. При помощи ОДЗ выражение или неравенство имеет смысл. Область определения функции совпадает с областью допустимых значений переменной х к выражению f ( x ) .

Как найти ОДЗ? Примеры, решения

Найти ОДЗ означает найти все допустимые значения, подходящие для заданной функции или неравенства. При невыполнении этих условий можно получить неверный результат. Для нахождения ОДЗ зачастую необходимо пройти через преобразования в заданном выражении.

Существуют выражения, где их вычисление невозможно:

  • если имеется деление на ноль;
  • извлечение корня из отрицательного числа;
  • наличие отрицательного целого показателя – только для положительных чисел;
  • вычисление логарифма отрицательного числа;
  • область определения тангенса π 2 + π · k , k ∈ Z и котангенса π · k , k ∈ Z ;
  • нахождение значения арксинуса и арккосинуса числа при значении, не принадлежащем [ – 1 ; 1 ] .

Все это говорит о том, как важно наличие ОДЗ.

Найти ОДЗ выражения x 3 + 2 · x · y − 4 .

Решение

В куб можно возводить любое число. Данное выражение не имеет дроби, поэтому значения x и у могут быть любыми. То есть ОДЗ – это любое число.

Ответ: x и y – любые значения.

Найти ОДЗ выражения 1 3 – x + 1 0 .

Решение

Видно, что имеется одна дробь, где в знаменателе ноль. Это говорит о том, что при любом значении х мы получим деление на ноль. Значит, можно сделать вывод о том, что это выражение считается неопределенным, то есть не имеет ОДЗ.

Ответ: ∅ .

Найти ОДЗ заданного выражения x + 2 · y + 3 – 5 · x .

Решение

Наличие квадратного корня говорит о том, что это выражение обязательно должно быть больше или равно нулю. При отрицательном значении оно не имеет смысла. Значит, необходимо записать неравенство вида x + 2 · y + 3 ≥ 0 . То есть это и есть искомая область допустимых значений.

Ответ: множество x и y , где x + 2 · y + 3 ≥ 0 .

Определить ОДЗ выражения вида 1 x + 1 – 1 + log x + 8 ( x 2 + 3 ) .

Решение

По условию имеем дробь, поэтому ее знаменатель не должен равняться нулю. Получаем, что x + 1 – 1 ≠ 0 . Подкоренное выражение всегда имеет смысл, когда больше или равно нулю, то есть x + 1 ≥ 0 . Так как имеет логарифм, то его выражение должно быть строго положительным, то есть x 2 + 3 > 0 . Основание логарифма также должно иметь положительное значение и отличное от 1 , тогда добавляем еще условия x + 8 > 0 и x + 8 ≠ 1 . Отсюда следует, что искомое ОДЗ примет вид:

x + 1 – 1 ≠ 0 , x + 1 ≥ 0 , x 2 + 3 > 0 , x + 8 > 0 , x + 8 ≠ 1

Иначе говоря, называют системой неравенств с одной переменной. Решение приведет к такой записи ОДЗ [ − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) .

Ответ: [ − 1 , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ )

Почему важно учитывать ОДЗ при проведении преобразований?

При тождественных преобразованиях важно находить ОДЗ. Бывают случаи, когда существование ОДЗ не имеет место. Чтобы понять, имеет ли решение заданное выражение, нужно сравнить ОДЗ переменных исходного выражения и ОДЗ полученного.

  • могут не влиять на ОДЗ;
  • могут привести в расширению или дополнению ОДЗ;
  • могут сузить ОДЗ.

Рассмотрим на примере.

Если имеем выражение вида x 2 + x + 3 · x , тогда его ОДЗ определено на всей области определения. Даже при приведении подобных слагаемых и упрощении выражения ОДЗ не меняется.

Если взять пример выражения x + 3 x − 3 x , то дела обстоят иначе. У нас имеется дробное выражение. А мы знаем, что деление на ноль недопустимо. Тогда ОДЗ имеет вид ( − ∞ , 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Видно, что ноль не является решением, поэтому добавляем его с круглой скобкой.

Рассмотрим пример с наличием подкоренного выражения.

Если имеется x – 1 · x – 3 , тогда следует обратить внимание на ОДЗ, так как его необходимо записать в виде неравенства ( x − 1 ) · ( x − 3 ) ≥ 0 . Возможно решение методом интервалов, тогда получаем, что ОДЗ примет вид ( − ∞ , 1 ] ∪ [ 3 , + ∞ ) . После преобразования x – 1 · x – 3 и применения свойства корней имеем, что ОДЗ можно дополнить и записать все в виде системы неравенства вида x – 1 ≥ 0 , x – 3 ≥ 0 . При ее решении получаем, что [ 3 , + ∞ ) . Значит, ОДЗ полностью записывается так: ( − ∞ , 1 ] ∪ [ 3 , + ∞ ) .

Нужно избегать преобразований, которые сужают ОДЗ.

Рассмотрим пример выражения x – 1 · x – 3 , когда х = – 1 . При подстановке получим, что – 1 – 1 · – 1 – 3 = 8 = 2 2 . Если это выражение преобразовать и привести к виду x – 1 · x – 3 , тогда при вычислении получим, что 2 – 1 · 2 – 3 выражение смысла не имеет, так как подкоренное выражение не должно быть отрицательным.

Следует придерживаться тождественных преобразований, которые ОДЗ не изменят.

Если имеются примеры, которые его расширяют, тогда его нужно добавлять в ОДЗ.

Рассмотрим на примере дроби вида x x 3 + x . Если сократить на x , тогда получаем, что 1 x 2 + 1 . Тогда ОДЗ расширяется и становится ( − ∞ 0 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Причем при вычислении уже работаем со второй упрощенной дробью.

При наличии логарифмов дело обстоит немного иначе.

Если имеется выражение вида ln x + ln ( x + 3 ) , его заменяют на ln ( x · ( x + 3 ) ) , опираясь на свойство логарифма. Отсюда видно, что ОДЗ с ( 0 , + ∞ ) до ( − ∞ , − 3 ) ∪ ( 0 , + ∞ ) . Поэтому для определения ОДЗ ln ( x · ( x + 3 ) ) необходимо производить вычисления на ОДЗ, то есть ( 0 , + ∞ ) множества.

При решении всегда необходимо обращать внимание на структуру и вид данного по условию выражения. При правильном нахождении области определения результат будет положительным.

Иррациональные уравнения. Можно ли писать ОДЗ?

Иррациональными называются уравнения, содержащие знак корня – квадратного, кубического или n-ной степени.

Мы помним из школьной программы: как только в уравнении или неравенстве встретились корни, дроби или логарифмы – пора вспомнить про область допустимых значений (ОДЗ) уравнения или неравенства.

По определению, ОДЗ уравнения (или неравенства) – это пересечение областей определения всех функций, входящих в уравнение или неравенство,

Например, в уравнении присутствует арифметический квадратный корень . Он определен
при .

В 2018-2019 году среди учителей появилось такое мнение, что писать слова «область допустимых значений» уже не модно. И что за это даже могут снизить оценку на экзамене.

Нет, оценку не снизят. И основных понятий школьной математики никто не отменял. Однако есть еще лучший способ оформления решения – в виде цепочки равносильных переходов. Смотрите, как решать и оформлять иррациональные уравнения:

1.Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.

Выражение под корнем должно быть неотрицательно. И сам корень – величина неотрицательная. Значит, и правая часть должна быть больше или равна нуля. Следовательно, уравнение равносильно системе:

Повторим, что решение таких уравнений лучше всего записывать в виде цепочки равносильных переходов. Если вы не очень хорошо понимаете, что такое система уравнений и совокупность уравнений, – повторите эту тему.

В ответ запишем меньший из корней: – 9.

Теперь уравнение, в котором есть ловушка.

2.Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.

Что получилось у вас? Правильный ответ: . Если у вас получилось – это был посторонний корень. Запишите решение в виде цепочки равносильных переходов, как в задаче 1, и вы поймете, что
не может быть корнем этого уравнения.

Запишем решение как цепочку равносильных преобразований. Учитесь читать такую запись и применять ее.

Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю, а другие при этом не теряют смысла.

А теперь сложное уравнение. Как это часто бывает, нас выручит замена переменной.

Причем новая переменная будет не одна, а целых две.

Мы можем, как в задаче 10, возвести обе части уравнения в квадрат. Но после этого придется еще раз возводить в квадрат, а это долгий способ.

Есть короткий путь!

Выразим через и :

и . Это выражения можно приравнять друг к другу.

Решим одно из уравнений. Все равно, какое, – ведь нам надо найти .

Ответ: . Заметим, что является также и корнем уравнения

[spoiler title=”источники:”]

http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/vyrazhenija/oblast-dopustimyh-znachenij-odz/

[/spoiler]

Иррациональные уравнения. Можно ли писать ОДЗ?

Анна Малкова

Иррациональными называются уравнения, содержащие знак корня – квадратного, кубического или n-ной степени.

Мы помним из школьной программы: как только в уравнении или неравенстве встретились корни, дроби или логарифмы – пора вспомнить про область допустимых значений (ОДЗ) уравнения или неравенства.

По определению, ОДЗ уравнения (или неравенства) – это пересечение областей определения всех функций, входящих в уравнение или неравенство.

Например, в уравнении присутствует арифметический квадратный корень sqrt{a}. Он определен
при ageq 0.

В 2018-2019 году среди учителей появилось такое мнение, что писать слова «область допустимых значений» уже не модно. И что за это даже могут снизить оценку на экзамене.

Нет, оценку не снизят. И основных понятий школьной математики никто не отменял. Однако есть еще лучший способ оформления решения – в виде цепочки равносильных переходов. Смотрите, как решать и оформлять иррациональные уравнения:

1. Решите уравнение sqrt{-45-14x}=-x. Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.

Выражение под корнем должно быть неотрицательно. И сам корень – величина неотрицательная. Значит, и правая часть должна быть больше или равна нуля. Следовательно, уравнение равносильно системе:

left{begin{matrix}-45-14x=left ( -x right )^{2}\!!!!!!!!!!!!-45-14xgeq 0\!!!!!!!!!!!!!!!-xgeq 0\end{matrix}right..

Повторим, что решение таких уравнений лучше всего записывать в виде цепочки равносильных переходов. Если вы не очень хорошо понимаете, что такое система уравнений и совокупность уравнений, – повторите эту тему.

sqrt{-45-14x}=-xLeftrightarrowleft{begin{matrix}-45-14x=left ( -x right )^{2}\!!!!!!!!!!!!-45-14xgeq 0\!!!!!!!!!!!!!!!-xgeq 0\end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}x^{2}+14x+45=0\!!!!!!!xleq -frac{45}{14}\!!!!!!!!!xleq 0end{matrix}right.Leftrightarrow

Leftrightarrow left{begin{matrix}left[begin{array}{ccc}x=-5\x=-9end{array}right.\xleq -frac{45}{14}\xleq 0end{matrix}right.Leftrightarrow x=-5 ; или
x=-9.

В ответ запишем меньший из корней: – 9.

Теперь уравнение, в котором есть ловушка.

2. Решите уравнение sqrt{6-x}=x. Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.

Что получилось у вас? Правильный ответ: x=2. Если у вас получилось x=-3 – это был посторонний корень. Запишите решение в виде цепочки равносильных переходов, как в задаче 1, и вы поймете, что
x=-3 не может быть корнем этого уравнения.

3. Решите уравнение:
left ( x^{2}-4 right )sqrt{x+1}=0.

Запишем решение как цепочку равносильных преобразований. Учитесь читать такую запись и применять ее.

Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю, а другие при этом не теряют смысла.

left ( x^{2}-4 right )sqrt{x+1}=0Leftrightarrowleft{begin{matrix}x+1geq 0\left[begin{array}{cc}x+1=0\x^{2}-4= 0end{array}right.end{matrix}right.Leftrightarrowleft{begin{matrix}x+1geq 0\left[begin{array}{cc}x=-1\x=2\x=-2end{array}right.end{matrix}right.Leftrightarrowleft[begin{array}{cc}x=-1\x=2\end{array}right. .

4. Решите уравнение:

x-3sqrt{x-1}+1=0.

3sqrt{x-1}=x+1Leftrightarrow left{begin{matrix}!!!!!!!x+1geq 0\9x-9=x^{2}+2x+1end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}xgeq -1\x^{2}-7x+10=0\end{matrix}right.Leftrightarrow

Leftrightarrow left{begin{matrix}xgeq -1\left[begin{array}{ccc}x=2\x=5end{array}right.end{matrix}right.Leftrightarrow left[begin{array}{ccc}x=2\x=5end{array}right. .

Ответ: x=2 или x=5.

А теперь сложное уравнение. Как это часто бывает, нас выручит замена переменной.

Причем новая переменная будет не одна, а целых две.

5. Решите уравнение sqrt{15-x}+sqrt{3-x}=6.

Найдем ОДЗ:
left{begin{matrix}15-xgeq 0\3-xgeq 0end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}xleq 15\xleq 3end{matrix}right.Leftrightarrow xleq 3.

Мы можем, как в задаче 10, возвести обе части уравнения в квадрат. Но после этого придется еще раз возводить в квадрат, а это долгий способ.

Есть короткий путь!

Сделаем замену: sqrt{15-x}=u, sqrt{3-x}=v.

Выразим x через u и v:

x=15-u^{2} и x=3-v^{2}. Это выражения можно приравнять друг к другу.

Получим систему

left{begin{matrix}u+v=6\15-u^{2}=3-v^{2}end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}u+v=6\u^{2}-v^{2}=12end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}u+v=6\left ( u+v right )left ( u-v right )=12end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}u+v=6\6left ( u-v right )=12end{matrix}right.Leftrightarrow

Leftrightarrow left{begin{matrix}u+v=6\u-v=2end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}u=4\v=2end{matrix}right.Leftrightarrow left{begin{matrix}sqrt{15-x}=4\sqrt{3-x}=2end{matrix}right. .

Решим одно из уравнений. Все равно, какое, – ведь нам надо найти x.

sqrt{3-x}=2;

3-x=4;

x=-1.

Ответ: x=-1. Заметим, что x=-1 является также и корнем уравнения sqrt{15-x}=4.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Иррациональные уравнения. Можно ли писать ОДЗ?» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
08.05.2023

Приветствую Вас!

Область Допустимых Значений, или по простому ОДЗ. Школьники ненавидят его и боятся. А почему? – Потому что не понимают. Хотя, данная тема затрагивается в учебниках 7-го класса, в самом начале изучения алгебры, но, в своем большинстве, школьные препода не торопятся ее объяснить за ненадобностью.

Затем, наступает 10 класс, и, бах, ребенок в шоке: практически во всех выражениях требуется отыскивать это гребаное ОДЗ. А что это такое, для чего оно, почему без него нельзя, когда его писать, а когда не писать? Вот тут начинаются вопросы.

Давайте разбираться по-тихой. В школьной математике существуют три ограничения:

  • 1. На ноль делить нельзя;
  • 2. Подкоренное выражение (учитывая, что корень четной степени) должно быть неотрицательным, т.е “больше либо равно нулю”, и число, выходящее из под корня также больше 0;
  • 3. Подлогарифмическое выражение должно быть “строго” больше нуля, а основание – “строго” больше нуля и не равно единице.

Тригонометрию не захватываю. Это отдельная история со своими зехерами.

Всего три, понимаете? Не 43, не 128, а всего лишь три! Это же круто. Не нужно запоминать имена всех царей, годы их рождения, смерти, царствования, всяческие войны, стили архитектуры итд итп.

Итак, разберем сначала на элементарных примерах, допустим:

√(2х-5). Видим корень, значит, выражение, которое стоит под корнем, должно быть неотрицательно, а именно: 2х-5>=0. При решении данного неравенства, определяем: x>=2,5. Что это обозначает?

А обозначает это то, что если подставить числа под икс меньше, чем 2,5, то под корнем образуется отрицательное число, а так быть не должно, т.к. мы имеем дело с арифметическим корнем, и именно на него наложено сие ограничение.

Далее дроби:

1. 12/(2х+3), 2. (х+7)/(4х-1).

Рассмотрим первую дробь: у нее сверху стоит число, поэтому нас это не особенно интересует. Всегда интересуемся иксом. Он у нас стоит в знаменателе, а это деление. На ноль делить нельзя. Под икс можно подставлять разные цифры и суметь сосчитать. Ну, если подставить 1/4, получится 12/0. Это не имеет смысла. Ведь, нельзя разделить 12 конфет на друзей, которых нет.

Теперь вторая дробь. Там у нас икс и сверху, и снизу. Если подставить под икс -7, то сверху получится ноль, а снизу 27, т.е 0/27. Что получается: теперь у тебя лично ничего нет, и тебе это “ничего” нужно разделить на 27 друзей. В этом случае можно поделиться хорошим настроением, или плохим, или информацией. В общем, это реально.

Но, подставив 1/4, мы снова теряем друзей. Это печально.

И логарифмы:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Здесь работает ограничение 2х+3>0. А почему? Да потому что, если разобрать логарифм по частям, то получается, что 3 – основание, а 2 – степень. И, возводя любое положительное число, в любую, в том числе и отрицательную степень, ты НИКОГДА не получишь отрицательное число или ноль. Не забываем, что само основание должно быть также больше нуля и плюс не равно 1. Именно поэтому 2х+3 всегда положительно.

Решая данное неравенство, просто определить что х>-1,5. Это обозначает, что числа меньше, или само 1,5 подставлять под икс не имеет смысла.

Теперь скомпонуем всё вместе:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Здесь и корень, и деление на ноль, и логарифм. Не стоит пугаться. Разберемся по порядку. Что видим?

В основании логарифма имеется икс, значит, накладываем туда ограничение, вернее, два: х-2>0, х-2≠1;

Видим квадратный корень, значит то, что стоит под ним, должно быть ≥0, но, само подлогарифмическое должно быть строго >0. Строгость как всегда побеждает. Вспомните своих родителей). Ну, и сам значок > исключает сразу деление на ноль в знаменателе.

Выглядит это все примерно так:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Не нужно записывать в ОДЗ сам значок корня, ведь нас интересует выражение, которое стоит под ним. Таким образом, пересечение штриховок и будет являться допустимой областью, а именно сразу известно какие числа можно подставлять: все, больше двойки, исключая тройку.

Для чего все это? Ну, к примеру, бывает так, что штриховки не пересекаются, а это значит, что нет таких чисел, при подставлении по икс которых, выражение будет иметь смысл. И, если дано уравнение, либо неравенство, то решать его, так же смысла нет. Допустим:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Многие деятели начнут решать неравенство и даже найдут решение. А что мы с вами сделаем? Правильно – распишем ОДЗ:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

И, что видно? Штриховочка-то не пересекается. Значит, дальнейшие телодвижения бессмысленны. Само выражение не имеет смысла. Нет таких чисел, чтобы что-либо возможно было решить!

Поэтому ОДЗ вычисляется в первую очередь, а не после основного решения какого-либо выражения.

Конечно же, это все лень писать, да и не всегда надо. Так думают многие. Но вы то не многие. Правильно? Поэтому пишем ОДЗ в первую очередь и ВСЕГДА.

В первой части профильной математики можно встретить уравнения такого типа:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Вот тут то можно и налипнуть, если не просчитать область. Кстати, здесь нужно обратить внимание на то, что выражение с иксом находится как в левой, так и в правой части уравнения. Следовательно, нас интересуют обе стороны.

Составляем и решаем системку:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Почему подписано второе неравенство х≥0? Потому, что √25=5, а не ±5! Следовательно, вычисляя корень, мы можем получить только неотрицательное число.

Решив данное уравнение получим два корня: 6 и -1. А что там просят? А просят записать в ответ наименьший корень, т.е -1. Вот тут вы и попались. Уравнение элементарное, а ответ неверный! -1 не входит в допустимые значения.

Допустим, вы записали в ОДЗ только верхнее неравенство. Опять недолёт. Подкоренному выражению -1 подходит, т.к под корнем получится 1. Только вот при вычислении корня из единицы не получится -1. Факт!

Кто-то скажет: “вот получу я корни при решении, подставлю в исходник и разберусь чё по чём. “

Так то оно так, и даже некоторые авторы учебников демонстрируют именно такой метод. А для более сложных другой, потом третий, четвертый итд. Если ваша голова-дом советов и вы обладаете суперпамятью, то можно действовать разными путями. Я лишь предлагаю упростить задачу.

Возьмите за привычку изначально поставить правильно ограничения, а потом решать, тем более что во второй части присутствуют и неравенства, в которые не очень то удобно подставлять решенные промежутки и проверять их на правильность.

Опять же приведу пример, подтверждающий мою точку зрения:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Некоторые за такое неравенство и не возьмутся, уж больно оно страшное. Но, давайте разберемся: у нас сверху три и снизу два множителя. Чтобы решить его, требуется определить нулевые точки каждого множителя, выставить их на числовую прямую, поставить знаки “+” и “-“, выбрать плюсовые промежутки, т.к значок у неравенства “больше”. И, собственно, ответ.

Проблема стоит в определении нулевых точек. А, если действовать через ОДЗ?

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Как видно, первое неравенство при любых икс, больше нуля. Второе также положительно, т.к отрицательный дискриминант.

И помните, если D<0, то это не значит “НЕТ КОРНЕЙ”. Корней, конечно, не будет, но здесь дело в другом: если D<0, то данное квадратное выражение ВСЕГДА будет >0!

Множитель е в степени х, также всегда положителен. А заведомо положительные множители можно исключить из неравенства, т.к они не влияют на его знак. Следовательно, после записи ОДЗ можно записать неравенство в таком виде:

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Кайфец! Из грязи – в князи. Ну, а тут уж выставляем нулевые точки числителя и знаменателя на прямую и пишем ответ. Будьте внимательны: в знаменателе стоит икс, значит, возможно деление на ноль. Поэтому при выставлении точек, правильно поставьте шарики: полторашка закрашена, а троечка пустая.

Просто о сложном. ОДЗ - как правильно и для чего оно нужно. Профиль ЕГЭ. Вторая часть ОГЭ.

Научитесь думать, анализировать и не пускаться во все тяжкие при виде какой-либо задачи. Не всё так сложно, если разобраться. Ваша математика называется – начало анализа. Значит, требуется помыслить, разложить все по полочкам, а потом уж действовать.

Благодарю за внимание..

Что такое иррациональные уравнения?

Не секрет же, что большинство чисел можно представить в виде обыкновенной дроби с натуральными числами в числителе и знаменателе?

Например, число 7 – это (frac{21}{3})

Иррациональные числа не такие. Их невозможно представить в виде дроби. Они странные.

Гиппас создал античным математикам множество проблем: их теории о том, что все в мире соизмеримо целым числам, рушились одна за другой. И они боялись.

Но мы будем смелыми 🙂

Сначала разберемся, что такое рациональные уравнения, а потом научимся находить решение иррациональных уравнений.

Итак, что из себя представляют рациональные уравнения, а что – иррациональные:

  • ( 3cdot (x+1)=x) – как думаешь, какое это? Тут сложение, умножение, нет корней, и степеней никаких – рациональное!
  • ( 3cdot (x+1)=sqrt{x}) – вот тебе и корень из переменной, значит уравнение НЕ рациональное (или иррациональное);
  • ( 3cdot (x+1)=frac{1}{x}) – а это – рациональное;
  • ( 3cdot (x+1)={{x}^{2}}) – тут вот степень, но она с целым показателем степени (( 2)– целое число) – значит, это тоже рациональное уравнение;
  • ( 3cdot (x+1)={{x}^{-1}}) – даже уравнение с отрицательным показателем степени тоже является рациональным, ведь, по сути, ( {{x}^{-1}}) – это ( frac{1}{x});
  • ( 3cdot (x+1)={{x}^{0}}) – тоже рациональное, т.к. ( {{x}^{0}}=1);
  • ( 3cdot (x+1)={{x}^{frac{1}{2}}}) – а с ним поосторожнее, степень-то дробная, а по свойству корней ( {{x}^{frac{1}{2}}}=sqrt{x}), как ты помнишь, корня в рациональных уравнениях не бывает.

Надеюсь, теперь ты сможешь различить, к какому виду относится то или иное уравнение.

Дадим oпределение:

Иррациональными уравнениями называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или знаком возведения в дробную степень. 

А вот как это выглядит: ( sqrt{x}); ( {{x}^{frac{1}{3}}}).

Но только отличать рациональное от иррационального недостаточно, тебе же решать их надо! Вся сложность в корнях, так?

Так избавься от них, вот и все дела!

Если еще не догадался, как, то я подскажу: просто возведи в нужную степень обе части уравнения, а потом решай его как простое рациональное уравнение.

Но проверяй все корни! Позже ты поймешь, почему делать это необходимо.

Как рациональные уравнения решать помнишь? Если забыл, то советую почитать «Рациональные уравнения».

Если читать лень, напомню вкратце. Для верного решения рациональных уравнений, ты должен придерживаться следующего алгоритма:

Пример №3

( sqrt{12-x}=x)

После возведения обеих частей в квадрат имеем:

( 12-x={{x}^{2}}), упрощаем и решаем квадратное уравнение по теореме Виета

( {{x}^{2}}+{x}-12=0)

( left[ begin{array}{l}{{x}_{1}}=3\{{x}_{2}}=-4end{array} right.)

У нас два корня, пробуем их подставить в исходное для проверки.

Подставляем ( 3), ( sqrt{9}=3), ( 3=3) – подходит.

Подставим ( -4), получим ( sqrt{16}=-4)…

Но ведь ( 4ne -4)! Что же получается, ( -4) – посторонний корень.

Заговор какой-то!

Думаю, интрига затянулась, настало время объяснить, почему получаются какие-то посторонние корни.

Опять объяснять буду на примере:

( -2ne 2), но если мы возведем в квадрат обе части, ( {{(-2)}^{2}}={{(2)}^{2}}), ( 4=4).

Ну как тебе фокус? 🙂

То же самое получается и в нашем примере с иррациональным уравнением, в результате преобразования мы можем найти все корни, но могут примешаться и посторонние.

Их надо отфильтровать проверкой, проверив, будет ли соблюдаться равенство исходного уравнения при их подстановке.

А если взять не вторую, а третью степень:

( {{(-2)}^{3}}ne {{(2)}^{3}})

( -8ne 8)

Пример №4 (метод уединения радикала)

( sqrt{2x+1}+sqrt{x}=1)

В этом примере есть два подкоренных выражения и число ( 1).

Чтобы избавиться от корня, нужно обе части возвести в квадрат, но, прежде чем сделать это, перенесем ( sqrt{x}) в правую часть. 

( sqrt{2x+1}=1-sqrt{x})

«Зачем?» –  спросишь ты.

Дело в том, что, если возводить в квадрат в таком виде, упрощать придется дольше, не веришь – попробуй сам, а я, пожалуй, избавлю себя от расписывания этого 🙂

Теперь возводим в квадрат обе части и упрощаем.

( sqrt{2x+1}=1-sqrt{x})

( 2x+1=1-2sqrt{x}+x)

( x=-2sqrt{x})

Понял, в чем сложность?

Этот метод решения математики называют «метод уединения радикала».

Радикал (выражение с корнем) надо уединить в одной стороне уравнения. Но уединять и возводить в степень придется не один раз.

Чтобы избавиться от корней и получить нормальное (рациональное 🙂 ) уравнение, придется выполнять множество замысловатых махинаций, которые заключаются в уединении и возведении в степень.

С другой стороны, можно заметить, что на определенной стадии решения становится без дальнейших упрощений понятно, что в уравнении, например, нет решений.

Например…

Корни степени больше 2

Ты спросишь: а что всё про квадратные корни? Как же быть с остальными степенями?

Спрошу в ответ: а чем они отличаются?

Отличие, на самом деле, есть. Но важна не конкретная степень корня, а четность этой степени.

Корни четной степени

Корни ( displaystyle 2), ( displaystyle 4), ( displaystyle 6), и т.д. степеней очень похожи друг на друга, и принцип решения уравнений с ними абсолютно одинаковый. Дело в том, что корень четной степени можно всегда привести к квадратному (вспоминаем тему «Корень и его свойства»!):

( displaystyle sqrt[4]{x}=sqrt{sqrt{x}};text{ }sqrt[6]{x}=sqrt{sqrt[3]{x}};text{ }sqrt[2k]{x}=sqrt{sqrt[k]{x}})

Например:

( displaystyle sqrt[4]{A}=Btext{ }Leftrightarrow text{ }left{ begin{array}{l}A={{B}^{4}}\Bge 0end{array} right.)

Корни нечетной степени

С нечетными степенями (( displaystyle 3), ( displaystyle 5), …) все намного проще!

Дело в том, что корень нечетной степени можно извлекать из любого числа! (И снова, если ты этого не знал, вспомни тему «Корень и его свойства»!)

Что это значит?

Теперь никаких дополнительных условий, никаких ограничений – просто возводим все в нужную степень и решаем:

( displaystyle begin{array}{l}sqrt[3]{A}=Btext{ }Leftrightarrow text{ }A={{B}^{3}}\sqrt[5]{A}=Btext{ }Leftrightarrow text{ }A={{B}^{5}}end{array})

Примеры:

  • ( displaystyle sqrt[5]{2-x}=-2)
  • ( displaystyle sqrt[4]{3+2{x}-{{x}^{2}}+{{x}^{4}}}=x)
  • ( displaystyle sqrt[3]{{{x}^{3}}+3x+5}=x)
  • ( displaystyle sqrt[3]{6+{{x}^{2}}-{{x}^{3}}}=1-x)

Ответы:

Добавить комментарий