Как найти обобщающее слово обществознание

Второе задание ЕГЭ по обществознанию, как и первое, направлено на проверку знаний по всему пройденному курсу предмета. Это значит, что попавшийся вам номер может быть связан с любым его аспектом; однако, поскольку акцент делается именно на основные знания, выполнить его будет совсем не сложно.

Во 2 задании экзамена по обществознанию приводится перечень из 5-7 различных понятий, относящихся к одной теме, при этом одно из этих слов является обобщающим для всех остальных. Задача экзаменующегося – правильно выбрать это обобщающее слово. Из-за того, что верный вариант уже есть среди данных понятий и его не нужно подбирать самостоятельно, это задание становится совсем легким – конечно, при условии, что у вас есть неплохая база знаний по основной теории обществознания. За верный ответ на 2 задание ЕГЭ по обществознанию ставится 1 балл.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание;
  2. Изучаем весь перечень понятий;
  3. Определяем, к какой теме они относятся, вспоминаем их значения и отличия друг от друга;
  4. Выявляем, какое слово является обобщающим для всех остальных и записываем его в ответ.

Задание EO0221D

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.


Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно понимать понятие «социальная группа» и знать, какие существуют виды социальных групп.

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие интересы или социальный признак, одинаковые ценности и нормы поведения.

Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные. К официальным относятся: трудовой коллектив, школьный класс, члены объединений и товариществ. К неофициальным можно отнести группу друзей. Семья – особая социальная группа, которая объединяет в себе признаки официальной и неофициальной.

Таким образом, обобщающим для приведенных выше понятий будет понятие «социальная группа».

Ответ: социальнаягруппа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1AA756

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это словосочетание
Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.


Для того, чтобы дать верный ответ, важно помнить о видах организационно-правовых формы юридической деятельности.

Субъект, осуществляющий ту или иную деятельность, может обладать статусом юридического лица или не обладать им.

Юридические лица, в свою очередь, могут быть как коммерческими, так и некоммерческими объединениями.

Существуют разные формы организации коммерческих предприятий:

  • товарищество (полное или коммандитное);
  • общества (например, хозяйственные или акционерные)
  • унитарное предприятие

Таким образом, обобщающим понятием из всех приведенных будет «юридическое лицо».Ответ: юридическое лицо

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EOB06496

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Преступление, проступок, правонарушение, кража, мошенничество


Для того, чтобы выбрать обобщающее понятие, важно понимать, что такое правонарушение и каким оно может быть.

Правонарушение — общественно опасное виновное де­яние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отде­льным лицам, влекущее за собой юридическую ответ­ственность.

Правонарушения бывают двух видов: преступления (правонарушения, наказание за которые предусмотрено уголовным кодексом РФ) и проступки.

Проступки, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

дисциплинарные (нарушение трудовой, воинской учебной дисциплины или невыполнение своих обязанностей);

административные (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и т.п.);

гражданские (мелкие и средние кражи, мошенничество, оскорбление чести и достоинства личности).

Таким образом, обобщающим понятием среди приведенных будет «правонарушение».

Ответ: правонарушение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO4CC817

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.


Для того, чтобы выбрать верное словосочетание, важно знать, что такое форма государства и каковы составляющие ее элементы.

Форма государства – это политическая организация общества. Форма государства включает в себя: форму правления, форму территориального устройства и тип политического режима.

Форма правления – это способ организации высших органов власти. Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Форма территориального устройства – это способ организации взаимоотношений между органами центральной и местной власти. По форме территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Таким образом, обобщающим словосочетанием для всех приведенных будет «форма государства».

Ответ: форма государства

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO18C2D0

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта, социализация, индивидуализация.


Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта и индивидуализация – все это процессы социализации, то есть интеграции личности в социальную среду и овладение ею навыков, необходимых для успешного функционирования в этой среде. Таким образом, обобщающее слово в этом ряду – социализация.

Ответ: социализация

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0206s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты, социальная группа.


Все понятия, перечисленные в задании, подразумевают под собой определенную совокупность людей, объединенную какими-либо общими потребностями или интересами, общей деятельностью, осознанием людей их принадлежности к ней. Это – характеристики социальной группой, которая как раз выступает в роли обобщающего слова для остальных понятий. Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты – все это примеры разнообразных социальных групп.

Ответ: социальная группа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0205s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Рыночное ценообразование, конкуренция, свободное предпринимательство, рыночная экономика, многообразие форм собственности.


Все данные понятия относятся к экономической сфере. Этот вариант задания совсем несложный – внимательно ознакомившись с перечнем, можно увидеть, что рыночное ценообразование, конкуренция, свободное предпринимательство и многообразие форм собственности – основные отличительные характеристики рыночной экономики, которая и является обобщающим понятием для всех остальных.

Ответ: рыночная экономика

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0204s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Финансовое право, административное право, публичное право, международное гуманитарное право, конституционное право.


В задании перечислены различные отрасли права. Если внимательно ознакомиться с перечнем и знать теорию по теме права, можно обратить внимание на публичное право. Право делится на 2 большие группы: публичное (регулирующее отношения с участием государства) и частное (регулирующее частные отношения без участия государства). Такие отрасли права, как финансовое, административное и административно-процессуальное, уголовное, экологическое, международное гуманитарное, конституционное относятся к публичному праву. Таким образом, «публичное право» — обобщающее слово для всех остальных понятий.

Ответ: публичное право

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0203s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.


Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.

Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.

Ответ: научное познание

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0202s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Демократия, тоталитаризм, политический режим, авторитаризм, военная диктатура.


Демократия, тоталитаризм, авторитаризм, военная диктатура – все это является разновидностями совокупностей различных средств и методов, с помощью которых может осуществляться политическая власть. Иначе такая совокупность называется политическим режимом; это слово и является обобщающим, в то время как остальные данные понятия – различные виды политических режимов.

Ответ: политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0201s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.


Все понятия, данные в списке, относятся к экономической сфере. Прибыль – это сумма, на которую доходы превышают расходы. Доход – это деньги, полученные каким-либо субъектом экономической деятельности за определенное время. Зарплата – это денежное вознаграждение за труд работника. Процент – это тот доход, который кредитор получает от заемщика за взятый в кредит капитал. Рента – это доход от капитала, имущества или земли, получаемый чаще всего от их сдачи в аренду.

Проанализировав все понятия, можно заметить, что каждое из них связано с получением дохода. Следовательно, обобщающим словом для них будет «доход».

Ответ: доход

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

kak-ocenit-pismennuju-rabotu_1_1

Сложность этого задания 2 ЕГЭ по обществознанию в том, что в нем требуется найти обобщающее слово для указанного ряда терминов. Обобщающее слово — это родовой термин или понятие, которое включает в своё значение смыслы других понятий и терминов. Как и в других заданиях ЕГЭ по обществу тематика заданий может быть самой разной: социальная сфера, политическая, духовная и т.д.

Вот какие рекомендации я могу дать абитуриенту, решающему задание 2 ЕГЭ по обществознанию:

Рекомендация 1. Четко соотносите задание с изученными сферами жизни общества. Помните, что все термины в задании относятся к одной теме, как и обобщающее слово!

Вот к примеру задание из реального теста ЕГЭ по обществу:

11

Толковым пацанам и девчонкам сразу становится ясно, что предлагаемые слова относятся к теме «Духовная сфера общества», а именно к теме религия. Если затрудняетесь ответить сразу, рекомендую к прочтению мой предыдущий пост «Что такое религия?«. Прочитав термины наиболее осведомленным сразу становится ясно, что остаются только два варианта для ответа: культ и религия. Что же будет более обобщающим? Культ — это поклонение чему либо. 

Можете для эксперимента поставить в угол Вашей комнаты веник. И молиться ему каждый день, разговаривать с ним…. Через месяц это будет самый ценный предмет для Вас :). Создадите культ веника. А что такое религия? Это специфическая форма мировоззрения, осознания мира. Понятно, что понятие «религия» включает в себя понятие «культ», так как мировоззрение может включать в себя поклонение разным божествам. Например,  язычество у восточных славян: у одних был культ Перуна (бога грома и молнии), у других — культ бога болот и пр.

Или например православное христианство: есть культ Иисуса Христа, есть культ святого духа, есть культ Пресвятой Богородицы…. Понятно?

Ок. Так что верный ответ : религия

Рекомендация 2. Надо хорошо знать термины и понятия из разных тем по обществознанию. Понимать, какие термины от с какими связаны, а какие — из них вытекают. Для этого в моем платном видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» я привел структуру терминов по всем темам Обществознания. Также крайне рекомендую свою статью о том, как выучить определения.

Давайте разберем ещё одно задание 2 ЕГЭ по обществознанию:

12

Сразу понимаем, что в задании 2 ЕГЭ проверяется тема  Социальная сфера. Если подзабыли тему, скачайте мой бесплатный видеокурс «Обществознание. Социальная сфера«. Если вы этого не сделаете, то скорее всего допустите ошибку. Логика у некоторых людей бывает настолько кривая, что просто жесть! Между тем правильный ответ: «агент социализации» — группа или объединение, участвующее в освоении индивидом правил и норм жизни общества, а также социальных ролей. Если вы не знакомы с этими терминами, то ещё раз настоятельно рекомендую скачать мой бесплатный видеокурс.

Рекомендация 3. Будьте крайне внимательны! Вновь и вновь решайте задания 2 ЕГЭ по обществознанию, чтобы делать это качественно на автомате. Вот к примеру подобное задание посложнее:

13

Тема «Наука» из духовной сферы жизни общества. У меня, кстати, на эту тему была развернутая статья про познание. Люди не очень внимательные сразу допустят ошибку, указав в ответе: классификационная основа, или теоретическая обоснованность. Между верный ответ: научное познание, которое включает в себя и разные классификации и теорическую обоснованность!

Пожалуйста, используйте мои рекомендации на практике, чаще решая задания 2 по обществознанию и тесты ЕГЭ.

В следующих постах мы обязательно разберем и другие не простые задания по обществу, поэтому подпишитесь на новости сайта EGE59.RU!

Прилагаю пару заданий 2 ЕГЭ по обществу, чтобы вы порешали:

14

15

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Как правильно выбрать обобщающее понятие в задании на ЕГЭ по обществознанию?

Данная разновидность заданий охватывает содержание всех блоков обществознания. При выполнении работы пригодится навык выявления широкого понятия в сравнении с более узкими по смыслу.

Из предложенного перечня понятий требуется выбрать одно, которое является для всех остальных обобщающим. То есть объединяет под собой возможные формы, типы, признаки и т.п.

Алгоритм выполнения задания

Чтобы безошибочно справиться с работой, нужно:

  1. Прочитать вопрос к заданию, чтобы убедиться в правильности понимания того, что требуется сделать.
  2. Внимательно ознакомиться с предложенными терминами и связать их общей темой.
  3. Попытаться выделить из общего ряда терминов тот, к которому можно отнести все остальные.
  4. Отметить в бланке (без пропусков между словами).

Разбор на примерах

Рассмотрим с помощью конкретных примеров выполнение данного задания.

Из предложенных ниже понятий выберите обобщающее для всех остальных. Запишите ответ.

Идеологический плюрализм; равенство прав; демократический режим; свобода слова; развитое местное самоуправление; народный суверенитет.

Итак, все понятия связаны с темой «Политический режим» и характеризуют определенный тип государства. Можно предположить, что обобщающим здесь выступает как раз разновидность политического режима – демократический режим. Значит, все остальные понятия должны относиться к демократии.

Рассмотрим, что они означают:

  • равенство прав – одинаковые возможности у всех членов общества, предоставленные законом;
  • идеологический плюрализм – многообразие идеологических взглядов на развитие государства, убеждений и представлений; возможность их пропагандировать;
  • свобода мнений – существование в обществе разных мнений по поводу отдельных вопросов, отсутствие навязывания конкретного мнения со стороны кого бы то ни было;
  • народный суверенитет – предполагает непосредственное нахождение власти в руках народа;
  • развитое самоуправление – наличие в мелких территориальных единицах собственных органов управления, которые самостоятельно решают широкий круг вопросов.

Каждая из указанных характеристик действительно отражает сущность демократического устройства. Значит, все понятия из перечня выступают признаками демократии, а демократический режим – обобщающий термин. Именно его следует указать в бланке ответа.

Еще один пример

Тот же вариант формулировки задания. Необходимо выбрать общее понятие для всех других.

В ряду перечислено следующее:

Средства познания; рациональное познание; восприятие; познавательная деятельность; объект познания.

Решить эту задачу еще проще, поскольку здесь меньше терминов (всего 5). Все словосочетания относятся к теме «Познание как вид деятельности». Определив тему, сразу приходим к выводу, что уже прозвучало обобщающее словосочетание – познавательная деятельность.

Среди других понятий:

  • средства и объект – компоненты деятельности;
  • рациональное познание – разновидность познавательного процесса;
  • восприятие – одна из форм чувственного познания.

Таким образом, в бланк ответа необходимо внести словосочетание «познавательная деятельность».

Если трудно выделить сразу нужное для ответа понятие, следует попробовать дать как можно более точные формулировки каждого словосочетания, а затем включить логические рассуждения. Такой вариант работы тоже позволяет верно выполнить это задание.

Обобщающее словосочетание в обществознании

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

объекты деятельности результаты деятельности мотивы деятельности
цели деятельности структура деятельности

Структура деятельности включает:

1. Субъект (человек) – тот, кто действует.

2. Объект – то, на что направлена деятельность.

3. Цель – представление о результате.

4. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

6. Результат – получившийся продукт деятельности.

Обобщающее понятие – структура.

Ответ: структура деятельности.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

цель деятельности мотив деятельности средства деятельности
структура деятельности результат деятельности

Все остальные элементы являются элементами структуры

Ответ: структура деятельности.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

социальные реформы революционные преобразования социальный прогресс
социальный регресс социальная динамика

Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.

Революционные преобразования — качественный, переворот во всей социальной структуре общества.

Социальная реформа — переустройство, затрагивающее какую-либо из сфер общества.

Прогресс — развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Регресс — упадок, откат назад.

Ответ: социальная динамика.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

сословное деление воспроизводство социального идеала коллективистские ценности
традиционное общество сельская община сращивание власти и собственности
низкая социальная мобильность

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

Обобщающее слово

  • Обобщающее слово — это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для однородных членов предложения. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое логическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами. Например:

В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещённые зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали… (К. Паустовский);

В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой);

В корзине была дичь: два тетерева и утка (И. Гончаров).

Связанные понятия

Самые длинные слова в английском языке не используются в обычной речи, а обычно отвечают на вопрос о самом длинном английском слове. Помимо слов, полученных от языковых корней, в английском языке новые слова могут быть созданы путем словотворчества; созданием топонимических и научных названий, которые могут быть сколь угодно длинными. Под длиной слова обычно понимается количество записываемых в соответствии с правилами орфографии букв, реже считают количество фонем в соответствии с правилами фонологии.

Широко распространено утверждение о том, что в эскимосских языках имеется необычайно большое количество слов для обозначения снега. Впервые подобная мысль озвучена Францем Боасом, при описании влияния языков на восприятие мира их носителей. «Эскимосские названия снега» часто используются в качестве клише, иллюстрирующего эту концепцию. Тем не менее, в эскимосско-алеутских языках для обозначения твёрдого состояния воды (снега и льда) используется примерно столько же корней, сколько и в английском.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Турецкий язык относится к агглютинативным (или «приклеивающим») языкам и, тем самым, существенно отличается от индоевропейских.

Данная статья — часть обзора История математики. Современная математика изучает абстрактные структуры совершенно различной природы (множества, высказывания, логические языки, функции), но её основным объектом изучения изначально были понятия натурального числа и геометрической фигуры, возникшие из практической деятельности человека.

Полисинтети́ческие языки́ — языки, в которых все члены предложения (полная инкорпорация) или некоторые компоненты словосочетания (частичная инкорпорация) соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них.

Падеж в прибалтийско-финских языках (финском, эстонском) с базовым значением объекта-посредника (инструмента или средства).

[spoiler title=”источники:”]

http://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=164

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE

[/spoiler]


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Задания Д2 № 361

i

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

объекты деятельности результаты деятельности мотивы деятельности
цели деятельности структура деятельности

2

Задания Д2 № 546

i

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

цель деятельности мотив деятельности средства деятельности
структура деятельности результат деятельности

3

Задания Д2 № 805

i

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

социальные реформы революционные преобразования социальный прогресс
социальный регресс социальная динамика

4

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

сословное деление воспроизводство социального идеала коллективистские ценности
традиционное общество сельская община сращивание власти и собственности
низкая социальная мобильность

5

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

проблема закон гипотеза
наука теория

Пройти тестирование по этим заданиям

ПОЛИТИКА

1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Политические деятелипрезидент государствалидеры общественно-политических движений,лидеры по­ли­ти­че­ских партийруководители пар­ла­мент­ских фракций.

2. Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма государстваметоды го­су­дар­ствен­но­го властвованияформа правлениятип по­ли­ти­че­ско­го режимаформа го­су­дар­ствен­но­го устройства.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Демократический режимполитический режимохлократияаристократиятоталитарный режим.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ли­бе­ра­лизмсо­ци­ал-де­мо­кра­тияна­ци­о­на­лизмкон­сер­ва­тизмидео­ло­гияанар­хизм.

5. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­щающим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Демократиятоталитарное обществополитический режимавторитарное государстводиктатура.

6. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Парламентправительствосуд общей юрисдикцииорган властиарбитражный суд.

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Многопартийностьвариативность программмногообразие позиций СМИконкуренция лидеров,политический плюрализмразличие политических взглядов.

8.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Равноправиедемократияполитический плюрализмправа меньшинствапарламентаризм.

9.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Политическая партияполитическая системаполитическая нормагосударствополитическая идеология.

10. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Выборы депутатовизбирательное правосписки по­ли­ти­че­ских партийтайное голосование,избирательная кампания.

11. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Гласностьпо­ли­ти­че­ский плюрализмпарламентаризмдемократияприн­цип большинства.

12. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Избирательная системаиз­би­ра­тель­ный барьеррас­пре­де­ле­ние мандатовод­но­ман­дат­ный из­би­ра­тель­ный округпартийный списоктайное голосование.

13.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) монархия

2) федерация

3) форма государства

4) республика

5) форма правления

14.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) форма правления

2) республика

3) монархия

4) федерация

5) форма государства

15.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) демократический режим

2) парламентаризм

3) многопартийность

4) конкуренция

5) принцип большинства

16. В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.

17. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Общение, учение, деятельность, труд, игра.

18. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.

19. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.

20. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Семья, родство, материнство, отцовство, брак.

21. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Техника, технология, орудия труда, средства производства, факторы производства.

22. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Знания, идеалы, миропонимание, мировоззрение, ценности.

23. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.

24. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.

Подотрасль права, правовая норма, институт права, система права, отрасль права.

25.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Акция, облигация, вексель, ценная бумага, чек.

26. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Род, народность, этнос, нация, племя.

ПРАВО

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Нормативно-правовой актисточник (форма) правасудебный прецедентестественное право,правовой обычай.

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Обсуждение законопроекта в парламентезаконодательная инициативазаконотворческий процесс,парламентские слушанияотклонение законопроекта.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Акционерное обществодивидендконтрольный пакет акцийобщее собраниеограниченная ответственность.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Семейное правопредпринимательское правочастное правотрудовое правогражданское право.

5.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Юридическое лицопроизводственный кооперативунитарное предприятиеполное товарищество,общество с ограниченной ответственностью.

6.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Публичное правофинансовое правоадминистративное правоуголовное правоконституционное право.

7.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Судебный прецедентобычное правоисточники праванормативно-правовой актмеждународные правовые акты.

8.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Меры пресеченияличное поручительствозалогдомашний арестподписка о не­вы­ез­де и над­ле­жа­щем поведении.

9.  Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Преступлениедисциплинарный проступокадминистративный проступокгражданский проступок,правонарушение.

10.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении

2) личное поручительство

3) меры пресечения

4) залог

5) домашний арест

11.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) парламент

2) правительство

3) суд общей юрисдикции

4) орган власти

5) арбитражный суд

12.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) публичное право

2) финансовое право

3) административное право

4) уголовное право

5) конституционное право

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная группапервичная группанеформальная группаэтническая общностьобщественный класс.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрениесанкциянаказаниепремированиеувольнение.

3. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальный институтобщество как системасоциальная группасфера об­ще­ствен­ной жизни,общественные отношения.

4. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класструдовой коллективродительская семьяагент социализацииСМИ.

5. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Классовое неравенствостатус со­ци­аль­ной группыиерархия со­ци­аль­ных группсоциальная стратификациясословное преимущество.

6. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Государственная премияпо­хваль­ная грамотааплодисментыпозитивные санкциипо­вы­ше­ние в должности.

7.  Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Пле­мен­ной союзнародностьэтноснацияплемя.

8.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Моральные нормыпозитивные санкциисоциальный контрольправовые нормынегативные санкции.

9. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Властьпрестижстратификацияобразованиедоход.

10. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Играобщениетруддеятельностьучение.

11. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Демократияреспубликаформа государстваконфедерациямонархия.

12.Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Консерватизмлиберализмидеологиякоммунизмсоциал-демократия.

13. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

По­треб­ность в при­зна­нии со сто­ро­ны дру­гих людей, стрем­ле­ние до­стичь вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го статуса, со­ци­аль­ная потребность, по­треб­ность в общении, по­треб­ность в ува­же­нии со сто­ро­ны своих коллег.

14.  Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Взгляды, мировоззрение, представления, идеалы, цен­ност­ные установки.

Ответ: ми­ро­воз­зре­ние

15.  В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Преступление, правонарушение, кража, мел­кое хулиганство, проступок.

16.  Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Нормызнанияпоступкимировоззрениеценностисамосознание.

17.  Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Модель поведенияпрестижсоциальный статусимиджзнаки отличияавторитет.

18. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Земля, деньги, валюта, объ­ек­ты собственности, цен­ные бумаги.

19. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Умозаключение, формы познания, ощущение, понятие, представление.

20. В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Акция, облигация, цен­ная бумага, вексель, сбе­ре­га­тель­ный сертификат.

21.  В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.

22.  В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Производственный кооператив, хо­зяй­ствен­ное общество, ад­во­кат­ская палата, юри­ди­че­ское лицо, об­ще­ствен­ный фонд.

23.  В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Товарищества, общества, юри­ди­че­ские лица, субъ­ек­ты права, учреждения.

24. В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Нормативно-правовой акт, ис­точ­ник права, под­за­кон­ный акт, закон, Конституция.

25. В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.

26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) этнос

2) профессиональная группа

3) малая группа

4) большая группа

5) социальная группа

27.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный институт

2) семья

3) государство

4) бизнес

5) образование

28.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) поощрение

2) санкция

3) наказание

4) премирование

5) увольнение

29.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный контроль

2) мораль

3) право

4) поощрение

5) наказание

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Объ­ек­ты деятельностире­зуль­та­ты деятельностимо­ти­вы деятельностисубъ­ек­ты деятельности,струк­ту­ра деятельности.

2.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Демографические проблемыглобальные проблемыэкологические проблемыэкономические проблемыпродовольственные проблемы.

3.  Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Знаниямировоззрениеценностиустановкиубеждения.

4.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Знаниятеориилегендымифыгипотезы.

5. Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революцияэкономическая реформаобщественный прогресссоциальная динамика,коренные преобразования.

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Наблюдениеэкспериментметод познанияанкетированиеинтервьюирование.

7. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ощущениепредставлениесуждениевосприятиеформа познания.

8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Трудиграучениевид деятельностипознание.

Ответ: видде­я­тель­но­сти

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Верадогматызаповедирелигияобрядыхрамы.

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Мотивкомпонент деятельностицельпроцессрезультатметод.

11.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Потребностьустановкаубеждениемотивинтересэмоцияидеал.

12.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Природаобществоэкономикаполитикасистема.

13.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Героический эпосанонимность произведенийколлективность твор­че­ско­го процессанародная культурафольклорный коллектив.

14.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Научное познаниесистемность знанияопора на экспериментырационалистические доводы,объективность.

15.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Описание объектаметод познаниясоциальный экспериментисторическая аналогия,классификация.

16. Найдите термин, ко­то­рый яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных тер­ми­нов пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Экологический кризисугроза новой ми­ро­вой войнырост наркоманиираспространение СПИДа,угроза XXI века.

17. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Система образованияобразовательные учрежденияцели образованияфункции об­ра­зо­ва­ния в обществеобразовательные программы.

18. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Био­ло­ги­че­ская при­ро­да человекаин­стинк­тив­ное поведениефи­зио­ло­ги­че­ские потребностифи­зи­че­ское развитиевоз­раст­ные осо­бен­но­сти раз­ви­тия психики.

19. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ком­пью­тер­ное моделированиена­уч­ное наблюдениесо­ци­аль­ный экспериментис­то­ри­че­ская аналогияметод познания.

20. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Чувственное познаниепознавательная деятельностьсубъект познанияобъект познания,рациональное познание.

21.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Опытная проверкаисследовательская гипотезаклассификационная основанаучное познание,теоретическая обоснованность.

22. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Непрерывностьгуманизацияинтернационализацияобразованиекомпьютеризация,гуманитаризация.

23. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Срав­не­ние фактованалогияэкспериментклас­си­фи­ка­ция фактовметод познания.

24.  Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Со­ци­аль­ная революцияпо­ли­ти­че­ская реформасо­ци­аль­ная динамикаконтр­ре­фор­ма в об­ла­сти образованияоб­ще­ствен­ный прогресс.

25.  Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Доброморальгуманизмсовестьчесть.

26.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Духовная культурафундаментальная наукаобразованиелитератураживопись.

27. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальная эволюция

2) общественное развитие

3) регресс общества

4) реформа

5) революция

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) индивид

2) индивидуальность

3) человек

4) личность

5) талант

29. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) построение теорий

2) проведение экспериментов

3) научное познание

4) организация наблюдений

5) выдвижение гипотез

30. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) искусство

2) наука

3) образование

4) мораль

5) культура

31. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) способности

2) задатки

3) одарённость

4) талант

5) гениальность

32.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ощущение

2) восприятие

3) познание

4) представление

5) суждение

33. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) деятельность

2) учёба

3) игра

4) труд

5) общение

34. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) вера

2) культ

3) обряды

4) религия

5) совершение богослужений

35. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ощущение

2) чувственное познание

3) представление

4) восприятие

5) образ объекта

36. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) наука

2) мораль

3) религия

4) духовная культура

5) искусство

37. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) познание

2) игра

3) труд

4) общение

5) деятельность

38. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный институт

2) рынок

3) государство

4) политическая партия

5) СМИ

39.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) добро

2) долг

3) мораль

4) совесть

5) честь

ЭКОНОМИКА

1.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Предприятиетовариществохозяйственное обществокооперативкорпорация.

2.  Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Налог на собственностьпрямой налогподоходный налогналог на прибыль фирмналог на землю.

3.  Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Рынок сырьярынок землирынок ресурсоврынок трударынок оборудования.

4.  Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Рабочая силабезработныезанятыетрудоспособное населениепроизводители материальных благ.

5.  Найдите понятие, которое является обобщаю щим для всех остальных понятий представленного ни же ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Землятрудовые ресурсыфактор производствакапиталинформация.

6.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Совершенная конкуренциясовокупный спросрыночная экономикаравновесная цена,экономическая свобода.

7. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Несовершенство рынканевозможность про­из­вод­ства общественных благкомпенсация внеш­них эффектовмонополизация рынковнеравенство доходов.

8.  Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Таможенные пошлиныналогиакцизыпрогрессивная шкаладекларация.

9. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Прибыльимуществособственностьобъ­ект налогообложенияцен­ные бумагизе­мель­ный участок.

10.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) земля

2) предпринимательские способности

3) факторы производства

4) капитал

5) труд

11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой онo указано.

1) задержание подозреваемого

2) обязательство о явке

3) меры процессуального принуждения

4) привод

5) временное отстранение от должности

12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) последствия глобализации

2) доступность товаров

3) интернационализация оказания услуг

4) свобода передвижения

5) обострение проблем нелегальной миграции

13.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) земля

2) трудовые ресурсы

3) фактор производства

4) капитал

5) информация

14.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) умозаключение

2) восприятие

3) ощущение

4) представление

5) познание

15.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) жизнь и здоровье

2) достоинство личности

3) личная неприкосновенность

4) нематериальные блага

5) право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства

16.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) акция

2) ценная бумага

3) облигация

4) вексель

5) депозитный и сберегательный сертификат

Добавить комментарий