Второе задание ЕГЭ по обществознанию, как и первое, направлено на проверку знаний по всему пройденному курсу предмета. Это значит, что попавшийся вам номер может быть связан с любым его аспектом; однако, поскольку акцент делается именно на основные знания, выполнить его будет совсем не сложно.
Во 2 задании экзамена по обществознанию приводится перечень из 5-7 различных понятий, относящихся к одной теме, при этом одно из этих слов является обобщающим для всех остальных. Задача экзаменующегося – правильно выбрать это обобщающее слово. Из-за того, что верный вариант уже есть среди данных понятий и его не нужно подбирать самостоятельно, это задание становится совсем легким – конечно, при условии, что у вас есть неплохая база знаний по основной теории обществознания. За верный ответ на 2 задание ЕГЭ по обществознанию ставится 1 балл.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание;
- Изучаем весь перечень понятий;
- Определяем, к какой теме они относятся, вспоминаем их значения и отличия друг от друга;
- Выявляем, какое слово является обобщающим для всех остальных и записываем его в ответ.
Задание EO0221D
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.
Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно понимать понятие «социальная группа» и знать, какие существуют виды социальных групп.
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие интересы или социальный признак, одинаковые ценности и нормы поведения.
Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные. К официальным относятся: трудовой коллектив, школьный класс, члены объединений и товариществ. К неофициальным можно отнести группу друзей. Семья – особая социальная группа, которая объединяет в себе признаки официальной и неофициальной.
Таким образом, обобщающим для приведенных выше понятий будет понятие «социальная группа».
Ответ: социальнаягруппа
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO1AA756
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это словосочетание
Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.
Для того, чтобы дать верный ответ, важно помнить о видах организационно-правовых формы юридической деятельности.
Субъект, осуществляющий ту или иную деятельность, может обладать статусом юридического лица или не обладать им.
Юридические лица, в свою очередь, могут быть как коммерческими, так и некоммерческими объединениями.
Существуют разные формы организации коммерческих предприятий:
- товарищество (полное или коммандитное);
- общества (например, хозяйственные или акционерные)
- унитарное предприятие
Таким образом, обобщающим понятием из всех приведенных будет «юридическое лицо».Ответ: юридическое лицо
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EOB06496
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Преступление, проступок, правонарушение, кража, мошенничество
Для того, чтобы выбрать обобщающее понятие, важно понимать, что такое правонарушение и каким оно может быть.
Правонарушение — общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.
Правонарушения бывают двух видов: преступления (правонарушения, наказание за которые предусмотрено уголовным кодексом РФ) и проступки.
Проступки, в свою очередь, делятся на несколько категорий:
дисциплинарные (нарушение трудовой, воинской учебной дисциплины или невыполнение своих обязанностей);
административные (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и т.п.);
гражданские (мелкие и средние кражи, мошенничество, оскорбление чести и достоинства личности).
Таким образом, обобщающим понятием среди приведенных будет «правонарушение».
Ответ: правонарушение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO4CC817
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.
Для того, чтобы выбрать верное словосочетание, важно знать, что такое форма государства и каковы составляющие ее элементы.
Форма государства – это политическая организация общества. Форма государства включает в себя: форму правления, форму территориального устройства и тип политического режима.
Форма правления – это способ организации высших органов власти. Существуют две основные формы правления – монархия и республика.
Форма территориального устройства – это способ организации взаимоотношений между органами центральной и местной власти. По форме территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Таким образом, обобщающим словосочетанием для всех приведенных будет «форма государства».
Ответ: форма государства
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO18C2D0
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта, социализация, индивидуализация.
Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта и индивидуализация – все это процессы социализации, то есть интеграции личности в социальную среду и овладение ею навыков, необходимых для успешного функционирования в этой среде. Таким образом, обобщающее слово в этом ряду – социализация.
Ответ: социализация
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0206s
Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.
Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты, социальная группа.
Все понятия, перечисленные в задании, подразумевают под собой определенную совокупность людей, объединенную какими-либо общими потребностями или интересами, общей деятельностью, осознанием людей их принадлежности к ней. Это – характеристики социальной группой, которая как раз выступает в роли обобщающего слова для остальных понятий. Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты – все это примеры разнообразных социальных групп.
Ответ: социальная группа
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0205s
Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.
Рыночное ценообразование, конкуренция, свободное предпринимательство, рыночная экономика, многообразие форм собственности.
Все данные понятия относятся к экономической сфере. Этот вариант задания совсем несложный – внимательно ознакомившись с перечнем, можно увидеть, что рыночное ценообразование, конкуренция, свободное предпринимательство и многообразие форм собственности – основные отличительные характеристики рыночной экономики, которая и является обобщающим понятием для всех остальных.
Ответ: рыночная экономика
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0204s
Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.
Финансовое право, административное право, публичное право, международное гуманитарное право, конституционное право.
В задании перечислены различные отрасли права. Если внимательно ознакомиться с перечнем и знать теорию по теме права, можно обратить внимание на публичное право. Право делится на 2 большие группы: публичное (регулирующее отношения с участием государства) и частное (регулирующее частные отношения без участия государства). Такие отрасли права, как финансовое, административное и административно-процессуальное, уголовное, экологическое, международное гуманитарное, конституционное относятся к публичному праву. Таким образом, «публичное право» — обобщающее слово для всех остальных понятий.
Ответ: публичное право
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0203s
Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.
Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.
Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.
Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.
Ответ: научное познание
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0202s
Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.
Демократия, тоталитаризм, политический режим, авторитаризм, военная диктатура.
Демократия, тоталитаризм, авторитаризм, военная диктатура – все это является разновидностями совокупностей различных средств и методов, с помощью которых может осуществляться политическая власть. Иначе такая совокупность называется политическим режимом; это слово и является обобщающим, в то время как остальные данные понятия – различные виды политических режимов.
Ответ: политический режим
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO0201s
Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.
Все понятия, данные в списке, относятся к экономической сфере. Прибыль – это сумма, на которую доходы превышают расходы. Доход – это деньги, полученные каким-либо субъектом экономической деятельности за определенное время. Зарплата – это денежное вознаграждение за труд работника. Процент – это тот доход, который кредитор получает от заемщика за взятый в кредит капитал. Рента – это доход от капитала, имущества или земли, получаемый чаще всего от их сдачи в аренду.
Проанализировав все понятия, можно заметить, что каждое из них связано с получением дохода. Следовательно, обобщающим словом для них будет «доход».
Ответ: доход
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Сложность этого задания 2 ЕГЭ по обществознанию в том, что в нем требуется найти обобщающее слово для указанного ряда терминов. Обобщающее слово — это родовой термин или понятие, которое включает в своё значение смыслы других понятий и терминов. Как и в других заданиях ЕГЭ по обществу тематика заданий может быть самой разной: социальная сфера, политическая, духовная и т.д.
Вот какие рекомендации я могу дать абитуриенту, решающему задание 2 ЕГЭ по обществознанию:
Рекомендация 1. Четко соотносите задание с изученными сферами жизни общества. Помните, что все термины в задании относятся к одной теме, как и обобщающее слово!
Вот к примеру задание из реального теста ЕГЭ по обществу:
Толковым пацанам и девчонкам сразу становится ясно, что предлагаемые слова относятся к теме «Духовная сфера общества», а именно к теме религия. Если затрудняетесь ответить сразу, рекомендую к прочтению мой предыдущий пост «Что такое религия?«. Прочитав термины наиболее осведомленным сразу становится ясно, что остаются только два варианта для ответа: культ и религия. Что же будет более обобщающим? Культ — это поклонение чему либо.
Можете для эксперимента поставить в угол Вашей комнаты веник. И молиться ему каждый день, разговаривать с ним…. Через месяц это будет самый ценный предмет для Вас :). Создадите культ веника. А что такое религия? Это специфическая форма мировоззрения, осознания мира. Понятно, что понятие «религия» включает в себя понятие «культ», так как мировоззрение может включать в себя поклонение разным божествам. Например, язычество у восточных славян: у одних был культ Перуна (бога грома и молнии), у других — культ бога болот и пр.
Или например православное христианство: есть культ Иисуса Христа, есть культ святого духа, есть культ Пресвятой Богородицы…. Понятно?
Ок. Так что верный ответ : религия
Рекомендация 2. Надо хорошо знать термины и понятия из разных тем по обществознанию. Понимать, какие термины от с какими связаны, а какие — из них вытекают. Для этого в моем платном видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» я привел структуру терминов по всем темам Обществознания. Также крайне рекомендую свою статью о том, как выучить определения.
Давайте разберем ещё одно задание 2 ЕГЭ по обществознанию:
Сразу понимаем, что в задании 2 ЕГЭ проверяется тема Социальная сфера. Если подзабыли тему, скачайте мой бесплатный видеокурс «Обществознание. Социальная сфера«. Если вы этого не сделаете, то скорее всего допустите ошибку. Логика у некоторых людей бывает настолько кривая, что просто жесть! Между тем правильный ответ: «агент социализации» — группа или объединение, участвующее в освоении индивидом правил и норм жизни общества, а также социальных ролей. Если вы не знакомы с этими терминами, то ещё раз настоятельно рекомендую скачать мой бесплатный видеокурс.
Рекомендация 3. Будьте крайне внимательны! Вновь и вновь решайте задания 2 ЕГЭ по обществознанию, чтобы делать это качественно на автомате. Вот к примеру подобное задание посложнее:
Тема «Наука» из духовной сферы жизни общества. У меня, кстати, на эту тему была развернутая статья про познание. Люди не очень внимательные сразу допустят ошибку, указав в ответе: классификационная основа, или теоретическая обоснованность. Между верный ответ: научное познание, которое включает в себя и разные классификации и теорическую обоснованность!
Пожалуйста, используйте мои рекомендации на практике, чаще решая задания 2 по обществознанию и тесты ЕГЭ.
В следующих постах мы обязательно разберем и другие не простые задания по обществу, поэтому подпишитесь на новости сайта EGE59.RU!
Прилагаю пару заданий 2 ЕГЭ по обществу, чтобы вы порешали:
С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков
Как правильно выбрать обобщающее понятие в задании на ЕГЭ по обществознанию?
Данная разновидность заданий охватывает содержание всех блоков обществознания. При выполнении работы пригодится навык выявления широкого понятия в сравнении с более узкими по смыслу.
Из предложенного перечня понятий требуется выбрать одно, которое является для всех остальных обобщающим. То есть объединяет под собой возможные формы, типы, признаки и т.п.
Алгоритм выполнения задания
Чтобы безошибочно справиться с работой, нужно:
- Прочитать вопрос к заданию, чтобы убедиться в правильности понимания того, что требуется сделать.
- Внимательно ознакомиться с предложенными терминами и связать их общей темой.
- Попытаться выделить из общего ряда терминов тот, к которому можно отнести все остальные.
- Отметить в бланке (без пропусков между словами).
Разбор на примерах
Рассмотрим с помощью конкретных примеров выполнение данного задания.
Из предложенных ниже понятий выберите обобщающее для всех остальных. Запишите ответ.
Идеологический плюрализм; равенство прав; демократический режим; свобода слова; развитое местное самоуправление; народный суверенитет.
Итак, все понятия связаны с темой «Политический режим» и характеризуют определенный тип государства. Можно предположить, что обобщающим здесь выступает как раз разновидность политического режима – демократический режим. Значит, все остальные понятия должны относиться к демократии.
Рассмотрим, что они означают:
- равенство прав – одинаковые возможности у всех членов общества, предоставленные законом;
- идеологический плюрализм – многообразие идеологических взглядов на развитие государства, убеждений и представлений; возможность их пропагандировать;
- свобода мнений – существование в обществе разных мнений по поводу отдельных вопросов, отсутствие навязывания конкретного мнения со стороны кого бы то ни было;
- народный суверенитет – предполагает непосредственное нахождение власти в руках народа;
- развитое самоуправление – наличие в мелких территориальных единицах собственных органов управления, которые самостоятельно решают широкий круг вопросов.
Каждая из указанных характеристик действительно отражает сущность демократического устройства. Значит, все понятия из перечня выступают признаками демократии, а демократический режим – обобщающий термин. Именно его следует указать в бланке ответа.
Еще один пример
Тот же вариант формулировки задания. Необходимо выбрать общее понятие для всех других.
В ряду перечислено следующее:
Средства познания; рациональное познание; восприятие; познавательная деятельность; объект познания.
Решить эту задачу еще проще, поскольку здесь меньше терминов (всего 5). Все словосочетания относятся к теме «Познание как вид деятельности». Определив тему, сразу приходим к выводу, что уже прозвучало обобщающее словосочетание – познавательная деятельность.
Среди других понятий:
- средства и объект – компоненты деятельности;
- рациональное познание – разновидность познавательного процесса;
- восприятие – одна из форм чувственного познания.
Таким образом, в бланк ответа необходимо внести словосочетание «познавательная деятельность».
Если трудно выделить сразу нужное для ответа понятие, следует попробовать дать как можно более точные формулировки каждого словосочетания, а затем включить логические рассуждения. Такой вариант работы тоже позволяет верно выполнить это задание.
Обобщающее словосочетание в обществознании
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
объекты деятельности | результаты деятельности | мотивы деятельности |
цели деятельности | структура деятельности |
Структура деятельности включает:
1. Субъект (человек) – тот, кто действует.
2. Объект – то, на что направлена деятельность.
3. Цель – представление о результате.
4. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
6. Результат – получившийся продукт деятельности.
Обобщающее понятие – структура.
Ответ: структура деятельности.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
цель деятельности | мотив деятельности | средства деятельности |
структура деятельности | результат деятельности |
Все остальные элементы являются элементами структуры
Ответ: структура деятельности.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальные реформы | революционные преобразования | социальный прогресс |
социальный регресс | социальная динамика |
Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.
Революционные преобразования — качественный, переворот во всей социальной структуре общества.
Социальная реформа — переустройство, затрагивающее какую-либо из сфер общества.
Прогресс — развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.
Регресс — упадок, откат назад.
Ответ: социальная динамика.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
сословное деление | воспроизводство социального идеала | коллективистские ценности |
традиционное общество | сельская община | сращивание власти и собственности |
низкая социальная мобильность |
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.
Для традиционного общества, как правило, характерны:
Обобщающее слово
- Обобщающее слово — это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для однородных членов предложения. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое логическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами. Например:
В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещённые зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали… (К. Паустовский);
В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой);
В корзине была дичь: два тетерева и утка (И. Гончаров).
Связанные понятия
Самые длинные слова в английском языке не используются в обычной речи, а обычно отвечают на вопрос о самом длинном английском слове. Помимо слов, полученных от языковых корней, в английском языке новые слова могут быть созданы путем словотворчества; созданием топонимических и научных названий, которые могут быть сколь угодно длинными. Под длиной слова обычно понимается количество записываемых в соответствии с правилами орфографии букв, реже считают количество фонем в соответствии с правилами фонологии.
Широко распространено утверждение о том, что в эскимосских языках имеется необычайно большое количество слов для обозначения снега. Впервые подобная мысль озвучена Францем Боасом, при описании влияния языков на восприятие мира их носителей. «Эскимосские названия снега» часто используются в качестве клише, иллюстрирующего эту концепцию. Тем не менее, в эскимосско-алеутских языках для обозначения твёрдого состояния воды (снега и льда) используется примерно столько же корней, сколько и в английском.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Турецкий язык относится к агглютинативным (или «приклеивающим») языкам и, тем самым, существенно отличается от индоевропейских.
Данная статья — часть обзора История математики. Современная математика изучает абстрактные структуры совершенно различной природы (множества, высказывания, логические языки, функции), но её основным объектом изучения изначально были понятия натурального числа и геометрической фигуры, возникшие из практической деятельности человека.
Полисинтети́ческие языки́ — языки, в которых все члены предложения (полная инкорпорация) или некоторые компоненты словосочетания (частичная инкорпорация) соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них.
Падеж в прибалтийско-финских языках (финском, эстонском) с базовым значением объекта-посредника (инструмента или средства).
[spoiler title=”источники:”]
http://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=164
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE
[/spoiler]
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д2 № 361
i
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
объекты деятельности | результаты деятельности | мотивы деятельности |
цели деятельности | структура деятельности |
2
Задания Д2 № 546
i
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
цель деятельности | мотив деятельности | средства деятельности |
структура деятельности | результат деятельности |
3
Задания Д2 № 805
i
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальные реформы | революционные преобразования | социальный прогресс |
социальный регресс | социальная динамика |
4
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
сословное деление | воспроизводство социального идеала | коллективистские ценности |
традиционное общество | сельская община | сращивание власти и собственности |
низкая социальная мобильность |
5
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
проблема | закон | гипотеза |
наука | теория |
Пройти тестирование по этим заданиям
ПОЛИТИКА
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Политические деятели, президент государства, лидеры общественно-политических движений,лидеры политических партий, руководители парламентских фракций.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства, методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократический режим, политический режим, охлократия, аристократия, тоталитарный режим.
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Либерализм, социал-демократия, национализм, консерватизм, идеология, анархизм.
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократия, тоталитарное общество, политический режим, авторитарное государство, диктатура.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Парламент, правительство, суд общей юрисдикции, орган власти, арбитражный суд.
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Многопартийность, вариативность программ, многообразие позиций СМИ, конкуренция лидеров,политический плюрализм, различие политических взглядов.
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Равноправие, демократия, политический плюрализм, права меньшинства, парламентаризм.
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Выборы депутатов, избирательное право, списки политических партий, тайное голосование,избирательная кампания.
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Гласность, политический плюрализм, парламентаризм, демократия, принцип большинства.
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Избирательная система, избирательный барьер, распределение мандатов, одномандатный избирательный округ, партийный список, тайное голосование.
13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) монархия
2) федерация
3) форма государства
4) республика
5) форма правления
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) форма правления
2) республика
3) монархия
4) федерация
5) форма государства
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) демократический режим
2) парламентаризм
3) многопартийность
4) конкуренция
5) принцип большинства
16. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.
17. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Общение, учение, деятельность, труд, игра.
18. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.
19. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.
20. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Семья, родство, материнство, отцовство, брак.
21. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.
Техника, технология, орудия труда, средства производства, факторы производства.
22. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Знания, идеалы, миропонимание, мировоззрение, ценности.
23. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.
24. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Подотрасль права, правовая норма, институт права, система права, отрасль права.
25.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Акция, облигация, вексель, ценная бумага, чек.
26. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Род, народность, этнос, нация, племя.
ПРАВО
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Нормативно-правовой акт, источник (форма) права, судебный прецедент, естественное право,правовой обычай.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Обсуждение законопроекта в парламенте, законодательная инициатива, законотворческий процесс,парламентские слушания, отклонение законопроекта.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Акционерное общество, дивиденд, контрольный пакет акций, общее собрание, ограниченная ответственность.
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Семейное право, предпринимательское право, частное право, трудовое право, гражданское право.
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Юридическое лицо, производственный кооператив, унитарное предприятие, полное товарищество,общество с ограниченной ответственностью.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Публичное право, финансовое право, административное право, уголовное право, конституционное право.
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Судебный прецедент, обычное право, источники права, нормативно-правовой акт, международные правовые акты.
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Меры пресечения, личное поручительство, залог, домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении.
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Преступление, дисциплинарный проступок, административный проступок, гражданский проступок,правонарушение.
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) подписка о невыезде и надлежащем поведении
2) личное поручительство
3) меры пресечения
4) залог
5) домашний арест
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) парламент
2) правительство
3) суд общей юрисдикции
4) орган власти
5) арбитражный суд
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) публичное право
2) финансовое право
3) административное право
4) уголовное право
5) конституционное право
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни,общественные отношения.
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Школьный класс, трудовой коллектив, родительская семья, агент социализации, СМИ.
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Классовое неравенство, статус социальной группы, иерархия социальных групп, социальная стратификация, сословное преимущество.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Государственная премия, похвальная грамота, аплодисменты, позитивные санкции, повышение в должности.
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Племенной союз, народность, этнос, нация, племя.
8.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Власть, престиж, стратификация, образование, доход.
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Игра, общение, труд, деятельность, учение.
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократия, республика, форма государства, конфедерация, монархия.
12.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Консерватизм, либерализм, идеология, коммунизм, социал-демократия.
13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Потребность в признании со стороны других людей, стремление достичь высокого социального статуса, социальная потребность, потребность в общении, потребность в уважении со стороны своих коллег.
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Взгляды, мировоззрение, представления, идеалы, ценностные установки.
Ответ: мировоззрение
15. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Преступление, правонарушение, кража, мелкое хулиганство, проступок.
16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Нормы, знания, поступки, мировоззрение, ценности, самосознание.
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Модель поведения, престиж, социальный статус, имидж, знаки отличия, авторитет.
18. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Земля, деньги, валюта, объекты собственности, ценные бумаги.
19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).
Умозаключение, формы познания, ощущение, понятие, представление.
20. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Акция, облигация, ценная бумага, вексель, сберегательный сертификат.
21. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.
22. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Производственный кооператив, хозяйственное общество, адвокатская палата, юридическое лицо, общественный фонд.
23. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Товарищества, общества, юридические лица, субъекты права, учреждения.
24. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Нормативно-правовой акт, источник права, подзаконный акт, закон, Конституция.
25. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.
26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) этнос
2) профессиональная группа
3) малая группа
4) большая группа
5) социальная группа
27. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальный институт
2) семья
3) государство
4) бизнес
5) образование
28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) поощрение
2) санкция
3) наказание
4) премирование
5) увольнение
29. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальный контроль
2) мораль
3) право
4) поощрение
5) наказание
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности,структура деятельности.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демографические проблемы, глобальные проблемы, экологические проблемы, экономические проблемы, продовольственные проблемы.
3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, теории, легенды, мифы, гипотезы.
5. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика,коренные преобразования.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Наблюдение, эксперимент, метод познания, анкетирование, интервьюирование.
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Труд, игра, учение, вид деятельности, познание.
Ответ: виддеятельности
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Вера, догматы, заповеди, религия, обряды, храмы.
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Мотив, компонент деятельности, цель, процесс, результат, метод.
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Потребность, установка, убеждение, мотив, интерес, эмоция, идеал.
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Природа, общество, экономика, политика, система.
13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Героический эпос, анонимность произведений, коллективность творческого процесса, народная культура, фольклорный коллектив.
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Научное познание, системность знания, опора на эксперименты, рационалистические доводы,объективность.
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Описание объекта, метод познания, социальный эксперимент, историческая аналогия,классификация.
16. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Экологический кризис, угроза новой мировой войны, рост наркомании, распространение СПИДа,угроза XXI века.
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Система образования, образовательные учреждения, цели образования, функции образования в обществе, образовательные программы.
18. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Биологическая природа человека, инстинктивное поведение, физиологические потребности, физическое развитие, возрастные особенности развития психики.
19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Компьютерное моделирование, научное наблюдение, социальный эксперимент, историческая аналогия, метод познания.
20. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания,рациональное познание.
21.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Опытная проверка, исследовательская гипотеза, классификационная основа, научное познание,теоретическая обоснованность.
22. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Непрерывность, гуманизация, интернационализация, образование, компьютеризация,гуманитаризация.
23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Сравнение фактов, аналогия, эксперимент, классификация фактов, метод познания.
24. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, политическая реформа, социальная динамика, контрреформа в области образования, общественный прогресс.
25. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Добро, мораль, гуманизм, совесть, честь.
26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись.
27. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальная эволюция
2) общественное развитие
3) регресс общества
4) реформа
5) революция
28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) индивид
2) индивидуальность
3) человек
4) личность
5) талант
29. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) построение теорий
2) проведение экспериментов
3) научное познание
4) организация наблюдений
5) выдвижение гипотез
30. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) искусство
2) наука
3) образование
4) мораль
5) культура
31. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) способности
2) задатки
3) одарённость
4) талант
5) гениальность
32. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) ощущение
2) восприятие
3) познание
4) представление
5) суждение
33. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) деятельность
2) учёба
3) игра
4) труд
5) общение
34. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) вера
2) культ
3) обряды
4) религия
5) совершение богослужений
35. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) ощущение
2) чувственное познание
3) представление
4) восприятие
5) образ объекта
36. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) наука
2) мораль
3) религия
4) духовная культура
5) искусство
37. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) познание
2) игра
3) труд
4) общение
5) деятельность
38. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальный институт
2) рынок
3) государство
4) политическая партия
5) СМИ
39. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) добро
2) долг
3) мораль
4) совесть
5) честь
ЭКОНОМИКА
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Предприятие, товарищество, хозяйственное общество, кооператив, корпорация.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Налог на собственность, прямой налог, подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на землю.
3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Рынок сырья, рынок земли, рынок ресурсов, рынок труда, рынок оборудования.
4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Рабочая сила, безработные, занятые, трудоспособное население, производители материальных благ.
5. Найдите понятие, которое является обобщаю щим для всех остальных понятий представленного ни же ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Земля, трудовые ресурсы, фактор производства, капитал, информация.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Совершенная конкуренция, совокупный спрос, рыночная экономика, равновесная цена,экономическая свобода.
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Несовершенство рынка, невозможность производства общественных благ, компенсация внешних эффектов, монополизация рынков, неравенство доходов.
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Таможенные пошлины, налоги, акцизы, прогрессивная шкала, декларация.
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Прибыль, имущество, собственность, объект налогообложения, ценные бумаги, земельный участок.
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) земля
2) предпринимательские способности
3) факторы производства
4) капитал
5) труд
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой онo указано.
1) задержание подозреваемого
2) обязательство о явке
3) меры процессуального принуждения
4) привод
5) временное отстранение от должности
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) последствия глобализации
2) доступность товаров
3) интернационализация оказания услуг
4) свобода передвижения
5) обострение проблем нелегальной миграции
13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) земля
2) трудовые ресурсы
3) фактор производства
4) капитал
5) информация
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) умозаключение
2) восприятие
3) ощущение
4) представление
5) познание
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) жизнь и здоровье
2) достоинство личности
3) личная неприкосновенность
4) нематериальные блага
5) право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства
16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) акция
2) ценная бумага
3) облигация
4) вексель
5) депозитный и сберегательный сертификат