Как найти обращение в стихах

Стихи с обращениями и укажите какие именно обращения!!!.)))))



Ученик

(116),
закрыт



10 лет назад

Ирина Робертовна Махракова

Высший разум

(3921666)


10 лет назад

Открывайте сборник стихов любого поэта, читайте и выписывайте или отмечайте предложения с обращениями, как это сейчас сделала я (обращения выделены жирным шрифтом) :

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(А. С. Пушкин, “Осень”)

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А. С. Пушкин, “И. И. Пущину”)

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер.. . да я!.. .
(А. С. Пушкин, “Узник”)

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М. Ю. Лермонтов, “Тучи”)

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А. Кольцов, “Не шуми ты, рожь… “)

Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!
(А. Блок, “З. Гиппиус”)

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!
(А. Блок, “Россия”)

Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.
(С. Есенин “Ветры, ветры, о снежные ветры… “)

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.
(С. Есенин “Гори, звезда моя, не падай… “)

Таблички из Интернета помогут Вам повторить тему “Обращение”:





А на этой табличке предложения с обращениями, причём примеры взяты из стихов.

Полина Лыкова

Знаток

(327)


7 лет назад

Я думаю что обращёния бывают разными. Например:
1) Обращения в литературе.
2) В нашем родном Русском Языке.
3) В произведениях искусства.
5)В точности красок.
6) В эмоциях, которые могут обращаться к нашим чувствам и к данному положению, к настроению. =)
Так что в преть УТОЧНЯЙТЕ Про какие обращения вы спрашивали!!!! ПрОСЬБА!! =)

Татьяна Киселева

Ученик

(193)


6 лет назад

Что тебе надобно, старче?
Бог с тобою, золотая рыбка!
Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.
Отпусти ты, старче, меня в море.
О, скоро ли, мой друг, настанет час разлуки?
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Зачем ты, Балда, к нам залез?
Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Николай Дробышев

Ученик

(186)


3 года назад

А. С. Пушкин “Осень”
 Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

1. Небо- имя сущ., обозначает предмет. Начальная форма- небо. 
     Постоянные признаки: С. р., И. п. Ед. ч. 2 скл. Употреблено в И. п Ед. ч.
     Синтаксическая роль-подлежащее.
2.День-сущ., Нач. форма-день. Постоянные признаки : М. р. Ед. ч. И. п. 2 скл
             нариц., неодушевл., Употреблено в И. п М. р. ед. ч. Синтаксическая
             роль-подлежащее.
3.Сень- имя сущ., Начальная форма-сень, что? Постоянные признаки : 
              нариц., неодуш., Ж. р. И. п., Ед. ч. 3 скл. Употреблено в И. п. Ед. ч.. 
              Синтаксическая    роль-подлежащее.
4.Шумом-сущ., нач форма -шум, что? Пост. признаки: нариц., неодуш.,
              М. р., И. п. Ед. ч. 2 скл.
             Употреблено в Т. п.. ед. ч  Синт. роль- дополнение.
5.Туман-сущ. Нач. форма -туман, что? Нач. форма-туман. Постоянные
             признаки: нариц., неодуш., М. р. И. п., Ед. ч. Употреблено в И.. п. ед. ч.
             Синтаксическая роль -подлежащее.
6.Гусей-сущ., Нач. форма-гусь. Пост. признаки: нариц., одушев., (кто?)
             М. р., И. п. Ед. ч. 2 скл. Употреблено во Мн. ч. Синтаксическая роль-
             дополнение.
7. Караван-сущ., Нач. форма -караван. Пост. признаки: нариц., неодуш.,
            М. р. И. п. Ед. ч. 2 скл. Употреблено в И. п. Ед. ч Синт. роль-
            подлежащее.
8. (к) югу-сущ. Нач. форма-юг. Пост. признаки: нариц., неодуш.,
          М. р., И. п. Ед. ч. 2 скл. Имеет форму только Ед. ч. Употреблено в Д. п.
          Синтаксическая роль- обстоятельство.
9.Пора-сущ. Нач. форма-пора. Пост. признаки: нариц., неодуш.
          Ж. р. ед. ч. И.. п 1 скл. Употреблено в И. п. Синтаксическая роль-
          подлежащее.
10.(у) двора- сущ. Нач. форма-двор. Пост. признаки: нариц., неодуш.,
          М. р. И. п. Ед. ч. 2 скл. Употреблено в Р. п. Ед. ч. Синтаксическая роль:
         обстоятельство

Подробнее – на Znanija.com – https://znanija.com/task/28651415#readmore

Скульптура из песка

Когда простое предложение осложнено обращением, сразу понятно, кому адресована речь.

По обращению можно выяснить также социальный статус, положение, профессию, степень близости между говорящими, родство.

Обычно обращение помогает установить контакт с каким-либо лицом, побудить собеседника к какому-то действию или выразить своё отношение.

Контакт, принимающий официальный характер, складывается между чужими, посторонними людьми. Контакт заочный возникает, когда к читателям обращается автор, писатель. Его цель: воздействовать на собеседников, вызвать внимание к какому-либо событию. Вот почему обращения чаще всего встречаются в предложениях побудительных и вопросительных.

В качестве обращения используются не только собственные, но и нарицательные существительные в форме Имен. падежа. Они называют людей, животных, предметы и природные явления. К обращениям могут присоединяться притяжательные местоимения (Ты играй, моя скрипочка…), оценочные прилагательные (Пошёл отсюда, стручок!).

Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, и есть определение обращения. Очень важно не перепутать обращение с подлежащим, которое тесно связано со сказуемым и другими членами предложения.

Обращение никогда само не является членом предложения. Его выделяет из предложения особая интонация – звательная, поэтому нужно ставить выделительные знаки препинания – запятую/запятые или восклицательный знак.

Некоторые прилагательные, причастия, очень редко числительные и местоимения могут заменять имена существительные, выступая в роли обращения: Хорошая, любимая, мы от тебя далеко. Первый, вышел вперёд! Эй, ты, шевелись!

Различаются нераспространённые (состоят из одного слова) и распространённые обращения (состоят из нескольких слов, в их составе могут быть согласованные или несогласованные определения, приложения):

Расти, брат, расти! Эх, Лёнька, коммунар мой! Как же я без тебя, красавица моя? Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный.

В поэтической и разговорной речи возможно использование обращений с частицами О, А. Эти частицы “прилипают” к обращениям и тогда никак не выделяются на письме знаками препинания:

Расступись, о старец-море! Не хочу, о други, умирать! Иван, а Иван! Погляди же на меня!

В предложении обращение занимает любое место, находясь и в начале, и в середине, и в самом конце:

Петро-о! Чай пить… — звал дядя Никита. Хозяйствуй, сынок, привыкай! А сапоги-то сними, Гусь Иваныч.

Обращения встречаются в диалогах и прямой речи художественного и разговорного стилей:

— Эх вы, Кузяевы, до чего ферму-то довели! — выговаривала Александре Ульяна Краюхина.

— Ладно, Степаныч, не расстраивайся. Мой отнесёт, — сказала Ульяна.

Когда я подходил к нему, он тихонько дёргал меня за нос: «Погоди, Лёнька, стриж глупый, погоди… разведём мы с тобой сад».

В ораторской, поэтической  и деловой речи тоже нельзя обойтись без обращений:

Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится… (из речи К. Минина).

Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней! (Ф. Тютчев).

Уважаемые господа! Уважаемые коллеги!

Когда в поэзии обращаются к неодушевлённому предмету, животному, к отсутствующему лицу, то используют риторическое обращение, повторы, устаревшие формы:

Что, дремучий лес, призадумался? (А. Кольцов.)

О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? Чего тебе надобно, старче? (А. Пушкин.)

Теперь нужно тренироваться и находить обращения, давать им характеристику, правильно расставлять знаки препинания. Покажем образцы рассуждений.

Пример 1.

— Разбирай, ребята!

В односоставном определённо-личном предложении нераспространённое обращение, выраженное нарицательным собирательным существительным, находится в конце. Данное предложение простое, побудительное, восклицательное.

Пример 2.

— Ах вы, жульё базарное! — побагровела Матрёна и, выскочив из-за стола, бросилась к мальчишке.

В предложении с прямой речью в реплике выражена неодобрительная оценка по отношению к тому, к кому обращена речь. Распространённое обращение стоит в самом конце восклицательного неполного предложения.

Пример 3.

— В чём дело, граждане?

Вопросительное предложение содержит нераспространённое обращение, выраженное нарицательным существительным, которое стоит также в конце. Само обращение имеет официальный характер.

Предлагаем найти и выписать обращения в предложениях из рассказов писателя А. Мусатова. Знаки препинания все расставлены.

ЗАДАНИЕ

Найдите и выпишите из предложений обращения.

1) Вы ешьте картошку-то, со свининой жарила.

2) Эх вы, родная кровь!

3) — Всё он, братец мой разлюбезный, — мрачно отозвался отец.

4) Ну как, бригадиров сын, всё в порядке или есть какие упущения?

5) Ах такой-сякой, ах мошенник! Куда мешок потащил, куда?

6) — Спишь, голубятница! — закричал Колька.

7) — Ой, ребята, я сейчас! — смущённо забормотала Клава.

8) — Вить, смотри, — позвал Колька приятеля.

9) — Тихо ты, слушай, — шёпотом перебил его Колька.

10) — Тётя Матрёна, вы ж задушите его! — взмолилась Клава, видя, как ворот рубахи врезался в Борькину шею.

11) — Ничто ему, нехристю!.. Ишь какую моду взял! Тётка из дому, а он все калитки настежь. Входи, кому не лень, пасись на чужом ягоднике!

12) — Да нет же, тётенька! — вырвалось у Клавы. — Борька тут ни при чём…

13) — Клавка, да скажи ты маме. Это же неправда!

14) — А ну, не хнычь! — прикрикнул на него худенький чернявый Федя Сушков. — Разнюнился тоже… плакса-вакса.

15) — Ты что, голубушка, белены объелась?..

16) — Нет уж, гражданочка, придётся пройти, — сказал милиционер.

17) — Ведь правда, племяш? Ну, скажи им…

Ответы на задание

1) —–

2) родная кровь

3) братец мой разлюбезный

4) бригадиров сын

5) такой-сякой, мошенник

6) голубятница

7) ребята

8) Вить

9)  —–

10) Тётя Матрёна

11) кому не лень

12) тётенька

13) Клавка

14) плакса-вакса

15) голубушка

16) гражданочка

17) племяш

ТЕСТ

1. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены). Ответ запишите словами.

1) С вашего позволения мы осмотрим больную.

2) Извини друг мой но я с просьбой и надеждой.

3) Как вы намереваетесь приступить к лечению?

4) Дамы и господа! Я горжусь тем обстоятельством что на моём празднике присутствует столько молодежи.

5) О Надя наизусть знала то что излагал Игорь Антонович.

Ответ: ____________________________    .

2. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены). Ответ запишите словами.

1) О тихий Амстердам зачем я здесь?..

2) В каждом сердце возникает и томит и увлекает образ твой.

3) Предлагаем вам принять участие в кинофестивале!

4) Ты не прячь глаза свои бесстыжие!

5) — А ты зачем шлем надевал Борисыч? — вдруг спрашивает Федор.

Ответ: ____________________________    .

3. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены).

1) Знаешь меня возмутило поведение Тамары.

2) Вот ваша книга мадемуазель.

3) Он  был любимцем покойного царя Александра III.

4) Тебе товарищ Метелькин скажу первому: в совхоз «Полуденный» привезли тело погибшего героя.

5) Получив письмо генерал не вскрывая отдавал его дочери.

Ответ: ____________________________    .

4. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены). Ответ запишите словами.

1) Ну что вам от меня надо?!

2) Дяденька больше не буду простите я нечаянно.

3) Ты говоришь о мальчике исполнявшем роль Бруннера?

4) Вот красавица-то моя гляди Трофимыч!

5) А зовут вас Матвей?            

Ответ: ____________________________    .

5. Найдите и выпишите обращение. Ответ запишите словами.

1) Кто ваши папа, мама, дедушка, прабабушка?

2) Жарников моя фамилия.

3) Дорогая Клара! Приветствуем твое существование…

4) Да я же не писательница.

5) Разрешите пригласить вас, — галантно раскланялся перед ней Анатолий.

Ответ: ____________________________    .

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

1. друг мой, дамы и господа

2. О тихий Амстердам, Борисыч

3. Мадемуазель, товарищ Метелькин

4. дяденька, Трофимыч

5. дорогая Клара

Литература

1. Брыкова А.А. Функции обращения (на материале детского журнала “Чиж” 1930-1941 гг.) / Русский язык в школе. – 2015. – №8.

2. Основитина Г.А. Обращение и омонимичные ему конструкции / Русский язык в школе. – 1998. – №2.

3. Останин А.И. Косвенное обращение в русском языке / Русский язык в школе. – 1998. – №2.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1965.

                                   
ПОЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

                                     
И ЕГО РОЛЬ В ТЕКСТЕ

Цели урока: дать понятие поэтического обращения, показать его отличие
от обращения; определить роль поэтического обращения в тексте как изобразительно-выразительного
средства.

1. Найдите обращение в предложенных стихотворных строках. Выпишите их.
     1) – Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

            Москва, спаленная пожаром,
            Французу отдана!  (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

     2)   И молвил он, сверкнув очами:

           «Ребята, не Москва ль за нами?

           Умремте ж под Москвой,

           Как наши братья умирали!» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

     3)   Друзья мои, прекрасен наш союз!

           Он как душа неразделим и вечен –

           Неколебим, свободен и беспечен

           Срастался он под сенью дружных муз. (А.С.Пушкин «19
октября»)


2. Вспомните, что такое обращение. С какой интонацией оно произносится?
   (Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому
обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.)
     Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять
сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.

3. Что же такое поэтическое обращение?

Мы уже увидели, что в стихотворной, поэтической речи может
использоваться обычное обращение. Значит дело не в том, какой перед нами текст,
прозаический или стихотворный. Давайте попробуем разобраться,

в чем отличительные особенности поэтического обращения.


    Прочитайте отрывки из текстов русских народных песен. Определите, к каким
силам обращается человек. Выпишите обращения.

    1)  Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,

         Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду..

                                («Подуй, подуй, мать погодушка
низовенькая..»)

 2)  Соловеюшка премилый,

         Сядь поближе ты, голубь, к дружку;
         Ты скажи-ка дружку моему…

                                 («Соловеюшка премилый»)
    

    3)  Ты лети-ка, мой соловьюшко,
          На родимую сторонушку,

          Скажи батюшке низкий поклон…

                                 («Из-за лесу, лесу темнаго…»)

     4)  Не шуми, мати зеленая дубровушка,

           Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,

           Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
           Перед грозного судью, самого царя.
                                  («Не шуми, мати зеленая дубровушка»)

5)    
Ах ты, рощица, ты моя
зеленая!                           

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашенная разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

                        («Ах ты, рощица, ты моя зеленая…»)

 Выписанные вами обращения называются поэтическими.

     В чем отличие поэтических обращений от обращений, выписанных из
стихотворений Пушкина и Лермонтова (пункт первый)? (Поэтическое обращение
называет предмет или явление, которые не смогут воспринять речь человека, им
адресованную.)

      Таким образом, поэтическое обращение – это
обращение чаще всего к неодушевленному лицу.

    В чем же смысл употребления поэтических обращений в народных
лирических песнях?

     (Природная стихия живет по своим законам, неподвластным
человеческому разуму. Она может защитить, дать кров, а может и погубить человека.
Древние люди поклонялись природным силам, искали у них защиты и
покровительства. Поэтому обожествление, одухотворение сил природы для древнего
человека вполне естественно.)

 Обратите внимание на символику поэтических обращений в народных
лирических песнях. «Зеленая дубрава» – пространство вольной молодецкой жизни;
«роща» в народной лирике – пространство общей девичьей жизни.

    Продолжите этот ряд самостоятельно. Символом чего является соловей?

В чем причина обращения к погоде?

Какую еще особенность поэтических обращений в народных лирических
песнях мы можем заметить? С какими суффиксами использованы существительные в
качестве обращений?

 Подведем итоги.

Что такое поэтическое обращение? Вывод записывается в
тетрадь.

Какие особенности поэтического обращения можно
отметить в народных лирических песнях?  

4. Роль поэтических обращений в художественном произведении.

1) Прочитайте отрывок из VII главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

              Вставая с первыми лучами,
              Теперь она в поля спешит

              И, умиленными очами

              Их озирая, говорит:

              «Простите, мирные долины,

              И вы, знакомых гор вершины,
              И вы, знакомые леса;

              Прости, небесная краса,

              Прости, веселая природа;

              Меняю тихий, милый свет

              На шум блистательных сует…

              Прости ж и ты, моя свобода!

              Куда, зачем стремлюся я?

              Что мне сулит судьба моя?»

Найдите поэтические обращения и выпишите их.

    К чему обращается Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин»?  (К
силам природы.)

    Сопоставьте поэтические обращения Татьяны Лариной с теми, что вы
выписали из народных песен. Объясните, почему А.С.Пушкин сказал о своей героине,
барышне, воспитанной на французских романах: «Татьяна, русская душою…»

Вывод.

Возвращаясь к теме урока, давайте сформулируем, какова
же роль поэтического обращения в тексте.

(Поэтическое обращении в тексте используется как
изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя
произведения.)

Но помимо этого поэтическое обращение дает возможность высказать 
автору свое отношение к героине и свое настроение.

     Обратите внимание на то, что поэтические обращения Татьяны Лариной
все же отличаются от поэтических обращений в народных лирических песнях. В чем
это отличие? Оно в отсутствии уменьшительно-ласкательных суффиксов и
использовании в качестве обращений более широких понятий.

     С чем ассоциируются в речи героини А.С.Пушкина «мирные долины»,
вершины гор, леса, «веселая природа»? (Со свободой, «тихим, милым светом».) А
чему эти образы противостоят? («Шуму блистательных сует».)

Вряд ли барышня, выросшая в деревенской тиши, достоверно представляет
себе светскую жизнь. Жизнь светского общества ей будет казаться загадочной,
непонятной, может быть, романтичной, но суетливой и пустой. Поэтому здесь
скорее звучит голос самого автора.

Это его тревога, его беспокойство за судьбу «милой Татьяны», которая
должна отправиться в Москву на ярмарку невест, переданы в предыдущей строфе:

                    На суд взыскательному свету

                    Представить ясные черты

                    Провинциальной простоты,

                    И запоздалые наряды,

                    И запоздалый склад речей;

                    Московских франтов и Цирцей

                    Привлечь насмешливые взгляды!..

                    О страх! нет, лучше и верней

                    В глуши лесов остаться ей.

Вывод.

Какую цель преследует автор, используя в тексте
поэтическое обращение?

 (Использование поэтического обращения позволяет
автору высказать свое отношение к изображаемому – модальная функция)

5.
Продолжите предложение и запишите его в тетрадь.

Поэтическое обращение используется в тексте как
изобразительно-выразительное средство, помогающее……………………………………….

6. Прочитайте отрывки из стихотворений С.А.Есенина. Выпишите примеры с
поэтическими обращениями; расставьте недостающие знаки препинания.

1) Ты жива еще моя старушка?                 5) Но люблю тебя родина
кроткая!

    Жив и я. Привет тебе, привет!                   А за что –
разгадать не могу.

    Пусть струится над твоей избушкой         Весела твоя радость
короткая

    Тот вечерний несказанный свет.                С громкой песней
весной на лугу.

2) Ах поля мои борозды милые              

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

3) Пой ямщик вперекор этой ночи, –       6) Разбуди меня завтра рано

    Хочешь, сам я тебе подпою                      О моя терпеливая
мать!

    Про лукавые девичьи очи,                        Я пойду за дорожным
курганом

    Про веселую юность мою.                        Дорогого гостя
встречать.

4) Я снова здесь, в семье родной

    Мой край задумчивый и нежный!

    Кудрявый сумрак за горой

    Рукою машет белоснежной.

Задание: объясните роль поэтических обращений в стихотворениях
С.А.Есенина.

Обращение в стихотворной речи

Обращение в стихотворной
речи

Актуальность. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об
обращении в стихотворной речи вообще не ставился. Пока что нет ни одного
научного труда, который бы претендовал на полное, систематическое и
последовательное описание этой стилистико-грамматической категории.

Между тем, такое описание имело бы большое значение во многих
отношениях:

В  общеграмматическом  плане оно поможет выделить отдельные типы и
функции обращений и таким образом 
установить границы этой категории;

В историко-стилистическом плане наблюдение над различными
типами обращений дают возможность:

Установить, какие типы обращений характерны для стихотворной
речи в различные периоды развития языка русской художественной литературы;

Выявить индивидуальные особенности в употреблении различных
типов обращений в языке того или иного поэта и решить другие задачи.

В плане общей и исторической поэтики – все эти вопросы тесным
образом связаны с одним из основных и, к сожалению, еще очень мало
разработанным вопросом поэтики о соотношении понятий «лирический герой» –
«лирический адресат».

Конечно, наша робота может и не дать полных ответов на все эти
вопросы, но то, что мы попытаемся ответить на них, дать свою трактовку, может
послужить основой для дальнейшей разработки этой темы.

Отсюда актуальность нашей работы очевидна.

Объект изучения – изучение функционирования
грамматических средств в художественной литературе.

Предмет изучения – функционирование обращений в
стихотворной речи.

Задачи работы:

 Охарактеризовать
обращение как синтаксическую категорию.

Определить семантико-стилистические особенности обращения,
предпосылки для его употребления в поэтической речи.

Выяснить функции обращения в стихотворной речи.

Методологической основой  работы является положение трудов ведущих языковедов: Л. В. Щербы,
В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, А.И. Ефимова и др.

В работе использованы следующие методы исследования: описательный,
сопоставительный, в меньшей степени сравнительно-исторический, метод наблюдения
над использованием обращений в художественной литературе вообще и в
стихотворной речи в частности.

Теоретическая ценность работы определяется ее
актуальностью. Результаты исследования важны для решения проблемы
функционирования грамматических средств в художественной литературе.

Практическое значение. Результаты работы могут быть
использованы учителями русского языка и студентами практикантами.

Обращение – это грамматически не зависящее от
предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и
характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется
одушевленное имя существительное или субстантивированное  имя в форме именительного падежа. Обращение
может быть одиночным и распространенным, может быть выражено сочинительным
рядом. Обращение может стоять в начале в середине и в конце. Отсутствие
конструктивных связей с членами предложения, интонационная обособленность и
непосредственное выражение контакта с адресатом речи – все это создает
исключительные условия для употребления обращения в поэтической, в частности,
стихотворной речи.

Изучив поэтическое наследие А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.
Есенина, В. Маяковского и стихотворения других поэтов, мы пришли к выводу, что
функции обращений в поэтической речи можно классифицировать. Мы предлагаем
такую классификацию:

Собственно-звательная функция.

Фиктивно-звательная функция.

Условно-звательная функция.

Координационно-звательная функция.

Остановимся кратко на употреблении обращений в различных
функциях в стихотворной речи.

1. Собственно-звательная функция связана с живой
разговорной, диалогической речью. Поэтому в речи обращения в
собственно-звательной функции обычно употребляются там, где воспроизводится
диалог, где передается речевые контакты героев: в балладах, идиллиях, песнях,
поэмах. Так у поэта –бытописателя Н.А. Некрасова, обращение в звательной
функции составляют 60-65 % от общего количества обращений, в то врем, как у А.С.
Пушкина их только около 20 %.

2. Фиктивно-звательная функция, в противоположность
собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии. Именно для
лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее
полного и яркого выражения связи поэта сними, чтобы представить с предельной
наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.

В поэтической речи употребление обращений в
фольклорно-звательной функции воспринимается, как определенный поэтический
прием, особый троп, внутреннее содержание которого – олицетворение. Наиболее
ярко эта функция проявилась в фольклоре. Обращение-синекдоха к сердцу, руке и
т.д. играют очень важную роль:

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо!

Ветер с полудня!

(«Косарь» Кольцов А.В.)

 Обращения-метафоры к
солнцу, месяцу, рекам, полям, деревьям, птицам, животным создают лирический
колорит и во многих случаях организуют композицию песни (зачин-обращение,
обращения-повторы, параллелизм обращений и др.). Например:

Седина-ль моя сединушка,

Седина молодецкая,

Ты к чему рано появилася,

Ах, ты, молодость, моя молодость,

Ах, ты, молодость молодецкая!

Я не чаял тебя измыкати.

Ах, измыкал я свою молодость

Не в житье-бытье богачестве –

Во проклятом одиночестве.

(Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия. Ч. 2. С.129).

Параллелизм контрастирующих обращений лежит в этом случае в
основе лирического сюжета, определяет его движение. Традиции устного народного
творчества были усвоены художественной литературой. Уже в «Слове  о полку Игореве» девять таких обращений  (общее число обращений – 27). Это обращения
к ветру, Днепру и солнцу в плаче Ярославны и обращение-рефрен «О,  Русская земля, уже за шеломемь еси!».

Дальнейшее развитие этой функции обращений в языке
художественной литературы идет по следующим путям:

Окончательный переход звательной функции в
фиктивно-звательную, в определенный литературный прием.

Закрепление этого приема за стихотворной речью.

Расширение лексического состава обращений (сейчас возможно
употребление любого существительного в этой функции).

Превращение ряда обращений в поэтические формы, несущие
постоянный лирический заряд.

Количественное соотношение обращений в этой функции и в других
функциях может служить одним из объективных признаков индивидуального
поэтического языка того или иного поэта. Так, например, у А.В. Кольцова и С.
Есенина соотношение количества обращений в этой  функции достигает 60-80% от общего числа обращений.

3. Условно-звательная функция, как  фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную
речь. Условность ее проявляется в том, что такие обращения  служат не для привлечения внимания
собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить
отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам.

Первая разновидность обычно характеризует стихотворные,
эпические или лироэпические произведения, в которых есть образы, сталкивающиеся
друг с другом, так что у писателя появляется необходимость выразить свое
одобрение, сочувствие или порицание и т. д. Например, у А. Твардовского в
«Василие Теркине»: «Теркин, Теркин, что с тобою…» Это своеобразный способ
организации лирических отступлений. Но эта разновидность мало продуктивна.

Вторая разновидность намного продуктивнее именно в лирической
поэзии. Сюда относятся:

Название лирического адресата, иногда сопровождающееся его
эмоционально-рациональной 
квалификацией, и тем самым установлением с ним непосредственного
контакта. Таково, например, обращение в знаменитой пушкинской строке: «Не пой, красавица,
при мне…» ().

Обращение к условным поэтическим героям, наделенным поэтом
собственными именами. Такие обращения превратились в поэтически канон, стали
приметой своеобразного условно-сентиментального стиля. Полной мерой отдал им
дань молодой А. Пушкин, особенно в лицейский период:

Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали

И колыбель твою качали…

(«Адели»).

К этой же разновидности условно-звательной  функции можно отнести употребление обращений
в различных посланиях – жанре очень распространенном в поэзии первой половины ХІХ в.

Промежуточное положение между случаями 1.) и 3.) занимают
обращения к мифологическим и историческим героям прошлого. Такие обращением
характерны  для од, стихотворений «на
смерть», юбилейных стихов, философской лирики. В поэзии эта функция жива и
продуктивна. Например, у С. Есенина:

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший, как туман,

О, Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

(«Пушкину»).

К обращениям, употребленным в условно-звательной функции,
примыкают ритуальные и культовые обращения: обращения в заклинаниях и
заговорах, молитвах, плачах. В современной поэзии употребляются крайне редко и
то не в своей прямой функции, а скорее как обращение группы лиц. Например, у В.
Маяковского:

Если правда, что есть ты,

боже

         боже мой,

если звезд ковер тобою выткан,

если этой боли,

ежедневно множимой

тобой ниспослана, господи, пытка,

судейскую цепь надень.

Жди моего визита.

Я аккуратный,

не замедлю ни на день.

Слушай,

Всевышний инквизитор!

(«Флейта-позвоночник»).

4. Четвертая функция обращений – координационно-звательная
– служит для установления контакта между поэтом и читателем, причем с
добавочной рационально-эмоциональной квалификацией читателя. Именно это, а не
характер самих обращений, которые также в достаточной степени условны, отличает
ее от условно-звательной функции .

хороший пример такого 
обращения находим у А. Пушкина в «Евгении Онегине». Здесь обращение в
этой функции служат для:

1. Установления контакта с читателем – это дружеские, даже
несколько иронически-фамильярные, но в то же время вполне корректные отношения:

…Где, может быть, гуляли вы

Или блистали, мой читатель… (1 гл.)

Гм! Гм! Читатель благородный,

Здорова ль ваша вся родня?    
(5 гл.)

2. Ряд обращений в «Евгении Онегине» содержит попытку
дифференцировать читателей на разных основаниях. Например:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель …(8 гл.)

3. А в случаях, когда поэт высказывает особенно сокровенные
мысли и чувства, он прибегает к таким обращениям, как «друзья» и «братья»,
перенося таким образом в поэзию приемы эпистолярной лирики.

Выводы

Обзор различных функций обращений в стихотворной речи показал,
что функциональная дифференциация обращений прямо, хотя и не всегда
последовательно связана:

–   с типологической
дифференциацией обращений;

с вопросом общей и исторической поэтики;

с построением эпического и лирического стихотворения
произведения;

с их внутренней композицией.

Список литературы

Шахматов А.М. Синтаксис русского языка. М., Учпедгиз. –
М.,1941.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 6.
Учпедгиз. – М.,1938.

О стилистике поэзии Сергея Есенина.  – М., 1968. – С. 76-81.

Жиляков В.И. Эмоционально-экспрессивная окраска обращений в
поэзии А.В. Кольцова// Краткие очерки по русскому языку. – Воронеж, 1964.

Потебня А. Из записок по русской грамматике. Т. І-ІІ.- Харьков, 1888.

Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия. Ч. 2. С.129.

Дата добавления: 23.12.2002

База рефератов на портале KM.RU существует с 1999 года. Она пополнялась не только готовыми рефератами, докладами, курсовыми, но и авторскими публикациями, чтобы учащиеся могли использовать их и цитировать при самостоятельном написании работ.

Это популяризирует авторские исследования и научные изыскания, что и является целью работы истинного ученого или публициста. Таким образом, наша база – электронная библиотека, созданная в помощь студентам и школьникам.

Уважаемые авторы! Если Вы все же возражаете против размещения Вашей публикации или хотите внести коррективы, напишите нам на почту info@corp.km.ru, мы незамедлительно выполним Вашу просьбу или требование.

Цели:

Образовательная: уметь находить обращение в
предложении; отличать обращение от подлежащего,
составлять предложения с обращением;
использовать обращения как средство оценки того,
кто говорит, и того, к кому обращаются с речью;
выразительное чтение предложений с обращением;
показать способы использования обращений в
различных стилях речи.

Развивающая: развивать умение видеть
обращения в текстах, правильно выделять их,
чувствовать стилистические особенности
обращений в разговорной речи.

Воспитывающая: воспитать любовь к поэзии;
учить детей гордиться родным языком, уважительно
и бережно относиться к нему.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: объяснение нового
материала

Форма проведения: слайдовая
презентация с применением информационных
технологий, интерактивная доска.

Оборудование: компьютерная мультимедиа
проектор презентации, созданная в среде MS POWER POINT
на тему: “Знаки препинания при обращениях.
Обращения в лирике А.С.Пушкина”.

Ход урока

Учитель русского языка: Ребята, у нас сегодня
необычный урок- урок русского языка и литературы.
Тема урока “Знаки препинания при обращениях.
Обращения в лирике А.С.Пушкина”. Мы научимся
находить обращения в тексте, выразительно читать
предложения с обращениями, расставлять знаки
препинания.

А для начала давайте проверим домашнее задание.
Вы справились?

Молодцы! Проверим 1 и 3 предложение из упражнения.

Ученик читает предложение и объясняет.

В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна,
осина, дуб, береза, клён

Учитель русского языка: Дайте
определение однородным членам (дети отвечают
навопрос)
.

Летом ребята приносили цветы: ромашки,
васильки, колокольчики.

Учитель русского языка: Дайте определение
обобщающему слову (дети отвечают на вопрос).
Молодцы, ребята! Переходим ко второй части урока.

Учитель русского языка: Вот эти знания,
навыки, полученные на предыдущих уроках
необходимы будут при изучении обращений.

Представьте себе такую ситуацию: вы звоните
другу, не называя его по имени. Допустим, вы
спрашиваете о расписании уроков. Уважительное
это обращение или нет! (Если этот человек
знаком, то мы к нему обращаемся по имени)

Ведь, если обратиться к человеку, не называя его
имени, он может не понять, что обращаются именно к
нему. Да и более уважительно считается обращение
по имени.

Приведем примеры нескольких ситуаций:

Попросите у него что-нибудь. Например, Маша, дай
мне, пожалуйста, карандаш!

Учитель литературы: Перед вами отрывки из
произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно
прочитаем.

И ответим на вопрос: К чему и к кому обращается
автор в каждом предложении? (Дети читают).

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по
небу.

(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях”)

2. Чем вы, гости, торг ведёте?

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Учитель литературы: Из каких произведений
данные предложения?

Дети: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях”, А.С.Пушкин. “Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
лебеди

Учитель литературы: Запишите предложения.
Назовите обращения ( дети отвечают).

Молодцы! Вы научились находить обращения в
предложениях.

Учитель литературы: Ребята, я не ошибусь, если
скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его
сказки, учили наизусть большое количество
стихотворений.

Что вы знаете о жизни Пушкина?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин родился в
Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили
литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли
стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском
языке маленькие комедии и разыгрывалих перед
своей сестрёнкой Оленькой. А к 11 годам перечитал
всю библиотеку отца.

Учитель литературы: Пушкин, как и все
дворянские дети того времени, учился сначала
дома, а затем в Царскосельском лицее.

Лицеистов учили прекрасные преподаватели.

Учитель литературы: А рядом во дворце жил
Александр I. Дворец окружал прекрасный парк.
Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой
поэт оставил верен всю жизнь.

Учитель литературы: Обратите внимание на
строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К
Дельвигу”.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой

А. Пушкин “К Пущину”

О Дельвиг! Начертали
Мне музы мой удел…

А. Пушкин “К Дельвигу”

Вот как Пушкин характеризовал лицейское
братство
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…

А.С. Пушкин

Учитель литературы: Назовите обращения во
всех предложениях. Запишите обращения к
потомкам.

Молодцы!

Это были самые счастливые годы учёбы (г.Пушкин)
под Санкт- Петербургом. Лицеисты учились, жили
дружной, братской семьёй.

Учитель русского языка: Обращаем
внимания на предложения, данные в начале урока.
Вы научились находить обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в
обращении?

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по
небу.

О, ….

2. Чем вы, гости, торг ведёте?

… ,О, ….?

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

… , О!

Вывод:

1. Место обращения в предложении может быть
свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких
слов.

Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи.

Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз
Поглядеть, который час
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.

Учитель литературы: Вы назвали много
произведений А.С.Пушкина. Среди них любимая
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.

Какое настроение при чтении вызвала у вас
сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель литературы: Но сначала и грустное, вы
волновались за судьбу царевны. Вы как заметили
художественное своеобразие сказки: повторы,
эпитеты, и, конечно же, обращения.

Найдите обращения в тексте – сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича
Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение
наизусть)

Учитель русского языка: Перед вами отрывки из
сказки А.С.Пушкина. Давайте запишем эти
предложения, расставим знаки препинания.

1.

“Ах ты мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь- то успокою!”

2.

Ветер ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.

Вывод: Вы научились не только
находить, выделять голосом в тексте обращения, но
и выделять их знаками препинаниями.

Учитель литературы: Внимание! Вернемся к
сказке. По каким личным качествам мы определяем
характер человека?

Дети: По манерам разговора, обращений, мы
можем судить о воспитанности человека.

Ещё один важный момент. Так вот: от того каким
тоном говорит человек, зависит многое. Нередко
настроение портится от грубого, раздраженного
тона и, наоборот, улучшается от тона
доброжелательного и мягкого. Чувства не
обязательно выражать громко. Царица говорит
грубо, а царевна обращается ко всем с
благодарностью, т.е. по обращению можно понять,
каков человек.

Учитель русского языка: Ребята перед вами
предложение.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

Учитель русского языка: Выделите
грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
Постройте предложение так, чтобы слово ДРУЗЬЯ
выступало в роли подлежащего.

Друзья откроют сказочный мир.

Какой можно сделать вывод: Обращение просто
называет предмет (лицо)

Подлежащее называет предмет, который действует
или имеет какие- нибудь признаки.

Вывод: Обращения не являются членом
предложения.

Учитель русского языка: Ребята, чему мы
научились на уроке?

Дети:

  • Научились находить обращения в тексте.
  • Выделять его с помощью знаков и интонационно.
  • Место обращения в предложении может быть
    свободным

Оценки за урок.

Учитель русского языка: Сегодня на уроке вы
познакомились с обращениями. Теперь вы
понимаете, насколько важны они в нашей речи и
насколько важно правильно их употреблять. А
также правильно ставить знаки препинания в
предложении с обращениями. Ведь это зависит,
насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не
забывайте об этом.

Тест “Как я усвоил обращение!”

1 вариант:

  1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Получай свою одежду товарищ по несчастью.
  4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  5. Цветик научи меня сочинять стихи.

2 вариант:

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.
  2. Эй братец загораешь?
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала
    крыльями.
  5. Догорай костер дотла.

Результаты:

1 вариант – 1,3,4,5.
2 вариант – 1,2,3,5.

Домашнее задание:

1 группа – упр 206 стр. 86.
2 группа – найти в других сказках А.С.Пушкина
примеры с обращениями.
3 группа – написать записку своим родителям о
причине вашей возможной задержке в школе,
используя обращения.

Презентацию можно получить у автора статьи.

Добавить комментарий