Дата публикации21 сентября, 2020
Для каждого танцора весьма важно найти собственный образ, изюминку, благодаря которым удастся выделиться и запомниться зрителю. Некоторые используют для этого яркие наряды, дерзкий макияж, экстраординарные прически, другие же делают упор на собственное мастерство, третьи же стараются зацепить зрителя нестандартным отношением к танцу. Но в действительности, танцора с собственным образом сложно не заметить, его исполнение мгновенно завораживает благодаря сквозящей буквально во всем индивидуальности. Что же требуется, чтобы покорить зрителя?
Основными качествами, которые помогут запомниться зрителю, считаются:
- характер, проявляющийся в каждом движении;
- энергетический посыл, задающий атмосферу всему танцу и заряжающий зрителей эмоциями;
- эмоциональная открытость, позволяющая рассмотреть истинные чувства танцора;
- способность раствориться в музыке и передать малейшие нюансы мелодии языком тела;
- уверенность в себе и, конечно же, мастерство.
Определите уникальные особенности и сильные стороны
Каждый танец, каждая постановка – способ самовыражения. Если суметь найти именно то, что и формирует индивидуальность, удастся существенно ускорить собственное развитие. Это не всегда легко и «изюминка» порой не лежит на поверхности. Чтобы ее найти, придется покопаться в себе, импровизировать, пробовать себя в новых образах, причем иногда нестандартных, но всегда в тех, что не противоречат убеждениям, особенностям внешности и чертам характера. В результате удастся сформировать собственный образ, в котором удастся выглядеть не просто привлекательно, но и абсолютно гармонично. Какие бы личные качества не преобладали бы, будь то игривость, дерзость, романтичность, нежность, движения и подача танца должны максимально соответствовать им.
Поэтому в первую очередь стоит определить свои сильные качества и индивидуальные особенности, а далее направить усилия на их развитие. Если удастся довести собственные навыки до высокого уровня, это станет именно той «изюминкой», которая и заставляет зрителя запомнить танцора. Например, сильной чертой может быть грациозность движений рук, головокружительные повороты, техничные ноги. Но если самостоятельно определить свои отличительные черты никак не получается, стоит обратиться к тренеру или близким людям, следящим за тренировками или выступлениями. То, что цепляет их взгляд и при этом больше всего запоминается, и стоит рассматривать в качестве сильной стороны и направления для дальнейшего развития.
Снимайте себя на видео
Внутренние ощущения и представления о том, как танец выглядит со стороны, не всегда соответствуют действительности. Нередко можно встретить танцора, сетующего на предвзятость судей, ведь они абсолютно уверены, что выступили идеально. На самом деле во время просмотра видеозаписи того же выступления становятся отчетливо видны все промахи и несовершенства, моменты, оставшиеся недоработанными. Поэтому съемка и пересмотр видео – превосходный способ для проведения самоанализа, поиска ошибок и недостатков в исполнении.
Собственная манера
Во время тренировок стоит удерживать свою осознанность на максимальном уровне. Это поможет своевременно замечать те движения, которые выходят легко и естественно, запомнить свои приемы и манеры.
Если использовать их при выступлениях, зрители точно запомнят такого танцора, поскольку его уникальные движения, манерность помогут выделиться из общей массы, проявить индивидуальность, стать непохожим на других. Поэтому стоит постоянно находиться в поиске чего-то нового и подходящего собственным ощущениям и желаниям.
Помочь в этой нелегкой задаче может наблюдение за любимыми танцорами. Отслеживая их приемы, использующиеся для отражения своей индивидуальности, передачи настроения номера и эмоций, а затем, пробуя их применить по-своему, можно найти уникальные способы выполнения конкретных фигур и точно подстроить их под свой характер.
Не бойтесь выступать
Выступления помогут определить, что именно нравится зрителю в танцоре. Благодаря им удастся более раскрепощенно вести себя на паркете и научиться взаимодействовать с залом, гармонично вливаться в атмосферу мероприятия и подстраиваться под ситуацию.
Не нужно только стараться понравиться всем. Люди чувствуют фальшь и желание им угодить и относятся к подобным попыткам не лучшим образом. Помните, главный козырь танцора – индивидуальность!
Каждый танцор мечтает быть особенным, отличаться от всех остальных. Кто-то пытается взять внешностью, надевая ослепительные платья с огромным количеством камней «Сваровски», делая невероятные прически и дерзкий макияж. А кто-то цепляет талантом, а кто-то нестандартным отношением к танцу.
Но танцора, имеющего свой образ или стиль, видно сразу. Он выделяется среди всех, его исполнение завораживает зрителя, потому что оно особенное, непохожее на остальных. Ему словно все даётся легко, и от него исходит невероятная энергетика.
Чтобы покорить зрителя нужны:
– Характер, который вы не боитесь показывать;
-Энергетический посыл, от которого и сам зритель заряжается и начинает испытывать эмоции;
-Эмоциональная открытость, показывающая вас настоящего и искреннего;
-Умение растворяться в музыке и выражать ее своим телом;
-Мастерство исполнения и уверенность в себе.
Как же найти свой образ в танце?
Ваш танец является выражением вас самих! Если вы найдёте, что именно определяет вашу индивидуальность, то ваше развитие стремительно ускориться.
Импровизируйте и создавайте образы, которые подходят вашему характеру и внешнему виду, ведь вы должны выглядеть органично и привлекательно. Здесь речь идёт об общем восприятии вас, вашего амплуа. Возможно, вы романтичны и нежны, либо вы дерзкая, сексуальная, стервозная, а может легкая и игривая, женственная – ваши движения и подача танца должны соответствовать этому образу.
Найдите у себя самые сильные качества, отличительные черты и развивайте именно их! Доведите свои навыки до высокого уровня и это превратите в изюминку. Возможно, вы виртуозно делаете повороты, или грациозно работаете руками, а может у вас очень техничные ноги с высоченным подъемом… Если вы не можете понять, в чем именно заключается ваша уникальность, то спросите у своего тренера или людей, наблюдающих вас на тренировках или турнирах, чем вы больше всего цепляете их взгляд и запоминаетесь им.
Снимайте себя на видео, так как внутренние ощущения могут не сходиться с впечатлениями от увиденного. Часто мы расстраиваемся, что нас несправедливо судили, ведь по внутренним ощущениям все было идеально. Но когда смотрим видео с нашим танцем, то взгляд со стороны показывает много тех сторон, которые остались нами не проработанными и нераскрытыми. Это прекрасный способ самоанализа и понимания, в правильном ли направлении мы двигаемся.
Тренируйтесь осознанно, все время обращая внимание на то, что получается легко и естественно. Запоминайте в процессе занятий именно ваши приемы и манеры, используйте их на выступлениях. Собственные неповторимые движения станут вашей визитной карточкой и будут отличать в общей массе других танцоров. Экспериментируйте, ищите что-то подходящее вашим ощущениям и желаниям.
Наблюдайте за любимыми танцорами, смотрите, какие они используют приемы для выражения себя, передачи эмоций и характера, а потом попробуйте по-своему это подать. Такое наблюдение как подсказка для вас, каким ещё образом можно исполнить свой танец или сделать определенную фигуру, только, конечно же, все подстраивая под себя.
Выступаете чаще! С конкурсной практикой вы быстрее найдёте свой образ, свое «лицо», поймете, что именно нравится зрителю в вас, а также сами станете свободнее вести себя на паркете, начнёте взаимодействовать со зрителем, научитесь подстраиваться под ситуации и атмосферу каждого турнира.
Только не стремитесь понравиться всем. Зрители чувствуют фальшь, когда вы специально пытаетесь им угодить. Будьте собой и знайте, что ваш козырь – это ваша индивидуальность!
Акопян Нунэ, Чемпионка Армении по латиноамериканским танцам. Финалистка и победительница международных турниров по спортивным бальным танцам.
Давайте поговорим сегодня о самом важном, и даже сокровенном, для любого хореографа – постановке номеров.
Когда я училась в училище, как-то наш педагог спросила нас: “Как вы считаете какой предмет у вас самый важный?”
Мы называли и классику, и народный, и эстрадный танцы, но педагог сказала: “Все это, конечно, необходимо, но самое важное для хореографа это КПТ – композиция и постановка танца”.
Помню, что я тогда удивилась, другие девчонки судя по всему тоже, потому, что КПТ у нас было всего раз в неделю и никак мы не предполагали, что это самый нужный предмет.
Елена Владимировна (наш педагог) пояснила, видя недоумение на наших лицах, что классика, народный, эстрадный и другие предметы даются как раз для того, чтобы у нас была база для постановки номеров. И что хореографу не умеющему ставить будет очень сложно.
Как только я стала работать по специальности я полностью внутренне согласилась с ее словами. Еще через несколько лет работы я поняла еще одну вещь, что хорошим постановщиком надо родиться! Это во истину Божий дар!
Да, можно, знать приемы и техники постановки танца, но шедевра не будет. Почему? Сложный вопрос. Постановка номера – это своего рода таинство.
Когда ты только приступаешь к сочинению танца никогда не знаешь, что получится в итоге. Бывает, что номер нравится, бывает, что нет. Это нормально! Невозможно каждый раз ставить шедевры.
Тоже самое происходит с номером, когда ты выносишь его на зрителя. Каждый раз думаешь:”Как его воспримут? Понравится или нет?” И это тоже невозможно предсказать.
У одних номеров жизнь коротка – 2-3 концерта и все, а некоторые приживаются надолго и танцуются годами, переходя из одного поколения в другое.
Странно… но предсказать это невозможно. Я много раз ошибалась. Иной раз мне казалось, что номер интересный, классный и должен обязательно понравится зрителю, но он проходил незамеченным.
А другой раз кажется, что в номере нет ничего особенно на мой взгляд, да и поставили его за 3 дня, потому, что время поджимало, но его любят зрители и он остается в репертуаре надолго. Все здесь индивидуально и непредсказуемо.
Но бывают моменты, когда голова вообще перестает работать и ты не знаешь какую идею взять для номера, кажется, что все уже перетанцевали. Я думаю, что почти каждый хореограф когда-либо с этим сталкивался. А руководство просит, настаивает, требует все новых и новых номеров. Как быть?
Давайте попробуем перечислить источники вдохновения к которым можно обратиться, если ты в ступоре. Где брать идеи для новых номеров?
Но, для начала давайте обозначим, что же такое идея номера.
Идея – это умозаключение, которое вы хотели бы донести до зрителя. Каждый раз, когда вы начинаете ставить номер спросите себя: “А что этим номером я хочу сказать зрителю? Какую мысль я хочу до него донести?”
И тогда, уверяю вас, ваш номер не будет похож на зарядку под музыку. К сожалению, таких номеров сейчас очень много.
Итак, что же может являться источником вдохновения?
1. Музыка
Сама музыка в первую очередь вдохновляет нас на новую постановку. Если вы слышите хорошую, интересную мелодию, она вам нравится и в голове появляются образы и идеи, это то, что нужно. Сейчас огромное количество музыки. И если ты точно не знаешь, что тебе нужно, то можно зайти в любую социальную сеть в раздел “Музыка” и увидеть огромный выбор музыкальных направлений от классики до рока, от инструментальной музыки до народных песен. Просто слушай и выбирай! Что-нибудь обязательно зацепит и наведет на интересные мысли.
2. Костюмы
У меня часто возникают идеи новых номеров, когда я рассматриваю фото танцевальных костюмов других коллективов. Я вижу интересные образы и они наводят на какие-то идеи. Под образ ищу музыку и сочиняю танец.
3. Чужие танцевальные номера
Да, номера других коллективов тоже могут наводить на интересные мысли. Ты видишь номер и тебе нравится его идея, но ты понимаешь, что поставил бы все это иначе и идею бы приподнес по другому. Загораешься! Ищешь музыку! И начинаешь ставить свою историю!
4. Выставки, музеи, театры
Когда я училась в училище, тогда еще не было Интернета. Педагоги нам постоянно говорили:”Больше смотрите! Ходите на выставки, в театры, посещайте концерты других коллективов. Все это источник новых идей!” Так и есть! Полностью согласна!
5. Книги, фильмы
К сожалению, мы уже не являемся самой читающей нацией, но книги являются хорошим источником вдохновения. Они развивают воображение, а это то, что так нужно хореографу. Фильмы я бы тоже отнесла к этой категории. Они наводят на мысли.
6. Сама жизнь
Жизнь так многообразна, что часто сама подкидывает массу интересных идей. Надо только уметь их замечать и анализировать. Различные жизненные ситуации в школе, дома, во дворе. Вокруг огромный животный и растительный мир, который подсказывает нам массу идей. Просто посмотрите вокруг!
7. Интернет
Не могу не назвать этот источник вдохновения, потому, что для многих он стал единственным. К сожалению, многие используют его не как источник вдохновения, а как источник для копирования чужих номеров.
Мне жаль таких хореографов, уж извините, если кого обидела. Это говорит о том, что у хореографа очень скудный свой собственный внутренний мир, раз он не в состоянии придумать свою идею и воплотить ее в жизнь.
И еще один совет, записывайте свои идеи. Часто они приходят неожиданно и не в самый подходящий момент, когда мы едем в автобусе или гуляем с ребенком, но так же быстро исчезают. Проверено.
Иной раз думаешь:”Приду домой и запишу”, но вспомнить потом уже не можешь. Наверно у каждого сейчас есть телефон с диктофон или записной книжкой или планшетник. Не ленитесь, посетила идея – запишите ее. Потом будете себе за это очень благодарны!
Ну, вот, пожалуй и все!
Поделитесь, пожалуйста и вы своими источниками идей. Что вдохновляет именно вас?
С уважением, Наталья Довбыш
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
(МБОУДО
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)
Творческий
проект по теме:
«Сценический
образ и костюм в современном танце »
Автор – педагог дополнительного образования
Палиенко
Анастасия Петровна
город Выборг
2021год
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Срок проекта: сентябрь 2021г.
Возраст детей: 12-14 лет.
Автор проекта – педагог дополнительного
образования
Палиенко Анастасия Петровна
Участники проекта – обучающиеся детского
объединения
«Современного танца Максимум»
Введение
Проект или
исследование с точки зрения педагога — это объединение, координирование
отдельных частей, аспектов в целое, интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать
и развивать специфические умения и навыки проектирования
и исследования у обучающихся.
Для этого необходимо:
·
Поставить
перед обучающимися задачу (проблему), либо самим обучающимся сформулировать
проблему.
·
Определить цели и задачи решения проблемы.
·
Определить
результативность и успешность решения проблемы проекта (самоанализ и
рефлексия).
·
Представить
результат своей деятельности и ход работы (презентации в различных
формах, с использованием специально подготовленных продуктов
проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей,
театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
·
Проектная
деятельность при обучении танцам – один из методов, направленных на
выработку самостоятельных исследовательских умений обучающегося, способствующий
развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания,
полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным
проблемам.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие
общеучебные умения:
1. Рефлексивные:
– умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,
что важно при исполнении танцевальных композиций- передать историческую
точность исполнения того или иного бального танца или танца отечественной
программы.
– умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи? Обучающийся должен не только опираться на свои ощущения, но и, прежде
всего научиться думать.
2. Исследовательские:
– умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей.
– умение самостоятельно найти материал в информационном поле.
Обучающиеся , пользуясь интернетом, наиболее активно и с наибольшим
интересом занимаются в коллективах творческого объединения. Используя интернет
обучающиесся находят видео с танцами, которые исполняются танцорами более
высокого уровня исполнительского мастерства. Кроме того, обучающиеся могут
посмотреть, каким образом проводятся балы в настоящий момент.
– умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста),
– умение находить несколько вариантов решения проблемы,
– умение выдвигать гипотезы,
– умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
– внешняя оценка
– самооценка
– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Коммуникативные:
– Умение общаться со сверстниками и со взрослыми
– умение вести дискуссию,
– умение отстаивать свою точку зрения,
– умение находить компромисс,
5. Презентационные:
Для обучающихся танцевального коллектива крайне важно:
– Уметь держаться уверенно во время выступления
– Артистично и эмоционально вести себя на выступлениях
– Уметь использовать различные средства наглядности при выступлении или защите
проекта.
6.Информационные умения и навыки.
Способность ставить задачу – это искусство, высший уровень в проектной
деятельности, на который выходят не все.
Для улучшения качества обучения обучающихся танцам необходимо, чтобы дети
занимались исследовательской деятельностью.
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, которая
направлена на творческое решение задачи.
Теоретическая
часть проекта
Сценическим костюмом называют любую
одежду артистов –
актеров, певцов, музыкантов, танцоров, которая используется ими для выступлений
на сцене. Строго говоря, понятие «костюм» более яркое и емкое, чем понятие
«одежда». Костюм всегда является одеждой, но не любая одежда годится для
выступления на сцене. Основная функция современного сценического костюма –
знаковая. Этот термин обычно используется только для той одежды, которая
специально изготавливается для конкретного конкурсанта/коллектива и концертного
номера и является важным элементом для создания целостного и выразительного
сценического художественного образа произведения.
Роль и средства художественной
выразительности сценического костюма
Костюм в хореографии является одним из важнейших
компонентов оформления произведения (все чаще используется термин
“сценография”, где костюм выступает составной конгломерата), который
отвечает требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и
специфики хореографического искусства. Роль костюма в хореографии важнее, чем в
драме или опере, потому что танец лишен словесного текста и его зрелищная
сторона несет повышенную нагрузку. Как и в других видах сценического искусства,
костюм в хореографии характеризует персонажей, выявляет их исторические,
социальные, национальные, индивидуальные особенности.
Эстрадный сценический костюм – это вовсе не та нарядная
одежда, цель которой приукрасить человека, не дань моде с ее разновкусием, а
конкурсант – не демонстратор моделей, какими бы эффектными они ни были.
Неудачный сценический костюм вокалиста может «убить» его номер,
а правильно подобранный, то есть соответствующий художественному образу
исполняемого произведения, наоборот, «поднять». Хорошие сценические костюмы для
музыкальных и вокальных ансамблей, хоровых коллективов выполненные в едином
стиле (иначе их состав не будет восприниматься целостно), помогают исполнителям
держать требуемый эмоциональный настрой, а зрителям – ощущать его еще до того,
как они начинают петь и играть.
В танце всё должно быть гармонично. Театр танца – это
и музыка, и пластика человеческого тела, и, в немалой степени – эффектная
красота сценических костюмов. Но костюм танцора – это не просто красивая одежда,
он «работает», позволяя лучше выразить и передать зрителю образ, создаваемый
артистом на сцене. Сценический костюм – это средство оформления танца.
От правильно выбранного костюма, зависит половина
успеха при исполнении любого танцевального номера. А костюм, в котором танцует
ребенок, еще и воспитывает его художественный вкус.
Роль сценического костюма в хореографии более значима
по сравнению с костюмами других видов исполнительского искусства. Танец не
несет словесную информацию, эту функцию берет на себя зрелищность. Члены жюри
на конкурсах и зрители в зале при оценке мастерства танцоров невольно отмечают,
насколько их костюмы соответствуют хореографии, замыслу композиции,
индивидуальным особенностям исполнителей. «Неосторожное» отношение к сценическому
костюму для танцев снижает зрелищность и художественное качество хореографической
постановки.
Требования к костюму:
1. Прежде всего – удобство. Костюм должен хорошо
сидеть, не сползать во время танца и не стеснять движения. Надо помнить, что
каким бы красивым не был костюм, на первом месте все же, должен быть танец. А
костюм лишь его дополнение и украшение.
2. Должен соответствовать характеру танцу и помочь до
конца раскрыть образ танцевального номера.
3. Отдельные требования к ткани, из которой будет сшит
костюм. Ткань должна быть не колючая, не жесткая. Иначе, ребенок будет
чувствовать себя не комфортно.
4. Для детей излишними являются перья на костюмах и
ему подобные вещи, пух летит во все стороны и лезет в глаза, рот и нос.
Необходимо избегать различных аллергенных аксессуаров и опасных украшений для
костюмов.
5.Велика роль обуви танцующих. Обувь должна быть
удобной, что самое главное, не скользкой.
6. Важный элемент- прическа. Обычно мы договариваемся
об определенной прическе на танец. Прическу детям либо делают родители, либо я
делаю сама, тем, у кого нет возможности сделать прическу дома. Когда дети
танцуем несколько номеров, тогда чаще всего просто собираем волосы в шишку.
Прическа нейтральная, подходит практически ко всему.
Эмоциональное восприятие номера и реакцию зрителей на
костюм могут нарушать зрительное несоответствие в нем таких «вещей», как:
·
форма;
·
силуэт;
·
соотношение
объемов;
·
линий;
·
фактура
материалов;
·
цвет;
·
декор и
т.д.
Именно эти средства обычно
используются при создании сценического костюма. И здесь важно «сочинить» его
таким образом, чтобы облачение конкурсанта не выглядело стандартно, или,
наоборот, слишком перегруженно. Несмотря на то, что единого эталона для
создания художественно-выразительного образа костюма быть не может – это
процесс творческий, незыблемые правила все же есть:
·
сценический
костюм должен соответствовать манере и харизме исполнителя;
·
помогать
раскрытию художественного образа произведения;
·
быть
активным элементом оригинального творческого действа на сцене;
·
визуально
не вступать в острый диссонанс с этическими нормами;
·
соответствовать
возрасту исполнителя или участников коллектива.
Сильным эмоциональным раздражителем на подсознательном
уровне является цвет костюма. Например, зеленый воспринимается как что-то мягкое,
спокойное, красный ассоциируется с силой, динамичностью, страстью и даже
агрессией, белый связывают с чистотой.
Цвет напрямую связан и с другим средством
художественной выразительности костюма – со стилем. Стиль отвечает за выбор
цветовой гаммы одежды, за фасон и особенности кроя, за ткань и детали декора.
Поэтому именно он несет основную информацию о художественном образе костюма и о
художественном образе исполнителя, объединяя их в единое и неразрывное целое.
«Сценический костюм артиста – его
«вторая кожа».
Александр Яковлевич Таиров – русский актер и
режиссер-конструктивист, создатель и художественный руководитель Московского
Камерного театра, называл сценический образ костюма «второй кожей
артиста». И эта «вторая кожа» должна быть найдена для выступления
каждого. Как были найдены «бессмертные» характерные костюмы для Пьеро и
Арлекина. Художественные образы этих персонажей настолько слиты со сценическими
образами костюмов, что снять их – все равно, как содрать кожу.
Балалаечник-виртуоз, исполняющий народную музыку,
будет гармонично смотреться в вышитой косоворотке, сохраняя и обогащая
национальное своеобразие звучания инструмента. Но если его репертуар состоит из
классических произведений – использование народного костюма не будет оправдано.
Детский сценический костюм, прежде всего, должен
нравиться самому ребенку, наполнять его ощущением праздника, не сковывать
движения. Есть и особые требования к сценическим костюмам для детей:
- стиль одежды юного конкурсанта должен
соответствовать его возрастной категории; - запрещаются материалы и элементы декора костюма,
которые могут вызвать аллергию и травмировать ребенка; - недопустима слишком открытая одежда: облегающий
костюм телесного цвета, имитирующий наготу, кружева или прозрачные
материалы.
Современный сценический костюм – «лицо» исполнителя
любого жанра, а создание сценического образа костюма – это творческий процесс.
Поэтому все советы и правила относительны. Но гнаться за эпатажем, шокирующей
новизной или пытаться выделиться за счет дорогих материалов и украшений не
стоит. Стоит помнить о том, что костюм – не цель. Это лишь средство, чтобы
подчеркнуть индивидуальность и мастерство исполнителя.
Как «работает» сценический костюм?
Но костюм танцора – это не просто красивая одежда, он
«работает», позволяя лучше выразить и передать зрителю образ, создаваемый
артистом на сцене.
Впечатление от танца оказывается намного сильнее, чем
если бы он был исполнен в чём-нибудь повседневном. В таком случае распадалась
бы связь между музыкой и внешним обликом артиста, исчезала бы цельность образа,
которую сценический костюм призван выражать и усиливать.
В момент выхода артиста на сцену костюм позволяет
зрителю в один миг получить представление о стиле будущего действа. Костюм
облегчает первичное восприятие танца, помогая зрителю сонастроиться с артистом.
Во время танца костюм позволяет подать танцевальные движения в наиболее
эффектном виде, открывая или, наоборот, маскируя тело танцора в зависимости от
стоящих задач. Отдельные элементы костюма помогают делать акцент на лицо
(допусти, яркий цветок в волосах в испанском танце). Костюм подчёркивает роль
танцора в представлении. Например, одинаковые костюмы танцевального коллектива
показывают равенство и единство всех участников; а солист будет ещё заметней в
особом, отличающемся от прочей труппы, костюме. Костюм работает на общее
действо, являясь одним из важных средств выразительности сценического танца.
Костюм играет очень важную роль в танце. Он является визитной карточкой
танцора, неким отражением характера танца. Костюм в танце помогает до конца
раскрыть образ.
Костюм работает на общее действо, являясь одним из
важных средств выразительности сценического танца. Костюм играет очень важную
роль в танце. Он является визитной карточкой танцора, неким отражением
характера танца. Костюм в танце помогает до конца раскрыть образ.
С первых дней занятий в коллективе у юных танцоров к
костюмам должно воспитываться бережное, особое отношение.
Характеристика костюма для уличного
танца.
Чем хорош стиль одежды хип-хоп? Свобода движений,
неограниченные движения способствуют свободе мысли и предоставляют простор для
творчества. Поэтому данный стиль отлично подходит для людей, чья область
деятельности сконцентрирована на танце. Для тренировок и выступлений
предпочтительно подбирать только удобные комплекты. Они могут состоять,
например, из легкого и короткого топа и широких штанов на резинке. Сценический
образ отлично оттеняют клетчатая рубашка, надетая поверх женственного
облегающего топа, и стильная шапочка в обтяжку. Если требуется активно
подвигаться на сцене, значит, не обойтись без легко пружинящей на полу обуви, в
которой ноги отдыхают. В стиль хип-хоп входят только те кроссовки, которые
характеризуются отличной гибкостью и оснащены мягкими вставками изнутри. Это
кожаная или замшевая обувь. В ней исключено излишнее потение ног, так как
воздух свободно перемещается возле стопы благодаря наличию вставок из сетки.
Повседневная женская одежда в стиле хип-хоп на теле должна сидеть гармонично.
Для завершения образа применяются прически, составленные из множества косичек
африканского типа. Также подходят креативные укороченные стрижки.
Предпочитающие этот стиль люди обычно характеризуются способностью к
самореализации и уверенностью в себе.
В такие комплекты органично вписываются большие
футболки и баскетбольные майки. Иногда они являются однотонными, но чаще можно
видеть одежду с яркими надписями или заметными логотипами. Также здесь уместно
носить рубашки, силуэт которых приближен к мужскому. На тело под рубашкой можно
расположить обтягивающий топ или подходящую футболку. Характерным предметом в
стиле хип-хоп выступает мягкая объемная толстовка. Особо актуальны ее модели с
капюшоном. Женственности добавляют шорты, которые также подходят для данного
направления. Укороченные модели курток и кофточки кенгуру тоже приветствуются.
Обувь и аксессуары Невозможно полноценно отобразить этот стиль без массивных
украшений. медальоны, утяжеленные цепочки, разные напульсники. На голове
допустимо носить бандану. Вполне уместны рюкзаки. Женщины, придерживающиеся
рассматриваемого стиля, часто предпочитают спортивные бюстгальтеры. На
бейсболках и разноплановых шапочках размещаются узнаваемые декоративные
элементы. Ноги должны быть обуты соответственно стилю. Здесь подходят кеды и
кроссовки с крупными деталями. Хип-хоп образы отлично дополняет баскетбольная
обувь. Бывают сапожки, декорированные под рабочую обувь. Чтобы удачно воплотить
комплект одежды, не помешает ориентироваться на обувь с наиболее утолщенной
подошвой, дополненную очень широкими шнурками. Кеды из белоснежного материала
являются красивым предметом, актуальным в этом направлении.
Брюки для стиля хип-хоп как нельзя лучше подходят
штаны мешковатого кроя, брюки-трубы, массивные джинсы, оснащенные множеством
карманов. В данном случае делается упор на максимальную ширину брюк. Часто
применяется прием ношения штанов слегка спущенными. Если фигура позволяет
продемонстрировать живот, то нужно применять заниженную талию штанов совместно
с укороченными верхними предметами: топ, рубашка, курточка. Значительную часть
населения мира интересует одежда в стиле хип-хоп потому, что она предоставляет
возможность проявления максимальной раскованности. На таком фоне легче быть
собой и правильно подавать обществу собственную харизму.
Целью данного проекта является создание дизайна
костюмов для обучающихся в танцевальной студии.
Объектом исследования выступает костюм для
танцевального номера.
Предмет исследования – дизайн костюмов для обучающихся
в танцевальном объединении.
Актуальность проекта заключается в том, что
каждый обучающийся будет иметь возможность принять участие в создание
оригинального дизайна костюма для номера, в процессе чего расширят свои знания
о сценическом костюме.
Задачи проекта:
- Углубить знания о
сценическом костюме, как об одном из выразительных средств
хореографического искусства. - Изучить информацию по
истории создания сценического костюма. - Изучить аналоги и
различные вариации сценических костюмов для разных танцевальных
направлений. - Разработать проектную
концепцию по созданию сценического костюма. - Разработать дизайн-проект
костюмов для обучающихся в танцевальном объединении
Ожидаемые
результаты:
Обучающиеся должны:
– знать предназначение,
основные функции и особенности костюма для современного танца, требования к
костюму;
– иметь представление об
истории создания сценического костюма;
– различать виды костюмов для
разных танцевальных направлений;
– уметь продумывать
сценический костюм в соответствии с заданным художественным образом
исполняемого произведения.
Основная часть
В начале нашего проекта мы выделили
несколько этапов и сформулировали задачи.
На 1 этапе мы провели теоретическое занятие,
посвященное обсуждению таких важных тем, как:
–
роль и назначение костюма в танце;
–
требования к костюму;
–
характеристика костюма, для уличного танца.
Занятие было проведено в формате
круглого стола.
На 2 этапе мы выбрали из
вариантов, предложенных в интернете, самые яркие и подходящие комплекты,
оформили их в презентацию и представили ее на всеобщее обсуждение.
Дети самостоятельно выделили
несколько критериев, по которым отбирали комплекты.
Самыми популярными критериями
оказались:
– яркость цветов;
– свободный, удобный крой;
– использование нашивок, логотипов.
(Приложение 1.)
На
3 этапе каждый
участник подобрал для себя образ из
готовых (личных) элементов одежды для исполнения уличных танцев. Эти образы мы
использовали в рамках занятия, в Джем-батлле (Упражнения на закрепление
навыка танцевальной импровизации).
(Приложение
2.)
На 4 этапе мы взялись за разработку эскизного дизайн-проекта костюма для
нового номера.
Эскиз
создавался в специальном редакторе, который позволяет выбрать фасон, цвет,
форму изделия и учесть детали. На этом этапе мы постарались учесть все
накопленные знания и опыт, а так же мнение каждого участника проекта.
(Приложение 3)
Заключение
Продуктом нашего проекта
стал совместно разработанный дизайн-проект оригинального костюма для нашего
танцевального объединения. В процессе работы обучающиеся приобрели необычный
опыт, раскрыли свои творческие способности с новой стороны. Участники получили
новые знания и усовершенствовали навык групповой и исследовательской работы.
Проектная деятельность
при обучении танцам, способствует развитию самоизучения, самовыражения,
самореализации воспитанников. Благодаря этому, танцевальные занятия
становятся более интересными. Обучающиеся с удовольствием участвуют
в проектах, с энтузиазмом принимают участие в подготовке материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Решетило В.М. Театр танца Вадима Елизарова
/Владимир Михайлович Решетило. – М.: АДЕФ-Украина, 2008. – 272c - Савич Е. Новые тенденции моды в танцевальных
костюме /Екатерина Савич //Информационный портал “Костюмер”. –
Режим доступа: http://kostumer.ru/main_ipk.php?name=st1&idArtikel=9 - Ходаковская Н.А. Костюм, прическа, макияж как
неотъемлемая составляющая имиджевой культуры личности (на материале
бальной хореографии) /Наталья Анатольевна - Ходаковская //Театральная и хореографическое
искусство Украины в контексте мировых социокультурных процессов: материалы
Всеукраинской научной конференции, Киев, 22 – 23 апреля 2004 – М., 2004.-
С. 34-35. - Градова К.В. «Театральный костюм», Москва – 1997
г. 2. Исенко С.П. «Русский народный костюм и его сценическое воплощение»,
Москва – 1990 г. - Каминская Н.М. «История костюма», Москва – 1986
г. “Русский исторический костюм для сцены”, сост. Гиляровская Н., М. –
Ленинград – 1945 г. - Шульгина А., Томилина Л., Замалина Л. “Костюмы
для танцевальных и хоровых коллективов”, Москва – 1977 г. - .Андреева А.Ю., Богомолов Г.И « История костюма.
Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна»,М.-2008г. - Васильев А.А. «История моды. Костюмы русского
театра XIX-XX веков» М.- 2011г. - Нанн Д. “История костюма. 1200-2000”
М.-2008г.
Приложение
1.
Приложение
2.
Приложение
3.
Танцевальные тренировки – это полноценная физическая нагрузка. Занятия предусматривают аэробную нагрузку, упражнения на развитие гибкости и растяжку, выполнение танцевальных па. Рассмотрим, какая одежда подойдет для занятий танцами, и на какие параметры обращать внимание при покупке «танцевального гардероба».
Почему важно правильно выбирать одежду для танцев
Неправильно выбранная одежда для танцев будет создавать дискомфорт во время движений. В результате танцор просто не сможет сосредоточиться на выполнении упражнений. А в худшем случае, после тренировки вы получите натертую кожу или раздражения.
Критерии выбора одежды для танцевальных тренировок
При выборе моделей для танцев обращают внимание на следующие моменты:
- Удобство. Одежда должна обеспечивать высокий уровень комфорта: не стеснять движений, впитывать влагу, обладать воздухопроницаемостью. Учитывайте, что малейший дискомфорт в несколько раз снижает эффективность тренировки.
- Практичность. Как правило, после каждой тренировки танцевальный костюм приходится стирать. Важно, чтобы одежда сохраняла презентабельный вид, не деформировалась при стирке, не линяла.
- Соответствие размеров. Если одежда мала танцору, то будет сковывать движения. Слишком просторная одежда также неудобна. Во-первых, тренеру будет сложно отслеживать правильность движений, во вторых, «избыток» ткани также может мешать движениям.
Лучше всего приобретать модели, специально разработанные для танцевальных тренировок. Также подойдет фитнес-одежда.
Что касается тканей, то производители предлагают большой выбор вариантов. Простые хлопчато-бумажные футболки подойдут новичкам, такие изделия сидят мешковато, не подчеркивают силуэт. Лучше выбирать смесь хлопка с лайкрой. В этом случае изделие будет обладать хорошей воздухопроницаемостью и гигроскопичностью и красиво прилегать к телу.
Важно, чтобы вы нравились себе в танцевальной одежде. Это поможет настроиться на позитивный лад, следовательно, повысить эффективность тренировки. Вы можете выбрать модели своего любимого цвета, подобрать обтягивающие лосины или эластичные трикотажные брюки, выбрать стильный купальник с короткой юбочкой и т.д. Как и любой правильно подобранный гардероб, одежда для танцев должна подчеркивать все достоинства и деликатно маскировать недостатки.
Особенности одежды для разных танцевальных направлений
Помимо внешнего вида и функциональных качеств, важно учитывать традиции выбранного танцевального направления. Конечно, вы можете прийти на тренировку просто в шортах и майке, но правильный костюм поможет быстрее проникнуться «атмосферой» танца.
Рассмотрим основные танцевальные направления и традиции костюмов для тренировок
Классическая хореография
Занятия классической хореографией подразумевают большой количество упражнений на растяжку и оттачивание балетных па. Как правило, девочки и женщины тренируются в специальных купальниках либо фитнес одежде, а мужчинам и мальчикам подойдут эластичные шорты и футболки.
Важны следующие моменты:
- эластичность одежды (придется много тянуться);
- простота ухода;
- одежда должна облегать тело (это необходимо, чтобы хореограф смог оценивать точность движений и при необходимости своевременно поправить танцора).
Современные танцы
Главная идея современных танцев – это свобода. Этот принцип танцоры реализуют не только в смелой импровизации, но и в выборе стиля одежды.
Здесь вы можете проявлять свою индивидуальность даже на тренировках. Можно надеть легинсы, а можно – расклешенные брюки. Уместна многослойность, например, поверх топа надевают майку с широким вырезом или сверху футболки – рубашку, завязанную узлом.
Однако при выборе одежды не забывайте об основных требованиях танцевальных тренировок: комфорт, свобода движений, воздухопроницаемость и гигроскопичность.
Хип-хоп
Еще одно танцевальное направление, которое сформировало определенный стиль одежды. Для танцевальных тренировок подойдут широкие брюки или джинсы, майки, худи. При желании вы можете дополнить образ стильной «хип-хоповской» кепкой, однако относитесь к выбору головного убора серьезно. Падение кепки во время танца нежелательно, на соревнованиях это иногда будет считаться ошибкой.
Еще одно правило хип-хопа – смелое сочетание цветов и собственный подход к ношению одежды, например, можно надеть футболку наизнанку.
Латиноамериканские направления
Латиноамериканские социальные танцы уже долгие годы пользуются огромной популярностью. Причина – зажигательная романтическая музыка, откровенные движения, свобода импровизации.
Костюм для самбы, румбы или ча-ча-ча должен соответствовать направлению. Ваш внешний вид должен «переносить» зрителя на карибские пляжи, напоминать о ромовых коктейлях, романтической любви и тропической жаре.
Для девушек уместны коротенькие топы, открывающие животик, расклешенные короткие юбки, подчеркивающие соблазнительное движение бедер, джинсы. Для молодых людей подойдут свободные брюки (можно с разрезами), джинсы, а также рубашки с расстегнутыми пуговицами.
Если же речь идёт о соревнованиях по бальным танцам, то одежда должна соответствовать регламенту и стилю танца. Зачастую это платья для девушек и костюмы для мужчин, которые покупаются в специализированных магазинах или шьются на заказ.
Аргентинское танго
Аргентинское танго – один из самых популярных в мире парных танцев. Если вы записались на занятия, чтобы впоследствии принимать участие в милонгах, то стоит заранее привыкать к танцевальному образу.
Для девушек подойдут платья с вырезами, позволяющие свободно двигаться, длиной чуть ниже колена. Также уместны фасоны с укороченной спереди и удлиненной сзади юбкой. Приветствуются глубокие декольте и открытые плечи. Спину стоит оголять осторожно, не всегда партнёру или партнёрше кажется комфортным прикосновение ладони к открытой спине.
Для девушек подойдут платья с вырезами, позволяющие свободно двигаться. Также уместны фасоны с коротким передом и длинным задом. Приветствуются глубокие декольте и открытые плечи или спина.
Мужчинам понадобятся специальные брюки для аргентинского танго. Такие модели можно купить в специализированном магазине или пошить на заказ. В качестве верха подходит рубашка с длинным рукавом, также можно надеть пиджак или жилет.
Выбирайте модели из тканей, которые не мнутся и отличаются простотой ухода.
Стрейчинг
Для стрейчинга подойдет одежда, обладающая высокой эластичностью и не сковывающая движений. Выбирайте футболки и лосины из следующих материалов:
- футер (ткань обладает высокой прочностью, износостойкостью, отлично тянется);
- стрейч-коттон (благодаря высокому содержанию хлопка, материал комфортен в носке, «дышит», отводит избыточную влагу);
- бифлекс (материал долго сохраняет форму, не деформируется, отличается высокой прочностью и тонкостью).
Танцы в Санкт-Петербурге
Если вы планируете начать занятия танцами, то недостаточно просто выбрать подходящий костюм. Следует ответственно отнестись и к выбору школы. Мы приглашаем всех желающих в школу танцев «LaBoca» и гарантируем нашим ученикам:
- большой выбор танцевальных направлений (вы обязательно найдете занятия по душе, позволяющие полностью реализовать поставленные цели);
- опытный и квалифицированный тренерский состав (у нас работают профессиональные танцоры, лауреаты международных конкурсов);
- продуманная система тренировок и индивидуальный подход к каждому ученику.
Вы можете посмотреть расписание занятий на нашем сайте и выбрать подходящие тренировки. У нас имеются группы как для начинающих танцоров, так и для профессионалов, желающих совершенствовать свое мастерство.