Как найти образ линейного оператора онлайн

Решение.

Множество  всех векторов  называется образом оператора A.

То есть  в том и только том случае, когда найдется вектор  $xin R^3$ такой, что $y=Ax$ или, в координатной записи,

Найдем ядро оператора.

Определение. Ядром (или нуль-пространством) линейного оператора  называется множество всех элементов из V , которые отображаются линейным оператором A в нулевой вектор. Ядро оператора A обозначается ker A

 В соответствии с определением ядра

 

Итак, ядром оператора A является точка  

Найдем собственные вектора заданного линейного оператора.

Число  есть собственное число оператора  в том и только том случае, когда . Запишем характеристическое уравнение:

Решая его, имеем 

 Таким образом, получаем собственные числа оператора:

Для каждого из полученных собственных значений найдем собственные векторы.

Их можно найти их системы .

А) 

 

Решим однородную систему уравнений.

 

Матрица коэффициентов  имеет ранг 1. Выберем в качестве базисного минора  Тогда, полагая , имеем

Таким образом, общее решение системы

.

Из общего решения находим фундаментальную систему решений:

.

С использованием фундаментальной системы решений, общее решение может быть записано в виде .

Б) 

 

Решим однородную систему уравнений.

 

Матрица коэффициентов   имеет ранг 1. Выберем в качестве базисного минора  Тогда, полагая  имеем 

Таким образом, общее решение системы .

Из общего решения находим фундаментальную систему решений: .

С использованием фундаментальной системы решений, общее решение может быть записано в виде .

Ответ:

 

Собственные числа оператора:  

Собственные векторы: ;  .

Задача №1. В арифметическом пространстве [math]mathbb{R}^4[/math] линейный оператор [math]displaystyle varphi[/math] задан матрицей

[math]A= left(!!begin{array}{rrrr} 1 & -2 & 1 & 3\ -2 & 5 & 6 & -12 \ 5 & 9 & 13 & 9 \ -1 & 3 & 7 & -9 end{array}!!right)[/math]

Найти базисы ядра и образа, ранг и дефект линейного оператора. Найти операторы, индуцированныe в ядре и образе.

Решение.
1) По определению ядро линейного оператора [math]displaystyle varphi[/math] ([math]displaystyle ker varphi[/math]) есть множество всех векторов [math]displaystyle x[/math], которые [math]displaystyle varphi[/math] переводит в нулевой вектор. Это означает, что [math]displaystyle ker varphi[/math] состоит из векторов, координаты которыx [math]displaystyle x_1, x_2, x_3, x_4[/math] (в некотором базисе [math]displaystyle { e_1, e_2, e_3, e_4 }[/math]) удовлетворяет условию:

[math]begin{pmatrix} 1 & -2 & 1 & 3\ -2 & 5 & 6 & -12 \ 5 & 9 & 13 & 9 \ -1 & 3 & 7 & -9 end{pmatrix}!!! begin{pmatrix} x_1\ x_2 \ x_3 \ x_4 end{pmatrix}!=! begin{pmatrix} 0\ 0 \ 0 \ 0 end{pmatrix}[/math]. То есть, [math]kervarphi[/math] cooтветствует пространству [math]L[/math] решений системы [math]begin{cases}x_1-2x_2+x_3+3x_4=0,\ -2x_1+5x_2+6x_3-12x_4=0,\ 5x_1+9x_2+13x_3+9x_4=0,\ -x_1+3x_2+7x_3-9x_4=0.end{cases}[/math]

Общим решением системы является семейство векторов [math]left(-frac{15}{4}C , 0, frac{3}{4}C, C right)[/math]. Полагая [math]C=4[/math], находим базис [math]ker varphi[/math]: [math](-15,,0,,3,,4)[/math].

2) Дефектом линейного оператора называется размерность его ядра ([math]dim ker varphi[/math]). Здесь [math]dim ker varphi=1[/math], т.к. в ядре существует лишь один линейно независимый вектор.

Верны ли мои рассуждения?

3) Не знаю, как найти образ линейного отображения [math]varphi[/math] ([math]im varphi[/math]). Подскажите идею.

4) Рангом линейного отображения [math]varphi[/math] называется размерность его образа ([math]dim im varphi[/math]). Здесь всё ясно.

5) Что такое операторы, индуцированные в ядре и образе?

Задача №2. Найти матрицу, область значений и ядро оператора [math]A[/math] проектирования на плоскость [math]x-z=0[/math]. Если [math]x={x_1, x_2, x_3 }[/math], то [math]Ax={x_1-x_2-x_3, -2x_1+3x_2, x_2- x_3 }[/math].

1) Cовершенно не знаю, как найти матрицу. И что означает проектирование на плоскость?

2) Если найду матрицу, то можно найти ядро.

3) Область значений – это синоним образа или что-то другое?

И ещё один вопрос общего характера. Существует ли какое-то обозначение для базиса линейного пространства (как, например, для ядра или размерности)?

Решение. Очевидно,
что данное линейное преобразование
действует

,
т.к. умножение матриц

определено, когда количество столбцов
1-й матрицы равно количеству строк
второго вектора (в нашем случае 4), а
полученная матрица имеет размерность

(т.к. в матрице A
5 строк).

Совокупность N
векторов x
таких, что Ax=0,
называется ядром
преобразования A.

Совокупность M
векторов вида Ax,
когда x
пробегает все R
(в нашем случае

)
называется образом
пространства
R
при преобразовании A
(другими
словами образ – множество векторов y,
для которых уравнение Ax=y
имеет хотя бы одно решение).

1) Находим ядро.
Пусть

– вектор столбец. Решаем систему уравнений


.

Решаем систему
методом Гаусса


.

Переменные

– базисные, а

– небазисная.

Находим все
фундаментальные решения. В нашем случае
оно одно: положив

,
получаем

– который и будет образовывать базис
ядра (т.к. все вектора вида

отображаются в 0). Размерность базиса
равна 1.

2) Находим образ.
Пусть

– вектор столбец. Решаем систему уравнений
Ax=y.

Для того, чтобы
вектор

принадлежал образу, необходимо и
достаточно, чтобы ранг матрицы А, и ранг
расширенной матрицы (A|y)совпадали.
Если теперь с помощью эквивалентных
преобразований привести (A|y)
к ступенчатому виду, то получим:


.

Т.к. rang(A)
= 3, то для того чтобы rang(A|y)
=2, необходимо и достаточно, чтобы

.

Находим фундаментальные
решения (базис образа). Т.к. определитель
из коэффициентов при

:

,
то

– базисные, а

– небазисные.

1-е фундаментальное
решение. Положим

,
находим решение системы

– первое базисное
решение.

2-е фундаментальное
решение. Положим

,
находим решение системы

– второе базисное
решение.

3-е фундаментальное
решение. Положим

,
находим решение системы

– второе базисное
решение.

Итак, размерность
образа равна 3, базис – вектора

.

(Видно, что
размерность образа + размерность ядра
= размерности пространства R4).

7. Найти размерность пространства и , где , а м – пространство решений системы уравнений .

Решение.

– ядро,

– образ. Преобразование

.

1) Находим ядро.
Решаем систему уравнений

Следовательно,
одно базисное решение

– базис ядра. Размерность

.

2) Находим образ.

Пусть

– вектор столбец. Решаем систему уравнений
Ax=y.

Для того, чтобы
вектор

принадлежал образу, необходимо и
достаточно, чтобы ранг матрицы А, и ранг
расширенной матрицы (A|y)совпадали.
Если теперь с помощью эквивалентных
преобразований привести (A|y)
к ступенчатому виду, то получим:


.

Т.к. rang(A)
= 2, то для того чтобы rang(A|y)
=2, необходимо и достаточно, чтобы

Отсюда,


базисная, а

не базисные переменные.

1-е фундаментальное
решение:

.

2-е фундаментальное
решение:

.

Следовательно,

– базис образа. Размерность

.

3) Находим
ортогональное дополнение

.
Т.к. любой вектор

,
перпендикулярен любому вектору из

,
то заключаем, что скалярное произведение

– фундаментальное
решение системы или базис

.

4) Найдем базис
линейной оболочки векторов

,


.
Т.к.


,
то заключаем, что

,

– базис в

,
и следовательно, размерность

.

5) Находим пространство
решений системы уравнений

.

фундаментальное
решение системы или базис M.

6) Находим
ортогональное дополнение

.
Т.к. любой вектор

,
перпендикулярен любому вектору из

,
то заключаем, что скалярное произведение


.

Отсюда,


базисная, а

не базисные переменные.

1-е фундаментальное
решение:

.

2-е фундаментальное
решение:

.

Следовательно,

– базис

.
Размерность

.

7) Найдем базис
линейной оболочки векторов

,

,

,

.

Очевидно, что

,
а

,

– базис в

,
и следовательно, размерность

.

8. Пусть U
подпространство
линейного пространства
R4,
являющееся линейной оболочкой. векторов

,
V
подпространство
линейного пространства
R4
являющееся
линейной оболочкой векторов

.
Найдите: базис
U
+
V
и
базис

.

Решение.

1) Находим базис в
U.

rang=3
, сл-но,

базис U.

1) Находим базис в
V.

rang=3
, сл-но,

базис V.

3) Находим базис в
U
+
V.

Находим линейно
независимые вектора в объединении

.


,
а вектора

– базис U
+
V
, а размерность
dim(U
+
V)=4.

4) Найдем общие
вектора в U
и
V
.

Нам известно, что
в конечномерном пространстве
подпространства могут быть заданы
системами линейных уравнений. Тогда их
пересечение задаётся системой уравнений,
полученной объединением систем, задающих
подпространства.

Система уравнений
задающая U:

Для того, чтобы
вектор

принадлежал линейной оболочке U,
необходимо и достаточно, чтобы ранг
матрицы А и ранг расширенной матрицы
(A|y)совпадали.
Если теперь с помощью эквивалентных
преобразований привести (A|y)
к ступенчатому виду, то получим:

Т.к. rang(A)
= 3, то для того чтобы rang(A|y)
=3, необходимо и достаточно, чтобы

– искомая система
линейных уравнений.

Система уравнений
задающая V:

Для того, чтобы
вектор

принадлежал линейной оболочке U,
необходимо и достаточно, чтобы ранг
матрицы А и ранг расширенной матрицы
(A|y)совпадали.
Если теперь с помощью эквивалентных
преобразований привести (A|y)
к ступенчатому виду, то получим:


Т.к.
rang(A)
= 3, то для того чтобы rang(A|y)
=3, необходимо и достаточно, чтобы

– искомая система
линейных уравнений.

Решаем общую
систему:


.

Отсюда фундаментальные
решения (которые получаются при

и при

),
а следовательно базис

есть:

.

9. Подпространство
L1
в R4
порождено векторами (1;-4;6;7) и (0;1;-3;1), а
подпространство
L2
– векторами
(0;1;-4;5) и (1;-4;7;-11). Постройте базисы следующих
подпространств: пересечения

и ортогонального дополнения к сумме

.

Решение.

1) Находим базис в
L1.
Т.к. матрица, составленная из координат
векторов

,
имеет ранг=2 (т.к. в ней есть определитель
второго порядка

),
то заключаем, что вектора

=(1;-4;6;7)
и

=(0;1;-3;1)
линейно независимые и образуют базис
в L1.

2) Аналогично,
заключаем, что вектора

=(0;1;-4;5)
и

=(1;-4;7;-11)
линейно независимые и образуют базис
в L2.

3) Находим базис
L1+
L2.

Рассматриваем
объединенную систему векторов

=(1;-4;6;7),

=(0;1;-3;1),

=(0;1;-4;5),

=(1;-4;7;-11)

и находим среди
них линейно независимые. Находим ранг
матрицы, столбцами которой являются
координаты

:


.

Ранг = 4, следовательно,
все вектора

– линейно независимые и образуют базис
в L1+
L2.

4)
Находим базис ортогонального дополнения

.

Каждый вектор из

ортогонален любому вектору из L1+
L2.
Следовательно, скалярные произведения

на вектора базиса из L1+
L2
равны 0. Получаем однородную систему


.

Т.к. определитель
системы не равен 0 (показано выше, что
ранг=4), то система имеет единственное
тривиальное решение

.

Следовательно,

состоит
только из одного вектора

.

(Это и так было
видно, т.к. линейная оболочка

,
ибо 4 линейно независимых вектора

образуют базис в

,
а

).

5) Находим систему
уравнений описывающую L1.

Для того, чтобы
вектор

принадлежал линейной оболочке

,
необходимо и достаточно, чтобы ранг
матрицы А – составленной из координат
векторов

,
и ранг расширенной матрицы (A|y)совпадали.
Если теперь с помощью эквивалентных
преобразований привести (A|y)
к ступенчатому виду, то получим:


.

Т.к. rang(A)
= 2, то для того чтобы rang(A|y)
=2, необходимо и достаточно, чтобы

– искомая система
линейных уравнений.

Находим систему
уравнений описывающую L2.

Для того, чтобы
вектор

принадлежал линейной оболочке

,
необходимо и достаточно, чтобы ранг
матрицы А – составленной из координат
векторов

,
и ранг расширенной матрицы (A|y)совпадали.
Если теперь с помощью эквивалентных
преобразований привести (A|y)
к ступенчатому виду, то получим:


.

Т.к. rang(A)
= 2, то для того чтобы rang(A|y)
=2, необходимо и достаточно, чтобы

– искомая система
линейных уравнений.

Решаем общую
систему:

Т.к. определитель
матрицы коэффициентов

,
то система имеет единственное решение

.
Следовательно,

состоит из
одного вектора (0;0;0;0).

(Это и так было
видно, т.к. вектора

– линейно независимые,
линейные оболочки

и

не имеют общих (кроме нулевого) векторов,
т.к. линейная комбинация векторов

не может дать вектора

,
а следовательно и их линейные комбинации).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Решение:

Линейность оператора следует из линейности матричных операций умножения на скаляр, транспонирования и умножения на матрицу.

Если в каноническом базисе пространства М22

то

т.е. матрица данного оператора в каноническом базисе имеет вид:

Находим ядро данного оператора:

Для получения базиса образа данного линейного оператора находим:

Полученные векторы линейно независимы:

и могут быть выбраны в качестве базиса образа данного оператора, т.е.

Данный оператор имеет ненулевое ядро, следовательно, он необратим.

3.17. Оператор А действует на матрицы второго порядка по правилу , где . Показать, что А – линейный оператор. Составить его матрицу в каноническом базисе. Найти ядро и образ оператора. Существует ли обратный оператор?

Решение:

Линейность оператора следует из линейности матричных операций умножения на скаляр, транспонирования и умножения на матрицу.

Если в каноническом базисе пространства М22

то

т.е. матрица данного оператора в каноническом базисе имеет вид:

Поскольку detA=-34≠0, то KerA=0, ImA=M22.

Данный оператор имеет нулевое ядро, следовательно, он обратим.

3.18. В пространстве Р2 многочленов степени не выше 2 оператор А действует по правилу . Показать линейность оператора. Найти его матрицу в каноническом базисе. Найти образ многочлена . Найти ядро и образ оператора. Существует ли обратный оператор?

Решение:

Проверяем линейность оператора:

Свойства линейности выполнены – оператор линеен.

Если в базисе пространства P2

то

т.е. матрица данного оператора в базисе имеет вид:

Для данного многочлена получаем:

Находим ядро оператора:

Образ оператора находим как дополнение ядра до всего пространства L, для этого выбираем базисные векторы с нулями в тех координатах, которые отличны от нуля в уже выбранном векторе (1;0;0): .

Данный оператор имеет ненулевое ядро, следовательно, он необратим.

3.19. В пространстве Р3 многочленов степени не выше 3 оператор А действует по правилу . Показать линейность оператора. Найти его матрицу в каноническом базисе. Найти ядро и образ оператора. Существует ли обратный оператор?

Решение:

Проверяем линейность оператора:

Свойства линейности выполнены – оператор линеен.

Если в базисе пространства P3

то

т.е. матрица данного оператора в базисе имеет вид:

Находим ядро оператора:

Образ оператора находим как дополнение ядра до всего пространства L, для этого выбираем базисные векторы с нулями в тех координатах, которые отличны от нуля в уже выбранном векторе (0;0;0;1): .

Данный оператор имеет ненулевое ядро, следовательно, он необратим.

3.20. В пространстве Р2 многочленов степени не выше 2 оператор А действует по правилу . Показать линейность оператора. Найти его матрицу в каноническом базисе и в базисе .

Решение:

Проверяем линейность оператора:

Свойства линейности выполнены – оператор линеен.

Если в базисе пространства P2

то

т.е. матрица данного оператора в каноническом базисе имеет вид:

Матрица перехода от базиса к базису имеет вид:

следовательно, матрица данного оператора в базисе S имеет вид:

3.21. Показать, что оператор А, действующий на функции f(t) по правилу , является линейным оператором в пространстве функций . Найти матрицу оператора в каком-нибудь базисе пространства. Обратим ли оператор? Найти ядро и образ оператора.

Решение:

Проверяем линейность оператора:

Свойства линейности выполнены – оператор линеен.

Если в базисе пространства L

то

т.е. матрица данного оператора в базисе имеет вид:

При этом detA=0, следовательно, данный оператор необратим.

Находим ядро оператора:

Образ оператора находим как дополнение ядра до всего пространства L, для этого выбираем базисные векторы с нулями в тех координатах, которые отличны от нуля в уже выбранном векторе (-1;1;0):

3.22. Показать, что оператор дифференцирования является линейным оператором в пространстве функций . Найти матрицу оператора в каком-нибудь базисе пространства. Существует ли обратный оператор? Найти ядро и образ оператора.

Решение:

Если то

т.е. и матрица оператора в базисе имеет вид:

Поскольку detA=0, то данный оператор не имеет обратного.

Находим ядро данного оператора:

т.е. KerA = L{(0;0;1)} =

Отсюда получаем образ данного оператора как дополнения ядра до полного пространства L, для этого выбираем базисные векторы с нулями в тех координатах, которые отличны от нуля в уже выбранном векторе (0;0;1):

ImA = L{(1;0;0).(0;1;0)} =

3.23. Показать, что оператор сдвига является линейным оператором в пространстве функций . Найти матрицу оператора в каком-нибудь базисе пространства. Существует ли обратный оператор? Найти ядро и образ оператора.

Решение:

Данный оператор линеен, поскольку выполнены свойства

Если , то

т.е. и матрица оператора в базисе имеет вид:

Поскольку detA≠0, то данный оператор имеет обратный.

Находим ядро данного оператора:

т.е. KerA = 0 и поэтому ImA = L.

3.24. Линейный оператор А в пространстве V3 имеет в базисе матрицу . Найти собственные значения и собственные векторы оператора А, показать, что это оператор простого типа.

Решение:

Матрица линейного оператора из задачи 3.24 в базисе имеет вид:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы:

Для

Для

Т.е. собственному значению соответствуют два собственных вектора собственному значению – один собственный вектор .

По определению, линейный оператор называется оператором простого типа (или простым оператором), если из собственных векторов этого оператора можно составить базис линейного пространства. Собственные векторы данного оператора образуют базис пространства V3, следовательно, это оператор простого типа.

3.25. В пространстве V3 оператор линейный оператор А – зеркальное отражение относительно плоскости YOZ. Найти собственные значения и собственные векторы оператора А.

Решение:

Зеркальное отражение относительно плоскости YOZ в пространстве V3 переводит точку с координатами (a;b;c) в точку с координатами (-a;b;c), т.е. матрица данного оператора имеет вид:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы оператора:

Для

Для

Получаем два собственных значения , первому соответствует один собственный вектор , второму – два собственных вектора: .

3.26. В пространстве V3 оператор линейный оператор А – проекция на ось OY. Найти собственные значения и собственные векторы оператора А.

Решение:

Проекция на ось OY в пространстве V3 переводит точку с координатами (a;b;c) в точку с координатами (0;b;0), т.е. матрица данного оператора имеет вид:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы оператора:

Для

Для

Получаем два собственных значения , первому соответствуют два собственных вектора: , второму – один собственный вектор .

3.27. Линейный оператор А – проекция на ось . Найти собственные значения и собственные векторы оператора А.

Решение:

Проекция на ось переводит точку с координатами (a;b) в точку с координатами (ab;ba):

т.е. матрица данного оператора имеет вид:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы оператора:

Для

Получаем единственное собственное значение , которому соответствует один собственный вектор: .

3.28. В пространстве V3 оператор действует по правилу , где . Найти собственные значения и собственные векторы оператора А.

Решение:

Если , то

т.е. матрица данного оператора имеет вид:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы оператора:

Для

Для

Получаем два собственных значения , первому соответствуют два собственных вектора: , второму – один собственный вектор .

3.29. В каноническом базисе пространства R3 оператор А действует по правилу . Найти собственные значения и собственные векторы оператора А.

Решение:

Матрица данного оператора в каноническом базисе имеет вид:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы оператора:

Для

Для

Получаем два собственных значения , которым соответствуют собственные вектора: .

3.30. Найти

Решение:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы оператора:

Для

Для

Отсюда получаем представление данной матрицы в виде

Тогда

=

3.31. Линейный оператор А в каноническом базисе пространства Р2 многочленов степени не выше 2 имеет матрицу . Найти собственные значения и собственные векторы оператора А. Является ли оператор оператором простого типа?

Решение:

Находим собственные значения и собственные векторы матрицы оператора:

Для

Получаем единственное собственное значение , которому соответствуют два собственных вектора: .

По определению, линейный оператор называется оператором простого типа (или простым оператором), если из собственных векторов этого оператора можно составить базис линейного пространства. Данный оператор имеет всего два собственных вектора, размерность пространства Р2 равна 3, следовательно, данный оператор не является оператором простого типа.

Добавить комментарий