В статье подробно рассмотрим, что такое образное выражение. Какое имеют значение, как употребляются, разберем примеры с подробным толкованием таких высказываний.
Толкование и определение
Итак, образное выражение – это единицы речи, которые прежде всего употребляются в переносном смысле. При переводе на другой язык, как правило, требуют дополнительного разъяснения. С другой стороны, также можно дать следующее толкование: образное выражение – это широко употребляемые меткие слова, выражения, изречения, речи, цитаты исторических лиц, литературных персонажей, которые со временем стали нарицательными.
Такого рода изречения так давно и так сильно вошли в повседневную нашу с вами жизнь, и кажется, что они были придуманы народом. Но этот факт не всегда правдоподобен. Образное выражение является мощнейшим орудием не только в повседневной жизни, но и в литературных произведениях, использование их вносит непревзойдённый колорит.
Благодаря замечательным библиографам и литературоведам были собраны и опубликованы книги, рассказывающие читателю о первоисточниках возникновения и употребления изречений подобного рода. Благодаря уникальности таких книг каждый человек сможет обогатить и приумножить выразительность своей речи, освоить и дать новое дыхание богатейшему наследию прошлого.
Выражения народные
Образное выражение следует научиться понимать. Для лучшего и глубокого понимания следует разобрать некоторые из них.
- Например, вешать нос. Другими словами можно сказать “унывать, грустить”.
- Или вот вбивать клин. Это выражение можно трактовать как “преднамеренно ссорить, создавать ссору между кем-то”.
- Говорить под руку. То есть мешать что-либо делать или не давать возможности сосредоточиться.
- Или вот – давать волю языку. Другими словами, много говорить, высказываться, рассказывать что-то наболевшее или, наоборот, выдавать тайны и секреты.
- Дать прикурить. Можно сказать: накричать, наказать, указать на недостатки.
- Ищи ветра в поле. Это значит следующее: безвозвратная потеря чего-то или кого-то с безнадёжным результатом.
- Разберём такое выражение, как “разбиваться в лепёшку”. Можно понять такое высказывание следующим образом: очень сильно стараться что-то сделать.
- Например, такое выражение: рука об руку. Обычно это выражение используют, когда описывают счастливую семейную пару. Они идут рука об руку по жизни.
Образные выражения в литературе
Образное выражение обобщает различные явления в жизни людей. Такие краткие изречения передаются из поколения в поколение. Способ передачи – это не только повседневная форма общения, но и литературные произведения. Различные особенности в окружении, в проявлении каких-либо действий. Например, поспешишь – людей рассмешишь. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Милые бранятся – только тешатся.
Александр Сергеевич Пушкин восторгался народными высказываниями, поговорками, пословицами, которые тоже можно отнести к образным выражениям. «Ах, что за смысл! Что за золото!» Такими были высказывания русского поэта. Шолохов по этому поводу писал: «Величайшее богатство народа – это язык!» Тысячелетиями накапливаются народные выражения, и живут они в словах.
В действительности такие высказывания – это кладезь мудрости самого народа. Они очень часто выражают истину, которая проверена временем. Образные слова и выражения часто используют в публичной речи, использование их во введении или в заключении может стать одним из способов аргументации, однако следует не забывать, что употребление высказываний подобного рода зависит от уместности ситуации. Для того, чтобы слова были выразительны, а образы эмоционально окрашены, часто используют образные выражения.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить значение образных высказываний. Они употребляются постоянно в неизменном виде, другими словами, их можно отнести к устойчивым формам. Если изменить постановку слов, то это высказывание может потерять свой глубокий смысл. Лотман в своей книге «Лекции по структуральной поэтике» писал: «Статуя Аполлона в музее не выглядит голой, но попробуйте завязать ей галстук на шею, и она поразит вас своим неприличием». Образные высказывания не создаются в процессе разговора, а используются как готовые и неизменные, так происходит из поколения в поколение. Они богаты по своему составу, происхождению и стилистическим возможностям, что позволяет минимальными средствами передать большой смысловой объём и сделать это настолько эмоционально и выразительно. Пешковский писал: «Это живые слова! Оживляющие всё то, к чему они приложены!» Их использование позволит каждому сделать свою речь неповторимой и индивидуальной.
Человек, которого хочется слушать, должен не только обладать хорошей дикцией и уверенным голосом, но и по максимуму использовать возможности великого и могучего русского языка. На самом деле, в этом нет ничего сложного — нужно просто вспомнить школьные уроки русского и литературы.
Как ты, наверное, уже догадался, разнообразить твою речь помогут средства художественной выразительности. О них мы и расскажем в этой статье, а еще вместе с тобой разберемся, когда их можно и нужно использовать, а в каких случаях этого делать не стоит.
1. Сравнения
Сравнение — образное выражение, которое построено на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.
Цель, для которой люди используют сравнение, — как можно полнее раскрыть образ конкретного предмета через его общие признаки с каким-либо другим. «Пыль стоит столбом» по-другому — пыль стоит КАК столб. Как видишь, в сравнении не всегда присутствуют вспомогательные слова (как, будто, словно, точно и др.), но всегда упоминаются как минимум два предмета, которые сравниваются друг с другом.
Иногда достаточно всего лишь одного емкого сравнения, чтобы дать четкую, подрбную характеристику предмету или явлению.
8 способов улучшить разговорную речь
2. Метафоры
Метафора — одно из самых распространенных средств художественной выразительности, которое используется в повседневном общении. Некоторые метафоричные выражения настолько прочно вошли в наш лексикон, что мы уже не выделяем их в разговоре и воспринимаем как нечто привычное.
Метафора — это оборот речи, который строится на употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сравнения. К примеру, текущую воду мы часто называем бегущей, — понятное дело, просто сравнивая ее движение с бегом. Или вот еще очень наглядный пример: часы стоят (или идут). Это выражение так часто употребляется нами в быту, что мы и не задумываемся, что на самом деле это — сравнение.
Метафора помогает сделать речь живой и яркой. Но ей категорически нельзя злоупотреблять, иначе эффект будет просто разгромным. Большое количество метафор, особенно если в твоей речи они сталкиваются с прямым значением слов, явно не сделает твою речь интересной, а только перегрузит ее. К тому же напыщенный, пафосный стиль повествования будет отвлекать человека от основного смысла, который ему хотели донести первоначально. Что сказать: всему нужно знать меру.
3. Эпитеты
Эпитет — это образное определение, которое подчеркивает какое-либо характерное качество или свойство предмета или явления. Часто это прилагательные или наречия, и очень редко — существительные.
Примеры эпитетов: «золотая осень» — прилагательное в этом случае выражает не материал, из которого сделан предмет, а его характерное качество — золотой = желтый. Грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь — все это эпитеты, позволяющие человеку лучше понять атмосферу и настроение, представить у себя в голове определенную картинку.
4 книги, которые помогут развить речь и пополнить словарный запас
4. Аллегория
Буквально этот термин переводится как «иносказание», поэтому аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Аллегория очень распространена в искусстве: живописи, театре, литературе и т. д.
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов. Он изображал людей в виде животных, наделяя их определенными повадками и характером. Так Эзоп и выговориться смог, и угодил хозяевам — им нравились его произведения.
5. Синекдоха
Не пугайся незнакомого названия — синекдоха усиливает выразительность языка и придает речи обобщающий смысл за счет переноса названия от общего к частному. Отличительная особенность синекдохи в том, что она может заменять множественное число на единственное. Например, «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» — строки М. Ю. Лермонтова: здесь единственное число — «француз» — подразумевает множественное.
Синекдоха чаще всего используется в публицистике, но ей есть место и в устной речи — только вот не во всех случаях она бывает уместна. Например, в деловом общении лучше воздержаться от употребления таких приемов. А на письме категорически нельзя использовать синекдоху в научном стиле.
6. Олицетворение
Олицетворение — это прием, который основывается на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами. Чаще всего олицетворения можно встретить в стихотворениях: «деревья проснулись», «ветер шепчет» или «рояль поет».
Глагол в данных случаях выступает как средство оживления — он создает впечатление, что предмет находится во взаимодействии с человеком. При помощи олицетворения можно расширить свои описательные возможности и выразить отношение к предмету разговора.
Предложения, в которых употребляются олицетворения, мы слышим ежедневно, хоть зачастую и не замечаем этого. Единственное, что нужно запомнить: олицетворений должно быть в меру, а так — пользуйся, не переусердствуй.
Книги, которые сделают твою речь красивее
7. Гипербола
Гипербола — это образное выражение, которое несет в себе непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы и других качеств предмета/явления/человека. У гиперболы есть противопоставление — литота. Она, напротив, выражает непомерное преуменьшение всего вышеперечисленного.
Вот несколько примеров гиперболы: «сто лет не виделись!», «тысяча извинений!», «сотый раз говорю», «напугал до смерти». Понятное дело, что говорить сто раз об одном и том же как минимум странно, а не видеться сто лет и случайно встретиться снова — вообще невозможно, но такие впечатляющие выражения помогают усилить эмоциональность и сделать речь более красочной.
8. Перифраза
Перифраза — упоминание объекта не путем его называния, а через описание. Чтобы сразу стало понятно: врачи — это «люди в белых халатах». Или вот еще пример: «Люблю тебя, Петра творенье!» равнозначно фразе «Люблю тебя, Санкт-Петербург!» Мы не называем город, но даем некий намек, описываем его, и само прямое упоминание становится не нужным.
Перифразы используются нами в речи повсеместно: «братья наши меньшие», «черное золото», «белая смерть» и т. д.
Знакомство с фразеологизмами – одно из средств
повышения культуры и развития речи младших
школьников.
Свою работу по обогащению фразеологического
запаса мы начали с отбора фразеологизмов. При
этом учитывалось следующее:
– уровень подготовленности класса;
– частота употребления фразеологических
оборотов в речи;
– соответствие материалу, изучаемому на уроках
и на групповом занятии “В мире слов”.
Для ознакомления с фразеологическими
оборотами и их признаками мы использовали
различные приемы. Наиболее эффективный из них –
выяснения значения фразеологизма в контексте
изучаемых произведений на уроках чтения.
– В общем, где–то, так сказать
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче. (С. Михалков)
– Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы
зеленых щей наварю. Знаешь каких?
– А каких?
– Пальчики оближешь! (Э. Шим “Очень вредная
крапива”)
“Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего
вдруг такое надумал, что даже сам удивился.” (В.
Драгунский. “…Бы”)
“Что, Иванушка не весел?
Что ты голову повесил?” (П. Ершов)
Особый интерес у ребят вызывают упражнения, в
которых осознанию смысла фразеологического
оборота помогают рисунки.
уплетать за обе щеки | водой не разольешь | толочь воду в ступе |
Дети с удовольствием сами “создают”
фразеологизмы на основе рисунка и опорных слов.
писать как … лапой | два … пара | смотреть сквозь … |
|
Компоненты отдельных фразеологических
сращений (термин “сращение” не используем) не
понятны для учащихся (точить лясы, бить баклуши,
попасть в просак, как зеницу ока и т. д.). В таких
случаях мы выясняем не только значение
фразеологизма, но и значение не понятного слова,
входящего в его состав.
Важный этап фразеологической работы –
обучение умению пользоваться фразеологическим
словарем. Вместе с детьми составляем алгоритм
поиска фразеологизма в словаре. Со второго
класса дети пользуются фразеологическим
словарем Ставской Г.М. “Учусь понимать образные
выражения”, “Фразеологическим словарем –
справочником русского языка” Грабчиковой Е.С.,
“Школьным фразеологическим словарем”. Жукова
В.П.
Большую роль в обогащении фразеологического
запаса учащихся играют уроки русского языка. При
изучении программного материала содержательную
часть многих упражнений, предлагаемых нами,
составляют фразеологизмы (см. Приложение № 1)
Фразеологическая работа будет более
эффективна, если использовать межпредметные
связи. Например, на уроках окружающего мира при
изучении органов тела человека мы подираем
фразеологические обороты, компонентами которых
являются слова: глаза, язык, уши, нос, зубы и т. д. А
на занятии “В мире слов” группируем их под
шутливым названием “Глазария”, “Ушария”,
“Зубария”, “Носария” и т. д.
“Носария” | “Зубария” |
вешать нос | иметь зуб |
водить за нос | положить зубы на полку |
клевать носом | зубы заговаривать |
На уроках математики при изучении таблицы
умножения вводим фразеологизм как дважды два
(четыре), выясняем значение, придумываем
ситуацию использования данного фразеологизма. А
на групповом занятии или дома дети подбирают
фразеологические обороты с другими числами.
(Раз – два и обчелся, до седьмого пота, с три
короба, как свои пять пальцев и т. д.)
Следующий этап работы над фразеологическими
оборотами – подбор синонимов и антонимов.
Используя словарь, дети выясняют значение
фразеологизмов (кот наплакал, с гулькин нос,
капля в море, душа в душу – как кошка с собакой и
др.) и приходят к выводу о существовании
фразеологизмов – синонимов и антонимов.
Особый интерес у наших учеников вызывает
этимология фразеологических оборотов,
большинство из которых связано с историей
русского народа, его обычаями, трудовой
деятельностью, бытом ( после дождичка в четверг,
точить лясы, без сучка и задоринки, несолоно
хлебавши и т. д.) Третьеклассникам вполне
доступно изучение этимологических справок. На
групповом занятии они рассказывают об истории
происхождения заинтересовавших фразеологизмов.
Например, вот что узнали дети о фразеологизме гонять
лодыря в словаре Г. М. Ставской.
В XIX веке в Москве жил и работал врач Христиан
Иванович Лодырь. Своих больных
(а его пациенты – больные, страдающие
ожирением) он лечил минеральной водой и
заставлял быстро ходить по саду. Москвичи видели,
как Лодырь “гонял” своих пациентов, но считали
это пустым времяпрепровождением. Отсюда и
произошло выражение гонять лодыря.
Чтобы усвоение фразеологизмов шло более
эффективно, необходимы тренировочные упражнения
следующих видов:
а) нахождение фразеологических оборотов в
тексте и словаре;
б) выяснение лексического значения;
в) отграничение фразеологизмов от свободных
сочетаний;
г) подбор синонимов и антонимов;
д) замена слов и словосочетаний
фразеологическим оборотом;
е) нахождение и исправление ошибок в
употреблении фразеологизмов;
ж) составление словосочетаний и предложений. (Приложение № 2).
Результатом усвоения фразеологических
оборотов являются творческие работы учащихся.
Дети с удовольствием выполняют рисунки, сочиняют
рифмовки, составляют диалоги. Например, вот
частушки четвероклассницы Лиссы С.:
Мне тихонько на уроке
Сказал Мишка, мой сосед,
Что мою вернет он фишку
После дождика в четверг.
А моя подружка Маша
Меня очень подвела.
Я ее на остановке
Битый час вчера ждала.
Сочинение – миниатюра Алины Б., в нем
использовано пять фразеологизмов.
Однажды мы всей семьей были на ярмарке. Народу
там тьма тьмущая, ну просто яблоку негде
упасть. Звучит музыка, ряженые танцуют, а
сладостей столько, что просто глаза
разбегаются. Мы купили огромный торт. И пока
мама несла его домой, я всю дорогу слюнки
глотала. А дома с удовольствием уплетала его
за обе щёки.
Обработка сказок – любимое дело У. Лизы, в
сказке она использовала 10 фразеологизмов.
Курочка ряба.
Жили – были дед да баба. И была у них курочка
ряба. И вот однажды ни с того ни с сего, снесла
им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед изо
всех сил бил – бил, не разбил. Баба что есть
мочи била – била, не разбила. А мышка неслась сломя
голову, хвостом махнула, яичко упало и вдребезги
разбилось. Бабка плачет в три ручья, у деда глаза
на мокром месте, а мышке хоть трава не расти
и в ус не дует. Плачут старики, убиваются. А
курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед.
Снесу я вам яичко в два счета не золотое, а
простое”.
Важным моментом в работе над фразеологизмами
считаем обсуждение творческих работ учащихся.
Сочинения, рифмовки зачитываются (по желанию
детей) и обсуждаются. Анализируя работы
одноклассников, дети лучше запоминают
фразеологизмы и уясняют сферу их употребления.
Систематическая работа над фразеологизмами
дает очень многое учащимся. Младшие школьники
учатся запоминать фразеологические обороты,
понимать их образный характер и воспроизводить в
речи.
Использование фразеологизмов активизирует
мыслительную деятельность учащихся на уроках,
способствует более глубокому пониманию
изучаемых произведений, лучшему усвоению
орфографических и грамматических тем, расширяет
знания учащихся об истории своего народа.
Литература.
1. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А..
Русское слово. Пособие для учащихся – М., 1987.
2. Гвоздарев Н.А. Рассказы о русской фразеологии.
– М., 1988.
3. Грабчикова Е.С. Фразеологический словарь –
справочник русского языка. – Минск. 2000.
4. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь
фразеологических синонимов русского языка – М.,
1987
5. Колычева Г.Ю. Некоторые приемы работы по
обогащению фразеологического запаса младших
школьников // Начальная школа – 1995 – № 10.
6. Лобчук Е.И. Усвоение фразеологизмов //
Начальная школа – 1990 – №12.
7. Молотков А.И. Фразеологический словарь
русского языка. – М., 1978.
8. Ставская Г.М. Учусь понимать образные
выражения: Фразеологический словарик // Пособие
для учащихся начальной школы – М., 2002.
9. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт
этимологического словаря русской фразеологии. –
М., 1987.
10. Яранцев Р.И., Горбачева И.И. Сборник
упражнений по русской фразеологии. – М., 1987.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
на тему: «Образные выражения.
Постановка вопросов к словам. Звуковой анализ»
ОБЩАЯ
ЧАСТЬ
Предмет
Русский
язык
Класс
1
Тема
урока
Образные
выражения.
Постановка
вопросов к словам. Звуковой анализ
Дидактическая
цель
Формирование
представления об образных выражениях в речи и умения задавать вопрос к слову
Планируемые
образовательные результаты
Личностные
умения
Метапредметные
умения
Предметные
умения
Л1. Формирование
системы нравственных ценностей.
Л2. Уважать
себя, других людей, терпимо относиться к привычкам и традициям других людей.
Л3. Понимать эмоции
других людей.
Л4. Уметь выражать
свое мнение, выражать эмоции.
М Коммуникативные
МК1. Осмыслять
правила взаимодействия в группе.
МК2. Строить
речевые высказывания в устной форме.
МК3. Уметь устно
формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию.
М Регулятивные
МР1. Формулировать
учебную задачу урока исходя из анализа материала учебника.
МР2. Планировать
вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.
МР3. Оценивать
свою работу на уроке.
МР4.
Самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
М Познавательные
МП1. Отбирать
опорные (ключевые) слова в определении понятий.
МП2. Уметь
слушать собеседника.
МП3. Доброжелательно
и внимательно относиться к собеседнику.
МП4. Участвовать
в диалоге и понимать других.
МП5. Отстаивать
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
П1. Задавать вопросы к словам.
П2. Определять
часть речи.
П3. Знать и
определять в предложениях образные выражения.
П4. Определять
понятие «синонимы» и приводить примеры.
П5. Составлять
звуковой разбор слова.
Решаемые учебные проблемы (учебная
задача)
1. Что такое образное выражение?
2. Как найти образное выражение в тексте?
Понятия, изучаемые на уроке
Образные выражения, предложение, текст,
слова-синонимы.
Образовательные технологии, используемые
на уроке
(в т.ч. рефлексивные технологии)
Технология развития критического мышления, здоровье-сберегающая
технология, технология группового обучения, рефлексивная технология.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
ПК/ноутбук, мультимедийный проектор, документ-камера.
Образовательные ресурсы:
Для учителя
1. Литература
2. Интернет-ресурсы
Для ученика
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова Русский
язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова,
Л.В.Петленко Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» Русский язык. 1 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://schoolguide.ru/index.php/progs/21vek-2011.html
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Планируемые
результаты
I. Организационный момент
(1
мин)
Здравствуйте,
меня зовут Яна Тиграновна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Перед
началом урока проверим готовность к уроку: на ваших столах должны лежать
учебник, тетрадь, конверт с раздаточным материалом и письменные
принадлежности.
Дети
проверяют свою готовность к уроку.
Л2
МР4
II.
Актуализация знаний.
***
Раздать
проверенные работы с прошлого урока!!!
***
Повторим
тему прошлого урока. На доске записаны три слова.
– Прочитай
первое. На какой вопрос ото отвечает? Какая это часть речи?
– Прочитай
второе. На какой вопрос ото отвечает? Какая это часть речи?
– Прочитай
третье. На какой вопрос ото отвечает? Какая это часть речи?
– Какое слово
можно вставить вместо многоточия, чтобы закончить предложение?
Верно.
Откройте
тетради, отступите вниз две рабочие строки и запишите число – двенадцатое
мая. Ниже – классная работа.
1.
Минутка чистописания
Записываем предложение под диктовку с красной строки через запятую.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте написание слов с доски.
Если все верно – поставьте плюсик. Если есть ошибки – исправьте их и не
ставьте плюсик.
2.
Словарно-орфографическая работа
Обратите
внимание на доску, на ней записаны словарные слова. С красной строки
записываем слово «словарь» с заглавной буквы и ставим двоеточие. Кто
закончил, руку на локоток, чтобы я видела.
Я диктую
слова, а вы записываете их в тетрадь через запятую.
– Кто не понял
задание?
Отлично,
приступаем.
Проставьте ударение над каждым словом.
Проверяем. Один подходит к доске и записывает слово, ставит ударение. И так
по цепочке.
Если в
работе меньше 2 ошибок, поставьте плюсик. Если больше 2, то ничего не
рисуйте.
Я
раздала листочки с заданиями.. Вам необходимо соединить слово стрелочкой с
подходящей ему звуковой схемой.
– Кто не понял
задание?
Приступаем, у
вас 1 минута.
Проверка
документ-камерой (или на доску, если технические неполадки).
– Кошка. Что?
Имя существительное.
– Пьёт. Что
делает? Глагол.
– Белое.
Какое? Имя прилагательное.
– Молоко.
Дети оформляют классную работу в тетради.
Дети записывают предложение в тетрадь под диктовку: В окне Петя смелый,
как лев.
Осуществляют
взаимопроверку.
Словарь: молоко, собаки,
огород.
Осуществляют самопроверку.
Выполняют звуковой
анализ слов:
молоко
собаки
огород
Л1
МК2
П1
П2
П5
III. Подготовка к изучению новой темы. Постановка темы и цели
Сейчас я
прочитаю предложение. Слушайте внимательно, буду задавать вопросы.
Звонко
хлопает в ладошки клен у Лешки во дворе.
Те
ладошки, как у Лешки, покраснели на заре.
– Почему
листья клена назвали ладошкой?
Следующее предложение, слушаем.
Кроет
уж лист золотой влажную землю в лесу.
– Как ещё
называют желтые листья?
Можно даже
сказать, что слова «желтый » и «золотой» – друзья конкретно в этом
предложении. И слова «листья клена» и «ладошки» – тоже друзья конкретно уже в
первом предложении.
Как
принято называть такие слова-друзья вы узнаете, прочитав справа налево слова
на доске. Так будет звучать тема урока.
– Кто готов
назвать тему урока?
– А какую цель
поставим на урок? Чему научимся?
Слушают
предложение.
– Листочек
клена похож на руку.
Слушают
предложение.
– Желтыми.
– Образные
выражения.
– Находить
образные выражения в тексте и понимать, что они означают.
Л2
Л4
МК2
МП2
МП3
МП4
МП5
П3
П4
Л3
МК2
МР1
МР2
МП2
МП3
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV.
Наблюдение над фактами языка
Откройте
стр.115 учебника, упр.1. Прочитайте пословицы про себя.
– Прочитай
первую пословицу вслух.
– Постарайся
объяснить её смысл.
– Какой приём
используется в этой пословице? Выдели образное выражение, с чем сравнивают
дружбу?
– Прочитай
вторую пословицу вслух.
– Постарайся
объяснить её смысл.
– Какой приём
используется в этой пословице? Выдели образное выражение, с чем сравнивают
друзей, человека.
– Можем
сказать, что образное выражение – это сравнение одного предмета или явления
или признака с другим.
– Дружба не
гриб, в лесу не найдёшь.
Ответы детей.
– Образное
выражение «дружба не гриб».
– Человек без
друзей, как дерево без друзей.
Ответы детей.
– Образное
выражение «друзья и корны дерева, человек и дерево».
Л1
Л2
Л3
Л4
МК2
МП1
МП2
МП3
МП4
МП5
П3
П4
V.
Обобщение структурных и семантических признаков понятия
– Что такое
синонимы? Приведи пример.
– Можно ли
сказать, что слова ладошка и листик синонимы?
– Верно, а
если вспомнить предложение:
«Звонко
хлопает в ладошки клен у Лешки во дворе.
Те
ладошки, как у Лешки, покраснели на заре».
Здесь эти
слова синонимы? Почему?
– Верно, и мы
можем сказать, что эти слова являются синонимами именно в этом примере.
– Еще раз, что
такое синонимы? Приведи пример.
– Синонимы –
это слова похожие по смыслу. Зелёный и травяной.
– Нет.
– Да. Здесь
эти слова сравниваются по форме.
– Синонимы –
это слова похожие по смыслу.
Л1
Л2
Л3
Л4
МК1
МП2
МП3
МП4
МП5
П1
П2
П3
П4
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI.
Применение понятия на новом языковом материале
Перед
вами листочек с заданиями. Подпишите Фамилию и имя.
На выполнение
у вас несколько 3 минуты. Кто закончил – поднимает руку. Время пошло.
Сдайте мне
листочки с выполненными заданиями.
Дети
выполняют самостоятельную работу:
1. соедини парами синонимы
смотреть –
глядеть
огонь – пламя
азбука – алфавит
воин – солдат
промчался –
пробежал
2. напиши, как ты понимаешь смысл этого выражения:
Дождь льет как из
ведра – идет очень сильный дождь.
МП1
П3
П4
VII. Итог урока
Подсчитайте количество плюсиков, которые вы рисовали после выполнения
некоторых заданий. Если из 3 – поставьте себе 5 на полях за работу на уроке.
Если 2 – поставьте 4. Если 1 или меньше, ничего не ставьте.
– Какая была
тема урока?
– Какая была
цель урока? Чему вы научились?
– Мы достигли
цели?
– Что такое
образное выражение?
– Что такое
слова-синонимы?
– Приведи
пример синонимов.
– Образные
выражения.
– Находить
образные выражения в тексте и понимать, что они означают.
– Да.
– Образное
выражение – это сравнение одного предмета или явления или признака с другим.
– Синонимы –
это слова похожие по смыслу.
Ответы детей.
Л1
Л2
Л3
Л4
МК2
МР1
МП1
МП2
МП3
МП4
МП5
П3
П4
VIII. Рефлексия (Закончи предложение
Выполняют
рефлексию.
МК3
МР3
В статье подробно рассмотрим, что такое образное выражение. Какое имеют значение, как употребляются, разберем примеры с подробным толкованием таких высказываний.
Толкование и определение
Итак, образное выражение – это единицы речи, которые прежде всего употребляются в переносном смысле. При переводе на другой язык, как правило, требуют дополнительного разъяснения. С другой стороны, также можно дать следующее толкование: образное выражение – это широко употребляемые меткие слова, выражения, изречения, речи, цитаты исторических лиц, литературных персонажей, которые со временем стали нарицательными.
Такого рода изречения так давно и так сильно вошли в повседневную нашу с вами жизнь, и кажется, что они были придуманы народом. Но этот факт не всегда правдоподобен. Образное выражение является мощнейшим орудием не только в повседневной жизни, но и в литературных произведениях, использование их вносит непревзойдённый колорит.
О том, что такое высказывание, каким оно может быть, какова классификация математически-логических…
Благодаря замечательным библиографам и литературоведам были собраны и опубликованы книги, рассказывающие читателю о первоисточниках возникновения и употребления изречений подобного рода. Благодаря уникальности таких книг каждый человек сможет обогатить и приумножить выразительность своей речи, освоить и дать новое дыхание богатейшему наследию прошлого.
Выражения народные
Образное выражение следует научиться понимать. Для лучшего и глубокого понимания следует разобрать некоторые из них.
- Например, вешать нос. Другими словами можно сказать “унывать, грустить”.
- Или вот вбивать клин. Это выражение можно трактовать как “преднамеренно ссорить, создавать ссору между кем-то”.
- Говорить под руку. То есть мешать что-либо делать или не давать возможности сосредоточиться.
- Или вот – давать волю языку. Другими словами, много говорить, высказываться, рассказывать что-то наболевшее или, наоборот, выдавать тайны и секреты.
- Дать прикурить. Можно сказать: накричать, наказать, указать на недостатки.
- Ищи ветра в поле. Это значит следующее: безвозвратная потеря чего-то или кого-то с безнадёжным результатом.
- Разберём такое выражение, как “разбиваться в лепёшку”. Можно понять такое высказывание следующим образом: очень сильно стараться что-то сделать.
- Например, такое выражение: рука об руку. Обычно это выражение используют, когда описывают счастливую семейную пару. Они идут рука об руку по жизни.
Образные выражения в литературе
Образное выражение обобщает различные явления в жизни людей. Такие краткие изречения передаются из поколения в поколение. Способ передачи – это не только повседневная форма общения, но и литературные произведения. Различные особенности в окружении, в проявлении каких-либо действий. Например, поспешишь – людей рассмешишь. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Милые бранятся – только тешатся.
Источником фразеологизмов являются изречения классиков литературы, философов, древних мыслителей….
Александр Сергеевич Пушкин восторгался народными высказываниями, поговорками, пословицами, которые тоже можно отнести к образным выражениям. «Ах, что за смысл! Что за золото!» Такими были высказывания русского поэта. Шолохов по этому поводу писал: «Величайшее богатство народа – это язык!» Тысячелетиями накапливаются народные выражения, и живут они в словах.
В действительности такие высказывания – это кладезь мудрости самого народа. Они очень часто выражают истину, которая проверена временем. Образные слова и выражениячасто используют в публичной речи, использование их во введении или в заключении может стать одним из способов аргументации, однако следует не забывать, что употребление высказываний подобного рода зависит от уместности ситуации. Для того, чтобы слова были выразительны, а образы эмоционально окрашены, часто используют образные выражения.
Метафора в литературе эффективней воздействует на сознание благодаря эмоциональной окраске и…
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить значение образных высказываний. Они употребляются постоянно в неизменном виде, другими словами, их можно отнести к устойчивым формам. Если изменить постановку слов, то это высказывание может потерять свой глубокий смысл. Лотман в своей книге «Лекции по структуральной поэтике» писал: «Статуя Аполлона в музее не выглядит голой, но попробуйте завязать ей галстук на шею, и она поразит вас своим неприличием». Образные высказывания не создаются в процессе разговора, а используются как готовые и неизменные, так происходит из поколения в поколение. Они богаты по своему составу, происхождению и стилистическим возможностям, что позволяет минимальными средствами передать большой смысловой объём и сделать это настолько эмоционально и выразительно. Пешковский писал: «Это живые слова! Оживляющие всё то, к чему они приложены!» Их использование позволит каждому сделать свою речь неповторимой и индивидуальной.