19.03.2019
Работа над образом в песне
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить к искусству , которое развивает творческое воображение и фантазию.
Оценить
1252
Содержимое разработки
Работа над образом в песне с детьми 5-10 лет.
В данной статье я бы хотела раскрыть проблемы и методы их решение, возникающие при работе над созданием образа в песне.
При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма ученика, а также обращать внимание на атмосферу психологических контактов, ауру которую создает вокруг себя ученик. Личные проблемы , неудачи и неправильный образ мысли мешают внутренней свободе. Творческая личность без этой свободы состояться не может. Внутренний мир – это богатство каждого. Проникнуть в него, выявить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом – правильная установка в системе вокальной педагогики. Опираясь на воображение, педагог «творит», «лепит» ученика вместе с ним, направляет, формирует умение, а ученик параллельно анализирует и адаптирует прием к своей индивидуальной физиологии, тем самым развивая свой профессиональный опыт.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить к искусству , которое развивает творческое воображение и фантазию.
Каждый ученик находит возможность для самовыражения личности через работу над созданием образа в песне. И в этой труднейшей работе педагог должен прийти на помощь творческой природе. Эта помощь выражается в том, чтобы довести ученика до естественного совершенства, раскрыть то, что дано природой, научить владеть как внутренним, так и внешним творческими аппаратами переживаний. Важную роль в работе над образом в песне играет внешнее воплощение, которое делает невидимую творческую жизнь видимой, раскрывает внутреннюю свободу и эмоциональное состояние ученика.
Песня – маленький спектакль, в котором педагог-режиссер, а ученик-актер. Работая над песней, нужно помнить, что разучивание ее с ребенком не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально-слуховых навыков; в полноценном, гармоничном, развитии музыкальных и актерских способностей.
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога – анализ песни, определение ее художественного качества, обдумывание приемов разучивания и последовательности учебных заданий. Педагог должен заинтересовать содержанием песни, её литературным текстом и музыкальным оформлением; вызвать желание не только спеть, но и «войти» в образ песни.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа:
первоначальное ознакомление ученика с песней;
последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим и актерским навыкам.
Задачи второго этапа:
Обратить внимание на начальное умение пользоваться театральными средствами;
Научить детей входить в предлагаемый образ в предлагаемых обстоятельствах;
Развить импровизационное умение ребенка;
Поощрить спонтанность.
Педагог должен способствовать развитию у ребенка творческого мышления, фантазии и умения мыслить абстрактно и образно.
Прежде чем начать работу над песней, педагог должен побеседовать с ребенком об идее произведения: что хотел сказать композитор этой музыкой людям, как его идеи воплотит ученик. Для этого нужно раскрыть ученику образ, в который он должен перевоплотиться в песне.
А. Тосканини требовал от певцов: «Выражай чувства полно и искренне. Каждым звуком, каждым движением, выражай что-либо».
Педагог в процессе работы над образом дает установки, позволяющие ребенку сделать «психологический шаг» в поиске самого себя, своих переживаний, в соединении их со своим инструментом – голосом:
« Я пою – значит, творю, созидаю»;
« Мой голос- отражение моей души»;
« Я пою с любовью и радостью».
Разучиванию песни способствуют следующие приемы – выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов ( как петь протяжно, отрывисто, как правильно воспроизвести точную интонацию и. т. д.) , образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий. Немаловажное значение имеют мимика, четкая артикуляция и дирижерский жест педагога. Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песни. Первое знакомство с песней должно строится на ярком , образном выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать ученика и увлечь его.
За годы обучения, опыт показывает, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям. Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания ученика. Например , педагог стоя перед учениками говорит: «Вот смотрю я на вас, и сразу узнаю все ли внимательно меня слушают.» Часто используется прием косвенного замечания: «Все сядем прямо, будем слушать новую, очень красивую песню, и Олеся тоже послушает», – говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает ее внимание. Очень важно, чтобы педагог выбрал правильную интонацию в речи. Когда мы начинаем занятие то, дети внимательно слушают, идет знакомство с певческим материалом. Педагог показывает приемы исполнения песни, как перевоплотиться в музыкальный образ в песне, затем педагог проверяет, что запомнил ученик в ходе занятия. Если ребенок не запомнил, то педагог показывает еще несколько раз. Когда мы находимся в спокойном, ровном состоянии, наше пение тоже течет спокойно и ровно. Но стоит в душе родиться эмоции, как речь и пение сразу же меняется. Когда человек радостен, голос его звучит звонко и весело, когда печален – интонация унылая и глухая. Для того чтобы создать в песне музыкальный образ, нам необходимо первоначально обратиться к артикуляционному аппарату (так как наша речь играет очень важную роль в пении). Эмоции – первый двигатель речевого процесса. Нет такой эмоции, которую нельзя было бы выразить при помощи голоса. Звук голоса точно передает наше состояние собеседнику, что немаловажно для перевоплощении в песенный образ. Кроме речи и интонации, очень важную роль для раскрытия образа в песне играет артикуляция. Можно иметь безупречно разработанную мимику и великолепный поставленный голос, однако, если в душе не родится переживание, понимание произносимых слов не будет, полноценного песенного образа. Разработка артикуляционных мышц, поможет правильно выразить душевное переживание в образе песни. Таким образом, методы обучения развивает музыкальные способности, пробуждает стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.
Разучивание песни и перевоплощение в музыкальный образ может происходить через игру. Игра помогает ученику раскрепоститься, не задумываясь ни о чем перевоплотиться в той или иной образ поставленный педагогом перед учеником. Разучивание песни происходит не только в легких и удобных упражнениях, но и в игровой форме. Если занятия групповые, то занятия проходят таким образом. Разучивание песни с детьми происходит в основном так: заходим в класс, здороваемся, ставим стулья или же встаем в круг в зависимости от поставленной задачи. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребенок может ощутить свою значимость для других, детей почувствовать их поддержку и защиту. Сама обстановка круга пронизана теплом, хорошим настроем, веселым настроением и доверительной аурой. Использование круга совершенно естественно для игрового обучения. Оно не снижет результативности развивающих и обучающих задач. Наоборот привлекает к деятельности всех детей, даже тех кто не уверен в себе.
Если у кого-то не получается включиться сразу в процесс игры, то он внедряется постепенно на следующий раз. Таким же образом можно проводить разучивание песни с перевоплощением в музыкальный образ. Обычно дети очень внимательно слушают исполнение педагогом нового музыкального материала, затем педагог начинает спрашивать, о чем эта песня?, дети пытаются объяснить, рассказать. Иногда этот вопрос задается перед исполнением для того, чтобы привлечь больше внимания детей. При этом внимание детей направлено на текст песни, на предполагаемый образ, в который должны перевоплотиться, а не на мелодию. Таким образом происходит обучение, бывают и случаи когда ребенку не интересен такой метод обучения, и педагог должен найти для него другой подходи и другие методы, чтобы ребенку было максимально комфортно находиться в учебном процессе. Для возникновения интереса необходимо сделать показ песни и ее разучивание игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии песни. Каждому ученику предоставляется возможность фантазировать, вложить свое видение и свой музыкальный образ песни. Один из игровых методов перевоплощения в музыкальный образ, педагог исполнив песню, дает задание выбрать из песни одного из предполагаемых образов и попробовать сыграть и спеть. Почувствовать себя артистом. Педагог объясняет детям, кто такой артист и какие функции он выполняет, как он это делает, и что нужно для того, чтобы перевоплотился в определенный музыкальный образ. Как правило, сначала каждый ребенок боится пробовать себя в роли актера-артиста, но когда педагог начинает показывать и с детьми находится в одном эмоциональном состоянии он прежде всего раскрепощает и избавляет детей от психологических и эмоциональных зажимов. Затем детям дается задание, чтобы каждый попробовал перевоплотиться в тот или иной образ, который ребенок выбрал. При следующем исполнении педагогом песню, дети уже обращают внимание на мелодию, как она звучит, какой ритмический рисунок, с каким окрасом. Для того, чтобы детям было легко запомнить ритмический рисунок, мы начинаем отмечать ритм хлопками. Ведь даже мелодия и ритм музыки может отразится в музыкальном образе. Если мелодия звучит в мажоре то, образ как правило бывает радостным, если в миноре то следовательно грустным, конечно бывают и исключения и это зависит от фантазии ребенка. Для создания какого либо музыкального образа, важную роль играет атмосфера, где проходит урок. И немаловажную роль играет правильный подобранный репертуар. Наблюдается такая тенденция, что дети запоминают музыкальный материал очень хорошо, когда педагог использует эмпирический метод – метод через показ. Дети неосознанно будут копировать пение педагога. Поэтому к своему показу, педагог должен относиться очень ответственно. Чем дольше подготовительный период, тем легче, понятней, интересней будет идти разучивание музыкального материала. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, использованием образных движений и образных перевоплощений, театрализации. Варианты игрового показа и разучивание песен могут быть самыми разными – они зависят от возраста детей и от содержания песни. В результате все дети станут чисто интонировать, но каждый ребенок, в силу своих возможностей, научится этому в разные сроки. Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, убирают однообразие повторения музыкального материала. Все это говорит о том, что дети особенно охотно поют, и перевоплощаются в музыкальный образ, находясь в игровой ситуации. В процессе игры у детей появляется одухотворенность, которой подчиняются все средства музыкальной выразительности. Музыкальная выразительность и создает музыкальный образ. Без музыкальной выразительности музыка не может существовать. Такой посыл на исполнительство рождает осмысленное, осознанное самовыражение, где одновременно присутствуют и характер, и манера, и чувства, необходимые в раскрытии образа. «Говорить языком звуков – вот наука, которую надо постигать».
Немаловажную роль в создании правильного образа в песне, играет формирование певческого тона. Качества певческого тона – это сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, округлость и сила и т. д. При выявлении певческого тона у детей, учитываются природные данные личности, а также духовное начало. В певческий тон педагог вкладывает как механическую природу ощущений, присущую индивидуальной природе певца, так и приобретенные навыки и умения владеть собой и своими мышцами при фонации. У певческого тона нет преград к диапазонному ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны. В задачу педагога входит выявить и убрать с певческого тона все дефекты, такие призвуки – горловой, гнусавый, носовой,»белый» звук, качание и термоляцию. Все эти дефекты носят как правило, приобретенный характер. Основными причинами их возникновения являются неправильные певческие навыки, плохое обучение или самостоятельное занятие без соответствующих знаний. Поэтому в процессе обучения педагог видит, что кому-то нужна «приоткрытость» звучания, чтобы придать голосу мягкость, бархатность, а кому-то – наоборот «открытость» для клокотания вибраций, за счет которых большее количество обертонов окрашивают тембр
Список литературы:
Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства – Ростов – на Дону., -2008.
Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Актерский тренинг М.,- 2010.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/352267-rabota-nad-obrazom-v-pesne
Также вас может заинтересовать
- Мини-проект на уроках литературы как способ формирования исследовательских навыков учащихся
- Миссия победителя конкурса Учитель года
- Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
- Статья «Педагогическая система на основе потребностей человека»
- Возможности использования интерактивной доски SMART Board на уроке музыки
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Музыка подчиняется законам жизни, она и есть действительность, поэтому оказывает воздействие на людей. Очень важно научиться слушать и понимать классическую музыку. Еще в школе дети изучают, что такое музыкальный образ, и кто его создает. Чаще всего учителя дают понятию образа определение – частица жизни. Богатейшие возможности языка мелодий дают возможности композиторам создавать образы в музыкальных произведениях, чтобы воплотить свои творческие замыслы. Окунитесь в богатый мир музыкального искусства, узнайте о различных видах образов в нем.
Что такое музыкальный образ
Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.
Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.
Музыкальный образ в музыке – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора. Вот основные виды образов в музыке:
- Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют.
- Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах.
- Драматический. Изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
- Сказочный. Показывает выдуманные фантазии и воображения.
- Комический. Разоблачает все дурное, используя смешные ситуации и внезапность.
Лирический образ
В древности был такой народный струнный инструмент – лира. Певцы передавали с помощью него различные свои переживания и эмоции. От него и пошло понятие лирики, передающей глубокие душевные переживания, мысли и чувства. Лирический музыкальный образ обладает эмоционально-субъективными элементами. С помощью него композитор передает свой индивидуальный духовный мир. Лирическое произведение не включает в себя какие-то события, оно только передает душевное состояние лирического героя, это его исповедь.
Многие композиторы научились передавать лирику через музыку, потому что она очень близка к поэзии. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский. Музыкальные лирические образы они формировали с помощью мелодий. Нельзя лучше сформулировать предназначение музыки, нежели это сделал Бетховен: “То, что исходит из сердца, должно к нему и вести”. Формируя определение образа музыкального искусства, многие исследователи берут именно это высказывание. В своей “Весенней сонате” Бетховен сделал природу символом пробуждения мира от зимней спячки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя помогают увидеть в сонате не только весну, но и радость, свободу.
Нужно также вспомнить и “Лунную сонату” Бетховена. Это поистине шедевральное произведение с музыкально-художественным образом для фортепиано. Мелодия страстная, настойчивая, заканчивается безнадежным отчаянием.
Лирическое в шедеврах композиторов подключает к образному мышлению. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие. Просто мастерски передал “мелодии души” Прокофьев в вальсе Наташи Ростовой в опере “Война и мир”. Характер вальса очень нежный, в нем чувствуется робость, неторопливость и, в то же время, взволнованность, жажда счастья. Еще одним примером лирического музыкального образа и мастерства композитора является Татьяна из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Также примером музыкального образа (лирического) могут служить произведения Шуберта “Серенада”, Чайковского “Мелодия”, Рахманинова “Вокализ”.
Драматический музыкальный образ
В переводе с греческого “драма” обозначает “действие”. С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.
Драматического героя зрители видят в постоянной борьбе, что приводит его либо к победе, либо к гибели. На первое место в драме выступают действия, а не чувства. Самыми яркими драматическими персонажами являются шекспировские – Макбет, Отелло, Гамлет. Отелло – ревнивец, что приводит его к трагедии. Гамлета одолевает желание мести убийцам своего отца. Сильная жажда власти у Макбета заставляет его убить короля. Без драматического музыкального образа в музыке драма немыслима. Он является нервом, источником, средоточием произведения. Драматический герой представляется рабом страсти, которая приводит его к катастрофе.
Одним из примеров драматического конфликта является опера Чайковского “Пиковая дама” по одноименной повести Пушкина. Вначале зрители знакомятся с бедным офицером Германом, который мечтает быстро и легко разбогатеть. Раньше он никогда не увлекался азартными играми, хотя в душе был игроком. Стимул Герману придает любовь к богатой наследнице одной старой графини. Весь драматизм в том, что свадьба не может состояться из-за его бедности. Вскоре Герман узнает о тайне старой графини: якобы она хранит секрет трех карт. Офицером одолевает желание во что бы то ни стало разведать эту тайну, чтобы сорвать большой куш. Герман приходит в дом графини и грозит ей пистолетом. Старуха от страха умирает, так и не выдав тайну. Ночью к Герману приходит призрак и шепчет заветные карты: “Тройка, семерка, туз”. Тот приходит к любимой Лизе и признается ей, что по его причине умерла старая графиня. Лиза от горя бросилась в реку и утопилась. Заветные слова призрака не дают покоя Герману, он идет в игорный дом. Первые две ставки, на тройку и семерку, оказались удачными. Выигрыш настолько вскружил голову Герману, что он идет ва-банк и ставит на туза все выигранные деньги. Накал драматизма приближается к своей вершине, вместо туза в колоде оказывается пиковая дама. В этот момент в даме пик Герман узнает старуху графиню. Окончательный проигрыш ведет героя к самоубийству.
Стоит сравнить, каким показывают драматизм своего героя Пушкин и Чайковский. Александр Сергеевич показал Германна холодным и расчетливым, он хотел использовать Лизу для своего обогащения. Чайковский немного по-другому подошел к изображению своего драматического персонажа. Композитор немного меняет характеры своих героев, ведь для их изображения нужно вдохновение. Чайковский показал Германа романтичным, влюбленным в Лизу, имеющим пылкое воображение. Только одна страсть вытесняет образ любимой из головы офицера – тайна трех карт. Мир музыкальных образов этой драматической оперы – очень насыщенный и впечатляющий.
Еще одним примером драматической баллады является творение Шуберта “Лесной царь”. Композитор показал борьбу двух миров – действительного и вымышленного. Для Шуберта был характерен романтизм, его увлекала мистика, и произведение получилось довольно драматичным. Столкновение двух миров очень яркое. Настоящий мир воплощен в образе отца, который здраво и спокойно смотрит на действительность и не замечает Лесного царя. Его ребенок живет мистическим миром, он болен, и ему чудится Лесной царь. Шуберт показывает фантастическую картину таинственного, окутанного мрачной мглой леса и мчащегося через него на коне отца с умирающим ребенком на руках. Каждому герою композитор дает свою характеристику. Умирающий мальчик – напряженный, испуганный, в его словах звучит мольба о помощи. Бредящий ребенок попадает в страшное царство грозного Лесного царя. Отец всеми силами старается успокоить дитя.
Вся баллада пронизана тяжелым ритмом, топот коня изображает беспрерывная октавная дробь. Шубертом создана полная зрительно-слуховая иллюзия, наполненная драматизмом. В конце динамика музыкального развития баллады заканчивается, так как отец держал на руках мертвого младенца. Вот какие музыкальные образы (драматические) помогли Шуберту создать одно из самых впечатляющих своих творений.
Эпические портреты в музыке
В переводе с греческого “эпос” имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.
Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова “Садко”. Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко “Ой ты, темная дубравушка”. Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.
В эпическом стиле работал композитор “Могучей кучки” А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить “Богатырскую симфонию” №2, оперу “Князь Игорь”. В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.
Памятником средневековой культуры считается известная поэма “Слово о полку Игореве”. Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.
Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского “Богатырские ворота”, Глинки “Иван Сусанин”, Прокофьева “Александр Невский”. Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.
Сказочное музыкальное изображение
В самом слове “сказочные” кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу “Снегурочка”, “Золотой петушок”, “Сказка о царе Салтане”. Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту “Шахеразада” по книге “1001 ночь”. Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент, дети начинают отличать добро от зла, они учатся милосердию, справедливости, осуждают жестокость и коварство. Будучи педагогом, Римский-Корсаков на языке сказки рассказал о высоких человеческих чувствах. Кроме вышеперечисленных опер можно назвать “Кащея Бессмертного”, “Ночь перед Рождеством”, “Майскую ночь”, “Царскую невесту”. Мелодии композитора имеют сложное мелодико-ритмическое строение, они виртуозные и подвижные.
Фантастическая музыка
Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.
Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения “Картинки с выставки” и “Ночь на Лысой горе”. Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя “Сорочинская ярмарка”. Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского “Русалка” и Даргомыжского “Каменный гость”. Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка (“Руслан и Людмила”), Рубинштейн (“Демон”), Римский-Корсаков (“Золотой петушок”).
Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения “Божественная поэма”, “Прометей”, “Поэма экстаза”. Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.
Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.
Комические отображения в музыкальных произведениях
О комических образах в музыке говорить сложно. Мало искусствоведов характеризуют это направление. Задача комической музыки – исправлять смехом. Именно улыбки являются настоящими спутниками комической музыки. Комический жанр более легкий, для него не нужны условия, приносящие страдания героям.
Чтобы создать комический момент в музыке, композиторы используют эффект внезапности. Так, Й. Гайдн в одной из своих Лондонских симфоний создал мелодию с партией литавр, которые моментально встряхивают слушателей. Пистолетным выстрелом нарушается плавная мелодия в вальсе с сюрпризом (“В яблочко!”) Штрауса. Это сразу развеселяет зал.
Любые шутки, даже музыкальные, несут с собой забавные нелепости, смешные несоответствия. Многим знаком жанр комических маршей, маршей-шуток. От начала до конца наделен комизмом марш Прокофьева из сборника “Детская музыка”. Комических персонажей можно увидеть в сочинении Моцарта “Свадьба Фигаро”, где уже во вступлении слышен смех и юмор. Веселый и умный Фигаро ловко хитрит перед графом.
Элементы сатиры в музыке
Еще одним видом комического выступает сатира. Сатирическому жанру присуща жесткость, он грозный, испепеляющий. С помощью сатирических моментов композиторы преувеличивают, утрируют некоторые явления, чтобы разоблачить пошлость, зло и безнравственность. Так, сатирическими образами можно назвать Додона из оперы Римского-Корсакова “Золотой петушок”, Фарлафа из “Руслана и Людмилы” Глинки.
Образ природы
Тема природы очень актуальна не только в литературе, но и в музыке. Показывая природу, композиторы изображают ее реальное звучание. Просто подражает голосам природы композитор М. Мессиан. Такие английские и французские мастера, как Вивальди, Бетховен, Берлиоз, Гайдн, смогли мелодией передать картины природы и чувства, которые они вызывают. Особенное пантеистическое изображение природы – у Римского-Корсакова и Малера. Романтическое восприятие окружающего мира можно наблюдать в пьесе Чайковского “Времена года”. Нежный, мечтательный, приветливый характер имеет сочинение Свиридова “Весна”.
Фольклорные мотивы в музыкальном искусстве
Многие композиторы для создания своих шедевров использовали мелодии народных песен. Простые песенные напевы стали украшением оркестровых композиций. Образы из народных сказок, былин, сказаний легли в основу многих произведений. Их использовали Глинка, Чайковский, Бородин. Композитор Римский-Корсаков в опере “Сказка о царе Салтане” использовал русскую народную песню “Во саду ли, в огороде” для создания образа белочки. Народные мелодии слышны в опере Мусоргского “Хованщина”. Композитор Балакирев на основе кабардинского народного танца создал знаменитую фантазию “Исламей”. Мода на фольклорные мотивы в классике не исчезла. Многим знакома современная симфония-действо В. Гаврилина “Перезвоны”.
Музыкальное произведение вызывает у нас не только желание послушать мелодию или песню, но и определённые картины, которые нас волнуют, и чувства, которые и хотел вызвать автор. Что такое музыкальные образы в музыке? Какими они бывают, как их классифицировать и как авторы умеют их создавать?
Музыкальные образы в музыке, виды
Как мы знаем, музыкальные произведения бывают разными по жанрам. Какое-то произведение вызывает в нас ощущение грусти, какое-то может вызвать чувство радости, какое-то – насмешить, а какое-то, возможно, даже напугать. Что такое образ музыкального произведения и почему нас учат его видеть ещё со школьных лет? Музыкальный образ – это чувства, внутренние картины, переживания, характер, условия создания и стиль автора. Почему мы так любим и ценим те или иные произведения? Потому что они совпадают с нами в каких-то моментах по ощущению и восприятию.
Какими бывают музыкальные образы в музыке? Можно дать довольно широкую классификацию:
- Комические образы. Вызывают юмористические ассоциации, бывают как просто смешными, так и сатирическими, «на злобу дня».
- Сказочные, волшебные образы. Вызывают ощущения чего-то нереального. Авторы часто обращаются к сказочным и мифическим образам, иногда напрямую, иногда, чтобы сделать некий отсыл, сравнить реальные события или персонажей со сказочными.
- Эпические образы. Героические, есть в произведениях, рассказывающих о деяниях героев, встречаются в балладах или исторических произведениях.
- Драматические образы. Сложные, передаются через героев, находящихся в борьбе с тяжёлой ситуацией или недругами. Вызывает противоречивые чувства, меняющиеся на протяжении всего произведения.
- Лирические образы. Передают переживания, часто романтического характера.
Музыкальный образ: примеры музыкальных произведений
Итак, мы разобрались в том, какими именно бывают музыкальные образы. И, конечно, каждый из нас вполне может вспомнить какое-либо произведение, вызвавшее определённые чувства и внутренние картины. Но давайте опишем музыкальный образ, примеры музыкальных произведений, чтобы уже точно представить, о чём речь. Комические образы есть, к примеру, во многих песнях Владимира Высоцкого, который любил высмеивать социальные отношения. Классический пример смешного в музыке – известная всем песенка «Чижик-Пыжик», вызывающая улыбку.
Сказочных образов есть много в классических произведениях, к примеру, стоит вспомнить знаменитую оперу «Снегурочка» по Островскому. Из современных авторов к мистическим образам часто обращаются участники рок-фолк группы «Мельница» (песня «Грифон», и т. д.).
С эпическими образами в современности немного сложно, поскольку сейчас они не столь популярны, зато в классике можно найти много примеров. Та же «Богатырская симфония» Бородина.
Драма также гораздо чаще встречается в произведениях классических жанров. Таковой является, например, опера Чайковского «Пиковая дама» по произведению Пушкина.
А вот лирические образы встречаются сплошь и рядом у очень многих авторов. Стоит вспомнить хоть одно произведение романтической направленности, где явно описываются переживания автора, как сразу лирических образы возникают перед внутренним взором (Мельница, «Береги себя», Ария «Я свободен», и т. д.).
Образы в подарок
Можно ли подарить музыкальный образ? Да, несомненно! Песня на заказ, передающая ваши чувства и ощущения, станет тем самым подарком, который просто не имеет цены. Ваши чувства – это лучший из всех презентов, ведь вы раскроете своё сердце. Заказать песню любого содержания можно у автора Татьяны Агаповой.
Мечтайте, творите, дарите!
МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Вначале разберемся что же такое сценический образ.
Слайд 2
сценический образ – это некое амплуа, которое “надевает” на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который заложен в музыкальном произведении. Сценический образ – это живой человек, придуманный автором и воплощенный актером.
Если актер сделает себе грим и наденет костюм, это еще не будет перевоплощением.
Слайд 3
Перевоплощение – долгий процесс, который начинается с постижения и проникновения в мир героя, слияния с ним. Для того, что проникнуть в этот мир, певцу необходимо нафантазировать жизнь этого человека до мельчайших подробностей: атмосферу эпохи, город, в котором он живет, его профессию, интересы, характер, манеру поведения, жесты, походку, голос, даже мысли и, конечно, логику поведения. Только сделав такие шаги, вокалист достоверно донесет эмоции, заложенные в песне.
На зрителей воздействуют и само произведение, и творческий процесс создания сценического образа – перевоплощение исполнителя в «героя» (персонажа) правдоподобной «истории», которую он эмоционально рассказывает зрителю песней, музыкой или танцем. Не случайно у слова «образность» богатый синонимический и ассоциативный ряд:
- сочный, живой, живописный, экспрессивный, выразительный, художественный, колоритный, красочный яркий, красноречивый и т.д
сценический образ состоит из следующих граней:
- идея;
- содержание;
- символика;
изобразительное решение
Вокалистам при работе над песней нужно продумывать образ, перевоплощаться в персонаж песенной истории, чтобы прочувствовать и достоверно донести эмоции, заложенные в ней, слушателям. Шаляпин называл это состояние: «некоторое время не быть собой».
Слайд 4
В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Муз. настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса.
Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.
В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения.
Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни : музыка, слово, пение и актерское мастерство.
Слайд 5
Дополнительные выразительные средства, способные украсить номер – это и театральные костюмы, и своеобразная игра – общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, некоторые детали сценографического оформления номера, создание характера персонажа, художественной «маски», т.е. это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. К созданию сценического образа артиста относится также замысел режиссера сцены по организации ее пространства, свет, предметы и действующие лица в соответствующих сценических костюмах, которые призваны дополнять образ. Например:
- реквизит
- бэк-вокалисты;
подтанцовка
Особенностью жанра эстрадного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс выразительных средств.
Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя.
СЛАЙД 6
Чаще всего, ребёнок поёт «от первого лица», ансамбль же представляет себя в заданных условиях, но, при этом, тоже вживается в роль «первого лица», от имени которого ведётся рассказ. Любая песня проживается, проигрывается не только в музыкальном исполнении, но и в актёрском.
В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. С помощью музыки и текста достаточно открыто музыканты – исполнители общаются со зрительным залом. Можно сказать, что исполнитель рассказывает песню своим слушателям. Чаще всего, в детском эстрадном номере в исполнении эстрадного ансамбля звучат песни – рассказы, песни – сценки, где главное выразительное средство актёрского мастерства – перевоплощение, создание характера персонажа, от имени которого поётся песня.
СЛАЙД 7 Как создать персонаж для выступления на сцене, который запомнится
Итак, сценический образ рождается в воображении артиста, воплощается и «живет» только на репетициях и в концертном номере того или иного вида исполнительского искусства с присущей им спецификой. Однако можно выделить общие законы его построения, без понимания сути и важности которых поиск и формирование сценического образа с правдоподобной историей его существования на подмостках сцены не сложится.
На первых же занятиях, при работе с вокальными произведениями юным артистам необходимо пояснять, что исполнительское мастерство – это не только выученные, тексты, мелодия, но и умение «войти в образ» с полным осознанием:
- кто ты сам в этом произведении (возраст, пол, внешность, характер и т.д.);
- в какое время, где и вокруг чего происходит действие;
- что ему предшествовало;
- какие действия и переживания у тебя, как персонажа истории, происходят в тот или иной момент «пересказа» произведения
При формировании сценического образа основная роль отводится на приемы беседы и рассуждений, анализ увиденного и услышанного. А так же метод показа самого педагога, как варианта решения задачи, детальный разбор костюма, жестов, манеры исполнения, мимики и так далее. Однако, здесь есть опасный момент. Педагог должен оставлять некоторую недосказанность, а не разжевывать материал. Должна оставаться возможность для эвристического озарения!
Затем ребенок пытается «примерить» образ на себя, к себе, в себя и от себя. И вот здесь происходить бесценное дополнение, то, ради которого все затевалось. И чем дополнение ярче, тем ценнее.
СЛАЙД 8 ДЖОЗЕФИНА ВИДЕО
СЛАЙД 9 Как начать работу над образом?
1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с
исполнителями, сделать элементарный анализ канвы музыки, разучить вокальные партии,
2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности;
3. работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия.
4.Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и
действий ,т/е/ полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.
Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни : музыка, слово, пение и актерское мастерство.
СЛАЙД 10 САМОЛЕТИКИ
СЛАЙД 11 Работа над сценическими действиями
Постановка концертного номера (сценическое воображение, логика и последовательность, самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, её характера, эмоциональный настрой перед пением);
2 Соединение отдельных элементов движений в песенно-танцевальную композицию. Работа с элементами сценического действия вместе с пением (хлопки, притопы, различные движения, не мешающие певческому процессу).
Использование при пении современных танцевальных ритмических движений.
Поиск актёрского решения исполняемых песен с детальным обыгрыванием содержания, воспитание осанки и походки, подчинение движений характеру музыки и текста.
Эмоциональное исполнение песни. Работа над умением держаться на сцене, чувствовать свободу в пении и танце, устраняя скованность. В этом помогают репетиции песни перед зеркалом. Немаловажна в этой работе помощь профессионального режиссера-постановщика
СЛАЙД 12 На палубе матросы видео
Вывод: Находиться на сцене, демонстрировать свое творчество и удерживать внимание зрителей – это огромное мастерство , труд и огромная радость.
Спасибо за внимание
Музыкальный образ
Музыка как живое искусство рождается и
живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними
происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием
музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный
образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание
музыкального образа, – т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных
звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.
другими словами музыкальный образ – это
воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления,
действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы,
событие из жизни человека, народа, человечества…и т.д.)
Музыкальный образ – это вместе взятые
характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия
создания, особенности построения, стиль композитора.
Музыкальные образы бывают:
-лирические – образы чувств, ощущений;
-эпические – описание;
-драматические – образы-конфликты,
столкновения;
-сказочные- образы-сказки, нереальные;
-комические- смешные
и т.д.
Пользуясь богатейшим возможностями
музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором
воплощает те или иные творческие замыслы ,
то или иное жизненное содержание. Лирически образы
Слово лирика происходит от слова
“лира” – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды),
повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.
Лирика – монолог героя, в котором он повествует
о своих переживаниях.
Лирический образ раскрывает индивидуальный
духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие
от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие
различных явлений.
.
Вот главные свойства лирики:
-чувство
-настроение
-отсутствие действия.
Произведения, в которых отражён лирический
образ:
1. Бетховен “Соната №14”
(“Лунная”)
2. Шуберт “Серенада”
3. Шопен “Прелюдия”
4. Рахманинов “Вокализ”
5. Чайковский “Мелодия”
Драматические образы
Дра́ма (греч. Δρα´μα – действие) — один из
родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий
события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном
или литературном виде у различных народов.
Драма – произведение, изображающее процесс
действия.
Главным предметом драматического искусства
становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.
Главные свойства драмы:
-Человек находится в сложной, тяжёлой
ситуации, которая кажется ему безвыходной
-Он ищет выход из этой ситуации
-Он вступает в борьбу – либо со своими
врагами, либо с самой ситуацией
Таким образом, драматический герой, в
отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо
побеждает, либо погибает – чаще всего.
В драме на первом плане – не чувства, а
действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень
сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств,
совершает активные поступки.
Практически все шекспировские герои
относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.
Их всех обуревают сильные страсти, они все
находятся в сложной ситуации.
Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца
и желание отомстить;
Отелло страдает от ревности;
Макбет очень честолюбив, главная его
проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.
Драма немыслима без драматического героя: он
ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде,
бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как
Гамлет), то это — взрывное бездействие. “Герой ищет катастрофу. Без
катастрофы герой невозможен”. Кто же он — драматический герой? Раб
страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе.
Произведения, воплощающие драматические
образы:
1. Чайковский “Пиковая дама”
«Пиковая дама» — опера по мотивам
одноименной повести А. С. Пушкина.
Сюжет оперы:
Главный герой оперы – офицер Герман, немец
по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в
душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.
В начале оперы Герман влюблён в богатую
наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него
никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация:
бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки.
И вот случайно Герман узнаёт о том, что
старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Если 3 раза подряд
ставить на каждую из этих карт, то можно выиграть целое состояние. И Герман
ставит себе целью узнать эти 3 карты. Эта мечта становится самой сильной его
страстью, ради неё он жертвует даже своей любовью: он использует Лизу как
способ проникнуть в дом к графине и выведать тайну. Он назначает Лизе
свидание в доме графини, но идёт не к девушке, а к старухе и под дулом
пистолета требует назвать ему 3 карты. Старуха умирает, не назвав ему их, но
следующей ночью ему является её призрак и говорит: “Тройка, семёрка,
туз”.
На следующий день Герман признаётся Лизе,
что он был виновником смерти графини, Лиза, не выдержав такого удара, топится
в реке, а Герман отправляется в игорный дом, ставит одну за другой тройку,
семёрку, выигрывает, затем на все выигранные деньги ставит туза, но в
последний момент вместо туза в его руках оказывается дама пик. И Герману
чудится в лице этой пиковой дамы старуха графиня. Всё, что он выиграл, он
проигрывает и кончает с собой.
Герман в опере Чайковского совсем не такой, как
у Пушкина.
Герман у Пушкина холоден и расчётлив, Лиза
для него только средство на пути к обогащению —такой персонаж не мог увлечь
Чайковского, которому всегда необходимо было любить своего героя. Многое в
опере не соответствует повести Пушкина: время действия, характеры героев.
Герман у Чайковского — пылкий, романтический
герой с сильными страстями и огненным воображением; он любит Лизу, и лишь
постепенно тайна трёх карт вытесняет её образ из сознания Германа.
2.Бетховен “Симфония №5”
Всё творчество Бетховена можно
охарактеризовать как драматическое. Его личная жизнь становится
подтверждением этих слов. Борьба- смысл всей его жизни. Борьба с нищетой,
борьба с общественными устоями, борьба с болезнью. О произведении
“Симфония №5” сам автор сказал : “Так судьба стучится в
дверь!”
3. Шуберт “Лесной царь”
Здесь показана борьба двух миров -реального
и фантастического. Поскольку сам Шуберт является композитором-романтиком, а
для романтизма свойственно увлечение мистикой, то в этом произведении очень
явственно выражено столкновение этих миров. Мир реальный представлен в образе
отца, он старается спокойно и здраво смотреть на мир, он не видит Лесного
царя. Мир фантастический-Лесной царь, его дочери. И младенец оказывается на
стыке этих миров. Он видит Лесного царя, этот мир его пугает и манит, и в
тоже время он относится к реальному миру, он просит защиты у отца. Но в итоге
побеждает мир фантастический, несмотря на все усилия отца.
“Ездок погоняет, ездок доскакал,
В руках его мёртвый младенец лежал”
в этом произведении переплелись образы
фантастический и драматический. От драматического образа мы наблюдаем борьбу
яростную непримиримую, от фантастического- мистический взгляд.
Эпические образы
ЭПОС, [греч. epos — слово]
Эпическое произведение – это обычно поэма,
рассказывающая о героических. деяниях.
Истоки эпической поэзии коренятся в
доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.
Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых
событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;
^ Лирика – настоящее, т.к. её объект –
чувства и настроения;
Драма – будущее, т.к. в ней главное –
действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.
Первую и простую схему разделения искусств,
связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть
рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью
души.
Место и время действия эпических героев
напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от
сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен,
хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано,
мифологизировано.
Таково свойство нашей памяти: мы всегда
немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего
великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то
исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом
деле. Свойства эпоса:
-Героизм
-Единство героя со своим народом, во имя которого
он и совершает подвиги
-Историчность
-Сказочность (иногда эпический герой
сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)
-Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо
плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)
-Относительная объективность (эпос описывает
реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Эпические образы в музыке-это образы не
только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы,
изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на
первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
Произведения эпического характера:
1. Бородин “Богатырская симфония”
2. Бородин “Князь Игорь”
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887),
один из композиторов “Могучей кучки”.
Все его творчество пронизано темой величия
русского народа, любви к родине, свободолюбия.
Об этом – и “Богатырская
симфония”, запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера
“Князь Игорь”, созданная по мотивам русского эпоса “Слово о
полку Игореве”.
«Слово о полку Игореве» («Слово о походе
Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова— самый известный
(считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе
сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем
Игорем Святославичем.
3. Мусоргский “Богатырские ворота”
Сказочные образы
Само название подсказывает сюжетную линию этих
произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве
Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита “Шахеразада” по
сказкам “1001 ночь”, и его знаменитые оперы- сказки”
Снегурочка”, “Сказка о царе Салтане” , “Золотой петушок”и
т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова
сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в
произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления
природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы
заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими
элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая
многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений)
придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую
глубину.
Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова
мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению,
подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной
обрисовке фантастических персонажей.
Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.
фантастическая
музыка
некоторые размышления
Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения,
издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы,
которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А
как насчет “фантастической музыки” (или, если угодно,
“музыкальной фантастики”)?
Прежде всего, если подумать, “фантастическая музыка” появилась
довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и
баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы
восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные –
мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и
различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и
легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху
романтизма. Но элементы ее “вторжения” мы без труда найдем уже в
произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен.
Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких
композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их
произведения наполнены готическими интонациями, мотивами
сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства
человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского
композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу
которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена “Шествие
гномов”, “В пещере горного короля”, Танец эльфов”
, а также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема
стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской
музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения
Мусоргского “Картинки с выставки” и “Ночь на Лысой горе”,
где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное
влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация
повести Н.В.Гоголя “Сорочинская ярмарка”. Кстати, проникновение
литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как
раз в творчестве русских композиторов: “Пиковая дама” Чайковского,
“Русалка” и “Каменный гость” Даргомыжского, “Руслан
и Людмила” Глинки, “Золотой
петушок” Римского-Корсакова, “Демон” Рубинштейна и др. В
начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор
Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В
симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света.
Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как
“Божественная поэма” (3-я симфония, 1904), “Поэма огня”
(“Прометей”, 1910), “Поэма экстаза” (1907). И даже такие
признанные “реалисты”, как Шостакович и Кабалевский, использовали
прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий
расцвет “фантастической музыки” (музыки в фантастике) начинается в
70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением
знаменитых кинофильмов “Космическая одиссея 2001 года” С.Кубрика
(где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения
Р.Штраусса и И.Штраусса) и “Солярис” А.Тарковского (который в своем
фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских
“синтезаторщиков”, создал просто замечательный звуковой
“фон”, соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой
И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую “трилогию”
Дж.Лукаса “Звездные войны” и даже “Индиану Джонса”
(который был снят Стивеном Спилбергом – но идея-то была Лукаса!) без
зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим
оркестром.
А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает
определенного уровня – появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника
открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным
дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки
волшебные звуки, вплетать их в музыку, “лепить” звук, подобно
скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого
момента начинается новая эра, появляется плеяда первых
мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений.
Комические образы
Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие
искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо
отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности
минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал
М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…)
Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто
музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря
на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном
творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого
места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре,
изобразительном искусстве, кинематографе».
Итак, комическое — смешное, имеющее широкую значимость.
Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками»
комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое
вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам,
что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что
противоречит идеалу, осознать его противоречие — значит преодолеть дурное,
освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М.
С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При
этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при
условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.
Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется
добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в
целом положительного явления. Юмор — это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и
не беззубый.
Сатира — это второй тип комического. В отличие от юмора,
сатирический смех — смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как
можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и
тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают.
Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О
литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится — настолько это
очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) —
осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй
симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни
«Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны
«Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»).
Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные
образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.
Архитектура — единственный вид искусства, лишенный чувства юмора. Комическое
в архитектуре было бы бедой и для зрителя, и для жителя, и для посетителя
здания или сооружения. Удивительный парадокс: архитектура обладает огромными
возможностями воплощения прекрасного, возвышенного, трагического для
выражения и утверждения эстетических идеалов общества — и принципиально
лишена возможности создать комический образ.
В музыке комизм как
противоречие раскрывается через художественные, специально организованные
алгоритмы и несоответствия, которые всегда содержат в себе элемент
неожиданности. Например, соединение разнохарактерных мелодий является
музыкально-комедийным средством. На этом принципе построена ария Додона в
опере “Золотой петушок” Н. А. Римского-Корсакова, где сочетание
примитива и изысканности создает гротесковый эффект ( в устах Додона слышны
интонации песенки “Чижик-Пыжик”).
В музыкальных жанрах, связанных со сценическим действием или имеющих
литературную программу, противоречие комизма схватывается и является
наглядным. Однако инструментальная музыка может выражать комическое и не
прибегая к “внемузыкальным” средствам. Р. Шуман, впервые сыграв Рондо
соль мажор Бетховена, по его собственным словам, начал хохотать, так как это
произведение показалось ему самой забавной на свете шуткой. Каково же было
его изумление, когда он впоследствии обнаружил в бумагах Бетховена запись,
что это рондо озаглавлено “Ярость по поводу потерянного гроша, излитая в
форме рондо”. О финале Второй симфонии Бетховена тот же Шуман писал, что это
величайший образец юмора в инструментальной музыке. А в музыкальных моментах
Ф. Шуберта ему слышались неоплаченные счета портного – такая очевидная
житейская досада звучала в них.
Для создания комического эффекта в музыке часто используется внезапность.
Так, в одной из Лондонских симфоний Й. Гайдна встречается шутка: внезапный
удар литавр встряхивает публику, вырывая ее из мечтательной рассеянности. В
Вальсе с сюрпризом И. Штрауса плавное течение мелодии неожиданно нарушается
хлопком пистолетного выстрела. Это всегда вызывает веселую реакцию зала. В
“Семинаристе” М.П. Мусоргского мирские мысли, передаваемые плавным
движением мелодии, внезапно нарушаются скороговоркой, олицетворяющей
зазубривание латинских текстов.
В эстетическом фундаменте всех этих музыкально-комедийных средств лежит
эффект неожиданности.
Комические марши
Комические марши — это марши-шутки. Любая шутка строится на забавных
нелепостях, смешных несоответствиях. Это и нужно искать в музыке комических
маршей. Комические элементы были и в Марше Черномора. Торжественность
аккордов в первом разделе (с пятого такта) не соответствовала мелким,
«мельтешащим» длительностям этих аккордов. Получалась смешная музыкальная
нелепость, очень образно рисовавшая «портрет» злого карлика.
Поэтому Марш Черномора тоже отчасти комический. Но лишь
отчасти, потому что в нём много и другого. А вот Марш Прокофьева из сборника
«Детская музыка» от начала до конца выдержан в духе комического марша.
Вообще, говоря о комическом образе в музыке, сразу всплывают в
памяти следующие музыкальные произведения:
Вольфганг Амадей
Моцарт “Свадьба Фигаро”, где уже в увертюре (вступление к опере),
слышны нотки смеха и юмора. Да и сам сюжет оперы повествует о глупом и
смешном хозяине графе и весёлом и умном слуге Фигаро, который сумел
перехитрить графа и поставить его в глупое положение.
Недаром в фильме “Поменяться местами” с Эдди
Мерфи была использована музыка Моцарта.
Вообще, в творчестве Моцарта много примеров комического, да и
самого Моцарта называли “солнечным”: столько солнца, лёгкости и
смеха слышно в его музыке.
Ещё хотела бы обратить ваше внимание на оперу Михаила
Ивановича Глинки “Руслан и Людмила”. Два образа Фарлаф и Черномор
написаны композитором не без юмора. Толстый неуклюжий Фарлаф, мечтающий о
лёгкой победе (встреча с колдуньей Наиной, которая обещает ему :
Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесем тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе ее в супруги.) Фарлаф так счастлив, что это чувство
переполняет его. Глинка же для музыкальной характеристики Фарлафа выбирает
форму рондо, построенную на многократном возвращении к одной и той же мысли
(одна мысль владеет им), да ещё бас (низкий мужской голос) заставляет петь в
очень быстром темпе, почти скороговоркой, что даёт комический эффект (он
будто запыхался).