Определение понятия
Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. В теории литературы система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла
Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.
Валентин Хализев в «Теории литературы» дает такое определение понятию «образ»:
«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».
Отличие системы образов от системы персонажей
Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.
Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создан особый образ Петербурга, который является не только местом действия, декорацией для событий в романе, но и представляет самостоятельный художественный образ – тесного города, давлеющего над личностью, города, в котором мучаются неприкаянные маленькие люди. Создается он с помощью многочисленных городских пейзажей, как развернутых, так и ограниченных одной-двумя фразами.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина путешествие Петра Гринева к крепости начинается со сцены бурана. Эта сцена занимает существенное место в повести и по объему (это довольно подробный пейзаж), и по значению: торжество снежной стихии, сметающей все на своем пути, становится образом, символизирующим стихийный пугачевский бунт, то есть буран – это полноценный образ-символ, являющийся частью системы образов повести.
Чуть позже тот же прием, а именно изображение снежной бури, метели, снегопада как символа хаоса, передающего эсхатологические настроения – будет применен А.А. Блоком в «Двенадцати» и М.А. Булгаковым в «Белой гвардии». Эти образы-символы позволяют автору создать у читателя особое, нужное ему настроение: в случае с метелью – передать ощущение приближающегося краха цивилизации, разрушение привычного мира, создать ощущение беззащитности человека перед силами более мощными и неуправляемыми. Похожий прием используется Джоном Мартином в «Песне льда и пламени»: иные (белые ходоки), приходящие с севера, из-за ледяной стены несут с собой вечную зиму как символ смерти и вечного забвения, а значит, гибели существующего мира.
Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.
Так, в «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной деталью становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.
«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. <…>Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. <…>Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».
Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.
Система образов в романе
Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.
Система образов в произведении позволяет создать полноценный художественный мир, способствует раскрытию авторского замысла (поднять актуальную тему, исследовать интересующую писателя идею, отразить цайтгайст – дух времени). Подчас все писательские усилия направлены на осмысленное формирование системы персонажей, портретов героев, где все объекты изображения становятся отражением авторской характеристики – то есть на создание продуманной системы образов. Как мы это встречаем в романах Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», Синклера Льюиса «Главная улица», Харпер Ли «Убить пересмешника».
Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:
«Каково бы ни было число аксессуаров и героев, современный романист должен группировать их по степени их значительности, подчинить их солнцу своей системы — интересу или герою, и вести их в определенном порядке, как некое сверкающее созвездие».
Лев Толстой про систему образов
Лев Толстой в письме к Фету во время подготовки им «Войны и мира» так рассказывал про создание системы образов в романе:
«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для [того] чтобы выбрать из них 1/1 000 000, — ужасно трудно. И этим я занят».
Контраст в системе образов
Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.
Но и образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана.
Контраст используется и в названиях произведений: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.
Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.
Образы и авторский замысел
Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.
Подчас образность оказывается для писателя важна настолько же, насколько и герои, тема, само повествование. Именно к таким произведениям можно отнести «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса, «Игру в классики» Хулио Картассара, всю прозу Владимира Набокова, «Пейзаж, нарисованный чаем» и другие произведения Милорада Павича. Эти стилистически избыточные тексты, в которых любители языковой игры найдут особое удовольствие, изобилуют художественными образами, находящимися в особых взаимосвязях, которые читателю еще нужно суметь, подобно литературному ребусу, разгадать.
Итак, продуманная система образов позволяет:
- создать ёмкие, зримые художественные образы и как следствие – сильнее воздействовать на читателя;
- раскрыть центральную тему произведения и воплотить авторский замысел;
- сделать произведение более убедительным, цельным.
Лекция
№ 9
Тема:
Литературный характер в художественном
изображении
План:
-
Образная
система произведения -
Виды
образов по содержанию -
Виды
образов по роду литературы -
Приемы
создания образов персонажей -
Классификация
образов персонажей по статике – динамике -
Приемы
создания портрета персонажа -
Система
персонажей -
Особенности
системы персонажей в различных творческих
методах -
Разные
источники при создания образов
персонажей: -
Формы
типического. Типический характер. -
Литературный
характер -
Конфликт
и литературный характер -
Развитие
понятия литературный характер в разных
художественных эпохах -
Примерный
план характеристики художественного
образа-персонажа.
Образная система литературно произведения
Читая
художественные произведения, мы в первую
очередь обращаем внимание на его главных
действующих лиц – на образы людей.
Слово
“образ” в литературоведении имеет
несколько значений и несколько
классификаций.
NB:
Вспомните различные классификации
образов в литературе и назовите их по
принципу группирования разных типов
образов (см. Лекция № 3-4)
Еще
одна классификация – по «слоям» образной
системы литературного произведения:
1)
первый слой – все
искусство образно – действительность
воссоздается художником при помощи
образов. В образе общее, родовое
раскрывается через индивидуальное и
преобразовывается. В этом смысле мы
можем говорить: образ Родины, образ
природы, образ человека, т.е. изображение
в художественной форме Родины, природы,
человека, и любого явления внешнего или
внутреннего мира.
2)
второй слой – художественная
речь произведения
– на языковом уровне произведения образ
тождественен понятиям «образное слово»
“троп”, «фигура» или «образ-звук»
– они представляют собой четыре пласта
художественного языка
3)
третий слой — образы
характеров и обстоятельств,
герои, обнаруживающие себя в конфликтах.
Из
образов всех этих трех слоев слоя
складывается целостный образ судьбы и
мира, т.е. концепция
бытия
в литературное произведении.
Виды
образов по содержанию
Это
только образы людей, и они располагаются
по возрастанию обобщенности образов,
при этом каждый из них сохраняет
конкретность и единичность, индивидуальность:
-
Образ
– персонаж,
действующее лицо – эти образы нейтральны,
равноправны, они как все, как любой из
нас -
Образ
– Литературный характер
– совокупность умственных, эмоциональных,
действенно-практических и физических
качеств человека -
Образ
– Тип = типический характер
– это образ, в индивидуальной форме
которого раскрывается сущность или
существенные черты какого-либо явления,
времени, социальной группы, народа и
т.п. -
Образ
-Герой
– положительный типический характер
(хотя есть и другие концепции, принимающие
и понятие отрицательного героя –см.
ниже в тексте лекции)
В
последующих разделах лекции, до раздела
«литературный характер» мы будет
употреблять термин «образы персонажей»
в широком смысле слова, как вообще образы
людей в литературных произведениях
Виды
образов – персонажей по роду литературы
Здесь
различные литературные образы
классифицируются по месту их применения
в разных родах литературы. Хотя в более
широком смысле и лирические, и
драматические, и эпические образы
могут встречаться в любом роде и жанре
литературном.
-
Лирические
образы персонажей – встречаются чаще
всего в поэзии, автор изображает только
мысли и чувства героя, без внешних
событий его жизни. Лирический
герой — образ героя в лирическом
произведении, переживания, чувства,
мысли которого отражают авторское
мировосприятие. Это художественный
“двойник” автора-поэта, имеющий
свой внутренний мир, свою судьбу. В
лирическом герое воплощается духовный
мир и автора, и его современников.
Лирический герой А. С. Пушкина —
гармоничная, духовно богатая личность,
верящая в любовь, дружбу, оптимистичная
во взглядах на жизнь. Лирический герой
Лермонтова – “сын страдания”,
разочарованный в действительности,
одинокий, романтически рвущийся к воле
и свободе и трагически не находящий
их. -
Драматические
образы персонажей – встречаются чаще
всего в драме, автор использует для
изображения образа – персонажа приемы
самораскрытия, само – характеристики -
Эпические
образы персонажей – встречаются чаще
всего в жанрах эпоса, автор – рассказчик
последовательно описывает героев, их
мысли и чувства, поступки, окружение,
события их жизни, отношения их с другими
персонажами и т.п.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Особенности художественного образа в литературе
Особенности художественного образа в литературе
Художественный образ в литературе – это любое явление, творчески воссозданное автором произведения. Это результат, полученный вследствие глубокого осмысления какого-либо процесса. Свойства художественного образа многогранны. Он не только отражает, но и обобщает реальность.
Понятие и определение художественного образа
По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.
Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.
Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:
- каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
- активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.
В произведениях литературы классицизма на первом плане находилась борьба долга и чувства. При этом положительные персонажи книг непременно делали выбор в пользу первого, принося в жертву личное счастье (во имя блага государства).
Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.
Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.
Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.
Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:
-
парадоксальность. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, при создании истинного произведения искусства стоит придерживаться принципа невозможности. Ведь сама структура художественного образа предусматривает диалектическое единство противоположных начал;
-
сочетание общего и конкретного. Согласно эстетике Гегеля, к основной функции художественного образа относится воплощение общих идей в индивидуальном. В частности, образы в живописи конкретны. Ведь художнику не свойственно мыслить абстрактными категориями при создании очередного шедевра изобразительного искусства. Вместе с тем он пытается перенести на полотно какие-то общезначимые идеи. Существует тесная взаимосвязь единства общего и конкретного с проблемой типического. Под последним понимают отображение в индивидуальном наиболее значимых (типичных) черт общего.
Порой может показаться, что в поэтических и музыкальных творениях безраздельно властвует чувство. А рациональная составляющая практически не заметна. Но это не совсем соответствует действительности. Полная характеристика художественного образа подразумевает единство чувства и разума (эмоционального и рационального).
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже
Особенности художественного образа в произведениях
При создании своих индивидуальных персонажей писатели нередко использовали образ «маленького человека». Наглядные примеры такого типа литературного героя:
- Мармеладов (в произведении «Преступление и наказание»);
- Юшка (в одноимённом рассказе А. П. Платонова);
- капитан Тушин (в произведении «Война и мир»).
Обратите внимание! Образ города Калинова в произведении «Гроза» А. Н. Островского создан при помощи приёма художественного обобщения. Он был использован и Антоном Павловичем Чеховым при написании рассказа «Человек в футляре».
Художественная образность предусматривает также создание собирательных образов персонажей:
-
изображение типичных помещиков в творчестве Н. Гоголя (к примеру, в повести «Шинель»);
-
образ старухи-праведницы. Характерные черты подобных персонажей явственно прослеживаются в литературных произведениях, написанных в стиле «деревенская проза» (например, «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина);
-
образ одарённого мастера (в художественном тексте Н. С. Лескова «Левша).
Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.
Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.
Система образов в стихотворениях
При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).
Тема Родины также довольно часто звучит в художественном творчестве. Литература воспевает сложный, самобытный образ Руси. Он предстаёт перед читателем во множестве произведений. Наиболее ярко черты художественного образа раскрыты в:
- стихотворении «Родина» М. Ю. Лермонтова;
- гоголевской поэме «Мёртвые души»;
- стихотворении А. Блока «Россия»;
- творчестве С. А. Есенина (например, в его стихотворениях «Запели тесаные дроги…»).
Характерные особенности образа предусматривают его неоднозначность. Яркий тому пример – характер Петра I в поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина. Без всякого сомнения, самодержец – активный реформатор, сумевший «прорубить» окно в Европу, царь-преобразователь, который основал великолепный город на Неве. С другой стороны, деспотичный правитель – олицетворение жёсткой государственной власти, безучастной к страданиям простых людей, безжалостно ломающей их судьбы.
Для многих поэтов особый эстетический смысл нёс в себе и образ северной столицы. Санкт-Петербург был воспет в следующих произведениях:
- «Реквием» (Анны Ахматовой);
- «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (Осипа Мандельштама).
Примеры художественных образов свидетельствуют о неисчерпаемости, многогранности этой эстетической категории. К примеру, образ спасителя в произведении «Двенадцать» А. А. Блока довольно сложен для понимания. У литературоведов нет однозначного мнения на этот счёт. Но, по мнению большинства специалистов, образ Иисуса Христа в этой поэме олицетворяет исключительную важность произошедшего события, до конца не осознанную людьми.
Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.
Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.
Была ли данная статья полезна для Вас?
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Балабанова
Л.И.
Образ художественный.
Употребление
термина как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени,
пространства, образ природы, города, поколения, так и в обозначении ключевых
образов – образ лирического героя, образ осени, музы, свечи и т.д.
Главные образы или
картины, созданные в стихотворении.
Образная
система.
Основные
образы.
Образный
ряд стихотворения.
Обратите внимание, как
развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа,
слова, строфы, строки.
Проследите, какими средствами создаётся
образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие
раскрыть образ. Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в
какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его
чувствами (прямо или косвенно).
Образ –
художественно
воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;
— это всякий чувственно
вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное;
— это любое явление, творчески воссозданное в
произведении.
Истолкование образов, личностное
восприятие.
Образ создается
при активном участии воображения автора и читателя.
Он
обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное,
концентрирует существенные для автора стороны жизни.
При
этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и
неповторимость воссозданного явления. Образ способен объяснять неизвестное
известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять
восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в
простое, простое в сложное.
Образ может выходить за
рамки одного произведения:
образымотивы |
повторяются в |
например образ метели |
образ-топос |
представляет |
образ дороги, мира как театра |
образыархетипы |
являются наиболее |
Дон-Жуан и |
Образ достраивается в сознании
читателя через детали и подробности, описывающие явление.
Надо
уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес),
и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит,
изумрудный, нежный).
В стихотворении,
как правило, можно выделить несколько образов.
Они всегда взаимосвязаны.
При анализе стихотворения часто бывает
важно выделить ключевой образ и образсимвол.
Образ-аллегория,
образ-символ. (Гроза, сад, парус, ночь, ветер и др.)
Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, |
С поляны коршун Высоко к небу он |
Зарисовка точным словам, |
«поляна» — «высоко», «все «поднялся», «ушел» |
Заключительный |
Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!.. |
Поэтическая образность создается за |
|
по ассоциации |
небо, небосклон — |
контрастное взаимодействие |
небо, небосклон, крылья — |
по сходству |
поляна — |
по смежности |
пыль — |
Образы могут соотноситься по умозаключению |
я — |
При анализе образного строя
стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты:
образы, связанные с |
Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно (В. Я. Брюсов) |
освещение, |
А внизу подо мною уж ночь (К. Д. Бальмонт) |
звуковые |
Нежно под трепетом (С. А. Есенин) |
зрительные впечатления |
Пригорок Пушкино горбил Акуловой (В. В. Маяковский) |
передача запахов |
Свеж и душист Всех в нем цветов Кудри твои так Свеж и душист (А. А. Фет) |
воспроизведение |
В небесах торжественно Спит земля в сиянье Что же мне так больно и Жду ль чего? жалею ли о (М. Ю. Лермонтов) |
образные ассоциации |
Где, как обугленные С деревьев тысячи Сорвутся в лужи и (Б. Л. Пастернак) |
Лирический герой
Разграничение
понятий: поэт, автор и лирический герой.
Лирический
герой – это условное литературоведческое понятие,
которое было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать
возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным
человеком. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к
лирике Блока.
В литературоведении, среди учёных,
мнение о границах этого понятия неоднозначно. Содержание и границы понятия
«лирический герой» спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведет к
постижению образа поэта.
В последние десятилетия и в научном
литературоведении, и в практике лирическим героем принято называть
человека, от лица которого написано стихотворение. Как правило,
внутренний мир именно этого человека, его представления о жизни раскрыты в
лирическом произведении.
Лирический герой, в
таком понимании, — это образ человека, созданный в лирическом произведении,
независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или,
напротив, отличается от него.
ВЫВОД.
Лирический герой — важное понятие, касающееся изображения
человека в лирических произведениях. Термин необходим для обозначения
человека в лирических произведениях.
Событие в лирике важно лишь
постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно
переживание становится в лирике главным событием.
Содержание,
смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и
выражается переживание лирического героя.
В центре лирического Именно |
||||
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Образ лирического героя часто бывает Лирический герой хоть и |
Но иногда поэт словно – Клеопатру |
Понятие «лирический |
||
Говорить о лирическом герое следует Варианты такого несовпадения могут быть различными. |
||||
Проблема соотнесенности лирического героя и |
Два |
|||
Лирическое |
Лирический |
|||
Лирический А.А. |
Лирический герой – это вымышленное «Я», |
|||
Фрагмент стихотворения А. А. Ахматовой: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и Богу, И Когда шуршат в овраге Слагаю я веселые стихи О |
Таковы Муж хлестал меня Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять |
|
Настроение и его изменение в |
Переживания |
|
Устойчивое |
Изменяющееся |
|
М.Ю. Лермонтов «Я жить хочу! Хочу «И скучно и грустно» |
А.С. Пушкин «Ненастный день потух, ненастной ночи |
|
Характер лирического героя |
Лирический герой – это образ личности, |
|
Раскрывается через внутреннее эмоциональное |
||
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Что вы можете сказать о Каким вы представляете себе лирического – – – – – |
|
– – |
||
Лирический Н. А. Некрасова |
предъявляет «я» |
|
*Клише: |
– – – – – |
Однако отождествлять лирического героя со
всяким лирическим субъектом нельзя. Ведь в большинстве стихотворений
лирический субъект совпадает с самим автором произведения. Поэтому
вместо термина «лирический герой» можно использовать простые и понятные слова,
указывающие на принадлежность мыслей, чувств, настроений, выраженных в
стихотворении: «поэт», «автор».
Можно просто говорить о том, что,
например, в стихотворении «…Вновь я посетил…» именно Пушкину, а не
«лирическому герою» принадлежат мысли о будущем, о «племени младом,
незнакомом», а в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
именно сам поэт, автор стихотворения, обращается с горькими словами к русскому
народу.
Пушкин, Некрасов, Тютчев,
Фет — это лирики без лирического героя. Авторский
образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью —
личностью самого поэта. Называть этот лирическим героем неуместно, ведь
лирический герой, как точно заметила исследовательница Л.Я.Гинзбург, — «это
всегда отражение, отделившееся от отражаемого».
Нередко термин «лирический
герой» используется при анализе эпических произведений, чаще всего поэм. Некоторые
литературоведы говорят даже о «лирическом герое» в «Евгении Онегине» и в
«Мертвых душах». Вероятно, в этих случаях имеется в виду либо автор,
голос которого открыто звучит в произведении, либо понятие «лирический герой»
заменяет другие — «автобиографический герой», «образ автора». Заметим, что
такая замена ничем не оправдана, так как «лирический герой» — это «герой» лирического
произведении. Недопустимо отождествлять лирику как род литературы и лиризм
как особого рода субъективность, открытость, совокупность настроений и
переживаний, выраженных в тексте.
Самостоятельный анализ системы образов в произведениях
Умение воспринимать литературу как искусство слова формируется на протяжении всех лет обучения школьника. Значимость этого умения повышается в современных условиях образования, которое не только формирует знания, но и создает условия для самоопределения личности.
Работу по совершенствованию умения воспринимать литературу как искусство слова, речи учителя организуют, используя различные формы: комплексный анализ текста, исследование выразительных возможностей языка, уроки развития речи, использование информационных технологий и многое другое.
Используя все эти формы, учитель решает задачу пробудить в детских душах отклик на те мысли и чувства, которые вложил в свою книгу писатель, чтобы прочитанное обогатило воображение школьника, развило память и речевую культуру.
Литература как предмет формирует умения самостоятельно искать, анализировать полученную информацию из текста. Поэтому учителю важно обеспечить единый подход к анализу литературного произведения, предложив ученикам схемы, планы, алгоритмы для разбора произведения.
Когда из начальной школы дети приходят в пятый класс, важно начинать формирование читательских представлений о художественном тексте как о знаковой системе и общих подходах к его анализу.
Ниже приводятся некоторые приемы работы, ставящие перед собой задачи разобраться в образной природе искусства, в понятии «образ», рассмотреть способы создания образа, что поможет детям увидеть художественный текст.
Эту работу можно организовать на любом уроке литературы, например, при изучении стихотворений А.С.Пушкина.
Детям предложено прослушать стихотворение А.С.Пушкина «Няне», и нарисовать словами портрет Арины Родионовны Яковлевой, каким они его увидели. Читается текст. Дети создают словесный портрет. У всех он получится разный, но важно при этом, как они выйдут на образ автора. Он может быть воспринят по-разному.
Детям предлагается подумать над тем, какие специальные средства есть у художника слова для создания образа.
Беседа покажет, что кто-то из учеников назовет эти средства: эпитеты, метафоры, сравнения как изобразительные средства языка, а кто-то из ребят не осознает. Примеры изобразительных средств языка учитель будет искать с ребятами в произведении.
Ребята заполняют правую часть таблицы.
Средства художественной выразительности |
Пример |
Чувства героини |
Сравнение |
«Будто на часах» |
Постоянство томительного ожидания |
Метафора |
«Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках» |
Няня прислушивается к звукам за окном, надеясь услышать долгожданный звук колокольчика: не едет ли кто-нибудь? |
Метафора |
«Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь» |
В душе няни беспокойство о любимом воспитаннике, тягостные предчувствия: судьба его неясна, жизнь не устроена |
Эпитет |
«Забытые ворота» |
Тяжесть одиночества няни |
Эпитеты |
«Чёрный отдалённый путь» |
Горечь долгой разлуки |
Повторы |
«Давно, давно ты ждёшь меня» |
Грусть от долгого ожидания |
В ходе работы ученики выходят на открытие системы образов произведения, которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение. (Лирический герой далеко. Но он чувствует, что няня грустит, ожидая его, и поэтому испытывает острое чувство вины).
Чтобы закрепить понятие «система образов», выяснить роль сюжета детям могут быть предложены эпические тексты, по отношению к которым они занимают активную читательскую позицию (ученики окажутся соавторами), а учитель помогает им убедиться в том, что в развитии сюжета, в его определенном завершении можно увидеть следы авторской идеи (если поразмышлять над тем, почему так, а не иначе завершает автор судьбу героев в финале своего произведения).
Так на уроке читается начало рассказа до определенного момента, а затем дети дописывают его в соответствии с их пониманием авторской идеи и своим представлением о жизни и судьбе человека. Для этого можно взять любой небольшой по объёму рассказ.
С учениками в беседе сравниваются, выясняются характеры героев рассказов, позиция автора, понятие добра и зла. Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через письменную работу на высоком уровне активности.
Так на уроках, давая детям основы теории и практики интерпретации художественного текста, осмысливаются в активной читательской деятельности и отрабатываются ключевые понятия:
• Художественный образ;
• Произведение – система образов;
• Средства создания образа;
• Сюжет и его роль в произведении;
• Идея произведения.
Выйти на авторскую идею через систему образов пятиклассники могут без особого труда, используя условные значки, стрелки, указывающие на связь между образами, рисуя, таким образом, структурную схему произведения. Изучая сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», можно составить такую систему образов:
Ученики видит, что характер героя раскрывается через связи с другими персонажами, поэтому им проще вывести идею: «Если ты любишь людей, относишься к ним с добром, они тебе отплатят тем же».
В конце работы дети видят, как автор «награждает» в финале произведения своих любимых героев, и «наказывает» злых, неприятных ему людей.
Для того, чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, можно давать план, по которому они составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.
Хорошим заданием на дом будет заполнение этого плана, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о персонаже. Дети учатся в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора.
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)…)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Таким образом, для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно их переживания, действия помогают маленькому читателю проникнуть в замысел автора.