Как найти общее свойство групп предметов

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

(для печатной и электронной формы учебников)

Урок 5 (ОНЗ)

Тема: «Общее свойство группы предметов»

Основные цели

Личностные:

1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

2) Формировать начальные представления о целостности окружающего мира.

Метапредметные:

1) Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности ученика, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

2) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

2) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи признаки сходства и различия.

3) Приобретать первичный опыт моделирования – использование знаковой символики и групп предметов в качестве моделей.

Предметные:

1) Сформировать умение указывать общие свойства предметов в группе;

2 ) Тренировать умение определять свойства предметов, в особенности те из них, которые изучаются на уроках математики.

Вариант проведения урока

  • Оборудование

1) Эталоны из курса «Мир деятельности»

Д−1.1 и Д−1.2 Этапы учебной деятельности.

Д−2.3 Эталон учителя в роли «помощника» (фея и слово помощник).

Д–2.4. Эталон учителя в роли «организатора» (дирижер и слово организатор).

2) Демонстрационные материалы:

Д−5.1 Эталон свойств предметов.

Д−5.2 Образец для проверки задания № 5, стр. 11 (РТ).

Д−5.3 Значки «домик», «рожица», «птица», «дерево», «капелька в квадратике» для эталона.

Д−5.4 Белые карточки.

Д−5.5 Круглые карточки с изображением льва, зайца, пингвина, курицы и лебедя со страницы 10 учебника.

Д−5.6 Значки цвета и размера для предметов: лев, заяц.

Д−5.7 Круглые карточки с изображением ложки, ведра и банки.

Д−5.8 Карточки с изображением предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце).

3) Раздаточный материал:

Р−5.1 Конверты с элементами эталона свойств предметов:

Р−5.2 Наборы фигур: «Геометрическое лото».

4) Презентация слайды 1 – 11.

5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).

6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).

7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).

  • Ход урока:

1. Введение в игровую ситуацию.

 Какому сказочному герою вы помогали на прошлом уроке? (Мишутке.)

 Сегодня утром я получила от него телеграмму:

«Ребята! Я испытал огромное удовольствие от работы с вами и рассказал о вас всем моим друзьям. Наш Царь, услышав о ваших успехах, захотел лично посетить вас и посмотреть на вашу работу. Он уже в пути, и скоро вы сможете с ним познакомиться.

С уважением, ваш Мишутка».

 На какую работу хочет посмотреть Царь зверей – Лев? (Он хочет посмотреть, как мы учимся.) (Слайд 2)

 Когда вы можете говорить, что вы действительно учитесь? (Когда прохожим два этапа учебной деятельности.)

  • Учитель опирается на два этапа учебной деятельности из курса «Мир деятельности» (Д−1.1, Д−1.2).

 Как учится ученик? (Ученик учится сам.)

 А что тогда буду делать я на уроке? (Вы будете помогать нам и организовывать нашу работу.)

  • Учитель использует эталоны Д−2.3 и Д−2.4 из курса «Мир деятельности» и вывешивает их на доску.

 Я вижу, что вы готовы к учебной деятельности. Итак, давайте подготовимся к приходу Царя всех зверей – Льва, и вспомним, что вы знаете и умеете. (Знаем свойства предметов, умеем их называть, сравнивать, изменять.)

 На этом уроке вы продолжите изучать свойства предметов.

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

 А что вы знаете о нашем госте? Опишите его свойства. Что вам может помочь выполнить это задание? (Эталон свойств предметов.)

  • Учитель открывает на доске эталон свойств предметов (Д−5.1, Р–5.1, или слайд 3, анимация 1).

 Какие свойства предметов вам известны? (Цвет, назначение, положение, форма, количество, размер.)

  •  Какие свойства можно использовать для описания льва? (Цвет и размер.) (Слайд 3, анимация 2–4).

 Значит, остальные свойства вам пока не понадобятся. Я закрою их белыми карточками.

  • Учитель закрывает свойства предмета белыми карточками, оставляя только свойства «цвет» и «размер».

 Если вы будете говорить о свойствах льва, то чье изображение вы поместите в центр эталона? (Льва.)

  • Учитель помещает изображение льва на место значка «помидор».

 Опишите свойства льва, пользуясь нашим эталоном (Он большой и рыжий.)

  • Учитель помещает в эталон значки, обозначающие цвет и размер льва:

 Лев очень удивится, услышав такое короткое описание. Он подумает, что мы не знаем, где он живет. А в нашем эталоне есть значок для обозначения дома льва? (Нет.)

Придумайте такой значок. (…)

  •  Договоримся использовать с этой целью значок «домик»: . (Слайд 3, анимация 5, 6).

А место жительства – это математическое или нематематическое свойство? (Нематематическое.)

 Значит, вы должны поместить его в группу нематематических свойств.

  • Один из учеников помещает значок «домик» на эталоне.

 Кто знает, где живет лев, где его дом? (В Африке, в дикой природе.)

 Верно, лев – дикий зверь. Каким значком вы могли бы это обозначить? (…)

 Договоримся использовать с этой целью значок «дерево» (Слайд 3, анимация 7):

  • Учитель помещает значки свойств, относящихся ко льву, в столбик рядом с эталоном.

 Какое описание у вас получилось? (Лев рыжий, большой, дикий.)

 Я думаю, льву очень понравится наше описание. Но со львом могут прийти животные из его свиты. Их изображения вы найдете на странице 10 нашего учебника (урок 5 (У)). Самым быстрым будет заяц. Поместим его изображение в эталон.

  • Ученик помещает изображение зайца в центр эталона. Вариант описания: «Это заяц, он маленького размера, серый, живет в лесу». Значки, обозначающие свойства, относящиеся к зайцу, помещаются в эталон. (Слайд 3, анимация 8–12) Затем учитель переносит их и помещает в столбик рядом со свойствами льва. Также учитель может использовать для этой работы задание 1 на стр. 10 (Урок 5 (РТ)).

 Посмотрите на получившуюся схему. Сравните свойства описанных вами животных. Есть ли среди них общие свойства? (Есть – они все живут в лесу, дикие.)

 Какой значок в схеме показывает, что это дикие животные? (Дерево.) (Слайд 3, анимация 13)

 Соединим их линиями.

  • Один ученик выполняет это действие на доске.

 Как же назвать животных, которые живут в лесу? (Дикие животные.)

  • Учитель помещает значок «дерево» под столбиками и подчеркивает его:

 Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Что вам помогло выполнить это задание? (Эталон свойств предметов, умение описывать предметы.)

  • Аналогичную работу можно провести и с изображением зебры из задания 1, стр. 10 (РТ).

 Можете ли вы приступить к изучению нового? Докажите. (…)

 Итак, нашим гостям нужно проделать длинный путь, чтобы к нам добраться. Каждый из них несет с собой багаж. Вот что можно обнаружить в мешке у льва:

  • Учитель помещает на доску три карточки с изображениями банки, ложки и ведра (Слайд 4). Все предметы имеют разный цвет и размер. Учащиеся открывают задание 2 на странице 10 (РТ).

Определите, по какому общему свойству лев собрал эти предметы в мешок.

  • Учитель организует проверку предположений и фиксацию результатов выполнения задания.

 Кто не смог выполнить это задание?

 Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить общее свойство.)

 У кого есть ответ?

 Кто из вас прав? Назовите правило, которым вы воспользовались.

 Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило.)

 Какое задание вам нужно было выполнить? (Определить общее свойство предметов.)

 Где возникло затруднение? (В определении свойства.) (Слайд 4, анимация 1).

 Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы не знаем, как правильно определять общее свойство.) (Слайд 4, анимация 2).

3. Открытие детьми нового знания.

 Значит, вам надо сегодня научиться находить общее свойство различных предметов. Это – наша задача. Как бы вы назвали наш урок? («Общее свойство группы предметов».)

  • Учитель открывает на доске название темы.

  • Что вам может помочь? Вспомните, какое задание вы смогли выполнить в начале урока? (Мы смогли выделить общее свойство у Льва и Зайца.)

 Как вам это сможет помочь? (Мы вспомним последовательность наших рассуждений.)

 Для чего? (Чтобы также рассуждать при выполнении задания, вызвавшего затруднение.)

 Вспомните, как вы определяли общее свойство группы животных. Что вы делали сначала? (Определяли свойства каждого животного.)

 Что вам помогало? (Эталон.)

 Вы можете определять свойства любых предметов? (Да.)

 Обозначим предмет на эталоне значком «смайлик».

  • Учитель помещает на доске карточку (Слайд 5, анимация 1):

 Вспомните, какие свойства льва вы нашли? (Лев – рыжий, большой, дикий.)

 Какие свойства зайца? (Заяц – серый, маленький, дикий.)

 Как вы среди такого количества свойств нашли общее? (Мы сравнили их и посмотрели, какое одинаковое свойство есть в каждом столбике – они дикие, живут в лесу.)

  • Учитель снимает карточки с доски и рисует вместо них прямоугольники.

 Посмотрите, я сняла карточки, а ниточка осталась. Она показывает, как вы сравнивали свойства. А как показать, что «дикие» – общее свойство? (…)

 Давайте обведем его в зеленую рамочку. Вы можете сравнить так свойства любых предметов? (Да.)

  • На доске выставляется под первой карточкой вторая (Слайд 5, анимация 2):

 А что обозначает последний значок «дерево»? (…)

 Верно, вы назвали общее свойство: «Дикие животные». Обозначим его чертой (Слайд 5, анимация 3):

 Посмотрите, что у вас получилось? (Схема.) (Слайд 5, анимация 4)

 Расскажите, как она поможет найти общее свойство:

  • Назовите первый шаг. (Определить свойства каждого предмета).

  • Назовите второй шаг. (Сравнить их и найти общее свойство).

  • Назовите третий шаг. (Дать название по общему свойству).

 С чего начнем? (Например, с банки.) (Слайд 6).

 Расскажите о ней – какого она размера, цвета? (Она большая, бесцветная, сделана из стекла…)

 А зачем нужна банка? В чем ее назначение? (В нее что-нибудь наливают.)

 Давайте обозначим это свойство значком «Капля»:

  • Аналогично разбирается ложка и ведро (Слайд 6).

 Что вы будете делать после того, как определили свойства всех предметов? (Сравнивать их.)

 Сравните и определите общее свойство. (Во все эти предметы можно что-то налить.)

 Животным предстоит пройти долгий путь, и, наверное, поэтому лев взял с собой в дорогу эти предметы, чтобы при случае пополнить запасы воды. Такие предметы еще по-другому называют емкости. А что показывает вам последний значок? (Мы должны дать группе название.)

 Как же вы ее назовете? (Емкости.)

 В чем было у вас затруднение? (Мы не могли найти общее свойство группы.)

 Удалось вам преодолеть затруднение? (Да.)

 Что же вам помогло? (Схема.)

 Вспомните, как вы определили общее свойство. (Сначала надо найти свойство каждого предмета, потом – сравнить их и определить, какое свойство совпадает.)

 Вы можете теперь сказать, что открыли новый эталон? (Да.)

  • Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.6).

 Этот эталон в общем виде выглядит так:

 Можете ли вы сказать, что научились определять общее свойство предметов? (Нет.)

 Что необходимо теперь делать? (Нужно научиться применять новый эталон.)

Физкультминутка.

 Мы так долго шагали, что немножечко устали. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру: «Счет через 2». Считаем парами, как в считалочке, до 20. Ваша задачасчитать дружно, всем одновременно.

 Другие подданные льва, услышав о том, как хорошо вы умеете объединять предметы в группы, просят вас помочь им объединиться.

  • Учитель прикрепляет на доску увеличенные изображения пингвина, курицы и лебедя из задания 1, стр. 10 (У) (Слайд 7).

 Назовите общее свойство всех этих животных.

  • Учитель выслушивает все версии. Если дети сами называют свойство и приходят к соглашению, то схема используется для обоснования правильности выбора, а если нет – то для самого выбора. Обсуждение можно провести так.

 Что будем делать вначале? (Определим свойства каждого животного.)

  • Дети дают описания свойств, например: «Это лебедь, он белого цвета, живет на озере». При необходимости, учитель задает опорные вопросы типа:

 Кем является лебедь? (Птицей.)

 Обозначим это свойство значком:

  • Так же описываются остальные птицы, и дается общее название группы: «Птицы» (Слайд 7, анимация). Аналогично можно поработать с остальными группами, приведенными в учебнике на стр. 10 и с любыми другими группами (Слайд 8). Здесь важно, чтобы способ обобщения фиксировался в речи:

  • определяем свойства каждого предмета;

  • сравниваем их и находим общее свойство;

  • даем ему название.

 Достаточно ли вам тренироваться? (…)

 Чтобы определить, научились ли вы или нет определять общие свойства, поработайте самостоятельно. Для этого откройте задание 4, стр. 11 (РТ).

  • Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем учитель организует самопроверку по образцу (Слайд 9).

 У кого были ошибки? Поставьте себе знак вопроса.

 Вам нужно еще поработать с эталоном.

 У кого получилось также? Поставьте себе плюсик.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

– Царь всех зверей лев, услышав о ваших успехах в объединении его подданных в группы, прислал для вас более сложное задание. Найдите в рабочей тетради задание 5 на стр. 11. Вам необходимо найти общее свойство всех предметов на рисунке и раскрасить вазы одной формы одним цветом.

 Проверьте себя по образцу. Обведите ту вазу, которую вы раскрасили неправильно.

  • Учитель открывает образец — увеличенный вариант задания с верно раскрашенными вазами (Слайд 10).

 Если задание выполнено верно, то поставьте знак «+».

 Что общего было у всех раскрашенных вами предметов? (Это все вазы.)

 Вот еще одно задание, которое приготовил вам Царь зверей. Найдите в учебнике задание 4*, стр. 11 (У).

  • Учитель проводит работу по заданию в учебнике в зависимости от индивидуальных особенностей класса и если позволяет время на уроке.

5. Итог урока.

 Заканчивается урок. Льву очень хочется узнать, чему вы научились сегодня. Порадуйте его ответами! (Слайд 11)

 Посмотрите на эталон. В чем он вам сегодня помогал? (Находить общее свойство.) (Слайд 11, анимация 1)

 Расскажите, как вы будете рассуждать, чтобы найти общее свойство. (Например: определю свойства каждого предмета, сравню и найду общее свойство, назову группу по этому свойству.)

 Кому из вас удалось выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. (…) (Слайд 11, анимация 2)

 Кто из ребят больше всех помогал вам сегодня на уроке? (…)

  • На дом учитель может по желанию предложить нарисовать группу предметов с общим свойством.

8

Свойства
объектов
бывают общими и особенные. Сегодня мы
более подробно рассмотрим общие свойства объектов группы.
А особенные свойства рассмотрим на следующем уроке.

Общие
свойства
нескольких объектов помогают нам объединить
их в одну группу. Посмотрите, на рисунке изображены объекты.

И
все эти объекты можно объединить в группу. Какую? Конечно в группу с общим
названием «геометрическая фигура»
.

Из
всех геометрических фигур, вот эти

можно
тоже объединить в группу с общим свойством. Каким? Общее свойство для этой
группы фигур – «Иметь углы»
. Все объекты этой группы имеют углы.

А
какое общее свойство будет для этих объектов?

Не
просто «иметь углы»… Посмотрите внимательно и посчитайте, сколько углов у
каждого объекта: три. Значит, общее свойство для данных объектов будет
«Иметь три угла»
.

А
что общего у этих объектов?

У
двух фигур есть углы, а у третьей нет. А для этой группы фигур общее свойство
«цвет».

Оказывается,
можно найти хотя бы одно общее свойство у двух любых объектов. Давайте
сравним такие разные объекты, как луна и мяч.

Что
же может быть общего между этими объектами?

Луна
̶
спутник нашей планеты Земля. Мы видим луну на небе в виде жёлтого диска. Мяч ̶ детская
игрушка, очень маленькая по сравнению с Луной. Однако, если посмотреть на
изображения этих объектов, то сразу станет понятным, что они имеют общую форму
́ шар.

Посмотрите
и подумайте, чем похожи самолёт и пароход?

Ведь
казалось бы это абсолютно разные объекты. Самолёт летает в небе, пароход
плавает в море. А ведь это средства передвижения, то есть и то, и другое
транспорт.

А
как вы думаете, есть ли общие свойства у таких разных объектов, как человек и
компьютер? Ведь человек – живое существо, а компьютер – неодушевлённый предмет.
Но даже у этих абсолютно разных объектов есть общие свойства и даже не одно. Человек
и компьютер обладают следующими общими свойствами
: и тот и другой «имеет
память», «может хранить информацию», «может обрабатывать информацию».

Ну,
с объектами всё понятно. Но неужели есть что-то общее и у чисел? Что может быть
общего у чисел: 2, 2306, 294, 22, 228? Так они все чётные и все начинаются с
цифры «2».

Мне
кажется, нас кто-то подслушивает. Ого!

Это
динозавр Мартин заинтересовался нашей темой.

̶
Да-а-а, а это очень интересно находить общее свойство у нескольких объектов, ̶ говорит
динозавр Мартин. А я вчера нашёл вот такое задание и никак не мог понять, как
его делать. Давайте вместе с Мартином выполним это задание.

Продолжи
список объектов, обладающих следующим общим свойством:

Общее
свойство «может издавать звуки»
:

барабан;
а что или кто ещё может издавать звук? Ну-у, например: утка, машина, поросята.

Следующее
общее свойство «может передавать информацию»:

радио;
м-м-м надо подумать, какие ещё объекты могут обладать этим свойством. А-а-а,
телевизор, книга, человек.

Ещё
одно общее свойство «быть носителем информации»:

газета;
фотография, а ещё флешка, ну и, конечно, человек.

̶
Спасибо за помощь, ̶
сказал Мартин. И убежал по своим делам, а мы с помощью карандашей выделим две
группы с общими свойствами.

У
первой группы общее свойство будет «издавать искусственный звук», а у
второй группы общим свойством будет «издавать естественный звук».
Естественные звук – это звуки природы. А искусственные звуки – это звуки,
издаваемый механизмами.

Итак!
Внимательно посмотрим на имена объектов и соединим линией все объекты, которые
издают искусственный звук.

Шум
пылесоса, скрип тормозов, скрежет бульдозера, рокот самолёта.

А
теперь соединим все объекты, которые издают естественный звук.

Это
вой ветра, чириканье воробья, голос диктора, плеск волны, журчание ручейка.

Ну,
вот мы и выделили две группы объектов.

А вы любите разгадывать загадки? Детёныш кенгуру очень любит
заниматься боксом, а ещё он любит разгадывать и загадывать загадки, и он вместе
со своей мамой придумал для вас вот такое задание.

Отгадать загадки, чтобы
узнать, кто или что нарисовано на картинке, а затем написать общее
свойство этих объектов
.

Итак, первая загадка.

Шипит и злится,

воды боится

С языком – а не лает,

без зубов – а кусает?

Что это такое?

Это огонь.

Вторая загадка.

Дом ̶ стеклянный пузырёк,

А живёт в нем огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Это лампочка.

Ещё одна загадка.

Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звёзд всегда одна.

Ну, конечно, луна.

А теперь давайте подумаем, какое общее свойство у
этих абсолютно разных объектов?

А общее свойство у них «светить».

Кенгурёнку очень нравится загадывать загадки, он придумал для нас
ещё несколько.

Что за мостик разноцветный

Мы увидим каждым летом

Через речку, через лес.

Повисел он и …исчез!

Радуга.

Слушаем следующую загадку.

Он известный всем артист –

Желтогрудый пародист.

Клюв – крючком. Крыло – цветное.

В клетке зеркальце кривое.

Издаёт – то свист, то лай

Говорливый…

Попугай.

И ещё одна загадка.

У него всегда три глаза,

Он не смотрит всеми сразу:

Два любых глазка прищурит,

А один не спит, дежурит.

Он глазами говорит:

«Можно ехать!», «Путь закрыт!»,

Иль «Внимание! Постой!».

Кто же этот постовой?

Ну это же светофор.

И общее свойство у этих объектов какое? Конечно,
быть разноцветным.

Кенгуру ускакала кормить своего кенгурёнка, а мы подведём итоги
урока.

Главное,
что мы должны понять и запомнить сегодня
.

Общие
свойства
– свойства, которыми обладают все
объекты в группе без исключения, то есть каждый из них.

А
как вы думаете, что общего у динозавра Мартина и кенгуру с кенгурёнком?

Небольшая
голова, вытянутое туловище, мощный хвост. Ещё, они помогали нам познакомиться с
новой темой.

А
ещё они вам желают вам успехов!

Тема: «Общее свойство группы предметов».

Основные цели:

1) сформировать способность к указанию общего свойства предметов в группе;

2) повторить свойства предметов, в особенности те из них, которые изучаются на уроках математики.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) эталон свойств предметов

2) образец для проверки задания

3) значки «домик», «рожица», «птица», «дерево», «капелька в квадратике» для эталона;

4) 4 белые карточки;

5) круглые карточки с изображением льва, зайца, пингвина, курицы и лебедя со страницы 8 учебника;

6) значки цвета и размера для предметов: лев, заяц;

7) круглые карточки с изображением ложки, ведра и банки;

8) карточки с изображением предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце).

Раздаточный материал:

1) конверты с элементами эталона свойств предметов

2) наборы фигур: «Геометрическое лото».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивация к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определение содержательных рамок урока: свойства предметов;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Какому сказочному герою мы помогали на прошлом уроке? (Мишутке.)

  • Сегодня утром я получила от него телеграмму:

Ребята! Я испытал огромное удовольствие от работы с вами и рассказал о вас всем моим друзьям. Наш Царь, услышав о ваших успехах, захотел лично посетить вас и посмотреть на вашу работу. Он уже в пути, и скоро вы сможете с ним познакомиться.

С уважением, ваш Мишутка.

  • На какую работу хочет посмотреть Царь зверей – Лев? (Он хочет посмотреть, как мы учимся.)

  • Когда мы можем говорить, что мы действительно учимся? (Когда делаем два шага учебной деятельности.)

  • Я вижу, что вы готовы к учебной деятельности. Итак, давайте подготовимся к приходу Царя всех зверей — Льва, и вспомним, что мы знаем и умеем. (Знаем свойства предметов, умеем их называть, сравнивать, изменять.)

  • На этом уроке мы продолжим изучать свойства предметов.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о свойствах предметов — цвет, форма, размер, расположение и соответствующий эталон о свойствах, изучаемых в математике (форма, размер, численность, расположение);

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, обобщение;

3) зафиксировать актуализируемые знания в виде эталонов;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • А что мы знаем о нашем госте? Опишем его свойства. Что нам может помочь выполнить это задание? (Эталон свойств предметов.)

Учитель открывает на доске эталон свойств предметов (Д–1):

  • Какие свойства предметов нам известны? (Цвет, назначение, положение, форма, количество, размер.)

  • Какие свойства можно использовать для описания льва? (Цвет и размер.)

  • Значит, остальные свойства нам пока не понадобятся. Я закрою их белыми карточками.

Учитель закрывает свойства предмета белыми карточками, оставляя только свойства «цвет» и «размер».

  • Если мы будем говорить о свойствах льва, то чье изображение мы поместим в центр эталона? (Льва.)

Учитель помещает изображение льва на место значка «помидор».

  • Опишите свойства льва, пользуясь нашим эталоном (Он большой и рыжий.)

Учитель помещает в эталон значки, обозначающие цвет и размер льва:

  • Лев очень удивится, услышав такое короткое описание. Он подумает, что мы не знаем, где он живет. А в нашем эталоне есть значок для обозначения дома льва? (Нет.)

  • Придумайте такой значок. (Варианты детей.)

  • Договоримся использовать с этой целью значок «домик»: . А место жительства это математическое или нематематическое свойство? (Нематематическое.)

  • Значит, мы должны поместить его в группу нематематических свойств.

Один из учеников помещает значок «домик» на эталоне.

  • Кто знает, где живет лев, где его дом? (В Африке, в дикой природе.)

  • Верно, лев – дикий зверь. Каким значком мы могли бы это обозначить? (Варианты детей.)

  • Договоримся использовать с этой целью значок «дерево»:

Учитель помещает значки свойств, относящихся ко льву, в столбик рядом с эталоном:

  • Какое описание у нас получилось? (Лев рыжий, большой, дикий.)

  • Я думаю, льву очень понравится наше описание. Но со львом могут придти животные из его свиты. Их изображения мы найдем на странице 8 наших учебников. Самым быстрым будет заяц. Поместим его изображение в эталон.

Ученик помещает изображение зайца в центр эталона. Вариант описания: «Это заяц, он маленького размера, серый, живет в лесу». Значки, обозначающие свойства, относящиеся к зайцу, помещаются в эталон. Затем учитель переносит их и помещает в столбик рядом со свойствами льва.

  • Посмотрите на получившуюся схему. Сравните свойства описанных нами животных. Есть ли среди них общие? (Есть – они все живут в лесу, дикие.)

  • Какой значок в нашей схеме показывает, что это дикие животные? (Дерево.)

  • Соединим их линиями.

Один ученик выполняет это действие на доске.

  • Как же назвать животных, которые живут в лесу? (Дикие животные.)

Учитель помещает значок «дерево» под столбиками и подчеркивает его:

  • Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Что вам помогло выполнить это задание? (Эталон свойств предметов, умение описывать предметы.)

  • Можем ли мы приступить к изучению нового? Докажите. (Ответы детей.)

  • Итак, нашим гостям нужно проделать длинный путь, чтобы к нам добраться. Каждый из них несет с собой багаж. Вот что можно обнаружить в мешке у льва:

Учитель помещает на доску три карточки с изображениями банки, ложки и ведра. Все предметы имеют разный цвет и размер.

  • Определите, по какому общему свойству лев собрал эти предметы в мешок.

Учитель организует проверку предположений и фиксацию результатов выполнения задания.

  • Кто не смог выполнить это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить общее свойство.)

  • У кого есть ответ?

Учащиеся вслух высказывают свои предположения.

  • Кто из вас прав? Назовите правило, которым вы воспользовались.

Учащиеся в замешательстве.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать отсутствие способа действия для определения общего свойства предметов.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание нам нужно было выполнить? (Определить общее свойство предметов.)

  • Где возникло затруднение? (В определении свойства.)

  • Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы не знаем, как правильно определять общее свойство.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Значит, нам надо сегодня научиться находить общее свойство различных предметов. Это — наша задача. Как бы вы назвали наш урок? («Общее свойство группы предметов».)

Учитель открывает на доске название темы.

  • Что нам может помочь? Вспомните, какое задание мы смогли выполнить в начале урока? (Мы смогли выделить общее свойство у Льва и Зайца.)

  • Как нам это сможет помочь? (Мы вспомним последовательность наших рассуждений.)

  • Для чего? (Чтобы также рассуждать при выполнении задания, вызвавшего затруднение.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) определить способ нахождения общего свойства предметов в соответствии с планом;

2) зафиксировать данный способ на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Давайте вспомним, как мы определяли общее свойство группы животных. Что мы делали сначала? (Определяли свойства каждого животного.)

  • Что нам помогало? (Эталон.)

  • Мы можем определять свойства любых предметов? (Да.)

  • Обозначим это на эталоне значком «рожица».

Учитель помещает на доске карточку:

  • Вспомните, какие свойства льва мы нашли? (Лев – рыжий, большой, дикий.) Какие свойства зайца? (Заяц – серый, маленький, дикий.)

  • Как мы среди такого количества свойств нашли общее? (Мы сравнили их и посмотрели, какое одинаковое свойство есть в каждом столбике – они дикие, живут в лесу.)

Учитель снимает карточки с доски и рисует вместо них прямоугольники.

  • Посмотрите, я сняла карточки, а ниточка осталась. Она показывает, как мы сравнивали свойства. А как показать, что «дикие» – общее свойство? (Варианты детей.)

  • Давайте обведем его в зеленую рамочку. Мы можем сравнить так свойства любых предметов? (Да.)

На доске выставляется под первой карточкой вторая:

  • А что обозначает последний значок «дерево»? (Варианты детей.)

  • Верно, мы назвали общее свойство: «Дикие животные». Давайте и мы обозначим его чертой:

  • Посмотрите, что у нас получилось? (Схема.)

  • Расскажите, как она поможет найти общее свойство:

  • назовите первый шаг (определить свойства каждого предмета);

  • назовите второй шаг (сравнить их и найти общее);

  • назовите третий шаг (дать название по общему свойству).

  • С чего начнем? (Например, с банки.)

  • Расскажите о ней – какого она размера, цвета? (Она большая, бесцветная, сделана из стекла…)

  • А зачем нужна банка? В чем ее назначение? (В нее что-нибудь наливают.)

  • Давайте обозначим это свойство значком «Капля»:

Аналогично разбирается ложка и ведро.

  • Что мы будем делать после того, как определили свойства всех предметов? (Сравнивать их.)

  • Сравните и определите общее свойство. (Во все эти предметы можно что-то налить.)

  • Животным предстоит пройти долгий путь, и, наверное, поэтому лев взял с собой в дорогу эти предметы, чтобы при случае пополнить запасы воды. Такие предметы еще по-другому называют емкости.- А что показывает нам последний значок? (Мы должны дать группе название.)

  • Как же мы ее назовем? (Емкости.)

  • В чем было у нас затруднение? (Мы не могли найти общее свойство группы.)

  • Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что же нам помогло? (Схема.)

  • Вспомним, как мы определили общее свойство. (Сначала надо найти свойство каждого предмета, потом – сравнить их и определить, какое свойство совпадает.)

  • Можем ли мы сказать, что научились определять общее свойство предметов? (Нет.)

  • Что нам необходимо теперь делать? (Нужно тренироваться.)

Физкультминутка.

  • Мы так долго шагали, что немножечко устали. Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Счет через 2». Считаем парами, как в считалочке, до 20. Наша задачасчитать дружно, всем одновременно.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать способ нахождения общего свойства и объединения предметов в группы во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Другие подданные льва, услышав о том, как хорошо мы умеем объединять предметы в группы, просят нас помочь им объединиться.

Учитель прикрепляет на доску увеличенные изображения пингвина, курицы и лебедя со стр. 8 учебника.

  • Назовите общее свойство всех этих животных.

Учитель выслушивает все версии. Если дети сами называют свойство и приходят к соглашению, то схема используется для обоснования правильности выбора, а если нет – то для самого выбора. Обсуждение можно провести так:

  • Что будем делать вначале? (Определим свойства каждого животного.)

Дети дают описания свойств, например: «Это лебедь, он белого цвета, живет на озере». При необходимости, учитель задает опорные вопросы типа:

  • Кем является лебедь? (Птицей.)

  • Обозначим это свойство значком:

Так же описываются остальные птицы и дается общее название группы: «Птицы». Аналогично можно поработать с остальными группами, приведенными в учебнике на стр. 7–8 и с любыми другими группами. Здесь важно, чтобы способ обобщения фиксировался в речи:

  • определяем свойства каждого предмета;

  • сравниваем их и находим общее свойство;

  • даем ему название.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение находить общее свойство предметов в группе.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Достаточно ли нам тренироваться? (Ответы детей.)

  • Как можно определить, научились ли мы или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

На доске группа предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце). У детей конверты с деталями эталона «Свойства предметов» и набор плоских геометрических фигур.

  • Царь всех зверей лев, услышав о наших успехах в объединении его подданных в группы, прислал для нас более сложное задание. Определите, по какому свойству предметы объединены в группу. Найдите в своих конвертах знак этого свойства и покажите. (Дети показывают выбранный знак.)

  • Общее свойство данных предметов — форма. Кто выбрал другое свойство? (Дети поднимают руки.)

  • Почему вы выбрали это свойство? (Дети рассуждают.)

Учитель приводит контрпримеры, поясняющие, что указанное свойство не является общим для данной группы предметов (например, солнце — не игрушка).

  • Кто выполнил задание верно? (Дети поднимают руки.)

  • Молодцы! Итак, общее свойство данных предметов — форма. Выберите из «Геометрического лото» фигуру соответствующей формы. (Дети показывают выбранную фигуру.)

  • Как вы можете назвать данную группу? (Шарообразные предметы.)

  • Молодцы! Царь зверей будет очень доволен вашими ответами.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к выделению предметов с общим свойством;

2) тренировать способность к определению формы предметов.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) – Общим свойством предметов из предыдущего задания была форма. В задании 1 на стр. 9 предметы обладают 3 различными формами. Вам нужно будет раскрасить одним цветом вазы одинаковой формы.

  • Проверьте себя по образцу. Обведите ту вазу, которую вы раскрасили неправильно.

Учитель открывает образец — увеличенный вариант задания с верно раскрашенными вазами.

  • Если задание выполнено верно, поставьте знак «+».

  • Что общего было у всех раскрашенных нами предметов? (Это все вазы.)

2) – Давайте украсим наши вазы каким-нибудь узором. Но чтобы он у нас получился красивым, сначала нужно потренироваться. Посмотрите, какие узоры предлагаются в прописи. Какой из них мы выберем? (Выбирается один узор.)

  • Как он составлен? (Дети комментируют.)

  • Продолжите его до конца строки.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

ва;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Заканчивается наш урок. Льву очень хочется узнать, чему вы научились сегодня. Порадуем его нашими ответами!

  • Посмотрите на наш эталон. В чем он нам сегодня помогал? (Находить общее свойство.)

Расскажите, как вы будете рассуждать, чтобы найти общее свойство. (Например: определю свойства каждого предмета, сравню и найду общее свойство, назову группу по этому Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: способ нахождения общего свойст

  • свойству.)

  • Кому из вас удалось выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. (Ответы детей.)

  • К

    Домашнее задание:

     1) нарисовать группу предметов с общим свойством;

    2) закончить работу в прописи.

    то из ребят больше всех помогал вам сегодня на уроке? (Ответы детей.)

8

Предметы, свойства предметов и группы предметов

Возникает вопрос: какая связь между свойствами предметов и математикой? На первый взгляд кажется что связи нет, но если подумать и посмотреть на этот вопрос с другой стороны, то ты поймешь что связь есть. Давай разбираться вместе.

Предметы и их характеристики

Что же такое предмет?

Предмет – это осязаемая вещь (её можно пощупать), которую можно рассматривать в отдельности и которая может обладать одним или более свойствами: размер, форма, цвет, масса, материал, плотность и так далее.

Рассмотри, что вокруг тебя сейчас есть. Что, на твой взгляд, попадает под описание предмета? Если ты читаешь эту лекцию, то рядом с тобой есть или телефон, компьютер или ноутбук. Как ты думаешь, можно назвать это предметом? Конечно можно – эти все вещи попадают под описание предмета. Ты можешь их пощупать, они имеют форму, они имеют массу. Если предмет упал и разбился на мелкие детали, то его трудно назвать предметом, к которому он относился, трудно его рассматривать, как отдельный предмет, так как он уже таковым не является. Разбитая ваза – это не ваза, а мелкие стекляшки.

Самое важное в определении предмета – это свойства, признаки и характеристики. Рассмотрим пример с такими предметами, как карандаши. Давайте определим какими свойствами обладает карандаш. Карандаши отличаются друг от друга по цвету. Если карандаши новые, то все они одинакового размера, а если не новые, то ты можешь заметить, что один карандаш меньше другого по длине. Второй характеристикой по которой мы можем различать карандаши, является длина. Все свойства предметов, которые можно посчитать и сравнить в количественном отношении, можно назвать математическими свойствами. Из двух свойств карандаша с математикой связанно только одно – это размер, потому что его можно посчитать и сравнить. Для этого нам нужна линейка. Узнав длину каждого карандаша, можно узнать, какой из них самый большой и самый маленький. Это можно сделать и без линейки если выложить карандаши рядом и визуально сравнить – сразу будет видно самый большой и самый маленький. Посмотри на рисунок и определи, какой самый маленький и какой самый большой из карандашей.

Определи какой самый маленький и какой самый большой из карандашей

Попробуй самостоятельно определить свойства таких предметов как: вилка, книга, лего блоки, и какие из свойств можно назвать математическими и почему?

Вилка

  • Материал (бывают железные, пластмассовые, деревянные);
  • Количество зубцов (бывает 2, 3, 4 зубца и так далее);
  • Размер и функция (бывает столовая, десертная, чайная и так далее)

Математические свойства: количество зубцов, размер

Книга

  • Размер (бывает большая или маленькая);
  • Количество страниц (бывает тонкая, толстая);
  • Жанр (бывают разные жанры: рассказы, пьесы, романы и так далее);
  • Переплет (бывает твердый или мягкий).

Математические свойства: Размер и количество страниц

Лего Блоки

  • Форма;
  • Количество соединительных точек сверху;
  • Цвет.

Математические свойства: Количество соединительных точек сверху

Группы предметов

Группа предметов – это предметы, которые имеют одно или несколько одинаковых свойств.

Например, на столе лежат: яблоко, груша, слива, абрикос. Они отличаются по форме и цвету, но все они сладкие и растут на деревьях – это фрукты. В холодильнике можно найти еще одну группу: помидор, огурец, лук, картофель – это овощи. Звери, птицы, цветы, насекомые – это все отдельные группы, которые имеют схожие свойства.

Например, твои игрушки – это группа твоих вещей, в которые ты играешь. Игрушки можно разбить на подгруппы: мягкие игрушки (все игрушки мягкие), куклы (имеют человеческий вид), машинки (все имеют колеса), конструктор (состоит из мелких деталей, из которых можно что-то собрать) и так далее.

Подгруппы игрушек

А теперь попробуй сам. Найди общее свойство для групп: птиц, рыб, домашних животных

  • Птицы – имеют крылья и клюв. Почти все птицы летают;
  • Рыбы – все рыбы живут в воде и умеют плавать;
  • Домашние животные – это все прирученные животные, которые живут рядом с человеком и о которых он заботиться.

Мы познакомились с предметами, с группой предметов и их свойствами. Дальше мы будем учиться их сравнивать. Находить, что у них общего, чем они отличаются. Что больше или меньше. Что выше или ниже. А это как раз и есть настоящая математика. Не забудьте потренироваться и пройти все тесты для этого урока.

Известная фамилия Петерсон, и ее учебные пособия среди учителей и репетиторов довольно уважаемы, но этот УМК несколько лет был исключен из федерального перечня учебников, а вот сейчас снова в этом списке, а значит учителя официально получили право учить детей по этим учебникам и рабочим тетрадям. Математика Петерсон нестандартная, поэтому, бывает, вызывает нападки со стороны родителей, учившихся по советской системе, в которой даются алгоритмы, а ты только следуешь им и приходишь к ответу с их помощью, где все разложено по полочкам. Задания развивают логику и вынуждают ученика самостоятельно строить алгоритм, а уж потом решать по нему задание. У детей, которые готовятся к школе по программе “Учусь учиться” и учатся в первом классе по школе 2000 не возникает непонимания, как выполнить то или иное задание из учебника или рабочей тетради Петерсон Л.Г.. Вопросы возникают именно у родителей, и даже, порой, у учителя, не прошедшего подготовку  к этому УМК. Для вас, уважаемые, мы и выкладываем ГДЗ, то есть решебник, в данном случае к первой части рабочей тетради за первый класс автора Петерсон.

Решебник наш с подробными ответами на задания, но, если все еще остаются вопросы, задавайте в комментариях, ответим и разъясним, что к чему.

Комплект рабочих тетрадей состоит из трех частей. На этой странице выкладываем ответы к первой части рабочей тетради, остальные найдете по ссылкам. Как пользоваться? Ищем глазками слова “Выберите страницу учебника: список страниц”, выбираем нужную страницу из выпадающего списка, смотрим ответ. Все просто.

Выберите страницу учебника:

Подробное ГДЗ для заданий по математике 1 класс 1 часть рабочей тетради

Дорогие родители, ребенку в школе должны выдать учебник в твердой обложке, в нем подробно рассмотрены все затронутые в рабочей тетради темы. Откройте, полистайте, и половина вопросов отпадет сама собой. Если все же вопросы остались, разберем некоторые задания в качестве примеров.

Страница 3. 

1. На картинке указаны свойства предмета “помидор” из задания №1 учебника. Назови эти свойства. Нарисуй предмет, который имеет такую же форму, как помидор, но другого цвета.

Ответ. Из учебника дети запомнили следующие свойства предметов: форма, размер, цвет, количество. На этих свойствах будет основано много заданий. Если эти 4 свойства держать в голове, все остальные задания тетради вы решите без запинок.

Свойства можно обозначить символами. Цвет обозначают соответствующего цвета кляксой, форму – силуэтом этой формы, размер – большое или маленькое облачко, количество – точками, палочками или цифрой.

Итак, в первом задании нужно нарисовать предмет той же формы, форма примерно – шар, рисуем яблоко, апельсин, мяч или еще что-то похожее на шар.

3. Белочка-хозяйка встречает гостей. Помоги ей разложить предметы по своим местам.

Ответ. Заметим, что на верхней полке грибы, средней – фрукты, нижней – игрушки. Добавляем нужную вещь на каждую полку. Обратите внимание, что по вертикали так же можно найти сходство предметов – они похожи по цвету.

Далее разберем только некоторые задания, вызывающие наибольшее количество вопросов.

Страница 5.

6. Раскрась фигуры по образцу. 

Из рисунка понятно, что круги нужно раскрасить желтым, прямоугольники красным, квадраты зеленым, треугольники синим.
Для второго рисунка цвета выбираем самостоятельно, но важно, чтобы фигуры одинаковой формы были одного и того же цвета.

Найди правило и заполни схемы:

Считаем количество фигур в соответствующей рамке и пишем столько же точек, сколько фигур данной формы.

Страница 12.

1. Кто в какую школу должен идти?…

Если вы не открывали учебника математики, а десятую страницу рабочей тетради тоже благополучно пропустили, вы растеряетесь при выполнении этого задания. На школах таблички. На зеленой – обозначение дикой природы, на второй – дом. Животные, которые обитают в дикой природе, пойдут в школу зеленого цвета, а остальные – домашние животные – в другую школу.

Страница 13.

5. Раскрась бусы до конца. На какие группы можно разбить все бусинки? По цвету: на зеленые и желтые. Сколько бусинок в каждой группе? По 8 бусинок. Сколько всего бусинок? 16.

Страница 14.

 С этой страницы вводится обозначение равных и неравных групп предметов. Группы равны, если в ней совершенно одинаковые предметы. Порядок расположения предметов при этом не важен.

Страница 15.

5. Верно ли сделана запись? Обведи правильный ответ.

Первая строка. Во втором мешке лежат такие же фигуры, как и в первом, только в другом порядке. А поскольку порядок не важен, то мешки равны.  Запись сделана не верно.

Во второй строке квадраты в мешках разных цветов, значит мешки не равны Запись снова сделана не верно.

Страница 18.

4. Игра “Разрезная азбука”. Верно ли равенство? Обведи правильный ответ.

Поскольку мы знаем, что порядок следования элементов при сравнении не важен, равенство верно. Обводим ДА.

Страница 19.

3. То же самое, что и стр. 18 №4. Равенство верно.

Страница 21.

1.2. Сравни.

С этим заданием возникает вопрос, равно или не равно. В одном мешке треугольник желтый, в другом красный, значит множества не равны.

Страница 24.

1. Где в домике-таблице живут круги, синие фигуры? Обозначь символами правила их расположения. Обведи фигуру, которая расположена во второй строке третьего столбца.

Может показаться, что тут 4 столбца и 4 строки, но это не так. Клетки с голубым фоном не считаются, это просто обозначения. 1 строка – синие фигуры, вторая – зеленые, третья – красные. Первый столбец – треугольники, второй – квадраты, третий – круги. Вторя строка третьего столбца – зеленый круг.

Страница 29.

7. Игра “Четвертый лишний”. Найди для каждого предмета признак, по которому он может быть лишним. Нарисуй этот признак справа.

Вспоминаем символьное обозначение признаков (самое начало объяснений нашего ГДЗ). Вишенки – количество, груша – форма, яблоко – цвет, шар – размер.

Страница 31.

1. Найди общее свойство групп предметов.

Это свойство – количество.

Страница 35.

5. Зайчик, Улитка и Пчела пришли в гости к Лесовичку. Их путь зашифрован стрелками. Кто где живет? Закрась на плане их домики нужным цветом.

Со стрелочным письмом детей должны были познакомить при подготовке к школе. Если знаешь принцип письма, все просто. Стрелка – переход на следующую клетку в соответствующем направлении.

Страница 46.

1. Равны ли группы? Нет. В первой помидоры, во второй огурцы, в третьей – перец, в четвертой – морковь, это все разные овощи. Равны ли количества предметов в группах? Да, их по 4 в каждой группе.

Замечание от 7 гуру: нужно уметь отличать группу предметов от количества предметов в группе. Дальше будут задания, где нужно сравнить не сами группы, а только количество элементов, и там уже не важны будут форма, цвет и размер.

Страница 47.

1.1. Задание записать и сравнить числа, используя знаки равно и не равно.

Родителей может смущать то, что три круга предлагают сравнить с тремя квадратами. Если бы мы сравнивали группы, было бы не равно. Но задание – сравнить числа! 3=3.

То же самое в задании 2.1.

4=4, несмотря на то, что в одной рамке треугольники, а в другой овалы.

Страница 49.

6. Дорисуй домик в красной рамке.

Смотрим на крыши. В каждом ряду и столбце цвет крыши не повторяется. В третьем ряду не хватает зеленой крыши, как и в третьем столбце. Закрашиваем зеленым.

Точки. Если наложить друг на друга квадраты с точками из второго и третьего столбца, получим расположение точек в первом столбце. Значит в нашем домике не хватает двух точек.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Добавить комментарий