Чтобы изучить внутреннее устройство клетки используют такой увеличительный прибор, как микроскоп. Первым создателем микроскопа принято считать математика и физика Галилео Галилея (1610 год). Всего одна линза и увеличительное стекло было в самых первых микроскопах.
У современного светового микроскопа есть штатив, к которому крепится тубус и предметный столик, и основание. В тубусе расположены объективы и окуляр, объектив направлен на изучаемый объект, а через окуляр можно его рассмотреть. Изучаемый объект закрепляют зажимами на предметном столике, а для его освещения используется находящийся под ним источник света – лампа или обыкновенное зеркало. При помощи двух винтов (микро- и макровинт) регулируется чёткость изображения.
В микроскопе имеется две линзы для увеличение изображения, одна из них располагается в окуляре, а другая – в объективе, которых может быть несколько. Для того чтобы определить общее увеличение микроскопа, достаточно перемножить увеличение окуляра и объектива.
А теперь ответы на вопросы…
1) Людмила на рисунке обозначила буквой А – зеркало, которое служит в микроскопе для направления луча света на предметный столик под рассматриваемый объект, благодаря чему улучшается его освещённость.
Правильный ответ: А – зеркало.
2) Для определения максимального увеличения микроскопа нужно перемножить увеличение окуляра и увеличение объектива:
7 х 8 = 56 крат;
7 х 20 = 140 крат;
7 х 40 = 280 крат.
Правильный ответ: 56, 140 и 280 крат.
Для изучения внутреннего устройства клетки применяют увеличительные приборы — лупы или микроскопы.
В самых первых микроскопах было всего одно увеличительное стекло или одна линза.
Одним из первых создателей ((1610) г.) микроскопа считают физика и математика Галилео Галилея.
Вскоре Роберт Гук усовершенствовал прибор. Он добавил приспособление для освещения препарата и вторую линзу. Микроскоп стал увеличивать изображение в (30) раз.
Рис. (1). Микроскоп Р. Гука
Превосходным мастером в изготовлении микроскопов был голландец Антони ван Левенгук. Он производил линзы с увеличением в (200)–(270) раз и закреплял их на специальном штативе, чтобы изучаемый объект находился под линзой и на определённом расстоянии от неё.
Рис. (2). Микроскоп Левенгука
Строение светового микроскопа
Рис. (3). Строение светового микроскопа
В микроскопе есть основание и штатив, к которому прикрепляется предметный столик и тубус.
В тубусе находится окуляр и объективы. В окуляр рассматривают изучаемые объекты, а объектив направлен на объект.
Микропрепарат помещают на предметный столик и закрепляют зажимами.
Для освещения микропрепарата используется источник света — зеркало или лампа. Для регулировки освещённости используют диафрагму.
Чёткость изображения регулируют с помощью двух винтов — макровинта и микровинта.
Увеличение микроскопа
Для того, чтобы увеличить изображение, в микроскопах есть (2) линзы. Одна линза располагается в объективе, а другая — в окуляре.
Обрати внимание!
Увеличение микроскопа можно найти, если увеличение окуляра умножить на увеличение объектива.
Увеличение = окуляр (×) объектив.
Пример:
Рис. (4). Окуляр и объектив
увеличение (=) окуляр (×) объектив (=) (10) (×) (10) (=) (100) раз.
Школьные микроскопы могут увеличивать изображение до (400) раз.
Источники:
Рис. 1. Микроскоп Р. Гука https://www.shutterstock.com/ru/image-illustration/hookes-microscope-shared-several-common-features-1698119965
Рис. 2. Микроскоп Левенгука https://image.shutterstock.com/image-illustration/3d-rendering-illustration-prototype-small-600w-1820567564.jpg
Рис. 3. Строение светового микроскопа https://www.shutterstock.com/ru/image-vector/modern-electronic-powerful-lab-microscope-parts-418659865
Рис. 4. Окуляр и объектив https://www.shutterstock.com/ru/image-vector/modern-electronic-powerful-lab-microscope-parts-418659865
Строение светового микроскопа
Чтобы ознакомиться со строением клетки и рассмотреть её составные части, нужно использовать увеличительное оборудование, одним из которых является световой микроскоп.
Первые микроскопы были похожи на увеличительные стёкла, и в них использовалось только одно стекло или линза из полированного горного хрусталя.
Одним из первых создателей (1610 г.) микроскопа считают физика и математика Галилео Галилея.
Большие технические возможности и лучшее качество изображения можно получить при помощи микроскопа с двумя линзами. Создание такого прибора связано с именем английского физика Роберта Гука (1665 г.). Этот микроскоп увеличивал в 30 раз.
Для своего времени превосходного мастерства в изготовлении микроскопов достиг нидерландский купец Антони ван Левенгук ( 1632 – 1723 ). Он умел производить линзы, увеличивающие в 200 – 270 раз. Линзы закреплялись на специальном штативе, так как, чтобы достичь такого увеличения, важно, чтобы исследуемый объект находился точно напротив линзы и на определённом расстоянии от неё. За свою жизнь Левенгук изготовил более 200 микроскопов.
Строение современного светового микроскопа
Корпус микроскопа образуют основание и штатив.
К штативу прикреплён предметный столик и присоединён тубус.
В верхней части тубуса расположен окуляр, через который рассматривают изучаемый объект, в нижней части тубуса микроскопа расположены объективы.
Рассматриваемый объект прикрепляется к предметному столику при помощи зажимов.
Важной составной частью микроскопа является источник света.
Освещённость регулируется при помощи диафрагмы.
Для перемещения предметного столика предусмотрены макровинт и микровинт.
Как узнать увеличение микроскопа?
Для увеличения изображения в микроскопе используются 2 линзы (увеличительных стекла). Одна из них находится в объективе, а другая — в окуляре.
Увеличение микроскопа равно произведению увеличения линзы окуляра на увеличение линзы объектива: Увеличение = окуляр х объектив.
Например, у микроскопа линза увеличивает в 10 раз и окуляр увеличивает в 10 раз. Каково увеличение микроскопа?
Увеличение = окуляр х объектив = 10 х 10 = 100 раз.
В школе обычно используются микроскопы с увеличением до 400 раз.
Работа с микроскопом
Чтобы успешно работать с микроскопом, необходимо соблюдать порядок работы.
- Включить свет.
- На предметный столик поместить препарат так, чтобы луч света просвечивал его, и прикрепить зажимами.
- Смотря в микроскоп, макровинт поворачивать в сторону от себя, чтобы предметный столик отдалялся от объектива, пока не появится чёткое изображение предмета (Если вращать винт в противоположном направлении, то можно повредить препарат или объектив).
- Рассматривая на малом увеличении (увеличение объектива 4х ), найти место, где образец является наиболее тонким, т. е. где клетки расположены в один слой.
- Поставить большее увеличение объектива ( 10x ) и рассмотреть препарат. Чёткость изображения настраивается микровинтом.
- Поставить большее увеличение объектива ( 40x ), рассмотреть препарат и зарисовать его.
- После просмотра убрать препарат. Микроскоп поставить малым объективом вниз, выключить свет.
Рисуя препарат, надо соблюдать требования к биологическому рисунку.
Увеличение микроскопа 400 раз (400х)
- Цитоплазма
- Хлоропласты
- Ядро
- Вакуоль
- Клеточная стенка.
- У рисунка есть название.
- Указано используемое увеличение.
- На рисунке показана форма клетки, форма составных частей, размеры соответствуют видимым в микроскоп.
- На рисунке есть обозначения.
- Длина клетки на рисунке равна хотя бы 3 см.
Рассмотри рисунок светового микроскопа.
1. Какой буквой обозначен штатив?
Какой буквой обозначен тубус?
Какая составная часть микроскопа обозначена буквой I?
Источник света — лампа
Основание
Это предметный столик
Какая составная часть микроскопа обозначена буквой E?
Окуляр
Зажимы
Основание
Даны увеличения окуляра и объектива микроскопа. Напиши в окошке общее увеличение микроскопа.
Расположи этапы исследования препарата в правильной последовательности (в окошки вписывай заглавные буквы латинского алфавита).
A Отрегулируй резкость микровинтом.
B Смотри в окуляр и поворачивай макровинт так, чтобы предметный столик отдалился от объектива.
C Помести препарат на предметный столик микроскопа.
D Замени объектив с небольшим увеличением на больший, повернув его в сторону.
Кто усовершенствовал световой микроскоп?
Чарльз Дарвин
Антони ван Левенгук
Микеланжело
Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним
1. Изучите устройство микроскопа, пользуясь рисунком 10. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть.
2. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
3. Отработайте порядок действий при работе с микроскопом
Рис. 10. Световой микроскоп
reshalka.com
ГДЗ Биология 5 – 6 класс (Линия Жизни) Пасечник. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним. Номер №1
Решение
1)
Тубус — это зрительная трубка, в которую вставлены увеличительные стёкла.
Окуляр — верхняя часть тубуса микроскопа, через которую смотрят на изображение в микроскопе.
Объектив — нижняя часть тубуса, которая при помощи дополнительных увеличительных стёкол позволяет ещё больше увеличить рассматриваемый объект.
Штатив — специальное крепление, которое соединяет и удерживает все части микроскопа.
Предметный столик — подставка с отверстием по центру, на которую помещают стеклянную пластину с изучаемым объектом.
Зеркало — деталь микроскопа, предназначенная для улавливания солнечного луча и направления его на изучаемый объект.
Винты — это механизмы, позволяющие настроить максимально чёткое изображение в окуляре.
Световой микроскоп может увеличивать изображение предметов до 3 600 раз. Для того чтобы узнать какое увеличение позволяет получить тот или иной световой микроскоп, надо перемножить увеличительные возможности окуляра на увеличительные возможности объектива (подписано на соответствующих частях микроскопа).
2)
Правила работы с микроскопом
1. Для работы микроскоп ставят на 2−3 см от края стола немного левее от себя. Вся работа ведётся сидя.
2. Перед началом работы микроскоп осматривают, очищают от пыли зеркало и окуляр мягкой салфеткой.
3. После этого полностью открывают диафрагму микроскопа.
4. Начинать работу всегда следует с малого увеличения.
5. Объектив должен быть установлен в рабочее положение, то есть примерно на расстоянии 1 см от предметного стекла.
6. При помощи зеркала устанавливается максимально эффективное освещение объекта. Для этого глядя в окуляр надо подвигать зеркало и поймав луч света направить его к объектив.
7. Изучаемый объект (микропрепарат) кладётся на предметный столик под объектив. Затем, при помощи винтов, объектив опускается на расстояние 4−5 мм до микропрепарата. Внимание! В это время вы не должны смотреть в окуляр, а всё внимание уделить опускаемому объективу.
8. После этого при помощи винта грубой наводки объектив устанавливается в неоходимое для рассматривания объекта положение. Внимание! Если вы глядите в окуляр, то винт грубой настройки можно вращать только на себя, то есть можно только понимать объектив. В противном случае (если глядя в микроскоп пробовать опускать объектив) можно повредить покровное стекло.
9. Медленно передвигая микропрепарат рукой необходимо найти наиболее выгодное положение для его рассматривания.
10. После окончания работы с микроскопом необходимо привести его в положение малого увеличения, поднять объектив, снять с предметного стола стекло с микропрепаратом, протереть мягкой салфеткой все части микроскопа и убрать его в место хранения.
3)
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
5. После работы микроскоп уберите в футляр.
Содержание
- Лабораторная работа. «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
- Вопросы после параграфа
- Подумайте
Лабораторная работа. «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
-
Рассматриваем микроскоп. Находим тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясняем, какое значение имеет каждая часть.
Тубус представляет собой зрительную трубку, в которую вставляются увеличительные стекла.
Окуляр – это верхняя часть тубуса, через которую можно увидеть изображение в микроскопе.
Штатив – это специальное приспособление, которое служит соединяющим и удерживающим креплением для всех частей микроскопа.
Объектив – это нижняя часть тубуса, позволяющая еще больше увеличивать рассматриваемый объект при помощи дополнительных увеличительных стекол.
Винты – это механизмы, которые нужны для того, чтобы настраивать в окуляре максимально четкое изображение.
Зеркало – это еще одна деталь микроскопа, которая предназначена для улавливания солнечных лучей и направления их на располагающийся на предметном столике объект.
Предметный столик – это подставка, у которой по центру есть отверстие, предназначенная для размещения стеклянной пластины (предметного стекла) с изучаемым объектом.
-
Определяем, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. В среднем микроскоп может увеличить изображение объекта до 3600 раз. Чтобы узнать, какое увеличение дает тот или иной прибор, необходимо перемножить увеличительные возможности объектива (это обычно подписано на соответствующих частях микроскопа) на увеличительные возможности окуляра.
-
Знакомимся с правилами пользования микроскопом.
-
Отрабатываем последовательность действий при работе с микроскопом: установка микроскопа, чищение от пыли окуляра и зеркала, начало работы с малого увеличения, изучение объекта при большом увеличении, уборка прибора в места его хранения.
Вывод:
Микроскоп является важным оптическим прибором, который необходим для проведения биологических исследований. Он имеет сложное строение и требует соблюдения правил при обращении с ним. С его помощью можно увидеть детальное строение клетки, ее состав.
Стр. 53
Вопросы после параграфа
№ 1. Какие увеличительные приборы используются для изучения микроскопических объектов?
Для изучения микроскопических объектов используются такие увеличительные приборы, как лупа и микроскоп.
№ 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Лупа является самым простым из увеличительных приборов. Она бывает двух видов – ручная и штативная. Ручная лупа состоит из ручки, за которую нужно держать прибор при использовании, и увеличительного стекла. Увеличительное стекло имеют выпуклую с двух сторон форму и вставлено в оправу.
Для изучения объекта лупу берут за ручку (рукоятку) и подносят к предмету на то расстояние, при котором его изображение будет видно максимально четко. Такая лупа позволяет увеличить изображение предмета в 2 – 20 раз.
Штативная лупа – это аналог ручной лупы. Ее конструкция немного сложнее: в оправу вставлены два увеличительных стекла, которые крепятся на штативе. К штативу также присоединен предметный столик, на котором есть зеркало и отверстие. Такая лупа позволяет увеличить изображение предмета в 10 – 25 раз.
№ 3. Как устроен световой микроскоп?
Световой микроскоп состоит из таких основных элементов, как объектив и окуляр, которые закреплены в подвижном тубусе. Тубус располагается на металлическом основании или штативе. Также к штативу крепится предметный столик. В тубус вставляются линзы.
На верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. На нижнем конце тубуса – объектив, который состоит из оправы и нескольких увеличительных стекол.
У современных моделей светового микроскопа также есть специальная осветительная система, которая состоит из нескольких линз. В учебном приборе ее роль выполняет вогнутое зеркало.
Предметный столик у микроскопа выполняет роль поверхности, на которой располагается микроскопический препарат. В центре у него есть отверстие, которое пропускает свет, отражаемый зеркалом.
№ 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Микроскоп позволяет получить максимальное увеличение изучаемого предмета до 3600 раз. Чтобы точно узнать, какое же увеличение дает микроскоп, нужно умножить число, которое указано на окуляре, на число, которое указано на используемом объективе.
Пример: на окуляре написано «10», а на объективе «20». Это значит, что: 10 умножаем на 20 и получаем 200. Микроскоп дает увеличение в 200 раз.
Стр. 53
Подумайте
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
При помощи светового микроскопа можно изучать только прозрачные объекты, например, тонкий срез растительной или животной ткани. Все потому, что под стеклом прибора располагается источник света или зеркало, лучи которого проходят сквозь изучаемый предмет и попадают на систему линз объектива. Эти линзы и позволяют получить увеличенное изображение. Если предмет будет непрозрачным, то лучи от зеркала или источника света просто не смогут пройти сквозь него, а значит, не удастся получить нужное изображение.