Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, в одинаковой мере используемые и в бытовой речи, и в деловом научном и техническом стиле, и в художественной литературе. Примером их могут служить такие названия предметов, явлений, понятий, как: дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д. ; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, чистый, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, много, завтра, пешком и т. д. ; названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т. д.
Будучи общераспространенными наименованиями всего окружающего, слова этого рода составляют основное ядро словаря, они нужны всем и используются наиболее часто, с ними каждый русский сживается еще в детстве, и в области лексики они составляют основу того, что мы называем родным языком.
Весь словарный состав языка, все слова, которые есть в нашем языке, можно разделить на общеупотребительные и необщеупотребительные. Эта не самая известная тема, но она включена в школьную программу и ее проходят на уроках русского языка.
Что такое общеупотребительные слова
Общеупотребительные слова (по-другому общенародные) используются в разных языковых сферах. Их смысл понятен всем, кто говорит по-русски, независимо от их места жительства, рода деятельности, образа жизни: лето, земля, красный, три, жизнь, машина, пить и др.
Это стилистически нейтральные слова, которые нужны для повседневного употребления. Они составляют ядро русского национального языка.
Общенародная лексика включает и слова общепонятные, но употребляемые не всеми говорящими из-за грубости, вульгарности этих слов: жрать, брехня, стерва, рыло, патлы, слямзить, оплеуха, задрипанный. Такие слова называются просторечия, они имеют сниженную экспрессивно-стилистическую окраску.
И есть слова, которые не могут употреблять в предложениях некоторые носители языка в силу недостаточного культурного развития: идентифицировать, апатичный, визуальный, экспрессия, адекватный, безапелляционный.
Что такое необщеупотребительные слова
Необщеупотребительными являются слова, ограниченные в сфере активного употребления: территорией, профессиональной деятельностью или социальными группами.
Виды ограниченной в употреблении лексики: диалектизмы, профессионализмы, слова-термины, жаргонизмы, арготизмы.
Диалектная лексика
Диалектизмами называются слова, употребляемые лишь жителями определенной местности.
Они не входят в состав общеупотребительных слов, т. к. их значение может быть непонятно жителям других областей:
-
туесок (сосуд из бересты);
-
баской (красивый);
-
дюже (очень);
-
хилять (уходить);
-
сбочь (сбоку).
Диалекты имеют большое количество бытующих в народе ярких слов, которые через литературу становятся общеупотребительными:
-
зелье;
-
кушак;
-
шанежки.
Диалектные слова встречаются в речи лиц, которые не вполне овладели нормами литературного языка. Писатели используют их для создания колорита местности и для речевой характеристики персонажа.
Так, в стихотворении С. Есенина читаем:
«Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить?».
Слово «выть» – обозначает сельскую артель.
Или:
«Из углов щенки кудлатые заползают в хомуты».
«Кудлатые» – значит «курчавые». Эти слова бытуют только на рязанщине. Обыгрываются такие слова, как выть — т. е. громко, протяжно стенать; кудлатые от слова «кудри».
Данные слова вносят дополнительную эмоциональность и выразительность в повествование, поскольку нельзя не почувствовать их внутреннее значение.
Профессионализмы
Специальная лексика и профессиональные слова свойственны людям одной профессии. Это названия специальных понятий и предметов в производстве, ремесле, промысле.
У рыбаков Севера название ветров:
-
заморозник;
-
летник;
-
моряна;
-
побережник;
-
сиверко;
-
рекостав.
Они не имеют строго научного характера. В общенародном языке профессионализмы, как правило, могут быть заменены синонимами (кок — повар, шапка текста —заголовок).
Термины
Такие слова имеют строгое научное определение, синонимами заменить нельзя. Они точны и однозначны.
Термины официально признаны и используются в специальной литературе:
-
баланс, дебит, кредит, моржа (в речи экономистов);
-
мольберт, пленэр, натура (у художников).
Жаргонизмы
К лексике, ограниченной в своем употреблении, относятся и жаргонизмы. Жаргонная лексика находится за пределами литературной нормы и употребляется людьми, объединенными общностью интересов, положением. Это средство опознания «своего».
Особенно распространен молодежный жаргон (или сленг):
-
хайп, лафа, супер, шикарно – имеют значение «отлично, прекрасно»;
-
ржать, балдеть, ишачить – характеризуют действия.
Арготизмы
Такие слова используют в своей речи представители социально замкнутых групп (бродяги, воры). Это язык преступного мира, известный лишь посвященным.
Воровской жаргон:
-
малина – воровской притон;
-
сбондить — украсть;
-
заложить — выдать;
-
перо — нож;
-
мокрушник – убийца.
Деление на группы носит условный характер, поскольку язык – живая система, он обновляется и обогащается постоянно, зачастую за счет ограниченных в употреблении групп слов.
Тема урока. Общеупотребительные
слова. 20.09.22. – 6 А класса
Цели урока:
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в
нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные
и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать
собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и
письменно) ясно, уверенно; использовать полиязычие
3) Воспитательная: воспитывать бережное отношение отношение к
зыкам других народов, повышать культуру речи
В процессе работы
формируются:
·
регулятивные УУД: умение
планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать
свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы
с материалом учебника;
·
познавательные: развиваем мыслительную
деятельность;
·
коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать
свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
·
личностные: формируем умение выказывать своё
отношение, выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки
в соответствии с определённой ситуацией.
Средства обучения: презентация
Ход урока.
Орг. момент.
Мотивация
Учитель:Здравствуйте, дети.
Всем говорю я:
Здравствуйте!
С добрым утром,
друзья!
День наступил
прекрасный,
Потому что в нем ВЫ и
Я.
Слово – выражает мысль (Л.Н.Толстой)
«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»(М.Горький)
Дети, давайте все
встанем дружно в Круг Радости
Улыбнемся друг другу,
подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и
увлекательно идти по дороге Знаний.
Передайте хорошими и
теплыми слова свое настроение, но не только на русском языке, а на английском
и казахском языках. Молодцы ребята! А теперь я попрошу вас разделиться на
группы, посмотрите какие красивые листочки у нас в корзине, (перевести цвета
листочков на языки) пожалуйста выберите по одному листочку соответствующему
форме и цвету которые находятся у нас на столах и садитесь на свои места.
Замечательно! Молодцы!
Садитесь, пожалуйста.
Запишем число урока.
Фаза вызова (мотивационная)
Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы
знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную
единицу нашего языка?
Ответ:
Лексикология
3.
Слово учителя
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем повторять
материал по теме «Лексика».
4.
Словарная работа
– Сейчас мы с вами вспомним изученный материал и закрепим
знания . Вы под диктовку будете записывать словосочетания ,которые я вам
продиктую и те ,кого я порошу будут объяснять орфограммы . Вам нужно будет
назвать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в коре слова» и подобрать
к ним проверочные слова .А так же вы должны выделить безударные е и и в
падежных окончаниях имён существительных и объяснить выбор правильной буквы .
Учащиеся под диктовку записывают в тетрадях словосочетания
, обозначая орфограммы. Каждую орфограмму в словосочетаниях учащиеся объясняют
устно , отвечают те , кого попросит ответить учитель. В это время четверо
учеников самостоятельно выполняют у доски морфологические и фонетические
разборы .Первый учащийся выполняет морфологический разбор слова делаешь ,второй
– морфологический разбор слова топот ,третий – фонетический разбор слова
морковь ,четвёртый – фонетический разбор слова вьюга .После диктанта класс
проверяет работу учащихся.
Диктант :
Добросовестная
работа , опекать малыша ,на современном конвейере , готовиться к интересной экскурсии ,
загорелся на плантации ,
на соломенной крыше ,
новенький велосипед, нажимать
на педали , совершенствоваться в кулинарии , добавить
растительного масла , яркое солнце.
5.
Объяснение нового материала
На доске написаны пары слов :
Петух – кочет , повар – кок , дом – хибара ,
общага – общежитие , руль – баранка.
– Ребята , на доске вы видите пары слов , чем слова в этих
парах отличаются друг от друга? (Первое слово в паре является
общеупотребительным ,а второе нет ) Все ли из этих слов вам
знакомы? Как вы считаете , все слова написанные на доске люди употребляют в
равной степени? (Нет)От чего зависит употребление
этих слов? ( Употребление вторых слов зависит от
местности в которых эти слова употребляются ,от возраста и вида деятельности
людей ,употребляющих этих слов). Какие слова понятны всем
носителям русского языка? (Общеупотребительные).
– А теперь давайте закрепим наши знания и прочитаем
теоретические сведения на странице 58 в учебнике. (Один из учеников в слух
читает классу теоретические сведения , написанные в учебнике).
6.
Фронтальный опрос
– Итак ,какие слова называют общеупотребительными ? ( Общеупотребительными словами называют слова ,известные всем
носителям языка) Приведите примеры общеупотребительных слов.
– Какие слова мы отнесем к необщеупотребительным ? ( Слова ,которые не все люди используют в своей речи) . От
чего зависит употребление в речи таких слов? (
Необщеупотребительные слова зависят от территории их распространения ,от
профессии , возраста говорящих и т.д.) Приведите примеры
необщеупотребительных слов.
– На какие группы можно разделить необщеупотребительные
слова ? (Диалектизмы и профессионализмы) Приведите
примеры .
7.
Закрепление изученного материала
1.Работа с учебником
-Сейчас мы с вами обратимся к учебнику и выполним
упражнение 107 в котором вам нужно найти общеупотребительные и
необщеупотребительные слова в приведённых отрывках. Объясните их значение и
уместность употребления.
Целеполагание :
– Как вы думаете , какой будет наша цель при выполнении
данного упражнения? ( Научиться различать общеупотребительные и
необщеупотребительные слова и находить их в тексте. )
– Итак ,наша цель при выполнении упражнения – научиться
различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в
тексте.
Учащиеся работают устно , учитель спрашивает учащихся по
своему усмотрению .
Упражнение 107
1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие
мелким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который
прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г.
Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща,
осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных
живописным содержанием.
(И. Ермак.)
Вывод :
– Достигли ли мы поставленной нами цели ?(Да).
– Итак , вы научились различать общеупотребительные и
необщеупотребительные слова и находить их в тексте.
2. Распределительный диктант
– Итак, устно поработав ,мы закрепили знания , сейчас
приступим к распределительному диктанту. Я буду диктовать вам слова ,а вы
будете распределять их по столбикам : в первый столбик вы выписываете
словосочетания ,в которых встречаются только общеупотребительные слова , а во
второй – те словосочетания ,в которых есть необщеупотребительные слова.
Распределительный диктант :
Красивый цветок , палитра художника , проснулся
спозаранку , говорить правду , опытный кок , старая хибара , смотрел телек
,интересная книга ,идти быстро , он опечалился ,повязать кушак, осенний лес ,не
серчай , не злись ,бабушкины пимы.
Работа с учебником.
– А теперь мы возвращаемся к учебнику и работаем с
упражнением 108 . Нам нужно прочитать стихотворение ,объяснить его заглавие ,
определить основную мысль стихотворения и сказать, встречаются ли в этом стихотворении
необщеупотребительные слова ,если встречаются , то заменить их
общеупотребительными словами . В тетрадь самостоятельно выпишите выделенные
слова и объясните орфограммы , а в это время один из учащихся будет работать с
орфограммами у доски и потом мы все вместе проверим ,что у кого получилось .
Целеполагание :
– Какова наша цель при выполнении данного упражнения ?
(Научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными
синонимами и повторить изученные орфограммы).
– Наша цель при выполнении данного упражнения : научиться
заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и
повторить изученные орфограммы.)
Учащиеся работают устно ,затем работают с выделенными в
тексте стихотворения словами ,один учащийся самостоятельно у доски ,а остальные
на местах. После того, как все справятся с заданием,учащийся ,работавший у
доски устно объясняет выбор орфограмм ,а остальные учащиеся проверяют то ,что
сделали самостоятельно.
Упражнение 108
Минское шоссе.
Дорога ветру свежему открыта.
И перед нами в утренней росе
Солдатские фигуры из гранита,—
Как много их по Минскому шоссе!
Солдатские фигуры на опушке,
Над речкой возле белого мостка,
У каждой мало-мальской деревушки,
На площади любого городка.
Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо.
И вот они теряются из глаз.
Но в нас, живых, живут они незримо.
Как в них, гранитных, есть частица нас.
(К. Ваншенкин.)
Вывод :
– Достигли ли мы поставленной цели при выполнении
упражнения? (Да).
-Итак ,теперь вы научились заменять
необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторили
изученные ранее орфограммы ).
8.
Подведение итогов урока .Рефлексия.
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– Что было для вас особенно интересным?
– Какие слова называют общеупотребительными?
– Какие слова называются необщеупотребительными ?
– Какие группы необщеупотребительных слов вы знаете?
– Из каких слов прежде всего строится наша обыденная
речь?
– Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
9.
Домашнее задание
Дома вы выполните упражнение 110 .Вам нужно выбрать из
предложенных те глаголы ,которые вы чаще употребляете в своей речи .Обратите
внимание на лексическое значение глаголов и составьте предложения с двумя из
этих глаголов. Сделайте синтаксический разбор составленных вами предложений и
выполните морфологический разбор одного глагола , существительного и
прилагательного.
Упражнение 110
Переживать – испытывать горе , радость ,разлуку.
Печалиться – грустить.
Огорчиться – испытывать душевную боль , расстраиваться .
Волноваться – испытывать беспокойство , волнение.
Тема: Общеупотребительные слова и диалектизмы. Особенности диалектизмов.
Цели урока:
Обучающая:
– Знать об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; понятие «диалектизмы»; о роли диалектизмов в жизни людей; способы обозначения диалектизмов в толковом словаре; о роли использования диалектизмов в художественных произведениях.
– Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова в тексте; разграничивать общеупотребительные и необщеупотребительные слова; находить диалектизмы в толковом словаре; объяснять цели употребления диалектизмов в художественных произведениях.
Развивающая: – развивать умение работать в парах, развивать умение наблюдать лингвистический материал, развивать умение находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль;
обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательная: – прививать уважения к русскому языку, его лексическим нормам
Ход урока.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Звенит звонок – начинается урок.
Возле парты я стою,
На учителя смотрю.
1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: – На прошлом уроке мы с Вами говорили о словах общеупотребительных и о словах ограниченной сферы употребления, а также о профессионализмах. Сегодня на уроке мы с Вами продолжим знакомство с необщеупотребительной лексикой, узнаем особенности еще одного класса необщеупотребительных слов. Вы спросите, как он называется. Для того, чтобы узнать его название, я предлагаю Вам разгадать кроссворд.
2. Разгадка кроссворда.
1.Осадки в виде небольших ледяных шариков – град
2.Шестой месяц календарного года – июнь
3. Учебное заведение – школа
4. Антоним к слову тяжелый – легкий
5. Популярный горячий напиток, но не чай – кофе
6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток
7. Летательный аппарат – самолет
8. Личное название человека – имя
9. Синоним к слову холод – мороз
10. Черточка, обозначающая вычитание – минус
11. Слово «шофер» во мн.ч. – шофёры
Учитель:- Ребята, скажите, что же за слово у Вас получилось?
Ученики: (хором) Диалектизмы.
Учитель: – Верно вы, ребята, разгадали кроссворд и определили тему урока. Запишем в тетрадь число, классная работа и тема урока: «Диалектизмы».
Учитель: – Как вы думаете, ребята, что нам сегодня на уроке предстоит узнать?
Ученики: – Нам нужно узнать, что такое диалектизмы, сферу их употребления и роль в языке
Учитель: – Согласна. А еще мы научимся находить диалектизмы в тексте.
II. Повторение изученного материала
1. Словарная работа.
На доске написаны слова:
Диспансер, областей, коклюш, намерение, предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку.
Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке. (Учитель читает отрывок текста)
– Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое намерение – сделать вам прививку.
– У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, – ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.
– Я не уйду, – уперлась женщина.
Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.
2. Беседа.
Учитель:– Найдите среди этих слов профессиональные.
Ученики: – Диспансер, коклюш, прививка, флюорография, пациент.
Учитель: – Чем они отличаются от общеупотребительных?
Ученики: – Данные слова являются медицинскими терминами.
III. Изучение нового материала
-
Работа с учебником.
Чтение материала учебника о диалектных словах с. 32.
Учитель: – Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?
Ученики: – Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Учитель: – Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.
Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)
Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи. Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.
2. Работа со стихотворением.
Учитель: – Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога стынет квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Ученики: – Непонятны слова драчёна, дёжка, паз, махотка, печурка.
Информация для учеников. ( Раздаточный материал взят из словаря В. И. Даля)
Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
Учитель: – Как думаете, ребята, для чего Сергей Есенин в своем стихотворении употребил так много диалектных слов?
Ученики: – Для того чтобы передать колорит русской хаты, сделать стихотворение более образным, живым.
Учитель: – Совершенно верно,
Учитель: – Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
В словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.» Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.
3. Работа в группах со словарем.
Учитель: – Найдите в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.
1 ряд – слова на букву «Б»; 2 ряд – слова на букву «К»; 3 ряд – слова на букву «М».
(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)
Учитель: – Скажите, ребята, работая со словарем, чему мы научились?
Ученики: – Мы научились работать со словарем В.И. Даля, узнали много новых слов.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом.
Задание 1.
Цель: формирование умения лексической сочетаемости слов, развитие речи учащихся.
Учитель: – Спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:
1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».
Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.
Ученики: (Проверка)
1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай. 5). Теперь наседка уведет с собой весь детник. 6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».
Учитель: – Теперь, я надеюсь, ребята, вы будете следить за своей речью и грамотно употреблять при необходимости диалектные слова.
Задание 2.
Цель: – отработка умений правильного употребления диалектных слов в речи, развитие речи учащихся.
Учитель: – из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:
– Как не быть! всяк случается, братец ты мой, – начал опять ярославец, – ты не серчай… Вот, примерно, – прибавил он после молчка, – у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.
Ученики ( Проверка)
(1) Всяк – по-всякому (по-разному).
(2) (Не) серчай – (не) сердись.
(3) Примерно – например.
(4) (После) молчка – (после) молчания.
(5) Эвтак – этак, примерно.
(6) Не станет – не будет.
(7) Знатный – представительный.
(8) Люди-те – люди-то.
(9) Об лето – летом.
(10) Вишь – видишь.
(11) По околотку – по округе.
(12) Пробавлялись – зарабатывали.
(13) (В) осенину – осенью.
(14) Дичину – дичь.
2. Самостоятельная работа.
– На стр. 33 прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова.
– Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.
– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?
Текст для 1-го варианта
РОГАЧ И ЗАГНЕТКА
Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец спросил:
– Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал.
– Чудак человека, – сказала бабушка, – да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток.
(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)
Текст для 2-го варианта
ЛИТОВКА
Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.
Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:
– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть… Мужчина – литовец, а женщина – литовка.
– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.
– Вот чудеса! – удивился Тема.
V. Итог урока
Учитель:
– О чем мы сегодня говорили?
– Что нового узнали?
– Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.
Диалектизмы
Таинственные, живые
Обескураживают, интригуют, завораживают.
Мне очень нравятся, хотя они
Необщеупотребительные.
– Понравился ли вам урок?
– Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?
– Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи?
VI. Домашнее задание
Ученики получают разноуровневое домашнее задание.
1 уровень (“обязательный”) – выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)
2 уровень (“понятийный”) – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.
3 уровень (“творческий”) – выучить определение § 16, написать сказку об общеупотребительных и диалектных словах.
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные слова»
Тип урока : изучение нового материала
Цели :
Образовательные :
-
Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;
-
Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
-
Уметь находить в тексе общеупотребительные слова
Развивающие :
-
Развитие навыков отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
-
Развитие навыка находить в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные слова ;
-
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
-
Развитие связной речи ;
-
Развитие памяти ,внимания учащихся.
Воспитательные:
1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия общеупотребительных слов в русском языке.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте ,ребята ! Запишите в тетради сегодняшнее число.
-
Проверка домашнего задания .
– Дома вы выполняли упражнение 100 , в котором вам нужно было озаглавить текст, выписать из него в тетрадь слова с пропущенными буквами и скобками ,обозначить орфограммы. Итак ,кто как озаглавил текст? ( Ребята озвучивают названия , которые они придумали ). А теперь проверим ,как вы поработали с орфограммами . ( Учитель устно опрашивает учащихся , просит объяснить написание той или иной орфограммы) .
-
Слово учителя
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем повторять материал по теме «Лексика».
-
Словарная работа
– Сейчас мы с вами вспомним изученный материал и закрепим знания . Вы под диктовку будете записывать словосочетания ,которые я вам продиктую и те ,кого я порошу будут объяснять орфограммы . Вам нужно будет назвать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в коре слова» и подобрать к ним проверочные слова .А так же вы должны выделить безударные е и и в падежных окончаниях имён существительных и объяснить выбор правильной буквы .
Учащиеся под диктовку записывают в тетрадях словосочетания , обозначая орфограммы. Каждую орфограмму в словосочетаниях учащиеся объясняют устно , отвечают те , кого попросит ответить учитель. В это время четверо учеников самостоятельно выполняют у доски морфологические и фонетические разборы .Первый учащийся выполняет морфологический разбор слова делаешь ,второй – морфологический разбор слова топот ,третий – фонетический разбор слова морковь ,четвёртый – фонетический разбор слова вьюга .После диктанта класс проверяет работу учащихся.
Диктант :
Добросовестная работа , опекать малыша ,на современном конвейере , готовиться к интересной экскурсии , загорелся на плантации , на соломенной крыше , новенький велосипед, нажимать на педали , совершенствоваться в кулинарии , добавить растительного масла , яркое солнце.
-
Объяснение нового материала
На доске написаны пары слов :
Петух – кочет , повар – кок , дом – хибара , общага – общежитие , руль – баранка.
– Ребята , на доске вы видите пары слов , чем слова в этих парах отличаются друг от друга? (Первое слово в паре является общеупотребительным ,а второе нет ) Все ли из этих слов вам знакомы? Как вы считаете , все слова написанные на доске люди употребляют в равной степени? (Нет)От чего зависит употребление этих слов? ( Употребление вторых слов зависит от местности в которых эти слова употребляются ,от возраста и вида деятельности людей ,употребляющих этих слов). Какие слова понятны всем носителям русского языка? (Общеупотребительные).
– А теперь давайте закрепим наши знания и прочитаем теоретические сведения на странице 58 в учебнике. (Один из учеников в слух читает классу теоретические сведения , написанные в учебнике).
-
Фронтальный опрос
– Итак ,какие слова называют общеупотребительными ? ( Общеупотребительными словами называют слова ,известные всем носителям языка) Приведите примеры общеупотребительных слов.
– Какие слова мы отнесем к необщеупотребительным ? ( Слова ,которые не все люди используют в своей речи) . От чего зависит употребление в речи таких слов? ( Необщеупотребительные слова зависят от территории их распространения ,от профессии , возраста говорящих и т.д.) Приведите примеры необщеупотребительных слов.
– На какие группы можно разделить необщеупотребительные слова ? (Диалектизмы и профессионализмы) .Приведите примеры .
-
Закрепление изученного материала
1.Работа с учебником
-Сейчас мы с вами обратимся к учебнику и выполним упражнение 107 в котором вам нужно найти общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведённых отрывках. Объясните их значение и уместность употребления.
Целеполагание :
– Как вы думаете , какой будет наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте. )
– Итак ,наша цель при выполнении упражнения – научиться различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте.
Учащиеся работают устно , учитель спрашивает учащихся по своему усмотрению .
Упражнение 107
1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие мелким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г. Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных живописным содержанием.
(И. Ермак.)
Вывод :
– Достигли ли мы поставленной нами цели ?(Да).
– Итак , вы научились различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте.
2. Распределительный диктант
– Итак, устно поработав ,мы закрепили знания , сейчас приступим к распределительному диктанту. Я буду диктовать вам слова ,а вы будете распределять их по столбикам : в первый столбик вы выписываете словосочетания ,в которых встречаются только общеупотребительные слова , а во второй – те словосочетания ,в которых есть необщеупотребительные слова.
Распределительный диктант :
Красивый цветок , палитра художника , проснулся спозаранку , говорить правду , опытный кок , старая хибара , смотрел телек ,интересная книга ,идти быстро , он опечалился ,повязать кушак, осенний лес ,не серчай , не злись ,бабушкины пимы.
Работа с учебником.
– А теперь мы возвращаемся к учебнику и работаем с упражнением 108 . Нам нужно прочитать стихотворение ,объяснить его заглавие , определить основную мысль стихотворения и сказать, встречаются ли в этом стихотворении необщеупотребительные слова ,если встречаются , то заменить их общеупотребительными словами . В тетрадь самостоятельно выпишите выделенные слова и объясните орфограммы , а в это время один из учащихся будет работать с орфограммами у доски и потом мы все вместе проверим ,что у кого получилось .
Целеполагание :
– Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторить изученные орфограммы).
– Наша цель при выполнении данного упражнения : научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторить изученные орфограммы.)
Учащиеся работают устно ,затем работают с выделенными в тексте стихотворения словами ,один учащийся самостоятельно у доски ,а остальные на местах. После того, как все справятся с заданием ,учащийся ,работавший у доски устно объясняет выбор орфограмм ,а остальные учащиеся проверяют то ,что сделали самостоятельно.
Упражнение 108
Минское шоссе.
Дорога ветру свежему открыта.
И перед нами в утренней росе
Солдатские фигуры из гранита,—
Как много их по Минскому шоссе!
Солдатские фигуры на опушке,
Над речкой возле белого мостка,
У каждой мало-мальской деревушки,
На площади любого городка.
Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо.
И вот они теряются из глаз.
Но в нас, живых, живут они незримо.
Как в них, гранитных, есть частица нас.
(К. Ваншенкин.)
Вывод :
– Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения? (Да).
-Итак ,теперь вы научились заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторили изученные ранее орфограммы ).
-
Подведение итогов урока .Рефлексия.
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– Что было для вас особенно интересным?
– Какие слова называют общеупотребительными?
– Какие слова называются необщеупотребительными ?
– Какие группы необщеупотребительных слов вы знаете?
– Из каких слов прежде всего строится наша обыденная речь?
– Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
-
Домашнее задание
Дома вы выполните упражнение 110 .Вам нужно выбрать из предложенных те глаголы ,которые вы чаще употребляете в своей речи .Обратите внимание на лексическое значение глаголов и составьте предложения с двумя из этих глаголов. Сделайте синтаксический разбор составленных вами предложений и выполните морфологический разбор одного глагола , существительного и прилагательного.
Упражнение 110
Переживать – испытывать горе , радость ,разлуку.
Печалиться – грустить.
Огорчиться – испытывать душевную боль , расстраиваться .
Волноваться – испытывать беспокойство , волнение.