Как найти общеупотребительные слова в тексте

Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, в одинаковой мере используемые и в бытовой речи, и в деловом научном и техническом стиле, и в художественной литературе. Примером их могут служить такие названия предметов, явлений, понятий, как: дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, купанье, ходьба и т. д. ; названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, чистый, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, много, завтра, пешком и т. д. ; названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т. д.

Будучи общераспространенными наименованиями всего окружающего, слова этого рода составляют основное ядро словаря, они нужны всем и используются наиболее часто, с ними каждый русский сживается еще в детстве, и в области лексики они составляют основу того, что мы называем родным языком.

Весь словарный состав языка, все слова, которые есть в нашем языке, можно разделить на общеупотребительные и необщеупотребительные. Эта не самая известная тема, но она включена в школьную программу и ее проходят на уроках русского языка.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Что такое общеупотребительные слова

Общеупотребительные слова (по-другому общенародные) используются в разных языковых сферах. Их смысл понятен всем, кто говорит по-русски, независимо от их места жительства, рода деятельности, образа жизни: лето, земля, красный, три, жизнь, машина, пить и др.

Общеупотребительные слова

Это стилистически нейтральные слова, которые нужны для повседневного употребления. Они составляют ядро русского национального языка.

Общенародная лексика включает и слова общепонятные, но употребляемые не всеми говорящими из-за грубости, вульгарности этих слов: жрать, брехня, стерва, рыло, патлы, слямзить, оплеуха, задрипанный. Такие слова называются просторечия, они имеют сниженную экспрессивно-стилистическую окраску.

И есть слова, которые не могут употреблять в предложениях некоторые носители языка в силу недостаточного культурного развития: идентифицировать, апатичный, визуальный, экспрессия, адекватный, безапелляционный.

Что такое необщеупотребительные слова

Необщеупотребительными являются слова, ограниченные в сфере активного употребления: территорией, профессиональной деятельностью или социальными группами.

Виды ограниченной в употреблении лексики: диалектизмы, профессионализмы, слова-термины, жаргонизмы, арготизмы.

Диалектная лексика

Диалектизмами называются слова, употребляемые лишь жителями определенной местности. 

Диалектизмы

Они не входят в состав общеупотребительных слов, т. к. их значение может быть непонятно жителям других областей:

  • туесок (сосуд из бересты);

  • баской (красивый);

  • дюже (очень);

  • хилять (уходить);

  • сбочь (сбоку).

Диалекты имеют большое количество бытующих в народе ярких слов, которые через литературу становятся общеупотребительными:

  • зелье;

  • кушак;

  • шанежки.

Примеры диалектизмов

Диалектные слова встречаются в речи лиц, которые не вполне овладели нормами литературного языка. Писатели используют их для создания колорита местности и для речевой характеристики персонажа. 

Так, в стихотворении С. Есенина читаем:

«Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить?».

Слово «выть» – обозначает сельскую артель. 

Или:

«Из углов щенки кудлатые заползают в хомуты».

«Кудлатые» – значит «курчавые». Эти слова бытуют только на рязанщине. Обыгрываются такие слова, как выть — т. е. громко, протяжно стенать; кудлатые от слова «кудри». 

Данные слова вносят дополнительную эмоциональность и выразительность в повествование, поскольку нельзя не почувствовать их внутреннее значение.

Профессионализмы

Специальная лексика и профессиональные слова свойственны людям одной профессии. Это названия специальных понятий и предметов в производстве, ремесле, промысле. 

Профессионализмы

У рыбаков Севера название ветров:

  • заморозник;

  • летник;

  • моряна;

  • побережник;

  • сиверко;

  • рекостав.

Они не имеют строго научного характера. В общенародном языке профессионализмы, как правило, могут быть заменены синонимами (кок — повар, шапка текста —заголовок).

Термины

Такие слова имеют строгое научное определение, синонимами заменить нельзя. Они точны и однозначны. 

Термин

Термины официально признаны и используются в специальной литературе:

  • баланс, дебит, кредит, моржа (в речи экономистов);

  • мольберт, пленэр, натура (у художников).

Жаргонизмы

К лексике, ограниченной в своем употреблении, относятся и жаргонизмы. Жаргонная лексика находится за пределами литературной нормы и употребляется людьми, объединенными общностью интересов, положением. Это средство опознания «своего».

Жаргонизмы

Особенно распространен молодежный жаргон (или сленг):

  • хайп, лафа, супер, шикарно – имеют значение «отлично, прекрасно»;

  • ржать, балдеть, ишачить – характеризуют действия.

Арготизмы

Такие слова используют в своей речи представители социально замкнутых групп (бродяги, воры). Это язык преступного мира, известный лишь посвященным. 

Преступник

Воровской жаргон:

  • малина – воровской притон;

  • сбондить — украсть;

  • заложить — выдать;

  • перо — нож;

  • мокрушник – убийца.

Деление на группы носит условный характер, поскольку язык – живая система, он обновляется и обогащается постоянно, зачастую за счет ограниченных в употреблении групп слов.

Тема урока. Общеупотребительные 
слова.                        20.09.22. – 6 А класса

Цели урока:

1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в
нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные
и слова ограниченного употребления

2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать
собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и
письменно) ясно, уверенно; использовать полиязычие

3) Воспитательная:  воспитывать бережное отношение отношение к
зыкам других народов, повышать культуру речи

В процессе работы
формируются
:

·        
регулятивные УУД: умение
планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать
свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы
с материалом учебника;

·        
познавательные:  развиваем мыслительную
деятельность;

·        
коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать
свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

·        
личностные: формируем умение выказывать своё
отношение, выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки
в соответствии с определённой ситуацией.

Средства обучения: презентация

Ход урока.

Орг. момент.

Мотивация

Учитель:Здравствуйте, дети.

 Всем говорю я:
Здравствуйте!

С добрым утром,
друзья!

День наступил
прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и
Я.

Слово – выражает  мысль (Л.Н.Толстой)

«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»(М.Горький)

Дети, давайте все
встанем дружно в Круг Радости

Улыбнемся друг другу,
подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и
увлекательно идти по дороге Знаний.

Передайте  хорошими и
теплыми слова свое настроение, но не только на русском языке, а на  английском
и казахском языках. Молодцы ребята! А теперь я попрошу вас разделиться на
группы, посмотрите какие красивые листочки у нас в корзине, (перевести цвета
листочков на языки)
пожалуйста выберите по одному листочку соответствующему
форме и цвету которые находятся у нас на столах и садитесь на свои места.
Замечательно! Молодцы!

Садитесь, пожалуйста.
Запишем число урока.

Фаза вызова (мотивационная)

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы
знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную
единицу нашего языка?

Ответ:
Лексикология

3.      
Слово учителя

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем повторять
материал по теме «Лексика».

4.      
Словарная работа

– Сейчас мы с вами вспомним изученный материал и закрепим
знания . Вы под диктовку будете записывать словосочетания ,которые я вам
продиктую и те ,кого я порошу будут объяснять орфограммы . Вам нужно будет
назвать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в коре слова» и подобрать
к ним проверочные слова .А так же вы должны выделить безударные е и и  в
падежных окончаниях имён существительных и объяснить выбор правильной буквы .

Учащиеся под диктовку записывают в тетрадях словосочетания
, обозначая орфограммы. Каждую орфограмму в словосочетаниях учащиеся объясняют
устно , отвечают те , кого попросит ответить учитель. В это время четверо
учеников самостоятельно выполняют у доски морфологические и фонетические
разборы .Первый учащийся выполняет морфологический разбор слова делаешь ,второй
– морфологический разбор слова топот ,третий – фонетический разбор слова
морковь ,четвёртый – фонетический разбор слова вьюга .После диктанта класс
проверяет работу учащихся.

Диктант :

Добросовестная
работа , опекать малыша ,на современном конвейере , готовиться к интересной экскурсии ,
загорелся на плантации ,
на соломенной крыше ,
новенький велосипед, нажимать
на педали , совершенствоваться в кулинарии , добавить
растительного масла , яркое солнце.

5.      
Объяснение нового материала

На доске написаны пары слов :

Петух – кочет , повар – кок , дом – хибара  ,
общага – общежитие , руль – баранка.

– Ребята , на доске вы видите пары слов , чем слова в этих
парах отличаются друг от друга? (Первое слово в паре является
общеупотребительным ,а второе нет )
 Все ли из этих слов вам
знакомы? Как вы считаете , все слова написанные на доске люди употребляют в
равной степени? (Нет)От чего зависит употребление
этих слов? ( Употребление вторых слов зависит от
местности в которых эти слова употребляются ,от возраста и вида деятельности
людей ,употребляющих этих слов). 
Какие слова понятны всем
носителям русского языка? (Общеупотребительные).

– А теперь давайте закрепим наши знания и прочитаем
теоретические сведения на странице 58 в учебнике. (Один из учеников в слух
читает классу теоретические сведения , написанные в учебнике).

6.      
Фронтальный опрос

– Итак ,какие слова называют общеупотребительными ? ( Общеупотребительными словами называют слова ,известные всем
носителям языка
) Приведите примеры общеупотребительных слов.

– Какие слова мы отнесем к необщеупотребительным ? ( Слова ,которые не все люди используют в своей речи) .  От
чего зависит употребление в речи таких слов? (
Необщеупотребительные слова зависят от территории их распространения ,от
профессии , возраста говорящих и т.д.) 
Приведите примеры
необщеупотребительных слов.

– На какие группы можно разделить необщеупотребительные
слова ? (Диалектизмы и профессионализмы) Приведите
примеры .

7.      
Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником

-Сейчас мы с вами обратимся к учебнику и выполним
упражнение 107 в котором вам нужно найти общеупотребительные и
необщеупотребительные слова в приведённых отрывках. Объясните их значение и
уместность употребления.  

Целеполагание :

– Как вы думаете , какой будет наша цель при выполнении
данного упражнения? ( Научиться различать общеупотребительные и
необщеупотребительные слова и находить их в тексте. )

– Итак ,наша цель при выполнении упражнения – научиться
различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в
тексте.

Учащиеся работают устно , учитель спрашивает учащихся по
своему усмотрению .

Упражнение 107

1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие
мелким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который
прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г.
Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща,
осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных
живописным содержанием.

(И. Ермак.)

Вывод :

– Достигли ли мы поставленной нами цели ?(Да).

– Итак , вы научились различать общеупотребительные и
необщеупотребительные слова и находить их в тексте.

2. Распределительный диктант

– Итак, устно поработав ,мы закрепили знания , сейчас
приступим к распределительному диктанту. Я буду диктовать вам слова ,а вы
будете распределять их по столбикам : в первый столбик вы выписываете
словосочетания ,в которых встречаются только общеупотребительные слова , а во
второй – те словосочетания ,в которых есть необщеупотребительные слова.

Распределительный диктант :

Красивый цветок , палитра  художника , проснулся
спозаранку , говорить правду , опытный кок , старая хибара , смотрел телек
,интересная книга ,идти быстро , он опечалился ,повязать кушак, осенний лес ,не
серчай , не злись ,бабушкины пимы.

Работа с учебником.

– А теперь мы возвращаемся к учебнику  и работаем с
упражнением 108 . Нам нужно прочитать стихотворение ,объяснить его заглавие ,
определить основную мысль стихотворения и сказать, встречаются ли в этом стихотворении
необщеупотребительные слова ,если встречаются , то заменить их
общеупотребительными словами . В тетрадь самостоятельно выпишите выделенные
слова и объясните орфограммы , а в это время один из учащихся будет работать с
орфограммами у доски и потом мы все вместе проверим ,что у кого получилось .

Целеполагание :

– Какова наша цель при выполнении данного упражнения ?
(Научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными
синонимами и повторить изученные орфограммы).  

– Наша цель при выполнении данного упражнения : научиться
заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и
повторить изученные орфограммы.)

Учащиеся работают устно ,затем работают с выделенными в
тексте стихотворения словами ,один учащийся самостоятельно у доски ,а остальные
на местах. После того, как все справятся с заданием,учащийся ,работавший у
доски устно объясняет выбор орфограмм ,а остальные учащиеся проверяют то ,что
сделали самостоятельно.

Упражнение 108

Минское шоссе.

Дорога ветру свежему открыта. 
И перед нами в утренней росе 
Солдатские фигуры из гранита,— 
Как много их по Минскому шоссе! 
Солдатские фигуры на опушке
Над речкой возле белого мостка, 
У каждой мало-мальской деревушки
На площади любого городка. 
Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо. 
И вот они теряются из глаз. 
Но в нас, живых, живут они незримо. 
Как в них, гранитных, есть частица нас.

 (К. Ваншенкин.)

Вывод :

– Достигли ли мы поставленной  цели при выполнении
упражнения? (Да).

-Итак ,теперь вы научились  заменять
необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторили
 изученные ранее орфограммы ).

8.      
Подведение итогов урока .Рефлексия.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Что было для вас особенно интересным?

– Какие слова называют общеупотребительными?

– Какие слова называются необщеупотребительными ?

– Какие группы необщеупотребительных слов вы знаете?

–  Из каких слов прежде всего строится наша обыденная
речь?

– Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?

9.      
Домашнее задание

Дома вы выполните упражнение 110 .Вам нужно выбрать из
предложенных те глаголы ,которые вы чаще употребляете в своей речи .Обратите
внимание на лексическое значение глаголов и составьте предложения с двумя из
этих глаголов. Сделайте синтаксический разбор составленных вами предложений и
выполните морфологический разбор  одного глагола , существительного и
прилагательного.

Упражнение 110

Переживать – испытывать горе , радость ,разлуку.

Печалиться – грустить.

Огорчиться – испытывать душевную боль , расстраиваться .

Волноваться – испытывать беспокойство , волнение.

Тема: Общеупотребительные слова и диалектизмы. Особенности диалектизмов.

Цели урока:

Обучающая:

– Знать об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; понятие «диалектизмы»; о роли диалектизмов в жизни людей; способы обозначения диалектизмов в толковом словаре; о роли использования диалектизмов в художественных произведениях.

– Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова в тексте; разграничивать общеупотребительные и необщеупотребительные слова; находить диалектизмы в толковом словаре; объяснять цели употребления диалектизмов в художественных произведениях.

Развивающая: – развивать умение работать в парах, развивать умение наблюдать лингвистический материал, развивать умение находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль;
обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная: – прививать уважения к русскому языку, его лексическим нормам

Ход урока.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Звенит звонок – начинается урок.

Возле парты я стою,

На учителя смотрю.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: – На прошлом уроке мы с Вами говорили о словах общеупотребительных и о словах ограниченной сферы употребления, а также о профессионализмах. Сегодня на уроке мы с Вами продолжим знакомство с необщеупотребительной лексикой, узнаем особенности еще одного класса необщеупотребительных слов. Вы спросите, как он называется. Для того, чтобы узнать его название, я предлагаю Вам разгадать кроссворд.

2. Разгадка кроссворда.

1.Осадки в виде небольших ледяных шариков – град

2.Шестой месяц календарного года – июнь

3. Учебное заведение – школа

4. Антоним к слову тяжелый – легкий

5. Популярный горячий напиток, но не чай – кофе

6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток

7. Летательный аппарат – самолет

8. Личное название человека – имя

9. Синоним к слову холод – мороз

10. Черточка, обозначающая вычитание – минус

11. Слово «шофер» во мн.ч. – шофёры

Учитель:- Ребята, скажите, что же за слово у Вас получилось?

Ученики: (хором) Диалектизмы.

Учитель: – Верно вы, ребята, разгадали кроссворд и определили тему урока. Запишем в тетрадь число, классная работа и тема урока: «Диалектизмы».

Учитель: – Как вы думаете, ребята, что нам сегодня на уроке предстоит узнать?

Ученики: – Нам нужно узнать, что такое диалектизмы, сферу их употребления и роль в языке

Учитель: – Согласна. А еще мы научимся находить диалектизмы в тексте.

II. Повторение изученного материала

1. Словарная работа.

На доске написаны слова:

Диспансер, областей, коклюш, намерение, предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку.

Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке. (Учитель читает отрывок текста)

– Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое намерение – сделать вам прививку.

– У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, – ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.

– Я не уйду, – уперлась женщина.

Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.

2. Беседа.

Учитель:– Найдите среди этих слов профессиональные.

Ученики: – Диспансер, коклюш, прививка, флюорография, пациент.

Учитель: – Чем они отличаются от общеупотребительных?

Ученики: – Данные слова являются медицинскими терминами.

III. Изучение нового материала

  1. Работа с учебником.

Чтение материала учебника о диалектных словах с. 32.

Учитель: – Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?

Ученики: – Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Учитель: – Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи. Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

2. Работа со стихотворением.

Учитель: – Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога стынет квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Ученики: – Непонятны слова драчёна, дёжка, паз, махотка, печурка.

Информация для учеников. ( Раздаточный материал взят из словаря В. И. Даля)

Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Учитель: – Как думаете, ребята, для чего Сергей Есенин в своем стихотворении употребил так много диалектных слов?

Ученики: – Для того чтобы передать колорит русской хаты, сделать стихотворение более образным, живым.

Учитель: – Совершенно верно,

Учитель: – Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

В словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.» Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.

3. Работа в группах со словарем.

Учитель: – Найдите в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.

1 ряд – слова на букву «Б»; 2 ряд – слова на букву «К»; 3 ряд – слова на букву «М».

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

Учитель: – Скажите, ребята, работая со словарем, чему мы научились?

Ученики: – Мы научились работать со словарем В.И. Даля, узнали много новых слов.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом.

Задание 1.

Цель: формирование умения лексической сочетаемости слов, развитие речи учащихся.

Учитель:Спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:

1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.

Ученики: (Проверка)

1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай. 5). Теперь наседка уведет с собой весь детник. 6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Учитель: Теперь, я надеюсь, ребята, вы будете следить за своей речью и грамотно употреблять при необходимости диалектные слова.

Задание 2.

Цель: – отработка умений правильного употребления диалектных слов в речи, развитие речи учащихся.

Учитель: – из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

– Как не быть! всяк случается, братец ты мой, – начал опять ярославец, – ты не серчай… Вот, примерно, – прибавил он после молчка, – у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

Ученики ( Проверка)

(1) Всяк – по-всякому (по-разному).

(2) (Не) серчай – (не) сердись.

(3) Примерно – например.

(4) (После) молчка – (после) молчания.

(5) Эвтак – этак, примерно.

(6) Не станет – не будет.

(7) Знатный – представительный.

(8) Люди-те – люди-то.

(9) Об лето – летом.

(10) Вишь – видишь.

(11) По околотку – по округе.

(12) Пробавлялись – зарабатывали.

(13) (В) осенину – осенью.

(14) Дичину – дичь.

2. Самостоятельная работа.

– На стр. 33 прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова.

– Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.

– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?

Текст для 1-го варианта

РОГАЧ И ЗАГНЕТКА

Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.

Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.

Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:

– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.

Долго ломал внук голову и наконец спросил:

– Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал.

– Чудак человека, – сказала бабушка, – да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.

– А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток.

(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)

Текст для 2-го варианта

ЛИТОВКА

Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.

Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:

– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.

Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:

– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть… Мужчина – литовец, а женщина – литовка.

– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.

– Вот чудеса! – удивился Тема.

V. Итог урока

Учитель:

– О чем мы сегодня говорили?

– Что нового узнали?

– Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.

Диалектизмы

Таинственные, живые

Обескураживают, интригуют, завораживают.

Мне очень нравятся, хотя они

Необщеупотребительные.

– Понравился ли вам урок?

– Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

– Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи?

VI. Домашнее задание

Ученики получают разноуровневое домашнее задание.

1 уровень (“обязательный”) – выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)

2 уровень (“понятийный”) – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.

3 уровень (“творческий”) – выучить определение § 16, написать сказку об общеупотребительных и диалектных словах.

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные слова»

Тип урока : изучение нового материала

Цели :

Образовательные :

  1. Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;

  2. Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;

  3. Уметь находить в тексе общеупотребительные слова

Развивающие :

  1. Развитие  навыков отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;

  2. Развитие  навыка находить в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные  слова ;

  3. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

  4. Развитие связной речи ;

  5. Развитие памяти ,внимания учащихся.

Воспитательные:

    1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия общеупотребительных слов в русском языке.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ,ребята ! Запишите  в тетради сегодняшнее число.

  1. Проверка домашнего задания .

– Дома вы выполняли  упражнение 100 , в котором вам нужно было озаглавить текст, выписать из него в тетрадь слова с пропущенными буквами и скобками ,обозначить орфограммы.  Итак ,кто как озаглавил текст? ( Ребята озвучивают названия , которые они придумали ). А теперь проверим ,как вы поработали с орфограммами . ( Учитель устно опрашивает учащихся , просит объяснить написание той или иной орфограммы) .

  1. Слово учителя

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем повторять материал по теме «Лексика».

  1. Словарная работа

– Сейчас мы с вами вспомним изученный материал и закрепим знания . Вы под диктовку будете записывать словосочетания ,которые я вам продиктую и те ,кого я порошу будут объяснять орфограммы . Вам нужно будет назвать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в коре слова» и подобрать к ним проверочные слова .А так же вы должны выделить безударные е и и  в падежных окончаниях имён существительных и объяснить выбор правильной буквы .

Учащиеся под диктовку записывают в тетрадях словосочетания , обозначая орфограммы. Каждую орфограмму в словосочетаниях учащиеся объясняют устно , отвечают те , кого попросит ответить учитель. В это время четверо учеников самостоятельно выполняют у доски морфологические и фонетические разборы .Первый учащийся выполняет морфологический разбор слова делаешь ,второй – морфологический разбор слова топот ,третий – фонетический разбор слова морковь ,четвёртый – фонетический разбор слова вьюга .После диктанта класс проверяет работу учащихся.

Диктант :

Добросовестная работа , опекать малыша ,на современном конвейере , готовиться к интересной экскурсии , загорелся на плантации , на соломенной крыше , новенький велосипед, нажимать на педали , совершенствоваться в кулинарии , добавить растительного масла , яркое солнце.

  1. Объяснение нового материала

На доске написаны пары слов :

Петух – кочет , повар – кок , дом – хибара  , общага – общежитие , руль – баранка.

– Ребята , на доске вы видите пары слов , чем слова в этих парах отличаются друг от друга? (Первое слово в паре является общеупотребительным ,а второе нет ) Все ли из этих слов вам знакомы? Как вы считаете , все слова написанные на доске люди употребляют в равной степени? (Нет)От чего зависит употребление этих слов? ( Употребление вторых слов зависит от местности в которых эти слова употребляются ,от возраста и вида деятельности людей ,употребляющих этих слов). Какие слова понятны всем носителям русского языка? (Общеупотребительные).

– А теперь давайте закрепим наши знания и прочитаем теоретические сведения на странице 58 в учебнике. (Один из учеников в слух читает классу теоретические сведения , написанные в учебнике).

  1. Фронтальный опрос

– Итак ,какие слова называют общеупотребительными ? ( Общеупотребительными словами называют слова ,известные всем носителям языка) Приведите примеры общеупотребительных слов.

– Какие слова мы отнесем к необщеупотребительным ? ( Слова ,которые не все люди используют в своей речи) .  От чего зависит употребление в речи таких слов? ( Необщеупотребительные слова зависят от территории их распространения ,от профессии , возраста говорящих и т.д.) Приведите примеры необщеупотребительных слов.

– На какие группы можно разделить необщеупотребительные слова ? (Диалектизмы и профессионализмы) .Приведите примеры .

  1. Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником

-Сейчас мы с вами обратимся к учебнику и выполним упражнение 107 в котором вам нужно найти общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведённых отрывках. Объясните их значение и уместность употребления.  

Целеполагание :

– Как вы думаете , какой будет наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте. )

– Итак ,наша цель при выполнении упражнения – научиться различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте.

Учащиеся работают устно , учитель спрашивает учащихся по своему усмотрению .

Упражнение 107

1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие мелким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г. Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных живописным содержанием.

(И. Ермак.)

Вывод :

– Достигли ли мы поставленной нами цели ?(Да).

– Итак , вы научились различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте.

2. Распределительный диктант

– Итак, устно поработав ,мы закрепили знания , сейчас приступим к распределительному диктанту. Я буду диктовать вам слова ,а вы будете распределять их по столбикам : в первый столбик вы выписываете словосочетания ,в которых встречаются только общеупотребительные слова , а во второй – те словосочетания ,в которых есть необщеупотребительные слова.

Распределительный диктант :

Красивый цветок , палитра  художника , проснулся спозаранку , говорить правду , опытный кок , старая хибара , смотрел телек ,интересная книга ,идти быстро , он опечалился ,повязать кушак, осенний лес ,не серчай , не злись ,бабушкины пимы.

Работа с учебником.

– А теперь мы возвращаемся к учебнику  и работаем с упражнением 108 . Нам нужно прочитать стихотворение ,объяснить его заглавие , определить основную мысль стихотворения и сказать, встречаются ли в этом стихотворении необщеупотребительные слова ,если встречаются , то заменить их общеупотребительными словами . В тетрадь самостоятельно выпишите выделенные слова и объясните орфограммы , а в это время один из учащихся будет работать с орфограммами у доски и потом мы все вместе проверим ,что у кого получилось .

Целеполагание :

– Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторить изученные орфограммы).  

– Наша цель при выполнении данного упражнения : научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторить изученные орфограммы.)

Учащиеся работают устно ,затем работают с выделенными в тексте стихотворения словами ,один учащийся самостоятельно у доски ,а остальные на местах. После того, как все справятся с заданием ,учащийся ,работавший у доски устно объясняет выбор орфограмм ,а остальные учащиеся проверяют то ,что сделали самостоятельно.

Упражнение 108

Минское шоссе.

Дорога ветру свежему открыта. 
И перед нами в утренней росе 
Солдатские фигуры из гранита,— 
Как много их по Минскому шоссе! 
Солдатские фигуры на опушке
Над речкой возле белого мостка, 
У каждой мало-мальской деревушки
На площади любого городка. 
Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо. 
И вот они теряются из глаз. 
Но в нас, живых, живут они незримо. 
Как в них, гранитных, есть частица нас.

 (К. Ваншенкин.)

Вывод :

– Достигли ли мы поставленной  цели при выполнении упражнения? (Да).

-Итак ,теперь вы научились  заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторили  изученные ранее орфограммы ).

  1. Подведение итогов урока .Рефлексия.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Что было для вас особенно интересным?

– Какие слова называют общеупотребительными?

– Какие слова называются необщеупотребительными ?

– Какие группы необщеупотребительных слов вы знаете?

–  Из каких слов прежде всего строится наша обыденная речь?

– Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?

  1. Домашнее задание

Дома вы выполните упражнение 110 .Вам нужно выбрать из предложенных те глаголы ,которые вы чаще употребляете в своей речи .Обратите внимание на лексическое значение глаголов и составьте предложения с двумя из этих глаголов. Сделайте синтаксический разбор составленных вами предложений и выполните морфологический разбор  одного глагола , существительного и прилагательного.

Упражнение 110

Переживать – испытывать горе , радость ,разлуку.

Печалиться – грустить.

Огорчиться – испытывать душевную боль , расстраиваться .

Волноваться – испытывать беспокойство , волнение.

Добавить комментарий