Как найти общий интерес с ребенком

Экология жизни. Дети: В чём смысл общих интересов с ребенком, как их обнаружить и при этом не стать поклонником ни милых пони…

Что делать?

Если вам кажется, что для того, чтобы найти общие интересы с ребёнком, будет достаточно подписаться на группу «Розовые пони на радуге», вы глубоко заблуждаетесь.

В чём смысл общих интересов с ребенком, как их обнаружить и при этом не стать поклонником ни милых пони, ни творчества Гнойного?

Мне скучно с моим ребёнком

«Это просто беда, – жалуется родитель. – Он вообще ничем не интересуется! Я тут стал показывать ему свою коллекцию спичечных коробков 87 года, и знаете – ноль внимания!».

«А справочник по мореходству, которым я надеялся увлечь свою дочь, так и лежит покрытый пылью», – сетует другой отец.

«Слушайте, ну не буду же я посвящать часы, изучая динозавров, стреляющих лазером из шипов», – возмущается мама.

Все они, конечно, правы. В современном мире продукция для детей и взрослых сегментирована. Куча досугового контента делается с прицелом на то, чтобы увлечь товарищей до 12 лет, и не подразумевает близкого взрослого рядом. И впрямь, если человека постарше не связать, он и первых десяти минут телеканала «Карусель» не выдержит – уйдет.

Нам все время говорят о качественном времяпрепровождении с ребенком.

И вот вы выделяете два часа, садитесь с любимым младшим и… эээ… Что делать – непонятно

Потому что про «Щенячий патруль» слушать тоскливо, а вещать о том, как у вас на работе принято рассчитывать бонусы – хоть и интересно, но вы смутно чувствуете, что поддержки у ребенка это не найдет.

Тут становится ясно, что общение, тем более «качественное», как бы оно ни выглядело, легче выстраивать вокруг чего-то. Хобби, дело, книжка, образовательное погружение – не важно. Общий интерес здесь не только сближает, но и дает точку опоры. И если в раннем детстве можно вполне поболтать о кукольном чаепитии, то ближе к подростковому возрасту авторитет в теме, которой интересуется ребенок, будет серьезно помогать и отношениям в целом.

В известной книге Жаклин Келли «Эволюция Келпурнии Тейт» 12-летняя девочка водит дружбу с дедушкой на почве увлечения биологией. Мнение престарелого натуралиста, который прежде казался ей нелюдимым, становится самым ценным, даже когда речь идет о выборе своего жизненного пути.

Но что делать тем, кого с детьми не связывает общая страсть к растениям семейства бобовых? Ну, например:

Мне скучно с моим ребёнком

1. Построить мост к ребенку, расспросив о его занятиях

Когда мы, наконец, выясним, зачем он пытается сделать из кастрюли шлем, появится шанс найти в этом хоть крупицы смысла для себя. «А, ты играешь в трансформеров! Я тоже интересуюсь новыми моделями машин. Про электромобили слышал?». Вуаля, у вас уже есть что-то общее, радуетесь вы, пытаясь склеить из кастрюли новую «Теслу».

2. Анализировать ход мыслей ребенка и представлять себя психологом

Многим мамам в Рапунцель играть неинтересно, а заниматься чем-то развивающим – интересно. При таком повороте событий история заточенной в башне принцессы приобретает массу новых изгибов. Любая игра всегда шире, чем представляется из кукольного домика. Что красивого в этой принцессе? А как с красотой связаны длинные волосы? А для чего нужно быть красивым? А любят только за внешнюю привлекательность? Наверняка, ответы дочери продемонстрируют вам необыкновенный полет мысли, и вот вы внезапно объясняете семилетке свои феминистские взгляды. Родителям, склонным к педагогической рефлексии можно смело признаться, что с ребенком их объединяет философия.

3. Приглашать детей в свой мир

Пусть бар «Ночная бабочка» не может похвастать детской комнатой, но есть и другие места, куда приятно прийти с младшеклассником. Деловая встреча в кафе, поездка по балкону на велотренажере, выставка современного искусства – все эти моменты могут сблизить вашу семью. Особенно когда вы всем составом станете отыскивать в интернете адреса, куда направить жалобы за дурацкую выставку и за шансон в кафетерии.

4. Не бояться показывать детям сложное, интересное вам

Когда ребенок рождается, мы не боимся сразу огорошить его Маршаком, хоть в лексиконе у человека пока что несколько вариаций из «агу» и «баба». Однако если мы ограничимся лишь понятным младенцу репертуаром, вряд ли у него будет шанс узнать какие-то другие выражения. То же работает и со старшими детьми: потолок всегда должен быть выше твоей головы. Кажется, в этом и задача ребенка – тянуться туда, докуда может достать. А мы показываем ему разные высокие планки и иногда подставляем стремянку.

Специалисту по детскому развитию Мишель Чоинард удалось как-то отбиться от малышей, выкроить минутку и опубликовать исследование, которое показывает, что дети до пяти лет, занимаясь чем-то со взрослым, задают примерно 76 вопросов в час. Ни один научно-популярный лектор не может похвастаться таким успехом на своих выступлениях, особенно с номером «клеим аппликацию из грибочка».

76 вопросов в час! Вы кому-нибудь задавали столько вопросов после своего пятилетнего юбилея?

Ну ок, смс-ки с текстом «Ты где?» и «Чего не отвечаешь?» не в счёт. Этот факт говорит нам только об одном: детям страшно интересно со взрослыми, пока последние не начинают прикрывать рукой монитор своего компьютера и говорить: «Уйди-ка. Мал еще!».

Любопытство и искренняя любовь к вам способны заставить ребёнка полюбить не только математический анализ, но и симфоническую музыку. Мы просто по привычке пренебрегаем этими возможностями, думаем, не поймёт, рано! А на самом деле никто просто не показал младшему, как здорово под ту музыку можно прыгать с палочкой по дивану, пародируя дирижера.

5. Не стараться выглядеть более знающим, чем ребенок

Удивительно, но факт: если отец прыгает по кухне и кричит: «Больше хайпа!», он от этого не растет в глазах ошалевших детей. Есть сферы, где младшие ребята всегда будут авторитетнее вас, и пусть в тот загадочный мир именно ребёнок будет вашим проводником. Даже с высоты своего роста и научной степени можно искренне интересоваться бытовыми проблемами покемонов, винксов и лего-эльфов. И вы от этого лузером вовсе не станете. Даже если, прослушав страшилку про аниматроников, перепутаете их с электроником и устроите дебаты о роли роботов в жизни человека. Тема-то на все времена.опубликовано econet.ru

Автор: Инна Прибора

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Как найти общие интересы с подростком. Памятка.

Взросление ребенка – естественный процесс. Но порой трудно смириться с тем, что ваш малыш уже не спешит делиться всем, что произошло с ним без вас. Вчера он советовался, рассказывал. Сегодня он угрюмо молчит, делает что-то за закрытой дверью, не рассчитывает на понимание, не желает делиться.

Чтобы не утратить связь с ребенком или подростком, быть в авторитете, иметь возможность высказывать свое мнение, к которому будут прислушиваться, попробуйте прежде всего следовать этим простым советам:

1. Пробуйте заинтересовать подростка своими увлечениями. Это идеальный вариант, ведь вы наверняка в совершенстве освоили свое хобби, и вам есть, чем научить свое чадо. Вязание, фотография, коллекции, спорт и т.д. Важный момент – объясните, в чем смысл занятия: вы получаете удовольствие, даря рукотворные подарки, выслушивая восхищения друзей, расслабляетесь в процессе, укрепляете и т.п.

2. Не пытайтесь пересиливать себя и подростка в попытке заняться чем-то, что нравится вашим соседям или друзьям. Попробовать можно, но если не получается, и никому от этого не весело – поищите что-то другое.

3. Пробуйте разделить увлечения подростка. Это не так-то просто, ведь увлечения эти могут быть вам совершенно непонятны. Придется разобраться, почитать, выслушивать ребенка, и вместе пробовать, покупать подходящие материалы, совершенствоваться.

4. Не запрещайте! К сожалению, конфликт отцов и детей очень заметен при поиске увлечений, которые помогут вам понимать друг друга, быть ближе, проводить время вместе. Так хочется, чтобы дочка или сын разделили любовь к просмотру черно-белых фильмов, вышивку крестом и прогулки на лыжах! Но сейчас молодежь куда больше интересует Инстаграм, ТикТок, Блогеры. Важно понять, что наше скептическое мнение о новых видах увлечений не означает, что эти увлечения глупы или бессмысленны. Наоборот, те, кто успел вовремя освоиться в социальных сетях – сейчас стал популярным и хорошо зарабатывает. Кажется, что следить за чужими жизнями – бред и потеря времени, но порой это является вдохновлением для подростков: они сами стремятся получить хорошие знания, следить за собой, находят интересные увлечения, следуя советам блогеров. Имейте в виду – ваши запреты не приведут к тому, что ребенок полюбит ваши увлечения. Он просто замкнется, обидится, вы станете дальше друг от друга! А потом он все равно будет делать то, что хочет – втихоря, обманными способами.

5. Не обязательно любить увлечения подростка. Да. Просто примите его выбор и поддержите. Покупайте необходимое по мере возможности, хвалите его успехи, выслушивайте о прогрессе. Это очень важно для него – понимать, что вы рядом.

6. Не упустите опасные увлечения подростка! Это может случиться прежде всего тогда, когда вы все его занятия считаете глупыми, не хотите о них знать, запрещаете. Действуя в тайне от вас, подросток может увлечься курением, зацепингом и неизвестно чем еще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Будьте аккуратны, деликатны. Если подросток доверил вам свои взгляды, рассказывает что-то личное, дал доступ к контенту своих социальных сетей – не спешите его осуждать, высмеивать, запрещать. Вы добьетесь только того, что описано выше – обид, секретов, отдаления. Подумайте о том, что увлечения могут перерасти в профессию, и хорошо, если вы сыграете в этом роль опоры, а не препятствия. А с другой стороны, через год интересы могут измениться, и тогда тем более не стоит тратить свои нервы и накалять отношения в семье. Цените каждый день, каждый час со своими детьми, учитесь радоваться, а не препираться!

Родительская любовь и забота — еще не гарантия хороших отношений в семье и правильного воспитания. Сложнее всего найти общий язык и наладить обратную связь с ребенком. Таких «мостиков» может быть множество, а один из важнейших — формирование интеллекта и самостоятельного мышления. И хотя развитие детей строго индивидуально, эти пять общих принципов помогут создать сильную, позитивную и развитую личность.

1. Интересуйтесь жизнью ребенка

Если мы хотим, чтобы ребенок нас слышал, мы должны слушать его. Он будет делать то, что делаем мы, и если мы не обращаем внимания на слова ребенка и все решаем за него, он будет поступать так же.

Самый действенный способ наладить контакт — совместные игры и решение задач. Можно придумать интересный квест с поиском записок или предметов дома, можно играть с детьми в разгадывание «шифровок», которые они так любят. Кстати, обратную связь отлично подкрепляет игра в цвета — когда вы заранее договариваетесь раз в день вешать на стену или на календарь разноцветные бумажки, где каждый цвет обозначает определенное настроение. В общем, все зависит от вашей фантазии.

Вы наверняка замечали, что дети охотно объясняют взрослым то, в чем разбираются лучше их. Вместе осваивать новые сложные игры и решать задачи — отличный вариант совместного досуга с ребенком. Например, многие родители помнят, как двигаются шахматные фигуры, но никогда не погружались в тонкости шахматного искусства и не знают, чем отличается дебют от эндшпиля. Начав вместе по книгам постигать шахматные премудрости, вы можете вскоре обнаружить, что ребенок разбирается в игре гораздо лучше вас. Ничто так не поднимает детскую самооценку, как умение решать определенные задачи лучше взрослых.

2. Ставьте выполнимые задачи

Развивая ребенка в определенном направлении — искусстве, спорте или науке, многие родители начинают торопить события и завышать ожидания. Одна из самых частых родительских ошибок — обещания, что если ребенок выиграет соревнования, выполнит сложное задание или получит отличную оценку по предмету в школе, то непременно станет великим художником, спортсменом или ученым. Этого, скорее всего, не случится, но такое обещание фиксируется детским подсознанием, а затем наступает разочарование.

Важно сформировать у ребенка верную самооценку, а это положительное соотношение достигнутого успеха к ожидаемому результату. Поэтому и ожидания должны быть реальными и даже чуть заниженными — ведь маленькому человеку очень важно ощутить уверенность в своих силах. На многих детских спортивных соревнованиях тренеры вводят дополнительные номинации: «За достойное поведение», «За волю к победе», «За красивую игру». Так каждый ребенок получает реальное поощрение своих наилучших качеств.

Помните, что в любом деле главное — спокойное поступательное движение, без сверхзадач и обязательных рекордов. Также надо постараться не обесценивать реальные достижения ребенка и не дать развиться «внутреннему критику», который обязательно появится, если постоянно негативно оценивать успехи ребенка, и тем более — сравнивать его достижения с успехами других детей.

3. Развивайте интеллект и внимательность

Все дети непоседы от природы. Дошкольники активно познают окружающий мир, легко переключаются с одного занятия на другое и ни минуты не сидят на месте. Это нормально, но если не приучить ребенка с раннего детства концентрировать внимание на выполнении одной задачи, потом могут возникнуть трудности с освоением важных навыков и обучением.

Основной метод развития внимания и усидчивости — игровой. Это может быть рисование, лепка, сбор пазлов или помощь по хозяйству: важно, чтобы процесс не утомлял и был интересен. Если через 10-20 минут занятия ребенку стало скучно — не нужно заставлять его продолжать, можно переключиться на другую игру, а к этой вернуться позже. Но постарайтесь в результате доводить каждое дело до конца.

Разумеется, дисциплина, порядок, привычка к определенным ритуалам и режиму дня защищают детскую психику и воспитывают характер. А характер и есть будущая судьба ребенка.

4. Соблюдайте меру в похвалах и наказаниях

Конечно, хвалить ребенка нужно всегда, но не по мелочам, чтобы не пропала ценность поощрения. Важно, чтобы малыш понимал, за какие конкретные действия его хвалят. Не ленитесь объяснять каждый раз, что именно ребенок сделал правильно, и подкреплять похвалу тактильно — приласкать, обнять, поцеловать. Важно донести до ребенка, что объект любви — он сам, а не его успехи и достижения. Только тогда ребенок чувствует себя в безопасности и может развиваться позитивно, без тревожности и эмоционального дискомфорта.

Часто тревожность — это результат неправильной системы поощрений и наказаний. Понятно, что рукоприкладство и игнорирование ребенка в ответ на неправильный поступок в сегодняшнем мире неприемлемы. Гораздо эффективнее работает «разбор полетов», когда вы вместе с ребенком спокойно и поэтапно выясняете, что именно случилось, и вместе ищите пути исправления ошибки. Только так ребенок может сам нащупать верную модель поведения, а вы не потеряете авторитет в его глазах и останетесь для малыша мудрым советчиком и верным другом — ведь друзья друг друга не наказывают.

5. Прислушайтесь к советам педагогов

В отличие от родителей, которые безоговорочно любят своего ребенка, педагоги и тренеры воспринимают его со стороны, а значит, более объективно. Хороший воспитатель увлечен своей работой и мотивирован на рост своих учеников в той области, которую представляет. Он всегда разработает лучший план обучения для каждого воспитанника, которому родители и ребенок должны неукоснительно следовать, чтобы получить желаемый результат.

Одна из важнейших задач, которую решают тренеры и воспитатели, и которая редко решается в семье — научить ребенка мириться с неудачами и идти дальше. Уметь проигрывать так же важно как уметь побеждать, и профессионалы учат этому лучше, чем близкие родственники.

Воспитывая характер и развивая интеллект ребенка, наверное, важнее всего помнить, что дети есть дети, и развитие мышления это не только обучение математике и иностранным языкам, а физическое развитие — не только спортивные победы и выигранные кубки и грамоты. Полноценное развитие дает ребенку только познание мира во всех его красках и проявлениях, полноценное общение со сверстниками, шумные игры, а также ссадины, синяки и ошибки, на которых все мы учимся независимо от возраста.

  • Уроки сопереживания: как развить эмоциональный интеллект у ребенка
  • Будь добр: как воспитать в ребенке привычку помогать
  • Поколение тревожных родителей. Как не отбить вкус к жизни у своего ребенка

Чтобы понять, как найти общий язык с ребёнком, нужно знать особенности, характерные для его возраста. Для детей дошкольного и раннего школьного возраста родные всё ещё являются главными людьми в жизни. Но только при условии доверительных отношений, можно рассчитывать на полное взаимопонимание.

15 марта 2018

Что нужно знать родителям

В процессе воспитания чада нужно придерживаться единственного стиля поведения. Нельзя сначала терпеть и прощать все шалости, а потом резко подключать «кнут» и наказывать за малейшие проступки.

Чтобы понять, как найти общий язык с ребёнком, нужно уделять общению с ним как можно больше времени

Основой взаимодействия в семье должна стать ласка, спокойствие и понимание. Чтобы дитя чувствовало себя в безопасности, взрослым нужно знать следующее:

  • Проявление своих эмоций – это нормальный процесс для детей. Не следует подавлять этого в них. Каждая эмоция должна быть выслушана и разобрана.
  • Дополнительная порция внимания и ласки способна свести к минимуму капризы и проявления вредности.
  • Постоянные запреты чреваты скоплением нереализованной энергии, и её выходом в самый неожиданный момент.
  • Расстроенные мама и папа — это уже наказание для ребёнка, не следует его сильно ругать за проступки.

Разговор — самый действенный способ найти компромисс между взрослыми и детьми. Нужно больше общаться, совместно разбирать проблемы и искать пути их решения.

Как вести себя со своим ребёнком 6-10 лет

Чтобы установить уважительные и доверительные отношения с ребёнком 6–10 лет, нужно придерживаться определённой манеры поведения и общения с ним:

  • Слушать и слышать. Основной показатель проявления родительского внимания – это постоянный интерес к жизни детей, их радостям и проблемам. Умение выслушать, дать свою оценку ситуации и правильный совет – очень важно.
  • Уважать как самостоятельную личность, имеющую право выбора. Даже если выбор касается того, когда ему помыть посуду или подготовить уроки.
  • Уделять время на совместные занятия спортом, путешествия, хобби, походы в кино и т. д. Чем больше времени взрослые и дети проводят вместе, тем более доверительными и близкими становятся их отношения.
  • В стремлении научить ребёнка правильным поступкам нужно обозначать свои ожидания от него. Не стоит порицать его за то, что он разбросал свои вещи, лучше скажите, что хотите порядка в его комнате.
  • Творческие работы детей требуют не просто оценки взрослого, а развёрнутого комментария, который покажет подлинный интерес к творению. При этом нельзя хвалить и восторженно восклицать при виде работ, которые явно далеки от шедевров.
  • Разбирать причины плохих школьных оценок. Не всегда дело в детской лени или необязательности, зачастую ребёнок просто не понял материала, и ему нужно помочь.

Каждый человек, а дети в особенности, нуждаются в понимании, внимании и заботе. Только при доброжелательном отношении можно найти общий язык в семье.

Воспитание — сложный процесс, который требует от мамы и папы самодисциплины и терпения. Но если сосредоточится на определённой цели, которую желает достичь родитель при общении с детьми, то задача значительно упрощается.

#статьи

  • 7 ноя 2022

  • 0

Разговоры о важном: как найти общий язык с ребёнком

Как говорить об отношениях с учителями и одноклассниками и рассказывать о трагедиях.

Фото: Frank Herholdt / Getty Images

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что ваше общение с ребёнком стало поверхностным? Часто ли вместо разговоров по душам вы обмениваетесь стандартными: «Как дела в школе?» — «Нормально»?

В этой статье практикующие психологи расскажут о том, почему это происходит и как научиться вести со своим ребёнком доверительные разговоры о важных вещах.

Из материала вы узнаете:

  • какие приёмы помогут построить беседу с ребёнком,
  • как узнать об искреннем отношении школьника к учителям,
  • можно ли подвергать сомнению то, что учитель говорит на уроках,
  • как обсуждать одноклассников, чтобы не подорвать доверие ребёнка,
  • как говорить с детьми о трагедиях.

Универсального рецепта, как разговорить ребёнка, не существует, но психологи дают несколько советов, которые помогут наладить беседу.

Задавайте конкретные вопросы. Дети понимают свои чувства и эмоции не так хорошо, как взрослые. И поэтому абстрактные вопросы типа «Как дела?» могут поставить их в тупик: «О чём именно меня спрашивают? Что нужно ответить?»

Им куда легче будет ответить на конкретные вопросы:

  • Что интересного узнал сегодня на уроках?
  • А что было самым скучным?
  • Что в сегодняшнем дне тебе понравилось? Что не понравилось?
  • Что было весёлого, а что грустного?

Постарайтесь понять, какой уровень общительности у ребёнка. Все дети очень разные. Кто-то любит болтать, а для других разговоры по душам — мучение.

«Если ребёнок плохо выражает мысли и чувства словами, то его попытки вызывают разочарование у него самого, а ещё он видит, что его ответами недовольны родители, и это тоже страшно расстраивает. Поэтому важно знать, насколько ваши дети общительны, и учитывать их особенности. Для кого-то ответ „нормально“ — это хороший, развёрнутый ответ».

Доверие — это самое важное условие эффективного общения между ребёнком и родителем. А поддержание доверия — это работа, которая требует сил и времени.

Разговаривайте с ним понемногу, но регулярно — постепенно он станет более открытым с вами. Не обязательно сразу выводить его на обсуждение каких-то щепетильных для вас обоих тем. Интересуйтесь его хобби, увлечениями, спрашивайте, что он чувствует.

Главное — не обесценивайте. Даже если вам вдруг покажется, что он расстраивается из-за ерунды, ни в коем случае не говорите ему об этом. Вспомните себя в его возрасте — наверняка вам тоже было обидно, когда вы делились своими переживаниями со взрослыми, а они отмахивались и просили «не переживать на пустом месте».

Не бойтесь показаться глупым, если не разбираетесь в играх или дорамах. Просите ребёнка рассказать подробнее, задавайте вопросы — это сблизит вас.

Чтобы налаживать доверительные отношения, создавайте атмосферу, располагающую к этому: можно вместе посмотреть фильм, сходить на пикник или в музей. Не нужно устраивать ребёнку допрос, в такой атмосфере и он, и вы будете чувствовать себя неловко.

«Если не вести эту работу с детства, наладить доверие в подростковом возрасте будет трудно: подростки становятся закрытыми, чтобы демонстрировать свою автономию. Им вовсе не всегда хочется делиться тем, что на душе. Они даже могут воспринять внезапное повышенное внимание как угрозу».

Учителя для детей — значимые, авторитетные взрослые, и ребёнку бывает сложно рассказать об их отношениях что-то, что ему не нравится. Однако от того, насколько ученику комфортно общаться с учителем, зависит его успеваемость.

«Очень важно уметь слушать. Часто дети сами рассказывают о том, что говорит им учитель и как ведёт себя. Внимательный родитель может услышать в этом рассказе чрезмерную критику или скрытую агрессию. Конечно, чаще всего учитель не хочет обидеть ребёнка и не имеет в виду ничего плохого. Но дети чувствительны, их легко ранить, поэтому не стоит игнорировать такие рассуждения».


Постарайтесь очертить для ребёнка грани дозволенного: пусть он знает, что можно и что нельзя в общении с ним. Например, нельзя повышать голос и использовать физическое насилие.

Если из рассказа понятно, что ребёнок совершил ошибку в общении с учителем и за это был наказан, то важно сказать ему об этом. Но не когда он в аффекте после пережитого конфликта. Сначала поддержите ребёнка, а потом, когда он успокоился и готов услышать, можно напомнить о границах и приемлемом поведении.

И ещё очень важно почаще озвучивать: «Я всегда на твоей стороне. Если что-то случилось — расскажи мне, я тебе помогу».

Также родителю стоит научиться и самому заводить разговор на такую неудобную тему. Хороший вопрос — это открытый вопрос. Не тот, на который можно ответить «да» или «нет».

Неправильно: «Как ты думаешь, хороший учитель Ирина Петровна?»

Правильно: «Как тебе Ирина Петровна? Как ты с ней себя чувствуешь?»

Тогда ответ может получиться обширным и можно узнать, что в одних ситуациях с ней интересно, в других — скучно, а в третьих — страшно.

«Поговорите с ребёнком о том, что учителя тоже ошибаются, могут неправильно себя повести или воспользоваться своим положением (при этом делают они это не всегда специально).

Например, некоторые учителя говорят громким и строгим голосом и сами не замечают этого. Многие дети это воспринимают нормально, но особо чувствительные — боятся. Они думают, что учитель злится, что их сейчас будут ругать.

И помните: нет ничего дурного в том, чтобы рассказать учителю об особенностях ребёнка и попросить обратить внимание на некоторые ситуации. Учителям можно и нужно давать обратную связь — она делает их работу лучше. В конце концов, в школу ходят, чтобы учиться и дружить. И дети должны себя чувствовать здесь уютно и безопасно».

Учитель — это, конечно, авторитет. Но как быть, если вы как родитель не согласны с точкой зрения, которую транслируют в школе?

Ни в коем случае не пытайтесь ребёнку навязать своё мнение.

Важно донести, что в обществе есть разные точки зрения, и быть несогласным — нормально, при этом разность мнений не делает людей врагами. Расскажите, что есть другая сторона вопроса, приведите доводы, почему вам кажется, что правы именно вы. Спросите у ребёнка, что он думает по этому поводу.

Постарайтесь научить его:

  • рассуждать,
  • анализировать и проверять информацию,
  • в споре опираться на аргументы, а не на своё или чьё-либо личное мнение,
  • критиковать аргументы оппонента, но не его самого,
  • не переходить на личности,
  • уважать чужие границы.

«Наша задача не научить ребёнка идти в глухую оборону по принципу „а мой папа сказал, что вы неправы“, а показать ему, как анализировать информацию, формировать собственное мнение и отстаивать его».


Чтобы ребёнок развивал этот навык, можно устраивать дебаты дома. Во время этих споров придерживайтесь перечисленных выше правил об уважении границ и мнения оппонента, но при этом можно «подкидывать» разные противоречащие друг другу аргументы.

Постепенно это научит ребёнка соотносить факты, выявлять логические ошибки, принимать разные точки зрения и вырабатывать мнение, подкреплённое аргументами. Развивайте кругозор ребёнка, чтобы в дискуссии он мог использовать разные источники.

Отношения со сверстниками — ещё один важный, но щепетильный вопрос, который нужно научиться обсуждать с детьми.

Кадр: фильм «Матильда» / TriStar Pictures

Одна из главных ошибок здесь — взрослые часто не просто интересуются отношениями ребёнка с одноклассниками, но и лезут с непрошеными советами.

Но, как и в общении с любым человеком, советы могут быть не к месту. Поэтому важно притормозить и спросить себя: «А правда ли ребёнок нуждается в моём совете? Какую реакцию он на самом деле хочет получить?» Ведь если запроса нет, ваш прекрасный, ценный совет просто не будет услышан.

Можно спросить самого ребёнка: «Тебе нужно просто посочувствовать или я могу чем-то помочь?» Часто детям не нужна помощь, им важно просто разделить эмоции, услышать «Это здорово!» или «Это очень печально».

Если есть запрос обсудить, обдумать ситуацию, можно задать ребёнку наводящие вопросы:

  • А что ты об этом думаешь?
  • Как ты считаешь, герой твоего рассказа поступил правильно?
  • Как думаешь, почему он так поступил? Что он чувствовал?
  • А как бы ты поступил в этой ситуации?

«Если вы не одобряете поведение ребёнка, об этом важно говорить, но без жёсткости. Указывать на то, что недопустимо, и объяснять, почему вы считаете такое поведение недопустимым. Но помните, что критика друзей, оценочные суждения, догматизм не принесут пользы — ребёнок закроется и не будет делиться с вами тем, что на душе».


Важно понимать, что доверие детей к родителям не даётся по умолчанию. Оно — производная тех отношений, которые вы поддерживаете в вашей семье. Чтобы определить, можете ли вы рассчитывать на доверие ребёнка, сделайте небольшую самопроверку.

«Спросите себя, что услышит ребёнок, если поделится с вами искренне тем, что он думает. Например, представьте, что он говорит: „Математичка — дура!“ Что вы ему скажете? К сожалению, часто в такие моменты мы не пытаемся вникнуть в ситуацию, а сразу встаём в позицию более старшего, более мудрого человека и начинаем осуждать или читать мораль. Ребёнок понимает, что его не услышали, и в будущем уже не станет делиться своими мыслями.

Ещё один способ: представьте себе, что на месте ребёнка — ваш друг, который рассказывает вам искренне о ситуации на работе. Стали бы вы ему читать мораль, стыдить его? Захочется ли вашему другу после такого ответа делиться с вами важными вещами? Конечно, говорить о морали, оценивать поведение — это работа родителя, без этого никак. Но попробуйте сделать это мягче, не в лоб, без осуждения».

Много методик продуктивного общения описано в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Авторы: Адель Фабер, Элейн Мазлиш
Изображение: издательство «Эксмо»

Никакие социальные потрясения не происходят незаметно для детей, на них, точно так же как и на нас, сыпятся новости из каждого утюга… Однако взрослые часто не находят слов или боятся обсуждать происходящее, прячась за традиционным «Тебе ещё рано, вырастешь — поймёшь». В итоге дети могут чувствовать, что родители не доверяют им.

Прежде чем завести разговор на сложную тему, убедитесь, что вы эмоционально готовы говорить и отвечать на вопросы (даже на самые примитивные). Если вы эмоционально переживаете ситуацию и знаете, что у вас может случиться срыв, приступ тревоги или паники, лучше передайте разговор другому родителю или специалисту, который сможет вести диалог спокойно.

«Постарайтесь найти баланс. Да, игнорировать ситуацию нельзя, но не уходите в катастрофизацию. Не надо транслировать ребёнку, что мир рушится, даже если вам самим сейчас кажется именно так.

Постройте общение исходя из возраста ребёнка. Со старшими подростками можно говорить более открыто, а детям младшего школьного возраста достаточно поддерживающих фраз, произнесённых уверенным тоном: „Да, всё это непросто, но мы вместе, и мы обязательно справимся“, „Я знаю, что ты будешь скучать по друзьям, но сейчас так нужно“».

«Постарайтесь по возможности оградить ребёнка от потока информации, которую он не сможет переварить. Хотя бы дома. Если ребёнок не спрашивает напрямую — возможно, не стоит заводить разговор. Вопросы насилия неподъёмны для детской психики.

Если вы не готовы говорить на сложную тему прямо сейчас — это нормально, и важно об этом прямо сказать: „Спасибо, что спросил, я сейчас не могу сразу ответить, мне нужно подумать“. Это позволяет ребёнку почувствовать, что вы с уважением относитесь к его вопросу.

Если разговор всё-таки предстоит — важно говорить безоценочно. Рассказать о фактах и о том, как вы лично к ним относитесь, о своих эмоциях. Попробовать описать причины происходящего и успокоить ребёнка: объяснить, почему не стоит бояться, какие есть гаранты безопасности. Например, несколько лет назад школьники обсуждали пожар в „Зимней вишне“. Тогда мы говорили о том, что это действительно страшно. Но пожары — это реальность, к сожалению, они возникают. Но мы можем обезопасить себя, изучив схему эвакуации».


Конечно, не следует описывать детям всю глубину того, как взрослые переживают социальные катастрофы, — дети этого просто не вынесут, не вместят. Но говорить о том, что вы не равнодушны, что понимаете их волнение и тоже волнуетесь, можно и нужно. И нужно говорить о поддержке, о том, что вы рядом и вместе преодолеете любые трудности.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Добавить комментарий