- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфемный разбор
- Корень и однокоренные (родственные) слова
Корень – это основная часть слова без приставок и суффиксов, в ней заключен смысл слова. Графически корень выделяют с помощью дуги .
Корень может состоять из одной, двух и более букв:
Бить, лить, пью, икра, мелок, снежинка, баран
В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).
Кофе, кофемолка, электрокофеварка
Слова с несколькими корнями называют сложными.
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.
Например:
ленточка (лента, ленточный)
подвязка (завязать, связка)
красный (краснота, прекрасный)
Однокоренные слова
Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.
Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:
Сказание, рассказывать, сказочно
Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:
Книга – книжный, заря – зо́ри
Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!
Например: родственными не являются слова белый и белка, гора и горит. Корни у них одинаковые, но смысл в них заключен разный.
Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!
Советуем посмотреть:
Однокоренные слова и формы слова
Сложные слова
Окончание
Основа слова
Приставки и их значения
Суффикс
Морфемный разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 41,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 162,
Полякова, Учебник
Упражнение 43,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 49,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 63,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 69,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 116,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 120,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 122,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 141,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 82,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 126,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 54,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 179,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 73,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 116,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 189,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 190,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 82,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 101,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 57,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 60,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 76,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 77,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 78,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 89,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 60,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 448,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение ЗСП-3,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-5,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-12,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 80,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 41,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 16 стр. 56 – 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 111,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 23,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 51,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 95,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 149,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 375,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 26,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 21,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.
Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.
Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род
Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.
Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
-
- лист — листик — листочек — листать
- висит — виснет — зависнет — провис
- С корнем -кот-: кот, котёнок.
- С корнем -дуб-: дуб, дубок.
- С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
- С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
- С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
- С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
- С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
- С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
- С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
- С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
- С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
- Слон, слоновый, слониха
- Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
- Кормить, кормушка, корм.
- Летать — лётчик, лётный.
- Город, городской.
- Дом — домашний.
- -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
- -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
- -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
- -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
- -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
- гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
- лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
- Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
- Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —
плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Корень - это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.
Как найти корень в слове?
- Подберите к слову как можно больше родственных слов.
- Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.
Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.
- снег — снега — снеговик
- мороз — морозы — морозить
- ложка — ложечка
- рукавчик — рукава
- гриб — грибок
- рыбка — рыба
- куст — кусты
- холод — холода
- дождь — дожди
- шубка — шуба
- берёзка — береза
- травка — трава.
Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-
Однокоренные слова к слову «ветка»:
- веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
- веточный, ветвистый, ветвяной;
- ветвисто;
- ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.
P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.
Тест на тему «Однокоренные слова»
Однокоренные слова %%score%% из %%total%% правильно
Корень
- 1. Корень – главная морфема
- 2. Родственные или однокоренные слова
- 3. Как найти корень слова
- 4. Основные определения
п.1. Корень – главная морфема.
Корень – это обязательная морфема в каждом слове, его главная часть. Нет слов без корня, он входит в основу любого слова. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (белый, беленький, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением «цвета снега или мела, светлый», а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, чернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением – «цвета сажи, угля, тёмный».
п.2. Родственные или однокоренные слова
В русском языке от одного корня может быть образовано множество слов. Эти слова называют родственными или однокоренными. Для однокоренных слов корень является общей частью, которая у всех этих слов имеет одинаковое лексическое значение. Например: лес, лесник (тот, кто следит за лесом), лесок (маленький лес), лесной (относящийся к лесу); носить, носильщик (тот, кто носит), носилки (то, на чём носят).
В составе однокоренных слов могут быть: 1) другие корни: водонос; 2) приставки: взнос; 3) суффиксы: ношение.
Слова, в составе которых есть несколько корней, называются сложными: железнодорожный, водогрязелечение.
Слова лес , леса, лесу, (о) лесе; ношу, носишь, носят не являются родственными: они имеют общий корень и одно и то же значение, это формы одного слова.
п.3. Как найти корень слова
Чтобы найти в слове корень, необходимо:
– подобрать к слову однокоренные (родственные) слова;
– сопоставить ряд родственных слов и выделить в них наименьшую общую часть – корень.
Например: ход, ходить, выход, проход, переходить – корень -ход-; весёлый, веселиться, веселье, весело, развеселить — корень -весел-//-весёл-.
– обозначить корень значком: .
При выделении корня следует подбирать однокоренные слова так, чтобы корень был представлен в них всеми своими возможными вариантами: свет, светить, освещение, просвечивать.
п.4. Основные определения
Корень – обязательная морфема в каждом слове, общая часть однокоренных слов с одинаковым лексическим значением.
Однокоренные (родственные) слова – слова, содержащие один общий корень и имеющие сходство в значении слова.
Сложные слова – слова с несколькими корнями.
Формы слова – варианты одного и того же слова, выражающие различные грамматические значения.
Содержание
- Что такое корень слова?
- Содержание:
- Как найти корень в слове?
- Что такое однокоренные слова? Написание корня в однокоренных словах
- Слово без корня
- Что такое корень слова?
- Корень — главная морфема
- Корень в составе различных слов
- Как определить корень в слове?
- Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
- Корень слова что такое и как его найти
- Определение корня слова онлайн
- Что такое корень в русском языке
- Как определить корень в слове
- Определить корень слова онлайн
- Примеры нахождения корня в словах
- Заключение
- Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
- Окончание
- Основа
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Постфикс
- Самая важная рекомендация
- Полезные материалы по теме
- Заключение
- Как разбирать слова по составу
- Как научить ребенка разбирать слова по составу?
- Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Окончание
- Основа слова
- Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
- Проверь свои знания
- Тест «Состав слова»
- Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
- Схема морфемного разбора слова
- Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
- покупка
- пришкольный
- расцветают
- Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
- Самые распространённые приставки русского языка:
- Самые распространённые с уффиксы имен существительных
- Суффиксы прилагательных
- Суффиксы глаголов
- Пятое — обязательная тренировка.
- Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
- Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
- Тропа — …………………………………………………………………………
- Тепло — …………………………………………………………………………
- качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
- Сырой — ………………………………………………………………………….
- Стекло — …………………………………………………………………………
- Стена — …………………………………………………………………………..
- Заходите также в Книжную лавкуза полезными книгами!
Что такое корень слова?
Содержание:
Корень – это главная значимая морфема, в которой заключено значение родственных слов.
Как найти корень в слове?
Чтобы найти в слове корень, нужно выделить окончание, изменив слово, затем обозначить основу, приставки, суффиксы, при этом подбирая однокоренные слова.
Та часть слова, которая останется неделимой, и будет корень.
Чтобы подобрать именно родственные слова, нужно в каждом слове определить значение.
Что такое однокоренные слова? Написание корня в однокоренных словах
Однокоренными называются слова с одинаковым корнем.
В русском языке имеется ряд правил по написанию корней:
Орфограмма
Пример
Безударные гласные корня проверяются ударением
Делово́й – де́ло; смотреть – смотр
При написании непроверяемых согласных и гласных нужно:
Чередующиеся гласные в корне ударением не проверяются
лаг – лож (перед г пишется а, перед ж – о); Полагать – приложу. раст – рос (перед ст, щ пишется а,
искл
.: росток, отрасль, Ростов); Растение – выращенный. бир – бер, дир – дер, мир – мер, Подбирать – подберу, раздирать – раздеру.
стил – стел, пир – пер, тер – тир (пишется а, если после корня стоит суффикс а);
Подстилать – стелить, подпирать – подпереть, растер – растирать. кос – кас (пишется а, если после корня стоит суффикс а, о – если суффикса нет); Касаться – коснуться. гор – гар (в безударном – о, а – под ударением) Разгореться – нагар.
Слово без корня
В русском языке есть слово без корня: вынуть.
Глагол образован так же, как слова двинуть, гнуть, но в указанных лексемах корни сохранились, а в слове вынуть отсутствует.
Источник
Что такое корень слова?
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран илище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ничество;
Общей частью этого ряда однокоренных слов является часть лес-, которую назовем корнем.
Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
Источник
Корень слова что такое и как его найти
Известно, что корень бывает у растений, у зубов, но что такое корень слова в русском языке? Разобраться в этом можно на примере из природы.
Учащимся второго класса можно для начала задать вопрос: зачем нужен корень цветку? Это основа, поддержка, стержень, то без чего он не может жить. Так и в русском языке, в словах есть основа, которая и составляет их смысл.
Определение корня слова онлайн
Что такое корень в русском языке
Возвращаясь к теме, можно вывести определение: корень – это важная часть слова, объединяющая родственные слова, их единый знаменатель, заключающий в себе главный смысл. Если у слов один корень – они однокоренные.
Следует знать, что встречаются корни, которые пишутся идентично, но имеют разное значение. Для того чтобы выделить рассматриваемую морфему, над словом от первой до последней буквы корня нужно провести дугу.
Как определить корень в слове
Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».
При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.
В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.
Определить корень слова онлайн
На специальных сайтах делается составной разбор слова, и это значит, что определить корень слова в режиме онлайн не составит труда.
Найти подробный разбор и описание морфем большинства русскоязычных слов возможно в Интернете на многих ресурсах, например:
Везде достаточно вбить требуемое слово, и программа сделает все за вас. Подобная помощь иногда бывает очень кстати, но обычно корень несложно выделить самостоятельно.
Этому учат детей ещё в начальной школе, а именно во 2 классе, и при правильном объяснении навык выделения основы слова обычно стойко сохраняется на долгие года.
Примеры нахождения корня в словах
В качестве примера, проведем несколько морфемных разборов. Чтобы определить, какой в слове корень, подбираем к нему родственные слова.
После этого нужная нам морфема наверняка станет очевидной:
Вокруг – окружность, круг, округа, окружение, кругляш, круговой. Корень круг, приставка во.
Тяжелый – тяжко, тяжеловес, тяжело, тяжба, тяжесть. Корень тяж, суффикс ел, окончание –ый.
Чтобы не запутаться в данной теме, рассмотрим еще один важный момент: в корнях допустимы чередования звуков. Например, гласные: блистательный блестящий. Гласные могут быть беглыми: лён льна. Согласные: молодой моложавый.
Заключение
Для чего в русском языке служит корень? Мы видим, что он много значит для слова помогает понять его происхождение, значение с точки зрения лексики, проверить правильность написания.
В поисках корня мы понимаем, что слово возникло не само по себе, а у него будто есть семья, целая армия родственников. Изучение этой темы поможет лучше уяснить то, как образуются слова и расширить словарный запас.
Источник
Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.
Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).
Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.
Окончание
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Как запомнить, что «чь» – часть корня
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Основа
Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.
Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.
Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.
Корень
Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».
Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.
Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.
А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.
Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.
Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.
А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.
Вывод – корень «богат».
По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.
Приставка
Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».
Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».
Суффикс
Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.
Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».
«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.
«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».
Постфикс
Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:
Самая важная рекомендация
Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.
И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Заключение
Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.
Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.
Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.
Источник
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
пришкольный
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Суффиксы прилагательных
Суффиксы глаголов
Полезно помнить:
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Источник
Однокоренные слова
- Однокоренные и родственные слова
- Как найти корень слова
- Образование однокоренных слов
- Какие слова не относятся к однокоренным
- Однокоренные слова и формы слова
Однокоренные слова — это слова с общим смысловым корнем разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами. Например:
- однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи:
Существительное Прилагательное Глагол Наречие скорость скоростной ускоряться скоро бег беговой бегать бегом веселье весёлый веселить весело - однокоренные слова одной части речи, отличающиеся приставками и суффиксами:
гулять, загулять, прогуливать, выгуливать;
бег, пробежка, бегун.
Однокоренные и родственные слова
Родственные слова — это слова, которые имеют общий корень, могут принадлежать к разным частям речи, но всегда близкие по смыслу. Например, слово глаз
и слово глазеть
являются родственными, так как имеют общий корень глаз–
, но одно является существительным, а другое – глаголом. Их общее значение связано со зрением.
Даже если в корне слова происходит чередование букв
книга — книжка,
снеговик — снежок,
узнать родственные слова можно по общему значению.
Поскольку родственные слова произошли от одного корня, то их называют также однокоренными, то есть словами с одним корнем. Например, слова
подлесок, лесник, лесной
произошли от слова лес
, и корень у них общий — лес
.
Как найти корень слова
Корень — это главная часть слова, в которой заключается общий смысл всех однокоренных слов.
Для того чтобы найти корень, необходимо определить неизменяемую часть слова. Это часть слова, которая остается, если отбросить приставку, суффикс и окончание. Поможет найти корень подбор родственных слов и выделение у них общей, одинаковой части. Например, в словах:
придомовой, домовитый, домик, домашний
неизменной остается часть дом
— это и есть корень.
Образование однокоренных слов
Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называется словообразованием. Приставки и суффиксы придают слову определённый оттенок, то самое различие, которое изменяет значение слова, не изменяя общий смысл. Например:
кот — котик — котёнок — котяра;
письмо — подпись — надпись — запись.
Какие слова не относятся к однокоренным
- Слова с омонимичными корнями.
Существуют слова, у которых на первый взгляд, одинаковый корень, но они не родственные, и отличаются по значению. Это бывает в случае с омонимичными корнями.
Пример 1.
В слове красный — корень
крас-
, родственные слова: краснеть, красноватый, краснота. Значение — цвет.В слове красота — корень тоже
крас-
, но при этом родственные слова: красивый, красоваться, украшать. И значение совсем другое — эстетичный, приятный для глаз, привлекательный.Пример 2.
В слове водный — корень
вод
, однокоренные слова: вода, водяной, наводнение.— Значение всех слов связано с водой.В слове водит — тоже корень
вод
, однокоренные слова: водить, водитель, поводырь.— Значение всех слов связано с видом деятельности — вести кого-то, что-то.Таким образом, хоть корни и выглядят одинаково, но имеют разное значение, поэтому такие слова — не однокоренные.
- Разные формы одного слова.
Если у слов отличается только окончание и/или формообразующий суффикс, то такие слова – не однокоренные. Это разные формы одного слова.
Например, формы одного слова:
полный — полнее;
конь — коня — кони;
падаю — падал — падала.
Однокоренные слова:
полный — полноватый;
конь — конный — конский;
падаю — падение — падший.
Однокоренные слова и формы слова
Форма слова — это изменение слова без изменения его лексического значения. Однокоренные слова имеют близкие, но не одинаковые значения. Чтобы уметь отличать однокоренные слова от форм слова нужно знать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы — это морфемы, предназначенные для образования новых слов, к ним относятся:
- приставки:
- бабушка — прабабушка;
- гнуть — прогнуть;
- город — пригород;
- суффикс:
- огонь — огонёк;
- ворона — воронёнок;
- рыба — рыбак;
- постфикс:
- смех — смеюсь;
- лень — ленюсь;
- улыбка — улыбаюсь.
Формообразующие морфемы — это морфемы, образующие формы одного и того же слова, к ним относятся:
- окончание:
- зима — зимы, зиме, зиму, зимой;
- синий — синяя, синее, синие;
- белый — белого, белому, белым, белом;
- суффикс прошедшего времени глагола -л-:
- играть — играл;
- бежать — бежал;
- учить — учил;
- суффиксы степеней сравнения прилагательных -е, -ее, -ше:
- тихий — тише;
- слабый — слабее;
- старый — старше;
- суффикс повелительного наклонения глагола -и-:
- отойду — отойди;
- подарю — подари;
- отдохну — отдохни.