Как найти общий язык с ребятами

3554

Школа – это не просто общеобразовательное учреждение, где проводится обучение детей разных возрастов. Получая знания, школьники параллельно формируют свои интересы, развиваются и обретают друзей. Но это удается далеко не каждому ребенку. Став своеобразным «изгоем», он начинает плохо учиться, углубляется в себя, теряет навыки общения. Важно своевременно заметить проблему. Тогда родители могут повлиять на ситуацию, рассказав, как подружиться с одноклассниками.

Содержание

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

В наше время все чаще наблюдается жестокость среди детей дошкольного и школьного возраста. Малейшая ошибка ребенка может стать причиной для буллинга со стороны одноклассников. В лучшем случае они будут обходить стороной «изгоя». В худшем – станут унижать сверстника. Помогать в таком случае должны не только учителя или школьные психологи. Многое зависит от родителей.

Взрослый человек легко по поведению может определить наличие проблемы. Достаточно внимательно присмотреться к признакам:

  • нежелание посещать школу;
  • постоянный поиск возможностей не учиться;
  • нередкие прогулы (актуально для старшеклассников);
  • подавленное настроение;
  • отсутствие желания разговаривать о школе, уроках, школьных буднях, общих развлечениях;
  • резкий отказ от посещения учебного заведения, вплоть до истерики;
  • ребенку не звонит друг из класса;
  • полное одиночество (в свободное время ребенок не гуляет с ребятами из класса, не зовет их в гости, сам не ходит куда-либо);
  • неопределенность в моменты, когда нужно кому-то позвонить, чтобы уточнить информацию о расписании, домашнем задании;
  • плач без причины после прихода из школы.

Все это может говорить о проблемах в общении с одноклассниками. Возможно, ребенка дразнят обидчики, задевая за живое только потому, что он не соответствует их критериям. Относиться к вышеперечисленным признакам стоит серьезно, ведь учителю не всегда под силу повлиять на учащихся, умеющих сейчас создавать видимость хорошего отношения на глазах у взрослых.

Интенсивы по подготовке к региональному этапу ВсОШ

Все, что нужно знать
для победы, за 7 дней!

Кто может стать «отверженным» одноклассниками?

Родители зачастую любят своих детей такими, какие они есть. Для мамы и папы их ребенок – самый красивый, умный, талантливый, послушный на планете. Они готовы прощать все чаду. Но одноклассники делать это точно не будут. Формируя уже на этом этапе социальные группы по интересам, они отвергают определенные типы детей, с которыми никто не хочет дружить.

В школьный коллектив тяжело влиться ребенку, на которого навесили один из ярлыков:

  1. Дурачок, шут или клоун. В каждом классе найдется такой весельчак, который задирает девчонок, передразнивает учителей, срывает уроки нелепыми шутками. Несомненно, с остроумности ребенка посмеются сверстники. Но после звонка на перемену они старательно обходят весельчака стороной. Все потому, что никто не хочет быть другом местного дурачка. А он, в свою очередь, не умеет привлечь к себе внимание должным образом, чтобы одноклассники рассмотрели его в качестве товарища.
  2. Психопат, истеричка. Неуравновешенный человек всегда вызывает неприязнь. Если ребенок бросается книжками и тетрадями в порыве гнева, орет на ребят по нелепым причинам, разражается по мелочам, никто не захочет с ним дружить. Ведь трудно догадаться, на что способен этот «псих».
  3. Заучка. Тех, кто постоянно грызет гранит науки, называют книжным червем или зубрилой. Их не любят сверстники, которые чаще используют самых умных одноклассников в качестве «пособия» для списывания правильных ответов. Кстати, отличники класса зачастую неохотно делятся подобной информацией, чем вызывают еще большую волну негодования со стороны ребят. В свободное от учебы время заучек обходят стороной.
  4. Подлиза. Это тип школьников, пытающихся угодить всем. Они заискивают перед учителями, работниками столовой, техническим персоналом, тренерами и т. д. При этом другу по классу подлиза может отказать в помощи. Ну а что с него можно получить? Куда хуже, если ко всему добавляется склонность к ябедничеству, доносам на одноклассников.
  5. Мамин любимчик. Такие дети чуть что ‒ сразу бегут к родителям, чтобы наябедничать. Чаще всего в школу для выяснения отношений приходит мама (ну, или бабушка). Дружить с такими персонажами никто не хочет.

Если вы заметили у своего ребенка подобные признаки нелюбимчиков класса, не стоит отчаиваться. Мы расскажем, как помочь ему не выбиваться из школьной компании и как найти общий язык с одноклассниками.

3608

Как себя вести, чтобы не стать «отверженным»

Если школьное окружение недовольно вашим ребенком, стоит напомнить ему свод неписаных правил для общения в школе. Каждый человек может наладить отношения со сверстниками, если постарается исправиться.

Что стоит изменить в себе:

  • стать более понимающим, отзывчивым и сердечным (хорошо, если ребенок научится сочувствовать, это заслуживает уважения);
  • быть добрее, щедрее без заискиваний (так ребенок избавится от клейма жадины и подлизы);
  • научиться принимать недостатки других – не каждый может учиться на отлично, быть внимательным и т. д.;
  • демонстрировать честность, искренность (любой друг оценит порыв правды, ведь это лучше, чем дружить с обманщиком);
  • не нужно закатывать истерики и лить попусту слезы, лучше демонстрировать неприступность и гордость (а поплакать можно дома в подушку).

Дети-одногодки ценят в других ответственность, следование обещаниям, решительность и смелость. Если у ребенка есть друг, подруга, стоит донести до него, чтобы он никому не рассказывал секреты, доверенные товарищем (даже вам или учителю).

3609

Чем ребенку может помочь родитель

Когда дело доходит до разногласий на школьной скамье, мало кто рассказывает взрослым о проблемах. Ситуации могут быть разными, они сразу отражаются на поведении детей. Если вы заметили, что дочь или сын стали вести себя иначе, начните говорить о школе, постарайтесь выведать правду. Нужно помогать всеми силами справиться с психологическими последствиями, вызванными неприязнью со стороны одноклассников. Только поведенческие изменения смогут в полной мере стабилизировать атмосферу в классе.

Объясните школьнику, как подружиться в классе с одноклассниками, учитывая ситуативность:

•   Научите ребенка быть самостоятельным

Он должен уметь давать отпор обидчику сам, но уведомить о ситуации можно преподавателя. Если конфликт невозможно разрешить простыми разборками между сверстниками, только тогда спешите на помощь.

•   Выделите достоинства в ситуации, вызывающей дискомфорт у ребенка

Недостатки преподнесите с хорошей стороны. Необходимо говорить чутко, с пониманием. Если проблема в стиле одежды, постарайтесь сделать детский гардероб более современным. Если причина в отсутствии увлечений, отдайте дочку/сына на кружок, который интересует большинство одноклассников.

Возрастные кризисы

Советы от психологов «Коалиции»

•  Подскажите ребенку, как правильно заводить знакомства

Маленький человек еще не понимает, насколько важно мнение окружающих людей, как искать компромиссы, сдерживаться при появлении раздражающих факторов.

•  Ненавязчиво намекните ребенку, что можно поменять тактику поведения

Одноклассники ожидают с его стороны определенных действий и реакций, когда пытаются задеть. Обидчики будут крайне удивлены, если он не расплачется, не начнет истерить, а пройдет мимо с невозмутимым видом.

•  Поддерживайте ребенка в любых ситуациях

Необходимо говорить о своей любви, сочувствии, участии. Интересуйтесь жизнью школьника. Поощряйте его хорошими, ободряющими словами.

•  Расскажите о необходимости иногда отказывать

Отрицательные переживания будут присутствовать в школьной жизни постоянно. Оградить полностью от них не получится. Поэтому ребенок должен уметь говорить «нет», когда одноклассники подстрекают его, просят сделать плохие вещи и т. д.

И, пожалуй, самое важное – взрослые должны понять, когда ситуация заходит крайне далеко. Если ребенка одноклассники вечно унижают, бьют, а безобидные дразнилки перерастают в травлю, нужно реагировать немедленно. Адаптация в коллективе тут уже не поможет. Дело может дойти  до серьезного психологического срыва. Поэтому ограждайте бесповоротно детей от общения с обидчиками. Позвольте им не ходить в школу. А лучше переведите их в другое учебное заведение, начав все с чистого листа, пользуясь всеми негласными правилами. Ведь существовать в коллективе без друга, под постоянным прессингом – невозможно.

27f77fef-868e-4746-af5a-ff3f5d564738

Выводы

Несмотря на то, что в наше время отношения между людьми все больше переходят в интернет, живое общение человеку по-прежнему необходимо, особенно ребенку. Но харизма и умение нравиться людям ‒ редкий дар, большинству детей приходится учиться, как вести себя в коллективе и общаться, чтобы с ними хотели дружить. И без помощи родителей, их советов и поддержки они  могут не справиться. Поэтому очень важно постоянно интересоваться школьной жизнью ребенка, его отношениями с одноклассниками, чтобы он не остался наедине со своими проблемами.

Поделиться в социальных сетях

А вы хотели ходить в школу?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Девушка флиртует с парнемПарни и девушки такие разные. Они не могут обходиться друг без друга, но часто им так трудно друг друга понять. Как найти общий язык с парнями? В действительности все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Основная ошибка многих девушек заключается в том, что они полагают, что мужчины и женщины думают и рассуждают абсолютно одинаково. Но это далеко не так. Итак, как найти общий язык  с парнями?

Разное мышление

Парни и девушки различаются, и объясняется это в первую очередь разным мышлением. Если девушки изначально всегда руководствуются эмоциями, то мужчины, – наоборот, только разумом и логикой. Именно поэтому парни не любят, когда по отношению к ним проявляют жалость и никогда не жалеют никого сами. Они из любой трудной ситуации пытаются найти разумный, рациональный выход. Они не любят, как это делают девушки, по несколько раз обсуждать одну и ту же проблему. Также парни не любят говорить на те темы, которые обычно любят обсуждать девушки. Это, к примеру, косметика, одежда. Мужчинам гораздо интереснее поговорить о компьютерах и машинах. Если это понимать, то найти общий язык с парнями будет гораздо проще.

Особенности дружбы с парнями

Если хочется наладить дружеские отношения с парнем, то нужно понимать его так, как его понимают его друзья мужского пола. Но при этом нужно вести себя так, чтобы дать понять, что, несмотря на дружеские отношения, перед ним, прежде всего, девушка. Чтобы найти общий язык с парнями и понимать их, нужно знать немного и мужскую психологию. Парни часто стараются показаться лучше, сильнее, смелее, чем они есть на самом деле. Они не всегда искренни, рассказывая друг другу о своих победах. Но никогда не стоит на них давить и пытаться в чем-то их переубеждать. Парни сами должны сами признавать свои ошибки. Часто они делают вид, что это их собственные выводы, и девушка, которая подсказала это, вовсе ни при чем. Не стоит в этом их разуверять. Парни не любят, когда развенчивают их собственное представление о себе, как о сильной самостоятельной личности.

Как завоевать доверие

Чтобы определить, где парень говорит правду, а где он преувеличивает, нужно просто внимательно за ним Девушка на прогулке с парнемнаблюдать. Вытягивать их него правду не стоит. Большинство молодых людей не любят, когда к ним пристают с вопросами. Просто нужно дать понять, что в любой ситуации он может попросить помощи, и его всегда поддержат и поймут. И если мужчина уверен в том, что он получит понимание, то обязательно рано или поздно за ним придет.

Как себя вести в компании парней

Часто парни, собравшись своей компанией, обсуждают девушек. Если в этой компании случайно окажется дама, которая претендует на роль подруги, то нужно смириться с этим, и, если не поддерживать разговор, то не мешать им. Некоторые девушки сами принимают участие в таких беседах и охотно комментируют знакомых женщин. На самом деле это не совсем верно. Ведь из подобных разговоров можно почерпнуть много полезной информации для себя самой. Не стоит также обижаться или конфузиться. Тогда парни подумают, что с этой девушкой совершенно ничем нельзя делиться.

Что важно в общении с парнями

Не всем девушкам легко найти общий язык с парнями. Если речь идет о любимом человеке, это бывает проще. Ведь любовь заставляет нас подстраиваться и идти на компромисс. Когда речь заходит о дружбе или простом общении, все бывает гораздо сложнее. Поэтому, если хочется общаться с молодыми людьми, то нужно в их обществе быть немного похожей на них. Парни ценят общение с такими девушками, которые их понимают и хоть немного разделяют их точку зрения. И еще очень важно в общении с парнями оставаться естественной.

Ребенок не дружит с ровесниками: что делать?

09.01.2022

В этой статье:

Когда у ребенка не складываются отношения с ровесниками, у родителей возникает тревога. Ведь если ребенок отличается от сверстников, есть вероятность, что с ним что-то не так и он не сможет найти себе место в жизни. Разберемся в причинах, по которым подросток может выпадать из компании своего возраста и окажем помощь там, где она необходима.

Почему ребенок не дружит с ровесниками?

Обычно дружба со сверстниками не складывается у подростка по следующим причинам.

  • Ребенку не интересно с ровесниками. Интерес – это общие занятия и ценности. Довольно часто трудности с взаимоотношениями возникают у детей, которые находятся в чуждой интеллектуальной среде. Например, ребенок с научными увлечениями находится в среде детей, которых на первом месте волнуют личные отношения полов, популярные блоггеры и герои массовой культуры. Или наоборот: ребенок имеет массовые интересы, но попадает в среду людей, которых объединяет какое-то хобби или направление: робототехника, определенный спорт и т.п. 
  • Ребенок не находит общий язык со сверстниками. Вторая причина – это умение ребенка общаться в коллективе, понимать гласные и негласные правила и вести себя соответственно. Так часто бывает, когда семейная культура и опыт ребенка не совпадает с культурой социальной среды. К примеру, ребенку из религиозной семьи может быть сложно в обычной массовой школе с одноклассниками в подростковом возрасте.
  • Ребенок не адаптировался к смене коллектива. Довольно часто при смене школы и места проживания ребенок оказывается в чуждой среде и не может наладить отношения со сверстниками. Довольно часто при переезде в другой регион или другую страну человек попадает в другой мир. Но иногда такой эффект может возникнуть и при смене школы – ведь культура, отношения в разных школах даже в рамках одного города могут быть совершенно разными.

Для того, чтобы помочь ребенку, важно понять, с чем именно мы столкнулись: ребенок не находит общий язык с ровесниками вообще или с ровесниками в конкретной ситуации. Или же ему вообще сложно строить отношения с людьми и, как бы мы не пытались изменить среду, друзей у него по-прежнему нет. Рассмотрим ситуации разных типов

Ребенок дружит с младшими

Ребенок дружит с теми, кто младше его по возрасту, и ему и правда интересно. Взрослые его хвалят за педагогический талант, умение быть лидером среди малышей. В школе он любит занимать должности вожатого, вести уроки в младших классах и т.п. Само по себе не может не радовать, но если при этом у него нет друзей среди ровесников, мы настораживаемся.

Почему ребенку интересней с младшими, чем с ровесниками?

Если подросток с трудом находит общий язык со сверстниками, конфликтует с одноклассниками, то младшие дети могут быть для него убежищем для самооценки. Ровесники его отвергают, а младшие буквально смотрят в рот, считают авторитетом. Такое поведение нередко сохраняется на всю жизнь, люди становятся учителями и проводят больше времени с учениками, чем с друзьями. В чем здесь проблема?

Главная проблема в том, что младшие намного менее критичны по отношению к такому старшему другу. Он не сталкивается с теми проблемами, которые помогают его ровесникам пострадать, но выработать способы разрешения конфликтов с равным и более сильным.

Что делать родителям, если ребенок дружит с теми, кто младше по возрасту? 

Постараться интегрировать ребенка в мягкое общество ровесников. Возможно, это будет частная школа или клуб, где дети ведут себя более интеллигентно и вежливо чем в обычной школе.

Также имеет смысл проконсультироваться с психологом на тему самооценки ребенка и поработать над ней. Когда ребенок повысит самооценку и уверенность в себе, у него будет меньше страха перед другими подростками и он сможет влиться в коллектив ровесников.

Ребенок дружит со старшими и со взрослыми

Бывает и обратная ситуация: подросток с удовольствием тусуется со взрослыми, а ровесники ему не интересны.

Почему ребенку интересно со взрослыми?

Вообще-то, детям интересно со взрослыми. Другое дело, что не со всеми, и это иногда бывает обидно – понимать, что ты не тот взрослый, с которыми подростку интересно и прикольно.

  • Взрослые люди больше знают и умеют. И если в них есть дух наставничества и они готовы делиться с подростками, то они популярны.
  • Взрослый – это ролевая модель. Если подросток видит взрослого, на которого хочет быть похожим, а этот взрослый готов уделять ему внимание, то подросток будет доволен и счастлив.
  • Бывает, что у подростка проблемы с родителями, либо нет родителей, и тогда взрослый выполняет еще и роль, отчасти похожую на родительскую, то есть поддерживает подростка по жизни.

Что ребенку дают друзья старше него по возрасту?

Возможно, ребенок тянется не к взрослым, а к другим подросткам, которые старше его на несколько лет, а ровесников игнорирует. Так бывает и по случайному совпадению: подобралась компания. Или из-за увлечения: занялся скалолазанием, подружился с ребятами постарше.

Довольно часто старшие подростки или молодые взрослые не проводят серьезной границы между людьми в компании, игнорируют разницу в возрасте 3-5 лет. И таким образом подросток чувствует себя более взрослым, у него жизнь интересней, чем у ровесников с его точки зрения. Для взрослых ребенок 14 и 18 лет – это большая разница, но сам 14ти летний не видит эту разницу или рад, что ему удалось попасть в тусовку, где с ним обращаются как с равным, несмотря на разницу в возрасте.

Старшие друзья детей – как к ним относиться?

Родителей может беспокоить, что более старшие друзья подростка втянут его в занятия не по возрасту. Это разумное опасение и имеет смысл всерьез рассмотреть все возможные последствия.

Для начала имеет смысл познакомиться со старшими друзьями и понять, на чем основана дружба. Довольно часто ребята просто нормально общаются в разновозрастной компании просто на основе общего увлечения, которое сглаживает возрастную разницу. Скажем, многие популярные экстремальные виды спорта объединяют ребят и популярность получают те, кто делает трюки лучше, даже если им меньше лет.

Вы имеете право ставить разумные границы в общении ребенка со старшими друзьями. Скажем, гулять вечером можно, но на неделю уехать в другой город без взрослых – нельзя. Эту ситуацию нужно проговорить со всеми участниками и предложить компромиссное решение.

Если ситуация со взрослыми и старшими друзьями вам кажется опасной в силу их асоциального образа жизни, то вы имеете право ограничить контакты ребенка. И дело не в возрасте, а в тех выборах жизненного пути, которые неприемлемы для вашей семьи.

Когда ребенок не дружит с ровесниками, имеет смысл разобраться в ситуации и понять, нужна ли ему помощь. Иногда имеет смысл помочь ему найти общество сверстников, в котором ему будет интересно и комфортно. А иногда принять то, что у него сложились отношения с людьми младше или старше него по возрасту. Главное, чтобы эти отношения были не вредными для его развития.

#статьи

  • 7 ноя 2022

  • 0

Разговоры о важном: как найти общий язык с ребёнком

Как говорить об отношениях с учителями и одноклассниками и рассказывать о трагедиях.

Фото: Frank Herholdt / Getty Images

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что ваше общение с ребёнком стало поверхностным? Часто ли вместо разговоров по душам вы обмениваетесь стандартными: «Как дела в школе?» — «Нормально»?

В этой статье практикующие психологи расскажут о том, почему это происходит и как научиться вести со своим ребёнком доверительные разговоры о важных вещах.

Из материала вы узнаете:

  • какие приёмы помогут построить беседу с ребёнком,
  • как узнать об искреннем отношении школьника к учителям,
  • можно ли подвергать сомнению то, что учитель говорит на уроках,
  • как обсуждать одноклассников, чтобы не подорвать доверие ребёнка,
  • как говорить с детьми о трагедиях.

Универсального рецепта, как разговорить ребёнка, не существует, но психологи дают несколько советов, которые помогут наладить беседу.

Задавайте конкретные вопросы. Дети понимают свои чувства и эмоции не так хорошо, как взрослые. И поэтому абстрактные вопросы типа «Как дела?» могут поставить их в тупик: «О чём именно меня спрашивают? Что нужно ответить?»

Им куда легче будет ответить на конкретные вопросы:

  • Что интересного узнал сегодня на уроках?
  • А что было самым скучным?
  • Что в сегодняшнем дне тебе понравилось? Что не понравилось?
  • Что было весёлого, а что грустного?

Постарайтесь понять, какой уровень общительности у ребёнка. Все дети очень разные. Кто-то любит болтать, а для других разговоры по душам — мучение.

«Если ребёнок плохо выражает мысли и чувства словами, то его попытки вызывают разочарование у него самого, а ещё он видит, что его ответами недовольны родители, и это тоже страшно расстраивает. Поэтому важно знать, насколько ваши дети общительны, и учитывать их особенности. Для кого-то ответ „нормально“ — это хороший, развёрнутый ответ».

Доверие — это самое важное условие эффективного общения между ребёнком и родителем. А поддержание доверия — это работа, которая требует сил и времени.

Разговаривайте с ним понемногу, но регулярно — постепенно он станет более открытым с вами. Не обязательно сразу выводить его на обсуждение каких-то щепетильных для вас обоих тем. Интересуйтесь его хобби, увлечениями, спрашивайте, что он чувствует.

Главное — не обесценивайте. Даже если вам вдруг покажется, что он расстраивается из-за ерунды, ни в коем случае не говорите ему об этом. Вспомните себя в его возрасте — наверняка вам тоже было обидно, когда вы делились своими переживаниями со взрослыми, а они отмахивались и просили «не переживать на пустом месте».

Не бойтесь показаться глупым, если не разбираетесь в играх или дорамах. Просите ребёнка рассказать подробнее, задавайте вопросы — это сблизит вас.

Чтобы налаживать доверительные отношения, создавайте атмосферу, располагающую к этому: можно вместе посмотреть фильм, сходить на пикник или в музей. Не нужно устраивать ребёнку допрос, в такой атмосфере и он, и вы будете чувствовать себя неловко.

«Если не вести эту работу с детства, наладить доверие в подростковом возрасте будет трудно: подростки становятся закрытыми, чтобы демонстрировать свою автономию. Им вовсе не всегда хочется делиться тем, что на душе. Они даже могут воспринять внезапное повышенное внимание как угрозу».

Учителя для детей — значимые, авторитетные взрослые, и ребёнку бывает сложно рассказать об их отношениях что-то, что ему не нравится. Однако от того, насколько ученику комфортно общаться с учителем, зависит его успеваемость.

«Очень важно уметь слушать. Часто дети сами рассказывают о том, что говорит им учитель и как ведёт себя. Внимательный родитель может услышать в этом рассказе чрезмерную критику или скрытую агрессию. Конечно, чаще всего учитель не хочет обидеть ребёнка и не имеет в виду ничего плохого. Но дети чувствительны, их легко ранить, поэтому не стоит игнорировать такие рассуждения».


Постарайтесь очертить для ребёнка грани дозволенного: пусть он знает, что можно и что нельзя в общении с ним. Например, нельзя повышать голос и использовать физическое насилие.

Если из рассказа понятно, что ребёнок совершил ошибку в общении с учителем и за это был наказан, то важно сказать ему об этом. Но не когда он в аффекте после пережитого конфликта. Сначала поддержите ребёнка, а потом, когда он успокоился и готов услышать, можно напомнить о границах и приемлемом поведении.

И ещё очень важно почаще озвучивать: «Я всегда на твоей стороне. Если что-то случилось — расскажи мне, я тебе помогу».

Также родителю стоит научиться и самому заводить разговор на такую неудобную тему. Хороший вопрос — это открытый вопрос. Не тот, на который можно ответить «да» или «нет».

Неправильно: «Как ты думаешь, хороший учитель Ирина Петровна?»

Правильно: «Как тебе Ирина Петровна? Как ты с ней себя чувствуешь?»

Тогда ответ может получиться обширным и можно узнать, что в одних ситуациях с ней интересно, в других — скучно, а в третьих — страшно.

«Поговорите с ребёнком о том, что учителя тоже ошибаются, могут неправильно себя повести или воспользоваться своим положением (при этом делают они это не всегда специально).

Например, некоторые учителя говорят громким и строгим голосом и сами не замечают этого. Многие дети это воспринимают нормально, но особо чувствительные — боятся. Они думают, что учитель злится, что их сейчас будут ругать.

И помните: нет ничего дурного в том, чтобы рассказать учителю об особенностях ребёнка и попросить обратить внимание на некоторые ситуации. Учителям можно и нужно давать обратную связь — она делает их работу лучше. В конце концов, в школу ходят, чтобы учиться и дружить. И дети должны себя чувствовать здесь уютно и безопасно».

Учитель — это, конечно, авторитет. Но как быть, если вы как родитель не согласны с точкой зрения, которую транслируют в школе?

Ни в коем случае не пытайтесь ребёнку навязать своё мнение.

Важно донести, что в обществе есть разные точки зрения, и быть несогласным — нормально, при этом разность мнений не делает людей врагами. Расскажите, что есть другая сторона вопроса, приведите доводы, почему вам кажется, что правы именно вы. Спросите у ребёнка, что он думает по этому поводу.

Постарайтесь научить его:

  • рассуждать,
  • анализировать и проверять информацию,
  • в споре опираться на аргументы, а не на своё или чьё-либо личное мнение,
  • критиковать аргументы оппонента, но не его самого,
  • не переходить на личности,
  • уважать чужие границы.

«Наша задача не научить ребёнка идти в глухую оборону по принципу „а мой папа сказал, что вы неправы“, а показать ему, как анализировать информацию, формировать собственное мнение и отстаивать его».


Чтобы ребёнок развивал этот навык, можно устраивать дебаты дома. Во время этих споров придерживайтесь перечисленных выше правил об уважении границ и мнения оппонента, но при этом можно «подкидывать» разные противоречащие друг другу аргументы.

Постепенно это научит ребёнка соотносить факты, выявлять логические ошибки, принимать разные точки зрения и вырабатывать мнение, подкреплённое аргументами. Развивайте кругозор ребёнка, чтобы в дискуссии он мог использовать разные источники.

Отношения со сверстниками — ещё один важный, но щепетильный вопрос, который нужно научиться обсуждать с детьми.

Кадр: фильм «Матильда» / TriStar Pictures

Одна из главных ошибок здесь — взрослые часто не просто интересуются отношениями ребёнка с одноклассниками, но и лезут с непрошеными советами.

Но, как и в общении с любым человеком, советы могут быть не к месту. Поэтому важно притормозить и спросить себя: «А правда ли ребёнок нуждается в моём совете? Какую реакцию он на самом деле хочет получить?» Ведь если запроса нет, ваш прекрасный, ценный совет просто не будет услышан.

Можно спросить самого ребёнка: «Тебе нужно просто посочувствовать или я могу чем-то помочь?» Часто детям не нужна помощь, им важно просто разделить эмоции, услышать «Это здорово!» или «Это очень печально».

Если есть запрос обсудить, обдумать ситуацию, можно задать ребёнку наводящие вопросы:

  • А что ты об этом думаешь?
  • Как ты считаешь, герой твоего рассказа поступил правильно?
  • Как думаешь, почему он так поступил? Что он чувствовал?
  • А как бы ты поступил в этой ситуации?

«Если вы не одобряете поведение ребёнка, об этом важно говорить, но без жёсткости. Указывать на то, что недопустимо, и объяснять, почему вы считаете такое поведение недопустимым. Но помните, что критика друзей, оценочные суждения, догматизм не принесут пользы — ребёнок закроется и не будет делиться с вами тем, что на душе».


Важно понимать, что доверие детей к родителям не даётся по умолчанию. Оно — производная тех отношений, которые вы поддерживаете в вашей семье. Чтобы определить, можете ли вы рассчитывать на доверие ребёнка, сделайте небольшую самопроверку.

«Спросите себя, что услышит ребёнок, если поделится с вами искренне тем, что он думает. Например, представьте, что он говорит: „Математичка — дура!“ Что вы ему скажете? К сожалению, часто в такие моменты мы не пытаемся вникнуть в ситуацию, а сразу встаём в позицию более старшего, более мудрого человека и начинаем осуждать или читать мораль. Ребёнок понимает, что его не услышали, и в будущем уже не станет делиться своими мыслями.

Ещё один способ: представьте себе, что на месте ребёнка — ваш друг, который рассказывает вам искренне о ситуации на работе. Стали бы вы ему читать мораль, стыдить его? Захочется ли вашему другу после такого ответа делиться с вами важными вещами? Конечно, говорить о морали, оценивать поведение — это работа родителя, без этого никак. Но попробуйте сделать это мягче, не в лоб, без осуждения».

Много методик продуктивного общения описано в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Авторы: Адель Фабер, Элейн Мазлиш
Изображение: издательство «Эксмо»

Никакие социальные потрясения не происходят незаметно для детей, на них, точно так же как и на нас, сыпятся новости из каждого утюга… Однако взрослые часто не находят слов или боятся обсуждать происходящее, прячась за традиционным «Тебе ещё рано, вырастешь — поймёшь». В итоге дети могут чувствовать, что родители не доверяют им.

Прежде чем завести разговор на сложную тему, убедитесь, что вы эмоционально готовы говорить и отвечать на вопросы (даже на самые примитивные). Если вы эмоционально переживаете ситуацию и знаете, что у вас может случиться срыв, приступ тревоги или паники, лучше передайте разговор другому родителю или специалисту, который сможет вести диалог спокойно.

«Постарайтесь найти баланс. Да, игнорировать ситуацию нельзя, но не уходите в катастрофизацию. Не надо транслировать ребёнку, что мир рушится, даже если вам самим сейчас кажется именно так.

Постройте общение исходя из возраста ребёнка. Со старшими подростками можно говорить более открыто, а детям младшего школьного возраста достаточно поддерживающих фраз, произнесённых уверенным тоном: „Да, всё это непросто, но мы вместе, и мы обязательно справимся“, „Я знаю, что ты будешь скучать по друзьям, но сейчас так нужно“».

«Постарайтесь по возможности оградить ребёнка от потока информации, которую он не сможет переварить. Хотя бы дома. Если ребёнок не спрашивает напрямую — возможно, не стоит заводить разговор. Вопросы насилия неподъёмны для детской психики.

Если вы не готовы говорить на сложную тему прямо сейчас — это нормально, и важно об этом прямо сказать: „Спасибо, что спросил, я сейчас не могу сразу ответить, мне нужно подумать“. Это позволяет ребёнку почувствовать, что вы с уважением относитесь к его вопросу.

Если разговор всё-таки предстоит — важно говорить безоценочно. Рассказать о фактах и о том, как вы лично к ним относитесь, о своих эмоциях. Попробовать описать причины происходящего и успокоить ребёнка: объяснить, почему не стоит бояться, какие есть гаранты безопасности. Например, несколько лет назад школьники обсуждали пожар в „Зимней вишне“. Тогда мы говорили о том, что это действительно страшно. Но пожары — это реальность, к сожалению, они возникают. Но мы можем обезопасить себя, изучив схему эвакуации».


Конечно, не следует описывать детям всю глубину того, как взрослые переживают социальные катастрофы, — дети этого просто не вынесут, не вместят. Но говорить о том, что вы не равнодушны, что понимаете их волнение и тоже волнуетесь, можно и нужно. И нужно говорить о поддержке, о том, что вы рядом и вместе преодолеете любые трудности.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Как правильно говорить с подростком — советы для мам и пап

19 735

Как найти общий язык с подростком, если он не хочет общаться

Приветствую вас, дорогие читатели! В детстве я часто слышала от мамы фразу: “Маленькие детки – маленькие бедки, а большие детки – большие бедки”. Я не понимала, почему она так говорит, пока сама не стала мамой. Чем старше становится ребенок, тем интереснее с ним общаться, но и одновременно сложнее. Он превращается в самостоятельную личность со своими желаниями и мнением, которое частенько не совпадает с родительским. И вместо покладистого милого ребенка вы вдруг обнаруживаете неуправляемого и неуравновешенного циника. Это все – пресловутый переходный возраст. Поэтому родителям, которые не знают, как найти общий язык с подростком, обязательно пригодятся советы из этой статьи. 

Что происходит с ребенком в подростковом возрасте

К подростковому возрасту относится период с 12 до 17 лет. Именно в это время поведение ребенка резко становится противоречивым, непредсказуемым и протестным. Меняются физическое и психическое состояние ребенка, его отношение к самому себе, к окружающему миру.

Наиболее сильные перемены претерпевают следующие стороны.

  1. Тело. В подростковом возрасте в организме мальчиков и девочек начинают активно вырабатываться половые гормоны. Из-за этого рост и развитие детского организма существенно усиливается. Происходит резкий скачок роста, меняются пропорции тела, наступает период полового созревания. Подросток уже не ребенок, но еще пока не взрослый.
  2. Настроение. Гормональные всплески делают настроение подростка крайне неустойчивым. Оно резко меняется без видимых причин. Радость моментально превращается в обиду, эйфория сменяется яростью. Не каждый взрослый сможет справиться с такими скачками.
  3. Отношения с родителями. Взрослых пугают перемены, происходящие с их сыном или дочерью. Многие не понимают, как правильно себя вести, и начинают сами себе противоречить. С одной стороны, они продолжают в приказном тоне указывать подростку, что ему делать (“садись делай уроки”, “чтобы в 9 была дома”, “уберись в комнате” и т. д.). А с другой – начинают требовать от него взрослой ответственности и самостоятельности (“вот я в твои годы уже кандидатом в мастера спорта была”, “сам думай о своем будущем” и т. д.).

Происходящие с ребенком изменения пугают родителей. Они не знают, как реагировать на вызывающие выходки своего подростка, на его нарочитую грубость, нежелание общаться. А ведь подобным поведением ребенок пытается скрыть свои слабости, справиться с неловкостью и стеснительностью. Он всеми силами стремится стать взрослым и самостоятельным.

Поэтому, дорогие родители, для подростка нормально, если он:

  • отказывается рассказывать, как прошел день в школе;
  • стал больше времени проводить в компании друзей;
  • просит не входить в его комнату без стука в дверь;
  • запрещает лазить в его личных вещах (шкаф, портфель);
  • стал хуже учиться;
  • отлынивает от домашних обязанностей;
  • часто меняет интересы (пробует то рисовать, то фотографировать, то играть на гитаре, то писать стихи и песни и т. д.);
  • чересчур эмоционально реагирует на ваши замечания;
  • начинает вести дневник (в основном девочки 13 лет и старше).

Подросток делает это все не из вредности и не назло вам. Просто он пытается познать себя, сформировать свою личность, понять, что вообще с ним происходит. Его уже не волнуют оценки в школе или одобрение родителей. Гораздо важнее становится то, как он выглядит, какой у него статус в коллективе и как на него реагирует противоположный пол.

Трудный подростковый возраст

Так что, уважаемые родители, запаситесь терпением и проявите чудеса мудрости, чтобы легко пережить этот непростой период вместе с вашим уязвимым, ранимым и беззащитным ребенком-подростком.

Вспомните себя в его возрасте: чем вы увлекались, о чем мечтали, с кем дружили и общались, как проводили свободное от учебы время, как учились в школе. Постарайтесь хоть немного снова прочувствовать то состояние, пережить те эмоции. Вы ведь были таким же, как и ваш подросток. Вы понимаете свою дочь или сына.

Это самое главное, что надо уяснить, чтобы сохранить доверительные отношения со своим взрослеющим ребенком. Не надо вступать на тропу войны с ним, заключите мирный договор и учитесь правильно общаться.

Правила общения с подростком

Ваш малыш вырос, он начинает требовать уважения к себе, а ваш авторитет стремительно падает. Поэтому пора осваивать правила общения с подростком, чтобы не потерять контакт.

Никаких нравоучений и фальши

На дежурный вопрос: “Как дела?”, брошенный через плечо, вы получите в лучшем случае такой же дежурный ответ: “Все норм!”. Это уже не 5-летний малыш, который готов был без остановки рассказывать обо всем: о своих детских делах, планах, мыслях, мечтах. Искренность подростка нужно заслужить, проявив к нему внимание и уважение.

К тому же чаще всего взрослые вместо слов поддержки обрушивают на подростка длинные нравоучительные лекции, сдабривая это фразами типа: “А вот я в твоем возрасте…” или “Не послушалась меня, вот и страдаешь!”. Согласитесь, что это напрочь отбивает охоту продолжать общение.

Мама и дочка-подросток пытаются общаться

Подростки очень чувствительны и ранимы. Они сердятся на родителей за их эгоизм, холодное равнодушие, лицемерные нравоучения и очень хорошо чувствуют фальшь. Ребенок нуждается в вашей поддержке, а не в нудных нотациях.

Чтобы начать разговор, отложите в сторону телефон, закройте ноутбук. Ничто не должно отвлекать вас. Посмотрите дочери или сыну прямо в глаза с нежностью и любовью, но не сверлите его взглядом, а то он заподозрит неладное. Будьте естественны.

Не устраивайте допросы с пристрастием

Многие подростки замыкаются в себе, стараются лишний раз ничего не рассказывать родителям и ни о чем их не спрашивать. Взрослеющий ребенок пытается таким образом проявить свою самостоятельность. Доказать себе и окружающим, что сам может решать проблемы. Хотя на самом деле в этот период он нуждается в маме и папе еще сильнее, чем в детстве. Но боясь встретить непонимание со стороны взрослых, он молчит и не спрашивает совета.

Самое худшее, что вы можете сделать в этой ситуации – это пытаться заставить свою дочь или сына поговорить с вами, злиться на него, приставать с расспросами и окружить назойливым вниманием. Вы однозначно получите горячий отпор. Напряженность между вами возрастет, и все это выльется в конфликт. Доверие будет потеряно. Теперь он точно пойдет за советом только к друзьям, которые уже много для него значат.

Недовольный подросток выясняет отношения

Если хотите сохранить доверительные отношения с ребенком, научитесь уважать его личное пространство и желания. Не хочет общаться? Не заставляйте его и не обижайтесь. Просто скажите, что всегда готовы его выслушать.

Делитесь своими новостями и планами

С подростком можно разговаривать практически на любые темы. Обсудите с сыном или дочерью своего начальника, денежные вопросы, интересные случаи на работе и прочее. Это поможет вам не только поддерживать связь с ребенком, но и ненавязчиво воспитывать его. Обсуждая с подростком разные события, вы сможете сформировать у него правильное мнение, высказывать свои положительные и отрицательные оценки. Если в детстве вы читали сыночку или доченьке сказки на ночь, то теперь перейдите к реальным историям из жизни.

Делитесь с подростком своими планами и спрашивайте у него совета. Так он примет активное участие в вашей жизни, научится принимать решения и нести за них ответственность, сопереживать. Пусть сын поможет вам выбрать новый телефон, а дочь – подберет офисный наряд. Только будьте сдержанны в своих оценках. Не стоит разносить в пух и прах то, что ребенок выбрал для вас. Помните, что подросток только учится принимать решения.

Научитесь активно слушать

“Общаться с ребенком. Как?” – именно так называется книга советского и российского психолога Юлии Гиппенрейтер. Это одна из интереснейших книг про воспитание, которые я читала. Один из приемов, предложенных автором, называется – активное слушание. Он хорошо помогает в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет или не выполняет вашу просьбу. Этот метод очень эффективен в работе с детьми от 4 до 10 лет. Но и с подростками он тоже срабатывает. Важно, чтобы они вас слышали!

Важно, чтобы вас слышали

Вместо того, чтобы задавать вопросы: “Когда уже наконец уберешься в комнате?” или “Почему ты меня не слушаешься?”, надо просто произнести свою догадку о причине плохого поведения в утвердительной форме.

Чтобы было понятнее, приведу пример. Например, ребенок отказывается наводить порядок в комнате. Вместо вопросов и приказов вам надо спокойно сказать: “Ты не хочешь убираться, потому что в школе много задали и ты сильно устал”. Если вы верно определили причину, то сын возмущенно подтвердит это (“Да капец! Столько задали, что вообще ничего не хочется! Еще и 6 уроков было”). Удивительно, но спустя немного времени подросток все же уберется в своей комнате. Он увидел, что вы неравнодушны, понимаете, как ему сложно, и значит, любите его.

Если с причиной вы не угадали, и сын продолжает невозмутимо лежать на кровати, игнорируя ваши слова, то выждите паузу и выскажите следующую версию его нежелания убираться.

Когда я прочитала про активное слушание, то не поверила, что этот метод работает. Потом решила опробовать его на старшей дочери, которая отказывалась убирать игрушки на место. Сработало! Теперь я всегда стараюсь активно слушать своих детей, но не для того, чтобы заставить их выполнить мою просьбу, а понять причину непослушания и помочь им справиться с этим.

О чем разговаривать с подростком

С подростком гораздо легче общаться, если с детства вы позволяли ему говорить обо всем, спокойно и правильно реагировали и рассказывали о себе. Больше слушайте своего ребенка, давайте ему возможность высказаться и обязательно обсуждайте с ним следующие моменты.

  1. Его самого. Интересуйтесь состоянием ребенка не только, когда он болен. Организм подростка стремительно развивается, и многие процессы происходят впервые. Поговорите с ребенком о его самочувствии, поведении, мечтах, целях, физиологических изменениях. Обо всем, что связано с ним.
  2. Взаимоотношения с противоположным полом и секс. Об этом он должен узнать от вас, а не от друзей “из подворотни”. Сексуальная жизнь рано или поздно начнется, как бы вы этого ни хотели. Не стоит доверять просвещение в вопросах сексуальных отношений и контрацепции кому-то другому, думая, что подросток как-нибудь сам справится и все узнает. Иначе для мамы станет шоком беременность дочери в 16 лет. Ваша задача – уберечь ребенка от возможных проблем и рисков, связанных с началом половой жизни.
  3. Вас. Не ожидали? А зря! Именно в подростковом возрасте ребенок перестает идеализировать своих родителей. Теперь он начинает их критично оценивать. Делитесь с подростком мыслями, сомнениями, ошибками, рассказывайте о своем удачном и не очень хорошем опыте. Вы уже не являетесь для ребенка непререкаемым авторитетом. Теперь вы можете стать ему или лучшим другом, или врагом.

Разговор с сыном

Рекомендации для родителей

Подросток – это уже не малыш, с которым вы все делали вместе: гуляли, играли, читали и т. д. Теперь ваш ребенок взрослеет, и у него появляются свои собственные интересы, увлечения, друзья. Он становится все более самостоятельным. Чтобы продолжать ладить с сыном или дочерью, я предлагаю вам придерживаться следующих рекомендаций.

Станьте примером для подражания

Что может быть лучше довольного и успешного родителя?! Не стоит зацикливаться на ребенке. Найдите время для себя, своих интересов. Атмосфера в доме станет более спокойной и дружелюбной, а ваш подросток будет брать с вас пример.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, и поддерживайте его

У подростков возникает много комплексов, связанных с внешностью. Не смейтесь над ним, а просто помогите. Хочет перекрасить волосы? Отведите в парикмахерскую. Хочет татуировку? Предложите ему сделать временную. Любой ваш запрет будет восприниматься как сигнал к действию. И внешне, и внутренне он остается вашим ребенком.

Стучитесь в комнату

Так вы дадите понять сыну или дочери, что уважаете его личное пространство. Он почувствует себя значимым, что очень важно в непростой переходный период.

Вместо обвинений и упреков объясняйте свои чувства

Например, привычное: “Опять ты не сделал уроки!” замените фразой: “Меня расстраивает твое отношение к учебе”.

Не повышайте голос

Крик не является аргументом. Наоборот, когда вы кричите, подросток начинает чувствовать свою правоту, понимая, что у вас нет никаких аргументов. Ваш грозный тон будет производить более сильное впечатление, чем дикий вопль. Даже если он грубит – не срывайтесь! Сохраняйте самообладание всеми силами. Это один из самых действенных способов, помогающих победить в споре.

Извинитесь, если все-таки сорвались

Когда напряжение возрастает, то лучше всего разойтись по разным углам ринга. И родитель, и подросток остынут, успокоятся и обдумают сложившуюся ситуацию. Ну а если сдержаться не удалось, и вы наговорили лишнего – извинитесь. Учитесь правильно вести переговоры.

Разделяйте с подростком его увлечения

Настало ваше время изучить удивительный мир, в котором живет ваш сын или дочь. Смотрите вместе молодежные сериалы, спортивные соревнования, слушайте музыку, которая нравится вашему чаду. Возможно, его вкусы покажутся вам дикими, но вспомните себя в этом возрасте. Ваши родители разделяли ваши интересы? А еще общайтесь с ребенком в мессенджерах и соцсетях. В виртуальном пространстве беседа складывается легче, непринужденнее и проще, чем при личном контакте.

Наблюдайте за ребенком, чтобы не упустить важное

К сожалению, некоторые родители сталкиваются с тем, что их подросток становится трудным, полностью выходит из-под контроля, начинает курить, употреблять алкоголь, наркотики, нарушать закон, связавшись с плохой компанией. Здесь вы уже вряд ли справитесь своими силами. Лучше обратиться за помощью к психологу. А еще лучше – постараться не допускать таких ситуаций.

Еще одна веская причина отвести подростка к психологу – это затянувшаяся депрессия. Он постоянно сидит в комнате, ничем не увлекается, не знает, как завести друзей. Такое состояние легко может спровоцировать суицид. Без помощи профессионала тут не обойтись. Будьте чуткими и внимательными родителями! Лучше вас вашего ребенка не знает никто!

Трудный подросток без поддержки

Я понимаю, что информации много, и все эти правила сразу вряд ли удастся запомнить, поэтому для закрепления материала советую вам еще посмотреть видео от психолога. Она очень интересно и доступно объясняет основные моменты в общении с подростками.

Заключение

Дорогие родители, если вашему ребенку уже исполнилось 12 лет, и вы чувствуете, что начинаете терять с ним контакт, срочно принимайте меры. Советы, которые я дала в этой статье, помогут вам восстановить утраченные хорошие отношения с взрослеющим ребенком. Помогите своему неопытному, но очень чуткому и умному человечку преодолеть этот непростой переходный период.

Не надо становиться для подростка дополнительным источником стресса. Ему нужны ваша любовь, внимание и забота!

Обязательно поделитесь статьей в соцсетях! Эта информация поможет многим неопытным родителям наладить контакт со своим ребенком-подростком.

( 26 оценок, среднее 4.42 из 5 )

Оцените статью

Увлекаюсь психологией. С интересом исследую человеческую душу и учусь понимать людей. Пишу, чтобы помочь читателям разобраться с проблемами эмоционального характера, отношений, воспитания детей, самосовершенствования. Буду рада, если мои статьи вам помогут.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Добавить комментарий