Как найти общий язык с учителем родителю

Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.

Разговаривайте с учителем уважительно и на равных

Переступив порог школы, многие родители вновь ощущают себя в роли учеников, испытывают страх перед «взрослыми» учителями и директором. Боятся осуждения, стремятся доказать, что они хорошие. Позволяют себя отчитывать, говорят неуверенно. Со всем соглашаются, лишь бы в школе «на  детях не отыгрались». Или впадают в подростковый негативизм и бессмысленное бунтарство.

Другая родительская крайность — относиться к учителям как к обслуживающему персоналу, ощущать себя клиентом, который «всегда прав».

Для конструктивного решения проблем важно постоянно удерживать позицию взрослого, сохранять деловой, уважительный тон. Не чувствовать себя обязанным доказывать, что вы хорошая мать или достойный отец.

Выберите подходящее время

Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.

Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.

Не накручивайте себя разговорами с другими родителями

Сегодня, когда многие активно общаются в соцсетях и мессенджерах, стало популярно делиться проблемами и негативом по поводу учителя с родителями одноклассников своего чада. Нередко в таких группах и беседах на основе пары никем не проверенных фактов рождается буквально демонический образ учительницы, не имеющий никакого отношения к реальности. Не занимайтесь коллективным фантазированием. Сначала обсудите свою проблему с педагогом лично, а потом стройте свое независимое мнение.

Подчеркните, что понимаете ситуацию

Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.

Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.

Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»

Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»

Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.

А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.

Ищите общие цели

Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким  отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.

Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.

Не прыгайте через голову

Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.

Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»

Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».

Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.

Оставайтесь защитником своего сына или дочери

Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ. В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации. Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.

Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».

Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах.

Как
найти общий язык родителям с учителями?

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО
ПЕДАГОГА 

В
родительский блокнот


Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.


Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.


Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.


Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

Не
используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.


Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.


Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»

Если
вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На
заметку бабушке и дедушке


Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.


Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.


Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.


Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.


Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью
или зятем.

Проблемы
взаимоотношений «Учитель-родитель»

 
              Семья и школа – это берег и
море. На берегу ребенок

 
                    делает
свои первые шаги, получает первые уроки жизни,

а
потом перед ним открывается необозримое море знаний,

 
                    и курс в
этом море прокладывает школа. Это не значит,

 
      что он должен совсем оторваться от берега. . .

 Л.
А. Кассиль

Основная и главная
задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать
демократичный стиль отношений. Он должен обладать большим терпением и тактом.
Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Случается, что между
учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже
конфликтные взаимоотношения. Общение учителя с родителями учащихся влияет на
процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения.

Конфликты
родителей и учителей: почему они возникают

и как их
уладить?

Казалось бы, этим
сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка.
Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Как действовать  каждый
родитель решает сам. Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие
идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают
ребенка и, хлопнув дверью, уходят в другую школу. Но, может быть, для начала
стоит поискать компромисс?

Любой учитель знает,
что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями.
Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а
выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента сию
минуту не могут.

Формально учителю и
родителям делить нечего: обе стороны должны заботиться о благе ребенка. Но в
жизни эта схема мгновенно рассыпается под грузом объективных и субъективных
факторов. Слова о том, что первейшая задача учителя — это обеспечение
нормального развития каждого ребенка, почти всегда остаются только лозунгом. На
самом деле от учителя требуют прохождения программы и дисциплины в его классе.

С родителями тоже не
все так просто. Из самых лучших побуждений они иногда выбирают для своего
ребенка то, что ему совсем не подходит.

Третий участник конфликта,
по поводу которого, собственно, и разгорается сыр-бор,  это
ребенок, ученик. Удивительно, но его отношение к проблеме очень часто вообще не
выясняют. Он бы уже и рад все прекратить и забыть, а взрослые вошли в раж,
втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только
усугубляют дискомфорт ребенка.

Если
хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам

Школьный конфликт похож
на любой другой. И для его разрешения можно попытаться повлиять на ситуацию или
выйти из нее. Отличие же от семейных ссор и производственных интриг заключается
в том, что в этом случае за своего ребенка решают родители, а расплачиваться за
этот выбор и за результаты  действий родителей будет он.

Влиять на ситуацию
можно по-разному. Некоторые родители предпочитает откровенное давление: скандал
после уроков, жалоба администрации или угроза пожаловаться. Реакция на такое
поведение возможна следующей: даже робкий учитель, который не будет откровенно
отыгрываться на ребенке, бессознательно проявляет свою неприязнь в интонациях,
формально безобидных замечаниях, которые очень чутко улавливают дети. А уж они
не упустят момента поддеть того, кто находится в конфронтации с учителем.

Может произойти и так,
что раздраженный учитель вполне сознательно начинает отыгрываться на ученике. У
учителя достаточно средств и власти, чтобы сделать пребывание  ребенка в
классе невыносимым, абсолютно не выходя из формальных рамок.

Специфические
причины конфликтов «Учитель-родитель»

Поводов для
недовольства и претензий у родителей к школе хватает. Работая с родителями,
педагог постоянно даёт оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам
в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. В этих оценках должна
соблюдаться корректность и мера.

Здесь надо помнить:
оценивайте конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая
ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Не следует на публичных
собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше
разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в
тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть
волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения. Особый
дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся.
Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к
людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.

К сожалению, многие из
учителей считают нормой «негативные высказывания». Учителям легче критиковать
всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном.
Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как
можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество
светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

Отметки

 Самая частая и, к
счастью, не самая тяжелая причина конфликтов — это отметки. Некоторые родители
очень болезненно реагируют на цифру, нарисованную в дневнике. Вообще-то
страдания по этому поводу были оправданны, лишь, когда значение имел балл в
аттестате. Другое дело, если вы считаете отметку показателем уровня знаний.

Перекладывание чужих обязанностей на учителей

Учителя, как правило,
 обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания
детей, а родители в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их
ребенку и /или  в некомпетентности:

·           
Со стороны родителей – это превалирование отцовского или
материнского чувства. Учитель же осуществляет прежде всего свой социальный
статус воспитателя. Однако служебно-официальный характер общения учителя с
учениками, как правило, не дает результатов.

·           
Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение
учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике
союзника и партнера по совместной деятельности.

·           
сохраняется противоречие между потребностью учителя в общественном
признании и недостаточным вниманием общества к удовлетворению этой потребности.
Оно является одним из ведущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой
и избранной профессией.

Сформированная у
значительной части педагогов вера в непогрешимость собственного опыта,
склонность доверять проверенным «на себе» решениям обедняет их способность к
прогнозу, что приходит в противоречие с мобильностью современной ситуации, необходимостью
перестройки всех сторон школьной жизни.

Если вы приняли решение
уладить конфликт

·                    
Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных
сторон.

·                    
Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен.

·                    
Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении
конфликтной ситуации.

·                    
Изложите свой взгляд на проблему и сообщите, что вы со своей
стороны готовы предпринять для ее решения.

·                    
Предложите остальным участникам разговора сделать то же.

·                    
Договоритесь о том, что можно считать промежуточным результатом
ваших совместных действий и о том, когда вы вновь соберетесь для обсуждения
этого результата.

   У
родителей со школой отношения нередко бывают сложные… За все время многие так
и не могут переступить через страх посещения родительского собрания,
«индивидуальной консультации», на которую периодически приглашают учителя… Но
любой родитель понимает – разобщенность со школой чревата непривлекательными
последствиями для обеих сторон, не говоря о ребенке, который, как и в давние времена,
является яблоком раздора этих двух социальных институтов – школы и семьи. Школа
не всегда может удовлетворить все запросы родителей.

Взаимоотношения
с родителями укрепляются, когда:

·                    
 учитель родителям старается дать то, что требуется и от них
(выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по
отношению к их детям);

·                    
 учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу
глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их
родителями);

·                    
 учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных
областях воспитания детей;

·                    
 учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более
ругать их детей;

·                    
 учитель надеется на победу добра в душе ребенка;

·                    
 учитель делится накопленным педагогическим опытом.

  Учитель и родители
должны быть союзниками и только в этом случае они будут «на стороне» ребенка. А
вот родителю найти союзника в учителе, а учителю в родителе – совсем нелегко.
Этому не учат ни педагогов, ни родителей.

Рекомендации:

1.         
На  собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для
всех. Все проблемы, связанные с  ребенком, целесообразнее обсудить в
индивидуальной беседе с родителем. Однако лучше для такой беседы выбрать
специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не
получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.

2.         
Не стоит избегать конфликтов. Неразрешенный своевременный
конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период
времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать
назревшие противоречия, ставить правильный диагноз « болезни» и находить
способы « выздоровления». Инициатива в урегулировании конфликта должна
принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному.

3.         
Желательно после уроков наедине побеседовать  с ребенком. В
такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем
отношении к ситуации, а не к личности ребенка.

4.         
Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к
нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство
тревоги.

Иногда
случается, что учитель или несправедлив к ребенку, или нерационально
строит процесс обучения. Что делать при конфликте родителям, чтобы
ребенку не пришлось менять школу?

Одной
из серьезных проблем в решении конфликта родителей и учителя зачастую
является необъективное знание родителем конфликта с учителем
и ее причин, так как первичную информацию он получает
от ребенка, который, конечно же, опирается на свое восприятие
и демонстрирует свои чувства и эмоции. Ребенок может рассказать
родителю, что учитель злой, постоянно ругает его, даже унижает,
и родитель, идя на разборки в школу, уже составил свое
представление о злом учителе, который третирует его несчастное чадо. Между
тем ситуация может быть совершенно противоположной — ребенок провоцирует
учителя на проявление сильных эмоций, наказаний, замечания. Истину
конфликта с учителем можно узнать только в том случае, если отбросить
собственные 
эмоции и прежде
чем «махать шашкой», получить мнения всех сторон, привлекая для этого
и третьих наблюдателей — других детей, учителей, других родителей.
Поэтому первое правило мирного разрешения возникших противоречий —
отсутствие преждевременных суждений. Прежде чем «вынести приговор» учителю,
директору, школе, — убедитесь в том, что он объективен
и справедлив.

Второй
вариант решения конфликта между учителем и родителем —
не пытаться доказать свою правоту и то, как хорошо, в отличие
от учителя, вы разбираетесь в вопросах педагогики
и психологии, а действительно искать выход из сложившейся
ситуации. Увы, часто реального выхода из 
конфликта никто
не ищет. Участники лишь демонстрируют друг другу весь спектр эмоций —
раздражение, недовольство, гнев и агрессию от бессилия, каждый жестко
отстаивает именно свою позицию, не пытаясь хотя бы понять позицию
другого. Признайтесь себе, чего вы на самом деле хотите —
доказать всем, что вы хороший родитель, раз так боретесь за свою
точку зрения? Если это так, то попробуйте сказать себе, что для вас не важны
эгоистичные эмоции, связанные с портретом хорошего родителя, который
за своего ребенка «горой» и вы на самом деле хотите найти
выход и решение конфликта с учителем. При этом вы должны
понимать, что вполне может случиться так, что найденные варианты
решения конфликтов
 не будут удовлетворять ваши амбиции
и мечты, связанные с будущим ребенка. Ведь бывают ситуации, при
которых конфликт с учителемвозникает из-за родительского желания
сделать из ребенка «гения», и то, что для этого нет объективных
предпосылок, то есть у ребенка попросту нет задатков
и способностей к чему-то, родители игнорируют. Вот почему
в первую очередь важно понять, что же именно вас не устраивает
в школьном учителе вашего сына или дочери. Возможно, своим поведением
и отношением он показывает вам то, чего вы сами категорически
не хотите замечать. Если это так, то придется признать
неизбежное и, как знать, может, ваше чадо имеет способности
в какой-то другой сфере и именно их, по мнению учителя,
стоит развивать. Просто поймите, что вы живете свою жизнь,
а ребенок — свою, и он вовсе не обязан быть вашим
продолжением и реализовывать ваши желания и мечты.

Бывает
и так, что конфликт родителей и учителя, возникает из
противоположной ситуации — учитель не игнорирует, а наоборот,
слишком придирается к ребенку и все время требует от него
большего. Парадоксально, но иногда учитель своими завышенными требованиями
выражает заинтересованность в том, чтобы ребенок хорошо разбирался
в данном предмете, так как видит и понимает его способности.
Он действует по принципу — кому дано больше, с того
и спрос велик. Если такой педагогический прием доставляет вашему ребенку
психологический дискомфорт, стоит поговорить с учителем, выяснить причины
завышенных требований, согласиться, что такие методы часто работают
и помогают достичь высоких результатов, но добавить, что, увы,
с вашим ребенком это не будет действовать, а заодно рассказать,
как лично вы мотивируете свое чадо на достижение результатов
в каких-либо действиях.

Еще
одно важное правило — идя в школу на разговор с учителем,
не стоит думать, что вы собираетесь на войну. Иначе ваш
негативный настрой заранее определит ситуацию не как процесс общения
и совместного решения возникших разногласий, а как битву, где только
один победитель. На самом деле в такой битве будут только
проигравшие — и в первую очередь, им станет ваш ребенок,
который надолго сохранит собственное негативное впечатление
и об учителе, о себе самом и, возможно, о вас. Поэтому
настройтесь на мирное общение и искреннее желание помочь и учителю,
и ребенку найти общий язык, а не на битву титанов.

Как
видите — основное правило и рекомендация — не спешить
с выводами, научиться слушать и слышать друг друга и развить
широту взглядов, а также попридержать собственные эмоции. И хотя
любой родитель знает, что если дело касается его ребенка, то с эмоциями
бывает сложно сладить, тем не менее, помня о пользе такого подхода
для всех участников конфликта «родитель — учитель», а их больше
чем двое, все-таки стоит этому поучиться.

Единый
алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив
приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить
схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

·        
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

·        
Второй момент — анализ ситуации без
превратности
.

·        
Третьим важным пунктом является открытый
диалог
 между конфликтующими
сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на
проблему конфликта.

·        
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов
решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

·        
Последним, пятым пунктом станут выводы,
которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Родительское
собрание

Зачем вы идете на собрание? Если с намерением
узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что
собрание — для всех. Более того, на правильно построенном
родительском собрании речь о конкретных детях и их подвигах идти
и не должна.

Цель данного мероприятия — показать каждому родителю, какова
обстановка в классе в целом, какие (в целом) проблемы
у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно
записывать то, что говорят учителя про особенности возраста, про
настроения, царящие в вашем детском коллективе. К сожалению, мамы
и папы не всегда понимают, что именно коллектив оказывает
на ребенка колоссальное влияние. И если не понять, чем там
дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.

И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос,
успешен или неуспешен ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если
да — кто-то другой.

К содержанию

Тет-а-тет в пустом классе

Узнать все, что касается именно вашего чада, можно при личной
встрече с учителем. Главная ошибка: мы приходим, когда нам удобно,
не договорившись заранее.

А ведь назначить встречу можно либо через ребенка, либо
по телефону.

И — без обид! — учитель не может потратить
на вас пару часов времени: нужно готовиться к урокам на завтра,
проверять тетради…

Чтобы разговор был конструктивным…

  • Заранее определитесь — зачем
    вы идете к учителю (поговорить об успеваемости,
    о поведении, об отношениях с другими детьми
    и т. п.). И настройтесь на диалог,
    а не на выяснение отношений.
  • Прежде всего, задумайтесь сами:
    в чем причины неуспешности вашего ребенка? Учитель не может
    знать об ученике всего, что о нем знают в семье. Часто
    бывает, что дома проблемы, конфликты, а мы спрашиваем учителя,
    почему ребенок не хочет учиться.

Отсюда вывод: учителю обязательно нужно рассказать
о проблемах ребенка, его семьи. И дело не только в ссорах
между родителями. Не менее важна смена или потеря работы, изменение
материального статуса. А также тяжелая болезнь мамы, смерть любимой
бабушки, рождение младшего брата/сестры (особенно с большой разницей
в возрасте)… Общих требований к ребенку в это время
предъявлять нельзя, но без вашей помощи учитель об этом
не узнает.

  • Если это учитель средней школы,
    он не всегда знает, что у ребенка было в начальной:
    менялись ли педагоги, или с классным руководителем
    не повезло. Тогда то, что он на данный момент видит
    в ребенке, сделает его снисходительнее: не виноват, что
    не научили, — будем учить сами сначала.
  • Разумеется, учитель должен знать,
    есть ли у ребенка проблемы со здоровьем (и какие
    именно).
  • Даже мудрый и опытный педагог
    может не знать, что ребенка обижают за пределами класса,
    не все ведь происходит у учителя на глазах! Если
    в семье отношения доверительные, о том, что его обижают, ребенок
    в первую очередь расскажет родителям, а ябедничать учителю
    не станет.

То есть если вы хотите индивидуального подхода
к ребенку, ваше дело — этот подход обеспечить. Лишние подробности
не нужны: вы идете не высказаться, а совместно
с учителем найти решение проблемы.

Ребенок жалуется…

Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями
по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок,
а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь:
в его интерпретации во всем будут виноваты учителя — придираются,
не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что
было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит
голос или скажет резкое слово.

Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять
отношения! Хотя разобраться в проблеме, конечно, следует.

Что делать, чтобы весь пар в гудок не ушел? Понимать,
какие последствия будет иметь такой разговор. Избитый и поруганный учитель
вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший — заболеет
от огорчения, плохой — отомстит. Любая агрессия порождает агрессию,
а учителя — тоже люди.

Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ,
отправляясь к нему, помните о важных моментах.

  • Ни в коем случае
    не брать с собой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как
    учитель его обидел. Часто мы имеем дело с уставшими,
    задерганными, с массой профзаболеваний людьми.
    Вы не знаете, в каком состоянии пришел на работу
    учитель, что у него в семье, почему он сорвался…
    Выяснять, что случилось, как довели учителя до того, что
    он сказал не то слово, лучше без детских ушей. И даже
    если учитель абсолютно профнепригоден и неправильно себя ведет,
    он все равно — старший. И унижать его в присутствии
    ученика непедагогично. Если вы все же взяли ребенка
    с собой, спросите учителя, нужен ли он во время
    беседы. Если нет — пусть подождет за дверью.
  • Диалог надо начинать
    не с обвинения (“Вы виноваты!”),
    а с себя (“Я огорчена, я переживаю”). Тогда
    больше шансов увидеть раскаяние, получить извинения, наладить обратную
    связь (а не усугубить конфликт). Законченных негодяев
    в школе все-таки нет, они там не задерживаются, а право
    на ошибку имеет каждый.
  • Не переносите на учителя
    свои собственные детские обиды. Если вас в детстве не любила
    математичка, у вашего сына вдруг проблемы с математикой —
    это не одно и то же, и у учителей математики это
    не видовое. Часто, стремясь защитить ребенка, мы защищаем
    и оправдываем себя, отыгрываем ситуацию из собственного детства,
    и разговор становится неконструктивным.
  • Контраргументы “У меня тоже
    были двойки по русскому (математике), я тоже срывал уроки
    и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой
    я хороший и сколького добился” неразумны. Тут впору
    вспомнить, какой на ваши детские “подвиги” была реакция
    родителей. И что эти проблемы остались в прошлом лишь благодаря
    заслугам ваших собственных папы и мамы.

Подарки и подношения

Миф о том, что без подарков нельзя, порожден самими
родителями. Люди, зависящие от подарков, в профессии не так
уж часты. Это патология, это исключение.

Если учитель непорядочный человек, то, благодаря вашим подаркам,
он будет закрывать глаза на проблемы вашего ребенка, и это
никому на пользу не пойдет. Порядочного же вы, как минимум,
поставите в неловкое положение. Хотите как-то поблагодарить —
сделайте это, когда есть за что сказать спасибо, когда проблема
разрешилась. Здесь важен еще и общий тон: подарок не взятка, сунутая
постылому, но власть имущему, а знак благодарности. Такие помнятся.

Проблемы с успеваемостью

  • Прежде чем выяснять у учителя,
    за что двойка, попросите ребенка открыть тетрадь (конспект, учебник)
    и проверьте элементарное знание того, за что “2”.
    Может, и в школу ходить не придется.
  • Если выставлена колонка двоек,
    то есть учитель профнепригоден, то по идее надо бы
    объединиться и попросить классного руководителя о коллективной
    встрече. Если же родители не объединяются — учите своего
    ребенка своими силами, а с предметником сохраняйте вежливый
    нейтралитет. Увы, один в поле не воин. Мы решаем ситуацию
    с образованием, а не занимаемся воспитанием учителя.
  • Если двойка справедлива, объясните
    ребенку: отметка — не попытка его обидеть, а результат его
    труда. Не оценка личности ребенка, а то, что он заработал
    на данный момент по данному предмету. Разумеется, он может
    лучше и больше. Но любая учеба — это труд,
    а преодоление трудностей — главный момент воспитания, о чем
    мы забываем. Когда ребенок справится с заданием и исправит
    2 хотя бы на 3, ему уже будет чем гордиться.
  • Если у вас вымогают деньги
    на частные уроки — первым делом протестируйте школьника
    у независимого учителя, чтобы понять, насколько все серьезно.
    Не можете справиться своими силами — берите 
    репетитора, но другого. В порядочных школах запрещено
    заниматься репетиторством в стенах школы и натаскивать своих
    собственных учеников (только по настоятельной просьбе родителей
    и только после того, как им была предложена альтернатива). Если
    чувствуете, что вашему ребенку навязывают репетиторство, — идите
    к директору. Ни один директор не возьмет на себя
    ответственность за чужое безобразие, и виновный будет наказан.

Важно: профессия учителя не относится к сфере
обслуживания. Поэтому при любых обстоятельствах разговаривать с педагогом
как с проштрафившимся подчиненным по меньшей мере невежливо.
Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас
приятно удивит.

Вот этого точно не надо:

  • Спрашивать:
    “Ну как там мой?” (вы это знаете лучше, чем учитель:
    у вас ребенок один, у него — много).
  • Рассказывать
    о сыне/дочке “от сотворения мира”: как родился,
    во что играл, что любит-не любит. Зато конкретные детали
    приветствуются: добрый, привязан к младшей сестренке, помогает
    бабушке. А в школе дерется, потому что в начальных классах
    били его. — Утверждать: “Я лично проверяла, он точно это
    выучил…” (выучил одно, получил за другое, недоученное).
  • Пытаться лично исправить
    ребенку ошибки в домашней работе.

Конфликт с учителем

Сегодня
нередко можно услышать жалобы школьников на “училок” и
“преподов”. Через недопонимание неровности в отношениях с учителями
проходят, наверное, большинство ребят. Но что делать, если мелкие обиды
перерастают в серьезный конфликт и отношения у вашего ребенка с учителем
совсем испортились?

Межличностные
конфликты между учеником и преподавателем возникают в старших классах. В
начальной школе учитель для ребенка – не меньший авторитет, чем родители,
поэтому по инициативе ребенка конфликты практически не случаются. Другое
дело, когда темперамент вашего ребенка не соответствует требованиям и
привычкам учителя. Например, авторитарные педагоги не поощряют творческих,
свободно выражающих себя детей. В таком случае собственное мнение ребенка
педагог может характеризовать как “распущенность и
невоспитанность”, а оригинальный, необычный подход к решению задачи как
“незнание базового материала”.

Еще
одной проблемой для младших учеников становится опрятность при ведении
тетрадей и дневников. Педантичные педагоги часто заострят на этом внимание,
хотя в начальной школе особой аккуратностью письма дети не отличаются.

Гораздо
сложнее наладить отношения между учителем и учеником в подростковом возрасте,
то есть, в старших классах. В этом возрасте происходит становление
“взрослости” ребенка, его переоценка авторитетов. Школа, прежде
всего, становится не только учреждением образования, но и институтом,
прививающим подростку определенный комплект взглядов, привычек и мнений. Как
источник знаний, она расшатывает монополию родителей на единственно
правильное суждение и информацию. Так что школа еще и помогает молодому
человеку в ослаблении связи с родителями и семейным гнездом и выполняет
своеобразную роль тренировочной площадки, где подростки приобретают навыки
силы: силы в общении с другими, зачастую неприятными людьми, в умении
заставить себя приложить старания в области, которая нелегко дается, и
прочие.

В
старших классах отмечается стремление к автономии, независимости, подростки
открыто и зачастую напоказ отстаивают свое право на собственную точку зрения,
право самому решать и делать выбор, даже если эти права никто ущемлять и не
собирается, поэтому в этом возрасте реакция на критику и нетактичные
замечания становится гораздо острее и грубее.

Конфликт
“ученик-учитель” может возникать и из-за несправедливых отметок,
причем “в штыки” могут восприняться как низкие, так и высокие
оценки. Несобранность, мягкость педагога, его недостаточная
квалифицированность. излишняя мягкость или строгость – все это может стать
причиной конфликта.

Главное
– дипломатия!

Какую
же сторону выбрать родителям, если они видят небезопасность отношений их
ребенка и учителя. Лучшей ролью в данном случае будет роль мирового судьи,
беспристрастная и объективная.

1 – Не запускайте ситуацию.

Сразу
оценивайте ситуацию и принимайте меры на ранней стадии формирования
конфликта. Вот несколько показателей, по которым можно определить негативное
отношение вашего ребенка к учителю:

– он
небрежно ведет тетрадь по конкретному предмету, отказывается делать домашнее
задание, портит учебник, пренебрегает какой-то определенной дисциплиной.


неуважительно отзывается об учителе, придумывает ему прозвища, рисует на него
карикатуры, раздражается или злиться, когда вы спрашиваете об этом предмете
или уроках этого учителя.

2 – Поговорите с ребенком

Дайте
ему возможность выплеснуть эмоции, не обращайте внимания на обидные слова в
адрес педагога. После этого попросите сфокусироваться на основных моментах
конфликта: когда учитель впервые выразил неприязнь к нему, как именно он ее
выражает, в каких ситуациях начинает повышать голос, и так далее. В конце
разговора составьте совместный план действий, обязательно упомяните о будущем
вашем походе к учителю, постарайтесь убедить его в важности этого похода.
Пообещайте сделать это после уроков, чтобы не увидели одноклассники.

3 – Разговор с учителем.

Во
время беседы с педагогом о сложившемся конфликте постарайтесь определить
стиль преподавания педагога, а также расспросите его о мнении насчет вашего
ребенка. следите за тем, чтобы его мнение строилось на конкретных фактах, а
не на впечатлениях. Не заискивайте перед учителем, не преувеличивайте вину
вашего ребенка. Если учитель явно и открыто пользуется властью, на него
всегда можно “найти управу” в виде завуча или директора. Во всяком
случае, тройка по математике коренным образом жизнь никому не меняла.

Профилактика.

Предотвращение
всегда результативнее лечения. Хорошие отношения между учителем и родителями
обычно положительно сказываются на отношении педагога к ученику. Старайтесь
как можно чаще ходить на родительские собрания, предлагайте свою помощь в
организации мероприятий и открытых уроков.

Позаботьтесь
о том, чтобы ваш ребенок имел интересное хобби. С одной стороны, его участие
в творческих и спортивных мероприятиях принесут ему успех в глазах педагогов,
а с другой стороны, участие в “своей” жизни увлечений поможет ему
легче перенести потенциальные конфликты с учителями и одноклассниками.

Школьный конфликт между учителем и учеником – распространённая ситуация. Практический каждый из нас в школе сталкивался с несправедливостью и предвзятым отношением учителей. Что же делать родителям, если у ребенка не сложились отношения с учителем? Какую позицию занять? Как помочь ребенку преодолеть конфликт? Ответы на эти вопросы вы узнаете из этой статьи.

Эти 8 правил могут вам помочь, если у вашего ребенка не сложились отношения с учителем

1. Поговорите с ребенком по душам

Первым делом нужно поговорить с ребенком, чтобы подробно узнать о сложившейся ситуации. Дайте ребенку высказать свое мнение, не перебивайте его и не читайте нравоучений. Ребенок должен автоматически почувствовать вашу поддержку и принятие. Не нужно бурно реагировать на то, что рассказывает вам ребенок. Не следует оскорблять учителя в разговоре с ребенком. Вам нужно понять, что на самом деле происходит, только так вы сможете помочь ребенку решить ситуацию.

2. Поддержите ребенка

Что делать, когда учитель действительно прав? Ни в коем случае не занимайте позицию против ребенка, даже если вы понимаете, что он сделал что-то не очень хорошее. Вы должны быть на стороне ребенка, особенно в те моменты, когда все остальные против него. Не нужно поддакивать учителям: «Да, он такой у нас ленивый, уже не знаем, что с ним делать». Когда взрослые люди выступают против ребенка, это похоже на травлю. Вы можете заняться воспитанием в любое время, а вот поддержать ребенка нужно здесь и сейчас.

3. Все ли так плохо?

Проанализируйте ситуацию. Да, учитель может поступать несправедливо, но всегда ли это связано с неприязнью к ребенку. Признайтесь, ведь родители тоже не всегда разбираются кто из детей прав, а кто виноват. Бывает, что можно отругать того ребенка, который вообще не виноват ( об этом знают родители, у которых больше 1 ребенка). Если вашего ребенка выгнали с урока, потому что он разговаривал с соседом, это совсем не означает, что теперь он навсегда станет изгоем.

Эти 8 правил могут вам помочь, если у вашего ребенка не сложились отношения с учителем

4. Разговор с учителем

Прежде чем писать жалобу, паниковать и обращаться во все инстанции, поговорите с учителем с глазу на глаз. Часто такого разговора бывает достаточно. Только оставьте все агрессивные эмоции «за дверью». Внимательно слушайте, не перебивайте, анализируйте то, что говорит учитель. Если учитель пошел с вами на контакт, значит, ему тоже важно решить ситуацию мирным путем.

5. Не спорьте из-за мелочей

То, что для вас является мелочью, для учителя может быть важной частью жизни. Может быть, вам нужно немного пересмотреть свое отношение к школе? Ребенок постоянно опаздывает? Поставьте будильник на 30 минут раньше. А может на книгах нет обложек? Или вы редко проверяете школьный дневник? Иногда мы и сами не замечаем то поведение, которое учитель может расценивать как неуважение его личности.

6. Если вопрос серьезный

Даже если вопрос серьезный, не стоит доказывать свою правоту с пеной у рта. Слушайте учителя внимательно, кивайте, мол, я все понимаю. Вы родитель, и вы сами решаете, как воспитывать своего ребенка. Ваши взгляды с учителем на одну и ту же ситуацию могут вообще не совпадать. Например, учитель заставляет вас делать с ребенком уроки, а вы считаете, что ребенок и сам справится, пусть даже и не на отлично. Стоит ли тогда устраивать скандал? Сделайте вид, что вы все поняли, а как быть дальше, решать вам.

7. Если общий язык не найден

Если общий язык с учителем не найден, тогда идите к директору и подробно объясните всю сложившуюся ситуацию. В этом случае вы можете высказать все свои претензии, как учителю, так и школе в целом. А что еще делать, если учитель не хочет идти на компромисс? Тогда отстаивайте свои права и права своего ребенка.

8. Смена школы

Если все ваши действия не принесли результата, то вы можете сменить школу или перевести ребенка на домашнее обучение (к счастью, сейчас существует такая возможность). В некоторых ситуациях конфликт оказывается нерешаемым, тогда зачем портить нервы себе и своему ребенку. Школа это лишь период нашей жизни, да этот период достаточно длинный, но он не решает всё последующее наше будущее.

Какие бы вы советы дали родителям, если их ребенок не смог найти общий язык с учителем?

Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ведь случайностей не бывает. Приглашаем посетить наш семейный сайт и канал на Дзене Печенька к Чаю, где мы с детьми выкладываем наши простые рецепты. На сайте вы найдёте множество полезных статей про воспитание детей и не только.

КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С УЧИТЕЛЕМ (ПЕРВОКЛАССНИК В СЕМЬЕ)

Если вы заботитесь о том, чтобы ваш малыш – первоклассник быстро адаптировался в школе, с интересом и удовольствием учился, то роль учителя в этом трудно переоценить. А это значит, что вы должны обратить внимание на то, как и какие отношения складываются у вашего ребенка с учительницей с самых первых дней.

Причем, если вы слышали о ком-то из учителей много хорошего, то отдайте ребенка именно к ней в класс. Но с учителем может и не повезти, и если уж вы отдали ребенка в школу, не забывайте, что вы его союзник. Ваша помощь не в том, чтобы загонять первоклассника дополнительными заданиями и бесконечным сидением над уроками, а в том, чтобы твердо верить, что у вашего ребенка все получится, убеждать в этом малыша, а может быть, и учителя тоже.

Все дети разные: один ребенок, например, не может передать форму фигуры – не получается вычертить подобную, соблюдая пропорции; другой плохо ориентируется на плоскости: выполнить команды вправо, влево, вверх, вниз оказывается сложно. Третий не может классифицировать предметы, выявить признак, по которому можно провести классификацию, например, отделить фрукты от овощей. Ни одна из этих трудностей не является противопоказанием учебе в школе, но только при одном условии: если доброжелательный учитель начнет с самого начала индивидуально работать с ребенком.

Многие родители считают, что вмешиваться в конфликтную ситуацию первоклассника и учителя не стоит. Одни полагают, что это только усилит антагонизм между учителем и учеником. Другие уверены, что ребенок должен сам разрешить конфликт. Однако психологи считают, что такая пассивная позиция ошибочна.

Во-первых, страдающий от конфликта ребенок может посчитать, что, отказав в помощи, вы его предали. Это подорвет его доверие к вам и, возможно, он в следующий раз не обратится за помощью в более сложной ситуации.

Во-вторых, ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем.

В-третьих, конфликтуя с учителем, ребенок находится в очень сложной ситуации. Для него учитель – то же, что для вас начальник. Насколько спокойно и защищено вы себя ощущаете, когда попадаете под удары начальственного гнева? Не правда ли, вам тяжелее решить эту ситуацию, чем ссору с другом или тем, кто занимает ту же социальную нишу, что и вы?

Как правило, родители начинают бить тревогу, когда конфликт ребенка с педагогом дошел до крайности, то есть у ребенка развился школьный невроз. Можно ли до этого не доводить? Разумеется, тем более, что на ранних стадиях недоразумение уладить значительно проще, чем когда ученик и учитель злятся уже при виде друг друга.

К сожалению, многие дети не сообщают родителям о своих конфликтах в школе. Некоторые боятся родительского гнева, другие просто не могут сформулировать суть проблемы: они чувствуют, что что-то не так, но рассказать о наболевшем не могут – это особенно свойственно первоклассникам и ученикам младших классов.

Рекомендуется обязательно ходить на родительские собрания, даже если боитесь там услышать неприятные для себя вещи. После собрания вы можете остаться и наедине с учителем обсудить назревшую проблему.

Избегайте обвинений, оценок, агрессии, занимайтесь доброжелательным обменом мнениями, обсуждайте общие задачи относительно интересов ребенка.

Нельзя забывать, что учитель – живой человек со своими слабостями, имеющий собственные симпатии и антипатии, которые, к счастью, не остаются неизменными. Иногда бывает достаточно поговорить с учителем по душам — искренне, доброжелательно, – чтобы его отношение к вашему ребенку изменилось в лучшую сторону. В идеале нужно относиться к учителям и в первую очередь к классному руководителю ребенка как к важным деловым партнерам: иметь стратегию и тактику

Идеальным судьей в конфликтах с учителем может стать специалист, обладающий навыками психологической помощи, например, грамотный школьный психолог. К сожалению, далёко не во всех школах есть такой сотрудник, не меньшее сожаление вызывает и то, что часто занимающие эту должность не являются профессионалами или вынуждены встать на сторону учителя, поскольку спасают честь мундира.

Если у вас есть возможность, обратитесь к специалисту, чтобы он проконсультировал вас и ребенка. Это станет большой помощью, даже, если общение с педагогом вы будете вести самостоятельно. Но, при этом ребенок должен быть уверен, что этот разговор не станет поводом для нотаций, что вы не злоупотребите его доверием.

Если вы хотите поговорить с учительницей, сначала обсудите это с ребенком. Если ребенок не хочет, чтобы о вашем визите этом узнали одноклассники, выполните его просьбу – придите в школу после уроков, общайтесь с учительницей наедине.

Как бы то ни было, не бывает таких конфликтов, которые нельзя решить мирным путем, если только есть желание и терпение. И нужно сделать все возможное, чтобы не дать разрастись конфликту, потому что это, в первую очередь, в интересах ребенка!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как родителям найти общий язык с учителем?

Не забывайте, что, во-первых, учитель — обычный человек, со своими слабостями и недостатками, во-вторых,учитель — ваш союзник и помощник в деле воспитания вашего ребёнка. Поэтому относитесь к учителю как к важному деловому партнёру, уважайте его, никогда не показывайте своего плохого настроения, отрицательных эмоций, в любой ситуации сохраняйте терпение, такт, доброжелательный тон, будьте вежливы.

Если возникла конфликтная ситуация, не торопитесь осуждать учителя, тем более жаловаться на него администрации школы или вышестоящей организации. Иногда бывает достаточно поговорить с учителем по душам — искренне, откровенно, доброжелательно, — и конфликт будет исчерпан.

Возьмите себе за правило никогда не обсуждать слова и поступки учителя в присутствии ребёнка. Школьник должен знать, что в семье учителя уважают, считаются с его мнением.

Старайтесь не игнорировать замечания или требования учителя, даже если вы с ними не согласны. Если вас что-то не устраивает, лучше тактично скажите об этом учителю, не держите обиды в себе. При этом избегайте обвинений, агрессии.

Обязательно посещайте родительские собрания, будьте в курсе всех событий, происходящих в классе и школе, принимайте активное участие в жизни класса.

Ваш учитель — скорее всего женщина. Не забывайте проявлять к ней внимание. Вежливость, комплимент, небольшой знак внимания, лишнее «спасибо» приятны любому человеку.

Помните, что у учителя тоже есть семья, поэтому все вопросы, касающиеся вашего ребёнка, решайте с учителем после уроков в школе в отведённое для консультаций время.

!РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Только в содружестве с учителем можно добиться хороших результатов.

Добавить комментарий