Как найти общий язык со студентами

Преподаватель – стержень занятия. Именно от него зависит настроение в аудитории с самой первой секунды. Язык учителя и невербальное общение, все действия или их отсутствие определяют ход урока, слаженность, настроение и результат учеников. Преподаватель ответственен за positive learning. Как правильно разговаривать со студентами, что делать, чтобы общение со студентом было приятно и эффективно? Предлагаем 10 проверенных советов.

1. Соблюдайте границы

Вежливость, выдержка, сила духа, терпение – вот, возможно, главные характеристики успешного преподавателя. Ведь ученики требуют не только знаний, но и внимания, энергии. Что порой становится затруднительным во многих нестандартных или конфликтных ситуациях. Особенно с «тяжелыми» студентами.

2. Будьте честны

Если преподаватель не знает ответа на поставленный учеником вопрос, не стоит придумывать новые или интуитивные правила, чтобы сохранить свой «авторитет». Очень вероятно, что такой ответ может быть неправильным либо неполным, и студент, который, скорее всего, еще и загуглит сказанное, перестанет доверять и постоянно будет перепроверять вас.

3. Станьте первым среди равных

Современный студент хочет чувствовать себя свободно и на равных с учителем. Хочет видеть в нем товарища, помощника, но никак не командира или хуже — тирана.

Говорите спокойно и с уважением, старайтесь не тыкать и не разрешать это учащимся, как доверительно бы ни относились вы друг к другу. Старайтесь показать, рассказывая о себе, что сталкиваетесь с такими же проблемами, как и студент, имеете сходные привычки и традиции.

Пусть занятие строится на уважении обеих сторон и равенстве между ними, где одна сторона хочет решить проблему (выучить английский), а другая (преподаватель) в этом помогает.

В этом поможет коучинговый подход

Также не забывайте, что хоть взрослые – это и большие дети, не стоит с ними сюсюкаться и разговаривать как с детьми. Особенно это касается младших уровней. И наоборот, помните: дети – еще не взрослые, они ждут игры, веселья, но и немного контроля.

4. Вдохновляйте и вдохновляйтесь

На занятии, где скучно и неинтересно, вряд ли кто-то получит удовольствие от общения. Студент будет чаще зевать, а преподаватель посматривать на часы.

Постарайтесь для себя и студента спланировать и провести такое занятие, которое бы осталось в памяти, благодаря мотивирующей игре, неординарному опроснику, веселой песне. Будьте тем учителем, к кому студенты будут «лететь» на занятие, тогда ваше с ними общение будет удовольствием и для вас.

5. Задавайте вопросы

Особенно наводящие и CCQ (concept checking questions). Лучше задать несколько вопросов, которые заставят студента подумать и самому найти ответ, чем если преподаватель сам все расскажет и «разжует», «расставит по полочкам». Этот совет обязателен к выполнению, если работаете по кембриджским методикам.

6. Хвалите

Похвала – это то, что подбадривает, придает сил и энергии студенту, повышает самооценку, помогает двигаться вперед и не бояться своих ошибок. Хвалите, но не перехваливайте. Определите для себя список слов и выражений, которые наиболее подходят для похвалы. Не забывайте о положительных эмоциях и улыбке. Больше о похвале и фидбэках Specific Praise: How it Improves Learning

7. Установите контакт

Прямой взгляд глаза в глаза и язык тела помогут наладить нужный контакт со студентами: жесты, мимика и визуальный контакт так же важны, как и хорошее знание языка и умение подать его на уроке.

Писали об этом Невербальная коммуникация. Как жесты и мимика могут помочь в обучении английскому языку

8. Шутите

Пусть занятие будет веселым и располагающим. Шутки и смешные истории всегда помогут разрядить атмосферу, мотивировать и подбодрить студентов. Но не забывайте, юмор должен быть оправданным, уместным и адекватным. Юмор преподавателя ни в коем случае не должен обидеть или зацепить студентов, заставить их плакать или злиться. Избегайте шуток на религиозную и политическую темы.

9. Привлекайте внимание студентов

Это может быть какая-то козырная фраза по типу eyes on me, либо специфический жест, сообщающий «работа закончена, мне нужно ваше внимание» или, к примеру, такая считалка.

10. Контролируйте свой ТТТ (Teacher Talking Time)

Безо всяких сомнений очень важно, как и что говорит преподаватель. Но студент должен говорить в разы больше.

Для самоконтроля планируйте инструкции заранее. Записывайте себя на аудио или видео. Дайте студенту больше времени для практики. Говорите по теме, четко и лаконично.

Часто успехи студента в учебе зависят не столько от его стараний, столько от того, как сложатся его отношения с преподавателем. Отсюда и разница в отметках: по одной дисциплине у учащегося могут быть всегда «хорошо» и «отлично», а по другой — только «удовлетворительно».

Разбираемся, как студенту найти общий язык с преподавателем.

Преподаватель и студент: как найти общий язык

Базовые советы

Есть рекомендации, которые работают всегда и везде:

· Проявляйте уважение к преподавателю. Общайтесь вежливо, избегайте высмеивания внешних недостатков, следите за своей мимикой и жестами.

· Регулярно посещайте занятия, участвуйте в мероприятиях вне учебного плана. Это покажет вашу заинтересованность в дисциплине и учебе в целом.

· Будьте пунктуальны. По возможности приходите на лекции и семинары заранее, чтобы успеть подготовиться к началу занятия.

· Задавайте вопросы по рассматриваемой теме. Так преподаватель увидит, что вы действительно стараетесь понять материал.

· Будьте внимательны на занятиях. Перешептываться с другими студентами и «залипать» в смартфоне на парах — верный путь испортить отношения с педагогом.

· Если что-то непонятно, не стесняйтесь обратиться к преподавателю за помощью. Он увидит, что вы открытый для общения и заинтересованный в знаниях студент.

· Старайтесь активно работать на занятиях, отвечая на вопросы и задавая свои. Участвуйте в обсуждениях, дискуссиях и дебатах, выражайте собственные мысли и идеи.

· Развивайте в себе трудолюбие и ответственность. Никто не любит учеников, которые забывают выполнять задания или делают их спустя рукава.

· Не стесняйтесь показывать свои успехи и достижения в изучении предмета.

· Стройте хорошие отношения с другими студентами. Если у вас будут ссоры и недопонимания в группе, преподаватели об этом узнают и решат, что вы конфликтный человек, с которым сложно общаться.

И последнее: улыбайтесь! Даже если преподаватель вам не симпатичен, не показывайте этого. Делайте вид, что вам нравится и предмет, и педагог, который его преподает. Проявите свои актерские способности — это несомненно поможет вам в учебе.

Преподаватель и студент: как найти общий язык

Типы «сложных» преподавателей

От общего перейдем к частному: расскажем о преподавателях, с которыми студентам сложнее всего выстроить хорошие взаимоотношения.

· Перфекционист

Любимая фраза такого педагога: «Студенты знают мою дисциплину не больше чем на “тройку”, я сам — на “четверку”, и только Господь Бог — на “отлично”». Получить хорошую отметку у перфекциониста — задача почти невозможная. Но расположить его к себе, хотя бы немного, — можно.

Лучше всего на педагога-перфекциониста действует тактика «научных дискуссий»: слушайте о том, что он говорит, задавайте вопросы, высказывайте свое мнение. Идеально, если у вас есть дополнительные сведения по рассматриваемой проблеме. Преподавателю будет приятно видеть, что вы не просто «в теме», но и можете рассказать ему что-то новое и особенно интересное.

Перфекционисты любят студентов, с которыми можно поговорить. Станьте достойным собеседником — и даже самый требовательный препод оценит ваши знания и умения.

· «Самый главный»

Еще одна крайность, когда преподаватель считает, что его дисциплина — самая главная для студентов. Его лекции и семинары — превыше всего!

«Вы можете пропускать пары по другим предметам, но на моих должны присутствовать всегда. Иначе вы не освоите профессию и не сможете работать по специальности», — примерно такими словами он встречает студентов на первом занятии.

Как понравиться такому педагогу? Подыграйте ему: покажите, что жить не можете без его предмета.

Например, можно подойти к преподавателю после занятия и рассказать, как вам однажды помогли знания по его дисциплине. Или поделиться интересной информацией, которую вы «совершенно случайно» прочитали в книге. Или предложить помощь в подготовке какого-либо материала, сославшись на то, что вы в любом случае планируете изучать предмет более глубоко.

В общем, заставьте педагога думать, что вы точно такой же фанат науки, как и он.

Преподаватель и студент: как найти общий язык

· Преподаватель с сюрпризом

Самый сложный случай: этот педагог может не создавать никаких проблем в течение семестра, но на экзамене он вдруг начинает заваливать студентов. Он задает неожиданные вопросы, которые не обсуждались на занятиях, дает задания «со звездочкой», требует более детальных ответов.

Предсказать такое поведение заранее невозможно. А на экзамене уже слишком поздно что-то предпринимать.

Единого решения для таких педагогов нет — нужно действовать по ситуации. Во-первых, не ленитесь спрашивать студентов старших курсов о педагогах, которые у вас преподают. Они наверняка расскажут вам о «преподе с сюрпризом» и его «фишках».

Во-вторых, не «забивайте» на педагогов, которые кажутся вам предсказуемыми и нетребовательными. Заранее узнайте, что вас ждет на экзаменах, какие темы нужно выучить в первую очередь, будут ли практические задания к теоретическим вопросам.

Чем лучше вы знаете предмет, тем сложнее вас подловить.

С кем легче найти общий язык

А вот несколько категорий преподавателей, с которыми у студентов практически не возникает проблем — при условии, что они учитывают их особенности.

· «Чтобы на экзамене все знал!»

Этому преподавателю не важно, ходите ли вы на занятия, записываете ли лекции, выполняете ли домашние работы. Главное — хорошо ответить на экзамене.

Такой педагог легко находит общий язык с группой и нравится многим студентам. Он не проверяет посещаемость на парах и может легко отвлечься на посторонний разговор. Кажется, что все учащиеся получат у него гарантированный «автомат». Но нет! К сессии придется все выучить. Иначе на хорошую отметку лучше не рассчитывать.

Чтобы вычислить такого преподавателя, поговорите со старшекурсниками. Заодно узнайте, не является ли ваш «добряк» «преподавателем с сюрпризом».

Преподаватель и студент: как найти общий язык

· «Чтобы был на каждой паре!»

Для этого педагога важно одно — посещаемость. За исправное посещение всех занятий он готов освободить от экзамена и поставить заветный «автомат».

И не важно, что вы будете делать на лекциях или семинарах — спать, сидеть в соцсетях или общаться с однокурсниками. Главное, чтобы вы были в поле его зрения.

Найти общий язык с таким преподавателем гораздо проще, чем со всеми остальными. Достаточно просто приходить на занятия.

· Активист

Такому педагогу нравится организовывать всевозможные мероприятия, конкурсы, мастер-классы. Он готов обсуждать внеучебные активности прямо на занятиях — лишь бы у него были союзники и помощники.

Понравиться ему несложно: просто будьте с ним «на одной волне», покажите, что вам тоже нравятся его затеи, предлагайте свои интересные идеи. Участвуйте в мероприятиях, помогайте педагогу в решении организационных вопросов.

Да, придется поднапрячься, но зато на экзамене вы будете в числе любимчиков и хорошая оценка вам обеспечена.

Преподаватель и студент: как найти общий язык

Допустимы ли отношения между студентом и преподавателем?

До этого мы рассматривали случаи, когда учащийся и педагог не могут найти общий язык. Но что делать, есть ситуация прямо противоположная — они не только хорошо общаются, но и испытывают романтические чувства друг к другу?

Вопросов здесь несколько:

· Допустимы ли романтические отношения между студентом и преподавателем?

Однозначно нет. Если между ними вспыхнули реальные серьезные чувства, кому-то придется покинуть образовательное учреждение. Впрочем, для настоящей любви это небольшая жертва. Студент или студентка может перейти учиться в другой колледж или вуз — и отношения с преподавателем уже не будут чем-то из ряда вон выходящим.

· Почему такие отношения недопустимы?

Здесь две стороны: этическая и правовая. С этической точки зрения, роман между преподом и студентом подрывает авторитет педагога и всего образовательного учреждения. У других учащихся могут возникнуть ложные предположения, что все вопросы в этом колледже или вузе решаются «через постель». Что грозит организации, о которой пошли такие слухи, догадаться несложно.

С правовой точки зрения, такие отношения могут попасть под статьи 40 и 133 УК РФ. В них речь идет о домогательстве и нарушении прав человека.

Подробнее о правах студентов можно почитать в нашей статье.

Да, если дело дойдет до суда, то студент может подтвердить, что на него не оказывали никакого давления и он действовал по собственной воле. Но нюансов здесь очень много, и к чему в итоге приведет уголовное разбирательство — не знает никто.

Преподаватель и студент: как найти общий язык

· Что делать, если у вас романтические отношения с преподавателем?

Вариантов несколько:

o Если чувства мимолетные — лучше полностью прекратить отношения и посвятить себя учебе. В конце концов, на получение профессионального образования требуется не более пяти лет. Закончите учиться — и ваш роман с преподавателем (уже бывшим) не вызовет никаких вопросов.

o Прекратить обучение в том колледже или вузе, в котором преподает ваш избранник. Либо попросить любимого человека сменить место работы. Кому из вас жертвовать местом работы или учебы — решать только вам.

o Продолжать отношения на свой страх и риск. Но учитывайте: в стенах образовательной организации вы должны вести себя не как влюбленные, а как преподаватель и студент. То есть, общаться на «вы», не допускать физического контакта, разговаривать точно так же, как и с другими учащимися и педагогами. Все личное должно происходить исключительно вне колледжа или вуза.

Если отношения все равно не клеятся

Такое бывает: вы делаете все возможное, чтобы наладить контакт с преподавателем, но он упорно считает вас чуть ли не худшим студентом на потоке. Решение здесь одно — впечатлить педагога вашей отличной работой.

Сдайте ему идеальный реферат или крутую курсовую, выполните отчет по практике раньше всех в группе или предложите презентацию по особенно сложной теме. Прокрутите нашу статью чуть выше: всех «сложных» преподов можно впечатлить отличными знаниями по предмету. Так сделайте это!

Чтобы написать идеальную студенческую работу, обращайтесь в компанию «Магистр». Они возьмут все самое сложное на себя: подготовят текст и оформят его по ГОСТ. Вам останется лишь сдать документ и смотреть, как изменится отношение преподавателя к вам.

Почему «Магистр»?

· У нас работают преподаватели, аспиранты и практикующие специалисты. Материал подготовит человек, который разбирается в теме не хуже вашего педагога.

· Мы выполняем заказы точно в срок. При необходимости можем сделать работу всего за 1-2 дня.

· Не завышаем стоимость: у нас одни из самых низких цен на студенческие работы, а для постоянных клиентов есть скидки.

· Предлагаем готовые курсовые, дипломные, рефераты и другие работы. Можете выбрать то, что вам нужно, и сразу же сдавать преподавателю.

· Гарантируем высокое качество услуг. Каждую работу проверяют эксперты в конкретной теме, поэтому ошибки и неточности исключены.

Мы уже более 19 лет на рынке, и за эти годы получили тысячи положительных отзывов от студентов из разных регионов страны. Хотите впечатлить строгого преподавателя? Сдайте ему работу от «Магистра» — и он изменит свое мнение о вас!

– Наш сайт: https://magistr.ru/

– TG: https://t.me/magistr_corp

– VK: https://vk.com/magistr_ru

Как удержать внимание студентов даже в Zoom? Как наладить обратную связь? И что делать, если на онлайн-лекции возникают конфликты? В рамках программы профессионального развития для преподавателей, научных сотрудников, аспирантов ITMO.Expert состоялся вебинар «Трудности в общении преподавателей и студентов онлайн и оффлайн». Вера Шаврина, психолог Центра сопровождения инклюзивного образования, рассказала, как выстраивать коммуникацию со студентами в формате онлайн-занятий, поддерживать их интерес к процессу и успешно разрешать возникающие конфликты. Полезные советы — в этом материале.

Как обойти проблемы дистанционного обучения

Дистанционное обучение — это, безусловно, быстро и удобно, но переход на него связан не только с некоторыми техническими сложностями, но и с проблемами в коммуникации между студентами и преподавателем. Онлайн-формат занятий минимизирует роль социальных связей, он может украсть ценность преподавателя как руководителя и наставника. Удержать внимание студентов гораздо сложнее: не получается зацепить их своей энергетикой, харизмой, жестами, мимикой. К тому же, практически невозможно контролировать студентов, следить, чем они занимаются во время занятия, достаточно ли сконцентрированы — обратная связь минимизирована или вообще отсутствует.

Но, как правило, при создании учебной или рабочей группы — виртуальной или реальной — проблемы с обратной связью возникают только в самом начале. То есть самое сложное — просто начать: решить все организационные, дисциплинарные, коммуникативные моменты, наладить контакт со студентами, разобраться с техникой — этому нужно уделить особое внимание. В дальнейшем уже из практики придет и понимание, как общаться со студентами, подавать материал ярко и интересно.

Вот несколько советов, как организовать занятие в онлайн-режиме:

  • не затягивать введение;
  • использовать переходы между темами, резюмировать все сказанное;
  • использовать больше примеров и кейсов;
  • добавить больше упражнений и интерактивов;
  • избегать вопросов и разговоров не по теме;
  • не игнорировать вопросы студентов, но и не прерываться постоянно, реагируя на все комментарии;
  • отвечать на вопросы порциями после очередного блока информации или в конце занятия;
  • проверять понимание студентов в конце или по ходу трансляции опросами или тестами;
  • не перебарщивать с количеством информации и тестов.

Источник: shutterstock.com

Как вести себя при конфликтах

К сожалению, в последнее время участились случаи, когда онлайн-занятия срывают пранкеры. Единственно верное решение этой проблемы — завершить вебинар и начать новую конференцию, разослав всем студентам ссылки-приглашения.

Чтобы минимизировать риск пранкерской атаки, нужно соблюдать элементарные правила безопасности: создавать вебинары, защищенные паролем, не публиковать ссылки в открытых источниках, изучить настройки платформы и убедиться, что только организатор вебинара может демонстрировать экран, а также использовать другие функции (передача файлов, рисование, использование пользовательских фонов, написание приватных сообщений).

А вот что же делать, если занятие срывает не случайный прохожий, а кто-то из обучающихся? В данном случае первым делом нужно разобраться, какую цель преследует провокатор. Если его цель — просто вывести вас из себя, нужно лишить его повода продолжать агрессию в вашу сторону, честно высказаться о своих чувствах и предложить покинуть лекцию. Ни в коем случае нельзя выходить из себя и начать обвинять всю группу — скорее всего, они наоборот поддержат вас. Но и не оправдывайтесь, не вините себя, лучше поддержите свой авторитет юмором, иронией — это лучший способ справиться с любой ситуацией.

Но бывает и так, что у студента действительно накопились претензии или он просто не согласен с вами по какому-то вопросу. Конфликт между преподавателем и студентом — это тоже форма коммуникации, пусть и специфическая. В споре достигается цель разрешения противоречий, которые неизбежно возникают в учебно-воспитательном процессе, и в этом случае результат, который будет достигнут в итоге конфликта, гораздо важнее его причины.

Важно хорошо держаться в споре, не поддаваться эмоциям и не давать собой манипулировать, но в то же время, нужно и услышать студента, его претензии или его просьбу. Все это помогает наладить отношения, разрешить конфликт. Нужно помнить, что любой конфликт — это точка роста для обеих сторон.

Что мешает хорошим отношениям студентов и преподавателей

Исследование, основанное на опросе около сотни преподавателей в Смоленском государственном университете, показало, что оптимальные отношения со студентами с точки зрения преподавателей в больше степени основываются на взаимном уважении и взаимопонимании (33%), интересе к предмету (23%), дружелюбной атмосфере (20%) и успеваемости (17%). А вот мешают наладить отношения плохая дисциплина, пропуски занятий и безответственность студентов, манипуляции и конфликты, инициируемые обучающимися. По мнению же студентов, хорошим отношениям с преподавателем мешают их предвзятость и несправедливость в выставлении оценок, пренебрежительное отношение к студентам и взгляд свысока, несдержанность и срывы на студентов из-за своего плохого настроения, некомпетентность, халатность и неэффективная организация занятий.

Если обобщить, то главными причинами конфликтов становится несправедливая оценка из-за личных качеств студентов, симпатий и антипатий преподавателя, недобросовестное отношение к процессу обучения с обеих сторон и иерархичность отношений.

Какие есть способы улучшить отношения со студентами для обеспечения эффективного процесса обучения?

В этом помогут несколько основных принципов:

  • важно понимать потребности студентов и их мотивы, задавать им вопросы и внимательно выслушивать их ответы, стараться в принципе получить как можно больше информации от них, наладить обратную связь;
  • важно быть беспристрастным и объективным — оценивать только поступки и поведение студентов, а не его личные качества. Не применять к студентам силу, не демонстрировать свою власть, не принуждать их и не навязывать — обратное обязательно включит защитные механизмы студентов и приведет к конфликтам.
  • И главное — быть естественным, не брать на себя нехарактерную роль. Если вы считаете себя требовательным и строгим преподавателем или, наоборот, мягким и отзывчивым, не стоит ломать себя и пытаться стать другим — студенты этого не поймут, а вам будет некомфортно.

Источник: shutterstock.com

Некоторые типажи обучающихся и тактика взаимодействия с ними

В процессе коммуникации мы взаимодействуем с людьми, обладающими разными чертами характера: с некоторыми у нас возникает полное взаимное понимание, с другими же мы совсем не можем найти общий язык. Найти подход к каждому студенту — важная задача преподавателя.

Известный педагог, специалист по педагогической этике Татьяна Мишаткина придумала забавную типологию учащихся. Данные модели весьма условны, но они способны помочь преподавателям лучше понять своих студентов и разработать индивидуальный подход к каждому.

Типаж «позитивный собеседник» — самый приятный из всех перечисленных. Он доброжелателен, трудолюбив, отзывчив и может стать своего рода помощником на занятиях. В любых сложных ситуациях и конфликтах можно смело обращаться к нему и ставить в пример для других студентов.

«Нигилист» — нетерпеливый, несдержанный, постоянно провоцирует своей манерой общения, со всем не согласен, стремится все оспорить и подвергнуть сомнению. В своем общении с таким студентом важно держать себя уверенно, демонстрировать свою компетентность. В то же время нужно дать ему возможность самому высказаться, сформулировать свое решение задачи или проблемы, и таким образом привлечь его на свою сторону и увести от критики к конструктивному разговору.

«Всезнающий» обо всем имеет свое мнение и огромную потребность постоянно его высказывать. Он не то что бы срывает ход занятий, но оттягивает на себя слишком много внимания в ущерб остальным. Такому студенту нужно напоминать, что он в аудитории не один, что другие тоже хотят высказаться. Можно намеренно задавать ему сложные вопросы, которые вызовут у него затруднение.

Типаж «болтун» много говорит, чаще всего не по теме, всех перебивает и бестактно прерывает ход беседы. Во время выступлений его нужно всегда ограничивать во времени, а если он начинает уходить от темы, возвращать к сути предмета.

«Нерешительный» — не уверен в себе, боится высказаться и показаться глупым, поэтому старается больше молчать. Вывести его на разговор можно, задавая несложные вопросы информационного характера, поддерживая и благодаря за любой вклад в беседу.

Типаж «неприступный собеседник» — один из самых сложных. Он высокомерен, замкнут, не заинтересован в теме лекции. Зацепить его внимание можно периодическими обращениями к нему с вопросами, с чем он не согласен и почему, что именно его интересует.

«Почемучка» задает очень много вопросов, в том числе и не по теме. Его вопросы можно обращать ко всем участникам беседы или всей аудитории лекции, на вопросы же информационного характера отвечать коротко и сразу, не тратя много времени. Можно занять его на какое-то время выполнением задания, четким и понятным, чтобы оно не вызывало у него дополнительных вопросов.

Коммуникативные барьеры

Осложнять общение со студентами преподавателям могут и личные психологические проблемы преподавателя — так называемые коммуникативные барьеры. В основном они связаны со страхом публичных выступлений и особенно характерны для начинающих, молодых преподавателей.

Барьер боязни студенческого коллектива возникает тогда, когда преподаватель вроде бы хорошо владеет учебным материалом, но сама мысль коммуникации со студентами и выступления перед ними вгоняет в панику. Иногда это еще усугубляется и негативным опытом в прошлом. Такая проблема решается только практикой и репетицией, а со временем и опытом совсем уходит.

С предыдущим страхом связан и барьер боязни ошибок. Преподаватель очень боится опоздать на занятие, оговориться, показаться глупым, не успеть изложить на занятии весь запланированный материал и т.д. Чтобы убрать этот страх, нужно понять, что студенты не враги и не судьи, они ваши помощники.

Барьер негативной установки может сформироваться у преподавателя заочно, через рассказы других о проблеме, которые у них возникли с определенной группой. Тут можно посоветовать учесть советы коллег, но все же идти на занятие без предубеждения, выстраивать свои отношения со студентами, не оглядываясь на других.

Барьер отсутствия контакта заключается в том, что преподаватель действует «автономно» от аудитории, в то время как необходимо быстро и оперативно организовать взаимодействие с обучающимися. Это главная проблема дистанционного обучения и решается она только постоянной работой над налаживанием обратной связи со студентами, общением с ними.

Барьер сужения функций общения происходит, когда преподаватель учитывает только информационные задачи общения, оставляя без внимания социальные, коммуникативные функции общения. Из-за этого студентам становится скучно и неинтересно учиться, они плохо усваивают информацию.

Барьер несовпадения установок: преподаватель приходит к аудитории с интересным замыслом, проектом или лекцией, он полон энтузиазма, а студенты воспринимают его равнодушно. Такое отношение может вызывать у преподавателя гнев, раздражение или фрустрацию. Тут надо понять, что скорее всего дело не в вашем материале и не в вас, а в какой-то другой причине. Может, у студентов горит дедлайн, может, им нужно готовить какой-то проект или у них что-то случилось. Не стесняйтесь разговаривать с ними и спрашивать, в чем причина их равнодушного поведения.

Изображение на обложке: shutterstock.com

К началу

Дикция, речь, жестикуляция

Вспомните себя в школьные и студенческие годы: очень непросто усваивать объемный материал, когда педагог монотонно бубнит себе что-то под нос. Время идет, а свойства человеческой психики не меняются: мы легче воспринимаем ту информацию, которая подана живо, понятно и разнообразно.

Заранее оцените свою дикцию, четкость речи и ее громкость. Потренируйтесь: внимание аудитории отлично удерживается с помощью повышения и понижения голоса, небольших пауз. Говорите так, чтобы вас услышали и поняли в самом конце аудитории.

Не стесняйтесь жестикулировать. Передвигайтесь по аудитории, используйте дополнительные предметы, пишите на доске: за такими небольшими перемещениями приятнее наблюдать, чем за учителем, сидящим за партой и глядящим в одну точку. Кроме того, вы задействуете у студентов визуальную память.

Четкие правила

Первое занятие стоит начать не только со знакомства с классом или студенческой группой, но и с обозначения четких границ и правил. Конечно, вам стоит представиться, оставить свои контакты для связи, но будет здорово, если вы сразу озвучите, что ждет учеников и  студентов.

Например, сообщите о том, как проходят экзамены по вашему предмету, сколько проверочных работ нужно будет написать, какой литературой стоит обзавестись и пр. Укажите на возможность к вам обратиться по возникшим вопросам: написать на электронную почту или зайти в определенный день к вам на кафедру.

Включите в перечень негласных правил и нормы поведения на занятии. Лучше задавать уточняющие вопросы во время лекции или уже после? Насколько допустимы гаджеты на уроке? Можно ли изредка переговариваться шепотом? Чем старше аудитория, тем она обычно более дисциплинирована, однако обозначить границы дозволенного всегда уместно.

Стиль поведения

Каждому присущ определенный набор поведенческих характеристик, который можно условно назвать стилем. Это то, как мы говорим, ходим, едим и, конечно, учим. Преподаватель с активным психотипом ведет лекции стремительно, вдохновленно, за 3 минуты испишет всю доску и уже начнет с нее стирать, когда с дальних парт послышатся возмущенные просьбы подождать. Такой же скорости он требует и от студентов: повышенного внимания, умения следовать за мыслью педагога. Напротив, более спокойные педагоги проводят занятия размеренно и неторопливо, говорят негромко. Слушают и тех, и других, однако специфика вашего предмета или конкретной темы позволит выбрать стиль, более способствующий пониманию у аудитории.

Выход из стрессовых ситуаций

Само знакомство со студентами и с педагогическим коллективом уже является стрессом. А если это первое серьезное место работы или возвращение к преподавательской деятельности после долгого перерыва? В этом случает стресс усиливается. Молодые педагоги переживают, что им будут задавать вопросы, на которые они не знают ответа, что они не найдут общий язык с учениками, что в конце года студенты не продемонстрируют требуемый уровень знаний по их предмету и так далее. Все это страхи, конечно, могут частично оправдаться, но не должны вас настроить на негатив уже в начале пути. Впрочем, стоит заранее быть готовым к возможным сложностям.

Их можно разделить на три категории:

  • проблемы профессионального характера;
  • конфликтные ситуации со студентами;
  • межличностные проблемы в коллективе.

Рассмотрим эти трудности по отдельности.

  • Стрессовые ситуации, связанные с темой урока.

Несмотря на сильный страх не найти ответ на вопрос студента, эта проблема решается проще всех остальных. Да, вы можете чего-то не знать или не помнить, и это нормальная ситуация, ведь вы не робот. Обычно такие ситуации стимулируют преподавателя к еще большему погружению в свой предмет, что положительно сказывается на качестве обучения.

Вы можете честно сказать студентам, что не знаете ответ на каверзный вопрос, но обязательно его найдете и сообщите на следующем занятии.
Если для вас это психологически сложно, то скройте факт незнания самым элегантным образом. Попросите учеников найти ответ самостоятельно: предложите воспользоваться Интернетом и через 3–5 минут обсудите полученные результаты. Наградите ученика, который справится быстрее всех, автоматом, пятеркой или похвалой. Или оставьте этот вопрос в качестве домашнего задания, которое вы все вместе обсудите в следующий раз.

  • Стрессовые ситуации, связанные со студентами.

Более сложен и разнообразен процесс взаимодействия со студентами. Обучению могут мешать конфликты с учениками, их несдержанность и наглость, а также негибкость преподавателя, его чрезмерная развязность или строгость.
Современный преподаватель умело реагирует на свою аудиторию и способен настроить ее на рабочий лад. Конечно, с этим навыком не рождаются, он приходит с опытом. Однако и в самом начале карьеры можно создать доверительные и серьезные рабочие отношения со студентами.

Кто-то может посчитать, что юный возраст педагога — помеха субординации и дисциплине, но это еще и ваше преимущество. Вы как никто понимаете своего ученика, знаете, чем он живет, еще помните себя на его месте. Используйте этот опыт, анализируйте поведение своих учителей в школе или университете: кто был для вас авторитетом и почему, кто вызывал смех, а кто неприязнь?
К сожалению, невозможно в тексте уделить внимание абсолютно всем ситуациям, связанным с непростыми отношениями со студентами. Дать общий совет тоже непросто. Однако одна рекомендация здесь точно будет уместна: относитесь с одинаково сильным уважением и к своим ученикам, и к самому себе.

  • Стрессовые ситуации, связанные с коллективом.

Коллеги, как и родители учеников (если речь идет о школьниках или студентах первых курсов), как будто бы не являются частью образовательного процесса. В действительности это не так: они могут как подпортить вам настроение, так и непосредственно вмешаться в обучение. Байки про женский коллектив (а в России, по данным 2017 года, 85% педагогов — женщины) небезосновательны. Кроме того, ряд проблем связан именно со статусом молодого педагога: вас могут нагружать дополнительной внеурочной деятельностью, относиться к вам без должного уважения и т. п. 

Справиться с подобными ситуациями помогает сдержанность, вежливость и уважение. Такой педагог, еще и прекрасно знающий свой предмет, обязательно заслужит авторитет у коллег.

Как находить общий язык со студентами? Что такое быть «современным»? Нужно ли преподавателю гнаться за «модой»? Можно ли сделать лекцию интересной и при этом не превратить в балаган? 13 мая на специальном семинаре доцент кафедры практической философии ВШЭ Александр Павлов предложил коллегам свои ответы на эти и подобные вопросы.

Американский философ Маршалл Берман утверждал, что в эпоху модерна люди должны быть готовы к постоянному обновлению. Вопрос в том, насколько преподаватель должен или может быть современным и готов ли он к обновлениям? «Если мы хотим понять студентов, мы должны учитывать их интересы и при этом не путать такой подход с популизмом», — считает Александр Павлов.

Студенты зачастую воспринимают преподавателей, как «старых» (устаревших) людей, «динозавров», которые не понимают то, чем и как живет молодежь

Студенты зачастую воспринимают преподавателей, как «старых» (устаревших) людей, «динозавров», которые не понимают то, чем и как живет молодежь. «Однако бывает, что когда педагог пытается стать «модным», чтобы попробовать приблизиться к аудитории, возникает опасность получить обратный эффект — отторжение, и об этом тоже нужно помнить, — добавил Александр Павлов. — Если мы хотим обсуждать со студентами какие-то свежие темы, мы всегда должны помнить слова Умберто Эко о том, что изменения, которые раньше происходили в течение пяти веков, теперь происходят за пять лет».

Еще один вопрос, на который каждый преподаватель должен ответить сам для себя, — насколько ему вообще нужно находить со студентами общий язык. Как считает Александр Павлов, никогда нельзя обобщать педагогический опыт: каждый курс, факультет, группа студентов уникальны, и с ними необходимо работать по-разному. То, что будет воспринято хорошо в одной группе, может быть воспринято в штыки в другой.

Стоит ли бояться студенческих отзывов в сети?

Александр Павлов привел в пример недавно опубликованную в одном из британских изданий заметку анонимного преподавателя. В статье говорилось, что зарубежные преподаватели часто расстраиваются из-за негативных отзывов, которые студенты инкогнито оставляют в социальных сетях. Эти преподаватели полагают, что ожидания студентов по отношению к ним сильно завышены и, соответственно, часто не оправдываются. С одной стороны, такая проблема в каком-то смысле может существовать и в России (все знают, что студенты могут писать в социальных сетях). С другой стороны, негативные оценки есть всегда, но, наверно, имеет смысл не раздражаться, а попробовать понять ту аудиторию, в которую ты приходишь, считает Павлов.

Новое поколение совсем по-другому мыслит и ориентируется в мире, и если нам это не нравится, то это вовсе не проблема студентов

«Новое поколение совсем по-другому мыслит и ориентируется в мире, и если нам это не нравится, то это вовсе не проблема студентов, — уверен Александр Павлов. — У них в каком-то смысле другая система мышления, и мы не должны оценивать ее однозначно хорошо или плохо. Например, раньше, чтобы узнать объем знаний студентов, я спрашивал, сколько внимания они уделяли Карлу Марксу, и ответ был, скажем, «3 лекции», сегодня на этот же вопрос студенты отвечают: «12 слайдов». В аудитории система измерения материала изменилась. Это не плохо и не хорошо. Просто у людей меняется восприятие».

Шутить или не шутить?

Сегодня в мире все меняется очень быстро, и юмор — не исключение. Как шутить преподавателю, шутить ли ему вообще? Зачастую студенты могут смеяться не над содержанием преподавательской шутки, а над тем, что педагог шутит именно так. Шутки в паблике ВКонтакте, посвященном высказываниям преподавателей Вышки, можно разделить на интересные/остроумные и не очень удачные, сигнализирующие о том, что юмор некоторых преподавателей сам может стать объектом шуток. К примеру, одна из типичных устаревших, давно несмешных шуток: «Ты подготовился к семинару? — Нет. Я забыл. — А голову ты не забыл?». «Посмотреть, что у студентов вызывает смех, а что уже нет, иногда бывает полезно», — уверен Александр Павлов. Конечно,ни для кого не секрет, что преподаватели, мониторящие социальные сети, часто расстраиваются, когда видят, что про них пишут студенты. Вместе с тем необходимо иметь в виду, считает Александр Павлов, что и сами студенты нередко искажают слова педагога. Студенты пишут так, как поняли слова преподавателя, но далеко не всегда это понимание верно.

Поп-культура вам в помощь

Хорошая иллюстрация работы с аудиторией — приемы популярного словенского культуролога и философа с мировым именем Славоя Жижика. Наладить диалог со студентами может помочь и поп-культура, на что часто ориентируется Жижек. Еще один прием, который используют наиболее прогрессивные преподаватели, рассказывает Александр Павлов, — перед тем, как отправиться в аудиторию, посмотреть, что студентам интересно, что они обсуждают в своей группе ВКонтакте, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят.

Философ и теоретик образования Эрик Хирш-младший в книге «Культурная грамотность», ставшей бестселлером, высказал идею, что для того, чтобы можно было нормально общаться, необходимо быть «культурно грамотным», если точнее — знать пять тысяч слов — имен, дат, понятий, принятых в конкретном сообществе, и проч. «Я же считаю, что мы сегодня можем говорить, в том числе и о поп-культурной грамотности. Преподаватель все-таки должен понимать, что сегодня актуально у студентов», — уверен Александр Павлов.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Добавить комментарий