Как найти общий звук в словах

Определи, какой звук является общим в каждой группе слов.

Запиши его в значке транскрипции[.

] Книжка, нож, шар[____]Все, улов, встреча[____]Билет, фильм, герой[____].

Вы находитесь на странице вопроса Определи, какой звук является общим в каждой группе слов? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.

Умение человека сосредоточиться на звуке называется фонематическим слухом. Без него нельзя научиться слушать, понимать смысл речи. В отличие от нас, взрослых, малыши еще не умеют управлять своим слухом, не могут сравнивать звуки, но родители должны ему в этом помочь и научить! Развивать у ребенка эту особенность необходимо еще в дошкольном возрасте, а точнее, с четырех лет.

freepik.com/uflypro
freepik.com/uflypro

Как это сделать? Конечно же с помощью различных игр! С описанием некоторых из них я и хочу вас познакомить.

Игры на развитие фонематического слуха можно разделить на 4 группы:

1. Игры на наличие (отсутствие) звука в слове.

2. Игры на определение первого или последнего звука в слове.

3. Игры на определение места звука в слове (начало, середина или конец слова).

4. Игры на формирование звукового анализа слова.

А теперь приведу примеры игр каждой группы, но предварительно хочу обратить ваше внимание на следующее: для начала подбирайте слова, состоящие из одного слога. Так дошколенку будет легче услышать нужный звук. Но при этом не стоит включать в игру такие слова, как ЛЕС, ЛЁД, ЛЮК и подобные им, поскольку в них слышится один гласный звук, а буква пишется другая. Итак, об играх:

✅ “Услышишь — хлопни”

Самая распространенная игра из этой группы. Взрослый произносит слова, а малыш, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Для того, чтобы малыш услышал нужный звук, произносите слова четко, медленно, выделяя его голосом.

✅ “С какого звука начинается слово”

Чтобы играть было интересней, можно взять мяч. Вы бросаете мяч ребенку и произносите слово, выделяя его первый звук.

Когда малыш услышит слово и поймает мяч, ему, возможно, понадобится какое-то время подумать, чтобы назвать первый звук. Если возникнут затруднения, предложите ему повторить слово несколько раз, подражая вам и выделяя начальный звук.

freepik.com/freepik
freepik.com/freepik

Когда звук будет назван, ребенок должен четко произнести его и возвратить мяч вам.

Если слово начинается на гласный звук, то подбирайте такие, чтобы на первый гласный падало ударение. Тогда малышу будет гораздо легче его услышать и назвать. Например: “ослик”, “утка”, “аист” и так далее.

“Какой звук последний”

Игра проводится аналогичным образом, только в этом случае выделяйте в слове звук, на который оно заканчивается.

“В какой части слова спрятался звук”

Ищем звук в начале, в середине или в конце слова.

Прежде чем играть в эту игру, поясните ребенку следующее: если заданный звук в слове не первый и не последний, то он находится в середине слова.

Игра проводится аналогично двум предыдущим.

“Подарки для Маши”

Обыгрывается ситуация: “Маше на день рождения подарили подарки, в названии которых есть звук… (называете его). Как ты думаешь, что ей могли подарить?”

Ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук: он может находиться как в начале, в середине, так и в конце слов.

“Найди общий звук в словах”

Взрослый произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.
Дошколенок должен назвать тот, который встречается во всех словах:

– Чайник, очки, ключи (ч)

– Жаба, лыжи, жук (ж)

– Липа, лес, соль (л)

“Найди лишнее слово”

В трех словах есть общий звук, а в четвертом – нет:

– Щука, плащ, шерсть, клещи (шерсть)

– Кукла, мяч, чайник, чашка (кукла)

– Овца, цыпленок, солнце, луна (луна)

Как научить ребенка слышать звуки

В заключение отмечу, что для дошкольника развитие фонематического слуха достаточно трудный процесс. Поэтому не перегружайте малыша и сразу завершайте игру при проявлении первых признаков усталости.

Читайте еще:

Как помочь заикающемуся ребенку

Как научить ребенка слышать звуки

Дети-билингвы

Как научить ребенка слышать звуки

Если не трудно, поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху “подписаться”. Спасибо!🙂 Заглядывайте еще: каждый день новая публикация.

Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой

Как научить ребенка слышать звуки

Авторское право защищено © Рядом с детьми

Дидактическая игра “Общий звук”



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 82 человека из 37 регионов

аудиоформат

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 255 767 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 22.11.2017
  • 3121
  • 12
  • 22.11.2017
  • 606
  • 6
  • 22.11.2017
  • 3979
  • 148
  • 22.11.2017
  • 621
  • 3
  • 22.11.2017
  • 467
  • 0
  • 22.11.2017
  • 979
  • 23
  • 22.11.2017
  • 1501
  • 10
  • 22.11.2017
  • 620
  • 3

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Маклашова Нина Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Маклашова Нина Владимировна

    • На сайте: 6 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1499
    • Всего материалов:

      1

  • Рабочий лист. 1 сентября.

Рабочий лист. 1 сентября.

Рабочий лист можно использовать на уроке Знаний . Очень интересно заполнить данный лист, собрать…

Содержание

  1. Нахождение общего звука в словах
  2. Что такое звуки и буквы?
  3. Содержание:
  4. Как различать звуки и буквы?
  5. По какому принципу делятся звуки речи?
  6. Гласные звуки и буквы
  7. В чём особенность е, ё, ю, я?
  8. В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?
  9. Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?
  10. Согласные звуки и буквы
  11. По какому признаку согласные делят на глухие и звонкие?
  12. Как различать твёрдые и мягкие согласные?
  13. Зачем нужны цветовые схемы?
  14. Фонетический разбор слова
  15. Для чего нужен фонетический разбор слова?
  16. Каков порядок фонетического разбора?
  17. Примеры фонетического разбора слов

Нахождение общего звука в словах

Ведущий игры — педагог предлагает детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином сти­хотворном отрывке 1 , например:

Класть в карман
Братишка рад
Все, что видит,
Все подряд.
Есть в кармане
И конфета,

И коробка для крючков,

И старинная монета,

И четырнадцать значков.

Брата спрашивает Ирка:

— А когда в нем будет дырка?

От зари и до зари
Ярко светят фонари.

1 Использованы стихи В. Нестеренко из книги «Ладошка». (Краснодар, 1991.)

Щедро дарят
Людям свет.
И работы
Лучше нет.

Каждый шорох
Мыши слышат,
Но мышонок
Не поймет:

— Почему все время «Тише!»
Говорят большие мыши?
Ведь в нору
Не влезет кот!

Называние с помощью картинного материала
или придумывание самостоятельно слов
с определенным звуком

Называние с помощью картинного материала или придумывание самостоятельно слов с определенным звуком

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать на ней предметы, в названии которых есть звук Р (рис. 87). Победителем признается тот игрок, чье слово — название предмета прозвучало последним.

Придумай слова со звуком.

В этой игре от детей требуется придумать как можно боль­ше слов, в состав которых входил бы названный ведущим звук. Победителями в игре могут считаться те игроки, которые:

придумали больше других слов с заданным звуком; придумали самые интересные слова с заданным звуком; придумали слова, в которых заданный звук встречается целых два или даже три раза!

Чье предложение длиннее?

В этой игре каждому из детей предлагается составить пред­ложение так, чтобы все слова в нем начинались на один и тот же заданный ведущим звук. Выигрывает тот, кто правильно составит самое длинное предложение.

Все слова со звуком.

Ведущий предлагает детям принять участие в коллектив­ном составлении рассказа. Но у нового рассказа будет один небольшой секрет — все слова в нем должны содержать звук С (или какой-либо другой звук). Например: «Светло-синий самокат, весело поскрипывая колесами, совершал свое кру­госветное путешествие. Сверху светило ясное солнышко, со всех сторон шептались лесные осинки. Путешествовать са­мокату нравилось. »

Различение в словах звуков, сходных по акустическим или артикуляционным признакам

Ведущий предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими слова­ми выставить на наборном полотне картинки 1 , например:

кот — кит — кит — кот;

крыша — крыса — крыса — крыша — крыса;

коза — коса — коса — коса — коза и т.д.

Повтори — не ошибись

Ведущий предлагает игрокам как можно точнее повто­рить за ним ряды слов, например:

1 В наборе все картинки должны быть представлены в нескольких экземплярах.

Разноцветная метель,
Красных листьев карусель.
В желтых платьях — все деревья,
А в зеленом — только ель.

сом — ком;
Том — дом;
рак — мак — лак;
лом — ком — ром;

мышка — мишка — мишка — мышка:
мушка — Муська — мушка — Муська;
кошка — мошка — ложка — мошка;
рама — лама — Кама — дама;
Паша — Маша — Даша — Саша и т.д.

Определение в названном педагогом слове первого, последнего звука, позиции заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)

Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове-отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой, после окон­чания игры по количеству фишек определяется победитель.

Не река. Но здесь живут

Дом стеклянный. Свет. Уют.

И еда есть — крошки. (Аквариум.)

Он вздыхает
Очень тяжко —
Так, бедняжка,
Растолстел,
Что зеленую
Тельняшку
На себя

С трудом надел. (Арбуз.)

Города, моря найдем,
Горы, части света.
Умещается на нем
Целая планета. (Глобус.)

Летят с небес непрошено
Холодные горошины. (Град.)

Носят только шляпы. (Грибы.)

Когда плывет —
Прекрасен.

Когда шипит — опасен. (Гусь.)

Испугается — бежит,
Остановится — дрожит. (Заяц.)

Растет она — в земле,
Известна — в целом — мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картошка.)

Угощает в летний зной

Он водою ключевой. (Колодец.)

Он не любит
Свет дневной.
Проживает
Под землей,
Землю роет,
Роет, роет —
Каждый день

Метро он строит. (Крот.)

Остроносо и черно

В землю брошено зерно.

А теперь над этим местом

Солнца круг и зерен двести. (Подсолнух.)

Ходят в маленьком загоне

В полосатых майках кони. (Пони.)

Что за облако — ловушка:

Вся деревушка. (Туман.)

С виду кроха,
Но — силен,
Озорует слишком,
Лишь родился,
Сразу он
Свой сломал
Домишко. (Цыпленок.)

Что сказать о ней? Трусишка.
Тихо жить старается.
Костяной надежной крышкой
С детства укрывается. (Черепаха.)

1 Использованы загадки из книги В. Нестеренко «Ладошка». (Краснодар, 1991.)

Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следу­ющий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком бу­дет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает тре­тий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игро­ками, нельзя. Главная задача игры — не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры платит фант (например, придумывает несколько звуков на заданный звук).

Где спрятался звук?

У педагога — набор предметных картинок; у каждого из детей — карточка, разделенная на три квадрата, фишка.

Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук — в начале, середине или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший зада­ние, платит фант.

Каждому — свое место

У каждого игрока — набор предметных картинок и три кар­точки, разделенные на три квадрата. На первой карточке закра­шен первый квадрат, на второй — второй, на третьей — третий.

Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, поло­жив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или в конце). Выиг­рывает тот, кто первым правильно расположит все картинки.

Перед началом игры дети делятся на две команды. Пер­вой команде предлагается придумать любое слово и четко произнести его вслух. Дети второй команды должны подо­брать слово, начинающееся с последнего звука названного слова и т.д. За каждый неверный ответ команде начисляются штрафные баллы. По окончании игры они подсчитываются и позволяют объективно определить команду-победительницу.

Вариант. Игра продолжается до первой ошибки, после чего определяется команда-победительница.

Разложи картинки по рядам

Игрокам первой команды предлагается рассмотреть пред­метные картинки, определить позицию заданного звука в слове и в соответствии с ней разложить картинки в три ряда: в первый ряд — картинки с заданным звуком в начале слова, во второй — в середине, в третий — в конце слова.

Вторая команда выполняет аналогичное задание на выде­ление другого звука в другом наборе картинок.

Побеждает команда, первой безошибочно выполнившая задание.

Источник

Что такое звуки и буквы?

Содержание:

Слова состоят из звуков. Звуки – неделимые частички звуковой речи. Они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают различать слова. Звуки образуются с помощью речевых органов.

Буква – это условный графический знак звука. Цель буквы – преобразовать звуки речи в письменную форму.

Как различать звуки и буквы?

Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: [п] [о] [л]. Такая запись называется транскрипцией.

Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?

В русском языке 33 буквы и 42 звука.

Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый [р] и мягкий [р’].

По какому принципу делятся звуки речи?

Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.

При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести [б], [п] нужно теснее сжать губы, а звуки [в], [ф] произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.

Гласные звуки и буквы

В русском языке шесть гласных звуков:

На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами:

а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.

  • [а] – а (март) и я (мята)
  • [и] – и (кино)
  • [ы] – ы (мышь)
  • [о] – о (морж) и ё (тётя)
  • [э] – э (эхо) и е (мeткость)
  • [у] – у (удод) и ю (юмор).

Десять гласных букв легко запомнить парами.

В чём особенность е, ё, ю, я?

Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:

  1. оказывают влияние на предшествующий согласный, делая мягким: любить – [л’у]бить.
  2. распадаются на два звука:
Я [й’а]
Е [й’э]
Ё [й’о]
Ю [й’у]

В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются. Их исключили из звукового ряда.

В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

  1. если стоят в начале слова: янтарный – [й’и]нтарный,
  2. после гласного: молния – молни[й’а],
  3. после ь и ъ знаков: съёжиться – съ[й’о]житься.

Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?

Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.

Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – п[и]тёрка, пелёнка – п[и]лёнка, так как звук [и] безударный.

Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.

Согласные звуки и буквы

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несовпадение в количестве появляется из-за того, что многие согласные построили пары по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости.

По какому признаку согласные делят на глухие и звонкие?

Глухие и звонкие согласные делят по наличию шума и голоса при произнесении.

Для глухих согласных характерен шум. В образовании звонких согласных участвует голос и шум. Звонкие и глухие согласные помогают различать слова:

Большая часть звонких и глухих согласных, словно солдатики, становятся в пары.

Но есть среди согласных звуки-одиночки.

Как различать твёрдые и мягкие согласные?

Мягкие и твёрдые согласные различаются произношением. Главную роль при произнесении мягких согласных играет язык. Средняя часть языка поднимается к нёбу.

В основном твёрдые и мягкие согласные стройными рядами объединяются в пары:

Непарными звуками считаются:

  • всегда твёрдые согласные – [ж], [ш], [ц];
  • всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’].

На письме мягкие согласные звуки обозначают символом [’] справа сверху: ночь – но[ч’].

Зачем нужны цветовые схемы?

При звуко-буквенном разборе слова удобно использовать цветовые схемы. Они помогают визуально определить, из каких звуков состоит слово. Существуют установленные цветовые соответствия для различных звуков:

  1. красным выделяют гласные;
  2. зелёно-красным окрашивают йотированные гласные;
  3. синим помечают твёрдые согласные;
  4. зелёным закрашивают мягкие согласные.

Мягкий и твёрдый знаки цветом не выделяют, так как не дают звуков.

Фонетический разбор слова

Для чего нужен фонетический разбор слова?

Фонетический разбор даёт звуковую характеристику слову.

С его помощью можно разложить слово на буквы и звуки. Сопоставить количество букв и звуков. И узнать расхождения между буквами и звуками, если они есть.

Каков порядок фонетического разбора?

Фонетический разбор производится в такой последовательности.

  1. Указать количество слогов, и обозначить ударение.
  2. Посчитать количество звуков и букв в слове.
  3. Охарактеризовать гласные звуки: ударные/безударные.
  4. Охарактеризовать согласные звуки: звонкие/глухие, твёрдые/ мягкие.

Примеры фонетического разбора слов

1. Свадь-ба [сва’т’ба], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;

  • с — [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
  • в — [в] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;
  • а — [а] – гласный, ударный;
  • д — [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;ь – не имеет звука
  • б — [б] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
  • а — [а] – гласный, безударный;

7 букв, 6 звуков

2. Чёр-ный – [ч’э’рный], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;

  • ч – [ч’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
  • ё – [э] – гласный, ударный; р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
  • н – [н] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
  • ы – [ы] – гласный, безударный;
  • й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

Источник

«Игры и игровые задания для формирования звукового анализа»

1. Игры с использованием Звуковичков.

Они – носители и хранители звуков, живут в стране слов. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотри рисунок на его крылышках. Если нарисован ландыш, то это Звуковичок Л, если люстра – ЛЬ.

Варианты игр:

1.1 «Угадай как нас зовут?»

Показывают детям 5-6 Звуковичков. По рисунку на крылышках дети определяют его имя.

1.2 «Кто лучше покормит Звуковичка?» Показывают Звуковичка. По рисунку на крылышках узнают его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

1.3 «Почему заболел Звуковичок?»

На крылышках грустного Звуковичка [м] нарисовано: мак, мох, мыло, машина, миска. Почему он заболел? Так как художник ему по ошибке дал предмет с [мь].

1.4 «Рисуем крылышки Звуковичку»

Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крылышках.

2. «Подарки Аленке»

Аленке на день рождения подарили много игрушек, в названии которых есть звук [у]. Угадай, что ей могли подарить?

Вариант игры:

2.1 «Загрузи корабль» (машину, самолет и т.п.).

Корабль собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у]. Ребенок рисует нужные предметы на корабле.

3. «Найди общий звук»

Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

Логопед произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

– Какой звук встречается во всех словах?

Чайник, очки, ключи.

Жаба, лыжи, жук.

Липа, лес, соль.

Попутно выясняем лексическое значение малознакомых и неизвестных слов. Просим детей придумать аналогичное задание.

4. «Найди лишнее слово»

В трех словах есть общий звук, а в четвертом – нет.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

1. «Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними).

…иван, …каф, сто…, сту… и т.п.

Варианты игры:

1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.

1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.

1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т.д.

Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.

2. «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?

3. «Цепочка слов»

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку»: каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.

Варианты игры:

3.1 «Звуковое домино»

Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.

3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.

3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»

Он нарисовал: чайник – чашка – сахар – варенье – печенье. Почему он ошибся? Он сыграл по правилам?

4. «Кто больше?»

Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

– в начале слова

– в середине

– в конце слова

5. «Подбери слова к схеме»

Материал: предметные картинки, листы бумаги, карточки.

У каждого картинка и 2 карточки, лист бумаги. Закрашенная клеточка обозначает место звука в слове.

Задание: к схеме подобрать карточки. Для активизации внимания используются слова-«ловушки», которые не подходят к данным схемам.

6. «Добавь звук», «Звук заблудился»

К в карман к монтеру – прыг!

А в кармане – ролики.

Из кармана в тот же миг

Выскочили … (кролики).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (По А.Шибаеву)

Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот. (По И.Лопухиной)

7. «Отними (добавь) звук»

косы – осы верь – зверь – дверь

крот – рот кот – скот

гром – ром

шмель – мель

Учимся слышать твердые и мягкие согласные.

1. «Найди свой домик»

Игровой материал: 2 домика, картинки.

В разных концах комнаты крепятся 2 домика: синий и зеленый. У детей карточки с изображением предметов. Все изображают «звуки»: «летают» по комнате и поют свои звуки. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке.

«Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домики. В синий пускают только твердые согласные, в зеленый – мягкие. Кто неправильно определить свой звук, того в дом не пускают. Этот «звук вымок под дождем».

Если дети легко определяют первый звук по твердости-мягкости, то вводим слова-«ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет домика.

2.«Мамина сумка»

Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названии которых есть звук [м]. Нарисуйте их.

Варианты игры:

2.1 «Мама варила обед»

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук [р] т.п.

3. «Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в названии которых есть [р]: крыша, труба, крыльцо, рама, забор вокруг дома. Потом рисуют предметы только с [рь]: двери, козырек над дверью, деревья у дома.

Ребенку можно предложить помощь в виде наводящих вопросов:

– Из какого материала сделан дом: он кирпичный, деревянный?

– Какой краской его покрасим: серой, розовой, коричневой?

– Какие кустарники нарисуем вокруг дома: смородину, сирень?

– Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

Учимся выполнять звуковой анализ слов.

Для совершенствования навыков звукового анализа в работе используются следующие дидактические игры:

1. «Отгадай слово»

Перед детьми звуковая модель слова

Отгадайте, какое слово зашифровано. Дети с помощью вопросов выясняют, к какой группе относится данное слово:

– Это живое или нет?

– Это живое.

– Это человек?

– Нет.

– Это летает?

– Да.

– Это птица?

– Нет.

– Это насекомое?

– Да.

– Это муха.

2. «Отгадай загадку»

Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

Ребенок пишет отгадку в виде схемы.

3. «Живые звуки»

Дети “превращаются “ в звуки. Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.

4. «Назови слово по модели»

Материал: доска, мелки, предметные картинки, цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов и звуковыми схемами слов.

На доске мелками рисуются звуковые схемы слов. Детям задается вопрос: Кто подберет слово, которое подходит к схеме?

Используются разные модели:

Варианты игры:

4.1. “ Найди свою схему “

3 ребенка превращаются в слова: кит, кот, крот. Из 3 моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою модель и доказывает, что это его схема.

4.2. “ Найди свою дорожку “

Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем – рисунки с изображениями предметов, слева – в любом порядке звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкой рисунок с нужной схемой.

Можно использовать усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.

Игровые упражнения с буквами.

1. «Исправь букву»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их.

2. «Какие это буквы?»

Материал: буквы из картона.

Правила: из картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

3. «Разрезные буквы»

Материал: листочки цветной бумаги для букв.

На отдельных листочках написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Лист разрезаем на 2-3 части. Дети собирают буквы, а потом из них слова.

4. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели используются различные виды заданий и упражнений (смотри дальше).

5. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

6. «Определение букв», написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Какие буквы стоят кверху ногами? Впиши их в клетки правильно.

7. «Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

8. «Найти недостающие элементы буквы» Для этого обращаюсь к игре «Буква сломалась».

– На шариках нарисованы буквы и их элементы. Преврати их в букву Щ.

9. «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой и т.п.»

10. «Определение буквы», «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

11. «Систематическое придумывание детьми слов на данную букву» Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны четко усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

12. «Нахождение букв в геометрических фигурах».

Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: о, у, и, м, п, г, т, р, л и т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

13. «Поиск букв, наложенных друг на друга.»

14. «Придумывание слов на данную букву в определенной позиции» (в начале, в середине, в конце слова).

15.» Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.»

16. «Мягкие буквы».

(направлено на запоминание формы буквы ,соотношения её частей и пропорций).

Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

17. «Допиши букву»

Ход игры: Логопед предлагает детям дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ребенок, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

18. «Угадай, кто я».

Цель: Закрепление начертания букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ребенка. Ход игры: Логопед называет элементы букв. Дети находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

19. «Соедини одинаковые буквы»

Литература:

1. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М., 1989.

2. Шаховская С.Н. Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч.1. М., 1992.

Добавить комментарий