Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
План урока:
Родственные слова
Синонимы и их отличие от родственных слов
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова
Определение корня в слове, его обозначение
Подбор однокоренных слов
Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
Родственные слова
Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.
Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.
Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?
Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.
Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?
Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.
Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».
Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.
Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.
Проверь себя:
Источник
Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).
Синонимы и их отличие от родственных слов
Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?
Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:
Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.
Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?
Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.
Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.
Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:
Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?
Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.
Проверь себя.
Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)
Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)
Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)
Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)
Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?
Снег, снеговик, снежок, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова
Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?
Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.
Что еще необычного можно здесь заметить?
Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.
В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:
Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.
Посмотри на домики и прочитай слова-«родственники», которые хотят в них заселиться. Все ли слова можно заселить? Почему?
Если ты внимательно выполнял задание, то заметил, что слова «нежный» и «морской» нельзя заселить в дома, потому что они не однокоренные. Морской не имеет ничего общего с морозом также, как и нежный с корнем снеж.
Определение корня в слове, его обозначение
А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:
солонка, сахарница.
Расскажи, как ты рассуждал.
Если затрудняешься, прочитай памятку «Как найти корень слова»:
Выбери, какие из родственных слов подойдут к твоим словам «солонка» и «сахарница».
А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.
Солонка – соль, солить, соленый.
Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.
Ты хорошо справился с заданием!
Подбор однокоренных слов
Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.
Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:
Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?
Проверь себя:
Молодец!
А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.
Вот какие группы слов должны были получиться:
Лес – лесок, лесочек, лесной
Ход – поход, ходить, ходячий, выход
Стар – старый, старик, старушка
Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?
Однокоренные слова находятся только во втором столбике.
Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.
А что можно сказать про значения слов в первом столбике?
Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.
Еще раз посмотри на рисунок:
Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.
Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.
Разобрать
слово по составу – значит указать, из каких частей оно состоит.
Корень – это
главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Корень в родственных словах пишется одинаково:
город – городской,
дом – домашний.
Как найти
корень слова.
1. Подбери к
слову как можно больше родственных слов.
2. Найди
общую часть родственных слов, близких по написанию и значению.
Запомни! Корни слов
в родственных (однокоренных) словах пишите одинаково.
Безударные
гласные в корне слова проверяйте ударением:
моряк – морской
– море.
роса – росистый
–росы.
Разобрать
слово по составу – значит указать, из каких частей оно состоит.
Корень – это
главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Корень в родственных словах пишется одинаково:
город – городской,
дом – домашний.
Как найти
корень слова.
1. Подбери к
слову как можно больше родственных слов.
2. Найди
общую часть родственных слов, близких по написанию и значению.
Запомни! Корни слов
в родственных (однокоренных) словах пишите одинаково.
Безударные
гласные в корне слова проверяйте ударением:
моряк – морской
– море.
роса – росистый
–росы.
_____________________________________
Разобрать
слово по составу – значит указать, из каких частей оно состоит.
Корень – это
главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Корень в родственных словах пишется одинаково:
город – городской,
дом – домашний.
Как найти
корень слова.
1. Подбери к
слову как можно больше родственных слов.
2. Найди
общую часть родственных слов, близких по написанию и значению.
Запомни! Корни слов
в родственных (однокоренных) словах пишите одинаково.
Безударные
гласные в корне слова проверяйте ударением:
моряк – морской
– море.
роса – росистый
–росы.
Разобрать
слово по составу – значит указать, из каких частей оно состоит.
Корень – это
главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Корень в родственных словах пишется одинаково:
город – городской,
дом – домашний.
Как найти
корень слова.
1. Подбери к
слову как можно больше родственных слов.
2. Найди
общую часть родственных слов, близких по написанию и значению.
Запомни! Корни слов
в родственных (однокоренных) словах пишите одинаково.
Безударные
гласные в корне слова проверяйте ударением:
моряк – морской
– море.
роса – росистый
–росы.
_____________________________________
Русский язык. 2 класс.
Урок 29. Что такое корень слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Корень слова.
- Родственные слова.
- Выделение корня в словах.
Глоссарий по теме:
Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 61 – 62.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24 – 25.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Не только люди могут быть родственниками друг другу. Родственными могут быть и слова. Например, слова «гусь», «гусыня» и «гусята» имеют общую часть «гус» и являются представителями одного и того же вида птиц.
Общая часть родственных слов называется корень. Корень в словах выделяется особым знаком – дугой сверху.
Проведём небольшой опыт. Попробуем закрыть корень «гор» в родственных словах – «гора» – «горка». От первого слова останется только «а», от второго – «ка». Закроем корень «дом» в родственных словах «дом» – «домик». Первое слово исчезнет, от второго останется «ик». Закроем корень «гриб» в паре «гриб» – «грибник». Первое слово закроется целиком, от второго останется часть «ник». То есть без корня слова теряют смысл. Это происходит потому, что именно в корне находится основное лексическое значение слова. Как растение погибнет без корней, так и слово без корня существовать не может.
Для определения корня в слове необходимо подобрать родственные слова и найти в них общую часть. Например, чтобы найти корень в слове «школа», подберём ряд родственных слов – школьник, школьница. Эти слова являются родственными, так как школьник – это мальчик, который учится в школе, школьница – это девочка, которая учится в школе. Найдём в этих словах общую часть. Это часть «школ». Значит, «школ» – это корень.
Но иногда случается так, что корни в родственных словах могут отличаться друг от друга. Например, слова «друг», «подружка» являются родственными. Но совпадает в этих словах только часть «дру». Однако, корень в слове друг – всё слово, то есть «друг», а в слове подружка корень «друж». Дело в том, что звуки в корнях слов иногда могут заменять друг друга. Такое явление называется чередованием. Иногда при чередовании звук в корне может появиться или исчезнуть. Например, слова «сон» и «проснуться» являются родственными, несмотря на отсутствие звука [о] во втором слове. Чередование – очень частое явление. Поэтому необходимо помнить, что у родственных слов корни могут немного отличаться.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Слова с корнем –дом–.
Найдите слова с корнем –дом–
А) домино
Б) домишко
В) избушка
Г) домовёнок
Д) домашняя
Е) домик
Подсказка: вспомните, что у родственных слов должна быть общая часть и близкое лексическое значение.
Правильный ответ:
Б) домишко
Г) домовёнок
Д) домашняя
Е) домик
Задание. Как найти корень слова?
Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.
- Выделю корень.
- Прочитаю слово.
- Найду общую часть родственных слов.
- Подберу родственные слова
Подсказка: сначала найдите действие, без которого невозможны все остальные.
Правильный ответ:
1. Прочитаю слово.
2. Подберу родственные слова.
3. Найду общую часть родственных слов.
4. Выделю корень.
Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.
Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.
Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род
Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.
Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
-
- лист — листик — листочек — листать
- висит — виснет — зависнет — провис
- С корнем -кот-: кот, котёнок.
- С корнем -дуб-: дуб, дубок.
- С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
- С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
- С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
- С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
- С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
- С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
- С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
- С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
- С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
- Слон, слоновый, слониха
- Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
- Кормить, кормушка, корм.
- Летать — лётчик, лётный.
- Город, городской.
- Дом — домашний.
- -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
- -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
- -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
- -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
- -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
- гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
- лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
- Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
- Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —
плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Корень - это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.
Как найти корень в слове?
- Подберите к слову как можно больше родственных слов.
- Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.
Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.
- снег — снега — снеговик
- мороз — морозы — морозить
- ложка — ложечка
- рукавчик — рукава
- гриб — грибок
- рыбка — рыба
- куст — кусты
- холод — холода
- дождь — дожди
- шубка — шуба
- берёзка — береза
- травка — трава.
Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-
Однокоренные слова к слову «ветка»:
- веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
- веточный, ветвистый, ветвяной;
- ветвисто;
- ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.
P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.
Тест на тему «Однокоренные слова»
Однокоренные слова %%score%% из %%total%% правильно