Как найти общую плотность урока физкультуры

Определение общей и моторной плотности урока.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы.

При подготовке к уроку учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и  условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока.  Точный учёт времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из класса. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный.

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

                                    Время, педагогически оправданное *100%

Общая плотность =                         время урока

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдения, организация урока, словом всё то, без чего нельзя провести урок. Это время  умножается на 100% и делится на общее время урока. Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться 100%.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: неоправданный отдых, опоздания на урок или преждевременное его окончание, выполнение упражнений с ошибками и не исправление их учителем, нарушение дисциплины и другое, чего не должно быть на уроке.

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

        Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

                                Время выполнения физических упражнений *100

Моторная плотность =                          время урока

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 минут (оставшиеся 15 минут были затрачены на объяснение преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха и т.п.)

В этом случае моторная плотность урока будет равна:

           25 минут*100%

МП=          40 мин.         =62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Изменения можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами их применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости то типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств оно может достигать 70 – 80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.        

Факторы, влияющие на моторную плотность:

1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)

2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)

3 Количество и качество инвентаря

4 Количество учащихся в классе, их подготовленность

5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)

2 Заблаговременная подготовка инвентаря.

3 Увеличения количества отделений и групп

4 Хорошая дисциплина.

5 Использование временно освобождённых учеников.

6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .

7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.

8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

         При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом. Хронометрия деятельности учащихся заносится в таблицу, производятся расчёты,  формируются выводы, и рекомендации.

    Хронометрия деятельности учащихся на уроке  физической культуры.   

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий урока:

Класс: 3А

Время проведения: 40 мин. (8.00-8.40)

Задачи урока:

1.Совершенствование ловли и  передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания,          мышления.

4. Воспитывать смелость, выносливость.

Содержание и вид деятельности.

Время о начале Дея-и.

Двиатель-

ная

Умствен

ная

отдых

Примеча ние.

  +

 –

  +

 +

 –

I

П О Д  Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я   Ч А С Т Ь

1. построение

0.30

0.30

2.сообщение задач урока

1.30

1.0

3. повороты на месте

1.48

0.18

4. ходьба

2.0

0.52

5. ходьба с заданием

5.30

3.30

6. бег

6.30

1.0

7. ходьба с восстановлением дыхания

7.0

0.30

8. перестроение

8.0

1.0

9. ОРУ поточно

11.0

3.0

10.перестроение

12.0

1.0

ИТОГО:

12.0

11.0

1.0

II

О С Н О В Н А Я      Ч А С Т Ь

11обьяснение

12.30

0.30

12. пи «охотники и утки.

22.30

5.3

0.30

2.0

2.0

Выбили, сидит без задания.

13.подведение итогов игры

23.0

0.30

14.пи «белые медведи»

30.0

7.0

0.3

15.полведение итогов игры

30.20

0.20

16. перестроение

31.30

1.10

17. пи передал, садись

34.30

3.0

18. подведение итого игры

35.30

1.0

ИТОГО:

23.30

16.4

0.30

2.20

0.3

2.0

2.0

III

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я     Ч А С Т Ь

19. упражнения на внимание

38.00

3.0

20. подведение итогов, выставление оценок

39.30

1.0

21.домашнее задание

40.0

0.30

ИТОГО:  

4.3

3.0

1.3

ВСЕГО ЗА УРОК:

40.0

31.1

0.30

4.5

0.3

2.0

2.0

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

         ОП = 12.0 : 12.0 * 100 = 720 :720 *100 = 100%

          МП = 11.3:12.0 * 100 = 678 : 720 * 100 =94.1%

   2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

         ОП = (16.4+2.2+2.0):23.3 * 100 = (984+ 132+120):1398 * 100 =88.4

         МП = 16.4:23.3 * 100 = 984:1398 *100 = 70.3%

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

    ОП = 4.3 : 4.3 * 100 = 100 %

    МП = 3.0:4.3 * 100 = 180:258 * 100 = 69.7 %

ВСЕГО ЗА УРОК:  

  ОП = (31.3+4.5+2.0):40 *100 = (1878+270+120):2400 * 100 = 2268:2400      *100  = 94.5%

 МП = 31.3: 40 * 100 = 1866:2400 * 100 = 77.7%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В подготовительной части урока общая и моторная плотность высокие, за счет применения безостановочных методов. Учащиеся хорошо подготовлены к предстоящей работе.

         В основной части урока общая, моторная плотность упала, за счет объяснения правил  игр.

         В заключительной части урока общая плотность отличная.

Рекомендуется предусмотреть задания для выбывших из игры: приседания, прыжки.

        В целом, плотность на уроке была достаточной.

            Оценка за урок: 5 «отлично»

Распономарёва Татьяна Валерьевна

Учитель физической культуры.

Школа №2

Красноярский край.

г. Лесосибирск

Одним
из показателей эффективности урока
является его плотность. Различают общую
(педагогическую) и двигательную (моторную)
плотность урока.

Общей
плотностью называется отношение
педагогически оправданных затрат
времени к продолжительности урока и
определяется по формуле:

общая
плотность =(tо
: ty)
х 100 %,

где
tо
– педагогически оправданное время,
кроме простоя

ty
– продолжительность всего урока.

Общая
плотность должна равняться 100 %.

Моторной
(двигательной) плотностью принято
считать отношение времени, использованного
непосредственно на любую двигательную
деятельность занимающихся во время
урока, к его общей продолжительности и
вычисляется по формуле:

моторная
плотность = (tр
: ty)
х 100 %,

где
tр
– время выполнения физических упражнений,

ty
– продолжительность всего урока.

Прежде
чем сделать вывод- хорошая или плохая
моторная плотность урока, необходимо
знать какая задача решалась на уроке.
Если научить технике…, то 50 % считается
как хороший показатель, а если
совершенствовать технику…, то 50%
считается как неважный показатель, а
хорошим принято считать 70-80 %.

Зависимость
моторной плотности.

  1. От
    возраста, пола, физической степени
    подготовленности занимающихся.

  2. От
    материально-технической базы школы.

  3. От
    количества учащихся в классе.

  4. От
    подготовки преподавателя к уроку.

  5. От
    задачи, решаемой на уроке.

  6. От
    типа урока.

  7. От
    способа организации учащихся на уроке.

На
уроке физической культуры встречаются
следующие виды деятельности:

1.
Объяснение, слушание, осмысливание.

2.
Выполнение физических упражнений.

3.
Вспомогательные действия (построение,
перестроение, сбор и раздача спортинвентаря).

4.
Ожидание очереди, активный отдых.

5.
Простой.

С
целью оценки расхода времени и
одновременного определения общей и
двигательной плотности урока наблюдают
и хронометрируют деятельность
занимающихся. В качестве субъекта
наблюдения выбирается так называемый
средний ученик, достаточно активный и
дисциплинированный. Обработка данных
хронометрирования производится после
окончания урока.

После
получения данных общей и двигательной
плотности урока необходимо их
проанализировать в соответствии с
поставленными перед уроками задачами,
особенностями занимающихся и условий
проведения урока. Оценку следует
сопроводить своими рекомендациями по
средствам и путям повышения общей и
двигательной плотности данного урока.

35. Характеристика методов организации деятельности занимающихся на уроке физической культуры.

Осуществляя
функцию руководства, преподаватель
должен обеспечить благоприятные условия
обучения для всех занимающихся. С этой
целью используются различные способы
организации учебной работы: фронтальный,
групповой, индивидуальный, круговой.
Каждый из них имеет свои варианты,
которые используются в различных
сочетаниях.

1.
Фронтальная (общегрупповая) организация

характеризуется тем, что весь состав
занимающихся выполняет одни и те же
задания, притом в заранее установленных
рамках времени и, как правило, в общем
построении и едином ритме работы.

Основными
вариантами фронтальной работы являются:
одновременное выполнение задания всеми
занимающимися; попеременное выполнение
упражнения и связанных с ним заданий в
парах или тройках; посменное выполнение
упражнений; поточное выполнение
упражнения.

2.
Групповая организация

заключается в том, что весь состав
занимающихся распределяется на несколько
подгрупп (отделений), желательно по полу
и уровню физической подготовленности.
Каждой подгруппе предназначены задание,
место работы, материально-техническое
обеспечение и руководитель, работающий
под наблюдением педагога.

Для
групповой организации характерны все
варианты фронтальной.

3.
Индивидуальная организация

учебной деятельности заключается в
том, что отдельным лицам предлагаются
персональные задания, которые выполняются
самостоятельно.

Основным
вариантом организации индивидуальной
учебной деятельности является
самостоятельное выполнение задания,
но по плану педагога.

4.
Круговой метод организации

работы занимающихся характеризуется
тем, что каждый, обычно в составе небольшой
группы, выполняет заданное количество
разных упражнений, последовательно
переходя к специально подготовленным
местам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

9

ВВЕДЕНИЕ

В качестве традиционной формы педагогической упорядоченной организации занятий урок, как известно, характеризующийся прежде всего, следующими признаками:

это основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяются программой, планом и расписанием, разработанными с педагогических позиций; в системе занятий отдельный урок лишь относительно самостоятельное звено, связанное в определенной последовательности с другими равнозначными звеньями;

ведущей фигурой в уроке выступает педагог – специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач;

поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, техническое оснащение и т.д.) регламентируются так, как это необходимо для его образовательно-воспитательного эффекта; контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден (по крайней мере, в группах и подгруппах).

Занятия, в полной мере характеризующиеся такими признаками, можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания он наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах и т.д.). Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей.Эффективность урока во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий, а так же его плотности.

Плотность урока играет важнейшую роль в правильно организованном и построенном уроке и не учитывать её во время проведения нельзя. Преподаватель всегда должен стремиться повышать плотность урока как общую так и моторную и находить для этого рациональные пути её повышения.

Цель: изучить общую и моторную плотность урока и пути её повышения

Задачи:

1. Изучить понятия общая и моторная плотность урока, а так же пути ее повышения;

2. Провести исследование общей и моторной плотности уроков.

База исследования: Политехнический колледж г.Благовещенска Амурской области

Физическая нагрузка на уроке

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и другие. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующим.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений .

Физическая нагрузка на уроке регулируется:

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

Плотность урока и пути ее повышения

При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.

В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и так далее.

К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и так далее .

Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.

Методика определения величины моторной плотности урока заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока.

Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и так далее.

По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и так далее. При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину моторной плотности урока влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и так далее.). Вместе с тем величина моторной плотности урока больше зависит от типа урока.

Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания моторная плотность урока будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то моторная плотность урока должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 90 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 45 мин., то расчет производится по формуле:

45*100

P= 90 = 50%

Следовательно, моторная плотность урока в нашем примере составляет 50%

В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же моторной плотности урока должны достигать:

30- 70%, так как от учеников требуется более точное выполнение упражнений, и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение упражнений.

По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:

гимнастика

45% -60%

легкая атлетика

50% —75%

Баскетбол

60%-85%

Волейбол

55%-80%

Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.

На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий, применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры:

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

10 – 40%

2.Ознакомление с новым материалом

20 – 30%

3.Разучивание нового материала

30 – 50%

4.Закрепление и совершенствование нового материала

50 – 80%

5.Контрольный

40 – 50%

6.Комбинированный

40 – 60%

7.Соревнование

50 – 90%

8.Сюжетный(сказка, путешествие)

30 – 60%

9.Круговая тренировка

50 – 90%

На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.

5. Исследование общей и моторной плотности уроков, проведенных студентами 1-4 курса Политехнического колледжа г.Благовещенска

Для решения задач исследования нами были проанализированы данные хронометрированных уроков.

Было хронометрировано уроки разных студентов.

Целью являлось выявление показателей общей и моторной плотности урока и соответствие их задачам урока, возрастным особенностям занимающихся.Анализ результатов показал,

Уроки проводимые в 1-2 курсах носили преимущественно образовательную направленность и моторная плотность составляла от 50% до 70%, а общая плотность от 85% до 90%.

Вывод: Согласно поставленным задачам урока в данных группах мы пришли к выводу, что общая плотность урока приближалась к 90%, что говорит о методически грамотно построенных уроков, моторная плотность приближалась к 70%, так как уроки носили образовательную направленность то соответственно моторную плотность свыше 70% получить было трудно в данных классах.

Уроки 3-4 курсах носили преимущественно тренировочную направленность и моторная плотность составляла от 70% до 85%, а общая от 90% до 97,5%.

Вывод: На 3-4 курсах были показаны результаты общей и моторной плотности уроков выше, чем 1-2 курсах, связано это прежде всего с тем, что уроки в данных классах носили преимущественно тренировочную направленность, ребята на этих курсах уже более подготовленные и на объяснение учебного материала затрачивается меньше времени нежели на 1-2 курсах, это соответственно прежде всего влияет на моторную плотность урока.

Средний показатель моторной плотности уроков на всех курсах, составил 74.95% , такие показатели приближаются к высокому показателю, так как баскетбол является техническим видом и в процессе обучения учитель много времени затрачивает на объяснение техники и показа упражнений.

Средний показатель общей плотности уроков, составил 92%, так как показатель свыше 90% является высоким.

Самая высокая общая плотность урока была зафиксирована на отметке 97,5%, исходя из вывода протокола хронометрирования связано это было с методической грамотностью преподавателя и с хорошей подготовкой к уроку.

Самая низкая общая плотность составила 84% как написано в выводе протокола хронометрирования связано это было с несвоевременной подготовкой инвентаря в результате чего преподаватель потерял большое количество времени урока.

Самая высокая моторная плотность урока составила 85% связано это с грамотно выдержанными частями урока, хорошо поставленной структурой урока, студентам было предложено большое количество физических упражнений.

Самая низкая моторная плотность составила 50%связано с низкой подготовленностью занимающихся и в связи с этим была применена индивидуальная работа и объяснение общих моментов урока в процессе проведения основной части.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок физической культуры в колледже является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.

Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию занимающихся с 1-4курс.

Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.

Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интерес к занятиям.

Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.

К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям.

Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

В ходе своей педагогической деятельности учитель не должен забывать о роли общей и моторной плотности урока, он должен всегда стремиться повышать её разнообразными способами и приближать её к максимально возможным 100%. От высокой общей и моторной плотности урока во многом зависит эффективность того или иного урока.

По проведенному исследованию в Политехническом колледже , можно сделать вывод, что уроки проходили согласно поставленным задачам с высокой общей и моторной плотностью. Преподаватели стремились повышать общую и моторную плотность урока путем повышения физической нагрузки за счет физических упражнений, применяли групповой метод занятий (реже индивидуальный), использовали нестандартное оборудование т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Железняк, Ю.Д. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.К. Петров. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

2. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: учебное пособие для учащихся школьных педагогических училищ. – 5-е изд., доп. / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 1980. – 304 с. Ил.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. –М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

4. Методические указания по библиографическому оформлению научно-исследовательских работ. – Пенза 1988. – 21 с.

5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры / А.А. Гужаловский. – М.: Издание Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

6. Петров, П.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К. Петров. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2002. – 112 с.

7. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя / В.П. Богословский. – М.: «Просвещение», 1984. – 144 с.

8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / Б.А. Ашмарина. –М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.

9. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин. – М.: «Просвещение», 1979. – 360 с.

10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

11. Эхо, Ю.П. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные работы, доклады, рефераты, диссертации: Успех без минимальных проблем / Ю.П. Эхо – М.: Издательство «Металур». 1996. – 112 с.

12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

Общая и моторная плотность урока

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении
общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и
учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на
выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение
нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение
круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой
суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в
течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность
определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из
состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение
в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не
должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент
начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега,
общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения
упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего
упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических
упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания
объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют
многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество
мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность
использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше
зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым
материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить
критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке
совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий
и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то
МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в
зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные
перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений.
1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя
лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а
использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца
занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают
привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое
большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится
больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных
играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей
очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в
длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж
коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой.
Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале
внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его
частей, но и отдельных компонентов внутри их.

По моим наблюдениям, у всех учителей, чьи уроки отличаются высокой
плотностью, есть одно общее качество: требовательность к ученикам. У
одних эта требовательность обеспечивается жестким руководством, другие
идут более сложным путем – неустанное убеждение учеников в полезности
занятий. Думаю, что второй путь все-таки предпочтительнее. Когда ученики
сами стремятся выполнить задания, не только не возникает проблемы
дисциплины, но не нужен неусыпный контроль за классом. Учитель может
заняться индивидуально с тем, кому требуется помощь, не беспокоясь, что
за его спиной кто-то присядет на скамейку поболтать с товарищем.
Сознательное отношение к урокам позволяет желающим выполнять упражнения
сложнее предусмотренных программой: сальто вперед с разбега, длинные
кувырки вперед через стул или через «козла», прыжки с подкидного
мостика через резинку на двухметровой высоте, лазание по канату с грузом
и т.д. Если ребята видят, что учитель искренне заинтересован в их
продвижении, если уроки проходят эмоционально и без простоев, то
отношение к учителю больше, чем уважительное. Тогда ученики сами одернут
нарушителя дисциплины и косо посмотрят на тех, кто работает вполсилы.
Такое отношение складывается не сразу и только в том случае, если
учитель переводит свои знания и умения в своих учеников, если старается
превращать каждый урок в маленький праздник для них.

По методу круговой тренировки в начальных классах

Большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям (заинтересовать
ребенка в двигательном действии считаю главной своей задачей) мне удалось
добиться благодаря проведению упражнений поточным методом по принципу круговой
тренировки.

Во время передвижения учащихся в ходе круговой тренировки слежу за
дистанцией, качеством выполнения упражнений, которые корректирую по ходу,
помогая, подсказывая, подстраховывая.

Приведу некоторые комплексы упражнений круговой тренировки, используемые в
I- IV классах.

I класс

  1. Переползание по-пластунски. Методические указания. Дистанция -1 мат по
    длине, следить за работой коленями и локтями.
  2. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за
    головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на
    животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать
    дистанцию.
  5. Разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической
    стенки. И.п. – лежа на животе, кисти рук под плечами, пальцы вперед.
    Количество раз определяетучитель.
  6. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги
    прямые. Соблюдать дистанцию.
  7. Перекат в сторону вытянувшись («бревнышко»). Передвижение за счет перемаха
    ног.
  8. Переход по гимнастической стенке с вертикальным переворотом. Высоту
    определяет учитель. Страховка — маты под стенкой.
  9. «Волчок» – вращение в седе на ягодицах с продвижением по гимнастической
    скамейке. Выполнять с помощью рук. Ногами касаться пола с одной
    стороныскамейки при передвижении.
  10. «Задний ход» на четвереньках. При передвижении соблюдать дистанцию.
    Четвереньки – низкие (получетвереньки), средние или высокие (в полуприседе) –
    определяетучитель.
  11. Передвижение в висе на гимнастической стенке лицом к ней. Выполнять по
    силам,без перенапряжения. Девочки передвигаются приставными шагами.
  12. Перемахи ног через гимнастическую скамейку с продвижением вперед. И.п. –
    стойка сбоку скамейки, упор на руки. Соблюдать дистанцию 2 м.
  13. Прыжки по матам с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами.
    Дистанция 4 м.
  14. «Каракатица» – передвижение в упоре сзади на четвереньках. Движение вокруг
    матов и гимнастических скамеек лицом и ногами вперед.
  15. Бег с чередованием с ходьбой различного вида (широким шагом, спиной
    вперед, боковым галопом и др.). Соблюдать дистанцию. Дышать ровно, не
    задерживатьдыхание.
  16. Ходьба с выполнением упражнений на развитие мышц рук и на равновесие.
    Упражнения на дыхание. Активный вдох и выдох. Остановка по сигналу.

II класс

  1. Переползание по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию.
    Использоватьнатянутую резинку (переползание под резинкой).
  2. Подъем из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени
    согнуты, голова на мате, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке на спине обеими руками
    попеременно,отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на высоких четвереньках по матам боком (приставными шагами),
    на ладонях, ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. Пролезание за перекладиной («пожарные»}. Упражнение выполняют, если дети к
    нему готовы, с большой осторожностью и подстраховкой учителя; под
    гимнастической стенкой обязательно положить маты.
  6. «Каракатица» – передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед.
    Можно пере двигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  7. Передвижение горизонтальное по гимнастической стенке с предметом в руке.
    Высоту указывает учитель. У гимнастической стенки маты.
  8. «Буксир» вдвоем. Подтягивание по гимнастической скамейке на животе. Хват
    за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  9. «Паук» – передвижение в упоре сзади на четвереньках, затылком
    вперед. Не сталкиваться. Продвижение вдоль матов.
  10. Передвижение по гимнастической стенке спиной к ней. Передвижение вдоль
    стенки. Высоту указывает учитель. У стенки положить маты.
  11. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя боком, без помощи рук.
    Выполнять в быстром темпе.
  12. «Гусеница» на средних четвереньках в парах. В дальнейшем можно
    передвигатьсякомандами. Хват за щиколотки с внутренней стороны.
  13. «Мосты – мосточки» – прогибание и выгибание спины в упоре на
    гимнастическихскамейках. Упор с обеих сторон скамейки. Ладонями на скамейке,
    стоя на полу на носках, вытянувшись. Голова приподнята.
  14. «Космонавты» – перекаты в сторону, парами, держась за руки. Использовать
    две дорожки по 3 мата. Дистанция -1 мат по длине.
  15. Игра «Ковбои и амазонки» – стойка на гимнастической скамейке {одна рука
    впереди, другая сзади, ноги по бокам «коня»-скамейки). Выполняют по команде
    учителя. И.п. – сидя верхом друг за другом, дети «скачут», стуча ногами по
    полу. По команде «Овраг!» – отрывают ноги от пола, стойка на руках.
  16. Передвижение бегом по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по
    сигналу. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук,
    ног.
  17. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать
    равномерно.
  18. Упражнения в кругу – успокаивающие дыхательные. Активный вдох и выдох без
    задержки дыхания.

III класс

  1. Переползание по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом).
    Продвижение с помощью рук (локтей), на животе.
  2. Продвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали,
    в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить
    маты.
  3. Пролезание змейкой в пролеты гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию.
    Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов. Затем встать,
    выпрямиться, выполнить передачу мяча броском от груди учителю.
  4. Передвижение на низких четвереньках боком приставными шагами (под
    натянутой резинкой).
  5. Передвижение по 3-й рейке гимнастической стенки спиной к ней, преодолеть
    все 5 пролетов. У гимнастической стенки положить маты.
  6. Передвижение на корточках по двум поставленным параллельно гимнастическим
    скамейкам («паук»). Скамейки должны быть неподвижными.
  7. Лазание по гимнастической стенке с помощью закрепленного над стенкой
    каната («скалолазы»). Влезть с помощью каната, спуск по гимнастической
    стенке. У стенки положить маты.
  8. Игра «Поезд». Переход из положения упор лежа в борцовский «мост». Все
    участники принимают упор лежа над матами. По сигналу учителя первый участник
    проползаетв «тоннеле» под «мостами». По следующему сигналу дети выполняют
    переворот навстречу «поезду» в положение борцовского «моста». Игра
    продолжается, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников
    много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Игра «Ковбои и амазонки» на гимнастических скамейках.
  10. Ходьба различного вида (спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках,
    с поворотами по сигналу учителя). Соблюдать дистанцию.
  11. Бег с напрыгиванием на стопку матов. Ходьба в сочетании с упражнениями,
    успокаивающими дыхание.

IV класс

В IV классе упражнения по методу круговой тренировки провожу в виде эстафет.

Методические указания. Все элементы эстафет должны быть отработаны на
предыдущих уроках. Должна быть отлажена четкость в замене оборудования между
эстафетами. Надо заранее приготовить доску, мел, секундомер, назначить судей из
освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их
запись. Приготовить предмет для передачи в эстафете.

После построения учащихся в одну шеренгу выполнить расчет на первый-второй.
Звучат команды: «Вторые номера, шаг вперед! Шеренги, направо сомкнись!» Затем
участники садятся на гимнастические скамейки у дальней стены спортивного зала;
капитаны команд (командиры) сидят в центре скамейки.

1-я эстафета (рис. 2). Уложить по 2 мата па­раллельно вдоль
спортивного зала, на гимнастической стенке закрепить тонкие канаты для подъема с
их помощью. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке вдоль зала, добежать до гимнастической
стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки,
добежать до скамейки, передать эстафету из руки в руку приготовившегося
следующего участника.

2-я эстафета (рис. 3). Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль
зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек змейкой, добежать до
гимнастической стенки, коснуться предметом рейки, обратно проползти по тем же
скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета (рис. 4). Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посередине
зала, вдоль них с обеих сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека. И.п. – лежа на животе вдоль матов,
хват руками за голени впереди лежащего участника. Завершившие перекат садятся
верхом на гимнастические скамейки.

Примечание. Пока перекат выполняет первая тройка, готовится занять
и.п. тройка другой команды. За разрыв цепочки начисляют 1 штрафное очко. Хват за
голени изнутри.

4-я эстафета. Участники команд сидят на гимнастических скамейках,
установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему
участнику. Последний в ряду игрок, получив мяч, бежит вперед и. сев на скамейку,
выполняет передачу мяча сзади сидящему и т.д.

Примечание. Эстафету начинают сразу, как только последний игрок
команды завершил предыдущий этап.

5-я эстафета (рис. 5). Подготовить 2 большие – «групповые» скакалки, 2
кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала, в ходе
эстафеты постепенно передвигаясь к его задней стене. У первых номеров в руках
кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через скакалку, из-под
нее выбежав, кладут кубик на пол, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика
до конца зала, коснувшись гимнастической стенки, встают на четвереньки (упор
сзади), кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего
игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик по рукам вперед. Сидящий
первым берет кубик и с ним вбегает под вращающуюся скакалку и т.д.

Примечание. По завершении эстафет подсчитывают очки и объявляют
команду-победительницу

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Развивая у детей прыгучесть, помимо самих прыжковых упражнений, целесообразно
использовать упражнения на развитие гибкости и ловкости, так как эти качества
непосредственно влияют на прыгучесть. В связи с этим для развития прыгучести
предлагаю комплексы упражнений, в которых развитие гибкости и ловкости
непосредственно связано с прыжковой подготовкой. Комплексы рассчитаны на
круговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция – прыжки через скакалку;

2-я станция – подбросить мяч, присесть, поймать мяч;

3-я станция – из положения лежа на животе руки в стороны согнуть правую ногу
назад и коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция – прыжки в высоту через препятствие;

5-я станция – прыжки вперед-назад с длиной прыжка 20-30 см;

6-я станция – из положения сидя согнуть правую ногу в колене и отвести правую
стопу назад. Согнуть левое колено, взяться кистями обеих рук за левую стопу и
поднять ногу вверх вертикально. Полностью вытянуть левую ногу, спину держать
прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшое возвышение;

2-я станция – кувырок вперед, поворот прыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция – из положения стоя спиной к стене выполнить наклоны вперед с
касаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки через параллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция – прыжок через набивной мяч с поворотом в воздухе;

6-я станция – встать в широкую стойку ноги врозь, руки за голову. Сгибая
правую ногу, сделать глубокий выпад вправо и наклон к правой ноге, локтем левой
руки коснуться правого носка. С поворотом туловища направо локтем правой руки
коснуться пола у носка снаружи. Толчком правой ноги вернуться в исходное
положение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция – прыжки в длину;

2-я станция – прыжки с доставанием высоко подвешенного предмета;

3-я станция – стоя на коленях, руки поднять вверх, выполнить наклон назад,
стремясь коснуться руками пола;

4-я станция – прыжки через барьер;

5-я станция – прыжки с коленей на ступни (выполнять на гимнастическом мате).
Из по­ложения на коленях, подпрыгнув (без помощи рук), принять положение «на
корточках», затем прыжком вернуться в положение на коленях и т.д.;

6-я станция – из стойки ноги вместе наклониться вперед, обхватить ноги
руками. Притягивать голову к коленям пружинистыми движениями, колени не сгибать.

Дозировка упражнений подбирается индивидуально с учетом возраста и
подготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может стать проведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвовать две и более команд. Количество
участников в каждой команде должно быть равным (от 6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивном зале. На каждой из них должны
находиться не менее двух судей.

После построения и представления команд они расходятся по станциям (порядок
прохождения станций для каждой команды определен заранее). Команда, выполнившая
задание на одной станции, переходит на другую, пока не побывает на каждой из
них.

Станция «Интеллектуальная». Судья зачитывает вопрос, после чего
команда совещается 5-10 сек. и дает свой вариант ответа. Каждый правильный ответ
приносит команде 50 баллов.

Примерные вопросы:

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная» (соревнования в прыжках со скакалкой). Нужно
выполнить как можно больше прыжков со скакалкой. У каждого участника команды
одна попытка. Количество прыжков, выполненных отдельным участником команды,
суммируют и переводят в баллы, за­работанные командой на этой станции {1 пры­жок
равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру» (соревнования в прыжках через резиновые бинты).
Между параллельно поставленными гимнастическими скамейками натягивают 6-8
резиновых бинтов через каждые 30 см. По сигналу судьи участник в течение 30 сек.
выполняет прыжки через каждый резиновый бинт, продвигаясь вперед. Прыгать нужно
одновременным толчком обеих ног. После того как учащийся перепрыгнет через
каждый резиновый бинт, он разворачивается и начинает прыгать в обратном
направлении. Если участник ошибается (задевает нога­ми резиновый бинт, выполняет
прыжок не одновременным толчком обеих ног, а иным способом), судья даёт команду
«Стоп!», и этому учащемуся засчитывают только предыдущие удачно выполненные
прыжки. За каждый правильно выполненный прыжок участник приносит своей команде 5
баллов.

Станция «Высокая» (соревнование в прыжках в высоту). Между двумя
стойками натягивают резиновый бинт на высоте 50-60 см (в зависимости от возраста
участников соревнований). За резиновым бинтом, в зоне приземления, лежат
гимнастические маты. Каждый участник после небольшого разбега выполняет прыжок в
высоту любым способом. Участники, взявшие эту высоту, приносят своей команде по
10 баллов и получают право на выполнение следующего прыжка на высоту,
увеличенную на 5 см. Если участник при прыжке задевает резиновый бинт какой-либо
частью тела, он выбывает из участия в соревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная» (соревнования в прыжках в длину с места). Каждому
участнику дается одна попытка. Результат каждого прыжка соответствует
определенному количеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжках в длину (Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всех станций судьи подсчитывают общее
количество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют и награждают победителей.

Приложение

Плотность урока
физической культуры и методика ее определения

Регулировать нагрузку
в уроке—это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и
интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее
дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит
не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений,
демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном
случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной
нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной
общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение
времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности
урока.

К педагогически
оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы
или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися
объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих
действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и
связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным
затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или
другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении
учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей
плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке
далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к
оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума
не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают
кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени,
затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей
продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная
плотность — один из показателей продуктивности занятий физическими
упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо
обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует
переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует
определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть
своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в
зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач
урока.

Для общей
интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации
всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность
способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем
скорее можно ожидать успеха.

Дозирование
интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов
прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К
распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о
числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других
параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение
внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

 Зависимость
плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока
называется отношение времени,
использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.
Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических
упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной
плотностью.

Для общей
интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации
всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных
метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса,
команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий
преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе
всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и
оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во
времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся
подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не
выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно
одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном
методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его
самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных
занимающихся.

Каждый из названных
методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся
фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и
руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный
подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает
возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но
ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся.
Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны
и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста
занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм
занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех
методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части
урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают
урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации
урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени:
одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим),
слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на
комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в
форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение
упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в
образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие
перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и
использование других элементов обучения.

Добавить комментарий