Обстоятельства различаются своим значением и способом их выражения в предложении. Укажем виды обстоятельств в синтаксисе русского языка.
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Кроме главных членов, подлежащего и сказуемого, составляющих грамматическую основу предложения, различают в нем второстепенные члены:
- определение;
- дополнение;
- обстоятельство.
Наличие хотя бы одного из указанных второстепенных членов делает предложение распространенным.
В саду шумел мокрый ветер (К. Паустовский)
Ветер шумел — это грамматическая основа этого распространенного предложения.
Шумел (где?) в саду.
Слово «в саду» зависит от глагола, обозначающего действие, поясняет его, обозначая место действия. «В саду» — это второстепенный член предложения, который называется обстоятельством.
Определение
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением действия или состояния и обозначает различные условия совершения действия, а также степень проявления действия или признака.
В зависимости от значения, которое выражает этот второстепенный член предложения, можно указать разные виды обстоятельств. Вид обстоятельства определяется по вопросу, заданному к нему от глагола, прилагательного или наречия:
- бегал (где?) по полянке;
- почти (в какой степени?) спелый;
- очень (в какой мере?) весело.
Виды обстоятельств
В синтаксисе русского языка по значению различают следующие виды обстоятельств:
Таблица
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Рассмотрим подробнее виды обстоятельств и приведем примеры предложений.
Обстоятельство места
Этот второстепенный член, как подсказывает его название, обозначает место действия, направление движения и пр.
За окном легкой тучей лежали дальние горы (К. Паустовский).
Лежали (где?) за окном — обстоятельство места.
Никто не успел приехать в сонный, далекий от железных дорог провинциальный город (К. Паустовский).
Не успел приехать (куда?) в город — обстоятельство места.
Определение
Обстоятельство места — это второстепенный член предложения, который обозначает место действия, направление и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? докуда?
Обстоятельства места выражаются
- существительными с предлогами;
- наречиями места и местоименными наречиями;
- сочетаниями слов.
Примеры предложений с обстоятельством места
Белка забралась (куда?) повыше на дерево и, спрятавшись в ветвях, выглянула (откуда?) из своего укрытия (Г. Скребицкий).
Миллионы крохотных капель повисли (где?) всюду, переливаясь на солнце разноцветными огоньками (Г. Скребицкий).
Внизу (где?) бурлил пенистый ручей (А. Гайдар).
В Беловежской пуще (где?) живут около четырехсот зубров.
Обстоятельство времени
Определение
Обстоятельство времени — это второстепенный член предложения, который обозначает время действия, его длительность и отвечает на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Этот второстепенный член предложения со значением времени выражается разными способами:
- именами существительными;
- словосочетаниями;
- наречиями времени.
Примеры предложений с обстоятельством времени
С детства (с каких пор?) нас приучали кланяться старшим при встречах (П. П. Бажов. Дальнее-Близкое).
К концу сентября (когда?) перелески обнажились, поэтому сквозь чащу деревьев стала видна даль сжатых полей (К. Паустовский).
Несколько дней (как долго?) лил без остановки холодный дождь (К. Паустовский).
Я вчера (когда?) напроказил, а тебя напрасно обидел (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Весной (когда?) он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью (когда?) обувался последним (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Северное сияние мне первый раз (когда?) довелось увидеть (когда?) много лет назад на берегу Онежского озера (И. Соколов-Микитов).
Обстоятельство причины
Этот второстепенный член предложения раскрывает причину, в результате которой могло совершиться действие или проявиться его признак.
Определение
Обстоятельство причины — это второстепенный член предложения, который обозначает причину действия или его признака и отвечает на вопросы: почему? отчего? по какой причине?
В роли обстоятельств причины используются:
- наречия причины;
- существительные в форме косвенных падежей;
- словосочетания.
Примеры предложений с обстоятельством причины
Ника засмеялся (почему?) от радости и со всех ног бросился купаться на реку (Б. Пастернак. Доктор Живаго).
Сердце моё сжалось (по какой причине?) от горя (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
Одинокие деревья гнулись (отчего?) от ветра, и их почерневшие листья льнули друг к другу, шепча и жалуясь (Л. Андреев).
Порой, однако, он все же раскаивался, что принял (по какой причине?) сгоряча такое решение, хотя, конечно, жестоко страдал лишь сам (А. Дюма. Асканио).
Здесь герой наш поневоле (почему?) отступил назад и поглядел на него пристально (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Он-то сослепу (по какой причине?) не разглядел, что у нас погоны под башлыками, и за петлюровцев нас принял (М. Н, Булгаков. Белая гвардия).
Обстоятельство цели
Определение
Обстоятельство цели — это второстепенный член предложения, который обозначает цель действия и отвечает на вопросы: зачем? для чего? для какой цели?
Обстоятельство цели выражается словами разных частей речи:
- наречиями цели;
- существительными в форме косвенных падежей;
- инфинитивом.
Примеры предложений с обстоятельством цели
Господа приезжие нарочно (зачем?) останавливались, будто бы пообедать аль поужинать, а в самом деле только для того чтоб на неё подолее поглядеть (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Раньше мне не больно-то нравилось учиться; а теперь я решил, что непременно буду ходить в школу отцу (с какой целью?) назло (Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна).
Наш кучер уехал в кузницу (с какой целью?) подковывать лошадей…(А. П. Чехов).
Капитан пришел на станцию (зачем?) посмотреть на цветущий бамбук (К. Паустовский).
Дичь обычно ели свежую, и только окорока подсвинок заготовлялись (с какой целью?) впрок (Жюль Верн. Таинственный остров).
Для особенно сложных операций (для какой цели?) поезд задерживали на станциях (К. Паустовский).
Обстоятельство образа действия
Определение
Обстоятельство образа действия — это второстепенный член предложения, который обозначает способ совершения действия и отвечает на вопросы: как? каким образом?
Обратим внимание, что обстоятельства образа действия относятся только к членам предложения, выраженным глаголами. В роли обстоятельств образа действия выступают следующие слова:
- наречия;
- существительный в форме косвенных падежей;
- деепричастия и деепричастные обороты;
- фразеологизмы.
Примеры предложений с обстоятельством образа действия
Они старались говорить (как?) только шёпотом, чтобы никто не помешал их планам.
Всадники скакали на лошадях (как?) галопом или ехали (как?) шагом.
К лесному посёлку возвращаемся (как?) вместе (В. Песков).
Люди выбегали на улицу и (как?), задрав головы, следили (как?) неотрывно за игрой живых огней (Ю. Яковлев).
Обстоятельство меры и степени
Определение
Обстоятельство меры и степени — это второстепенный член предложения, который обозначает степень проявления действия или признака и отвечает на вопрос: в какой степени?
В предложении обстоятельства меры и степени относятся к членам предложения, выраженными прилагательными, наречиями и глаголами. В роли обстоятельств степени выступают слова:
- наречия меры и степени;
- существительные в форме родительного падежа с предлогом;
- фразеологические обороты.
Примеры предложений с обстоятельством меры и степени
Вскоре послышался ответный вой, тоже откуда-то сзади, но (в какой степени?) немного левее (Джек Лондон. Белый Клык).
А нам такие люди до чрезвычайности (в какой степени?) нужны (Ю. Герман).
С нею был коротко знаком человек очень (в какой степени?) замечательный (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Было уже совершенно (в какой степени?) светло, но еще далеко до восхода солнца (Б. Пастернак. Доктор Живаго).
Дерзок он был (в какой степени?) до сумасбродства (И. С. Тургенев).
Обстоятельство сравнения
Определение
Обстоятельство сравнения — это второстепенный член предложения, который выражает сопоставление действия, состояния или признака одного предмета с другим и отвечает на вопросы: как? подобно кому? подобно чему?
Обстоятельство сравнения выражается
- наречием;
- существительным в форме творительного падежа;
- сравнительным оборотом.
Примеры предложений с обстоятельством сравнения
Его волосы подстрижены (подобно чему?) ёжиком.
Снег падал (как? подобно чему?) хлопьями.
Вдали горы казались зубчатыми, (подобно чему?) как пила.
Вода бурлит, (подобно чему?) как кипящий котел.
Обстоятельство уступки
Определение
Обстоятельства уступки обозначают условия, вопреки которым совершается действие, обозначенное сказуемым, и отвечают на вопрос: несмотря на что?
Обстоятельства уступки выражаются предложно-именными конструкциями:
- существительным с предлогом «несмотря на»;
- существительным с предлогом «невзирая на»;
- существительным с предлогом «в отличие от»;
- существительным с предлогом «вопреки» и пр.
Примеры предложений с обстоятельством уступки
Он безоговорочно доверял ей (вопреки кому?) в отличие от всех, кто окружал его.
Несмотря на дождливый день, (несмотря на что?) мы собираемся выйти на прогулку в парк.
Вопреки прогнозу метеорологов, (несмотря на что?) выглянуло солнце из-за свинцовых тяжелых туч.
Невзирая на шквалистый ветер, катер вышел в море.
Обстоятельства условия
Определение
Обстоятельство условия выражает, при каком условии происходило, совершается или состоится действие, и отвечает на вопрос при каком условии?
Этот вид обстоятельств выражается существительными в форме косвенных падежей, деепричастием или деепричастным оборотом.
Пример предложения с обстоятельством условия
При желании, вслушавшись, можно было различить через плац все, что там говорилось (Б. Пастернак. Доктор Живаго).
Обстоятельства обстановки
И это еще не весь перечень обстоятельств. Виды обстоятельств очень разнообразны по своему значению и употреблению в предложении. Существуют обстоятельства, которые совмещают в себе несколько значений одновременно и характеризуют условия протеканий действия в целом. Они обозначают состояние окружающей среды, природы, погоды и пр., например:
Бак со своей собакой улёгся (куда?) на траву и крепко уснул (?) на солнышке (Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна).
К обстоятельству «на солнышке» довольно трудно задать синтаксический вопрос: где? когда? при каком условии?
Более конкретным, на наш взгляд, является вопрос: в какой ситуации? в какой обстановке?
Такие виды обстоятельств называют обстоятельствами обстановки. В их роли чаще всего выступают предложные формы существительных.
Примеры
на ветру, среди тишины, в дыму, во мгле, при свете, на солнце , в тумане и пр.
Видео «Виды обстоятельств по значению»
Тест
В предыдущей статье мы говорили о том, что предложение – это место работы частей речи. Представьте себе огромную компанию. Все в ней подчинено строжайшему порядку. У каждого члена предложения есть свое место.
Самый главный член предложения – сказуемое.
Споры о том, есть ли предложения без сказуемого, длятся до сих пор. И это тема для отдельной статьи. В любом случае значимость сказуемого это не отменяет. А потому при синтаксическом разборе мы гордо подчеркиваем сказуемое 2 чертами. Мне же сказуемое представляется королем.
У короля есть королева Она тоже главная и стоит на одном уровне с королем. Это подлежащее. Его мы подчеркиваем одной чертой.
Но, отбросив все метафоры, давайте спросим себя – почему же они на одном уровне? Для языка это означает, что мы можем задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.
Кто прыгает? Бабушка
Бабушка что делает? Прыгает.
Двустороннюю связь подлежащего и сказуемого мы обозначаем двойной стрелкой. Они как будто держатся за руки.
Давайте теперь рассмотрим второстепенные члены предложения.
Это члены предложения, которые зависят от главных или других второстепенных членов, подчиняются им. Это означает, что зависимое слово будет отвечать на вопрос, который мы задаем от главного слова, и примет форму, которую требует от него главное слово.
Как у королевы обычно есть служанка, которая ей помогает одеваться, украшать себя, так и у подлежащего тоже может быть «служанка», которая его украшает – определение.
Поэтому и линия определения в синтаксическом разборе красивая, волнистая, похожая на ленточку.
Например,
Слово «грустная» выступает в роли определения. Оно зависит от подлежащего «бабушка». То есть от подлежащего мы задаем вопрос какая?, и слово «грустная» принимает форму, которую от него требует подлежащее «бабушка». Мы не можем сказать «грустный бабушка» или «грустном бабушка», мы поставим зависимое слово «грустная» в именительный падеж единственного числа.
Определение может зависеть не только от подлежащего, но и от дополнения, и от обстоятельства. Оно обозначает признак предмета, поэтому легче всего найти существительные и проверить, есть ли у них зависимые слова, отвечающие на вопрос какой? чей?.
Попробуйте найти определения в предложении:
Лохматый дедушка катается на разбитом самокате по зеленому газону.
Итак, нашей королеве с прислугой не повезло. Больше от нее не зависит никто.
Зато от короля-сказуемого могут зависеть два члена предложения: дополнение и обстоятельство. Почему так? Потому что и дополнение, и обстоятельство связаны именно с действием, которое выполняется в предложении. Оба они, безусловно, занимают военные посты в королевстве.
Дополнение похоже на агента тайной полиции.
Оно готово рассказать о всех существах и предметах. Ему надо тайно, косвенно выяснить всю информацию, поэтому оно отвечает на вопрос косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Линия дополнения прерывистая, похожая на шифровку.
Дополнение может зависеть от другого дополнения, как и у агента тайной полиции может быть помощник.
Бывает, что дополнение очень похоже на подлежащее. Например,
Бульдог проглотил ботинок.
проглотил (что?) ботинок.
Чтобы не перепутать, мы задаем вопрос: кто выполняет действие? Кто проглотил: бульдог или ботинок? В данном предложении действие выполняет бульдог. Слово отвечает на вопросы кто? что?, стоит в именительном падеже и является подлежащим. А ботинок подвергается этому действию, над ним его совершают. Слово отвечает на вопросы кого? что? и стоит в винительном падеже. Чтобы в этом убедиться, мы можем заменить «ботинок» одушевленным существительным.
Например,
проглотил (кого?) соседа
Винительный падеж – падеж косвенный, а значит, это дополнение.
Обстоятельство – настоящий бравый генерал на полях брани.
Ему важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому оно отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и готово вести войска в нужном направлении с нужными задачами.
Подчеркиваем мы обстоятельство штрихпунктирной линией, похожей на азбуку Морзе, которые используют военные для передачи сведений с полей.
Очень часто обстоятельствами работают существительные с предлогом. Нам очень хочется задать вопрос на чем? Как же нам понять, обстоятельство перед нами или дополнение. Помните, обстоятельству важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому, когда мы встречаемся со словом, в первую очередь задаем вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? В данном случае на кровати обозначает место и отвечает на вопрос где? Значит, это обстоятельство.
Может так случиться, что ни один из этих вопросов нам не подойдет и мы сможем задать только падежный вопрос, например прыгает с чем? С тарелкой. «С тарелкой» – это точно не место, не время, не образ действия, не причина и не цель. Значит, это дополнение.
Итак, инструкция по поиску членов предложения выглядит так
- Ищем сказуемое. Задаем себе вопрос: какое действие происходит в этом предложении? В начальной школе сказуемое выражено глаголом. Это наша подсказка. Подчеркиваем сказуемое 2 чертами.
- Ищем подлежащее. Кто или что выполняет это действие? Подчеркиваем подлежащее одной чертой.
- Теперь будем искать свиту короля-сказуемого. Начнем с обстоятельств. Задаем вопросы от сказуемого: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Проверяем, обозначает ли найденное слово место, время, образ действия, причину, цель. Подчеркиваем обстоятельство штрихпунктирной линией.
- Теперь ищем дополнение. Ищем слова, к которым от сказуемого мы можем задать вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Подчеркиваем дополнение прерывистой линией.
- Ищем определения. Для этого находим существительные и задаем от них вопросы: какой? чей? Подчеркиваем определения волнистой линией.
_________________
ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ в следующем предложении все члены и обозначьте, от какого слова каждый из них зависит.
Вечером грустная бабушка и лохматый дедушка весело пьют лимонный чай с ароматными плюшками на широком подоконнике.
Левченко Оксана,
филолог, преподаватель русского языка и литературы, монтессори-педагог, редактор блога «Книжный шкаф детям», автор курса “Сбалансированная библиотека”
___________________
РЕКОМЕНДУЕМ:
Домашняя школа русского языка.
Подписаться на новые статьи и анонс занятий по русскому языку можно на канале Telegram «КШД русский язык»
Маленькая просьба: если статья вам понравилась, поставьте любой смайлик в комментариях 😌 Для нас это очень важно.
НАВИГАТОР ПО КАНАЛУ >>
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? |
от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. |
от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка);
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (первый ответ);
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, еголицо);
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
Зеленоватый сумрачный воздух , наполненный дымом и жёлтыми отсветами скал , струился над нами (К. Паустовский).
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Я пишу (что?) книгу . Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком , (чем?) словами (Ю. Смирнов).
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье , вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
-
(пошел куда? в лес); (решим когда? сегодня); (ослабел почему? из-за болезни); (идти как? бесшумно); (при желании при каком условии? можно встретиться); (документ необходим с какой целью? для получения сертификата); (легкий, как пух, снег); (быстрый в какой степени? очень); (несмотря на головную боль).
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
- наречиями;
- существительными в форме косвенных падежей; ; и деепричастными оборотами;
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели , взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
-
;
- и сравнительными оборотами;
- предложно-именными конструкциями,
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает , как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
Члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство
Второстепенные члены предложения – дополнение, определение и обстоятельство в русском языке позволяют придать устной и письменной речи описательности и яркости.
Подробно роль членов предложения описывает синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетаемость слов.
Отличие от главных членов предложения
Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.
Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы
Дополнение | Определение | Обстоятельство | |
Понятие | Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. | Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). | Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится. |
Способ выделения при разборе и анализе предложения | Пунктирное подчеркивание | Подчеркивание сплошной волнистой линией | Подчеркивание линией «точка-тире» |
* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.
Дополнения
Чаще всего выражено существительным (Мужчина решил оплатить покупку картой), однако оно может являться также инфинитивным глаголом (Мастер бросил пить), местоимением (Он больше не любит тебя), прилагательным (Пора поговорить о главном) или количественным числительным (От пяти отнять три). Иногда дополнение выражается целой группой слов – неразделимым словосочетанием (Папа купил музыкальный центр) либо фразеологическим оборотом (Нам придется найти мастера на все руки).
Дополнение отвечает на вопросы падежей, которые в русском языке называют косвенными (то есть всех, кроме именительного).
Прямые
Используются для обозначения того предмета или лица, на которое направлено действие. Всегда относятся к глаголам переходной формы.
Такие дополнения отвечают на вопросы родительного (Кого? Чего?), дательного (Кому? Чему?) и винительного (Кого? Что?) падежей.
Накопленное он немедленно отдал матери.
Косвенные
Это те дополнения, которые нельзя отнести к категории прямых. Часто они ориентированы на то, чтобы обозначить сторонний предмет или лицо, связанные с глаголом.
Отвечают на вопросы творительного (Кем? Чем?) и предложного (О ком? О чем?) падежей.
На карнавале девочка была снежинкой.
Определение
Выражается прилагательным (Мы купили красивый дом) или порядковым числительным (Это мой пятнадцатый день рождения), причастием (Играющие дети – самое умиротворяющее зрелище) или причастным оборотом (В группе несколько студентов, успевающих по всем предметам).
Основные вопросы к определению: Какой? Который? Чей?
В комнате был идеальный для фотографа свет.
Приложение
Есть ситуации, когда определение выражается существительным (сумка-холодильник, брат Иван) или устойчивой конструкцией с участием существительного (журнал «Наука и жизнь»; Андрей, ученик первого класса). В таких случаях речь идет о приложении, выступающем определением.
Обстоятельство
Выражается самыми разными частями речи, а также деепричастными оборотами и отвечает на множество вопросов. Ниже приведем виды обстоятельств и вопросы к ним.
- Обстоятельство места – Где? Куда? Откуда? (Повсеместно в наше время встречается ложь).
- Обстоятельство времени – С каких пор? Когда? До каких пор? (Сегодня солнечно).
- Обстоятельство цели – Зачем? С какой целью? Для чего? (Онзашел поздороваться).
- Обстоятельство причины – Почему? Отчего? На каком основании? (Я накричал на нее сгоряча).
- Обстоятельство образа действия – Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? (Математика дается мне легко).
- Обстоятельство сравнения – Как? Подобно кому? Подобно чему? (Он пронесся мимо нас как вихрь).
- Обстоятельство условия – При каком условии? (Единожды решившись, не отступай).
- Обстоятельство уступки – Вопреки чему? Несмотря на что? (Несмотря на ливень, мы продолжили путь).
Таким образом, чтобы определить, какой именно из второстепенных членов предложения перед нами, необходимо понять, с каким словом он связан, после чего правильно задать к нему вопрос.
- Пример: «Вдалеке я увидел маленькую девочку».
- Увидел где? Вдалеке. – Связанное с глаголом обстоятельство места, выраженное наречием.
- Увидел кого? Девочку. – Связанное с глаголом простое дополнение, выраженное существительным.
- Девочку какую? Маленькую. – Связанное с существительным определение, выраженное прилагательным.
Выделение запятыми
Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.
Определение
- Выражено причастным оборотом.
Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.
Дополнение
- Выражено приложением.
Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.
Обстоятельство
- Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.
Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.
- Выражено деепричастным оборотом.
Закончив с едой, мы вновь вернулись к книгам.
- Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на…», если она заменяется предлогом «вопреки».
Несмотря на уговоры, он покинул страну.
Видео
Это видео поможет вам разобраться, что же такое второстепенные члены предложения.
Дополнение, определение, обстоятельство: таблица с вопросами
Помимо грамматической основы, во многих предложениях присутствуют второстепенные члены, главная задача которых – пояснение главных. Их наличие автоматически переводит предложение в разряд распространенных.
§ Общее описание второстепенных членов предложения
В зависимости от грамматического значения, второстепенные члены делятся на виды:
- определение;
- дополнение;
- обстоятельство.
Второстепенные члены дополняют информацию, которая содержится в грамматической основе. Поэтому без определений, обстоятельств и дополнений предложение может существовать, а без грамматической основы – нет.
Второстепенные члены могут зависеть друг от друга, а также от сказуемого и подлежащего.
Синтаксические элементы можно определить по специальным вопросам (какой? как? куда? и т.д.).
Второстепенные члены предложения
Члены предложения, которые поясняют друг друга или грамматическую основу и связаны между собой подчинительной связью, называются второстепенными. Предложения, в которых есть обстоятельства, определения и дополнения, относятся к категории распространенных.
На письме второстепенные члены обозначаются линиями:
- пунктиром – дополнение;
- волнистой линией – определение;
- пунктиром с точкой – обстоятельство.
§ Дополнение как второстепенный член предложения
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает адресата действия, орудие действие или предмет, на который направлено действие.
Дополнение как второстепенный член предложения
Примеры:
- Моя подруга рада меня видеть. Подлежащее здесь – «подруга», сказуемое – «рада видеть». Нужно задать вопрос: рада видеть кого? Меня. То есть «меня» является дополнением, которое выражено местоимением.
- Собака принесла мяч. Подлежащее – «собака», сказуемое – «принесла». Нужно задать вопрос: принесла что? Мяч. То есть «мяч» — это дополнение, которое выражено существительным.
✍ Виды дополнений и способы их выражения
Способы выражения дополнения:
- Имя существительное (играть на пианино, смотреть фильм).
- Другие части речи в значении существительного:
- имя прилагательное (сказанного не воротишь);
- имя числительное (четверо набросились на одного);
- наречие (сегодня похоже на вчера);
- местоимение (подумал о ней, купил себе);
- союз (не хочу слышать твое «но»).
- Инфинитив (попросил оценить);
- Словосочетание (приобрел пару лошадей).
Существует два типа дополнения:
- Прямое. Обозначает предмет, которые подвергается воздействию со стороны субъекта. В конструкции выражается переходным глаголом (который сочетается с существительным в винительном падеже без предлога) или словом категории состояния. Например: слушаю (что?) песню, жалко (кого?) детей.Представлено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога (погладил собаку). Также выражается формой родительного падежа существительного без предлога, если:
- действие направлено на часть или какое-то количество предмета, (попью воды, съем пирога);
- если дополнение привязано к сказуемому с частицей не (не узнал правды, не связал и пары слов, не услышал музыки).
Прямое дополнение может быть выражено словосочетанием (прочитала несколько страниц).
-
- Косвенное. Выражено существительным, местоимением в косвенном падеже без предлога или с предлогом (включая винительный падеж с предлогом). Например: ошибся дверью, доверился брату, подошел к дому. Также могут выражаться прилагательным или причастием в роли существительного (на пляже не было загорающих, Лена позвонила знакомому), наречием (надоело слышать «завтра»), инфинитивом (потребовал отдать), междометием (своим громким «кар» ворона перепугала детей), словосочетанием (позвали двух свидетелей), фразеологизмом (это было его ахиллесовой пятой).
Пример того, как определить, где косвенное, а где прямое дополнение:
Своим видом Лена демонстрировала подругам смертельную обиду. Грамматическая основа: Лена демонстрировала. Дополнения выражены существительными: обиду (что? В.п. без предлога), подругам (кому? Д.п.), видом (чем? Т.п.). Первое дополнение является прямым, так как выражено существительным в форме винительного падежа, а второе и третье – косвенными.
Не следует путать подлежащее с прямым дополнением. В заблуждение может ввести ситуация, когда формы именительного и винительного падежей совпадают. Чтобы отделить одно от другого, необходимо провести смысловой анализ: подлежащее обозначает субъект действия, то есть лицо, которое его осуществляет, а дополнение обозначает лицо или предмет, на которое направлено действие.
Примеры:
- Старый деревянный забор снес ветер. Очевидно, что забор не может снести ветер, в то время как ветер запросто может разрушить хлипкий забор. Таким образом, «ветер» здесь является подлежащим, которое выражено существительным в именительном падеже. «Забор» при этом является дополнением, которое представлено существительном в винительном падеже без предлога.
- Корабль потопил ураган. Да, корабль может потопить другое судно (например, во время военных действий), однако уничтожить ураган таким образом нельзя. А вот природная стихия без труда может потопить морское судно. Значит, «ураган» — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже, а «корабль» — дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога.
В данных примерах ситуация осложняется тем, что члены предложения расставлены в обратном порядке (инверсия), из-за чего ложное восприятие только усиливается. Однако чаще всего в русском языке на первом месте стоит именно подлежащее, что делает поиск дополнения значительно легче.
Рассмотрим более сложный пример, где прямой порядок слов в предложении помогает определить, какой член является подлежащим, а какой – дополнением:
Ночь сменяет день. По смыслу разграничить «день» и «ночь» не получиться, потому что и то, и другое может сменять друг друга. Остается лишь ориентироваться на порядок слов: на первом месте стоит «ночь», значит, это подлежащее, а «день» соответственно дополнение. Если эти слова поменять местами, то в роли подлежащего будет выступать «день», в роли дополнения — «ночь».
Дополнения могут обозначать разные вещи:
- Объект, на который направлено действие. Например: сварить пельмени, решить задачу, прислониться к стене.
- Орудие действия. Например: расплатился наличными, сверлил дрелью, рисовала маслом.
- Предмет сообщения. Например:
- говорю о работе
- Адресат действия. Например: пишу подруге
- Объект восприятия. Например: чувствую взгляд, дышу свежим воздухом, вижу тебя.
- Объект сравнения. Например: легче пуха, тише воды.
- Отношение к производителю, владельцу, руководителю. Например:директор школы, собственник квартиры, администратор магазина.
§ Определение как второстепенный член предложения
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и выражается прилагательным (в большинстве случаев).
Определение присоединяется к членам предложения, которые выражены именем существительным.
Определение как второстепенный член предложения
Большую роль определения играют в художественной литературе, где служат инструментом для создания ярких образов, помогают изобразить предмет более красочно, показать его с необычной стороны.
✍ Виды определений и способы их выражения
Определения делятся на две группы:
- Согласованные. Стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Например: (какое?) белое облако, в (каком?) первом вагоне, (какой?) укрепляющий шампунь. Определения стоят перед главным словом.
- Несогласованные. Выражается именем существительным, наречием либо инфинитивом. Применяется тип связи: управление – дверь (какая? из чего?) из дерева, лучи (какие? чего?) солнца, путь (кокой? куда) домой, либо примыкание — желание (какое?) победить, взгляд (какой?) исподлобья, котлеты (какие?) по-киевски. Определения стоят после главного слова при прямом порядке слов, за исключением притяжательных местоимений его, ее, их (стоят перед главным словом – его машина, ее мнение).
Согласованные определения выражаются:
- Прилагательным: окрасилась в рыжий цвет.
- Причастием: улыбающийся ребенок.
- Местоимением (за исключением ее, его, их): тот магазин.
- Порядковым числительным: первый ряд.
Способы выражения несогласованных определений:
- Существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без: остановка трамвая, брюки в клетку, пьян в стельку.
- Наречие: двери нараспашку, поворот назад, глаза навыкат.
- Инфинитив: талант побеждать, привычка опаздывать.
- Притяжательные местоимения ее, его, их: его взгляд, их беседа, ее платье.
- Сравнительная степень прилагательного: Мальчик помладше внезапно заплакал.
- Неделимое словосочетание: продукты быстрого приготовления, девушка хрупкого телосложения.
- Фразеологизм: человек без царя в голове.
✍ Приложения
Это особый вид определения, который выражен именем существительным, согласованным с определяемым словом в роде, числе и падеже. Например: волшебница-зима, подруги-неразлучницы, город Москва (в городе Москве).
Существительное «волшебница» — женского рода, имеет форму единственного числа, стоит в именительном падеже — так же, как и определяемое слово «зима». Оно поясняет, характеризует его, дает ему новое название (зима – это волшебница).
В некоторых случаях приложение не изменяется. Такое может быть, если приложение является:
- Несклоняемым существительным: остров Таити.
- Названием журналов, газет, организаций и т.д., например: яхта «Фотиния», гостиница «Англетер», фабрика «Красный октябрь».
- Характеристики, свойства предмета, субъекта: ученик-второгодник, галстук-бабочка, студент-заочник, мальчик-хулиган.
- Эмоциональный окрас, оценку: земля-кормилица, лось-великан, теща-злодейка, красавец-мужчина, сосед-добряк.
- Профессию, национальность, родство, возраст, местожительство и другое. Например: женщина-летчик, брат Женя, девочка-школьница.
- Географические названия: горы Анды, город Новосибирск.
- Клички животных, названия газет, журналов, организаций, художественных произведений и другое. Например: журнал «Столица», издательство «Росмэн», кот Васька, роман «Война и мир».
- Более точное название: заяц-беляк, ученый-энтомолог.
Выделяют два вида приложений:
- Одиночные (выражается только именем существительным). Например: упрямец осел.
- Распространенные (если приложение имеет зависимые слова, которые поясняют его). Например: Ребята, ученики нашего класса, отправились на экскурсию.
- согласованными (совпадают по грамматической форме с определяемым словом);
- несогласованными (приложение выступает в форме именительного падежа, а поясняемое слово имеет другой падеж — в фильме «Бегущий по лезвию», о романе «Преступление и наказание», на планете Венера).
В некоторых случаях бывает непросто разграничить приложения и определяемые слова. Здесь поможет правило:
- Приложения – это уточняющие, поясняющие слова (чаще всего обозначают вид чего-либо): студент-юрист, курица-несушка. Зависимые слова занимают постпозицию по отношению к опорному слову (то есть обычно стоят после него).
- Если имя собственное означает лицо, то зависимым будет нарицательное. Например: кучер Макар, царица Клеопатра. Исключение – названия произведений (книга «Анна Каренина»).
- Если имя собственное означает не лицо, оно является приложением к нарицательному имени. Например: пес Шарик, лошадь Стрела.
- Если сочетаются нарицательное существительное и собственное имя, означающее географическое название, зависимым словом будет являться название. Например: горы Альпы, озеро Байкал.
Нередко в русском языке встречаются слова, которые легко можно спутать с приложением, однако таковым оно не является. Итак, к поясняющим словам отнести нельзя:
-
- устойчивые сочетания (рыба-меч, жар-птица, жизнь-жестянка);
- синонимичные сочетания (путь-дорога);
- антонимичные сочетания (купля-продажа);
- ассоциативные сочетания (гуси-лебеди);
- сложные существительные (шкаф-купе, кресло-кровать, горе-мастер).
Обособление приложений с помощью тире
Между частями данных конструкций отсутствует подчинительная связь, то есть оба слова здесь равноправны.
§ Обстоятельство в русском языке
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий условия, при которых происходит действие. Отвечает на вопросы: где? когда? зачем? и прочие. Например: Грузовик повернул направо.
✍ Особенности, способы выражения, виды обстоятельств
Обстоятельства чаще всего присоединяется к сказуемому и поясняет его.
Обстоятельство может быть выражено:
- Наречием: Дверь громко захлопнулась
- Существительным в косвенном падеже с предлогом или без него: В окне горел свет. Прочитал книгу залпом.
- Инфинитивом: вышел погулять, лег отдохнуть (значение цели).
- Сравнительным оборотом: Рассвет пылал вдали, словно пожар.
- Деепричастием или деепричастным оборотом: Улыбаясь, он пожал мне руку.
- Словосочетанием: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Фразеологизмом: Бежал сверкая пятками.
По значению обстоятельства делятся на следующие виды:
Вид обстоятельства
Вопросы
Примеры
Уехала в Канаду
Когда? С каких пор? До каких пор?
Встретились недавно; не разговариваем с четверга
Почему? Отчего? По какой причине?
Проснулся от шума; поругались из-за ерунды
Зачем? Для чего? С какой целью?
Остался помогать; купил в подарок
Как? Каким образом?
Смотрел насмешливо; отреагировал с готовностью
Как много? Сколько? Как? Насколько?
Перечитывал неоднократно; ждал два часа
Как? В какой степени?
Выглядит отлично; выступил на высшем уровне
При каком условии? В каком случае?
При внимательном рассмотрении становится заметно; в случае победы устрою праздник
Вопреки чему? Несмотря на что?
Ушел с работы вопреки всем уговорам; надел куртку несмотря на жару
✍ Обособление обстоятельств на письме
Обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом с использованием союзов как, будто, точно, словно, что выделяются запятыми. Например: Она разговаривала со мной, как с ребенком. В то же время необходимо отличать сравнительный оборот (СО) от составного именного сказуемого (СГС) в значении сравнения. Например: Его рыжая шевелюра точно огонь.
Всего можно выделить три случая, когда обстоятельство выделяется запятыми:
- Если выражено деепричастным оборотом. Например: Поговорив с учителем, я понял все.
- Если представлено одиночным деепричастием. Например: Рассмеявшись, девушка убежала прочь. При этом важно отличать обычное деепричастие от того, которое напоминает наречие образа действия. Например: Он ел молча. Здесь нет обособления.
- Если конструкцию «несмотря на» можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом. Например: Несмотря на усталость, они достигли финиша.
- Уже упомянутый ранее случай: если есть сравнительные обороты со словами «как», «будто», «словно». Например: Самолет, как молния, летел к месту назначения.
Обстоятельство не выделяется запятыми в следующих случаях:
- Если данный второстепенный член выражен фразеологизмом, который можно заменить наречием.
- Если деепричастный оборот является однородным членом по отношению к необособленному обстоятельству. Например: Разговаривал он быстро и ничуть не запинаясь.
- Если по смыслу важно то, каким образом совершено действие (сказуемое от обстоятельства отделить нельзя, иначе логическая связь нарушится), то обособление не нужно. Например: Он слушал затаив дыхание.
Обособление обстоятельств на письме
✍ Как разграничить дополнение и обстоятельство
Рассмотрим пример: От дождя мы спрятались под крышей. «Под крышей» является обстоятельством. Почему же не дополнением? Ведь к этой конструкции можно задать вопрос под чем? В чем же отличие? Дело в том, что дополнение означает адресата действия, орудие действия или предмет, на который оказывается влияние. Тогда как обстоятельство выражает место, время, образ действия.
К обстоятельству можно задать вопрос, на который отвечают наречия (хотя данный член предложения может быть выражен и другой частью речи). Таким образом, если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, а если нельзя, то дополнение.
Например: Следы его давно затерялись (где?) в пустыне. Он ненавидел (что?) пустыню. В первом случае к словам «в пустыне» от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чем? (падежный). Смысловой вопрос считается главным, поэтому здесь мы имеем дело с обстоятельством. Во втором предложении к слову «пустыню» от сказуемого можно задать только один вопрос: что? Второго вопроса здесь быть не может. Значит, перед нами дополнение.
§ Итоги. Таблица
Вид обстоятельства
Вопросы
Примеры
Уехала в Канаду
Когда? С каких пор? До каких пор?
Встретились недавно; не разговариваем с четверга
Почему? Отчего? По какой причине?
Проснулся от шума; поругались из-за ерунды
Зачем? Для чего? С какой целью?
Остался помогать; купил в подарок
Как? Каким образом?
Смотрел насмешливо; отреагировал с готовностью
Как много? Сколько? Как? Насколько?
Перечитывал неоднократно; ждал два часа
Как? В какой степени?
Выглядит отлично; выступил на высшем уровне
При каком условии? В каком случае?
При внимательном рассмотрении становится заметно; в случае победы устрою праздник
Вопреки чему? Несмотря на что?
Ушел с работы вопреки всем уговорам; надел куртку несмотря на жару
§ Задания для самопроверки
ВАРИАНТ I
1. Проанализируйте предложения и найдите в них дополнения.
1) Телефон мне подарила сестра. 2) В воздухе стоит запах сирени. 3) Смотреть этот фильм – одно удовольствие. 4) Выпить бы сейчас квасу. 5) Вдалеке виднелись верхушки деревьев. 6) Озеро прочно сковало льдом, значит, теперь можно кататься на коньках. 7) Нам давно пора поговорить об этом. 8) Я отправлю тебе сообщение завтра.
2. Определите, к какому типу – косвенное или прямое – относится дополнение.
1) купил телевизор; 2) послал за помощью; 3) выиграл билет в кино; 4) косил глазами; 5) попросил воды; 6) рисовал гуашью; 7) не увидела нарушений.
3. В каких предложениях присутствуют определения, а в каких нет. Распределите предложения на группы и обозначьте определения.
1) По крышам барабанил дождь. 2) В розовеющем рассвете таяли звезды. 3) Ветер стих внезапно. 4) Бескрайние просторы открылись моему жадному взору. 5) Мгла развеялась, и страх мгновенно исчез. 6) Задача оказалась трудной, но вполне решаемой. 7) Он потратил много времени на сборы. 8) Олин портфель был слишком тяжелый для нее.
4. Определите, к какому типу относится обстоятельство в предложении.
1) Они возвращались из разведки. 2) Леша отправился навестить знакомого. 3) Даша купила книгу для учебы. 4) При желании можно свернуть горы. 5) Эту работу мы закончим только к следующему месяцу. 6) Со злости я ударил по столу. 7) Собака растянулась пластом на полу.ВАРИАНТ II
1. Проанализируйте предложения и найдите в них дополнения.
1) Я попросила его не опаздывать на встречу. 2) Уличные музыканты очень нравились местным жителям. 3) Футбольная команда показала плохой результат. 4) Мне назвали неправильный адрес. 5) Такой красоты мы еще не видели. 6) Глаза его были полны слез. 7) Детям нравится лепить фигурки из пластилина. 8) Спортсмены достигли совершенства в своих умениях.
2. Определите, к какому типу – косвенное или прямое – относится дополнение.
1)спрятал следы; 2) снял квартиру; 3) вернул долг; 4) лишился уверенности; 5) играет на гитаре; 6) увлечен политикой, 7) откусил пирога.
3. В каких предложениях присутствуют определения, а в каких нет. Распределите предложения на группы и обозначьте определения.
1) Лесной пожар погубил многие поселения. 2) Он очень хорошо учится. 3) Вода в озере подернулась рябью. 4) Она подошла слишком близко к разгадке. 5) Оказавшись на месте, я замедлил свой бег. 6) Найти адрес магазина совсем несложно. 7) Она уронила чашку, но та была из дерева, поэтому не разбилась. 8) Пришла пора дарить подарки.
4. Определите, к какому типу относится обстоятельство в предложении.
1) Ребята пошли кататься с горки, несмотря на мороз. 2) За лето ваша дочь сильно подросла. 3) Лена быстро выучила таблицу умножения. 4) На работе он пробыл от звонка до звонка. 5) Диких зверей нельзя держать в клетке. 6) Из-за спешки я забыла надеть шапку. 7) В отместку она не пригласила меня не свой день рождения.[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html
https://liveposts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/chleny-predlozheniya-dopolnenie-opredelenie-obstoyatelstvo
[/spoiler]
На чтение 8 мин Просмотров 9.1к.
Обстоятельство выполняет функцию второстепенного члена предложения и обозначает условие, цель, место, время, направление, образ и степень действия. Кроме того, характеризует сказуемое и отвечает на соответствующие вопросы: при каком условии? зачем? где? куда? как? и под.
Например:
- пошёл (куда?) в школу;
- стоял (где?) в стороне;
- бил (как?) наотмашь.
Как определить обстоятельство
Чтобы правильно определять этот второстепенный член, необходимо установить его грамматическое и синтаксическое значение.
Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, то такая синтаксическая конструкция будет называться распространённой:
- На площадке играли дети.
Дети играли – грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
Играли (где?) на площадке.
Предлог со словом «на площадке» зависит от сказуемого, которое обозначает действие. Слово «на площадке» поясняет глагол «играют», обозначает место действия. Значит, это распространённое предложение с обстоятельством – «на площадке».
Виды обстоятельств
Этот второстепенный член выражает не одно, а несколько значений, поэтому в русском языке выделяются разные виды обстоятельств. Понять, какой вид используется в предложении, можно с помощью правильно поставленного вопроса, который задаётся от наречия, глагола или имени прилагательного.
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
Места | откуда? где? куда? докуда? | В лесу было так хорошо, так тихо и спокойно, что все проблемы забывались. Внизу под тёмными кронами берёз прятались грибы. |
Причины | по какой причине? отчего? почему? | Аня взяла сумку красной от мороза рукой. Андрей пожалел, что сказал спьяну такую глупость. |
Времени | когда? до каких пор? с каких пор? как долго? | Было жарко две недели. Я приеду завтра, но ты меня не встречай. |
Цели | с какой целью? зачем? для чего? | Юля сказала это в шутку. Дима позвонил поблагодарить родителей. |
Меры и степени | в какой степени? в какой мере? насколько? сколько раз? | Николай вёл чрезвычайно обширную переписку. |
Образа действия | каким образом? как? | Сестра вытирает голову насухо жёлтым полотенцем. Работа была выполнена безупречно. |
Сравнения | подобно чему? как? подобно кому? | Фонари зажглись, как свечи. Витя скукожился, как старый башмак. |
Уступки | несмотря на что? вопреки чему? | Она решила уехать вопреки здравому смыслу. |
Условия | при каком условии? | Вернёмся, при нежелании оставаться. |
Рассмотрим эти группы обстоятельств по значению подробнее.
Обстоятельство места
Указывает на место действия, направление.
Обычно это существительные с предлогами, словосочетания или наречия. Вопросы: откуда? где? куда? докуда?
Примеры предложений с обстоятельством места:
- Котёнок Тишка лёг возле двери.
- Таня не хотела ехать в грязную и старую квартиру.
Обстоятельство причины
Раскрывает причину совершения действия или проявления его признака.
В данном качестве употребляются имена существительные (в непрямых падежах), сочетания слов или наречия причины (неспроста, сгоряча, со зла и т.д.). Вопросы: по какой причине? отчего? почему?
Например:
- Женя закричал от злости и принялся раскидывать вещи.
- Мой голос задрожал от волнения.
Обстоятельство времени
Указывает на время действия, длительность его протекания.
В таком качестве могут употребляться имена существительные, сочетания слов или наречия времени (теперь, утром, допоздна, уже и т.д.). Вопросы: когда? до каких пор? с каких пор? как долго?
Например:
- Дедушка с малых лет был отважным, справедливым и честным.
- К середине февраля привезли новое оборудование.
- Зимой я первый раз увидел Яну, а весной мы уже поженились.
- С первой минуты знакомства Миша понял, что этот мальчик станет его другом.
Обстоятельство цели
Указывает на то, с какой целью совершилось определённое действие.
В такой роли используются неопределённые формы глаголов, наречия цели (специально, назло, нечаянно и т.д.) или имена существительные в непрямых падежах. Вопросы: с какой целью? зачем? для чего?
Например:
- Один из руководителей специально приехал во Францию.
- Олег не побоялся поступить наперекор родителям.
- Мой брат поехал в город купить картошки.
Обстоятельство меры и степени
Указывает на степень проявления признака или действия.
В этой роли используются фразеологические конструкции, наречия меры и степени (еле-еле, крайне, чересчур и т.д.) или имена существительные (в Р.п. с предлогом). В синтаксической конструкции соотносится с именами прилагательным, глаголам и наречиям. Вопросы: в какой степени? в какой мере? насколько? сколько раз?
Например:
- Было слишком высоко, но мы решили не сдаваться.
- Дарья была чересчур резка.
Обстоятельства образа действия
Указывают на способ совершения действия.
В таком качестве выступают фразеологические конструкции, деепричастия и деепричастные обороты, наречия образа действия (впотьмах, хорошо, набело и т.д.) или имена существительные в непрямых падежах. Они относятся только к глаголам. Вопросы: каким образом? как?
Примеры с обстоятельствами образа действия:
- Мужчина упал навзничь.
- В магазин пойдём пешком.
Обстоятельство сравнения
Выражает сопоставление действия, признака или состояния с каким-либо другим.
В такой роли выступают сравнительные обороты, наречия или имена существительные (в Тв. п.). Вопросы: подобно чему? как? подобно кому?
Например:
- Дочь повисла обезьяной.
- Своды капали водою.
Обстоятельство уступки
Указывает на условия, вопреки которым совершается действие, обозначающееся сказуемым.
Выражаются предложно-именными конструкциями сущ. + предлог:
- «несмотря на»;
- «в отличие от»;
- «невзирая на» и пр.
Вопросы: несмотря на что? вопреки чему?
Например:
- Несмотря на погоду, я хочу поехать к матери.
- Невзирая на частные ссоры, они не могли прожить друг без друга и дня.
Обстоятельство условия
Указывает, при каком условии могут совершаться или совершаются действия.
В этой роли используются деепричастия и деепричастные обороты, имена существительные в непрямых падежах. Вопрос: при каком условии?
Например:
- Я напишу тебе в случае опасности.
- При желании можно поехать на пикник.
Выделяется также обстоятельство обстановки, характеризующее протекание действия в целом. Обычно используются при описании окружающей среды, погоды, природы и проч. В их роли чаще всего используют предложные формы существительных (при свете, на ветру, в дыму и т.д.).
Что выражает обстоятельство
Обстоятельство выражает временное, причинное и целевое значение. Описывает, где совершается действие, каким образом и вопреки чему (подобно чему) оно происходит. Также оно может характеризовать интенсивность или степень признака действия:
- На собеседовании Ксения была слишком напугана.
Как выражаются обстоятельства
Обстоятельства выражаются разными морфологическими классами слов.
Выражаются | Примеры |
Именами существительными в непрямых падежах. | стоял (где?) в воде; пел (как?) с душой. |
Наречиями (знаменательными) | танцевал (как?) смешно; улыбался (как?) снисходительно; стремился (как?) бессознательно; горел (как?) вечно. |
Наречиями (местоименными) | забыл (где?) здесь; не получит (когда?) никогда; перееду (куда?) туда. |
Фразеологическими сочетаниями | ни свет ни заря; с минуты на минуту; за тридевять земель. |
Инфинитивом | пришёл (с какой целью?) передать; прилёг (с какой целью?) поспать. |
Деепричастиями и деепричастными оборотами | сидел, прислонившись к стене; бежал спотыкаясь; открыв окно, вдохнул. |
Словосочетаниями | с того времени не общались; через два года встретились. |
Нужно обратить внимание, что имена существительных в непрямых падежах, могут употребляться в паре с предлогом или без него. А также что падежный и синтаксический вопросы у них иногда не совпадают:
- Я зайцем бы выскочил.
(как? подобно кому?) зайцем – синтаксический вопрос
(кем? чем?) зайцем – падежный вопрос
От каких слов зависит обстоятельство
В синтаксической конструкции анализируемый член предложения зависит от лексем, характеризующих действие, признак, состояние и обозначающих различные условия (цель, время, условие и т.д.), при которых совершается действие или существует признак.
Обстоятельство зависит от | Примеры |
Глаголов | Ехать (куда?) в университет. Лежать (где?) в кровати. |
Имён прилагательных | Небритый (в какой степени?) вовсе. (в какой степени?) Почти новый. (в какой мере?) Крайне бедный. |
Наречий | (как?) Очень медленно. Чересчур (как?) хорошо. |
На какие вопросы отвечают и как подчеркиваются обстоятельства
В синтаксической конструкции обстоятельства отвечают на определённые вопросы, которые указывают на признак действия или другого признака.
Например:
- играют где? в комнате;
- плакать как? громко;
- напишите при каком условии? в случае отказа;
- завыл подобно чему? волком;
- смотрит куда? вслед;
- приключилось когда? вчера;
- подошёл с какой целью? спросить;
- слышно откуда? из комнаты;
- задрожал почему? от холода;
- повелось с каких пор? с первой встречи;
- страшный до какой степени? очень;
- плаваем несмотря на что? на волны.
При синтаксическом разборе многие задумываются, как в предложении подчёркивать обстоятельство? Ответ один – штрихпунктирной линией.
- Дети бегут (куда?) на стадион.
- Тамара бежит (где?) сзади.
- Зоя будет праздновать юбилей (где?) в ресторане (когда?) в субботу.
- (когда?) Летом море тёплое и спокойное.
Синтаксический разбор обстоятельства
Чтобы выполнить синтаксический разбор обстоятельства, необходимо следовать плану:
- Найти в предложении второстепенный член – обстоятельство.
- Определить его вид в соответствии со значением.
- Установить его морфологическую принадлежность и форму.
Пример разбора:
- Из-за болезни Кирилл сегодня не пошёл на тренировку.
из-за болезни – обстоятельство причины; выражено предлогом и существительным в форме родительного падежа.
сегодня – обстоятельство времени; выражено наречием времени.
на тренировку – обстоятельство места; выражено предлогом и существительным в форме винительного падежа.
- Определение обстоятельства
- Виды обстоятельств
Определение обстоятельства
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
Например:
- В саду стояла одинокая яблоня.
Яблоня стояла — это грамматическая основа данного распространенного предложения.
Стояла (где?) в саду — это обстоятельство.
Обстоятельство «в саду» зависит от глагола «стояла» и поясняет его, обозначая место действия.
Вид обстоятельства можно определить по вопросу, заданному к нему от глагола, прилагательного или наречия.
Виды обстоятельств
В зависимости от значения различают следующие виды обстоятельств:
1. Обстоятельство места обозначает место действия, направление движения и пр.
Обстоятельство места отвечает на следующие вопросы:
- где?
- куда?
- откуда?
- докуда?
Например:
- За окном шумели безжизненные деревья.
Шумели где? — за окном.
- Мы не успели вернуться в город.
Не успели вернуться куда? — в город .
Обстоятельства места выражаются словами следующих частей речи:
- существительными с предлогами
- наречиями места и местоименными наречиями
- сочетаниями слов
Примеры предложений с обстоятельствами места:
- Собака поднялась (куда?) повыше на дерево.
- В воздухе повисло (где?) повсюду странное молчание.
- Внизу (где?) жил полной жизнью чистейший ручеёк.
2. Обстоятельство времени обозначает время действия, его длительность.
Обстоятельство времени отвечает на следующие вопросы:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
Обстоятельства времени выражаются словами следующих частей речи:
- именами существительными
- словосочетаниями
- наречиями времени
Примеры предложений с обстоятельством времени:
- С детства (с каких пор?) мы были приучены жить самостоятельной жизнью.
- К концу марта (когда?) у нас начинает таять снег.
- Несколько месяцев (как долго?) я ждала твоего приезда.
- Я сегодня (когда?) совершил непоправимый поступок.
3. Обстоятельство причины раскрывает причину, которая влияет на совершение действия или проявление его признака.
Обстоятельство причины отвечает на следующие вопросы:
- почему?
- отчего?
- по какой причине?
Обстоятельства причины выражаются словами следующих частей речи:
- наречиями причины
- существительными в форме косвенных падежей
- словосочетаниями
Примеры предложений:
- Александр заплакал (почему?) от радости.
- Настя зажмурила глаза (по какой причине?) от горя.
- Могущественное дерево прогибалось (отчего?) от дождя.
4. Обстоятельство цели обозначает цель действия.
Обстоятельство цели отвечает на следующие вопросы:
- зачем?
- для чего?
- для какой цели?
Обстоятельство цели выражается словами следующих частей речи:
- наречиями цели
- существительными в форме косвенных падежей
- инфинитивом
Примеры предложений:
- Мы нарочно (зачем?) приехали к ним в гости, чтобы посмотреть на обстановку.
- Я буду учиться на врача (с какой целью?) назло матери.
- Мы приехали пораньше (зачем?) приготовить все к мероприятию.
5. Обстоятельство образа действия обозначает способ совершения действия.
Обстоятельство образа действия отвечает на следующие вопросы:
- как?
- каким образом?
Обстоятельство образа действия выражается словами следующих частей речи:
- наречиями
- существительными в форме косвенных падежей
- деепричастиями и деепричастными обороты
- фразеологизмами
Примеры предложений:
- Вечером домой идем (как?) вместе.
- Мы смотрели (как?) неотрывно за танцем поющего фонтана.
6. Обстоятельство меры и степени обозначает степень проявления действия или признака.
Обстоятельство меры и степени отвечает на следующий вопрос:
- в какой степени?
Обстоятельство меры и степени выражается словами следующих частей речи:
- наречиями меры и степени
- существительными в форме родительного падежа с предлогом
- фразеологическими оборотами
Примеры предложений:
- Я почувствовала, что начало болеть еще и справа, но (в какой степени?) немного левее.
- Такие специалисты до чрезвычайности (в какой степени?) нужны нашей фирме.
7. Обстоятельство сравнения выражает сопоставление действия, состояния или признака одного предмета с другим.
Обстоятельство сравнения отвечает на вопросы:
- как?
- подобно кому?
- подобно чему?
Обстоятельство сравнения выражается:
- наречием
- существительным в форме творительного падежа
- сравнительным оборотом
Примеры предложений:
- Она его подстригла (подобно чему?) ёжиком.
- Сегодня снег падает (подобно чему?) хлопьями.
8. Обстоятельство уступки обозначает условия, вопреки которым совершается действие, которое обозначено сказуемым.
Обстоятельство уступки отвечает на вопрос:
- несмотря на что?
Обстоятельства уступки выражаются предложно-именными конструкциями:
- существительное + предлог «несмотря на»
- существительное + предлог «невзирая на»
- существительное + предлог «в отличие от»
- существительное + предлог «вопреки»
- и пр.
Примеры предложений:
- Я всегда доверяю ему (вопреки кому?) в отличие от всех, кто меня окружает.
- Несмотря на холодный вечер, (несмотря на что?) мы собираемся на прогулку.
9. Обстоятельство условия объясняет, при каком условии происходило, происходит или произойдет действие.
Обстоятельство условия отвечает на вопрос:
- при каком условии?
Обстоятельство условия выражается словами следующих частей речи:
- существительными в форме косвенных падежей
- деепричастием или деепричастным оборотом
При желании, всмотревшись, можно было разглядеть все изъяны на ее бледном лице.
10. Обстоятельство обстановки обозначает состояние окружающей среды, природы, погоды и пр., например:
- Я сегодня два часа лежала на солнышке и читала книгу.
«На солнышке» — это обстоятельство обстановки, к которому невозможно задать вопросы «где?», «когда?», «при каком условии?».
В данной ситуации можно задать более закономерный вопрос «в какой ситуации?», «в какой обстановке?».
В роли обстоятельств обстановки выступают предложные формы существительных, таких как:
- на ветру, среди тишины, в дыму, во мгле, при свете, на солнце , в тумане и пр.