Как найти обзорные статьи

Аспирантский Intelligence service ( Пример обзорной статьи: ищите, и обрящете )

Аспирантский Intelligence service

24.11.2016

Поиск информации для своего “кирпича” может длиться вплоть до момента распечатки чернового варианта. Иногда буквально перед тем, как поставить точку в конце последней главы, всплывает нечто очень важное, без чего всё великолепие вашего диссера будет не так бросаться в глаза.

— Папа, как правильно пишется:
“хирург” или “херург”?
— Если хороший, то через “и”.
(анекдот)

Особенно тяжело “завести диссертационный мотор” “на холодную” в самом начале аспирантуры. При этом мой совет начать писать обзорную статью, когда тема диссертации ещё еле видна, может вызвать встречный и закономерный для первогодков вопрос: “А как найти хороший пример того, как пишутся такие обзорные статьи?”.

Советовать аспирантам искать обзоры по своему направлению в библиотеке eLibrary или на других российских ресурсах не буду. Во-первых, потому что сам не пробовал, а, во-вторых, импортозамещение в некоторых областях просто не работает. Поэтому буквально на пальцах покажу, каким образом можно быстро найти, как минимум, неплохой обзор по своей тематике, при знании буржуйского языка, конечно.

  1. Открываем сайт электронной библиотеки IEEEExplore.
  2. В строку поиска вбиваем слово “обзор” – review.
  3. Результат поиска1)Данные получены 23.11.2016.: найдено более 110000 публикаций (“Displaying results 1-25 of 112,845 for review”).
  4. Ограничиваем поиск только журнальными статьями; ставим галочку в строке “Journals & Magazines”.
  5. Нажимаем кнопку “Apply Refinements”.
  6. Результат поиска1): число найденных публикаций, а именно, журнальных статей, уменьшилось примерно в два раза (“Displaying results 1-25 of 50,264”).
  7. Задаем временны́е рамки опубликования обзора. Ну, скажем, на глубину лет десять лет. В таком случае в меню “Year” задаем интервал “From 2006 To 2017”.
  8. Опять нажимаем кнопку “Apply Refinements”.
  9. Результат поиска1): число найденных журнальных статей уменьшилось ещё в четыре раза (“Displaying results 1-25 of 12,517”).
  10. А теперь начинается рутинная работа, требующая хотя бы мало-мальского знания английского. Внимательно просматриваем выданные системой результаты поиска2)Результаты поиска по умолчанию отсортированы по релевантности. и ищем подходящие для себя обзорные публикации.
  11. Предположим, что нашли нужную статью, которая называется “Review of space charge measurement systems: acoustic, thermal and optical methods” – “Обзор систем измерения пространственного заряда: акустические, тепловые и оптические методы”.
  12. Нажимаем ссылку на эту публикацию и просматриваем выходные данные. Допустим, что статья вам подходит. Как её скачать?
  13. Если у вас в библиотеке IEEEXplore нет доступа к полнотекстовым статьям в pdf-формате, то делаем следующее:
    13.1. Копируем DOI 10.1109/TDEI.2016.7736878 найденной статьи.
    13.2. Открываем просто замечательный3)Я бы на месте аспирантов всё-таки поддержал данный ресурс материально. Лично я сделал это некоторое время назад и не жалею. Создатели сайта проделали огромную работу и, в принципе, являются “волшебной палочкой-выручалочкой” для многих молодых и не очень исследователей в нашей стране. ресурс Sci-hub.
    13.3. В текстовую строку вставляем скопированный DOI и нажимаем кнопку “Открыть”.
  14. В данном конкретном случае именно этой статьи, она открывается в Sci-hub почти сразу. В других случаях, возможно, придётся подождать, пока система сама(!) найдёт подходящий прокси-сервер и загрузит вашу статью. После этого можете спокойненько скачать публикацию себе на компьютер, али другой какой гаджет, прости меня Господи.

Вот и всё.

Не дожидайтесь, пока Владимир Владимирович отправит вас заниматься наукой в наказание. Занимайтесь ею в своё удовольствие.

Every once in a while I come across some really well-written review articles. They do not review a field of study and provide insane amounts of references to previous work; rather, they review a narrow topic, an experimental method, or a concept, in a way such that simple-minded MSc students – like myself – can understand the topic. Basically, they have written a sub-section in a textbook, but on a topic where the theory has yet to make it to a textbook.

One of these articles, Berera et al. (2009), categorized their paper as an “educational review”. This is a genre I would pay to read more of, but I just stumble upon these every once in a while. It seems the term “educational review” is not a very common term for such reviews, and I always end up in journals reviewing methods in lower/higher educational.

So I ask here whether anyone know how to locate these educational reviews that I look for, or whether there is another term I can use more efficiently. I would really appreciate some assistance. My field of interest is anything chemistry-related.

Berera, van Grondelle, and Kennis (2009). Ultrafast transient absorption spectroscopy: principles and application to photosynthetic systems. Photosynthesis Research 101(2-3): 105-118.

Где искать научные статьи и работы для своих исследований

Где искать научные статьи и работы для своих исследований

«КиберЛенинка»

https://cyberleninka.ru/

Один из самых известных образовательных сайтов в Рунете. Система выстроена на основе собственной программы, задача которой – популяризация науки в целом и научной деятельности в частности.

В каталоге представлены основные дисциплины, он регулярно пополняется публикациями из журналов с индексированием ВАК и РИНЦ. Большая часть статей – на русском языке. Ресурс бесплатный, необходима регистрация.

«eLibrary»

https://elibrary.ru/

Сюда активно вносятся статьи из журналов ВАК и РИНЦ. В новостном блоге всегда можно узнать последние новости о прекращении индексирования. Просмотр большинства статей является бесплатным, но необходима предварительная регистрация.

Для просмотра отдельных статей необходимо предварительно получать специальный пароль организации или учебного заведения. В некоторых университетах публикация материалов на этом сайте студентами и их научными руководителями считается обязательным этапом к лицензированию учебных кафедр и всего вуза.

Читать далее: Публикация статей РИНЦ

«Scholar.ru»

http://www.scholar.ru/

Российская электронная база научных публикаций, в которой можно искать необходимый журнал и работать бесплатно в режимах простого и расширенного поиска. Сайт индексирует любую статью или исследование, рефераты диссертаций и монографии. Для работы необходима предварительная регистрация.

«Math-Net.ru»

http://www.mathnet.ru/

Сайт заявлен как общероссийский математический портал, в котором будущие и действующие математики и другие специалисты по техническим направленностям могут получить информацию по своей сфере. Работа портала ведется с 2006 года.

Доступ к большей части изданий бесплатный, но посмотреть их можно при наличии зарегистрированного аккаунта. Система объединяет больше 100 индексируемых журналов на русском языке. Также размещены семинары и конференции.

«ЭБС «Университетская Библиотека Онлайн»

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub

Университетская электронно-библиотечная система предоставляет бесплатно доступ к первоисточникам для студентов учебных заведений. Помимо журналов, база данных, содержит справочники, словари, энциклопедии, а также аудио- и видеоматериалы.

«Российская государственная библиотека»

https://www.rsl.ru/

Научный сайт внедрил с недавнего времени обновленный алгоритм поиска в собственном каталоге для того, чтобы узнавать много полезной информации для изучения различных отраслей. В свободном доступе есть огромная коллекция авторитетных статей и научных работ, которые можно почитать в режиме онлайн.

Чтобы найти нужное издание, нужно ввести в поиске ключевые слова, например ФИО автора или точное название статьи. К сожалению, не все издания оцифрованы в электронный формат. К тому же даже в здании библиотеки в Москве нельзя брать некоторые оригиналы на дом.

Ссылки по теме: Публикация статьи в журнале ВАК

«Индикатор»

https://indicator.ru/

Международный проект о науке в России и мире на русском языке. Помимо каталога статей, портал активно заполняется новостями по тематикам. Цифровая энциклопедия распределена по тегам, в которой размещены результаты дискуссионных клубов и достижения научной деятельности.

«Академия Google»

https://scholar.google.com/

Это уникальная платформа для научных специалистов, в которой можно находить, смотреть и определять интересные работы в режиме «открытый доступ». В этом поможет грамотно составленный алгоритм поиска. Работы можно экспортировать на рабочий стол или самому загрузить в базу и опубликовать, имея лишь активный Google-аккаунт.

«ScienceResearch»

https://www.scienceresearch.com/scienceresearch/desktop/en/search.html

Англоязычный сервис, который на платной основе способен помочь вести поиск публикаций иностранных ученых. Сервис предоставляет библиографическое описание.

Автор:

Читайте также

Методы работы с научной статьей.png

Написание любой квалификационной работы требует навыков работы с научной литературой. Студентам чтение научных статей кажется безнадежным делом из-за их сложности и специфики. Знакомство с принципами эффективного чтения таких источников поможет избежать лишних мучений.

Зачем читать научные статьи?

Научные статьи содержат самую свежую информацию. Книги и монографии тоже можно использовать в своей работе, но они быстро устаревают. То, что было актуально три года назад, сегодня уже анахронизм. Особенно это проявляется в естественных науках. Если есть тема, которой вы планируете заниматься, чтение научных статей поможет понять является ли она актуальной, что уже известно и какие вопросы остались без ответа.
Самое замечательное в науке то, что каждый раз, когда на один вопрос ученые находят ответ, появляется в два раза больше новых вопросов. После прочтения научной статьи, вы сможете предположить, что еще нужно сделать в этой области и использовать это для собственного исследовательского проекта.
Экспериментальные научные работы содержат информацию о том, как проводились исследования, какое оборудование и материалы использовались. Эти сведения могут иметь решающее значение для планирования дипломного проекта.

Не исключено, что в процессе учебы вам понадобиться написать собственную научную статью. Это приятный, но тяжелый труд. Как правильно ее писать, читайте в этой публикации.

Какими бывают научные статьи и где их искать?

Существует два типа научных статей: обзорные и экспериментальные. Обзоры написаны опытными учеными и содержат актуальную информацию по конкретной теме. Авторы проводят подробный анализ существующих источников и намечают перспективы в данной области исследований. Такие статьи полезно читать в самом начале работы над проектом.

Читая обзор, обязательно обращайте внимание на список цитируемой литературы в конце статьи. Выпишите выходные данные первоисточников, которые вас заинтересовали и найдите их позже. Так вы быстро пополните библиографию собственной работы.

Целесообразно прочитать несколько обзорных статей различных авторов для полного знакомства с темой. Ученые тоже люди и отдельные авторы могут иметь предубеждения, которые отразятся на их обзоре.

Экспериментальные статьи

Экспериментальные статьи сообщают о результатах оригинальных исследований. В этих статьях содержится подробная информация о том, как проводились эксперименты. Такие публикации имеют особую ценность, когда вы планируете свой эксперимент.

Солидные научные журналы приводят детальное описание материалов и методик, и вы легко сможете воспроизвести их в своей лаборатории. Если вы используете метод, разработанный другими авторами, и его описание опубликовано в научной периодике, сошлитесь на нее в своей работе. Это повысит доверие к вашим результатам.

Статьи по оригинальным исследованиям также полезно читать для того, чтобы научиться грамотно визуально представлять свои данные. Подсмотрев, какие таблицы и графики используют состоявшиеся ученые из вашей области науки для описания результатов, вы сможете грамотно оформить свою квалификационную работу.
Отличить обзорную статью от исследовательской достаточно просто:

  • Многие обзоры имеют соответствующую пометку на первой странице (review – в англоязычных статьях) или в аннотации.
  • Обзорные статьи не содержат раздела «Материалы и методы».
  • Графики и таблицы в обзоре заимствованы из других работ и в легенде к рисунку имеется ссылка на первоисточник.
  • Список цитируемой литературы в обзоре гораздо длиннее, чем в экспериментальной статье.
    Прежде чем приступать к чтению найденной статьи, лучше проверить, не является ли журнал, в котором она опубликована «мусорным». Так называют издания, которые печатают научные работы без адекватного рецензирования.

Признаки «мусорности»

  • журнал выходит каждый месяц или чаще;
  • время от момента подачи рукописи до публикации меньше 1-2 месяцев;
  • за публикацию с авторов берется плата.

Существует еще один способ проверить качество журнала. На официальном сайте издания должна быть информация о том, что оно индексируется в научных базах данных, таких как Scopus, Web of science, РИНЦ и др.

Также чем выше показатель IF (impact factor), тем качественнее журнал.

Структура экспериментальных статей

Статьи-первоисточники разбиты на шесть разделов:

  • аннотация;
  • введение;
  • материалы и методы;
  • результаты;
  • обсуждение;
  • ссылки.

Иногда результаты и обсуждение объединяют в один раздел. Каждая часть статьи служит уникальной цели и ее можно по-разному использовать в собственном исследовательском проекте.

Аннотация

В ней выделяются основные вопросы, которые исследуют авторы, приводятся ключевые результаты экспериментов и дается обзор выводов. Аннотация поможет быстро решить подходит ли вам статья. Тезисы всегда бесплатно доступны на сайтах журналов или в базах данных научной литературы.

Введение

Во введении приводится краткий литературный обзор по теме статьи, излагаются цели и задачи. также здесь приводятся ссылки на ранее опубликованные источники, которые обсуждают ту же тему. Используйте эти ссылки для поиска других статей, которые можно использовать для работы.

Если прочитав введение (особенно цели и задачи работы), вы не уверены в релевантности публикации для вашей темы, скорее всего, читать всю статью не имеет смысла.

Иногда следует отложить особо сложную статью на время. Когда вы будете лучше разбираться в теме, она покажется вам более понятной.

Материалы и методы

Здесь приводятся технические сведения о том, как проводились эксперименты. Эта глава служит руководством «how-to», если вы заинтересованы в проведении подобных экспериментов или в повторении тех же опытов, что и авторы.

Обычно методологию читают в последнюю очередь, чтобы уточнить, как именно авторы получили данные и оценить адекватность экспериментов.

Раздел «Материалы и методы» чаще всего помещен сразу после введения. Но если вы не можете его там найти, проверьте конец статьи (перед списком литературы) или ищите ссылку на интернет-ресурс в разделе «Дополнительная информация».

Результаты

Это главная часть экспериментальной статьи. Данные приводятся в цифрах или наглядных таблицах, графиках, рисунках. Сопроводительный текст описывает те результаты, которые, по мнению авторов, наиболее значительны.

Из раздела результатов можно извлечь следующую информацию:

  • конкретные цифры из чужих экспериментов для последующего использования в своей работе (написании обзора литературы или обсуждения данных);
  • идеи о том, как улучшить методы исследования;
  • понимание того, как грамотно представлять подобные данные в своих публикациях.

Обсуждение

В этом параграфе авторы дают свою интерпретацию полученным результатам, сравнивают их с предыдущими работами, предлагают новые гипотезы. Чтение этого раздела поможет выявить нерешенные вопросы в вашей теме исследования.

Ссылки на литературу

На протяжении всей статьи авторы будут ссылаться на информацию из других источников. Все эти ссылки перечислены в разделе «Список литературы», который также называют библиографией. Экспериментальные статьи цитируют ключевые обзоры литературы по данному вопросу, с которыми вам стоит ознакомиться.

Независимо от типа источника, библиография всегда содержит достаточно информации для последующего поиска публикаций в библиотеке или интернете (авторы, название статьи, журнала, год издания и т. д.).

Рекомендации для эффективного чтения научной статьи

Чтобы понять научную статью, придется искать информацию обо всех неизвестных вам словах и терминах. Но если вы заметили, что тратите часы на такой поиск и не видите прогресса, возможно, стоит отложить статью на время и перейти к более общей информации по теме (обзор литературы или учебник).

Читая научную литературу, нужно делать пометки в бумажном варианте статьи или в электронном виде. Когда вы приступите к написанию собственного научного труда, вами уже будут прочитаны десятки статей, и такие заметки позволят не тратить время на поиск важной информации в текстах множества источников.

На первых порах лучше придерживаться следующего порядка при чтении научных статей:

  • Аннотация.
  • Введение.
  • Результаты.
  • Обсуждение.
  • Материалы и методы.

Прочитав аннотацию в первую очередь, вы будете уверены, что данная работа соответствует вашим интересам, и ее прочтение стоит времени и усилий.

Введение познакомит с основными теориями, терминами и целями авторов работы. Если тема вам хорошо знакома, можно читать введение не полностью, а только абзац, описывающий задачи исследования.

Чтение раздела результатов опытные ученые начинают с внимательного рассмотрения всех рисунков, графиков и таблиц. Сначала необходимо прочитать легенду к каждой иллюстрации, там расшифрованы все переменные и условные обозначения. После этого можно переходить к изучению текстового описания результатов. На этом этапе вы можете обратиться к разделу с описанием методов, чтобы лучше понять данные авторов.

Перед тем как переходить к следующему разделу, в котором авторы будут интерпретировать свои результаты, попробуйте сделать выводы самостоятельно, глядя на графики и цифры. Такая аналитическая работа позволит вам более критично относиться к заключениям авторов.

В конце работы над статьей можно вернуться к разделу методологии и оценить, насколько адекватные методы были выбраны авторами. Полезно будет нарисовать общую схему эксперимента для лучшего представления о том, что и как делали исследователи. Старайтесь отнестись к информации из этого раздела критично, подумайте, есть ли в организации опытов неучтенные факторы, которые могли повлиять на результаты работы.

Наконец, изучите мнение критиков и редакторов: что пишут об этой работе другие ученые. Можно поискать комментарии к статье на личных страничках авторов в научных социальных сетях (ResearchGate, Social Science Research Network, academia.edu).

Самое главное при чтении научной периодики – быть активным читателем: размышлять, задавать вопросы себе во время чтения, критически относится к данным и интерпретациям авторов, даже если они публикуются в журнале Science.

obzor-literatury-dlya-stati

Начиная любое новое исследование, ученый прежде всего задается вопросом о том, что уже известно по рассматриваемой проблеме. Научные работы чаще базируется на трудах предшественников, постепенно расширяя и углубляя имеющиеся знания, чем опровергают их и предлагают что-то принципиально новое.

Обзор литературы помещает текущее исследование в контекст уже существующих знаний. Обоснование исследовательского вопроса строится на том, что известно на данный момент, какие пробелы есть в этих знаниях и почему важно эти пробелы заполнить. Главная цель обзора литературы в научной статье — избежать затрат сил, времени и денег на повторное открытие уже известных фактов.

Эту статью мы посвящаем обзору литературы в научной публикации. Поговорим о том, каким должен быть хороший литературный обзор, как искать источники и как написать обзор полезный для читателей и безупречный с точки зрения редактора научного журнала.

Содержание статьи

  • 1. Каковы признаки хорошего обзора литературы?
  • 2. Порядок работы над обзором литературы.
  • 3. Поиск источников для обзора литературы.
  • 4. Как писать литературный обзор?
  • 5. Как правильно цитировать в обзоре литературы?
  • Заключение

1. Каковы признаки хорошего обзора литературы?

Существует мнение, что хороший обзор литературы должен быть большим. Тридцать листов и сотня источников — это серьезно. На самом деле, если размер и важен, он не может быть единственным показателем качества. Признаками хорошего литературного обзора считаются:

  • Соответствие теме исследования. Основная цель обзора — рассказать, что известно по конкретному вопросу. Отвлекаться на посторонние предметы, значит просто запутать читателя и продемонстрировать рецензенту отсутствие логики и здравого смысла.
  • Достаточная широта и глубина охвата. Пожалуй, главное слово здесь — достаточная. Обзор должен включать все важные работы по теме исследования. Однако не стоит начинать с Адама и Евы. Если вы не собираетесь дискутировать с корифеями и опровергать устоявшиеся теории, сосредоточьтесь на ключевых работах последних лет.
  • Последовательность и ясность. Начиная с характеристики широкого научного поля, сужайте фокус к конкретной проблеме. Читатель должен понимать, как цитируемые работы связаны друг с другом и с текущим исследованием.
  • Краткость. Объем литературного обзора — спорный вопрос, единых стандартов тут нет. Важно чтобы читатель не успел устать, соскучиться и потерять мысль.
  • Анализ и синтез. Обзор не равен простому пересказу источников. Отдав должное своим предшественникам, автор должен вычленить пробел в имеющемся массиве знаний, обосновать исследовательский вопрос и пути решения проблемы.

Оценить качество обзора литературы можно, опираясь на следующие признаки:

  • Ясно сформулирована тема.
  • Основные исследования по теме определены и рассмотрены.
  • Обсуждаются разные точки зрения.
  • Из предшествующих исследований сделаны адекватные выводы.
  • Четко сформулирован исследовательский вопрос.
  • Предлагаются обоснованные пути решения проблемы.

Обзор литературы должен быть сделан до начала исследования, и, разумеется, до написания статьи. Несмотря на кажущуюся очевидность этого требования, оно далеко не всегда соблюдается. Начинающим ученым литературный обзор иногда представляется вишенкой на торте, которую можно положить в последний момент.

Однако, планировать научную работу, не зная, что уже сделали ваши предшественники, большой риск. Изобретение велосипеда может быть интересным и творческим занятием, однако люди, которые давно ездят на велосипедах не оценят ваших усилий. Прежде чем планировать исследование нужно убедиться, что вопрос, на который вы хотите ответить действительно актуален.

2. Порядок работы над обзором литературы.

Знакомо ли вам чувство растерянности и дезориентации в библиотеке? Если да, то вас конечно посещала мысль о том, что на чтение всей важной литературы одной жизни может не хватить. Это действительно так, если поиск происходит “сплошным чесом”, по принципу “просматриваем все в надежде наткнуться на нужное”.

Опытные исследователи советуют действовать по плану. Начиная обзор с широкой перспективы и постепенно сужая фокус можно добиться того, что вы не упустите ничего важного и не включите ничего лишнего.

Начать обзор литературы рационально с источников, рассматривающих ключевые вопросы по теме. К ним относятся:

  • Учебники. Рекомендуется выбирать те, которые выдержали несколько переизданий. Они дают общее представление об имеющимся массиве знаний.

Хороший учебник показывает основные идеи и концепции, их критику, упоминает работы, которые внесли существенный вклад в изучаемый вопрос. Именно эти труды будут следующим этапом литературного обзора.

Учтите, что никакой учебник не сообщает о свежих исследованиях, в этом смысле он является только отправной точкой.

  • Энциклопедии и справочники, особенно специализированные тематические издания. Их статьи представляют собой краткий обзор современного состояния темы и приводят ссылки на источники, раскрывающие вопрос более подробно. Они-то вам и нужны. Труды, на которые ссылаются учебники, энциклопедии и справочники, являются фундаментальными.

После изучения основных авторитетных источников нужно выяснить, что нового появилось в научном поле с момента их опубликования. Для этого переходят к журналам и базам данных. Прежде всего ищите в них обзорные и аналитические статьи.

Не исключайте из обзора литературы работы, противоречащие вашим результатам и выводам. В интересах развития науки такие конфликты нужно обсуждать, а не заметать под ковер.

Когда работа над рукописью будет закончена, просмотрите последние публикации, чтобы убедиться, что все новейшие исследования в вашей области охвачены.

Бесконечно можно смотреть на огонь, беседовать с другом, вернувшимся из дальней дороги и плавать в море научной литературы. Перед каждым ученым, собирающим материал для литературного обзора, возникает вопрос: когда следует остановиться? Ведь в современной науке невозможно объять необъятное, особенно по направлениям, которые давно и активно разрабатываются. Твердых критериев здесь, к сожалению, нет. Это всегда вопрос опыта и здравого смысла.

3. Поиск источников для обзора литературы.

В современном мире публикуется огромное количество научной литературы. Если в поиске нет системы, существует серьезный риск упустить важные ресурсы и потратить много времени на второстепенные.

Для поиска источников используются:

  • Библиотечные каталоги. Если вы знаете фамилию автора, его работы можно найти в алфавитном каталоге. Предметный каталог предлагает поиск по названиям работ и ключевым словам.

В настоящее время библиотечные каталоги существуют не только в бумажном, но и в электронном виде. В электронный каталог можно войти с любого компьютера, для поиска необязательно идти в библиотеку.

Электронные каталоги могут объединять все библиотеки города и даже региона. Они содержат не только бумажные, но и электронные источники. В каталогах можно найти учебники, монографии, диссертации, рефераты, периодические издания.

  • Базы данных. Представляют собой крупные агрегаторы научных публикаций по всему миру. Наибольшей популярностью пользуются Web of science, Scopus, Google Scholar. Статьи, находящиеся в открытом доступе, можно найти на Sci Hub. Особняком стоит Pubmed, который аккумулирует публикации по биологии и медицине.

Публикации, которых нет в открытом доступе, можно получить в ResearchGateбесплатной социальной сети, которой пользуются ученые по всему миру. Через нее можно связаться с автором нужной статьи и попросить предоставить доступ в частном порядке.

  • Онлайн-поиск. Чтобы найти источники для литературного обзора в интернете прежде всего используйте свою тему и ключевые слова.

Задача усложняется, если в ответ на поисковый запрос вы получаете несколько страниц ссылок. Понять, стоит ли читать конкретную публикацию, поможет информация о журнале и авторе. В пользу внимательного изучения статьи говорят следующие факты:

  • Журнал рецензируемый.
  • Он специализируется в вашей научной области.
  • Хорошо, если журнал относится к первому или второму квартилю и имеет высокий импакт-фактор.
  • Статья имеет высокие показатели цитирования.
  • Автор является признанным авторитетом в вашей области науки.

Если хотя бы половина из этих условий выполняется, статья, скорее всего, заслуживает изучения.

Важно! Если вы собираетесь опубликовать статью в иностранном научном журнале, в список цитирования должны входить работы ученых, которые являются авторитетами в стране публикации.

Расширять круг источников лучше всего, используя библиографию тех статей, которые вы уже нашли.

Поиск источников информации для обзора литературы за пределами своей области науки может дать интересные результаты и навести на нетривиальные идеи. Количество междисциплинарных исследований в современной науке стремительно растет.

Изучение научных статей начинается с аннотаций. Ваша цель — определить, действительно ли эта работа связана с вашим исследовательским вопросом. Для поиска аннотаций можно использовать реферативный журнал, который издается ежемесячно в бумажном и электронном виде. В нем размещают рефераты, аннотации и библиографические описания российских и зарубежных публикаций по естественным, точным, техническим наукам, биологии и медицине. Реферативный журнал освещает статьи, книги, доклады научных конференций, диссертации, патентные и нормативно-технические документы.

Для ведения записей можно использовать бумажные карточки или электронные файлы. При любом способе ведения заметок указывайте источник (желательно в определенном стиле цитирования), основную идею и ключевое слово, с которым она связана. Не ограничивайтесь простым копированием при сборе материала. Излагайте мысли своими словами, покажите, как цитаты связаны с темой вашей работы. О том как повысить эффективность заметок, читайте здесь.

4. Как писать литературный обзор?

Когда основной материал собран, наступает время структурировать информацию и представить ее в виде связного текста. Обзор не является простым перечислением источников и констатацией фактов. Он должен представить анализ, выявить тенденции и обосновать теоретическую базу собственного исследования.

Обзор литературы логично начать с определения рамок исследования и постановки основных исследовательских вопросов. Выявите проблему и покажите, что она действительно актуальна. Расскажите, какие подходы к решению задачи существуют и что нового предлагаете вы сами.

Соблюдайте логику и последовательность. Каждая рассматриваемая работа должна быть связана с предыдущей и последующей. Работы можно сгруппировать по времени или месту проведения исследований, позиции авторов или другим признакам.

Не цитируйте большие куски текста без острой необходимости. Сформулируйте основные тезисы авторов и свяжите их со своей работой. Помните, что целью обзора литературы является не пересказ источников, а анализ и описание общей картины.

Стиль письма должен соответствовать характеру целевой аудитории:

  • Если вы пишете диссертацию, ваша аудитория — научный руководитель, научный совет университета, высшая аттестационная комиссия. Стиль должен соответствовать установленным правилам.
  • Публикация в журнале должна учитывать редакционные требования и интересы читателей. Ориентиром могут служить статьи других авторов в этом же издании.
  • Если же пишется книга для широкой аудитории, то ее цель привлечь как можно больше людей с разной подготовкой и интересами. Здесь весьма уместен юмор и живые примеры.

Если вы готовите статью для иностранного научного журнала, учтите специфику академического английского языка. Закажите вычитку носителем английского, чтобы быть уверенным в том, что у редактора не будет претензий к стилю.

О том, как написать хорошее введение для научной статьи читайте в статье.

5. Как правильно цитировать в обзоре литературы?

Один из самых важных моментов, определяющих качество научного текста вообще и, особенно, обзора литературы — корректное цитирование. Его цель — дать читателю достаточно информации, чтобы он мог найти источник и самостоятельно провести критический анализ, не полагаясь только на мнение автора статьи.

Самые частые проблемы цитирования — недостаточная полнота и точность. Важно! Всю ответственность за точность цитирования несет автор. Ни редактор, ни рецензент, ни издатель не должны проверять точность ссылок и не нужно ждать, что они станут это делать.

Ошибки при цитировании можно отнести к двум классам: неверное указание источника и недочеты в оформлении цитаты. В первом случае возникает серьезная проблема, так как читатель вообще не может найти источник по указанной ссылке. Во втором случае речь идет о неверном использовании знаков препинания, ошибках в именах, названиях и тому подобных неточностях. По такой ссылке источник все же можно найти, но это требует больших усилий.

Как не перегрузить работу цитатами и при этом не допустить плагиата?

  • Цитируйте только те источники, которые действительно считаете необходимыми. Не нужно автоматически переносить библиографические списки из статей, на которые вы ссылаетесь, в свою работу. Это приводит к тому, что ошибки при цитировании кочуют из одной статьи в другую и никогда не исправляются. Некоторые авторы ограничиваются чтением аннотаций, что тоже нельзя считать корректным. Если вы не читали источник целиком, не ссылайтесь на него.
  • Отбирайте авторитетных авторов и статьи из рецензируемых журналов: эти источники проанализированы серьезными экспертами и на них можно полагаться. Как узнать показатели цитирования, читайте здесь.
  • Не цитируйте друзей и коллег только потому, что вас об этом попросили. Казалось бы, вам эта мелкая услуга ничего не стоит, а человеку приятно. Однако, если хотите, чтобы к вам относились серьезно, ваш собственный подход к исследованию должен быть соответствующим. Одна из самых плохих вещей, которые портят репутацию ученого — присутствие в списке литературы источников, не имеющих отношения к исследованию.

Как понять, что количество цитат достаточно? Представьте, что вашу статью читает выпускник университета или аспирант. Сможет ли он хорошо понимать ваши идеи, изучив источники, на которые ссылается статья?

В то же время количество ссылок не должно быть чрезмерным. Думаю, многим приходилось встречать статьи, библиографические списки которых занимают больше места, чем сам текст. Существует мнение, что автор, который перелопатил гору литературы, заслуживает доверия и уважения. Однако, взгляните на это с точки зрения читателя. Много ли пользы приносит такое цитирование:

related work on the technique has been carried out by numerous researchers1–101

Прежде чем вносить в список цитирования еще десяток источников, подумайте, будет ли полезно чтение ВСЕХ этих статей.

Все сказанное относятся и к самоцитированию. Ссылаться на собственные работы уместно только тогда, когда они действительно помогают понять вопросы, обсуждаемые в текущей статье.

Проверяйте точность цитирования и правильность оформления своих ссылок сразу. В дальнейшем это сэкономит много времени и продемонстрирует редактору вашу аккуратность и внимание к деталям.

Заключение

Основные критерии качества литературного обзора — простой язык, логичное развитие повествования, четкость аргументации. Чтобы проверить, соответствует ли им ваш обзор, проведите простой тест. Попросите прочитать текст ученого, не являющегося специалистом в вашей области науки. Если он найдет его интересным и понятным, цель достигнута.

Начинайте обзор литературы с базовых ресурсов, таких как учебники, энциклопедии и справочники. Изучите источники, на которые они ссылаются. Затем переходите к поиску в отраслевых журналах и базах данных. Уделите максимальное внимание публикациям последних лет.

Что касается содержания, хороший обзор литературы должен показать, что:

  • автор знаком с предыдущими работами по теме;
  • понимает их сильные и слабые стороны;
  • поставленный исследовательский вопрос действительно отражает существующий пробел в знаниях;
  • приводятся убедительные аргументы, почему важно заполнить этот пробел.

Объем и стиль обзора должен соответствовать запросам целевой аудитории: статья для специализированного журнала, диссертация и научно-популярная книга предъявляют разные требования.

И главное: не забывайте, что обзор должен быть логически связан с другими частями работы. Из аналитического обзора литературы вытекают методы и дизайн исследования, статистическая обработка полученных данных и обсуждение полученных результатов.

Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!

Добавить комментарий