#1
Offline
rastabar
- Городна Волге
- Металлоискатель:x-terra 305
Отправлено 28 Октябрь 2011 – 23:33
Порыв первый сезон на перебитых мендухах не далее 20 км от города, собрав с десяток какалей, да советов столько же, обломавшись смотреть на форуме на тонны домонгола, вырытые не мной, решил наконец извлечь хоть какую-то пользу из своей архивной работы и полез в документы, готовя почву для следующего сезона.
Обратил внимание на так называемые пустоши. Ну а теперь, собственно, о чем хочу поговорить (весь фактический материал – на примере Ярославской губернии):
В межевых документах, документах казенной палаты и других довольно часто встречаются упоминания пустошей, на которых у крестьян были сенокосы, выпасы, пашня, лес рос и т.п. Практически всегда эти пустоши имеют название. Причем это довольно устойчивые топонимы, встречающиеся в официальных документах, порой на протяжении нескольких десятков лет. Пустошь есть пустошь – это обычно поляна какая-нибудь или вообще участок леса, находящийся порой в нескольких верстах от деревни, крестьянам которой она принадлежит. Вот тут я задумался: а зачем давать устойчивое название какой-то поляне в лесу, да еще в нескольких верстах от дома? Кому надо – те сами это место знают и найдут его, для межевиков – так есть же безымянные речки и ручьи, зачем поляны называть?
Собственно, многие названия объяснимы. Часто пустоши именуются по названиям деревень, к которым принадлежали. Названия пустошей типа какая-нибудь Митяева, Федяева, Борисова могут наводить на мысль об именах их первоначальных хозяев.
Но есть пустоши, названия которых ну прямо на что-то намекают интересное. Вот например реальные названия некоторых: Разбойники, Городиславль, Большие и Малые Дворищи, Деревеньки, Кладухино, Клады и т.п.
В Романов-Борисоглебском уезде, например, имеется достаточное количество пустошей, намекающих на татарское происхождение, например, пустошь Хан. Татар там много жило.
Ну вот к чему я клоню: насколько реально то, что такие вот названия суть названия бывших на этих пустошах древних населенных пунктов, оставшихся в памяти потомков?
И насколько можно рассматривать эту версию в отношении пустошей с названиями типа какой-нибудь Федорин Починок? Мог-ли в незапамятные времена на этом месте стоять двор этого Федора?
В принципе, все стройно вроде выходит. Но опять возникают вопросы и непонятки. На территории Ярославской области огромное количество гидротопонимов с финно-угорскими наименованиями, чуть-ли не все мелкие речушки. Есть большое количество населенных пунктов, жилых до сих пор, имеющих тоже финно-угорские названия. Если предполагать, что некоторые пустоши очень давно были деревнями или городками, то финно-угорские названия среди них тоже должны бы встречаться. Но вот не нашел я таких пока, все сплошь – славянское!
Кстати, многие пустоши с интересными названиями располагались недалеко или вовсе на берегах мелких речушек и ручьев.
Вот. Если тема кого-то заинтересует, то можно поговорить, подискутировать. Хотелось бы услышать мнение людей, кто может уже задавался теми же вопросами, может кто-то по пустошам уже работал.
Да, и еще: как интерпретировался в середине 19 века термин “урочище”? Обязательно-ли это было место, где раньше жили люди, как зачастую сейчас это интерпретируется? Наткнулся просто на один документ, так там на каждую деревню с пяток урочищ, где крестьяне хлеб сажали!
#2
Offline
bujhm
bujhm
-
- Почетный форумчанин
-
- 5 982 сообщений
- 19710 спасибо
Пришедший из далека
- Город____________
- Металлоискатель:___________
Отправлено 28 Октябрь 2011 – 23:51
Каждое поле потенциальная деревня…..
#3
Offline
Каналья
Отправлено 28 Октябрь 2011 – 23:57
Порыв первый сезон на перебитых мендухах не далее 20 км от города, собрав с десяток какалей, да советов столько же, обломавшись смотреть на форуме на тонны домонгола, вырытые не мной, решил наконец извлечь хоть какую-то пользу из своей архивной работы и полез в документы, готовя почву для следующего сезона.
Золотые слова! Правильно мыслите
#4
Offline
NaT
NaT
- ГородМосква
- Металлоискатель:Только глазами
Отправлено 29 Октябрь 2011 – 10:48
Пустоши бывают разные.
Как правило, они получали названия по имени или прозвищу владельца.
Про устойчивость названий говорить не приходится. Если уж деревни
нередко меняли названия за 100-200 лет, то что говорить о пустошах!
Бывают пустоши, на которых были покосы, или пашня. Или просто лес дровяной.
Но бывают пустоши, на которых жили люди.
Как происходило заселение земель?
Приходил крестьянин с семьей, выжигал лес, корчевал корни, и пахал получившееся поле.
С краю он строил дом. Поле огораживал поваленными деревьями. В лесу вокруг поля пас скот.
Если место было удачное, он нормально жил, со временем рядом ставили дома его сыновья,
заводили свои семьи. Первоначальная однодворка разрасталась до нормальной деревни, которые в
основном существуют до сих пор, либо сгинули в последние 100 лет.
Если место было неудачным, например, пахни худые, то крестьянин, чтобы не умереть с голоду, переходил на другое место. Или место мокрое, гнилое: тогда все могли умереть от болезней. Или
красный петух дом слизал вместе с жильцами. Такое место тоже переходило в пустоши.
Если найти подобную однодворку, то на ней можно найти в среднем от 1 до 3 крестиков и от 0 до 3 чешуек как правило правления Грозного. Часто кресты горелые, чешуя – соленая, хрупкая.
Однодворка обычно занимала место 20х30м. То есть при обычном размере пустоши 2х2км её нужно
проходить параллельными полосами с шагом 20м и для нахождения однодворки придется пройти под сотню километров. Конечно, оптимизируя маршрут, можно уменьшить путь в несколько раз. Но километров 20 пройти придется. По полю это еще более-менее. Но по лесу с буреломами, оврагами – очень сложно.
Более интересны в поиске погосты. На 70% на месте старых погостов стоят села с церквями. Еще 20% – церкви погибли в последние 100 лет и на этих местах расположены кладбища.
Известны погосты, запустевшие при Екатерине2. Эти места известны исторически и являются памятниками археологии. Вот раскопки одного такого. Есть единичные погосты, пропашие еще раньше. Найти место такого – исключительная удача, выпадающая немногим. Они могут быть как на пустошах, так и на землях деревень или сел.
Надежнее найти интересные вещи на огородах на старых селах, если копать ниже глубины перепашки. Или рядом со старой церковью: там зачастую проходили ярмарки, теряли деньги и крестики.
По поводу “тонн домонгола” и прочих редкостей. Если внимательно посмотрите на форум, то интересные и редкие находки выкладывают не чаще раза в неделю. То есть за сезон – порядка 20 выкладок. Если учесть, что только в московском регионе копает не менее 20000 человек (посмотрите, сколько человек зарегистрировано на нашем форуме), то вероятность найти интересную находку за сезон – 0,1%, или иными словами, только каждый тысячный копарь находит за сезон что-то очень интересное.
Поэтому народ и обсуждает удачу, методики задобривания земляного дедушки…
Все дело – в везении!
#5
Offline
rastabar
rastabar
- Городна Волге
- Металлоискатель:x-terra 305
Отправлено 29 Октябрь 2011 – 12:53
ну по поводу домонгола, это я так, похохмил, конечно!
а по поводу везения – его ж можно всю жизнь ждать и не дождаться. поэтому везение – везением, но те, кто что-то интересное копает, уж поди к этому с некоторой долей науки подходят.
#6
Offline
OBender
Отправлено 01 Ноябрь 2011 – 12:09
Если Вы в архивах не первный раз бываете, то не может быть, что бы не попадалось такое название как “пустошь N что была деревней”.
Тема обсуждалась не раз. Деревня в те времена (16-17 века) это один-два двора, три уже много. Представьте себе поле километр на полтора на котором нужно найти это место. Повезет если это на поле, а если в лесу? Но дорогу осилит идущий. Удачи.
#7
Offline
OBender
Отправлено 01 Ноябрь 2011 – 12:16
Дополню NT2 про погосты.
Сейчас это устойчивое название для кладбища. В Вашем регионе (можно сказать в нашем 🙂 ) это церковь, несколько домов священников и кладбище. Такое название характерно для 18-19 го веков. Еще раньше погостом называли административную единицу. Дервня ППП погоста ННН. Название погоста совпадало (незнаю всегда ли?) с названием центральной-главной деревни-села. На Менде погост это именно церковь-кладбище-несколько домов.
#8
Offline
ildarik
Отправлено 01 Ноябрь 2011 – 12:24
Пустоши бывают разные.
Как правило, они получали названия по имени или прозвищу владельца.
Про устойчивость названий говорить не приходится. Если уж деревни
нередко меняли названия за 100-200 лет, то что говорить о пустошах!
Бывают пустоши, на которых были покосы, или пашня. Или просто лес дровяной.
Но бывают пустоши, на которых жили люди.
Как происходило заселение земель?
Приходил крестьянин с семьей, выжигал лес, корчевал корни, и пахал получившееся поле.
С краю он строил дом. Поле огораживал поваленными деревьями. В лесу вокруг поля пас скот.
Если место было удачное, он нормально жил, со временем рядом ставили дома его сыновья,
заводили свои семьи. Первоначальная однодворка разрасталась до нормальной деревни, которые в
основном существуют до сих пор, либо сгинули в последние 100 лет.
Если место было неудачным, например, пахни худые, то крестьянин, чтобы не умереть с голоду, переходил на другое место. Или место мокрое, гнилое: тогда все могли умереть от болезней. Или
красный петух дом слизал вместе с жильцами. Такое место тоже переходило в пустоши.
Если найти подобную однодворку, то на ней можно найти в среднем от 1 до 3 крестиков и от 0 до 3 чешуек как правило правления Грозного. Часто кресты горелые, чешуя – соленая, хрупкая.
Однодворка обычно занимала место 20х30м. То есть при обычном размере пустоши 2х2км её нужно
проходить параллельными полосами с шагом 20м и для нахождения однодворки придется пройти под сотню километров. Конечно, оптимизируя маршрут, можно уменьшить путь в несколько раз. Но километров 20 пройти придется. По полю это еще более-менее. Но по лесу с буреломами, оврагами – очень сложно.
Более интересны в поиске погосты. На 70% на месте старых погостов стоят села с церквями. Еще 20% – церкви погибли в последние 100 лет и на этих местах расположены кладбища.
Известны погосты, запустевшие при Екатерине2. Эти места известны исторически и являются памятниками археологии. Вот раскопки одного такого. Есть единичные погосты, пропашие еще раньше. Найти место такого – исключительная удача, выпадающая немногим. Они могут быть как на пустошах, так и на землях деревень или сел.
Надежнее найти интересные вещи на огородах на старых селах, если копать ниже глубины перепашки. Или рядом со старой церковью: там зачастую проходили ярмарки, теряли деньги и крестики.
По поводу “тонн домонгола” и прочих редкостей. Если внимательно посмотрите на форум, то интересные и редкие находки выкладывают не чаще раза в неделю. То есть за сезон – порядка 20 выкладок. Если учесть, что только в московском регионе копает не менее 20000 человек (посмотрите, сколько человек зарегистрировано на нашем форуме), то вероятность найти интересную находку за сезон – 0,1%, или иными словами, только каждый тысячный копарь находит за сезон что-то очень интересное.
Поэтому народ и обсуждает удачу, методики задобривания земляного дедушки…
Все дело – в везении!
Согласен)))у нас тоже под Нижним полно пустоши,в этом году видел одну пустошь,похоже на поле,но в одно время если присмотреться видны бугорки с размером роста человека,походил не много,нашел то какалики и пару монеток Екатерининских,только оставил в деревне,забыл когда собирался в Москву,но на праздники туда поеду,правда от Москвы 580 км(((( но места там :kopay:
#9
Offline
rastabar
rastabar
- Городна Волге
- Металлоискатель:x-terra 305
Отправлено 01 Ноябрь 2011 – 18:50
Если Вы в архивах не первный раз бываете, то не может быть, что бы не попадалось такое название как “пустошь N что была деревней”.
Не попадалось такое в документах. Такое видел только в опубликованных писцовых материалах. Я же по межевым фондам лазаю конца 18 – начала 19 веков. Там пустошь – уже просто пустошь без обозначения: было на ней что-либо или – нет. О населенке можно только по названиям догадываться.
#10
Offline
SVD
Отправлено 09 Ноябрь 2011 – 20:43
Дополню NT2 про погосты.
Сейчас это устойчивое название для кладбища. В Вашем регионе (можно сказать в нашем 🙂 ) это церковь, несколько домов священников и кладбище. Такое название характерно для 18-19 го веков. Еще раньше погостом называли административную единицу. Дервня ППП погоста ННН. Название погоста совпадало (незнаю всегда ли?) с названием центральной-главной деревни-села. На Менде погост это именно церковь-кладбище-несколько домов.
Тема погостов вообще очень интересная и обсуждалась везде и не раз….
Например, на данном форуме совсем недавно:
http://forum.relicvi…topic25695.html
Но я ни разу не видел, чтобы даже опытные люди пришли к “конценсусу”.
Опять же, если погост исчез раньше конца 18 века – независимо от того, что же это такое было на самом деле – иногда на нем бывают очень хорошие находки…
А по теме – rastabar – ищите да обрящите, дорогу осилит идущий… Все немножко не так мрачно, как некоторые пугают…
#11
Offline
OBender
Отправлено 09 Ноябрь 2011 – 20:52
Тема погостов вообще очень интересная и обсуждалась везде и не раз….
Например, на данном форуме совсем недавно:
http://forum.relicvi…topic25695.html
Но я ни разу не видел, чтобы даже опытные люди пришли к “конценсусу”.
Опять же, если погост исчез раньше конца 18 века – независимо от того, что же это такое было на самом деле – иногда на нем бывают очень хорошие находки…А по теме – rastabar – ищите да обрящите, дорогу осилит идущий… Все немножко не так мрачно, как некоторые пугают…
Копал один погост. Там было 3 дома священнослужителей, после революции он того- сгинул, только кладбищеосталось и до сей поры действует вроде.
Находки обычные для деревень, но рядышком в поле нашли место, где то ли торг был, то ли просто народ тусовался в общем все сигналы путевые – монетные. У этой церквухи был приход под 1 000 человек, и этот народ туда регулярно приходил и насорил “находками”.
#12
Offline
DMS111
DMS111
-
- Почётный форумчанин
-
- 11 258 сообщений
- 33040 спасибо
Почетный форумчанин
- ГородМосква
- Металлоискатель:Т 74
Отправлено 09 Ноябрь 2011 – 22:27
Копал один погост. Там было 3 дома священнослужителей, после революции он того- сгинул, только кладбищеосталось и до сей поры действует вроде.
Находки обычные для деревень, но рядышком в поле нашли место, где то ли торг был, то ли просто народ тусовался в общем все сигналы путевые – монетные. У этой церквухи был приход под 1 000 человек, и этот народ туда регулярно приходил и насорил “находками”.
На кой хрен в принципе лезть на место, которое после революции накрылось?
#13
Offline
алек
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 07:45
по костроме заметил одну закономерность, если есть церковь в деревне
то она обязательно на какой либо даже малейшей высоте.
понимаю что у каждого щас мысль о том что чем выше тем дальше звон!
НО все почти высоты в костроме имеют древнее назначение, городища.
и стоят они теперь урочищами, так как нах туда дорогу строить зае.
пример ехать из макарьева в нею. участок дороги без асфальта.
еще порадовала речка своим названием – Партомойка!
близ горы и поле приличное. что там со штанами делали не понятно.
#14
Гость_Савлом_*
Гость_Савлом_*
- Гости
- спасибо
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 12:07
На территории Ярославской области огромное количество гидротопонимов с финно-угорскими наименованиями, чуть-ли не все мелкие речушки. Есть большое количество населенных пунктов, жилых до сих пор, имеющих тоже финно-угорские названия. Если предполагать, что некоторые пустоши очень давно были деревнями или городками, то финно-угорские названия среди
Мое личное мнение- пустоши слово и объекты принесли с собой славянские племена к финно-угорским более поздние века.Если почитать про все Ярославское направления век 13-16 то можно понять что на 70% названия именно селищ и поселений а также городищ и рек именно финно-угорское.Например озеро Неро а называли его Меря или Мара и.д.по названиям.Книг много про это.При Петре стали менятся названия когда он дорогу построил, но многие названия еще и сейцас остались.
Опять повторюсь лично я из практики не копаю пустоши по Ярославки что не относится например к Костромскому краю или Угличу так как там идут ну очень редко если повезет находки или вообще ничего нет.
Но именно на этих узких сейцас реках накладка бывает было поселение финно-угров стало потом пустошь с приходом славян. На реке Нерль такого много.Одни пустоши с находками.Или озеро Сомино и т.д.
Кстати по ярославки прежде всего всегда мне было интересно названия.Селина,Селище,Селех и т.д.
#15
Offline
NaT
NaT
- ГородМосква
- Металлоискатель:Только глазами
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 12:37
на 70% названия именно селищ и поселений а также городищ и рек именно финно-угорское.Например озеро Неро а называли его Меря или Мара
Да ладно!
Речки еще сохраняют финские топонимы.
Но пустоши?
Почитайте писцовые книги: я с ходу не припомню явно финских названий.
#16
Гость_Савлом_*
Гость_Савлом_*
- Гости
- спасибо
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 13:41
Так я же написал что пустоши это и относится к словянам.А финно-угором нет.Поэтому я там мало копаю.Но если пустоши находятся на месте Мерян тогда я там.Но это бывает редко и как правило у рек если брать Ярославскую область.
Вот там в низу библиотекарь очень хорошую книжку тогда выложил.
А реки практически все названия в ярославской области пришли от финов такие как Котросоль и т.д..
Есть где то список полный по названием.Могу поискать.
Прикрепленные файлы
-
меря.JPG 6,95К
5 Количество загрузок:
#17
Offline
OBender
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 14:09
На счет церквей и высот. Есть у Ростова Великого недалеко колокольня, так вот по слухам она чуть не выше колокольни Ивана Великого, но е специально в низине построили, дабы не раздражать руководство тогдашнее . (утрировано немного написал, но суть правильная)
Что касается Финоугорских названий пустошей, то что то я особенно много не припомню (ну очень много перелистал их именно по ростовскому и петровскому уезду по списку дач отсортированному, искал деревню одну по названию) Там все больше названия славянские, да такие, что сейчас в приличном обществе не все можно в слух произнести
#18
Offline
OBender
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 14:15
На кой хрен в принципе лезть на место, которое после революции накрылось?
Ну если интересует только домонгол, то конечно не стоит. А по империи самое то.
#19
Гость_Савлом_*
Гость_Савлом_*
- Гости
- спасибо
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 14:34
Вспомнил сказку индийскую как семь глухих или слипых между собой общались.Не в обиду.
Я тоже не знаю пустошей с названием Мерянским.
Сам в Петровске и Ростове и дальше много ковырялся и наверное еще буду.
А ели еще почитать теже Писцовые книги именно по Ярославскому направления то можно понять что там на пустоши совсем делать нечего.Мужики все уезжали на заработки в другие области.
#20
Offline
rastabar
rastabar
- Городна Волге
- Металлоискатель:x-terra 305
Отправлено 10 Ноябрь 2011 – 18:55
Копал один погост. Там было 3 дома священнослужителей, после революции он того- сгинул, только кладбищеосталось и до сей поры действует вроде.
Находки обычные для деревень, но рядышком в поле нашли место, где то ли торг был, то ли просто народ тусовался в общем все сигналы путевые – монетные. У этой церквухи был приход под 1 000 человек, и этот народ туда регулярно приходил и насорил “находками”.
Столкнулся в документах с тем, что довольно часто на погосты в церковные праздники приезжали так называемые “выставки” от питейных домов. Я так понял, что приезжали люди с водкой, ставили палатку, или прямо с телеги торговали для прихожан горячительными напитками. Видимо, Вы на такое место и наткнулись.
Средневековое селище или однодворка — это место где в позднее и ранее средневековье жили люди. Однодворка — это место где был один домик, селище — это целая средневековая деревня из нескольких домов, иногда даже с собственной церковью или часовней.
Места селений в один домик определить сложней чем целую селуху. На таком месте очень мало предметов как из железа, так и из цветного металла (медь, бронза). Первые и самые главные признаки что вы нашли место где был один или два домика — это керамические черепки от посуды. Обычно они лежат на самой поверхности, или на глубине штыка лопаты. Если вы выкопали предмет из земли, а вместе с ним кусочек керамики, вы можете быть уверенны, что попали на место, где жили. Также, бывает что керамика попадается на средневековой дороге.
Помимо керамики, во круг, на небольшой территории будет разбросан металл. Это кусочки кованого железа, гвоздики, оплавленная железная руда, пряжки, наконечники и прочее. Из бытовых предметов часто попадаются кованые ножи, кресала, пряжки от ремней. Иногда орудия добычи — крючки, остроги. Все зависит от того, каким промыслом занимались хозяева дома. Около реки рыбаки, в поле земледельцы.
Также бывает, что место может быть на столько древнее, что кроме наконечников стрел, ножей и непонятных железок ничего нет. Это безмонетный период жизни, когда был только бартерный обмен.
Охотник добыл зверя, разделал и снял с него шкуру. Принес шкуру кузнецу, тот из неё сделал хорошее поддувало, выплавил железа и изготовил наконечники для стрел, которые передал охотнику. Тот в свою очередь вышел на охоту и добыл зверя, накормил свою семью, себя и кузнеца. И опять–же, от него получил необходимые для охоты стрелы или рыболовные принадлежности.
Как выглядит местность, где было селище или однодворка
Большие старые дубы, липы, живые или уже умершие. Низкая растительность на почве, короткая травка, будто на лужайке перед домом, только не подстриженная. Подозрительные углубления в почве похожие на вырванные с корнем дерево. Удобный спуск к воде или спуск на дно оврага к ручью. Обычно это пологие спуски или подход по небольшому ответвлению овражка, который тянется от основного. Также, встречается крапива. Она любит расти на плодородном слое почвы. Почва должна быть черная и рыхлая, как в огороде или в цветочных горшках.
Обычная однодворка может находится необязательно около воды, но, на краю оврага или вдоль дороги.
Почти каждый кладоискатель, выбравший лесную территорию для изысканий, мечтает найти не отмеченную на картах однодворку или домик лесника, что в принципе иногда одно и тоже.
Это тот случай, когда такой участок земли и прилегающая к нему территория, может оказаться не тронутой конкурентами, и там можно неслабо прибарахлиться.
Несколько лет назад, до меня дошли слухи о таком месте.
Искомый мной дом, со слов рассказчиков, находилась на одном из ручьёв, притоков небольшой речки, которая несла свои малые воды в районе трёх нежилых деревень.
Вроде бы район поисков небольшой, и найти дом можно без проблем, но толи лесные эльфы спрятали его хорошо, толи мне просто не везло — не знаю, но получилось так, что даже после пяти экспедиций, мне обнаружить его не удалось.
Жил и хозяйничал на искомой однодворке смотритель за лесом, по современному — лесник. Данные служивые не имели больших богатств, но хозяйства у них были крепкие, поживиться кладоискателю на месте такого домика — есть чем.
Бегать по лесам в одиночестве ещё то удовольствие. Любая поломка организма, ограничивающая передвижение, может стать для кладоискателя большой проблемой. Лучше отправляться в такие путешествия с соратниками. Но найти надёжного напарника очень сложно. Человеку в душу по быстрому не заглянешь, да и без совместных трудностей его не проверишь.
Андрюша — выглядел в моих глазах спокойным, добродушным парнем. В общении больше молчалив, чем разговорчив. По моим размышлениям, благодаря этим признакам, он хорошо подходил на эту роль из числа моих новых знакомых. Увлекся он поиском года три назад и опыта большого не имел.
Ну, чем не кандидат в напарники?
Позвал я его на совместный коп и он не отказался.
Я отметил на карте отрезок пути, по которому мы будем двигаться вдоль речки по лесу. Андрюше сказал: — ищем не отмеченный на карте брод.
Не хотелось обнадёживать парня истинной целью, так как наличие однодворки могло оказаться вымыслом, очередной байкой местных старожил. Да и в случае отрицательного результата запал на поиск у новичка быстро угаснет, тогда прощай напарник.
Прибыли мы на место. Как известно, малые ручьи на картах не отмечены, поэтому приходиться искать их ножками и километрами пути. Тем более, по рассказу поведавших мне о домике, он стоял именно на ручье впадающем в реку.
Андрюше я обрисовал такую схему:
Идём вдоль речки строем. Он ближе к овражку, а я на 20 метров выше. Если повстречаются сигналы в земле, то оповещаем друг друга и проводим на месте более тщательные изыскания.
Андрюша одобрительно кивнул.
Прошли мы километр лесного пути и я наткнулся на цветной сигнал. Выкопал советскую монету и позвал Андрюшу на место, где мы нашли 6 монет. Место оказалось простым сбросом из кармана грибника, однодворкой там и не пахло. Мне досталось 4 монеты, одна из которых была серебряной, а Андрюше только 2.
Осматривая монетки, я ощутил холодок по спине и заметил не добрый взгляд напарника из-под очков. Тогда, это мне показалось простым любопытством, но тот, режущий взор исподлобья, подсознательно записался на мою карточку памяти.
За пять часов поиска я подзывал Андрюшу неоднократно, а его металлоискатель словно был выключен. Я списывал такое положение дел на неопытность напарника. Он иногда отставал, вырывался вперёд, но это обычное дело в лесных поисках.
Я переспрашивал иногда Андрюшу: — правильно ли он понял, что нужно оповещать другу друга о наличии сигналов в грунте. Ведь совместный поиск и объединение усилий увеличивает процент обнаружения объекта.
— Да, я понял: — слышал я в ответ.
Так же, мне показалось странным, что напарник на каждом месте обнаружения сигналов достаёт мобильный телефон и что-то в нём отмечает. В один из таких моментов я заглянул через его плечо и заметил, что он ставит в навигаторе точки.
— Зачем?
— А вдруг у тебя телефон «сядет» и выходить придётся по моему навигатору.
— Можно же выйти по треку, точки зачем ставишь?
Вместо ответа я получил пространственную улыбку и всё тот же странный взгляд исподлобья.День стал плавно подтягиваться к вечеру.
Мы подошли к очередному пересохшему ручью впадающему в речку. Сигналов на моей территории не было и я перешёл сухое русло. Прошёл пять метров и увидел упавшее дерево, на которое присел отдохнуть в ожидании напарника.
Поиски на сегодня можно было заканчивать.
Прошло десять минут, а от Андрюши — ни слуху ни духу. Я покричал, но ответа не последовало. Проснувшееся беспокойство заставило меня оставить рюкзак с металлоискателем на месте привала и отправиться назад, через ручей.
Андрюша сидел на корточках, на слиянии речки и ручья. Он словно застыл, всматриваясь через большие линзы очков в ладошку правой руки. Как он меня не услышал? — расстояние между нами было не более 50 метров.
Что случилось? — спросил я.
Андрюша дёрнулся и сжал правую ладошку в кулак. Я посмотрел по сторонам и увидел с десяток выкопанных ям. Правый карман куртки у напарника оттопыривался и был испачкан землёй.
Тыльной стороной ладони я коснулся его кармана и там зазвенело.
Было такое чувство, словно я застал его случайно за оправлением естественных надобностей. Андрюша нехотя разжал кулак. На ладони красовался большая медная монета — 5 копеек времён царя Николая 2.
Содержимое кармана Андрюша мне так и не показал. Буркнул в ответ, что нашёл шесть имперских монет. На мой вопрос, о договоре оповещения другу друга — промолчал, подарив мне всё туже натянутую на лицо улыбку..
Из леса мы шли молча.
Я неделю переваривал данную ситуацию и принял решение найти контакты человека, с которым Андрюша занимался поиском ранее. Город у нас небольшой. Знакомых в среде кладоискателей у меня много. Сделать это большого труда не составило.
Человек ответил мне в мессенджере: — если показал Андрюше места, то забудь про них. Вскоре там будет яма на яме.
И тут я всё понял. Андрюша оказался — сам себе на уме. Я жуть как не люблю хитрых людей, а не держащих слово — ещё пуще. Предъявлять претензии в такой ситуации бессмысленно. Вопрос решается проще — никаких совместных дел.Что с домом лесника?
Я его нашёл на следующий сезон. Он располагался в верховье одного из ручьёв и был приближен к фермерскому полю. Надо было сразу догадаться и проверить именно истоки.
Быть первым кладоискателем, посетившим данную однодворку, мне не представилось возможности, так как конкуренты прибыли туда ранее. С места, где стоял домик, мне досталось несколько имперских монет и кучка кованых гвоздей.
Что хочу добавить напоследок: — трудности закаляют, а на ошибках учатся. Любой урок всегда в прок.
Всем спасибо за внимание. Благодарю за подписку на канал и положительные отзывы (лайки). Всем поисковикам хороших находок и надёжных товарищей в напарники.
С Уважением: Дед Семёныч.
Апрель пролетел, как отпуск на берегу у тёплого моря. Затянувшаяся зима в марте сменилась сухим и невероятно тёплым апрелем. Снег ушёл в землю, дождей не было, поэтому пройти пешком, а потом и проехать можно было в такие места и закоулки нашей местности, куда обычно раньше середины июня добраться сложно. Как итог – сотня другая километров под ногами, пара резиновых сапог в мусорном контейнере, две пары шерстяных носков там же, море эмоций, хорошее пополнение коллекции крестов и очень интересный опыт в плане поиска и обнаружения небитых селений 16-17 веков. Опыт, который просто необходимо систематизировать, описать и постараться понять логику выбора мест для поселения людьми того времени.
Что я знал до этого сезона о поисках поселений которые возникали и затем исчезли ещё до первых подробных карт вроде ПГМ? Ещё из школьных учебников истории я хорошо запомнил постулат о том, что в период древней Руси дорог на территории этой самой Руси не было. Всё перемещение людей грузов и прочие логистические процессы осуществлялись исключительно водным транспортом по рекам. Летом на плавсредствах, зимой по льду на санях. Но как-то изучая период нашествия монголов, я задался вопросом. А на берегу какой реки стоит город Муром? Или какая река соединяет Стольный город Владимир с Москвой? Почему с Москвой? Потому что после взятия Москвы армия Батыя двинулась на Владимир и дошла до столицы княжества за 10 дней. Где там река? Сомневаюсь я, что степные низкорослые лошадки монгольских воинов могли лихо продираться через валежник болотную трясину и всё это в условиях метровых сугробов снежной русской зимы. Всем приверженцам теории о том, что никакого нашествия не было, советую почитать труды персидского учёного Рашида ад-Дина.
Какое заключение мы можем вынести из того, что монголы так быстро могли передвигаться в рамках территории древнерусского государства? Вывод напрашивается сам собой – вся территория домонгольской Руси была покрыта целой сетью больших и малых дорог. Торговые отношения между городами, княжествами и с иностранными купцами велись на основе передвижения грузов по весьма хорошим дорогам, а реки выступали в качестве средства перемещения тяжёлых грузов на большие расстояния. И это важно понять. Почему? Потому что ещё лет пятнадцать назад, когда копом увлекались не так много людей как нынче, многие копари того периода искали средневековые поселения по берегам рек. Слышал я не раз истории о том, что камрады сплавлялись по рекам на лодках и просто останавливались, завидев каждый раз высокий берег. Дальше в рассказах шли легенды о золотых княжеских пряжках, древних базарах, где куфические дирхемы горстями собирали, тогда как амулеты, лунницы, браслеты и серебряные перстни за находки не принимали.
Сказка ложь, да в ней намёк. Вдоль рек искать более нечего, но и бесцельно шляться по бескрайним просторам стаптывая сапоги и теряя нервы не очень хочется, поэтому на основе полученного опыта я пытаюсь систематизировать и выработать определённый алгоритм. Что я имею в обобщённом опыте? Примерно десяток точек с определённо выраженными следами поселений 17-го века. Семь точек это перепахиваемые и ныне поля, три точки – это территории которые не сильно, но всё-таки пахали в советское время. Почему тогда труднодоступную местность пахали? Потому что там был плодородный слой, а так же существовал госплан по расширению пахотных земель. Колхозы и совхозы каждый год отчитывались о вводе в оборот новых пахотных территорий. Именно поэтому те местности, что ещё каких-то сто лет назад были гиблыми болотами, нынче осушены и даже иногда засеваются фермерами. И только одно урочище наполовину не тронуто распашкой, при желании можно легко найти полтора десятка очагов домовых ям. Хотя местность там болотистая, и культурный слой не больше 30 см. А потому всё самое интересное камрады собрали с этого урочища ещё лет десять назад. Но пошурфить резон есть, хотя не очень перспективный.
По большинству из перечисленных в заметке факторов, на этом месте могла стоять поселушка царского периода. однако, местные жители приметили место раньше копарей. Как поднимем искать тут что-либо с металлоискателем бесполезно, либо надо иметь упорство не грани фанатизма.
Итак, первый признак поселения 17-го века в нашем районе это следы распашки в советский период. Если нашли алюминиевую проволоку на глубине в штык где-то в молодом берёзовом пролеске, знайте это верный признак того, что когда-то тут трактористы и комбайнёры приближали коммунизм выполняя установленные нормы выработки. Как я это применяю на практике? Приметил на Яндекс карте поляну между трёх болот, добрался туда вижу отдельный участок пахали прошёлся по нему, пусто, только следы 20-го индустриального века. Других признаков наличия на этой поляне поселения нет. Да, земля шикарная, чёрный торф, но в стародавние времена люди тут не жили. Огляделся по сторонам, а больше смотреть нечего. Территория явно освоена только в советский период.
Высокое место.
Теперь, что касательно второго признака – высотность расположения поселения. Все опытные камрады, ютуберы, блогеры, знакомые копари и просто встреченные в поле коллеги-конкуренты. Все, будут убеждённо говорить о том, что поселушки нужно искать на высоких холмах с обзорной доминантой над местностью. Так я и делал до этого года. Все высокие точки в округе и близлежащей местности. Все топонимы, что в названии имеют слово гора, горка или холм. Везде был только советский период, редко поздняя империя и всё, абсолютно все места пройдены предшественниками. Да, именно в такие моменты начинаешь понимать, сколько действительно в стане продано металлодетекторов. Вместе с этим, столько видимых горок на распахиваемых полях отработал, что счёт потерялся ещё на первом году увлечения копом. Ну да, бывает, на пригорках находок чуть больше чем в низинах, но связано это чаще всего с тем, что на этих пригорках крестьяне в период страды отдыхали и ночевали. На таких пригорках можно найти предметы от Грозного до Сталина, но это не поселение, хотя копать тоже приятно.
Нужен системный подход. Эта мысль давно и прочно закрепилась в моём сознании. Тот факт, что сгоревшие деревни ставили на другом, более удобном месте известен всем. Но, что входило в совокупность факторов в термине «более удобное место»? мой личный опыт показал, что сгоревшие деревни могли переносить как на 50 метров, так и на два километра. Но большая часть деревень и сёл в нашей округе стоят ровно на том же месте, где они стояли и на Менде и на ПГМ. А они (деревни) горели в пожарах только за 19-й век по три-четыре раза, выгорая полностью. Но жители отстраивали дома на пепелищах прежних строений. О чём этот фактор может говорить? О том, что деревни после пожара переносили на новое место не по какой-то там традиции, поверью или беспричинной блажи жителей, а исключительно по соображениям экономической целесообразности.
Так какие же факторы могли входить в понимание экономической целесообразности? Тут я понял, что хоть я и гуманитарий, но знаний по экономике того периода мне явно не хватает. Всё, что приходило на ум – это картины художников 19-го века о нелёгком крестьянском труде на барских полях, бурлаки на волге и картина «Тройка» Василия Перова. Да уж на таких познаниях и теоретической базе ходить по округе можно долго. Яндекс в помощь, основной запрос «экономика Руси в средние века». Для поиска средневековых поселушек необходима информация об промышленном, сельскохозяйственном и лесном укладе того периода. Информация оказалась только общая, либо искать нужно более дотошно, но первые сорок сайтов в выдаче Яндекса давали общую инфу о мехах, бортничестве, зачатках металлургии и очень скудном земледелии на территории Московского княжества в 15-17 веках. Есть много подробных и весьма интересных исторических работ на основе археологических раскопок в крупных городах. Таких как Новгород, Псков или Владимир. Историки и археологи составили подробные отчёты о том, что входило в рацион горожан, чем торговали на местных рынках, что продавали на экспорт, какой процент по аграрным культурам, какие животные и сколько среди мясного рациона было диких животных. Но в плане понимания экономики сельской местности того периода эта информации пригодна только частично.
Плодородность земли.
В нашем районе земли бедные, преобладает суглинок и песчаники. Это то, что принято называть зоной рискованного земледелия. Каждый москвич или житель московского региона должен понимать. Что когда он едет по вылетной магистрали в сторону своей дачи и любуется зеленью полей вдоль дороги. Так было не всегда. Каких-то 300 лет назад большая часть этого ландшафта была либо лесом, либо заболоченной землёй с зарослями бесконечного кустарника. Отдельные небольшие куски более-менее ухоженной земли удобренной торфом обрабатывалась крестьянами. Нужно понимать и понять, что экономика сельской местности, в то время была диверсифицированной. Непосредственно земледелие занимало не более трети всего производства благ, и по большей части было призвано исключительно обеспечивать необходимый минимум для питания, проживающего на земле населения. Тогда возникает вопрос, а чем же тогда крестьяне того периода занимали своё, так сказать, рабочее время? И вот на этот вопрос мне найти ответ не удалось. А это важно, потому что если они изготавливали льняные ткани, то поселение должны были ставить на сухих возвышенных местах, лён нужно сушить. Если бортничеством, то обширные луговые просторы, добыча мехов – то однодворки в лесу рядом с ручьём или мелкой речушки, где водились бобры. Отмечу, что это пока только моё теоретическое предположение. На данный момент, в практике удалось доказать, что небольшое поселение 17-го века в основе которого явно была кузница, располагалось на холмике который до мелиорации 20-го века был островом между трёх болот. Кузницы часто горели, и что бы не подвергать опасности всё поселение их выносили так, что бы даже по траве огонь не сможет дойти до деревни.
Налогообложение.
Так почему же я решил так сильно углубиться в историю экономических и производственных отношений периода Ивана Грозного? Дело в том, что в то время экономика, общественное устройство и даже налогообложение были абсолютно другими, чем через 100-200 лет. И когда мы смотрим на карты 18-19 веков, то должны понимать, что деревни и сёла стоят в тех местах, где крестьянам было выгодно и удобно жить на тот момент времени. Взять хотя бы такой экономический фактор как налогообложение, ну или сбор дани.
Довелось мне как-то подискутировать на просторах Фейсбука с одним профессором истории, автором учебников для школы на тему «ужасов» монгольского ига. Он (профессор) приводил весьма весомые аргументы на основе летописей. Мол, в Новгородских землях татары через князя, собирали дань в размере до 90% от урожая. Дань взималась по коэффициенту с земельного участка, измеряемого единицами «соха». Точно известно, сколько с одной сохи ежегодно требовали оплаты зерном, точно известно, сколько усреднёно в то время снимали урожая зерновых с одной сохи. Из этого историки сделали вывод, что татары данью обирали русичей до состояния голодного обморока. Деспоты, тираны и вообще ничего святого. Я профессору тогда привёл свой аргумент. Что в лихих 90-х налогооблагаемая база состоящая из федеральных, региональных и местных налогов в общей сложности составляла от 120 до 170% от прибыли предприятия. Да-да, именно так и было, скажу вам как человек, учившийся в то время на бухгалтера. И в то время хорошим бухгалтером считался человек, знавший и умевший грамотно уводить предприятие от налогов и скрывать прибыль. Весёлое было время, но вернёмся к размерам дани. Так вот сейчас бы, я этому историку задал вопрос, а чем тогда кроме земледелия зарабатывали крестьяне на жизнь? Ведь если само земледелие выдавало не более 30% от общего дохода крестьянских хозяйств того времени, то мы можем увидеть весьма приемлемую ставку налогообложения (дани).
То, что посошная система налогообложения не отражала экономической действительности стало понятно в середине 17-го века и царём Фёдором Алексеевичем была введена подворовая система взимания налогов. Это в очередной раз подтверждает предположение, что земледелие и даже животноводство не были основой благосостояния крестьян того периода. Мы можем точно понять, что в 16-17 веках, может и ранее, крестьяне строили дома и жили на тех участках земли, которые они обрабатывали. Однодворки или по-современному хутора. Объединяться для проживания в образования типа деревня или село смысла не было. Заселялись наиболее плодородные участки земли, остальная земля использовалась для общего выпаса скота. Вот почему 2/3 мест, где мне доводилось копать чешую и пластику 16-17 веков это были земли, граничащие с болотом. Особенно чётко это стало понятно на опыте трёх поселений найденных мною с начала этого сезона. Земля в местах где стояли эти поселухи в советское время пахалась неактивно, поэтому в культурном слое чётко выделялся торф, на глубину распашки сохой. Крестьяне для повышения плодородности земли возили или носили торф с болота, рядом с которым они ставили свой двор. И действительно, при анализе карт я увидел, что 90% сёл и деревень в нашей местности стоят не на сухих высоких местах, а на краю болот. Именно этот пример стал вторым фактором, для вставки в общий алгоритм поиска мест где могли бы стоять поселухи в 16-17 веках.
И что произошло с введением подворной системы налогообложения? Которая, к слову, просуществовала не долго, всего 50 лет и была заменена на подушную. Для снижения налоговой нагрузки, крестьяне стали объединяться в общины и укрупнять однодворки. Семьи перестали разъезжаться с одного двора, так на территории одного двора могли жить до десятка отдельных семей. Жить отдельно, на обрабатываемом участке земли или на хуторе в лесу, или при кузнице на болотном острове стало невыгодно, потому крестьяне стали съезжаться семьями под крышу одного, но предположительно большого дома. В этом случае место для такого поселения выбирали по принципу комфортности. Сухой возвышенный участок, с хорошим доступом к грунтовым водам, в непосредственной близости от важной дороги или судоходной реки. Желательно что бы с этого места можно было осматривать обрабатываемые земли, пожары, воры и дикие звери за всем этим нужно было следить. Именно такие поселухи и стали территориями которые в последующем преобразовались в деревни и сёла. Это и есть те полселения, которые мы любим рассматривать на ПГМ и Менде
И последним фактором для выбора места под поселение является наличие дороги. Последним это фактор я назвал не потому что других больше не может быть, а потому, что в своей теории на практике обнаружения поселух, я остановился пока что только на перечисленных выше примерах. Возможно со временем и с получением новых знаний о экономике 17-го века, будут проработаны дополнительные вводные, но пока так, как есть. И так дороги.
Дороги.
Этот фактор влиял на размещение поселений на протяжении всей истории и по нашей местности его можно хороши проследить по картам с 18-го по 20-й век. Например, соседнее село Аграрное, ещё на Менде — это пять отдельных деревень расположенных в хаотичном порядке на местности. Поле на западной окраине Аграрного – это просто сказка и мечта любого копателя, но его не пашут, а потому, за три года мы его подвыбили основательно. Но не об этом сейчас, а о том, что в начале 20-го века, когда точно мне неизвестно, между нашим посёлком и Аграрным проложили прямую дорогу через болото. Тем самым дорога из одного уездного города в другой прошла через Аграрное. И уже на километровке РККА мы можем увидеть современную форму села, две длинных улицы с несколькими заулками вдоль той самой дороги. Такая же ситуация с деревней Макаровка. На ПГМ она расположена в одном месте, то место сейчас называется Макаровой горой, а уже на Менде и поныне деревня в другом месте примерно в двух километрах от старого места. Почему? Потому что екатерининский тракт тогда шёл в километре от нынешней дороги. Затем был построен мост через небольшую речку, и дорога прошла в другом месте. А у жителей Макаровки сохранилась легенда, что деревня раньше стояла на одном месте она сгорела и её перенесли на новое, даже хотели переименовать в Воскресную. Ну, что-то вроде сгорела и воскресла. Как вы понимаете, и то и другое место я копал с большим удовольствием и прекрасными результатами.
Отдельным и самым показательным примером того, как дорога влияла на расположение деревни, я расскажу на основе опыта приобретённого на деревне Засечная. Об этом опыте я писал зимой в заметке «История одного селища, или как я приобретал опыт на выбитом урочище» Скажу сразу, что за пару выходов на эту деревню в новом сезоне, я сделал несколько дополнительных открытий, которые в последующем мне и помогли найти небитое урочище 17-го века примерно в 20 дворов. Так вот Засечная, получила такое название от того что стояла на старинной дороге в районе засечной черты. Дорога проходила с востока на запад, а потому каждый раз как деревня горела, её переносили на новое место, но в рамках проходившей дороги. Все три урочища, 17, 18, и 19 век, дома выстроены в линию вдоль дороги с востока на запад. И только в 20-ом веке её перенесли на высокое сухое место с расположением север-юг. Потому что в 20-ом веке, главной в экономическом плане стала другая дорога.
Итак, что можно подвести в качестве подитога к данному материалу? Небитые места ещё есть, когда каждый шаг в сторону это цветной сигнал, а каждый сигнал это либо чешуя, либо красивый крестик, либо кнопочный мобильный телефон Нокиа. Да, на поиск таких мест, нужно время, упорство и знания, по первым двум пунктам подчеркнуть как основополагающие факторы вероятного успеха. Времена поиска мест по старинным картам ушли в далёкое прошлое, сейчас что-то интересное можно найти только там где на картах нет ничего. Необходимо понимать логику первых поселенцев в тех местах, куда вы собираетесь выезжать копать. Плодородная земля, наличие ресурсов, дороги, безопасность, торговля, залегание грунтовых вод, возможность зарабатывать на жизнь по нескольким видам деятельности. Ну и просто не забывайте, что если села или деревни нет на ПГМ, то ожидать, что где-то в окрестностях будет поселение 17-го века непрактично и наивно. Хотя, может где-то и будет землянка охотников или сборщиков мёда диких пчёл. Но в этой области у меня опыта нет.
Послесловие.
Пока готовил и писал заметку, закончились майские праздники. И тут я должен высказать своё удивление и непонимание. Ещё три года назад, за все майские праздники в наших краях можно было встретить одну-три группы копателей, что криво пробежавшись по полю у дорог проезжали куда-то дальше. Но то, что было в этот раз не поддаётся разумному пониманию роста копателей в рамках геометрической прогрессии. Такое ощущение, что все московские копатели одномоментно решили, что чем дальше от столицы, тем больше небитых полей. Но скорее всего нашим камрадам постепенно приходит осознание того, что небитые места остались там, где нет ничего на старых картах. И в связи с этим большая часть копарей переключается на коп в свободном поиске. Честно скажу забавно наблюдать, как одна группа за другой останавливались на поле, которое недавно сгорело. Бредущие по этому полю люди напоминали зомби из фильмов про выживание в мире пост апокалипсиса. Гордые одиночки, парные дуэты, квартеты и те, кто просто тремя машинами и коллективом под десять человек прочёсывали забитое стернёй непаханое поле.
Что я хочу сказать по этому поводу? Хотите хороших и приятных находок? Меняйте тактику и стратегию поиска. Будьте впереди конкурентов. Старые карты были актуальны лет десять назад, пять лет назад всё прочесали вдоль рек и видимых по спутниковым картам высоткам. Три года назад прочёсывая поля вокруг жилых сёл можно было хорошо, результативно и даже с неким прибытком покопать монеток. Теперь территория возможностей становится уже, конкуренция выше и если вас не устраивают зелёные кружочки убитых какаликов в хабарнице, то разрабатывайте свой алгоритм. И лучше это делать, отрабатывая одну и ту же местность. Да можно будет потратить уйму времени и денег, а так же нервов объясняя жене, что ничего не накопал, потому что это разведка. Но… Но уверяю вас когда вы найдёте небитую поселуху, где-то на лесной поляне удовольствие от осознанного события и приятные находки с лихвой перекроют все пройденные трудности. Потому что трудности это неотъемлемая часть нашего хобби.
Желаю всем удачи, жду комментариев и, или вопросов, буду рад дать пояснения. И, конечно же, продолжайте читать, наш замечательный сайт. Всего доброго.
Опытные искатели кладов хорошо знают, что на местах старинных поселений всегда можно отыскать интересные и ценные находки. Но проблема в том, что большинство из древних деревень, давно канувших в Лету, не отмечено на картах. Часто их просто не отмечали. Да и найти иголку в стогу проще, чем однодворку в лесу.
Рекомендуем: Что такое ПГМ и где искать старые топографические карты
Вопрос: «Как найти богатое место для копа, без старинных карт?» волнует большинство любителей приборного поиска. В условиях стремительного развития городской инфраструктуры и её расширения, ответить на это вопрос сложно. Вот и пытаются удачливые и незадачливые кладоискатели искать места старинных деревень и хуторов по приметам. А ведь существуют определенные признаки, которые могут указать на проживание человека.
Содержание
- Признаки поселения
- Вода
- Старые тропинки
- Лиственные деревья
- Одинокие деревья
- Рельеф местности
- Плодовые деревья и культурный слой
- Google-карты
- Как найти место бывшего поселения без карт
- Растения, которые можно встретить только на местах бывших поселений
- Животные, которые могут указать на место бывшего поселения
- Заключение
Признаки поселения
Деревни на территории России исчезают с огромной скоростью. Только за 20 последних лет у нас исчезло 20 тысяч сел и деревень. Об их существовании могут рассказать провалившиеся ямы погребов и остатки фундамента домов. Что же говорить о поселениях, существовавших 200-300 лет назад, от которых не осталось ни следов, ни воспоминаний. Здесь кладоискателю пригодится умение «читать» ландшафт и делать простые выводы. Итак, какие же признаки могут рассказать о проживании людей на территории?
Вода
Человек всегда селился там, где была вода. Поэтому ручьи, заводи и заросшие пруды могут стать одним из признаков поселения. При этом люди старались селиться в оврагах или на взгорье. Но нужно обращать внимание на крутизну уклона. Слишком крутой спуск или подъем существенно осложнял жизнь селян. Вряд ли им пришло бы в голову устраивать жилье в неудобных местах.
Старые тропинки
Неприметные тропки, ведущие в никуда также могут быть признаком жилья. Выбитые сотнями ног дорожки зарастают очень долго. Даже через сотню лет можно угадать их существование. Слишком плотная земля хоть и покрывается растительностью, но трава, растущая на месте бывшего тракта, отличается от той, что растет в стороне от него.
Лиственные деревья
Ещё одной приметой могут послужить островки лиственных деревьев, растущих среди хвойного леса. Известно, что на местах «ушедших» поселений сначала поднимается лиственная растительность. Поэтому, если в ельнике неожиданно попались березы, между ними стоит походить с металлоискателем.
Одинокие деревья
Одиноко растущие старые деревья также должны насторожить. Они обычно были постоянными спутниками поселений. Одиночные деревья сажали возле домов просто так, чтобы были. Они росли возле натоптанных тропинок, по которым селяне ездили-ходили в соседние деревни на ярмарку или за другой надобностью. Их можно увидеть среди хлебных полей – деревья оставляли как тенистое место отдыха. Возле криниц также можно было встретить одиноких исполинов. Поэтому если в чистом поле встретилось старое, корявое дерево, стоит прозвонить место возле его корней. Вдруг повезет и отыщется потеряшка, в виде нательного крестика или монетки?
Рельеф местности
Поздней осенью и ранней весной, когда нет растительности, на открытых участках хорошо просматриваются все неровности рельефа. Симметрия углублений также может подсказать, что некогда здесь жили люди. Провалившаяся земля на месте бывшего фундамента, опорных столбов или погребов обычно отличается почти ровными краями. По ним можно угадать квадрат или прямоугольник строения.
Плодовые деревья и культурный слой
Если в лесу, в лугах или в поле вам встретились одичавшие плодовые деревья и кусты, то это явный признак того, что нужно остановиться и подумать о том, откуда бы они могли здесь взяться.
Хорошей подсказкой также может оказаться грунт. Если есть хоть небольшие подозрения, что здесь могли жить люди, стоит покопаться в земле. «Дикий» грунт обычно имеет светлый цвет и почти однородную структуру. Почва на месте поселений, даже давно исчезнувших, хранит следы пребывания человека. Это угольки, глиняные и деревянные обломки посуды и хозяйственного инвентаря. А деревни середины прошлого века напомнят о себе более современными объектами из фольги и жести.
Google-карты
Если уж совсем лень напрягать извилины, тратить время на наблюдения и сопоставлять факты, можно заранее воспользоваться космоснимками любой Google-карты. Отличным помощником в этом деле может стать программа Google — Планета Земля. На их снимках хорошо видны цветовые изменения почвы. Например, светлый участок земли подскажет, где могла находиться потенциальная постройка. Более темные участки укажут на удобряемые места огородов.
Таким образом, наблюдательный копатель имеет все шансы найти заброшенное поселение, если не станет пренебрегать дедуктивными методами Шерлока Холмса и будет внимателен к мелочам.
Как найти место бывшего поселения без карт
Даже если вы уверены, что по всем признакам на месте поиска было поселение, ходить с металлоискателем наудачу дело неблагодарное. Поэтому, если под руками не оказалось старинной карты с подробными указаниями, где искать клад, следует хорошо подумать и обратиться к другим источникам. Ценную информацию можно найти в старинных статистических сборниках, которые до революции выпускались регулярно. Какую же информацию, относительно местонахождения бывших поселений можно там отыскать?
- Места проведения ярмарок и базаров. Зная это, можно по координатам отыскать локацию и попробовать походить с детектором. Причем не только ярмарочные места, но и поблизости от предполагаемой деревни можно найти ценную находку.
- Наличие в поселении мелкого производства (кузница, лавка, мелкие мануфактурные заведения, корчма). Логично предположить, что в этих заведениях часто останавливались торговые люди, которые могли случайно потерять монетку-другую.
- Где находились поля. Традиция обязывала во время сева бросать на поле мелкие монетки, чтобы урожай был больше. А зажиточные хозяева вместо мелкой монетки могли пожертвовать земле серебруху.
- Места массовых гуляний. Там, где были люди, должны быть места их массового сбора, о чем в статистических сборниках также упоминается.
Растения, которые можно встретить только на местах бывших поселений
Кроме вышеперечисленных признаков, по которым можно отыскать места бывшего поселения, у кладоискателя есть друзья в виде растений и животных, которые явно укажут на присутствие человека. Что же это за друзья и почему их там можно встретить, читаем дальше.
Растения напрямую связаны с почвой, поэтому очень чутко реагируют на малейшие изменения в её составе. Первыми рядом с поселениями вырастают синантропные растения, которые являются неизменными спутниками человека. Речь идет о старых, добрых сорняках. Они продолжают расти на заброшенных участках.
Главным растительным индикатором является крапива. Она остается на месте бывших окультуренных участков, и ещё 150-180 лет будет указывать искателям приключений на место их нахождения. Любит крапива и старые пепелища и всегда растет по периметру бывшего строения. Поэтому, если в лесу повстречались крапивные островки, стоит вокруг них побродить с металлоискателем. Правда крапива растение непостоянное и склонно менять свою дислокацию, но далеко от «дома» не уползает, предпочитая держаться привычного места.
Постепенно крапива вытесняется другими растениями. Первой близ окультуренных источников воды (колодцев, ключей) появляется ива. Ей на смену приходит береза, осина и дуб, после чего появляются хвойные деревья.
Растения сменяют друг друга в определенной последовательности и это всегда заметно не вооруженным взглядом. Кусты и деревья на месте бывшего поселения значительно ниже растущих вокруг экземпляров.
Интересными объектами, которые должны привлечь внимание пытливого кладоискателя, являются одиночные деревья из других широт. К таким относятся тополь, лиственница и орех. В средней полосе они в диком виде не встречаются, поэтому они точно говорят, что рядом с ними хозяйничал человек.
Животные, которые могут указать на место бывшего поселения
Не только растения, но и животные могут подсказать кладоискателю, где искать место бывшей деревни. Главными помощниками в этом деле считаются кроты. Питаясь червями и мелкими почвенными беспозвоночными животными, эти землекопы двигаются за ними и стараются держаться в местах их обитания. А, как известно, земляные черви предпочитают хорошо удобренную, «жирную» землю, которой в чистом поле не встретить. Поэтому это кротовье лакомство больше можно встретить на облагороженных землях бывших селений.
Найти крота не проблема. Его кротовины являются приметной зацепкой, которую увидит даже самый невнимательный копатель. В данном случае не стоит пренебрегать мародерством, а лучше как следует изучить содержимое кротовой кучки. Путешествуя по местам, где раньше жили люди, крот вместе с землей может выкинуть на поверхность кусочки глиняной посуды и другие, завалявшиеся в почве предметы.
Другим другом и помощником кладоискателя можно считать кабана. Эти звери с удовольствием перекапывают удобренную жирную землю на местах поселений людей. Не откажутся лесные свиньи и от яблок-дичка. А поскольку масштабы раскопок у кабанов большие, кладоискателю останется только поблагодарить их за разведку. В новостях частенько мелькают сообщения о том, как кабаны выкопали в лесу клад. Может, за вас свинки золото и не выкорчуют, но одиночные монеты, стекло, кирпич и осколки горшков точно поднимут.
Заключение
Таким образом, давно пропавшее селение вполне можно отыскать и без волшебной карты, если внимательно смотреть вокруг и сопоставлять результаты наблюдений. Разумеется, все доводы, приведенные в статье, не являются универсальным ключом к поиску древних поселенческих локаций, но могут помочь в процессе дозированного применения.