Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Определение
Одушевленные существительные — это слова, которые обозначают людей и предметы и отвечают на вопрос кто?
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
- мама
- отец
- бабушка
- тётя
- ребёнок
- малыш
- богатырь
- начальник
- художник
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
- животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
- птиц (галка, воробей, синица, сорока);
- рыб (лещ, карась, судак, налим);
- насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Формула
Форма винительного падежа множественного числа = форме родительного падежа множественного числа.
Сравним:
Род. падеж | Вин. падеж |
крылья (кого?) бабочек | поймаю (кого?) бабочек |
листья (чего?) сосен | вижу (что?) сосны |
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
Род. падеж | Вин. падеж |
писк (кого?) комара | прихлопну (кого?) комара |
много (кого?) комаров | видим (кого?) комаров |
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
- названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
- сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
- названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Определение
Неодушевленные существительные — это слова, которые называют нечто неживое и отвечают на вопрос что?
Неодушевленные существительные называют
- предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
- явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
- действия (полёт, выход, обмен, побелка);
- отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
- растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
- совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
Признак
Форма именительного падежа множественного числа = форме винительного падежа множественного числа.
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
Им. падеж | Вин. падеж |
(что?) стаи | видим (что?) стаи |
(что?) табуны | смотрю (на что?) на табуны |
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников |
И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 54
Одушевленные и неодушевленные предметы – правило. Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет
Кажется, что различить одушевленные и неодушевленные предметы до неприличного просто: это как игра в живое-неживое. Но те, кто руководствуются таким принципом, очень сильно ошибаются. Одушевленность, как, соответственно, и неодушевленность – отдельная категория в характеристике имени существительного, не имеющая ничего общего с внешними признаками некоторого объекта. Вот как объяснить то, что, согласно правилам, слово «труп» считается неодушевленным, а «покойник» – одушевленным? Действовать наугад? Ни в коем случае! Будем разбираться.
Для самых маленьких
Начнём с самых основ. Одушевленные и неодушевленные предметы отвечают на разные вопросы – «кто» и «что» соответственно. Можно сказать, постановка вопроса – самый примитивный, хоть и очень ненадёжный способ определения данной категории. Обычно с ним знакомят детей в первом-втором классе. Для того чтобы попрактиковать этот способ, можно вместе с учениками заполнить пропуски в следующем тексте:
«В сонном забытьи течёт великая (что?). Вокруг (что?) и (что?). (Кто?) не спеша двигал лыжами, стряхивал (что?) с ушей шапки. (Кто?) быстро сделал лунку, и началась (что?). Скоро он вытащил огромного (кого?). Его зеркальная (что?) ярко блестела на солнце». Слова, которые предлагается вставить: лёд, чешуя, рыбак, иней, река, карп, снег, рыбалка. Одно слово повторяется дважды.
Грамматическое объяснение
Но стоит идти дальше, правильно? Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет, опираясь на правила, а не на интуицию? Разница между этими двумя категориями состоит в различных падежных формах имён существительного. У неодушевленных существительных совпадает форма именительного и винительного падежа во множественном числе, тогда как у одушевленных – родительного и винительного в этом же самом числе. Конечно, разобраться на конкретных примерах будет гораздо проще.
Берём существительное «кот». Ставим его во множественное число «коты» и начинаем склонять: именительный – «коты», родительный – «котов», винительный – «котов» – как видите, совпадают формы родительного и винительного падежей. Тогда как для существительного «стол», которое для определения данной категории превращается в «столы» при склонении «столы-столов-столы» одинаковыми оказываются винительный и именительный падеж.
Таким образом, разделить одушевленный и неодушевленный предмет правило позволяет только при постановке их во множественное число и последующем склонении. А дальше, уже по совпадению падежных форм, и определяется данная категория.
Исключения
Но, как известно, в русском языке очень мало правил, у которых нет никаких исключений. Так, разделить одушевленные и неодушевленные предметы порой можно и логически. Да, все живые существа будут одушевленными, но вместе с тем к этой же категории относятся мифические существа (леший-лешие-леших-леших) и названия игрушек (матрёшки-матрёшек-матрёшек) – здесь ещё можно найти логическое объяснение. А также карточные и шахматные масти-фигуры (пики-пик-пики, пешки-пешек-пешки), которые даже по формам своим к этой категории не подходят.
Идём дальше. К неодушевленным же существительным, в свою очередь, относятся большие группы людей (толпы-толп-толпы) и некоторые живые организмы (зародыши-зародышей-зародыши; микробы-микробов-микробы) – объяснить это явление невозможно, придётся просто принять и запомнить.
Ещё сложности
Хотелось бы ещё добавить, что одушевленные и неодушевленные предметы в грамматическом смысле имеют свои особенности. Так, например, для одушевленных существительных мужского рода совпадают формы родительного и винительного падежей и в единственном числе: Антон-Антона-Антона, бухгалтер-бухгалтера-бухгалтера, правда, наблюдается это явление только у существительных второго склонения (сравните: Дима-Димы-Диму, хотя это тоже одушевленное существительное мужского рода). Так что, в принципе, эту закономерность можно использовать в качестве ещё одного нехитрого, пусть и не очень известного, способа определения категории одушевленности у имен существительных.
Запутать хочу
Стоит заметить, что в русском языке встречается изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Это обычно связано с употреблением слова как аналогии к живому существу: В сарае лежит тюфяк – Да тюфяк он безвольный! или же Велик и могуч русский язык! – Этот язык (=пленный) нам всё расскажет.
Точно такое же явление встречается и с использованием одушевленных существительных в качестве неодушевленных: В голубом небе парит воздушный змей; Истребитель пошёл на снижение. Здесь категория одушевленности и неодушевленности определяется исходя из смыслового наполнения существительного.
Стоит отметить, что, несмотря на все требования преподавателей пользоваться правилами, большая часть учеников продолжают опираться на интуицию. Как показывают вышеприведённые примеры, внутреннее чутье – не всегда надёжный помощник в вопросах филологии. Однозначно можно сказать, что одушевленными всегда будут названия профессий, названия людей по семейной принадлежности, национальности и прочим группам, сюда же можно отнести названия животных. Кстати говоря, среди одушевленных имен существительных, как считают некоторые исследователи, встречаются слова только мужского и женского рода, тогда как средний род – это уже неодушевленные, как и все названия объектов природы и прочих предметов.
Практика для самых маленьких
Теперь, когда мы разобрались, как же отличить одну категорию существительных от другой, стоит обобщить всё вышесказанное. Одушевлённые и неодушевлённые предметы для дошкольников, которые ещё понятия не имеют о том, что же такое падежи, различаются по вопросам «кто» и «что» соответственно. Для практики можно поиграть с малышами в «живое-неживое», где называется слово, а ребёнок должен определить, каким является этот предмет.
Или же ещё одно интересное задание для младших школьников – предложить ряд одушевленных существительных, которые заменой одной буквы можно превратить в неодушевленные: лиса (липа), коза (коса), цапля (капля).
И совет для тех, кто постарше
Закончить статью о том, как различать одушевленные и неодушевленные предметы, хотелось бы тем, что, какой бы простой ни казалась эта тема, лучше не искушать судьбу и не действовать наобум, доверившись интуиции. Минута, затраченная на проверку категории имени существительного, порой может изменить ваше о нем представление. Так что не жалейте сил и практикуйтесь в великом и могучем русском языке.
Что такое имена существительные одушевленные и неодушевленные: правило и примеры
Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами, связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами)….
Одушевленные и неодушевленные предметы
Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.
Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью, используются имена существительные первого типа.
Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.
Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.
Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».
Категория одушевленности и неодушевленности существительных
В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:
- Например, слова «мертвец» или «покойник» принадлежат к одушевл., так как подразумевается, что в прошлом им были присущи признаки жизни.
- Еще один случай, когда человек что-либо одушевляет, представляет реальным, существующим в жизни. Например: леший, бог, робот.
- Также возможен случай, когда подразумевается подобие имеющего жизнь. Например, король в шахматах. С одной стороны – это фигура из дерева, но в игре ему присущи признаки реального персонажа.
- Последний случай – общность, совокупность чего-либо живущего. Например: народ, толпа, прайд и т.д.
Перечислим все категории:
- одушевленные,
- неодушевл., но в прошлом с признаками жизни,
- неодушевл., но подразумевается как живое,
- неодушевл., но является подобием существующего в жизни,
- скопление, совокупность живущего,
- неодушевленные.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило
Во-первых, для того чтобы определить категорию существительного, нужно задать к нему вопрос. Если поставленный вопрос «что?», то это неодушевл. сущ., а если «кто?», то одушевл.
Во-вторых, существует еще одно правило, связанное со склонением слова. В нем говорится о том, что:
- у одушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова с родительным падежом множественного числа (в.п. бабочек, котят, ребят, р.п. бабочек, котят, ребят).
- у неодушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова не с родительным, а с именительным падежом множественного числа (в.п. острова, моря, дома и.п. острова, моря, дома). Если запомнить это правило, то ошибок в склонении слов не будет.
К неодушевл. сущ. принадлежат все объекты неживой природы. То есть косное вещество или абиотические факторы (песок, камень, гроза, землетрясение и т.д.), также сюда относятся и антропогенные предметы, то есть созданные руками человека (книга, телевизор, стол, шифоньер, диван и т.д.).
Обратите внимание! Неодушевленные предметы – объекты неживой природы, которым не присущи признаки жизни.
Особую подгруппу составляют одушевленные существительные среднего рода. Наиболее распространены варианты мужского или женского рода, но встречаются и слова, относящиеся к среднему роду.
Например: млекопитающее, животное, насекомое относятся к среднему роду (оно мое), а также эти слова одушевл. (отвечают на вопрос «кто?» и они обладают признаками жизни, относятся к живой природе).
Еще один пример: дитя, чадо тоже принадлежат к среднему роду, и это живущие организмы. Без контекста мы не можем определить пол ребенка.
Также слова чудовище, чудище относятся к среднему роду и одушевл. сущ., так как подразумевается, что они обладают признаками живущих организмов.
Это интересно! Основы правописания: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных
Одушевленное или неодушевленное – примеры
Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.
Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.
А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.
А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.
Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.
Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.
Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.
Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».
Перечислим категории одушевленности:
- одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов),
- неодушевленные.
Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.
Это интересно! Какие бывают и что такое синонимы в русском языке
[spoiler title=”источники:”]
https://fb.ru/article/267610/odushevlennyie-i-neodushevlennyie-predmetyi—pravilo-kak-opredelit-odushevlennyiy-ili-neodushevlennyiy-predmet
https://tvercult.ru/obrazovanie/chto-takoe-imena-sushhestvitelnyie-odushevlennyie-i-neodushevlennyie-pravilo-i-primeryi
[/spoiler]
Русский язык, 4 класс.
Конспект урока № 30.
Тема: Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные
Задачи:
- Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- Научиться определять род и число имён существительных
Результаты:
- Узнаем, как отличить одушевленное существительное от неодушевленного.
- Научимся определять род и число имён существительных.
- Сможем определить значение имён существительных.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.
- Живые существа: мама, кот, повар.
- Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
- Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
- Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
- Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.
- Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
- Растения: роза, трава, колос, дуб.
- Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.
Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.
Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:
У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.
У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):
- Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
- Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
- Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Определите род и склонение.
- Определите число и падеж.
- Укажите роль в предложении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Выберете одушевлённые существительные:
- Человечество
- Мертвец
- Солнце
- Повар
Задание 2. Распределите существительные на две группы:
заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка
Одушевлённые |
Неодушевлённые |
Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:
- Коньки, конькобежец, спорт, каток
- Медведь, кедр, заяц, муравей.
Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:
Лира, полк, кол, слот
Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.
Задание 6. Разгадайте загадки и заполните кроссворд:
3 |
4 |
2 |
||||||
1 |
||||||||
- Он в холодном декабре
Появился во дворе,
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. - Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
Вроде в тельняшке, копыта и хвост. - Махнула птица крылом,
Закрыла свет одним пером.
Задание 7. Найдите правильную характеристику к именам существительным
- Толпа
- Птица
- Насекомые
- Енисей
- Нарицательное, одушевлённое, мн.ч., ср.р.
- Нарицательное, одушевлённое, ед.ч., ж.р.
- Собственное, неодушевлённое, ед.ч., м.р.
- Нарицательное, неодушевлённое, ед.ч., ж.р.
Задание 8. Соотнесите форму единственного и множественного числа одного и того же имени существительного:
Берёза, ребёнок, футбол, березняк, ребята, дети, футболист, деревья, футболисты, команда, дерево, берёзы.
Задание 9. Спишите предложение в тетрадь.
Приходите в лес верными друзьями.
Задание 10. Вставьте имена существительные в таблицу в соответствии с характеристикой:
м.р. |
ж.р. |
ср.р. |
|
Одушевл. |
|||
Неодушевл. |
Слова: чашка, море, дуб, молодец, красавица, животное
Задание 11. Соедините собственные имена существительные с нарицательными по смыслу:
- Река, город, праздник, страна
- Россия, Екатеринбург, Лена, Новый год.
Задание 12. Образуйте форму множественного числа Винительного падежа имён существительных:
Чудище, умница, армия, бактерия, русалка
Определите, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. С каким существительным возникли трудности?
Задание 13.
Составьте из букв слова ЧЕЛОВЕК три одушевлённых существительных и три неодушевлённых
Задание 14*
Произведите морфологический разбор имени существительного «смена» из предложения «У зверей взрослеет смена». Схема разбора представлена на странице 147 учебника.
Задание 15*
Как называется литературный приём, когда предметы неживой природы наделяются свойствами живых существ?
Это олицетворение.
Выделите в тексте неодушевлённые существительное, которые наделены свойствами живых существ:
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
- Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые:
- Река, рыба, карась
- Петя, умница, домовой
- Пешеход, робот, машина
2. Выберите правильную характеристику существительного ЧУДОВИЩЕ
- Нариц., неодуш., ср.р., ед.ч.
- Нариц., одуш., ср.р., ед.ч.
- Собств., одуш., м.р., ед.ч.
3. Выберете утверждение с ошибкой:
- Собственное имя существительное может быть неодушевлённым
- Существительное среднего рода может быть одушевлённым
- Всё живое в природе называется одушевлёнными именами существительными.
Вариант 2.
1. Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые:
- Дерево, куст, ландыш, берёза
- Река, море, рыба, креветка
- Рука, сердце, человек, мозг
2 Выберете правильную характеристику существительного РОБОТ
- Нариц., неодуш., м.р., ед.ч.
- Нариц., одуш., м.р., ед.ч.
- Собств., одуш., м.р., ед.ч.
3. Выберете утверждение с ошибкой:
- Нарицательное имя существительное может быть одушевлённым
- Существительное мужского рода может быть неодушевлённым
- Всё неживое в природе называется неодушевлёнными именами существительными.
ЗАПОМНИТЕ!
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
2, 4
Задание 2.
Одуш: заяц, робот, девочка.
Неодуш: стакан, компьютер, тюльпан, молодёжь.
Задание 3.
- Конькобежец – одушевлённое
- Кедр – неодушевленное
Задание 4.
Лиса, волк, вол/кот, слон
Или другие существующие слова
Задание 5.
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.
Задание 6.
1-снеговик (одуш), 2-зима (неодуш), 3-зебра (одуш), 4-ночь (неодуш)
Задание 7.
1-4, 2-2, 3-1, 4-3
Задание 8.
Берёза-берёзы, ребёнок-дети, футболист-футболисты, дерево, деревья
Задание 10.
м.р. |
ж.р. |
ср.р. |
|
Одушевл. |
молодец |
красавица |
животное |
Неодушевл. |
дуб |
чашка |
море |
Задание 11.
Река Лена, город Екатеринбург, праздник Новый год, страна Россия.
Задание 12.
Чудищ (одуш), умниц (одуш), бактерии/бактерий, армии (неодуш), русалок (одуш)
Задание 13.
Одуш: волк, лев, вол
Неодуш: век, кол, чело
Задание 14.
Смена – сущ. (что?), н.ф. – смена, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в им. п., в ед. ч., гл.чл./подлежащее.
Задание 15. Умывальник
Контрольный модуль
В-1
1. 2
2. 2
3. 3
В-2
1. 1
2. 2
3. 3
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
Одушевленные существительные называют предметы живой природы и отвечают на вопрос кто?
Например: бабушка, внук, собака, котенок, ворона, муха, лещ, бабочка.
У одушевленных имен существительных во множественном числе совпадают формы родительного и винительного падежей.
Пример:
нет собак (Р. п.) – вижу собак (В. п.);
нет детей (Р. п.) – вижу детей (В. п.)
К одушевленным существительным помимо предметов живой природы также относятся следующие группы слов:
- Некоторые названия игрушек – матрешка, кукла
- Названия мертвых людей (кроме слов «труп» и «тело») – покойник, мертвец
- Названия некоторых фигур и составляющих игр – туз, ферзь
Все эти существительные, хоть и не являются в прямом смысле живыми, но обладают грамматическими свойствами одушевленных имен существительных, т.е. одинаковы во множественном числе родительного и винительного падежей:
нет кукол (Р. п.) – вижу кукол (В. п.);
нет покойников (Р. п.) – вижу покойников (В. п.)
Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?
Например: дерево, улыбка, звезда, камень, холодильник, шалаш, машина.
У неодушевленных существительных во множественном числе совпадают формы именительного и винительного падежей:
деревья (И. п.) – вижу деревья (В. п.); звезды (И. п.) – вижу звезды (В. п.)
Советуем посмотреть:
Нарицательные и собственные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 70,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 74,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 19,
Климанова, Рабочая тетрадь
Страница 20,
Климанова, Рабочая тетрадь
Страница 21,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 111,
Полякова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 2,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 93,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 214,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 217,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 222,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 53,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 13,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 100,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 16,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 20,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 23,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 95,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 222,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 236,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 256,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 174,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 179,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 180,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 46,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 54,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 68,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 102,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 471,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 485,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 487,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 717,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 718,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 277,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 11,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 242,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 228,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачки стр. 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Категория одушевленности/ неодушевленности в русском языке часто не совпадает с нашим общечеловеческим понятием “живая природа”.Приведу ,как пример, слова “мертвец, покойник , труп”. Существительные “мертвец”,”покойник” являются одушевленным, а “труп”– неодушевленным. Как это определить ? А нужно всего лишь существительное поставить в форму родительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. Если эти формы совпадут, перед нами одушевленное существительное. Нет мертвецов= вижу мертвецов Нет покойников= вижу покойников Но нет трупов, вижу трупы. Пользуясь такой формулой Род.п.мн.ч. = Вин.п. мн. ч. ,безошибочно определим одушевленное или неодушевленное существительное.У неодушевленных существительных совпадают формы именительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа. И.п.что ? ромашки= вин.п. вижу что ? ромашки автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Самый простой пример, который нам вбивали со школьной скамьи это задать вопрос к слову, и если получится, что слово отвечает на “кто?” приписываем его к живым (одушевленным), а если на “что?” к не живым (неодушевленным). Позже было добавлено такое правило надо взять существительное и представить его как родительный падеж во множественном числе, а после сравнить с винительным падежом, также во множественном числе. Если перед вами одно и тоже слово по форме значит это одушевленное. Если же нет наоборот неодушевленное. Татьяна100 7 лет назад В начальной школе детей учат облегченному правилу:”На какой вопрос отвечает данное существительное? На “кто” или “что”? И дети интуитивно делят все вокруг на одушевленное и неодушевленное. Но в более старших классах приходит понимание, что есть и более сложные случаи этого правила. Есть ли душа у растений: у цветка, куста, дерева? Ведь они дышат, растут, болеют как и мы, умирают… , т.е. живые, а почему тогда они неодушевленные? А вот из мертвеца душа уже ушла, а он все ещё одушевленный? Вот тогда и помогает во множественном числе родительный и винительный падеж. Если слова совпадают – перед нами одушевленный предмет. Пистимея 7 лет назад Чтобы определить, каким является существительное: одушевленным или неодушевленным, достаточно задать вопрос. Отвечает на вопрос “Кто?” – существительное одушевленное, отвечает на вопрос “Что?” – существительное неодушевленное. Например, “собака” – Кто? “столб” – Что? Skarlet 9 лет назад Если существительное отвечает на вопрос Кто?, то оно одушевленное. Например, человек, кошка, птица, девушка. Если существительное отвечает на вопрос Что?, то оно неодушевленное. Например, дом, дерево, город. Ksyusha26 8 лет назад Вообще, большинство слов мы интуитивно, хорошо зная язык, можем определить и без правил. Но, всё-таки присутствует такое правило, которое поможет отличить одушевленное существительное от неодушевленного. Так, например, возьмем для сравнения два слова: труп и мертвец. Их нужно поставить во множественном числе сначала в форму родительного падежа, а потом в винительный падеж. В том случае, если они одинаковые, то значит слово одушевленное. Р.п. мервецов, трупов. В.п. мертвецов, трупы. Получается, что “мертвец” – одушевленное, а вот “труп” – неодушевленное Юлия Муромская 8 лет назад Нас в школе очень просто научили отличать одушевленные и неодушевленные существительные друг от друга. Все живое – это одушевленные существительные (например, человек, космонавт, кот, собака, профессор и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос “КТО?”. А все неживое – это неодушевленные существительные (например, стол, стул, яблоко, погода и так далее). Эти существительные отвечают на вопрос “Что?”. NatashaU 7 лет назад Для школьников зачастую это большая проблема. Но сложности тут никакой нет. Первое, что надо сделать для определение одушевленное существительное или нет, задать вопрос. Например: кто – человек, лиса, собака; что – цветок, леса, небо. Все существительные отвечающие на вопрос кто – одушевленные, а на вопрос что – неодушевленные. МиНзДрАв 8 лет назад В этом нам помогут вопросы. К одушевленным существительным относятся все живые существа и к ним задается вопрос “кто?”. Например, лиса, человек, ежик, бегемот и т.д. Неодушевленные существительные – это предметы и отвечают на вопрос “что??. Примером большое множество, табуретка, стол, стул, пол, потолок, лампа. Надежда188 5 лет назад К сожалению ответ на вопрос кто? или что? не достаточен для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке. Самым первым ответом приведено современное правило для определения одушевленных или неодушевленных имен существительных в русском языке. Но кто его изобрел? – убила бы! Roxrite 8 лет назад Одушевленное существительное – это такое, которое наделено живым составляющим. Например: человек, заяц, кузнечик и т.д. (поэтому задается вопрос кто?). Неодушевленное существительное – это такое, которое не наделено живым составляющим. Например: стол, дом, автомобиль и т.д. (поэтому задается вопрос что?). С О Ф И Я 9 лет назад По вопросу. Одушевленное отвечает на вопрос “кто”, неодушевленное “что” Знаете ответ? |