Морфемный разбор глаголов неопределенной формы (инфинитив). Как научиться правильно различать суффиксы и окончания? Что важно знать? Особенности, примеры. Начнем изучать морфемный состав начальной формы глагола, инфинитива, с конца слова. Здесь нет единого мнения. В современной школе в составе глаголов неопределенной формы учать выделять конечное -ть как окончание. Меня учили считать -ть суффиксом инфинитива как неизменяемой глагольной формы. Пойдем далее. Если от инфинитива отделить -ть или -ти (нес-ти, полз-ти), то чаще всего перед этой частью слова находится в морфемном составе одна буква -а, -о, -у, -я, -е, -и, которая считается древнейшим глагольным суффиксом, обозначающим действие, например: дыш-а-ть, пол-о-ть, тян-у-ть, се-я-ть, верт-е-ть, пил-и-ть. Этот глагольный суффикс важно увидеть и вычленить в составе других слов, прошедших несколько этапов образования, например: о-камен-е-л-ый (окамен-е-ть), одобр-и-тельн-ый (одобр-и-ть). Часть глагола без -ть (-ти) называется основой инфинитива, которая является производящей частью для некоторых форм глагола: дыша-л_, поло-вш-ий, сея-нн-ый. система выбрала этот ответ лучшим Roxrite 8 лет назад *Морфемный разбор глаголов начальной формы. Разбирать глагол по составу, как и любую другую часть речи, в-первую очередь следует с окончания. «Любить», «найти», «беречь» и др. имеют на конце -ть, -ти, -чь которые могут относиться как к окончанию, так и к суффиксу. Ошибки не будет, в разных школах учат по-своему. Стоит также отметить, что -ть, -ти, -чь и суффикс прош. вр. -л («читал») не входят в основу. Возвратные суффиксы -ся (-сь) входят в основу («возвращаться»). У глаголов еще имеются суффиксы -а- («плакать»), -е- («видеть»), -я- («лаять»), -у- («засунуть»), -ыва- («подыгрывать»), -ива- («выращивать»), -ова- («именовать»), -ева- («разогревать»). Azamatik 7 лет назад Морфемный разбор/морфемный анализ (разбор по составу) глаголов неопределенной формы (инфинитивов) считается наиболее трудным занятием. При разборе инфинитива (играть, сказать, пить, беречь, сжечь, идти и тд) наиболее трудно определять то, какой морфемой является -ть-, -ти-, -чь-. Одни авторы выделяют их как окончание глагола неопределенной формы (при разборе я придерживаюсь именно этого варианта), другие же выделяют их как формообразующий суффикс. И в том и в другом случае эту морфему относить к основе слова не следует/не нужно. Также в глаголах неопределенной формы (таких как играться, умыться, убираться) присутствует возвратный суффикс -ся-, которое в основу влючается. В остальном разбор по составу трудностей не представляет. Пример морфемного разбора глагола неопределенной формы “играть”: Корень слова -игр- (игра, игрок, игровой). -а- это глагольный суффикс. -ть- это окончание инфинитива (другой вариант – это формообразующий суффикс). Основа слова -игра-. Zolotynka 7 лет назад Главная трудность, с которой сталкиваются школьники, при разборе глаголов неопределенной формы: как следует трактовать ТЬ – суффикс или окончание. Могу сказать, что большинство лингвистов отвечают на этот вопрос однозначно – ТЬ – образует форму глагола (инфинитив), поэтому является формообразующим суффиксом. Окончания обычно определяют грамматическое значение, указывают на лицо, род, падежи, число. В инфинитиве такие характеристики отсутствуют. Кроме того, вспомним определение окончания – это ИЗМЕНЯЕМАЯ часть слова, что абсолютно не верно в случае с глаголами в инфинитиве. Разобравшись с ТЬ, не составит никакого труда выделить основу, корень, приставки (если есть), это уже дело техники, как говорится. moreljuba 7 лет назад При разборе по составу глаголов в неопределённой форме важно обратить внимание в первую очередь на сочетание “ТЬ”. На счёт этого нет единого мнения, большинство лингвистов склоняется к тому, что “ть” – это суффикс, но всё же есть мнения о том, что “ть” окончание. Будем всё таки придерживаться того, что “ть” всё таки суффикс инфинитивов. Например, разберём по сотаву слово “смотреть”: 1) корень – “смотр”; 2) суффиксы – “е” и “ть”. 3) нулевое окончание; 4) основа “смотре”. Alen4uk 7 лет назад Морфемный разбор глаголов неопределенной формы имеет свои особенности. Не установлено определенное правило, какой частью слова считать т и ть. Некоторые относят их к суффиксам, некоторые уверены, что это окончание. В глаголах неопределенной формы так же часто встречается суффикс а. Рассмотрим на примере. Глагол – писать. Корнем слова является “пис”, а и ть – суффикс, основа слова “писа”. У учителя лучше уточнить, какого правила он придерживается при разборе неопределенных глаголов насчет “т ” и “ть”. Артём Денисов 7 лет назад Морфемный анализ подобных слов имеет следующие особенности: окончание зачастую – «ть» (некоторые выделяют эту частицу как постфикс, а то и суффикс) ; глаголы могут иметь следующие суффиксы: а, е, у, я, ива, ова, ева, ыва. Стоит отметить, что суффикс входит в основу слова, как и корень, а окончание нет. Зачастую такие слова содержат корень, далее указанный суффикс и окончания, иногда приставку (корень/суффикс/окончание; корень/суффикс/формообразующий суффикс, который, кстати, в основу не входит). Колючка 555 7 лет назад Например, сделаем морфемный состав слова: рассказать (что делать? – слово стоит как раз в неопределенной форме). Приставка -рас-, Корень -сказ-, суффиксы -а-, -ть. Окончание нулевое и основа -рассказа-. -Ть это формообразующий суффикс. Он никогда не входит в основу слова. -А- это словообразовательный суффикс глаголов, он будет входить в основу. Больше особенностей я не вижу, разбираются глаголы по плану. -Орхидея- 7 лет назад Разбор инфинитивов не сильно отличается от обычного морфемного разбора, но есть пара моментов, которые нужно знать. В каждом таком глаголе есть -ть- или -ти-. Это суффикс глаголов неопределённой формы, некоторые его называют окончанием. В любом случае эта часть не входит в основу слова. Перед этой частью чаще всего идёт суффикс глагола -Е-, -а- или -и-. Больше особенностей нет, не мой взгляд., Limitless 7 лет назад Начнём с того, что у глаголов неопределённой формы часто можно встретить окончание “ть”, которое трактуется по-разному. Кто-то считает, что это окончание, кто-то – суффикс. Остановимся на той версии, что “ть” – это суффикс. Таким образом, проведём морфемный разбор слова “полоть” Знаете ответ? |
Окончание глагола бывает безударным. Для того чтобы правильно определить окончание глагола, действуем по безошибочному алгоритму.
Глагол обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Это изменяемая часть речи в русском языке. Глагол имеет множество форм настоящего, будущего и прошедшего времени в изъявительном наклонении, например:
- я пишу́;
- дедушка пи́шет;
- они пи́шут;
- мальчик писа́л;
- девочка будет писа́ть;
- мы будем писа́ть.
Алгоритм определения окончания глагола
Особое затруднение в написании доставляют безударные окончания глаголов настоящего или будущего времени:
- ты кле́ишь или кле́ешь?
- вы рису́ете или рису́ите?
- он поста́вит или поста́вет?
Чтобы правильно определить, какое безударное личное окончание имеет глагол, действуем по следующему алгоритму:
- обратимся к начальной форме глагола — неопределённой форме, или инфинитиву;
- смотрим, какая буква имеется перед окончанием -ть;
- определяем спряжение глагола;
- делаем выбор в написании личного окончания глагола первого или второго спряжения.
Примеры определения окончания глагола
Для исследования возьмем глаголы «строишь» и «затеет».
Ты стро́ишь дом?
Какое выбрать окончание, стро́ишь или стро́ешь? Оно ведь безударное, и поэтому неясно слышится гласный звук. Что писать, букву «е» или «и» в окончании?
Действуем в соответствии с указанным алгоритмом.
Образец рассуждения
- Глагол «строишь» имеет начальную форму «строить».
- В неопределенной форме глагола перед окончанием -ть пишется буква «и» (это суффикс).
- По конечному -ить определим второе спряжение глагола «строить».
- Значит, в окончании слова «строишь» напишем букву «и».
Дополнительный материал
О том, какие глаголы отнесем ко второму спряжению, поинтересуемся в статье «Какие окончания имеют глаголы первого и второго спряжения?»
Для наглядности изменим по лицам и числам глагол второго спряжения «строить»:
- 1 лицо я стро́ю — мы стро́им
- 2 лицо ты стро́ишь — вы стро́ите
- 3 лицо он стро́ит — они стро́ят.
Обратим внимание, что почти во всех формах настоящего времени глаголов второго спряжения пишется буква «и».
Рассмотрим следующий пример:
Сегодня на празднике клоун зате́ет веселую игру для малышей.
Узнаем, какое выбрать безударное окончание у слова, «зате́ет» или «зате́ит»?
Рассуждаем аналогично.
Обратимся к неопределённой форме глагола «зате́ять». Это слово заканчивается на -ять. У всех глаголов на -ять является безударным суффикс, обозначенный буквой «я», поэтому на эти слова следует обратить особое внимание.
Перечислим их:
блеять, веять, реять, лаять, затеять, сеять, чаять, таять, чуять, надеяться, отчаяться, маяться.
По конечному -ять (у других глаголов -ать, -еть, -оть, -уть, -чь, -чи, -ти) отнесем это слово к глаголам первого спряжения.
Значит, в окончании слова «зате́ет» напишем букву «е». Убедимся в этом, изменив глагол «затеять» по лицам и числам в формах будущего времени:
- 1 лицо я зате́ю — мы зате́ем
- 2 лицо ты затеешь — вы затеете
- 3 лицо он зате́ет — они зате́ют.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 39
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?
Л.С.СТЕПАНОВА
В большинстве принятых сейчас учебников и
учебных пособий морфемы неопределенной формы
глаголов (-ть, -ти и -чь) называют
«окончанием инфинитива» или «показателем
неопределенной формы». Эта точка зрения
встречается, например, в учебниках С.Г.
Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А.
Чешко.
В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В.
Прудниковой «Русский язык. Справочные
материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится:
«Глаголы в неопределенной форме имеют следующие
окончания…» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть
и -ти называются окончаниями, а -чь
– суффиксом, после которого следует нулевое
окончание. В «Сборнике упражнений по русскому
языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя
(Изд-во Московского университета, 1994) также
читаем: «Неопределенная форма образуется
посредством окончаний -ть или -ти»
(с. 109).
Однако в том же «Сборнике упражнений…» Д.Э.
Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова
русского языка с точки зрения морфологической
структуры делятся на слова, имеющие формы
словоизменения, и слова, не имеющие форм
словоизменения. Слова первой группы распадаются
на две части: основу и окончание, или флексию;
слова второй группы представляют собой чистую
основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия,
– это изменяемая часть слова, которая указывает
на отношение данного слова к другим словам, т.е.
является средством выражения синтаксических
свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим
и в пособии «Русский язык. Справочные материалы»
М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных
словах выделяется основа и окончание… а в
неизменяемых – только основа…». И дальше:
«Окончание – это изменяемая значимая часть
слова, которая образует форму слова и служит для
связи слов в словосочетании и предложении…
Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
Налицо противоречие: если неопределенная форма
глагола имеет окончание, то в соответствии с
приведенными определениями она должна
представлять собой грамматическую категорию,
имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда
признать неопределенную форму глагола
изменяющейся. Однако во всех приведенных
изданиях мы без труда найдем недвусмысленное
указание на неизменяемость инфинитива. В разделе
«Словосочетание» при определении примыкания,
естественно, приводятся примеры примыкания
инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г.
Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А.
Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое
слово при примыкании является неизменяемым
(наречие, неопределенная форма глагола,
деепричастие)».
Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого
противоречия, в учебном пособии под ред. В.В.
Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.:
Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть,
-ти и -чь определяются как суффиксы.
Так же определяются эти морфемы и в справочном
издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е,
перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая
Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в
статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив
состоит из основы и суффикса» (с. 158).
Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием
– с традиционным определением основы как части
слова без окончания. Получается, что в
неопределенной форме глагола суффикс не входит в
основу.
Однако все противоречия снимаются, если в
школьную программу ввести давно принятое в
лингвистике деление суффиксов на
словообразовательные и словоизменительные, или
формообразующие. В процитированном издании
«Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс»
читаем: «Суффиксы могут быть
словообразовательными (служащими для
образования отдельных слов) и
словоизменительными (служащими для образования
форм слова)… Словоизменительными являются
суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее,
сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а),
инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий,
нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я,
написа-вши)…» (с. 547). В учебнике для
студентов высших учебных заведений «Современный
русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.:
Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы
называются формообразующими: «По… своей
функции аффиксы делятся на словообразовательные
и формообразующие… Формообразующие аффиксы
новых слов не образуют, они не меняют
лексического значения слова, а используются для
образования форм того же самого слова» (с. 146). В
этом же учебнике совершенно определенно
говорится: «Большинство глаголов образует
неопределенную форму при помощи суффиксов -ть
и -ти… Глаголы на -чь представляют
в современном языке небольшую группу…».
Понятно, что в этом случае несколько меняется и
определение основы. Поскольку формообразующие
суффиксы не входят в основу слова, то и само
понятие основы можно определить так: основа –
это часть слова, остающаяся после отсечения
окончания и формообразующего суффикса (писа-ть,
писа-л, писа-вш-ий). На практике основа
так и определялась всегда (объясняя учащимся,
например, образование формы глаголов прошедшего
времени, учитель говорил, что она образуется
прибавлением к основе суффикса прошедшего
времени -л-), поэтому тем более стоит
устранить путаницу в теории.
Основываясь на вышесказанном, я предлагаю
внести в курс изучения русского языка в школе
следующие изменения.
1. В разделе «Словообразование» дать
подразделение суффиксов на словообразовательные
и формообразующие1.
-
Словообразовательные суффиксы
служат для образования новых слов, меняя
лексическое значение слова: дом – дом-ик
(маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол
приобретает значение
длительности/многократности и незавершенности
действия) и т.д. -
Формообразующие суффиксы служат
для образования форм слова и не меняют
лексического значения слова. Формообразующие
суффиксы отличаются от окончаний прежде всего
тем, что не могут служить для выражения связи
слов в словосочетании и предложении. К
формообразующим суффиксам относятся следующие:-
суффиксы сравнительной и превосходной
степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о
– быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый –
скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий); -
суффикс прошедшего времени глаголов -л-
(писа-л, сиде-л-а); -
суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти,
бере-чь) -
суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти,
бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь
происходит явление наложения (аппликации), когда -ч-
одновременно принадлежит и корню, и суффиксу
(историч. изменения: берег-ти – бере-чь); -
суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-
(пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-,
-вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий,
разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им-
(преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый); -
суффиксы деепричастий -а, -я
(крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь,
жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь,
вынес-ши); -
суффикс повелительного наклонения -и
(в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и)2.
-
2. При графическом морфемном и
словообразовательном разборе обозначать
формообразующие суффиксы обычным, принятым для
обозначения суффиксов значком ^3.
3. При графическом морфемном и
словообразовательном разборе не включать
формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь,
прочита-вш-ий, буд-учи).
4. Изменить определение основы. Основа – это
часть слова, выражающая его лексическое значение
и остающаяся после отсечения от слова окончания
и формообразующего суффикса. В склоняемых или
спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной
степени прилагательных и прошедшего времени
глаголов) основа определяется при отсечении от
них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий).
В причастиях, прилагательных превосходной
степени и глаголах прошедшего времени, кроме
того, при определении основы отсекаются
формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий,
привез-л-а). В сравнительной степени
наречий и прилагательных, в деепричастиях,
инфинитивах и повелительном наклонении глаголов
при определении основы отсекаются
формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в,
откры-ть, принес-и).
5. Безусловно, такое определение основы
потребует и несколько иного, чем принятый сейчас,
порядка изучения морфемного состава слова.
Понятие об основе слова и ее практическое
нахождение станет возможным лишь после
знакомства учащихся с категорией «суффикс» и
«формообразующий суффикс».
Все перечисленные изменения позволят, по моему
мнению, не слишком усложняя обучение русскому
языку в школе, избежать непримиримых
противоречий и путаницы в данном вопросе,
механического запоминания учениками морфемного
состава слова, а также помогут приблизить
уровень школьного изучения русского языка к
вузовским требованиям.
1 Термин «формообразующие суффиксы»
представляется более удачным, чем
«словоизменительные», прежде всего потому, что
словоизменительной морфемой является окончание,
которое действительно служит средством
изменения слов в соответствии с синтаксическими
требованиями. Окончания как словоизменительная
морфема есть только у изменяемых (склоняемых или
спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы
присутствуют и у неизменяемых слов и не
выполняют синтаксической функции. Они именно
образуют особые формы слова.2 Суффикс повелительного наклонения
-и выделяется как формообразующий в
цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для
студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В
некоторых других работах -и определяется как
окончание глаголов повелительного наклонения
(см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346).
Однако, на мой взгляд, эта морфема не
соответствует определению окончания, т.к. не
служит для выражения синтаксических связей
данного слова с другими словами в словосочетании
и предложении.3 В некоторых новейших работах можно
встретить значок «^» («домик») для обозначения
конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это
тем, что данная морфема совмещает признаки
суффикса и окончания. Однако мне представляется
эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание –
это словоизменительная морфема, служащая для
выражения синтаксических отношений
согласования и управления данного слова с
другими словами словосочетания и предложения.
Формообразующий суффикс никогда не выполняет и
не может выполнять такую синтаксическую функцию,
т.е. он лишен главных свойств и признаков
окончания.
Какую форму глагола называют неопределенной (инфинитивом)
Неопределенной (НФ) называют начальную, исходную форму глагола, от которой образовываются любые другие глагольные словоформы. Располагая, скажем, словом молчать, остается неизвестным, когда и кто этим занимается, процесс реальный, желательный или условный. По инфинитиву, значение которого передает только потенциал действия, нельзя определить время, наклонение, лицо. Однако в ней содержатся важные характеристики слова: вид (молчать – незавершенный процесс, в отличие от замолчать), переходность ( молчать о ком? о чем? – непереход.), залог (без -ся – невозвратный), спряжение (молч-ать – 2 спр.). От этой же формы образуются другие части речи: существительные (молчание), прилагательные (молчаливый), причастия (молчащий), деепричастия (молчА), наречия (мОлча).
Признаки инфинитива
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Название связано с тем, что непостоянные характеристики глагола в НФ определить невозможно. Синтаксическая функция, которую выполняют такие слова, – главные (реже – второстепенные) члены предложения или словосочетания
Второй грамматический признак инфинитива глагола – это характерный суффикс, который используется только в этой форме. Всего таких суффиксов два – -ти и -ть. В глаголах, которые заканчиваются на -чь, это сочетание букв является частью корня. Окончания в неопределенной форме нет.
Примеры глаголов в инфинитиве:
- тонуть (перед суффиксом гласная, поэтому используется суффикс -ть);
- вести (перед суффиксом согласная, поэтому используется суффикс -ти);
- поджечь (слово заканчивается на корень).
В ниже приведенном списке собраны правила, которые помогают отличить НФ от других глагольных форм.
Морфологические признаки у глагола неопределенной формы
У глагола в неопределенной форме нет непостоянных признаков, но присутствуют постоянные. К ним относятся:
- не/совершенный вид ;
- не/возвратный залог;
- переходность;
- спряжение.
Каждый постоянных признаков определяется по НФ.
Все глаголы по фактору завершенности-незавершенности называемого процесса относят к совершенному или несовершенному виду. Глагол сов. вида отвечает на вопрос «что сделать?» и предполагает, что действие было или будет полностью закончено. Примеры: заколотить окна, накормить ужином, сломать шкаф.
Глагол несов. вида значит, что действие имеет незавершенное состояние, результат его неизвестен. Отвечает на вопрос «что делать?». Примеры: колотить в дверь, кормить ужином, ломать шкаф.
Спряжение – это особенность изменяемости глагола по лицам и числам. Всего в русском языке 2 спряжения, у тому же, существуют глаголы разноспрягаемые, исключения и группа с особыми формами спряжения. Определить, к какому из них относится глагол, можно по инфинитиву. Для этого нужно поставить слово в НФ и обратить внимание на букву, которая стоит перед суффиксом. Если это И (укрепИть, уронИть, наклонИть), то глагол относится ко второму спряжению (кроме исключений). Если любая другая (закреплЯть, страдАть, неСти) – это первое спряжение (кроме исключений).
Возвратность – это указание на то, что некий объект совершает действие сам над собой. Грамматический маркер – постфикс -ся или -сь (исторически – сокращение от «себя»). Примеры возвратных глаголов – умыться, споткнуться, стараться. Значительная часть из них не употребляется без постфикса -ся. Невозвратные глаголы указывают, что действие совершается с другим объектом – умыть, ругать, собирать (кого-то или что-то).
Переходный глагол всегда требует при себе слово-дополнение в определенном падеже, указывающее на объект, на который направлено действие. Таким дополнением может быть существительное или местоимение без предлога. С неопределенной формой используются слова в винительном (иногда – родительном) падеже: вести (кого? что?) автомобиль, различать (кого? что?) цвета, бояться (кого? чего?) пауков, избегать (кого? чего?) боли. Значительная часть смысловой нагрузки достается зависимому слову. Непереходные глаголы имеют самостоятельное значение, могут полноценно функционировать с уточняющим словом или без него. Все эти особенности изучаются в 3 классе.
Морфемный состав инфинитива
Глагол неопределенной формы состоит из основы и окончания (нулевое, т.е. его нет в этой форме, но есть в других). Основа состоит из следующих частей:
- Корень – определяет основное смысловое значение слова;
- Приставка (необязательно) – указывает на дополнительные оттенки смысла;
- Суффикс (может быть несколько) – используется для словообразования, указывает на неопределенную форму, спряжение;
- Возвратный постфикс используется для возвратных глаголов.
Примеры морфемного разбора глагола:
- Корень -готов- со значением «привести в готовность»;
- Приставка при-, означающая «приблизить, ускорить»;
- Суффикс -и-, использующийся для словообразования глаголов;
- Суффикс -ть, указывающий на неопределенную форму;
- Нулевое окончание;
- Постфикс -ся, указывающий на возвратность.
Другой пример – глагол «жечь», который состоит из корня и нулевого окончания.
Синтаксическая роль
Как найти неопределенную форму глагола в предложении – задать вопрос к интересующему слову. Более сложный вопрос – каким членом предложения будет этот глагол. Инфинитив может быть совершенно любым членом предложения:
Глагол в неопределенной форме в роли простого или составного сказуемого.
- Ну-ка молчать! (простое сказуемое, безличная конструкция)
- Мне нужно доделать работу, всё остальное – потом. (составное сказуемое из модальной и смысловой части)
Глагол в инфинитиве в роли подлежащего.
- Что за занятие такое – копаться в чужих бедах?
В этом предложении глагол и существительное поменялись типичными ролями. Чтобы это определить, нужно задать обычные вопросы к главным членам предложения. О чем говорится – копаться. Что говорится – что это занятие. Другой пример:
- Взрослеть – это отвечать за себя самому.
- О чем говорится – взрослеть, что говорится – это отвечать.
Глагол в роли определения.
- Желание (какое?) жить всегда сильнее любых других.
Глагол в роли дополнения.
- А я сказал (что?) сделать так, а не иначе!
Глагол в роли обстоятельства цели.
- Придется рано встать (зачем?) – убрать снег.
Ответить на вопрос, что такое неопределенная форма глагола, легко – это исходная для всех других его производных форма, по которой определяют постоянные признаки. Сложнее найти данное слово в предложении и определить, каким членом оно является.
На какие вопросы отвечает и что такое инфинитив в русском языке
С этой таинственной формы начинается изучение глагола. Чтобы правильно найти его в контексте, нужно точно знать, что такое инфинитив в русском языке. Понятие «инфинитив глагола» существует при таком положении этой части речи, при котором невозможно определить время исполнения действия, и какой субъект выполняет его. На вопрос, какой формой глагола является инфинитив, есть конкретный ответ: начальной формой….
В переводе с латинского языка оно так и звучит: «неопределённый». Вопросы, на какие отвечает начальная форма, звучат так: что делать? и что сделать? Такие части речи представляют действие обобщённо, не указывая на конкретное лицо. Это обобщённое действие и есть грамматическое глагольное значение для инфинитива. Значений несколько, и они носят постоянный характер. По слову, стоящему в неопределённой форме, определяется его вид. Примеры такой зависимости вида от вопроса:
- Рисовать – что делать?- несовершенный вид.
- Нарисовать – что сделать? – совершенный вид.
Важно! Определение глагольного вида зависит от приставки С в вопросе. Инфинитив в русском языке
Распознавание
Суффиксы
Все личные формы имеют одну особенность: у каждой из них есть своя неопределённая. Отвечает инфинитив на вопросы с суффиксами –ть или –ти. Зная, что это суффиксы инфинитива, можно легко выполнить его морфемный разбор. Эти суффиксы являются формообразующими. Имеются и другие суффиксы инфинитива, которые переходят в остальные морфемы:
- -а-,
- -и-,
- -е-,
- -ыва- -ива,
- -ова- ева-.
Особое внимание следует уделить суффиксу –чь. Эта часть пришла из старославянского языка и в некоторых словах используется и в настоящем времени. Но чередующаяся согласная ч//к включается в состав корня.
Категории
Как определить число, наклонение, лицо? Это тоже невозможно сделать. Исключением могут быть только следующие категории:
- Вид (говорить – проговорить),
- Возвратность (стричь – стричься),
- Переходность (читать, загорать).
Неопределенная помогает определить спряжение той формы глагола, у которой личные окончания безударные.
Важно! Правило о спряжении основывается на том, на что оканчивается слово.
Образование
Примечателен такой факт: от основы начальной происходит образование всех глагольных форм. Эту функцию может выполнять и основа глаголов в настоящем времени. При этом инфинитив берёт на себя образование:
- прошедшего времени,
- сослагательного наклонения,
- причастия в прошедшем времени,
- деепричастия прошедшего времени.
За образование всех остальных глагольных форм несёт ответственность основа настоящего времени.
Синтаксическая роль
С точки зрения роли в предложении, инфинитив это подвижная часть речи. Он может быть в роли любого члена предложения. Как определить данную функцию, наглядно видно на конкретных примерах.
- Сказуемое: Жить – Родине служить. Предлагается отключить сотовые телефоны.
- Подлежащее: Кричать запрещается.
- Определение несогласованное: Попытка уйти с мероприятия незаметно оказалась невыполнимой.
- Дополнение: Советую вам выполнять его указания.
- Обстоятельство: Оправлялись на любимое озеро купаться.
Инфинитив в роли подлежащего
Особенности некоторых членов предложения
Если инфинитив выступает в роли сказуемого, то он будет обозначать действие, выполняемое или самим подлежащим, или лицом, на которое оно указало. Когда он выступает как обстоятельство, чаще всего заостряется внимание на цели, с которой выполняется действие предмета. При дополнении подключается ещё одно действующее лицо, о котором даже не может быть и речи, только ведётся повествование о его действии.
Инфинитив в роли сказуемого
Пунктуация
Когда изучается правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, акцентируется внимание на неопределённой форме глагола. Если этой им выражено и подлежащее, и сказуемое, то тире между ними необходимо. Ярким примером такой синтаксической конструкции может служить призыв от Министерства здравоохранения, который знаком каждому гражданину, заботящемуся о своём здоровье. (Курить – здоровью вредить!).
Инфинитив в роли обстоятельства
Нахождение основы
Зная особенности образования неизменяемой части речи, легко отыскать её основу. Это необходимо для образования таких частей речи, как причастие и деепричастие. Для примера следует взять глагол «сделала». Он находится в единственном числе, женского рода и в прошедшем времени. Основа, не должна содержать окончание и суффикс прошедшего времени. Таким образом, убирая окончание –а и суффикс –л-, легко получается искомая основа инфинитива: «сдела-».
Безошибочное определение
Каждый школьник должен находить начальную форму и знать, как поставить глагол в нее. Зная, что морфемы –ть и –ти – это суффиксы неопределённой формы глагола, можно безошибочно определить, что это инфинитив. Теперь можно задать вопросы: «что делать?» или «что сделать?». Например, глагол «рисовать» требует к себе вопроса «что делать?». А для «рисую» подходит только вопрос «что делаю?». Таким образом, первое слово – неопределённая форма, потому что во втором случае легко определяется первое лицо и единственное число. В глаголе «рисовать» такие категории отсутствуют, он неопределеный.
Инфинитив в роли определения
Что с окончанием?
До нынешнего времени среди лингвистов велись жаркие споры по поводу того, есть ли окончание инфинитива. По закону появления данной морфемы любая часть речи должна изменяться. Но неопределённость – это и есть особенность его начальной, неизменяемой форме. А раз так, то откуда же возьмётся окончание?
Важно! У инфинитива не бывает окончания! Имеются только суффиксы и основа.
Все полученные знания помогут выполнить морфологический разбор инфинитива, определить все функции инфинитива в предложении.
Уроки русского Инфинитив
Неопределённая форма глагола. Инфинитив
Вывод
Конечно, правописание любой части речи требует конкретных знаний и их применения. Но нет такой морфологической единицы, к которой было бы такое же пристальное внимание, как к глаголу в его начальной позиции. Эта категория носит и другое название: начальная форма.
[spoiler title=”источники:”]
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kakuyu-formu-glagola-nazyvayut-neopredelennoy-infinitivom.html
https://tvercult.ru/obrazovanie/na-kakie-voprosyi-otvechaet-i-chto-takoe-infinitiv-v-russkom-yazyike
[/spoiler]
Если вам нужно определить форму глагола, то читайте статью. В ней описаны правила и примеры всех видов и типов этой части речи.
Содержание
- Что такое глагол в русском языке?
- Какие бывают формы глагола в русском языке — 3, 4, 5, 6 класс: что это такое, как определить, какой формы глагол?
- Определенная и неопределенная формы глагола в русском языке: как определить окончание глагола неопределенной формы?
- Видео: Уроки русского. Неопределенная форма глагола
- Как правильно определить начальную форму глагола: как определить окончание глагола начальной формы?
- Видео: Урок русского языка — «Начальная (неопределенная) форма глагола»
- Как правильно определить время, временную форму глагола?
- Как определить спряжение глагола: как определить в неопределенной форме?
- Видео: Спряжение глаголов. Что такое спряжение глаголов в русском языке? Для чего нужно спряжение глаголов?
- Как определить форму числа глаголов?
- Как правильно определить форму лица глагола в русском языке?
- Неправильная форма глагола: как определить в русском языке?
- Переходная и непереходная форма глагола: как определить переходность глагола?
- Как определить лицо русского глагола в неопределенной форме?
- Возвратная и невозвратная форма глагола: что это такое, как определить возвратность в русском языке?
- Видео: Уроки русского. Возвратная форма глагола
- Глаголы совершенного и несовершенного вида: как определить?
- Какие бывают наклонения глаголов?
- Глагол: какие существуют основные залоги?
- Как определить третью форму глагола в английском языке?
- Видео: Все 5 форм английского глагола простым языком — таблица правильных и неправильных глаголов
- Видео: Как определить форму глагола? Русский язык 3 класс
Еще в начальной школе дети начинают учить глаголы. Продолжается эта тема по русскому языку на протяжении всей учебы в школе.
Прочитайте на нашем сайте статью о том, что означает «ТЬ» в глаголах — окончание или суффикс. Вы найдете в ней все правила и примеры для лучшего запоминания материала.
Глаголы нужны, чтобы правильно строить предложения. Какие бывают формы глаголов? Что это такое? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данной статье. Читайте далее.
Что такое глагол в русском языке?
Глаголом в русском языке называется самостоятельная часть речи, которая указывает на действие. Как правило, подразумевается такой смысл: «что делать?», «что сделать?». Существуют такие виды глагольной части речи, как переходной и непереходной, возвратный и невозвратный. В репликах и письменных фразах им отводиться роль сказуемого: «Аня купила», «Витя пошел», «Женя выронила».
Глаголы изменяемые по конкретным компонентам: временам, лицам, числам. Что примечательно, у видоизменения относительно лиц имеется и слово-синоним «спряжение».
Временные отличия:
- Событие, которое совершается в данный момент – скачет
- То, что уже имело место – скакал
- Направление будущего – поскачет, будет скакать
Разнообразие лиц и чисел:
- Первое лицо – я скачу
- Второе – ты скачешь
- Третье – онона скачет
- Единственное число – я скачу
- Множественное – мы скачем
Также в русск. языке глагольная часть речи может иметь формы вида, рода, залога и наклонения. Залог может быть средневозвратным, действительным, страдательным. От глаголов можно образовывать причастия и деепричастия.
Глаголы переходного типа подразумевают то непременное действие, что распространяется на предмет в любом случае и при любых условиях извне. Они сочетаются с существительными, местоимениями. Но должен быть винительный падеж: выругал мальчика, зарегистрировал на себя дом, поприветствовал тещу.
Что же касается отдельных случаев, могут предполагаться существительные и местоимения в родительном падеже: посадил немного картошки, продал 2 литра кваса, притащил хризантем, порезал колбасы.
Непереходными называются остальные компоненты, отвечающие на данный вопрос и имеющие схожие задачи, которые фиксируют передвижение кого-либо или функционирование физического тела в пространстве. Это глаголы: «бегать», «шагать», «возлегать» и т.д.
Глаголы бывают совершенными и несовершенными. Вторые обозначают то следствие активности индивида, что еще не завершено: «Мне нужно идти выбрасывать мусор», а первые говорят, что должно быть сделано, ограничивая личность рамками: «Этот портрет нужно нарисовать до пятницы».
Однако существуют и глаголы, которые ограничиваются одним видом: «принадлежать», «очутиться». А вот глаголы, к примеру, «обещать», «атаковать» вовсе не имеют никаких форм.
Глаголы возвратного вида легко «вычислить» по суффиксам -ся или –сь: злиться, ругаться, всполошиться. Некоторые из них зависимы от суффикса в своем составе: гордиться, надеяться, а некоторые допустимы без него: плакаться, умываться.
Невозвратные глаголы – это те, у которых нет суффикса –ся. Нередко встречаются и безличные глаголы: не спится, стемнело, похолодало и т.д. Подробнее о видах и формах глагола описано ниже по тексту. Читайте далее.
Какие бывают формы глагола в русском языке — 3, 4, 5, 6 класс: что это такое, как определить, какой формы глагол?
Теперь давайте изучим формы глагола. Многие дети не могут понять, что это значит. Какие бывают формы глагола в русском языке? Что это такое, как определить какой формы глагол? В 3, 4, 5, 6 классе учителя объясняют детям, что под «формой глагола» подразумеваются уже известные нам определения:
- Число
- Лицо
- Время
Подробнее:
- Число способно быть единств. и множеств.: «я репетирую — мы репетируем», «я пою – они поют», «я играл – они играли».
- Лицо — оно может быть первым, вторым, третьим: «я вижу – ты видишь – она видит», «я сказал – ты сказал — он сказал».
- Время подразделяется на следующие категории: настоящее — сейчас, сегодня, прошедшее — было когда-то, не важно когда, будущее — когда-то произойдет, может иметь место»: «Я говорю — он сказал – она скажет» и т.д.
Как «вычислить» верную форму? Все дело в том, что это сочетание – лицо + время + число. Ответ должен строиться по конкретной схеме. Глагол 1 лица – «я, ты», второго – «ты, вы», третьего – «он, она, оно, они».
Какое предполагается время, определить просто. Активность творится сейчас — настоящее время:
- Я леплю скульптуру
- Я готовлюсь к экзамену
- Я репетирую песню перед концертом
Если глагол прошедшего времени, то действие уже произошло:
- Вчера я почти не репетировал, поэтому и выступил не так хорошо, как хотелось бы.
- Вчера я не прочитал «Отцы и Дети», поэтому получил двойку за сочинение.
- В пятницу я рисовал стенгазету, поэтому у меня не было возможности подготовиться к контрольной по алгебре.
А вот в глаголах будущего времени, действие произойдет потом (через час, год и так далее):
- Я обязательно исправлю свою двойку, завтра я выучу весь материал.
- Сегодня я не готов, но завтра обязательно подготовлюсь.
Многие языковеды добавляют еще неопред. форму. Надо запомнить окончания: -ть, -ти или –чь. Проверочные фразы: Что делать? – зубрить; Что сделать — вызубрить, подготовить, проанализировать, обжечь, сжечь, обрести, потрясти.
Определенная и неопределенная формы глагола в русском языке: как определить окончание глагола неопределенной формы?
Неопределенная форма глагола называется инфинитивом. Она отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?». Примеры: работать, сказать, думать, говорить, уехать. По сути, это форма, которая не имеет лица, рода и времени: «выздороветь», «отказаться», «двигаться». Чисел и родов у этой формы нет. Пример: что делать? – работать, придумать.
Определенная форма глагола в русском языке всегда играет роль сказуемого. Данный глагол всегда может быть в изъявительном, сослагательном, повелительном наклонении.
Первое показывает текущее состояние. Касательно повелительного наклонения, значит, манипуляции являются желаемыми, а вот сослагательное наклонение предполагает нереальное действие.
Пример:
- Если я был бы миллионером, я бы не стоял здесь за прилавком – сослагательное наклонение.
- Да будь ты уже мужчиной, в конце концов! – повелительное наклонение.
- Я – адвокат. Эта профессия до сих пор является популярной – изъявительное наклонение.
Как определить окончание глагола неопределенной формы? Стоит отметить следующее:
- Глагол неопред. формы можно узнать по суффиксам -ть или -ти.
- У возвратных глаголов прибавляется постфикс -ся или -сь.
Допустим: представить не можете, вышел подышать свежим воздухом, было бы с кем поработать и пр.
Видео: Уроки русского. Неопределенная форма глагола
Как правильно определить начальную форму глагола: как определить окончание глагола начальной формы?
У глагола есть начальная форма. Как определить ее и окончание глагола начальной формы? Ответ:
- Начальной является неопределенная форма глагола, то есть инфинитив.
- Последний указывает на какие-то манипуляции либо состояние: «видеть», «слышать», но не значит время действа либо количества субъектов, которые там присутствуют. Причем, не важно, кем они приходятся.
Глагол может изменяться по лицам, числам, времени и наклонениям. У начальной формы невозможно определить род, время, лицо, число, прочие факторы:
- Что делает? — играет
- Что делать? — читать, писать
- Что делаешь? — учишь
- Что сделаю? — соберусь
- Что сделать? — собраться, отправиться
- Что сделаем? — отправимся
Начальную форму легко найти по окончаниям -ть, -ти, например: нести, ползти, обогнать и пр.
Видео: Урок русского языка — «Начальная (неопределенная) форма глагола»
Как правильно определить время, временную форму глагола?
Перемены состояния глагольной части речи по временному признаку – основная составляющая грамматики. Как определить временную форму глагола? Основой можно назвать противопоставление одного отрезка другому. Допустим: он ходил, он смеялся, я буду изучать, изучу, она верит, будет верить и т.д. Подробнее:
- Прошедшее время глагола говорит о том, что происходило когда-то раньше: «Вчера вечером мы нашли раненого солдата, но было уже поздно», «Паша работал над курсовой весь год».
- Настоящее время указывает на то, что происходит сейчас: «Я пишу сценарий, поэтому пока не звони мне», «Журнал выходит по средам».
- Будущее время выражает те события, которые еще только грядут: «На следующей неделе я не буду на соревнованиях, потому, что уезжаю к бабушке в Ярославль».
Написать правильно очень просто. Ведь время контролируемо при помощи ряда суффиксов. Также присутствует изменение по числам, лицам в ряде времен.
Жизнедеятельность человека тесно связана со временем: «вчера вечером я навестил своего соседа», «сегодня утром мы провели семейный совет», «завтра я поеду к бабушке, чтобы помочь ей с прополкой огорода». Соответственно, именно время – тот фактор, на который ориентируются в нашем родном языке. Однако в грамматике — это переменный фактор, который характерен в большей степени для изъявительного наклонения. Даже если глагольные формы изменяются по временам, они сохраняют первичные признаки. К примеру:
- Говорим о настоящем: что делаешь? – я сочиняю
- Если это уже было: что сделал? – я сочинил
- Мечтаем о том, что свершится: что сделаешь? – я сочиню, я намерен весь вечер сочинять
Глаголы из подраздела «совершенные» употребляют, когда говорят о тех событиях, которые произошли до текущего момента:
- Джек построил прекрасный дом еще в прошлом месяце.
- Когда Анна поступила в университет, она приобрела прекрасного друга в лице Николая.
Что же касается глагола несовершенного вида, он употребляется тогда, когда результат не важен:
- Юля и Тимур сажали картошку.
- Антон и Вика учили уроки.
В данном случае имеется только прошедшее время. Но рассказчик не говорит, насколько успешно молодые люди справились с этим заданием. Указывается сам факт того, что они уделяли этому занятию время в прошлом.
В случае с настоящим временем, имеются ввиду манипуляции, которые выполняются здесь и сейчас:
- Не мешай мне, я решаю задачу.
- Ты не мог бы отойти, я сейчас провожу опыт.
- Перезвони мне попозже, потому что в настоящий момент я делаю лабораторную работу.
- Когда я иду из школы, я всегда звоню маме.
- Юноши учатся в колледже, а потом поступают в политех.
Чтобы правильно составлять предложения, важно знать и про спряжение глаголов. Читайте далее.
Как определить спряжение глагола: как определить в неопределенной форме?
Спряжение глагола определяет суффикс инфинитива и возможность образования неопределенной формы глагольной части речи. Но в конкретных случаях рассматривается ударный фактор окончания слова. В случае с 1-м спряжением, имеются такие различия в окончаниях: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), а со вторым: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Как можно заметить, в первом варианте превалирует буква «Е», а во втором – «И»: видеть – видим, видите, видят, спать – спите, спит, спят, горите – горят, горим и т.д.
Но если глагол идет с приставкой, то он относится к тому же спряжению, что и без нее. Допустим:
- «Лететь» и «вылететь»
- «стонать – застонать»
- «кричать – закричать»
- «полежать» — «лежать»
Что же касается постфикса «-ся», для спряжения он тоже не важен. Имеется и еще ряд факторов, которые стоит учитывать.
- Бывают и компоненты речи с различной степенью спряжения.
- Они имеют вариативные окончания. Это слова: «есть», «блестеть», «брезжить», «хотеть», «бежать», «дать»: бежать – бегу, ем, ешь, едите, едят, дать – дам, дашь, дадут и т.д.
Но некоторые источники грамматики говорят, что имеют место компоненты с переменным спряжением.
Неопределенная форма глагола в русском языке – это инфинитив. Спряжение №2: это все слова на -ить — «зрить», «стелить», а также на -еть — «прозреть», «обидеть», «видеть», «ненавидеть», «терпеть», «зависеть» и т.д. Стоит знать:
- Когда окончание «-ать» — это указывает на первое спряжение, «-ить» — на второе.
Как еще определить? Важно непременное наличие настоящего события. Окончание будет безударным, когда спряжение можно определить по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Видео: Спряжение глаголов. Что такое спряжение глаголов в русском языке? Для чего нужно спряжение глаголов?
Как определить форму числа глаголов?
В русском языке глаголы всегда видоизменяются по числам: я кладу, ты кладешь, он кладет, они кладут, мы несем, они несут, она несет. Подсказки всегда предоставляют аналогичные окончания. Если же имеется ввиду прошедшее событие наклонения изъявительного толка, то задаются такие вопросы, как: «что делал?», «что делали?», добавляется окончание –и:
- Корабли плыли неспешно.
- Вчера соседи сильно шумели.
В повелительном наклонении имеются только 2 доступных вариации: ед. число и множеств. второго лица:
- Выполнять – выполняйте
- Выполните, осуществите непременно
Стоит обратить внимание, что активно реализуется постфикс –те. Порой уместно нулевое окончание или –и:
- Отрежь – отрежьте
- Иди – идите
При взаимодействии с условным наклонением, показателем множеств. числа является окончание -и, в ед. числе — нулевое окончание, что подразумевает мужской род, -а, — в форме жен. рода и -о — в форме средн. рода. К глаголу, который ориентирован на одну персону, зададим вопросы: что сделал (-а,-о) бы? Во множественном числе звучит вопрос так: что сделали бы? – Презрели бы, восславили бы, поработили бы.
Как правильно определить форму лица глагола в русском языке?
Глагол не может быть безличностным. По сути, данный аспект выражает все действие. Как правильно определить форму лица глагола в русском языке? Лицо бывает:
- Первым
- Вторым
- Третьим
Помимо этого глаголы различаются по виду, наклонению, переходности и т.д.
- Форма 1 лица напоминает нам, что действие уже выполняется или будет исполняться самим индивидом вместе с другими участниками процесса. Используются местоимения «я» и «мы»: я строю – мы строим, я выдержу – мы выдержим, я защищаю – мы защищаем.
- Форма 2-го лица — явление будет свершать кто-то. Соответственно, используются местоимения «ты», «вы»: ты польешь огород, вы пойдете в гости.
Предпочтительны личные окончания с буквой «е» или «и». Дальнейшее функционирование зависит от соответствия глагола к какому-либо из утвержденных спряжений:
- Ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь (II спр.)
- Мн. ч. -ете (I спр.), -ите (II спр.)
Что же касается описания процессов, которые еще не имели места, то добавляется «-ите»:
- Я говорю — вы говорите
- Я спешу – вы спешите
- Я приведу – вы приведете
Предпочтительно и повелительное наклонение: сделай – сделайте.
- Наличие 3-его лица формы глагола оповещает о том, что действие принадлежит тому, о ком идет речь. Вариации 3-го лица в различных числах соотносятся с местоимениями «он», «она», «оно», «они» и спрашивают: «что делает?», «что сделает?»: она сдает экзамен, он пилит бревно.
Подсказки для правильного выбора:
- Нужно использовать проверочный вопрос.
- Обозначить каким будет окончание.
- Догадаться о наличии активности и течения событий путем соотнесения глагола с личным местоимением.
- Подвести итоги.
Теперь вам будет просто определить форму лица глагола. Давайте научимся определять спряжение глагола. Читайте далее.
Неправильная форма глагола: как определить в русском языке?
Данные лингвистические компоненты заметны тем, что они имеют устоявшиеся причастные свойства, а также упоминания былых событий. Единого алгоритма образования нет. Все усваивается путем закрепления. Допустим: делать — сделал – сделанный. Упорядочить данные связки нереально. Допустим, неправильная форма глагола «идти». Ударение ставится на последний слог. Вместо «-ть», которое ожидается, используется «-ти». Другими словами, это исключения.
Как еще определить в русском языке? Ответ:
- Имеет место второе спряжение (кроме «брить» и «стелить»), могут использоваться производные от суффиксов.
- Что же касается разноспрягаемых частей речи, имеются окончания обоих спряжений. Именно поэтому пишется не «хочут», а «хотят».
- А вот глаголы «дать», «есть» имеют особую систему окончаний. Они не относятся ни к одному из существующих спряжений.
Существует еще такое понятие, как переходность глагола. Читайте далее.
Переходная и непереходная форма глагола: как определить переходность глагола?
Некоторые вариации русских глаголов распространенного вида подразумевают дополнение прямого вида. Глаголы бывают переходными и непереходными. О чем же здесь речь, что это за формы? Как определить переходность глагола?
- Имеет место в предложениях прямое дополнение.
- С его помощью глагол может взаимодействовать с существительными, не требуя предлога и т.д.
- Также может обозначаться объект действия.
Пример:
- Пойти на концерт
- Есть доширак (прямое дополнение)
- Расти как на дрожжах
- Стоять под окном (непрямое дополнение)
Непереходные глаголы можно идентифицировать по значению и способам того, как можно ими оперировать.
Переходные глаголы подразумевают активность либо его влияние. Оно касается предметов и лиц. Аспект можно рассматривать как некий переход. Форма в данном случае беспредложная. Возможно существительное в винительном падеже.
Если есть отрицательная форма глагола, то падеж всегда родительный, как и тогда, когда речь идет о какой-то детали объекта: приглашать (кого?), испытывать (кого, что?) и т.д.
О чем еще говорят данные языковые условия?
- Происхождение чего-либо: написать стихотворение, вырубить лес.
- Восприятие каких-то аспектов: страдать от голода и холода, слышать скрипы и стоны, ощущать тепло.
- Влияние на объект, которое в корне не меняет его: благодарить братьев, гладить собаку, приветствовать сослуживцев.
- Отношение к человеку или любому живому и неживому существу: обожать кофе, ненавидеть соседа.
Имеются и те части речи, которые обозначают чьи-то поступки, однако действие не распространяется на прямой объект и в нем не нуждается. Такие глаголы не взаимодействуют с существительными в винительном падеже: возлегать на кушетке, обедать с сестрой, радоваться новому дню, преподавать в ВУЗе, удобно устроиться в микроавтобусе.
Нередко речь идет о лексическом сочетании, отображающем:
- Состояние эмоций и психики, место расположении в пространстве и прочее: притулиться, хандрить, расстроиться.
- Движение и существование: быть, казаться, являться.
- Склонности и опыт: учительствовать, бедствовать, попрошайничать.
Признаки переходности глагола:
- Управляет существительными и местоимениями в падежах родительном и винительном без наличия предлога: исследовать машину, не принимать спиртное.
- Непереходным глаголам нужен предлог: «перескочить» из автобуса в такси, подраться из-за девушки.
- Возвратные глаголы почти всегда лишены переходного свойства: дом строится, люди влюбляются, ученики готовятся.
Далее еще больше правил и примеров.
Как определить лицо русского глагола в неопределенной форме?
Неопределенная форма русского глагола отличается тем, что отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?». Как определить лицо? Как правило, инфинитив может брать на себя обязательства любого члена предложения:
- Курить – здоровью вредить (инфинитив в роли подлежащего).
- Говорить с папой в таком состоянии нет никакого смысла.
Кроме этого:
- Глагол в неопределенной форме может выступать в роли сказуемого: «Мне очень хочется победить в эстафете завтра утром».
- Бывает, что инфинитив выступает вроде определения: «Невозможно не пошуметь на рок-концерте».
Также инфинитив управляет падежом существительного или местоимения. Это тоже отличительная черта такого глагола:
- Добиться (чего?) признания
- Аккомпанировать (кому?) дирижеру, пианисту
- Пообещать (что?) комфортный сервис
- Беспокоиться (о ком?) о сыне, который находится на срочной службе
Глаголы в неопределенной форме являются самостоятельными: что сделать – поесть, что делать – чинить машину и т.д.
Возвратная и невозвратная форма глагола: что это такое, как определить возвратность в русском языке?
Возвратностью называется языковое явление, в котором участвует направление, состояние либо действие. Спряжение применимо практически для всех данных слов. Они имеют префиксы -ся/-сь. Что такое возвратность хорошо видно на примерах:
- Паша умылся, соседка разговорилась — возвратные глаголы русского языка
- Щенок поиграл с мячиком и убежал в дом, сегодня шел дождь — невозвратные глаголы
Как определить возвратность?
- Стоит обращать внимание и на значение.
- Именно постфиксы -ся/-сь отличают возвратные глаголы от невозвратных: щенок кусается, ткань мнется и т.д.
Возвратные и невозвратные глаголы предполагают спрягаемые формы, добавляются постфиксы -ся/-сь. Рассматриваются и вариации разного свойства. Вот примеры, как определить в русском языке:
- Вчера с неба спускался снег, а сегодня сухо.
- Ипполит наскоро собрался.
- Шура заболталась со своей кузиной.
Как правило, возвратные глаголы отображают прямую активность, которая проецируется на субъект (на говорящего, делающего и т. д.):
- Одеваться, мыться — собственная активность личности
- Мириться, сходиться, расходиться — действие между парой индивидов
- Печалиться, огорчаться — эмоциональная грань человека
- Этот котенок царапается, это растение колется — постоянное свойство
- Смеркается, лопается — действие без одушевленных участников
Возвратные глаголы легко определить по постфиксам. Если возвратный постфикс есть, значит, глагол возвратный. Речь идет о постфиксах:
- -ся – имеет место, если основа глагола кончается на согласный — укрылся, взобраться
- -сь – внедряется, если основа глагола оканчивается на гласный — поднялось, разлилась
Глаголы возвратного типа могут быть:
- Производными от невозвратных: целовать – целоваться, судить – судиться
- Непроизводными возвратными глаголами: улыбаться, смеяться, гордиться
Стоит знать: Все возвратные глаголы являются непереходными.
Невозвратные глаголы бывают как переходного, так и не переходного типа, они отображают:
- Действие, направленное на субъект — читать журнал, собирать пазл.
- Состояние, положение в пространстве, разнонаправленное действие и др. — ходить, стоять, думать, мечтать.
У невозвратных глаголов отсутствуют постфиксы -ся/-сь.
Видео: Уроки русского. Возвратная форма глагола
Глаголы совершенного и несовершенного вида: как определить?
Видом глагола называется характер протекания действия относительно временных отрезков, отношение внутреннего предела и действия, возможность ограничить либо лишить границы действие. Как определить глаголы совершенного и несовершенного вида? Ответ:
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?». Они отображают активность, ограниченную пределом в тот или иной момент, либо же речь идет о законченности и результате: «что сделать?» — «купить», «что сделать?» — ответить.
- Глаголы несовершенного вида не имеют временных отрезков. Допустим: «что делать?» — «читать» — «Человек может долго читать одну книгу, если его никто не лимитирует во времени».
Определить достаточно просто. Во-первых, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: «что делать?», «что делает?», «что делали?», а совершенного «что сделают?», «что сделали?». В совершенном виде всегда есть определенность и некие рамки. К примеру:
- Антон читает (несовершенный вид)
- Дети дочитали произведение до конца (совершенный вид)
Также, чтобы определить вид, можно подставить слово «буду»:
- Буду петь – несовершенный вид
- А вот к глаголу «спеть» нельзя поставить слово «буду» – значит, это совершенный вид
В совершенном виде еще добавляются приставки. Слово «готовить» — несовершенный вид, «приготовить» — совершенный:
- «Мне нужно приготовить обед» — в определенное время, до определенного временного периода, или «Я люблю готовить» — в целом, отношение к процессу.
Ниже еще больше полезной лингвистической информации. Читайте далее.
Какие бывают наклонения глаголов?
Официально существует три вида наклонения глаголов:
- Изъявительное (танцую)
- Условное или сослагательное (пел бы)
- Повелительное (пляши)
Подробнее:
- Изъявительное – это те события, что наблюдаются, уже имели последствия, либо непременно произойдут: «Через 1000 лет Земля налетит на небесную ось», «Вчера мы гостили у бабушки с дедушкой», «Я пою – я пел – я буду петь» и т.д.
- Сослагательное – это наклонение также подразумевается условным, и обозначает те виды активности и события, что произойдут при каких-то обстоятельствах: «Если бы я не знал английского, Джон меня не понял бы», «Если бы не неблагоприятная погода, мы бы обязательно пошли на рыбалку», «Если мне позволят выступить на концерте, я обязательно спою».
- Повелительное – это направление побуждает другого участника действа к активности без промедления: «Немедленно перестань реветь!» «Быстро вытри руки!», «Сейчас же садись обедать!» «Возьми себя в руки, ты парень или кто?!», «Записывай, я сказал!».
Еще один важный момент русского языка — это залог глагола. Что это такое, читайте далее.
Глагол: какие существуют основные залоги?
Имеют место действительный, страдательный, средневозвратный залоги глаголов в русском языке. Подробнее:
- Действительный залог подразумевает переходные глаголы, подразумевает активные действия. Их делает субъект по отношению к объекту. Что же касается действительного залога, то в нем субъект выступает подлежащим, а объект – дополнением. Винительный падеж не предполагает такой части речи, как предлог. К примеру: «Добро повергнет зло».
- Средневозвратный залог подразумевает те проявления, что преобразованы исключительно от компонентов переходного типа. Используется аффикс –ся. Преимущественно, смысл заключается в действиях субъекта, которое никого напрямую не касается: возвращаться, возвращать, сосредоточиться.
- Страдательный залог глагола в русском языке по значению похож на действительный залог. Но он характеризуется своими морфологическими и синтаксическими функциями. К примеру: «Рабочие строят дома».
Итак, про глаголы русского языка, вы знаете почти все. Но иногда нужно определить форму глагола в латинском языке. Читайте далее.
Как определить третью форму глагола в английском языке?
Одни части речи в английском подлежат установленным алгоритмам, а другие являются уникальными исключениями. Существует огромное количество правильных и неправильных глаголов:
Глаголы правильного типа (regular verbs) — отличаются тем, что «плюсуется» окончание -ed.
Например:
- ask— asked, спрашивать — спросил.
Глаголы неправильного типа (irregular verbs) — это части речи, где образование не подлежит логике.
Например:
- teach — taught, учить— учил.
Третья форма обнаруживается у двух видов лингвистических компонентов. По сути, это глагол в прошлом времени, не утративший признаков предмета.
- studied — освоенный
- done — исполнивший
- bought — купивший
К примеру:
- You have done your masterpiece. Ты сделал свой шедевр
У неправильных глаголов 2-я и 3-я формы могут:
- Быть идентичными
Have— had — had, иметь — имел.
- Иметь различный вариативный ряд
Do — did — done, делать — сделал.
Видео: Все 5 форм английского глагола простым языком — таблица правильных и неправильных глаголов
Мы вам описали все существующие правила про формы глагола в русском языке. Примеры помогут закрепить знания. Если остались еще вопросы, посмотрите видео. В нем более наглядно разъясняется все лингвистические составляющие глаголов.
Видео: Как определить форму глагола? Русский язык 3 класс
Прочитайте по теме:
- Мягкий знак после шипящих у глаголов: что означает?
- Глаголы исключения 1 и 2 спряжения: таблица
- Как определить лицо глагола: правило, примеры
- Спряжение безударных окончаний глаголов
- Как отличить суффикс от окончания 3 класс: правила