Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
- дорог а ;
- длин н ая ;
- тво я ;
- перв ый ;
- припис ыва ю ;
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
- хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
- дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
- двадцат ый (им. п. ед.ч.), двадцат ого (р. п. ед. ч.), о двадцат ом (п. п. ед. ч.);
- твой — тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
- прыга ю (1 лицо ед. ч.), прыга ешь (2 лицо ед. ч.), прыга ете (2 л. мн. ч.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
- красн ый флаг;
- красн ая полоска;
- красн ое зарево;
- красн ые огоньки.
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
- р. п. нет (чего?) красот ы ;
- д. п. стремлюсь (к чему?) к красот е ;
- в. п. вижу (что?) красот у и т. п.
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
- счет -фактур а — чего? счёт а — фактур ы , чему? счёт у -фактур е , о чём? о счёт е -фактур е ;
- тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
- мальчик ;
- речь ;
- мой ;
- тёмен ;
- окружён .
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
- лицо (кого?) мальчик а ;
- иду (к кому?) к мальчик у ;
- наши мальчик и .
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
- пальто — корень;
- драже — корень;
- алиби — корень;
- такси — корень;
2. несклоняемые прилагательные
- рукава реглан ;
- цвет хаки ;
- час пик ;
- юбка макси ;
3. наречия
- когда — корень;
- ответить быстр о — корень/суффикс;
- бежать в при прыж к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
- одеться по — зим н ему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
- книга (какова?) интереснее фильма ( интерес н ее — корень/суффикс/суффикс);
- мёд (каков?) слаще сахара ( слащ е — корень/суффикс);
- сделать громч е — корень/суффикс;
- выглядеть весел ее — корень/суффикс;
5. деепричастия
- у бег а я — приставка/корень/суффикс/суффикс;
- про чит а в — приставка/корень/суффикс/суффикс.
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи исследуемого слова;
- выясним, изменяется слово или нет;
- изменим слово по падежам, родам, числам или лицам;
- сравнив формы слова, выделим в нем окончание.
Видеоурок
Окончания в русском языке
Title: Что такое окончания в русском языке?
Description: Окончания, флексии, имеются у изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения и служат для связи слов в словосочетании и предложении.
- Грамматические признаки окончания
- Как определить окончание в слове?
- Нулевое окончание
- Слова, не имеющие окончаний
- Вывод
- Видеоурок
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Окончание
Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником —
Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении.
Например:
Катя читала книгу с красивыми картинками.
Крисивые картинки у Кати в книге.
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово (по падежам, родам или числам).
При изменении окончаний меняется форма одного и того же слова (книга И. п. — книги Р. п.). В этом отличие форм слова от однокоренных слов, где меняются суффиксы и приставки.
В словах может быть нулевое окончание. Такое окончание не выражено звуком и обнаруживается только при сравнении форм слова (т.е. при его склонении по падежам).
Пример:стол — столы, кровать — кровати.
Нулевое окончание в словах следует отличать от слов, совсем не имеющих окончания — сокол — тихо. Слова, не имеющие окончаний, называют неизменяемыми.
Обычно окончание стоит в конце слова, однако бывают случаи, когда окончание стоит в середине слова: какой — нибудь, слушается.
В некоторых словах бывает больше, чем одно окончание: пятидесяти, к пятистам. Чаще всего это имена числительные.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
- дорога;
- длинная;
- твоя;
- первый;
- приписываю;
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
- хороший (м. р.), хорошая (ж. р.), хорошее (ср. р.), хорошие (мн. ч.);
- дерево (и. п.), мимо дерева (р. п.), к дереву (д. п.) и т. д.;
- двадцатый (им. п. ед.ч.), двадцатого (р. п. ед. ч.), о двадцатом (п. п. ед. ч.);
- твой — твоего, твоему, твоим, о твоём;
- прыгаю (1 лицо ед. ч.), прыгаешь (2 лицо ед. ч.), прыгаете (2 л. мн. ч.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
- красный флаг;
- красная полоска;
- красное зарево;
- красные огоньки.
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.Окончания — это словоизменительные морфемы, находящиеся после корня или суффикса, выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
- р. п. нет (чего?) красоты;
- д. п. стремлюсь (к чему?) к красоте;
- в. п. вижу (что?) красоту и т. п.
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
- счет -фактура — чего? счёта — фактуры, чему? счёту-фактуре, о чём? о счёте-фактуре;
- триста — трёхсот , трёмстам, тремястами, о трёхстах.
Как выделить окончание?
Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова: именные части речи – просклонять, глагол – проспрягать. Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
- мальчик ;
- речь ;
- мой ;
- тёмен ;
- окружён .
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
- лицо (кого?) мальчика;
- иду (к кому?) к мальчику;
- наши мальчики.
В падежных формах нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.Смотрите ещё примеры слов с нулевым окончанием.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
- пальто — корень;
- драже — корень;
- алиби — корень;
- такси — корень;
2. несклоняемые прилагательные
- рукава реглан;
- цвет хаки;
- час пик;
- юбка макси;
3. наречия
- когда — корень;
- ответить быстро — корень/суффикс;
- бежать вприпрыжку — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
- одеться по—зимнему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
- книга (какова?) интереснее фильма (интереснее — корень/суффикс/суффикс);
- мёд (каков?) слаще сахара (слаще — корень/суффикс);
- сделать громче — корень/суффикс;
- выглядеть веселее — корень/суффикс;
5. деепричастия
- убегая — приставка/корень/суффикс/суффикс;
- прочитав — приставка/корень/суффикс/суффикс.
Таблица окончаний падежей
Падеж | На какой вопроса отвечает? | Изменение окончания |
Именительный | Кто? Что? | Степлер_/ Трава |
Родительный | Кого? Чего? | Степлера/ Травы |
Дательный | Кому? Чему? | Степлеру/ Траве |
Винительный | Кого? Что? | Степлер_/ Траву |
Творительный | Кем? Чем? | Степлером/ Травой |
Предложный | О ком? О чем? | О степлере/ О траве |
Расположение окончания внутри слова
Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.
Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.
Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.
Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.
Двойное окончание в слове
Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.
И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.
Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!
Два окончания в слове.
В сложных словах возможно выделение двух окончаний:
- у существительных: кресл(о)-кровать() — кресл(а)-кроват(и);
- у числительных: пять()десят() — пят(и)десят(и).
Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о-лет(), красн-о-кож(ий).
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи исследуемого слова;
- выясним, изменяется слово или нет;
- изменим слово по падежам, родам, числам или лицам;
- сравнив формы слова, выделим в нем окончание.
Видеоурок
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/okonchaniia.html
https://russkii-po-tablicam.ru/okonchanija-v-russkom-jazyke/
[/spoiler]
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 31
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое окончание;
Научимся:
- находить окончание в слове;
- приводить примеры слов с разными окончаниями;
- различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёзы. Берёза.
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Окончание выделяется знаком .
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
Лиса – лисы.
Книга – книги.
Озеро – озёра.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Разбор заданий
Базовый уровень
Укажите наиболее полное определение окончания.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правильный ответ
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
- Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
Правильный ответ
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Укажите слово с окончанием -Е.
- Море
- Книга
- Тетрадка
- Школа
- Пеналы
Правильный ответ
Море.
Повышенный уровень
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
- к реке
- у реки
- о реке
- для реки
5. в реку
Правильный ответ
Вечером мы подошли к реке.
Укажите слова с нулевым окончанием
- Пена
- Свет
- Краска
- Зима
- Лето
Правильный ответ
Свет.
Урок
русского языка в 3 –м классе
Тема: Как найти в слове окончание?
Цель урока: организовать деятельность
учащихся по ознакомлению с изменяемой частью слова – окончанием, его ролью в
образовании форм слова; формированию умения находить окончание слова.
1. Мотивация
– Прочитайте пословицу: Делу –
время, потехе – час.
– Значение каких слов вам непонятно?
(Потеха – веселье, развлечение…)
– Как вы понимаете эту пословицу? (Всему
свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)
– Почему мы начинаем урок с этой
пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)
– Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!
2. Актуализация
МОЗГОВОЙ ШТУРМ!
1.Гласных звуков 6 (ДА)
2. При произнесении согласного звука
воздух через рот проходит свободно(НЕТ)
3. Мягкость согласного звука на письме
обозначается буквами А,О,У,Э,Ы.(НЕТ)
4. В слове СТОЛЫ – орфограмма БЕЗУДАРНАЯ
ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА (ДА)
5.В слове КОЛЬЦО количество букв и звуков
совпадает( НЕТ)
6.В слове ОСИНА три слога (ДА)
7.В слове МОЛОКО ударение падает на 3 слог(ДА)
8.Имя ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – это часть слова(НЕТ)
9. В предложении ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ ЗАКРУЖИЛИСЬ
В ВОЗДУХЕ грамматическая основа ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ(НЕТ)
10. ОКОНЧАНИЕ – это часть слова (ДА)
Что вы узнали про ОКОНЧАНИЕ на прошлом
уроке? Расскажите друг другу правило,используя вопросы прошлого урока.(РАБОТА
В ПАРЕ)
Покажите НА СХЕМЕ ,в какой части
слова находится окончание и каким знаком обозначается.
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ мы
провели с вами МОЗГОВОЙ ШТУРМ?
ОЦЕНИТЕ
СВОЮ РАБОТУ
– Откройте тетради, запишите число,
«Классная работа».
ЧИСТОПИСАНИЕ
ъ ы ь
ОБЕД
Что общего в буквах ?
Какая лишняя?
ХАРАКТЕРИСТИКА буквы Ы (ПО СХЕМЕ)
Пропишите ,оцените
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
обед
Лексическое значение слова
Звуковую транскрипцию слова
Однокоренные слова:обед,
Формы слова:обед,
Составьте -повествовательное предложение
-вопросительное
-побудительное
ОЦЕНИТЕ
словарную работу
ФИЗМИНУТКА
3.Постановка учебной проблемы.
Формулировка цели урока
Какое задание вы можете предложить еще к
слову ОБЕД?
Задание :НАЙТИ
ОКОНЧАНИЕ
КАКАЯ будет ТЕМА УРОКА ?
КАК
НАЙТИ В СЛОВЕ ОКОНЧАНИЕ?
4. Открытие нового знания
Какую строчку используем ,чтоб найти
окончание в слове обед ?
Сформулируйте правило:ЧТОБЫ НАЦЙТИ
ОКОНЧАНИЕ НАДО ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ СЛОВА.
Проговаривание нового знания (хором
в полголоса)
5. Закрепление нового материала
Работа в парах
по карточке
Выделите окончание.
Проверка.Оценивание.
А сейчас по шкале успеха оцените на
сколько был успешным для вас урок.
6. Рефлексия
Сегодня мы на уроке узнали….
Мне на уроке понравилось….
Были трудности….
СПАСИБО ЗА УРОК!
Домашнее задание:с. 81 правило,упр.150
Карточка № 1. Работа в парах. Составьте
словосочетания со словом осина
Стою у |
осины |
Подошел |
осине |
Увидел |
осину |
Любуюсь |
осиной |
– Ребята, отгадайте загадку.
Бегу я,
как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река)
– Запишите отгадку. (Ученик у доски). Найдите
и выделите окончание в слове река.
– Какое окончание вы выделили? Что вы
делали, чтобы найти окончание?
– Прочитайте совет мудрой совы на стр. 81.
– Что надо сделать, чтобы найти в слове
окончание? (Изменить форму слова)
Проговаривание нового знания (хором
в полголоса)
5. Закрепление нового материала
– 3 мин
– Давайте попробуем найти и выделить
окончание в следующих словах: (учащиеся у доски)
1. Антоним
к слову маленький (Большой)
2. Синоним
к слову ураган (Буря)
3. Антоним
к слову молчит (Кричит)
– Какая задача урока решена? (Учились
находить в словах окончание)
6. Рефлексия – 2 мин
– Все задачи урока решены. Достигли ли мы
цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок? (Делу
– время, потехе – час)
– Задание: выделите в словах пословицы окончание.
Проверка с доской.
– Кто сделал так же как я? С чем вы не
согласны? (Дети не выделили окончание в слове час. ???)
– Есть в слове час окончание или
нет, мы будем говорить на следующем уроке. А если в остальных словах выделили
окончание верно, значит вы можете оценить себя на самой высокой отметке шкалы…
– Оцените каждый свою работу. (По шкале)
7. Итог урока – 1 мин
– Какую цель мы ставили перед собой в
начале урока?
– Добились ли мы цели?
– Что узнали?
– Чему учились на уроке?
– Спасибо за урок!
Дом. задание: стр. 80-81 правила, упр.
146. (можно разобрать)
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это изменяемая часть слова.
5 584
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Например: красивый – красивая, красивое, красивые – -ый, -ая, -ое, -ые – окончания.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
«Ся» – это не окончание!
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
- Все служебные слова: предлоги (на, за, в, вследствие, благодаря), союзы (и, а, но, чтобы, что), частицы (не, ни, же).
- Междометия (ах, ой, блин, ура).
- Звукоподражания (гав-гав, мяу-мяу, квак-квак, курлык-курлык).
- Наречия (вверх, громко, сразу, утром, весной).
- Деепричастия (вспоминая, изучив, выпросив, спустив, открывая).
- Категория состояния (холодно, тепло, одиноко, страшно).
- Некоторые заимствованные прилагательные (хаки, беж, меланж).
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
( 5 оценок, среднее 3.8 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.
Урок русского языка в 3 «Д» классе
УМК «Школа России»
Тема урока: Что такое окончание. Как найти в слове окончание.
Цели:
Обучающие: углубить представление об особенностях окончания как части слова; формировать умение находить окончания в словах.
Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, орфографической зоркости, памяти, мелкой моторики рук.
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам русского языка, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика
Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, пользоваться толковым словарем, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: электронное приложение к учебнику.
Необходимое оборудование и материалы: учебник для 3 класса «Русский язык», авт. В.П. Канакина, мультимедийный проектор, презентация в слайдах, карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки со словами различных частей речи.
Технологическая карта урока русского языка «Часть слова – окончание»
Этап урока Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Огр.момент. Цель: подготовка и мотивация детей к работе на уроке. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности Создаёт эмоциональный настрой. -Представьте, что к вам на ладошку опустилось солнышко. – Какое оно? -А давайте мы с ним поиграем. -Опустите его, пусть посмотрит, как мы работаем. – А как мы должны работать? -И оценивать себя будете по «ладошки»- отметкам. |
проверяют готовность к уроку. Начинается урок Тёплое,жёлтое,весёлое,доброе..Перебрасывают солнышко с руки на руку, подбрасывают солнышко. Старательно, активно, дружно! |
Личностные: Самоопределение Смыслообразование Коммуникативные: дружба и товарищество с одноклассниками; Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний |
– Прочитайте пословицу (на доске) Где труд, там и радость. – Как понимаете смысл пословицы? – Это девиз нашего урока. – Пусть работа на уроке принесёт и вам сегодня радость. |
Потрудился и радуешься тому, что сделал! |
|
3. .Минутка чистописания |
– Найдите орфограммы. -Запишите пословицу. Оцените свою работу и поставьте оценку на ладошке |
Обосновывают выбор написания. |
Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) |
4.Словарная работа |
– Назовите синоним к слову труд. – Назовите орфограмму – Можно её проверить? – Следующий этап нашего урока – словарная работа. Задание: Спишите слова, вставив пропущенные буквы. Проверка. -Как выполнена словарная работа? Оцените свою работу. |
Работа Выполняют задание. Словарное слово, нужно запомнить! Проверяют как выполнил словарную работу ученик. |
|
4. Постановка учебной задачи Работа с тестом. |
-Прочитаем предложения. -Какие слова повторяются? – Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова). – Выделите корень. Как называется изменяемая часть слова? Что про нее знаете? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. -Прочитаем об этом правило в учебнике с.80,с.81. Найдите слова с нулевым окончанием. (упр.150) – Оцените как вы поработали на ладошке. |
Берёзу называют символом России. Русь моя, люблю твои берёзы! Берёза воспета в поэзии. Под берёзой нашли грибок. О берёзе слагали песни. На берёзах распустились почки. Форма одного и того же слова. Что такое окончание. Как найти в слове окончание. |
Познавательные: структурирование знаний Регулятивные: осознание учащимися качества и освоения знаний Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации |
Самостоятельная работа. Работа над предложением (первичное закрепление) |
Составьте, пожалуйста, предложение из слов: искристый, земля, лежит, на, снег Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания в словах. -Дайте характеристику предложению! -О чем говорится в предложении? Оцените свою работу. |
||
Работа по карточкам. |
Детям предлагаются карточки с заданием. – Прочитайте задание. Всё понятно. – Читаем, что получилось. Оцените свою работу. |
Читают задание. Выполняют работу по карточкам. Оценивают работу |
|
Закрепление изученного материала |
Работа с учебником Самостоятельная работа по вариантам(С.83.упр. 152) 1 вариант – формы слова 2 вариант – однокоренные слова Оцените свою работу. |
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения |
|
Итог урока |
Поиграем в игру ! Игра называется: Да или Нет! |
Познавательные: – построение логической цепи рассуждений; – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: -умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; Коммуникативные: |
|
Домашнее задание |
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Регулятивные: – оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; – осуществлять итоговый контроль Личностные: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: – умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. – проявлять активность в деятельности. |
10. Рефлексия |
– Прикрепите свои ладошки в ту область, которая соответствует тому, как вы оцениваете свою работу |
Оценивают уровень своих достижений на уроке. |
Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |