Как найти окончание существительного 3 класс

Окончания в русском языке

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм глаголов.

Чтобы понять, что такое окон­ча­ние в мор­фем­ном соста­ве слов раз­ных частей речи, выяс­ним его грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. Окончание мож­но ука­зать в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Узнаем, какие быва­ют окон­ча­ния и при­ве­дем примеры.

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, например:

  • дорог а ;
  • длин н ая ;
  • тво я ;
  • перв ый ;
  • при­пис ыва ю ;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у глаголов:

  • хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
  • дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
  • два­дцат ый (им. п. ед.ч.), два­дцат ого (р. п. ед. ч.), о два­дцат ом (п. п. ед. ч.);
  • твой тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
  • пры­га ю (1 лицо ед. ч.), пры­га ешь (2 лицо ед. ч.), пры­га ете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении:

  • красн ый флаг;
  • красн ая полоска;
  • красн ое зарево;
  • красн ые огоньки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском языке.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окончанием.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по падежам:

  • р. п. нет (чего?) кра­сот ы ;
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к кра­сот е ;
  • в. п. вижу (что?) кра­сот у и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма :

крас от а — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окончаний:

  • счет -фак­тур а — чего? счёт а — фак­тур ы , чему? счёт у -фак­тур е , о чём? о счёт е -фак­тур е ;
  • тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .

Падежные окончания существительных

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, например:

  • маль­чик ;
  • речь ;
  • мой ;
  • тёмен ;
  • окру­жён .

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или числам:

  • лицо (кого?) маль­чик а ;
  • иду (к кому?) к маль­чик у ;
  • наши маль­чик и .

В падеж­ных фор­мах иссле­ду­е­мо­го суще­стви­тель­но­го нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в конце.

Нулевое окончание

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые существительные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые прилагательные

  • рука­ва реглан ;
  • цвет хаки ;
  • час пик ;
  • юбка мак­си ;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстр о — корень/суффикс;
  • бежать в при прыж к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по — зим н ему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;

4. фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма ( инте­рес н ее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра ( слащ е — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мч е — корень/суффикс;
  • выгля­деть весел ее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • у бег а я — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • про чит а в — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го слова;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окончание.

Видеоурок

Окончания в русском языке

Title: Что такое окончания в русском языке?
Description: Окончания, флексии, имеются у изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения и служат для связи слов в словосочетании и предложении.

  • Грамматические при­зна­ки окон­ча­ния
  • Как опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве?
  • Нулевое окон­ча­ние
  • Слова, не име­ю­щие окон­ча­ний
  • Вывод
  • Видеоурок

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм гла­го­лов.

Окончание

Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником —

Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении.

Например:

Катя читала книгу с красивыми картинками.

Крисивые картинки у Кати в книге.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово (по падежам, родам или числам).

При изменении окончаний меняется форма одного и того же слова (книга И. п. — книги Р. п.). В этом отличие форм слова от однокоренных слов, где меняются суффиксы и приставки.

В словах может быть нулевое окончание. Такое окончание не выражено звуком и обнаруживается только при сравнении форм слова (т.е. при его склонении по падежам).

Пример:стол — столы, кровать — кровати.

Нулевое окончание в словах следует отличать от слов, совсем не имеющих окончания — сокол — тихо. Слова, не имеющие окончаний, называют неизменяемыми.

Обычно окончание стоит в конце слова, однако бывают случаи, когда окончание стоит в середине слова: какой — нибудь, слушается.

В некоторых словах бывает больше, чем одно окончание: пятидесяти, к пятистам. Чаще всего это имена числительные.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, напри­мер:

  • дорога;
  • длинная;
  • твоя;
  • первый;
  • при­писываю;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у гла­го­лов:

  • хороший (м. р.), хорошая (ж. р.), хорошее (ср. р.), хорошие (мн. ч.);
  • дерево (и. п.), мимо дерева (р. п.), к дереву (д. п.) и т. д.;
  • два­дцатый (им. п. ед.ч.), два­дцатого (р. п. ед. ч.), о два­дцатом (п. п. ед. ч.);
  • твой — твоего, твоему, твоим, о твоём;
  • пры­гаю (1 лицо ед. ч.), пры­гаешь (2 лицо ед. ч.), пры­гаете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  • красный флаг;
  • красная полос­ка;
  • красное заре­во;
  • красные огонь­ки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском язы­ке.Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или суф­фик­са, выра­жа­ю­щие раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и слу­жа­щие для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окон­ча­ни­ем.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по паде­жам:

  • р. п. нет (чего?) кра­соты;
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к кра­соте;
  • в. п. вижу (что?) кра­соту и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма -а:

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окон­ча­ний:

  • счет -фак­тура — чего? счёта — фак­туры, чему? счёту-фак­туре, о чём? о счёте-фак­туре;
  • триста — трёхсот , трёмстам, тремястами, о трёхстах.

Как выделить окончание?

Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова: именные части речи – просклонять, глагол – проспрягать. Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, напри­мер:

  • маль­чик ;
  • речь ;
  • мой ;
  • тёмен ;
  • окру­жён .

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или чис­лам:

  • лицо (кого?) маль­чика;
  • иду (к кому?) к маль­чику;
  • наши маль­чики.

В падеж­ных фор­мах нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в кон­це.Смотрите ещё при­ме­ры слов с нуле­вым окон­ча­ни­ем.

Нулевое окончание

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные

  • рука­ва реглан;
  • цвет хаки;
  • час пик;
  • юбка мак­си;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстро — корень/суффикс;
  • бежать вприпрыжку — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по—зимнему — приставка/корень/суффикс/ суф­фикс;

4. фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма (инте­реснее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра (слаще — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мче — корень/суффикс;
  • выгля­деть веселее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • убегая — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • прочитав — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Таблица окончаний падежей

Падеж На какой вопроса отвечает? Изменение окончания
Именительный Кто? Что? Степлер_/ Трава
Родительный Кого? Чего? Степлера/ Травы
Дательный Кому? Чему? Степлеру/ Траве
Винительный Кого? Что? Степлер_/ Траву
Творительный Кем? Чем? Степлером/ Травой
Предложный О ком? О чем? О степлере/ О траве

Расположение окончания внутри слова

Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.

Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.

Окончания имен существительных

Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.

Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.

Двойное окончание в слове

Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.

И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.

Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!

Два окончания в слове.

В сложных словах возможно выделение двух окончаний:

  • у существительных: кресл(о)-кровать() — кресл(а)-кроват(и);
  • у числительных: пять()десят() — пят(и)десят(и).

Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о-лет(), красн-о-кож(ий).

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го сло­ва;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окон­ча­ние.

Видеоурок

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/okonchaniia.html

https://russkii-po-tablicam.ru/okonchanija-v-russkom-jazyke/

[/spoiler]

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 31

Раздел: Форма слова. Окончание

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.

Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое окончание;

Научимся:

  • находить окончание в слове;
  • приводить примеры слов с разными окончаниями;
  • различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?

Берёзы. Берёза.

Берёза. Подберёзовик.

Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.

На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.

Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.

Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.

Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

В лесу живёт (кто?) лиса.

Мальчик увидел (кого?) лису.

Лесник подкрался (к кому?) к лисе.

Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.

Окончание выделяется знаком .

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.

Лиса – лисы.

Книга – книги.

Озеро – озёра.

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.

Например, обед, ужин

Разбор заданий

Базовый уровень

Укажите наиболее полное определение окончания.

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
  2. Окончание – это изменяемая часть слова.
  3. Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правильный ответ

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.

  1. Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
  2. Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
  3. Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.

Правильный ответ

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.

Укажите слово с окончанием -Е.

  1. Море
  2. Книга
  3. Тетрадка
  4. Школа
  5. Пеналы

Правильный ответ

Море.

Повышенный уровень

Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.

«Вечером мы подошли …».

  1. к реке
  2. у реки
  3. о реке
  4. для реки

5. в реку

Правильный ответ

Вечером мы подошли к реке.

Укажите слова с нулевым окончанием

  1. Пена
  2. Свет
  3. Краска
  4. Зима
  5. Лето

Правильный ответ

Свет.

Урок
русского языка в 3 –м классе

Тема: Как найти в слове окончание?

Цель урока: организовать деятельность
учащихся по ознакомлению с изменяемой частью слова – окончанием, его ролью в
образовании форм слова; формированию  умения находить окончание слова.

1.     Мотивация

– Прочитайте пословицу: Делу –
время, потехе – час.

– Значение каких слов вам непонятно?
(Потеха – веселье, развлечение…)

– Как вы понимаете эту пословицу?  (Всему
свое время
. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

– Почему мы начинаем урок с этой
пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

– Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!

          2.  Актуализация

МОЗГОВОЙ ШТУРМ!

1.Гласных звуков 6 (ДА)

2. При произнесении согласного звука
воздух через рот проходит свободно(НЕТ)

3. Мягкость согласного звука на письме
обозначается буквами А,О,У,Э,Ы.(НЕТ)

4. В слове СТОЛЫ – орфограмма БЕЗУДАРНАЯ
ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА (ДА)

5.В слове КОЛЬЦО количество букв и звуков
совпадает( НЕТ)

6.В слове ОСИНА три слога (ДА)

7.В слове МОЛОКО ударение падает на 3 слог(ДА)

8.Имя ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – это часть слова(НЕТ)

9. В предложении ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ ЗАКРУЖИЛИСЬ
В ВОЗДУХЕ грамматическая основа ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ(НЕТ)

10. ОКОНЧАНИЕ – это часть слова (ДА)

Что вы узнали про ОКОНЧАНИЕ на прошлом
уроке? Расскажите друг другу правило,используя вопросы прошлого урока.(РАБОТА
В ПАРЕ)

Покажите НА СХЕМЕ ,в какой части
слова находится окончание и каким знаком обозначается.

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ  мы
провели с вами МОЗГОВОЙ ШТУРМ?

ОЦЕНИТЕ
СВОЮ РАБОТУ

– Откройте тетради, запишите число,
«Классная работа».

ЧИСТОПИСАНИЕ

ъ     ы     ь

ОБЕД

Что общего в буквах ?

Какая лишняя?

ХАРАКТЕРИСТИКА буквы Ы  (ПО СХЕМЕ)

Пропишите ,оцените

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

обед

Лексическое значение слова

Звуковую транскрипцию слова

Однокоренные слова:обед,

Формы слова:обед,

Составьте -повествовательное  предложение

                   -вопросительное

                  -побудительное

ОЦЕНИТЕ
словарную работу

                                          
ФИЗМИНУТКА

3.Постановка учебной проблемы.
Формулировка цели урока

Какое задание вы можете предложить еще к
слову ОБЕД?

Задание :НАЙТИ
ОКОНЧАНИЕ

КАКАЯ будет ТЕМА УРОКА ?

КАК
НАЙТИ В СЛОВЕ ОКОНЧАНИЕ?

        4. Открытие нового знания

 Какую строчку используем ,чтоб найти
окончание в слове обед ?

Сформулируйте правило:ЧТОБЫ НАЦЙТИ
ОКОНЧАНИЕ НАДО ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ СЛОВА.

Проговаривание нового знания (хором
в полголоса)

5. Закрепление нового материала

Работа в парах
по карточке

Выделите окончание.

Проверка.Оценивание.

А сейчас по шкале успеха оцените на
сколько был успешным для вас урок.

    6. Рефлексия

Сегодня мы на уроке узнали….

Мне на уроке понравилось….

Были трудности….

СПАСИБО ЗА УРОК!

Домашнее задание:с. 81 правило,упр.150

Карточка № 1. Работа в парах. Составьте
словосочетания со словом осина

Стою у

осины

Подошел
к

осине

Увидел

осину

Любуюсь

осиной

– Ребята, отгадайте загадку.

Бегу я,
как по лесенке,

      По камушкам звеня.

      Издалека по песенке

      Узнаете меня. (Река)

– Запишите отгадку. (Ученик у доски). Найдите
и выделите окончание в слове река.

– Какое окончание вы выделили? Что вы
делали, чтобы найти окончание?

– Прочитайте совет мудрой совы на стр. 81.

– Что надо сделать, чтобы найти в слове
окончание? (Изменить форму слова)

Проговаривание нового знания (хором
в полголоса)

    5. Закрепление нового материала
– 3 мин

– Давайте попробуем найти и выделить
окончание в следующих словах: (учащиеся у доски)

1.     Антоним
к слову маленький (Большой)

2.     Синоним
к слову ураган (Буря)

3.     Антоним 
к слову молчит (Кричит)

– Какая задача урока решена? (Учились
находить в словах окончание)

    6. Рефлексия – 2 мин

– Все задачи урока решены. Достигли ли мы
цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок? (Делу
– время, потехе – час)

– Задание: выделите в словах пословицы окончание.

Проверка с доской.

– Кто сделал так же как я? С чем вы не
согласны? (Дети не выделили окончание в слове час. ???)

– Есть в слове час окончание или
нет, мы будем говорить на следующем уроке. А если в остальных словах выделили
окончание верно, значит вы можете оценить себя на самой высокой отметке шкалы…

– Оцените каждый свою работу. (По шкале)

   7. Итог урока – 1 мин

– Какую цель мы ставили перед собой в
начале урока?

– Добились ли мы цели?

– Что узнали?

– Чему учились на уроке?

– Спасибо за урок!

Дом. задание: стр. 80-81 правила, упр.
146. (можно разобрать)

Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове

Окончание – это изменяемая часть слова.

5 584

Что такое окончание простыми словами

Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.

Например: красивый – красивая, красивое, красивые – -ый, -ая, -ое, -ые – окончания.

Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.

Как найти окончание слова

Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).

Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».

Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».

Помните про [j]

Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».

Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».

Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.

Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.

Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива

«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».

Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.

«Ся» – это не окончание!

Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.

Что такое нулевое окончание

Вот здесь ученики всегда тупят.

Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».

Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.

У каких слов нет окончания

В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.

В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.

Другие слова, у которых нет окончаний:

  1. Все служебные слова: предлоги (на, за, в, вследствие, благодаря), союзы (и, а, но, чтобы, что), частицы (не, ни, же).
  2. Междометия (ах, ой, блин, ура).
  3. Звукоподражания (гав-гав, мяу-мяу, квак-квак, курлык-курлык).
  4. Наречия (вверх, громко, сразу, утром, весной).
  5. Деепричастия (вспоминая, изучив, выпросив, спустив, открывая).
  6. Категория состояния (холодно, тепло, одиноко, страшно).
  7. Некоторые заимствованные прилагательные (хаки, беж, меланж).

Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.

Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.

( 5 оценок, среднее 3.8 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Урок русского языка в 3 «Д» классе

УМК «Школа России»

Тема урока: Что такое окончание. Как найти в слове окончание.

Цели:

Обучающие: углубить представление об особенностях окончания как части слова; формировать умение находить окончания в словах.

Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, орфографической зоркости, памяти, мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам русского языка, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика

Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, пользоваться толковым словарем, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронное приложение к учебнику.

Необходимое оборудование и материалы: учебник для 3 класса «Русский язык», авт. В.П. Канакина, мультимедийный проектор, презентация в слайдах, карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки со словами различных частей речи.

Технологическая карта урока русского языка «Часть слова – окончание»

Этап   урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Огр.момент.

Цель: подготовка и мотивация детей к работе  на уроке.

Проверяет готовность обучающихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности

Создаёт эмоциональный настрой.

-Представьте, что к вам на ладошку опустилось солнышко.

– Какое оно?

-А давайте мы с ним поиграем.

-Опустите его, пусть посмотрит, как мы работаем.

– А как мы должны работать?

-И оценивать себя будете по    «ладошки»- отметкам.  

проверяют готовность к уроку.

Начинается урок

Тёплое,жёлтое,весёлое,доброе..Перебрасывают солнышко с руки на руку, подбрасывают солнышко.  

Старательно, активно, дружно!

Личностные: Самоопределение

Смыслообразование

Коммуникативные:  дружба и товарищество с одноклассниками;

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

– Прочитайте пословицу (на доске)

Где труд, там и радость.

– Как понимаете смысл пословицы?

 Это девиз нашего урока.

– Пусть работа на уроке принесёт и вам сегодня радость.

Потрудился и радуешься тому, что сделал!

3. .Минутка чистописания

 Найдите орфограммы. -Запишите пословицу.

Оцените свою работу и поставьте оценку на ладошке

Обосновывают выбор написания.

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности

Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

4.Словарная работа

– Назовите синоним к  слову

труд.

– Назовите орфограмму

– Можно её проверить?

– Следующий этап нашего урока – словарная работа.

Задание: Спишите слова, вставив пропущенные буквы.

Проверка.

-Как выполнена словарная работа?

Оцените свою работу.

Работа

Выполняют задание.

Словарное слово, нужно запомнить!

Проверяют как выполнил словарную работу ученик.

4. Постановка учебной задачи

Работа с тестом.

-Прочитаем предложения.  

-Какие  слова повторяются?

– Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова).

– Выделите корень. Как называется изменяемая часть слова? Что про нее знаете? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

-Прочитаем об этом  правило в учебнике с.80,с.81. 

Найдите слова с нулевым окончанием. (упр.150)

Оцените как вы поработали  на ладошке.

Берёзу называют символом России. Русь моя, люблю твои берёзы! Берёза воспета в поэзии. Под берёзой нашли грибок. О берёзе слагали песни. На берёзах распустились почки.

Форма одного и того же слова.

Что такое окончание. Как найти в слове окончание.

Познавательные: структурирование знаний

Регулятивные: осознание учащимися качества и освоения знаний

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Самостоятельная работа.

Работа над предложением (первичное закрепление)

Составьте, пожалуйста, предложение из слов:

искристый, земля, лежит, на, снег

Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания в словах.

-Дайте характеристику предложению!

-О чем говорится в предложении?

Оцените свою работу.

Работа по карточкам.

Детям предлагаются карточки с заданием.

– Прочитайте задание. Всё понятно.

– Читаем, что получилось.

Оцените свою работу.

Читают задание. Выполняют работу по карточкам.

Оценивают работу

 Закрепление изученного материала

Работа с учебником

Самостоятельная работа по вариантам(С.83.упр. 152)

1 вариант – формы слова

2 вариант – однокоренные слова

Оцените свою работу.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения

Итог урока

Поиграем в игру !   Игра называется: Да или Нет!

Познавательные:

– построение логической цепи рассуждений;

– самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные: 

-умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
– овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Коммуникативные:

Домашнее задание

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 – оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

– осуществлять итоговый контроль

Личностные:

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

– умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

– проявлять активность в деятельности.

10. Рефлексия

– Прикрепите свои ладошки в ту область, которая соответствует тому, как вы оцениваете свою работу

Оценивают уровень своих достижений на уроке.  

Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;

Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные:  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: оценка действий партнера

Добавить комментарий