Как найти окончание в начальной школе

План-конспект
урока русского языка

в третьем
классе

по технологии
проблемного обучения

по теме: «Как
найти окончание в словах?»

Тема: Как найти окончание в словах?

Цели: 1. познакомить с алгоритмом нахождения
окончания в словах;

2. формировать умение изменять слова по вопросам и
выделять окончание в разных формах слова;

3. содействовать воспитанию активной творческой
личности ученика.

Оборудование: схема «Окончание», таблица «Алгоритм выделения
окончания в словах», карточки с разноуровневыми заданиями, опорные схемы.

I. Организационный
момент.

– Что следует пожелать людям, когда они начинают
важное дело? (удачи, успеха…). Я составила формулу успеха. Вот её
составляющие. Прочитаем:

Запись на доске:

ФОРМУЛА УСПЕХА
=
знание
+ внимание + сотрудничество + терпение.

– Пожелаем друг другу успеха!

II. Чистописание.

– Повторим написание строчных букв и их соединений с
элементом «петля». При письме по одной линейке будем стараться писать буквы
одинаковой высоты, соблюдая одинаковый наклон вправо:

После записи элементов и букв учитель спрашивает:

– Какое слово зашифровано?

ОКОНЧАНИЕ

– Объясните лексическое значение этого слова.

– Выделите в нём орфограммы. Написание каких из них
можно объяснить?

ОКОНЧАНИЕ

– Спишите.

– Я подобрала однокоренные слова. Какое слово является
проверочным для безударной гласной в корне? Запишите рядом со словом окончание
однокоренные слова, выделите в них корень.

КОНЕЦ,
ЗАКОНЧИТЬ, КОНЦОВКА, КОНЕЧНЫЙ.

Проверка выполнения самостоятельной работы.

– Какой корень вы обозначили? Какая часть слова
называется корнем?

III. Создание
проблемной ситуации.

1.     Актуализация
знаний.

 Игра «Окончание убежало». Задание: дописать слова так, чтобы получилось предложение.

Запись на доске.

Внучк         любит
бабушк

Варианты: внучку
любит бабушка и внучка любит бабушку.

2.     Проверка
выполнения задания.

– Прочитайте полученные предложения.

– Изменился ли смысл предложения? Почему? (изменилось
окончание в 1-м и 3-ем слове, изменилось действующее лицо)

3.     Постановка
вопросов для актуализации знаний.

По мере поступления правильных ответов заполняется
схема, расположенная на доске.

– Внучка – внучку – это однокоренные
слова? А бабушка – бабушку? (нет, это форма одного и того же
слова).

– Значит, изменив последнюю букву в слове, мы получим…
(… его новую форму).

– Как называется эта часть слова, стоящая в конце?

– Что вы знаете об окончании? (кто забыл, может
обратиться к учебнику, с. 86)

– Почему окончание получило такое название? (эта
часть слова находится в конце).

– Могут ли быть разные окончания у одного и того же
слова? (да, а значит окончание – изменяемая часть слова).

– Каким знаком обозначаем окончание?

– Обозначьте окончания в словах предложений о бабушке
и внучке.

– Какую роль играет окончание в слове?

На доске схема:

ОКОНЧАНИЕ

ЧАСТЬ СЛОВА

Изменяемая

СЛУЖИТ

Для изменения формы слова,

Для связи слов в предложении.

ОБОЗНАЧАЕТСЯ
ГРАФИЧЕСКИ

Игра «Собери из слов предложение».

Запись на доске:

ЗВУЧИТ, НЕЖНЫЙ,
МЕЛОДИЯ, ВАЛЬС.

4.     Наблюдение и
рассуждение.

– Прочитайте. Можно ли считать, что здесь записано
предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов получилось предложение? (изменить
окончания в словах).

– Измените. Произнесите, что у вас получилось.

– Для чего же служит окончание? (для связи слов в
предложении).

5. Коллективная
работа.

Ученики составляют предложение и записывают его в
тетрадь. Пока остальные записывают, два ученика у доски выделяют окончания в
словах данного предложения:

ЗВУЧИТ  НЕЖНАЯ
МЕЛОДИЯ ВАЛЬСА.

Варианты: звучит нежная мелодия вальса и звучит нежная мелодия
вальса.

6. Учебная
проблема:

– Кто из ребят правильно выделил окончание?

– Почему, выполняя одно задание, результат работы у
ребят получился разный? (мы не знаем, как найти окончание в словах).

7.
Формулирование гипотез.

– Ваши предположения: как найти окончания в словах? (окончание
находится в конце слова, значит нужно выделять последнюю букву; надо изменить
форму слова, сравнить слова и найти изменяемую часть – это и будет окончание).

IV. Сообщение
темы, постановка целей урока.

– Определите тему урока. Какие цели вы перед собой
поставите? Что вы должны знать и уметь?

Должны знать: что такое окончание, для чего оно служит,
алгоритм выделения окончания в словах.

Должны уметь: находить и выделять окончания в словах,
пользуясь алгоритмом.

Физкультминутка:

Раз, два – потянуться,

Три, четыре – разогнуться,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

V. Проверка
гипотез.

Проверка гипотезы № 1.

Обращение к предложению: звучит нежная мелодия
вальса.

– Как определить окончание в слове? Сколько и какие
буквы будут последними в слове?

– Обратимся к учебнику: с. 86, правило.
предложении Белка живёт в дупле в окончаниях слов встречается 1, 2
буквы, но бывает и больше двух).

Запись на доске:

Под белыми
крыльями;

Сладкими
пирогами.

Вывод: окончание может состоять из 1, 2 и даже 3 букв. Первая
гипотеза не подтвердилась.

Проверка гипотезы № 2.

– Как изменить форму слова? Ваши предложения. (способом:
один-много, много-один).

– Сравните формы слова. Найдите окончания.

Запись на доске:

Трава – травы

Окно – окна

Сад – сады

– Как ещё можно изменить форму слова? (с помощью
вопросов).

– Сравните формы слова. Найдите окончания.

Запись на доске:

2. Проверка выполнения
работы в группах. Общий вывод.

Гимнастика для
глаз.

VII. Проверка
усвоения нового материала.

Учащиеся работают по карточкам, на которых размещён
материал трёх уровней. Ребёнок выбирает в карточке посильное для себя задание.

При выполнении задания первого уровня ученик покажет, знает ли он, что такое окончание, для чего оно служит;
умеет ли он выделять окончания в разных формах одного и того же слова.

При выполнении задания второго уровня ученик покажет, знает ли он, что такое
окончание, для чего оно служит; умеет ли он находить в тексте разные формы
одного и того же слова и выделять окончания в данных словах.

При выполнении задания третьего уровня ученик покажет, знает ли он, что такое
окончание, для чего оно служит; умеет ли, пользуясь алгоритмом, изменять слово
по вопросам и обозначать окончания в нём.

VIII. Самоконтроль.

1.     Проверка работы
с помощью карточки контроля.

– Проверьте задание по карточке контроля.

2. Самооценка.

– Оцените свою работу. На полях карточки поставьте
соответствующий знак:

        понимаю и могу помочь другому;

+ понимаю;

? сомневаюсь;

не знаю.

– Как вы оценили свою работу?

IX. Итог урока.
Рефлексия.

Оценка работы
учащимися, учителем.

– Что нового узнали на уроке?

– Где мы можем применять полученные знания?

Блицопрос:

– Что общего у окончания и…

а). … облака (изменяют форму);

б). … предлога (служат для связи слов в
предложении);

в). … корня (является частью слова).

 – Добились ли мы успеха на уроке? Чтобы ответить на
этот вопрос, обратимся к формуле успеха.

Запись на доске:

ФОРМУЛА УСПЕХА
=
знание
+ внимание + сотрудничество + терпение.

X. Домашнее
задание.

Образец
карточки – задания

для
самостоятельной работы учащихся

по теме
«Окончание»

Задание 1:

Прочитай. Сравни формы слова. Выдели окончания.

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 31

Раздел: Форма слова. Окончание

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.

Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое окончание;

Научимся:

  • находить окончание в слове;
  • приводить примеры слов с разными окончаниями;
  • различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?

Берёзы. Берёза.

Берёза. Подберёзовик.

Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.

На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.

Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.

Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.

Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

В лесу живёт (кто?) лиса.

Мальчик увидел (кого?) лису.

Лесник подкрался (к кому?) к лисе.

Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.

Окончание выделяется знаком .

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.

Лиса – лисы.

Книга – книги.

Озеро – озёра.

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.

Например, обед, ужин

Разбор заданий

Базовый уровень

Укажите наиболее полное определение окончания.

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
  2. Окончание – это изменяемая часть слова.
  3. Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правильный ответ

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.

  1. Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
  2. Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
  3. Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.

Правильный ответ

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.

Укажите слово с окончанием -Е.

  1. Море
  2. Книга
  3. Тетрадка
  4. Школа
  5. Пеналы

Правильный ответ

Море.

Повышенный уровень

Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.

«Вечером мы подошли …».

  1. к реке
  2. у реки
  3. о реке
  4. для реки

5. в реку

Правильный ответ

Вечером мы подошли к реке.

Укажите слова с нулевым окончанием

  1. Пена
  2. Свет
  3. Краска
  4. Зима
  5. Лето

Правильный ответ

Свет.

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

состав слова


шарады для детейПервое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

 Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова. 

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

 Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

 Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

 Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

 Основа слова – это  часть слова без окончания. 

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

шарады для детейВторое — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? 
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: 
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. 
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: 
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. 
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? 
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. 
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова. 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.


шарады для детейТретье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1.  Определи  слово как  часть речи.
  2.  У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов  нет окончания).
  3.  Укажи  основу слова.
  4.  Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5.  Выдели приставку.
  6.  Выдели суффикс.

порядок разбора слов по составу

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

4. корень -КУП-

5. приставка ПО-

6. суффикс — -К-

пришкольный 

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

4. корень -ШКОЛЬ-

5. приставка ПРИ-

6. суффикс — -Н-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

4. корень -ЦВЕТ-

5. приставка РАС-

6. суффикс — -А-


шарады для детейЧетвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-),  —от-, —остьун, —чик(-чиц-, —щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

  • ик — образует лицообладающее качеством (медикстарик)
  • иц — лицо или животное женского пола (девицакурицатигрица)
  • ист, щик, ач — лицопринадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
  • ошк, ушк,  чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительноласкательную форму предмету.

Суффиксы прилагательных

ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск,  —тель, —ист

Суффиксы глаголов

а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л,  —ну, —ся, сь, —ть (-ти)

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время (былспалплыл)
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нестиделать, беречь)

шарады для детейПятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

  1 вариант

1.Разбери слова по составу:                                                                           

Времена, перевязь, глоток,  гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок,  билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Трус — …………………………………………………………………………..

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
беззащитный дарить вкусный добрый
подъехать вода сводный тяжёлый
безобразный жизнь съеденный белый
донёс пришкольный водный чёрный
простота домашний цветик ключи
поворот садик свалка рыба
замёрз сухая куча курица
вышёл дума каменщик смысл
завёл жаркий рыбка одежда
подход застава лавка сорока

     2 вариант

1)Разбери по составу:                                                                        

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
конь лето плакучий мягкий  
подтянул локоток мясник молодость  
вписать проходить зима мяч  
прожить водитель книга сады  
заяц часы кормовой земляной  
срок котёнок мир ножницы  
заря школа лесник радость  
ссора покрасить низкий лодка  
стул сиреневый погода карандаш  
подъезд поле крыша полк  

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Тренировочная работа по теме «Состав слова»

Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

 20 слоговых таблиц в подарокВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Панекина Елизавета Сергеевна

Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Дата:05.11.20

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Панекина Е.С.

Класс:

Цель: 

Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;

Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Дидактические:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. научить способам нахождения окончания;
  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:  

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  2. формировать умение строить  высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. умение находить окончания в словах;
  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. – М. : Просвещение, 2013.  – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47

План:

1.Этап мотивации

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Повторение темы прошлого урока

2.2.Игра «В три колонны становись»

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Постановка проблемной ситуации

3.2.Определение темы и цели урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником. Упр. 149 с.82        

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Формируемые УУД

1.Этап мотивации 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1.Приветствие

-Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна.

1.2.Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.3.Работа с пословицей

На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?

 Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить – должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!

Приветствуют

Проверяют готовность

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение темы прошлого урока

– С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

– Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

-Выделите в них корень.

-Так давайте же скажем, что такое корень слова?

-Как найти в слове корень?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

2.2.Игра «В три колонны становись»

-Поиграем в игру «В три колонны становись».

1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову  горе и выделяет корень в этих словах.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову  гора и выделяет корень в этих словах.

На доске: карточки с однокоренными словами.

-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.

Игра «В три колонны становись». 

1 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горелка.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горе.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову 

гора

На доске: карточки с однокоренными словами. 

Запишите каждый ряд свою группу слов.

Выделите корень.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень  с одним и тем же значением.

корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

гореть, горение, горелый

горевать, горемыка, горестный

горный, гористая, пригорок

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Фронтальный опрос

Фронталный опрос

3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

  1. Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

– Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

– Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

– Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

– Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

– Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?

Обсуждение в парах

Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

Парная работа

Фронтальный опрос

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

Фронтальный опрос

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80

-Что не так в этом тексте?

-Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

-Расскажет правило…

Физминутка

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

Одно

Дерево

Окончание

Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним

Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание

Работа с правилом

Предположения детей

Второе слово во мн.ч.

Алгоритм

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Парная работа

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа с учебником. Упр. 149 с.82

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз

Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами

Фронтальный опрос

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

диван – _____________________________

собака – _____________________________

чёрное – _____________________________

первая – _____________________________

лестница – _____________________________

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

стакан – _____________________________

дедушка – _____________________________

большая – _____________________________

четвёртое – _____________________________

мечтал – _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

   Самостоятельная работа учащихся

Самопроверка по эталону

8.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Подведем итоги.

Слайд  

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

Ответы детей

Фронтальный опрос

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе.

-Посчитайте у кого сколько жетончиков.

-А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным.

-Спасибо за работу до свидания.

 Отвечают на вопросы

Беседа

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воля и труд дивные всходы дают

Слайд 2

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 3

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 4

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 5

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 6

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 7

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 8

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 9

Меня увидел бурый медвежата.

Слайд 10

Меня увидел и бур ые медвежата.

Слайд 11

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.

Слайд 12

1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _______диван ы ______________________ собака – ______собак и ____________________ чёрное – ______черн ые __________________ первая – _______перв ые _______________ лестница – _____лестниц ы __________________

Слайд 13

2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____стакан ы ______________________ дедушка – ____дедушк и _______________________ большая – ______больш ие _____________________ четвёртое – __четверт ые ________________________ мечтал – _______мечтал и ______________________

Слайд 14

Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?

Слайд 15

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. – Как обозначаем окончание?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

Учитель: Касьянова О.Н.

Класс: 3

Цель: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Образовательные:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);

  2. научить способам нахождения окончания;

  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;

  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  2. формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);

  2. умение находить окончания в словах;

  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;

  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;

  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47

Предлагаемая технология – технология проблемного диалога.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Этап мотивации

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1. Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.2.Работа с пословицей

На доске: Делу – время, потехе – час.

– Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

– Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

-Кто готов заниматься делом?

-Молодцы! Мы начинаем урок!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места.

– Внимание.

– Старание.

– Хорошее настроение.

Коммуникативные УУД:

– строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно организовывать свое рабочее место;

– настраивать себя на продуктивную работу;

– планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение темы прошлого урока

– С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

1)начнём с орфографической разминки.

– вначале запишем число, «Классная работа».

Отгадайте слово по загадке.

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая … (ОСИНА).

(РК) Осина – дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России, в том числе и в нашей республике коми.

Что вы можете рассказать об этом дереве?

Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари.

2) Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму.

В какой части слова находится орфограмма? (в корне)

А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать? (однокоренные слова)

Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина.

Осинка

Осинник (разрастаясь , деревья образуют целые…)

Подосиновик

Осиновый

– Выделим корень.

– Почему эти слова однокоренные?

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и с одним и тем же

значением.

Корень – это общая часть

однокоренных слов.

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.

(Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением) Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

    1. Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

– Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

– Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

– Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

– Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

– Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?

Обсуждение в парах

Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя;

– формулировать проблему;

Коммуникативные УУД:

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

– принимать и сохранять учебную задачу;

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

Высказывают свои предположения.

Познавательные УУД:

-использовать информацию из учебника, используя ее для решения поставленной задачи;

Коммуникативные УУД:

– сотрудничать в совместном решении проблемы;

Регулятивные УУД:

– оценивать свои учебные достижения, поведение;

– работать по плану;

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником.

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

Одно

Дерево

Окончание

Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним

Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание

Работа с правилом

Предположения детей

Второе слово во мн.ч.

Алгоритм

Познавательные УУД:

– использовать новую информацию для решения учебных заданий;

– извлекать информацию из текста;

Коммуникативные УУД:

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– осуществлять работу в паре.

Регулятивные УУД:

– планировать своё действие в группе;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

6.Динамическая пауза

Цель: профилактика утомления.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Наблюдают за круговыми движениями

Регулятивные УУД:

– проводить физическую разгрузку в ходе работы.

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа с учебником. Упр. 149 с.82

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз

Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами

Познавательные УУД:

– использовать новую информацию для выполнения учебных заданий;

– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД:

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

– планировать своё действие;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

диван – _____________________________

собака – _____________________________

чёрное – _____________________________

первая – _____________________________

лестница – _____________________________

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

стакан – _____________________________

дедушка – _____________________________

большая – _____________________________

четвёртое – _____________________________

мечтал – _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

Самостоятельная работа учащихся

Самоанализ

Познавательные УУД:

– осуществлять поиск информации в тексте;

Коммуникативные УУД:

– строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

– осуществлять самоконтроль;

– осуществлять анализ учебного материала.

9.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Подведем итоги.

Слайд

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

Ответы детей

Познавательные УУД:

– систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

– строить монологическое высказывание;

– оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

– соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

– выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что   нужно усвоить.

10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы.

-Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы

Добавить комментарий