Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником — □
Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении.
Например:
- Катя читала книгу с красивыми картинками.
- Красивые картинки у Кати в книге.
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово (по падежам, родам или числам).
При изменении окончаний меняется форма одного и того же слова (книгА И. п. — книгИ Р. п.). В этом отличие форм слова от однокоренных слов, где меняются суффиксы и приставки.
В словах может быть нулевое окончание. Такое окончание не выражено звуком и обнаруживается только при сравнении форм слова (т.е. при его склонении по падежам).
Пример: стол□ — столЫ, кровать□ — кроватИ.
Обычно окончание стоит в конце слова, однако бывают случаи, когда окончание стоит в середине слова: какой — нибудь, слушается.
В некоторых словах бывает больше, чем одно окончание: пятидесяти, к пятистам. Чаще всего это имена числительные.
Грамматические признаки окончания
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Окончания — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
- дорогА;
- длиннАЯ;
- первЫЙ;
- приписывАЯ;
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи, лица и числа у глаголов:
- хорошИЙ (м. р.), хорошАЯ (ж. р.), хорошЕЕ (ср. р.), хорошИЕ (мн. ч.);
- деревО (и. п.), мимо деревА (р. п.), к деревУ (д. п.) и т. д.;
- двадцатЫЙ (им. п. ед.ч.), двадцатОГО (р. п. ед. ч.), о двадцатОМ (п. п. ед. ч.);
- твой — твоЕГО, твоЕМУ, твоим, о твоЁМ;
- прыгАЮ (1 лицо ед. ч.), прыгаешь (2 лицо ед. ч.), прыгаетЕ (2 л. мн. ч.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
- краснЫЙ флаг;
- краснАЯ полоска;
- краснОЕ зарево;
- краснЫЕ огоньки.
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Окончания — это словоизменительные морфемы, находящиеся после корня или суффикса, выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении.
Как определить окончание в слове?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
- р. п. нет (чего?) красотЫ;
- д. п. стремлюсь (к чему?) к красотЕ;
- в. п. вижу (что?) красотУ и т. п.
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -А:
- красота — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
- счет-фактура — чего? счётА-фактурЫ, чему? счётУ-фактурЕ, о чём? о счётЕ-фактурЕ;
- триста — трёхсот, трёмстам, тремЯстамИ, о трёхстах.
Нулевое окончание
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
- мальчик□;
- речь□;
- мой□;
- тёмен□;
- окружён□.
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
- лицо (кого?) мальчика;
- иду (к кому?) к мальчику;
- наши мальчики.
В падежных формах нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
№ | Изменяемая форма слова | Пример |
1. | Имена существительные 1-го лица в родительном падеже и множественном числе | птичек□, пломб□, коров□, питомцев□ |
2. | Качественные прилагательные и причастия в краткой форме | находчив□, индивидуален□, склонен□, великолепен□, задержан□, вооружен□ |
3. | Существительные 2-го и 3-го склонения | таракан□, войлок□, печь□, речь□ |
4. | притяжательные имена прилагательные в форме единственного числа мужского рода | отцов□, мамин□, коровий□, лисий□, Сережин□ |
5. | Глаголы единственного числа в повелительном наклонении | учи□, смотри□, помоги□, переведи□, попроси□ |
6. | Глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении в мужском роде в прошедшем времени и при наличии единственного числа | говорил□ — говорил□ бы, слушал□ — слушал□ бы |
Слова, не имеющие окончаний
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает.
№ | Неизменяемые формы слов | Примеры |
1. | Несклоняемые существительные | пальто — корень; драже — корень; алиби — корень; такси — корень; |
2. | Несклоняемые прилагательные | рукава реглан; цвет хаки; час пик; юбка макси; |
3. | Наречия | когда — корень; ответить быстро — корень/суффикс; бежать вприпрыжку — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс; одеться по-зимнему — приставка/корень/суффикс/ суффикс; |
4. | Формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий | книга (какова?) интереснее фильма (интереснее — корень/суффикс/суффикс); мёд (каков?) слаще сахара (слаще — корень/суффикс); сделать громче — корень/суффикс; выглядеть веселее — корень/суффикс; |
5. | Деепричастия | убегая — приставка/корень/суффикс/суффикс; прочитав — приставка/корень/суффикс/суффикс. |
Таблица окончаний падежей
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Падеж | На какой вопроса отвечает? | Изменение окончания |
Именительный | Кто? Что? | Степлер□/ Трава |
Родительный | Кого? Чего? | Степлера/ Травы |
Дательный | Кому? Чему? | Степлеру/ Траве |
Винительный | Кого? Что? | Степлер□/ Траву |
Творительный | Кем? Чем? | Степлером/ Травой |
Предложный | О ком? О чем? | О степлере/ О траве |
Схема выделения окончания
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи исследуемого слова;
- выясним, изменяется слово или нет;
- изменим слово по падежам, родам, числам или лицам;
- сравнив формы слова, выделим в нем окончание.
Видеоурок по теме: Окончание. Зачем нужно окончание?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Таблица падежных окончаний существительных
Окончания существительных – одна из первых орфограмм, изучаемых в школьной программе – не так просто дается младшим школьникам. Даже выпускники не всегда без заминки напишут безударную флексию (окончание):
- На ветк..березк.. в капельк…влаг.. – отражени… неб…
В каждом слове не исключена ошибка. Выполняя упражнения, вырабатывающие навык правописания окончаний существительных, ученик останавливается на пропущенной гласной, вспоминает правило. Но в диктантах или сочинениях, когда ребенок сам определяет, какую букву проверять, в сплошном потоке безударных окончаний существительных (ИС), прилагательных (ИП) и глаголов, ученики теряются, путают правила, а зачастую забывают, что эта часть слова – «ошибкоопасное» место:
- (в) ине. отел. рощ…, озер. обсерватори..;
- (о/об) имен. алле. метел. арми. облак..;
- (к) иде. дочер. галере. капл. капел…
Попробуйте, не задумываясь, вставить пропущенные буквы, а, прочитав статью до конца, проверить себя.
Важно с самого начала разобраться, как проверить (и можно ли) безударные окончания существительных. Ключ к грамотному письму – склонения ИС.
Три склонения имен существительных
В русском языке большинство ИС относятся к одному из трех склонений. Для каждого – свои нормы написания флексий: принимая форму того или иного падежа, ИС имеет окончание, характерное только для этого склонения. Поэтому первый шаг к грамотному письму – узнать, по какому типу склоняется анализируемое ИС:
Падежные окончания существительных единственного числа
В таблице безударных окончаний есть два варианта существительных в единственном числе для каждого склонения – флексия в слабой позиции и ударная:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |||
безударное | ударное | безударное | ударное | безударное | ударное | |
Именительный | ше-Я / юнг-А | стен-А | лицей / лет-О | слон | мелочь | степь |
Родительный | ше-И / юнг-И | стен-Ы | лице-Я/ лет-А | слон-А | мелоч-И | степ-И |
Дательный | ше-Е / юнг-Е | стен-Е | лице-Ю/ лет-У | слон-У | мелоч-И | степ-И |
Винительный | ше-Ю / юнг-У | стену | лицей / лет-О | слон-А | мелочь | степь |
Творительный | ше-ЕЙ / юнг-ОЙ | стен-ОЙ | лице-ЕМ/ лет-ОМ | слон-ОМ | мелочь-Ю | степью |
Предложный | о ше-Е / о юнг-Е | о стен-Е | о лице-Е/ о лет-Е | о слон-Е | о мелоч-И | о степ-И |
Таблица позволяет сделать следующие выводы:
- Трудность вызывают Р.,Д.,П, падежи, где встречаются гласные Е/И.
- Проще запомнить 3 скл.: ИС из этой группы никогда не пишут с –Е.
- Во 2 скл. «ошибкоопасный» Пр. падеж.
- В 1-м буквы запомнить труднее: Р.п = И, Д.п. = Е, Пр.п.= Е.
- В каждом склонении есть слова-подсказки с ударной флексией. Во время диктанта или на экзамене, когда от напряжения мысли путаются, безударные окончания ИС можно проверить подставив слово-подсказку.
Падежные окончания в фамилиях и названиях
Созвучные ИС, обозначающие имена собственные и производные от них названия городов и поселков, склоняются по-разному:
Фамилия | Падеж | Геораф. название |
Химиком Бородин-ЫМ | Творительный | Рядом с Бородин-ОМ |
С Петей Ростов-ЫМ | Недалеко под Ростов-ОМ | |
Дружил с Пушкин-ЫМ | Под Пушкин-ОМ |
Правила склонения других фамилий – в таблице:
Падежные окончания существительных множественного числа
Трудности выбора окончаний имен существительных во множественном числе начинаются с начальной формы слова, если это ИС мужского рода:
- Начальную форму некоторых существительных в русском языке приходится запоминать, так как она отличается от большинства похожих: офицер-Ы, парикмахер-Ы, но директор-А, профессор-А.
- По вариантам флексии различают оттенки смысла у близких, но все-таки разных ИС:
зуб-Ы (у животных и людей) – зубь-Я (у инструмента) кол-Ы (самые низкие оценки) – коль-Я (деревянные) корпус-Ы (о теле) – корпус-А (о здании) тон-Ы (в музыке) – тон-А (в живописи). - По-разному в одном и том же падеже пишут окончания существительных множественного числа, обозначающих национальность: калмык-ОВ, татар, узбек-ОВ, башкир.
Большинство существительных множественного числа имеют систему окончаний, приведенных в таблице:
Разносклоняемые существительные
ИС с окончаниями разных склонений изучают отдельно. Флексии никогда не пишут с Е, но особое внимание – суффиксу -ЕН:
Другие типы склонения существительных
Отличается склонение и правописание слов 1 скл. на -ИЯ, 2 скл. на -ИЙ, -ИЕ. Их особенность в том, что в косвенных падежах флексии не содержат букву Е:
- ГрецИ-Я гелИЙ бедствИ-Е
- Греци-И гели-Я бедстви-Я (Р.П.)
- Греци-И гели-Ю бедстви-Ю (Д.П.)
- Греци-И гели-И бедстви-И (П.П.)
Сравните похожие слова: оба относятся к 1 скл., но основы у них разные:
Именительный п. | Марь-Я | МарИ-Я |
Родительный п. | Марь-И | МарИ-И |
Дательный п. | Марь-Е | МарИ-И |
Винительный п. | Марь-Ю | МарИ-Ю |
Творительный п. | Марь-ЕЙ | МарИ-ЕЙ |
Предложный п. | о Марь-Е | о МарИ-И |
Теперь самое время вернуться к примерам в начале статьи для самопроверки. А для закрепления материала спишите ИС, выделяя окончания существительных со вставленной буквой:
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Например: красивый – красивая, красивое, красивые – -ый, -ая, -ое, -ые – окончания.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
«Ся» – это не окончание!
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
- Все служебные слова: предлоги (на, за, в, вследствие, благодаря), союзы (и, а, но, чтобы, что), частицы (не, ни, же).
- Междометия (ах, ой, блин, ура).
- Звукоподражания (гав-гав, мяу-мяу, квак-квак, курлык-курлык). (вверх, громко, сразу, утром, весной). (вспоминая, изучив, выпросив, спустив, открывая). (холодно, тепло, одиноко, страшно).
- Некоторые заимствованные прилагательные (хаки, беж, меланж).
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
Падежные окончания имен существительных
Падежные окончания имен существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
- р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
- д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
, -о, -е
молодец
-а, -я
молодц а
-и
реч и
-у, -ю
молодц у
-и
реч и
,-а, -я, -о, -е
молодц а
-ом, -ем
молодц ом
-ью
речь ю
-е, -и
о молодц е
-и
о реч и
Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшин а , дяд я
- слав а , гир я
- злюк а , сон я .
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
- в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п. любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.
Склонение существительных с конечным сочетанием -ия
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и , а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратеги я , стратеги и
- р. п. нет (чего?) стратеги и , стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратеги и , к стратеги ям
- в. п. изучаю (что?) стратеги ю , стратеги и
- т. п. интересуемся (чем?) стратеги ей , стратеги ями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратеги и , о стратеги ях
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шил о , яблок о , мор е , пол е .
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнени е , (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огн я́ , сомнени я , (кого?) гени я
- д. п. (чему?) огн ю , сомнени ю , (кому?) гени ю
- в. п. (что?) огонь , сомнени е , (кого?) гени я
- т. п. (чем?) огн ём , сомнени ем , (кем?) гени ем
- п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомнени и , (о ком?) о гени и
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербар и й — о гербари и ;
- комментар и й — в комментари и ;
- созвезд и е — о созвезди и ;
- телевиден и е — на телевидени и .
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь .
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тош и
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошь ю
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тош и
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
[spoiler title=”источники:”]
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/tablitsa-padezhnyh-okonchaniy-suschestvitelnyh.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/okonchanie-chto-eto-takoe
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-okonchaniya.html
[/spoiler]
Таблица “Окончание в русском языке”
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 268.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 268.
Большинство слов в русском языке изменяются: склоняются или спрягаются. Это говорит о том, что эти слова имеют окончания. Данный материал, предназначенный для подготовки к уроку русского языка в 3 классе, поможет рассмотреть окончания имен существительных, имен прилагательных и причастий, глаголов. Ниже представлена таблица «Окончание в русском языке».
Имена существительные
У имени существительного окончание в русском языке выражает категории склонения, рода, числа и падежа. Именно от них зависит окончание слова.
Падеж |
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
|||
ед. ч. |
мн. ч. |
ед. ч. |
мн. ч. |
ед. ч. |
мн. ч. |
|
Именительный |
а, я |
и, ы |
нулевое, о, е |
и, ы, а, я |
нулевое |
и |
Родительный |
и, ы |
нулевое |
а, я |
ов, ей, нулевое |
и |
ей |
Дательный |
е |
ам, ям |
у, ю |
ам, ям |
и |
ям |
Винительный |
у, ю |
и, ы, нулевое |
нулевое, я |
а, и, ей, я |
нулевое |
и, ей |
Творительный |
ой, ей |
ами, ями |
ом, ем |
ами, ями |
ю |
ями |
Предложный |
е |
ах, ях |
е |
ах, ях |
и |
ях |
Имена прилагательные и причастия
У имени прилагательного окончание выражает категории рода, числа и падежа.
Причастие имеет такие же окончания, что и имена прилагательные, так как причастие вмещает в себе признаки имени прилагательного.
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
||
М. р. |
Ж. р. |
Ср. р. |
||
Именительный |
ой, ий, ый |
ая, яя |
ое, ее |
ие, ые |
Родительный |
ого, его |
ой, ей |
ого, его |
их, ых |
Дательный |
ому, ему |
ой, ей |
ому, ему |
им, ым |
Винительный |
ого, его, ой, ий, ый |
ую, юю |
ое, ее |
их, ых, ие, ые |
Творительный |
им, ым |
ой, ей |
им, ым |
ими, ыми |
Предложный |
ом, ем |
ой, ей |
ом, ем |
их, ых |
Окончание имени прилагательного или причастия определяется по главному слову в словосочетании, где имя прилагательное или причастие являются зависимыми словами.
Глаголы
Окончания у глаголов есть в результате спряжения глаголов в широком смысле этого слова. Окончания в этом случае выражают лицо и число. Они зависят также от спряжения глаголов в узком смысле этого слова.
Лицо |
I спряжение |
II спряжение |
||
ед. ч. |
мн. ч. |
ед. ч. |
мн. ч. |
|
1 |
у, ю |
ем |
у, ю |
им |
2 |
ешь |
ете |
ишь |
ите |
3 |
ет |
ут, ют |
ит |
ат, ят |
Что мы узнали?
Большинство слов в русском языке имеют окончания. В зависимости от частеречной принадлежности окончания связаны с различными категориями. Окончания имен существительных зависят от склонения, рода, числа и падежа. Окончания имен прилагательных и причастий выражают род, число и падеж и определяются по вопросу от главного слова в словосочетании. Окончания глаголов, зависящие от спряжения, выражают лицо и число. По окончаниям слов можно определить, к какой части речи относится слово.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Елена Троеглазова
5/5
-
Нариман Исаев
5/5
-
Irina Leinonen
5/5
-
Насиба Рашидова
5/5
-
Арстанбек Камалов
4/5
-
Ирина Волосюк
5/5
-
Вера Якорева
5/5
-
Наталья Карасёва
5/5
-
Аэлита Ермухамбетова
4/5
-
Елена Стояновская
4/5
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 268.
А какая ваша оценка?
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Состав слова: приставка, корень, суффикс, окончание:
п о х о д к а
Приставки
– часть слова,
которая стоит перед корнем, служит для образования слов и пишется слитно со
словами
Предлоги – нужны для
связи слов в предложении
пишутся со словами раздельно, к ним нельзя поставить вопрос
до, о, от, по, под, про
до, о, от, по, под, со, около, ко
за, на, над
за, на, над (за стеной, на
голове, над деревом)
с, в, вы (указывают
на движение сверху вниз, внутрь, изнутри: спрыгнуть, спуститься, влететь, влить,
выбежать, выехать)
с, со, в, к, у (с дуба, со стола, в школу, к другу, у магазина)
у (уходить, убежать, уезжать)
при
(приближение к
чему-то, присоединение, неполное действие: приходить, приближаться, примерять)
для (для тебя, для книги, для мечты, для мамы)
пре
(близкое к слову очень или слишком и
к пере): прекрасный,
превосходный, прелестный
через (через болото, через
мост, через дорогу)
пере: перелазить, переходить,
перечитывать
Корень – это главная часть слова и общая
часть всех однокоренных слов
Разделительный Ь пишется:
Разделительный Ъ пишется:
чтобы найти корень в
слове, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть:
лес, лесничий, лесной, перелесок, лесной,
лесовичок
1. перед е, ё, и, ю, я в корне
слова (вьюга, серьёзный) или перед окончанием (друзья,
семья, муравьи, платье)
1. после приставок,
которые оканчиваются на согласную (подъезд, съёмка, объяснить,
съехал, объём, подъёмник)
корень в однокоренных
словах пишется одинаково
2. в некоторых
иностранных словах перед О (медальон, почтальон, шампиньон)
2. в иностранных словах (объект,
адъютант, субъект)
Суффикс – это часть слова, он стоит после корня и образует
новые слова
Ь – показатель мягкости согласных:
ок, онок, ёнок: лесок, ветерок, ежонок,оленёнок
ик (мостик,
домик, мячик, пёсик, столик)
ищ (когтищи,
усищи, домище, хвостище )
их (ежиха)
1. слышим
мягкий согласный звук в конце слова или в середине слова перед другими согласными:
конь, письмо
ист, арь, чик, щик, ник, тель (указывают на профессию: печник,
аптекарь, артист, каменщик, переводчик, строитель)
2. пишем Ь после
буквы, обозначающей мягкий согласный звук
ость, есть, от, изн (обозначают качество, свойство: нежность, свежесть, красота,
белизна )
инк (травинка)
юшк (дядюшка,волюшка),ушк(травушка,зимушка)
к (травка)
е, ё, ю, я обозначают 2 звука
е – [ й э]
ё – [ й о]
ю– [ й у ]
я – [ й а] , если:
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая
образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении
1. они
стоят в начале слова: яма, ёлка, ёжик
2. они
стоят после гласной: синее, белое, моё
3. они
стоят после Ь или Ъ: здоровье, подъём, хвоя
Алфавит:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О,П, Р, С, Т, У, Ф, Х,
Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Гласные: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я
Согласные: б, в, г, д, ж, з, й, к, л,
м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ