В художественной литературе часто можно встретить интересные образы, которые противоречат действительности, но очень удачно передают признаки тех или иных явлений. Вам наверняка приходилось слышать фразы «закатилось солнце» или «дремлет тополь». Вполне очевидно, что тополь не может дремать, а солнце не закатывается. Однако подобные образы оживляют повествование и наделяет его особыми чертами. Все это – заслуга олицетворений.
Олицетворение: что это такое и для чего используется?
Как и любой художественный троп, олицетворение применяется для усиления качеств и характеристик предмета или явления. Мы часто слышим выражения вроде таких: «тучи плывут», «ива плачет» и так далее. Вполне очевидно, что растение не может плакать, а тучи не умеют плавать. Однако мы так часто употребляем эти образы, что не задумываемся о том, что это не соответствует действительности.
Простыми словами олицетворение – это передача растениям, явлениям, животным и предметам умений, навыков и качеств, которые чаще всего присущи именно человеку.
Кратко разберём, что такое олицетворение и как правильно использовать его в тексте.
Что такое олицетворение: понятие и признаки
Олицетворение в русском языке – это приём, суть которого заключается в наделении человеческими качествами (персонификации) явления и предметы.
Чтобы было проще запомнить значение слова «олицетворение», разберём его суть:
- Оно происходит от глагола олицетворять;
- Оно пришло из греческого языка. В точном переводе олицетворение – это персонификация, которая и означает наделение чего-либо неживого человеческими качествами, умениями и навыками;
- Его сущность заключается в наделении чего-либо неживого человеческими чертами;
- Оно может воплощать стихийные силы или природные явления в образе какого-либо живого существа;
- В его понятие входит воплощение какой-либо идеи или конкретной черты характера или свойства личности человека или существа;
- С помощью него можно передать конкретное свойство предмета или явления посредством яркого образа.
Примеры олицетворений можно встретить в повседневной жизни. Они мелькают в речи каждого человека:
Наши предки не знали, что такое олицетворение, но в литературе, народном творчестве и сказках постоянно встречаются примеры так называемого «одушевления» предметов. Найдутся и глядящие пироги, и убегающие буханки свежего хлеба.
Запомните определение олицетворения, чтобы не путать его с другими тропами. Всегда вспоминайте примеры с бегущими стрелками или делами, которые пошли в горы. Так проще отличить олицетворение от метафоры и эпитета.
Зачем использовать олицетворение?
Без ярких образов текст теряет свою изюминку. С помощью персонификации можно более точно передать признаки каких-либо явлений и точно описать их сущность. Удачные примеры подобных образов из басен, поговорок и стихотворений входят в повседневную речь даже тогда, когда мы не задумываемся об этом.
Умелый писатель сможет найти то качество, которое отлично передаст сущность явления и позволит раз и навсегда запомнить его особенности.
Можно долго спорить о том, что такое олицетворение в русском языке и литературе, но одно бесспорно – без него мы потеряли бы богатейший культурный пласт.
Как отличить метафору от олицетворения?
Некоторые тропы очень похожи друг на друга. Олицетворение, метафоры и эпитеты очень часто встречаются в одном предложении, из-за чего возникают проблемы с определением правильного названия приёма.
Разберём на примерах олицетворений и метафор, чтобы увидеть разницу:
Деревья, покачиваемые ветерком, зашептались;
Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох.
В первом предложении представлен пример классического олицетворения. Деревья не могут шептаться – это наделение человеческими качествами.
А вот во втором можно ошибиться из-за сочетания «скрипи, перо». Метафора используется для сравнения двух похожих предметов или явлений. В данном предложении перо отождествляется с коготком и посохом.
Выделим то, чем метафора отличается от олицетворения:
- Метафора завуалированно сравнивает два предмета или явления, делая акцент на их качествах, олицетворение же наделяет что-либо человеческими качествами;
- В метафоре имеется скрытый смысл, а в олицетворении он очевиден.
Итак, разница метафоры и олицетворения скрыта как форме выражения, так и в смысловой части. Перед тем, как записать ответ в задании, попробуйте задать себе вопрос: нет ли скрытого подтекста?
Плачущая ива;
Кот наплакал.
В первом предложении используется олицетворение, а во втором – метафора, так как кот является живым существом.
Запомним: то, что называется олицетворением, всегда относится только к неживым предметам или явлениям. Метафора же является скрытым сравнением и может относиться как к живым, так и к неживым объектам.
Примеры олицетворения в разных источниках
Олицетворение может встречаться в пословицах, баснях, художественных текстах, текстах песен и даже заданиях по русскому языку. Разберём на конкретных примерах, что такое олицетворение и как грамотно использовать его в тексте.
Примеры олицетворений в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки – настоящий кладезь олицетворений. Наши предки очень часто использовали одушевления для передачи своего жизненного опыта будущим поколениям.
Нашла коса на камень;
Дело мастера боится;
Хмель шумит – ум молчит;
Копейка рубль бережёт;
Пришла беда – отворяй ворота;
Глаза боятся, а руки делают;
Бумага всё стерпит;
Всяк кулик своё болото хвалит;
Терпенье и труд все перетрут.
Примеры олицетворений в баснях
В баснях Крылова олицетворения встречаются почти во всех строфах. Вот, например:
Примеры олицетворения в литературе
Олицетворение в литературе встречается чаще всего. Без него стихотворения и проза были бы слишком скучными, лишились бы ярких образов.
Яркие примеры олицетворений в литературе чаще всего встречаются в стихотворениях о природе.
В стихотворениях Ф. Тютчева смешиваются метафоры, аллегории и олицетворения:
У И. Бродского встречаются олицетворения, приписываемые телу:
Примеры олицетворений встречаются в стихах Владимира Маяковского:
Чтобы закрепить пройдённый материал, найдите олицетворения в стихотворении:
Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.
Узнаем, что такое олицетворение в литературе.
Современной лингвистической науке известно большое количество художественных средств создания образности и выразительности речи. К ним относятся, в первую очередь, тропы и стилистические фигуры речи. Образность и выразительность речи создают различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение.
В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека неодушевленным предметам и явлениям окружающей действительности. В русской литературе олицетворение является одним из видов метафоры. Писатель, используя этот художественный приём, может нам сообщить в своём произведении, что
- лес проснулся (сравните: ребенок проснулся);
- камыш шепчет (девушка шепчет);
- темнота подкралась (разведчик подкрался).
Олицетворение в литературе. Примеры
Олицетворение как художественный троп часто применяется в сказке, басне и поэтической речи. Приведём примеры олицетворения в поэзии.
Читаем в произведении Сергея Есенина:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Бубенцы не зазвенели, как обычно бывает, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них случилось горе.
Русский поэт Ф.И. Тютчев использовал олицетворение для большей выразительности стихов:
Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
По воле автора лазурь неба приобрела свойства живого существа и смеётся, как смеётся ребенок или любой человек от радости или удовольствия.
Читаем ещё примеры олицетворения:
Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.М. Лермонтов
Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.А.С. Пушкин
Видео «Тропы. Олицетворение»
Тест
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 120
Олицетворение — это искусство оживлять неживое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.
Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.
Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.
Что это такое на примерах
Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:
Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.
Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:
Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору
С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.
Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).
Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.
Еще немного примеров для наглядности:
Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.
Олицетворение в русском фольклоре
Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:
Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ
И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:
Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут — они БЕГУТ,
Их едят — они ГЛЯДЯТ!
Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.
Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.
В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:
А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.
Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.
Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.
Примеры олицетворений в литературе
И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.
Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?
Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.
Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе одни олицетворения:
ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …
У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!
В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.
Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)
Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.
Олицетворение в рекламе
Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.
Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.
И многие слышали подобные слоганы:
- «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
- «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
- «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
- «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
- «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).
Заключение
Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.
Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.
Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
Олицетворение – один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, народных заговорах.
Олицетворение как художественный троп – оборот, состоящий в перенесении свойства человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия, часто применяется в поэтической речи. Например, у А.С.Пушкина:
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость…
Вот еще примеры олицетворения:
“Луна хохотала, как клоун” (С.Есенин) |
Идет седая чародейка, |
Устало все кругом: устал и цвет небес, |
На чтение 6 мин Просмотров 3к. Опубликовано 24.03.2021 Обновлено 31.03.2023
На прошлых занятиях мы с вами уже определились, что художественные тропы просто необходимы для выразительности текста. Благодаря их влиянию мы видим целостную картину в стихотворениях, произведениях, рекламных лозунгах и прочих шедеврах.
Сегодня речь пойдет об олицетворении. Что представляет из себя? Для чего оно нужно, и какова его ценность в русском языке. Разберемся с примерами, проведем сравнение среди других художественных элементов.
Оглавление
- 1 История возникновения олицетворения
- 2 Олицетворение как способ выразительности
- 2.1 Отличие других Литературных тропов от олицетворения
- 3 Какой частью речи выступает олицетворение?
- 4 Примеры олицетворения
- 4.1 Использование олицетворения в разговорной речи
- 4.2 Олицетворение в литературе
- 4.3 Олицетворение и антропоморфизмы
История возникновения олицетворения
В культуре языка олицетворение возникло благодаря анимизму. Анимизм — верование в духов и нечисть. Люди в былые времена были очень божественны и их мировоззрение было широким и безграничным. Они верили в обряды, в тайны и сверхъестественное существование иного.
Наверное, вы уже догадались где загвоздка? В том, что веруя в неестественное и не существующее — народ наделял их живыми качествами. То есть, они верили в говорящих духов, злых и мстительных, и наоборот — в щедрых и домашних духов. Духи могли отбирать у них еду, говорить через кого-то, вводить их в сумасшествие.
Со временем, эта вера в мистическое превратилась в появление художественного тропа — олицетворения. Это стало основой для начинающих авторов и поэтов.
Олицетворение как способ выразительности
Олицетворение — художественная фигура, принцип которой лежит в переносе живых качеств и признаков, на неодушевленные предметы. Самое главное то, что предметы оживают, становятся яркими, экспрессивными и цепляющимися.
Благодаря ему возникает глубокий и выразительный художественный образ. Поэтому к нему часто прибегают авторы, литературоведы, поэты и даже люди, любой громкой профессии. Во многих случаях эта фигура встречается в прозе, стихах, разговорной речи, народных мудростях, сказках.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя.
Разберём последние две строки. Мы видим здесь смесь олицетворений и сравнений. Это особенно интересно, поскольку олицетворение является разновидностью метафоры, итак:
Буря … как зверь — сравнение; то как зверь, она завоет — олицетворение.
То заплачет как дитя — олицетворение, Буря … как дитя — сравнение.
Ещё несколько предложений с олицетворением:
“Снег укутал землю, как мама младенца на руках”;
“Дело мастера боится”;
“Гром ворчал на нас, как старик”.
Отличие других Литературных тропов от олицетворения
Зачастую, олицетворение путают с аллегорией. Аллегория — это выражение абстрактного значения, с помощью какого-то определенного образа. В основном, она применяется в баснях, стихах и сказках. Например, “голубь - символ мира!”
, “упрямый, как Осел”
, “пришла осень - наступила старость”
.
Некоторые авторы применяют комбинацию (олицетворение + аллегория) для более выразительной конкретности в произведении. Однако, стоит уметь разграничивать эти два литературных понятия. Для этого рекомендуем освежить в памяти образы, повторив урок про Аллегорию.
Следующий троп, с которым будем сравнивать — метафора. На прошлых занятиях мы уже выяснили, что в её основе лежит перенос подобных качеств одного предмета/существа/явления на другое, своего рода сравнение подобий, и это особенность метафоры.
То есть, мы имеем перенос качеств, но не обязательно с неживого на живое. Это может быть любое сочетание. Также в метафоре нет явного сравнения. Переносимое качество просто присваивается без указания источника. (Озеро как зеркало => зеркало озера). Отсюда вытекает ещё одно важное отличие, в метафоре не всегда смысл лежит на поверхности, в то время, как в олицетворении — он налицо.
«Воля моя — кремень». и «Зима недаром злится, прошла её пора…».
Эти тропы наиболее сложно дифференцировать, поэтому им мы уделили больше всего внимания. К остальным тропам вопросов нет, достаточно разобраться с определением и вы уже не будете никогда их путать.
Какой частью речи выступает олицетворение?
Основная цель тро́па — придать неодушевленному объекту живое качество. А для того, чтобы это сделать, он, в большинстве случаев, должен стать глаголом. Только глагол не тот, который просто отвечает на вопрос “что делать?”. А в сочетании с эпитетами, что придает более сильную выразительность и глубину. Потому что очень важно переключить на действие описываемый объект, внести оживленность, раскрыть образ или зародить его в себе.
Тем не менее, олицетворение может быть выражено и другими частями речи, в чём вы сможете убедиться немного ниже.
Примеры олицетворения
Предлагаю закрепить сказанное. Итак, мы выяснили, что основная функция олицетворения — вкладывать в неживой объект человеческие признаки и характеристики. Тем самым создается новый и целостный образ с действиями, с экспрессивностью и яркостью предмета.
Использование олицетворения в разговорной речи
Очень часто мы употребляем художественные тропы в повседневной речи, сами того не замечая. Тот, кто хочет или умеет производить эффект на своих собеседников, знает что нужно применять именно олицетворение. Чтобы скрасить речь, задать нужный, выразительный тон, заинтересовать оппонента.
Один из самых блистательных и известных примеров: финансы поют романсы
.
Согласитесь, ведь финансы петь не могут, это очевидно. Но в данном выражении, финансы — как неживой элемент, обладающий человеческим качеством, пения романсов.
Олицетворение в литературе
Этот литературный прием — наиболее применяемый, среди писателей и поэтов. Он лёгок на чтение в письме и воспроизведении мысли. Поэтому его часто встречают именно в художественных произведениях.
То и дело, мы встречаем олицетворение в описаниях природы. На самом же деле, гром не может злиться, или пенек не может ожить? Но как красиво это звучит в сказках, стихах, баснях и произведениях. Допустим, в рассказе или в стихотворении повествуется о прекрасной природе, — писатель несомненно будет применять именно олицетворение. К примеру: солнце шепчет
, трава улыбается
, снежинки в пляс пустились
, мороз ругается
, ”весна - прекрасное дитя поры”
и т.д.
Пару примеров-стихотворений с олицетворением:
“ ..Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы..” (С. Есенин)
“Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.” (Ф. Тютчев)
“Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей чистой воли.” (А.С. Пушкин).
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…». (А. Пушкин)
Олицетворение и антропоморфизмы
Олицетворение — это обычный, образный литературный прием. Определение доступное и понятное. Но есть один троп, который введет вас в заблуждение — антропоморфизм.
Антропоморфизм — это жест, с помощью которого литератор присваивает неживому объекту, только лишь человеческие свойства.
Например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости»
. «Компьютер думает, запоминает».
Как видите из примеров, предметы реализуют лишь те действия, которые способен осуществлять человек. Думать, идти в гости, запоминать и т.д. Основное отличие состоит в том, что олицетворение присваивает неодушевленному предмету качества не только человеческие, но и свойственные ему по природе.